Jump to content

Ньёрд

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Ньёрда )

Желание Ньёрда к морю (1908) У. Г. Коллингвуда

В скандинавской мифологии Ньёрд ( древнескандинавский : Ньёрд ) — бог среди ванов . Ньёрд, отец божеств Фрейра и Фрейи от его неназванной сестры , был в злополучном браке с богиней Скади . [ 1 ] живет в Ноатуне и ассоциируется с морем, мореплаванием, ветром, рыбной ловлей, богатством и плодородием урожая.

Ньёрд засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , в эвгемеризованной форме как любимый мифологический ранний король Швеции в Хеймскрингле , также написанной Снорри Стурлусоном. в 13 веке, как один из трех богов, призванных в 14 веке. Хауксбок Кольцо для присяги и в многочисленных скандинавских топонимах . Почитание Ньёрда сохранилось в норвежской народной практике XVIII или XIX веков, где бога записывали как Ньёра и благодарили за обильный улов рыбы.

Ньёрд был предметом множества научных дискуссий и теорий, часто связывая его с фигурой гораздо более ранней засвидетельствованной германской богини Нерт , героя Хадингуса , и теоретизируя о его ранее более заметном месте в скандинавском язычестве из-за появления его имя во многих географических названиях. Ньёрд иногда переводится на английский язык как Ньёрд , Ньёрд или Ньёрд .

Имя и эпонимы

[ редактировать ]

Имя Ньёрд соответствует имени древней германской богини плодородия Нертус (начало I в. н. э.). Оба происходят от протогерманского теонима *Nerþuz . [ 2 ] [ 3 ]

Первоначальное значение имени оспаривается, но оно может быть связано с ирландским словом nert , которое означает «сила» и «власть». Было высказано предположение, что смена пола с женского Nerthus на мужской Njörðr связана с тем, что существительные женского рода с u-основами рано исчезли в германском языке, в то время как существительные мужского рода с u-основами преобладали. Однако другие ученые считают, что это изменение основано не на грамматическом роде, а на эволюции религиозных верований; что *Неруз и Ньёрд кажутся представителями разного пола, потому что их следует считать отдельными существами. [ 4 ] Имя Ньёрд может быть связано с именем скандинавской богини Ньёрун . [ 5 ]

Имя Ньёрда встречается в различных топонимах в Скандинавии, таких как Нэрдхэви (ныне Налави, Нярке ), Ньёрдхави (ныне Мьярдеви, Линчёпинг ; оба используют религиозный термин ), Нэрдхёлунда (ныне Нэрлунда, Хельсингборг ), Нирдхатунум (ныне Няртуна, Уппланд ). в Швеции, [ 4 ] Ньярдарлёг на юго-западе Исландии, Ньярдарлёг и Ньярдей (ныне Нэрёй ) в Норвегии. [ 6 ] Имя Ньёрда встречается в слове, обозначающем губку ; Ньярдарвёттр (древнескандинавский: Njarðarvöttr , «перчатка Ньёрда»). Кроме того, в древнеисландских переводах классической мифологии римского бога Сатурна имя обозначается как «Ньёрд». [ 6 ]

Сертификаты

[ редактировать ]

Поэтическая Эдда

[ редактировать ]
Ньёрд, Скади и Фрейр, изображенные в Любовная тоска Фрея» (1908). книге У. Г. Коллингвуда «

Ньёрд описывается как будущий выживший после Рагнарёка в строфе 39 стихотворения Vafþrúðnismál . В поэме бог Один , замаскированный под « Гагнрадра », сражается с мудрым йотуном Вафтрудниром в битве умов. В то время как Один утверждает, что Вафруднир знает все судьбы богов, Один спрашивает Вафруднира, «откуда Ньёрд пришел к сыновьям асов», что Ньёрд управляет довольно большим количеством храмов и хоргров (тип германского алтаря), и далее добавляет, что Ньёрд вырос не среди Асир. В ответ Вафтруднир говорит:

В Ванахейме мудрые Силы сделали его
и отдал его в заложники богам;
после гибели людей он вернется
дом среди мудрых ванов. [ 7 ]

В строфе 16 стихотворения Grímnismál Ньёрд описывается как построивший для себя зал в Ноатуне. В строфе Ньёрд описывается как «принц людей», что ему «лишён злобы» и что он «правит «храмом с высокими деревянными панелями». [ 8 ] В строфе 43 рассказывается о создании корабля бога Фрейра Скидбладнир , а Фрейр упоминается как сын Ньёрда. [ 9 ] Во введении к стихотворению Skirnismál в прозе Фрейр упоминается как сын Ньёрда, а во второй строфе богиня Скади упоминается как мать Фрейра. [ 10 ] Далее в стихотворении Ньёрд снова упоминается как отец Фрейра в строфах 38, 39 и 41. [ 11 ]

Финальная сцена (1895) Лоренца Фрёлиха

В поздней летающей поэме «Локасенна» обмен мнениями между Ньёрдом и Локи происходит в строфах 33, 34, 35 и 36. После обмена Локи с богиней Фрейей, в строфе 33 Ньёрд заявляет:

Это безобидно, если кроме мужа у женщины есть
любовник или кто-то еще;
что удивительно, так это то, что сюда входит бог-извращенец,
кто родил детей. [ 12 ]

Локи отвечает в строфе 34, заявляя, что «отсюда тебя отправили на восток в качестве заложника богов» (отсылка к войне асов и ванов) и что «дочери Хаймира использовали тебя как мочу и писали тебе в рот». ." [ 12 ] В строфе 35 Ньёрд отвечает:

Это была моя награда, когда я издалека
был отправлен в качестве заложника богам,
что я родил того сына, которого никто не ненавидит
и считается принцем асов . [ 12 ]

Локи говорит Ньёрду «остановиться» и «сохранять некоторую умеренность», и что он «больше не будет держать в секрете», что сын Ньёрда Фрейр родился вместе с его неназванной сестрой , «хотя можно было бы ожидать, что он будет хуже, чем он есть». Затем вмешивается бог Тир , и полет по очереди продолжается. [ 12 ]

Ньёрд упоминается в строфе 22 поэмы «Тримсквида» , где он упоминается как отец богини Фрейи. В стихотворении йотунн Тримр ошибочно думает, что он примет богиню Фрейю в качестве своей невесты, и, говоря своему товарищу-йотуну расстелить солому на скамейках, готовясь к приезду Фрейи, он называет ее дочерью Ньёрда. Ноатун. [ 13 ] Ближе к концу стихотворения Sólarljóð упоминается, что у Ньёрда девять дочерей. Даны два имени этих дочерей; старший Радвейг и младший Креппвёр. [ 14 ]

Проза Эдда

[ редактировать ]

Ньёрд также упоминается в «Прозаическая Эдда» книгах Gylfaginning и Skáldskaparmál .

Гильфагиннинг

[ редактировать ]
Ньёрд и Скади на пути в Ноатун (1882 г.), Фридрих Вильгельм Гейне
«Тоска Скади по горам» (1908) У. Г. Коллингвуда

В «Прозаической Эдде» Ньёрд представлен в главе 23 книги «Gylfaginning» . В этой главе Ньёрд описывается восседающей на троне фигурой Хай как живущий на небесах в Ноатуне, но также как управляющий движением ветров, обладающий способностью успокаивать как море, так и огонь, и что его следует призывать в мореплавание и рыбалка. Хай продолжает, что Ньёрд очень богат и процветает, и что он также может даровать богатство землей и ценностями тем, кто просит его помощи. Ньёрд происходит из Ванахейма и лишен асов, и описывается, что его обменяли с Хёниром в ходе обмена заложников между асиром и ваном. [ 15 ]

Далее Хай утверждает, что жена Ньёрда — Скади, что она дочь ётуна Тьязи , и рассказывает историю, касающуюся этих двоих. Хай вспоминает, что Скади хотела жить в доме, который когда-то принадлежал ее отцу, и назывался Тримхейм («Дом Грома»). Однако Ньёрд хотел жить поближе к морю. Впоследствии они договорились, что проведут девять ночей в Тримхейме, а затем следующие три ночи в Ноатуне (или девять зим в Тримхейме и еще девять в Ноатуне, согласно Codex Regius) . рукописи [ 16 ] ). Однако, когда Ньёрд вернулся с гор в Ноатун, он говорит:

Ненавистны мне горы,
Я был там недолго,
всего девять ночей.
Вой волков
для меня это прозвучало некрасиво
после песни лебедей. [ 15 ]

Тогда Скади отвечает:

Спать я не мог
на морском дне
за крик птицы.
Эта чайка меня разбудила
когда из широкого моря
он приходит каждое утро. [ 15 ]

Хай сообщает, что после этого Скади вернулась в горы в Тримхейм и декламирует строфу, в которой Скади катается на лыжах, охотится на животных с луком и живет в старом доме своего отца. [ 16 ] Начинается глава 24, в которой Ньёрд описывается как отец двух прекрасных и могущественных детей: Фрейра и Фрейи. [ 17 ] В главе 37, после того как Фрейр заметил прекрасную йотунн Герд , его охватывает печаль, и он отказывается спать, пить и говорить. Затем Ньёрд посылает за Скирниром, чтобы узнать, на кого он, кажется, так зол, и, не ожидая грубого обращения, Скирнир неохотно идет к Фрейру. [ 18 ]

Вопрос фантастики

[ редактировать ]
Ньёрд из филологической книги «Герои и боги Севера, или Книга легенд» (1832 г.)

Ньёрд представлен в Скальдскапармале в списке из 12 асов, присутствовавших на банкете, устроенном в честь Эгира . [ 19 ] Далее в Скальдскапармале скальдический бог рассказывает о Браги смерти отца Скади Тьязи от асов. В качестве одного из трех актов возмещения, совершенных асиром за смерть Тджази, асы разрешили Скади выбрать мужа из их числа, но с условием, что при выборе она не может видеть никакой части их тела, кроме их ног. . Ожидая, что она выберет бога Бальдра по красоте выбранных ею ног, Скади вместо этого обнаруживает, что она выбрала Ньёрда. [ 20 ]

В главе 6 приведен список кеннингов Ньёрда: «Бог колесниц», «Потомок Ванира», «Ван», отец Фрейра и Фрейи и «Бог дающий». Далее следует отрывок из сочинения скальда XI века Торда Сьярекссона , который, как поясняется, содержит ссылку на Скади, покидающего Ньёрд:

Гундрун стала убийцей своего сына; мудрая богиня-невеста [Скади] не могла полюбить вана; Киалар [Один] неплохо тренировал лошадей; Говорят, что Хамдир не сдерживал игры на мечах. [ 21 ]

Далее следует глава 7, в которой приводятся различные кеннинги Фрейра, в том числе упоминание его как сына Ньёрда. Далее следует отрывок из работы скальда X века Эгилла Скаллагримссона , в котором упоминается Ньёрд (здесь переведенный на английский язык как «Ньорд»):

Ибо Фрейр и Ньорд наделили Гриотбьорна силой богатства. [ 21 ]

В главе 20 слово «дочь Ньёрда» дано как кеннинг Фрейи. [ 21 ] В главе 33 Ньёрд упоминается среди богов, присутствовавших на банкете, устроенном Эгиром. [ 22 ] В главе 37 Фрейя снова упоминается как дочь Ньёрда в стихах поэта XII века Эйнарра Скуласона . [ 23 ] В главе 75 Ньёрд включен в список асов. [ 24 ] Кроме того, Ньёрд несколько раз используется в кеннингах для обозначения «воин» или «воины» в Скалдскапармале . [ 25 ]

Мировые крендели с солью

[ редактировать ]
Изображение Ньёрда из исландской рукописи 17 века.

Ньёрд появляется или упоминается в сагах трёх королей, собранных в Хеймскрингле ; Сага об Инглинге , Сага о Хаконе Добром и Сага о Харальде Сером Плаще . В главе 4 саги об Инглингах Ньёрд представлен в связи с войной асов и ванов . Когда обе стороны устали от войны, они пришли к мирному соглашению и обменялись заложниками. Со своей стороны, ваны посылают к асам своих самых «выдающихся людей»; асов Ньёрд, описанный как богатый, и Фрейр, описанный как его сын, в обмен на Хёнир . Кроме того, асы посылают Мимира в обмен на мудрого Квасира . [ 26 ]

Далее в главе 4 Один назначает Ньёрда и Фрейра , и жрецами жертвоприношений они стали богами среди асов. Фрейя представлена ​​как дочь Ньёрда и жрица жертвоприношений. В саге Ньёрд описывается как однажды женившийся на своей безымянной сестре, когда он еще был среди ванов, и от этого союза у пары родились дети Фрейр и Фрейя, хотя среди асов этот обычай был запрещен. [ 26 ]

В главе 5 рассказывается, что Один дал всем своим храмовым жрецам жилища и хорошие поместья, в случае Ньёрда это был Ноатун . [ 27 ] В главе 8 говорится, что Ньёрд женился на женщине по имени Скади, хотя она не вступала с ним в половую связь. Затем Скади выходит замуж за Одина, и у них родилось множество сыновей. [ 28 ]

В главе 9 Один умирает, и Ньёрд становится правителем шведов и продолжает приносить жертвы. Шведы признают его своим королем и платят ему дань. Правление Ньёрда отмечено миром и большим урожаем, настолько большим, что шведы считали, что Ньёрд обладает властью над посевами и процветанием человечества. Во время его правления большинство асов умирают, их тела сжигаются, и люди приносят им жертвы. Ньёрд «отметил» Одина и умирает в своей постели. Тело Ньёрда сожжено шведами, и они сильно плачут у его могилы. После правления Ньёрда его заменяет сын Фрейр, и его очень любят и «благословляют хорошими сезонами, как и его отца». [ 29 ]

В главе 14 « Саги о Хаконе Добром» описание языческого германского обычая Йоля дается . Часть описания включает в себя серию тостов . Тосты начинаются с тостов Одина, описываемых как за победу и власть короля, за которыми следуют тосты Ньёрда и Фрейра, предназначенные для хороших урожаев и мира. После этого выпивают кубок за короля, а затем произносят тост за ушедшего родственника. [ 30 ] В главе 28 цитируется стих, в котором кеннинг «Ньёрд-роликовых лошадей» используется для обозначения «моряк». [ 31 ] В «Саге о Харальде Сером Плаще » приводится строфа из стихотворения под названием «Веллекла» («Недостаток золота») исландского скальда X века Эйнарра скалагламма , в котором Ньёрд упоминается в кеннинге «воин». [ 32 ]

История Эгиля

[ редактировать ]

В 80-й главе исландской саги XIII века «Саги об Эгилсе » Эгилл Скаллагримссон сочиняет стихотворение, восхваляющее Аринбьёрна ( Arinbjarnarkviða ). В строфе 17 Эгиль пишет, что все остальные с удивлением наблюдают, как Аринбьёрн раздает богатство, поскольку его одарили богами Фрейром и Ньёрдом. [ 33 ]

Народная практика современной эпохи

[ редактировать ]
Одда , Норвегия, зимой 2004 года.

Почитание Ньёрда сохранилось в норвежской народной практике XVIII или XIX веков, как записано в рассказе, собранном Халлдаром О. Опедалом от информатора из Одды , Хордаланд , Норвегия. Информант комментирует семейную традицию, в которой бога благодарят за обильный улов рыбы:

Старикам [людям в былые времена?] всегда везло, когда они ходили на рыбалку. Однажды ночью Гуннхильд Рейнснос (род. в 1746 году) и Йоханнес Рейнснос ловили рыбу в Сьосаватне. Они взяли с собой фонарик и ловили рыбу на живца. Рыба клевала хорошо, и вскоре у Гуннхильд был недельный запас рыбы для ее горшка. Поэтому она намотала леску на удочку со словами: «Спасибо ему, Ньёру, за это время». [ 34 ]

Ученый Жорж Дюмезиль далее цитирует различные рассказы о «морских людях» ( норвежский : havmennesker ), которые управляют морской погодой, богатством или, в некоторых случаях, дарят волшебные лодки, и предполагает, что они исторически связаны с Ньёрдом. [ 35 ]

Учебный прием

[ редактировать ]
Нертус (1905) Эмиля Доплера

Ньёрд часто отождествляют с богиней Нертус , почитание которой различными германскими племенами описано римским историком Тацитом в его » работе «Германия I века нашей эры . Связь между ними обусловлена ​​лингвистическим родством между Ньёрдом и реконструированным *Nerþuz , [ 3 ] «Нертус» — это женская латинизированная форма того, как Ньёрд мог бы выглядеть около 1 г. н.э. [ 36 ] Это привело к появлению теорий о родстве этих двоих, в том числе о том, что Ньёрд, возможно, когда-то был богом-гермафродитом или, что обычно считается более вероятным, что это имя может указывать на неподтвержденную в остальном божественную пару брата и сестры, такую ​​​​как Фрейр и Фрейя. [ 3 ] Следовательно, Нертуса отождествляли с безымянной сестрой Ньёрда, с которой у него были Фрейя и Фрейр, о чем упоминается в «Локасенне» . [ 37 ]

Биека-Галлес

[ редактировать ]

В саамской мифологии Биека -Галлес (или Бьега-, Бьегга-Галлес, в зависимости от диалекта; «Старик ветров») — божество, которое управляет дождем и ветром и является подданным лодки и деревянной лопаты (или , скорее, весло) подношения. Из-за сходства между описаниями Ньёрда в Gylfaginning и описаниями Биека-Галлеса в миссионерских отчетах XVIII века Аксель Ольрик определил это божество как результат влияния мореходных северогерманских народов на сухопутных саамов. [ 38 ]

Хадингус

[ редактировать ]
Хадингус встречает одноглазого старика. Иллюстрация Луиса Мо .

Были отмечены параллели между Ньёрдом и фигурой Хадингуса , засвидетельствованные в Книге I Саксона Грамматика работы 13-го века Gesta Danorum . [ 39 ] Некоторые из этих сходств включают в себя то, что, параллельно со Скади и Ньёрдом в «Скальдскапармале» , Хадингус выбран своей женой Рагнхильд после того, как выбрал его среди других мужчин на банкете за его голени, и, параллельно со Скади и Ньёрдом в «Гюльфагиннинге » , Хадингус жалуется в стихах о его недовольстве своей жизнью вдали от моря и о том, как он обеспокоен под вой волков, а его жена Ренгхильд жалуется на жизнь на берегу и выражает свое недовольство визгом морских птиц. [ 39 ] Жорж Дюмезиль предположил, что в сказке Хадингус проходит через все три функции своей трехфункциональной гипотезы , прежде чем стать героем Одина, что соответствует переходу Ньёрда от ванов к асам во время асиро-ванирской войны . [ 40 ]

В строфе 8 стихотворения « Fjölsvinnsmál » Свафрёринн указан как отец Менглёда от неназванной матери, которую ищет герой Свипдагр . Менглёд часто считали богиней Фрейей, и, согласно этой теории, Свафрёринн, следовательно, был бы Ньёрдом. Теория осложняется этимологией имени Свафрторинн ( þorinn означает «храбрый», а svafr означает «сплетни») (или, возможно, связано с диваном «сон»), что, по словам Рудольфа Симека , не имеет особого смысла при попытке связать его с Ньёрдом. [ 41 ]

Современное влияние

[ редактировать ]

Ньёрд был предметом множества художественных изображений. Изображения включают Фрейра и Герду; Skade und Niurd (рисунок, 1883 г.) К. Эренберга, Njörðr (1893 г.) Карла Фредерика фон Зальца , Skadi (1901 г.) Э. Доплера d. Дж., и «Желание моря» Ньёрда (1908) У. Г. Коллингвуда .

Ньёрд — один из воплощенных богов новозеландской комедии/драмы « Всемогущие Джонсоны ». Роль «Йохана Джонсона/Ньёрда» играет Стюарт Девени . [ 42 ]

  1. ^ Баер, Триш (2023). «Ньёрд» . Университет Виктории . Проверено 16 декабря 2023 г.
  2. ^ де Врис 1962 , с. 410.
  3. ^ Jump up to: а б с Симек 1996 , с. 234.
  4. ^ Jump up to: а б Хеллквист (1922:519)
  5. ^ Йонссон (1913:110) и Магнуссон (1989:671).
  6. ^ Jump up to: а б Вигфюссон (1874:456).
  7. ^ Ларрингтон (1999:46).
  8. ^ Ларрингтон (1999:54).
  9. ^ Ларрингтон (1999:58).
  10. ^ Ларрингтон (1999:61).
  11. ^ Ларрингтон (1999:67).
  12. ^ Jump up to: а б с д Ларрингтон (1999:90).
  13. ^ Ларрингтон (1999:100).
  14. ^ Торп (1907:120).
  15. ^ Jump up to: а б с Бьок (2006:33–34).
  16. ^ Jump up to: а б Бьок (2006:141).
  17. ^ Бьок (2006:35).
  18. ^ Бьок (2006:45).
  19. ^ Фолкс 1987 , с. 59.
  20. ^ Фолкс 1987 , с. 61.
  21. ^ Jump up to: а б с Фолкс 1987 , стр. 75.
  22. ^ Фолкс 1987 , с. 86.
  23. ^ Фолкс 1987 , с. 98.
  24. ^ Фолкс 1987 , с. 157.
  25. ^ Фолкс 1987 , с. 248.
  26. ^ Jump up to: а б Холландер (2007:8).
  27. ^ Холландер (2007:10).
  28. ^ Холландер (2007:12).
  29. ^ Холландер (2007:13).
  30. ^ Холландер (2007:107).
  31. ^ Холландер (2007:119).
  32. ^ Холландер (2007:135).
  33. ^ Скаддер (2001:163)
  34. ^ Дюмезиль 1973 , с. 220.
  35. ^ Дюмезиль 1973 , с. 217–226.
  36. ^ Линдоу 2001 , стр. 237–238.
  37. ^ Орчард 1997 , стр. 117–118.
  38. ^ Дюмезиль 1973 , с. 25.
  39. ^ Jump up to: а б Линдоу 2001 , стр. 157–158.
  40. ^ Дюмезиль 1973 .
  41. ^ Симек 1996 , с. 305.
  42. ^ «Всемогущие Джонсоны» . thealmightyjohnsons.co.nz. Архивировано из оригинала 21 июня 2017 года . Проверено 11 ноября 2014 г.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Предшественник Мифологический король Швеции Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08cadbf5ff89b74ea10448bf21f06094__1724591820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/94/08cadbf5ff89b74ea10448bf21f06094.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Njörðr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)