Ересь в иудаизме
Еврейская ересь относится к тем убеждениям, которые противоречат традиционным доктринам раввинистического иудаизма , включая богословские убеждения и мнения о практике галахи (еврейского религиозного закона). Еврейская традиция содержит ряд утверждений о еретиках , включая законы о том, как обращаться с ними в общинном контексте, и заявления о божественном наказании, которое они должны получить.
Раввинистическое определение ереси
[ редактировать ]Талмудическая эпоха
[ редактировать ]Греческий термин, обозначающий ересь , αἵρεσις, первоначально обозначавший «разделение», «секту», «религиозную» или «философскую партию», был применен Иосифом Флавием к трем еврейским сектам — саддукеям , фарисеям и ессеям . [ 1 ] В смысле раскола, который следует осудить, это слово встречается в 1 Коринфянам 11:19 , Галатам 5:20 и особенно во 2 Петра 2:1 ; отсюда αἱρετικὸς («еретик») в смысле «несогласный» ( Титу 2:10 ).
Конкретный раввинский термин для ересей или религиозных разделений, вызванных незаконным духом, — миним (букв. «виды [веры]»; единственное число мин , обозначающее «еретик» или «гностик», придумано идиоматически, например, гой и ам). «Гаарец» ; см. «Гностицизм» ). Закон «Не резайтесь» (לא תתגדדו) [ 2 ] интерпретируется раввинами: «Не образуйте разделений, но образуйте одну связь» (после Амоса 9:6 , AV «отряд»). [ 3 ] Помимо термина мин (מין), обозначающего «еретик», Талмуд использует слова хицоним (посторонний), эпикорос и кофер ба-Тора , [ 4 ] или кофер ба-иккар (тот, кто отрицает основы веры); [ 5 ] также пореш ми-дарке цибур (тот, кто отклоняется от обычаев общества). [ 6 ] Религиозные фундаменталисты утверждают, что все эти группы преданы Геинному навечно и не имеют возможности получить долю в будущем мире . [ 7 ]
Мишна 10:1 говорит, что следующие лица не имеют доли в грядущем мире: «Тот, кто говорит: « в Синедрионе Нет воскресения мёртвых [выведено] из Торы, и [тот, кто говорит:] Тора [ [произошёл] эпикорос не с Небес, и [ 8 ] Рабби Акива говорит: «Также тот, кто читает внешнюю литературу» ( на иврите : рабби Акива говорит, что даже тот, кто читает внешнюю литературу ). как «книги еретиков . Это объясняется » [ 9 ] Библейский стих: «Чтобы вы не следовали своему сердцу и глазам » [ 10 ] объясняется так: «Вы не должны обращаться к еретическим взглядам [«минута»], которые уводят ваше сердце от Бога». [ 11 ]
Биркат ха-Миним – это проклятие еретиков. Вера в то, что проклятие было направлено на христиан, иногда служила причиной гонений на евреев . Современные ученые в целом пришли к выводу, что Биркат ха-Миним, вероятно, изначально включала христиан-евреев до того, как христианство стало явно языческой (а в глазах мудрецов-раввинов - идолопоклоннической ) религией. [ 12 ]
Средневековая эпоха
[ редактировать ]Подводя итог высказываниям Талмуда о еретиках в Синедрионе 90–103, Маймонид говорит: [ 13 ]
Следующие не имеют доли в грядущем мире, но будут истреблены, погибнут и получат наказание на все времена за свой великий грех: миним, апикоресим, те, кто отрицает веру в Тору, те, кто отрицает вера в воскресение мертвых и пришествие Искупителя, отступников, тех, кто вводит многих в грех, тех, кто отворачивается от путей [еврейской] общины. Пятеро называются «минимами»: (1) тот, кто говорит, что Бога нет и в мире нет лидера; (2) тот, кто говорит, что в мире более одного лидера; (3) тот, кто приписывает Господу Вселенной тело и фигуру; (4) тот, кто говорит, что Бог не был единственным и Творцом всего сущего в начале мира; (5) тот, кто поклоняется какой-либо звезде или созвездию как посреднической силе между собой и Господом Мира.
Следующие три класса называются «апикоресим»: (1) тот, кто говорит, что не было ни пророчества, ни какой-либо мудрости, исходящей от Бога и которая была достигнута сердцем человека; (2) тот, кто отрицает пророческую силу Моисея, нашего господина; (3) тот, кто говорит, что у Бога нет знания о делах людей.
Следующие трое называются «коферим ба-Тора»: (1) тот, кто говорит, что Тора не от Бога: он является кофером, даже если он говорит, что один стих или буква из нее были сказаны Моисеем по его собственному желанию; (2) тот, кто отрицает традиционное толкование Торы и выступает против тех авторитетов, которые объявляют ее традицией, как это сделал Садок и Боэт ; и (3) тот, кто говорит, подобно назарянам и магометанам, что Господь дал новое устроение вместо старого и что Он упразднил Закон, хотя изначально он был божественным.
Однако Авраам бен Давид в своих критических заметках возражает против того, чтобы Маймонид называл еретиками всех, кто приписывает Богу телесность, и намекает, что каббалисты не являются еретиками. В том же смысле все библейские критики , которые, как Авраам ибн Эзра в его примечаниях к Второзаконию 1:2 , сомневаются или отрицают авторство Моисея каждой части Пятикнижия , будут протестовать против концепции Маймонида (или Талмуда; см. Sanh. 99a). ереси.
Правовой статус еретиков
[ редактировать ]В Талмуде говорится, что наказание за некоторых еретиков заключается в том, чтобы их «опустили в яму, но не подняли из нее». [ 14 ] Это означает, что есть типы людей, которых можно законно убить. [ 15 ] Иерусалимский Талмуд утверждает, что на момент разрушения Храма существовало не менее двадцати четырех видов минимов. [ 16 ] Маймонид писал, что «однако мицвой является искоренение еврейских предателей, миннимов и апикорсимов и спускание их в яму разрушения, поскольку они создают трудности евреям и уводят людей от Бога». [ 17 ] Еретик был исключен из части в будущем мире; [ 18 ] он был отправлен в геенну , на вечное наказание, [ 19 ] но еврейские суды никогда не рассматривали дела о ереси; они были оставлены на суд сообщества. [ 20 ]
Настроения против еретиков были гораздо сильнее, чем против язычников . Пока язычник приносил свои подношения в Иерусалимский Храм и жрецы принимали их, жертвы еретика не были приняты. [ 21 ] Родственники еретика не соблюдали законов траура после его смерти, но надевали праздничные одежды, ели, пили и радовались. [ 22 ] Свитки Торы , тфилин и мезузот, написанные еретиком, были сожжены; [ 23 ] а животное, зарезанное еретиком, было запрещено есть. [ 24 ] Книги, написанные еретиками, не оскверняли руки; [ 25 ] они не могут быть спасены от огня в субботу . [ 26 ] Показания еретика не принимались в качестве доказательства в еврейских судах ; [ 27 ] и если израильтянин находил предмет, принадлежавший еретику, ему запрещалось вернуть его ему. [ 28 ]
Отказ от еврейской практики
[ редактировать ]Еврей, отвергавший еврейскую практику, мог получить статус, аналогичный статусу человека, отвергавшего еврейскую веру. Мумар ле-хачис (тот, кто преступает из злобы к Богу), в отличие от мумар ле-теавон (тот, кто преступает из-за своей неспособности противостоять искушению недозволенных удовольствий), был помещен некоторыми раввинами в той же категории, что и миним. [ 29 ] Даже если он привычно нарушал только один закон (например, если он демонстративно нарушал один из диетических законов из злости к Богу), ему не разрешалось выполнять какие-либо религиозные функции. [ 30 ] и не мог он давать показания в еврейском суде [ 31 ] потому что если кто-то отрицает один божественно установленный закон, это сродни отрицанию его божественного происхождения. Тот, кто публично нарушал субботу или поклонялся идолам, не мог участвовать в эрув хазерот . [ 32 ] он также не мог написать заявление о разводе . [ 33 ]
Тот, кто не позволял себе обрезание, не мог провести церемонию над другим. [ 34 ] Хотя суд не мог заставить мумара развестись с женой, хотя она и требовала этого, они заставили его содержать ее и ее детей и выплачивать ей пособие до тех пор, пока он не согласится на развод. [ 35 ] После его смерти присутствующим не нужно было рвать на себе одежду, как это сделал бы другой еврей. [ 36 ] Мумар , раскаявшийся и желавший возвращения в еврейскую общину, был обязан совершить ритуальное омовение , так же, как и новообращенный. [ 37 ] Если он утверждал, что является хорошим евреем, хотя предполагалось, что он поклонялся идолам в другом городе, ему поверили, хотя от такого поведения он не мог получить никакой пользы. [ 38 ]
Ересь в ортодоксальном иудаизме
[ редактировать ]Определения ереси иногда различаются в некоторых ортодоксальных еврейских кругах. Некоторые харедим считают многие произведения Маймонида еретическими из-за его порой либеральных интерпретаций Торы. При этом многие ортодоксальные евреи также Мишне Тору очень высоко ценят Маймонида. Многие ортодоксальные евреи считают консервативное , реконструктивистское и реформистское движения , а также открытое православие еретическими из-за уступок и изменений, которые они сделали по отношению к так называемому традиционному иудаизму и даже меньшему числу хасидских групп, таких как династия Сатмар и «Нетурей Карта» считают Государство Израиль еретическим институтом. В конечном счете, большинство ортодоксальных евреев считают отдельных светских евреев ; те, кто ездит в субботу ; употреблять некошерную пищу; и другими способами нарушать пути своих предков, быть тинок шенишбим, не отвечающими за свои действия (в отличие от еретиков, целенаправленно и сознательно отрицающих Бога). [ 39 ] [ 40 ]
Тинок шенишба в современном обществе
[ редактировать ]Тинок шенишба (иврит: бэби-шенишба, буквально «пленный младенец» [среди неевреев]) [ 41 ] — это талмудический термин, обозначающий еврея, который непреднамеренно грешит из-за того, что его воспитали без уважения к иудаизму, исповедуемому его предками. [ 42 ] Как и в большинстве случаев талмудической терминологии, заимствованной из конкретного сценария. [ 43 ] но применительно к более широким метафорическим аналогиям человек не обязательно должен быть «схвачен» в младенчестве, чтобы подпадать под определение тинок шенишба. Этот подход широко распространен в ортодоксальном иудаизме : они не несут ответственности за свое отдаление от полного еврейского соблюдения. Что это применимо ко многим неаффилированным и несоблюдающим евреям в современном обществе. [ 44 ] является основой для различных ортодоксальных еврейских специалистов и организаций; даже непрофессионалы прилагают усилия, чтобы сблизить их.
Евреи обвинены в ереси
[ редактировать ]В настоящем разделе перечислены лица, объявленные еретиками, независимо от конкретных критериев, применяемых при оценке. Приведенный ниже список является всеобъемлющим и, таким образом, включает в себя как лиц, полностью отлученных от церкви, так и тех, чьи работы были осуждены как еретические. (Список расположен в хронологическом порядке.) [ нужна ссылка ]
- Корах : мудрецы Талмуда считают его еретиком.
- Взгляд иудаизма на Иисуса
- Элиша бен Абуя : еретический мудрец Талмуда
- Анан бен Давид : Его произведения отвергают Устную Тору .
- Маймонид : Его работы осуждены и сожжены Соломоном бен Авраамом Монпелье и Йоной Геронди (который позже публично сожалел о своих действиях)
- Герсонид : Его дела осуждены Шем Товом ибн Шем Товом.
- Авраам Абулафия : Его работы осуждаются раввином Шломо ибн Адеретом .
- Саббатай Цви : знаменитый «лжемессия», принявший ислам.
- Джейкоб Франк : вторая волна «неудавшегося Мессии», который позже обратился в христианство.
- Барух Спиноза : отлучен от церкви в Нидерландах за пантеистические взгляды
- Моше Хаим Луццато : отлучен от церкви в Италии за учения о мессианской эпохе.
- Джонатан Эйбешуц : Обвинен в саббатейской ереси Джейкобом Эмденом за изготовление каббалистических амулетов.
- Шнеур Залман из Ляд : обвинен Виленским гаоном в ереси.
- Хасидизм : За веру в силы цадика . [ 45 ]
- Давид Цви Хоффманн : счел, что его работа Мар Самуэля содержит ереси Самсон Рафаэль Хирш
- Мордехай Каплан : отлучен от церкви Союзом ортодоксальных раввинов после публикации его субботнего молитвенника
- Луи Джейкобс : ему не разрешили стать главным раввином Великобритании, и он был отстранен от кафедры из-за опубликованных им взглядов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ БиДжей II. 8, § 1 и др.; сравните Деяния 5:17 , Деяния 26:5 и, относительно христианской секты, αἵρεσις назареев , Деяния 24:5 , 24:14 , 28:22 .
- ^ Второзаконие 14:1
- ↑ Сифре , Второзаконие 96.10.
- ^ Рош ха-Шана 17а.
- ^ Песахим 24 168б
- ^ Тосефта Синедрион 13:5; Рош ха-Шана 17а
- ^ Тосефта Синедрион 13:5; сравнить ib. 12:9, по-видимому, принадлежащий 13:5: «Тот, кто сбрасывает ярмо [Закона], и тот, кто разрывает Авраамов завет; тот, кто истолковывает Тору вопреки галахической традиции , и тот, кто полностью произносит Неизреченное Имя — всему этому нет доли в мире грядущем».
- ^ «Мишна Синедрион 10:1» . www.sefaria.org .
- ^ «Синедрион 100б:3» . www.sefaria.org .
- ^ Числа 15:39
- ^ Сифре , Числа 115; Берахот 12б; см. Мишне Тора Хилхот Аккум 2:3.
- ^ Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период, стр. 291-292 изд. Уильям Дэвид Дэвис, Луи Финкельштейн, Стивен Т. Кац – 2006 г.
- ^ Мишне Тора Хилхот Тешува 3: 6-8
- ^ Трактат Авода Зара 26б:17
- ^ Комментарий Дафа Шевуи
- ^ Йерушалми, Синедрион 10:5
- ^ Мишне Тора
- ^ Мишне Тора Хилхот Тешува 3: 6-14
- ^ Рош ха-Шана 17а; сравните Исход Раба 19:5; сравните Д. Гофмана , Шулхан Арух и раввины об отношениях между евреями и людьми других вероисповеданий, 2-е изд., Берлин, 1894 г.
- ^ Еврейская энциклопедия - ЕРЕСЬ И ЕРЕТИКИ
- ^ Халлин 13b и др.
- ^ Семахот 2:10; Мишне Тора Хилхот Ев. 1:5,6; Йоре Деа 345:5
- ^ Гиттин 45б; Шулхан Арух , Орах Хаим 39:1; Йоре Деа 281:1
- ^ Халлин 13а; Йоре Деа 2:5
- ^ Мишне Тора Шеар Авот хаТумот 9:10; сравните Мишне Тора 4:6; Тумах см.
- ^ Шаббат 116а; Орах Хайим 334:21; см . Гильоним
- ^ Хошен Мишпат 34:22; см. Беэр-а-Гола, где они находятся.
- ^ Хошен Мишпат 266:2
- ^ Авода Зара 26б; Хорайот 11а
- ^ Йоре Деа , 2, 5; ШАХ и Питчей Тешува, ad loc.
- ^ Sanhedrin 27a; Mishneh Torah Hilchot Edut 10:3; Ḥoshen Mishpaṭ , 34, 2
- ^ Эрувин 69а; Мишне Тора Эрувин 2:16; Орах Хайим 385:3
- ^ Шулхан Арух Эвен хаЭзер 123:2
- ^ Йоре Деа 264:1, Рема
- ^ Эвен и Эзер 154:1; Питчей Тешува ad loc.
- ^ Йоре Деа 340:5 и Питчей Тешува ad loc.
- ^ Йоре Деа 268:12, Рема ad loc., Питчей Тешува ad loc.; ср. Сефер Хасидим , изд. Вистинецкий , §§ 200-209
- ^ Йоре Деа 119:11, Питчей Тешува ad loc.
- ^ «Ересь» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Ютер, Алан Дж. (1989). «Является ли реформистский иудаизм движением, сектой или ересью?» . Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли . 24 (3): 87–98. ISSN 0041-0608 . JSTOR 23260628 .
- ^ Н. Х. Корбин (1999). «Дж. М. да Коста, доктор медицины — Тинок ше-нишбах?» (PDF) . JSTOR.org . JSTOR 42942980 .
- ^ «Эшли Пассмор» .
в общем вырос, не узнав об иудаизме
- ^ Мордехай Бехер; Моше Нойман (1994). После возвращения: сохранение хороших семейных отношений .
- ^ «Советник Сторобина признает, что он не Фрум – винит Хамодию» . ЕшиваМир .
- ^ Что такое Херем?
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Ересь и еретики» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
JE цитирует следующие источники:
- Краусс, понятие и форма ереси согласно Талмуду и Мидрашиму , Гамбург, 1896 г.;
- Гольдфан, «О происхождении и значении выражения» , в ежемесячном журнале, 1870 г.