де Хэвилленд Си Виксен
DH.110 Морская Лисица | |
---|---|
![]() | |
Последний годный к полетам Sea Vixen на авиабазе RNAS Йовилтон , 2014 г. | |
Роль | Авианосный истребитель |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | де Хэвилленд |
Первый полет | 26 сентября 1951 г. [ 1 ] |
Введение | июль 1959 г. |
Ушедший на пенсию | 1972 |
Основной пользователь | Королевский флот |
Количество построенных | 151 (включая два прототипа DH110 и один прототип Sea Vixen) |
De Havilland DH.110 Sea Vixen — британский двухмоторный , двухбалочный , двухместный палубный истребитель ПВО флота, летавший на флота Королевского вооружении ВВС с 1950-х по начало 1970-х годов. Sea Vixen был разработан авиастроительной компанией de Havilland Aircraft Company в конце 1940-х годов на ее авиационном заводе в Хэтфилде в Хартфордшире компании на основе более ранних реактивных истребителей первого поколения . [ а ] Позже он был назван Hawker Siddeley Sea Vixen после того, как в 1960 году компания de Havilland была поглощена корпорацией Hawker Siddeley .
Sea Vixen стал первым британским двухместным боевым самолетом, достигшим сверхзвуковой скорости , хотя и не в горизонтальном полете. Действуя с британских авианосцев, он использовался в боях над Танганьикой и Йеменом во время чрезвычайной ситуации в Адене . американского производства В 1972 году производство Sea Vixen было прекращено в пользу перехватчика McDonnell Douglas Phantom FG.1 . Летающих морских лисиц не было с 2017 года.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1946 году компания de Havilland Aircraft Company провела переговоры с Британским Адмиралтейством о требованиях к будущему реактивным двигателем всепогодному и радаром с истребителю . [ 1 ] В результате этих переговоров стало ясно, что самолету потребуется экипаж из двух человек для работы с радиолокационным и навигационным оборудованием, а также для управления истребителем, и что два двигателя необходимы для запаса прочности над океаном , и что крылья стреловидны. были желательны. Истребитель также будет иметь умеренную нагрузку на крыло для маневренности на высоте и приемлемые взлетно-посадочные характеристики с авианосцев . высокоэффективные закрылки . Для посадки и взлета потребуются [ 1 ]
де Хэвилленд решил продолжить разработку конструкции, отвечающей требованиям Британского Королевского флота. Предлагаемый самолет, получивший от компании de Havilland обозначение DH.110, представлял собой двухмоторный всепогодный истребитель. [ 1 ]

В конструкции DH 110 использовалась двухбалочная и хвостовая компоновка самолетов de Havilland Vampire и de Havilland Venom . Он имел цельнометаллическую конструкцию, крыло стреловидности 45 градусов и вооружение из четырех 30-мм пушек ADEN . [ 1 ] DH 110 должен был быть оснащен парой двигателей Rolls-Royce Avon турбореактивных , каждый из которых мог развивать тягу в 7500 фунтов силы (33 кН), что позволяло самолету достигать сверхзвука при мелком пикировании. [ 1 ] DH 110 стал первым британским двухместным боевым самолетом, достигшим сверхзвуковой скорости. [ 2 ] [ 3 ]
В январе 1947 года спецификации N.40/46 и F.44/46 Великобритании выпустило Министерство авиации на аналогичные ночные истребители для оснащения ВВС флота (FAA) и Королевских ВВС (RAF). de Havilland представила обеим службам свое предложение по DH 110. [ 1 ] Первоначально заявленная версия RAF имела двигатели Metrovick F.9, хотя вскоре они стали известны как Armstrong Siddeley Sapphire, когда Metrovick продал свое подразделение двигателей.
В ответ на это было заказано девять прототипов DH 110 для ВВС Великобритании (вместе с четырьмя конкурирующими Gloster Javelin ) и четыре прототипа для ВВС флота. [ 4 ] [ 5 ]
К началу 1949 года ожидалось, что конструкция DH.110 будет адаптирована для удовлетворения четырех требований: F4/48, F5/49 (истребитель дальнего действия RAF), N.40/46 (ночной военно-морской истребитель) и N.8/49 ( ударная авиация ВМФ). С этой целью потребуются три прототипа для F.4/48, четыре для общей разработки RAF и RN и по два для остальных трех ролей, и к июлю власти были готовы заказать 13 прототипов. [ 6 ]
Однако в 1949 году Королевский флот решил закупить de Havilland Sea Venom , который, будучи развитием существующего самолета, был дешевле и должен был быть доступен раньше, чтобы удовлетворить его насущные потребности в ночных истребителях с реактивным двигателем для замены своего флота. поршневых двигателей de Havilland Sea Hornets и Vought F4U Corsair . ВВС Великобритании решили сократить заказ до двух прототипов. [ 1 ] Несмотря на эту неудачу, де Хэвилленд решил продолжить работу над DH 110, пытаясь вернуть официальный интерес к этому типу. [ 1 ] [ 7 ]
26 сентября 1951 года первый прототип был завершен и совершил свой первый полет с аэродрома Хэтфилд под управлением летчика-испытателя Джона Каннингема . [ 5 ] [ 8 ] Первые летные испытания прототипа показали, что летно-технические характеристики самолета превзошли все ожидания. К следующему году прототип регулярно летал со скоростью, превышающей скорость звука . [ 1 ]
Однако трагедия произошла, когда первый прототип DH 110 (серийный номер WG236) был продемонстрирован на авиашоу в Фарнборо 6 сентября 1952 года. [ 9 ] После демонстрации способности преодолевать звуковой барьер во время полета на малой высоте самолет распался, а обломки приземлились посреди зрителей, в результате чего погиб 31 человек, включая экипаж из двух человек, летчика-испытателя Джона Дерри и наблюдателя за его летными испытаниями. Тони Ричардс. [ 9 ] [ 10 ]
Последующее расследование катастрофы выявило неисправность конструкции передней кромки крыла перед основным лонжероном . Конструкция была удовлетворительной для более ранних Vampire и Venom, но не для более высоких напряжений, вызванных маневром отрыва от качения на скорости 650 миль в час, которым управлял прототип DH110 в Фарнборо. Обшивка передней кромки без дополнительной усиливающей конструкции, которая будет добавлена позже, прогнулась, в результате чего внешние части стреловидных крыльев были оторваны (аналогичные процедуры показа были выполнены в предыдущие дни на другом прототипе DH110, который имел аэродинамическое ограждение, обеспечивающее внешнюю жесткость обшивки, расположенное точно над местом возникновения коробления. [ 11 ] ). DH 110 Последующее смещение центра давления привело к тому, что самолет стал подниматься вверх, кабина и хвостовая часть оторвались, а двигатели оторвались от планера из-за перегрузки . [ 12 ] Один из двигателей врезался в зону, заполненную зрителями, в конце взлетно-посадочной полосы, что привело к гибели большинства людей. Еще шестьдесят зрителей получили ранения из-за обломков кабины, приземлившихся недалеко от основных зрительских залов вдоль взлетно-посадочной полосы. Этот инцидент привел к реструктуризации правил безопасности на авиашоу в Великобритании, и ни один представитель общественности не погиб в результате полета британского авиашоу за более чем 62 года, пока в результате крушения Hawker Hunter боевого самолета во время авиашоу не погибло 11 человек. Авиашоу в Шорхэме 22 августа 2015 г. [ 9 ]
Редизайн и морская модернизация
[ редактировать ]В ответ на потерю первого прототипа де Хэвилленд внес изменения в конструкцию, которые были реализованы на оставшемся втором прототипе. Эти изменения включали использование цельноповоротного хвостового оперения и изогнутых удлинителей передней кромки. Модифицированный прототип вернулся в полет только в июле 1954 года. [ 13 ] В результате этих изменений DH 110 больше не мог превышать скорость звука, достигая лишь 0,95 Маха при крутом пикировании, когда его органы управления оставались неподвижными до прохождения 10 000 футов (3 000 м). [ 14 ] К этому времени Королевские ВВС объявили об отказе от интереса к DH 110, решив вместо этого купить Gloster Javelin; [ 15 ] Однако авиация флота решила, что примет этот самолет в качестве замены временному флоту Sea Venoms. [ 16 ] В феврале 1955 года был размещен заказ на 110 морских самолетов, получивших название Sea Vixen . [ 17 ]

Помимо адаптации самолета для палубной эксплуатации Королевского флота, компания de Havilland внесла серьезные изменения в Sea Vixen во время его модернизации. [ 1 ] На протяжении 1950-х годов, когда конструкция DH 110 все еще разрабатывалась, значительные достижения произошли в таких подсистемах, как вооружение, система управления огнем , радиолокационное оборудование и приборы кабины. Получила широкое распространение концепция самолета как интегрированной системы вооружения, в которой такие датчики, как радар, будут более напрямую связаны с системами навигации и вооружения. [ 1 ] де Хэвилленд включил эту концепцию в дизайн Sea Vixen. [ 1 ] По словам автора авиации Дэвида Хоббса, это был первый британский истребитель, спроектированный таким образом. [ 18 ]
В июне 1955 года был построен полуморской прототип XF828 для проведения испытаний на пригодность летной палубы авианосца. [ 17 ] С этой целью в XF828 было внесено несколько изменений, в том числе изменение профиля передних кромок крыла и усиление крыльев, а также подкрыльевые точки крепления для запуска катапульты и хвостовой крюк для задержанного приземления ; однако на прототипе отсутствовал механизм складывания крыла и стойки для вооружения. [ 17 ] 20 июня 1955 года этот самолет совершил свой первый полет с территории де Хэвилленда на аэродроме Крайстчерч в Дорсете . В следующем году XF828 совершил свою первую задержанную посадку на палубу авианосца Королевского флота HMS Ark Royal . [ 19 ]
В апреле 1956 года были официально выпущены окончательные производственные чертежи. [ 17 ] Полностью военно-морская серийная модель Sea Vixen имела ряд улучшений по сравнению с более ранними моделями разработки. Они включали добавление системы складного крыла с электроприводом, усиление шасси, чтобы выдерживать дополнительные нагрузки при приземлении авианосца, управляемое носовое колесо, доработанное хвостовое оперение, а также перепроектирование фюзеляжа для перевозки вооружения. [ 3 ] [ 17 ] 20 марта 1957 года первый настоящий Sea Vixen, получивший обозначение Sea Vixen FAW.20 (всепогодный истребитель, позже переименованный в FAW.1 ), совершил свой первый полет. Этот самолет был незамедлительно использован для испытаний на допуск, в частности для решения проблем с управлением; второй серийный самолет использовался для инженерных испытаний, а третий - для проведения радиолокационных испытаний. [ 20 ] 2 июля 1959 года была сформирована первая эскадрилья, оснащенная Sea Vixen. [ 21 ]
Серийные Sea Vixens сначала производились компанией de Havilland на ее бывшей World War II Airspeed Ltd. « теневой фабрике » в Крайстчерче недалеко от Борнмута , начиная с марта 1957 года. [ 1 ] В августе 1962 года все производство было перенесено на другой завод de Havilland, расположенный в Хавардене , недалеко от Честера .
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]

Помимо первоначальной модели FAW.1 , компания de Havilland приступила к разработке улучшенного варианта, который впоследствии получил обозначение Sea Vixen FAW.2 . Он стал преемником FAW.1 и включал множество улучшений. Помимо ракет Firestreak, он мог нести Red Top ракету класса «воздух-воздух» , четыре ракетные блоки СНЭБ и AGM-12 Bullpup ракету класса «воздух-земля» .
Его увеличенная хвостовая балка позволила разместить дополнительные топливные баки в выступах «шестерни» над и перед передней кромкой крыла, была улучшенная система эвакуации и дополнительное место для большего количества оборудования электронного противодействия (ECM). [ 3 ] Однако изменения в аэродинамике означали, что 1000-фунтовую бомбу больше нельзя было нести. Визуально FAW.1 и FAW.2 можно было отличить по хвостовым балкам, выступавшим вперед за передние кромки крыла FAW.2.
В 1962 году Sea Vixen FAW.2 совершил свой первый полет; этот тип поступил на вооружение передовых эскадрилий в 1964 году. Всего было построено в общей сложности 29 самолетов FAW.2, а также еще 67 самолетов FAW.1, которые были перестроены и модернизированы до стандарта FAW.2. В 1966 году производство оригинального FAW.1 началось. В 1972 году карьера Sea Vixen FAW.2 подошла к концу.


Sea Vixen FAW2 может быть вооружен до четырех ракет Hawker Siddeley Red Top с инфракрасным самонаведением. Red Top может использовать источники тепла, генерируемые кинетическим нагревом быстро приближающейся сверхзвуковой цели, такой как бомбардировщик Ту-22 . Система Red Top была интегрирована в радар AI 18R (R от Red Top). С 1969 года самолет Sea Vixen FAW2 отрабатывал перехват сверхзвуковой цели против Concorde SST во время летных испытаний над Ирландским морем. [ 22 ]
Адмиралтейство планировало заменить Sea Vixen на McDonnell Douglas Phantom FG.1 . Авианосцы HMS Ark Royal и Eagle планировалось переоборудовать, чтобы они могли правильно нести и летать на новых истребителях. Из-за сокращений обороны и вывода из эксплуатации HMS Eagle только HMS Ark Royal подвергся переоборудованию для использования нового Phantom FG.1.
Небольшое количество Sea Vixens впоследствии использовалось в качестве дронов , и в этом качестве они были переименованы в Sea Vixen D.3 . Всего четыре самолета были переоборудованы под стандарт D.3. [ 23 ] хотя еще трое были отправлены в Фарнборо для обращения, но в конечном итоге так и не были обращены. [ 23 ] Последним оставшимся годным к полетам Sea Vixen (XP924) была модификация D3. [ 23 ] Ряд других Sea Vixens стали буксирами-мишенями и были переименованы в Sea Vixen TT.2 .
Дизайн
[ редактировать ]
De Havilland Sea Vixen представлял собой истребитель обороны флота с реактивным двигателем, оснащенный современным радаром и ракетами класса «воздух-воздух» для выполнения своей основной задачи. Когда он поступил на вооружение, это был первый британский самолет, вооруженный исключительно ракетами, ракетами и бомбами; это сделало его первым истребителем, эксплуатируемым авиацией флота без артиллерийского вооружения. [ 16 ] [ 24 ] Sea Vixen FAW.1 был вооружен четырьмя de Havilland Firestreak ракетами класса «воздух-воздух» , а Sea Vixen FAW.2 мог также нести более позднюю, более мощную ракету Red Top . [ 16 ] Первоначальная конструкция DH.110, предложенная ВВС Великобритании, была вооружена четырьмя пушками, но вскоре была заменена полностью ракетным вооружением. [ 17 ] [ 24 ] Головка самонаведения Red Top наводилась в направлении цели путем подчинения ее радару АИ-18 , которым управлял наблюдатель. [ 24 ]
Помимо своей основной роли в обороне флота, Sea Vixen также использовался в качестве штурмовика. [ 16 ] для чего он мог быть вооружен двумя неуправляемыми двухдюймовыми (51-мм) ракетными ранцами Microcell, Bullpup ракетами класса «воздух-земля» и четырьмя бомбами по 500 фунтов (230 кг) или двумя бомбами по 1000 фунтов (450 кг) . [ 17 ] [ 25 ] Sea Vixen был оснащен дозаправочной станцией для дозаправки в воздухе с самолетов-заправщиков для увеличения дальности полета. [ 3 ] Его также можно было оборудовать как топливозаправщик для дозаправки других самолетов. [ 26 ] Sea Vixen FAW.1 было разрешено нести Red Beard свободнопадающую ядерную бомбу на случай «чрезвычайной оперативной ситуации». [ 27 ]
Sea Vixen был оснащен парой турбореактивных двигателей Rolls-Royce Avon 208 и мог развивать максимальную скорость 690 миль в час (1110 км/ч) и дальность полета до 600 миль (970 км). [ 17 ] [ 24 ] Он имел конфигурацию хвостового оперения с двумя стрелами, которая использовалась на более ранних de Havilland Sea Vampire и Sea Venom. истребителях [ 16 ] Внутренний объем хвостовой балки использовался как для топлива, так и для авионики, и на улучшенном Sea Vixen FAW.2 он был для этой цели значительно увеличен. [ 3 ] Двухбалочное хвостовое оперение уменьшило длину и высоту самолета, что уменьшило площадь погрузки и высоту, необходимые на борту авианосцев; это также свело к минимуму асимметрию при полете с одним двигателем, уменьшило длину реактивных труб и улучшило доступ для обслуживания. [ 1 ]

Фюзеляж состоит из нескольких секций, основной из которых является цельная центральная и укороченная секции крыла. [ 25 ] Передняя часть фюзеляжа, состоящая из гермокабины, воздушного тормоза под гермополом и радиолокационного отсека, а также откидной обтекатель установлены на четырех креплениях на передней поверхности переднего лонжерона . Различные электрические отсеки расположены в кормовой части переднего лонжерона, над крылом, доступ в которые осуществляется через люки. [ 25 ] Двигатели установлены внутри основного фюзеляжа позади основного ящика; их можно было снять с фюзеляжа для обслуживания через съемные панели на верхней поверхности фюзеляжа. [ 28 ] Секции обшивки фюзеляжа были фрезерованы химическим способом , а остальные части фрезеровались на станке . В складном крыле с электроприводом использовалась пара шарниров крыла, которые включали в общей сложности шесть основных точек крепления. [ 29 ]
Экипаж Sea Vixen состоял из двух человек: пилота и оператора радара . Фонарь пилота был смещен к левой стороне фюзеляжа, а оператор радара сидел полностью внутри фюзеляжа справа , причем последний получал доступ к своему положению через верхний люк, расположенный заподлицо, получивший прозвище «угольная дыра». [ 17 ] [ 30 ] [ Примечание 1 ] Позиция наблюдателя была затемнена и расположена глубже в фюзеляже, что улучшило видимость радиолокационных изображений. [ 3 ] [ 31 ] Обе позиции были оснащены полностью автоматизированными регулируемыми по высоте Martin-Baker Mk.4 катапультными сиденьями , которые можно было развернуть в различных условиях и обстоятельствах, включая погружение самолета в воду. [ 3 ] [ 25 ] У каждого члена экипажа был единый централизованный сервисный разъем, включающий цепи, которые обслуживали вентилируемые комбинезоны , а также средства контроля влажности и температуры для комфорта экипажа. [ 25 ] Ветровое стекло фонаря пилота имело «острую кромку», расположенную в центре для защиты от дождя и непогоды. [ 32 ] [ 33 ]
Органы управления полетом Sea Vixen были относительно сложными и включали полностью механизированное хвостовое оперение, элероны и руль направления ; эти органы управления оставались работоспособными даже при отсутствии электроэнергии, например, в случае отказа двух двигателей. [ 29 ] Приведение в действие механизированных поверхностей управления полетом обеспечивалось парой независимых гидравлических систем и обычно имело переменную передачу управляющих движений на разных скоростях. Была использована сложная трехсекционная конструкция закрылков, отчасти из-за особенностей геометрии крыла. [ 29 ] Навигационное, пилотажное и коммуникационное оборудование включало указатели наземного и воздушного положения, эталонный гироскоп, автопилот, способный поддерживать высоту и скорость, а также рыскания и тангажа демпфирование , тактическую аэронавигационную систему (ТАКАН) и сверхвысокую частоту (УВЧ). радиосистема. [ 25 ]
Операционная история
[ редактировать ]
За время своей службы в составе ВВС флота самолет не участвовал ни в каких настоящих войнах, хотя принимал участие во многих операциях. В 1961 году президент Карим Кассем Абдул Ирака пригрозил аннексировать соседнее богатое нефтью государство Кувейт . В ответ на призыв Кувейта о внешней помощи Соединенное Королевство направило в регион несколько кораблей, в том числе два авианосца. «Морские лисицы» на борту авианосцев патрулировали регион, а агрессивные действия Касема ослабли перед лицом сильного военно-морского присутствия, что предотвратило войну за Кувейт.
вспыхнули беспорядки В январе 1964 года в восточноафриканском штате Танганьика после того, как 1-я и 2-я Танганьикские стрелковые полки подняли мятеж против британских офицеров и унтер-офицеров, которые, несмотря на независимость Танганьики, все еще командовали полком. Мятежники также захватили здание Верховного комиссара Великобритании и аэропорт столицы Дар-эс-Салама . Великобритания ответила отправкой легкого авианосца HMS Centaur в сопровождении 45 коммандос Королевской морской пехоты . «Морские лисицы», летавшие с «Кентавра» , выполняли ряд обязанностей, в том числе обеспечивали прикрытие королевской морской пехоты, высадившейся в Танганьике на вертолетах. Операция «по восстановлению стабильности в Танганьике» завершилась успехом. В том же году Sea Vixens с HMS Centaur снова принял участие в службе в Персидском заливе , включая нанесение воздушных ударов по силам повстанцев, на этот раз поддерживая британские силы, сражающиеся против местных жителей, недовольных потерей пошлин на Радфане . Позже, в 1964 году, 892-я эскадрилья Sea Vixens авианосца « Кентавр » , дислоцированная у берегов Индонезии, помогла предотвратить эскалацию напряженности президента Сукарно. Противостояние Индонезии и Малайзии . [ 34 ]

Sea Vixens продолжил службу в 1960-х годах, выполняя обязанности в патруле Бейра , операции Королевского флота, призванной предотвратить попадание нефти в Родезию , не имеющую выхода к морю , через тогдашнюю португальскую колонию Мозамбик . Sea Vixen также участвовал в эксплуатации на Дальнем Востоке . В 1967 году, снова в Персидском заливе, «Си Виксенс» помогали прикрывать отход из Адена . В операции участвовало несколько военных кораблей Королевского флота, в том числе авианосцы HMS Albion , HMS Bulwark и HMS Eagle (на борту которых находились Sea Vixens) и LPD (десантная платформа-док) HMS Fearless .
Тактика Sea Vixen против более быстрых сверхзвуковых истребителей, таких как BAC Lightning и Dassault Mirage III, заключалась в том, чтобы продолжать разворачиваться до тех пор, пока у противников не закончится топливо, а затем поймать их Red Top, когда они попытаются оторваться, используя форсаж. [ 35 ]

Sea Vixen также выполнял фигуры высшего пилотажа, выступая в двух демонстрационных группах Королевского флота: Sircus Саймона и Five Fred's.
Из 145 построенных Sea Vixens 55 погибли в результате аварий. Также были потеряны два опытных образца DH.110. [ 36 ] Потеря 55 морских лисиц составляет почти 38%. 30 (54%) из них произошли со смертельным исходом, 21 из которых повлек за собой гибель пилота и наблюдателя. [ 37 ]
Небольшое количество Sea Vixens было отправлено в FR Aviation на аэродроме Таррант Раштон для переоборудования в стандарт дронов D.3, при этом некоторые из них прошли испытания в RAF Llanbedr, прежде чем программа беспилотников была прекращена. [ 38 ] [ 39 ] Среди них был XP924, теперь G-CVIX, единственный Sea Vixen, оставшийся в летном состоянии, которому теперь возвращено 899 цветов NAS . G-CVIX, ранее принадлежавший и управляемый De Havilland Aviation , можно было увидеть в их ангаре в аэропорту Борнмута в Дорсете и на авиашоу по всей Великобритании. Отдел по расследованию авиационных происшествий опубликовал расследование ущерба, нанесенного G-CVIX при приземлении в Борнмуте 5 апреля 2012 года. [ 40 ] 16 сентября 2014 года G-CVIX был передан Naval Aviation Ltd., дочерней компании Fly Navy Heritage Trust, и будет базироваться на авиабазе Королевского военно-морского флота Йовилтон в Сомерсете. [ 41 ]
Операторы
[ редактировать ]Эскадрилья/Полет | От | Сначала на операторе связи | К | Коды | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
700-я эскадрилья Y [ 42 ] | ноябрь 1958 г. [ 43 ] | Никогда | 2 июля 1959 г. | ? | Группа интенсивных летных испытаний (IFTU) на базе RNAS Yeovilton . [ 43 ] Реформирована в 892-ю эскадрилью. [ 44 ] |
892-я эскадрилья [ 42 ] | 2 июля 1959 г. | 3 марта 1960 г. [ 44 ] Арк Роял |
1965 | 208–219 | Летал с: Ark Royal , Victorious , Hermes и Centaur (конец 1963 — середина 1965 года, четвёртый и последний заход корабля) |
890-я эскадрилья [ 42 ] | 1 февраля 1960 г. | июль 1960 г. Гермес |
1966 [ 45 ] | 240–254 | Вылетел из: Гермеса и Арк Ройала . Расформирован в 1966 году, реформирован в сентябре 1967 года первоначально с четырьмя FAW.1 и преобразован в FAW.2. [ 45 ] |
893-я эскадрилья [ 42 ] | 9 сентября 1960 г. [ 44 ] | Арк Роял | 1964 | 455–468 | Прилетел из: Победоносца , с короткими периодами на: Арк Ройал и Кентавр . |
899-я эскадрилья [ 42 ] | 1 февраля 1961 г. [ 44 ] | ? | 1965 | 485–489 | Штаб-квартира Sea Vixen Sqn Yeovilton, с короткими периодами на: Eagle . 899 была первой эскадрильей, которая провела оценку и эксплуатировала самолеты Sea Vixen FAW2. |
766B Учебный отряд [ 42 ] | Октябрь 1959 г. | 1964 г. Испытания Eagle после ремонта | 1965 ? [ 46 ] | 710–722 | В 1962 году переименован в Военно-морскую истребительную школу ; предоставил самолеты и экипажи для пилотажной группы « Fred's Five », все из которых были инструкторами 766-й эскадрильи. |
Эскадрилья/Полет | От | Сначала на операторе связи | К | Коды | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
13 Я ЕСМЬ [ 47 ] | апрель 1964 г. | Никогда | февраль 1966 г. [ 47 ] | 13 Объединенная испытательная группа (13 JSTU). Испытания Red Top в Хэтфилде и A&AEE Boscombe Down . | |
899-я эскадрилья [ 46 ] | декабрь 1963 г. | декабрь 1964 г. Орел |
февраль 1972 г. | 120–127 130–137 |
Прилетел из: Орла . Последний действующий авианосец принял на борт эскадрилью Sea Vixen |
766-я эскадрилья [ 46 ] | 7 июля 1965 г. [ 45 ] | Никогда? | 10 февраля 1970 года ? [ Примечание 2 ] [ Примечание 3 ] | 700–707 710–717 720–727 |
Школа военно-морских истребителей ВМС Йовилтона |
893-я эскадрилья [ 46 ] | 4 ноября 1965 г. [ 45 ] | 19 апреля 1966 г. Победоносный |
июль 1970 г. [ 48 ] | 240–247 250–257 |
Летал из: Викториус , RNAS Йовилтон , RAF Акротири , затем Гермес . |
892-я эскадрилья [ 46 ] | 1963 [ 48 ] | Гермес | Октябрь 1968 г. | 301–315 | Прилетел из Гермеса . 1968 Пилотажная группа Саймона Sircus из этой эскадрильи выступила на авиасалоне в Фарнборо 1968 года. |
890-я эскадрилья [ 46 ] | сентябрь 1967 г. [ 45 ] | Никогда | 6 августа 1971 г. [ 48 ] | 750–755 [ Примечание 4 ] [ Примечание 5 ] | Отделение испытаний и эксплуатации в Йовилтоне со смесью FAW.1 и FAW.2. За короткий период 1964-5 «Арк Ройал» . |
ЖЕНА [ 48 ] | 6 августа 1971 года ? | Никогда | 1 декабря 1972 г. [ 46 ] | 750–755 [ 46 ] [ 49 ] | Группа требований к флоту (FRU). Когда 890-я эскадрилья была расформирована, часть самолетов перешла в подразделение требований к флоту (FRU) в Йовилтоне. FRU стал Группой требований к флоту и управлению воздушными судами 1 декабря 1972 года (FRADU). |
ХОЛОДНЫЙ [ 48 ] | 1 декабря 1972 г. [ 46 ] | Никогда | Январь 1974 г. [ Примечание 6 ] | 750–755 [ 46 ] [ 49 ] | Группа требований к флоту и управлению воздушными судами (FRADU). Sea Vixen снят с производства по причине стоимости. [ 46 ] Январь 1974 года. [ 48 ] |
Выживший самолет
[ редактировать ]

Самолеты, ранее выставленные на всеобщее обозрение:
- Sea Vixen FAW.1 XJ481, Музей авиации флота , RNAS Йовилтон , Сомерсет . Часть резервной коллекции музея, хранится в Кобэм-холле. [ 52 ] [ 53 ]
- Sea Vixen FAW.2 XJ494, принадлежащий и обслуживаемый компанией Classic British Jets Collection , выставлялся на аэродроме Брантингторп в Лестершире до закрытия в июне 2020 года. [ 54 ] [ 55 ]
- Sea Vixen D.3 G-CVIX, бывший XP924, зарегистрирован до 2014 года на DS Aviation (Великобритания) в аэропорту Борнмута , Дорсет . Он имеет изображение освобождения от регистрационных знаков для полетов с оригинальной маркировкой Королевского военно-морского флота как «XP924» с кодом «134». [ 56 ] Первоначально он летал в составе 899-й морской авиационной эскадрильи флота под номером «134» с ноября 1968 по 1970 год с HMS Eagle . Право собственности на XP924 перешло к Fly Navy Heritage Trust - после официальной церемонии передачи в дар в RNAS Yeovilton 16 сентября 2014 года - для обслуживания и эксплуатации из Йовилтона компанией Naval Aviation Ltd., дочерней компанией Fly Navy Heritage Trust. [ 41 ] 27 мая 2017 года XP924 совершил аварийную посадку с поднятыми колесами в Йовилтоне из-за отказа гидравлики. Пилот при приземлении на брюхо не пострадал. [ 57 ] В ноябре 2020 года фонд объявил, что усилия по сбору средств и текущие инвестиции для возвращения XP924 в летное состояние приостановлены на неопределенный срок. [ 58 ]
Следующие полные планеры выставлены на всеобщее обозрение:
Австралия
[ редактировать ]- Sea Vixen FAW.2 XJ490, Музей авиации Квинсленда , Калаундра , Австралия. [ 59 ] Планер готов, но внутренние детали удалены. [ нужна ссылка ]
Великобритания
[ редактировать ]- Sea Vixen FAW.1 XJ481, Музей авиации флота , RNAS Йовилтон , Сомерсет . Часть резервной коллекции музея. [ 60 ]
- Sea Vixen FAW.1 XJ482, Музей авиации Норфолка и Саффолка , Саффолк . [ 61 ] Первый Sea Vixen доставлен в Королевский флот. [ 62 ]
- Sea Vixen FAW.2 XJ494, принадлежит и обслуживается компанией Classic British Jets Collection , аэродром Брантингторп , Лестершир . [ 54 ]
- Sea Vixen FAW.2 XJ560, Ньюаркский музей авиации , Ноттингемшир . [ 63 ]
- Sea Vixen FAW.2 XJ565, Музей самолетов де Хэвилленд , Хартфордшир . [ 64 ]
- Sea Vixen FAW.2 XJ571, Солент Скай , Хэмпшир . [ 65 ]
- Sea Vixen FAW.2 XJ580, Музей военной авиации Тангмера , Западный Суссекс . [ 66 ]
- Sea Vixen FAW.2 XN685, Музей авиации Мидленда , Ковентри. [ 67 ]
- Sea Vixen FAW.2 XS576, IWM Даксфорд , Кембриджшир . [ 68 ]
- Sea Vixen TT.2 XS587, Музей авиации Гатвик , Суррей . [ 69 ]
- Sea Vixen FAW.2 XS590, Музей авиации флота , RNAS Йовилтон , Сомерсет . [ 70 ] Последний серийный Sea Vixen, построенный в 1966 году. [ 71 ]
Технические характеристики (Sea Vixen FAW.2)
[ редактировать ]
Данные из Великой книги бойцов [ 72 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 55 футов 7 дюймов (16,94 м)
- Размах крыльев: 51 фут 0 дюймов (15,54 м)
- Высота: 10 футов 9 дюймов (3,28 м)
- Площадь крыла: 648 кв. футов (60,2 м 2 )
- Профиль : EC1040 [ 73 ]
- Пустой вес: 27 950 фунтов (12 678 кг)
- Полная масса: 41 575 фунтов (18 858 кг)
- Максимальный взлетный вес: 46 750 фунтов (21 205 кг) [ 74 ]
- Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce Avon 208 турбореактивных с тягой 11 000 фунтов силы (49 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 690 миль в час (1110 км/ч, 600 узлов)
- Максимальная скорость: 0,91 Маха.
- Диапазон: 790 миль (1270 км, 690 миль) по внутренним компонентам
- Практический потолок: 48 000 футов (15 000 м)
- Скорость набора высоты: 9000 футов/мин (46 м/с).
- Нагрузка на крыло: 64,2 фунта/кв. футов (313 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,54
Вооружение
- Узлы подвески: 6, с возможностью перевозки комбинаций:
- Ракеты: 4 ракетных блока «Матра» с 18 ракетами СНЭБ диаметром 68 мм в каждом или 4 ракетных блока с 24 или 32 2-дюймовыми ракетами Microcell. [ 75 ] [ 76 ] или 24 3-дюймовые ракеты, [ 76 ] [ 77 ]
- Ракеты: 4 Red Top или Firestreak ракеты «воздух-воздух» , 2 AGM-12 Bullpup. ракеты «воздух-земля»
- Бомбы: 1 ядерная бомба свободного падения Red Beard или четыре обычных бомбы по 500 фунтов (227 кг) или две обычные бомбы по 1000 фунтов (454 кг).
Авионика
GEC РЛС воздушного перехвата AI.18
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Sea Vixen была последней и крупнейшей разработкой de Havilland Vampire и de Havilland Venom. семейства
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Наблюдатель» - это термин ФАУ для штурмана / оператора радара - эквивалентом ВМС США является офицер радиолокационного перехвата (RIO).
- ^ Fiddler 1985, в таблице 4 указано, что 766-я эскадрилья расформирована 10 февраля 1970 года. [ 46 ]
- ^ [ 44 ] Бертлз 1986, с. В № 107 указано, что 766-я эскадрилья расформирована 10 декабря 1970 года. Какая дата расформирования 766-й эскадрильи является верной, неизвестно.
- ^ Fiddler 1985, в таблице 4 изначально указано 750–755, 001–007 и 010-014 в течение короткого периода на Арк Ройял в 1964–65 годах и 701–706 с 1971 года. [ 46 ]
- ^ Бертлз 1986, с. В № 107 говорится, что 890-я эскадрилья была расформирована в 1966 году и реформирована в 1967 году. Здесь необходимы дальнейшие исследования. [ 48 ]
- ^ [ 50 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Нил 1960, с. 179.
- ^ «Британский двухместный истребитель, достигший скорости звука». «Популярная механика» , март 1955 г., с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «de Havilland DH 110 Sea Vixen FAW.2». Музей самолетов де Хэвилленда , дата обращения: 25 сентября 2016 г.
- ^ Бертлз 1991, с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1987, с. 470.
- ↑ Пересмотренное издание Buttler British Secret Projects, стр. 77.
- ^ Бертлз 1991, стр. 195, 198.
- ^ "Британцы представляют двухбалочный реактивный самолет". Популярная наука , Vol. 159, № 6. Декабрь 1951. с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с «В этот день – 1952 год: десятки людей погибают в результате трагедии на авиашоу». Новости Би-би-си, 2008.
- ^ «1952: «Толпа расступилась, как Красное море».» BBC News , дата обращения: 25 сентября 2016 г.
- ^ Джонс 1985, с. 95
- ^ Брукс 1991, с. 80.
- ^ Джексон 1987, с. 471.
- ^ Благородный 2003, с. 29.
- ^ Нил 1960, стр. 179–180.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Полмар 2008, с. 183.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Нил 1960, с. 180.
- ^ Хоббс 2014, с. 256.
- ^ Бертлз 1991, стр. 198–199.
- ^ Нил 1960, стр. 180, 184.
- ^ Джексон 1987, с. 472.
- ^ Бонд, Стив (23 ноября 2020 г.). Мальчики из авиации флота, том первый . 4 Rainham Close London SW11 6SS: Издательство Grub Street. п. 188. ИСБН 978-1-911621-98-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с В стандарт D.3 переоборудованы следующие самолеты: XN657, XP924, XS577 и XS587. В Фарнборо на переоборудование, но не переоборудованы были отправлены следующие самолеты: XJ494, XN658, XN688. См. «Британские сериалы». Британский Serials.com. Проверено: 27 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Диндал 2016, с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нил 1960, с. 184.
- ^ Полмар 2008, стр. 184–185.
- ^ Николас Эйр Интернэшнл , июль 2005 г., стр. 47.
- ^ Нил 1960, стр. 180, 184–185.
- ^ Перейти обратно: а б с Нил 1960, с. 185.
- ^ "История де Хэвилленд Си Виксен". Гром и молнии . Проверено: 14 июля 2014 г.
- ^ Эллис 2016.
- ↑ Аэроплан, постройка морской лисицы, 4 апреля 1958 г., с. 476
- ^ «Инженерия морской лисицы» . 29 октября 2021 г.
- ^ Маккарт 1997, с. 96.
- ^ «Свидетельства экипажа Sea Vixen - SeaVixen» . www.savixen.org . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Икотт, Джон. Несчастные случаи.» Sea Vixen . Дата обращения: 14 июля 2014.
- ^ «Домашняя страница — SeaVixen» .
- ^ Бертлз 1991, с. 201.
- ^ Джексон 1987, с. 474.
- ^ "DH110 Sea Vixen Faw Mk2, G-CVIX." Отдел по расследованию авиационных происшествий . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иглз, Сью. «Классический истребитель Fleet Air Arm возвращается в Йовилтон». Архивировано 24 сентября 2015 года в фонде Wayback Machine Fly Navy Heritage Trust . Проверено: 6 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фиддлер 1985, Таблица 3.
- ^ Перейти обратно: а б Хоббс 1982, с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бертлз 1986, с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бертлз 1986, с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Фиддлер 1985, Таблица 4.
- ^ Перейти обратно: а б Бертлз 1986, с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бертлз 1986, с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б «История ФРАДУ». Архивировано 22 июня 2013 года на сайте Wayback Machine fradu-hunters.co.uk. Проверено: 27 сентября 2010 г.
- ^ Бертлз, Филип. Послевоенные военные самолеты: 5, de Havilland Vampire, Venom и Sea Vixen , с. 107 говорит о январе 1974 года.
- ^ "Морская Лисица: G-CVIX". авиалайнеры.нет. Проверено: 8 августа 2010 г.
- ^ "de Havilland Sea Vixen FAW1 (XJ481)". Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Музее авиации флота Королевского флота . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ "де Хэвилленд Си Виксен - Выживший XJ481". Гром и молнии . Дата обращения: 2 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эллис 2016, с. 133
- ^ «Музей реактивных самолетов времен холодной войны, Брантингторп, Великобритания, закрыт и больше не откроется» . Aviationmuseum.eu . 15 июня 2020 г. Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ "G-CVIX". Управление гражданской авиации Великобритании . Проверено: 14 июля 2014 г.
- ^ «Sea Vixen совершает аварийную посадку на колесах в Йовилтоне» The Aviationist . Получено: 28 мая 2017 г.
- ^ «Обновление морской лисицы» . Военно-морские крылья . Фонд Fly Navy Heritage Trust. 13 ноября 2020 г. Проверено 26 января 2022 г.
- ^ "de Havilland Sea Vixen FAW MK 2 XJ490 C/N 110017." Архивировано 5 марта 2014 года в Музее авиации Wayback Machine Квинсленда . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ "de Havilland Sea Vixen FAW1 (XJ481)". Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Музее авиации флота Королевского флота . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ «Наши самолеты: самолеты, выставленные во Фликстоне». Архивировано 6 декабря 2013 года в Музее авиации Wayback Machine в Норфолке и Саффолке . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ Баттлер, 2007, с. 205
- ^ "Список самолетов". Архивировано 28 декабря 2013 года в Wayback Machine Музее авиации в Ньюарке . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ "Коллекция самолетов". Архивировано 28 июня 2014 года в Wayback Machine . Музей самолетов де Хэвилленд . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ «Экспонаты». Архивировано 29 октября 2013 года в музее Wayback Machine Solent Sky . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ «Самолет-музей: De Havilland Sea Vixen FAW2». Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine . Музей военной авиации Тангмера . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ "Список самолетов" . Мидлендский музей авиации . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ "Самолеты в IWM Даксфорде" . (pdf)». Архивировано 24 июня 2012 года в Wayback Machine Имперских военных музеях . 25 ноября 2011 года. Дата обращения: 15 марта 2014 года.
- ^ "де Хэвилленд Си Виксен TT.8." Архивировано 24 января 2016 года в Wayback Machine Музее авиации в Гатвике . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ "де Хэвилленд Си Виксен FAW2". Архивировано 1 ноября 2015 года в Wayback Machine Музее авиации флота Королевского флота . Проверено: 15 марта 2014 г.
- ^ Баттлер, 2007, с. 245
- ^ Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «Справочные карты полетов Sea Vixen FAW Mk.2 AP101B-3002-14». Министерство технологии, 1968 г., изм. 1970.
- ^ Хейзелл, Стив (2000). Серия Warpaint №11 — De Havilland Sea Vixen . Warpaint Books Ltd / Hall Park Books. п. 30. АСИН B000VMGGXW .
- ^ Перейти обратно: а б «Наземная атака» . www.savixen.org .
- ^ «Двухбалочный двухмоторный реактивный истребитель Де Хэвилленда для ВВС флота» . www.baesystems.com .
Библиография
[ редактировать ]- Бертлз, Филип. Послевоенные военные самолеты 5: Де Хэвилленд Вампир, Веном и Си Виксен . Лондон: Ян Аллан, 1986, ISBN 0-7110-1566-X
- Бертлз, Филип. «Морская лисица: первый британский специалист по ракетам». Air International , апрель 1991 г., Vol. 40, № 4, стр. 194–201. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634 .
- Блэк, Ян (июль – август 1999 г.). «В цель!: Наглядная дань уважения дронам RAE Llanbedr, Уэльс». Энтузиаст авиации (82): 40–41. ISSN 0143-5450 .
- Брукс, Эндрю. Крушение! Катастрофы, происшествия и инциденты военных самолетов , Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан, 1991. ISBN 0-7110-1965-7
- Баттлер, Тони. Де Хэвилленд Си Виксен . Эйр-Британия, 2007 г. ISBN 0-85130-364-1
- Баттлер, Тони. Тайны Sea Vixen: история развития потрясающего DH.110 Sea Vixe от De Havilland . Air Enthusiast 87, май – июнь 2000 г., стр. 49–61. ISSN 0143-5450
- Баттлер, Тони. X-Planes of Europe II: военные прототипы самолетов золотого века 1946–1974 гг . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2015. ISBN 978-1-90210-948-0
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN 1-880588-24-2
- Диндал, Гьерт Лаге. Наземная авиация или авианосцы?: Исследование британских дебатов о морской авиации в 1960-х годах . Рутледж, 2016. ISBN 1-31710-840-X
- Эллис, Гай. Британский реактивный век: от метеора до морской лисицы . Издательство Эмберли, 2016. ISBN 1-44564-901-2
- Эллис, Кен. Затонувшие корабли и реликвии, 25-е издание . Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing, 2016. ISBN 978-1-91080-903-7
- Скрипач, Брайан. Морская Лисица . Ильчестер, Великобритания: Музей авиации Общества Общества друзей флота, Музей авиации флота RNAS Yeovilton, 1985. ISBN 0-948251-03-4
- Ганстон, Билл. Бойцы пятидесятых годов . Северный филиал, Миннесота: Издательство специализированной прессы, 1981. ISBN 0-933424-32-9
- Хейзелл, Стив (март – апрель 1999 г.). «Двухвостая мишень: программа дронов Sea Vixen». Энтузиаст авиации (80): 28–35. ISSN 0143-5450 .
- Хоббс, лейтенант-коммандер Дэвид. Самолеты Королевского флота с 1945 года. Лискирд, Великобритания: Maritime Books, 1982, ISBN 0-907771-06-8
- Хоббс, лейтенант-коммандер Дэвид. Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Издательство Сифорт, 2014. ISBN 1-84832-138-4
- Джексон, Эй Джей Де Хэвилленд Самолеты с 1909 года . Лондон: Патнэм, третье издание, 1987 г. ISBN 0-85177-802-X
- Джонс, Фред. Авиакатастрофа: улики в обломках Лондон: Robert Hale Limited 1985, ISBN 0-7090-2161-5
- Маккарт, Нил. ГМС «Кентавр», 1943–72 гг. Челтнем, Глостершир, Великобритания: Публикации фанатов, 1997. ISBN 978-0-9519538-9-1
- Нил, Молли. «Морская лисица». Рейс , 5 февраля 1960 г., стр. 179–186.
- Николас, Джек. «Большие взрывы за деньги: Тактические ядерные силы Великобритании 1960–1998». Эйр Интернэшнл , Vol. 69, № 1, июль 2005 г., стр. 45–49. ISSN 0306-5634
- Благородный, Бернард. Правильно тестировать: Книга первая «Ранние годы» . Спалдинг, Великобритания: Old Forge Publishing, 2003. ISBN 0-9544507-1-X
- Фипп, Аэропорты Майка Борнмута – История . Страуд, Великобритания: Tempus Publishing, 2006. ISBN 0-7524-3923-5
- Полмар, Норман. Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события, том II: 1946–2006 гг . Потомакские книги, 2008. ISBN 1-57488-665-7
- Тейлор, Джон В.Р. «Де Хэвилленд Си Виксен». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время. Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2
- Винчестер, Джим, изд. «Де Хэвилленд DH.110 Си Виксен». Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books, 2006. ISBN 1-84013-929-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- De Havilland Aviation Ltd - эксплуатирует годные к полетам реактивные самолеты de Havilland, включая последний в мире годный к полетам Sea Vixen.
- SeaVixen.org - содержит информацию о самолетах, эскадрильях и авианосцах, а также о тех, кто на них летал.
- Крушение авиасалона в Фарнборо в 1952 году (с фотографиями)
- Самолет Архив военно-морской авиации - De Havilland Sea Vixen
- Гром и молнии – Де Хэвилленд Си Виксен
- Интервью с пилотом показа Sea Vixen - лейтенантом Мэттом Уитфилдом