Jump to content

Тифон

(Перенаправлено с Тайфея )
Зевс направляет свою молнию на крылатого и змееногого Тифона. Халкидийская чернофигурная гидрия ( ок. 540–530 до н.э.), Staatliche Antikensammlungen (Inv. 596). [ 1 ]

Тифон ( / ˈ t f ɒ n , - f ən / ; древнегреческий : Τυφῶν , латинизированный : Typhôn , [tyːpʰɔ̂ːn] ), также Тифей ( / t ˈ f ə s / ; Τυφωεύς , Typhōeús ), Тифаон ( Τυφάων , Typháōn ) или Тифос ( Τυφώς , Typhṓs ), был чудовищным змеевидным гигантом и одним из самых смертоносных существ в греческой мифологии . Согласно Гесиоду , Тифон был сыном Геи и Тартара . Однако в одном источнике Тифон считается сыном только Геры , а другой делает Тифона потомком Кроноса . Тифон и его подруга Ехидна были прародителями многих знаменитых монстров.

Тифон пытался свергнуть Зевса и добиться господства над космосом. Эти двое вели катастрофическую битву, которую Зевс в конце концов выиграл с помощью своих молний. Побежденный, Тифон был брошен в Тартар или похоронен под горой Этна , или, в более поздних источниках, на острове Искья .

Мифология Тифона является частью греческого мифа о преемственности, который объясняет, как Зевс стал править богами. История Тифона также связана с историей Пифона (змея, убитого Аполлоном ), и обе истории, вероятно, произошли от нескольких ближневосточных предшественников. Тифон (с 500 г. до н.э. ) также отождествлялся с египетским богом разрушения Сетом . В более поздних отчетах Тифона часто путали с Гигантами .

Мифология

[ редактировать ]

Рождение

[ редактировать ]

Согласно ( » Гесиода « Теогонии ок . 8–7 вв. до н. э.), Тифон был сыном Геи (Земли) и Тартара : «когда Зевс прогнал Титанов с неба, огромная Земля родила своего младшего ребенка Тифея от любви Тартара , с помощью золотой Афродиты ». [ 2 ] Мифограф Аполлодор (I или II век н.э.) добавляет, что Гея родила Тифона в гневе на богов за уничтожение ее потомков Гигантов . [ 3 ]

Во многих других источниках Тифон упоминается как потомок Геи или просто «рожденный на земле», без упоминания о Тартаре. [ 4 ] Однако, согласно гомеровскому «Гимну Аполлону» (6 век до н.э.), Тифон был ребенком одной только Геры . [ 5 ] родил Афину Гера, разгневанная на Зевса за то, что он сам , помолилась Гее, Урану и Титанам, чтобы они подарили ей сына сильнее Зевса, затем шлепнула землю и забеременела. Гера отдала младенца Тифона на воспитание змею Пифону , и Тифон вырос и стал великим проклятием для смертных. [ 6 ]

Изображение Венцеслава Холлара

Несколько источников определяют место рождения и проживания Тифона в Киликии , в частности в районе древнего киликийского прибрежного города Корикус (современный Кызкалеси , Турция). Поэт Пиндар ( ок. 470 г. до н. э. ) называет Тифона «Киликийцем», [ 7 ] и говорит, что Тифон родился в Киликии и вырос в «знаменитой Киликийской пещере», [ 8 ] явный намек на Корикианскую пещеру в Турции. [ 9 ] В Скованном « Прометее » Эсхила Тифон назван «обитателем Киликийских пещер». [ 10 ] и у Аполлодора, и у поэта Нонна (4 или 5 века нашей эры) Тифон родился в Киликии. [ 11 ]

В схолии «Илиады» 2.783, сохраняющей, возможно, орфическую традицию, Тифон родился в Киликии как потомок Кроноса . Гея, разгневанная уничтожением Великанов, клевещет на Зевса перед Герой. Итак, Гера идет к Кроносу, ее и отцу Зевса (которого сверг Зевс), и Кронос дает Гере два яйца, вымазанные его собственным семенем, говоря ей закопать их под землей, и что из них родится тот, кто свергнет Зевса. Гера, разгневанная на Зевса, закапывает яйца в Киликии «под Аримоном», но когда рождается Тифон, Гера, теперь уже примирившаяся с Зевсом, сообщает ему об этом. [ 12 ]

Описания

[ редактировать ]

По словам Гесиода , Тифон был «ужасным, возмутительным и беззаконным». [ 13 ] безмерно могуч, и на плечах его было сто змеиных голов, извергавших огонь и всякий шум:

Сила была в его руках во всем, что он делал, и ноги сильного бога были неутомимы. Из его плеч росла сотня голов змея, страшного дракона, с темными, мерцающими языками, и из-под бровей его в дивных головах сверкал огонь, и огонь горел из его голов, когда он сиял. И во всех его ужасных головах были голоса, которые издавали всевозможные звуки, невыразимые; ибо в одно время они издавали такие звуки, которые понимали боги, а в другое — шум быка, громко ревущего в гордой неудержимой ярости; а в другом — звук льва, безжалостного сердца; а в другом — звуки щенков, приятно слышать; и снова, в другом, он шипел, так что высокие горы отзывались эхом. [ 14 ]

Гомеровский гимн Аполлону описывает Тифона как «падшего» и «жестокого», не похожего ни на богов, ни на людей. [ 15 ] В трех стихотворениях Пиндара Тифон изображен стоглавым (как у Гесиода), [ 16 ] а четвертый, по-видимому, дает ему только пятьдесят голов, [ 17 ] но сто голов для Тифона стали стандартом. [ 18 ] Халкидская до н. э.) изображает Тифона как крылатого гуманоида выше гидрия ( ок. 540–530 пояса, с двумя змеиными хвостами вместо ног внизу . [ 19 ] Эсхил называет Тифона «огнедышащим». [ 20 ] Для Никандра (II век до н. э.) Тифон был чудовищем огромной силы и странной внешности, со множеством голов, рук и крыльев, а также с огромными змеиными кольцами, выходящими из его бедер. [ 21 ]

Иллюстрация Тифона из Афанасия Кирхера » «Эдипа Египетского , 1652 г.

Аполлодор описывает Тифона как огромного крылатого монстра, чья голова «задевала звезды», человеческого облика выше пояса, со змеиными кольцами внизу и огнем, пылающим из его глаз:

Размерами и силой он превосходил всех отпрысков Земли. Что касается бедер, он имел человеческое телосложение и такую ​​огромную массу, что превосходил все горы, а его голова часто касалась звезд. Одна из его рук протянулась на запад, а другая — на восток, и из них торчали сотни драконьих голов. От бедер и ниже у него были огромные клубки змей, которые, вытягиваясь, доходили до самой головы и издавали громкое шипение. Тело его было все крылато: нечесаные волосы развевались по ветру с головы и щек; и огонь сверкнул из глаз его.

Наиболее подробное описание Тифона можно найти в Нонна » «Дионисии . Ноннус неоднократно упоминает змеиную природу Тифона. [ 22 ] давая ему «запутанную армию змей», [ 23 ] змеиные ноги, [ 24 ] и волосы. [ 25 ] По словам Ноннуса, Тифон был «гадюкой, плюющейся ядом». [ 26 ] чьи «каждый волос изрыгнул змеиный яд», [ 27 ] и Тифон «выплевывал потоки яда из своего горла; горные потоки раздулись, когда чудовище излило фонтаны из змеиной щетины своей высокой головы», [ 28 ] и «водяные змеи из змеиных ног чудовища заползают в подземные пещеры, плюясь ядом!». [ 29 ]

Вслед за Гесиодом и другими Нонн дает Тифону множество голов (хотя и неучтенных), но помимо змеиных голов, [ 30 ] Нонн также дает Тифону головы многих других животных, в том числе леопардов, львов, быков, кабанов, медведей, крупного рогатого скота, волков и собак, которые в совокупности издают «крики всех диких зверей вместе». [ 31 ] и «вибрация кричащих звуков». [ 32 ] Нонн также дает Тифону «бесчисленные легионы оружия». [ 33 ] и там, где Никандр только сказал, что у Тифона было «много» рук, а Овидий дал Тифону сто рук, Нонн дает Тифону двести рук. [ 34 ]

Потомство

[ редактировать ]

Согласно » Гесиода « Теогонии , Тифон «соединился любовью» с Ехидной , чудовищной полуженщиной-полузмеей, родившей Тифону «свирепое потомство». [ 35 ] Сначала, по Гесиоду, был Орфрус , [ 36 ] двуглавый пес, охранявший скот Гериона , второй Цербер , [ 37 ] многоголовый пес, охранявший врата Аида , и, в-третьих, Лернейская гидра , [ 38 ] многоглавый змей, у которого, когда ему отрубили одну голову, выросли еще две. » Далее в «Теогонии упоминается двусмысленное «она», которое может относиться к Ехидне как к матери Химеры ( огнедышащего зверя, который был наполовину львом, наполовину козлом и имел змееголовый хвост), а Тифон тогда был отцом. . [ 39 ]

Упоминая Цербера и «других чудовищ» как потомков Ехидны и Тифона, мифограф Акусилай (6 век до н. э.) добавляет кавказского орла , съевшего печень Прометея . [ 40 ] Мифограф Ферекид Афинский (V век до н.э.) также называет орла Прометея: [ 41 ] и добавляет Ладона (хотя Ферекид не использует это имя), дракона, охранявшего золотые яблоки в саду Гесперид (по словам Гесиода, потомков Кето и Форкиса). [ 42 ] Лирический поэт Лас из Гермионы (6 век до н.э.) добавляет Призрака . [ 43 ]

Более поздние авторы в основном сохраняют эти потомки Тифона от Ехидны, добавляя при этом и другие. Аполлодор , помимо названий в качестве своих потомков Ортра, Химеры (ссылаясь на Гесиода в качестве источника), Кавказского Орла, Ладона и Сфинкса, добавляет также Немейского льва (мать не указана) и Кроммионскую Свинью , убитую герой Тезей (не упомянутый Гесиодом). [ 44 ]

Гигин (1 век до н.э.), [ 45 ] в своем списке потомков Тифона (все от Ехидны) сохраняет из вышеперечисленного: Цербера, Химеру, Сфинкса, Гидру и Ладона и добавляет «Горгону» (под которой Гигин означает мать Медузы Гесиода , тогда как три Горгоны , одной из которых была Медуза, были дочерьми Кето и Форкиса), колхидского дракона , охранявшего Золотое руно. [ 46 ] и Сцилла . [ 47 ] Гарпии , у Гесиода дочери Фавмаса и Океаниды Электры , [ 48 ] в одном источнике говорится, что они дочери Тифона. [ 49 ]

Морские змеи, напавшие на троянского жреца Лаокоона во время Троянской войны , возможно, были потомками Тифона и Ехидны. [ 50 ] По мнению Гесиода, побежденный Тифон является отцом разрушительных штормовых ветров. [ 51 ]

Битва с Зевсом

[ редактировать ]

Тифон бросил вызов Зевсу за власть над космосом. [ 52 ] Самое раннее упоминание о Тифоне и единственное его появление у Гомера — это мимолетное упоминание в « Илиаде» Зевса, ударяющего о землю вокруг того места, где лежит побежденный Тифон. [ 53 ] Гесиода » «Теогония дает первое описание их битвы. По словам Гесиода, без быстрых действий Зевса Тифон «стал бы править смертными и бессмертными». [ 54 ] В « Теогонии» Зевс и Тифон встречаются в катастрофическом конфликте:

[Зевс] гремел тяжело и сильно: и земля вокруг ужасно грохотала, и широкое небо вверху, и море, и потоки Океанские, и преисподние части земли. Великий Олимп покачнулся под божественными ногами царя, когда он поднялся, и земля застонала под ним. И через них двоих жар овладел синим морем, через гром и молнию, и через огонь чудовища, и палящие ветры, и сверкающую молнию. Вся земля кипела, и небо, и море: и длинные волны бушевали по берегам кругом от натиска бессмертных богов: и возникло бесконечное сотрясение. Аид трепетал там, где он правит мертвыми внизу, и титанами под Тартаром, живущими с Кроносом, из-за нескончаемого шума и ужасной борьбы. [ 55 ]

Зевс своей молнией легко одолевает Тифона, [ 56 ] который брошен на землю в огненном грохоте:

Итак, когда Зевс поднял свою мощь и схватил его руки, гром, молнию и зловещую молнию, он прыгнул с Олимпа и ударил его, и сжег все чудесные головы чудовища вокруг него. Но когда Зевс победил его и нанес удары, Тифей был сброшен вниз, искалеченный обломок, так что огромная земля застонала. И пламя вырвалось из пораженного громом лорда в темных суровых долинах горы, когда он был поражен. Большая часть огромной земли была сожжена ужасным паром и расплавлена, как плавится олово, нагретое человеческим искусством в желобчатых тиглях; или как железо, самое твердое из всех вещей, укорачивается пылающим огнем в горных долинах и плавится в божественной земле силой Гефеста. Несмотря на это, земля плавилась в сиянии пылающего огня. [ 57 ]

Побежденный, Тифон низвергнут в Тартар разгневанным Зевсом. [ 58 ]

Эпименид (7 или 6 век до нашей эры), по-видимому, знал другую версию истории, в которой Тифон входит во дворец Зевса, пока Зевс спит, но Зевс просыпается и убивает Тифона ударом молнии. [ 59 ] Пиндар , по-видимому, знал о традиции, согласно которой боги, чтобы спастись от Тифона, превращались в животных и бежали в Египет. [ 60 ] Пиндар называет Тифона «врагом богов». [ 61 ] и говорит, что он был побежден молнией Зевса. [ 62 ] В одном стихотворении Пиндар рассказывает, как Тифон находится в плену у Зевса под Этной. [ 63 ] а в другом говорится, что Тифон «лежат в ужасающем Тартаре», раскинувшемся под землей между горой Этна и Кумами . [ 64 ] В « Привязанном Прометее » Эсхила «шипящий» Тифон со сверкающими глазами «противостоял всем богам», но «неспящая стрела Зевса» поразила его, и «он был сожжен дотла, и его сила была вырвана из него молнией». И теперь, беспомощная и раскинувшаяся громада, он тяжело лежит в узких водах моря, придавленный корнями Этны, находясь на самой вершине; Гефест сидит и молотит расплавленную руду Там однажды извергнутся [370] реки огня,1 с дикими челюстями, пожирающими ровные поля Сицилии, земли прекрасных фруктов - такая кипящая ярость будет Тифо, хотя и обугленный пылающей молнией. Зевса, пошли горячие струи ужасающей огнедышащей волны». [ 65 ]

По сообщению Ферекида Афинского , во время битвы с Зевсом Тифон сначала бежит на Кавказ , который начинает гореть, затем на вулканический остров Питекуса (современная Искья ), у берегов Кум, где он и похоронен под островом. [ 66 ] Аполлоний Родосский (3-й век до н. э.), как и Ферекид, представляет собой многоэтапную битву, в которой Тифон поражается молнией Зевса на горе Кавказ , прежде чем бежать в горы и на равнину Нисы и в конечном итоге (как уже упоминалось Греческий историк пятого века до нашей эры Геродот ), похороненный под озером Сербонис в Египте. [ 67 ]

Как и у Пиндара, у Никандра есть все боги, кроме Зевса и Афины , которые превращаются в животных и бегут в Египет: Аполлон стал ястребом, Гермес - ибисом, Арес - рыбой, Артемидой - кошкой, Дионис - козлом, Геракл - олененком, Гефест - козлом. бык, а Лето — мышь. [ 68 ]

Географ Страбон (ок. 20 г. н. э.) приводит несколько мест, связанных с битвой. перерезал змеевидное русло реки Оронт , протекавшей под сирийской горой Касиос (современный Джебель-Акра ). Согласно Страбону, Тифон, спасаясь от Зевса, [ 69 ] а некоторые помещали битву при Катацекаумене («Сожженная земля»), [ 70 ] вулканическая равнина в верховьях реки Гедиз , между древними королевствами Лидия , Мисия и Фригия , недалеко от горы Тмол (современный Боздаг) и Сардиса , древней столицы Лидии. [ 71 ]

В версиях битвы, представленных Гесиодом, Эсхилом и Пиндаром, победа Зевса над Тифоном очевидна; однако Аполлодор предлагает более сложную версию битвы. [ 72 ] Ни один ранний источник не дает никаких причин конфликта, но рассказ Аполлодора, по-видимому, подразумевает, что Тифон был создан Геей, чтобы отомстить за уничтожение Зевсом и другими богами Гигантов, предыдущего поколения потомков Геи. По словам Аполлодора, Тифон, «бросая зажженные камни», напал на богов «с шипением и криками, извергая изо рта огромную струю огня». Увидев это, боги превратились в животных и бежали в Египет (как у Пиндара и Никандра). Однако «Зевс на расстоянии забросал Тифона молниями, а с близкого расстояния поразил его адамантиновым серпом». [ 73 ] Раненый, Тифон бежал на сирийскую гору Касиос, где с ним «сцепился» Зевс. Но Тифон, обвив Зевса своими змеиными кольцами, смог вырвать серп и перерезать сухожилия с рук и ног Зевса. Тифон перенес Зевса-инвалида через море в Корикийскую пещеру в Киликии, где поставил змею Дельфину охранять Зевса и его отрубленные сухожилия, которые Тифон спрятал в медвежьей шкуре. А вот Гермес и Эгипан (возможно, другое имя Пана ) [ 74 ] украл сухожилия и вернул их Зевсу. Его силы восстановились, Зевс преследовал Тифона до горы Ниса, где Мойры обманом заставили Тифона съесть «эфемерные плоды», которые ослабили его. Затем Тифон бежал во Фракию , где бросил на Зевса горы, которые были обращены на него молниями Зевса, а гора, на которой стоял Тифон, облитая кровью Тифона, стала называться горой Гемус (Кровавая гора). Затем Тифон бежал на Сицилию , где Зевс сбросил гору Этна на вершину Тифона, похоронив его, и так окончательно победил его.

Оппиан (2 век нашей эры) говорит, что Пан помог Зевсу в битве, обманом вынудив Тифона выйти из его логова на открытое пространство, «обещав рыбный пир», что позволило Зевсу победить Тифона своими молниями. [ 75 ]

Нонна Дионисия

[ редактировать ]
Трехтелый демон , возможно, Тифон. Музей Акрополя , Греция .

Самая длинная и сложная версия битвы появляется в ( Нонна «Дионисии» конец 4 или начало 5 века нашей эры). [ 76 ] Зевс прячет свои молнии в пещере, чтобы соблазнить девушку Плутон и таким образом произвести на свет Тантала . Но дым, поднимающийся от молний, ​​позволяет Тифону под руководством Геи найти оружие Зевса, украсть его и спрятать в другой пещере. [ 77 ] Тут же Тифон протягивает «свои карабкающиеся руки ввысь» и начинает долгую и согласованную атаку на небеса. [ 78 ] Затем, «покинув воздух», он направляет атаку на моря. [ 79 ] Наконец Тифон пытается владеть молниями Зевса, но они «чувствовали руки новичка, и весь их мужественный огонь был беспилотным». [ 80 ]

Сухожилия Зевса каким-то образом — Нонн не говорит, как и когда — упали на землю во время битвы, и Тифон забрал их тоже. [ 81 ] разрабатывает план, Но Зевс вместе с Кадмом и Паном как обмануть Тифона. [ 82 ] Кадм, переодетый пастухом, очаровывает Тифона игрой на свирели, а Тифон, доверяя молнии Гее, отправляется на поиски источника музыки, которую слышит. [ 83 ] Найдя Кадма, он вызывает его на состязание, предлагая Кадму в жены любую богиню, кроме Геры, которую Тифон оставил себе. [ 84 ] Затем Кадм говорит Тифону, что если бы ему нравилась «маленькая мелодия» его свирели, то ему бы понравилась и музыка его лиры – если бы только ее можно было натянуть на сухожилия Зевса. [ 85 ] Итак, Тифон извлекает сухожилия и отдает их Кадму, который прячет их в другой пещере, и снова начинает играть на своих чарующих дудках, так что «Тифей отдал всю свою душу Кадмосу за мелодию для очарования». [ 86 ]

Когда Тифон отвлекся, Зевс забирает свои молнии. Кадм перестает играть, и Тифон, освобожденный от чар, мчится обратно в свою пещеру и обнаруживает, что молнии исчезли. Разгневанный Тифон обрушивает опустошение на мир: животные пожираются (каждая из многочисленных голов животных Тифона поедает животных своего вида), реки превращаются в пыль, моря превращаются в сушу, а земля «опустошается». [ 87 ]

День заканчивается тем, что Тифон еще не оспорен, и пока другие боги «двигались по безоблачному Нилу», Зевс всю ночь ждет наступающего рассвета. [ 88 ] Победа «упрекает» Зевса, призывая его «встать на защиту собственных детей!» [ 89 ] Наступает рассвет, и Тифон бросает вызов Зевсу. [ 90 ] И начинается катастрофическая битва за «скипетр и трон Зевса». Тифон возводит горы в виде зубчатых стен и своими «бесчисленными легионами оружия» осыпает залп за залпом деревьев и камней на Зевса, но все они уничтожаются, или отбрасываются в сторону, или уклоняются, или отбрасываются обратно в Тифона. Тифон бросает потоки воды в молнии Зевса, чтобы погасить их, но Зевс может отрезать некоторые руки Тифона «замороженными залпами воздуха, как ножом», а метание молний может сжечь больше «бесконечных рук» Тифона. , и отрубил несколько его «бесчисленных голов». Тифон атакуют четыре ветра и «ледяные залпы зазубренных градин». [ 91 ] Гея пытается помочь своему обгоревшему и замерзшему сыну. [ 92 ] Наконец Тифон падает, и Зевс выкрикивает длинный поток насмешливых насмешек, говоря Тифону, что он должен быть похоронен под холмами Сицилии, с кенотафом над ним, на котором будет написано: «Это курган Тифея, сына Земли, который когда-то хлестал Тифона». небо камнями, и огонь небесный сжег его». [ 93 ]

Захоронение и причина вулканической активности

[ редактировать ]

Этна и Искья

[ редактировать ]

В большинстве источников побежденный Тифон похоронен либо под горой Этна на Сицилии , либо под вулканическим островом Искья , самым большим из Флегрейских островов у побережья Неаполя , причем Тифон был причиной извержений вулканов и землетрясений.

Хотя Гесиод приказал, чтобы Тифон был просто брошен Зевсом в Тартар , некоторые читали ссылку на гору Этна в описании Гесиодом падения Тифона:

И пламя вырвалось из пораженного громом лорда в темных суровых долинах горы, когда он был поражен. Большая часть огромной земли была сожжена ужасным паром и расплавлена, как плавится олово, нагретое человеческим искусством в желобчатых тиглях; или как железо, самое твердое из всех вещей, укорачивается пылающим огнем в горных долинах и плавится в божественной земле силой Гефеста. Несмотря на это, земля плавилась в сиянии пылающего огня. [ 94 ]

Первые определенные упоминания о Тифоне, похороненном под Этной, а также о том, что он был причиной его извержений, встречаются в Пиндаре:

Сын Кроноса, ты, владеющий Этной, развеваемой ветром тяжестью ужасного стоглавого Тифона, [ 95 ]

и:

среди них тот, кто лежит в ужасающем Тартаре, этот враг богов, Тифон с его сотней голов. Когда-то знаменитая Киликийская пещера вскормила его, но теперь окаймленные морем скалы над Кумами, а также Сицилия тяжело ложатся на его мохнатую грудь. И удерживает его небесный столп, заснеженная Этна, круглогодичная кормилица лютых морозов, из сокровенных пещер которой извергаются чистейшие потоки неприступного огня. Днем ее реки выбрасывают огненный поток дыма, а во тьме ночи багровое пламя с грохотом швыряет камни на глубокую морскую равнину. Это чудовище выпускает самые страшные струи огня; Чудесно видеть и чудесно даже слышать, когда присутствуют люди. Такое существо привязано под темными и лиственными вершинами Этны и под равниной, и его кровать царапает и подстрекает всю длину его спины, вытянутой к ней. [ 96 ]

Таким образом, у Пиндара Тифон находится в Тартаре и похоронен не только под Этной, но и под обширной вулканической областью, простирающейся от Сицилии до Кум ​​(в окрестностях современного Неаполя ), области, которая предположительно также включала гору Везувий , а также Искью. [ 97 ]

Во многих последующих отчетах упоминается Этна [ 98 ] или Искья. [ 99 ] В «Привязанном Прометее » Тифон заточен под Этной, в то время как над ним Гефест «забивает расплавленную руду», и в ярости «обугленный» Тифон вызывает излияние «рек огня». Овидий похоронил Тифона под всей Сицилией, положив левую и правую руки под Пелора и Пахина , ноги под Лилибеем , а голову под Этной; где он «извергает пламя из своего свирепого рта». А Валерий Флакк держит голову Тифона под Этной, и вся Сицилия сотрясается, когда Тифон «борется». Ликофрон похоронил Тифона и Гигантов под островом Искья. Вергилий , Силий Италикус и Клавдиан , называющие остров «Инариме», похоронили там Тифона. Страбон, называя Искью «Питекуссом», сообщает «миф» о том, что Тифон похоронен там и что, когда он «поворачивает свое тело, извергаются пламя и воды, а иногда даже небольшие островки, содержащие кипящую воду». [ 100 ]

Говорят, что помимо Тифона под горой Этна были похоронены и другие мифологические существа, ставшие причиной ее вулканической активности. В частности, Гигант Энцелад, как говорили, был погребен под Этной, извержения вулкана были дыханием Энцелада, а его толчки были вызваны перекатыванием Гиганта из стороны в сторону под горой. [ 101 ] Говорят также, что под Этной был похоронен Сторукий Бриарей , [ 102 ] и Астероп, который, возможно, был одним из циклопов . [ 103 ]

Последнее пристанище Тифона, по-видимому, также находилось в Беотии . [ 104 ] Гесиодический Тифаонием, что , Щит Геракла называет гору возле Фив возможно, отражает раннюю традицию, согласно которой Тифон также был похоронен под беотийской горой. [ 105 ] А некоторые, видимо, утверждали, что Тифон был погребен под горой в Беотии, от которой исходило пламя. [ 106 ]

«Кушетка Тифея»

[ редактировать ]

Гомер описывает место, которое он называет «кушеткой [или ложем] Тифея», которое он находит в земле Аримоев ( εἰν Ἀρίμοις ), где Зевс хлещет землю вокруг Тифея своими молниями. [ 107 ] Предположительно это та самая земля, где, по словам Гесиода, охраняет «в Ариме» супруга Тифона Ехидна ( εἰν Ἀρίμοισιν ). [ 108 ]

Но ни Гомер, ни Гесиод ничего больше не говорят о том, где могли бы находиться эти Аримои или эта Арима. Вопрос о том, имелось ли в виду историческое место и его возможное местоположение, с древних времен был предметом спекуляций и споров. [ 109 ]

Страбон обсуждает этот вопрос довольно подробно. [ 110 ] Несколько мест, Киликия , Сирия , Лидия и остров Искья , все места, связанные с Тифоном, указаны Страбоном как возможные места для гомеровского «Аримоя».

Пиндар приказал Зевсу убить своего Киликийского Тифона «среди Аримоев». [ 111 ] и историк Каллисфен (4 век до н. э.), расположивший горы Аримой и Арима в Киликии, недалеко от реки Каликад , Корикийской пещеры и мыса Сарпедона. [ 112 ] В схолии b к «Илиаде 2.783», упомянутой выше, говорится, что Тифон родился в Киликии «при Аримоне». [ 113 ] а Нонн упоминает «окровавленную пещеру Арима» Тифона в Киликии. [ 114 ]

Сразу за заливом Исс от Корика , в древней Сирии, находились гора Касиос (современная Джебель-Акра ) и река Оронт , места, связанные с битвой Тифона с Зевсом. [ 115 ] и, по словам Страбона, историк Посидоний (ок. 2 век до н.э.) отождествил аримоев с арамеями Сирии. [ 116 ]

Альтернативно, согласно Страбону, некоторые поместили Аримоев в Катакекаумене, [ 117 ] а Ксанф Лидийский (V век до н.э.) добавил, что там правил «некий Аримус». [ 118 ] Страбон также сообщает нам, что для «некоторых» гомеровское «ложе Тифона» располагалось «в лесистом месте, в плодородной земле Гайда», причем Хайд — это другое название Сарды (или ее акрополя), и что Деметрий Скепсис ( II век до н.э.) считал, что аримои наиболее вероятно находились «в стране Катацекаумена в Мисии». [ 119 ] Поэт III века до нашей эры Ликофрон поместил в этом регионе логово подруги Тифона Ехидны. [ 120 ]

Другое место, упомянутое Страбоном как связанное с Аримой, — это остров Искья , куда, по словам Ферекида Афинского , бежал Тифон, и в районе, где, по словам Пиндара и других, был похоронен Тифон. Связь с Аримой происходит от греческого названия острова Pithecussae, которое происходит от греческого слова, обозначающего обезьяну, и, по словам Страбона, жители острова говорили, что «аримои» также было этрусским словом, обозначающим обезьян. [ 121 ]

Имя Тифона имеет несколько вариантов. [ 122 ] Самые ранние формы, Тифей и Тифаон, встречаются до V века до нашей эры. Гомер использует Тифея, [ 123 ] Гесиод и гомеровский гимн Аполлону используют и Тифея, и Тифаона. [ 124 ] Более поздние формы Тифос и Тифон встречаются с V века до нашей эры, а к концу этого века Тифон стал стандартной формой.

Хотя было предложено несколько возможных вариантов происхождения имени Тифон, это происхождение остается неопределенным. [ 125 ] В соответствии с тем, что Гесиод считал штормовые ветры потомками Тифона, некоторые предположили, что Тифон изначально был богом ветра, и древние источники связывали его с греческими словами туфон, туфос, означающими «вихрь». [ 126 ] Другие теории включают происхождение от греческого корня, означающего «дым» (что соответствует отождествлению Тифона с вулканами), [ 127 ] от индоевропейского корня (* dhuH -), означающего «бездна» (что делает Тифона «Змеем глубин»), [ 128 ] [ 129 ] и от Сапина, финикийского названия угаритского бога Баала священной горы Джебель Акра (классическая гора Касиос), связанного с эпитетом Баал Сапон . [ 130 ]

Название, возможно, повлияло на персидское слово « туфан» , которое является источником метеорологического термина «тайфун» . [ 131 ]

Сравнительная мифология

[ редактировать ]

Миф о преемственности

[ редактировать ]

Тифономахия — битва Зевса с Тифоном и его поражение — является лишь частью более крупного «мифа о преемственности», изложенного в « Теогонии » Гесиода . [ 132 ] Миф о преемственности Гесиода описывает, как Уран , первоначальный правитель космоса, спрятал свое потомство внутри Гайи , но был свергнут своим -титаном сыном Кроносом , который кастрировал Уран, и как, в свою очередь, Кронос проглотил своих детей, когда они родились. , сам был свергнут своим сыном Зевсом, мать которого дала Кроносу камень, завернутый в пеленки, чтобы он проглотил вместо Зевса. Однако затем Зевс сталкивается с последним противником, Тифоном, которого он быстро побеждает. Теперь, очевидно, высшая сила в космосе, Зевс избран царем богов. Затем Зевс основывает и защищает свое царство посредством распределения различных функций и обязанностей между другими богами, а также посредством брака. Наконец, проглотив свою первую жену Метиду , которой суждено было произвести на свет сына, более сильного, чем он сам, Зевс способен положить конец циклу преемственности.

История Тифона, кажется, связана с историей другого чудовищного потомка Геи: Пифона , змея, убитого Аполлоном в Дельфах . [ 133 ] предполагая возможное общее происхождение. [ 134 ] Помимо сходства имен, их общего происхождения и того факта, что оба были змееподобными монстрами, убитыми в единоборстве с олимпийским богом, существуют и другие связи между историями о Тифоне и историями о Пифоне . [ 135 ]

Хотя дельфийским чудовищем, убитым Аполлоном , обычно называют змея Пифона, в гомеровском «Гимне Аполлону» , самом раннем повествовании об этой истории, бог убивает безымянную змею ( дракаину ), впоследствии названную Дельфиной , которая была Приемная мать Тифона. [ 136 ] Дельфина и Ехидна, помимо того, что обе они тесно связаны с Тифоном — одна как мать, другая как супруг, — имеют и другие общие черты. [ 137 ] Обе были полудева и полузмея, [ 138 ] чума для мужчин, [ 139 ] и связан с Корикийской пещерой в Киликии. [ 140 ]

Пифон также, возможно, был связан с другой Корикийской пещерой , отличной от той, что была в Киликии, на этот раз на склонах Парнаса над Дельфами, и так же, как Корикианская пещера в Киликии считалась логовом Тифона и Ехидны и была связана с битвой Тифона с Зевсом. Есть основания полагать, что Корикийская пещера над Дельфами должна была быть логовом Пифона (или Дельфины) и была связана с его (или ее) битва с Аполлоном. [ 141 ]

Ближневосточное влияние

[ редактировать ]

По крайней мере, еще со времен Пиндара и, возможно, еще со времен Гомера и Гесиода (с их ссылками на Аримои и Арима) место рождения Тифона и битва с Зевсом были связаны с различными местами Ближнего Востока в Киликии и Сирии, включая Корикийскую пещеру. Гора Касиос и река Оронт. Помимо этого совпадения места, миф о преемственности Гесиода (включая Тифономахию), а также другие греческие версии этих мифов демонстрируют и другие параллели с несколькими древними ближневосточными предшественниками, и обычно считается, что греческие версии тесно связаны с и под влиянием этих ближневосточных коллег. [ 142 ] В частности, считается, что на Тифономахию повлияли несколько ближневосточных мифов об убийствах монстров. [ 143 ]

Месопотамия

[ редактировать ]

Три родственных мифа о битве богов и монстров из Месопотамии датируются, по крайней мере, началом второго тысячелетия до нашей эры или ранее. Это битвы бога Нинурты с чудовищами Асагом и Анзу и битва бога Мардука с чудовищной Тиамат.

Нинурта против Асага
[ редактировать ]

«Лугал-э» поэма конца третьего тысячелетия до нашей эры , шумерская , рассказывает историю битвы между месопотамским богом-героем Нинуртой и ужасным чудовищем Асагом . [ 144 ] Как и Тифон, Асаг был чудовищным шипящим отпрыском Земли ( Ки ), который стал могущественным и бросил вызов правлению Нинурты, который, как и Зевс, был богом бури, использующим ветры и наводнения в качестве оружия. Как и в рассказе Гесиода о Тифономахии, во время битвы Асаг и Нинурта подожгли ландшафт. И, как и Тифон Аполлодора, Асаг, очевидно, одержал первоначальную победу, прежде чем был окончательно побежден Нинуртой.

Нинурта против. Анзу
[ редактировать ]
Нинурта своими молниями сражается с крылатым Анзу , дворцовый рельеф, Ниневия .

начала второго тысячелетия до нашей эры Аккадский эпос «Анзу» рассказывает историю еще одной битвы Нинурты с чудовищным соперником. [ 145 ] Этот второй враг — крылатое чудовище Анзу , еще один потомок Земли. Подобно Тифону Гесиода, Анзу рычала, как лев, [ 146 ] и был источником разрушительных штормовых ветров. Нинурта уничтожает Анзу на склоне горы и изображается хлещущим землю, где лежал Анзу, ливнем и паводковыми водами, точно так же, как Гомер заставляет Зевса хлестать землю вокруг Тифона своими молниями. [ 147 ]

Мардук против Тиамат
[ редактировать ]

начала второго тысячелетия до нашей эры Вавилонско - аккадский эпос «Энума Элиш» рассказывает историю битвы вавилонского верховного бога Мардука с Тиамат , олицетворением Моря. [ 148 ] Подобно Зевсу, Мардук был богом бури, который использовал ветер и молнии в качестве оружия и который, прежде чем он сможет стать царем богов, должен победить огромного и грозного врага в единоборстве. [ 149 ] На этот раз чудовище женского пола и может быть связано с пифийской драконицей Дельфиной . [ 150 ] или подругу Тифона Ехидну, поскольку, как и Ехидна, Тиамат была матерью выводка монстров. [ 151 ]

Гора Касиос

[ редактировать ]

Как и «Тифономахия», некоторые ближневосточные мифы повествуют о битвах между богом бури и змеиным монстром, связанным с горой Касиос, современной Джебель-Акрой . Эти мифы обычно считаются истоками мифа о битве Зевса с Тифоном. [ 152 ]

Баал Сапон против. Ням
[ редактировать ]

С южной стороны Джебель-Акры идет история о Баал Сапоне и Ямме , обожествленном море (подобном Тиамат выше). Фрагментарные угаритские таблички, датированные четырнадцатым или тринадцатым веком до нашей эры, рассказывают историю битвы ханаанского бога бури Баала Сапона с чудовищным Яммом на горе Сапуна (ханаанское название более поздней греческой горы Касиос). Баал побеждает Ямма двумя метательными дубинами (молниями?), названными «Экспеллер» и «Преследователь», которые летят, как орлы, из рук бога бури. семиглавого змея Другие таблички связывают поражение змеиного Ямма с убийством (Литана/Лотана) , очевидно соответствующего библейскому Левиафану . [ 153 ]

Тархунна против. Иллуянка
[ редактировать ]
Тархунна сражается со змеем Иллуянкой , Музей анатолийских цивилизаций , Анкара , Турция .

С северной стороны Джебель-Акры пришли хеттские мифы, ок. 1250 г. до н. э., в которых рассказывается две версии битвы бога бури Тархунны (Тархунты) со змеем Иллуянкой (ами) . [ 154 ] В обеих этих версиях Тархунна терпит первоначальное поражение от Иллуянки. По одной из версий, Тархунна обращается за помощью к богине Инаре , которая выманивает Иллуянку из его логова банкетом, тем самым позволяя Тархунне застать врасплох и убить Иллуянку. В другой версии Иллуянка крадет сердце и глаза побежденного бога, но сын Тархунны женится на дочери Иллуянки и может вернуть украденные части тела Тархунны, после чего Тархунна убивает Иллуянку.

Эти истории особенно напоминают детали, найденные в отчетах «Тифономахии» Аполлодора, Оппиана и Нонна, которые, хотя и являются поздними, возможно, сохраняют гораздо более ранние версии: [ 155 ] Первоначальное поражение бога бури (Аполлодор, Нонн), потеря жизненно важных частей тела (сухожилий: Аполлодор, Нонн), помощь союзников (Гермес и Эгипан: Аполлодор; Кадмос и Пан: Нонн; Пан: Оппиан), заманивание змеиного противника из его логова посредством обмана пиршества (Оппиан) или музыки: Ноннус).

Тешуб против Хедамму и Улликумми
[ редактировать ]

Еще один ц. 1250 г. до н.э. Хеттский текст, заимствованный у хурритов , повествует о хурритском боге бури Тешубе (с которым стали отождествлять хеттскую Тархунну), который жил на горе Хаззи (хурритское название Джебель-Акры), и о его битве с морем. змея Хедамму. И снова богу бури помогает богиня Сауска (эквивалент Инару), которая на этот раз соблазняет чудовище музыкой (как в Ноннусе), выпивкой и сексом, успешно выманивая змея из его логова в море. [ 156 ] Точно так же, как Тифономахию можно рассматривать как продолжение Титаномахии, другого хеттского текста, заимствованного у хурритов, « Песни об Улликумми », своего рода продолжения хеттских мифов о преемственности «царства на небесах», о которых рассказывает история Тешуба и Хедамму. часть, повествует о втором монстре, на этот раз сделанном из камня, по имени Улликумми, которого Тешуб должен победить, чтобы обеспечить свое правление. [ 157 ]

По-видимому, еще со времен Гекатея Милетского ( ок. 550 г. до н. э. – ок. 476 г. до н. э. ) Тифон отождествлялся с Сетом , египетским богом хаоса и бурь. [ 158 ] Эту синкретизацию с египетской мифологией можно также увидеть в истории, очевидно известной еще в Пиндаре, о Тифоне, преследующем богов в Египет, и богах, превращающихся в животных. [ 159 ] Такая история возникла, возможно, как способ объяснить грекам существование египетских богов в форме животных. [ 160 ] Геродот также отождествил Тифона с Сетом, сделав его предпоследним божественным царем Египта. Геродот говорит, что Тифон был свергнут Осириса сыном Гором , которого Геродут приравнивает к Аполлону (при этом Осирис приравнивается к Дионису ), [ 161 ] а после своего поражения от Гора Тифон «предположительно был спрятан» в « Сербонском болоте » (отождествляемом с современным озером Бардавиль ) в Египте. [ 162 ]

Путаница с гигантами

[ редактировать ]

Тифон очень похож на старшее поколение потомков Геи, Гигантов . [ 163 ] Они, как и их младший брат Тифон после них, бросили вызов Зевсу за господство над космосом, [ 164 ] (в более поздних изображениях) изображались змееногими, [ 165 ] и в конечном итоге оказываются погребенными под вулканами. [ 166 ]

Хотя в ранних отчетах Тифон различался, в более поздних отчетах его часто считали одним из Гигантов. [ 167 ] Римский мифограф Гигин (64 г. до н. э. – 17 г. н. э.) включает Тифона в свой список гигантов. [ 168 ] в то время как римский поэт Гораций (65–8 до н. э.) упоминает Тифона вместе с гигантами Мимасом , Порфирионом и Энцеладом , как вместе сражавшимися с Афиной во время Гигантомахии. [ 169 ] « Астрономика » , приписываемая римскому поэту и астрологу I века нашей эры Марку Манилию . [ 170 ] и греческий поэт конца 4-го века - начала 5-го века Ноннус также считают Тифона одним из гигантов. [ 171 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Огден 2013a, с. 69 ; Ганц, с. 50; ЛИМК Тифон 14 .
  2. ^ Гесиод , Теогония 820–822 . Аполлодор , 1.6.3 , и Гигин , Fabulae Preface также считают Тифона потомком Геи и Тартара. Однако у Гигина, Fabulae 152, Тифон является потомком Тартара и Тартары, где, по мнению Фонтенроуза, с. 77 , Тартара «без сомнения, сама [Гея] под именем, обозначающим все, что лежит под землей».
  3. ^ Аполлодор , 1.6.3 .
  4. ^ Эсхил , Семь против Фив 522–523 ; Эсхил (?), Прометей связанный 353 ; Никандр , в Antoninus Liberalis 28 ; Вергилий Георгика 1. 278–279 ; Овидий , Метаморфозы 5.321–331 ; Манилий , Astronomica 2.874–875 (стр. 150, 153) ; Лукан , Фарсалия 4.593–595 ; Нонн , Дионисия 1.154–155 (I стр. 14–15) .
  5. ^ Гомеровский гимн Аполлону 305–355 ; Фонтенроуз, с. 72 ; Ганц, с. 49. Стесихор ( ок. 630 – 555 до н. э.), по-видимому, также заставил Геру произвести Тифона одного, чтобы «назло Зевсу», см. Фрагмент 239 (Кэмпбелл, стр. 166–167 ); Вест 1966, с. 380; но см. Fontenrose, p. 72 н. 5 .
  6. Что касается того, что Тифон является проклятием для смертных, Ганц, стр. 49, отмечает странность такого описания для того, кто бросит вызов богам.
  7. ^ Пиндар , Пифиан 8.15–16 .
  8. ^ Пиндар , Пифиан 1.15–17 .
  9. ^ Фонтенроуз, стр. 72–73 ; Вест 1966, с. 251 строка 304 в Аримоазене ( c ).
  10. ^ Эсхил (?), Прометей связан 353–356 ; Ганц, с. 49.
  11. ^ Аполлодор , 1.6.3 ; Нонн , Дионисия 1.140 (I стр. 12–13) , 1.154. (I стр. 14–15) , 1.258–260 (I стр. 20–23) , 1.321 (I стр. 26–27) , 2.35 (I стр. 46–47) , 2.631 и далее. (1 стр. 90–91) .
  12. ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд. стр. 59–60 нет. 52 ; Огден 2013b, стр. 36–38 ; Фонтенроуз, с. 72 ; Ганц, стр. 50–51, Огден 2013a, с. 76 н. 46 . Огден 2013а, с. 150, н. 6, похоже, делает вывод из того факта, что яйца были похоронены под землей, что Земля (Гея) считалась матерью.
  13. ^ Гесиод , Теогония 306–307 .
  14. ^ Гесиод , Теогония 823–835 .
  15. ^ Гомеровский гимн Аполлону 306 , 351–352 . Ганц, с. 49, предполагает, что Тифон, переданный на воспитание Пифону, «может указывать на сходство со змеями».
  16. ^ Пиндар , Пифиан 1.16 , 8.16 , Олимпиец 4.6–7 .
  17. ^ Пиндар , фрагмент 93 у Страбона , 13.4.6 (Раса, стр. 328–329 ).
  18. ^ Огден 2013a, с. 71 ; например, Эсхил (?), Прометей, связанный 355 ; Аристофан , «Облака 336» ; Гигин , Басни 152 , Оппиан , Галиевтика 3.15–25 (стр. 344–347) .
  19. ^ Огден 2013a, с. 69 ; Ганц, с. 50; Мюнхенская антикварная коллекция 596 = LIMC Typhon 14 .
  20. ^ Эсхил , Семь против Фив 511 .
  21. ^ Никандр , apud Antoninus Liberalis 28 ; Ганц, с. 50.
  22. ^ Огден 2013a, с. 72 .
  23. ^ Нонн , Дионисия 1.187 (I стр. 16–17) .
  24. ^ Нонн , Дионисия 2.30, 36 (I стр. 46–47) , 2.141 (I стр. 54–55) .
  25. ^ Нонн , Дионисия 1.173 (I стр. 16–17) , 2.32 (I стр. 46–47)
  26. ^ Нонн , Дионисия 1.218 (I стр. 18–19) .
  27. ^ Нонн , Дионисия 1.508–509 (I стр. 38–41) .
  28. ^ Нонн , Дионисия 2.31–33 (I стр. 46–47) .
  29. ^ Нонн , Дионисия 2.141–142 (I стр. 54–55) .
  30. ^ Нонн , Дионисия 2.243 (I стр. 62–63) .
  31. ^ Нонн , Дионисия 1.154–162 (I стр. 14–15) .
  32. ^ Нонн , Дионисия 2.444–256 (I стр. 62–65) .
  33. ^ Нонн , Дионисия 2.381 (I стр. 72–73) ; также 2.244 (I стр. 62–63) («Тифей многорукий»).
  34. ^ Овидий , Метаморфозы 3.301 ; Нонн , Дионисия 1.297 (I стр. 24–25) , 2.343 (I стр. 70–71) , 2.621 (I стр. 90–91) .
  35. ^ Гесиод , Теогония 306–314 . Сравните с Ликофроном , Александра 1351 и сл. (стр. 606–607) , где Ехидна упоминается как супруга Тифона ( δάμαρ ).
  36. ^ Аполлодор , Библиотека 2.5.10 также содержит Ортра как потомка Тифона и Ехидны. Квинт Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 6.249–262 (стр. 272–273) считает Цербера потомком Тифона и Ехидны, а Ортра — его братом.
  37. ^ Акусилай , фр. 13 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 11 ; Фриман, стр. 15, фрагмент 6 ), Гигин , Fabulae Preface , 151 , и Квинт Смирней, loc. цит. , также есть Цербер как потомок Тифона и Ехидны. Вакхилиды , Ода 5.62 , Софокл , Женщины Трахиса 1097–1099 , Каллимах , фрагмент 515 Пфайффер (Трипанис, стр. 258–259 ), Овидий , Метаморфозы 4.500–501 , 7.406–409 , у всех есть Цербер как потомок Ехидна без имени отца.
  38. ^ Гигин , Fabulae Preface , 30 (упоминается только Тифон), 151 также имеет Гидру и является потомком Ехидны и Тифона.
  39. ^ Гесиод , Теогония , 319 . Референт «она» в строке 319 неясен, см. Gantz, p. 22; Клей, с. 159, с н. 34 .
  40. ^ Акусилай , фр. 13 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 11 ; Фриман, стр. 15, фрагмент 6 ); Фаулер 2013, с. 28 ; Ганц, с. 22; Огден 2013a, стр. 149–150 .
  41. ^ Ферекид Афинский , фр. 7 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 278 ); Фаулер 2013, стр. 21 , 27–28 ; Ганц, с. 22; Огден 2013a, стр. 149–150 .
  42. ^ Ферекид Афинский , фр. 16b Фаулер (Фаулер 2000, стр. 286 ); Гесиод, Теогония 333–336 ; Фаулер 2013, с. 28 ; Огден 2013а, с. 149 н. 3 ; Гошек, с. 678. Первым, кто назвал дракона Ладоном, является Аполлоний Родосский , Argonautica 4.1396 (стр. 388–389) , что делает Ладона земнородным, см. Fowler 2013, p. 28 н. 97 . Цец , Хилиадес 2.36.360 (Кисслинг, стр. 54 ; английский перевод: Берковиц, стр. 33 ), также Тифон является отцом Ладона.
  43. Лас Гермионы , фрагмент 706A (Кэмпбелл, стр. 310–311). Еврипид , «Финикийские женщины» , 1019–1020 гг .; Огден 2013а, с. 149 н. 3 матью является Ехидна, без упоминания отца. Гесиод упоминает Сфинкса Немейского льва ) как потомка сына Ехидны Ортра, используя другое двусмысленное «она» в строке 326 (см. Клей, стр. 159, с № 34 ), читаемое по-разному как Химера, Сама Ехидна или даже Чето.
  44. ^ Аполлодор , Библиотека 2.5.10 (Орф), 2.3.1 (Химера), 2.5.11 (Кавказский орел), 2.5.11 (Ладон), 3.5.8 (Сфинкс), 2.5.1 (Немейский лев), Эпитом 1.1 (Кроммионская свинья).
  45. ^ Гигин , к басням Предисловие , 151 .
  46. ^ Сравните с Аполлонием Родосским , Argonautica , 2.1208–1215 (стр. 184–185) , где дракон является потомком Геи от Тифона (Гошек, стр. 678).
  47. ^ См. также Вергилий , Цирис 67; Лайн, стр. 130–131 . Другие дают для Сциллы других родителей. Некоторые авторы называют Кратеиду матерью Сциллы, см. Гомер , Одиссея 12.124–125 ; Овидий , Метаморфозы 13.749 ; Аполлодор , E7.20 ; Сервий о Вергилии Энеиде 3.420; и учеба. по Платону , Республика 9.588c. Ни Гомер, ни Овидий не упоминают отца, но Аполлодор говорит, что отцом был Триен (или Тритон ?) или Форк, аналогично схолиаст Платона, возможно, вслед за Аполлодером, называет отцом Тиррена или Форка, тогда как Евстафий у Гомера, Одиссея 12.85, дает имя отца. отец как Тритон. Гезиодический Мегалай Эхоай (фр. 262 МВт = большинство 200 ) называет Гекату и Форбаса родителями Сциллы, а Акусилай , фр. 42 Фаулер (Фаулер 2013, стр. 32 ) говорит, что родителями Сциллы были Геката и Форкис (так же, как и схол. Одиссея 12.85). Аполлоний Родосский , Argonautica 4. 828–829 (стр. 350–351) говорит, что «Геката, называемая Кратеей», и Форкис были родителями Сциллы. Семос Делосский ( FGrHist 396 F 22) говорит, что Кратеида была дочерью Гекаты и Тритона и матерью Сциллы от Деймоса. Стесихор , F220 PMG (Кэмпбелл, стр. 132–133) называет Ламию матерью Сциллы, возможно, Ламии, которая была дочерью Посейдона . Обсуждение происхождения Сциллы см. Fowler 2013, p. 32 , Огден 2013а, с. 134 ; Ганц, стр. 731–732; и записка Фрейзера к Аполлодору, E7.20 .
  48. ^ Гесиод, Теогония , 265–269 ; то же самое касается и Аполлодора , 1.2.6 , и Гигина , к Фабулам Предисловие (хотя в Фабулах, 14 , их родителями названы Фавмас и Оксомена). В « Эпименида» Теогонии (3B7) они являются дочерьми Океана и Геи , а в «Ферекиде Сиросском» (7B5) они являются дочерьми Борея (Ганц, стр. 18).
  49. ^ Валерий Флакк , Аргонавтика 4.428, 516 .
  50. ^ Хошек, с. 678; см. Квинтус Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 12.449–453 (стр. 518–519) , где их называют «ужасными монстрами смертоносного выводка Тифона».
  51. ^ Гесиод , Теогония 869–880 , из которой конкретно исключаются ветры Нотус (Южный ветер), Борей (Северный ветер) и Зефир (Западный ветер), которые, по его словам, являются «великим благословением для людей»; Вест 1966, с. 381; Ганц, с. 49; Огден 2013а, с. 226.
  52. ^ Фонтенроуз, стр. 70–76 ; Запад, 1966, стр. 379–383; Лейн Фокс, стр. 283–301 ; Ганц, стр. 48–50; Огден 2013a, стр. 73–80 .
  53. ^ Гомер , Илиада 2.780–784 , ссылка, очевидно, не на их первоначальную битву, а на продолжающееся «избиение» Зевсом Тифона, где он похоронен, см. Fontenrose, стр. 70–72 ; Огден 2013а, с. 76 .
  54. ^ Гесиод , Теогония 836–838 .
  55. ^ Гесиод , Теогония 839–852 .
  56. Очевидно, легкая победа Зевса над Тифоном у Гесиода, в отличие от других описаний битвы (см. ниже), согласуется, например, с тем, что Фаулер 2013, стр. 27 называет «повсеместное прославление Зевса Гесиодом».
  57. ^ Гесиод , Теогония 853–867 .
  58. ^ Гесиод , Теогония 868 .
  59. ^ Эпименид фр. 10 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 97); Огден 2013а, с. 74 ; Ганц, с. 49; Фаулер 2013, с. 27 н. 93 .
  60. ^ Гриффитс, стр. 374–375; Пиндар , фр. 91 С.М. Апуд Порфирий , Об воздержании от животной пищи 3.16 (Тейлор, стр. 111 ); Фаулер 2013, с. 29 ; Огден 2013а, с. 217 ; Ганц, с. 49; Вест 1966, с. 380; Фонтенроуз, с. 75 .
  61. ^ Пиндар , Пифиан 1.15–16 .
  62. ^ Пиндар , Пифиан 8.16–17 .
  63. ^ Пиндар , Олимпийцы 4.6–7 .
  64. ^ Пиндар , Пифиан 1.15–28 ; Ганц, с. 49.
  65. ^ Ганц, с. 49; Эсхил (?), Прометей связан 356–370 .
  66. ^ Ферекид Афинский , фр. 54 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 307); Фаулер 2013, с. 29 ; Лейн Фокс, стр. 298–299 ; Огден 2013а, с. 76 н. 47 ; Ганц, с. 50.
  67. ^ Фаулер 2013, с. 29 ; Аполлоний Родосский , Аргонавтика 2.1208–1215 (стр. 184–185) ; ср. Геродот , 3.5 .
  68. ^ Никандр , рядом с Антонином Либералисом 28 .
  69. ^ Страбон , 16.2.7 ; Огден 2013а, с. 76 .
  70. ^ Страбон , 12.8.19 , сравните с Диодором Сицилийским 5.71.2–6 , в котором говорится, что Зевс убил Тифона во Фригии.
  71. ^ Лейн Фокс, стр. 289–291 , отвергает Катацекаумен как место нахождения гомеровских «Аримоев».
  72. ^ Фонтенроуз, стр. 73–74 ; Лейн Фокс, стр. 287–288; Аполлодор , 1.6.3 . Хотя это сообщение было поздним, Аполлодор, возможно, опирался на ранние источники, см. Fontenrose, p. 74 ; Лейн Фокс, с. 287 , Огден 2013а, с. 78 .
  73. Возможно, это должен был быть тот же серп, которым Кронос кастрировал Урана , см. Гесиод , Теогония 173 и далее. ; Лейн Фокс, с. 288.
  74. ^ Ганц, с. 50; Фонтенроуз, с. 73 ; Смит, «Эгипан» .
  75. ^ Оппиан , Halieutica 3.15–25 (стр. 344–347) ; Фонтенроуз, с. 74 ; Лейн Фокс, с. 287 ; Огден 2013а, с. 74 .
  76. ^ Фонтенроуз, стр. 74–75 ; Лейн Фокс, стр. 286–288 ; Огден 2013a, стр. 74–75 .
  77. ^ Нонн , Dionysiaca 1.145–164 (I стр. 12–15) .
  78. ^ Нонн , Дионисия 1.164–257 (I стр. 14–21) .
  79. ^ Нонн , Дионисия 1.258–293 (I стр. 20–25) .
  80. ^ Нонн , Дионисия 1.294–320 (I стр. 24–27) .
  81. ^ Нонн , Dionysiaca 1.510–512 (I стр. 40–41) . Представление Нонна о сухожилиях расплывчато и не вполне разумно, поскольку Зевс и Тифон еще не встретились, см. Fontenrose, p. 75 н. 11 и записка Роуз к Нонну , Dionysiaca 510, стр. 40–41, с. б .
  82. ^ Нонн , Дионисия 1.363–407 (I стр. 28–33) .
  83. ^ Нонн , Дионисия 1.409–426 (I стр. 32–35) .
  84. ^ Нонн , Dionysiaca 1.427–480 (I стр. 34–37) . О планах Тифона жениться на Гере см. также 2.316–333 (I стр. 68–69) , 1.581–586 (I стр. 86–87) .
  85. ^ Нонн , Дионисия 1.481–481 (I стр. 38–39) .
  86. ^ Нонн , Дионисия 1.507–534 (I стр. 38–41) .
  87. ^ Нонн , Дионисия 2.1–93 (I стр. 44–51) .
  88. ^ Нонн , Дионисия 2.163–169 (I стр. 56–57) .
  89. ^ Нонн , Дионисия 2.205–236 (I стр. 60–63) .
  90. ^ Нонн , Дионисия 2.244–355 (I стр. 62–71) .
  91. ^ Нонн , Дионисия 2.356–539 (I стр. 72–85) .
  92. ^ Нонн , Дионисия 2.540–552 (I стр. 84–85) .
  93. ^ Нонн , Дионисия 2.553–630 (I стр. 84–91) .
  94. ^ Гесиод , Теогония 859–867 . Прочтение Этны здесь подвергается сомнению Уэстом 1966, с. 393 строка 860 ἀιδνῇς , хотя см. Lane Fox, p. 346 с н. 63.
  95. ^ Пиндар , Олимпийцы 4.6–7 .
  96. ^ Пиндар , Пифиан 1.15–28 .
  97. ^ Страбон, 5.4.9 , 13.4.6 ; Лейн Фокс, с. 299, Огден 2013а, с. 76 ; Ганц, с. 49. Хотя Пиндар не упоминает остров по имени, Лейн Фокс, с. 299, утверждает, что «окруженные морем скалы над Кумами», упомянутые Пиндаром, относятся к скалам острова Искья.
  98. ^ Эсхил (?), Прометей связан 353–374 ; Никандр , в Antoninus Liberalis 28 ; Овидий , Фасти 4.491–492 (стр. 224–225) , Метаморфозы 5.346 и сл. ; Валерий Флакк , Аргонавтика 2.23 и далее. ; Манилий , Astronomica 2.879–880 (стр. 152, 153) ; Сенека , Геркулес Фуренс 46–62 (стр. 52–53) , Фиест 808–809 (стр. 298–299) (где Хор спрашивает, сбросил ли Тифон гору (предположительно Этну) «и вытянул свои конечности»); Аполлодор , 1.6.3 ; Гигин , Басни 152 ; схолия b к «Илиаде» 2.783 (Кирк, Рэйвен и Шофилд. стр. 59–60, № 52 ); Филострат , Жизнь Аполлония Тианского 5.16 (стр. 498–501) ; Филострат Старший , Изображения 2.17.5 (стр. 198–201) ; Nonnus Dionysiaca 2.622–624 (I стр. 90–91) (похоронен под Сицилией).
  99. ^ Ликофрон , Александра 688–693 (стр. 550–551) ; Вергилий , Энеида 9.715–716 ; Silius Italicus , Punica 8.540–541 (I стр. 432–433) (см. также Punica 12.148–149 (II стр. 156–157) , где там также похоронен Титан Япет ); Клавдиан , Похищение Прозерпины 3.183–184 (стр. 358–359) ; Страбон , 5.4.9 (Риджуэй, Дэвид, стр. 35–36 ).
  100. ^ Страбон, 5.4.9 .
  101. ^ Каллимах , фрагмент 117 (382) (стр. 342–343) ; Стаций , Фиваида 11.8 (стр. 390–391) ; Этна (возможно, написанная Люцилием Младшим ), 71–73 (стр. 8–9) ; Аполлодор , 1.6.2 ; Вергилий , Энеида 3578 и далее. (с примечанием Конингтона к 3,578 ); Филострат , Жизнь Аполлония Тианского 5.16 (стр. 498–501) ; Клавдиан , Похищение Прозерпины 1,153–159 (стр. 304–305) , 2,151–162 (стр. 328–331) , 3,186–187 (стр. 358–359) ; Квинт Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 5,641–643 (стр. 252–253) , 14 582–585 (стр. 606–607) . Филострат Старший , Imagines 2.17.5 (стр. 198–201) Энцелад похоронен в Италии, а не на Сицилии.
  102. ^ Каллимах , Гимн 4 (Делосу) 141–146 (стр. 96, 97) ; Минор, с. 153 .
  103. ^ Эйфорион Халкидский , фр. 71.11 .
  104. ^ Фонтенроуз, стр. 78–79 ; Фаулер 2013, с. 29 .
  105. ^ Гесиод , Щит Геракла 32–33 ; сравните с Дио Златоустом , 1.67 , который говорит о горной вершине близ Фив, названной в честь Тифона. См. также Цец на Ликофрон Александра 177 . Другие источники см. Fontenrose, стр. 78–79 ; Фаулер 2013, с. 29 .
  106. ^ Фонтенроуз, с. 79 , который выдвигает теорию, что, хотя в Беотии нет вулканов, если верить таким сообщениям, эти огненные излияния ( anadoseis ) «вероятно были наземными пожарами, подобные тем, которые засвидетельствованы возле Трапезоса на нижних склонах горы Ликайон в Аркадия », см. Павсаний , 8.29.1 .
  107. ^ Гомер , Илиада 2.783 .
  108. ^ Гесиод , Теогония 295–305 . Фонтенроуз, стр. 70–72 ; West 1966, стр. 250–251, строка 304 εἰν Ἀρίμοισιν ; Лейн Фокс, с. 288; Огден 2013а, с. 76 ; Фаулер 2013, стр. 28–29 . Уэст отмечает, что «диван» Тифона, кажется, «не только там, где он лежит, но и там, где он держит свою супругу»; сравните с Квинтом Смирнеем , 8.97–98 (стр. 354–355) .
  109. ^ Подробное обсуждение см. в Lane Fox, особенно стр. 39 , 107 , 283–301 ; 317–318 . См. также West 1966, стр. 250–251, строка 304 εἰν Ἀρίμοισιν ; Огден 2013а, с. 76 ; Фаулер 2013, стр. 28–30 .
  110. ^ Страбон , 13.4.6 .
  111. ^ Пиндар , фрагмент 93 у Страбона , 13.4.6 (Раса, стр. 328–329 ).
  112. ^ Каллисфен FGrH 124 F33 = Страбон , 13.4.6 ; Огден 2013а, с. 76 ; Огден 2013b, с. 25 ; Лейн Фокс , с. 292. Лейн Фокс , стр. 292–298, связывает Ариму с хеттскими топонимами «Эримма» и «Аримматта», которые он связывает с Корикийской пещерой.
  113. ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд. стр. 59–60 нет. 52 ; Огден 2013b, стр. 36–38 ; Ганц, стр. 50–51, Огден 2013a, с. 76 н. 46 .
  114. ^ Нонн , Дионисия 1.140 (I стр. 12-13) .
  115. ^ Страбон , 16.2.7 ; Аполлодор , 1.6.3 ; Огден 2013а, с. 76 .
  116. ^ Страбон , 16.4.27 . Согласно Уэсту 1966, с. 251: «Это отождествление [Аримоев с арамейцами] повторяется и в наше время». Например, для Фонтенроза, с. 71 , «Аримои, по-видимому, являются арамейцами, а страна — либо Сирия, либо Киликия, скорее всего, последняя, ​​поскольку в более поздних источниках это обычно земля Тифона». Но см. Fox Lane, стр. 107 , 291–298 , который отвергает это отождествление, вместо этого приводя доводы в пользу происхождения слова «Арима» от хеттских топонимов «Эримма» и «Аримматта».
  117. ^ Страбон , 12.8.19 .
  118. ^ Страбон , 13.4.11 .
  119. ^ Страбон , 13.4.6 . О Хайде см. также Гомер , Илиада 20.386 .
  120. ^ Ликофрон , Александра 1351 и сл. (стр. 606–607) связывает «ужасное ложе» Ехидны с озером, известным как озеро Гигея или Колое (современное озеро Мраморное ), см. Роберт, стр. 334 и далее; Лейн Фокс, стр. 290–291 . Об озере Гигея см. Гомер , Илиада 2.864–866 ; Геродот , 1,93 ; Страбон , 13.4.5–6 .
  121. ^ Страбон, 13.4.6 ; Лейн Фокс, стр. 298–301 ; Огден 2013а, с. 76 н. 47 ; Фаулер 2013, с. 29 .
  122. ^ Огден 2013a, с. 152 ; Фонтенроуз, с. 70 .
  123. ^ Гомер , Илиада 2.782, 783 .
  124. ^ Гесиод , Теогония 306 (Тифаон) , 821 (Тифей) , 869 (Тифей) ; Гомеровский гимн Аполлону 306 (Тифаон) , 352 (Тифаон) , 367 (Тифей) .
  125. ^ Фонтенроуз, с. 546 ; Вест 1966, с. 381; Лейн Фокс, 298, с. 405 , с. 407 н. 53 ; Огден 2013a, стр. 152–153 . Фонтенроуз: «Его имя, скорее всего, не греческое; но хотя были предложены неэллинские этимологии, я сомневаюсь, что его значение теперь можно восстановить»; Уэст: «Происхождение названия и его вариантов форм необъяснимо»; Лейн Фокс: «имя неопределенного происхождения». Учитывая, что Тифей и Тифаон, очевидно, являются более ранними формами, Огден предполагает, что теории, основанные на предположении, что «Тифон» является первичной формой, «кажется необоснованным», и говорит, что «кажется гораздо более вероятным», что возникла форма Тифон. от «желания ассимилировать имя этого дракона с формой имени других драконтес, возможно, в частности Python».
  126. ^ Вест 1966, стр. 252, 381; Огден 2013а, с. 152 , оба цитируют Worms 1953. Но, по мнению Уэста, «далеко не факт, что существует какая-либо реальная этимологическая связь… Связь [Тифона] с торнадо вторична и обусловлена ​​популярной этимологией. Возможно, она уже повлияла на Гесиода, ибо в настоящее время нет лучшего объяснения тому факту, что нерегулярные штормовые ветры (особенно те, которые встречаются в море) стали детьми [Тифона]». Об использовании слов τῡφώς, τῡφῶν, означающих «вихрь», см. LSJ , Τυ_φώς, ῶ, ὁ ; Суда св Тетуфомаи , Туфон , Туфос ; Эсхил , Агамемнон 656 ; Аристофан , Лягушки 848 , Лисистрата , 974 ; Софокл , Антигона 418 .
  127. ^ Фонтенроуз, с. 546 с н. 2; Лейн Фокс, с. 298, где предлагается происхождение слова «Тифон» от греческого τῡφῶν tūphōn («курящий», «тлеющий»), хотя Ogden 2013a, p. 153 , признавая, что такое происхождение «так идеально соответствует природе и состоянию Тифона в жизни и смерти», возражает (п. 23), «почему склонение причастного стиля в –ων, –οντος было заменено одним в –ῶν , –ῶνος
  128. ^ Уоткинс, стр. 460–463 ; Огден 2013a, стр. 152–153 .
  129. ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 1522.
  130. ^ Поддержано с оговорками West 1997, p. 303: «Итак, здесь мы имеем божество [Баал Зафон] с именем, которое действительно могло бы стать «Тифон» по-гречески», но отвергнуто Лейном Фоксом, стр. 298. См. также Fontenrose, p. 546 н. 2 ; Вест 1966, с. 252; Огден 2013а, с. 153 , с н. 22.
  131. ^ «Арабский вклад в английский язык: исторический словарь» Гарланда Хэмптона Кэннона и Алана С. Кэя считает тайфун «особым случаем, переданным на кантонском диалекте с арабского языка, но в конечном итоге заимствованным из греческого. [...] Китайцы применили [Греческая] концепция совершенно иного направления [...]»
  132. ^ Вест 1966, стр. 18–19; Вест 1997, стр. 276–278.
  133. ^ Обсуждение Python см. в Ogden 2013a, стр. 40–48 ; Фонтенроуз, особенно с. 13–2 О происхождении Python см. Fontenrose, p. 47 ; Еврипид , Ифигения в Тельце 1244–1248 ; Гигин , Фабулы 152 ; Овидий , Метаморфозы 1.434–438 .
  134. ^ Fontenrose, стр. 77, с н. 1 , 193 ; Уоткинс, с. 462 .
  135. ^ Подробное обсуждение сходства см. в Fontenrose, стр. 77–93 ; см. также Крейн, стр. 100-1. 26–28,
  136. ^ Гимн Аполлону (3) 300–306 , 349–369 ; Огден 2013a, стр. 40 и далее. ; Ганц, с. 88; Фонтенроуз, стр. 14–15 ; п. 94 . Аполлодор , 1.6.3 , например, называет ее Дельфиной.
  137. ^ Фонтенроуз, стр. 94–97 утверждает, что Ехидна и Дельфина (наряду с Чето и, возможно, Сциллой) были разными именами одного и того же существа.
  138. ^ Аполлодор , 1.6.3 называет Дельфину одновременно дракаиной и «полуживотной девушкой»; см. Огден 2013a, с. 44, Фонтенроз, с. 95 .
  139. ^ Гимн Аполлону (3) 300–304 ; см. Фонтенроз, с. 14 .
  140. Согласно Аполлодору , 1.6.3 , Тифон поставил Дельфину стражницей отрубленных сухожилий Зевса в Корикийской пещере; см. Огден, 2013а, с. 42 ; Фонтенроуз, с. 94 .
  141. ^ Фонтенроуз, стр. 78 ; 407–412 .
  142. ^ Вест 1966, стр. 19–31; Буркерт, стр. 19–24 ; Пенглас, особенно стр. 1–2, 152, 156–165, 199–205; Вест 1997, стр. 276–305; Лейн Фокс, стр. 242–314.
  143. ^ Фонтенроуз, с. 145 ; West 1966, стр. 379–380, строки 820–80 Typhoeus , 391–392, строка 853; Пенглас, стр. 87–88, 152, 156–157, 159, 161–165; Уоткинс, стр. 448–459; Запад, 1997, стр. 303–304; Лейн Фокс 2010, стр. 283 и далее; Огден 2013a, стр. 14–15 , 75 .
  144. ^ Фонтенроуз, стр. 146–147 , 151 , 152 , 155 , 161 ; Пенглас, стр. 54–58; 163, 164; Вест 1997, с. 301; Огден 2013a, стр. 11 , 78 .
  145. ^ Пенглас, стр. 44–47; Запад, 1997, стр. 301–302; Огден 2013а, с. 78 ; Далли 1989 (2000), стр. 222 и далее. .
  146. ^ Вест 1997, с. 301.
  147. ^ Вест 1997, с. 301.
  148. ^ Фонтенроуз, стр. 148–151 ; Запад, 1966, стр. 22–24; Вест 1997, стр. 67–68, 280–282; Огден 2013a, стр. 11–12.
  149. ^ Фонтенроуз, стр. 150 , 158 ; Запад, 1966, стр. 23–24; Вест 1997, стр. 282, 302.
  150. ^ Пенглас, стр. 87–88.
  151. ^ Фонтенроуз, стр. 149 , 152 ; Вест, 1966, стр. 244, 379; Вест 1997, с. 468. Хотя отношение Геи к Зевсу в «Теогонии» Гесиода по большей части доброжелательное: защищая его в детстве (479 и сл.), помогая ему победить титанов (626–628), советуя ему проглотить Метиду, защищая тем самым его от свержения, ( 890–894). она же (видимо, со злым умыслом) рождает злейшего врага Зевса Тифона; Вест 1966, с. 24, видит в истории Тиамат возможное объяснение этого «странного маленького несоответствия».
  152. ^ Фонтенроуз, с. 145 ; Уоткинс, стр. 448 и далее; Огден 2013a, стр. 14–15 , 75 . Подробное обсуждение мифов, окружающих Джебель-Акру и их связи с Тифономахией, см. в Lane Fox, стр. 242–301.
  153. ^ Фонтенроуз, стр. 129–138 ; Вест 1997, стр. 84–87; Лейн Фокс, стр. 244–245, 282; Огден 2013a, стр. 12 , 14 , 75 .
  154. ^ Фонтенроуз, стр. 121–125 ; West 1966, стр. 391–392, строка 853; Буркерт, с. 20 ; Пенглас, стр. 163–164; Уоткинс, стр. 444–446; Вест 1997, с. 304; Лейн Фокс, стр. 284–285; Огден 2013a, стр. 12–13 , 75 , 77–78 .
  155. ^ West 1966, стр. 21–22, 391–392, строка 853; Пенглас, с. 164 (который называет Тархунну своим хурритским именем Тешуб); Лейн Фокс, стр. 286–287; Огден 2013a, стр. 77–78.
  156. ^ Лейн Фокс, стр. 245, 284, 285–286; Огден 2013а, с. 13 .
  157. ^ Вест 1966, стр. 21, 379–380, 381; Буркерт, с. 20; Пенглас, стр. 156, 159, 163; Вест 1997, стр. 103–104; Лейн Фокс, с. 286.
  158. ^ Фаулер 2013, с. 28 ; Огден 2013а, с. 78 ; Вест 1997, с. 304; Вест 1966, с. 380; Фонтенроуз, с. 177 и далее. ; Гекатей FGrH 1 F300 (апуд Геродота , 2.144.2 ).
  159. ^ Гриффитс, стр. 374–375; Пиндар , фр. 91 С.М. Апуд Порфирий , Об воздержании от животной пищи 3.16 (Тейлор, стр. 111 ); Фаулер 2013, с. 29 ; Огден 2013а, с. 217 ; Ганц, с. 49; Вест 1966, с. 380; Фонтенроуз, с. 75 . О преображении богов и бегстве в Египет см. также Никандр , apud Antoninus Liberalis 28 , Hyginus , Astronomica 2.28, 2.30; Овидий , Метаморфозы 5.321–331 ; Аполлодор , 1.6.3 .
  160. ^ Огден 2013b, с. 23 ; Гриффитс, стр. 374–375; Фонтенроз, стр. 75 , 177 .
  161. ^ Фаулер 2013, с. 28 ; Геродот , 2.144.2 ; ср. 2.156.4 .
  162. ^ Геродот , 3.5 .
  163. ^ Огден 2013b, с. 21 . Гесиод , Теогония 185 , считает, что Гиганты являются потомками Геи (Земли), рожденными из крови, пролившейся, когда Уран (Небо) был кастрирован его -титаном сыном Кроносом . Гигин , Fabulae предисловие называет Тартара отцом гигантов.
  164. ^ Аполлодор , 1.6.1–2 . Их война с олимпийскими богами была известна как Гигантомахия .
  165. ^ Ганц, с. 453; Ханфманн, Оксфордский классический словарь «Гиганты»; Фрейзер, примечание к 8.29.3 «Что у гигантов вместо ног змеи», стр. 315–316 .
  166. Как отмечалось выше, Гигантский Энцелад покоился под горой Этна . О гигантах Алкионее (вместе со «многими гигантами») под Везувием см. Филострат , О героях 8.15–16 (стр. 14) ; Клавдиан , Похищение Прозерпины 3.183–184 (стр. 358–359) ; о Мимасе под вулканическим островом Прохит (современная Прочида ) см. Silius Italicus , Punica 12.143–151 (стр. 156–159) ; а о Полиботе под вулканическим островом Нисирос см. Аполлодор , 1.6.2 .
  167. ^ Роуз, Оксфордский классический словарь «Тифон, Тифей»; Фонтенроуз, с. 80 .
  168. ^ Гигин , к басням Предисловие .
  169. ^ Гораций , Оды 3.4.53 .
  170. ^ Манилиус , Astronomica 2.874–880 (стр. 150–151) .
  171. ^ Огден 2013b, с. 33 . См., например, Nonnus , Dionysiaca 1.176 (I стр. 16–17) , 1.220 (I стр. 18–19) , 1.244 (I стр. 20–21) , 1.263 (I стр. 22–23), 1.291 (I стр. 22–23) , 1.291 (I стр. 20–21) . 24–25) .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87d9fbb1c7ffcf9b18362c07b006abb8__1722259560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/b8/87d9fbb1c7ffcf9b18362c07b006abb8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Typhon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)