Jump to content

Североамериканская рапира XF-108

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с XF-108 Rapier )

XF-108 Рапира
Впечатление художника от двух F-108, прикрепленных к авиабазе Эльмендорф на Аляске. Примечание. Отверстие оружейного отсека верхнего самолета.
Роль Самолет-перехватчик
Производитель Североамериканская авиация
Статус Отменено (1959)
Основной пользователь ВВС США (предполагается)
Количество построенных Один макет

North American XF-108 Rapier — предложенный дальний высокоскоростной самолет-перехватчик, разработанный компанией North American Aviation и предназначенный для защиты Соединенных Штатов от сверхзвуковых советских стратегических бомбардировщиков . Самолет должен был летать со скоростью около 3 Маха (3200 км / ч; 2000 миль в час) с боевым радиусом без дозаправки более 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) и был оснащен радаром и ракетами, обеспечивающими дальность поражения до 100 миль. (160 км) по целям размером с бомбардировщик.

Чтобы ограничить затраты на разработку, программа разработала двигатели совместно с North American XB-70 Valkyrie программой стратегического бомбардировщика и использовала ряд элементов более ранних проектов перехватчиков. Программа продвинулась только до строительства единственного деревянного макета, но была отменена в 1959 году из-за нехватки средств и принятия Советским Союзом баллистических ракет в качестве основного средства ядерного нападения. Если бы F-108 летал, он был бы самым тяжелым истребителем своей эпохи.

Перед отменой проекта президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр отметил, что увеличение численности перехватчиков F-108 обойдется налогоплательщикам США в 4 миллиарда долларов (что эквивалентно 42 миллиардам долларов сегодня). [ 1 ]

Разработка

[ редактировать ]

В начале 1950-х годов ВВС США предложили очень высокопроизводительный перехватчик большой дальности. 20 июля 1955 года была одобрена официальная разработка так называемого экспериментального перехватчика дальнего действия (LRI-X), который планировался как замена F-102 Delta Dagger / F-106 Delta Dart . [ 2 ] Спецификация была разработана 6 октября 1955 года и предусматривала создание перехватчика, который мог бы летать на высоте 60 000 футов (18 000 м) со скоростью 1,7 Маха (1122 миль в час (1806 км / ч) и дальностью полета 1000 миль (1600 км). . [ 2 ] Он должен был иметь экипаж из двух человек и как минимум два двигателя. [ 2 ] Еще одним соображением было то, что будет установлена ​​интегрированная система управления огнем , позволяющая перехватывать бомбардировщик на расстоянии 60 морских миль (110 км) и уничтожать три цели за один вылет. [ 3 ]

Из восьми заинтересованных компаний контракты на предварительные исследования были заключены с North American Aviation , Lockheed и Northrop 11 октября 1955 года, через пять дней после публикации спецификации. [ 2 ] Из бумажных разработок наиболее многообещающим казалось североамериканское предложение, получившее название «NA-236». NA-236 имел некоторое сходство с XF-108, хотя наиболее очевидными отличиями были добавление двух килей в середине горизонтального стабилизатора и оперения. [ 4 ] Политические и бюджетные трудности привели к отмене программы 9 мая 1956 года.

После значительной путаницы программа была возобновлена ​​11 апреля 1957 года, когда компания North American заключила контракт на поставку двух прототипов. Было присвоено обозначение F-108, также известное как «Система вооружения 202А» (WS-202A). Обозначение компании North American было «NA-257», хотя по сути оно было идентично NA-236. В то время командование ПВО ожидало заказ на 480 самолетов. [ 5 ]

Получившаяся конструкция претерпела значительную эволюцию благодаря передовым технологиям и постоянному пересмотру требований ВВС США. В ранних версиях заметно выделялись утки с размахом 19 футов 10 дюймов (6,05 м) и крылом со стреловидностью 53,5 °. [ 6 ] Самолет в этой конфигурации должен был иметь максимальную взлетную массу 99 400 фунтов (45 100 кг) и рабочий потолок 72 550 футов (22 110 м). [ 6 ] Помимо роли перехватчика F-108, компания North American предложила его в качестве истребителя проникновения в помощь своему собственному B-70 Valkyrie . прототипу сверхзвукового бомбардировщика [ 7 ] Общим между бомбардировщиком B-70 и F-108 была спасательная капсула и двигатели General Electric YJ93 . Другая рассматриваемая роль заключалась в том, чтобы F-108 был «заполнителем пробелов» в системе дальнего раннего предупреждения (DEW); Благодаря своей большой скорости F-108 мог сканировать площадь до 278 000 квадратных миль (720 000 км2). 2 ) в час. [ 8 ]

С сентября 1958 года были внесены существенные инженерные и конструктивные изменения; однако SAC потерял интерес к концепции истребителя сопровождения. Чтобы сопровождать B-70 до цели и обратно, F-108 в своей первоначальной концепции должен был иметь в лучшем случае предельную дальность полета. [ 9 ] 30 декабря 1958 года заказ на предсерийные самолеты YF-108A был сокращен с 31 до 20 испытательных самолетов, а первый испытательный полет был отложен с февраля на апрель 1961 года. [ 10 ] Окончательный проект, который был построен как полноразмерный макет XF-108 , был показан представителям ВВС 17–20 января 1959 года. [ 9 ] Проект получил название «Рапира» 15 мая 1959 года после конкурса, проведенного Командованием ПВО с просьбой дать предложения летчикам. [ 10 ]

Несмотря на то, что программа XF-108 продвигалась хорошо, были признаки, которые в конечном итоге привели к ее окончательной отмене. Неподтвержденные угрозы со стороны советских бомбардировщиков , подавляющая тенденция к созданию наступательных и оборонительных ядерных ракет в конце 1950-х и начале 1960-х годов, а также рост цен способствовали прекращению производства XF-108. [ 8 ] [ 11 ] Об отмене было объявлено 23 сентября 1959 года. [ 8 ] Компания North American продолжала совершенствовать конструкцию до 1960 года в надежде, что программа может быть возрождена. [ 12 ] Несмотря на дополнительные деньги и время, потраченные на Рапиру, это было не совсем напрасно; Сверхзвуковой палубный ядерный ударный бомбардировщик North American A-5 Vigilante, разработанный для ВМС США, который позже был модифицирован в палубный самолет-разведчик, сохранил пакет фюзеляжа/вооружения и конструкцию систем Rapier. Во многих отношениях Vigilante можно рассматривать как успешное применение принципов конструкции Rapier в уменьшенном масштабе в сверхзвуковой конструкции, развивающей скорость 2 Маха. [ 13 ]

Hughes Aircraft продолжит разработку усовершенствованной системы управления огнем и ракеты GAR-9. [ № 1 ] Разработка радара и ракет F-108 была продолжена ВВС США, и в конечном итоге система была использована в программе Lockheed YF-12 . [ 14 ] Окончательная конфигурация задней кабины YF-12A выглядела аналогично конфигурации F-108, поскольку она включала в себя те же дисплеи и органы управления, что и система управления огнем Hughes AN/ASG-18 . [ 15 ]

Первоначальная конфигурация F-108 имела очень большое «изогнутое» треугольное крыло . На крыле имелись неподвижные подфюзеляжные стабилизаторы, установленные в середине размаха, и высокий цельноповоротный вертикальный хвостовой плавник, дополненный двумя подфюзеляжными стабилизаторами, выдвигавшимися при уборке шасси . Хотя некоторые более ранние версии конструкции имели отдельные хвостовые оперения или переднее переднее оперение , в окончательной версии от обоих отказались. [ 16 ] Большой фюзеляж и крыло имели два и пять топливных баков соответственно, что давало расчетный боевой радиус около 1100 морских миль (2000 км). [ 6 ] Максимальная скорость оценивалась в 1980 миль в час (3190 км/ч), около 3 Маха, на высоте 81 800 футов (24 900 м). [ 5 ] Самолет был оснащен двумя двигателями General Electric J93 турбореактивными , которые также использовались в бомбардировщике North American XB-70 Valkyrie, расположенном в фюзеляже. [ 17 ]

F-108 должен был нести радар Hughes AN/ASG-18 , первый в США импульсно-доплеровский радар . [ 18 ] Он должен был иметь возможность обзора и сбивания , но мог отслеживать только одну цель одновременно. Радар работал в паре с инфракрасной системой поиска и слежения (IRST) на передних кромках крыла. Радар использовался для наведения Hughes GAR-9 (позже переименованной в AIM-47) ракеты «воздух-воздух» , три из которых должны были размещаться на роторной пусковой установке во внутреннем отсеке вооружения. [ 8 ] GAR-9 представлял собой очень крупное оружие дальнего действия с собственным радаром для конечного самонаведения. Он должен был летать со скоростью 6 Маха и дальностью полета почти 112 миль (180 км). [ 19 ]

Дрон-мишень XQ-11

[ редактировать ]

В рамках WS-202A была предложена конструкция высокоскоростной (3+ Маха) воздушной мишени для использования при испытаниях системы вооружения F-108. Центр развития авиации Райта запросил обозначение XQ-11 для целевой конструкции; запрос был отклонен из-за ранней стадии разработки, и программа F-108 была отменена до того, как были предприняты дальнейшие работы. [ 20 ]

Технические характеристики (XF-108)

[ редактировать ]
Чертеж североамериканского F-108A Rapier в трех проекциях
3-view line drawing of the North American F-108A Rapier

Данные Национального музея ВВС США. [ 7 ] и стандартные характеристики самолетов США [ 21 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: два
  • Длина: 89 футов 2 дюйма (27,2 м)
  • Размах крыльев: 57 футов 5 дюймов (17,5 м)
  • Высота: 22 фута 1 дюйм (6,7 м)
  • Площадь крыла: 1865 кв. футов (173,4 м ). 2 )
  • Соотношение сторон : 1,68
  • Пустой вес: 50 907 фунтов (23 098 кг)
  • Полная масса: 76 118 фунтов (34 527 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 102 533 фунта (46 508 кг)
  • Силовая установка: 2 General Electric J93-GE-3AR с форсажной камерой турбореактивных двигателя , тяга 20 900 фунтов силы (93 кН) каждый всухую, 29 300 фунтов силы (130 кН) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1980 миль в час (3190 км/ч, 1721 узел)
  • Скорость сваливания: 105 миль в час (169 км/ч, 91 узел)
  • Боевая дальность: 1162 миль (1870 км, 1010 морских миль)
  • Перегоночная дальность: 2487 миль (4002 км, 2161 миль)
  • Практический потолок: 80 100 футов (24 400 м)
  • Скорость набора высоты: 45 000 футов/мин (230 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 40,8 фунтов/кв. футов (199,2 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,77

Вооружение

Авионика

  • Hughes AN/ASG-18 РЛС управления огнем обзора и сбивания

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Цитата: «Однако Пентагон продолжил разработку системы управления огнем ASG-18 и ракеты GAR-9. [ 8 ]
  1. ^ «Жонглирование фондами» , «Ракеты и ракеты» , 25 января 1960 г., с. 19.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Дженкинс и Лэндис 2008, с. 199.
  3. ^ Дженкинс и Лэндис 2004, с. 14.
  4. ^ Баттлер 2007, с. 103.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дженкинс и Лэндис 2008, с. 200.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Баттлер 2007, с. 106.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Информационный бюллетень: North American F-108A Rapier». Национальный музей ВВС США. Проверено: 16 июля 2017 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Дженкинс и Лэндис 2008, с. 202.
  9. ^ Перейти обратно: а б Баттлер 2007, с. 107.
  10. ^ Перейти обратно: а б Баттлер 2007, с. 108.
  11. ^ Лайонс, майор Роберт П. младший (3 апреля 1986 г.). «В поисках усовершенствованного истребителя, история от XF-108 до усовершенствованного тактического истребителя» (PDF) . Центр оборонной технической информации . Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 27 июля 2011 г.
  12. ^ Пейс 1986, с. 51.
  13. ^ Гудспид 2000, стр. 77.
  14. ^ О'Коннор, Шон (2004). «AIM-47: Хьюз GAR-9/AIM-47 Falcon» . Справочник военных ракет и ракет США . Проверено 31 июля 2009 г.
  15. ^ Дженкинс и Лэндис 2004, с. 20.
  16. ^ Дженкинс и Лэндис 2004, с. 17.
  17. ^ «Турбореактивный двигатель General Electric YJ93-G-3» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 16 июля 2017 г.
  18. ^ Пейс 1991, с. 152.
  19. ^ «АИМ-47 (ГАР-9) Сокол» . Тестпилот.ру . 29 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 января 2015 г. Проверено 7 июля 2011 г.
  20. ^ Парш, Андреас (2009). «К-11» . Справочник военных ракет и ракет США Приложение 1: Ранние ракеты и дроны . Системы обозначения . Проверено 9 марта 2014 г.
  21. ^ «Стандартные характеристики самолета: F-108A «Рапира» » (PDF) . ВВС США. 12 июня 1959 года. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2022 года . Проверено 18 октября 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Баттлер, Тони (2007). Американские секретные проекты, истребители и перехватчики 1945–1978 гг . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN  978-1-85780-264-1 .
  • Дорр, Роберт Ф.; Лейк, Джон (1990). Истребители ВВС США . Лондон: Темпл Пресс. ISBN  0-600-55094-Х .
  • Гудспид, М. Хилл (2000). Североамериканский Rockwell A3J (A-5) Vigilante . Крылья славы. Том. 19. Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN  1-86184-049-7 .
  • Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  978-1-58007-111-6 .
  • Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (сентябрь 2004 г.). «F-108 Rapier, неуловимый перехватчик со скоростью 3 Маха». Воздушная мощь . 34 (9). Гранада-Хиллз, Калифорния: Sentry Books. ISSN   1067-1048 .
  • Кнаак, Марсель Сайз (1978). «Истребители после Второй мировой войны 1945–1973» . Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США . Том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN  0-912799-59-5 .
  • Пейс, Стив (ноябрь 1986 г.). «Сверхзвуковые кавалеры». Воздушная мощь . 16 (6). Гранада-Хиллз, Калифорния: Sentry Books. ISSN   1067-1048 .
  • Пейс, Стив (1991). X-Fighters: экспериментальные и прототипные истребители ВВС США, от XP-59 до YF-23 . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN  0-87938-540-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6323e3ba89ba27e7ea2c81a6cc9a46b__1717581660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/6b/c6323e3ba89ba27e7ea2c81a6cc9a46b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North American XF-108 Rapier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)