История музыки в библейский период
Знания о библейском периоде в основном основаны на литературных ссылках в Библии и постбиблейских источниках. хорошо культивировалась среди евреев , христиан Нового Завета и христианской церкви ». Историк религии и музыки Герберт Локьер-младший пишет, что «музыка, как вокальная, так и инструментальная, на протяжении веков [ 1 ] Он добавляет, что «взгляд на Ветхий Завет показывает, как древний народ Божий был посвящен изучению и практике музыки, которая занимает уникальное место в исторических и пророческих книгах, а также в Псалтири».
Музыка религиозного ритуала была впервые использована царем Давидом : согласно Музыкальной энциклопедии Ларусса , ему приписывают утверждение людей колена Леви в качестве «хранителей музыки богослужения». [ 2 ] Историк Ирен Хеск отмечает, что из тридцати девяти книг Ветхого Завета 150 псалмов в Книге Псалмов , [многие] приписываемые царю Давиду, послужили «основой иудео-христианской гимнологии», заключив, что «нет другие стихи чаще всего полагались на музыку в западной цивилизации ». [ 3 ]
Изучение древних музыкальных инструментов практиковалось на протяжении веков: некоторые исследователи изучали инструменты из Израиля, относящиеся к библейскому периоду. [ 4 ] Археологические и письменные данные ясно продемонстрировали, что музыка была неотъемлемой частью повседневной жизни древнего Израиля. Статуэтки и иконографические изображения показывают, что люди играли на хордофонах и рамочных барабанах и что человеческий голос был важен, когда женщины и мужчины пели песни о любви вместе с причитаниями по умершим. Данные также описывают сцены музыки и танцев на открытом воздухе, порой пророческого безумия, часто с тщательно оркестрованными и хореографическими музыкантами и певцами в специально построенных структурах. [ 4 ] : 106
По словам историка древней музыки Теодора Бурга: «Если бы мы смогли шагнуть в… библейский период, мы бы обнаружили культуру, наполненную музыкой… где люди использовали музыку в своей повседневной жизни». [ 4 ] «Такая музыка была способна выразить самые разнообразные настроения и чувства или широко выраженные противоположности радости и печали, надежды и страха, веры и сомнения. Фактически, все оттенки и качества чувств можно найти в богатстве песен и псалмов. и в разнообразных мелодиях людей». [ 1 ] : Х
Культурные влияния
[ редактировать ]Египет
[ редактировать ]Египет был одной из старейших культур Ближнего Востока и имел высокоразвитую музыкальную культуру, датируемую примерно 3000 годом до нашей эры. Однако египетские источники включают только живописные реликвии, некоторые инструменты и несколько литературных записей, посвященных исполнительским практикам. На различных скульптурах изображены рельефы арфистов и флейтистов, участвующих в религиозных церемониях и светских развлечениях.
Было установлено, что в Египте использовался ряд инструментов, в том числе лира (разновидность арфы ), инструмент, похожий на гобой , различные барабаны из Азии, лютня и систрум (погремушка). фрески Также были найдены , изображающие выступления певцов и инструменталистов. По мнению историка музыки Гомера Ульриха, вполне вероятно, что Египет повлиял на «образовательные и этические аспекты греческой музыки ». [ 5 ] : 10 Стивен Батук также заметил, что историческая связь музыки была завершена в течение недели творения, когда птицы в воздухе издавали звуки, которые можно было рассматривать как музыку. [ нужна ссылка ]
Шумер и Вавилония
[ редактировать ]Хотя записи минимальны, известно, что между 3000 и 2300 годами до нашей эры в Шумере и Вавилонии существовала организованная храмовая музыка с певцами , старейшие культурные группы в Месопотамии . В ходе раскопок было обнаружено несколько музыкальных инструментов, в том числе арфы, лютни, двойные гобои и некоторые другие.
Из-за политических взаимоотношений между евреями и семитскими народами Вавилонии, Ассирии и Хеттской империи существовало сходство между еврейской музыкой иудейского народа и других народов. Еврейская музыка зародилась в первые годы племенной жизни, и «упоминания о музыке в Библии многочисленны», пишет Ульрих. [ 5 ] : 11 После того как евреи основали царство в Израиле , их музыкальная деятельность существенно возросла.
Древний Израиль
[ редактировать ]По словам историка музыки Авраама Шарона , «вероятно, самым важным музыкальным вкладом древних евреев было повышение статуса литургической музыки в сочетании с ритуальными церемониями». Он отмечает «высокую степень музыкально-литургической организации» из описательных отчетов о Храме царя Соломона , например, о 24 хоровых группах, состоящих из 288 музыкантов, которые принимали участие в 21 еженедельной службе. [ 6 ]
Несмотря на то, что евреи использовали аналогичные инструменты, которые также использовались в соседних культурах, включая Финикию , Египет , Ассирию и Грецию , Шарон пишет, что «было бы правильно заявить, что... и светская, этическая и эстетическая — эта древняя еврейская музыка внесла уникальный вклад». [ 6 ]
Историк музыки Джон Стейнер отмечает, что ранние отношения между Авраамом и хананеями «по всей вероятности, повлияли на будущую еврейскую музыку» и, вероятно, заставили его потомков привезти в Египет определенное количество ассирийской музыки или музыкальных инструментов. Он добавляет, что четырехвековое пребывание «в такой цивилизованной культуре, как Египет, должно быть, во многом расширило их знания об этом искусстве». [ 7 ] : 5
В 1 Паралипоменон 25:1–31 перечислены и систематизированы опытные музыканты, которые должны были выступать или «пророчествовать» с цимбалами, струнными инструментами и арфами на службе Храма.
Хотя древняя музыка Псалмов и других книг Библии (все они пелись) часто считается утерянной, масоретский текст еврейской Библии содержит знаки кантилляции , обозначающие мелодическую линию слов. Вслед за французским археомузыковедом Сюзанной Хайк-Вантура некоторые авторитеты теперь утверждают, что эти кантилляционные знаки датируются храмовыми временами и записывают музыку, исполняемую в храме. Предпринимались попытки расшифровать их в современной нотной записи. [ 8 ]
Вавилонское изгнание
[ редактировать ]Музыкальные традиции Храма были нарушены разрушением Первого Храма и изгнанием евреев в Вавилон в VI веке до нашей эры. Хиндли отмечает, что большая часть псалмов , похоже, была написана спустя годы после возвращения евреев в Иерусалим . В это время практика антифонного пения между кантором и прихожанами, по-видимому, стала обычным явлением. [ 2 ]
Музыка древнего Израиля представляет собой почти четырнадцать столетий перемен, примерно с 1300 г. до н. э. по 70 г. н. э., когда Титом осада Иерусалима произошла . Стейнер указывает на отсутствие многих артефактов в этот период. Он заключает, что «печальное отсутствие национальных памятников, касающихся евреев, неудивительно, если вспомнить, что Иерусалим выдержал около семнадцати осад, каждая из которых сопровождалась теми или иными разрушениями, и то тоже от рук победителей». которые, казалось, получали злонамеренное удовольствие, стирая национальные особенности тех, кого они завоевали». [ 7 ] : 9
Разрушение Второго Храма
[ редактировать ]Однако после падения Первого Храма Вернер утверждает, что ткань грез, сотканных из его ранней музыки, включала воспоминания, видения и фантазии, поскольку раввины старались искоренить как хоровые, так и инструментальные традиции. «Их время пришло, и их представления о литургии и музыке радикально отличались от представлений тамплиерских священников». Вернер находит парадоксальным, что современные раввины продолжают восхвалять инструментальную музыку Храма, но запрещают сегодня любую инструментальную музыку в своих синагогах. [ 9 ] : 18
Разрушение Второго Храма в 70 году нашей эры привело к распаду еврейской нации и началу диаспоры ( рассеяния или изгнания) евреев в другие страны, такие как Испания, Италия и Рейнская область . В этих местах синагога заменит разрушенный Храм новыми литургическими службами, молитвами и раввинскими сочинениями, ориентированными на оплакивание потери как Храма, так и личной свободы. [ 6 ]
христианский период
[ редактировать ]известно очень мало О первобытной христианской музыке , отмечает Уиткомб, поскольку, как и большинство древних произведений, она не была написана. В результате, по мере того как песни передавались из поколения в поколение, они сильно отличались от оригинала. Однако она отмечает, что «большая часть этой старинной музыки получила свою красоту от греков , а святость – от евреев ». [ 10 ] По словам Ульриха, еврейская музыка «оказывала прямое и непосредственное влияние на музыкальные практики ранней христианской церкви». [ 5 ] Он цитирует Вернера, отмечая, что «связь между еврейским и христианским песнопением была научно исследована и доказана». [ 9 ]
Музыкальное искусство левитов , храмовых музыкантов, названных в честь своих исторических предков, к концу I века было утеряно. В 70 году нашей эры Второй Храм был разрушен войсками императора Тита , а в последующие годы левиты вместе с большинством евреев бежали из Иудеи . В результате синагогальная музыка Рассеяния утратила радостный характер Храмовой музыки, и от больших инструментальных сил пришлось отказаться. [ 2 ]
По словам историка музыки Иды Уиткомб, Новый Завет был написан столетия спустя, чем старый, и музыка достигла гораздо более высокого развития. По отношению к Христу это называется христианской музыкой . имеется лишь несколько намеков на нее Однако в трех Евангелиях : в Евангелии от Луки есть «Песнь ангелов», «Магнификат» Марии и «Песнь» Захарии. В Деяниях Павел и . Сила поют за решеткой: тюрьма поколеблена, двери распахнуты, и они свободны В Посланиях мало упоминаний о музыке, но в Послании к Ефесянам есть «прекрасное», в котором Павел призывает церкви петь «Псалмы» и «духовные песни». [ 10 ]
Хиндли добавляет, что антифонные песнопения между кантором или священником и прихожанами возникли в еврейских методах поклонения. На пике своего развития, примерно в начале христианской эры , сложная музыка Храма исполнялась большим хором высококвалифицированных певцов-мужчин, иногда с добавлением мальчиков, и в этот период храмовый оркестр также использовал множество инструментов. [ 2 ]
Уиткомб добавляет, что многие из наших благороднейших церковных гимнов были основаны на Псалмах , которые, как она отмечает, были «первым сборником гимнов еврейского народа и остаются сегодня сборником гимнов не только еврейского храма, но и христианской церкви». ". [ 10 ]
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]Среди самых ранних найденных пиктографических знаков была арфа в форме лодки , найденная на шумерской глиняной табличке, датируемой 3000 годом до нашей эры, а более раннее изображение этой арфы было также найдено в современном юго-западном Иране, датируемое примерно 3200 годом до нашей эры. [ 1 ] : 45
В Палестине было найдено множество реликвий музыкальных инструментов, относящихся к эллинистической эпохе, которые дают подробную информацию о состоянии, характере и практике литургической музыки. [ 9 ] В других случаях многие музыкальные инструменты евреев, упомянутые в Библии, отождествляются по аналогии с аналогичными инструментами, встречающимися в других близлежащих культурах, например Египте и Вавилонии. Пример некоторых инструментов, упомянутых в Библии, можно найти в Даниила 3:5:
что когда услышишь звук рожка, свирели, лиры, тригона, арфы, волынки и всякой музыки...
По словам Иосифа Флавия , все детали Первого Храма , включая его музыкальные инструменты, были изготовлены и рассматривались как «символы вселенной», особенно такие инструменты, как кифара или лира . В своих «Иудейских древностях » Иосиф Флавий объясняет, что музыкальные инструменты, наряду с другими предметами еврейской религии, представляют собой бренный «образ» космоса или «космического храма». [ 9 ] : 1
Струнные инструменты
[ редактировать ]Локьер отмечает, что, согласно Священному Писанию , Джувал был отцом арфистов и органистов (Быт. 4:20–21). Он указывает, что арфа была одним из главных и любимых инструментов Давида , и ее использование встречается в Библии более ста раз. Его использовали как на радостных, так и на скорбных церемониях, и его использование «доведено до высшего совершенства при Давиде» (1 Царств 16:23). Локьер добавляет: «Именно приятная музыка арфы часто лишала Саула его меланхолии (1 Царств 16:14–23; 18:10–11). [ 1 ] : 46 Когда евреи были в плену в Вавилоне, они повесили свои арфы и отказались использовать их в изгнании, ранее входившие в состав инструментов, используемых в Храме (3 Цар. 10:12).
Еще одним струнным инструментом класса арфы, также использовавшимся древними греками, была лира . Подобным инструментом была лютня , имевшая большой грушевидный корпус, длинную шею и рифленую накладку грифа с винтами для настройки. Монеты с изображением музыкальных инструментов, чеканка Восстания Бар-Кохбы , были выпущены евреями во время Второго еврейского восстания против Римской империи 132–135 годов нашей эры.
Помимо них, существовал еще один струнный инструмент, псалтырь , который упоминается в Священном Писании почти тридцать раз. По словам Иосифа Флавия , у него было двенадцать струн, и на нем играли пером , а не рукой. Другой писатель предположил, что это было похоже на гитару, но плоско-треугольной формы и натянуто из стороны в сторону. [ 1 ] : 49
Духовые инструменты
[ редактировать ]Среди духовых инструментов, использовавшихся в библейский период, были корнет , флейта , валторна , орган, труба и труба. [ 1 ] : 50
Были также серебряные трубы и двойной гобой . Вернер заключает, что на основе измерений труб на Арке Тита в Риме и монет, что «трубы были очень высокими, с тонким корпусом и пронзительным звуком». Он добавляет, что в «Войне Сынов Света Против Сынов Тьмы» , руководстве по военной организации и стратегии, обнаруженном среди свитков Мертвого моря , эти трубы «явно способны довольно точно регулировать высоту звука, поскольку предполагается, что они будут трубить довольно точно». сложные сигналы в унисон». [ 9 ] : 2
Уиткомб пишет, что пара серебряных труб была изготовлена по закону Моисея и, вероятно, входила в число трофеев, которые император Тит привез в Рим, когда завоевал Иерусалим. Она добавляет, что на Арке, воздвигнутой в честь победоносного Тита, «есть скульптурный рельеф этих труб, показывающий их древнюю форму. (см. фото) [ 10 ]
По словам Уиткомба, флейта обычно использовалась в праздничных и траурных случаях. «Даже самый бедный еврей был вынужден нанять двух флейтистов для выступления на похоронах своей жены». [ 10 ]
Шофар еврейские (бараний рог) до сих пор используется для особых литургических целей, таких как новогодние службы в еврейских общинах. Как таковой, он считается не музыкальным инструментом, а инструментом богословской символики, которому намеренно сохранили свой примитивный характер. В древние времена его использовали для предупреждения об опасности, для объявления новолуния или начала субботы , а также для объявления о смерти знатного человека. «При своем строго ритуальном использовании оно доносило крики толпы к Богу», — пишет Вернер. [ 9 ] : 12
Ударные инструменты
[ редактировать ]Среди ударных инструментов были колокольчики , цимбалы , систр , табрет , ручные барабаны и бубны . Ударные инструменты — это инструменты, производящие звуки за счет ударов различными способами, которые на протяжении всей истории использовались группами и оркестрами. [ 1 ] : 59
Табрет, или бубен, представлял собой небольшой ручной барабан, использовавшийся в праздничных случаях, и считался женским инструментом. В наше время его часто использовала Армия Спасения. Согласно Библии, когда дети Израиля вышли из Египта и пересекли Красное море , « Мириам взяла в руки свои тимпан, и все женщины вышли за ней с тимпанами и с ликованием». [ 1 ]
Пение
[ редактировать ]Уиткомб пишет, что «большая часть самой прекрасной музыки Библии содержится в псалмах», а слово «псалм» происходит от греческого слова, означающего «петь, ударять по лире». Псалтырь или псалтырь был одним из инструментов, сопровождавших Псалом. [ 10 ] Вскоре это слово стало обозначать любую форму мелодии. Псалмы пелись антифонно или ответно, возможно, священником и прихожанами или двумя хорами.
По словам Шилоаха, большинство упомянутых ранее обычаев и церемоний, таких как свадьбы или другие торжества, сопровождались музыкой, исполняемой женщинами, и это свидетельствует о важности женских песен. Но было много случаев, когда женщины пели в одиночку или с друзьями и семьей. «Женщина укрепляет свой дух, напевая себе и, возможно, своему младенцу, который слышит и впитывает признания, стремления, жалобы и мечты матери». Были также «песни матери, песни солдата, песни травы вдовы, песни сирот и песни женщин о торговле». По мнению некоторых, пишет Шилоах, женские песни возникли из-за необходимости компенсировать запрет на публичное участие женщин в синагогальных ритуалах. [ 11 ]
Историк древней музыки Иоахим Браун отмечает, что Филон упоминал ритуальные бдения возле Александрии, которые включали трапезу и пение гимнов двойным хором в качестве сопровождения шествий и возлияний. [ 12 ]
Танец
[ редактировать ]По мнению библейского историка Амнона Шилоаха, танец был напрямую связан с музыкой и был важным аспектом различных событий, хотя сами танцевальные движения нигде подробно не описаны. Сведения о танце скудны по сравнению с его более широким разнообразием, встречающимся в Египте. Однако существует множество библейских описаний случаев, вдохновивших танцевать в библейские времена. [ 11 ] : 209
В Библии, Мишне и Талмуде танец упоминается в различных контекстах, а в Мегидо, Негеве и других местах Израиля недавно найденные иконографические остатки изображают танцующие фигуры. В Суд. 21:21 описан праздник, во время которого было принято танцевать в виноградниках. Танец также был связан с празднованием военных побед и приветствием домашних героев. В Исх. 15:20 Мириам и другие женщины начали петь и танцевать под звуки барабанов, чтобы отметить разделение Красного моря, которое спасло народ Израиля; Дочь Иеффая танцевала, встречая отца, возвращающегося с победоносных битв (Суд. 11:34); женщины Израиля вышли танцевать перед Саулом и Давидом по возвращении с битвы с филистимлянами (1 Цар. 18:6); царь и его подданные также были вдохновлены на танец, когда Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим (2 Цар. Гл. 6). [ 11 ] : 210
Музыкальные традиции
[ редактировать ]Цели музыки
[ редактировать ]В Библии упоминается множество способов использования музыки, включая песни хвалы, песни победы, песни траура и, прежде всего, псалмы. Танцы также были распространенным музыкальным выражением наряду с сочетанием пения с инструментальной музыкой. В более поздние времена какое-то время преобладала чисто вокальная музыка. [ 5 ] По мнению Ульриха, музыка играла важную роль как в светской, так и в религиозной жизни евреев. Королей и других вождей народа обычно приветствовали песнями и фанфарами, а тщательно продуманные музыкальные службы в Храме, описанные в Библии, были важной частью богослужения. Например, в Библии есть описания оркестра, состоящего из девяти лютн, двух арф и кимвалов. [ 5 ] В других частях есть сведения о женских хорах, которые пели и танцевали под аккомпанемент мужских ударных инструментов. Вернер добавляет, что репертуар хора состоял из псалмов, песнопений и других поэтических отрывков из Священного Писания, хотя, возможно, содержал и некоторые неканонические тексты. Говорят, что выбор псалмов был определен действиями Бога в первые семь дней творения и стихами, которые ссылаются на них. [ 9 ] : 13
Вернер пишет, что «уникальной в истории музыки является твердая вера в очищающую и искупающую грехи силу музыки Храма, приписываемую как пению, так и инструментам». [ 9 ] Музыка должна была быть лишена изъянов и изъянов, а также магических элементов. Даже одежда Первосвященника имела символизм: (Исх. 28:34–35): «золотой колокольчик и гранат по краям ризы... и звук его будет слышен, когда он войдет во святилище». пред Господом». По мнению Филона и Иосифа, колокола представляли собой символы космической гармонии. [ 9 ] : 10
Музыкальное обучение
[ редактировать ]Согласно тексту Мишны, первые музыканты, как певцы, так и инструменталисты, проходили строгую подготовку, чтобы стать профессиональными музыкантами, средняя продолжительность обучения составляла пять лет. Историк Библии Альфред Сендри отмечает «внезапный и необъяснимый рост количества больших хоров и оркестров, состоящих из тщательно организованных и обученных музыкальных групп, что было бы практически немыслимо без длительной методической подготовки». Это заставило некоторых ученых поверить в то, что пророк Самуил был патриархом школы, которая обучала не только пророков и святых, но и музыкантов, исполняющих священные обряды. Эта государственная музыкальная школа, возможно, самая ранняя в истории человечества, не ограничивалась классом священников — именно так мальчик-пастушок Давид появляется на сцене в роли менестреля царя Саула ». [ 13 ]
Виды музыки
[ редактировать ]Также были определены различные типы музыки: [ 5 ]
- Кантилляция. Используется, когда во время службы читались части Библии, а части текста пелись или распевали.
- Антифония (также называемая ответным пением). Поскольку еврейская поэзия основана на параллелизме (выражении одной мысли двумя разными способами), было возможно несколько типов исполнения: либо двумя отдельными чередующимися хорами, либо солистом, чередующимся с хором. На пике своего развития, примерно в начале христианской эры, антифонная музыка исполнялась большим хором высококвалифицированных певцов-мужчин, иногда к ним добавлялись мальчики. По словам Хиндли, «Антифония входит в число долгов христианской музыки перед ее еврейской предшественницей». [ 2 ]
- Гимнические песни. В рамках службы их исполнял либо солист, называемый кантором, либо группы. Некоторые гимны были свободно организованы в группы мелодических мотивов , их варианты соединялись в непрерывное мелодическое пение.
- Оркестровка. Вернер пишет, что «звучание оркестра Темпла состояло не менее чем из двенадцати инструментов и редко превышало тридцать шесть». Трубы никогда не смешивались с остальным оркестром, а использовались исключительно для подачи сигналов. Одна пара тарелок использовалась в храмовых ритуалах также как сигнальный инструмент, «мало чем отличающийся от гонга в современном театре». [ 9 ]
Письменная запись
[ редактировать ]Нотной грамоты в современном понимании в этот период не существовало. Однако еврейский алфавит допускает использование специальных символов, указывающих, как должна была исполняться музыка. Алфавит состоит из согласных и полусогласных, а гласные обозначаются точками и тире над и под буквенными символами. Кроме гласных знаков, существует ряд других знаков, получивших название « масоретских », относящихся не к одиночным нотам, а к «мелодическим частицам или группам», пишет Ульрих. Эти частицы передавались среди певцов в устной традиции на протяжении веков и впервые были систематизированы в 16 веке. Ульрих отмечает, что «Свитки Мертвого моря содержат знаки, подобные знакам в литургическом письме раннехристианских сект… укрепляя гипотезу о том, что общее музыкальное наследие разделяется людьми родственных культур…» [ 5 ]
Влияние на более позднюю музыку
[ редактировать ]Историк музыки Уильям Смолдон отмечает, что, несмотря на то, что инструментальная музыка не была возрождена и не использовалась в синагоге после разрушения Второго Храма в 70 году нашей эры (за исключением символического шофара, все еще используемого в ортодоксальных общинах), « пение продолжалось, и Исследования последних лет показали, что многие формы и даже мелодические образцы византийских и западно-христианских песнопений были адаптацией музыки синагог». [ 14 ]
Он также отмечает, что после распада Западной Римской империи «единственной стойкой чертой была западная христианская церковь», которую «уважали варвары » . Он добавляет, что, кажется, «мало сомнений в том, что музыка поклонения ранней Церкви, то есть в таких центрах, как Иерусалим , Дамаск , Антиохия и Александрия , выросла из материалов... греческого и сирийского происхождения, вместе со служебными песнопениями еврейская синагога». [ 14 ] : 20
- Псалмы
Псалмы . поются во все времена до наших дней Уиткомб описывает важность Псалмов:
- « Крестоносец пел их, поднимаясь на холм Сиона ; и победоносного генерала по возвращении приветствовал хор аллилуйя. Моряк темной ночью в море, пастух на пустынной равнине, маленький бродяга на улице , были одинаково ободрены музыкой псалмов. Они оживили праздник урожая, лодочник на Рейне, солдат у костра были смягчены, а печальные были ободрены этими сладкими вдохновениями к вере и покаянию. , благодарение и поклонение». [ 10 ]
Локьер пишет, что Карл V , император Священной Римской империи и защитник Папы, попросил отрывки из своего любимого псалма Пс. 90, быть прочитанным ему, когда он лежал на смертном одре в сентябре 1558 года. В этом псалме « Моисей противопоставляет вечность Бога быстротечности человеческой жизни, и Моисей заканчивает свою песнь молитвой о Божьем прощении и благосклонности» ( Пс 90:1–6) [ 1 ] : 21
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Локьер, Герберт младший. Вся музыка Библии , Hendrickson Publ. (2004)
- ^ Jump up to: а б с д и Хиндли, Джеффри. Музыкальная энциклопедия Ларусса , Чартвелл (1971), гл. «Еврейская музыка»
- ^ Хеск, Ирен. Паспорт еврейской музыки: ее история, традиции и культура , Greenwood Publishing (1994), с. 41
- ^ Jump up to: а б с Бург, Теодор В. Слушая артефакты: музыкальная культура в древней Палестине , T&T Clark International (2006)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ульрих, Гомер, История музыки и музыкального стиля , Harcourt, Brace & World, Inc. (1963)
- ^ Jump up to: а б с Швадрон, Абрахам А. Музыка многих культур: введение , гл. 16. Университет. Калифорнийской прессы (1983)
- ^ Jump up to: а б Стейнер, Джон, Музыка Библии , Da Capo Press (1970)
- ^ Хайк-Вантура, Сюзанна «Раскрытая музыка Библии» (Роберт Дюма: Париж, 1976) ; Митчелл, Дэвид С. Песни восхождения (2015)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вернер, Эрик. Священный мост , Колумбийский университет. Пресс (1984)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уиткомб, Ида Прентис. Молодёжная история музыки , Додд, Мид и компания (1928)
- ^ Jump up to: а б с Шилоах, Амнон. Еврейские музыкальные традиции , Государственный университет Уэйна. (1992)
- ^ Браун, Иоахим. Музыка в Древнем Израиле/Палестине , WB Eerdmans Publ. (2002)
- ^ «Театр перед миром: история представлений на пересечении еврейских, греческих и римских религиозных процессий» Журнал религии и театра , Vol. 5, № 1, лето 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Смолдон, Уильям. История музыки , Dimension Books, Inc. (1965)