Византийская архитектура
Годы активности | IV век – 1453 г. |
---|
Византийская культура |
---|
Византийская архитектура — это архитектура Византийской империи или Восточной Римской империи, обычно датируемая 330 годом нашей эры, когда Константин Великий основал новую римскую столицу в Византии , которая стала Константинополем , до падения Византийской империи в 1453 году. нет жесткой границы между Византийской и Римской империями, а ранневизантийская архитектура стилистически и структурно неотличима от позднеримской архитектуры . Стиль по-прежнему основывался на арках, сводах и куполах, часто в больших масштабах. Настенная мозаика с золотым фоном стала стандартом для самых величественных зданий, а фрески стали более дешевой альтернативой.
Самые богатые интерьеры отделывались тонкими пластинами мрамора или цветного и узорчатого камня. Некоторые колонны также были выполнены из мрамора. Другими широко используемыми материалами были кирпич и камень. [ 1 ] Мозаика из камня или стеклянной мозаики также была элементом внутренней архитектуры. Мебель из драгоценного дерева: кровати, стулья, табуреты, столы, книжные полки, серебряные или золотые чашки с красивыми рельефами украшала византийские интерьеры. [ 2 ]
Ранняя византийская архитектура опиралась на более ранние элементы римской и греческой архитектуры . Стилистический дрейф , технологический прогресс , политические и территориальные изменения привели к тому, что особый стиль постепенно привел к появлению плана греческого креста в церковной архитектуре . [ 3 ] Гражданская архитектура продолжала греко-римские тенденции; византийцы строили впечатляющие укрепления и мосты, но в целом не акведуки такого масштаба, как римляне.
Эта терминология была введена современными историками для обозначения средневековой Римской империи , которая развивалась как отдельное художественное и культурное образование, сосредоточенное в новой столице Константинополе (современный Стамбул ), а не в городе Риме и его окрестностях. Его архитектура существенно повлияла на более позднюю средневековую архитектуру Европы и Ближнего Востока.
Характеристики
[ редактировать ]Когда Римская империя стала христианской (после расширения на восток) со своей новой столицей в Константинополе , ее архитектура стала более чувственной и амбициозной. Этот новый стиль с экзотическими куполами и более богатой мозаикой стал известен как «византийский», прежде чем он распространился на запад, в Равенну и Венецию , и на север, в Москву . Большинство церквей и базилик имеют высокие купола, которые создавали обширные открытые пространства в центрах церквей, тем самым усиливая свет. Круглая арка является основой византийского стиля. Великолепные золотые мозаики своей графической простотой принесли свет и тепло в сердце храмов. Византийские капители отходят от классических условностей древней Греции и Рима благодаря извилистым линиям и натуралистическим формам, которые являются предшественниками готического стиля .
Точно так же, как Парфенон является самым впечатляющим памятником классической религии , Собор Святой Софии оставался культовой церковью христианства . Храмы этих двух религий существенно различаются с точки зрения внутреннего и внешнего вида. Для классических храмов важен был только внешний вид, поскольку внутрь, где хранилась статуя божества, которому был посвящен храм, входили только жрецы. Церемонии проводились снаружи, перед храмом. Вместо этого внутри церквей проводились христианские литургии. [ 4 ]
Столбцы
[ редактировать ]Византийские колонны весьма разнообразны, в основном развиваются из классических коринфских колонн , с орнаментом, подрезанным сверлами, и рифлеными валами почти полностью заброшенными . Каменный блок остался необработанным, поскольку его доставили из каменоломни, и скульптор разработал новые рисунки по своему усмотрению, так что редко можно встретить многократные повторения одного и того же рисунка. Один из самых замечательных дизайнов — листья, вырезанные, как будто подхваченные ветром; лучший пример - собор Святой Софии VII века (Салоники) . Те, что находятся в соборе Святого Марка в Венеции (1071 г.), особенно привлекли Джона Раскина внимание . Другие появляются в Сант-Аполлинаре в Классе , Равенна (549).
Колонна в Сан-Витале, Равенна (547 г.), показывает над ней доссерет, необходимый для поддержания арки , пружина которой была намного шире, чем счеты колонны. На восточных колоннах иногда вырезаются орел, лев и ягненок, но трактуются традиционно.
используются два типа колонн В соборе Святой Софии : композитные и ионические. Композитная колонна, возникшая во времена Поздней Византийской империи , главным образом в Риме, сочетает в себе коринфскую и ионическую колонны . Составные колонны выстилают основное пространство нефа. Ионические колонны используются позади них в боковых пространствах, в зеркальном положении относительно коринфского или составного ордера (как и их судьба вплоть до XIX века, когда здания были впервые спроектированы с использованием монументального ионического ордера). Однако в соборе Святой Софии это не стандартные имперские заявления. Колонны заполнены листвой во всевозможных вариациях. В некоторых случаях кажется, что маленькие пышные листья захвачены вращением свитков – очевидно, что дизайн взял на себя другая, неклассическая чувствительность.
Колонны базилики Сан-Витале украшены волнистыми и нежными цветочными узорами, похожими на украшения на пряжках ремней и лезвиях кинжалов. Их перевернутая пирамидальная форма имеет вид корзины.
-
Византийская ионическая колонна из Национального музея средневекового искусства ( Корча , Албания)
-
Иллюстрация византийской коринфской колонны
-
Византийская составная колонна из базилики Сант-Аполлинаре Нуово ( Равенна , Италия)
-
Колонна византийской корзины из собора Святой Софии ( Стамбул , Турция)
Обзор сохранившихся памятников
[ редактировать ]Здания увеличивали геометрическую сложность , использовались кирпич помимо камня в отделке важных общественных сооружений классические ордера и штукатурка, более свободно использовались , мозаика заменяла резной декор, сложные купола опирались на массивные опоры , а окна пропускали свет сквозь тонкие листы алебастр для мягкого освещения интерьера. Большинство сохранившихся построек являются священными, а светские постройки разрушены.
Ранняя архитектура
[ редактировать ]Яркие примеры ранней византийской архитектуры датируются периодом правления императора Юстиниана I и сохранились в Равенне и Стамбуле, а также в Софии ( церковь Святой Софии ).
Один из величайших прорывов в истории западной архитектуры произошел, когда архитекторы Юстиниана изобрели сложную систему, обеспечивающую плавный переход от квадратного плана церкви к круглому куполу (или куполам) посредством подвесок .
В Равенне были построены продольная базилика Сант- Аполлинаре Нуово и восьмиугольная централизованная структура церкви Сан-Витале , построенная по заказу императора Юстиниана, но никогда им не виденная. Памятники Юстиниана в Стамбуле включают купольные церкви Святой Софии и Святой Ирины (обе обсуждаются более подробно ниже), но есть также более ранняя, меньшая церковь Святых Сергия и Вакха (местное название « Маленькая Святая София »), которая мог послужить образцом для обоих, поскольку в нем сочетались элементы продольной базилики с элементами централизованного здания.
Другие постройки включают руины Большого Константинопольского дворца , новаторские стены Константинополя (со 192 башнями) и Цистерну Базилику (с сотнями переработанных классических колонн). Мозаика в церкви, начатой остготами , Сан-Аполлинаре-ин-Нуово в Равенне, изображает ранневизантийский дворец.
Святой Димитрий в Салониках , монастырь Святой Екатерины на горе Синай , монастырь Джвари в современной Грузии и три армянские церкви Эчмиадзина датируются преимущественно VII веком и дают представление об архитектурных событиях в византийских провинциях после эпохи Юстиниана.
Выдающиеся инженерные достижения включают в себя мост Сангариус длиной 430 м , остроконечную арку моста Карамагара , а также купол церкви Святой Софии .
Средневизантийская архитектура
[ редактировать ]во времена македонской династии Предполагается, что храм Василия I вотивной церкви Богородицы Фаросской и Неа Экклесии (обе уже не существуют) служил образцом для большинства крестово-квадратных святилищ того периода, включая Каттолику. ди Стило на юге Италии (9 век), монастырская церковь Осиоса Лукаса в Греции (ок. 1000 г.), Неа Мони на Хиосе (любимый проект Константина IX ) и монастырь Дафни недалеко от Афин (ок. 1050 г.). Все три более поздние церкви демонстрируют важные сдвиги в архитектурном дизайне, которые произошли после окончания иконоборчества, когда архитектурный дизайн и декор стали более стандартизированными. [ 5 ]
Церковь Святой Софии в Охриде (современная Северная Македония ), построенная в Первую Болгарскую империю во времена Бориса I Болгарского , и одноименный собор в Киеве (современная Украина ) свидетельствуют о моде на многочисленные вспомогательные купола, установленные на барабаны, которые с течением времени становились все шире и уже. [ нужна ссылка ]
Комнинский и палеологовский периоды
[ редактировать ]В Стамбуле и Малой Азии архитектура комнатского периода почти не существует, за заметными исключениями Эльмали Килисе и других скальных святилищ Каппадокии , а также церквей Пантократора и Богородицы Кириотиссы в Стамбуле. Большинство примеров этого архитектурного стиля и многих других старых византийских стилей сохранились только на окраинах византийского мира, поскольку наиболее значительные и древние церкви и здания находились в Малой Азии. Во время Первой мировой войны почти все церкви, оказавшиеся в пределах турецких границ, были разрушены или превращены в мечети. Некоторые из них были заброшены в результате геноцидов греков и христиан с 1915 по 1923 год. Подобные стили можно встретить в таких странах, как Болгария , Хорватия , Северная Македония , Россия , Сербия и других славянских землях, а также на Сицилии ( Капелла Палатина ). и Венето ( Собор Святого Марка , собор Торчелло ).
В средневизантийской архитектуре «перегородчатая кладка» относится к стенам, построенным из обычной смеси камня и кирпича , часто с большим количеством последнего. Примером может служить внешний вид церкви Паммакаристос 11-го или 12-го века в Стамбуле , хотя она еще более известна поздневизантийскими дополнениями, о которых говорится ниже.
Поздневизантийская архитектура
[ редактировать ]Палеологовский церкви период хорошо представлен в дюжине бывших церквей Стамбула, в частности, в церкви Святого Спасителя в Хоре и Святой Марии Паммакаристос . В отличие от своих славянских коллег, архитекторы-палеологи никогда не акцентировали внимание на вертикальной направленности сооружений. В результате позднесредневековая архитектура Византии (за исключением собора Святой Софии в Трапезунде ) менее заметна по высоте.
Церковь Святых Апостолов (Салоники) считается архетипическим сооружением позднего периода, внешние стены которой замысловато украшены сложными узорами кирпичной кладки или глазурованной керамикой. Другие церкви, построенные в годы, предшествовавшие падению Константинополя, сохранились на Афоне и в Мистре (например, монастырь Бронтохион ). На этом месте также сохранилась светская архитектура, такая как Дворец деспотов и несколько домов.
В поздневизантийский период, ок. в Константинополе был пристроен богато украшенный парекклесион В 1310 году к церкви Паммакаристос для могилы Михаила Глабаса Тарханиота, византийского аристократа и полководца, жившего ок. 1235 г. до ок. 1305–08. [ 6 ] Он демонстрирует смягченные пропорции, популярные в позднюю византийскую эпоху, а также изменения в стиле мозаичной обработки фигур.
Структурная эволюция
[ редактировать ]Уже при строительстве церквей Константина в Палестине использовались два основных типа плана: базиликанский , или осевой, тип, представленный базиликой Гроба Господня , и круглый, или центральный, тип, представленный большим восьмиугольная церковь когда-то в Антиохии .
Мы должны предположить, что те из последних типов почти всегда были сводчатыми , поскольку центральный купол, казалось бы, отвечал самой их цели. Центральное пространство иногда было окружено очень толстой стеной, в которой внутри образовывались глубокие углубления, как в церкви Св. Георгия в Софии , построенной римлянами в IV веке как цилиндрическое куполообразное сооружение, построенное на квадратное основание и благородная церковь Святого Георгия ( в Салониках 5 век) или сводчатый неф, как в Санта-Костанца в Риме (4 век); или пристройки были выброшены из центрального пространства таким образом, чтобы образовать крест, в котором эти дополнения помогали уравновешивать центральный свод, как в Мавзолее Галлы Плацидии , Равенна (V век). Самой известной церковью этого типа была церковь Святых Апостолов в Константинополе . Похоже, что своды рано применялись к плану базиликанского типа; например, в Святой Ирине в Константинополе (6 век) длинный корпус церкви покрыт двумя куполами.
В церквях центрального типа Святого Сергия в Константинополе и Сан-Витале в Равенне, церквях центрального типа, подкупольное пространство было увеличено за счет апсидных пристроек к восьмиугольнику. Наконец, в соборе Святой Софии (6 век) была создана комбинация, которая, возможно, является самым замечательным примером планирования, когда-либо придуманным. Центральное пространство площадью 100 футов (30 м) увеличивается до 200 футов (60 м) в длину за счет добавления к нему двух полуциклов на востоке и западе; они снова расширены за счет выдвижения трех второстепенных апсид на восток и двух других, по одной с каждой стороны прямого продолжения, на запад. Эта сплошная территория длиной около 260 футов (80 м), большая часть которой имеет ширину более 100 футов (30 м), полностью покрыта системой куполообразных поверхностей. Над раковинами небольших апсид возвышаются два огромных полукупола , закрывающих полуциклы, а между ними возвышается огромный купол над центральной площадью. С двух сторон, к северу и югу от купола, его поддерживают сводчатые двухэтажные нефы, которые придают внешнюю форму общей площади.
У Святых Апостолов (6 в.) пять глав были нанесены крестообразного плана; центральный купол был самым высоким. После VI века не было построено церквей, которые хоть сколько-нибудь могли бы конкурировать по масштабу с этими великими произведениями Юстиниана, и планы более или менее имели тенденцию приближаться к одному типу. Центральная часть, покрытая куполом, была включена в значительно больший квадрат, четыре части которого, расположенные на востоке, западе, севере и юге, были подняты в системе сводов и крыш выше, чем четыре угла, образуя таким образом своего рода неф и трансепты . Иногда центральное пространство было квадратным, иногда восьмиугольным, или, по крайней мере, купол поддерживали восемь опор вместо четырех, а неф и трансепты были пропорционально уже.
Если мы нарисуем квадрат и разделим каждую сторону на три так, чтобы средние части были больше остальных, а затем разделим площадь на девять из этих точек, мы приблизимся к типичному расположению плана того времени. Теперь добавьте три апсиды с восточной стороны, открывающиеся из трех отделений, а напротив западной поместите узкое входное крыльцо, идущее прямо через фасад. Еще впереди поставили квадратный корт. Двор представляет собой атриум и обычно имеет фонтан посередине под навесом, опирающимся на колонны. Входное крыльцо – притвор . Прямо под центром купола находится амвон , с которого возвещалось Священное Писание, а под амвоном на уровне пола находилось место для хора певчих. Поперек восточной стороны центральной площади находился экран, отделявший бему , где находился алтарь, от корпуса церкви; этот экран с изображениями и есть иконостас . Алтарь опирающимся был защищен навесом или киборием, на столбы. Ряды поднимающихся сидений по изгибу апсиды с патриарший престол в ближневосточной точке образовал синтронон. Два меньших отсека и апсиды по бокам балки были ризницами, диакониконом и протезом . Амвон и бема были соединены солеей — приподнятым проходом, окруженным перилами или низкой стеной.
Непрерывное влияние Востока широко проявляется в способе украшения наружных кирпичных стен церквей, построенных около XII века, в которых грубо вырезанные по форме кирпичи располагаются так, что образуют полосы орнамента, которые, совершенно ясно, имитируются с Куфическое письмо. Эта мода была связана с разделением внешней кирпичной и каменной кладки, как правило, на множество разновидностей узоров, зигзагов, шпоночных узоров и т. д.; и, поскольку подобное украшение встречается во многих персидских зданиях, вполне вероятно, что этот обычай также пришел с Востока. Купола и своды снаружи были покрыты свинцом или черепицей местного образца. Оконные и дверные рамы были мраморными . Внутренние поверхности были повсюду украшены мозаикой или фресками в верхних частях здания, а внизу - инкрустациями из мраморных плит, которые часто были очень красивых сортов и располагались так, что, хотя на одной поверхности, окраска образовывала серию из больших панелей. Лучшие мраморы были раскрылись так, что две поверхности, образовавшиеся в результате разделения, образовали симметричный узор.
Наследие
[ редактировать ]На Западе
[ редактировать ]В конечном итоге византийская архитектура на Западе уступила место Каролингской , романской и готической архитектуре . Но до этого большая часть нынешней Италии принадлежала Византийской империи. Великие образцы византийской архитектуры до сих пор можно увидеть в Равенне (например, базилика Сан-Витале , архитектура которой повлияла на Палатинскую капеллу Карла Великого).
На Востоке
[ редактировать ]Что касается Востока, то византийская архитектурная традиция оказала глубокое влияние на раннюю исламскую архитектуру , особенно на архитектуру Омейядов . В эпоху Омейядского халифата (661–750 гг.), что касается влияния Византии на раннюю исламскую архитектуру, византийское искусство стало фундаментальным источником нового мусульманского художественного наследия, особенно в Сирии. В характерных ранних исламских памятниках Сирии (709–715 гг.) можно обнаружить значительное византийское влияние. Хотя они явно отсылают по плану (и отчасти по декору) к византийскому искусству, план мечети Омейядов также имеет замечательное сходство с христианскими базиликами VI и VII веков, но он был изменен и расширен по поперечной оси и не на нормальной продольной оси, как в христианских базиликах. Плитка, геометрические узоры, многочисленные арки, купола и полихромная кладка из кирпича и камня, которые характеризуют мусульманскую и мавританскую архитектуру , находились под сильным влиянием византийской архитектуры.
Поствизантийская архитектура в православных странах
[ редактировать ]В Болгарии , Северной Македонии , Сербии , Румынии , Белоруссии , Грузии , Армении , Украине , России и других православных странах византийская архитектура сохранялась еще дольше, с 16 по 18 века, порождая местные поствизантийские школы архитектуры.
- В средневековой Болгарии: Преславская и Тырновская архитектурные школы.
- В средневековой Сербии: архитектурная школа Рашка , архитектурная школа Вардар и архитектурная школа Морава .
Неовизантийская архитектура
[ редактировать ]Неовизантийская архитектура последовала после возрождения готики 19-го века , в результате чего появились такие жемчужины, как Вестминстерский собор в Лондоне , а в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, сочетающих в себе элементы. византийского стиля с мавританской архитектурой. Он получил широкое развитие в России во времена правления Александра II Григорием Гагариным и его последователями, спроектировавшими Владимирский собор в Киеве, Никольский Морской собор в Кронштадте , собор Александра Невского в Софии , церковь Святого Марка в Белграде и Новоафонский монастырь в Новом Афоне недалеко от Сухуми . Крупнейшим неовизантийским проектом XX века стала церковь Святого Саввы в Белграде .
Важные византийские памятники
[ редактировать ]Айя Ирина
[ редактировать ]Одна из менее известных византийских церквей — Айя Ирина . Эта церковь послужила образцом для более известной церкви Святой Софии. Строительство церкви началось в IV веке. Это была первая церковь, построенная в Константинополе, но из-за своего местоположения она сильно пострадала от землетрясений и беспорядков в Нике и несколько раз требовала ремонта. Собор Святой Ирины отличается большим атриумом и фактически является единственным сохранившимся зданием Византийской империи, имеющим такую особенность. [ 8 ]
Строительство
[ редактировать ]Собор Святой Ирины состоит в основном из трех материалов: камня, кирпича и раствора . Были использованы кирпичи размером 70 х 35 х 5 см, которые склеены раствором толщиной примерно 5 см. Строительные материалы , выбранные для строительства церкви, должны были быть легкими, прочными и прочными. Для этой цели были выбраны вулканические материалы, так как вулканический бетон очень легкий и прочный. Пожалуй, наиболее характерной особенностью собора Святой Ирины является строгий контраст между внутренним и внешним дизайном. В то время как простая внешняя отделка из камня и кирпича способствует функциональности, интерьер украшен сложной мозаикой, декоративным мрамором и в некоторых местах покрыт штукатуркой. Еще одной важной особенностью церкви являются два следующих друг за другом купола: первый представляет собой нижний овал, а второй - более высокий полукруг. [ 8 ]
История Святой Ирины
[ редактировать ]На протяжении всей истории собор Святой Ирины претерпел несколько изменений. Из-за беспорядков в Нике и землетрясений проводились многочисленные ремонтные работы. Когда османы захватили собор Святой Ирины, они перепрофилировали его и внесли несколько изменений, но не столь радикальных, как то, что было сделано с собором Святой Софии. [ 8 ] Сегодня собор Святой Ирины все еще стоит и открыт для посетителей как музей. Он открыт каждый день, кроме вторника.
Строительство собора Святой Ирины
Время | Событие |
---|---|
4-й С. | Строительство началось |
532 | Церковь сожгли во время беспорядков в Нике |
548 | Император Юстиниан отремонтировал церковь |
740 | Значительный ущерб от землетрясений |
1453 | Константинополь был завоеван османами – стал складом оружия |
1700 | Стал музеем |
1908-1978 | Служил военным музеем. |
Собор Святой Софии
[ редактировать ]Самым известным примером византийской архитектуры является собор Святой Софии , который был описан как «занимающий уникальное положение в христианском мире ». [ 9 ] и как архитектурный и культурный символ византийской восточно - и православной цивилизации . [ 10 ] [ 11 ] [ 9 ] Собор Святой Софии удерживал титул крупнейшей церкви в мире, пока Османская империя не осадила византийскую столицу. После падения Константинополя церковь использовалась мусульманами для своих религиозных служб до 1931 года, когда она была вновь открыта как музей в 1935 году. В переводе с греческого название Айя-София означает «Святая Мудрость». [ 12 ]
Строительство собора Святой Софии
[ редактировать ]Конструкция представляет собой сочетание продольных и центральных конструкций. Эта церковь была частью более крупного комплекса зданий, созданного императором Юстинианом . Этот стиль повлиял на строительство ряда других зданий, таких как базилика Святого Петра . Айя-София должна была быть построена так, чтобы противостоять землетрясениям, но поскольку строительство Айя-Софии велось в спешке, эта технология не была реализована в проекте, из-за чего здание пришлось так много раз ремонтировать из-за повреждений от землетрясений. Купол является ключевой особенностью собора Святой Софии, поскольку купольная базилика является представителем византийской архитектуры. Оба купола обрушивались в разное время на протяжении всей истории из-за землетрясений, и их пришлось восстанавливать. [ 13 ]
История собора Святой Софии
[ редактировать ]Первоначальное строительство собора Святой Софии, возможно, было заказано Константином, но в конечном итоге было осуществлено его сыном Констанцием II в 360 году. Строительство Константином церквей, особенно собора Святой Софии, считалось невероятно важным компонентом в его смещении централизации власти из Рима. на западе до Константинополя на востоке и считался кульминацией религиозного и политического торжества. Строительством окончательной версии собора Святой Софии, который стоит до сих пор, руководил император Юстиниан. За время правления этих двух императоров собор Святой Софии дважды разрушался и перестраивался. После реконструкции собор Святой Софии считался центром православного христианства в течение 900 лет, вплоть до захвата Константинополя османами . [ 14 ]
Время | Событие |
---|---|
360 | Строительство началось |
404 | Собор Святой Софии был сожжен в результате общественных беспорядков. |
415 | Начинается строительство следующей версии собора Святой Софии. |
532 | Церковь снова снесена во время беспорядков в Нике. |
537 | Окончательная версия собора Святой Софии откроется для христианского богослужения после пяти лет строительства. |
558 | Землетрясение - купол рухнул |
859 | Ущерб от огня |
869 | Ущерб от землетрясения |
989 | Больше ущерба от землетрясения |
1317 | Добавлены большие контрфорсы |
1453 | Константинополь пал перед османами и превратился в мечеть |
1935 | Секуляристы превратили собор Святой Софии в музей |
2020 | Вернулся в мечеть |
Галерея
[ редактировать ]-
Одна из самых известных из сохранившихся византийских мозаик собора Святой Софии в Стамбуле , Турция.
-
Мозаика Иисуса в церкви Паммакаристос в Стамбуле
-
Мозаика Святого Антония, отца пустыни, в церкви Паммакаристос в Стамбуле.
-
Византийские мозаики в соборе Святого Марка . в Венеции
-
Интерьер церкви Святой Софии , София (6 век)
-
Собор Святой Софии, Салоники (8 век)
-
Нартекс Святой Софии , построенный в Охриде во времена Первого Болгарского царства (9 век), ныне в Северной Македонии.
-
Интерьер церкви Святого Георгия, София , IV век.
-
Агкистро византийская баня
См. также
[ редактировать ]- Архитектурный стиль
- Архитектура Тырновского художественного училища
- Архитектура Киевской Руси.
- Византийское искусство
- Золотой век средневековой болгарской культуры
- История римских и византийских куполов
- Средневековая архитектура
- Неовизантийская архитектура
- Османская архитектура
- Русско-византийская архитектура
- Сасанидская архитектура
- Армянская архитектура
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Димитриу Хурмузиадис, Люсия (1979). Греческая культура (на румынском языке). Научно-энциклопедическое издательство. п. 93.
- ^ Старлинг, Неага (1970). Стили в декоративном искусстве (на румынском языке). идет поиск стр. 38.
- ^ «Византийская архитектура» .
- ^ Димитриу Хурмузиадис, Люсия (1979). Греческая культура (на румынском языке). Научно-энциклопедическое издательство. п. 92.
- ^ Оустерхаут, Роберт (2021). «Средневизантийская церковная архитектура». В Фримене, Эване (ред.). Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству . Смартистория.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Оустерхаут, Роберт (2021). «Поздневизантийская церковная архитектура». В Фримене, Эване (ред.). Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству .
- ^ Годлевский, Влодзимеж (2013). Донгола-древний Тунгуль. Археологический справочник (PDF) . Польский центр средиземноморской археологии Варшавского университета. п. 12. ISBN 978-83-903796-6-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Мусилек, Йозеф; Подолка, Любош; Каркова, Моника (01 января 2016 г.). «Уникальное строительство церкви Святой Ирины в Стамбуле для преподавания византийской архитектуры» . Процедия Инжиниринг . 161 : 1745–1750. дои : 10.1016/j.proeng.2016.08.770 . ISSN 1877-7058 .
- ^ Jump up to: а б Хайнле и Шлайх, 1996 г.
- ^ Кэмерон 2009 .
- ^ Мейендорф 1982 .
- ^ Бордевич, Фергус М. «Монументальная борьба за сохранение собора Святой Софии» . Смитсоновский институт . Проверено 22 ноября 2018 г.
- ^ Плахи, Ян; Мусилек, Йозеф; Подолка, Любош; Карькова, Моника (01 января 2016 г.). «Повреждения здания и его устранение – Собор Святой Софии, Турция, самое византийское здание» . Процедия Инжиниринг . 161 : 2259–2264. дои : 10.1016/j.proeng.2016.08.825 . ISSN 1877-7058 .
- ^ Коэн, Эндрю (2011). Архитектура в религии: история собора Святой Софии и предложения по возвращению его в культ (магистерская диссертация). Международный университет Флориды. стр. 2–3. дои : 10.25148/etd.FI14060867 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Византийское искусство ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Кэмерон, Аверил (2009). Византийцы (на греческом языке). Афины: Психогиос. ISBN 978-960-453-529-3 .
- Хайнле, Эрвин; Шлайх, Йорг (1996), Купола всех времен, всех культур , Штутгарт, ISBN 3-421-03062-6
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мейендорф, Джон (1982). Византийское наследие в Православной Церкви . Йонкерс: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-913836-90-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Богданович, Елена. «Обрамление священного пространства: балдахин и византийская церковь» , Нью-Йорк: Oxford University Press, 2017. ISBN 0190465182 .
- Чурчич, Слободан (1979). Грачаница: церковь короля Милютина и ее место в поздневизантийской архитектуре . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271002187 .
- Флетчер, Банистер ; Круикшанк, Дэн, «История архитектуры сэра Банистера Флетчера» , Architectural Press, 20-е издание, 1996 г. (впервые опубликовано в 1896 г.). ISBN 0-7506-2267-9 . См. Часть вторая, Глава 11.
- Манго, Кирилл, Византийская архитектура (Лондон, 1985; Электа, Риццоли).
- Оустерхаут, Роберт; Мастера-строители Византии , Princeton University Press, 1999. ISBN 0-691-00535-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Византийская архитектура
- Архитектура 4-го века
- Архитектура V века
- Архитектура VI века
- Архитектура VII века
- Архитектура 8-го века
- Архитектура 9 века
- Архитектура 10 века
- Архитектура 11 века
- Архитектура XII века
- Архитектура 13 века
- Архитектура 14 века
- Архитектура 15 века
- Средневековая архитектура
- Архитектурные стили
- Культура Византийской империи