Айаппан
Айаппан | |
---|---|
Бог истины и праведности | |
![]() Ayyappa (n) сидит на тигере | |
Принадлежность | индуизм |
Обилие | Сабарималаа |
Мантра | Svāmiye śaraam Ayappa [ 1 ] |
Оружие | Лук и стрела , меч |
Символы | Колокол , лук и стрела |
День | Суббота |
Устанавливать | Тигр |
Тексты | Брахманда Пурана |
Пол | Мужской |
Фестивали | Макаравилакку |
Генеалогия | |
Рожденный | Маникандан |
Родители |
Айяппан , также известный как Дхармасастха и Маникандан , является индуистским божеством истины и праведностью. Согласно индуистскому богословию, он описывается как сын Шивы и Вишну в форме Мохини , что представляет мост между шейвизмом и вайшнавизмом .
Айяппан - божество воинов и почитается за его аскетическую преданность Дхарме , этическому и правильному образу жизни. Обычно его изображают как молодой человек, едущий или возле бенгальского тигра и держащий лук и стрелу . В некоторых представлениях его видно, что он держит меч и катается на индийском слоне или лошади . Другая иконография, как правило, показывает его в йогической позе в колоколе на шее.
Легенда и мифология айяппана варьируются в разных регионах, отражая традицию, которая развивалась с течением времени. Согласно Malayalam Lore, Ayyappan представлен как воин принц королевства Пандалы . В более поздние годы истории Айяппана расширились с различными версиями, описывающими его как воина, который защищал людей от злых деятелей, помогая восстановить дхармические практики, и он развивался, чтобы быть божеством. В некоторых регионах айяппан и тамильское народное божество айянар считаются одинаковыми с аналогичными характеристиками.
Несмотря на то, что поклонение Айяппану было распространено ранее в Керале , его популярность распространилась в 20 -м веке до большей части южной Индии . Его обитель Сабаримала расположена на берегах реки Памбы в лесах Западных Гат и является крупным местом паломничества, привлекая миллионы в год. Паломники часто заранее участвуют в нескольких недель подготовки, ведя более простую жизнь, оставаясь безбрачным и поездка на холм на босиком, неся ирумуди (сумку с предложениями) на голову.
Имена и этимология
[ редактировать ]Название Ayyappan - это комбинация двух слов, айян и Аппан . [ 2 ] [ 3 ] Айян на тамильском и подобном малаяламском словом «Акчан » означает «отец». [ 4 ] [ 5 ] Аппан также используется для обозначения «отца»; В тамиле оба слова также используются в качестве почетных названий. [ 2 ] [ 6 ] Он описывается как сын Мохини (женская форма Вишну ) и Шиву с именем Айяппана, подразумевающего как «лорд-отход». [ 7 ] [ 8 ] Название также могло быть получено из сочетания арийского и Аппана с прежним значением «почитаемого». [ 9 ]
В индуистских писаниях, таких как Вишну Пурана и Шримад Бхагаватхам , его ссылаются как Дхармасастха и Састха , что означает «правитель царства». [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ] Слово састха также могло быть получено из буддизма , так как Айяппан рассматривается как воплощение Будды , а Будда было известно под одно и то же имя, что означает учитель. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] Он также известен как Харихарасудхан , то есть «сын Харихары » как слияние Хари и Хары , имена, данные Вишну и Шиве соответственно. [ 10 ] Его также называют Маникандой с Мани, означающим Белл и Канду, означающую шею на санскрите , переводя к владельцу колокола на шее. [ 10 ] [ 13 ]
Иконография и изображения
[ редактировать ]
Айяппан является божеством -воином, и его почитают за его аскетную преданность Дхарме , этическому и правильному образу жизни, чтобы развернуть его военный гений и смелых йогических военных способностей, чтобы уничтожить тех, кто является мощным, но неэтичным, оскорбительным и произвольным. [ 14 ] Он обычно представлен как селибатный молодой человек с луком и стрелой , катаясь на бенгальском тигра . [ 15 ] В некоторых представлениях его видно, что он держит поднятый лук в левой руке, держа стрелу или меч в правой руке, расположенный по диагонали через левое бедро. [ 16 ] Другая иконография, как правило, показывает его в йогической позе в колоколе на шее. [ 17 ] В некоторых представлениях, таких как в Шри -Ланке , ему показывается, что он катается на индийском слоне или на лошади . [ 9 ]
Богословие и историческое развитие
[ редактировать ]Легенда и мифология айяппана варьируются в разных регионах, отражая традицию, которая развивалась с течением времени. [ 18 ] Согласно Puranas , он упоминается как воплощение Харихарапутры, сына Шивы и Мохини. [ 8 ] [ 10 ] [ 17 ] Хотя это взаимодействие между Шивой и Мохини упоминается в Бхагавата -Пуране , он не упоминается по имени Айяппа. [ 19 ]
Согласно Малаяламскому фольклору, Айяппан представлен как воин принц королевства Пандалы . [ 20 ] [ 21 ] Поскольку королевская семья была бездетной, король Пандалама нашел мальчика на берегах реки Памба . [ 8 ] [ 10 ] [ 22 ] Король назвал мальчика Маниканта и поднял его своим сыном, по совету аскета. Когда Маниканте было 12 лет, король хотел официально, как наследник. Однако королева возражала против этого, предпочитая ее младшего биологического ребенка. [ 8 ] [ 20 ] Королева симулировала болезнь, попросив молоко тигра вылечить ее болезнь и потребовала, чтобы Маникантха была отправлена, чтобы получить то же самое. Он добровольно вызвался, вошел в лес и вернулся, катаясь на тигрике. Он столкнулся и победил демонию Махиши. [ 10 ] Махиши хотел быть его женой, но Айяппа был безбрачным, отказался от предложения и убил демонессу. [ 8 ] [ 20 ] Король осознал свои особые способности и признал его божественным существом и решил сделать для него храм. Маниканта превращается в Айяппу и стреляет стрелой, чтобы обозначить место для святыни. [ 23 ]
В некоторых версиях в некоторых версиях существуют небольшие различия, а Айяппа отрекается от королевства и становясь аскетическим йогом в лесистой горе. [ 24 ] В другой версии его описывают как сын сестры короля, который родился в лесу и послал его дяде позже. Когда святыня Састха в Сабаримале был разрушен врагами короля, он победил их, переустановил статую и исчез в нее. [ 10 ] В некоторых версиях он воспитывал бездетную королевскую пару Раджашекара Пандиан и Коперундви, и вырос как йог воина . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
По словам Пола Юнгера, в конце средневековья появились дополнительные легенды, которые связывали другие индуистские божества и мифологии с Айяппаном. [ 28 ] Божественные существа Датта и Лила пришли на землю как люди. Датта хотела вернуться в Божественное Царство, но Лила наслаждалась своей жизнью на Земле и хотела остаться на земле. [ 1 ] Он разозлился и проклял ее, чтобы стать махиши (водяная демония буйвола). Лила, в свою очередь, прокляла его, чтобы стать Махишей , демоном буйвола с водой, и они оба разграбили землю своими злыми действиями. Махишасура была позже убита богиней Дургой , в то время как Махиши был убит Айяпаном, заканчивая террором зла и освобождающую Лилу, которая ранее была проклята. [ 29 ] Эти легенды синкретически связаны и объединили различные индуистские традиции вокруг шейвизма , вайшнавизма и шактизма . [ 29 ]
В последующие годы истории Айяппана расширились. Одна из таких версий имеет корни между 1 -м и 3 -м веком н.э., где он развивался, чтобы быть божествам, которое защищало торговцев и торговцев от врагов, таких как грабители и разграбления. [ 28 ] Его храмы и традиции вдохновили на индуистских йоги наемников, которые защищали торговые маршруты в Южной Индии от преступников и помогли восстановить практику дхармической торговли. [ 28 ] В другой версии он изображается как ребенок священника, чей отец был убит страшным преступником. Очередь похищает принцессу, и он делает дерзкого спасения, убивающего преступника в процессе. [ 28 ] В вариации истории Айяпп формирует союз с мусульманским воином Ваваром против преступника Удаянана, который образует основу для поклонения как в мечети , так и в индуистском храме, прежде чем начать паломничество в храм Айяппа. [ 28 ]
По словам Элизы Кент, легенды в традиции Айяппы, кажется, «искусственно смешаны и собраны в своего рода коллаж». [ 30 ] Рут Ванита предполагает, что Айяппан, вероятно, вышел из слияния дравидийского бога племенного происхождения и пуранической истории о взаимодействии Шивы и Мохини. [ 31 ] В некоторых регионах Айяппан и Тамильское народное божество Айянар считаются такими же с аналогичными характеристиками и называют причиной его больших последователей среди тамилов . [ 10 ] [ 32 ] [ 33 ]
Поклонение
[ редактировать ]
Несмотря на то, что поклонение Айяппану было распространено ранее в Керале , его популярность распространилась в 20 -м веке до большей части южной Индии . [ 17 ] [ 34 ] [ 35 ] есть много храмов, В то время как в Южной Индии чье председательствующее божество - Айяппан, самая выдающаяся храм расположена в Сабаримале на берегах реки Памба на холмах Западных Гат в Керале . Это крупный центр паломничества, привлекая миллионы индусов каждый год. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Храм открыт только в отдельные дни года. [ 39 ]
Паломники часто начинают подготовку за несколько недель, ведя более простую жизнь, оставаясь безбрачной, придерживаясь вегетарианской диеты или частично поститься и носить черное или синее платье. Эти недели ритуалов называются врутхамом , что означает ношение тулси или рудракша мала. Паломники не признают никакой формы социальной или экономической дискриминации и образуют братство, рассматривающее друг друга как равные. [ 8 ] [ 36 ] [ 40 ] [ 38 ] Паломники называют друг друга тем же именем Свами, означающим «Бог». [ 38 ] [ 41 ] Паломника в ванне в реке Памба и отправляется по пути к вершине холма на босиком, неся ирумуди (сумка с двумя отсеками, содержащими предложения) на голове. [ 36 ] [ 37 ] Затем они поднимаются на 18 ступеней перед святыней, каждый представляет собой дхармическое значение. [ 36 ] [ 37 ] Священники и преданные приносят цветы и разбегают их возле храма, повторяя различные шлоки . [ 42 ] Поскольку божество, как полагают, является безбрачным, женщинам в их плодородном возрасте не разрешается войти в храм. [ 25 ] [ 36 ] [ 37 ] Самый значительный фестиваль, связанный с ним, - это Макаравилакку , наблюдаемый вокруг зимнего солнцестояния. [ 22 ] [ 43 ] </ref> harivarasanam - это маниправалам аштакам, составленный в похвале Шиве, но спетый как колыбельный для Айяппана. [ 44 ]
Другие храмы включают храм Аханковила Састха , храм Арианкаву Састха , экологичный храм Шри Дхармасастха и Храм Кулатупудха Састха в Керале. [ 45 ] Храмы в Тамилнаде расположены в Анне Нагар , [ 46 ] Махалингапурам , [ 47 ] Браузер , [ 48 ] и Раджа Аннамалайпурам в Ченнаи , [ 49 ] и Coimbatore . [ 50 ] В то время как храмы Айяппы обычно показывают его как безбрашку йога, несколько храмов, таких как то, что в храме Аканковила Састха изображают его как женатого человека с двумя женами Пурна и Пушкала, а также сына Сатьяка. [ 51 ] [ 52 ] Считается, что некоторые из храмов Айяппы были созданы Парашурамой . [ 53 ] В холле Ponnambalamedu в западных Гатах ритуальное освещение большого пламени проводится во время Макаравилакку . [ 54 ]

Айяппан остается одним из немногих божеств в индуистских традициях, которых уважают другие религиозные общины, включая мусульман и христиан. [ 25 ] Согласно правительству Кералы , существует теория о том, что храм Сабарималы был буддийского происхождения. [ 55 ] Айяппан также почитается мусульманами в Керале из -за его ассоциации с Ваваром. [ 17 ] [ 8 ] В этой мифологии Айяппа противостоит грабителю пиратов, управляемого грабителем Ваваром в джунглях, а Айяппа победил Вавара, который затем становится надежным лейтенантом Айяппы, помогающим борьбу с другими пиратами и грабителями. [ 56 ] В другой версии Вавар утверждается, что является мусульманским святым из Аравии, который работает с ним. [ 57 ] Мечеть, посвященная Вавару, стоит рядом со святыней Кадутта Свами у подножия пути паломничества, как в виде божеств -опекунов. Паломники пробуют молитву обоим, прежде чем начать поход к Сабаримале. [ 56 ] По словам Кента, мечеть не содержит смертных остатков Вавара, хотя мечеть возле Сабарималы включает в себя могилу, и никто не может встречаться с Ваваром и не предоставить, когда и где он жил, поэтому он может быть мифом. Легенда Вавара и святынь Палли могут отражать индуистский подход к принятию и кооптированиям легендарных деятелей или святых других религий в пределах его сгиба. [ 58 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Несколько в In In In In In In Intiian Films были сделаны Ayt Ayyppan. Теас: Сабаримала Айаппан (1961) С. Шрирамулу Найду , Свами Айаппан 1980 С. С. С. С. Арул ( ), Дасаратан, Тахарум Айаппан (1987) от Дасаратана, Шив Путра Св -Ами Айаппа (1990) от Пс Мани Дасаратана Сабария Шриа Айаппа (1990) Алай . Ayappppa Swamyam (1992) 1993 Свамиама ( ) К. Шанкар , Джай Хари Путра Айаппа (197), Bhagwan Ayappa (2007) от Irajwaan ( Ayappa (2007 ) от Sharanam Ayappa 2012). Ayyappa (2012) Ara Ayyappane (2016) Прака Катакшам Саи (2019) Рудрапатла Венугопурам ( 2023) Вишну Мохан. [ 59 ] [ 60 ]
Asianet выпустила серию Malayalam под названием Avan 2006 году Ayappan ( Ayyappan ) 2023 в . Swami История Ayyappa Парвати Ганеше продиктована индийском телешоу в [ 61 ] История Айяппана была адаптирована как комикс в 673 -м выпуске серии индийских комиксов Амар Читра Катха . [ 62 ] [ 63 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Младший 2002 , с. 21
- ^ Jump up to: а беременный Срикант, CV Mani (1998). Сабарила: его вечное сообщение Интегральные книги. П. 37. ISBN 978-8-186-10712-6 .
- ^ Младший 2002 , с. 166
- ^ Андронов, Михаил Серджеевич (1996). грамматика малаяламского языка в историческом обращении Отто Харрасовиц Верлаг П. 49. ISBN 978-3-447-03811-9 .
- ^ Бронхорст, Йоханнес; Дешпанде, Мадхав (25–27 октября 1996 г.). Арийский и неарийский в Южной Азии: доказательства, интерпретация и идеология . Международный семинар по арийским и неарийским в Южной Азии. Гарвардская восточная серия: Opera Minora . Тол. 3 (переиздание изд.). Мичиганский университет, Энн -Арбор, Мичиган: Гарвардский университет (опубликовано 1999). С. 177–178. ISBN 978-1-888-78904-1 .
- ^ Махадеван, Ираватхам (2003). Ранняя тамильская эпиграфия с самых ранних времен до Мичиганского университета шестого века . п. 106. ISBN 978-0-674-01227-1 .
- ^ Киттель Ф., Преподобный (июнь 1872 г.). "Coorg суеверия" . Индийский антиквар: журнал восточных исследований в области археологии, истории, литературы, языков, фольклора . Австрийская национальная библиотека : 168 . Получено 22 августа 2024 года .
Ayyappa (Ayya-appa) † т.е. лорд-отец ... † ay, айя, является почетным названием среди дравидийцев, часто прикрепленных к собственному именам, ...
{{cite journal}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). "Айяппан" . Энциклопедия индуизма . Infobase Publishing . п. 58. ISBN 978-0-816-07564-5 Полем Получено 22 августа 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный Dubey, DP (1995). Исследования паломничества: священные места, священные традиции . Общество исследований паломничества. С. 136–137. ISBN 978-8-190-05201-6 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Dalal 2010 , с. 44
- ^ Jump up to: а беременный Sekar 1992 , p. 19
- ^ Гриффитс, Пол Дж. (1994). Будда: классическая доктрина Будды . Государственный университет Нью -Йорк Пресс . п. 64. ISBN 978-0-791-42127-7 .
- ^ Sekar 1992 , p. 23
- ^ Младший 2002 , с. 21–25.
- ^ Майсур Нарасимхачар Шринивас (2002). Собранные очерки . Издательство Оксфордского университета . п. 352. ISBN 978-0-195-65174-4 .
- ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . Brill Publishers . п. 72. ISBN 9004064982 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Лазер 2014 , с. 63 .
- ^ Младший 2002 , с. 18–25.
- ^ Goudriaan, Teun (1978). «Мая богов: Мохини» . Мая Божественный и Человеческий БАНАССИДОВЫЕ РАЗДЕЛА . стр. 42–43. ISBN 978-81-208-2389-1 Полем Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 1 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Младший 2002 , с. 18
- ^ Лазер 2014 , с. 64
- ^ Jump up to: а беременный Дениз Куш; Кэтрин А. Робинсон; Майкл Йорк (2008). Энциклопедия индуизма . Routledge . п. 78. ISBN 978-0-700-71267-0 Полем Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Получено 25 августа 2017 года .
- ^ Младший 2002 , с. 18–19.
- ^ Паттаник (2014). Пашу: Животные ПИСЛОГО МИФОЛОГИЯ . Книги книг стр. 109–111. ISBN 978-8-184-75692-0 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Айяппан - индуистское божество» . Энциклопедия Британская . 2014. Архивировано с оригинала 24 августа 2017 года . Получено 23 августа 2017 года .
- ^ Джеффри Д. Лонг (2011). Исторический словарь индуизма . Пресс чучела . п. 78. ISBN 978-0-810-87960-7 .
- ^ Младший 2002 , с. 17–21.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Младший 2002 , с. 20–21.
- ^ Jump up to: а беременный Младший 2002 , с. 21–22.
- ^ Кент 2013 , с. 80-83.
- ^ Рут Ванита; Салим Кидвай (2000). Однополая любовь в Индии: чтения в индийской литературе . Springer Publishing . п. 94. ISBN 978-1-137-05480-7 Полем Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 1 октября 2020 года .
- ^ Sekar 1992 , p. 20
- ^ Пиллай, В. Нараяна (1939). «Культ Шаста в Траванкоре. Это пережитка буддизма?» Полем Труды Индийского исторического конгресса . 3 : 230–240. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44252378 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Получено 30 августа 2023 года .
- ^ Кумар 2014 , с. 212 .
- ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Сарп и сыновья. п. 28. ISBN 978-8-176-25039-9 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Фред Клеки (1978). Бардуэлл Л. Смит (ред.). Религия и легитимация власти в Южной Азии . Brill Publishers . С. 3–9. ISBN 978-9-004-05674-9 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Младший 2002 , с. 18–23.
- ^ Jump up to: а беременный в Диана Л. Эк (2012). Индия: священная география . Случайный дом. С. 13–14. ISBN 978-0-385-53191-7 .
- ^ «Мандала Пуджа 2022: Все, что вам нужно знать о Мандале Калам» . The Times of India . 17 ноября 2022 года. ISSN 0971-8257 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Получено 15 декабря 2023 года .
- ^ Кент 2013 , с. 14-15.
- ^ Э. Валентин Даниэль (1987). Жидкие знаки: быть человеком тамильским путем . Калифорнийский университет . С. 244–262. ISBN 978-0-520-06167-5 .
- ^ Стивен Кнапп (2009). Справочник духовной Индии . Jaico. С. 416–419. ISBN 978-8-184-95024-3 .
- ^ Далал 2010 , с. 350 .
- ^ "Этот сезон Сабарилы, обновленная колыбельная для лорда Аййяпа " Индус 19 ноября 2017 года. ISSN 0971-751X . Архивировано 3 октября из оригинала Получено 25 декабря
- ^ «5 Храмов, часть трассы паломничества Sabarimala» . Новый индийский экспресс . 18 января 2016 года. Архивировано с оригинала 5 октября 2023 года . Получено 1 июня 2024 года .
- ^ «Где сервис божественный» . Индус . 17 апреля 2003 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2004 года . Получено 1 мая 2013 года .
- ^ «Сарасвати Пуджа праздновал в храме Махалингапурам Айяппан в Ченнаи» . Ани новости . 8 октября 2019 года. Архивировано с оригинала 25 января 2023 года . Получено 1 июня 2024 года .
- ^ «Сотни детей готовятся к Vidyarambham в городе» . The Times of India . 29 сентября 2017 года. Архивировано с оригинала 24 декабря 2023 года . Получено 1 июня 2024 года .
- ^ «1008 Санга-Абхисекам в храме Шри Айяппана 10 июня» . Mylapore Times . 31 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 1 июня 2024 года .
- ^ «Onam 2023: преданные -забитые храм Айяппан в Коимбаторе» . Ани новости . 29 августа 2023 года. Архивировано с оригинала 25 июля 2024 года . Получено 1 июня 2024 года .
- ^ К. Срикумаран (2005). Theerthanraathra: паломничество через различные храмы . Бхаратия Видья Бхаван . стр. 103, 120. ISBN 978-8-172-76363-3 .
- ^ Паттанайк, Девдутт (2014). Мужчина, который был женщиной и другими странными сказками из индуистских знаний . Routledge . п. 127. ISBN 978-1-317-76630-8 .
- ^ Мария А. Дэвид (2009). За пределами границ: индуистские отношения и основные христианские общины . Ispck. п. 9. ISBN 978-8-184-65001-3 .
- ^ «Свет в День Маркарсамкарамы Арти » . Zee News . 7 января 2012 года. Архивировано с оригинала 25 июля 2024 года . Получено 16 января 2013 года .
- ^ «Храм Сабаримала был буддийским храмом, правительство Кералы сообщает Верховный суд» . Новый индийский экспресс . 12 ноября 2018 года . Получено 1 июня 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный Кент 2013 , с. 81-86.
- ^ Кумар, КП Нараяна. «Прежде чем прибыть в храм Сабаримала в Кералу, преданные посещают мечеть» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 8 мая 2021 года .
- ^ Элиза Кент (2013). Линии в воде: религиозные границы в Южной Азии . Syracuse University Press. С. 84–88. ISBN 978-0-8156-5225-0 .
- ^ Раджадхьякша, Ашиш; Willemen, Paul (1999). Энциклопедия индийского кино . «Брит» Тиш Институт кино. ISBN 9780851706696 .
- ^ «Айяппан сейчас в туане Аватар» . Индус . 20 июня 2012 года. Архивировано с оригинала 31 мая 2022 года . Получено 21 июня 2014 года .
- ^ «История времени для детей - Вигнахарта Ганеш» . Sony Liv . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Получено 31 декабря 2019 года .
- ^ Шьямала Махадеван (1975). Айяппан: Господь Шабаримала . Амар Читра Катха . ISBN 978-8-184-82016-4 Полем Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Получено 23 июля 2024 года .
- ^ "Айяппан" . Амар Читра Катха . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Получено 1 июня 2024 года .
Библиография
[ редактировать ]- Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным верующим . Книги пингвинов . ISBN 978-0-143-41517-6 .
- Кент, Элиза (2013). Линии в воде: религиозные границы в Южной Азии . Syracuse University Press . ISBN 978-0-815-65225-0 .
- Кумар, Пратап (2014). Современный индуизм . Routledge Publishing . ISBN 978-1-317-54635-1 .
- Лазер, Тэмми (2014). Боги и богини древней Индии . Британская образовательная публикация . ISBN 978-1-622-75391-8 .
- Секар, Радхика (1992). Паломничество Шабарималай и культура Айяппана . Motilal Banarsidass Publishers . ISBN 978-8-120-81056-3 .
- Младший, Пол (2002). Играя в божестве: религия фестиваля в южно -индийской традиции . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-195-14044-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ayyappan в Wikimedia Commons