Jump to content

Индоиранцы

(Перенаправлено из Древней персидской религии )
Карта, показывающая происхождение протоиндоиранской (арийской/арийской) синташтинской культуры как миграции народов из европейской культуры шнуровой керамики бронзового века. [1] [2] [3] [4] через фатьяново-балановскую культуру [5] [6] [7] [примечание 1]
Синташтинско -Петровская культура ( красный цвет ) расширилась до андроновской культуры ( оранжевый цвет ) во 2-м тысячелетии до нашей эры , перекрывая цивилизацию Окса ( зеленый цвет ) на юге; он включает в себя территорию самых ранних колесниц ( розовая ).

Индоиранские народы , [10] [11] [12] также известные как Арья или арийцы по своему самоназванию, были группой индоевропейскоязычных народов принесли индоиранские языки в основные части Евразии, , которые волнами начиная с первой половины 2-го тысячелетия до нашей эры. В конечном итоге они разделились на иранские народы и индоарийские народы .

Номенклатура

[ редактировать ]

Термин «арийцы» издавна использовался для обозначения индоиранцев , поскольку Ария было самоназванием древних носителей индоиранских языков , в частности иранцев и индоарийских народов , известных под общим названием «индоиранцы». [13] [14] Несмотря на это, некоторые ученые используют термин «индоиранцы» для обозначения этой группы, хотя термин «арийцы» по-прежнему широко используется большинством ученых, таких как Йозеф Визехофер , [15] Уилл Дюрант , [16] и Яакко Хаккинен. [17] [18] Популяционный генетик Луиджи Лука Кавалли-Сфорца в своей книге 1994 года «История и география человеческих генов » также использует термин «арийцы» для описания индоиранцев. [19]

Источник

[ редактировать ]

Протоиндоиранцев обычно отождествляют с потомками индоевропейцев , известных как синташтинская культура. [20] и последующая андроновская культура в пределах более широкого андроновского горизонта, а их родина - область евразийской степи , граничащая с рекой Урал на западе и Тянь-Шанем на востоке (где индоиранцы заняли территорию, занимаемую более ранними Афанасьевская культура ), а также Трансоксиана и Гиндукуш на юге. [21]

Основываясь на ее использовании индоарийцами в Митанни и Ведической Индии, ее предшествующем отсутствии на Ближнем Востоке и в Хараппской Индии, а также на ее засвидетельствовании в 19-20 веках до нашей эры на андроновском городище Синташта , Кузьмина (1994) утверждает, что колесница подтверждает идентификация Андроново как индоиранского. [примечание 2] Антоний и Виноградов (1995) датировали захоронение колесницы на озере Кривое примерно 2000 г. до н. э., а недавно было обнаружено бактрийско-маргианское захоронение, в котором также содержится жеребенок, что указывает на дальнейшие связи со степями. [25]

По оценкам лингвистов-историков, континуум индоиранских языков, вероятно, начал расходиться к 2000 году до нашей эры. [26] : 38–39  предшествовали как ведической , так и иранской культуре, возникшей позже. Самые ранние зарегистрированные формы этих языков, ведический санскрит и гатический авестийский , удивительно схожи и произошли от общего протоиндоиранского языка . Происхождение и ранние взаимоотношения нуристанских языков с языками иранской и индоарийской групп не совсем ясны.

Расширение

[ редактировать ]
Индоевропейские миграции c. 4000–1000 гг. до н.э. по Курганской гипотезе . Пурпурный цвет указывает на предполагаемый урхеймат ( самарская культура , культура Среднего Стога ), красный - на территорию, которая, возможно, была заселена индоевропейскоязычными народами до ок. 2500 г. до н.э. , а оранжевый — до 1000 г. до н.э. [27]
Археологические культуры, связанные с индоиранскими миграциями (по EIEC ). Культуры Андроново, BMAC и Яз часто ассоциировались с индоиранскими миграциями. , Культуры GGC Cemetery H, Copper Hoard и PGW являются кандидатами на роль культур, связанных с индоарийскими движениями.

Первая волна – индоарии

[ редактировать ]

Двухволновые модели индоиранской экспансии были предложены Берроу (1973). [28] и Парпола (1999) . Индоиранцы и их экспансия прочно связаны с протоиндоевропейским изобретением колесницы . Предполагается, что эта экспансия распространилась от протоиндоевропейской родины к северу от Каспийского моря на юг до Кавказа , Средней Азии , Иранского нагорья и Индийского субконтинента .

Митанни Анатолии
[ редактировать ]

Митанни, народ, известный в восточной Анатолии примерно с 1500 г. до н.э., возможно, имел смешанное происхождение: в коренном неиндоевропейском хурритском большинстве предположительно доминировала неанатолийская, индоарийская элита. [29] : 257  Существуют лингвистические свидетельства существования такого суперстрата в виде:

В частности, в текст Киккули входят такие слова, как аика «один» (т.е. родственный индоарийскому эка ), тера «три» ( три ), панза «пять» ( панча ), сатта «семь», ( сапта ), на «девять» ( нава ), и вартана «поворачиваться», в контексте скачек (индоарийская вартана ). В договоре между хеттами и митанни ашвинские божества Митра , Варуна , Индра и Насатья призываются . Эти заимствованные слова, как правило, связывают суперстрат Митанни с индоарийскими, а не с иранскими языками – то есть ранним иранским словом, обозначающим «один», было aiva . [ нужна ссылка ]

Индийский субконтинент – Ведическая культура
[ редактировать ]

Стандартная модель проникновения индоевропейских языков на Индийский субконтинент состоит в том, что эта первая волна прошла через Гиндукуш либо в истоки Инда , а затем и в Ганг . Самый ранний пласт ведического санскрита , сохранившийся только в Ригведе , относят примерно к 1500 году до нашей эры. [29] : 258  [30] Из Инда индоарийские языки распространились с ок. 1500 г. до н.э. – ок. 500 г. до н.э. , над северной и центральной частями субконтинента, за исключением крайнего юга. Индоарийцы Афганистана в этих областях основали несколько могущественных королевств и княжеств в регионе, от юго-восточного до границ Бенгалии . Самыми могущественными из этих царств были Куру после Ригведы (в Курукшетре и районе Дели) и их союзники Панчалы, расположенные дальше на востоке, а также Гандхара и позднее, примерно во времена Будды , царство Косала и быстро расширяется царство Магадхи . Последний просуществовал до IV века до нашей эры, когда был завоеван Чандрагуптой Маурья и образовал центр Империи Маурьев .

В восточном Афганистане и некоторых западных регионах индоарийские Пакистана языки со временем были заменены восточноиранскими языками . Однако большинство индоарийских языков были и до сих пор распространены на остальной территории Индийского субконтинента . Сегодня на индоарийских языках говорят в Индии , Пакистане , Бангладеш , Непале , Шри-Ланке , Фиджи, Суринаме и на Мальдивах .

Вторая волна – иранцы

[ редактировать ]

Вторая волна интерпретируется как иранская волна. [26] : 42–43 

Евразия около 1000 г. до н.э. с указанием местонахождения иранцев и их соседей.

Первыми иранцами, достигшими Черного моря , «возможно» были киммерийцы в VIII веке до нашей эры, хотя их языковая принадлежность к иранцам неясна. За ними последовали скифы , считающиеся западной ветвью среднеазиатских саков . Сарматские племена, из которых наиболее известны роксоланы (Rhoxolani), языги (Jazyges) и аланы (аланы), последовали за скифами на запад, в Европу, в конце веков до нашей эры, а также в I и II веках нашей эры ( Эпоха миграций ). . Многочисленное сарматское племя массагетов , обитавшее вблизи Каспийского моря, было известно ранним правителям Персии в период Ахеменидов . В наибольшем своем распространении, примерно в I веке нашей эры, сарматские племена распространялись от реки Вислы до устья Дуная и на восток до Волги , гранича с берегами Черного и Каспийского морей, а также с Кавказом на юге. [примечание 3] На востоке саки заняли несколько районов Синьцзяна, от Хотана до Тумшука.

Мидийцы ок , персы и парфяне начинают появляться на Иранском нагорье с . 800 г. до н.э. , и Ахемениды , говорящие на изолированном языке, заменили эламиты правили регионом с 559 г. до н.э., хотя иранские народы в значительной степени подчинялись семитоязычной Ассирийской до империи 6 века до н.э. Примерно в первом тысячелетии нашей эры иранские группы начали селиться на восточной окраине Иранского плато, на гористой границе северо-западного и западного Пакистана более ранних индоарийцев , вытесняя из этого региона .

В Восточной Европе иранцы в конечном итоге были решительно ассимилированы (например, славянизация ) и поглощены протославянским населением региона. [31] [32] [33] [34] в то время как в Центральной Азии тюркские языки вытеснили иранские языки в результате тюркской экспансии в первые века нашей эры. Сохранившимися основными иранскими языками являются персидский , пушту , курдский и белуджский , а также множество более мелких. Осетинский язык , на котором в основном говорят в Северной Осетии и Южной Осетии , является прямым потомком аланского языка и, таким образом, единственным сохранившимся сарматским языком некогда широко распространенного восточно-иранского диалектного континуума, который простирался от Восточной Европы до восточных частей Центральной Азии.

Археология

[ редактировать ]

Археологические культуры, связанные с индоиранской экспансией, включают:

Парпола (1999) предлагает следующие определения:

Диапазон дат Археологическая культура Идентификация, предложенная Парполой
2800–2000 гг. до н.э. поздняя катакомбная и полтавская культуры поздний PIE на протоиндоиранский
2000–1800 гг. до н.э. Срубная и абашевская культуры. Протоиранский
2000–1800 гг. до н.э. Петровка-Синташта Протоиндоарийский
1900–1700 до н.э. БМАК «Прото- даса » индоарийцы обосновались в существующих поселениях BMAC, потерпев поражение от «прото- ригведических » индоариев около 1700 г.
1900–1400 до н.э. Кладбище Н Индийский даса
1800–1000 до н.э. Алакуль-Федорово Индоарийцы, в том числе «прото-саума-арийцы», исповедующие Сома. культ
1700–1400 до н.э. ранняя культура Свата Прото-Ригведический
1700–1500 до н.э. поздний BMAC «Прото-Саума-Даса», ассимиляция Прото-Даша и Прото-Саума-Арийского.
1500–1000 до н.э. Ранняя западно-иранская серая посуда Митанни -Арийский (ответвление «Прото-Саума-Даса»)
1400–800 до н.э. поздняя культура Свата и Пенджаб, расписная серая посуда поздний Ригведический
1400–1100 до н.э. Лето II-III, Сейстан Прото- авестийский
1100–1000 до н.э. Гурганская буйволовая посуда, позднезападно-иранская буйволовая посуда Протоперсидский, Протомидийский
1000–400 до н.э. Культуры железного века Синьцзяна Прото -сака
Индоиранские языки

Индоевропейский язык, на котором говорили протоиндоиранцы в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, был сатемским языком, который все еще не очень далеко ушел от протоиндоевропейского языка и, в свою очередь, всего на несколько столетий отделился от ведического санскрита . Ригведа . Основным фонологическим изменением, отделяющим протоиндоиранский язык от протоиндоевропейского, является коллапс аблаутирующих гласных * e, *o, *a в одиночный гласный, протоиндоиранский *a (но см. закон Бругмана ). Закон Грассмана и закон Варфоломея также были полны в протоиндоиранском языке, а также потеря лабиовеляров (kw и т. д.) в k и переход восточно-индоевропейских (Satem) от палатизованного k' к ć, как в протоиндоевропейском *k'ṃto- > Индо-Иран. *ćata- > Санскрит śata-, Древний Иран. сата«100».

Среди звуковых изменений с протоиндоиранского на индоарийский - потеря звонкого шипящего звука *z , среди изменений на иранский - деаспирация звонких придыхательных звуков PIE.

Регионы, где индоиранских языках говорят на , простираются от Европы ( цыганский ) и Кавказа ( осетинский , татский и талышский ) до Месопотамии ( курдские языки , заза-горани и курманджийского диалекта). континуум [35] ) и Иран ( персидский ), на восток до Синьцзяна ( сариколи ) и Ассама ( ассамский ), а также на юг до Шри-Ланки ( сингальский ) и Мальдивских островов ( мальдивский ), с ответвлениями, простирающимися до Океании и Карибского бассейна для Фиджи, хинди и Карибского бассейна. Хиндустани соответственно. Кроме того, существуют большие диаспоры индо-ираноговорящих в северо-западной Европе ( Великобритания ), Северной Америке ( США , Канада ), Австралии , Южной Африке и регионе Персидского залива ( Объединенные Арабские Эмираты , Саудовская Аравия ).

Несмотря на появление более поздних ведических и зороастрийских писаний, индоиранцы разделяли общее наследие концепций, включая универсальную силу *Hṛta- ( санскрит rta , авестийская аша ), священное растение и напиток *sawHma- (санскрит Soma , авестийская хаома ) и боги социального порядка, такие как * митра (санскрит Митра , авестийский и древнеперсидский Митра , Миθра ) и *bʰaga- (санскритский Бхага , авестийский и древнеперсидский Бага ). Протоиндоиранская религия — архаичное ответвление индоевропейской религии . Из различных и рассеянных индоиранских культур можно реконструировать набор общих идей, из которых можно вывести общий, неподтвержденный протоиндоиранский источник. [36]

Доисламская религия народа нуристанцев и дошедшая до нас религия народа калаш находятся под значительным влиянием первоначальной религии индоиранцев, пропитанной местными наслоениями. [37] [38] [39] [40] [41] Майкл Витцель предполагает, что эти религии могут иметь некоторые общие элементы с синтоизмом , одной из национальных религий Японии , которая, по его мнению, может содержать некоторое индо-иранское влияние вследствие контактов, предположительно, в степях Центральной Азии примерно в 2000 году до нашей эры. В синтоизме следы их можно увидеть в мифе о боге бури Сусаноо, убивающем змея Ямата-но-Орочи , и в мифе о богине зари Амэ-но-Удзуме . [42] [43] [44]

Большинство индоиранцев сегодня исповедуют авраамические и дхармические религии.

Разработка

[ редактировать ]

Некоторые верования развивались по-разному по мере разделения и развития культур. Например, слово « даэва », которое появляется в Авесте, также имеет лингвистическое родство с санскритским словом « дева », относящимся к одному из основных классов богов, а также с другими родственными словами во всех индоевропейских традициях. . Действительно, Индра , величайший из дэвов ведической литературы, часто упоминается в зороастрийских текстах как одна из величайших злых сил, уступающая порой только самому Ангра-Майнью. [45] В традиционном зороастрийском исповедании веры, записанном в Авесте , отказ от даэвов является одним из наиболее важных требований для последователя традиции, наряду с поклонением Ахура Мазде и следованием учению Заратустры . Точно так же параллели между злонамеренными ведическими асурами и доброжелательными зороастрийскими ахурами особенно очевидны и поразительны. Варуна , самый могущественный из асуров, не соответствует напрямую Ахура Мазде, но имеет с ним несколько общих черт, особенно с точки зрения его роли царя среди меньших богов и арбитра закона и морали среди смертных. Подобно тому, как Ахура Мазда правит и поддерживает ашу, космический моральный порядок, в Авесте, так же Варуна и асуры поддерживают аналогичную концепцию рита в Ведах . [45]

Ригведическая * Haraxvaitī Сарасвати лингвистически и функционально родственна авестийской Ārəduuī Sūrā Anahitā . [ нужна ссылка ] Обе описываются как мировые реки. Ведическая Сарасвати описывается как «Лучшая из матерей, Лучшая из рек, Лучшая из богинь». [46] Точно так же в ранних частях Авесты иранское *Харахвати — это мировая река, стекающая с мифической центральной горы Хара. Она заблокирована препятствием (по-авестийски «препятствие: vərəθra» ), поставленным там Ангра-Майнью . [36]

Родственные термины

[ редактировать ]
Ригведы (1.1.1–9) Страница рукописи
Ясна 28.1 (Бодлианский MS J2)

Ниже приводится список родственных терминов, которые можно почерпнуть из сравнительного лингвистического анализа Ригведы и Авесты . Обе коллекции относятся к периоду после предполагаемой даты разделения (около 2-го тысячелетия до н. э.) протоиндоиранцев на соответствующие индийскую и иранскую ветви. [36] [47] [48]

Ведический санскрит Авестийский Общее значение
приложение приложение "вода", апас "воды" [48]
Апам Напат , Апам Напат Вокруг Напата «потомство воды» [48]
Арьяман айрьяман «Арья-капюшон» (буквально: ** «член сообщества Арьи») [48]
Асура Махата/ Медха Ахура Мазда «Верховный Господь, Господь Мудрости» [49] [50]
РТА аша/арта «активная истина», распространяющаяся на «порядок» и «праведность». [48] [47]
Атарван āθrauuan, aθaurun Атар "священник" [47]
ой ажи , (ажи) «дракон, змея», «змея» [48]
дайва, дева даэва , (daēuua) класс божеств
ману ману "мужчина" [48]
митра митра , миора «клятва, завет» [48] [47]
Асура ахура другой класс духов [48] [47]
Сарватат Половина времени «целостность», «совершенство». [51] [52]
Сарасвати (Ардрави шура анахита) Хараксвати/Хараксваити ( Арəдууи Сура Анахита ) противоречивая (обычно считающаяся мифологической) река, речная богиня [53] [54]
шить, сома всегда растение, обожествленное [48] [47]
ответ hvarгде Солнце, также родственно греческому helios , латинскому sol , англ. Солнце [51]
Идентичный маленький Возможная богиня огня/солнца; см. Табити (возможно, эллинизированный скифский теоним). Родственен латинскому тепео и некоторым другим терминам. [51]
Вртра -/Вритрагна/Вритрабан веретра, vərəθra (ср. Verethragna , Vərəθraγna) "препятствие" [48] [47]
Яма сделай это сын солнечного божества Вивасвант/Виууахуант [48]
ягья yasna , object: yazata «поклонение, жертвоприношение, приношение» [48] [47]
Гандхарва Гандарева «небесные существа» [48]
я был напуган Запугивание «ведические боги-близнецы, связанные с рассветом, медициной и науками» [48]
Амараттья Амеретат "бессмертие" [48]
Шикарный Он моет «демон засухи» [48]
Мусорщик Асман «небо, высшее небо» [51]
Ангира Манью Ангра-Майнью «разрушительный/злой дух, дух, вспыльчивость, пыл, страсть, гнев, учитель божественного знания» [48]
Маню Мания «гнев, гнев» [48]
Сарва Сарва « Рудра , ведический бог ветра Шива » [51]
Мадху Мед "мед" [48]
Бхута Буити "призрак" [48]
Мантра Мантра «священное заклинание» [48]
Арамати Армаити "благочестие"
Амрита Он закончил «нектар бессмертия» [48]
Амрита Спанда (Амрит Спанда) Амеша Спента «святой нектар бессмертия»
Сумати Слабый "хорошая мысль" [51] [48]
Вздох Хухта «доброе слово» [48]
Нарасамса Найрьосангха "восхваляемый человек" [48]
Вайю Ух ты "ветер" [48]
Ваджра Вазра "болт" [48]
Ушас Ushah "рассвет" [48]
Ахути азуити "предложение" [48]
пурамдхи пуренди [48]
убегать легкие «господин, покровитель, богатство, процветание, разделитель/распространитель удачи» [48]
उसिज उसिज "священник" [48]
трита трита "третий" [48]
Но я «луна, месяц» [48]
Вивасвант Виванхвант "зажигание, утреннее" [48]
Вроде Друй "Злой дух" [48]
Ахи Дасака Ажи Дахака «кусающая змея» [55]

Генетика

[ редактировать ]

R1a1a (R-M17 или R-M198) — субклад, наиболее часто ассоциируемый с индоевропейскими популяциями. Большинство дискуссий о происхождении R1a на самом деле касаются происхождения доминирующего субклада R1a1a (R-M17 или R-M198). R1a1a встречается в двух основных вариантах: Z93 и Z282. [56] R-Z93, по-видимому, охватывает большую часть R1a1a, обнаруженного в Азии, и является родственником индоиранцев. [57] С другой стороны, R-Z282 является основной европейской ветвью R1a1a, преимущественно связанной с балтами и славянами Восточной Европы . [57] Собранные к настоящему времени данные указывают на высокую частоту R-Z93 на севере Индийского субконтинента , в Таджикистане и Афганистане : бенгальские брамины являются носителями до 72% R1a1a, [58] Племя Мохана до 71%, [59] Непал Индусы до 69,20%, [60] и таджики до 68%. [61] В западной части Ирана у иранцев наблюдаются низкие уровни R1a1a, в то время как мужчины в восточных частях Ирана несут до 35% R1a1a. [61] Возможные исторические и доисторические причины этого являются предметом постоянных дискуссий и внимания популяционных генетиков и специалистов по генетической генеалогии, а также представляют потенциальный интерес для лингвистов и археологов.

Из 10 останков человека мужского пола, отнесенных к андроновскому горизонту из Красноярского края, 9 обладали R1a Y-хромосомы гаплогруппой и одна C-M130 гаплогруппа (xC3). Гаплогруппы мтДНК девяти особей, отнесенных к одному и тому же андроновскому горизонту и региону, были следующими: U4 (2 особи), U2e, U5a1, Z, T1, T4, H и K2b.

Исследование 2004 года также установило, что в период бронзового века/железного века большая часть населения Казахстана (часть андроновской культуры в период бронзового века) принадлежала к западноевразийским материнским линиям (с гаплогруппами мтДНК, такими как U, H, HV, T, I и W), и что до XIII–VII веков до нашей эры все казахские образцы принадлежали европейским линиям. [62]

Исследование 2022 года показало, что современные люди из южной части Центральной Азии, особенно таджики и ягнобцы , демонстрируют сильную генетическую преемственность с железного века индоиранцами и лишь незначительно пострадали от внешнего потока генов, в то время как современные тюркские народы в значительной степени ведут свое происхождение от «байкальских народов». источник охотников-собирателей (в среднем ~50%), а остальная часть - это происхождение, максимальное у таджиков. Исторические индоиранцы продемонстрировали высокую генетическую близость к европейским охотникам-собирателям и иранским земледельцам эпохи неолита. [63]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Точная связь между шинташтинской культурой и культурой шнуровой керамики остается неясной; хотя они лингвистически и культурно связаны, генетическое родство еще предстоит решить. [8] [9]
  2. ^ Клейн (1974), как цитируется в Bryant 2001 : 206, признает иранскую идентификацию андроновской культуры, но считает андроновскую культуру слишком поздно. [ нужны разъяснения ] для индо-иранской идентификации, дающей более позднюю дату возникновения андроновской культуры «в 16 или 17 веке до нашей эры, тогда как арийцы появились на Ближнем Востоке не позднее 15-16 веков до нашей эры. [22] Клейн (1974, стр. 58) далее утверждает, что «эти [последние] регионы не содержат ничего, напоминающего андроновские материалы деревянного каркаса». [22] Брентьес (1981) также дает более позднюю датировку андроновской культуры. [23] Брайант далее ссылается на Лионнета (1993) и Франкфорта (1989), которые указывают на отсутствие археологических останков андроновцев к югу от Гиндукуша. [23] Бош-Гимпера (1973) и Хиберт (1998) утверждают, что в Иране также не осталось Андроново. [23] но Хиберт «согласен, что экспансия народа BMAC на иранское плато и пограничные районы долины Инда в начале второго тысячелетия до нашей эры является «лучшим кандидатом на археологическое сопоставление внедрения индоиранских носителей в Иран и Южную Азию». (Хиберт 1995:192)». [24] Сарианиди утверждает, что андроновские племена «проникли в минимальной степени». [23]
  3. ^ Аполлоний ( Argonautica , iii) рассматривал савроматов заклятых врагов царя Ээта Колхиды как (современная Грузия ).
  1. ^ Аллентофт, Мортен Э.; Сикора, Мартин; Шегрен, Карл-Горан; Расмуссен, Саймон; Расмуссен, Мортен; Стендерап, Йеспер; Дамгаард, Питер Б.; Шредер, Ханнес; Альстрем, Торбьёрн; Победитель, Лассе; Маласпинас, Анна-Сапфо; Маргарян, Ашот; Хайэм, Том; Чивалл, Дэвид; Линнеруп, Нильс (11 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555): 167–172. Бибкод : 2015 Природа.522..167А . дои : 10.1038/nature14507 . ISSN   0028-0836 . ПМИД   26062507 .
  2. ^ Мэтисон, Иэн; Лазаридис, Иосиф; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Паттерсон, Ник; Руденберг, Сонгюль Алпаслан; Харни, Эдаоин; Стюардсон, Кристин; Фернандес, Даниэль; Новак, Марио; Сирак, Кендра; Гамба, Кристина; Джонс, Эппи Р.; Ламас, Бастьен; Дрёмов, Станислав (24 декабря 2015 г.). «Общегеномные закономерности отбора у 230 древних евразийцев» . Природа . 528 (7583): 499–503. Бибкод : 2015Natur.528..499M . дои : 10.1038/nature16152 . ISSN   0028-0836 . ПМЦ   4918750 . ПМИД   26595274 .
  3. ^ Нарасимхан, Вагиш М.; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Лазаридис, Иосиф; Липсон, Марк; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Бернардос, Ребекка; Ким, Александр М. (31 марта 2018 г.). Геномное становление Южной и Центральной Азии (Доклад). Геномика. дои : 10.1101/292581 . hdl : 21.11116/0000-0001-E7B3-0 .
  4. ^ Чинталапати, Манджуша; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия (30 мая 2022 г.). «Пространственно-временные закономерности основных событий примеси человека во время европейского голоцена» . электронная жизнь . 11 . doi : 10.7554/eLife.77625 . ISSN   2050-084X . ПМК   9293011 . ПМИД   35635751 .
  5. ^ Энтони 2007 , стр. 380–383.
  6. ^ Кузьмина Э.Е.; Мэллори, JP (2007). Происхождение индоиранцев . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Лейден, Нидерланды ; Бостон: Брилл. п. 302. ИСБН  978-90-04-16054-5 . OCLC   154946049 .
  7. ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К., ред. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон; Чикаго: Фицрой Дирборн. п. 2. ISBN  978-1-884964-98-5 .
  8. ^ Памджав Х, Фехер Т, Немет Э, Падар З (2012). «Краткое сообщение: новые бинарные маркеры Y-хромосомы улучшают филогенетическое разрешение гаплогруппы R1a1». Американский журнал физической антропологии. 149 (4): 611–615. doi:10.1002/ajpa.22167. PMID 23115110. « Однако с открытием замен Z280 и Z93 в рамках данных фазы 1 проекта «1000 геномов» и последующим генотипированием этих SNP в ~ 200 образцах возник раскол между европейскими и азиатскими хромосомами R1a ».
  9. ^ Кристиансен, Кристиан; Кроонен, Гус; Виллерслев, Эске (11 мая 2023 г.). Возвращение к индоевропейской головоломке: интеграция археологии, генетики и лингвистики . Издательство Кембриджского университета. стр. 70–71. ISBN  978-1-009-26174-6 . «Как именно возникновение и распространение шнуровой керамики связано с возникновением и распространением ямного горизонта, остается неясным. Однако запись Y-хромосомы обеих групп указывает на то, что шнуровая керамика не может происходить непосредственно от ямной или поздневосточной земледельческой группы. выбранные до сих пор и, следовательно, вероятно, представляют собой параллельное развитие в лесостепи и лесных зонах умеренного пояса Восточной Европы. Даже в Центральной Европе формирование самых ранних региональных идентичностей шнуровой керамики было результатом местных и региональных социальных практик. в типичном обряде посвящения шнуровой керамики».
  10. ^ Чен, Санпин. «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О КИТАЙСКОМ БОЛГАРЕ». Восточный журнал Венгерской академии наук (1998): 69–83.
  11. ^ Мотти, Виктор Вахиди. «Ричард Слотер: мастер-интерпретатор альтернативного планетарного будущего». Фьючерс 132 (2021 г.): 102796.
  12. ^ Дуайер, Ариенн М. «Текстура языков: языки и власть в Китае». Национализм и этнорегиональная идентичность в Китае. Рутледж, 2013. 68–85.
  13. ^ «Арийский» язык, Герардо Ньоли, Instituto Italiano per l'Africa e l'Oriente, Рим, 2002.
  14. ^ . Шмитт, «Арии» в Энциклопедии Ираника: Отрывок: «Имя «арий» (др.-инд. ā́rya-, ир. *arya- [с кратким а-], в др. перс. ariya-, ав. airiia- и т. д.) — самоназвание народов Древней Индии и Древнего Ирана, говоривших на арийских языках, в отличие от «неарийских» народов этих «арийских» стран (ср. оинд. ан-а́рия-, ав. ан-айриа - и т. д.), и продолжает жить под этническими именами, такими как Алан (лат. Alani, NPперс. īrān, Oss. Ir и Iron.). Также доступно в Интернете: [1] в мае 2010 г.
  15. ^ Визехофер, Йозеф: Древняя Персия . Нью-Йорк: 1996. ИБ Таурис. Рекомендует использовать учёным термин «арийцы» для описания восточной, а не западной ветви индоевропейских народов (см. «арийцы» в указателе).
  16. ^ Дюрант, Уилл: Наше восточное наследие . Нью-Йорк: 1954. Саймон и Шустер. По словам Уилла Дюранта на странице 286: «имя Ариец впервые появляется в [имя] Харри , одного из племен Митанни . Берега Каспийского моря . Этот термин сегодня правильно применяется главным образом к митаннийцам , хеттам , мидянам , персам и ведическим индусам , т. е. только к восточной ветви индоевропейских народов, западная ветвь которых населяла Европу ».
  17. ^ Хаккинен, Яакко (2012). «Ранние контакты уральцев и юкагиров». В Тийне Хютияйнен; Лотта Эльма; Янне Саарикиви; Эрика Сэндман (ред.). Per Urales ad Orientem (Праздник Юхи Янхунена по случаю его 60-летия 12 февраля 2012 г.) (PDF) . Хельсинки: Финно-угорское общество. ISBN  978-952-5667-34-9 . Проверено 12 ноября 2013 г.
  18. ^ Хаккинен, Яакко (23 сентября 2012 г.). «Проблемы метода и интерпретации вычислительной филогенетики на основе лингвистических данных - пример принятия желаемого за действительное: Букерт и др. 2012» (PDF) . Полусухое место происхождения Яакко Хаккинена . Яакко Хаккинен . Проверено 12 ноября 2013 г.
  19. ^ Кавалли-Сфорца, Луиджи Лука ; Меноцци, Пол; Пьяцца, Альберто (1994), История и география человеческих генов , Принстон, Нью-Джерси : Princeton University Press , стр. См. «Арийский» в индексе, ISBN.  978-0-691-08750-4
  20. ^ Лубоцкий, Александр (2023). «Индоевропейская и индоиранская терминология повозок и дата индоиранского раскола» . В Виллерслеве, Эске; Кроонен, Гус; Кристиансен, Кристиан (ред.). Возвращение к индоевропейской головоломке: интеграция археологии, генетики и лингвистики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 257–262. ISBN  978-1-009-26175-3 . Проверено 16 ноября 2023 г.
  21. ^ Энтони 2007 , с. 49.
  22. ^ Перейти обратно: а б Брайант 2001 , с. 206.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Брайант 2001 , с. 207.
  24. ^ Парпола 2015 , с. 76.
  25. ^ Anthony & Vinogradov (1995) ; Kuzmina (1994), Klejn (1974), and Brentjes (1981), as cited in Bryant (2001 :206)
  26. ^ Перейти обратно: а б Мэллори 1989 г.
  27. ^ Кристофер И. Беквит (2009), Империи Шелкового пути , Oxford University Press, стр.30
  28. ^ Берроу 1973 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Мэллори и Мэйр, 2000 г.
  30. ^ Ригведа - Интернет-энциклопедия Britannica
  31. ^ Бжезинский, Ричард; Мельчарек, Мариуш (2002). Сарматы, 600 г. до н. э. — 450 г. н. э . Издательство Оспри. п. 39. (..) Действительно, сейчас принято считать, что сарматы слились с дославянским населением.
  32. ^ Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 523. (..) На своей украинской и польской родине славяне были смешаны и временами перекрыты германоязычными (готами) и ираноязычными (скифами, сарматами, аланами) в меняющемся массиве племенных и национальных конфигураций.
  33. ^ Аткинсон, Дороти; и др. (1977). Женщины в России . Издательство Стэнфордского университета. п. 3. (..) Древние сведения связывают амазонок со скифами и сарматами, которые последовательно господствовали на юге России в течение тысячелетия, начиная с седьмого века до нашей эры. Потомки этих народов были поглощены славянами, которые стали известны как русские.
  34. ^ Словенские исследования . Том. 9–11. Общество словенских исследований. 1987. с. 36. (..) Например, древние скифы, сарматы (среди прочих) и многие другие засвидетельствованные, но ныне вымершие народы были ассимилированы в ходе истории протославянами.
  35. ^ Чатоев Владимир; Косян, Арам (1999). Национальности Армении . Издательство ЕГЕА. п. 61. ИСБН  978-99930-808-0-0 .
  36. ^ Перейти обратно: а б с Ньоли, Герардо (29 марта 2012 г.). «Индоиранская религия» . Энциклопедия Ираника Получено 10 . июля
  37. ^ Сирл, Майк (28 марта 2013 г.). Сталкивающиеся континенты: геологическое исследование Гималаев, Каракорума и Тибета . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-165249-3 .
  38. ^ Камерапикс (1998). Спектр-путеводитель по Пакистану . Книги Интерлинк. ISBN  978-1-56656-240-9 .
  39. ^ Стрэнд, Ричард Ф. (31 декабря 2005 г.). «Сайт Ричарда Стрэнда о Нуристане: Народы и языки Нуристана» . Нуристан.инфо . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 19 января 2012 г.
  40. ^ «Калаши: последнее анимистическое племя Пакистана» . Аталаяр . 29 марта 2021 г. Проверено 31 декабря 2022 г.
  41. ^ Пелтон, Роберт Янг (1 января 1997 г.). Филдинг «Самые опасные места в мире» . Филдинг по всему миру. ISBN  978-1-56952-140-3 . Калаши (что означает «черный» из-за черной одежды, которую они носят) — это анимистическое племя, живущее в регионе, который иногда называют Кафиристаном.
  42. ^ Витцель, Майкл (2012). Происхождение мировых мифологий .
  43. ^ Витцель, Майкл (2005). Вала и Ивато: Миф о скрытом солнце в Индии, Японии и за их пределами (PDF) .
  44. ^ Майкл Витцель . «Калаш Религия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 14 марта 2022 г. - через HUIT .
  45. ^ Перейти обратно: а б «ДАЕВЫ В ЗОРОАСТРИЙСКИХ ПИСАНИЯХ» (PDF) . Система Университета Миссури . Проверено 24 декабря 2023 г.
  46. ^ «Палеоканалы Сарасвати» . bhuvan-app1.nrsc.gov.in . Проверено 23 декабря 2023 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мюссе, Марк В. (2011). Индуистские традиции: краткое введение . Крепость Пресс. стр. 30–38. ISBN  978-1-4514-1400-4 . Проверено 21 января 2021 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Грисволд, HD; Грисволд, Херви Де Витт (1971). Религия Ригведа . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 1–21. ISBN  978-81-208-0745-7 . Проверено 21 января 2021 г.
  49. ^ Священные книги Востока: Зенд-Авеста, ч. Я. ​Кларендон Пресс. 1880. с. ЛВIII . Проверено 12 февраля 2021 г.
  50. ^ Мани, Чандра Маули (2005). Путешествие по прошлому Индии . Северный книжный центр. п. 10. ISBN  978-81-7211-194-6 . Проверено 15 февраля 2021 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мьюир, Джон (1874). Оригинальные санскритские тексты о происхождении и истории народа Индии, его религии и институтах . Том. 2. Трюбнер. п. 224 . Проверено 3 февраля 2021 г.
  52. ^ Бонар, Гораций (1884). Жизнь и деятельность преподобного Г. Теофила Доддса: миссионера в связи с миссией Макалла, Франция . Р. Картер. п. 425 . Проверено 3 февраля 2021 г.
  53. ^ Кайнирака, Сану (2016). От Инда к независимости: путь по истории Индии . Том. I: Предыстория падения Маурьев. Vij Books Индия. ISBN  978-93-85563-14-0 . Проверено 3 февраля 2021 г.
  54. ^ Кала, Апорва (2015). Алхимик Востока . Мускусный олень. ISBN  978-93-84439-66-8 . Проверено 3 февраля 2021 г.
  55. ^ Брага, Теофило (2013). Формирование Амадис де Гаула (на бразильском португальском языке). Португальская пресса. п. 36 . Проверено 6 февраля 2021 г.
  56. ^ Андерхилл, Питер А. (1 января 2015 г.). «Филогенетическая и географическая структура гаплогруппы R1a Y-хромосомы» . Европейский журнал генетики человека . 23 (1): 124–131. дои : 10.1038/ejhg.2014.50 . ПМК   4266736 . ПМИД   24667786 .
  57. ^ Перейти обратно: а б Памджав, Хоролма; Тибор Фехер; Эндре Немет; Жолт Падар (2012). «Краткое сообщение: новые бинарные маркеры Y-хромосомы улучшают филогенетическое разрешение гаплогруппы R1a1». Американский журнал физической антропологии . 149 (4): 611–615. дои : 10.1002/ajpa.22167 . ПМИД   23115110 .
  58. ^ Саха; Шарма, Сваркар; Бхат, Аудеш; Пандит, Авадеш; Бамезай, Рамеш (2005), «Генетическая близость между пятью различными группами населения в Индии, отражающая поток генов Y-хромосомы», Journal of Human Genetics , vol. 50, нет. 1, стр. 49–51, номер документа : 10.1007/s10038-004-0219-3 , PMID   15611834.
  59. ^ Андерхилл, Пенсильвания; Майрес, Натали М; Роотси, Сиири; Мецпалу, Мейт; Животовский Лев А; Кинг, Рой Дж; Лин, Алиса А; Чоу, Шерил-Эмилиан Т; и др. (2009), «Разделение постледникового совместного происхождения европейских и азиатских Y-хромосом в гаплогруппе R1a», European Journal of Human Genetics , 18 (4): 479–484, doi : 10.1038/ejhg.2009.194 , PMC   2987245 , PMID   19888303
  60. ^ Форнарино; Пала, Мария; Батталья, Винченца; Маранта, Рамона; Ахилли, Алессандро; Модиано, Гвидо; Торрони, Антонио; Семино, Орнелла; Сантакьяра-Бенерекетти, Сильвана А. (2009), «Митохондриальное и Y-хромосомное разнообразие таруса (Непал): резервуар генетических вариаций», BMC Evolutionary Biology , 9 (1): 154, Bibcode : 2009BMCEE...9. .154F , doi : 10.1186/1471-2148-9-154 , PMC   2720951 , PMID   19573232
  61. ^ Перейти обратно: а б Уэллс, Р. Спенсер; Юлдашева, Надира; Рузибакиев Руслан; Андерхилл, Питер А.; Евсеева Ирина; Блю-Смит, Джейсон; Джин, Ли; Су, Бинг; Питчаппан, Рамасами; Шанмугалакшми, Садагопал; Балакришнан, Каруппиа; Читай, Марк; Пирсон, Натаниэль М.; Зержал, Татьяна; Вебстер, Мэтью Т.; Жолошвили, Ираклий; Джамарджашвили, Елена; Гамбаров, «Спартак»; Никбин, Бехруз; Достиев, Ашур; Акназаров, Огоназар; Заллуа, Пьер; Цой, Игорь; Китаев Михаил; Миррахимов, Мирсаид; Чариев, Ашир; Бодмер, Уолтер Ф. (28 августа 2001 г.). «Евразийский Хартленд: континентальный взгляд на разнообразие Y-хромосомы» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 98 (18): 10244–10249. Бибкод : 2001PNAS...9810244W . дои : 10.1073/pnas.171305098 . JSTOR   3056514 . ПМК   56946 . ПМИД   11526236 .
  62. ^ Лалуэса-Фокс, К.; Сампьетро, ​​ML; Гилберт, Монтана; Кастри, Л.; Факкини, Ф.; Петтенер, Д.; Бертранпети, Дж. (2004). «Распутывание миграций в степи: последовательности митохондриальной ДНК древних жителей Центральной Азии» . Слушания. Биологические науки . 271 (1542): 941–947. дои : 10.1098/rspb.2004.2698 . ПМК   1691686 . ПМИД   15255049 .
  63. ^ Гуарино-Виньон, Перль; Марки, Нина; Бендезу-Сармьенто, Хулио; Привет, Эвелин; Бон, Селин (14 января 2022 г.). «Генетическая преемственность индоиранских носителей начиная с железного века на юге Центральной Азии» . Научные отчеты . 12 (1): 733. Бибкод : 2022НатСР..12..733Г . дои : 10.1038/s41598-021-04144-4 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   8760286 . ПМИД   35031610 . «Моделирование qpAdm показывает, что по крайней мере 90% предков нынешних индоиранских предков моделируются как унаследованные от людей железного века из южной части Центральной Азии, имеющих родство с BMAC. Следовательно, индоиранцы представляют собой сильную генетическую преемственность в регионе. начиная с железного века с анекдотической примесью лиц, связанных с BHG, а для таджиков - с популяциями, связанными с южноазиатским происхождением, возможно, после железного века».

Источники

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Гуарино-Виньон П., Марки Н., Бендезу-Сармьенто Дж. и др. Генетическая преемственность индоиранских носителей начиная с железного века на юге Центральной Азии. Sci Rep 12 , 733 (2022). https://doi.org/10.1038/s41598-021-04144-4
  • Васильев И.Б., Кузнецов П.Ф., Семенова А.П. "Потаповский могильник индоиранских племен на Волге" (1994).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a6eaf9e92cdbb12212b5dba3f3ae6ed__1721677860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/ed/8a6eaf9e92cdbb12212b5dba3f3ae6ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indo-Iranians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)