Воут F-8 Крестоносец
F-8 (F8U) Крестоносец | |
---|---|
F-8E из состава VMF(AW)-212 в 1965 году. | |
Роль | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Воут |
Первый полет | 25 марта 1955 г. |
Введение | Март 1957 г. |
Ушедший на пенсию | 1976 г. (истребитель, ВМС США) 29 марта 1987 г. ( фоторазведка , ВМС США ) 1991 ( Филиппины ) 19 декабря 1999 г. (истребитель, Военно-морская авиация Франции ). |
Статус | Уволен со службы |
Основные пользователи | ВМС США Корпус морской пехоты США Французский флот Филиппинские ВВС |
Количество построенных | 1,219 [ 1 ] |
Развитый в | Воут XF8U-3 Крестоносец III ЛТВ А-7 Корсар II |
Vought F-8 Crusader (первоначально F8U ) — одномоторный сверхзвуковой палубный завоевания превосходства в воздухе . реактивный самолет [ 2 ] разработан и производится американской авиастроительной компанией Vought . Это был последний американский истребитель, у которого в качестве основного оружия использовалось огнестрельное оружие , за что он получил титул «Последний из стрелков». [ 3 ] [ 4 ]
опубликовали заявку на новый истребитель. Разработка F-8 началась после того, как в сентябре 1952 года ВМС США Группа конструкторов Воута под руководством Джона Рассела Кларка создала V-383 , относительно нестандартный истребитель, обладавший инновационными высокими характеристиками. -установленное крыло изменяемого наклона , фюзеляж с изменяемой площадью , цельноповоротные стабилизаторы , зубчатые насечки на сгибах крыла для улучшения рыскания. стабильность и широкое использование титана во всем планере. В июне 1953 года компания Vought получила первоначальный заказ на производство трех прототипов XF8U-1 ее конструкции. 25 марта 1955 года первый прототип совершил свой первый полет . Летные испытания показали, что самолет относительно безпроблемный. 21 августа 1956 года пилот ВМС США Р.В. Виндзор достиг максимальной скорости 1015 миль в час; при этом F-8 стал первым реактивным истребителем на вооружении Америки, развившимся до скорости 1000 миль в час. [ 5 ]
В марте 1957 года F-8 был введен в регулярную эксплуатацию ВМС США. Помимо ВМС, этот тип также эксплуатировался Корпусом морской пехоты США (заменивший Vought F7U Cutlass ), ВМС Франции и ВВС Филиппин . Вначале этот тип имел количество аварий выше среднего, и его было довольно сложно пилотировать. Американские F-8 принимали участие в активных боевых действиях во время войны во Вьетнаме , участвуя в многочисленных воздушных боях с МиГ-17 ВВС Вьетнама , а также выполняя штурмовые задачи на театре военных действий. RF -8 Crusader — фоторазведывательная модель. Он сыграл решающую роль в кубинском ракетном кризисе (БРСД) с малых высот , предоставив важные фотографии советских баллистических ракет средней дальности на Кубе, которые в то время было невозможно получить другими способами. [ 3 ] Несколько модифицированных F-8 использовались НАСА для экспериментальных полетов, включая тестирование технологии цифрового электродистанционного управления и конструкции сверхкритического крыла . RF-8 прослужил на вооружении США дольше, чем любая из версий истребителя; отозвал Резерв ВМС США оставшиеся самолеты в 1987 году.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В сентябре 1952 года ВМС США опубликовали требование о новом истребителе. Особенности этого требования включали максимальную скорость 1,2 Маха на высоте 30 000 футов (9 100 м) со скороподъемностью 25 000 футов / мин (130 м / с) и посадочную скорость не более 100 миль в час (160 км / ч). . [ 6 ] Опыт, полученный во время Корейской войны , показал, что пулеметы калибра 0,50 (12,7 мм) больше не являются достаточным вооружением, и в результате новый истребитель должен был быть вооружен 20-мм (0,79 дюйма) пушкой. Патрон 20x110 мм стал обычным явлением в ВМС США до корейского конфликта и использовался, среди прочего, на McDonnell F2H Banshee , F9F, F3D Skyknight, F7U Cutlass и F4D.
В ответ на это требование американский производитель самолетов Vought решил выпустить новую конструкцию, получившую внутреннее обозначение V-383 . Группу дизайнеров Vought возглавлял Джон Рассел Кларк. Это было относительно нестандартно для истребителя, обладавшего высокорасположенным крылом, что требовало использования короткого и легкого шасси в фюзеляже . Однако основным фактором, облегчившим использование такого компактного основного шасси, было крыло изменяемой стреловидности (не путать с крылом изменяемой стреловидности , другой формой крыла изменяемой геометрии, предназначенной для аналогичных целей), которое уменьшало количество при посадке на низких скоростях требовался подъем по тангажу, причем чрезвычайно высокий угол наклона носа был общей характеристикой крыльев с большой стреловидностью и малым удлинением, которые использовались на многих истребителях той эпохи. Это инновационное крыло поворачивалось вверх на 7° при взлете и посадке и тем самым увеличивало угол атаки крыла, не требуя при этом тангажа всего самолета, что обеспечивало лучшую обзорность вперед и достаточно низкую скорость приземления. [ 3 ] [ 6 ] Крыло изменяемого наклона помогло команде разработчиков F-8 выиграть Collier Trophy в 1956 году. [ 7 ]
Также возникла значительная конкуренция за это требование. Сюда входили Grumman F-11 Tiger , модернизированный двухмоторный McDonnell F3H Demon (F3H-H, который в конечном итоге стал McDonnell Douglas F-4 Phantom II ), а также североамериканский F-100 Super Sabre, спешно адаптированный под авианосец. использовать и получил название «Супер Ярость». [ нужна ссылка ] В дополнение к предложению V-383, ориентированному на истребитель, компания Vought также представила тактическую разведывательную версию самолета, получившую внутреннее обозначение V-392 .
В полет
[ редактировать ]В мае 1953 года работа Воута была объявлена победителем; месяц спустя компания получила первоначальный заказ на три прототипа XF8U-1 (после принятия единой системы обозначения в сентябре 1962 года F8U стал F-8). 25 марта 1955 года первый прототип совершил свой первый полет под управлением Джона Конрада; Уверенность была такова, что во время первого полета было решено превысить скорость звука. [ 3 ] Разработка прошла относительно без проблем, поскольку второй прототип и первый серийный F8U-1 совершили свои первые полеты вместе в один и тот же день, 30 сентября 1955 года. 4 апреля 1956 года F8U-1 выполнил свой первый запуск с катапульты. из Форрестола . [ нужна ссылка ]
Начиная с конца 1956 года прототипы XF8U-1 прошли оценку VX-3 , в ходе которой было отмечено мало проблем. Разработка оружия велась на военно-морской базе воздушного вооружения Чайна-Лейк , и самолет China Lake F8U-1 установил национальный рекорд скорости США в августе 1956 года. Командир «Дьюк» Виндзор установил новый рекорд скорости горизонтального полета - 1015,428 миль в час (1634,173 км / ч) на 21 августа 1956 года побит предыдущий рекорд скорости 822 миль в час (1323 км/ч), установленный самолетом ВВС США F-100. (Он не побил мировой рекорд скорости в 1132 миль в час (1822 км/ч), установленный британским Fairey Delta 2 10 марта 1956 года. [ 8 ] [ не удалось пройти проверку ] [ ненадежный источник? ] )
Ранний F8U-1 был модифицирован в фоторазведчик и стал первым F8U-1P. Впоследствии РФ-8А стали оснащать камерами, а не пушками и ракетами. 16 июля 1957 года майор Джон Х. Гленн- младший морской пехоты США совершил первый сверхзвуковой трансконтинентальный полет на самолете F8U-1P, перелетев из авиабазы Лос-Аламитос , Калифорния, в Флойд Беннетт Филд , Нью-Йорк, за три часа 23 минуты. 8,3 секунды. [ 9 ]
Параллельно с F8U-1 и -2 группа разработчиков Crusader также работала над более крупным самолетом с еще более высокими характеристиками, получившим внутреннее обозначение V-401 , а позже официально обозначенное как Vought XF8U-3 Crusader III . Внешне он был похож на Crusader и имел несколько общих элементов конструкции, таких как крыло с изменяемым углом наклона, но отличался тем, что был значительно больше, но при этом имел относительно малое количество компонентов и был способен развивать большую скорость среди других возможностей. [ 10 ]
Дизайн
[ редактировать ]Vought F-8 Crusader — одномоторный сверхзвуковой палубный истребитель завоевания превосходства в воздухе. Его обычно описывали как всепогодный истребитель, однако первые серийные самолеты были оснащены только радаром для своих орудий и, таким образом, полностью зависели от внешних платформ для наведения на врага. [ 11 ] Начиная с F-8B, РЛС воздушного перехвата на самолетах устанавливалась ; На более поздних моделях присутствовали все более мощные и надежные радары. Обучение пилотов того времени не уделяло особого внимания использованию радара, что делало его менее эффективным в оперативном отношении, чем могло бы быть в противном случае. [ 12 ] Установка более совершенной авионики на более поздних моделях, особенно на F-8J, часто подвергалась критике как причина значительного увеличения веса, а также сомнительная эффективность. [ 13 ] Пилоты часто утверждали, что более поздние модели F-8 не поворачивались так же хорошо, как ранние самолеты, и им было труднее прервать попытку приземления; более того, радар плохо работал в тропических условиях. [ 14 ]
Ключевой особенностью F-8 было крыло изменяемого угла наклона , которое позволяло достичь большего угла атаки и увеличить подъемную силу без ущерба для прямой видимости за счет поворота фюзеляжа на 7 ° во время взлета и посадки. [ 3 ] [ 6 ] Одновременно подъемная сила самолета была увеличена за счет опускания передних закрылков на 25° и выдвижения внутренних закрылков на 30°. В F-8 также были использованы преимущества современных аэродинамических инноваций, таких как фюзеляж с продольными направляющими , цельноповоротные стабилизаторы , зубчатые насечки на сгибах крыла для улучшения устойчивости по рысканью и широкое использование титана по всему планеру. [ 3 ] Самолет был оснащен одним двигателем Pratt & Whitney J57 турбореактивным , оснащенным форсажной камерой . На первом серийном самолете F8U-1 эта форсажная камера увеличила тягу двигателя с 10 200 фунтов до 16 000 фунтов, но, в отличие от более поздних двигателей, не имела каких-либо промежуточных настроек тяги.
Вооружение F-8, указанное ВМС США, состояло в основном из четырех 20-мм (0,79 дюйма) автопушек; этот самолет станет последним истребителем США, в котором в качестве основного оружия будет использоваться пушка. [ 3 ] Они были дополнены выдвижным лотком с 32 неуправляемыми авиационными ракетами Mk 4/Mk 40 Folding-Fin (Mighty Mouse FFAR) и щечными пилонами для четырех управляемых AIM-9 Sidewinder . ракет класса «воздух-воздух» [ 6 ] На практике ракеты Sidewinder были основным оружием F-8; 20-мм орудия считались «вообще ненадежными»; более того, почти все свои победы F-8 совершил с помощью Sidewinders. [ 15 ] Было высказано предположение, что, если бы ВМС США потребовали более строгих и реалистичных испытаний оружия, надежность орудий могла бы быть значительно повышена. [ 16 ]
Операционная история
[ редактировать ]ВМС США и Корпус морской пехоты США
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]VX-3 был одним из первых самолетов, получивших F8U-1 в декабре 1956 года, и первым, кто эксплуатировал этот тип в апреле 1957 года с авианосца Франклин Д. Рузвельт . VX-3 был первым самолетом, допущенным к использованию на авианосцах, но несколько самолетов были потеряны в результате аварий, некоторые из которых закончились смертельным исходом для пилотов.
Первой эскадрильей флота, летавшей на Crusader, была VF-32 на базе NAS Cecil Field , Флорида, в 1957 году, которая в конце того же года была развернута в Средиземном море на Саратоге . ВФ-32 переименовали эскадрилью в «Мечники» в соответствии с тематикой крестоносцев. Тихоокеанский флот принял первых Crusaders на аэродроме NAS Moffett Field в северной Калифорнии, и VF-154 «Grandslammers» (названные в честь новых самолетов со скоростью 1000 миль в час и впоследствии переименованные в «Black Knights») начали свои операции с F-8. Позже в 1957 году в Сан-Диего VMF-122 принял первые Crusaders морской пехоты. [ нужна ссылка ]
В 1962 году Министерство обороны стандартизировало обозначения военных самолетов, как правило, по образцу ВВС. Следовательно, F8U стал F-8 , а оригинальный F8U-1 был переименован в F-8A .
«Крусейдер» стал « дневным истребителем », действующим на авианосцах. В то время авианосные крылья ВМС США прошли через ряд дневных и ночных истребителей из-за быстрого развития двигателей и авионики. Некоторые эскадрильи эксплуатировали самолеты в течение очень коротких периодов времени, прежде чем были оснащены новыми самолетами с более высокими характеристиками. Crusader был первым самолетом после Корейской войны, который прослужил в парке относительно долго.
Кубинский ракетный кризис
[ редактировать ]Невооруженный RF-8A хорошо зарекомендовал себя при получении детальных фотографий на малых высотах, что привело к развертыванию авианосцев в составе эскадрилий VFP-62 и VFP-63 ВМФ морской пехоты и VMCJ-2 . [ 17 ] Начиная с 23 октября 1962 года, во время кубинского ракетного кризиса , RF-8A выполняли чрезвычайно опасные миссии по фоторазведке на малых высотах над Кубой, что стало первыми настоящими боевыми полетами F-8. Два корабля RF-8A дважды в день вылетали из Ки-Уэста , чтобы пролететь над Кубой на малой высоте, а затем вернуться в Джексонвилл, где пленка была выгружена и проявлена, чтобы срочно доставить ее на север, в Пентагон. [ 18 ]
Эти полеты подтвердили, что Советский Союз размещает на Кубе баллистические ракеты средней дальности (БРСД). РФ-8А также следили за выводом советских ракет. После каждого пролета самолету выдавали трафарет мертвой курицы. Облеты продолжались около шести недель и в общей сложности получили 160 000 изображений. Пилоты, участвовавшие в этих миссиях, получили кресты за выдающиеся летные заслуги , а VFP-62 и VMCJ-2 получили престижную награду ВМС США . [ 19 ]
Частота неудач
[ редактировать ]Crusader был непростым в управлении самолетом, и он часто был неумолим при посадке на авианосец, где он плохо восстанавливался из-за высокой скорости снижения, а плохо спроектированное шасси с наклоненной носовой частью затрудняло управление на палубе. Для безопасной посадки авианосцы должны были двигаться на полной скорости, чтобы снизить относительную скорость приземления для пилотов Crusader. Трубы горящих нефтью авианосцев, на которых служил «Крестоносец», извергали густой черный дым, иногда закрывая кабину экипажа, заставляя пилота «Крестоносца» полагаться на инструкции офицера связи по посадке, переданные по радио. [ 7 ] Вначале пилотам рекомендовалось сохранять на борту только минимальный уровень топлива перед приземлением; в долгосрочной перспективе ситуацию улучшило внедрение более мощного двигателя J57-P420. [ 20 ] Он заслужил репутацию « уничтожителя прапорщиков » еще на раннем этапе своего ввода в эксплуатацию. [ 21 ] Сопло и воздухозаборник находились настолько низко, когда самолет находился на земле или в кабине экипажа, что экипажи прозвали самолет «Аллигатор». Неудивительно, что процент неудач Crusader был относительно высоким по сравнению с его современниками, Douglas A-4 Skyhawk и McDonnell Douglas F-4 Phantom II . Тем не менее, самолет действительно обладал желаемыми возможностями, что было доказано, когда несколько пилотов Crusader взлетели со сложенными крыльями и смогли посадить самолет. Один из таких эпизодов произошел 23 августа 1960 года; Крестоносец со сложенными крыльями вылетел из Неаполя Каподикино на полном форсаже, поднялся на высоту 5000 футов (1500 м), а затем успешно вернулся на посадку. Пилот сообщил, что силы управления были выше нормы. Crusader был способен летать в этой конфигурации, хотя пилоту пришлось бы уменьшить вес самолета, сбросив запасы и топливо перед приземлением. [ 3 ] Всего было построено 1261 крестоносец. К моменту вывода из состава флота в авариях участвовало 1106 самолетов. [ 22 ]
Вьетнамская война
[ редактировать ]Когда в небе над Северным Вьетнамом разразился конфликт, именно американские крестоносцы с авианосца « Хэнкок» впервые вступили в бой с Народных ВВС Вьетнама (ВВС Северного Вьетнама) . МиГ-17 3 апреля 1965 года [ 23 ] [ 24 ] МиГи заявили о сбитии F-8, а камера орудия лейтенанта Фам Нгок Лана показала, что его пушки подожгли F-8, но лейтенант-коммандер Спенс Томас сумел посадить свой поврежденный F-8 на авиабазе Дананг . [ 25 ] [ 26 ] оставшиеся F-8 благополучно возвращаются на свой авианосец. В последующие годы F-8 неоднократно сталкивался с относительно маневренными МиГами Северного Вьетнама, однако ни в одном из этих боев F-8 ни разу не вступал в первый контакт с помощью радиолокационного обнаружения. [ 27 ] Вместо этого пилоты F-8 полагались на наземные диспетчеры перехвата, чтобы найти врагов и направить их на выгодную огневую позицию. [ 28 ] Типичная дневная миссия выполнялась с использованием пары F-8: один пилот концентрировался на радиолокационных и навигационных функциях, а другой исследовал небо глазами; наземные диспетчеры предупреждали и направляли их к любым замеченным МиГам, к которым они приближались на скорости сзади, не полагаясь на собственный радар для обнаружения вражеского самолета. [ 29 ] Наличие американских ракет класса «земля-воздух » (ЗРК) обычно вынуждало МиГи летать на меньших высотах, где F-8 был более маневренным и, следовательно, имел преимущество. [ 30 ]
ВМС США превратили свою роль «ночного истребителя» в воздушном крыле в всепогодный перехватчик F-4 Phantom II, оборудованный для поражения приближающихся бомбардировщиков на большом расстоянии с такими ракетами , как AIM-7 Sparrow, в качестве единственного воздушного судна. зенитное вооружение, а в их конструкции не делался упор на маневренность. Некоторые эксперты полагали, что эпоха воздушных боев закончилась, поскольку ракеты «воздух-воздух» сбивают противника задолго до того, как он сможет подобраться достаточно близко, чтобы вступить в воздушный бой. Когда с 1965 по 1968 год над Северным Вьетнамом развернулись воздушные бои, стало очевидно, что воздушный бой еще не окончен. В одном из генеральных воздушных боев между USN F-8 и МиГ-21 ВПАФ 1 августа 1968 года летчик-истребитель Нгуен Хонг Нхи выпустил пару зенитных ракетных комплексов Р-3С по паре F-8, при этом второй Р-3С совершил выстрел. успешный удар, в результате которого был сбит один F-8. После короткого воздушного боя с другим F-8 еще одна пара F-8 вступила в бой и выпустила два ЗРК Sidewinder по Нгуену Хонг Нхи, который был подбит и благополучно катапультировался из своего подбитого МиГ-21; Сбитие летчика-истребителя Нгуена приписывается пилоту F-8H лейтенанту Маккою из VF-51 , военный корабль США «Бон Хомм Ричард» . [ 31 ] [ 32 ]
По мере развития конфликта Северный Вьетнам получал МиГ-21 , которые оказались более способным противником для F-8, но все же доказали свою эффективность при хорошей командной работе и использовании слабостей МиГ-21. [ 33 ] После завершения операции Rolling Thunder в ноябре 1968 года американские самолеты прекратили полеты в воздушном пространстве, в котором ожидались столкновения с МиГами, и, таким образом, возможностей для воздушных боев стало меньше. [ 34 ] Соответственно, Crusader стал все чаще использоваться в качестве «бомбового грузовика», когда как корабельные подразделения ВМС США, так и наземные эскадрильи Корпуса морской пехоты США атаковали коммунистические силы как в Северном, так и в Южном Вьетнаме. [ 21 ] [ 35 ] Крестоносцы морской пехоты США летали только на юге, где в основном выполняли непосредственную поддержку с воздуха и задачи по перехвату . [ 36 ] в декабре 1972 года Во время операции Linebacker II многочисленным F-8 ВМФ было поручено выполнять миссии по завоеванию превосходства в воздухе, но они практически не встретили сопротивления; К этому моменту конфликта настоящие бои с МиГами стали чрезвычайно редкими. [ 37 ]
«Крестоносцы ВМС» летали только с небольших «Эссекс» авианосцев класса . [ нужна ссылка ]
Несмотря на прозвище «последний стрелок», F-8 одержали со своей пушкой всего четыре победы; остальные были достигнуты с помощью ракет Sidewinder, [ 38 ] отчасти из-за склонности механизма подачи 20-мм (0,79 дюйма) пушки Colt Mk 12 к заклиниванию при перегрузке во время маневров воздушного боя на высокой скорости. [ 39 ] [ 40 ] В период с июня по июль 1966 года в ходе 12 боев над Северным Вьетнамом крестоносцы заявили о четырех МиГ-17 и потеряли два самолета. [ 41 ] Пилоты «Крестоносцев» заявляли о лучшем соотношении потерь среди всех американских самолетов во Вьетнамской войне — 19:3. [ 3 ] [ 42 ] Из 19 самолетов, заявленных в ходе воздушных боев, 16 были МиГ-17 и три — МиГ-21 . [ 38 ] Хотя пилоты VPAF заявили, что МиГи сбили 11 F-8, официальные источники в США указывают, что только три F-8 были потеряны в воздушном бою, причем все в 1966 году, в результате артиллерийского огня противника на МиГ-17. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] В общей сложности 170 F-8 были потеряны по всем причинам – в основном из-за наземных пожаров и аварий – во время войны. [ 46 ] [ 47 ]
Вывод из операций на передовой
[ редактировать ]LTV построила и доставила 1219-й (и последний) крестоносец ВМС США для VF-124 на авиабазу Мирамар 3 сентября 1964 года. [ 1 ] Последние действующие варианты истребителей ВМС США Crusader были сняты с вооружения VF-191 и VF-194 на борту «Орискани» в 1976 году после почти двух десятилетий службы, что стало первым истребителем ВМФ. [ нужна ссылка ]
Вариант фоторазведки продолжал служить в действующей ВМФ еще 11 лет: VFP-63 летал на RF-8G до 1982 года, а ВМФ летал на RF-8G в двух эскадрильях (VFP-206 и VFP-8G). 306) на авиабазе ВМС Вашингтон/ Эндрюс до вывода из эксплуатации VFP-306 в 1984 году и VFP-206 29 марта 1987 года, когда последний действующий Crusader был передан Национальному музею авиации и космонавтики . [ 48 ]
Crusader — единственный самолет, использовавший AIM-9C, вариант ракеты «воздух-воздух» Sidewinder с радиолокационным наведением. В 1969 году ВМС США решили отложить AIM-9C из-за его ограниченного диапазона запуска, а также высоких требований к техническому обслуживанию и связанных с этим логистических трудностей. [ 49 ] Когда Crusader ушел в отставку, эти ракеты были переоборудованы в AGM-122 Sidearm, противорадиационные ракеты используемые ударными вертолетами США против радаров противника. [ нужна ссылка ]
НАСА
[ редактировать ]Несколько модифицированных F-8 использовались НАСА в начале 1970-х годов, доказав жизнеспособность как цифровой электродистанционной технологии (с использованием оборудования обработки данных, адаптированного из управляющего компьютера Apollo ), так и [ 50 ] а также сверхкритическая конструкция крыла. [ 51 ]
Французский флот
[ редактировать ]В начале 1960-х годов авиация ВМС Франции, Aeronavale , нуждалась в палубном истребителе для службы на борту новых авианосцев «Клемансо» и «Фош» , F-4 «Фантом», поступивший тогда на вооружение ВМС США, оказался слишком большим. для малых французских кораблей. После испытаний авианосца на борту Клемансо 16 марта 1962 года двумя VF-32 F-8 с американского авианосца USS Saratoga был выбран Crusader и было заказано 42 F-8; это будут последние произведенные крестоносцы. [ нужна ссылка ]
Французские крестоносцы были основаны на F-8E, но были модифицированы, чтобы обеспечить возможность действий с компактных французских авианосцев; соответственно, максимальный угол наклона крыла самолета увеличился с пяти до семи градусов и установили поддуваемые закрылки . Система вооружения была модифицирована для оснащения двумя французскими Matra R.530 в качестве альтернативы Sidewinders, хотя возможность нести американскую ракету была сохранена. радиолокационными или инфракрасными ракетами [ 52 ] Поставки этих самолетов, получивших название F-8E(FN), начались в октябре 1964 года и продолжались до февраля 1965 года, а Aeronavale 1 октября 1964 года возобновила работу первая эскадрилья , Flotille 12F. [ 52 ] Взамен старых «Корсаров» флотилия 14.F получила «Крестоносцы». 1 марта 1965 года [ 53 ] [ 54 ]
В октябре 1974 года (на Клемансо ) и июне 1977 года (на Фоше ) крестоносцы из эскадрильи 14.F участвовали в миссиях Сапфира над Джибути . 7 мая 1977 года два крестоносца по отдельности отправились в патрулирование против предположительно французских ВВС (4/11 эскадрильи Джура) F-100 Super Sabre, дислоцированных в Джибути. Лидер перехватил два истребителя и завязал воздушный бой (предположительно, это были учения), но быстро вызвал на помощь своего ведомого, поскольку на самом деле он вступил в бой с двумя йеменскими МиГ-21. Два французских истребителя переключили основное вооружение на «включено», но в конечном итоге все вернулись на свои базы. Это был единственный боевой перехват, осуществленный французскими крестоносцами. [ нужна ссылка ]
В 1983 году Aéronavale ударные Crusaders совершали боевые вылеты над Ливаном, сопровождая самолеты Dassault-Breguet Super Étendard . В октябре 1984 года Франция направила Фоша с эскадрильей 12.F для проведения операции «Мирмиллон» у побережья Ливии, призванной удержать ливийского правителя полковника Каддафи от эскалации конфликта. Региональная напряженность вокруг Персидского залива , во многом связанная с ирано-иракским конфликтом , спровоцировала развертывание оперативной группы во главе с Клемансо , в составе которой на воздушном пути находилась эскадрилья 12.F. В 1993 году начались боевые вылеты в небе бывшей Югославии ; «Крестоносцы» стартовали с обоих французских авианосцев, стоявших в Адриатическом море . Эти миссии прекратились в июне 1999 года с операцией «Трайдент» над Косово . [ нужна ссылка ]
На протяжении всего своего существования французские крестоносцы претерпевали ряд модификаций: в 1969 году они были оснащены новыми крыльями типа F-8J, а в 1979 году - модифицированными форсажными камерами . [ 55 ] Вооружение было усилено за счет добавления R550 Magic в 1973 году ракет с инфракрасным наведением , а с 1988 года - улучшенной всеракурсной ракеты Magic 2. Устаревший R.530 был снят с вооружения в 1989 году, в результате чего Crusaders остались без ракеты с радиолокационным наведением. ракета. [ 56 ] В 1989 году, когда стало понятно, что Crusader не будет заменен в течение нескольких лет из-за задержки в разработке Rafale, было решено отремонтировать Crusader, чтобы продлить срок их эксплуатации. На каждом самолете была заменена электропроводка и отремонтирована гидравлическая система, а планер был усилен для продления усталостного срока службы. Авионика была улучшена: изменен навигационный комплекс и новый приемник радиолокационной сигнализации. [ 57 ] [ 58 ] 17 отремонтированных самолетов были переименованы в F-8P (P используется для расширения « Prolongé », не путать с филиппинским F-8P). [ 59 ] Хотя ВМС Франции участвовали в боевых действиях в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» и над Косово в 1999 году, «Крестоносцы» остались и в конечном итоге были заменены Dassault Rafale M в 2000 году как последний самолет этого типа на военной службе. [ нужна ссылка ]
Филиппинские ВВС
[ редактировать ]В конце 1977 года правительство Филиппин приобрело 35 подержанных F-8H ВМС США, которые хранились на авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне. [ 60 ] 25 из них были отремонтированы компанией Vought, а остальные десять использовались на запчасти. [ 60 ] В рамках сделки США будут обучать филиппинских пилотов, используя TF-8A. [ 60 ] «Крестоносцы» были укомплектованы 7-й тактической истребительной эскадрильей на авиабазе Баса и в основном использовались для перехвата советских бомбардировщиков и сопровождения президентских рейсов. [ 60 ] Однако из-за нехватки запчастей и быстрого износа самолетов оставшиеся F-8 были остановлены в 1988 году и оставлены на открытом травяном поле на авиабазе Баса. Окончательно они были выведены из эксплуатации три года спустя после того, как были сильно повреждены извержением горы Пинатубо , и с тех пор были выставлены на продажу как металлолом. [ 61 ] Некоторые из вышедших из строя планеров были отремонтированы для использования в качестве реквизита в фильме 2000 года « Тринадцать дней» , инсценировке кубинского ракетного кризиса , чтобы изобразить реальные RF-8A, участвовавшие в миссиях по фоторазведке на низком уровне, в ходе которых были получены фотографии советских баллистических самолетов. ракеты на Кубе. [ 62 ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2024 г. ) |
- XF8U-1 (XF-8A) ( V-383 ) — два оригинальных невооруженных прототипа.
- F8U-1 (F-8A) - первая серийная версия, двигатель J57-P-12 заменен на более мощный J57-P-4A, начиная с 31-го серийного самолета, построено 318 штук.
- YF8U-1 (YF-8A) - один истребитель F8U-1, использовавшийся для опытно-конструкторских испытаний.
- YF8U-1E (YF-8B) - один F8U-1, переоборудованный в прототип F8U-1E.
- F8U-1E (F-8B) - добавлены ограниченные всепогодные возможности благодаря радару AN / APS-67, лоток неуправляемых ракет был герметично закрыт, поскольку он никогда не использовался в эксплуатации, первый полет: 3 сентября 1958 г., построено 130 самолетов.
- XF8U-1T - один XF8U-2NE, использовавшийся для испытаний в качестве двухместного учебно-тренировочного самолета.
- F8U-1T (TF-8A) ( V-408 ) - двухместный учебно-тренировочный вариант на базе F8U-2NE, фюзеляж удлинен на 2 фута (0,61 м), внутреннее вооружение уменьшено до двух пушек, двигатель J57-P-20, первый полет. 6 февраля 1962 года. Первоначально Королевский флот интересовался версией TF-8A с двигателем Rolls-Royce Spey , но вместо этого выбрал Phantom II. Был построен только один TF-8A, хотя несколько снятых с вооружения F-8A были переоборудованы в аналогичные двухместные учебно-тренировочные самолеты.
- YF8U-2 (YF-8C) - два F8U-1, использовавшиеся для летных испытаний турбореактивного двигателя J57-P-16.
- F8U-2 (F-8C) - двигатель J57-P-16 с форсажной тягой 16 900 фунтов силы (75 кН), подфюзеляжные киль добавлены под заднюю часть фюзеляжа в попытке исправить нестабильность рыскания, Y-образные щечные пилоны, позволяющие запускать две ракеты Sidewinder на каждой стороне фюзеляжа установлены радары AN/APQ-83, модернизированные в ходе последующих модернизаций. Первый полет: 20 августа 1957 г., построено 187 самолетов. [ нужна ссылка ]
- F8U-2N (F-8D) - всепогодная версия, неуправляемый ракетный блок заменен дополнительным топливным баком, двигатель J57-P-20 с форсажной тягой 18 000 фунтов силы (80 кН), система посадки, которая автоматически поддерживает текущую воздушную скорость при заходе на посадку. , установка радара AN/APQ-83. Первый полет: 16 февраля 1960 г., построено 152 экземпляра.
- YF8U-2N (YF-8D) — один самолет, использованный при разработке F8U-2N.
- YF8U-2NE - один F8U-1, переоборудованный в прототип F8U-2NE.
- F8U-2NE (F-8E) - двигатель J57-P-20A, радар AN/APQ-94 в увеличенном носовом обтекателе, спинной выступ между крыльями с электроникой для ракеты AGM-12 Bullpup , полезная нагрузка увеличена до 5000 фунтов (2270 фунтов). кг), катапультное кресло Martin-Baker , радар AN/APQ-94 заменил радар AN/APQ-83 в более ранних F-8D. IRST (круглый шарик). Перед куполом добавлен блистер с датчиком [ 63 ] Первый полет: 30 июня 1961 г., построено 286 штук.
- F-8E(FN) - версия истребителя завоевания превосходства в воздухе для ВМС Франции , значительно увеличена подъемная сила крыла за счет большего отклонения предкрылков и закрылков, а также добавления системы управления пограничным слоем , увеличенных стабилизаторов, встроенной РЛС AN/APQ-104, модернизированного версия AN/APQ-94. Всего построено 42 экземпляра.
- F-8H — модернизированный F-8D с усиленным планером и шасси, с РЛС AN/APQ-84. Всего восстановлено 89.
- F-8J - модернизированный F-8E, аналог F-8D, но с модификациями крыла и BLC, как на F-8E(FN), "мокрыми" пилонами для подвесных топливных баков, двигателем J57-P-20A, с AN/APQ- 124 РЛС. Всего восстановлено 136 экземпляров.
- F-8K - модернизированный F-8C с возможностью Bullpup и двигателями J57-P-20A, с радаром AN / APQ-125. Всего восстановлено 87.
- F-8L - модернизированный F-8B с подкрыльевыми узлами подвески, с радаром AN/APQ-149. Всего восстановлен 61 экземпляр.
- F-8P - 17 F-8E(FN) авиакомпании Aeronavale подверглись серьезному ремонту в конце 1980-х годов, чтобы продлить срок их службы еще на 10 лет. Они вышли на пенсию в 1999 году. [ 64 ]
- F8U-1D (DF-8A) - несколько снятых с вооружения F-8A, модифицированных в самолет-диспетчер для испытаний крылатой ракеты SSM-N-8 Regulus . DF-8A также был модифицирован для управления дроном (F-9 Cougar), который широко использовался VC-8, NS Roosevelt Rds, PR; Ракетный полигон Атлантического флота.
- DF-8F - снятый с вооружения F-8A, модифицированный в качестве самолета-диспетчера для испытаний ракет, в том числе на полигоне ВМС США в Чайна-Лейк.
- F8U-1KU (QF-8A) - списанный F-8A, модифицированный в дроны-мишени с дистанционным управлением.
- YF8U-1P (YRF-8A) – опытные образцы, использованные при разработке самолета фоторазведчика F8U-1P – V-392.
- F8U-1P (RF-8A) - невооруженная фоторазведывательная версия F8U-1E, построено 144 экземпляра.
- РФ-8Г – модернизированный РФ-8А. [ 65 ]
- LTV V-1000 - значительно переработанная версия F-8, разработанная для Международной программы истребительной авиации ВВС США в 1969 году в ответ на широко распространенный советский МиГ-21. Самолет конкурировал с F-4E Phantom II , Lockheed CL-1200 и F-5A-21 в тендере на финансирование Программы военной помощи США (MAP). Краткое изложение изменений: установка GE J79-GE-17, снижение веса на 3800 фунтов (1723 кг) и общее упрощение самолета. V-1000 был выбран победителем конкурса, однако контракт не был заключен. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
- XF8U-3 Crusader III ( V-401 ) — новая конструкция, основанная на более ранних вариантах F-8, созданная для конкуренции с F-4 Phantom II; Двигатель J75-P-5A с форсажной тягой 29 500 фунтов силы (131 кН), первый полет: 2 июня 1958 года, достиг скорости 2,39 Маха в испытательных полетах, отмененных после того, как было построено пять самолетов, поскольку Phantom II выиграл контракт с ВМФ.
Операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
Самолет на выставке
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]- Ф-8Е(ФН)
- 151732 (бортовой номер 1 ВМС Франции) – Musee des Avions de Chasse, Бон . [ 71 ]
- 151750 (бортовой номер 19 ВМС Франции) – Musée des Ailes Anciennes, Тулуза . [ 72 ]
- Ф-8П
- 151733 (бортовой номер 3 ВМС Франции) - аэропорт Ланн Биуэ, Ле Менеген. [ 73 ]
- 151735 (бортовой номер 4 ВМС Франции) - Европейский музей истребительной авиации, Монтелимар-Анкона. [ 74 ]
- 151738 (бортовой номер 7 ВМС Франции) - база Аэронавале, Ландивисау. [ 75 ]
- 151741 (бортовой номер 10 ВМС Франции) - Musee de l air et de l Espace (Музей авиации и космонавтики), Париж, Франция . [ 76 ]
- 151742 (бортовой номер 11 ВМС Франции) — Музей военно-морской аэронавтики, Рошфор . [ 77 ]
- 151754 (бортовой номер 23 ВМС Франции) - база Аэронавале, Ландивисау. [ 78 ]
- 151760 (бортовой номер 29 ВМС Франции) - база Аэронавале, Ландивисау. [ 79 ]
- 151767 (бортовой номер 36 ВМС Франции) – Musee des Avions de Chasse, Бон . [ 80 ]
- 151768 (бортовой номер 37 ВМС Франции) — аэропорт в Куэрсе . [ 81 ]
- 151770 (бортовой номер 39 ВМС Франции) - база Аэронавале, Ландивисау. [ 82 ]
Филиппины
[ редактировать ]- Ф-8Н
- 147056 — Аэрокосмический музей ВВС Филиппин, авиабаза Вилламор , Манила . [ 83 ] [ 84 ]
- 147060 — авиабаза Баса , Флоридабланка, Пампанга . [ 84 ]
- 148661 — авиабаза Кларк , Анхелес-Сити . [ 84 ] [ 85 ]
- 148686 — Филиппинская военная академия , форт генерала Грегорио Х. дель Пилар, город Багио . Регистрационный серийный номер неправильно указан как 148696. [ 84 ] [ 86 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- XF8U-1 (XF-8A)
- 138899 – Музей авиации в Сиэтле, Вашингтон . [ 87 ]
- XF8U-2 (XF-8C)
- 140448 – Центр открытий МакОлиффа-Шепарда в Конкорде, Нью-Гэмпшир . [ 88 ]
- Ф8У-1 (Ф-8А)
- 141351 — Парк наследия ВМС Джексонвилля , военно-морская авиабаза Джексонвилл , Флорида (перенесена из бывшего авиабазы ВМС Сесил Филд ). [ 89 ]
- 141353 — авиабаза Эдвардс , Калифорния . [ 90 ]
- 143703 — Музей USS Hornet , бывшая военно-морская авиабаза Аламеда , Аламеда, Калифорния . [ 91 ]
- 143755 — Аэродром морской пехоты Мирамар , Калифорния . [ 92 ]
- 143806 — Музей авиации «Крылья свободы» , бывшая военно-морская авиабаза Уиллоу-Гроув , Уиллоу-Гроув, Пенсильвания . [ 93 ]
- 144427 — Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к авиабазе Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 94 ]
- 145336 – Самолеты славы в Чино , Калифорния . [ 95 ]
- 145347 — Национальный музей военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . [ 96 ]
- 145349 — Музей самолетов Пуэбло-Вейсброд , Пуэбло, Колорадо . [ 97 ]
- 145397 — База военно-морской авиации Лейкхерст , Лейкхерст, Нью-Джерси . [ 98 ]
- Ф8У-2 (Ф-8С)
- 145546 — авиабаза Эдвардс , Калифорния . [ 99 ] После передачи из ВМС США в НАСА он использовался как исследовательский самолет (экспериментальный самолет).
- 146973 – Аэродром морской пехоты Канеохе Бэй , Гавайи. [ 100 ]
- 147034 — (только носовая часть) Музей USS Hornet , бывшая авиация NAS Alameda , Аламеда, Калифорния . [ 101 ]
- Ф8У-2Н(Ф-8Д)
- 148693 – Среднеамериканский музей авиации в Либерале, штат Канзас . [ 102 ]
Ф8У-2НЭ (Ф-8Е)
- 149150 — Парк авиационного наследия NAS Oceana, военно-морская авиабаза Oceana , Вирджиния . [ 103 ] [ 104 ]
Ф-8Е(ФН)
- 151765 - восстанавливается до летной годности частным владельцем в Форт-Майерсе, Флорида. [ 105 ]
- Ф8У-1П (РФ-8Г)
- 144617 – Музей авиации «Летающий Лезернек» на авиабазе морской пехоты Мирамар , Калифорния. [ 106 ]
- 144618 – Celebrity Row, авиабаза Дэвис-Монтан (Северная сторона), Тусон, Аризона . [ 107 ]
- 145607 — Музей авиации Касл (бывшая авиабаза Касл ), Этуотер, Калифорния . [ 108 ]
- 145608 - (только носовая часть) Музей авиации Тихоокеанского побережья , Санта-Роза, Калифорния . [ 109 ]
- 145609 — Национальный музей морской авиации , военно-морская авиабаза Пенсакола , Пенсакола, Флорида . [ 110 ]
- 145645 — USS Alabama Мемориальный парк линкора , Мобил, Алабама . [ 111 ]
- 146860 – Смитсоновского института, Центр Национальный музей авиации и космонавтики Удвар-Хейзи в Шантильи, штат Вирджиния , рядом с международным аэропортом Даллес . [ 112 ]
- 146858 - на хранении в Музее авиации Flying Leatherneck на авиабазе морской пехоты Мирамар , Калифорния. [ 113 ]
- 146882 – Музей «Границы полета» в Далласе, штат Техас . [ 114 ]
- 146898 – Музей авиации Форт-Уэрта в Форт-Уэрте, штат Техас . [ 115 ]
- Ф-8Н
- 147909 — Парк сороптимистов NAD, озеро Китсап , Бремертон, Вашингтон , примерно в 1 миле от военно-морского госпиталя Бремертона. Самолет предоставлен в аренду Национальному военно-морской авиации музею в Пенсаколе, Флорида . [ 116 ] Крылья находятся в сложенном положении.
- F-8J
- 150904 — Воздушный зоопарк в Каламазу, штат Мичиган . [ 117 ] В настоящее время он выставлен в помещении со сложенными крыльями. [ 118 ]
- 150920 – Музей авиации «Летающий Лезернек» на авиабазе морской пехоты Мирамар , Калифорния. [ 113 ] Первоначально введенный в эксплуатацию как F-8E, позже был преобразован в F-8J. [ 119 ]
- Ф8У-2 (Ф-8К)
- 145550 — Музей военного корабля США «Интрепид» в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк . [ 120 ]
- 145592 — на стадии восстановления летной годности частным владельцем в Сиэтле, штат Вашингтон , [ 121 ] После эксплуатации в ВМС США регистрационный номер был изменен на NX19TB с удаленной буквой X в середине. Затем он был передан в коллекцию летающего наследия в муниципальном аэропорту Арлингтона в Арлингтоне, штат Вашингтон, хотя считается, что в то время крылья еще могли складываться. Неизвестно, в каком состоянии он находится сейчас. [ 122 ]
- 146931 – Музей боевых птиц Эстрелла в Пасо Роблес, Калифорния . [ 123 ] Механизм управления крыльями сохраняется.
- 146939 – Патриотс-Пойнт Военно-морской музей на борту бывшего военного корабля США «Йорктаун» (CV-10) , Маунт-Плезант, Южная Каролина . [ 124 ]
- 146963 — авиабаза морской пехоты Бофорт , Южная Каролина . [ 125 ] Он производился как F-8F, но был переоборудован в F-8K и использовался до выхода на пенсию. Состояние сохранности таково, что вокруг кабины приняты меры по предотвращению утечек. [ 126 ]
- 146983 — авиабаза морской пехоты Канеохе Бэй , Гавайи . [ 127 ]
- 146985 - Музей боевых птиц Valiant Air Command в региональном аэропорту Космического побережья в Титусвилле, Флорида. [ 128 ] В настоящее время он выставлен в помещении со сложенными крыльями.
- 146995 - Музей авиации Тихоокеанского побережья , рядом с аэропортом округа Сонома в Санта-Розе, Калифорния. [ 129 ]
- 147030 — Музей военного корабля США «Мидуэй» в Сан-Диего, Калифорния . [ 130 ]
- Ф-8Л
- 145449 — военно-морская авиабаза Фэллон , Фэллон, Невада . [ 131 ]
- 145527 — на стадии восстановления летной годности частным владельцем в Сиэтле, штат Вашингтон , [ 132 ] Первоначально эксплуатировался как F-8A, затем был переоборудован в F-8L и использовался до выхода на пенсию. Впоследствии ему был присвоен новый регистрационный номер N37TB, и он перешел в управление Thunderbird Airlines. В 2002 году право собственности перешло к Музею летного наследия и боевой бронетехники, и он был восстановлен, но крылья по-прежнему сложены. [ 133 ]
- Кабина F8U
- 145399 - На реставрации в Историческом музее Моффетта , Федеральный аэродром Моффетт, Калифорния.
Технические характеристики (F-8E)
[ редактировать ]Данные из Великой Книги Бойцов , [ 134 ] Стремление к производительности , [ 135 ] Боевые самолеты с 1945 года , [ 136 ] Джозеф Ф. Баугер [ 137 ] [ 138 ] [ 139 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 55 футов 11,6 дюйма (17,059 м) [ 140 ]
- Размах крыльев: 35 футов 8 дюймов (10,87 м) [ 140 ]
- Высота: 15 футов 9,1 дюйма (4,803 м) [ 140 ]
- Площадь крыла: 375 кв. футов (34,8 м 2 )
- Соотношение сторон : 3,4
- Профиль : корень: NACA 65A006 мод ; Совет: мод NACA 65A005.
- Коэффициент сопротивления при нулевой подъемной силе : C D 0,0133
- Площадь перетаскивания: 5,0 кв. футов (0,46 м 2 )
- Пустой вес: 18 800 фунтов (8 528 кг) [ 140 ]
- Полная масса: 29 000 фунтов (13 154 кг)
- Максимальный взлетный вес: 34 000 фунтов (15 422 кг)
- Запас топлива: 1348 галлонов США (1122,4 имп галлона; 5102,7 л)
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney J57-P-20A турбореактивный с форсажным двигателем, тяга 11 400 фунтов силы (51 кН). [ 141 ] сухой, 18000 фунтов силы (80 кН) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 1066 узлов (1227 миль в час, 1974 км/ч) на высоте 36 000 футов (10 973 м)
- Максимальная скорость: 1,8 Маха.
- Крейсерская скорость: 268 узлов (308 миль в час, 496 км/ч) [ 142 ]
- Скорость сваливания: 135 узлов (155 миль в час, 250 км/ч) [ 143 ]
- Никогда не превышайте скорость : 775 узлов (892 миль в час, 1435 км/ч). [ 144 ]
- Боевая дальность: 394 морских миль (453 миль, 730 км)
- Перегоночная дальность: 1507 миль (1734 миль, 2791 км) с внешним топливом
- Практический потолок: 58 000 футов (18 000 м)
- Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 12,8
- Нагрузка на крыло: 77,3 фунта/кв. футов (377 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,62
Вооружение
- Орудия: 4 калибра 20 мм (0,79 дюйма) пушки Colt Mk 12 в нижней части фюзеляжа, 125 выстрелов на выстрел.
- Узлы подвески: 2 боковых Y-образных пилона, установленных на фюзеляже (для установки ракет AIM-9 Sidewinders и ракет Zuni) и 2 подкрыльевых пилона грузоподъемностью 4000 фунтов (2000 кг) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: 2 ракетные блоки LAU-10 (каждая с 4 ракетами Zuni размером 5 дюймов (127 мм) )
- Ракеты:
- 4 AIM-9 Sidewinder или Matra Magic (только ВМС Франции) ракеты класса «воздух-воздух»
- 2 AGM-12 Bullpup ракеты класса «воздух-поверхность»
- Бомбы:
- по 250 фунтов (113 кг) 8 бомб Mark 81 или
- по 500 фунтов (227 кг) 8 бомб Mark 82 или
- по 1000 фунтов (454 кг) 2 бомбы Mark 83 или
- по 2000 фунтов (907 кг) 2 бомбы Mark 84
Авионика
Magnavox AN/APQ-84 или AN/APQ-94 Радар управления огнем
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Труды Военно-морского института США , январь 1965 г., с. 136.
- ^ Мишель 2007, стр. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тиллман 1990, [ нужна страница ] .
- ^ Уивер 2018, с. 63.
- ^ Бьоркман, Эйлин. Стрелки. Воздух и космос, ноябрь 2015 г., с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гебель, Грег. «Воут F-8 Крестоносец» . Воздушные векторы . Архивировано из оригинала 17 мая 2006 года . Проверено 7 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бьоркман, Эйлин. Стрелки. Air & Space, ноябрь 2015 г. с. 62.
- ^ «Записи». Архивировано 9 февраля 2007 г. на сайте Wayback Machine cloudnet.com . Проверено: 28 декабря 2009 г.
- ^ Гленн и Тейлор 2000, с. 231.
- ^ Ганстон 1981, с. 245.
- ^ Уивер 2018, с. 67.
- ^ Weaver 2018, стр. 67-68.
- ^ Уивер 2018, с. 68.
- ^ Weaver 2018, стр. 68-70.
- ^ Weaver 2018, стр. 64-65.
- ^ Уивер 2018, с. 84.
- ^ Косби, Сэмюэл. «Самолет эпохи кубинского кризиса на Дне открытой кабины в Этуотере» . Архивировано 24 августа 2011 г. в Wayback Machine Modesto Bee, 27 мая 2011 г. Дата обращения: 1 августа 2011 г.
- ^ Мерский 1986, с. 25.
- ^ Мерский 1986, стр. 25–26.
- ^ Weaver 2018, стр. 68-69.
- ^ Перейти обратно: а б Мерский 1998, с. спинка, боковина и таблица в приложении Б.
- ^ «Переход ВМС США на самолеты». Архивировано 13 сентября 2012 г. на сайте Wayback Machine usnwc.edu. Проверено: 23 июля 2012 г.
- ^ Андертон 1987, с. 71.
- ^ Уивер 2018, с. 77.
- ^ Топерцер 2001, стр. 26, 28, 29, 88.
- ^ Хобсон 2001, с. 17.
- ^ Уивер 2018, с. 70.
- ^ Weaver 2018, стр. 71-72.
- ^ Weaver 2018, стр. 72-73.
- ^ Weaver 2018, стр. 73-74.
- ^ Выбросы VPAF во время конфликта в ЮВА до настоящего времени в хронологическом порядке ejection-history.org.uk, по состоянию на 30 марта 2007 г.
- ^ Топерцер, 2015, стр. 133-134.
- ^ Weaver 2018, стр. 75-76.
- ^ Weaver 2018, стр. 79-80.
- ^ Уивер 2018, с. 64.
- ^ Уивер 2018, с. 78.
- ^ Weaver 2018, стр. 81-82.
- ^ Перейти обратно: а б Гроссник и Армстронг, 1997 г.
- ^ «Крестоносец в действии». faqs.org . Проверено: 28 декабря 2009 г.
- ^ Weaver 2018, стр. 65-66.
- ^ Мишель 2007, стр. 51.
- ^ Weaver 2018, стр. 77-78.
- ^ Хобсон с. 271
- ^ «Вьетнамские победы в воздухе, Часть 1». Acig.org. Проверено: 7 марта 2011 г.
- ^ «Вьетнамские победы в воздухе, Часть 2». Acig.org. Проверено: 7 марта 2011 г.
- ^ Хобсон 2001, стр. 269–270.
- ^ «Последний стрелок» . www.crusader.gaetanmarie.com .
- ^ Баугер, Джо. «Крестоносец службы ВМФ/корпуса морской пехоты». F8 Crusader: Истребитель ВМС США , 6 августа 2003 г. Дата обращения: 11 июня 2011 г.
- ^ Уивер 2018, с. 71.
- ^ Витт, Стивен (24 июня 2019 г.). «Аполлон-11: Миссия вышла из-под контроля» . Проводной . Сан-Франциско, Калифорния: Публикации Condé Nast . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ «НАСА F-8» . НАСА.gov . Проверено 3 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стейгер 1993, с. 192.
- ^ Стигер 1993, стр. 192–193.
- ^ Рошотт, Леон К., Рамон Хоса и Александр Ганье. «Капитан фрегата (H): Французские корсары». NetMarine.net , 1999. Дата обращения: 14 июля 2009 г.
- ^ Стийгерс 1993, с. 195.
- ^ Стийгерс 1993, с. 194.
- ^ Стийгерс 1993, стр. 195–196.
- ^ Мичелл 1993, с. 58.
- ^ Мерски Крылья славы 1996, с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Ф-8 Крестоносец». Милавиа .
- ^ «Авиабаза Баса» . Филиппинские ВВС . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Уолтон, Б. (21 февраля 2020 г.). «Реквизит из фильма: Крестоносцы RF-8A« тринадцати дней »» . Avgeekery.com.
- ^ "Chance Vought/LTV History". Архивировано 21 октября 2013 г. на Wayback Machine. Проверено: 30 ИЮЛЯ 2013 г.
- ^ Винчестер 2006, с. 242.
- ^ «Чанс-Воут RF-8G Crusader» . Смитсоновский институт . Проверено 6 августа 2024 г.
- ^ "Бюджетный истребитель США". Air Pictorial, том 32, № 3, март 1970 г.
- ^ «Международный истребитель Vought V-1000» . Форум секретных проектов . 02 января 2006 г. Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Vought F-8 Crusader, Разработка первого сверхзвукового реактивного истребителя ВМФ Уильямом Д. Спидлом с. 202, 203
- ^ Военно-морские истребители номер шестнадцать, Часть первая, Voughts F-8 Crusader, Стив Пейс, стр. 201
- ^ «Thunderbird Aviation в Дир-Вэлли, Аризона» . nabe3saviation.web.fc2.com . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151732." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151750." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151733." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151735." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151738." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151741." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ «Музей» . www.anaman.fr .
- ^ "F8U Крестоносец/151754." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151760." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151767." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151768." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/151770." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/147056." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Воут F-8 Крестоносец» . Забытые самолеты.
- ^ "F8U Крестоносец/148661." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ «ОСЛАВЛЕНИЕ И ОТКРЫТИЕ ПАРКОВОЙ ЭНЕРГИИ И АРХАНГЕЛЬСКОГО ФАСАДА» . Филиппинские ВВС. 22 февраля 2022 г.
- ^ "XF8U Crusader/138899." Музей полета. Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ "XF8U Crusader/140448." Центр открытий МакОлиффа-Шепарда. Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ "F8U Крестоносец/141351." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/141353." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/143703." Архивировано 29 октября 2012 г. в музее Wayback Machine USS Hornet. Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ "F8U Крестоносец/143755." Реестр боевых птиц. Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ "F8U Крестоносец/143806." Музей авиации «Крылья свободы». Проверено: 22 января 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/144427." Музей авиации и космонавтики Пима. Проверено: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145336." Архивировано 6 августа 2017 г. в Wayback Machine Planes of Fame. Проверено: 7 октября 2013 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145347." Национальный музей морской авиации. Проверено: 22 января 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145349." Архивировано 25 декабря 2016 г. в Музее самолетов Wayback Machine Pueblo Weisbrod. Проверено: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145397." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145546." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/146973." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/147034." Архивировано 23 июня 2015 г. в музее Wayback Machine USS Hornet. Проверено: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/148693." Музей авиации Средней Америки. Проверено: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/149150." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ «Досье по планеру» . www.aerialvisuals.ca .
- ^ «Реестр ФАУ: N3512Z» faa.gov. Проверено: 27 июля 2021 г.
- ^ "F8U Crusader/144617" Музей авиации и исторический фонд Flying Leatherneck. Проверено: 22 января 2015 г.
- ^ [Celebrity Row, авиабаза Дэвис-Монтан (Северная сторона), Тусон, Аризона, «F8U Crusaders/144618».] aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145607." Архивировано 7 июля 2014 г. в Музее авиации Wayback Machine Castle. Проверено: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145608." Музей авиации Тихоокеанского побережья. Проверено: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145609." Национальный музей морской авиации. Проверено: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145645." Архивировано 18 декабря 2015 г. в Мемориальном парке линкора USS Alabama в мемориальном парке Wayback Machine . Проверено: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/146860." НАСМ. Получено: 26 октября.
- ^ Перейти обратно: а б "F8U Crusader/150920" Музей авиации и исторический фонд Fly Leatherneck. Проверено: 22 января 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/146882." Архивировано 17 октября 2013 г. в музее Wayback Machine Frontiers of Flight. Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ "F8U Крестоносец/146898." Музей авиации Форт-Уэрта. Проверено: 22 января 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/147909." Воздушные визуальные эффекты. Проверено: 27 февраля 2013 г.
- ^ "F8U Крестоносец/150904." Воздушный зоопарк. Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ «Досье на планер — Vought F8U / F-8 Crusader — F-8J Crusader» . airvisuals.ca .
- ^ «Досье по планеру — Vought F8U/F-8 Crusader — F-8J Crusader» .
- ^ "F8U Крестоносец/145550." Музей военного корабля США «Интрепид» . Проверено: 22 января 2015 г.
- ^ "Реестр ФАУ: N19TB faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
- ^ «Воут F8U/F-8 Crusader — F-8K Crusader» . www.aerialvisuals.ca .
- ^ "F8U Крестоносец/146931." Музей боевых птиц Эстрелла. Проверено: 20 апреля 2013 г.
- ^ "F8U Крестоносец/146939." Военно-морской музей Патриотс-Пойнт. Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ "F8U Крестоносец/146963." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ «Воут F8U/F-8 Crusader — F-8K Crusader» . airvisuals.ca .
- ^ "F8U Крестоносец/146983." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/146985." Архивировано 13 января 2015 г. в музее боевых птиц Wayback Machine Valiant Air Command. Проверено: 22 января 2015 г.
- ^ "F8U Крестоносец/146995." Музей авиации Тихоокеанского побережья. Дата обращения: 1 мая 2012 г.
- ^ "F8U Крестоносец/147030." Музей военного корабля США «Мидуэй». Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ "F8U Крестоносец/145449." aerialvisuals.ca Дата обращения: 23 июня 2015 г.
- ^ "Реестр ФАУ: N37TB faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
- ^ «Воут F8U/F-8 Crusader — F-8L Crusader» . www.aerialvisuals.ca .
- ^ Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI. 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- ^ Лофтин, Л.К. младший «В поисках производительности: эволюция современных самолетов, НАСА SP-468». НАСА . Проверено: 22 апреля 2006 г.
- ^ Уилсон 2000, с. 141.
- ^ Баугер, Джо. «Воут F8U-2NE (F-8E) Крестоносец» . joebaugher.com . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ NAVAIR 01-45HHD-1 Руководство по летной эксплуатации NATOPS Модели самолетов ВМФ F-8D, F-8E с. 3, с. 11, с. 48А, с. 98
- ^ NAVAIR 01-45HHD-1 Руководство по летной эксплуатации NATOPS Модели самолетов ВМФ F-8D, F-8E с. 104А.
- ^ NAVAIR 01-45HHD-1 Руководство по летной эксплуатации NATOPS Модели самолетов F-8D, F-8E ВМФ. п. 11.
- ^ NAVAIR 01-45HHD-1A Дополнительное руководство по летной эксплуатации NATOPS Модель ВМФ самолетов F-8D, F-8E. п. 75.
- ^ NAVAIR 01-45HHD-1 Руководство по летной эксплуатации NATOPS Модели самолетов F-8D, F-8E ВМФ. п. 98.
- ^ NAVAIR 01-45HHD-1A Дополнительное руководство по летной эксплуатации NATOPS Модель ВМФ самолетов F-8D, F-8E. п. 5.
Библиография
[ редактировать ]- Андертон, Дэвид А. (1987). Североамериканский F-100 Super Sabre . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 0-85045-662-2 .
- Гленн, Джон; Тейлор, Ник (2000). Джон Гленн: Мемуары . Нью-Йорк, США: Бантам. ISBN 0-553-58157-0 .
- Грант, Залин (1988). Над пляжем: Воздушная война во Вьетнаме . Нью-Йорк, США: Карманные книги. ISBN 978-0-393-32727-4 .
- Гроссник, Рой А; Армстронг, Уильям Дж. (1997). Военно-морская авиация США, 1910–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской исторический центр. ISBN 0-16-049124-Х .
- Ганстон, Билл (1976). Ранние сверхзвуковые истребители Запада . Книжные службы Литлхэмптона. ISBN 0 7110 0636 9 .
- Хобсон, Крис (2001). Потери авиации Вьетнама, ВВС США, USN, USMC, потери самолетов в Юго-Восточной Азии, 1961–1973 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-85780-115-6 .
- Маккарти, Дональд младший (2009). Убийцы МиГов, Хронология воздушных побед США во Вьетнаме 1965–1973 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-136-9 .
- Мерский, Питер (1998). Подразделения F-8 Crusader времен войны во Вьетнаме (боевой самолет Osprey № 7) . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-724-5 .
- Мерский, Питер (1999). Подразделения RF-8 Crusader над Кубой и Вьетнамом (боевой самолет Osprey № 12) . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-782-5 .
- Мерский, Питер (1986). Vought F-8 Crusader (Osprey Air Combat) . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 0-85045-905-2 .
- Мерский, Питер (1996). Vought F-8 Crusader: МиГ-Мастер. Крылья славы , . Том. 5. Лондон, Великобритания: Аэрокосмическое издательство. стр. 32–95. ISBN 1-874023-90-5 . ISSN 1361-2034 .
- Мишель III, Маршалл Л. (2007) [1997]. Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом 1965–1972 (первое изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-519-8 .
- Мойс, Эдвин Э. (1996). Тонкинский залив и эскалация войны во Вьетнаме . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0-8078-2300-7 .
- Стигер, Эрик (октябрь 1993 г.). «Крестоносцы Аэронавале». Эйр Интернешнл . 45 (4): 192–196. ISSN 0306-5634 .
- Тиллман, Барретт (1990). МиГ-Мастер: История F-8 Crusader (второе изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-585-Х .
- Топерцер, Иштван (2001). МиГ-17 и МиГ-19 времен войны во Вьетнаме (боевой самолет Osprey № 25) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited. ISBN 1-84176-162-1 .
- Топерчер, Иштван (2015). МиГ-асы вьетнамской войны . США: Schiffer Publishing, Ltd. ISBN. 978-0-7643-4895-2 .
- Уивер, Майкл Э. (2018). «Исследование F-8 Crusader по архивным источникам» (PDF) . Журнал истории авиации : 63–85.
- Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-50-1 .
- Винчестер, Джим, изд. (2006). Военный самолет Vought F-8 Crusader времен холодной войны (The Aviation Factfile) . Лондон, Великобритания: Grange Books plc. ISBN 1-84013-929-3 .