Jump to content

История авианосца

Кабина экипажа HMS Formidable с линкором HMS Warspite на заднем плане (справа), боевые действия у Мадагаскара , апрель 1942 года.

Авианосцы — это военные корабли , которые превратились из деревянных судов с воздушными шарами в атомные несущие на борту множество десятков вертолетов самолетов и корабли , . С момента своего появления они позволили военно-морским силам перебрасывать авиацию на большие расстояния без необходимости зависеть от местных баз для проведения операций авиации.

Воздушные шары были первыми кораблями, на которых были развернуты пилотируемые самолеты, которые использовались в 19 и начале 20 века в основном для целей наблюдения. За появлением самолетов в 1903 году последовал в 1910 году первый полет с палубы крейсера ВМС США . За ними последовали гидросамолеты и корабли поддержки тендеров на гидросамолеты , такие как HMS Engadine . Развитие судов с плоским верхом привело к появлению первых кораблей большого флота. Эта эволюция шла полным ходом с начала до середины 1920-х годов, в результате чего были приняты в эксплуатацию такие корабли, как «Хосё» (1922 г.), HMS Hermes (1924 г.), [ 1 ] «Беарн» (1927 г.) и «Лексингтон» класса авианосцы (1927 г.).

Большинство первых авианосцев представляли собой переоборудование кораблей, которые были заложены (или даже служили) как корабли разных типов: грузовые корабли, крейсеры, линейные крейсеры или линкоры. В 1920-е годы несколько военно-морских сил начали заказывать и строить авианосцы, специально спроектированные как таковые. Это позволило адаптировать конструкцию к их будущей роли и привело к созданию превосходных кораблей. Во время Второй мировой войны эти корабли стали основой авианосных сил ВМС США, Великобритании и Японии, известных как авианосцы.

Вторая мировая война стала свидетелем первого крупномасштабного использования авианосцев и вызвала дальнейшее совершенствование их цикла запуска и восстановления, что привело к появлению нескольких вариантов конструкции. США построили небольшие авианосцы сопровождения , такие как USS Bogue , в качестве временной меры для обеспечения воздушной поддержки конвоев и десантных вторжений. Последующие легкие авианосцы , такие как USS Independent , представляли собой более крупную, более «милитаризованную» версию концепции эскортного авианосца. Хотя легкие авианосцы обычно несли авиагруппы того же размера, что и эскортные авианосцы, они имели преимущество в более высокой скорости, поскольку были переоборудованы из строящихся крейсеров.

Ранняя история - авианосцы и гидросамолеты

[ редактировать ]
Воздушный шар армии Союза Вашингтон на борту баржи ВМФ Джордж Вашингтон Парк Кастис
Сэмюэля Лэнгли, Эксперимент летавший по аэродрому Лэнгли с плавучего дома в 1903 году, провалился, поскольку он погрузился в реку Потомак.

Самый ранний зарегистрированный случай использования корабля для воздушно-десантных операций произошел в 1806 году, когда лорд Кокрейн из Королевского флота запустил воздушных змеев с 32-пушечного фрегата HMS Pallas , чтобы сбрасывать пропагандистские листовки. [ 2 ] Прокламации , против Наполеона Бонапарта написанные на французском языке, были прикреплены к змеям, а веревки змея подожжены; когда веревки прогорели, листовки упали на французскую землю. [ 3 ]

Воздушные шары

[ редактировать ]

Спустя более 40 лет, 12 июля 1849 г. [ 4 ] Корабль ВМС Австрии SMS Vulcano использовался для запуска зажигательных аэростатов . Несколько небольших воздушных шаров Монгольфьер были запущены с целью сбросить бомбы на Венецию . Хотя попытка в значительной степени провалилась из-за встречного ветра, который отбросил воздушные шары над кораблем, одна бомба все же упала на город. [ 5 ]

Позже, во время Гражданской войны в США , примерно во время Кампании на полуострове , газонаполненные воздушные шары использовались для разведки позиций Конфедерации. Однако вскоре бои переросли в глубь страны, в густо засаженные деревьями районы полуострова, куда воздушные шары не могли летать. Угольную баржу USS George Washington Parke Custis освободили от всего палубного снаряжения для размещения газогенераторов и аппаратов аэростатов. С баржи профессор Таддеус С.К. Лоу , главный аэронавт Воздушного корпуса армии Союза , совершил свои первые подъемы над рекой Потомак и телеграфировал сообщения об успехе первого воздушного предприятия, когда-либо осуществленного с водного судна. Другие баржи были переоборудованы для перевозки других военных аэростатов, перевозившихся по восточным водным путям, но ни один из этих кораблей времен Гражданской войны так и не вышел в открытое море.

Воздушные шары, запускаемые с кораблей, привели к развитию авианосцев или тендеров для воздушных шаров во время Первой мировой войны военно-морскими силами Великобритании, Франции, Германии, Италии, России и Швеции. Было построено около десяти таких «тендеров-аэростатов», основной задачей которых были посты воздушного наблюдения. эти корабли были либо выведены из эксплуатации, либо переоборудованы в тендеры на гидросамолеты После войны .

Гидросамолеты

[ редактировать ]
Первый гидросамолетный авианосец, французский Foudre (справа, с ангаром и краном), с одним из гидросамолетов Canard Voisin , взлетающим, во время тактических учений в июне 1912 года.

Изобретение гидросамолета в марте 1910 года с французским Fabre Hydravion привело к разработке самого раннего корабля, спроектированного как авианосец , хотя и ограниченного самолетами, оснащенными поплавками, в декабре 1911 года с участием французского флота Foudre , первого гидроавианосца . море, он участвовал в тактических учениях в Средиземноморье в 1912 году Построенный в качестве тендера для гидросамолетов и перевозивший гидросамолеты под ангарами на главной палубе, откуда они с помощью крана спускались в . плоская палуба метрового размера для запуска ее гидросамолетов. [ 6 ]

HMS Hermes , временно переоборудованный в экспериментальный авианосец в апреле – мае 1913 года, также был одним из первых авианосцев и первым экспериментальным авианосцем Королевского флота. Первоначально он был заложен как торговое судно, но на стапелях был переоборудован в гидросамолет для нескольких испытаний в 1913 году, а затем снова преобразован в крейсер, а затем снова в гидросамолет в 1914 году. Он был потоплен. немецкой подводной лодкой в ​​октябре 1914 года. Первым тендером на гидросамолет ВМС США был военный корабль США « Миссисипи» , переоборудованный для этой роли в декабре 1913 года. [ 7 ]

В сентябре 1914 года японский гидросамолет «Вакамия» совершил первые в мире воздушные налеты с моря.

В сентябре 1914 года, во время Первой мировой войны , в битве при Циндао Императорского флота Японии авианосец «Вакамия» совершил первые в мире успешные воздушные налеты с моря. [ 8 ] [ 9 ] четыре гидросамолета Мориса Фармана Он спустил на воду с помощью крана. Эти гидросамолеты позже взлетели, чтобы бомбардировать немецкие войска, и впоследствии были подняты с поверхности. [ 10 ]

На Западном фронте первый налет морской авиации произошел 25 декабря 1914 года, когда двенадцать гидросамолетов с кораблей HMS Engadine , Riviera и Empress (переходные пароходы, преобразованные в авианосцы) атаковали базу Цеппелинов в Куксхафене . [ 11 ] Атака не увенчалась полным успехом, хотя немецкий военный корабль был поврежден; тем не менее, налет продемонстрировал на европейском театре военных действий возможность нападения корабельной авиации и показал стратегическую важность этого нового оружия.

Русские также весьма новаторски использовали гидроносцы на Черноморском театре Первой мировой войны. [ 12 ]

Многие крейсеры и крупные корабли в межвоенные годы часто имели гидросамолет с катапультным запуском для разведки и обнаружения падения снаряда . Такие гидросамолеты запускались с помощью катапульты и поднимались краном из воды после приземления. Они добились успеха даже во время Второй мировой войны. В начале войны было много заметных успехов, например, HMS Warspite в 1940 году был установлен плавучий корабль во время Второй битвы при Нарвике в 1940 году во время Второй битвы при Нарвике , который заметил орудия британских военных кораблей, помог потопить семь немецких эсминцев и потопил немецкие эсминцы. Подводная лодка Ю-64 с бомбами. [ 13 ] Японский гидросамолет Nakajima A6M2-N «Rufe» был создан на базе Zero.

Генезис плоскопалубного авианосца

[ редактировать ]
«Судно-самолетоносец незаменимо. Эти суда будут построены по плану, сильно отличающемуся от того, который используется в настоящее время. Прежде всего палуба будет очищена от всех препятствий. Она будет плоской, максимально широкой, не ставя под угрозу морское судоходство. линии корпуса, и это будет похоже на посадочную площадку».
Клеман Адер , военная авиация , 1909 год.

(См. примечание [ 14 ] для дополнительных цитат.)

По мере развития самолетов тяжелее воздуха в начале 20-го века различные военно-морские силы начали проявлять интерес к их потенциальному использованию в качестве разведчиков для своих больших артиллерийских военных кораблей. В 1909 году французский изобретатель Клеман Адер опубликовал в своей книге «Военная авиация» описание корабля для эксплуатации самолетов в море с плоской полетной палубой, островной надстройкой , палубными лифтами и ангарным отсеком. В том же году военно-морской атташе США в Париже прислал отчет о своих наблюдениях. [ 15 ]

Юджин Эли взлетает с авианосца «Бирмингем» , 14 ноября 1910 года.
Юджин Эли совершает посадку первого авианосца на авианосец « Пенсильвания» , 18 января 1911 года.

Для проверки концепции был проведен ряд экспериментальных полетов. Юджин Эли был первым пилотом, стартовавшим со стационарного корабля в ноябре 1910 года. Он взлетел с конструкции, закрепленной над баком американского броненосного крейсера USS Birmingham на Хэмптон-Роудс , штат Вирджиния , и приземлился неподалеку на косе Уиллоуби примерно через пять минут полета. воздух.

18 января 1911 года он стал первым пилотом, совершившим посадку на неподвижном корабле. Он взлетел с ипподрома Танфоран и приземлился на аналогичную временную конструкцию в кормовой части авианосца « Пенсильвания», стоящего на якоре у набережной Сан-Франциско — импровизированная тормозная система из мешков с песком и веревок вела прямо к тормозному крюку и тросам, описанным ниже. Затем его самолет развернулся, и он снова смог взлететь.

Командующий Чарльз Рамни Самсон , Королевский флот, стал первым летчиком, взлетевшим с движущегося военного корабля 9 мая 1912 года. Он взлетел на коротком S.38 с линкора HMS Hibernia , когда он шел со скоростью 15 узлов (17 миль в час; 28). км/ч) во время смотра Королевского флота в Уэймуте, Англия . [ 16 ]

Плоскопалубные авианосцы в Первой мировой войне

[ редактировать ]

HMS Ark Royal, возможно, был первым действующим авианосцем, поскольку на нем были вооружены гидросамолеты для использования в боевых действиях и военных операциях. Первоначально он был заложен как торговое судно, но на стапелях был переоборудован в гибридный авианосец/гидросамолет со стартовой платформой. Спущенный на воду 5 сентября 1914 года, он участвовал в Дарданелльской кампании и на протяжении всей Первой мировой войны. Корабль оказался слишком медленным для работы с Великим флотом и для операций в Северном море в целом, поэтому Арк Ройял был отправлен в Средиземное море в середине января 1915 года для поддержки Галлиполийской кампании . [ 17 ]

HMS Furious был первым кораблем, спроектированным с теми же основными характеристиками, что и современные авианосцы, поскольку это был первый авианосец, оборудованный полетной палубой для самолетов, хотя его первоначальные полетные палубы состояли из двух частей и поэтому не были постоянно заполнены. -длина с кораблем. Этот корабль был перестроен в 1925 году с полноразмерной полетной палубой и участвовал в боевых действиях во время Великой Отечественной войны . Поскольку HMS Ark Royal был авианосцем, у него не было настоящей кабины экипажа; Самолеты, которые он перевозил, взлетали и приземлялись в море, а затем поднимались на борт корабельными кранами.

HMS Furious в 1918 году с кабинами экипажа в носовой и кормовой части надстройки.

Во время Первой мировой войны Королевский флот использовал HMS Furious для экспериментов с использованием колесных самолетов на кораблях. В период с 1915 по 1925 год этот корабль трижды реконструировался: сначала, еще в стадии постройки, его модифицировали, чтобы получить полетную палубу на носовой палубе; в 1917 г. реконструирован с отдельными полетными палубами в носовой и кормовой части надстройки; затем, наконец, после войны, он был серьезно реконструирован с основной полетной палубой длиной в три четверти и нижней полетной палубой, предназначенной только для взлета, на носовой части палубы.

воздушного базирования 2 августа Первая атака с использованием торпеды с гидросамолета Short Type 184, пилотируемого командиром звена Чарльзом Х.К. Эдмондсом с гидроавианосца HMS Ben-my-Chree . [ 18 ] [ 19 ]

2 августа 1917 года командир эскадрильи Королевского флота Э. Х. Даннинг посадил свой Sopwith Pup самолет на HMS Furious в Скапа-Флоу , Оркнейские острова , став первым человеком, посадившим самолет на движущийся корабль. [ 20 ] Он был убит 5 дней спустя во время очередной высадки на Форсаж . [ 20 ]

Из авианосных операций, проведенных во время войны, одна из самых успешных произошла 19 июля 1918 года во время рейда на Тондерн , когда семь самолетов Sopwith Camel, запущенные с HMS Furious, атаковали базу немецких цеппелинов в Тондерне с двумя бомбами по 50 фунтов (23 кг) каждая. Несколько дирижаблей и воздушных шаров были уничтожены, но, поскольку у авианосца не было возможности вернуть самолет, двое пилотов бросили свой самолет в море рядом с авианосцем, а остальные направились в нейтральную Данию . Это был первый авиаудар, нанесенный авианосцами. [ 21 ]

Межвоенные годы

[ редактировать ]

Вашингтонский военно-морской договор 1922 года установил строгие ограничения на тоннаж линкоров и линейных крейсеров крупнейших военно-морских держав после Первой мировой войны, а также не только ограничение общего тоннажа авианосцев, но и верхний предел в 27 000 тонн для каждого. корабль. Хотя были сделаны исключения относительно максимального тоннажа кораблей, единицы флота засчитывались, а опытные - нет, общий тоннаж не мог быть превышен. Однако, хотя тоннаж всех основных военно-морских сил имел избыточный тоннаж линкоров, всем им был значительно меньше тоннажа авианосцев. Следовательно, многие строившиеся (или находящиеся в эксплуатации) линкоры и линейные крейсеры были переоборудованы в авианосцы.

HMS Argus : первая полноразмерная плоская палуба

[ редактировать ]
Первая полноразмерная плоская палуба, HMS Argus , 1918 год.

Первым кораблем, имевшим плоскую палубу во всю длину, был HMS Argus , переоборудование которого было завершено в сентябре 1918 года. ВМС США не последовали этому примеру до 1920 года, когда была переоборудована USS Langley , экспериментальный корабль, который не учитывался. против авианосного тоннажа Америки, было завершено. Первые авианосцы американского флота не вступят в строй до ноября 1927 года, когда вступит в строй военный корабль США « Саратога» класса «Лексингтон » . Головной корабль этого класса, USS Lexington , был сдан в эксплуатацию в следующем месяце.

Хосё : первый специально построенный авианосец, введенный в эксплуатацию.

[ редактировать ]
IJN . 1922 года Hōshō был первым специально построенным авианосцем, вошедшим в строй [ 22 ]

Первым специально спроектированным авианосцем, который был заложен в 1918 году, был HMS Hermes (1924). Япония начала работы над Хосё В следующем году . В декабре 1922 года «Хосё» стал первым, вошедшим в строй , а «Гермес» был сдан в эксплуатацию в феврале 1924 года. [ 22 ] [ 23 ]

HMS Hermes (1924 г.): первая смещенная диспетчерская вышка.

[ редактировать ]
HMS Гермес (1924)

Проект HMS Hermes и повлиял на него (1924 г.) предшествовал проекту Hōshō , и его строительство фактически началось раньше, но многочисленные испытания, эксперименты и соображения бюджета задержали его ввод в эксплуатацию. Длительная разработка «Гермеса» привела, наконец, к созданию первого авианосца, который продемонстрировал две наиболее отличительные особенности современного авианосца: полетную палубу во всю длину и остров диспетчерской вышки по правому борту. За исключением квадратного носа полетной палубы и наклонной полетной палубы на более поздних авианосцах, «Гермес» первым продемонстрировал основные черты классического силуэта и планировки подавляющего большинства авианосцев, произведенных в следующем столетии.

HMS Hermes (1924 г.) был введен в строй на два дня раньше, чем родственный авианосец HMS Eagle . Как и «Гермес» , «Игл» имел полетную палубу во всю длину и островок диспетчерской вышки по правому борту. в отличие от «Гермеса» Однако «Игл» представлял собой переоборудованный линкор и имел менее целостный дизайн и внешний вид, чем специально разработанный «Гермес» .

Ураганный лук

[ редактировать ]

«Ураганный нос» — это носовая часть , прикрепленная к кабине экипажа , впервые замеченная на HMS Hermes (1924 г.). Американские авианосцы класса «Лексингтон» также имели такую ​​конфигурацию, когда вступили в строй в 1927 году. Боевой опыт показал, что это самая полезная конфигурация носовой части корабля среди других, которые были опробованы, включая дополнительную взлетную палубу и противоударную систему. - авиационная батарея. [ нужна ссылка ] Последний был наиболее распространенной американской конфигурацией во время Второй мировой войны, встречавшейся в « Эссекс» классе (вариант с «длинным корпусом»). [ нужна ссылка ] и только после войны большинство американских авианосцев стали использовать ураганную носовую часть. Первым японским авианосцем с носовой частью «ураган» стал «Тайхо» .

Важные нововведения накануне и во время Второй мировой войны.

[ редактировать ]
Японский авианосец «Тайхо» имел ураганный нос.

К концу 1930-х годов авианосцы по всему миру обычно имели на борту три типа самолетов: торпедоносцы , также используемые для обычных бомбардировок и разведки ; пикирующие бомбардировщики , также используемые для разведки (в ВМС США самолеты этого типа были известны как «бомбардировщики-разведчики»); и истребители для обороны флота и сопровождения бомбардировщиков. Из-за ограниченного пространства на авианосцах все эти самолеты были небольшими, одномоторными, обычно со складными крыльями для облегчения хранения. В конце 1930-х годов РН также разработала концепцию бронированной полетной палубы , заключающей ангар в броневой короб. Головной корабль нового типа, HMS Illustrious , был введен в строй в 1940 году.

Легкие авианосцы

[ редактировать ]
Военный корабль США Саратога ок. 1935 год

Перед началом войны президент Франклин Д. Рузвельт заметил, что до 1944 года в состав флота не ожидается появление новых авианосцев, и предложил переоборудовать несколько «Кливленд» класса уже заложенных корпусов крейсеров . Они предназначались для использования в качестве дополнительных быстрых авианосцев, поскольку авианосцы сопровождения не имели необходимой скорости, чтобы не отставать от авианосцев и их эскорта. Фактическая классификация ВМС США была малым авианосцем (CVL), а не легким. До июля 1943 года они классифицировались просто как авианосцы (CV). [ 24 ]

Королевский флот создал аналогичную конструкцию, которая служила Великобритании и странам Содружества после Второй мировой войны. Один из этих авианосцев, HMS Hermes (1959 г.), использовался как индийская INS Viraat , пока не был выведен из эксплуатации в 2017 году.

Эскортные авианосцы и торговые авианосцы

[ редактировать ]

Для защиты атлантических конвоев британцы разработали так называемые торговые авианосцы — торговые суда, оборудованные плоской палубой для шести самолетов. Они действовали с гражданскими экипажами под торговыми флагами и перевозили свои обычные грузы, а также обеспечивали воздушную поддержку конвоя. Поскольку не было ни лифта, ни ангара, техническое обслуживание самолета было ограничено, и весь рейс самолет провел, сидя на палубе.

Они служили временной мерой до тех пор, пока в США не были построены специальные авианосцы сопровождения (CVE). Они составляли примерно треть размера авианосца и имели на борту от 20 до 30 самолетов, в основном для противолодочных задач. Более 100 были построены или переоборудованы из торговых судов. Авианосцы сопровождения строились в США на основе двух основных конструкций корпусов: одного от торгового судна, а другого от немного большего и немного более быстрого танкера. Помимо защиты конвоев, они использовались для перевозки самолетов через океан. Тем не менее, некоторые участвовали в боях за освобождение Филиппин , особенно в битве у Самара , в которой шесть эскортных авианосцев и сопровождающие их эсминцы агрессивно атаковали пять японских линкоров и заставили их отступить.

Катапульты самолетов-торговцев

[ редактировать ]

В качестве экстренной меры, прежде чем появится достаточное количество торговых авианосцев, британцы обеспечили прикрытие с воздуха для конвоев, используя торговые самолеты-катапульты (корабли CAM). Корабли CAM представляли собой торговые суда, оснащенные самолетами, обычно уставшими в боях Hawker Hurricane , запускаемыми с помощью катапульты. После запуска самолет не мог приземлиться обратно на палубу и должен был броситься в море, если он не находился в пределах досягаемости земли. За более чем два года было произведено менее 10 пусков, но определённый успех эти полёты всё же имели: 6 бомбардировщиков при потере одного пилота.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
HMS Audacity был первым в мире эскортным авианосцем.
HMS Victorious во время Второй мировой войны
Четыре авианосца ВМС США сразу после войны, демонстрирующие различия в размерах и длине: Саратога (внизу), ранний переоборудованный линейный крейсер; Энтерпрайз (2-й снизу), один из первых авианосцев; «Хорнет» (третий снизу), «Эссекс» авианосец класса времен войны ; и Сан-Хасинто (вверху), легкий авианосец на базе корпуса крейсера.

Авианосцы сыграли значительную роль во Второй мировой войне . Имея на плаву семь авианосцев, Королевский флот имел значительное численное преимущество в начале войны, поскольку ни у немцев, ни у итальянцев не было собственных авианосцев. [ 25 ] Однако уязвимость авианосцев по сравнению с традиционными линкорами, когда они вынуждены вступить в артиллерийский бой, была быстро проиллюстрирована потоплением HMS Glorious немецкими линейными крейсерами во время норвежской кампании в 1940 году. Первым британским военным кораблем, потерянным в войне, был HMS Courageous , потопленный U-29 17 сентября 1939 года.

Универсальность авианосца была продемонстрирована в ноябре 1940 года, когда HMS Illustrious нанес дальний удар по итальянскому флоту в Таранто, сигнализируя о начале эффективных ударов мобильной авиации самолетами ближнего действия. Эта операция вывела из строя три из шести линкоров в гавани ценой двух из 21 атакующего Fairey Swordfish торпедоносца . Авианосцы также сыграли важную роль в усилении Мальты , как путем перевозки самолетов, так и защиты конвоев, посланных для снабжения осажденного острова. Использование авианосцев помешало итальянскому военно-морскому флоту и немецкой авиации наземного базирования доминировать на Средиземноморском театре военных действий .

В Атлантике самолеты HMS Ark Royal и HMS Victorious тормозили немецкий линкор «Бисмарк» в мае 1941 года. Позже в ходе войны авианосцы сопровождения доказали свою эффективность при охране конвоев, пересекающих Атлантический и Северный Ледовитый океаны.

Германия и Италия также начали со строительства или переоборудования нескольких авианосцев, но, за исключением почти законченного «Графа Цеппелина» , ни один корабль не был спущен на воду.

Вторая мировая война в Тихом океане сопровождалась столкновениями авианосных флотов. Япония начала войну с десятью авианосцами, самым большим и современным авианосным флотом в мире на тот момент. В начале боевых действий американских авианосцев было семь, хотя в Тихом океане действовало только три из них.

Основываясь на разработке японцами мелководных модификаций воздушных торпед в 1939 году и британской воздушной атаке 1940 года на итальянский флот в Таранто, внезапное нападение японцев на Перл-Харбор в 1941 году стало наглядной иллюстрацией возможностей проецирования мощи, обеспечиваемых крупными силами современные перевозчики. Сосредоточение шести авианосцев в одном ударном подразделении стало поворотным моментом в истории военно-морского флота, поскольку ни одна другая страна не имела ничего подобного.

Тем временем японцы начали наступление через Юго-Восточную Азию , и потопление японскими самолетами наземного базирования «Принца Уэльского» и «Отпора» окончательно доказало, что самолеты и самолеты с военными кораблями будут доминировать на морях. Впервые в истории военно-морского флота авиация потопила линкор , маневрировавший в море и дающий отпор. В апреле 1942 года японские ударные силы быстроходных авианосцев вошли в Индийский океан и потопили корабли, в том числе поврежденный и незащищенный авианосец HMS Hermes (1924 г.). Меньшие флоты союзников с недостаточной воздушной защитой были вынуждены отступить или быть уничтоженными. Рейд «Дулиттл» , состоявший из 16 B-25 «Митчелл», средних бомбардировщиков запущенных с авианосца «Хорнет» против Токио, вынудил отозвать японские ударные силы в свои воды. Битва в Коралловом море , первое в мире авианосное сражение. [ 26 ] а тот, в котором флоты лишь обменивались ударами с авиацией, стал тактической победой японцев, но стратегической победой союзников. Впервые в истории в битве за Мидуэй морское сражение в решающей степени велось самолетами, а не военными кораблями; все четыре задействованных японских авианосца были потоплены самолетами трех американских авианосцев (один из которых погиб); битва считается поворотным моментом войны на Тихом океане. Примечательно, что битва была организована японцами, чтобы выманить американские авианосцы, которые оказались для японцев очень неуловимыми и неприятными.

Впоследствии США смогли создать большое количество самолетов на борту смешанного флота , легких и (вновь введенных в эксплуатацию) эскортных авианосцев , в первую очередь с появлением в 1943 году класса «Эссекс» . Эти корабли, вокруг которых были построены быстрые авианосцы. оперативные соединения 3-го и 5-го флотов сыграли большую роль в победе в войне на Тихом океане . Битва в Филиппинском море в 1944 году стала крупнейшим авианосным сражением в истории и решающим морским сражением Второй мировой войны.

Японский авианосец «Синано» , крупнейший авианосец Второй мировой войны.

Господству линкора как основного компонента флота наконец пришел конец, когда американская палубная авиация потопила крупнейшие из когда-либо построенных линкоров: японские суперлинкоры «Мусаси» в 1944 году и «Ямато» в 1945 году. Япония построила самый большой авианосец в истории. война: «Синано» , корабль класса «Ямато» , переоборудованный до того, как был достроен наполовину, чтобы компенсировать катастрофическую потерю четырех авианосцев на Мидуэе. Он был потоплен патрулирующей американской подводной лодкой Archerfish во время перехода вскоре после ввода в эксплуатацию, но до того, как был полностью оснащен или введен в эксплуатацию, в ноябре 1944 года.

Чрезвычайные ситуации военного времени также стимулировали создание или переоборудование нетрадиционных авианосцев. Корабли CAM , такие как SS Michael E , были грузовыми торговыми судами, которые могли запустить, но не поднять ни один истребитель из катапульты. Эти суда были экстренной мерой во время Второй мировой войны, как и торговые авианосцы (MAC), такие как MV Empire MacAlpine , которые разместили полетную палубу на вершине грузового корабля. Подводные авианосцы , такие как французский «Сюркуф» и японские I-400 подводные лодки класса , способные нести три самолета Aichi M6A Seiran , были впервые построены в 1920-х годах, но в целом не имели успеха в бою.

Послевоенные события

[ редактировать ]
Первая посадка и взлет реактивного самолета с авианосца: Эрик «Винкль» Браун приземлился на HMS Ocean в 1945 году.

Три основных послевоенных события возникли из-за необходимости улучшить работу реактивных самолетов, которые имели больший вес и посадочную скорость, чем их предшественники с винтовыми двигателями.

Первую посадку на авианосец совершил лейтенант-командир Эрик «Винкль» Браун , который приземлился на HMS Ocean на специально модифицированном самолете de Havilland Vampire с регистрацией LZ551/G 3 декабря 1945 года. [ 27 ] Браун также является рекордсменом по количеству приземлений авианосцев - 2407. [ 27 ]

После этих успешных испытаний все еще существовало много опасений по поводу возможности регулярной эксплуатации реактивных самолетов с авианосцев, и LZ551/G был доставлен в Фарнборо для участия в испытаниях экспериментальной «резиновой палубы». Несмотря на значительные усилия по развитию этой идеи и некоторые преимущества в производительности за счет удаления ходовой части, она оказалась ненужной; а после появления наклонных кабин экипажа к середине 1950-х годов самолеты начали летать с авианосцев. [ 27 ]

Угловые террасы

[ редактировать ]
Наклоненная кабина экипажа позволяет безопасно одновременно запускать и возвращать самолеты.

корабля Во время Второй мировой войны самолеты приземлялись на кабину экипажа параллельно длинной оси корпуса . Уже приземлившиеся самолеты будут припаркованы на палубе в носовой части кабины экипажа. Позади них был поднят защитный барьер, чтобы остановить любой приземляющийся самолет, который пролетел мимо зоны приземления, потому что его посадочный крюк не попал в тормозные тросы. Если бы это произошло, это часто приводило бы к серьезным повреждениям или травмам и даже, если защитный барьер был недостаточно прочным, к разрушению припаркованных самолетов.

Важным событием начала 1950-х годов стало внедрение в Королевском флоте наклонной кабины экипажа капитаном Д.Р.Ф. Кэмпбеллом Р.Н. совместно с Льюисом Боддингтоном из Королевского авиационного завода в Фарнборо. [ 27 ] Взлетно-посадочная полоса была наклонена под углом в несколько градусов к продольной оси корабля. Если самолет не попал в тормозные тросы (называемые « болтером »), пилоту нужно было только увеличить мощность двигателя до максимума, чтобы снова подняться в воздух, и он не мог ударить припаркованный самолет, потому что наклонная палуба была направлена ​​​​на море.

Наклонная кабина экипажа была впервые испытана на HMS Triumph путем нанесения наклонной маркировки на центральную кабину экипажа для приземления в касание и вперед. [ 28 ] В том же году это также было испытано на авианосце USS Midway . [ 29 ] [ 30 ] В обоих испытаниях тормозное устройство и барьеры оставались ориентированными по отношению к исходной оси палубы. В период с сентября по декабрь 1952 года на авианосце США Antietam был установлен элементарный спонсон для испытаний на палубе под настоящим углом, позволяющий полностью остановить приземление, что в ходе испытаний доказало свою эффективность. [ 29 ] В 1953 году «Антитем» тренировался с военно-морскими подразделениями США и Великобритании, доказав ценность концепции наклонной палубы. [ 31 ] В 1954 году HMS Centaur был модифицирован с нависающей наклонной кабиной экипажа. [ 28 ] ВМС США установили палубы в рамках модернизации SCB-125 для Essex класса и SCB-110/110A для Midway класса . В феврале 1955 года HMS Ark Royal стал первым авианосцем, построенным и спущенным на воду с палубой, за ним в том же году последовали головные корабли британского Majestic класса ( HMAS Melbourne ) и американского Forrestal класса ( USS Forrestal ). [ 28 ]

Паровые катапульты

[ редактировать ]

Современная паровая катапульта , работающая на паре корабельных котлов , была изобретена командующим К.С. Митчеллом из Королевского военно-морского резерва . [ 27 ] Она получила широкое распространение после испытаний на HMS Perseus в период с 1950 по 1952 год, которые показали, что она более мощная и надежная, чем гидравлические катапульты, представленные в 1940-х годах. [ 27 ]

Оптические системы посадки

[ редактировать ]

Первой из оптических систем приземления была еще одна британская инновация — система помощи при посадке с зеркалом , изобретенная капитан-лейтенантом Х.К.Н. Гудхартом Р.Н. [ 27 ] Это было с гироскопическим управлением вогнутое зеркало (в более поздних конструкциях замененное оптической системой посадки с линзой Френеля ) на левом борту палубы. По обеим сторонам зеркала виднелись линии зеленых «базовых» огней. Ярко-оранжевый свет «источника» был направлен в зеркало, создавая «шар» (или «фрикадельку», на более позднем языке ВМС США), который мог видеть летчик, собиравшийся приземлиться. Положение мяча по сравнению с исходными огнями указывало положение самолета относительно желаемой глиссады: если мяч находился над исходной точкой, самолет находился высоко; ниже исходной точки самолет находился низко; между исходными данными самолет находился на глиссаде. Гиростабилизация компенсировала большую часть движений кабины экипажа из-за волнения, обеспечивая постоянную глиссаду. Первые испытания зеркального посадочного прицела были проведены на корабле HMS Illustrious в 1952 году. [ 27 ] До появления OLS пилоты полагались на сигналы визуальных флажков офицеров-сигнальщиков при посадке, чтобы поддерживать правильную глиссаду.

Ядерный век

[ редактировать ]

ВМС США попытались стать стратегическими ядерными силами параллельно с бомбардировщиками дальнего действия ВВС США (USAF) с проектом строительства United States . Этот корабль должен был нести двухмоторные бомбардировщики дальнего действия, каждый из которых мог нести атомную бомбу. Проект был отменен под давлением вновь созданных ВВС США . Это только задержало рост перевозчиков. Ядерное оружие будет частью вооружения авианосца, несмотря на возражения ВВС, начиная с 1950 года на борту военного корабля США «Франклин Д. Рузвельт» и продолжая в 1955 году на борту военного корабля США « Форрестол» . К концу 1950-х годов ВМФ имел серию штурмовиков с ядерным вооружением.

ВМС США также построили первый авианосец с ядерными реакторами . USS Enterprise имел восемь ядерных реакторов и был вторым надводным военным кораблем после USS Long Beach с ядерной силовой установкой. Последующие ядерные суперносители, начиная с USS Nimitz, воспользовались этой технологией, чтобы увеличить свою выносливость, используя всего два реактора. В то время как другие страны имеют атомные подводные лодки, пока только Франция имеет атомный авианосец « Шарль де Голль» .

Вертолеты

[ редактировать ]
USS Tripoli ВМС США «Иводзима». типа — вертолетоносец

В послевоенные годы также были разработаны вертолеты с множеством полезных функций и возможностей для выполнения задач на борту авианосцев. В то время как самолеты подходят для ведения боя «воздух-воздух» и атак «воздух-поверхность», вертолеты используются для перевозки оборудования и личного состава и могут использоваться в качестве противолодочной обороны (ПЛО) с помощью гидролокатора погружения, воздушного -запущены торпеды и глубинные бомбы; а также для борьбы с надводными кораблями с использованием противокорабельных ракет воздушного базирования.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов Соединенное Королевство и Соединенные Штаты переоборудовали некоторые старые авианосцы в вертолетоносцы или вертолеты с посадочной платформой (LPH); базы морских вертолетов, такие как HMS Bulwark . Чтобы смягчить дорогостоящий смысл термина «авианосец», новые «Инвинсибл» авианосцы класса изначально обозначались как «сквозные палубные крейсеры». [ нужна ссылка ] и первоначально должны были действовать только как авианосцы сопровождения вертолетов. Появление быстроходных самолетов Sea Harrier VTOL / STOVL означало, что они могли перевозить самолеты, несмотря на их короткую полетную палубу.

Соединенные Штаты первоначально использовали некоторые авианосцы класса «Эссекс» исключительно в качестве авианосцев противолодочной обороны (ПЛО), принимая на борт вертолеты и противолодочные самолеты с неподвижным крылом, такие как S-2 Tracker . Позже были разработаны специализированные вертолетоносцы ЛПХ для перевозки войск морской пехоты и их вертолетные транспорты. Они превратились в десантные вертолетные корабли (LHA), а затем в классы десантных -десантников (LHD) кораблей , на которые обычно также садятся несколько Harrier самолетов .

Трамплин для трамплина

[ редактировать ]
Трамплин на авианосце Королевского флота HMS Invincible

Еще одним британским нововведением стал трамплин как альтернатива современным катапультным системам. [ 27 ] Пандус для прыжков с трамплина в конце взлетно-посадочной полосы или кабины экипажа позволяет самолету, который стартует с разбега, преобразовать часть своего поступательного импульса в движение вверх. Цель состоит в том, чтобы дополнительная высота и траектория полета под углом вверх после прыжка обеспечивали дополнительное время до тех пор, пока скорость полета вперед, создаваемая тягой двигателя, не станет достаточно высокой для поддержания горизонтального полета. Самолеты STOVL часто также используют свою способность направлять часть своей тяги вниз, чтобы придать им дополнительную подъемную силу до тех пор, пока не будет достигнута необходимая воздушная скорость.

Когда Королевский флот выбыл из эксплуатации или продал последние авианосцы времен Второй мировой войны, их заменили корабли меньшего размера, предназначенные для эксплуатации вертолетов и реактивных самолетов STOVL Sea Harrier . Трамплин дал «Харриерам» расширенные возможности STOVL, что позволило им взлетать с более тяжелой полезной нагрузкой. [ 32 ] Впоследствии он был принят на вооружение военно-морских сил других стран, включая Индию , Испанию , Италию , Россию и Таиланд .

Конфликты после Второй мировой войны

[ редактировать ]

Авианосные операции ООН в Корейской войне

[ редактировать ]

Командование ООН начало авианосные операции против северокорейской армии 3 июля 1950 года в ответ на вторжение в Южную Корею . Оперативная группа 77 состояла на тот момент из авианосцев USS Valley Forge и HMS Triumph . До перемирия 27 июля 1953 года двенадцать американских авианосцев совершили 27 рейсов в Японском море в составе оперативной группы 77. В периоды интенсивных воздушных операций на линии одновременно находилось до четырёх авианосцев (см . плотина Суй-хо ), но нормой было два авианосца на линии, а третий «готовый» авианосец в Йокосуке мог в кратчайшие сроки отреагировать на выходы в Японское море.

Второе авианосное подразделение, Task Force 95, выполняло функции блокады в Желтом море у западного побережья Северной Кореи. Оперативная группа состояла из легкого авианосца Содружества ( HMS Triumph , Theseus , Glory , Ocean и HMAS Sydney ) и обычно американского эскортного авианосца ( USS Badoeng Strait , Bairoko , Point Cruz , Rendova и Sicily ).

За время Корейской войны было совершено более 301 000 авианосных самолето- вылетов : 255 545 - самолетами оперативной группы 77; 25 400 самолетов Содружества оперативной группы 95 и 20 375 авианосцев сопровождения оперативной группы 95. Боевые потери ВМС и Корпуса морской пехоты США составили 541 самолет. потеряла Авиация флота в боях 86 самолетов, а авиация австралийского флота — 15.

Постколониальные конфликты

[ редактировать ]

В период после Второй мировой войны до 1960-х годов Великобритания, Франция и Нидерланды использовали своих авианосцев во время конфликтов по деколонизации бывших колоний.

Франция использовала авианосцы «Диксмуд» , «Ла Файет» , «Буа Белло» и «Арроманш» для проведения операций против Вьетминя во время Первой Индокитайской войны 1946–1954 годов . [ 33 ]

Великобритания использовала палубную авиацию HMS Eagle , HMS Albion и HMS Bulwark , а Франция — Arromanches и La Fayette , для атаки египетских позиций во время Суэцкого кризиса 1956 года . Авианосцы Королевского флота HMS Ocean и «Тезей» выступали в качестве плавучих баз для переправки войск на берег на вертолетах в ходе первого в истории крупномасштабного вертолетного десанта. [ 34 ]

В 1962 году Королевский военно-морской флот Нидерландов направил HNLMS Карела Дормана и боевую группу сопровождения в западную часть Новой Гвинеи для защиты ее от индонезийского вторжения. Это вмешательство едва не привело к тому, что он был атакован индонезийскими ВВС с использованием советских военно-морских бомбардировщиков Ту-16 КС-1 «Барсук», несущих противокорабельные ракеты. Атака была прекращена прекращением огня в последнюю минуту. [ 35 ]

В период с 1964 по 1967 год Королевский флот задействовал Дальневосточного флота авианосцы «Арк Роял» , «Кентавр» и HMS «Викториус» для поддержки операций на Борнео во время конфликта Конфронтаси между Индонезией и Малайзией. HMS Albion и Bulwark использовались в качестве авианосцев-десантников, а австралийский авианосец HMAS Sydney служил в качестве военного транспорта. [ 36 ]

Индо-Пакистанская война 1971 года.

[ редактировать ]

Во время войны Индия развернула INS Vikrant против Пакистана со своей базы на Андаманских островах для операций против пакистанских войск на востоке (современная Бангладеш). Hawker Sea Hawks с авианосца успешно задушили гавань Читтагонга и вывели ее из строя.

Операции американских авиаперевозчиков в Юго-Восточной Азии

[ редактировать ]

ВМС США вели «самую затяжную, ожесточенную и дорогостоящую войну». [ 37 ] в истории морской авиации со 2 августа 1964 года по 15 августа 1973 года в водах Южно-Китайского моря . Действуя из двух пунктов дислокации ( станция Янки и станция Дикси ), авианосная авиация поддерживала боевые действия в Южном Вьетнаме и проводила бомбардировочные операции совместно с ВВС США в Северном Вьетнаме в рамках операций «Пылающий дротик» , «Раскаты грома» и «Лайнбекер» . Количество авианосцев на линии менялось в разные моменты конфликта, но во время операции Linebacker одновременно действовало до шести.

Двадцать один авианосец, все ударные авианосцы того времени, за исключением Джона Ф. Кеннеди , были развернуты в оперативной группе 77 США Седьмого флота , совершив 86 военных походов и проработав в общей сложности 9178 дней на линии в Тонкинском заливе . 530 самолетов были потеряны в боях и еще 329 в результате аварий, в результате чего погибли 377 военно-морских авиаторов, еще 64 пропали без вести и 179 взяты в плен . 205 офицеров и солдат корабельного состава трех авианосцев «Форрестол» , «Энтерпрайз» и «Орискани » погибли в результате крупных корабельных пожаров. Иногда некоторые из групп авианосцев действовали на расстоянии более 12 000 миль от своих портов приписки.

Фолклендская война

[ редактировать ]
HMS Инвинсибл

Во время Фолклендской войны Соединенное Королевство смогло выиграть конфликт в 8000 милях (13000 км) от дома, во многом благодаря использованию легкого авианосца HMS Hermes (1959 г.) и меньшего по размеру авианосца «сквозного палубного крейсера» HMS Invincible . Фолклендские острова продемонстрировали ценность самолетов STOVL , Hawker Siddeley Harrier , как RN Sea Harrier, так и вариантов RAF Harrier с пресс-гангом, для защиты флота и десантных сил от самолетов берегового базирования и для нападения на врага. «Си Харриеры» сбили 21 штурмовик и не понесли потерь в воздушных боях, хотя шесть были потеряны в результате аварий и наземного огня. Вертолеты авианосцев использовались для переброски войск, а также для медицинской эвакуации , поисково-спасательных операций и противолодочной борьбы .

Еще одним уроком Фолклендской войны стал вывод аргентинского авианосца ARA Veinticinco de Mayo с его самолетами A-4Q . Потопление аргентинского крейсера ARA General Belgrano быстроходной подводной лодкой HMS Conqueror показало, что крупные корабли уязвимы в охотничьих угодьях атомных подводных лодок.

Операции в Персидском заливе

[ редактировать ]

США также использовали авианосцы в Персидском заливе и Афганистане, а также для защиты своих интересов в Тихом океане. Во время вторжения в Ирак в 2003 году авианосцы США служили основной базой американской авиации. Даже не имея возможности разместить значительное количество самолетов на авиабазах Ближнего Востока, США были способны наносить значительные воздушные удары с помощью палубных эскадрилий. Недавно американские авианосцы, такие как « Рональд Рейган», обеспечивали воздушную поддержку операций по борьбе с повстанцами в Ираке.

Ключевые технологии

[ редактировать ]
Особенность Впервые увидел Впервые продемонстрировано / в Первый введенный в эксплуатацию перевозчик Вступление в строй Примечания
Взлётная палуба 1910 Военный корабль США Бирмингем (CL-2) HMS Repulse (1916) 1917
Полноразмерная кабина экипажа 1918 HMS Аргус (I49) HMS Аргус (I49) 1918
Угловая кабина экипажа 1948 HMS Warrior (R31) Военный корабль США Антиетам (CV-36) 1952
Лифты для самолетов 1918 HMS Аргус (I49) HMS Аргус (I49) 1918
Специально построенный перевозчик 1918 HMS Гермес (95) IJN Хосё 1922
Задерживающее устройство 1911 Военный корабль США « Пенсильвания» (ACR-4) HMS Аргус (I49) 1918 Argus был оснащен продольным шасси от WAD Forbes.
Поперечный тормозной механизм 1922 Военный корабль США Лэнгли (CV-1) Беарн 1927
Гидравлический тормозной механизм 1927 Беарн Беарн 1927
Остров правого борта 1924 HMS Гермес (95) HMS Гермес (95) 1924
Ураганный лук 1924 HMS Гермес (95) HMS Гермес (95) 1924
Катапульта для самолета 1915 Военный корабль США «Северная Каролина» (ACR-12) Военный корабль США « Лэнгли» (CV 1) — сжатый воздух
Военный корабль США « Лексингтон» (CV-2) — маховик
HMS Courageous (50) — гидравлический
1922
1927
1934
LCDR Генри Мустин совершил первый успешный запуск 5 ноября 1915 года.
Паровая катапульта 1950 HMS Персей (R51) HMS Арк Роял (R09)
Военный корабль США « Хэнкок» (CV-19)
Военный корабль США Шангри-Ла (CVA-38)
1955 Добавлен в Хэнкок и Шангри-Ла во время ремонта SCB-27 C/ 125 .
Реактивная авиация 1945 HMS Океан (R68) Военный корабль США Сайпан (CVL-48) 1948 , Морской вампир которым пилотировал Эрик «Винкль» Браун, совершил первую в истории посадку авианосца 4 декабря 1945 года.
Оптическая система посадки 1953 HMS Illustrious (87) HMS Арк Роял (R09) 1955 Изобретён в 1951 году Николасом Гудхартом.
Ядерная морская двигательная установка 1961 Военный корабль США Энтерпрайз (CVN-65) Военный корабль США Энтерпрайз CVN-65 1961
трамплин 1973 РАЭ Бедфорд HMS Инвинсибл (R05) 1977
ЭМАЛЫ 2010 Лейкхерст Максфилд Филд Военный корабль США Джеральд Р. Форд (CVN-78) 2017

См. также

[ редактировать ]

Типы кораблей, перевозящих самолеты

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ три поколения авианосцев Королевского флота под названием HMS Hermes Примечание: в этой статье упоминаются : HMS Hermes (1898 г.) , HMS Hermes (1924 г.) и HMS Hermes (1959 г.).
  2. ^ Военные воздухоплавания во время ранней гражданской войны , стр. 96, Ф. Стэнсбери Хейдон, JHU Press, 2000, ISBN   0-8018-6442-9
  3. ^ Дополнительный читатель Чемберса , стр. 12, У. и Р. Чемберс, BiblioBazaar, 2008, ISBN   0-554-87195-5
  4. ^ ван Беверхудт-младший, Арнольд Э. (1 января 2003 г.). «Авианосцы: авиация на море - Первые годы / Часть 1» . sandcastlevi.com . Песчаный замок VI . Проверено 3 августа 2007 г.
  5. ^ Военные самолеты, Происхождение до 1918 года , стр. 10, Джастин Д. Мерфи, ABC-CLIO, 2005, ISBN   1-85109-488-1
  6. ^ Описание и фотография Фудре .
  7. ^ «Первый гидроавианосец США, военный корабль США Миссисипи » . Hazegray.org . Проверено 30 января 2009 г.
  8. ^ Вакамии «приписывается проведение первого в истории успешного авианалета авианосца» Источник: GlobalSecurity.org
  9. ^ «Сабля и кисть», Кристиан Полак, с. 92.
  10. ^ Авианосец IJN Вакамия
  11. ^ Барри Уоттс и Уильямсон Мюррей, «Военные инновации в мирное время», в Мюррей, Уильямсон; Миллет, Аллан Р., ред. (1996). Военные инновации в межвоенный период . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 385. ИСБН  0-521-63760-0 .
  12. ^ Халперн, Пол Г. (11 октября 2012 г.). Военно-морская история Первой мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-172-6 .
  13. ^ Грин, Уильям (1962). Боевые самолеты Второй мировой войны: Том шестой: Гидросамолеты . Лондон: Макдональд. стр. 90–91.
  14. ^ Клемент Адер о конструкции авианосца:
    «Судно-самолетоносец незаменимо. Эти суда будут построены по плану, сильно отличающемуся от того, который используется в настоящее время. Прежде всего палуба будет очищена от всех препятствий. Она будет плоской, максимально широкой, не ставя под угрозу морское судоходство. линии корпуса, и это будет похоже на посадочную площадку». Военная авиация, стр35
    На хранении:
    «При необходимости самолеты будут размещаться под палубами; они будут прочно закреплены на своих основаниях, каждый на своем месте, чтобы на них не воздействовала качка и качка. Доступ на эти нижние палубы будет осуществляться с помощью лифта, достаточного для Длинный и широкий, чтобы удерживать самолет со сложенными крыльями, большая выдвижная ловушка закрывала бы дыру в палубе и имела водонепроницаемые соединения, чтобы ни дождь, ни морская вода из сильного моря не могли проникнуть вниз». Военная авиация, стр36
    По технике приземления:
    «Корабль будет идти прямо против ветра, корма свободна, но впереди установлен мягкий фальшборт на случай, если самолет пролетит мимо стоп-линии» Военная авиация, стр. 37.
  15. ^ ван Беверхудт, Арнольд Э. младший (1 января 2003 г.). «Авианосцы: авиация на море - Ранние годы / Часть 2» . sandcastlevi.com . Песчаный замок VI . Проверено 19 октября 2017 г.
  16. ^ Барнс Ч. и Джеймс Д.Н. (1989). Шорты Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм. п. 60. ИСБН  0-85177-819-4 .
  17. ^ Фридман, с. 28
  18. ^ Стертивант (1990), стр.215
  19. ^ История 269-й эскадрильи: 1914–1923 гг.
  20. ^ Jump up to: а б «HMS Форсаж 1917» . Королевский флот . Официальный сайт РН. Архивировано из оригинала 13 июня 2008 года . Проверено 10 января 2009 г.
  21. ^ Проберт, с. 46
  22. ^ Jump up to: а б «Хосё был килевым авианосцем, первым в своем роде, построенным во флоте мира» Скот Макдональд. История ВМС США: эволюция авианосцев. Архивировано 26 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
  23. ^ "Императорский флот Японии был пионером в области морской авиации, введя в эксплуатацию первый в мире авианосец, построенный с поднятым килем, " Хосё "". GlobalSecurity: Перевозчик Хошо .
  24. ^ CVL — Малые авианосцы, Военно-морской исторический центр , http://www.history.navy.mil/photos/shusn-no/cvl-no.htm . Проверено 22 сентября 2006 г.
  25. ^ Блэк, Джереми (2003). Вторая мировая война: военная история . Рутледж. п. 17 . ISBN  0-415-30534-9 .
  26. ^ Франсильон с.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стертивант, Рэй (1990). Британская военно-морская авиация, авиация флота, 1917–1990 гг . Лондон : Arm & Armor Press. стр. 161–179. ISBN  0-85368-938-5 .
  28. ^ Jump up to: а б с «Наклонная кабина экипажа» . Центр морской энергетики Австралии . Королевский флот Австралии . Проверено 22 января 2013 г.
  29. ^ Jump up to: а б Фридман 1983, стр.264.
  30. ^ «ВМС США — Краткая история авианосцев — USS Midway (CVB 41)» . Chinfo.navy.mil. Архивировано из оригинала 28 декабря 2008 г. Проверено 30 января 2009 г.
  31. ^ «Люди и самолеты» (PDF) . Военно-исторический центр . Проверено 30 января 2009 г.
  32. ^ "oai.dtic.mil/oai/oai?verb=getRecord&metadataPrefix=html&identifier=ADA378145" . Архивировано из оригинала 25 января 2009 года.
  33. ^ «Мировой список авианосцев: Франция» . Hazegray.org . Проверено 30 января 2009 г.
  34. ^ «Суэцкий кризис, 1956 год» . Acig.org . Проверено 30 января 2009 г.
  35. ^ Ту-16 Барсук: Стелс из Южного полушария - ИСТОРИЯ Рубрика. Архивировано 22 октября 2008 г., в Wayback Machine.
  36. ^ «Подразделения Великобритании и Содружества, служившие на Борнео, Бруней и поддерживающие операции в 1962–1966 годах» . Британияs-smallwars.com. Архивировано из оригинала 25 января 2009 г. Проверено 30 января 2009 г.
  37. ^ Рене Франсильон

Библиография

[ редактировать ]
  • Франсильон, Рене Дж., Яхт-клуб Тонкинского залива, авианосные операции США у берегов Вьетнама (1988) ISBN   0-87021-696-1
  • Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-054-8 .
  • Нордин, Лон, Воздушная война в ракетный век (1985) ISBN   1-58834-083-X
  • Адер, Клемент, «Военная авиация», 1909 г., отредактированный и переведенный Ли Кеннеттом, издательство Air University Press, база ВВС Максвелл, Алабама, 2003 г., ISBN   1-58566-118-X
  • Шелдон-Дюпле, Александр , Всемирная история авианосцев: от истоков до наших дней . (Булонь-Бийанкур: ETAI, DL, 2006).
  • Фридман, Норман, Авианосцы США: иллюстрированная история конструкции , Naval Institute Press, 1983 - ISBN   0-87021-739-9 . Содержит множество подробных планов кораблей.
  • Полак, Кристиан (2005) Saber et Pinceau: Par d'autres Français au Japon 1872–1960 (на французском и японском языках), Филипп Понс, предисловие; One France (1872–1960). Л'Харматтан.
  • Уильямс, Элисон Дж. «Авианосцы и возможности мобилизовать мощь США в Тихом океане, 1919–1929», Журнал исторической географии (2017) 15 № 1 71-81 Интернет бесплатно doi.org/10.1016/j.jhg.2017.07 .008
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09e42302f4e144c36f37b139fbd3069d__1716890700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/9d/09e42302f4e144c36f37b139fbd3069d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the aircraft carrier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)