История Филиппин (1565–1898 гг.)
История Филиппин |
---|
Хронология |
Портал Филиппин |
История Филиппин с 1565 по 1898 год известна как испанский колониальный период , в течение которого Филиппинские острова управлялись Генеральным капитанством Филиппин в составе Испанской Ост-Индии , первоначально под властью вице-королевства Новой Испании , базирующегося в Мехико . до обретения независимости Мексиканской империи от Испании в 1821 году. Это привело к прямому контролю Испании в период правительственной нестабильности .
Первый документально подтвержденный контакт европейцев с Филиппинами был осуществлен в 1521 году Фернаном Магелланом во время его кругосветной экспедиции . [1] во время которого он был убит в битве при Мактане . Сорок четыре года спустя испанская экспедиция под руководством Мигеля Лопеса де Легаспи покинула современную Мексику и начала испанское завоевание Филиппин. Экспедиция Легаспи прибыла на Филиппины в 1565 году, во время правления Филиппа II Испанского , имя которого осталось за страной .
Испанский колониальный период закончился поражением Испании от Соединённых Штатов в испано-американской войне и Парижским договором 10 декабря 1898 года, который ознаменовал начало американской колониальной эры в истории Филиппин.
Испанская колонизация
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Испанцы . исследовали Филиппины с начала 16 века Фердинанд Магеллан , португальский мореплаватель, руководивший испанской экспедицией по кругосветному плаванию, был убит воинами дату Лапулапу в битве при Мактане . В 1543 году Руй Лопес де Вильялобос прибыл на острова Лейте и Самар и назвал их Лас-Ислас Филиппинас в честь Филиппа II Испанского , в то время принца Астурийского . [2] Филипп стал королем Испании 16 января 1556 года, когда его отец, Карл I Испанский (который также правил как Карл V, император Священной Римской империи ), отрекся от испанского престола. Филипп находился в Брюсселе в то время , и его возвращение в Испанию было отложено до 1559 года из-за европейской политики и войн в Северной Европе. Вскоре после своего возвращения в Испанию Филипп приказал организовать экспедицию на острова Пряностей , заявив, что ее целью было «открыть острова на западе». [3] На самом деле его задачей было завоевать Филиппины для Испании. [4] Население Лусона и Висайских островов на момент первых испанских миссий оценивалось от 1 до 1,5 миллиона человек, при этом общая плотность была низкой. [5]
Завоевание при Филиппе II
[ редактировать ]Филипп II, чье имя сохранилось за островами, приказал и руководил завоеванием и колонизацией Филиппин. 19 или 20 ноября 1564 года испанская экспедиция численностью всего лишь 500 человек во главе с Мигелем Лопесом де Легаспи покинула Барра-де-Навидад (современный мексиканский штат Халиско ) в вице-королевстве Новая Испания , прибыв в Себу 13 февраля 1565 года и завоевав и это несмотря на сопротивление кебуанцев . [6] : 77 [7] [8] : 20–23 Примерно 200-400 из этих людей были тлашкальскими солдатами, вступившими в союз с Испанией во время испанского завоевания Мексики . Некоторые из тлашкальцев поселились на островах на постоянной основе, и многочисленные науатля слова были впитаны в филиппинские языки . [9] Более 15 000 солдат прибыли из Новой Испании в качестве новых мигрантов в 17 веке, что намного превышает численность прибывших гражданских лиц. Большинство этих солдат были преступниками и молодыми мальчиками, а не людьми с характером. [а] [10] Тяготы солдат-колонистов способствовали грабежам и порабощению, несмотря на уговоры сопровождавших их представителей церкви. В 1568 году испанская корона разрешила создание системы энкомьенды , которую она отменяла в Новом Свете , фактически узаконив более репрессивное завоевание. Хотя рабство было отменено в Испанской империи , потребовалось около столетия, чтобы оно было полностью отменено на Филиппинах из-за доколониальной системы рабства алипинов , уже существовавшей на островах. [11] [12]
Из-за конфликта с португальцами , блокировавшими Себу в 1568 году , и постоянной нехватки поставок, [13] в 1569 году Легаспи перешёл в Панай и основал второе поселение на берегу реки Панай . В 1570 году Легаспи отправил своего внука Хуана де Сальседо , прибывшего из Мексики в 1567 году, на Миндоро , чтобы наказать пиратов-мусульман моро, грабивших деревни Панай. Сальседо также разрушил форты на островах Илин и Лубанг , соответственно к югу и северо-западу от Миндоро. [6] : 79
В 1570 году Мартин де Гоити , отправленный Легаспи на Лусон, завоевал Майнилу . За ним последовал Легаспи с более крупным флотом, состоящим как из испанцев, так и из большинства висайских сил. [6] : 79-80 на то, чтобы привести эти силы в действие, потребовался месяц из-за низкой скорости местных кораблей. [14] Эта большая сила стала причиной капитуляции соседнего Тондо . Попытка некоторых местных лидеров, известная как « Заговор Тондо» , победить испанцев была отражена. Легаспи переименовал Майнилу в Новую Кастилью и объявил ее столицей Филиппин. [6] : 80 и, следовательно, остальной части Испанской Ост-Индии , [15] который также охватывал испанские территории в Азии и Тихоокеанском регионе . [16] [17] Легаспи стал первым генерал-губернатором страны.
Хотя молодая администрация, возглавляемая Легаспи, изначально была небольшой и уязвимой для уничтожения португальскими и китайскими захватчиками, слияние испанской и португальской корон в рамках Иберийского союза 1580-1640 годов помогло сделать постоянным взаимное признание притязаний Испании на Филиппины. как претензии Португалии на Острова пряностей (Молуккские острова) . [18]
В 1573 году Япония расширила свою торговлю на севере Лусона. [19] [ не удалось пройти проверку ] В 1580 году японский лорд Тай Фуса основал независимое государство вокоу Тай Фуса в неколониальном Кагаяне . [20] Когда испанцы прибыли в этот район, они подчинили себе поселение, что привело к Кагаянским сражениям 1582 года . [21] Со временем значение Себу упало, поскольку власть переместилась на север, к Лусону. [ нужна ссылка ] В конце 16 века население Манилы росло, хотя население испанских поселений на Висайских островах уменьшалось. [22]
Со временем испанцы один за другим успешно захватили различные местные штаты . [23] Под властью Испании разрозненные барангаи были намеренно объединены в города , где католическим миссионерам было легче обратить жителей в христианство . [24] [25] Миссионеры обратили в христианство большую часть жителей низменности. [26] Они также основали школы, университет, больницы и церкви. [27] Чтобы защитить свои поселения, испанцы построили и укомплектовали сеть военных крепостей по всему архипелагу. [28] Рабство также было отменено. В результате этой политики население Филиппин увеличилось в геометрической прогрессии. [29] [ нужен лучший источник ] [30]
Испанское правление превратило большую часть территории нынешних Филиппин в единую администрацию. [31] [32] С 1565 по 1821 год Филиппины управлялись как часть находившегося в Мексике вице-королевства Новая Испания, которое позже управлялось из Мадрида после мексиканской войны за независимость . [33] Администрация Филиппинских островов считалась истощением экономики Испании. [34] и были дебаты о том, отказаться от него или обменять его на какую-то другую территорию. Однако против этого выступили по ряду причин, включая экономический потенциал, безопасность и желание продолжить религиозное обращение на островах и в окружающем регионе. [35] [36] Филиппины выживали за счет ежегодных субсидий, предоставляемых испанской короной. [34] что в среднем составляло 250 000 песо [37] и обычно выплачивался за счет предоставления 75 тонн серебряных слитков, отправляемых из Испанской Америки на манильских галеонах . [38] Финансовые ограничения означали, что 200-летние укрепления в Маниле не претерпели существенных изменений после того, как их впервые построили первые испанские колонизаторы. [39]
Некоторые японские корабли посетили Филиппины в 1570-х годах с целью экспорта японского серебра и импорта филиппинского золота . Позже увеличение импорта серебра из источников Нового Света привело к тому, что японский экспорт на Филиппины переключился с серебра на потребительские товары. В 1570-х годах испанские торговцы в некоторой степени беспокоились из-за японских пиратов, но к 1590 году между Филиппинами и Японией были установлены мирные торговые отношения. [40] Японский кампаку ( регент ) Тоётоми Хидэёси Японии несколько раз безуспешно требовал, чтобы Филиппины подчинились сюзеренитету . [41]
8 февраля 1597 года Филипп II, ближе к концу своего 42-летнего правления, издал Королевскую Седулу, предписывающую Франсиско де Тельо де Гусману , тогдашнему генерал-губернатору Филиппин , соблюдать законы о дани и обеспечивать возмещение вреда. -полученные налоги с коренных филиппинцев . Указ был опубликован в Маниле 5 августа 1598 года. Король Филипп умер 13 сентября, всего через сорок дней после публикации указа, но на Филиппинах о его смерти не было известно до середины 1599 года, когда был проведен референдум, по которому коренные филиппинцы признали бы, что испанское правление продолжалось. Можно сказать, что после завершения филиппинского референдума 1599 года Испания установила законный суверенитет над Филиппинами. [42]
В начальный период колонизации Манилу заселили 1200 испанских семей. [43] В городе Себу , на Висайских островах, поселение приняло в общей сложности 2100 солдат-поселенцев из Новой Испании, положив начало мексиканскому поселению на Филиппинах . [44] В состав испанских сил входили солдаты из других районов Новой Испании, многие из которых дезертировали и смешались с остальным населением. [45] [46] [47] Хотя в совокупности они оказали значительное влияние на филиппинское общество, ассимиляция стерла прежние кастовые различия между ними, а со временем и важность их национального происхождения. [48] [49] [50]
Однако, согласно генетическим исследованиям, Филиппины практически не пострадали от смешения с европейцами. [51] Латиноамериканцы превосходили по численности европейцев, испанцев в целом, а также китайцев превосходили по численности европейцев. [52] [53] поскольку большинство филиппинцев являются коренными австронезийцами. [54] [55] Испания сохранила свое присутствие в городах и поселках. [56] Непосредственно к югу от Манилы мексиканцы присутствовали в Эрмите. [57] и в Кавите , [58] где они стояли в качестве часовых. Кроме того, мужчины, призванные из Перу , также были отправлены в поселение в городе Замбоанга на Минданао , чтобы вести войну против мусульманских защитников. [59]
также существовали общины испанцев- метисов В Илоило . [60] негры , [61] и Виган . [62] Взаимодействие между коренными филиппинцами и испанцами-иммигрантами вместе с латиноамериканцами в конечном итоге привело к образованию нового языка, чавакано , креольского мексиканского испанского языка . Они зарабатывали на торговлей галеонами жизнь . В последние годы 18 века генерал-губернатор Хосе Баско провел экономические реформы, которые дали колонии первый значительный внутренний доход от производства табака и другого сельскохозяйственного экспорта. В этот более поздний период сельское хозяйство было наконец открыто для европейского населения, которое раньше было доступно только коренным филиппинцам. [ нужна ссылка ] Во время своего правления Испания подавляла различные восстания коренных народов . [63] а также защита от внешних военных вызовов. [34] [64] [ не удалось пройти проверку ]
Испанцы считали свою войну с мусульманами в Юго-Восточной Азии продолжением Реконкисты . [65] Война против голландцев с запада в 17 веке вместе с конфликтом с мусульманами на юге почти обанкротили колониальную казну. [66] Моро из западного Минданао и архипелага Сулу также совершали набеги на прибрежные христианские районы Лусона и Висайских островов. Поселенцам пришлось отбиваться от китайских пиратов (осаждавших Манилу, самым известным из которых был Лимахонг в 1573 году).
Голландские атаки
[ редактировать ]корсарами и испанскими войсками произошли три военно-морских сражения В 1610, 1617 и 1624 годах между голландскими , известные как Первое, Второе и Третье сражения при Плайя-Хонда . Второе сражение - самое известное и знаменитое из трех, в нем приняли участие почти равные силы (10 кораблей против 10 кораблей), в результате чего голландцы потеряли свой флагман и отступили. Только третье сражение 1624 года закончилось морской победой голландцев.
произошла серия из пяти военно-морских сражений, известных как «Битвы при Ла-Наваль-де-Манила» между войсками Испании и Голландской Республики В 1646 году в рамках Восьмидесятилетней войны . Хотя испанские силы состояли всего из двух манильских галеонов и галеры с экипажами, состоящими в основном из филиппинских добровольцев, против трех отдельных голландских эскадр общей численностью восемнадцать кораблей голландские эскадры потерпели серьезное поражение на всех фронтах от испано-филиппинских войск, что вынудило голландцев отказаться от своих планов вторжения на Филиппины.
6 июня 1647 года у острова Маривелес были замечены голландские суда. Несмотря на приготовления, у испанцев был только один галеон (« Сан-Диего» ) и две галеры, готовые вступить в бой с противником. У голландцев было двенадцать крупных судов.
12 июня армада атаковала испанский порт Кавите. Бой длился восемь часов, и испанцы полагали, что нанесли большой ущерб флагману противника и другим судам. Испанские корабли не получили серьезных повреждений, и потери были небольшими. Однако почти каждая крыша в испанском поселении была повреждена артиллерийским обстрелом, особенно сосредоточенным на соборе. 19 июня армада была разделена: шесть кораблей направились к верфи Миндоро, а остальные шесть остались в Манильском заливе . Затем голландцы атаковали Пампангу , где захватили укрепленный монастырь, взяв пленных и казнив почти 200 филиппинских защитников. Губернатор распорядился провести торжественные похороны умерших и выплатить выплаты их вдовам и сиротам. [67] [68] [69]
В следующем году была экспедиция, которая прибыла в Холо в июле. Голландцы заключили союз с антииспанским королем Саликалой. Испанский гарнизон на острове был небольшим, но выдержал голландскую бомбардировку. Голландцы наконец ушли, а испанцы заключили мир с холоанцами, а затем тоже ушли. [67] [68] [69]
Также произошло безуспешное нападение на Замбоангу в 1648 году. В том же году голландцы пообещали уроженцам Минданао, что они вернутся в 1649 году с помощью для поддержки восстания против испанцев. Вспыхнуло несколько восстаний, самое серьезное из которых произошло в деревне Линдао. Там большая часть испанцев была убита, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать на небольшом речном судне в Бутуан . Однако голландская помощь не материализовалась и не имела объектов для ее предоставления. Власти Манилы объявили о всеобщем помиловании, и многие филиппинцы в горах сдались. [67] [68] [69]
Требования этих войн рассматривались как потенциальная причина сокращения численности населения. [70]
Британская оккупация Манилы
[ редактировать ]В августе 1759 года Карл III на испанский престол взошел . В то время Великобритания и Франция находились в состоянии войны, которая позже была названа Семилетней войной .
Британские войска оккупировали Манилу с 1762 по 1764 год, однако они не смогли расширить свое завоевание за пределы Манилы, поскольку филиппинцы оставались верными оставшейся испанской общине за пределами Манилы. [8] : 81–83 Испанские колониальные силы удерживали британцев в Маниле. Католический архиепископ Мануэль Рохо , попавший в плен к британцам, 30 октября 1762 года подписал документ о капитуляции, дав британцам уверенность в возможной победе. [71] [72]
Капитуляция архиепископа Рохо была отвергнута как незаконная доном Симоном де Анда-и-Салазаром , который претендовал на титул генерал-губернатора согласно статуту Совета Индий . Он возглавлял испанско-филиппинские силы, которые удерживали британцев в Маниле и саботировали или подавляли спровоцированные британцами восстания, такие как восстание Диего Силанга . Анда перехватила и перенаправила торговлю галеонами в Маниле, чтобы предотвратить дальнейшие захваты британцами. Неспособность британцев укрепить свои позиции привела к дезертирству войск и нарушению единства командования, в результате чего британские силы были парализованы и оказались во все более шатком положении. [73]
Семилетняя война завершилась Парижским миром , подписанным 10 февраля 1763 года. На момент подписания договора подписавшие его стороны не знали, что Манила находится под британской оккупацией и управляется как британской колонией. Следовательно, для Филиппин не было предусмотрено никаких конкретных положений. Вместо этого они подпадали под общее положение, согласно которому все другие земли, не предусмотренные иным образом, должны быть возвращены испанской короне. [74]
Открытие Филиппин для мировой торговли
[ редактировать ]По мере распространения индустриализации по Европе и Северной Америке в 19 веке спрос на сырье увеличился. Хотя Филиппинам было запрещено торговать с другими странами, кроме Испании, требование побудило Испанию под руководством генерал-губернатора Хосе Баско открыть порты для международной торговли как в качестве источника сырья, так и в качестве рынка для промышленных товаров.
После открытия филиппинских портов для мировой торговли в 1834 г. [75] в филиппинском обществе начали происходить сдвиги. [76] [77] Упадок торговли манильскими галеонами способствовал изменениям во внутренней экономике. Коммунальные земли были приватизированы для удовлетворения международного спроса на сельскохозяйственную продукцию, что привело к официальному открытию портов Манилы, Илоило и Себу для международной торговли. [78]
Подъем филиппинского национализма
[ редактировать ]Развитие Филиппин как источника сырья и рынка для европейских производителей создало большое местное богатство. Многие филиппинцы процветали. Повседневные филиппинцы также извлекали выгоду из новой экономики благодаря быстрому увеличению спроса на рабочую силу и доступности возможностей для бизнеса. Некоторые европейцы иммигрировали на Филиппины, чтобы присоединиться к повозке богатства, среди них Хакобо Зобель, патриарх сегодняшней семьи Зобель де Айала и видный деятель подъема филиппинского национализма. Их отпрыски учились в лучших университетах Европы, где они познали идеалы свободы времен Французской и Американской революций. Новая экономика породила новый средний класс на Филиппинах.
В середине 19 века был открыт Суэцкий канал , что облегчило доступ на Филиппины из Испании. Небольшое увеличение полуостровов на Пиренейском полуострове угрожало секуляризации филиппинских церквей . В государственных делах Криолло , известные на местном уровне как Инсуларес (букв. «Островитяне»), были смещены с правительственных должностей полуостровами , которых Инсуларес считали иностранцами.
Испано -американские войны за независимость и возобновление иммиграции привели к изменениям в социальной идентичности: термин «филиппинец» превратился из обозначения испанцев, родившихся на Пиренейском полуострове и на Филиппинах , в термин, охватывающий всех людей на архипелаге. Этот сдвиг идентичности был вызван богатыми семьями смешанного происхождения, для которых он превратился в национальную идентичность. [79] [80] Ситуация усугублялась тем, что мексиканец филиппинского происхождения Исидоро Монтес де Ока стал генерал-капитаном революционного лидера Висенте Герреро во время мексиканской войны за независимость. [81] [82] [83]
Островные жители все больше становились филиппинцами и называли себя Los hijos del país (букв. «Сыны страны»). Среди первых сторонников филиппинского национализма были Insulares Падре Педро Пелаес , который боролся за секуляризацию филиппинских церквей и изгнание монахов, Падре Хосе Бургос, чья казнь повлияла на национального героя Хосе Ризаля , и Хоакин Пардо де Тавера, который боролся за сохранение филиппинского национализма. государственные должности туземцев, независимо от расы. В ответ на рост филиппинского национализма монахи назвали индейцев ( возможно, имея в виду островных жителей и метисов также ) ленивыми и непригодными для государственных и церковных должностей. В ответ Insulares выступили с Indios agraviados — манифестом, защищающим филиппинцев от дискриминационных высказываний.
Напряженность между островами Инсуларес и полуостровами переросла в неудавшиеся восстания Новалеса и восстание Кавите 1872 года, которое привело к депортации видных филиппинских националистов на Марианские острова и в Европу , которые продолжили борьбу за свободу посредством Пропагандистского движения . В восстании Кавите были замешаны священники Мариано Гомес , Хосе Бургос и Хасинто Самора (см. Гомбурса ), чьи казни повлияют на подрывную деятельность следующего поколения филиппинских националистов, в том числе Хосе Ризаля, который затем посвятил свой роман «Эль флибустеризм» этим священникам . .
Национальная система государственных школ была введена в 1863 году. [84] [85] [86]
Подъем испанского либерализма
[ редактировать ]После того, как либералы выиграли Испанскую революцию 1868 года , Карлос Мария де ла Торре был отправлен на Филиппины в качестве генерал-губернатора (1869–1871). Он был одним из самых любимых генерал-губернаторов на Филиппинах благодаря реформам, которые он провел. [ нужна ссылка ] В какой-то момент его сторонники, в том числе падре Бургос и Хоакин Пардо де Тавера, исполнили ему серенаду перед дворцом Малакананг . [ нужна ссылка ] После Реставрации Бурбонов в Испании и отстранения либералов от власти де ла Торре был отозван и заменен генерал-губернатором Искьердо , который поклялся править железной рукой. [ нужна ссылка ]
Иллюстрадос, Ризал и Катипунан
[ редактировать ]Революционные настроения усилились в 1872 году после того, как под пустыми предлогами были казнены три католических священника-активиста. [87] [88] [89] Это вдохновило бы пропагандистское движение в Испании, организованное Марсело Х. дель Пиларом , Хосе Рисалем и Мариано Понсе , лоббирующее политические реформы на Филиппинах. [ нужна ссылка ]
Массовая депортация националистов на Марианские острова и в Европу в 1872 году привела к появлению филиппинского сообщества реформаторов-эмигрантов в Европе. Сообщество росло вместе со следующим поколением Ilustrados, обучающимся в европейских университетах. Они объединились с испанскими либералами, особенно с испанским сенатором Мигелем Морайтой Саграрио, и основали газету La Solidaridad . [ нужна ссылка ] В это время Испания институционализировала бизнес по созданию человеческих зоопарков против филиппинцев, что усилило призыв к революции, поскольку коренные филиппинцы были похищены испанцами и выставлены в виде животных для белой публики. [90] [91]
Среди реформаторов был Хосе Ризал, написавший в Европе два романа. Его романы считались [ кем? ] самое влиятельное из сочинений Иллюстрадо, вызвавшее дальнейшие волнения на островах, в частности, основание Катипунана . Между ним и Марсело Иларио дель Пилар разгорелось соперничество за лидерство в «Солидаридад» и реформаторском движении в Европе. Большинство эмигрантов поддержало руководство дель Пилара. [ нужна ссылка ]
Затем Ризал вернулся на Филиппины, чтобы организовать Ла Лигу Филиппин и принести реформаторское движение на филиппинскую землю. Его арестовали всего через несколько дней после основания лиги. [ нужна ссылка ] В конце концов Ризал был казнен 30 декабря 1896 года по обвинению в мятеже. Это радикализировало многих, кто ранее был лоялен Испании. [92] Поскольку попытки реформ встретили сопротивление, [93] В 1892 году радикальные члены Филиппинской лиги, в которую входили Андрес Бонифачо и Деодато Арельяно , основали Высший генеральный альянс сынов народа (ККК), названный просто Альянсом, целью которого было отделение Филиппин от Испании. Империя.
Филиппинская революция
[ редактировать ]К 1896 году Катипунан насчитывал тысячи членов. В том же году существование Катипунана было обнаружено колониальными властями. В конце августа Катипунеро собрались в Калукане и объявили о начале революции. Это событие теперь известно как Крик Балинтавака или Крик Пугада Лавина из-за противоречивых исторических традиций и официальных позиций правительства. [94] Андрес Бонифачо призвал к всеобщему наступлению на Манилу [95] [96] и потерпел поражение в бою у города Сан-Хуан-дель-Монте . Он перегруппировал свои силы и смог ненадолго захватить города Марикина , Сан-Матео и Монтальбан . Испанские контратаки отбросили его, и он отступил на высоты Балары и Моронга и оттуда начал партизанскую войну . [97] К 30 августа восстание распространилось на восемь провинций. В этот день генерал-губернатор Рамон Бланко объявил в этих провинциях состояние войны и ввёл в них военное положение . Это были Манила, Булакан , Кавите, Пампанга, Тарлак , Лагуна , Батангас и Нуэва-Эсиха . Позже они будут представлены в виде восьми лучей солнца на филиппинском флаге . [98] [ не удалось пройти проверку ] Эмилио Агинальдо и Катипунеро из Кавите были самыми успешными из повстанцев. [99] и к сентябрю – октябрю они контролировали большую часть своей провинции. Они защищали свои территории траншеями, спроектированными Эдильберто Евангелистой . [97]
Многие представители образованного класса иллюстрадо , такие как Антонио Луна и Аполинарио Мабини, изначально не поддерживали вооруженную революцию. Сам Хосе Ризал, у которого повстанцы черпали вдохновение и заранее консультировались, не одобрял преждевременную революцию. Он был арестован, предан суду и казнен за измену, подстрекательство к мятежу и заговор 30 декабря 1896 года. Перед арестом он выступил с заявлением, отрекающимся от революции, но в своем прощальном стихотворении «Mi último adiós» написал, что гибнуть в бою ради своей страна была так же патриотична, как и его собственная неминуемая смерть. [100] [ нужна страница ]
В то время как революция распространялась по провинциям, Катипунерос Агинальдо в октябре заявили о существовании повстанческого правительства, несмотря на Катипунана Бонифачо. [101] которое он уже превратил в повстанческое правительство под своим президентом в августе. [102] [103] Бонифачо был приглашен в Кавите, чтобы выступить посредником между повстанцами Агинальдо, Магдало , и их соперниками Магдивангами , обоими главами Катипунана. Там он был втянут в дискуссии о том, следует ли заменить Катипунан повстанческим правительством, созданным повстанцами Кавите. [ нужна ссылка ] Этот внутренний спор привел к съезду Техероса и выборам, на которых Бонифачо потерял свой пост, а Эмилио Агинальдо был избран новым лидером революции. [104] : 145–147 22 марта 1897 года съезд учредил революционное правительство Техероса. [ нужна ссылка ] Бонифачо отказался признать это и вместе с другими заключил Наикское военное соглашение . Это привело к его казни за измену в мае 1897 года. [105] [106] 1 ноября правительство Техероса было заменено Республикой Биак-на-Бато . [ нужна ссылка ]
К декабрю 1897 года революция привела к тупику между колониальным правительством и повстанцами. Педро Патерно выступил посредником между двумя сторонами при подписании Пакта Биак-на-Бато . Условия перемирия включали самовысылку Агинальдо и его офицеров в обмен на 800 000 мексиканских песо (около 14 400 000 долларов США сегодня). [б] ) должны быть оплачены колониальным правительством. [ нужна ссылка ] Затем Агинальдо отправился в Гонконг в изгнание. [108]
Влияние испанской колонизации: религия, культура и общество
[ редактировать ]Прибытие испанцев вызвало глубокие изменения в филиппинском обществе, особенно в области религии, культуры и социальной структуры.
- Религия : Испанцы активно пропагандировали христианство , в первую очередь католицизм , как официальную религию Филиппин. Это привело к обращению многих филиппинцев и основанию многочисленных церквей и монастырей по всему архипелагу. Влияние католицизма по-прежнему глубоко укоренилось в филиппинской культуре и самобытности и сегодня.
- Культура : Испанская колонизация привнесла элементы испанской культуры, включая язык, архитектуру, музыку и искусство. Испанский язык, кастильский , стал языком управления и образования, и многие филиппинцы приняли испанские имена и фамилии. Испанские архитектурные стили, такие как барокко , можно увидеть во многих церквях и правительственных зданиях по всей территории Филиппин.
- Общество : В испанский колониальный период возникла сложная социальная иерархия. испанского происхождения испанцы Высшие руководящие посты занимали (peninsulares), за ними следовали филиппинцы испанского происхождения (метисы). Коренные филиппинцы (индио) занимали самые низкие социальные слои и часто подвергались жестокому обращению и эксплуатации.
Испано-американская война
[ редактировать ]25 апреля 1898 года началась испано-американская война . 1 мая 1898 года в битве при Манильском заливе Азиатская эскадра под ВМС США командованием коммодора Джорджа Дьюи на борту военного корабля США « Олимпия » нанесла решительное поражение испанским военно-морским силам на Филиппинах. С потерей своих военно-морских сил и контроля над Манильским заливом Испания потеряла возможность защищать Манилу и, следовательно, Филиппины.
19 мая Эмилио Агинальдо вернулся на Филиппины на борту корабля ВМС США, а 24 мая принял командование филиппинскими войсками. Филиппинские войска освободили большую часть страны от испанцев. [ нужна ссылка ] 12 июня 1898 года Агинальдо издал Декларацию независимости Филиппин, провозгласившую независимость от Испании. [108] Затем филиппинские войска, как и американские войска, осадили Манилу.
В августе 1898 года испанский генерал-губернатор тайно договорился с американскими командирами о сдаче Манилы американцам после имитации боя. [ нужна ссылка ] 13 августа 1898 года в ходе битвы за Манилу американцы взяли город под свой контроль. [ нужна ссылка ] В декабре 1898 года был подписан Парижский договор , положивший конец испано-американской войне и продав Филиппины Соединенным Штатам за 20 миллионов долларов . С этим договором испанское правление на Филиппинах формально закончилось. [109] [110]
23 января 1899 года Агинальдо основал Первую Филиппинскую республику в Малолосе . [111]
Когда становилось все более очевидным, что Соединенные Штаты не признают Первую Филиппинскую республику, филиппино-американская война. разразилась [112] 4 февраля 1899 года, в битве при Маниле .
См. также
[ редактировать ]- Антонио де Морга
- Филиппинские восстания против Испании
- Гомес Перес Дасмариньяс
- Луис Перес Дасмаринас
- Сантьяго де Вера
- Педро Чирино
- Лакандула
- Раджа Сулейман
- Филиппинская революционная армия
- Фердинанд Блюментритт
- Список лидеров суверенного государства на Филиппинах
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Это согласно заявлениям губернаторов Фернандо де Силвы в 1626 году и Диего Фахардо Чакона в 1650 году . [10]
- ↑ Мексиканский доллар в то время стоил около 50 центов США, что эквивалентно примерно 18,31 доллару сегодня. [107] Песо фуэрте и мексиканский доллар были взаимозаменяемыми по номиналу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суарас, Томас (1999). Раннее картографирование Юго-Восточной Азии: эпическая история мореплавателей, искателей приключений и картографов, которые первыми нанесли на карту регионы между Китаем и Индией . Periplus Editions (HK) Limited. п. 138. ИСБН 9789625934709 .
- ^ Скотт 1985 , с. 51.
- ^ Уильямс 2009 , с. 14
- ^ Уильямс 2009 , стр. 13–33.
- ^ Ньюсон 2009 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Халили, Мария Кристина Н. (2004). Филиппинская история . книжного магазина Rex, Inc. Манила: ISBN 978-971-23-3934-9 .
- ^ Образование, США. Управление (1961). Бюллетень . Типография правительства США. п. 7 .
- ^ Jump up to: а б де Борха, Марчиано Р. (2005). Баски на Филиппинах . Университет Невады Пресс. ISBN 9780874175905 . Архивировано из оригинала 26 марта 2022 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Когда коренные жители Тлашкалы пошли на войну на Филиппинах» . РЕЦЕНЗИЯ НА ЛАТИНОСКУЮ КНИГУ . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Моусон, Стефани Дж. (август 2016 г.). «Осужденные или «конкистадоры?» Испанские солдаты в Тихом океане семнадцатого века» . Прошлое и настоящее . 232 (232). Издательство Оксфордского университета от имени Общества прошлого и настоящего: 87–125. дои : 10.1093/pastj/gtw008 . JSTOR 44015364 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Ньюсон 2009 , стр. 5–7.
- ^ Сейяс, Татьяна (2014). Азиатские рабы в колониальной Мексике: от чинос до индейцев . Издательство Кембриджского университета. стр. 36–37. ISBN 9781107477841 .
- ^ Ньюсон 2009 , с. 61.
- ^ Ньюсон 2009 , с. 20.
- ^ Фернандо А. Джеймс мл. (2006). «Краткая история Пандакана, Манила, 1589–1581 гг. малайский 19 (2): 70–87 . Получено июля . 18
- ^ Мануэль Л. Кесон III (12 июня 2017 г.). «Филиппины уже не те, что были раньше» . СПОТ.PH . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Андраде, Тонио (2005). «Ла Исла Эрмоса: Расцвет испанской колонии на Северном Тайване» . Как Тайвань стал китайским: голландская, испанская и ханьская колонизация в семнадцатом веке . Издательство Колумбийского университета.
- ^ Бэрроуз, Дэвид П. «История Филиппин» . Гутенберг.орг . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ «Анналы династии Чосон» . Sillok.history.go.kr . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Барревельд, Дирк Дж. (23 февраля 2019 г.). Голландское открытие Японии: правдивая история знаменитого романа Джеймса Клавелла «Сёгун» . iUniverse. ISBN 9780595192618 . Проверено 23 февраля 2019 г. - через Google Книги.
- ^ Борао, Хосе Эухенио (2005), стр.2
- ^ Ньюсон 2009 , с. 120.
- ^ Гильермо, Артемио (2012) [2012]. Исторический словарь Филиппин . The Scarecrow Press Inc. с. 374. ИСБН 9780810875111 . Проверено 11 сентября 2020 г.
Чтобы выполнить свою завоевательную миссию, испанцы действовали индивидуально с каждым поселением или деревней, а также с каждой провинцией или островом, пока весь Филиппинский архипелаг не оказался под имперским контролем. Они позаботились о том, чтобы люди оставались разделенными или разделенными на части и имели минимум контактов и общения. Испанцы придерживались политики «разделяй и властвуй».
- ^ Абиналес и Аморосо 2005 , стр. 53 , 68
- ^ Константино, Ренато; Константино, Летиция Р. (1975). История Филиппин . Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 58–59. ISBN 978-0-85345-394-9 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Рассел, SD (1999) «Христианство на Филиппинах» . Проверено 2 апреля 2013 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ «Город Божий: церкви, монастыри и монастыри» . Открывая Филиппины. Проверено 6 июля 2011 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Джавеллана, Рене, SJ (1997). «Крепость Империи» .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) [ нужна полная цитата ] - ^ Ламейер, Ян (1996). «Филиппины: исторические демографические данные по всей стране» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 19 июля 2003 г.
- ^ «Переписи населения Кубы, Пуэрто-Рико, Филиппин и Испании. Исследование их взаимоотношений» . Голос Галиции. 1898 год . Проверено 12 декабря 2010 г. [ нужна проверка ]
- ^ Льобет, Рут де (23 июня 2015 г.). «Филиппины. Гора различий: Лумад на раннем колониальном Минданао. Автор: Уна Паредес Итака: Публикации программы Юго-Восточной Азии, Корнельский университет, 2013. Стр. 195. Карты, приложения, примечания, библиография, указатель» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 46 (2): 332–334. doi : 10.1017/S0022463415000211 – через издательство Cambridge University Press.
- ^ Акабадо, Стивен (1 марта 2017 г.). «Археология периколониализма: реакция «непокоренных» на испанское завоевание и колониализм в Ифугао, Филиппины» . Международный журнал исторической археологии . 21 (1): 1–26. дои : 10.1007/s10761-016-0342-9 . S2CID 147472482 — через Springer Link.
- ^ Гутьеррес, Педро Луэнго. «Распад архитектурных связей Манилы и Мексики между 1784 и 1810 годами» . Транстихоокеанские обмены : 62–63.
- ^ Jump up to: а б с Ой, Кит Джин (2004). Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Восточного Тимора . АВС-КЛИО. п. 1077. ИСБН 978-1-57607-770-2 . Проверено 29 января 2021 г.
Поскольку местные ресурсы не приносили достаточно денег для поддержания колониальной администрации, правительство постоянно имело дефицит, и его приходилось поддерживать ежегодными субсидиями от правительства Испании в Мексике, situado.
- ^ Ньюсон 2009 , стр. 7–8.
- ^ Кроссли, Джон Ньюсом (28 июля 2013 г.). Эрнандо де лос Риос Коронель и испанские Филиппины в золотой век . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 168–169. ISBN 9781409482420 .
- ^ Ньюсон 2009 , с. 8.
- ^ Коул, Джеффри А. (1985). Потоси мита, 1573–1700: принудительный труд индейцев в Андах . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 20. ISBN 978-0-8047-1256-9 .
- ^ Трейси 1995 , стр. 12, 55. [ цитата не найдена ]
- ^ Шоттенхаммер 2008 , с. 151
- ^ Ю-Хосе 1999 , с. https://books.google.com/books?id=kbWv-pZy5H0C&pg=PA1 1
- ^ Вильярроэль 2009 , стр. 93–133
- ^ Бэрроуз, Дэвид (2014). «История Филиппин» . Бесплатные электронные книги Гуттенбурга в Интернете . 1 :179.
Внутри стен находилось около шестисот частных домов, большинство из которых были построены из камня и черепицы, и такое же количество снаружи, в пригородах, или «аррабале», все они были заняты испанцами («тодос сын vivienda y poblacion de los Españoles»). Это дает около двенадцати сотен испанских семей или учреждений, не считая религиозных, которых в Маниле насчитывалось не менее ста пятидесяти, гарнизон в определенное время насчитывал около четырехсот обученных испанских солдат, прошедших службу в Голландии и Нидерландах. и официальные занятия.
- ^ «Испанские экспедиции на Филиппины» . Филиппинская история.org. 2005.
- ^ Мель, Ева Мария (2016). «Глава 6 – Неуправляемые мексиканцы в Маниле». Вынужденная миграция в испанско-тихоокеанском мире из Мексики на Филиппины, 1765–1811 гг . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9781316480120.007 . ISBN 9781316480120 .
По мнению губернатора Андай-и-Саласара, важной частью проблемы бродяжничества был тот факт, что мексиканцы и испанцы распались после окончания военной службы или тюремного заключения «по всем островам, даже самым отдаленным, в поисках пропитания».~CSIC riel 208 leg .14
- ^ Гарсиа де лос Аркос, «Этнические группы», № 65–66. Гарсиа де лос Аркос, Мария Фернанда (1999). «Этнические группы и социальные классы на Филиппинах конца XVIII века» . Архипел . 57 (2): 55–71. дои : 10.3406/arch.1999.3515 . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Мель, Ева Мария (2016). «Глава 1 – Переплетенные истории в Тихом океане» . Вынужденная миграция в испанско-тихоокеанском мире из Мексики на Филиппины, 1765–1811 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 246. дои : 10.1017/CBO9781316480120.007 . ISBN 9781316480120 .
Военная организация Манилы могла в некоторой степени зависеть от неевропейских группировок, но колониальные власти измеряли успешную имперскую оборонную политику количеством европейских и американских рекрутов, которые могли быть включены в вооруженные силы. ~CSIC ser. Консультас риель 301 лег.8 (1794 г.)
- ^ «Филиппино-мексикано-центрально-южноамериканская связь, рассказы о двух сестрах: Маниле и Мексике» . 21 июня 1997 года . Проверено 1 января 2021 г.
Томас де Комин, генеральный директор Compañia Real de Filipinas, в 1810 году подсчитал, что из общей численности населения в 2 515 406 человек «европейские испанцы, испанские креолы и метисы не превышают 4 000 человек обоего пола и всех возрастов, а отдельные касты или модификации, известные в Америке под названиями мулатов, четвертеронов и т. д., хотя и встречаются на Филиппинских островах, обычно смешиваются с тремя классами чистых индейцев, китайских метисов и китайцев».
- ^ (Страница 10) Перес, Марилола (2015). Кавите Чабакано, филиппинский креольский испанский язык: описание и типология (PDF) (доктор философии). Калифорнийский университет, Беркли. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года.
Деятельность на галеонах также привлекла большое количество мексиканских мужчин, прибывших с тихоокеанского побережья Мексики в качестве членов экипажей кораблей (Грант 2009: 230). Мексиканцы были администраторами, священниками и солдатами (guachinangos или hombres de pueblo) (Бернал 1964: 188), хотя многие из них интегрировались в крестьянское общество, даже становясь «бандитами» тулисанес, которые в конце 18 века «заразили» Кавите и возглавили крестьянские восстания ( Медина 2002: 66). Тем временем в испанских гарнизонах среди администраторов и священников использовался испанский язык. Тем не менее исторических сведений о социальной роли этих людей недостаточно. Фактически, некоторые из немногих упоминаний указывают на быструю интеграцию в местное общество: «los hombres del pueblo, los saltados y marinos, anónimos, olvidados, Absididos en su totalidad por la población Filipina». (Бернал 1964: 188). Помимо галеона Манила-Акапулько, сложная торговая морская система перевозила европейские и азиатские товары, включая рабов. В 17 веке португальские суда торговали с портами Манилы и Кавите, даже после запрета 1644 года (Seijas 2008: 21). Что особенно важно, коммерческая деятельность включала контрабанду и торговлю рабами: «с Молуккских островов, Малакки и Индии… с муссонными ветрами», приносящими «гвоздичные специи, корицу, перец и чёрных рабов, а также кафиров [рабов]» (Антонио de Morga cf Seijas 2008: 21).» Хотя данных о количестве рабов в Кавите нет, цифры в Маниле позволяют предположить, что значительная часть населения была завезена в качестве рабов португальскими судами. К 1621 году рабы в В Маниле проживало 1970 человек из 6110 человек. Этот приток рабов продолжался до конца 17 века; согласно современным данным о грузах, в 1690 году 200 рабов отправились из Малакки в Манилу (Seijas 2008: 21). африканцев привлекали для работы в сельскохозяйственном производстве, а квалифицированные рабы из Индии служили конопатками и плотниками;
- ^ Абиналес и Аморосо 2005 , с. 98
- ^ https://www.pnas.org/content/118/13/e2026132118. [ только URL ]
- ^ Кобо, о. Иоанн (1593 г.). Апология истинной религии (Истинное свидетельство католической традиции) (на классическом китайском и раннем современном испанском языках ). Манила: Кенг Ён. п. 16. Архивировано из оригинала 17 марта . Получено 24 марта 2024 г. - из каталога BNE ( Национальная библиотека Испании ).
{{cite book}}
: CS1 maint: нераспознанный язык ( ссылка ) - ^ Пласенсия, Бр. Хуан де (1593 г.). Христианская доктрина на испанском и тагальском языках, исправленная религиозными орденами. Напечатано с лицензией, в книге Св. Габриэля Ордена Св. Домиго. В Маниле, 1593 г. (на раннем современном испанском и тагальском языках ). Манила: Доминиканский орден . п. 5. Архивировано из оригинала 12 мая 2024 года . Проверено 12 мая 2024 г. - из коллекции Розенвальда Библиотеки Конгресса (LOC).
{{cite book}}
: CS1 maint: нераспознанный язык ( ссылка ) - ^ Максимилиан Ларена; Федерико Санчес-Куинто; Пер Сёдин; Маттиас Якобссон (22 марта 2021 г.). «Множественные миграции на Филиппины за последние 50 000 лет» . Труды Национальной академии наук . 118 (13). Бибкод : 2021PNAS..11826132L . дои : 10.1073/pnas.2026132118 . ПМК 8020671 . ПМИД 33753512 . S2CID 232323746 .
- ^ Татьяна Сейяс (2014). «Разнообразие и охват невольничьего рынка Манилы» . Азиатские рабы в колониальной Мексике . Издательство Кембриджского университета. п. 36. ISBN 978-1-107-06312-9 .
- ^ «Жизнь на Филиппинах: жизнь, выход на пенсию, путешествия и ведение бизнеса» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2016 года . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Бэрроуз, Дэвид (2014). «История Филиппин» . Бесплатные электронные книги Гуттенбурга в Интернете . 1 : 229.
Реформы при генерале Арандии. Деморализация и нищета, которыми завершилось правление Обандо, были несколько облегчены способным правительством Арандии, сменившим его. Арандия был одним из немногих талантливых, энергичных и честных людей, которые стояли во главе дел на этих островах в течение двух столетий. Он реформировал сильно дезорганизованную военную силу, создав так называемый «Королевский полк», состоявший в основном из мексиканских солдат . Он также сформировал корпус артиллеристов из филиппинцев. Это были регулярные войска, получавшие от Арандии достаточное жалованье, позволяющее им жить достойно и как армия.
- ^ «ВТОРАЯ КНИГА ВТОРОЙ ЧАСТИ ЗАВОЕВАНИЙ ФИЛИППИНСКИХ ОСТРОВОВ И ХРОНИКА РЕЛИГИОЗНОГО НАШЕГО ОТЦА СВЯТОГО АВГУСТИНА» (История города Замбоанга)«Он (губернатор дон Себастьян Уртадо де Коркуэра) привел большое подкрепление солдат, многие из которых были из Перу , когда он совершил свое путешествие в Акапулько из этого королевства».
- ^ Quinze Ans de Voyage Автор de Monde Vol. II (1840 г.). Архивировано 9 октября 2014 г. в Wayback Machine . Получено 25 июля 2014 г. с официального сайта Института исследований Илоило.
- ^ «Филиппинский архипелаг» Ива Буке, страница 262
- ^ Башни, Посещение (2006). Илокоса Наследие Макати-Сити: Дом книги в башне. п. 2. ISBN 978-971-91030-9-7 .
- ^ Тем не менее, Мэри Кристин Н. (2004). Филиппинская история Книжный магазин Рекс. стр. 100-1 111–122. ISBN 978-971-23-3934-9 .
- ^ Яккарино, Убальдо (октябрь 2017 г.). « «Центр круга»: торговля Манилы с Восточной и Юго-Восточной Азией на рубеже шестнадцатого века» (PDF) . Перекресток . 16 . ОСТАСИЕН Верлаг. ISSN 2190-8796 .
- ^ Хокли, Итан (2014). «Возрождение Реконкисты в Юго-Восточной Азии: Морос и создание Филиппин, 1565–1662» . Журнал всемирной истории . 25 (2–3). Издательство Гавайского университета: 288. doi : 10.1353/jwh.2014.0014 . S2CID 143692647 .
Раннее современное возрождение Реконкисты на Филиппинах оказало на острова глубокое влияние, которое ощущается до сих пор. Как описано выше, испанская Реконкиста послужила объединению христиан против общего врага моро, помогая объединить кастильские, каталонские, галисийские и баскские народы в единую политическую единицу: Испанию. В доколониальные времена Филиппинские острова представляли собой разделенную и неуказанную часть Малайского архипелага, населенную десятками этнолингвистических групп, проживающих в бесчисленных независимых деревнях, разбросанных по тысячам островов. Однако к концу семнадцатого века на архипелаге произошли драматические перемены. Многоэтническое сообщество объединилось, чтобы сформировать колониальные начала когда-нибудь нации: Филиппин. Мощное влияние антагонизмов христиан и моро на формирование ранних Филиппин остается очевидным более четырехсот лет спустя, поскольку национальное правительство Филиппин продолжает бороться с сепаратистскими группировками моро даже в 2013 году.
- ^ Долан 1991 , Ранний испанский период .
- ^ Jump up to: а б с Де Хесус, Луис и Де Санта Тереза, Диего (1905). «Вспомните миссии, 1646–1660». В Блер, Эмма Хелен и Робертсон, Джеймс Александр (ред.). Филиппинские острова, 1493–1898 гг . Том. 36 из 55 (1649–1666). Перевод Генри Б. Латропа . Кливленд, Огайо: Компания Артура Х. Кларка . стр. 126 и далее.
- ^ Jump up to: а б с Файоль, Джозеф (1905). «Дела на Филиппинах, 1644–47». В Блер, Эмма Хелен и Робертсон, Джеймс Александр (ред.). Филиппинские острова, 1493–1898 гг . Том. 35 из 55. Кливленд, Огайо: Компания Артура Х. Кларка . п. 267.
- ^ Jump up to: а б с Маартен Герритсзон Врис; Корнелис Янсзон Коэн; Питер Аренд Леупе; Филипп Франц фон Зибольд (1858 г.). Рейзе Маартен Герритц: Фрис в 1643 году на севере и востоке Японии . Гаага: Институт лингвистики, географии и этнологии Голландской Ост-Индии.
- ^ Ньюсон 2009 , с. 3.
- ^ Трейси 1995 , с. 54
- ^ (ФРГС), Джон Форман (1906). Филиппинские острова: политическая, географическая, этнографическая, социальная и коммерческая история Филиппинского архипелага, охватывающая весь период испанского правления, с отчетом о последующем американском островном правительстве . Анвин. стр. 89–90 .
- ^ Рыба 2003 , с. 158
- ^ Трейси 1995 , с. 109
- ^ Ватару Кусака (2017). Моральная политика на Филиппинах: неравенство, демократия и городская беднота . Издательство Национального университета Сингапура. п. 23. ISBN 9789814722384 .
- ^ Холл, Дэниел Джордж Эдвард (1981). История Юго-Восточной Азии . Международное высшее образование Макмиллана. п. 757. ИСБН 978-1-349-16521-6 . Проверено 30 июля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бакареза, Гермогенес Э. (2003). Немецкие связи: современная история . Гермоген Э. Бакареза. п. 10. ISBN 9789719309543 . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Куллинан, Майкл (2003). Ilustrado Politics: Ответы филиппинской элиты на американское правление, 1898-1908 гг . Издательство Университета Атенео. п. 11. ISBN 9789715504393 .
- ^ Хедман, Ева-Лотта; Сидель, Джон (2005). Филиппинская политика и общество в двадцатом веке: колониальное наследие, постколониальные траектории . Рутледж. п. 71. ИСБН 978-1-134-75421-2 . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Стейнберг, Дэвид Джоэл (2018). «Глава – 3 Народ в единственном и множественном числе». Филиппины – место в единственном и множественном числе . Рутледж. п. 47. дои : 10.4324/9780429494383 . ISBN 978-0-8133-3755-5 .
Культурная идентичность метисов оказалась под вопросом, поскольку они все больше осознавали, что не являются истинными членами ни индейской, ни китайской общины. Становясь все более могущественными, но дрейфуя, они связались с испанскими метисами, которым также был брошен вызов, поскольку после того, как латиноамериканские революции разрушили Испанскую империю, многие поселенцы из Нового Света, кавказские креолы, родившиеся в Мексике или Перу, стали подозрительными в глазах иберийского испанского языка. Испанская империя утратила свою универсальность.
- ^ Мерсен, Флоро Л. (28 января 2005 г.). «Филипинцы в истории Мексики» . Информационная база Эзилон . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Дельгадо де Канту, Глория М. (2006). История Мексики. Мексика, Германия: Pearson Education. ISBN 970-26-0797-3 . [ нужна полная цитата ]
- ^ Гонсалес Давила Амадо. География штата Герреро и исторический синтез 1959. Мехико; ред. Кецалькоатль. [ нужна полная цитата ]
- ^ Долан 1991 , Образование . [ нужна полная цитата ]
- ^ Сеноз, Джейсон; Дженеси, Фред (январь 1998 г.). За пределами двуязычия: многоязычие и многоязычное образование . Многоязычные вопросы. п. 192. ИСБН 978-1-85359-420-5 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Вайнберг, Мейер (6 декабря 2012 г.). «5; Филиппины» . Азиатско-американское образование: историческая справка и современные реалии . Рутледж. ISBN 978-1-136-49835-0 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Шумахер, Джон Н. (1997). Пропагандистское движение, 1880–1895 гг . Издательство Университета Атенео. стр. 8–9. ISBN 9789715502092 .
- ^ Шумахер, Джон Н. (1998). Революционное духовенство: филиппинское духовенство и националистическое движение, 1850–1903 гг . Издательство Университета Атенео. стр. 23–30. ISBN 9789715501217 .
- ^ Нугид, Нати. (1972). «Мятеж в Кавите» . в Мэри Р. Тагле. 12 событий, повлиявших на историю Филиппин . [Манила]: Национальный центр медиапроизводства. Получено 20 декабря 2009 г. с веб-сайта StuartXchange .
- ^ Арсилла, Хосе С. (1991). «Просвещение и филиппинская революция». Филиппинские исследования . 39 (3): 358–373. JSTOR 42633263 .
- ^ Лимузины, Массачусетс (2020). История печально известного испанского зоопарка, в котором обитали филиппинские животные... а затем и филиппинцы. Публикации Эсквайра.
- ^ Окампо, Амбет (1999). Ризал без шинели (расширенная ред.). Пасиг: Anvil Publishing, Inc. ISBN 978-971-27-0920-3 . [ нужна страница ]
- ^ Халили, Мария Кристина Н. (2004). Филиппинская история . Книжный магазин «Рекс», Inc. 137. ИСБН 978-971-23-3934-9 . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Агонсильо 1990 , с. 166
- ^ Салазар, Зевс (1994). 29–30 августа 1896 г.: визит Бонифачо в Манилу . Кесон-Сити: Книжный магазин Миранды. п. 107.
- ^ Борромео-Бюлер, Одиночество (1998). Крик Балинтавака: надуманный спор . Издательство Афинского университета. п. 7. ISBN 9789715502788 .
- ^ Jump up to: а б Герреро и Шумахер 1998 , стр. 175–176. [ не удалось пройти проверку ]
- ^ Агонсильо 1990 , с. 173.
- ^ Константино 1975 , с. 179
- ^ Кибуен 2008
- ^ Константино 1975 , стр. 178–181.
- ^ Герреро и Шумахер 1998 , стр. 166–167 Герреро и Шумахер 1998 , стр. 175–176. [ нужна ссылка ]
- ^ Агонсильо 1990 , с. 152
- ^ Дука, Сесилио Д. (2008). Борьба за свободу . Книжный магазин Рекс, Inc. ISBN 9789712350450 .
- ^ Константино 1975 , с. 191
- ^ Агонсильо 1990 , стр. 180–181.
- ^ Холстед, Мюрат (1898). «XII. Американская армия в Маниле». История Филиппин и наших новых владений . п. 126.
- ^ Jump up to: а б Абиналес и Аморосо 2005 , с. 112-113
- ^ Дрейпер, Эндрю Слоан (1899). Спасение Кубы: эпизод роста свободного правительства . Сильвер, Бердетт. стр. 170–172. ISBN 9780722278932 . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Фантина, Роберт (2006). Дезертирство и американский солдат, 1776–2006 гг . Издательство Алгора. п. 83. ИСБН 978-0-87586-454-9 . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Старр, Дж. Бартон (сентябрь 1988 г.). Конституция Соединенных Штатов: ее рождение, рост и влияние в Азии . Издательство Гонконгского университета. п. 260. ИСБН 978-962-209-201-3 . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Линн, Брайан Макаллистер (2000). Филиппинская война 1899–1902 гг . Университетское издательство Канзаса. стр. 75–76. ISBN 978-0-7006-1225-3 .
Источники
[ редактировать ]- http://dx.doi.org/10.1037/0033-295X.101.1.11 Агонсильо, Теодоро А. (1990), История филиппинского народа (восьмое изд.), Филиппинский университет, ISBN 971-8711-06-6 .
- Абиналес, ПН; Аморосо, Донна Дж. (2005), Государство и общество на Филиппинах , Rowman & Littlefield, ISBN 978-0-7425-1024-1 .
- Константино, Ренато (1975), Филиппины: возвращение к прошлому , Кесон-Сити: Tala Publishing Services, ISBN 971-8958-00-2 .
- Камминс, Джозеф (2006), «11. Легенда о свободе: Франсиско Дагохой и повстанцы Бохола» , Великие нерассказанные истории истории: малоизвестные события непреходящей важности , Murdoch Books, стр. 132–138, ISBN 978-1-74045-808-5 .
- Долан, Рональд Э. (ред.). (1991). Филиппины: страновое исследование . Вашингтон: Генеральный офис Библиотеки Конгресса. Получено 20 декабря 2009 г. с веб-сайта страновых исследований США .
- Фиш, Ширли (2003), Когда Великобритания правила Филиппинами, 1762–1764: история британского вторжения на Филиппины в XVIII веке во время Семилетней войны , 1stBooks Library, ISBN 978-1-4107-1069-7 , ISBN 1-4107-1069-6 , ISBN 978-1-4107-1069-7 .
- Герреро, Милагрос; Шумахер, С.Дж., Джон (1998), Реформа и революция , Касайсаян: История филиппинского народа, том. 5, Азия Паблишинг Компани Лимитед, ISBN 962-258-228-1 .
- Ньюсон, Линда А. (16 апреля 2009 г.), Завоевание и эпидемия на ранних испанских Филиппинах , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-6197-1 .
- Кибуен, Флоро К. (2008) [1999], Прерванная нация: Ризал, американская гегемония и филиппинский национализм (пересмотренная редакция), Кесон-Сити: Ateneo de Manila University Press, ISBN 978-971-550-574-1 .
- Шоттенхаммер, Анджела (2008), Восточноазиатское Средиземноморье: морской перекресток культуры, торговли и миграции людей , Отто Харрасовиц Верлаг, ISBN 978-3-447-05809-4 .
- Скотт, Уильям Генри (1985), Трещины в пергаментной занавеске и другие очерки по истории Филиппин , New Day Publishers, ISBN 978-971-10-0074-5 .
- Спейт, Оскар Герман Христиан (2004), Испанское озеро , Австралийский национальный университет, ISBN 1-920942-16-5 .
- Трейси, Николас (1995), Выкупленная Манила: британское нападение на Манилу во время Семилетней войны , University of Exeter Press, ISBN 978-0-85989-426-5 .
- Вильярроэль, Фидель (2009), «Филипп II и «филиппинский референдум» 1599 года» , в Рамиресе, Дамасо де Ларио (редактор), Изменение мира: Филипп II Испанский и его время (иллюстрированное издание), Издательство Атенео де Манильского университета, ISBN 978-971-550-556-7 .
- Уильямс, Патрик (2009), «Филипп II, Филиппины и латиноамериканский мир» , в Рамиресе, Дамасо де Ларио (ред.), Изменение мира: Филипп II Испанский и его время (иллюстрированное изд.), Издательство Атенео де Манильского университета, ISBN 978-971-550-556-7 .
- Ю-Хосе, Лидия Н. (1999), Япония смотрит на Филиппины, 1900–1944 , Ateneo de Manila University Press, ISBN 978-971-550-281-8 .
- Зайде, Грегорио Ф. (1939), Филиппинская история и цивилизация , Philippine Education Co.
- Зайде, Соня М. (2006), Филиппины: уникальная нация , All-Nations Publishing Co Inc, Кесон-Сити, ISBN 971-642-071-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шаманизм, католицизм и гендерные отношения на колониальных Филиппинах, 1521–1685 гг. - Google Книги
- De las islas filipinas - исторический отчет, написанный испанским юристом, жившим на Филиппинах в XIX веке (архивировано 23 ноября 2009 г.).
- Хронология истории Филиппин: испанская колонизация (архивировано 14 августа 2009 г.)