Jump to content

Антропоцентризм

(Перенаправлено с Гомоцентризма )

Антропоцентризм ( / ˌ æ n θ r p ˈ s ɛ n t r ɪ z əm / ; [1] от древнегреческого ἄνθρωπος (ánthrōpos) «человек» и κέντρον (kéntron) «центр») — это вера в то, что люди являются центральным или наиболее важным существом на планете. [2] Этот термин можно использовать как синоним гуманоцентризма , а некоторые называют эту концепцию человеческим превосходством или человеческой исключительностью . С антропоцентрической точки зрения человечество рассматривается как отдельное от природы и превосходящее ее, а другие сущности ( животные , растения , минералы и т. д.) рассматриваются как ресурсы , которые люди могут использовать. [2]

Можно выделить по крайней мере три типа антропоцентризма: перцептивный антропоцентризм (который «характеризует парадигмы, основанные на чувственных данных, поступающих от органов чувств человека»); описательный антропоцентризм (который «характеризует парадигмы, которые начинаются, концентрируются или упорядочены вокруг Homo sapiens / «человека»»); и нормативный антропоцентризм (который «характеризует парадигмы, которые делают предположения или утверждения о превосходстве Homo sapiens , его способностях, главенстве его ценностей, [или] его положении во вселенной»). [3]

Антропоцентризм склонен интерпретировать мир с точки зрения человеческих ценностей и опыта. [4] Считается, что оно глубоко укоренилось во многих современных человеческих культурах и сознательных действиях. Это основная концепция в области экологической этики и экологической философии , где ее часто считают коренной причиной проблем, создаваемых деятельностью человека в экосфере . [5] Однако многие сторонники антропоцентризма заявляют, что это не обязательно так: они утверждают, что разумная долгосрочная точка зрения признает, что глобальную окружающую среду необходимо постоянно делать пригодной для жизни людей и что настоящая проблема заключается в поверхностном антропоцентризме. [6] [7]

Экологическая философия

[ редактировать ]

Некоторые философы-экологи утверждают, что антропоцентризм является основной частью воспринимаемого человеческого стремления доминировать или «владеть» Землей. Некоторые полагают, что антропоцентризм является центральной проблемной концепцией экологической философии. [3] где он используется, чтобы привлечь внимание к утверждениям о систематической предвзятости в традиционном западном отношении к нечеловеческому миру. [8] это формирует у людей самоощущение и идентичность. [9] Вэл Пламвуд утверждал [10] [11] что антропоцентризм играет аналогичную роль в теории зеленых, андроцентризм в феминистской теории и этноцентризм в антирасистской теории. Пламвуд назвал человеческую ориентацию «антропоцентризмом», чтобы подчеркнуть эту параллель.

Одно из первых расширенных философских эссе, посвященных экологической этике, « Пассмора. Джона Ответственность человека за природу» [12] подвергся критике со стороны защитников глубинной экологии из-за ее антропоцентризма, который часто утверждается как составляющий традиционную западную моральную мысль. [13] Действительно, защитники антропоцентризма, обеспокоенные экологическим кризисом, утверждают, что поддержание здоровой, устойчивой окружающей среды необходимо для благополучия человека, а не ради него самого. По мнению Уильяма Грея, проблема «поверхностной» точки зрения не в том, что она ориентирована на человека: «Что плохо в поверхностных взглядах, так это не в их заботе о благополучии людей, а в том, что они на самом деле недостаточно уделяют внимание тому, что в этом заключается благополучие. Согласно этой точке зрения, нам необходимо разработать обогащенное, укрепленное антропоцентрическое представление о человеческих интересах, чтобы заменить доминирующую краткосрочную, фрагментарную и эгоистическую концепцию». [14] В свою очередь, Пламвуд в книге «Экологическая культура: экологический кризис разума» утверждал, что антропоцентризм Грея неадекватен. [15]

Многие преданные защитники окружающей среды придерживаются несколько антропоцентрических философских взглядов, подтверждающих тот факт, что они будут выступать за сохранение окружающей среды ради человеческого населения. [16] Грей пишет: «Мы должны заботиться о создании богатой, разнообразной и динамичной биосферы. Процветание человека, безусловно, может быть включено в качестве законной части такого процветания». [17] Однако считается, что такая забота о процветании человека на фоне процветания жизни в целом неотличима от заботы о глубокой экологии и биоцентризме , которые одновременно выдвигались как антитеза антропоцентризму. [18] и как обобщенная форма антропоцентризма. [19]

Иудео-христианские традиции

[ редактировать ]

В сериале CBC 1985 года «Планета для захвата» Дэвид Судзуки исследовал ветхозаветные корни антропоцентризма и то, как он сформировал взгляды людей на животных, не являющихся людьми. Некоторые христианские сторонники антропоцентризма основывают свою веру на Библии, например на стихе 1:26 в Книге Бытия :

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да будут владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землёй, и над всеми пресмыкающееся существо, ползающее по земле.

Использование слова «владычество» в книге Бытия использовалось для оправдания антропоцентрического мировоззрения, но в последнее время некоторые сочли его спорным, рассматривая его как, возможно, неправильный перевод с иврита. [20] Однако можно возразить, что Библия на самом деле придает большое значение Богу как творцу, а людям как просто еще одной части творения. [21]

Моисей Маймонид , знаток Торы , живший в двенадцатом веке нашей эры, был известен своей стойкой оппозицией антропоцентризму. Он называл людей «всего лишь каплей в море» и утверждал, что «люди не являются осью мира». Он также утверждал, что антропоцентрическое мышление заставляет людей верить в существование зла в природе. По словам раввина Нормана Ламма , Моисей Маймонид «опровергнул преувеличенные представления о важности человека и призвал нас отказаться от этих фантазий. [22]

Католическое социальное учение видит превосходство человека над остальным творением с точки зрения служения, а не господства. Папа Франциск в своей энциклике Laudato si' 2015 года отмечает, что «одержимость отрицанием какого-либо превосходства человеческой личности» ставит под угрозу заботу, которую следует проявлять к защите и поддержанию благосостояния всех людей, что, по его мнению, должно придаваться рангу наряду с «заботой о нашем общем доме», о которой говорится в его письме. [23] : Параграф 90 В том же тексте он признает, что «ошибочное понимание» христианской веры «иногда приводило нас к оправданию жестокого обращения с природой, к осуществлению тирании над творением»: в таких действиях верующие христиане «не [были] верны сокровищам мудрость, которую мы призваны защищать и сохранять. [23] : Параграф 200 последующем наставлении В своем Laudate Deum (2023) он называет предпочтительное понимание «уникальной и центральной ценности человека среди чудесного согласия всех Божьих созданий» «ситуативным антропоцентризмом». [24]

Права человека

[ редактировать ]

Антропоцентризм является основой некоторых натуралистических концепций прав человека . Защитники антропоцентризма утверждают, что это необходимая фундаментальная предпосылка для защиты всеобщих прав человека , поскольку с моральной точки зрения важно просто оставаться человеком. Например, известный философ Мортимер Дж. Адлер писал: «Те, кто выступает против вредной дискриминации на моральном основании, что все люди, будучи равными в своей человечности, должны рассматриваться одинаково во всех тех отношениях, которые касаются их общей человечности, не будут иметь твердых фактически основу для поддержки их нормативного принципа». Адлер утверждает здесь, что отрицание того, что сейчас называется человеческой исключительностью, может привести к тирании, и пишет, что, если люди когда-либо поверят, что они не обладают уникальным моральным статусом, интеллектуальная основа их свобод рухнет: «Почему же тогда не следует группы высших людей смогут оправдать свое порабощение, эксплуатацию или даже геноцид низших групп людей фактическими и моральными основаниями, подобными тем, на которые мы сейчас полагаемся, чтобы оправдать наше обращение с животными, которых мы используем как вьючных животных, которых мы забиваем для продукты питания и одежду, или которые мы уничтожаем как вредителей, переносящих болезни, или как опасных хищников?» [25]

Писатель и защитник антропоцентризма Уэсли Дж. Смит из Института открытий написал, что человеческая исключительность — это то, что порождает у человека обязанности друг перед другом, перед миром природы и гуманное обращение с животными. В книге «Крыса — свинья — собака — мальчик » , критикующей идеологию прав животных , «поскольку мы, несомненно, являемся уникальным видом — единственным видом, способным даже размышлять над этическими проблемами и брать на себя ответственность, — мы уникально способны осознавать разница между добром и злом, добром и злом, правильным и неправильным поведением по отношению к животным. Или, говоря более кратко, если быть человеком — это не то, что требует от нас гуманного обращения с животными, то что же тогда нужно?» [26]

Права животных

[ редактировать ]

Антропоцентризм подвергался критике со стороны животных защитников прав и благополучия , которые утверждают, что убеждение в том, что люди важнее других животных, ложно и что, как и люди, животные, не являющиеся людьми, имеют внутреннюю ценность . [27] Одним из первых таких критиков был зоолог и философ Дж. Говард Мур , который в книге «Всеобщее родство» (1906) утверждал, что книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859) «предрешила гибель антропоцентризма [ sic ]». [28] : 319  и это:

Предполагаемая психическая пропасть между человеком и нечеловеческими существами не существует больше, за пределами яркого воображения человека, чем некогда предполагаемая физическая пропасть. Это чистая фантастика. Это предположение является пережитком быстро угасающего тщеславия антропоцентризма [ sic ] и увековечивается из века в век человеческим эгоизмом и тщеславием. Оно не имеет под собой никакой основы ни в науке, ни в здравом смысле. Человек стремится уменьшить свою вину восхвалением себя и унижением и унижением своих жертв. [28] : 108 

Такие философы, как Питер Сингер и Дэвид Пирс, выступали против антропоцентрической этики, вместо этого защищая антивидовую или сентиентистскую этику, которая вместо того, чтобы придавать большую ценность людям на основе принадлежности к их виду, утверждает, что «при прочих равных условиях одинаково сильные интересы должны иметь равное значение». ." [29] Этот утилитарный принцип основан на изречении «все должны считаться за одного, никто не более чем за одного», приписываемом Джереми Бентаму Джоном Стюартом Миллем в «Утилитаризме» (1876). [30]

Когнитивная психология

[ редактировать ]

В когнитивной психологии термин антропоцентрическое мышление определяется как «тенденция рассуждать о незнакомых биологических видах или процессах по аналогии с людьми». [31] Рассуждение по аналогии — привлекательная стратегия мышления, и может возникнуть соблазн применить собственный человеческий опыт к другим биологическим системам. [31] Например, поскольку смерть обычно считается нежелательной, может возникнуть соблазн сформировать неправильное представление о том, что смерть на клеточном уровне или где-либо еще в природе столь же нежелательна (тогда как на самом деле запрограммированная смерть клеток является важным физиологическим явлением, и экосистемы также полагаются на о смерти). [31] И наоборот, антропоцентрическое мышление может также привести к тому, что люди недооценивают человеческие характеристики других организмов. Например, может возникнуть соблазн ошибочно предположить, что животное, сильно отличающееся от человека, например насекомое, не будет иметь общих биологических характеристик, таких как размножение или кровообращение. [31]

Антропоцентрическое мышление преимущественно изучалось у детей раннего возраста (в основном до 10 лет) психологами развития, заинтересованными в его актуальности для биологического образования . Было обнаружено, что дети уже в возрасте 6 лет приписывают человеческие характеристики незнакомым им видам (в Японии), таким как кролики, кузнечики или тюльпаны. [31] Хотя относительно мало известно о его сохранении в более позднем возрасте, существуют доказательства того, что этот образец человеческого исключительного мышления может продолжаться, по крайней мере, в молодом возрасте, даже среди студентов, которые все больше получают биологическое образование. [32]

Представление о том, что антропоцентрическое мышление является врожденной характеристикой человека, было поставлено под сомнение в результате изучения американских детей, выросших в городской среде, у которых оно, по-видимому, проявляется в возрасте от 3 до 5 лет как приобретенная точка зрения. [33] Обращение детей к антропоцентрическому мышлению, похоже, варьируется в зависимости от их опыта общения с природой и культурных представлений о месте человека в мире природы. [31] Например, в то время как маленькие дети, которые держали золотых рыбок, считали лягушек более похожими на золотую рыбку, другие дети были склонны думать о лягушках как о людях. [31] В целом, дети, выросшие в сельской местности, по-видимому, меньше используют антропоцентрическое мышление, чем их городские сверстники, из-за их большего знакомства с различными видами животных и растений. [31] Исследования с участием детей некоторых коренных народов Америки обнаружили мало применения антропоцентрического мышления. [31] [34] Исследование детей народа вичи в Южной Америке показало тенденцию думать о живых организмах с точки зрения их таксономического сходства , экологических соображений и анимистических традиций, что приводит к гораздо менее антропоцентрическому взгляду на мир природы, чем у многих детей. в западных обществах. [34]

[ редактировать ]

В художественной литературе всех эпох и обществ есть художественная литература, изображающая действия людей по езде, еде, доению и иному обращению с (нечеловеческими) животными как с низшими. Есть редкие вымышленные исключения, такие как говорящие животные как отклонения от правила, отличающего людей от животных. [ нужна ссылка ]

В научной фантастике гуманоцентризм это идея о том, что люди как существа и как вид являются высшими разумными существами . По сути, это эквивалент расового превосходства в галактическом масштабе, оно влечет за собой нетерпимую дискриминацию разумных нелюдей , во многом подобно тому, как сторонники расового превосходства дискриминируют тех, кто не принадлежит к их расе. Яркий пример этой концепции используется в качестве элемента сюжета серии Mass Effect . После того, как первый контакт человечества привел к короткой войне, у многих людей в сериале развивается подозрительное или даже враждебное отношение к различным инопланетным расам игры. Ко времени выхода первой игры, действие которой происходит через несколько десятилетий после войны, многие люди все еще сохраняют подобные настроения в дополнение к формированию «прочеловечных» организаций.

Этой идее противостоит антигуманизм . Иногда этот идеал также включает в себя страх и превосходство над сильными ИИ и киборгами , преуменьшая значение идей интеграции , кибернетических бунтов , правления машин и законов робототехники Тилдена . [ нужна ссылка ]

Марк Твен высмеивал веру в превосходство человека в «Письмах с Земли» (написанных около 1909 г., опубликованных в 1962 г.). [35]

Франшиза « Планета обезьян» фокусируется на аналогии с превращением обезьян в доминирующий вид в обществе и падением человечества (см. также « Вымирание человечества» ). В фильме 1968 года Тейлор говорит: «Убери от меня свои вонючие лапы, чертова грязная обезьяна!». В фильме 2001 года это контрастирует с цитатой Аттара (гориллы) «убери от меня свои вонючие руки, чертовски грязный человек!». Это связано с намеками на то, что, становясь доминирующим видом, обезьяны становятся все более похожими на людей ( антропоморфизм ). В фильме « Битва за планету обезьян » Вирджил орангутан заявляет: «Обезьяна никогда не убивала обезьяну, не говоря уже о ребенке-обезьяне. Альдо убил ребенка-обезьяны. Ветка не сломалась. Ее разрезали мечом». в отношении запланированного убийства; стереотипное человеческое понятие. Кроме того, в « Рассвете планеты обезьян » Цезарь заявляет: «Я всегда думаю… обезьяна лучше человека. Теперь я вижу… насколько мы на них похожи».

В Джорджа Оруэлла романе «Скотный двор » также присутствует эта тема антропоцентризма. В то время как первоначально животные планировали освобождение от людей и равенство животных, как это видно из «семи заповедей», таких как «все, что ходит на двух ногах, - враг», «Все, что ходит на четырех ногах или имеет крылья, - друг», «Все животные равны»; позже свиньи сократили заповеди такими утверждениями, как «Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие» и «Четыре ноги хорошо, две ноги лучше». [ нужна ссылка ]

Документальный фильм 2012 года «Высший человек?» систематически анализирует антропоцентризм и приходит к выводу, что ценность — это, по сути, мнение, и поскольку формы жизни естественным образом ценят свои собственные черты, большинство людей заблуждаются, полагая, что они на самом деле более ценны, чем другие виды. Согласно фильму, эта естественная предвзятость в сочетании с ощущением комфорта и оправданием эксплуатации нелюдей приводит к тому, что в обществе сохраняется антропоцентризм. [36] [37] [38]

В своей книге «Поедание животных » 2009 года Джонатан Фоер описывает антропоцентризм как «убежденность в том, что люди являются вершиной эволюции, подходящим критерием для измерения жизни других животных и законными владельцами всего живого». [39]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джонс, Дэниел (2003) [1917], Питер Роуч; Джеймс Хартманн; Джейн Сеттер (ред.), Словарь английского произношения , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-3-12-539683-8
  2. ^ Jump up to: а б Босло SE (2013). «Антропоцентризм» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 мая 2021 года.
  3. ^ Jump up to: а б Милиус, Бен (15 октября 2018 г.). «Три типа антропоцентризма» . Экологическая философия . 15 (2): 159–194. doi : 10.5840/envirophil20184564 .
  4. ^ «антропоцентризм» . Словарь Merriam-Webster.com .
  5. ^ PhilPapers, Системное мышление и универсальный диалог: создание ноосферы в современную эпоху глобализации, автор - Марта К. Бек, Диалог и универсализм 23 (3): 123-136 (2013)
  6. ^ «Экологическая этика». См.: 1. Введение: Проблемы экологической этики . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 13 августа 2013 г.
  7. ^ «Экологическая этика», см.: 1а. Человеческие существа . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 13 августа 2013 г.
  8. ^ Нэсс, А. (1973). «Мелкое и глубокое, долгосрочное экологическое движение». Расследование . 16 :95–100. дои : 10.1080/00201747308601682 . S2CID   52207763 .
  9. ^ Мильштейн, Тема; Кастро-Сотомайор, Хосе, ред. (2020). Справочник Routledge по экокультурной идентичности . Рутледж. дои : 10.4324/9781351068840 . ISBN  9781351068840 . S2CID   229580440 .
  10. ^ Пламвуд, В. 1993. Феминизм и господство над природой . Лондон: Рутледж
  11. ^ Пламвуд, В. 1996. Андроцентризм и антропоцентризм: параллели и политика. Этика и окружающая среда 1
  12. ^ Пассмор, Дж. 1974. Ответственность человека за природу, Лондон: Дакворт.
  13. ^ Рутли, Р. и В. 1980. «Человеческий шовинизм и экологическая этика» в философии окружающей среды (ред.) Д.С. Маннисон, М. МакРобби и Р. Рутли. Канберра: Исследовательская школа социальных наук АНУ: 96-189.
  14. ^ Грей, В. (1993). «Антропоцентризм и глубинная экология» . Австралазийский философский журнал . 71 (4): 463–475. дои : 10.1080/00048409312345442 . Архивировано из оригинала 26 июля 2008 г. Проверено 12 ноября 2006 г. [ мертвая ссылка ]
  15. ^ Пламвуд, Вал (2002). «Глава 6 Философия, благоразумие и антропоцентризм» (предварительная онлайн-версия Google Книги) . Экологическая культура: экологический кризис разума . Тейлор и Фрэнсис. стр. (123–) 130–142. ISBN  9780415178778 . Проверено 12 июня 2013 г.
  16. ^ Выонг, Куан-Хоанг (2023). Теория губки разума . Вальтер де Грютер. ISBN  978-83-67405-14-0 .
  17. ^ «Университет Квинсленда» . Архивировано из оригинала 26 июля 2008 года . Проверено 4 мая 2015 г. [ мертвая ссылка ]
  18. ^ Тейлор, Сандра Г. (1990). «Естественность: концепция и ее применение к австралийским экосистемам». В Сондерсе — Денис Аллен; Хопкинс, Ангус Джон Малкольм; Как, РА (ред.). Экосистемы Австралии: 200 лет использования, деградации и реконструкции . Австралийские экосистемы: 200 лет использования, деградации и реконструкции: симпозиум, проведенный в Джералдтоне, Западная Австралия, 28 августа-2 сентября 1988 г. Труды Экологического общества Австралии. Том. 16. Чиппинг Нортон, Новый Южный Уэльс: Surrey Beatty & Sons, Экологическое общество Австралии. стр. 411–418. ISBN  0949324264 .
  19. ^ «insurgentdesire.org.uk» . Проверено 4 мая 2015 г.
  20. ^ Хиберт, Теодор (12 декабря 2019 г.). «Повторный перевод Бытия 1–2: воссоединение библейской мысли и современного опыта» . Переводчик Библии . 70 (3): 261–272. дои : 10.1177/2051677019877229 . S2CID   213322770 . Проверено 15 сентября 2020 г.
  21. ^ Симкинс, Рональд (декабрь 2014 г.). «Библия и антропоцентризм: ставим людей на место» . Диалектическая антропология . 38 (4): 397–413. дои : 10.1007/s10624-014-9348-z . JSTOR   43895115 . S2CID   145211787 . Проверено 15 сентября 2020 г.
  22. ^ Дэн, Джозеф (1989). Исследования еврейской мысли (1-е изд.). Издательская группа Гринвуд. п. 145. ИСБН  978-0-275-93038-7 .
  23. ^ Jump up to: а б Папа Франциск (2015), Laudato si' , опубликовано 24 мая 2015 г., по состоянию на 28 декабря 2023 г.
  24. Папа Франциск, Laudate Deum , параграф 67, опубликовано 4 октября 2023 г., по состоянию на 22 июня 2024 г.
  25. ^ Мортимер Дж. Адлер, Разница между человеком и разница, которую он имеет , (Нью-Йорк, издательство Fordham University Press, 1993), стр.264.
  26. ^ Крыса - это свинья, это собака - мальчик: человеческая цена движения за права животных [1] , (Нью-Йорк, Encounter Books, 2010), стр. 243-244.
  27. ^ Грюн, Лори (2017), «Моральный статус животных» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено в 2019 г. 14
  28. ^ Jump up to: а б Мур, Дж. Ховард (1906). Вселенское родство . Чикаго: Чарльз Х. Керр и компания.
  29. ^ Пирс, Дэвид (2013). «Антивидовая революция» . www.hedweb.com . Проверено 14 октября 2019 г.
  30. ^ Милль, Джон Стюарт (1863). Утилитаризм . Лондон: Паркер, Сын и Борн. стр. 91 .
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Коли, Джон Д; Таннер, Кимберли Д. (2012). «Общие истоки различных заблуждений: когнитивные принципы и развитие биологического мышления» . CBE: Образование в области наук о жизни . 11 (3): 209–215. дои : 10.1187/cbe.12-06-0074 . ISSN   1931-7913 . ПМЦ   3433289 . ПМИД   22949417 .
  32. ^ Коли, Джон Д; Аренсон, Мелани; Сюй, Ян; Таннер, Кимберли Д. (февраль 2017 г.). «Интуитивное биологическое мышление: изменения в развитии и влияние биологического образования в позднем подростковом возрасте» . Когнитивная психология . 92 : 1–21. дои : 10.1016/j.cogpsych.2016.11.001 . ПМИД   27865155 .
  33. ^ Херрманн, Патрисия; Ваксман, Сандра Р.; Медин, Дуглас Л. (1 июня 2010 г.). «Антропоцентризм — не первый шаг в детских рассуждениях о мире природы» . Труды Национальной академии наук . 107 (22): 9979–9984. Бибкод : 2010PNAS..107.9979H . дои : 10.1073/pnas.1004440107 . ISSN   0027-8424 . ПМК   2890461 . ПМИД   20479241 .
  34. ^ Jump up to: а б Маршалл, Питер Дж; Бреннеман, Кимберли (2016). «Развитие у детей раннего возраста понимания биологического мира» . Раннее образование и развитие . 27 (8): 1103–1108. дои : 10.1080/10409289.2016.1220772 . ISSN   1040-9289 .
  35. ^ Марк Твен. «Проклятая человеческая раса: Марк Твен» . скептически.орг . Проверено 18 сентября 2013 г.
  36. ^ « Высший человек?» Официальный сайт фильма» . Проверено 4 мая 2015 г.
  37. ^ «Теперь онлайн! Дебют нового антивидового фильма «Высший человек?» - Доктор Стив Бест» . Доктор Стив Бест . 2 апреля 2012 г. Проверено 4 мая 2015 г.
  38. ^ «Высший человек? Кем мы себя считаем?» . Психология сегодня . Проверено 4 мая 2015 г.
  39. ^ Фоер, Джонатан (2009). Поедание животных . Литтл, Браун и компания. п. 46. ​​ИСБН  978-0-316-06990-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ee4fdccdc9b6ea6317be3f601473788__1719027480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/88/6ee4fdccdc9b6ea6317be3f601473788.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anthropocentrism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)