Богословие Мартина Лютера

Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
лютеранство |
---|
![]() |
Богословие Мартина Лютера сыграло важную роль в оказании влияния на протестантскую Реформацию , особенно на темы, касающиеся оправдания верой , взаимосвязи между Законом и Евангелием (также инструментальный компонент реформатского богословия) и различных других богословских идей. Хотя Лютер никогда не писал систематического богословия или «суммы» в стиле св. Фомы Аквинского , многие из его идей были систематизированы в « Лютеранских исповеданиях» .
Оправдание верой
[ редактировать ]
«Эта единая и твердая скала, которую мы называем учением об оправдании, — настаивал Лютер, — есть главная статья всего христианского учения, включающего в себя понимание всякого благочестия». [ 1 ] В этом вопросе лютеране склонны следовать за Лютером. Для лютеранской традиции учение о спасении только по благодати через веру только во Христа является материальным принципом , на котором покоятся все остальные учения. [ 2 ]
Лютер пришел к пониманию того, что оправдание — это всецело дело Бога. Вопреки учению своего времени о том, что верующие становятся праведными через вливание Божьей благодати в душу, Лютер утверждал, что христиане получают эту праведность исключительно извне; эта праведность не только исходит от Христа, она на самом деле является праведностью Христа и остается вне нас, но просто вменяется нам (а не вливается в нас) через веру. «Вот почему только вера делает человека справедливым и исполняет закон», — сказал Лютер. «Вера – это то, что приносит Святого Духа через заслуги Христа». [ 3 ] Таким образом, вера для Лютера — это дар Божий и «... живая, смелая вера в Божью благодать, настолько уверенная в Божьем благоволении, что, доверяясь ей, человек тысячу раз рисковал бы смертью». [ 4 ] Эта вера охватывает праведность Христа и присваивает ее себе в сердце верующего.
Исследования и исследования Лютера заставили его усомниться в современном использовании таких терминов, как покаяние и праведность, в Римско-католической церкви. Он пришел к убеждению, что церковь упустила из виду то, что он считал несколькими центральными истинами христианства, самой важной из которых является доктрина оправдания только верой. Он начал учить, что спасение Божией – это дар благодати через Христа, принимаемый только верой . [ 5 ] В результате своих лекций по Псалмам и Посланию апостола Павла к римлянам в 1513–1516 годах Лютер «достиг экзегетического прорыва, понимания всеобъемлющей благодати Божией и вседостаточной заслуги Христа. " [ 6 ] Особенно это было связано с Посланием к Римлянам 1:17: «Ибо в нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «Праведный верою жив будет». Лютер пришел к одному из самых важных своих понятий: что «праведность Божья» не была активным, суровым, карающим гневом Бога, требующим от человека в совершенстве соблюдать Божий закон, чтобы спастись, а, скорее, Лютер пришел к убеждению, что Божья праведность — это то, что Бог дает человеку в качестве дара. свободно, через Христа. [ 7 ] «Лютер вышел из своей огромной борьбы с более твердой верой в Бога и любовью к Нему. Учение о спасении только по благодати Божией, полученной как дар через веру и без зависимости от человеческих заслуг, было мерилом, по которому он судил о религиозных практиках. и официальные учения церкви того времени, и нашел их недостаточными». [ 7 ]
Лютер объяснил оправдание таким образом в своих статьях Смалькальда :
Первая и главная статья такова: Иисус Христос, наш Бог и Господь, умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания (Римлянам 3:24-25). Он один — Агнец Божий, который берет на себя грехи мира ( Иоанна 1:29), и Бог возложил на Него грехи всех нас ( Исаия 53:6). Все согрешили и оправданы даром, без своих дел и заслуг, по Его благодати, через искупление во Христе Иисусе, в Его крови (Римлянам 3:23-25). В это необходимо верить. Это не может быть приобретено или постигнуто каким-либо другим трудом, законом или заслугой. Поэтому ясно и несомненно, что одна эта вера оправдывает нас... Ничто из этого артикля не может быть уступлено или отдано, хотя бы небо и земля и все прочее пали ( Марка 13:31). [ 8 ]
Закон и Евангелие
[ редактировать ]
Другим важным аспектом его богословия был акцент на «правильном различении». [ 9 ] между Законом и Евангелием . Он считал, что этот принцип толкования является важной отправной точкой в изучении Священных Писаний и что неспособность правильно провести различие между Законом и Евангелием лежит в основе многих фундаментальных богословских ошибок. [ 10 ]
Всеобщее священство крещеных
[ редактировать ]Лютер развил свое изложение «всеобщего священства верующих» на основе Священных Писаний Нового Завета. Благодаря своим исследованиям Лютер осознал, что иерархическое деление христиан на духовенство и мирян противоречит учению апостола Петра ( 1 Петра 2:1-10).
. . . 9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, народ, принадлежащий Ему, чтобы вы могли провозглашать превосходства Того, кто призвал вас из тьмы в Свой чудесный свет. 10 Когда-то вы не были народом, а теперь вы — народ Божий; некогда вы не были помилованы, а теперь помилованы.
В то же время праведник и грешник
[ редактировать ](латинский simul, «одновременный» + латинский justus, «праведный» + латинский et, «и» + латинский peccator, «грешник») [ 11 ] Римско-католическая теология утверждает, что крещение смывает первородный грех . Однако « похоть » остается склонностью к греху, которая не является грехом, если не реализована. [ 12 ] Лютер и реформаторы настаивали на том, что то, что называлось «вожделением», на самом деле было грехом. Не отрицая действительности крещения, Лютер утверждает, что склонность ко греху является истинным грехом. [ 13 ]
Simul justus et peccator означает, что христианин одновременно и праведник, и грешник. Человек оправдывается только благодатью, но в то же время он всегда останется грешником, даже после крещения. Доктрину можно интерпретировать двояко. С точки зрения Бога, люди одновременно являются полностью грешниками и полностью праведными во Христе (totus/totus). Однако можно также утверждать, что люди частично грешны, а частично праведны (partim/partim). Доктрина simul justus не является оправданием беззакония или разрешением на продолжение греховного поведения; скорее, правильно понятое, оно утешает человека, который истинно желает освободиться от греха и сознает внутреннюю борьбу внутри себя. 7- я глава Послания к Римлянам является ключевым библейским отрывком для понимания этой доктрины.
Лютер также не отрицает, что христианин может когда-либо «улучшиться» в своем поведении. Вместо этого он хочет уберечь христиан от того, чтобы полагаться или отчаиваться из-за своего собственного поведения или позиции.
философа XVIII века Иммануила Канта Учение о радикальном зле было описано как адаптация лютеранского принципа simul justus et peccator . [ 14 ]
Таинства и средства благодати
[ редактировать ]Два королевства
[ редактировать ]Учение Мартина Лютера о двух царствах (или двух правлениях) Бога учит, что Бог является правителем всего мира и что Он правит двумя способами: посредством закона и Евангелия.
Бог управляет земным царством через светское правительство, посредством закона и меча. Как создатель , Бог хотел бы способствовать социальной справедливости, и это достигается посредством политического использования закона. В то же время Бог управляет своим духовным царством, чтобы способствовать праведности человека перед Богом. Это делается через Евангелие, согласно которому все люди оправдываются только благодатью Божией.
Это различие в лютеранском богословии часто связывалось с идеей об отсутствии особого христианского вклада в политическую и экономическую этику . Человеческого разума достаточно, чтобы понять, что такое правильный поступок в политической и экономической жизни. Евангелие не вносит никакого вклада в содержание социальной этики. С этой точки зрения лютеранское богословие часто поддерживало тех, кто обладал политической и экономической властью.
О миссиологии
[ редактировать ]Учение Лютера о заграничной миссии по существу соответствует идеям Реформации . Для него прежде всего характерна идея могущественного слова Божия . Посланное Богом , Евангелие распространилось по всему миру через проповедь Апостолов : «И случилось то, что Евангелие было проповедано, и тем самым Царство Христово утвердилось во всяком месте под небом». [ 15 ] Ход благовествования также происходит в послеапостольские времена, собирая людей по всему миру в Царство Христово вплоть до Страшного Суда .
В организованной миссионерской работе , добавил Лютер, больше нет необходимости, тем более, что апостольство и сопутствующее ему призвание к всемирной миссии (Матфея 28:18-20) больше не существуют. Тем не менее, когда того требуют обстоятельства, на каждого христианина возлагается обязанность миссионерского свидетельства: «Христиане также должны приносить много плода через слово среди всех язычников, обращать многих и спасать их, чтобы они распространялись вокруг них, как огонь». [ 16 ]
Новая финская школа
[ редактировать ]Финская наука в последние годы представила особый взгляд на Лютера. Туомо Маннермаа из Хельсинкского университета возглавил «Новую финскую интерпретацию Лютера», в которой представлены взгляды Лютера на спасение с точки зрения, гораздо более близкой к восточно-православной доктрине теозиса , чем к устоявшимся интерпретациям немецкой науки Лютера. [ 17 ]
Ученик Маннермаа Олли-Пекка Вайнио утверждал, что Лютер и другие лютеране в шестнадцатом веке (особенно теологи, которые позже написали «Формулу согласия») продолжали определять оправдание как участие во Христе, а не просто судебное вменение. Вайнио заключает, что лютеранское учение об оправдании может отрицать заслуги человеческих действий «только в том случае, если новая жизнь, данная грешнику, истолковывается как участие в божественной Жизни во Христе... Вера, имеющая своим объектом Христа и которая постигает Его и Его заслуги, представляя Его как образ веры, считается праведностью». [ 18 ]
Финский подход утверждает, что именно благодаря гораздо более поздней интерпретации Лютера, он широко известен как центр своего учения о человеческом спасении на вере в то, что люди спасаются путем вменения им праведности, чужой, а не праведности Христа (« чужой») праведность. Это известно как теологическая доктрина судебно-медицинского обоснования. Скорее, финская школа утверждает, что учение Лютера о спасении было похоже на учение восточного православия, теозис (обожение). Финский язык намеренно заимствован из греческой православной традиции и, таким образом, раскрывает цель и контекст этого богословского предприятия: это попытка лютеран найти общий язык с православием, попытка, предпринятая в условиях разрядки между Востоком и Западом в 1970-х годах. , но приобретая больший импульс в мире после 1989 года, поскольку такой диалог кажется гораздо более актуальным для церквей по всему Прибалтике. [ 19 ]
Новая финская интерпретация подверглась сомнению, поскольку она игнорирует корни Лютера и богословское развитие в западном христианском мире и характеризует учение Лютера об оправдании как основанное на праведности Иисуса Христа, которая обитает в верующем, а не на его праведности, вмененной верующему. [ 20 ] Колб и Аранд (2008) утверждают, что «эти взгляды игнорируют радикально разные метафизические основы понимания Лютера и Восточной церкви, а также игнорируют понимание Лютером динамической, воссоздающей природы Слова Божьего». [ 21 ] В антологии « Союз со Христом: Новая финская интерпретация Лютера» рассматривается тема осианрианства, поскольку финская школа воспринимается как возрождение учения Андреаса Осиандера о спасении через вселение Христа в верующего своей божественной природой.
Демонология
[ редактировать ]Лютер продолжил традицию христианского взаимодействия с демоническими силами своих средневековых предшественников. Например, во время своих застольных бесед Мехтильды Магедбургской он ссылается на «Стекающий свет Божества» , пример дореформационного благочестия, в которое был погружен Лютер, который ассоциировал Дьявола с экскрементами. Лютер ссылается на работу Мечтихильда, предполагая, что те, кто находится в состоянии смертного греха, в конечном итоге изгоняются Дьяволом. [ 22 ] Джозеф Смит заявляет, что совет Лютера относительно Дьявола заключается в том, что «нужно обращаться к дьяволу как таковому», цитируя:
«Черт, я тоже обделался в штаны, ты понюхал и записал это в другие мои грехи?» (Тишреден 261,б)
В других случаях он репетирует средневековые скаталогические лимерики:
Дьявол: Ты, монах в уборной,
здесь можно не читать утреню!
Монах: Я очищаю кишечник.
и поклонение Всемогущему Богу;
Вы заслуживаете того, что нисходит
и Бог, что восходит». [ 23 ]
Он отдельно заявляет:
Читатель, хвались Богом и молись об увеличении проповеди против сатаны. Ибо он могуч и злобен, сегодня более опасен, чем когда-либо прежде, потому что он знает, что у него осталось совсем немного времени, чтобы злиться. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Апология Аугсбургского исповедания
- Аугсбургское исповедание
- Книга Согласия
- Критика протестантизма
- Формула согласия
- Большой катехизис Лютера
- Малый катехизис Лютера
- Лютеранская мариология
- Сакраментальный союз
- Трактат о власти и первенстве Папы
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альтхаус, Пол. Богословие Мартина Лютера (1966) 464 страницы.
- Багчи, Дэвид и Дэвид К. Стейнмец, ред. Кембриджский спутник теологии реформации (2004) 289 стр.
- Бейнтон, Роланд Х. Вот я стою: жизнь Мартина Лютера (1950) 386 страниц
- Байер, Освальд, Богословие Мартина Лютера: современная интерпретация (2008) 354 страницы
- Брендлер, Герхард. Мартин Лютер: теология и революция (1991) 383 страницы
- Джерриш, бакалавр благодати и разума: исследование богословия Лютера (2005) 188 страниц
- Колб, Роберт. Связанный выбор, выборы и виттенбергский богословский метод: от Мартина Лютера к формуле согласия. (2005) 382 стр.
- Крамм, Его Святейшество Богословие Мартина Лютера (2009) 152 страницы
- Ленингер, Пол. Лютер и теозис: обожение в богословии Мартина Лютера (1999) 388 страниц.
- МакКим, Дональд К., изд. Кембриджский компаньон Мартина Лютера (2003) 320 страниц
- Осборн, Томас М. «Вера, философия и номиналистская основа защиты Лютером реального присутствия», Журнал истории идей, том 63, номер 1, январь 2002 г., стр. 63–82.
- Полсон, Стивен Д., Лютер для кабинетных теологов (2004) 208 страниц
- Тригг, Джонатан Д. Крещение в богословии Мартина Лютера (2001) 234 страницы
- Венгерт, Тимоти Дж. Пасторальный Лютер: Очерки практического богословия Мартина Лютера (2009) 380 страниц
- Захман, Рэндалл К. Гарантия веры: совесть в теологии Мартина Лютера и Джона Кальвина (2005), 272 стр.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Герберт Бауман, «Доктрина оправдания в лютеранских исповеданиях», Concordia Theological Monthly 26 (ноябрь 1955 г.), № 11:801. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 г. Проверено 15 марта 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Герберт Дж. А. Бауман, «Доктрина оправдания», 801–802.
- ^ «Определение веры Мартина Лютера» . Projectwittenberg.org . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Предисловие к Римлянам Мартина Лютера» . www.ccel.org . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Маркус Ридт, «Богословие Лютера», в «Кембриджском спутнике Лютера » (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2003), 88–94.
- ^ Льюис В. Спитц, Движения Возрождения и Реформации , переработанное издание. (Сент-Луис: Издательство Concordia, 1987), 332.
- ^ Jump up to: а б Шпиц, 332.
- ^ Мартин Лютер, Статьи Смалкальда в Конкордии: Лютеранские исповедания (Сент-Луис: Издательство Concordia, 2005), 289, Часть вторая, Статья 1.
- ^ Эвальд Пласс, «Закон и Евангелие», в книге «Что говорит Лютер: антология» (Сент-Луис: издательство Concordia, 1959), 2:732, вып. 2276
- ^ Преус, Роберт Д. «Лютер и доктрина оправдания». Архивировано 9 сентября 2006 г. в Wayback Machine Concordia Theological Quarterly 48 (1984), вып. 1:11-12.
- ^ «Simul justus et peccator | Богословское слово дня» . Архивировано из оригинала 4 июля 2009 г. Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Совместная декларация о доктрине оправдания, 4.4 (30)
- ^ Апология Аугсбургского исповедания 2.38-41
- ^ Патрик Фриерсон (2007) Провидение и божественное милосердие в этическом космополитизме Канта , Вера и философия, том 24 , выпуск 2, апрель 2007 г., стр. 151
- ^ Интерпретация первой и второй глав проповедей Святого Иоанна (1537/38), цитируется по: Вернер Раупп (редактор): Миссия в исходных текстах, история немецкой евангелической миссии от Реформации до Всемирной миссионерской конференции, Эдинбург, 1910 г. , Эрланген/Бад-Либенцелль, 1990 (ISBN 3-87214-238-0/3-88002-424-3), стр. 14.
- ^ Интерпретация пророка Захарии (1527 г.), цитата из: Вернер Раупп (ред.): Миссия в исходных текстах, история немецкой евангелической миссии от Реформации до Всемирной миссионерской конференции, Эдинбург, 1910 г., Эрланген / Бад-Либенцелль, 1990 г. (ISBN 3- 87214-238-0/3-88002-424-3), с. 16.
- ^ См. Карла Э. Бротена и Роберта В. Дженсона , ред. Союз со Христом: новая финская интерпретация Лютера (1998); также Тед Дорман, Обзор книги «Единение со Христом: Новая финская интерпретация Лютера» . Первые вещи , 1999. Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ Олли-Пекка Вайнио, Оправдание и участие во Христе: развитие оправдания от Лютера к формуле согласия (1580 г.) Исследования средневековых и реформаторских традиций (Лейден: Брилл, 2008). стр. 227
- ^ Диармайд МакКаллох, «Протестантизм в материковой Европе: новые направления», Renaissance Quarterly, том 59, номер 3, осень 2006 г., стр. 698-706
- ^ Уильям Уоллес Шумахер, «Кто я тебя называю?» Антропология и теология обожения в финской школе Туомо Маннермаа» (докторская диссертация, семинария Конкордия, Сент-Луис, Миссури, 2003), 260 и далее.
- ^ Роберт Колб и Чарльз П. Аранд, Гений теологии Лютера: Виттенбергский образ мышления для современной церкви (Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 2008), 48
- ^ Мехтильд Магдебургский, Das fliessende Licht der Gottheit («Сияющий свет Божества»), Глава 3, 21 в Шмидте, Иосиф с Мэри Саймон. «Святое и нечестивое дерьмо: прагматический контекст скатологических проклятий в сатире ранней немецкой реформации». По фекальным вопросам в литературе и искусстве раннего Нового времени: исследования по скатологии . Под редакцией Джеффа Перселса и Рассела Ганима, 109–117. Олдершот, Великобритания: Ashgate Publishing, 2004. см. стр. 170, издание EPUB.
- ^ Jump up to: а б Сочинения Д. Мартина Лютера: Критическое полное издание, Тишреден [Застольная беседа], тт. И-6 (Веймар, 1912-21). ВАТ № 2307; 413, 14–19; 1531 г. в Обермане, Гейко Августин. Лютер: Человек между Богом и дьяволом Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1989. стр. 154,