Jump to content

Айаппан

(Перенаправлено из Дхармасастха )

Айаппан
Бог истины и праведности
Ayyappa (n) сидит на тигере
Принадлежность индуизм
Обилие Сабарималаа
Мантра Svāmiye śaraam Ayappa [ 1 ]
Оружие Лук и стрела , меч
Символы Колокол , лук и стрела
День Суббота
Устанавливать Тигр
Тексты Брахманда Пурана
Пол Мужской
Фестивали Макаравилакку
Генеалогия
Рожденный
Маникандан
Родители

Айяппан , также известный как Дхармасастха и Маникандан , является индуистским божеством истины и праведностью. Согласно индуистскому богословию, он описывается как сын Шивы и Вишну в форме Мохини , что представляет мост между шейвизмом и вайшнавизмом .

Айяппан - божество воинов и почитается за его аскетическую преданность Дхарме , этическому и правильному образу жизни. Обычно его изображают как молодой человек, едущий или возле бенгальского тигра и держащий лук и стрелу . В некоторых представлениях его видно, что он держит меч и катается на индийском слоне или лошади . Другая иконография, как правило, показывает его в йогической позе в колоколе на шее.

Легенда и мифология айяппана варьируются в разных регионах, отражая традицию, которая развивалась с течением времени. Согласно Malayalam Lore, Ayyappan представлен как воин принц королевства Пандалы . В более поздние годы истории Айяппана расширились с различными версиями, описывающими его как воина, который защищал людей от злых деятелей, помогая восстановить дхармические практики, и он развивался, чтобы быть божеством. В некоторых регионах айяппан и тамильское народное божество айянар считаются одинаковыми с аналогичными характеристиками.

Несмотря на то, что поклонение Айяппану было распространено ранее в Керале , его популярность распространилась в 20 -м веке до большей части южной Индии . Его обитель Сабаримала расположена на берегах реки Памбы в лесах Западных Гат и является крупным местом паломничества, привлекая миллионы в год. Паломники часто заранее участвуют в нескольких недель подготовки, ведя более простую жизнь, оставаясь безбрачным и поездка на холм на босиком, неся ирумуди (сумку с предложениями) на голову.

Имена и этимология

[ редактировать ]

Название Ayyappan - это комбинация двух слов, айян и Аппан . [ 2 ] [ 3 ] Айян на тамильском и подобном малаяламском словом «Акчан » означает «отец». [ 4 ] [ 5 ] Аппан также используется для обозначения «отца»; В тамиле оба слова также используются в качестве почетных названий. [ 2 ] [ 6 ] Он описывается как сын Мохини (женская форма Вишну ) и Шиву с именем Айяппана, подразумевающего как «лорд-отход». [ 7 ] [ 8 ] Название также могло быть получено из сочетания арийского и Аппана с прежним значением «почитаемого». [ 9 ]

В индуистских писаниях, таких как Вишну Пурана и Шримад Бхагаватхам , его ссылаются как Дхармасастха и Састха , что означает «правитель царства». [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ] Слово састха также могло быть получено из буддизма , так как Айяппан рассматривается как воплощение Будды , а Будда было известно под одно и то же имя, что означает учитель. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] Он также известен как Харихарасудхан , то есть «сын Харихары » как слияние Хари и Хары , имена, данные Вишну и Шиве соответственно. [ 10 ] Его также называют Маникандой с Мани, означающим Белл и Канду, означающую шею на санскрите , переводя к владельцу колокола на шее. [ 10 ] [ 13 ]

Иконография и изображения

[ редактировать ]
Картина Ayyappppan в сидящем йогическом положении

Айяппан является божеством -воином, и его почитают за его аскетную преданность Дхарме , этическому и правильному образу жизни, чтобы развернуть его военный гений и смелых йогических военных способностей, чтобы уничтожить тех, кто является мощным, но неэтичным, оскорбительным и произвольным. [ 14 ] Он обычно представлен как селибатный молодой человек с луком и стрелой , катаясь на бенгальском тигра . [ 15 ] В некоторых представлениях его видно, что он держит поднятый лук в левой руке, держа стрелу или меч в правой руке, расположенный по диагонали через левое бедро. [ 16 ] Другая иконография, как правило, показывает его в йогической позе в колоколе на шее. [ 17 ] В некоторых представлениях, таких как в Шри -Ланке , ему показывается, что он катается на индийском слоне или на лошади . [ 9 ]

Богословие и историческое развитие

[ редактировать ]

Легенда и мифология айяппана варьируются в разных регионах, отражая традицию, которая развивалась с течением времени. [ 18 ] Согласно Puranas , он упоминается как воплощение Харихарапутры, сына Шивы и Мохини. [ 8 ] [ 10 ] [ 17 ] Хотя это взаимодействие между Шивой и Мохини упоминается в Бхагавата -Пуране , он не упоминается по имени Айяппа. [ 19 ]

Согласно Малаяламскому фольклору, Айяппан представлен как воин принц королевства Пандалы . [ 20 ] [ 21 ] Поскольку королевская семья была бездетной, король Пандалама нашел мальчика на берегах реки Памба . [ 8 ] [ 10 ] [ 22 ] Король назвал мальчика Маниканта и поднял его своим сыном, по совету аскета. Когда Маниканте было 12 лет, король хотел официально, как наследник. Однако королева возражала против этого, предпочитая ее младшего биологического ребенка. [ 8 ] [ 20 ] Королева симулировала болезнь, попросив молоко тигра вылечить ее болезнь и потребовала, чтобы Маникантха была отправлена, чтобы получить то же самое. Он добровольно вызвался, вошел в лес и вернулся, катаясь на тигрике. Он столкнулся и победил демонию Махиши. [ 10 ] Махиши хотел быть его женой, но Айяппа был безбрачным, отказался от предложения и убил демонессу. [ 8 ] [ 20 ] Король осознал свои особые способности и признал его божественным существом и решил сделать для него храм. Маниканта превращается в Айяппу и стреляет стрелой, чтобы обозначить место для святыни. [ 23 ]

В некоторых версиях в некоторых версиях существуют небольшие различия, а Айяппа отрекается от королевства и становясь аскетическим йогом в лесистой горе. [ 24 ] В другой версии его описывают как сын сестры короля, который родился в лесу и послал его дяде позже. Когда святыня Састха в Сабаримале был разрушен врагами короля, он победил их, переустановил статую и исчез в нее. [ 10 ] В некоторых версиях он воспитывал бездетную королевскую пару Раджашекара Пандиан и Коперундви, и вырос как йог воина . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

По словам Пола Юнгера, в конце средневековья появились дополнительные легенды, которые связывали другие индуистские божества и мифологии с Айяппаном. [ 28 ] Божественные существа Датта и Лила пришли на землю как люди. Датта хотела вернуться в Божественное Царство, но Лила наслаждалась своей жизнью на Земле и хотела остаться на земле. [ 1 ] Он разозлился и проклял ее, чтобы стать махиши (водяная демония буйвола). Лила, в свою очередь, прокляла его, чтобы стать Махишей , демоном буйвола с водой, и они оба разграбили землю своими злыми действиями. Махишасура была позже убита богиней Дургой , в то время как Махиши был убит Айяпаном, заканчивая террором зла и освобождающую Лилу, которая ранее была проклята. [ 29 ] Эти легенды синкретически связаны и объединили различные индуистские традиции вокруг шейвизма , вайшнавизма и шактизма . [ 29 ]

В последующие годы истории Айяппана расширились. Одна из таких версий имеет корни между 1 -м и 3 -м веком н.э., где он развивался, чтобы быть божествам, которое защищало торговцев и торговцев от врагов, таких как грабители и разграбления. [ 28 ] Его храмы и традиции вдохновили на индуистских йоги наемников, которые защищали торговые маршруты в Южной Индии от преступников и помогли восстановить практику дхармической торговли. [ 28 ] В другой версии он изображается как ребенок священника, чей отец был убит страшным преступником. Очередь похищает принцессу, и он делает дерзкого спасения, убивающего преступника в процессе. [ 28 ] В вариации истории Айяпп формирует союз с мусульманским воином Ваваром против преступника Удаянана, который образует основу для поклонения как в мечети , так и в индуистском храме, прежде чем начать паломничество в храм Айяппа. [ 28 ]

По словам Элизы Кент, легенды в традиции Айяппы, кажется, «искусственно смешаны и собраны в своего рода коллаж». [ 30 ] Рут Ванита предполагает, что Айяппан, вероятно, вышел из слияния дравидийского бога племенного происхождения и пуранической истории о взаимодействии Шивы и Мохини. [ 31 ] В некоторых регионах Айяппан и Тамильское народное божество Айянар считаются такими же с аналогичными характеристиками и называют причиной его больших последователей среди тамилов . [ 10 ] [ 32 ] [ 33 ]

Поклонение

[ редактировать ]
Храм Дхармы Састха в Сабаримале

Несмотря на то, что поклонение Айяппану было распространено ранее в Керале , его популярность распространилась в 20 -м веке до большей части южной Индии . [ 17 ] [ 34 ] [ 35 ] есть много храмов, В то время как в Южной Индии чье председательствующее божество - Айяппан, самая выдающаяся храм расположена в Сабаримале на берегах реки Памба на холмах Западных Гат в Керале . Это крупный центр паломничества, привлекая миллионы индусов каждый год. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Храм открыт только в отдельные дни года. [ 39 ]

Паломники, несущие Ирумуди в Сабаримале

Паломники часто начинают подготовку за несколько недель, ведя более простую жизнь, оставаясь безбрачной, придерживаясь вегетарианской диеты или частично поститься и носить черное или синее платье. Эти недели ритуалов называются врутхамом , что означает ношение тулси или рудракша мала. Паломники не признают никакой формы социальной или экономической дискриминации и образуют братство, рассматривающее друг друга как равные. [ 8 ] [ 36 ] [ 40 ] [ 38 ] Паломники называют друг друга тем же именем Свами, означающим «Бог». [ 38 ] [ 41 ] Паломника в ванне в реке Памба и отправляется по пути к вершине холма на босиком, неся ирумуди (сумка с двумя отсеками, содержащими предложения) на голове. [ 36 ] [ 37 ] Затем они поднимаются на 18 ступеней перед святыней, каждый представляет собой дхармическое значение. [ 36 ] [ 37 ] Священники и преданные приносят цветы и разбегают их возле храма, повторяя различные шлоки . [ 42 ] Поскольку божество, как полагают, является безбрачным, женщинам в их плодородном возрасте не разрешается войти в храм. [ 25 ] [ 36 ] [ 37 ] Самый значительный фестиваль, связанный с ним, - это Макаравилакку , наблюдаемый вокруг зимнего солнцестояния. [ 22 ] [ 43 ] </ref> harivarasanam - это маниправалам аштакам, составленный в похвале Шиве, но спетый как колыбельный для Айяппана. [ 44 ]

Другие храмы включают храм Аханковила Састха , храм Арианкаву Састха , экологичный храм Шри Дхармасастха и Храм Кулатупудха Састха в Керале. [ 45 ] Храмы в Тамилнаде расположены в Анне Нагар , [ 46 ] Махалингапурам , [ 47 ] Браузер , [ 48 ] и Раджа Аннамалайпурам в Ченнаи , [ 49 ] и Coimbatore . [ 50 ] В то время как храмы Айяппы обычно показывают его как безбрашку йога, несколько храмов, таких как то, что в храме Аканковила Састха изображают его как женатого человека с двумя женами Пурна и Пушкала, а также сына Сатьяка. [ 51 ] [ 52 ] Считается, что некоторые из храмов Айяппы были созданы Парашурамой . [ 53 ] В холле Ponnambalamedu в западных Гатах ритуальное освещение большого пламени проводится во время Макаравилакку . [ 54 ]

Мечеть Вавара по дороге в Сабарималу

Айяппан остается одним из немногих божеств в индуистских традициях, которых уважают другие религиозные общины, включая мусульман и христиан. [ 25 ] Согласно правительству Кералы , существует теория о том, что храм Сабарималы был буддийского происхождения. [ 55 ] Айяппан также почитается мусульманами в Керале из -за его ассоциации с Ваваром. [ 17 ] [ 8 ] В этой мифологии Айяппа противостоит грабителю пиратов, управляемого грабителем Ваваром в джунглях, а Айяппа победил Вавара, который затем становится надежным лейтенантом Айяппы, помогающим борьбу с другими пиратами и грабителями. [ 56 ] В другой версии Вавар утверждается, что является мусульманским святым из Аравии, который работает с ним. [ 57 ] Мечеть, посвященная Вавару, стоит рядом со святыней Кадутта Свами у подножия пути паломничества, как в виде божеств -опекунов. Паломники пробуют молитву обоим, прежде чем начать поход к Сабаримале. [ 56 ] По словам Кента, мечеть не содержит смертных остатков Вавара, хотя мечеть возле Сабарималы включает в себя могилу, и никто не может встречаться с Ваваром и не предоставить, когда и где он жил, поэтому он может быть мифом. Легенда Вавара и святынь Палли могут отражать индуистский подход к принятию и кооптированиям легендарных деятелей или святых других религий в пределах его сгиба. [ 58 ]

[ редактировать ]

Несколько в In In In In In In Intiian Films были сделаны Ayt Ayyppan. Теас: Сабаримала Айаппан (1961) С. Шрирамулу Найду , Свами Айаппан 1980 С. С. С. С. Арул ( ), Дасаратан, Тахарум Айаппан (1987) от Дасаратана, Шив Путра Св -Ами Айаппа (1990) от Пс Мани Дасаратана Сабария Шриа Айаппа (1990) Алай . Ayappppa Swamyam (1992) 1993 Свамиама ( ) К. Шанкар , Джай Хари Путра Айаппа (197), Bhagwan Ayappa (2007) от Irajwaan ( Ayappa (2007 ) от Sharanam Ayappa 2012). Ayyappa (2012) Ara Ayyappane (2016) Прака Катакшам Саи (2019) Рудрапатла Венугопурам ( 2023) Вишну Мохан. [ 59 ] [ 60 ]

Asianet выпустила серию Malayalam под названием Avan 2006 году Ayappan ( Ayyappan ) 2023 в . Swami История Ayyappa Парвати Ганеше продиктована индийском телешоу в [ 61 ] История Айяппана была адаптирована как комикс в 673 -м выпуске серии индийских комиксов Амар Читра Катха . [ 62 ] [ 63 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный Младший 2002 , с. 21
  2. ^ Jump up to: а беременный Срикант, CV Mani (1998). Сабарила: его вечное сообщение Интегральные книги. П. 37. ISBN  978-8-186-10712-6 .
  3. ^ Младший 2002 , с. 166
  4. ^ Андронов, Михаил Серджеевич (1996). грамматика малаяламского языка в историческом обращении Отто Харрасовиц Верлаг П. 49. ISBN  978-3-447-03811-9 .
  5. ^ Бронхорст, Йоханнес; Дешпанде, Мадхав (25–27 октября 1996 г.). Арийский и неарийский в Южной Азии: доказательства, интерпретация и идеология . Международный семинар по арийским и неарийским в Южной Азии. Гарвардская восточная серия: Opera Minora . Тол. 3 (переиздание изд.). Мичиганский университет, Энн -Арбор, Мичиган: Гарвардский университет (опубликовано 1999). С. 177–178. ISBN  978-1-888-78904-1 .
  6. ^ Махадеван, Ираватхам (2003). Ранняя тамильская эпиграфия с самых ранних времен до Мичиганского университета шестого века . п. 106. ISBN  978-0-674-01227-1 .
  7. ^ Киттель Ф., Преподобный (июнь 1872 г.). "Coorg суеверия" . Индийский антиквар: журнал восточных исследований в области археологии, истории, литературы, языков, фольклора . Австрийская национальная библиотека : 168 . Получено 22 августа 2024 года . Ayyappa (Ayya-appa) † т.е. лорд-отец ... † ay, айя, является почетным названием среди дравидийцев, часто прикрепленных к собственному именам, ... {{cite journal}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). "Айяппан" . Энциклопедия индуизма . Infobase Publishing . п. 58. ISBN  978-0-816-07564-5 Полем Получено 22 августа 2024 года .
  9. ^ Jump up to: а беременный Dubey, DP (1995). Исследования паломничества: священные места, священные традиции . Общество исследований паломничества. С. 136–137. ISBN  978-8-190-05201-6 .
  10. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Dalal 2010 , с. 44
  11. ^ Jump up to: а беременный Sekar 1992 , p. 19
  12. ^ Гриффитс, Пол Дж. (1994). Будда: классическая доктрина Будды . Государственный университет Нью -Йорк Пресс . п. 64. ISBN  978-0-791-42127-7 .
  13. ^ Sekar 1992 , p. 23
  14. ^ Младший 2002 , с. 21–25.
  15. ^ Майсур Нарасимхачар Шринивас (2002). Собранные очерки . Издательство Оксфордского университета . п. 352. ISBN  978-0-195-65174-4 .
  16. ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . Brill Publishers . п. 72. ISBN  9004064982 .
  17. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Лазер 2014 , с. 63 .
  18. ^ Младший 2002 , с. 18–25.
  19. ^ Goudriaan, Teun (1978). «Мая богов: Мохини» . Мая Божественный и Человеческий БАНАССИДОВЫЕ РАЗДЕЛА . стр. 42–43. ISBN  978-81-208-2389-1 Полем Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 1 октября 2020 года .
  20. ^ Jump up to: а беременный в Младший 2002 , с. 18
  21. ^ Лазер 2014 , с. 64
  22. ^ Jump up to: а беременный Дениз Куш; Кэтрин А. Робинсон; Майкл Йорк (2008). Энциклопедия индуизма . Routledge . п. 78. ISBN  978-0-700-71267-0 Полем Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Получено 25 августа 2017 года .
  23. ^ Младший 2002 , с. 18–19.
  24. ^ Паттаник (2014). Пашу: Животные ПИСЛОГО МИФОЛОГИЯ . Книги книг стр. 109–111. ISBN  978-8-184-75692-0 .
  25. ^ Jump up to: а беременный в «Айяппан - индуистское божество» . Энциклопедия Британская . 2014. Архивировано с оригинала 24 августа 2017 года . Получено 23 августа 2017 года .
  26. ^ Джеффри Д. Лонг (2011). Исторический словарь индуизма . Пресс чучела . п. 78. ISBN  978-0-810-87960-7 .
  27. ^ Младший 2002 , с. 17–21.
  28. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Младший 2002 , с. 20–21.
  29. ^ Jump up to: а беременный Младший 2002 , с. 21–22.
  30. ^ Кент 2013 , с. 80-83.
  31. ^ Рут Ванита; Салим Кидвай (2000). Однополая любовь в Индии: чтения в индийской литературе . Springer Publishing . п. 94. ISBN  978-1-137-05480-7 Полем Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 1 октября 2020 года .
  32. ^ Sekar 1992 , p. 20
  33. ^ Пиллай, В. Нараяна (1939). «Культ Шаста в Траванкоре. Это пережитка буддизма?» Полем Труды Индийского исторического конгресса . 3 : 230–240. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44252378 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Получено 30 августа 2023 года .
  34. ^ Кумар 2014 , с. 212 .
  35. ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Сарп и сыновья. п. 28. ISBN  978-8-176-25039-9 .
  36. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Фред Клеки (1978). Бардуэлл Л. Смит (ред.). Религия и легитимация власти в Южной Азии . Brill Publishers . С. 3–9. ISBN  978-9-004-05674-9 .
  37. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Младший 2002 , с. 18–23.
  38. ^ Jump up to: а беременный в Диана Л. Эк (2012). Индия: священная география . Случайный дом. С. 13–14. ISBN  978-0-385-53191-7 .
  39. ^ «Мандала Пуджа 2022: Все, что вам нужно знать о Мандале Калам» . The Times of India . 17 ноября 2022 года. ISSN   0971-8257 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Получено 15 декабря 2023 года .
  40. ^ Кент 2013 , с. 14-15.
  41. ^ Э. Валентин Даниэль (1987). Жидкие знаки: быть человеком тамильским путем . Калифорнийский университет . С. 244–262. ISBN  978-0-520-06167-5 .
  42. ^ Стивен Кнапп (2009). Справочник духовной Индии . Jaico. С. 416–419. ISBN  978-8-184-95024-3 .
  43. ^ Далал 2010 , с. 350 .
  44. ^ "Этот сезон Сабарилы, обновленная колыбельная для лорда Аййяпа " Индус ​19 ноября 2017 года. ISSN   0971-751X . Архивировано 3 октября из оригинала Получено 25 декабря
  45. ^ «5 Храмов, часть трассы паломничества Sabarimala» . Новый индийский экспресс . 18 января 2016 года. Архивировано с оригинала 5 октября 2023 года . Получено 1 июня 2024 года .
  46. ^ «Где сервис божественный» . Индус . 17 апреля 2003 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2004 года . Получено 1 мая 2013 года .
  47. ^ «Сарасвати Пуджа праздновал в храме Махалингапурам Айяппан в Ченнаи» . Ани новости . 8 октября 2019 года. Архивировано с оригинала 25 января 2023 года . Получено 1 июня 2024 года .
  48. ^ «Сотни детей готовятся к Vidyarambham в городе» . The Times of India . 29 сентября 2017 года. Архивировано с оригинала 24 декабря 2023 года . Получено 1 июня 2024 года .
  49. ^ «1008 Санга-Абхисекам в храме Шри Айяппана 10 июня» . Mylapore Times . 31 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 1 июня 2024 года .
  50. ^ «Onam 2023: преданные -забитые храм Айяппан в Коимбаторе» . Ани новости . 29 августа 2023 года. Архивировано с оригинала 25 июля 2024 года . Получено 1 июня 2024 года .
  51. ^ К. Срикумаран (2005). Theerthanraathra: паломничество через различные храмы . Бхаратия Видья Бхаван . стр. 103, 120. ISBN  978-8-172-76363-3 .
  52. ^ Паттанайк, Девдутт (2014). Мужчина, который был женщиной и другими странными сказками из индуистских знаний . Routledge . п. 127. ISBN  978-1-317-76630-8 .
  53. ^ Мария А. Дэвид (2009). За пределами границ: индуистские отношения и основные христианские общины . Ispck. п. 9. ISBN  978-8-184-65001-3 .
  54. ^ «Свет в День Маркарсамкарамы Арти » . Zee News . 7 января 2012 года. Архивировано с оригинала 25 июля 2024 года . Получено 16 января 2013 года .
  55. ^ «Храм Сабаримала был буддийским храмом, правительство Кералы сообщает Верховный суд» . Новый индийский экспресс . 12 ноября 2018 года . Получено 1 июня 2024 года .
  56. ^ Jump up to: а беременный Кент 2013 , с. 81-86.
  57. ^ Кумар, КП Нараяна. «Прежде чем прибыть в храм Сабаримала в Кералу, преданные посещают мечеть» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 8 мая 2021 года .
  58. ^ Элиза Кент (2013). Линии в воде: религиозные границы в Южной Азии . Syracuse University Press. С. 84–88. ISBN  978-0-8156-5225-0 .
  59. ^ Раджадхьякша, Ашиш; Willemen, Paul (1999). Энциклопедия индийского кино . «Брит» Тиш Институт кино. ISBN  9780851706696 .
  60. ^ «Айяппан сейчас в туане Аватар» . Индус . 20 июня 2012 года. Архивировано с оригинала 31 мая 2022 года . Получено 21 июня 2014 года .
  61. ^ «История времени для детей - Вигнахарта Ганеш» . Sony Liv . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Получено 31 декабря 2019 года .
  62. ^ Шьямала Махадеван (1975). Айяппан: Господь Шабаримала . Амар Читра Катха . ISBN  978-8-184-82016-4 Полем Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 23 июля 2024 года .
  63. ^ "Айяппан" . Амар Читра Катха . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Получено 1 июня 2024 года .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Ayyappan в Wikimedia Commons
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c0cc27e2294cc11ba030aaf5ad07409__1724694600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/09/7c0cc27e2294cc11ba030aaf5ad07409.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ayyappan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)