Трипстер

В мифологии и изучении фольклора и религии трюк - это персонаж в истории ( Бог , богиня , дух, человеческий или антропоморфизирование ), который демонстрирует значительную степень интеллекта или секретных знаний и использует его для игры или иным образом не подчиняться нормальным правилам и бросить вызов традиционному поведению.
Мифология
[ редактировать ]Трюки, как архетипические персонажи, появляются в мифах многих различных культур. Льюис Хайд описывает Трикстер как «граничный кроссер». [ 1 ] Трикстер пересекает и часто нарушает как физические, так и социальные правила: трюки «нарушают принципы социального и естественного порядка, игриво нарушая нормальную жизнь, а затем восстанавливают ее на новой основе». [ 2 ]
Часто это изгиб или нарушение правил принимает форму трюков или воровства. Трюки могут быть хитрыми или глупыми или оба. Трикстер открыто ставит под сомнение, нарушает или высмеивает авторитет. [ Цитация необходима ]
Во многих культурах есть рассказы о Трикстере, хитрое существо, которое использует уловки, чтобы получить еду, красть драгоценные имущества или просто вызвать вред. В некоторых греческих мифах Гермес играет обманщика. Он является покровителем воров и изобретателя лжи, подарок, который он передал автоликусу , который, в свою очередь, передал его Одиссею . [ 1 ] В славянских народных скачках, Трикстер и герой культуры часто объединяются. [ Цитация необходима ]

Часто фигура Tickster демонстрирует вариабельность пола и формы. В скандинавской мифологии, производителем вреда является Локи , который также является форсифтером . Локи также демонстрирует сексуальную изменчивость, в одном случае даже забеременеет. Согласно «Песне Hyndla» в поэтической Эдде , Локи становится кобылой , которая впоследствии рожает восьминогих сжима для лошадей Одина . [ Цитация необходима ]
В афро-американском фольклоре олицетворный кролик, известный как Brer Rabbit , является главной фигурой. [ 3 ] В Западной Африке (и оттуда в Карибское бассейн через работорговлю) паук (см. Anansi ) часто является обманщиком. [ 4 ] На юге Африки ǀkaggen часто является обманщиком, обычно принимая форму молящегося богомола . [ 5 ] [ 6 ]
Трикстер или клоун
[ редактировать ]Трикстер -это термин , используемый для неработающего «производителя трюков»; У них может быть много мотивов, лежащих в основе их намерения, но эти мотивы в значительной степени не являются публичными. Они внутренние для персонажа или человека.
Клоун , с другой стороны, является личности исполнителя, который намеренно демонстрирует свои действия на публике для аудитории.
В традиции коренных американцев
[ редактировать ]В то время как Трикстер пересекает различные культурные традиции, существуют значительные различия между трюками в традициях разных частей света:
Многие местные традиции содержали клоунов и трюков как необходимые для любого контакта со священным . Люди не могли молиться, пока они не засмеялись, потому что смех открывается и освобождается от жесткой предвзятости. Люди должны были иметь трюки в самых священных церемониях из -за страха, что они забывают, что священное происходит через расстроенное, изменение, сюрприз. Трикстер в большинстве местных традиций имеет важное значение для творения, родов. [ 7 ]
Трюки -коренные американцы не следует путать с европейским вымышленным Пикаро . Одним из наиболее важных различий является то, что «мы видим в трюке коренных американцев открытость для множественности жизни и парадоксов, в значительной степени отсутствующих в современной евро-американской моральной традиции». [ 8 ] В некоторых историях коренной американец обманщик глуп, а в других случаях мудрый. Он может быть героем в одной сказке и злодеем в следующем.
Во многих мифологиях коренных американцев и коренных наций, дух койота ( юго -запад Соединенных Штатов ) или духа ворона ( северо -запад Тихого океана ) украл огонь от богов ( звезды , луна и/или солнце ). Оба обычно рассматриваются как шутки и шутники. В историях создания коренных американцев, когда Койот учит людей, как ловить лосося, он делает первую рыбную волну из бревен и ветвей. [ 1 ]
Wakdjunga в мифологии Виннебаго является примером архетипа Трикстера.
Wisakedjak (wìsakedjàk в Алгонкине , Wīsahkēcāhk (w) в Cree и Wiisagejaak в Oji-Cree )-это фигура в Алгонкине и рассказ о чипане .
Койот
[ редактировать ]
Мифы Койота являются одним из самых популярных среди западных культур коренных американцев, особенно среди коренных народов Калифорнии и Великого бассейна .
Согласно традиции Кроу (и другие равнины), старик Койот выдает себя за создателя: «Старик Койот взял горсть грязи и из этого заставило людей». [ 9 ] Он также даровал имена на Буффало, оленя, лося, антилопе и медведя. По словам А. Хулькранца, олицетворение Койота как создателя является результатом табу, мифического замены религиозному понятию великого духа, имя которого было слишком опасным и/или священным для использования, кроме специальных церемоний. [ Цитация необходима ]
В мифах о хелане Койот принадлежит животным, но в то же время он «сила, как у Создателя, глава всех существ». все еще будучи предметом создателя, который может наказать его или убрать его силы. [ 10 ] В северо -западной традиции Тихого океана Койот в основном упоминается как посланник или незначительная власть.
Как герой культуры, Койот появляется в различных мифических традициях, но, как правило, с одинаковыми магическими способностями трансформации, воскресения и «медицины». Он занимается изменением путей рек, создании новых ландшафтов и получая священные вещи для людей. Упоминания - это традиция койота, борющихся против монстров. Согласно традиции Wasco, Койот был героем, чтобы сражаться и убить Thunderbird , убийцы людей, но он мог сделать это не из -за своей личной силы, а из -за помощи вождя духа. В некоторых историях Малтнома Фолс пришел к усилиям Койота; В других это делается Рейвен.
Чаще всего койот - это обманщик, но всегда другой. В некоторых историях он благородный обманщик: «Койот берет воду у людей с лягушки ... потому что не правильно, что у одного человека есть вся вода». В других он злонамерен: «Койот решил нанести вред утке. Он взял жену и детей утки, с которыми он плохо обращался». [ Цитация необходима ]
В устных историях
[ редактировать ]
- Мифология Абенаки : Азебан
- Красивый фольклор : дьявол
- Афро-кубинская мифология: Elegga, ESHU
- Будет мифология : Kwaku Ananse
- Американский фольклор африканского происхождения: Brer Rabbit (Compare Compère Lapin во франкоязычном Карибском бассейне), тетя Нэнси (коррупция Ананси , также написала «Anansee», среди других написаний)
- Аравийская мифология : Джуха , Синбад
- Ашанти Фольклор: Ананси
- Австралийская мифология аборигенов : Бамапана , ворона
- Ацтек -мифология : huehueecoyotl
- Вавилонская мифология : Лилит
- Мифология Банту : Заяц (Цуро или Калулу)
- Мифология : Сан -Мартин Литтл
- Бельгийская мифология: Ланге Уаппер
- Бразильский фольклор : SACI , Курупира
- Буллиан / Фоклор : Хайтар Македон
- Карибский фольклор : Анани
- Кельтская мифология : фея , шайба , puca
- Китайская мифология : Хули Цзин (Фокс Дух), Неза , Красный мальчик , Сан Вуконг (Король обезьян)
- Мифология чукчи : кутх
- Костариканский фольклор и литература: дядя Кролик (дядя Кролик)
- Кри Мифология: Визакеджак
- Мифология вороны : awakkule, mannegishi
- Голландский фольклор: Рейнаерт де Вос , Тиджл Уленспигель
- Египетская мифология : набор , Исида
- Английский фольклор : Робин Гуд , шайба , пирожные
- Фиджийская мифология: Даукина
- Французский фольклор: Renart the Fox
- Немецкий фольклор : Рейнеке Фукс, Pied Piper , до Eulenspiegel
- Греческая мифология : Эрис , Прометея , Гермес , Одиссей , Сизиф
- Гаитянский фольклор : Неганы , T mials
- Хани Чикейс : Каул , Халлота
- Индуистская мифология : малышка Кришна (кража масла), Нарада , Мохини , Хануман (шапшинг и дразнящие мудрецы).
- хопи и Мифология Зуни : Кокопелли
- Игбо мифология : муриш
- Индонезийский фольклор: Кантжил или Канчил в современной орфографии
- Мифология инуитов : amaguq
- Ирландский фольклор: Лепрекоуны , Бриккриу
- Мифология Исламологии : Илис , Хидр , Насреддин
- Итальянский фольклор : Гифа (Сицилия), Пульцинелла (Неаполь)
- Японская мифология : Kitsune , Susanoo , Kappa , Bake-Danuki , Зайца Инабы
- Еврейский фольклор : Hershele Ostropolor (Ashkenazi), Joha (Sephardic)
- Казахский фольклор: Алдар Косе
- Кёва Фольклор: Saynday
- Корейский фольклор : Кумихо , Доккаэби , Seokga
- Мифология Лакоты : Иктоми , Хейкака
- Латиноамериканский и испанский фольклор : Педро Урдемейл (Педро Маласартес на португальском языке)
- Левантин мифология : рыять
- Мифология маори : мауи
- Мифология майя : близнецы майя , Кисин
- Микронезийская мифология : Olifat
- Мифок мифология : койот
- Нигера Мифология : предложена
- Скандинавская мифология : Локи
- Норвежская мифология : Эспен Аскаладд
- Северо -западная кавказская мифология : Сосруко
- Олоне мифология : койот
- Озорт мифология : Нанабожо
- Филиппинская мифология : Нуно в насыпи , Тикбаланг , Пиланвок
- Полинезийская мифология : Мауи
- Помо мифология : койот
- PUEBLOS Dancing: Koshares
- Румынская мифология : Пэкал
- Русский фольклор : Иван дурак
- Сан -фольклор : ǀkaggen
- Славянская мифология : Велс
- Испанская мифология : Дон Хуан , Трикстер Севильи
- Шумерская религия : enki
- Тибетский фольклор : Аху Тёнпа ,
- Тайский фольклор : Шри Танончай
- Восстановленная мифология : кролик
- Ute Mythology : Cin-An-EV
- Вьетнамский фольклор : Транг Квинх , Банг Банг - XA XA - LY TOET , BOM , CUOI , Дядя Ба Пхи
- Voodoo : Papa Legba , Ti Malice , барон в субботу
- Уэльская мифология : Гвидион , Тализин , Морган Ле Фэй , TWM Siôn Cati [ 11 ]
- Западноафриканская мифология: Ананси
- Йоруба религия : eshu
В литературе и популярной культуре
[ редактировать ]В современной литературе Trickster выживает как архетип персонажа, не обязательно сверхъестественный или божественный, иногда не более чем запасный персонаж .
Часто Trickster отличается от истории в качестве своего рода катализатора; Их выходки являются причиной смущения других персонажей, но они остаются нетронутыми. Шекспирская шайба является примером этого. Другим когда-то известным примером был персонаж, опаривание Гремлином в раннем детском телешоу США «Банда Энди». Марионетка из сигар, лягушка побудила взрослых людей вокруг него вступить в нелепые и саморазрушительные Hi-Jinks. [ 12 ]
Например, во многих европейских сказках есть король, который хочет найти лучшего жениха для своей дочери, заказав несколько испытаний. Ни один смелый и доблестный принц или Найт не удастся выиграть их, пока не придет бедный и простой крестьянин. С помощью его остроумия и умства, вместо того, чтобы сражаться, они уклоняются или обманывают монстров, злодеев и опасностей неортодоксальными способами. Против ожиданий, самый маловероятный кандидат проходит испытания и получает вознаграждение.
Более современные и очевидные примеры архетипа Trickster включают Bugs Bunny , Cheshire Cat Льюиса Каролла из приключений Алисы в стране чудес , Джерри из Тома и Джерри , Джокера из серии Бэтмена и Pippi Longstocking . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
В интернете и мультимедийных исследованиях
[ редактировать ]В онлайн -средах была связь между Trickster и интернет -троллингом . Некоторые сказали, что обманщик - это тип персонажа онлайн -сообщества. [ 16 ] [ 17 ]
Антрополог Джеймс Каффе назвал китайского интернет -персонажа травяной грязи ( Cǎonímǎ 草泥马) кандидатом в трюк из -за его двуличия в значении. [ 18 ] Кафф утверждает, что травяная грязевая лошадь служит, чтобы подчеркнуть творческий потенциал архетипа Трикстера в общении эмпирического понимания с помощью символического повествования. Травяная грязевая лошадь опирается на интерпретирующую способность повествования, чтобы обосновать интернет -цензуру, одновременно комментируя опыт цензуры в Китае. В этом смысле Кеффе предлагает категорист травяной грязи в качестве эвристической культурной функции, чтобы помочь воспринимающему пересмотреть свое собственное опытное понимание против их общин. Создавая себя против и, несмотря на ограничения, Трикстер предлагает новые координаты, с помощью которых можно пересмотреть и судить свой собственный опыт ». [ 18 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Гротескное тело
- Хуан Бобо из Пуэрто -Рико
- Установка
- Miwok Coyote и Silver Fox
- Коренные американцы в Соединенных Штатах
- Структуристический подход к мифу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Хайд, Льюис. Трикстер делает этот мир: вред, миф и искусство . Нью -Йорк: Фаррар, Страус и Жиру, 1998.
- ^ Маттик, Пол (15 февраля 1998 г.). «Горячие блюда богов» . New York Times .
- ^ Бейкер, Хьюстон А. (1972). Длинная черная песня: эссе в черной американской литературе . Университетская пресса Вирджинии. С. 10–14. ISBN 9780813904030 .
- ^ Haase, Donald (2008). Энциклопедия Гринвуда народных сказков и сказки . Greenwood Publishing Group. с. 31 . ISBN 978-0-313-33441-2 .
- ^ Bleek (1875) Краткий отчет о фольклоре Бушмена и других текстах
- ^ Льюис-Уильямс, Дэвид (1997). «Мантис, Эланд и сурикаты» . Африканские исследования . 56 (2): 195–216. doi : 10.1080/00020189708707875 .
- ^ Берд Гиббенс, профессор английского языка в Университете Арканзас в Литл -Рок ; Цитируемый эпиграф в Напалме и Глупая замазания Джорджа Карлина, 2001
- ^ Баллингер (1991) , с. 21
- ^ «Золотая лихорадка Калифорния на канун-индейцах Калифорнии», Музей Калифорнии Оклендского музея
- ^ Эдмондс, Марго; Элла Э. Кларк (2003). Голоса ветра: легенды коренных американцев . Замок книги. п. 5 ISBN 0785817166 .
- ^ Карридайс, Фил (16 июня 2011 г.). «Twm Sion Cati - валлийский робин -капюшон» . bbc.co.uk. Получено 18 марта 2021 года .
- ^ Смит, RL « Вспоминая Энди Девайн ».
- ^ https://w.wikipedia.org/wiki/list_fictional_tricksters
- ^ https://storygrid.com/trickster-archetype/
- ^ https://vocal.media/geeks/a-filmmaker-s-guide-to-trickster-archetypes
- ^ Campbell, J., G. Fletcher & A. Greenhill (2002). «Трибализм, конфликт и изменяющая форму идентичности в онлайн-сообществах». В ходе судебного разбирательства 13 -й Австралийской конференции по информационным системам , Мельбурн Австралия, 7–9 декабря 2002 года.
- ^ Кэмпбелл, Дж., Г. Флетчер и А. Гринхилл (2009). « Конфликт и изменение формы идентичности в онлайн -финансовом сообществе », журнал «Информационные системы» (19: 5), с. 461–478. Два : 10.1111/j.1365-2575.2008.00301.x .
- ^ Jump up to: а беременный Cuffe, James B. (2019-11-28). Китай на пороге: изучение социальных изменений в техно-социальных системах (1 изд.). Абингдон, Оксон; Нью -Йорк, Нью -Йорк: Routledge, 2020. | Серия: Современная ограниченность: Routledge . С. 83 [71–86]. doi : 10.4324/9781315183220 . ISBN 978-1-315-18322-0 Полем S2CID 213224963 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Гейтс, Генри (2004), Джули Ривин; Майкл Райан (ред.), «Чернота черноты: критика на знаке и обозначающей обезьяне», Литературная теория: антология , Оксфорд: Блэквелл издательство
- Эрл, Риггинс Р. младший (1993). Темные символы, неясные знаки: Бог, я и община в рабском разуме . Мэринолл, Нью -Йорк: Орбис книги.
- Бассил-Морозов, Хелена (2011). Трикстер в современном фильме . Routledge.
- Баллингер, Франчо; Vizenor, Джеральд (1985). «Священные изменения: Трикстер в Джеральде Визенор« Земли »: племенные рассказы о смешанном спуска» ». Американские индейцы ежеквартально . 9 (1, литературные достижения Джеральда Визенор ): 55–59. doi : 10.2307/1184653 . JSTOR 1184653 .
- Баллингер, Франши (1991). «Амбигер: евро-американский пикаро и коренной американец». Мелус . 17 (1, фантастика коренных американцев: миф и критика ): 21–38. doi : 10.2307/467321 . JSTOR 467321 .
- Бойер, Л. Брайс; Бойер, Рут М. (1983). «Священный клоун апачей Чирикахуа и Мескалеро: дополнительные данные». Западный фольклор . 42 (1): 46–54. doi : 10.2307/1499465 . JSTOR 1499465 .
- Датлоу, Эллен и Терри Виндлинг. 2009. The Coyote Road: Tickster Tales. Firebird.
- Калифорния накануне - индейцев Калифорнии Мивок История создания
- Джозеф Дурвин Кулрофобия и Трикстер
- Koepping, Klaus-Peter (1985). «Абсурд и скрытая истина: хитрый интеллект и гротескные образы тела как проявления обманщика». История религий . 24 (3): 191–214. doi : 10.1086/462997 . JSTOR 1062254 . S2CID 162313598 .
- Лори Ландэй Мэдкапс, Винтболы и Конус Женщины: Женщина -Трикстер в американской культуре 1998 г. Университет Пенсильвании Пресс
- Пол Радин Трикстер: исследование в мифологии американских индейцев (1956)
- Аллан Дж. Райан Сдвиг Трикстер: юмор и ирония в современном местном искусстве 1999 Университет Вашингтона ISBN 0-7748-0704-0
- Трипстерский путь 3, выпуск 1 2004 г. Статья 3 «Трикстер и походы истории».
- Таннен, Р.С., Женщина-обманщик: постмодернистские и пост-юнгианские взгляды на женщины в современной культуре , Routledge, 2007
Внешние ссылки
[ редактировать ]