Североамериканская рапира XF-108
XF-108 Рапира | |
---|---|
Впечатление художника от двух F-108, прикрепленных к авиабазе Эльмендорф на Аляске. Примечание. Отверстие оружейного отсека верхнего самолета. | |
Роль | Самолет-перехватчик |
Производитель | Североамериканская авиация |
Статус | Отменено (1959) |
Основной пользователь | ВВС США (предполагается) |
Количество построенных | Один макет |
North American XF-108 Rapier — предложенный дальний высокоскоростной самолет-перехватчик, разработанный компанией North American Aviation и предназначенный для защиты Соединенных Штатов от сверхзвуковых советских стратегических бомбардировщиков . Самолет должен был летать со скоростью около 3 Маха (3200 км / ч; 2000 миль в час) с боевым радиусом без дозаправки более 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) и был оснащен радаром и ракетами, обеспечивающими дальность поражения до 100 миль. (160 км) по целям размером с бомбардировщик.
Чтобы ограничить затраты на разработку, программа разработала двигатели совместно с North American XB-70 Valkyrie программой стратегического бомбардировщика и использовала ряд элементов более ранних проектов перехватчиков. Программа продвинулась только до строительства единственного деревянного макета, но была отменена в 1959 году из-за нехватки средств и принятия Советским Союзом баллистических ракет в качестве основного средства ядерного нападения. Если бы F-108 летал, он был бы самым тяжелым истребителем своей эпохи.
Перед отменой проекта президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр отметил, что увеличение численности перехватчиков F-108 обойдется налогоплательщикам США в 4 миллиарда долларов (что эквивалентно 42 миллиардам долларов сегодня). [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]ЛРИ-Х
[ редактировать ]В начале 1950-х годов ВВС США предложили очень высокопроизводительный перехватчик большой дальности. 20 июля 1955 года была одобрена официальная разработка так называемого экспериментального перехватчика дальнего действия (LRI-X), который планировался как замена F-102 Delta Dagger / F-106 Delta Dart . [ 2 ] Спецификация была разработана 6 октября 1955 года и предусматривала создание перехватчика, который мог бы летать на высоте 60 000 футов (18 000 м) со скоростью 1,7 Маха (1122 миль в час (1806 км / ч) и дальностью полета 1000 миль (1600 км). . [ 2 ] Он должен был иметь экипаж из двух человек и как минимум два двигателя. [ 2 ] Еще одним соображением было то, что будет установлена интегрированная система управления огнем , позволяющая перехватывать бомбардировщик на расстоянии 60 морских миль (110 км) и уничтожать три цели за один вылет. [ 3 ]
Из восьми заинтересованных компаний контракты на предварительные исследования были заключены с North American Aviation , Lockheed и Northrop 11 октября 1955 года, через пять дней после публикации спецификации. [ 2 ] Из бумажных разработок наиболее многообещающим казалось североамериканское предложение, получившее название «NA-236». NA-236 имел некоторое сходство с XF-108, хотя наиболее очевидными отличиями были добавление двух килей в середине горизонтального стабилизатора и оперения. [ 4 ] Политические и бюджетные трудности привели к отмене программы 9 мая 1956 года.
WS-202A
[ редактировать ]После значительной путаницы программа была возобновлена 11 апреля 1957 года, когда компания North American заключила контракт на поставку двух прототипов. Было присвоено обозначение F-108, также известное как «Система вооружения 202А» (WS-202A). Обозначение компании North American было «NA-257», хотя по сути оно было идентично NA-236. В то время командование ПВО ожидало заказ на 480 самолетов. [ 5 ]
Получившаяся конструкция претерпела значительную эволюцию благодаря передовым технологиям и постоянному пересмотру требований ВВС США. В ранних версиях заметно выделялись утки с размахом 19 футов 10 дюймов (6,05 м) и крылом со стреловидностью 53,5 °. [ 6 ] Самолет в этой конфигурации должен был иметь максимальную взлетную массу 99 400 фунтов (45 100 кг) и рабочий потолок 72 550 футов (22 110 м). [ 6 ] Помимо роли перехватчика F-108, компания North American предложила его в качестве истребителя проникновения в помощь своему собственному B-70 Valkyrie . прототипу сверхзвукового бомбардировщика [ 7 ] Общим между бомбардировщиком B-70 и F-108 была спасательная капсула и двигатели General Electric YJ93 . Другая рассматриваемая роль заключалась в том, чтобы F-108 был «заполнителем пробелов» в системе дальнего раннего предупреждения (DEW); Благодаря своей большой скорости F-108 мог сканировать площадь до 278 000 квадратных миль (720 000 км2). 2 ) в час. [ 8 ]
С сентября 1958 года были внесены существенные инженерные и конструктивные изменения; однако SAC потерял интерес к концепции истребителя сопровождения. Чтобы сопровождать B-70 до цели и обратно, F-108 в своей первоначальной концепции должен был иметь в лучшем случае предельную дальность полета. [ 9 ] 30 декабря 1958 года заказ на предсерийные самолеты YF-108A был сокращен с 31 до 20 испытательных самолетов, а первый испытательный полет был отложен с февраля на апрель 1961 года. [ 10 ] Окончательный проект, который был построен как полноразмерный макет XF-108 , был показан представителям ВВС 17–20 января 1959 года. [ 9 ] Проект получил название «Рапира» 15 мая 1959 года после конкурса, проведенного Командованием ПВО с просьбой дать предложения летчикам. [ 10 ]
Отмена
[ редактировать ]Несмотря на то, что программа XF-108 продвигалась хорошо, были признаки, которые в конечном итоге привели к ее окончательной отмене. Неподтвержденные угрозы со стороны советских бомбардировщиков , подавляющая тенденция к созданию наступательных и оборонительных ядерных ракет в конце 1950-х и начале 1960-х годов, а также рост цен способствовали прекращению производства XF-108. [ 8 ] [ 11 ] Об отмене было объявлено 23 сентября 1959 года. [ 8 ] Компания North American продолжала совершенствовать конструкцию до 1960 года в надежде, что программа может быть возрождена. [ 12 ] Несмотря на дополнительные деньги и время, потраченные на Рапиру, это было не совсем напрасно; Сверхзвуковой палубный ядерный ударный бомбардировщик North American A-5 Vigilante, разработанный для ВМС США, который позже был модифицирован в палубный самолет-разведчик, сохранил пакет фюзеляжа/вооружения и конструкцию систем Rapier. Во многих отношениях Vigilante можно рассматривать как успешное применение принципов конструкции Rapier в уменьшенном масштабе в сверхзвуковой конструкции, развивающей скорость 2 Маха. [ 13 ]
Hughes Aircraft продолжит разработку усовершенствованной системы управления огнем и ракеты GAR-9. [ № 1 ] Разработка радара и ракет F-108 была продолжена ВВС США, и в конечном итоге система была использована в программе Lockheed YF-12 . [ 14 ] Окончательная конфигурация задней кабины YF-12A выглядела аналогично конфигурации F-108, поскольку она включала в себя те же дисплеи и органы управления, что и система управления огнем Hughes AN/ASG-18 . [ 15 ]
Дизайн
[ редактировать ]Первоначальная конфигурация F-108 имела очень большое «изогнутое» треугольное крыло . На крыле имелись неподвижные подфюзеляжные стабилизаторы, установленные в середине размаха, и высокий цельноповоротный вертикальный хвостовой плавник, дополненный двумя подфюзеляжными стабилизаторами, выдвигавшимися при уборке шасси . Хотя некоторые более ранние версии конструкции имели отдельные хвостовые оперения или переднее переднее оперение , в окончательной версии от обоих отказались. [ 16 ] Большой фюзеляж и крыло имели два и пять топливных баков соответственно, что давало расчетный боевой радиус около 1100 морских миль (2000 км). [ 6 ] Максимальная скорость оценивалась в 1980 миль в час (3190 км/ч), около 3 Маха, на высоте 81 800 футов (24 900 м). [ 5 ] Самолет был оснащен двумя двигателями General Electric J93 турбореактивными , которые также использовались в бомбардировщике North American XB-70 Valkyrie, расположенном в фюзеляже. [ 17 ]
F-108 должен был нести радар Hughes AN/ASG-18 , первый в США импульсно-доплеровский радар . [ 18 ] Он должен был иметь возможность обзора и сбивания , но мог отслеживать только одну цель одновременно. Радар работал в паре с инфракрасной системой поиска и слежения (IRST) на передних кромках крыла. Радар использовался для наведения Hughes GAR-9 (позже переименованной в AIM-47) ракеты «воздух-воздух» , три из которых должны были размещаться на роторной пусковой установке во внутреннем отсеке вооружения. [ 8 ] GAR-9 представлял собой очень крупное оружие дальнего действия с собственным радаром для конечного самонаведения. Он должен был летать со скоростью 6 Маха и дальностью полета почти 112 миль (180 км). [ 19 ]
Дрон-мишень XQ-11
[ редактировать ]В рамках WS-202A была предложена конструкция высокоскоростной (3+ Маха) воздушной мишени для использования при испытаниях системы вооружения F-108. Центр развития авиации Райта запросил обозначение XQ-11 для целевой конструкции; запрос был отклонен из-за ранней стадии разработки, и программа F-108 была отменена до того, как были предприняты дальнейшие работы. [ 20 ]
Технические характеристики (XF-108)
[ редактировать ]Данные Национального музея ВВС США. [ 7 ] и стандартные характеристики самолетов США [ 21 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Длина: 89 футов 2 дюйма (27,2 м)
- Размах крыльев: 57 футов 5 дюймов (17,5 м)
- Высота: 22 фута 1 дюйм (6,7 м)
- Площадь крыла: 1865 кв. футов (173,4 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 1,68
- Пустой вес: 50 907 фунтов (23 098 кг)
- Полная масса: 76 118 фунтов (34 527 кг)
- Максимальный взлетный вес: 102 533 фунта (46 508 кг)
- Силовая установка: 2 General Electric J93-GE-3AR с форсажной камерой турбореактивных двигателя , тяга 20 900 фунтов силы (93 кН) каждый всухую, 29 300 фунтов силы (130 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1980 миль в час (3190 км/ч, 1721 узел)
- Скорость сваливания: 105 миль в час (169 км/ч, 91 узел)
- Боевая дальность: 1162 миль (1870 км, 1010 морских миль)
- Перегоночная дальность: 2487 миль (4002 км, 2161 миль)
- Практический потолок: 80 100 футов (24 400 м)
- Скорость набора высоты: 45 000 футов/мин (230 м/с).
- Нагрузка на крыло: 40,8 фунтов/кв. футов (199,2 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,77
Вооружение
- Ракеты: 3 Hughes GAR-9A ракеты «воздух-воздух» в поворотном оружейном отсеке.
Авионика
- Hughes AN/ASG-18 РЛС управления огнем обзора и сбивания
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Avro Canada CF-105 Стрела
- Локхид YF-12
- Mikoyan-Gurevich MiG-25
- Норд 1500 Грифон
- Эксплуатационные требования F.155 , британский проект перехватчика
- Республика XF-103
- Tupolev Tu-28
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Жонглирование фондами» , «Ракеты и ракеты» , 25 января 1960 г., с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дженкинс и Лэндис 2008, с. 199.
- ^ Дженкинс и Лэндис 2004, с. 14.
- ^ Баттлер 2007, с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс и Лэндис 2008, с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с Баттлер 2007, с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б «Информационный бюллетень: North American F-108A Rapier». Национальный музей ВВС США. Проверено: 16 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дженкинс и Лэндис 2008, с. 202.
- ^ Перейти обратно: а б Баттлер 2007, с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Баттлер 2007, с. 108.
- ^ Лайонс, майор Роберт П. младший (3 апреля 1986 г.). «В поисках усовершенствованного истребителя, история от XF-108 до усовершенствованного тактического истребителя» (PDF) . Центр оборонной технической информации . Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ Пейс 1986, с. 51.
- ^ Гудспид 2000, стр. 77.
- ^ О'Коннор, Шон (2004). «AIM-47: Хьюз GAR-9/AIM-47 Falcon» . Справочник военных ракет и ракет США . Проверено 31 июля 2009 г.
- ^ Дженкинс и Лэндис 2004, с. 20.
- ^ Дженкинс и Лэндис 2004, с. 17.
- ^ «Турбореактивный двигатель General Electric YJ93-G-3» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Пейс 1991, с. 152.
- ^ «АИМ-47 (ГАР-9) Сокол» . Тестпилот.ру . 29 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 января 2015 г. Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Парш, Андреас (2009). «К-11» . Справочник военных ракет и ракет США Приложение 1: Ранние ракеты и дроны . Системы обозначения . Проверено 9 марта 2014 г.
- ^ «Стандартные характеристики самолета: F-108A «Рапира» » (PDF) . ВВС США. 12 июня 1959 года. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2022 года . Проверено 18 октября 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баттлер, Тони (2007). Американские секретные проекты, истребители и перехватчики 1945–1978 гг . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-264-1 .
- Дорр, Роберт Ф.; Лейк, Джон (1990). Истребители ВВС США . Лондон: Темпл Пресс. ISBN 0-600-55094-Х .
- Гудспид, М. Хилл (2000). Североамериканский Rockwell A3J (A-5) Vigilante . Крылья славы. Том. 19. Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-86184-049-7 .
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (сентябрь 2004 г.). «F-108 Rapier, неуловимый перехватчик со скоростью 3 Маха». Воздушная мощь . 34 (9). Гранада-Хиллз, Калифорния: Sentry Books. ISSN 1067-1048 .
- Кнаак, Марсель Сайз (1978). «Истребители после Второй мировой войны 1945–1973» . Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США . Том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-59-5 .
- Пейс, Стив (ноябрь 1986 г.). «Сверхзвуковые кавалеры». Воздушная мощь . 16 (6). Гранада-Хиллз, Калифорния: Sentry Books. ISSN 1067-1048 .
- Пейс, Стив (1991). X-Fighters: экспериментальные и прототипные истребители ВВС США, от XP-59 до YF-23 . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN 0-87938-540-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Anigrand Models производит наборы смолы для XF-108 в масштабе 1/72 и 1/144.
- Страница F-108 Rapier на GlobalSecurity.org
- Дополнительные иллюстрации, ссылки, подробная схема в разрезе. Французский язык.
- Документ стандартных характеристик самолета США для ранней версии F-108
- Документ стандартных характеристик самолета США для предварительного макета F-108