Jump to content

Экзорцизм

(Перенаправлено с Изгнанных демонов )

Святой Гай исцеляет одержимого (1474 г.)

Экзорцизм (от древнегреческого ἐξορκισμός ( exorkismós ) «связывание клятвой») — это религиозная или духовная практика изгнания демонов , джиннов или других злонамеренных духовных сущностей из человека или области, которая, как считается, одержима. [ 1 ] В зависимости от духовных убеждений экзорциста это может быть сделано, заставив существо принести клятву, выполнив сложный ритуал или просто приказав ему уйти во имя высшей силы. Эта практика древняя и является частью системы верований многих культур и религий.

христианство

[ редактировать ]
Изгнание немого , Гюстав Доре , 1865 год.

В христианстве экзорцизм – это практика изгнания или избавления от демонов . В христианской практике человек, выполняющий экзорцизм, известный как экзорцист , является членом христианской церкви или человеком, который, как считается, наделен особыми способностями или навыками. Экзорцист может использовать молитвы и религиозные материалы, такие как установленные формулы, жесты , символы , священные изображения , таинства и т. д. Некоторые христианские богословы считают, что ношение головного убора христианскими женщинами обеспечивает защиту от падших ангелов , на что, как они учат, ссылаются . в 1 Коринфянам 11:3–10 . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Экзорцист часто призывает Бога , Иисуса или нескольких разных ангелов и архангелов вмешаться в экзорцизм. Протестантские христианские экзорцисты чаще всего полагают, что власть, данная им Отцом, Сыном и Святым Духом ( Троицей ), является единственным источником их способности изгонять бесов. [ 5 ]

В целом люди, считающиеся одержимыми, не считаются злом сами по себе и не несут полной ответственности за свои действия, поскольку одержимость считается невольной манипуляцией демона, приводящей к причинению вреда себе или другим. Поэтому практикующие считают экзорцизм скорее лекарством, чем наказанием. Основные ритуалы обычно принимают это во внимание, следя за тем, чтобы к одержимым не применялось насилие, а только чтобы они были связаны, если есть вероятность насилия. [ 6 ]

К 18 веку количество запрошенных и проводимых экзорцизмов в Соединенных Штатах начало сокращаться и происходило редко до второй половины 20 века, когда общественность увидела резкий рост из-за внимания средств массовой информации к экзорцизму. С начала 1960-х до середины 1970-х годов количество экзорцизмов, проведенных в период с начала 1960-х по середину 1970-х годов, увеличилось на 50%. [ 7 ]

католицизм

[ редактировать ]

В католицизме экзорцизм совершается во имя Иисуса Христа . [ 8 ] Существует различие между главным экзорцизмом и малым экзорцизмом. Незначительные экзорцизмы включены в некоторые благословения, при которых священники создают таинства, такие как соль , а также встречаются в ритуальных исследованиях оглашенных освященная . Связанная с этим практика – служение освобождения . Разница между служением освобождения и экзорцизмом заключается в том, что экзорцизм проводится священниками, получившими специальное разрешение Католической церкви , в то время как служение освобождения представляет собой молитву за людей, которые страдают и желают исцелить эмоциональные раны, в том числе те, которые предположительно вызваны злыми духами. [ 9 ]

Статуя святого Филиппа Агирского с Евангелием в левой руке, символа экзорцистов, на майских торжествах в его честь в Лимине , Сицилия.

Католический обряд формального экзорцизма, называемый «Большим экзорцизмом», описан в разделе 11 «Rituale Romanum» . [ 10 ] [ 11 ] В Ритуале перечислены рекомендации по проведению экзорцизма и по определению того, когда требуется формальный экзорцизм. [ 12 ] Прежде чем продолжить, священникам дано указание тщательно определить, что природа состояния на самом деле не является психологическим или физическим заболеванием. [ 8 ]

В католической практике человек, проводящий экзорцизм, известный как экзорцист, должен быть рукоположенным священником. Экзорцист читает молитвы в соответствии с правилами обряда и использует религиозные материалы, такие как иконы , таинства (например, святая вода ) и святые реликвии . Экзорцист призывает Бога , а именно Имя Иисуса Христа, а также Пресвятую Деву Марию , святых Церкви Торжествующей и Архангела Михаила, чтобы они вмешались в экзорцизм. Согласно католическому пониманию, иногда требуется несколько еженедельных экзорцизмов в течение многих лет, чтобы изгнать глубоко укоренившегося демона. [ 12 ] [ 13 ]

Молитва Святого Михаила против сатаны и мятежных ангелов , приписываемая Папе Льву XIII , считается самой сильной молитвой католической церкви против случаев одержимости дьяволом. [ 14 ] Святой Розарий также обладает экзорцической и заступнической силой. [ 15 ]

Святая вода – обычное средство для изгнания нечистой силы. Его употребление относится к Молитве святителю Михаилу .

Восточное православие

[ редактировать ]

Восточная Православная Церковь имеет богатую и сложную традицию экзорцизма. [ 16 ] Эта практика восходит к библейским рассказам об Иисусе, изгоняющем демонов и призывающем своих апостолов «изгонять бесов». [ 17 ] Церковь рассматривает одержимость демонами как основное средство дьявола поработить человечество и восстать против Бога. Православные христиане верят, что объектами, как и людьми, можно владеть. [ 18 ]

Как и в других христианских церквях, православные экзорцисты изгоняют бесов, взывая к Богу именем Иисуса Христа. [ 19 ] В отличие от Римско-католической церкви , все священники Православной церкви обучены и оснащены для проведения экзорцизма, особенно для таинства крещения . Как и их католические коллеги, православные священники учатся отличать одержимость демонами от психических заболеваний, а именно, наблюдая, реагирует ли субъект негативно на святые реликвии или места. [ 18 ] Во все православные богослужебные книги включены молитвы изгнания нечистой силы, а именно святителя Василия и святителя Иоанна Златоуста .

Православное богословие придерживается уникального расширительного взгляда на экзорцизм, полагая, что каждый христианин предпринимает экзорцизм через борьбу с грехом и злом:

Вся Церковь, прошлая, настоящая и будущая, имеет задачу экзорциста изгонять грех, зло, несправедливость, духовную смерть, дьявола из жизни человечества... И исцеление, и изгнание нечистой силы совершаются через молитвы, исходящие от веры. в Бога и из человеколюбия... Все молитвы об исцелении и изгнании нечистой силы, составленные Отцами Церкви и употребляемые с третьего века, начинаются с торжественного воззвания: Во Имя Твое, Господи. [ 20 ]

Кроме того, многие православные христиане придерживаются суеверия о Васкании , или «сглазе», согласно которому те, кто питает сильную ревность и зависть к другим, могут причинить им вред (сродни проклятию) и, по сути, одержимы этими демонами. негативные эмоции . [ 16 ] Эта вера, скорее всего, коренится в дохристианском язычестве, и хотя церковь отвергает представление о том, что сглаз может иметь такую ​​силу, она признает это явление морально и духовно нежелательным и, следовательно, целью экзорцизма. [ 21 ]

Лютеранские церкви

[ редактировать ]

Начиная с XVI века, лютеранские пастырские справочники описывают основные симптомы одержимости демонами как знание тайных вещей, знание языков, которые человек никогда не изучал, и сверхъестественную силу. [ 22 ] В лютеранских литургических текстах говорится, что перед проведением серьезного экзорцизма необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы исключить любое медицинское или психиатрическое заболевание. [ 22 ] Обряд экзорцизма сосредоточен главным образом на изгнании бесов «молитвами и презрением» и включает в себя Апостольский Символ веры и Молитву Господню . [ 22 ]

Крещальные литургии в лютеранских церквях включают незначительный экзорцизм . [ 23 ] [ 24 ]

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

[ редактировать ]

Хотя это очень редкая практика в Церкви, существует два метода экзорцизма. Первый — это помазание освященным маслом и возложение рук с последующим благословением конкретного человека и повелением духу выйти. [ 25 ] Второй и наиболее распространенный метод заключается в том, чтобы «поднять руку на квадрат», а затем «приказать духу уйти во имя Иисуса Христа и силой или властью священства Мелхиседека». [ 25 ] [ 26 ] Экзорцизм может совершать только тот, кто обладает священством Мелхиседековым , высшим из двух священств Церкви. [ 25 ] и могут выполняться любым носителем этого священства, однако обычно их совершают епископы , миссионеры , президенты миссий или президенты кольев . [ 25 ] Экзорцизмы не регистрируются Церковью, поэтому количество экзорцизмов, совершенных в этой религии, неизвестно.

О бесовской одержимости редко говорят в церкви. Об одержимости демонами дважды говорил Джозеф Смит , основатель веры. Первый раз относится к его опыту во время Первого видения. [ 25 ] и он записал следующее в своем «отчете о Первом видении 1831 года»:

Я преклонил колени и начал предлагать Богу желания моего сердца. Едва я сделал это, как тотчас же меня охватила какая-то сила, которая полностью одолела меня и имела на меня такое удивительное влияние, что связала мой язык так, что я не мог говорить. Густая тьма сгустилась вокруг меня, и на какое-то время мне показалось, что я обречен на внезапную гибель. Но приложив все свои силы, чтобы призвать Бога избавить меня из-под власти этого врага, схватившего меня, и в тот самый момент, когда я был готов впасть в отчаяние и предаться погибели, не воображаемой гибели, а к силе какого-то реального существа из невидимого мира, обладавшего такой чудесной силой, которую я никогда раньше не чувствовал ни в одном существе, как раз в этот момент великой тревоги я увидел столб света прямо над моей головой, превышающий яркость солнца , который постепенно спускался, пока не упал на мне. [ 27 ]

Его второй опыт связан с дневниковой записью, в которой он рассказывает о том, как провел экзорцизм над другом. [ 28 ] [ 25 ] [ 26 ]

Практика чтения или прослушивания Паритты началась очень рано в истории буддизма . Это буддийская практика чтения определенных стихов и писаний из Палийского канона , чтобы отвести несчастье или опасность. Вера в эффективную духовную силу для исцеления или защиты Сакча -кирии , или утверждение чего-то вполне истинного, является аспектом работы, приписываемой паритте . [ 29 ] Некоторые писания Паритты, такие как Метта Сутта , Дхаджагга Сутта или Ратана Сутта , можно читать в целях изгнания нечистой силы, а Атанатия Сутта считается особенно эффективной. [ 30 ]

Тибетский буддизм

[ редактировать ]

Ритуал дня изгнания призраков является частью тибетской традиции. Тибетская религиозная церемония «Гутор» ༼དགུ་གཏོར་༽, буквально подношение 29-го числа, проводится 29 числа 12-го тибетского месяца и направлена ​​на изгнание всего негатива, включая злых духов и несчастья прошлого года. и начать новый год мирным и благоприятным образом.

В храмах и монастырях по всему Тибету проводятся грандиозные религиозные танцевальные церемонии, самая крупная из которых проходит во дворце Потала в Лхасе . В этот день семьи убирают свои дома, украшают комнаты и едят особый суп с лапшой под названием « Гутхук ». ༼དགུ་ཐུག་༽ Вечером люди несут факелы, выкрикивая слова экзорцизма. [ 31 ]

изображение Ханумана в храме Ханумана в Сарангпуре настолько могущественно, что его взгляд изгоняет злых духов из жертв. Говорят, что [ 32 ]

Во многих индуистских традициях людьми могут овладевать бхуты или преты, беспокойные и часто злобные существа, примерно аналогичные призракам. [ 33 ] и в меньшей степени демоны. [ 34 ]

Из четырех Вед , или священных книг индуизма, Атхарва Веда больше всего сосредоточена на таких знаниях, как изгнание нечистой силы, [ 35 ] магия и алхимия. [ 36 ] Основными средствами экзорцизма являются мантра (священное произнесение определенных фонем или фраз, часто связанных с определенным божеством) и яджна (жертвоприношение, подношение или ритуал, совершаемый перед священным огнем). Они выполняются в соответствии с ведическими традициями, а также Тантрой , более поздними эзотерическими учениями и практиками индуизма.

В доминирующей индуистской секте вайшнавов , которая почитает Вишну как высшее существо, изгнание нечистой силы осуществляется путем произнесения имен Нарасимхи , жестокого аватара Вишну, стремящегося уничтожить зло и восстановить Дхарму , или путем чтения Бхагавата-пураны , весьма почитаемой книги. текст, рассказывающий историю победы добра над злом. Еще одним ресурсом по изгнанию нечистой силы является « Гаруда-пурана» , обширный сборник литературы, в основном посвященный Вишну, в котором много внимания уделяется темам, связанным со смертью, болезнями, борьбой добра и зла и духовным здоровьем. [ 37 ]

В религиозном гимне, известном как Хануман Чалиса, рекомендуется проводить экзорцизм, молясь Господу Хануману , самому преданному последователю Рамы , главного индуистского божества, согласно шлоке (куплету) (भूत पिशाच निकट नहिं आवै। В महावीर जब नाम सुनावै॥) этого гимна простое произнесение имени Ханумана пугает злых духов, заставляя их покинуть одержимых. В некоторых индуистских храмах, особенно в храме Механдипур Баладжи в Раджастане, проводятся ритуалы экзорцизма, вызывающие воплощения Ханумана. [ 34 ]

Термины для практики экзорцизма включают тард (или даф ) аль-шайтан/аль-джинн (изгнание демона/духа), иладж (лечение) и ибра аль-машру (исцеление одержимых), а также рухья (колдовство или очищение) . ) [ 38 ] используется для изгнания различных духов. [ 39 ]

Исламский пророк Мухаммед учил своих последователей читать последние три суры Корана («Верность » : суру аль-Ихлас ), суру аль-Фалак («Рассвет») и суру ан-Нас («Человечество»). Допустимость экзорцизма, а также модели его практики можно проследить до хадисов, в которых сообщается, что Мухаммед и Иисус совершали обряды экзорцизма. [ 39 ]

Исламский экзорцизм может заключаться в том, что лечимый человек лежит, в то время как шейх кладет руку на голову пациента и читает стихи из Корана, но это не является обязательным. [ 40 ] Также можно пить или окроплять святой водой (водой из колодца Замзам ) вместе с нанесением чистых духов без спирта, называемых аттаром . [ 41 ] Читаются конкретные стихи из Корана, которые прославляют Бога (например, Стих «Трон» ( арабский : آية الكرسي , латинизированный : Аятуль Курси )) и призывают к помощи Бога. В некоторых случаях также читается азан (призыв к ежедневным молитвам), поскольку это имеет эффект отпугивания неангельских невидимых существ или джиннов . [ 42 ]

Согласно исследованию Алана Аль-Кренави и Джона Грэма, Процесс коранического исцеления с целью изгнания духов можно разделить на три этапа:

  1. Удаление любых ( харам ) отвлекающих факторов, таких как музыкальные инструменты, амулеты (табиз) и золотые украшения. Все изображения в комнате, куда (считается) могли войти ангелы , удалены. Затем целитель сообщает клиенту и семье, что все происходит по воле Бога и что он всего лишь посредник, а также упоминает, что другие формы исцеления, например, с помощью колдовства, неприемлемы для ислама.
  2. Целитель определяет, одержим клиент или нет, и пытается вступить в диалог с духом. Целитель может спросить духа о типе ( Зар («красный ветер»), Арва (призраки), джинны (гении), шайатин (дьяволы), див (демоны), религии, поле или причине одержимости. Он также спрашивает клиента. , а не дух, о снах и чувствах, вовлеченных во сне. После этого целитель очищает себя, комнату и просит людей, находящихся в комнате, сделать то же самое.
  3. Фактический экзорцизм начинается с чтения аятов Корана, таких как Аль-Фатиха , Аль-Бакара , Аль-Бакара 255 , Аль-Джинн и три Куля ( Аль-Ихлас , Ан-Нас и Аль-Фалак ), в зависимости от типа духа. Другие методы лечения включают использование меда и воды в качестве ритуала очищения души и тела от грехов. [ 43 ]

Иосиф Флавий сообщает об экзорцизме, совершаемом путем применения экстрактов ядовитых корней, а также о других случаях путем принесения жертв. [ 44 ]

В более поздние времена раввин Иегуда Фетайя (1859–1942) написал книгу «Минхат Яхуда» , в которой подробно рассматриваются экзорцизм, его опыт общения с одержимыми людьми и другие темы еврейской мысли. Книга написана на иврите и переведена на английский язык.

Еврейский ритуал экзорцизма проводит раввин , владеющий Каббалой . Также присутствует миньян (группа из десяти взрослых мужчин), которые собираются в круг вокруг одержимого. Группа трижды читает 91-й псалом , а затем раввин трубит в шофар (бараний рог). [ 45 ]

В шофар трубят определенным образом, с различными нотами и тонами, по сути, чтобы «разрушить тело», чтобы высвободить обладающую силу. После того, как его высвободили, раввин начинает общаться с ним и задавать ему вопросы, например, почему он владеет телом одержимого. Миньян может помолиться за него и провести для него церемонию, чтобы он почувствовал себя в безопасности и мог покинуть тело человека. [ 45 ]

Сикхи не верят в одержимость демонами . Таким образом, экзорцизм считается нарушением Кодекса поведения сикхов. [ 46 ] [ 47 ]

Даосизм и китайская народная религия

[ редактировать ]

В даосизме экзорцизм проводится, когда человек одержим злым духом по одной из двух причин: жертва побеспокоила призрак, независимо от намерения, и теперь призрак жаждет мести, или жертва стала целью кого-то, использующего черный цвет. магия, позволяющая вызвать призрака, который овладеет ими. [ 48 ] Фаши , которые являются одновременно китайскими специалистами по ритуалам и даосскими священниками, способны проводить особые ритуалы изгнания нечистой силы. Эти ритуалы будут различаться в зависимости от многих сект, на которые в дальнейшем влияет географический регион, из которого родом конкретный даос. Даос секты Чжэн И в Пекине может проводить ритуал, совершенно отличный от ритуала даоса той же секты в южном регионе, таком как Гонконг.

Например, лидеры этих ритуалов изгнания нечистой силы, тангки , призывают божественные силы Божеств и проводят драматическое представление, призывая против демонов, чтобы в деревне снова воцарился мир. Лидеры наносят себе удары различным острым оружием, чтобы показать свою непобедимость, отразить демонов, а также пролить свою кровь. Этот вид крови считается священным и могущественным, поэтому после ритуалов кровью промокают талисманами и кладут на двери домов в качестве акта духовной защиты от злых духов. [ 49 ] Однако такой ритуал с использованием крови более распространен среди народных сект, таких как Лушань, и не встречается в более ортодоксальных сектах, таких как Цюань Чжэнь или Чжэн И, которые имеют более монашеский характер. Однако вполне возможно, что народные даосы в сельской местности, происходящие из ортодоксальных сект, могут находиться под влиянием местных народных религий, поэтому это можно увидеть.

Исторически сложилось так, что все даосские экзорцизмы включают использование Фулу , пение, физические жесты, такие как мудры, и молитвы как способ изгнать дух, распространенные во всех сектах. [ 50 ]

Научный взгляд

[ редактировать ]

Одержимость демонами не является психиатрическим или медицинским диагнозом, признанным ни DSM-5 , ни МКБ-10 . Те, кто исповедует веру в одержимость демонами, иногда приписывают одержимости симптомы, связанные с физическими или психическими заболеваниями , такими как истерия , мания , психоз , синдром Туретта , эпилепсия , шизофрения или диссоциативное расстройство личности . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]

Кроме того, существует форма мономании, называемая демономанией или демонопатией, при которой пациент считает, что он одержим одним или несколькими демонами. [ 56 ] Иллюзию о том, что экзорцизм действует на людей, испытывающих симптомы одержимости, некоторые приписывают эффекту плацебо и силе внушения . [ 57 ] [ 58 ] Некоторые случаи позволяют предположить, что предположительно одержимые люди на самом деле являются нарциссами или имеют низкую самооценку и действуют одержимыми демонами, чтобы привлечь внимание. [ 59 ]

В научном сообществе работа психиатра М. Скотта Пека , сторонника экзорцизма, вызвала серьезные споры и насмешки. Много говорилось о его связи со скандальным Малахи Мартином (и восхищении им) , римско-католическим священником и бывшим иезуитом , несмотря на то, что Пек постоянно называл Мартина лжецом и манипулятором. [ 60 ] [ 61 ] Другая критика, высказанная в адрес Пека, включала утверждения о том, что он нарушил границы профессиональной этики , пытаясь убедить своих пациентов принять христианство. [ 60 ]

Экзорцизм и психические заболевания

[ редактировать ]

Один ученый назвал психохирургию «нейрохирургическим экзорцизмом», при этом трепанация широко использовалась для освобождения демонов из мозга. [ 62 ] Между тем другой ученый приравнял психотерапию к экзорцизму. [ 63 ]

Великобритания

[ редактировать ]

В Великобритании количество проведенных экзорцизмов росло с 2017 года. . Аналитический англиканской церкви центр Theos заявил, что экзорцизмы в основном происходили в харизматических и пятидесятнических церквях, а также среди общин западноафриканского происхождения. Часто изгнанными были люди с проблемами психического здоровья , которые часто прекращали принимать лекарства в ответ на экзорцизм. В отчете экзорцизм описывается как «благонамеренная инициатива, которая может нанести серьезный вред» и может представлять собой «психологическое насилие». [ 64 ]

Антропологический взгляд

[ редактировать ]

Экзорцизм — это религиозная практика изгнания злых духов из человека или места. Сама фраза чаще всего ассоциируется с христианством, особенно с католицизмом. Это признано в культурном отношении во всем мире и в современном дискурсе. Это явление стало популярным как в кино, так и в литературе: такие известные фильмы, как «Изгоняющий дьявола» (1973), заняли ведущее место в поп-культуре. Обстоятельства, при которых мог произойти экзорцизм, определялись ценностями, установленными религиозными коллективами, отражающими тот период времени. Даже в наше время необходимость экзорцизма диктуется религиозными коллективами. Конференция католических епископов США заявляет на своем веб-сайте: «Фактическое определение того, действительно ли верующий одержим дьяволом, принимается Церковью». [ 65 ]

Это пример того, как религия имеет значительную власть над жизнью и системой мышления человека. [ 66 ] Религиозные институты имеют огромное влияние на социальную иерархию внутри сообществ. Религиозные коллективы участвуют в неустанном процессе развития организационной мощи и полномочий, чтобы охранять и сохранять свой окончательный религиозный опыт от членов за пределами этих сообществ. [ 67 ]

Священники и другие высокопоставленные религиозные деятели имели значительное влияние на определение норм в этих обществах. Папа , например, в католицизме излучает папское превосходство , предоставляющее ему универсальную власть над церковью. Внезапное возникновение своеобразных отношений и поведения в этих обществах часто диагностировалось как демоническое влияние или, в крайних случаях, как одержимость демонами. Известно, что те, кто следует религиозной практике, с большей вероятностью обратятся к религиозному деятелю, чем к медицинскому работнику, в случае возникновения этих различных форм поведения. [ 68 ] что приводит к более частому возникновению одержимости демонами.

Религиозным деятелям представили бы человека, и они бы основывали свой диагноз одержимости на своих собственных знаниях, основанных на религиозных представлениях. Возникновение одержимости имеет сходные характеристики с человеком, страдающим психическим заболеванием. [ 69 ] Такие характеристики, как резкое изменение поведения и манеры поведения, потеря веры, мысли о том, что вас избрала демоническая сила, опыт видения и слышания злых сущностей, а также постоянный страх перед демоническими силами. [ 69 ] Они считаются неблагоприятными в рамках религиозного влияния, поэтому лечатся и диагностируются внутри религиозных коллективов, как болезни.

Однако не все имущество считалось негативным: имущество, принадлежащее высшим классам, обычно оставалось без лечения, поскольку, как говорили, оно принадлежало доброжелательным духам, поддерживающим социальный порядок; тогда как имущество, которым пользовались бессильные, рассматривалось как выражение антигегемонистских настроений, и с ним нужно было обращаться немедленно. [ 70 ]

Это отражает стиль дихотомии, который рассматривает духовную одержимость как болезнь, которая социально опосредована и отражает социальный климат, в котором она возникает. Экзорцизмы проводятся в ответ на духовные владения, которые вызывают страдания или бросают вызов статус-кво и/или доминирующим ценностям внутри человека; в противном случае имущество рассматривается как священное общение божеств. [ 70 ] Эти болезни/наследственности культурно конструируются как психологические или духовные. [ 71 ] Духовная одержимость и экзорцизм представляют собой пару, отражающую социальные ожидания «нормального» функционирования, и часто могут использоваться как инструмент для оспаривания или поддержания религиозных коллективных ценностей.

Католическая церковь, например, вступает в отношения с жертвами духовной одержимости, подобные шаманскому комплексу. [ 72 ] Жертва также представляет собой то, что Нэнси Шепер Хьюз назвала бы «индивидуальным телом», то есть личную систему убеждений жертвы как христианина, которая будет способствовать процессу исцеления. В том смысле, что их вера в то, что в их теле находится демон и что силой Христа демон может быть устранен, создает диагноз и лечение этой болезни. Нехристианин может по-разному реагировать на этот процесс исцеления. Нехристианин, скорее всего, даже не стал бы искать религиозного вмешательства, основываясь на своих симптомах, он бы поверил, что они вызваны другой болезнью, и не нашел бы экзорцизм эффективным лечением.

Шаманский комплекс дает возможное объяснение тому, что делает экзорцизм эффективным или может повысить его эффективность. Экзорцизм существует в сфере культурных практик исцеления, социальных процессов, основанных на социальных нормах. [ 73 ] Это справедливо и для большинства других целительских практик, в том числе тех, которые ориентированы на духовное, психологическое и физическое здоровье. По сути, системы, созданные религиозными общинами, такими как католическая церковь, для диагностики и борьбы с одержимостью духовностью как болезнью, столь же эффективны, как и психологическая вера в эти аспекты.

Католическая практика экзорцизма осуществляется исключительно рукоположенными священниками, получившими прямые приказы от высшего эшелона католической церкви. Священник первоначально проводит « различение », когда он считает, что все биомедицинские попытки не смогли найти причину «одержимости», он ищет в жертве «духов» или «демонов», которые классифицируются по заранее определенным религиозным ценностям.

Далее следует серия заклинаний, и в зависимости от жертвы, экзорциста (священника) и семьи/друзей, окружающих событие, человек исцеляется только тогда, когда все стороны считают, что демон удален. Утверждения вовлеченных сторон, жертв, семей членов церкви во многих случаях (не во всех) имеют положительные результаты в отношении эффективности этих ритуалов и в этом сценарии диктуют их завершение.

Известные экзорцизмы и экзорцисты в истории

[ редактировать ]
  • (1578) Марта Броссье была молодой женщиной, которая стала печально известной примерно в 1578 году из-за ее притворной одержимости демонами, обнаруженной в ходе процедур экзорцизма. [ 74 ]
  • (1619) Мадемуазель Элизабет де Ранфаинг , овдовевшая в 1617 году, позже была замужем за врачом (впоследствии сожжена по судебному приговору за то, что была практикующим магом ). Получив отказ, он дал ей зелья, чтобы заставить ее полюбить его, что вызвало странные изменения в ее здоровье, и начал постоянно давать ей некоторые другие формы лекарств. Болезни, которыми она страдала, были неизлечимы различными врачами, которые ее лечили, и в конечном итоге привели к обращению к экзорцизму, назначенному несколькими врачами, обследовавшими ее случай. Они начали изгонять ее в сентябре 1619 года. Во время экзорцизма демон, который овладел ею, якобы давал подробные и плавные ответы на разных языках, включая французский, греческий, латынь, иврит и итальянский, и был способен знать и повторять мысли и грехи различные люди, которые ее осматривали. Кроме того, она также должна была подробно описать на разных языках обряды и тайны церкви знатокам языков, на которых она говорила. Было даже упоминание о том, как демон прервал экзорциста, который, допустив ошибку в изложении обряда экзорцизма на латыни, исправил его речь и издевался над ним. [ 75 ]
  • (1778) Джордж Лукинс [ 76 ]
  • (1842–1844) Иоганн Блюмхардт проводил экзорцизм Готлибина Диттуса в течение двух лет в Мёттлингене, Германия, с 1842 по 1844 год. Приход пастора Блюмхардта впоследствии пережил рост, отмеченный исповеданием и исцелением, что он объяснил успешным экзорцизмом. [ 77 ] [ 78 ]
  • (1906) Клара Джермана Селе была южноафриканской школьницей, которая утверждала, что была одержима. [ 79 ]
  • (1947) Искусствовед Армандо Джинези утверждает, что Сальвадор Дали подвергся экзорцизму от итальянского монаха Габриэле Марии Берарди, когда он был во Франции. Дали бы создал скульптуру Христа на кресте и подарил бы монаху в знак благодарности. [ 80 ]
  • (1949) Мальчик по имени Робби Мангейм. [ 81 ] [ 82 ] был объектом экзорцизма в 1949 году, который стал главным источником вдохновения для «Экзорциста» , романа ужасов и фильма, написанного Уильямом Питером Блатти , который услышал об этом случае, когда он был студентом в классе 1950 года в Джорджтаунском университете . Робби был передан на попечение преподобного Лютера Майлза Шульце пастора мальчика , лютеранского , после того, как врачи -психиатры и врачи не смогли объяснить тревожные события, связанные с подростком; Затем министр направил мальчика к преподобному Эдварду Хьюзу , который провел первый экзорцизм над подростком. [ 83 ] Последующий экзорцизм был частично проведен как в Коттедж-Сити, штат Мэриленд , так и в Бел-Норе, штат Миссури . [ 84 ] отца Уильяма С. Боудерна , SJ, отца Раймонда Бишопа SJ и тогдашнего иезуитского схоластика о. Уолтер Холлоран , SJ [ 85 ]
  • (1974) Майкл Тейлор [ 86 ]
  • (1975) Аннелиза Мишель была католичкой из Германии, которая, как говорили, была одержима шестью или более демонами и впоследствии подверглась тайному десятимесячному добровольному экзорцизму. Два фильма, «Экзорцизм Эмили Роуз» и «Реквием» , во многом основаны на истории Аннелиз. Документальный фильм «Экзорцизм Аннелизы Мишель» [ 87 ] (на польском языке, с английскими субтитрами) включает оригинальные аудиозаписи экзорцизма. Два священника и ее родители были признаны виновными в непредумышленном убийстве по неосторожности за то, что они не вызвали врача для лечения ее расстройства пищевого поведения , поскольку она умерла, веся всего 68 фунтов (31 кг). [ 88 ] Дело было названо ошибочным определением психического заболевания, халатности, жестокого обращения и религиозной истерии. [ 89 ]
  • Бобби Джиндал , бывший губернатор Луизианы, в 1994 году написал эссе о своем личном опыте экзорцизма над близкой подругой по имени «Сьюзен», когда он учился в колледже. [ 90 ] [ 91 ]
  • Мать Тереза ​​якобы подверглась экзорцизму в позднем возрасте под руководством архиепископа Калькутты Генри Д'Сузы после того, как он заметил, что она, казалось, была чрезвычайно взволнована во сне, и боялся, что она «может подвергнуться нападению лукавого». [ 92 ]
  • (2005) Экзорцизм Танаку - это случай, когда психически больная румынская монахиня была убита во время экзорцизма священником Даниэлем Петре Корожану. Этот случай вдохновил на создание фильмов « За холмами» и «Распятие» .
  • Веллингтоне Поднятие макуту (церемониальное снятие проклятия колдовства или колдовства) в октябре 2007 года в , Новая Зеландия, пригороде Вайнуиомата , привело к гибели женщины в результате утопления и госпитализации подростка. Пятеро членов семьи были признаны виновными и приговорены к лишению свободы. [ 93 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джейкобс, Луи (1999). «Экзорцизм». Краткий справочник по еврейской религии . doi : 10.1093/acref/9780192800886.001.0001 . ISBN  9780192800886 .
  2. ^ Гордон, Грег (31 августа 2015 г.). «Действительно ли сегодня актуальны головные уборы?» . Евангелический фокус . Проверено 2 мая 2022 г. К.П. Йоханнан [основатель Восточной церкви верующих ] говорит: «Задумывались ли вы, почему существует столько напряжения и борьбы из-за того, чтобы накрыть голову небольшим куском ткани? Когда женщина носит символ правления Бога — головной убор, она по сути, это упрек всем падшим ангелам. Ее действия говорят им: «Вы восстали против Святого Бога, но я подчиняюсь Ему и Его главенству, я предпочитаю не следовать вашему примеру бунта и. гордость.'"
  3. ^ Ричмонд, Рэймонд Ллойд (11 ноября 2018 г.). Завеса чистоты: сверхъестественная цель завесы часовни . Р. Ричмонд, доктор философии. стр. 3–6. ISBN  978-0-9831171-6-2 .
  4. ^ Уивер, Бренда М. (20 августа 2014 г.). «Почему мы носим головное покрывало» . Меннонитская церковь Уилкс-Барре . Проверено 21 апреля 2023 г.
  5. ^ Мор, доктор медицинских наук, и Роял, К.Д. (2012). «Исследование практики христианского экзорцизма и методов, используемых для изгнания демонов», Журнал христианского служения, 4, стр. 35. Доступно по адресу: http://journalofchristianministry.org/article/view/10287/7073. Архивировано 11 января 2019 г. в Wayback Machine .
  6. ^ Малачи М. (1976) Заложник дьявола: одержимость и изгнание нечистой силы пяти живых американцев. Сан-Франциско, Харперколлинз, с. 462 ISBN   0-06-065337-X
  7. ^ Мартин, М (1992). Заложник дьявола: одержимость и экзорцизм пяти современных американцев . Сан-Франциско: Харпер Сан-Франциско. п. 120.
  8. ^ Jump up to: а б Библиотека Эдитрис Ватикана; Папа Иоанн Павел II, ред. (28 апреля 2000 г.), «Сакраменталии» , Катехизис Католической Церкви (2-е изд.), Citta del Vaticano: Конференция католических епископов США, стр. 928 , ISBN  978-1-57455-110-5 , получено 15 февраля 2012 г.
  9. ^ Кэрролл, Рори (9 июня 2022 г.). «Ирландский экзорцист призывает оказать дополнительную помощь людям, угнетаемым злыми духами» . Хранитель .
  10. ^ «Римский ритуал» . www.ewtn.com . Перевод Веллера, Филипа Т. Архивировано из оригинала 16 августа 2017 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
  11. ^ «Ритуал Романум» (PDF) . www.liturgia.it . 10 июня 1925 года. Архивировано (PDF) из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 2 декабря 2013 г.
  12. ^ Jump up to: а б Бальо, Мэтт (2010). Обряд: создание современного экзорциста (1-е изд.). Нью-Йорк: Даблдей. ISBN  978-0-385-52271-7 .
  13. ^ Аморт, Габриэле (1999). Экзорцист рассказывает свою историю . Сан-Франциско, Калифорния: Игнатиус Пресс. ISBN  978-0-898-70710-6 . Антропологические данные, собранные Мором и Ройалом (2012), в ходе которых они опросили около 200 протестантских христианских экзорцистов, выявили резкие контрасты с традиционными католическими практиками.
  14. ^ Янг, Фрэнсис (2016). «7 экзорцизма в эпоху сомнений: девятнадцатый и двадцатый века». История экзорцизма в католическом христианстве . Исторические исследования Пэлгрейва в области колдовства и магии (1-е изд.). Чам: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 188–191. ISBN  978-3-319-29112-3 . OCLC   948778692 . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 4 июля 2021 г.
  15. ^ «Как Розарий является ключевым оружием в борьбе с сатаной» . cruxnow.com . 6 октября 2016 г. Проверено 31 июля 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б Милошевич, Саша (17 августа 2011 г.). «Тайны православных экзорцистов» . ХаффПост . Проверено 19 сентября 2021 г.
  17. ^ Матф.10:8; Луки 10:17-20.
  18. ^ Jump up to: а б «Экзорцизм в Православной Церкви - Богословие - Греческая Православная Архиепископия Америки» . www.goarch.org . Проверено 19 сентября 2021 г.
  19. ^ Библиотека греческих отцов и церковных писателей, Афины: Апостольская Диакония 1955, Том. 3, стр. 288-89)
  20. ^ Архиепископ Иаков, Экзорцизм и экзорцисты в греческой православной традиции, Часовня Мудреца, Корнельский университет, 10 марта 1974 г.
  21. ^ «Экзорцизм в Православной Церкви - Богословие - Греческая Православная Архиепископия Америки» . www.goarch.org . Проверено 26 сентября 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б с Мэйс, Бенджамин. «Цитаты из лютеранских пастырских справочников на тему одержимости бесами» . Архивировано из оригинала 27 августа 2009 года . Проверено 22 апреля 2018 г.
  23. ^ Вагнер, К. Питер (16 октября 2012 г.). Сверхъестественные силы в духовной войне . Дестини Имидж, Инкорпорейтед. п. 106. ИСБН  9780768487916 . Краткий экзорцизм нашел свое применение в ранних лютеранских службах крещения, а молитвенная формула экзорцизма записана в Первом молитвеннике Эдуарда VI (1549 г.).
  24. ^ Колб, Роберт; Труман, Карл Р. (17 октября 2017 г.). Между Виттенбергом и Женевой: лютеранское и реформатское богословие в разговоре . Издательская группа Бейкер. п. 162. ИСБН  9781493411450 . Эта литургия сохранила малый экзорцизм (формальный отказ от дел и путей дьявола), который позже, в шестнадцатом веке, стал проблемой, разделяющей лютеран и кальвинистов.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж Тайсом, Стивен (18 июня 2018 г.). « Сатана оплакивает обнаженную землю»: обнаружение мормонского одержимости и ритуалов экзорцизма в американском религиозном ландшафте, 1830–1977» . Религия и американская культура . 27 (1): 57–94. дои : 10.1525/rac.2017.27.1.57 . ISSN   1052-1151 . S2CID   151502698 . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 4 июля 2021 г. - через Cambridge University Press.
  26. ^ Jump up to: а б «Знания о мормонском экзорцизме со Стивеном Тейсомом [MIPodcast № 71]» . Институт Нила А. Максвелла | БЮ . 27 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 20 января 2021 г. Проверено 4 июля 2021 г.
  27. ^ Снелл, Дэвид (2 сентября 2017 г.). «Три раза Джозеф Смит и сатана столкнулись лицом к лицу» . Третий час . Архивировано из оригинала 6 октября 2019 года . Проверено 6 октября 2019 г.
  28. ^ «Семья рыцарей: вечно верные Пророку» . www.churchofjesuschrist.org . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 6 октября 2019 г.
  29. ^ CAF Рис Дэвидс , Диалоги Будды , часть 3, с. 186.
  30. ^ Аггачитта, Аясма (2003). Беседа о защите Атанатия . Буддийский храм Сасанаракха. стр. 3–9. Архивировано из оригинала 3 июля 2021 года . Проверено 16 июня 2021 г.
  31. ^ «Традиционные дни сверхъестественного во всем мире» . Прямое руководство . Проверено 10 мая 2022 г.
  32. ^ Раджарам Нараян Салеторе (1981). Индийское колдовство . Публикации Абхинава. п. 40. ИСБН  9780391024809 . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 14 мая 2009 г.
  33. ^ «бхут | Индуизм | Британика» . www.britanica.com . Проверено 12 декабря 2021 г.
  34. ^ Jump up to: а б Иванек, Кшиштоф. «Боги против призраков: экзорцизм индийского Механдипура Баладжи» . thediplomat.com . Проверено 12 декабря 2021 г.
  35. ^ Уша Шривастава (2011). Энциклопедия индийских лекарств (набор из 3 томов) . Компания «Пиннакл Технолоджи». стр. 5–6. ISBN  9781618202772 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  36. ^ Монье-Вильямс (1974) , стр. 25–41.
  37. ^ Холли А. Хант. Эмоциональный экзорцизм: изгнание четырех психологических демонов, которые заставляют нас отступать . АВС-КЛИО. п. 6.
  38. ^ РУКЯ . 24 апреля 2012 г. doi : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6333 . ISBN  9789004161214 . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года.
  39. ^ Jump up to: а б «Экзорцизм» . Октябрь 2014 г. doi : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26268 . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  40. ^ «Бельгийский суд обвиняет шесть человек в смертельном изгнании нечистой силы мусульманки» . Аль Арабия . 14 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 7 сентября 2012 г.
  41. ^ «Бельгийский суд обвиняет шесть человек в смертельном изгнании нечистой силы мусульманки» . Аль Арабия . 14 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 18 июля 2016 г.
  42. ^ Макдональд, Д.Б., Массе, Х., Боратав, П.Н., Низами, К.А. и Вурхув, П., «Ḏj̲inn», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 15 ноября 2019 г. < http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_COM_0191. Архивировано 5 декабря 2020 г. на Wayback Machine > Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г. Первое печатное издание: ISBN   978-90-04-16121-4 , 1960–2007 «Все их (джинны) действия происходят ночью и заканчиваются первым криком петуха или первым призывом к утренней молитве».
  43. ^ Алеан Аль-Кренави; Джон Грэм (1999). «Социальная работа и коранические целители психического здоровья» . Международная социальная работа . 42 (1): 53–65. дои : 10.1177/002087289904200106 . S2CID   71504194 .
  44. ^ Джозефус, "BJ" vii. 6, § 3. Архивировано 23 октября 2019 г. в Wayback Machine ; Сан. 65б.
  45. ^ Jump up to: а б Беланджер, Джефф (29 ноября 2003 г.). «Диббук – духовное владение и еврейский фольклор» . Ghostvillage.com . Архивировано из оригинала 9 сентября 2019 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
  46. ^ Маберри, Джонатан (2010). Разыскивается нежить или живая . Цитадель Пресс. стр. 187–190. ISBN  9780806534336 .
  47. ^ Фернесс, Шейла (2009). Религия, убеждения и социальная работа . Политическая пресса. п. 72. ИСБН  9781447324331 .
  48. ^ «Даосский экзорцизм даосского мастера» . ДАОССКОЕ ВОЛШЕБСТВО . Архивировано из оригинала 9 сентября 2019 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
  49. ^ «Даосские ритуалы, поклонение, преданность, символизм, даосские обряды и церемонии» . www.patheos.com . Архивировано из оригинала 1 октября 2020 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
  50. ^ «Экзорцизм и психические заболевания в разных культурах – НАДЕЖДЫ» . 16 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 23 марта 2017 г.
  51. ^ Хендерсон, Дж. (1981). Экзорцизм и одержимость в психотерапевтической практике . Канадский журнал психиатрии 27: 129–34.
  52. ^ Маниам, Т. (1987). Экзорцизм и психиатрические заболевания: два описания случаев . Медицинский журнал Малайзии. 42: 317–19.
  53. ^ Пфайфер, С. (1994). Вера в демонов и экзорцизм у пациентов психиатрических клиник в Швейцарии . Британский журнал медицинской психологии 4 247–58.
  54. ^ Бейерштейн, Барри Л. (1995). Диссоциативные состояния: одержимость и экзорцизм . В Гордоне Штейне (ред.). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. стр. 544–52. ISBN   1-57392-021-5
  55. ^ Росс, Калифорния, Шредер, Б.А. и Несс, Л. (2013). Диссоциация и симптомы синдромов, связанных с культурой, в Северной Америке: предварительное исследование . Журнал травм и диссоциации 14: 224–35.
  56. ^ Нолл, Ричард . (2006). Энциклопедия шизофрении и других психотических расстройств . Факты о File Inc., с. 129. ISBN   0-8160-6405-9
  57. ^ Левак, Брайан П. (1992). Одержимость и экзорцизм . Рутледж. п. 5. ISBN   0-8153-1031-5
  58. ^ Рэдфорд, Бенджамин . (2005). «Голос разума: экзорцизмы, вымышленные и фатальные». Архивировано 18 декабря 2014 г. в Wayback Machine . ЖиваяНаука . «В той степени, в которой экзорцизм «работает», это происходит в первую очередь благодаря силе внушения и эффекту плацебо».
  59. ^ Левак, Брайан П. (1992). Одержимость и экзорцизм . Рутледж. п. 277. ISBN   0-8153-1031-5
  60. ^ Jump up to: а б Дьявол, которого вы знаете. Архивировано 27 декабря 2016 г. в Wayback Machine , National Catholic Reporter, 29 апреля 2005 г., комментарий к книге «Проблески дьявола». Ричарда Вудса
  61. ^ Пациент - экзорцист. Архивировано 5 октября 2008 г. в Wayback Machine , интервью Лоры Шихен с М. Скоттом Пеком.
  62. ^ Сильверман, Вашингтон. «Нейрохирургический экзорцизм». Детская и перинатальная эпидемиология, 15.2 (2001): 98–99.
  63. ^ Геттис, Алан. «Психотерапия как экзорцизм». Журнал религии и здоровья 15.3 (1976): 188–90.
  64. ^ «Духовное насилие»: христианский аналитический центр предупреждает о резком росте числа экзорцизмов в Великобритании. Архивировано 11 июля 2019 г. в Wayback Machine The Guardian.
  65. ^ «Экзорцизм | USCCB» . www.usccb.org . Проверено 26 августа 2023 г.
  66. ^ Багасра, Аниса (2023). «Религиозные интерпретации психических заболеваний и опыт обращения за помощью среди американских мусульман: последствия для клинической практики» . Духовность в клинической практике . 10 (1): 20–31. дои : 10.1037/scp0000299 . ISSN   2326-4519 . S2CID   257390685 .
  67. ^ Шенгерр, Ричард А. (1987). «Власть и авторитет в организованной религии: дезагрегирование феноменологического ядра» . Социологический анализ . 47 : 52–71. дои : 10.2307/3711652 . ISSN   0038-0210 . JSTOR   3711652 – через JSTOR.
  68. ^ Багасра, Аниса (2023). «Религиозные интерпретации психических заболеваний и опыт обращения за помощью среди американских мусульман: последствия для клинической практики» . Духовность в клинической практике . 10 (1): 20–31. дои : 10.1037/scp0000299 . ISSN   2326-4519 . S2CID   257390685 – через APA.
  69. ^ Jump up to: а б Экслайн, Джули Дж.; Паргамент, Кеннет И.; Уилт, Джошуа А.; Харриотт, Валенсия А. (2021). «Психическое заболевание, нормальные психологические процессы или нападения дьявола? Три линзы, позволяющие создать демоническую борьбу в терапии» . Духовность в клинической практике . 8 (3): 215–228. дои : 10.1037/scp0000268 . ISSN   2326-4519 . S2CID   237853652 – через APA.
  70. ^ Jump up to: а б Шараби, Асаф (17 февраля 2021 г.). «Политика безумия и одержимости духами в Северной Индии» . Медицинская антропология . 40 (2): 182–195. дои : 10.1080/01459740.2020.1807540 . ISSN   0145-9740 . ПМИД   32866040 . S2CID   221404656 .
  71. ^ Халлибертон, Мерфи (2005). « «Просто немного духов»: эрозия одержимости духом и рост «напряжения» в Южной Индии» . Медицинская антропология . 24 (2): 111–144. дои : 10.1080/01459740590933849 . ISSN   0145-9740 . ПМИД   16019568 . S2CID   40861711 – через Тейлора и Фрэнсиса.
  72. ^ Леви-Стросс, Клод (1963). Структурная антропология . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 193–211. ISBN  0786724439 .
  73. ^ Джоралемон, Дональд (6 апреля 2017 г.). Изучение медицинской антропологии (4-е изд.). Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781315470610 . ISBN  978-1-315-47061-0 .
  74. ^ Кальмет (2021) , с. 132.
  75. ^ Кальмет (2021) , стр. 138–143.
  76. ^ Тесса Харрис (24 декабря 2013 г.). Дыхание Дьявола . Кенсингтонские книги . п. 349. ИСБН  9780758267009 . Архивировано из оригинала 3 июля 2021 года . Проверено 17 октября 2020 г.
  77. ^ «Битва Блюмхардта: конфликт с сатаной» . Томас Э. Лоу, LTD. Архивировано из оригинала 26 августа 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
  78. ^ Фридрих Цюндель. Пробуждение: битва одного человека с тьмой (PDF) . Плуг. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2010 г. Проверено 23 сентября 2009 г.
  79. ^ Розмари Гайли (2009). Энциклопедия демонов и демонологии . Издательство информационной базы. п. 12. ISBN  9781438131917 . Архивировано из оригинала 2 июля 2021 года . Проверено 17 октября 2020 г.
  80. Обнаружен подарок Дали экзорцисту. Архивировано 11 октября 2007 года в Wayback Machine Catholic News от 14 октября 2005 года.
  81. ^ Силы разума . Телевизионные книги. Май 1999 г. ISBN.  978-1-57500-028-2 . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 31 декабря 2007 г. Преподобный Лютер Майлз Шульце был вызван на помощь и отвез Мангейма к себе домой, где он мог изучить это явление с близкого расстояния;
  82. ^ Паранормальные переживания . Книги единорогов. 8 июня 2009 г. ISBN.  978-81-7806-166-5 . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 31 декабря 2007 г. Тринадцатилетний американский мальчик по имени Роберт Мангейм начал использовать... преподобного Лютера Майлза Шульце, которого призвали разобраться в этом вопросе...
  83. ^ Далекая древняя страна . Лулу . 2007. ISBN  978-0-615-15801-3 . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 27 марта 2010 г.
  84. ^ Гаррисон, Чад. «Адский дом» . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 18 июля 2016 г.
  85. ^ «Часть I – Мальчик с привидениями: вдохновение для экзорциста» . Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года . Проверено 10 января 2008 г.
  86. ^ Билл Эллис. Воспитывая дьявола: сатанизм, новые религии и средства массовой информации . Университетское издательство Кентукки. п. 97. ИСБН  978-0813126821 . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 17 октября 2020 г.
  87. ^ Видео на YouTube
  88. ^ «Причудливый экзорцизм влечет за собой условные сроки тюремного заключения» . Пресс-Курьер. 22 апреля 1978 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 26 июня 2013 г.
  89. ^ Даффи, Джон М. (2011). Извлеченные уроки: экзорцизм Аннелизы Мишель . ISBN   978-1-60899-664-3
  90. ^ «ЭКСКУРСЫ: Проблема экзорцизма Бобби Джиндала» . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 9 июля 2018 г.
  91. ^ «История Бобби Джиндала о демонах и духовной войне» . Новости CBN . 24 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2020 г. Проверено 23 сентября 2020 г.
  92. ^ Биндра, Сатиндер (7 сентября 2001 г.). «Архиепископ: Мать Тереза ​​подверглась экзорцизму» . CNN . Архивировано из оригинала 17 сентября 2005 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
  93. ^ «Смертельный приговор: пятеро признаны виновными» . Пост Доминиона . 13 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 30 сентября 2011 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Кальме, Огюстен (2021). Трактат о явлениях духов и вампирах или призраках: Венгрии, Моравии и др . Эзотерика Пресс. ISBN  978-1-952658-03-7 .
  • Монье-Вильямс, Монье (1974). Брахманизм и индуизм: или религиозная мысль и жизнь в Индии, основанные на Ведах и других священных книгах индусов . Элиброн Классика. Адамант Медиа Корпорация. ISBN  978-1-4212-6531-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b72a55cc1ecbc66b72d7cb2d153fb50__1720467600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/50/1b72a55cc1ecbc66b72d7cb2d153fb50.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Exorcism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)