Jump to content

Трипстер

(Перенаправлено от божества Трикстер )
Фигура Трикстер Рейнард лиса , как изображена в детской книге 1869 года Мишеля Роджжа

В мифологии и изучении фольклора и религии трюк - это персонаж в истории ( Бог , богиня , дух, человеческий или антропоморфизирование ), который демонстрирует значительную степень интеллекта или секретных знаний и использует его для игры или иным образом не подчиняться нормальным правилам и бросить вызов традиционному поведению.

Мифология

[ редактировать ]

Трюки, как архетипические персонажи, появляются в мифах многих различных культур. Льюис Хайд описывает Трикстер как «граничный кроссер». [ 1 ] Трикстер пересекает и часто нарушает как физические, так и социальные правила: трюки «нарушают принципы социального и естественного порядка, игриво нарушая нормальную жизнь, а затем восстанавливают ее на новой основе». [ 2 ]

Часто это изгиб или нарушение правил принимает форму трюков или воровства. Трюки могут быть хитрыми или глупыми или оба. Трикстер открыто ставит под сомнение, нарушает или высмеивает авторитет. [ Цитация необходима ]

Во многих культурах есть рассказы о Трикстере, хитрое существо, которое использует уловки, чтобы получить еду, красть драгоценные имущества или просто вызвать вред. В некоторых греческих мифах Гермес играет обманщика. Он является покровителем воров и изобретателя лжи, подарок, который он передал автоликусу , который, в свою очередь, передал его Одиссею . [ 1 ] В славянских народных скачках, Трикстер и герой культуры часто объединяются. [ Цитация необходима ]

Локи подстригает волосы богини Сиф .

Часто фигура Tickster демонстрирует вариабельность пола и формы. В скандинавской мифологии, производителем вреда является Локи , который также является форсифтером . Локи также демонстрирует сексуальную изменчивость, в одном случае даже забеременеет. Согласно «Песне Hyndla» в поэтической Эдде , Локи становится кобылой , которая впоследствии рожает восьминогих сжима для лошадей Одина . [ Цитация необходима ]

В афро-американском фольклоре олицетворный кролик, известный как Brer Rabbit , является главной фигурой. [ 3 ] В Западной Африке (и оттуда в Карибское бассейн через работорговлю) паук (см. Anansi ) часто является обманщиком. [ 4 ] На юге Африки ǀkaggen часто является обманщиком, обычно принимая форму молящегося богомола . [ 5 ] [ 6 ]

Трикстер или клоун

[ редактировать ]

Трикстер -это термин , используемый для неработающего «производителя трюков»; У них может быть много мотивов, лежащих в основе их намерения, но эти мотивы в значительной степени не являются публичными. Они внутренние для персонажа или человека.

Клоун , с другой стороны, является личности исполнителя, который намеренно демонстрирует свои действия на публике для аудитории.

В традиции коренных американцев

[ редактировать ]

В то время как Трикстер пересекает различные культурные традиции, существуют значительные различия между трюками в традициях разных частей света:

Многие местные традиции содержали клоунов и трюков как необходимые для любого контакта со священным . Люди не могли молиться, пока они не засмеялись, потому что смех открывается и освобождается от жесткой предвзятости. Люди должны были иметь трюки в самых священных церемониях из -за страха, что они забывают, что священное происходит через расстроенное, изменение, сюрприз. Трикстер в большинстве местных традиций имеет важное значение для творения, родов. [ 7 ]

Трюки -коренные американцы не следует путать с европейским вымышленным Пикаро . Одним из наиболее важных различий является то, что «мы видим в трюке коренных американцев открытость для множественности жизни и парадоксов, в значительной степени отсутствующих в современной евро-американской моральной традиции». [ 8 ] В некоторых историях коренной американец обманщик глуп, а в других случаях мудрый. Он может быть героем в одной сказке и злодеем в следующем.

Во многих мифологиях коренных американцев и коренных наций, дух койота ( юго -запад Соединенных Штатов ) или духа ворона ( северо -запад Тихого океана ) украл огонь от богов ( звезды , луна и/или солнце ). Оба обычно рассматриваются как шутки и шутники. В историях создания коренных американцев, когда Койот учит людей, как ловить лосося, он делает первую рыбную волну из бревен и ветвей. [ 1 ]

Wakdjunga в мифологии Виннебаго является примером архетипа Трикстера.

Wisakedjak (wìsakedjàk в Алгонкине , Wīsahkēcāhk (w) в Cree и Wiisagejaak в Oji-Cree )-это фигура в Алгонкине и рассказ о чипане .

Койот часто играет роль Трикстера, а также клоуна в традиционных историях.

Мифы Койота являются одним из самых популярных среди западных культур коренных американцев, особенно среди коренных народов Калифорнии и Великого бассейна .

Согласно традиции Кроу (и другие равнины), старик Койот выдает себя за создателя: «Старик Койот взял горсть грязи и из этого заставило людей». [ 9 ] Он также даровал имена на Буффало, оленя, лося, антилопе и медведя. По словам А. Хулькранца, олицетворение Койота как создателя является результатом табу, мифического замены религиозному понятию великого духа, имя которого было слишком опасным и/или священным для использования, кроме специальных церемоний. [ Цитация необходима ]

В мифах о хелане Койот принадлежит животным, но в то же время он «сила, как у Создателя, глава всех существ». все еще будучи предметом создателя, который может наказать его или убрать его силы. [ 10 ] В северо -западной традиции Тихого океана Койот в основном упоминается как посланник или незначительная власть.

Как герой культуры, Койот появляется в различных мифических традициях, но, как правило, с одинаковыми магическими способностями трансформации, воскресения и «медицины». Он занимается изменением путей рек, создании новых ландшафтов и получая священные вещи для людей. Упоминания - это традиция койота, борющихся против монстров. Согласно традиции Wasco, Койот был героем, чтобы сражаться и убить Thunderbird , убийцы людей, но он мог сделать это не из -за своей личной силы, а из -за помощи вождя духа. В некоторых историях Малтнома Фолс пришел к усилиям Койота; В других это делается Рейвен.

Чаще всего койот - это обманщик, но всегда другой. В некоторых историях он благородный обманщик: «Койот берет воду у людей с лягушки ... потому что не правильно, что у одного человека есть вся вода». В других он злонамерен: «Койот решил нанести вред утке. Он взял жену и детей утки, с которыми он плохо обращался». [ Цитация необходима ]

В устных историях

[ редактировать ]
Трикстер- сюжет в рецидиве : Том мода, притворяясь лордом Фоппингтоном, Парли с сэром Тунбелли Клмси на иллюстрации 19-го века Уильяма Пауэлла Фрита .
[ редактировать ]

В современной литературе Trickster выживает как архетип персонажа, не обязательно сверхъестественный или божественный, иногда не более чем запасный персонаж .

Часто Trickster отличается от истории в качестве своего рода катализатора; Их выходки являются причиной смущения других персонажей, но они остаются нетронутыми. Шекспирская шайба является примером этого. Другим когда-то известным примером был персонаж, опаривание Гремлином в раннем детском телешоу США «Банда Энди». Марионетка из сигар, лягушка побудила взрослых людей вокруг него вступить в нелепые и саморазрушительные Hi-Jinks. [ 12 ]

Например, во многих европейских сказках есть король, который хочет найти лучшего жениха для своей дочери, заказав несколько испытаний. Ни один смелый и доблестный принц или Найт не удастся выиграть их, пока не придет бедный и простой крестьянин. С помощью его остроумия и умства, вместо того, чтобы сражаться, они уклоняются или обманывают монстров, злодеев и опасностей неортодоксальными способами. Против ожиданий, самый маловероятный кандидат проходит испытания и получает вознаграждение.

Более современные и очевидные примеры архетипа Trickster включают Bugs Bunny , Cheshire Cat Льюиса Каролла из приключений Алисы в стране чудес , Джерри из Тома и Джерри , Джокера из серии Бэтмена и Pippi Longstocking . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

В интернете и мультимедийных исследованиях

[ редактировать ]

В онлайн -средах была связь между Trickster и интернет -троллингом . Некоторые сказали, что обманщик - это тип персонажа онлайн -сообщества. [ 16 ] [ 17 ]

Антрополог Джеймс Каффе назвал китайского интернет -персонажа травяной грязи ( Cǎonímǎ 草泥马) кандидатом в трюк из -за его двуличия в значении. [ 18 ] Кафф утверждает, что травяная грязевая лошадь служит, чтобы подчеркнуть творческий потенциал архетипа Трикстера в общении эмпирического понимания с помощью символического повествования. Травяная грязевая лошадь опирается на интерпретирующую способность повествования, чтобы обосновать интернет -цензуру, одновременно комментируя опыт цензуры в Китае. В этом смысле Кеффе предлагает категорист травяной грязи в качестве эвристической культурной функции, чтобы помочь воспринимающему пересмотреть свое собственное опытное понимание против их общин. Создавая себя против и, несмотря на ограничения, Трикстер предлагает новые координаты, с помощью которых можно пересмотреть и судить свой собственный опыт ». [ 18 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в Хайд, Льюис. Трикстер делает этот мир: вред, миф и искусство . Нью -Йорк: Фаррар, Страус и Жиру, 1998.
  2. ^ Маттик, Пол (15 февраля 1998 г.). «Горячие блюда богов» . New York Times .
  3. ^ Бейкер, Хьюстон А. (1972). Длинная черная песня: эссе в черной американской литературе . Университетская пресса Вирджинии. С. 10–14. ISBN  9780813904030 .
  4. ^ Haase, Donald (2008). Энциклопедия Гринвуда народных сказков и сказки . Greenwood Publishing Group. с. 31 . ISBN  978-0-313-33441-2 .
  5. ^ Bleek (1875) Краткий отчет о фольклоре Бушмена и других текстах
  6. ^ Льюис-Уильямс, Дэвид (1997). «Мантис, Эланд и сурикаты» . Африканские исследования . 56 (2): 195–216. doi : 10.1080/00020189708707875 .
  7. ^ Берд Гиббенс, профессор английского языка в Университете Арканзас в Литл -Рок ; Цитируемый эпиграф в Напалме и Глупая замазания Джорджа Карлина, 2001
  8. ^ Баллингер (1991) , с. 21
  9. ^ «Золотая лихорадка Калифорния на канун-индейцах Калифорнии», Музей Калифорнии Оклендского музея
  10. ^ Эдмондс, Марго; Элла Э. Кларк (2003). Голоса ветра: легенды коренных американцев . Замок книги. п. 5 ISBN  0785817166 .
  11. ^ Карридайс, Фил (16 июня 2011 г.). «Twm Sion Cati - валлийский робин -капюшон» . bbc.co.uk. ​Получено 18 марта 2021 года .
  12. ^ Смит, RL « Вспоминая Энди Девайн ».
  13. ^ https://w.wikipedia.org/wiki/list_fictional_tricksters
  14. ^ https://storygrid.com/trickster-archetype/
  15. ^ https://vocal.media/geeks/a-filmmaker-s-guide-to-trickster-archetypes
  16. ^ Campbell, J., G. Fletcher & A. Greenhill (2002). «Трибализм, конфликт и изменяющая форму идентичности в онлайн-сообществах». В ходе судебного разбирательства 13 -й Австралийской конференции по информационным системам , Мельбурн Австралия, 7–9 декабря 2002 года.
  17. ^ Кэмпбелл, Дж., Г. Флетчер и А. Гринхилл (2009). « Конфликт и изменение формы идентичности в онлайн -финансовом сообществе », журнал «Информационные системы» (19: 5), с. 461–478. Два : 10.1111/j.1365-2575.2008.00301.x .
  18. ^ Jump up to: а беременный Cuffe, James B. (2019-11-28). Китай на пороге: изучение социальных изменений в техно-социальных системах (1 изд.). Абингдон, Оксон; Нью -Йорк, Нью -Йорк: Routledge, 2020. | Серия: Современная ограниченность: Routledge . С. 83 [71–86]. doi : 10.4324/9781315183220 . ISBN  978-1-315-18322-0 Полем S2CID   213224963 . {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение ( ссылка )

Источники

[ редактировать ]
  • Гейтс, Генри (2004), Джули Ривин; Майкл Райан (ред.), «Чернота черноты: критика на знаке и обозначающей обезьяне», Литературная теория: антология , Оксфорд: Блэквелл издательство
  • Эрл, Риггинс Р. младший (1993). Темные символы, неясные знаки: Бог, я и община в рабском разуме . Мэринолл, Нью -Йорк: Орбис книги.
  • Бассил-Морозов, Хелена (2011). Трикстер в современном фильме . Routledge.
  • Баллингер, Франчо; Vizenor, Джеральд (1985). «Священные изменения: Трикстер в Джеральде Визенор« Земли »: племенные рассказы о смешанном спуска» ». Американские индейцы ежеквартально . 9 (1, литературные достижения Джеральда Визенор ): 55–59. doi : 10.2307/1184653 . JSTOR   1184653 .
  • Баллингер, Франши (1991). «Амбигер: евро-американский пикаро и коренной американец». Мелус . 17 (1, фантастика коренных американцев: миф и критика ): 21–38. doi : 10.2307/467321 . JSTOR   467321 .
  • Бойер, Л. Брайс; Бойер, Рут М. (1983). «Священный клоун апачей Чирикахуа и Мескалеро: дополнительные данные». Западный фольклор . 42 (1): 46–54. doi : 10.2307/1499465 . JSTOR   1499465 .
  • Датлоу, Эллен и Терри Виндлинг. 2009. The Coyote Road: Tickster Tales. Firebird.
  • Калифорния накануне - индейцев Калифорнии Мивок История создания
  • Джозеф Дурвин Кулрофобия и Трикстер
  • Koepping, Klaus-Peter (1985). «Абсурд и скрытая истина: хитрый интеллект и гротескные образы тела как проявления обманщика». История религий . 24 (3): 191–214. doi : 10.1086/462997 . JSTOR   1062254 . S2CID   162313598 .
  • Лори Ландэй Мэдкапс, Винтболы и Конус Женщины: Женщина -Трикстер в американской культуре 1998 г. Университет Пенсильвании Пресс
  • Пол Радин Трикстер: исследование в мифологии американских индейцев (1956)
  • Аллан Дж. Райан Сдвиг Трикстер: юмор и ирония в современном местном искусстве 1999 Университет Вашингтона ISBN   0-7748-0704-0
  • Трипстерский путь 3, выпуск 1 2004 г. Статья 3 «Трикстер и походы истории».
  • Таннен, Р.С., Женщина-обманщик: постмодернистские и пост-юнгианские взгляды на женщины в современной культуре , Routledge, 2007
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10e4979a3f02dc9e9d71750feb77a84f__1726654980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/4f/10e4979a3f02dc9e9d71750feb77a84f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trickster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)