Пленка

Фильм с брызгами — это поджанр фильмов ужасов , который намеренно фокусируется на графическом изображении крови и насилия . Эти фильмы, обычно с использованием спецэффектов , демонстрируют очарование уязвимости человеческого тела и театральность его увечий. Термин «кино с брызгами» был придуман Джорджем А. Ромеро для описания его фильма «Рассвет мертвецов » , хотя критики обычно считают, что «Рассвет мертвецов» преследует более высокие цели, такие как социальный комментарий, чем просто эксплуатация в собственных целях. ради. [ 1 ]
Этот термин был популяризирован в книге Джона Маккарти 1981 года «Splatter Movies» с подзаголовком: « Нарушая последнее табу: критический обзор безумно безумного поджанра фильмов ужасов, который навсегда меняет лицо кинореализма» . [ 2 ] Маккарти, первая значительная публикация, пытающаяся дать определение и проанализировать «пленку с брызгами», предполагает, что брызги являются показателем более широких тенденций в кинопроизводстве. Хотя брызги ассоциируются с довольно экстремальными фильмами ужасов, и такие произведения составляют основное внимание в книге, в нее также включен относительно разнообразный диапазон названий, датируемых в основном периодом с 1960-х по конец 1970-х годов, например, « » Джона Уотерса Женские проблемы , Тед Пост . « Магнум Форс» , Терри Гиллиама и «Бармаглот» вестерн « Хилла Уолтера Длинные наездники» . [ 3 ] Эта фильмография подразумевает, что влияние таких режиссеров, как Сэм Пекинпа или Энди Уорхол , если назвать двух, столь же значимо для развития этого формата, как Гран Гиньоль , Hammer Films или Herschell Gordon Lewis .
В конце 20-го и начале 21-го веков использование изображений насилия в кино называлось « порно с пытками » или « горно » ( сочетание слов «запекшаяся кровь» и «порно»). [ 4 ] Напротив, такие фильмы, как Braindead , Evil Dead II , Idle Hands и в некоторой степени Dawn of the Dead , все из которых содержат чрезмерную жестокость, могут быть истолкованы как комедийные и попадают в категорию фарса .
Характеристики
[ редактировать ]Фильмы о брызгах, по словам кинокритика Майкла Арнзена , «застенчиво упиваются спецэффектами крови как формы искусства». [ 5 ] Если типичные фильмы ужасов рассказывают о таких страхах, как страх перед неизвестным, сверхъестественным и темнотой, то в фильмах с брызгами толчок к страху исходит от физического разрушения тела и сопровождающей его боли. Также упор делается на визуальные эффекты, стиль и технику, включая гиперактивную операторскую работу. В то время как большинство фильмов ужасов имеют тенденцию восстанавливать социальный и моральный порядок, где добро побеждает зло, фильмы с брызгами процветают из-за отсутствия порядка. Арнзен утверждает, что «спектакль насилия заменяет любые претензии на повествовательную структуру, потому что кровь - единственная часть фильма, которая надежно последовательна». [ 5 ] Эти фильмы также часто содержат фрагментированные повествования и режиссуру, в том числе «маниакальные монтажи, полные движения камеры… переходы от охоты к охотнику, а также зловещие сопоставления и контрасты». [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Фильм о брызгах имеет свои эстетические корни во французском театре Гран-Гиньоль , который стремился поставить для своих покровителей реалистичные сцены крови и резни. В 1908 году Гран Гиньоль впервые появился в Англии, хотя жестокость была преуменьшена в пользу более готического тона из-за усиления цензуры искусства в Британии. [ 1 ]
Первое появление крови — реалистичного увечья человеческого тела — в кино можно отнести к фильму Д. У. Гриффита « Нетерпимость » (1916), в котором присутствуют многочисленные штрихи в стиле Гиньоля, в том числе два экранных обезглавливания и сцена, в которой копье медленно пронзают обнаженный живот солдата, пока из раны течет кровь. Некоторые из последующих фильмов Гриффита, а также фильмы его современника Сесила Б. Демилля , показали столь же реалистичную бойню.
Современная эпоха
[ редактировать ]В конце 1950-х и начале 1960-х годов публика снова познакомилась с темами и мотивами благодаря новаторским фильмам, таким как Альфреда Хичкока » «Психо (1960) и продукции Hammer Film Productions (художественное развитие английского стиля Гран Гиньоль), например, «Проклятие Франкенштейна» (1957) и «Ужас Дракулы» (1958). Возможно, самым явно жестоким фильмом этой эпохи был Нобуо Накагавы » «Дзигоку (1960), который включал многочисленные сцены содрания кожи и расчленения в изображении буддийского преступного мира Нарака .
Сплаттер стал отдельным поджанром ужасов в начале 1960-х годов с выходом фильмов Гершелла Гордона Льюиса в Соединенных Штатах. Стремясь сохранить прибыльную нишу, Льюис обратился к тому, что до сих пор редко появлялось в массовом кино: интуитивным, откровенным кровавым сценам. В 1963 году он снял «Пир крови» , который широко считается первым фильмом о брызгах. [ 6 ] За 15 лет после выхода «Blood Feast» собрал около 7 миллионов долларов. Это было сделано примерно за 24 500 долларов. [ 7 ] За «Кровавым пиром» последовали еще два кровавых фильма Хершела Гордона Льюиса « Две тысячи маньяков!». (1964) и Раскрась меня кроваво-красным (1965).
Популярность фильма с брызгами в 1970-х годах вызвала резкую реакцию в США и Великобритании. Роджер Эберт в США и член парламента Грэм Брайт в Великобритании вместе с кинокритиком выступили с инициативой подвергнуть цензуре фильмы с брызгами на домашнем видео. преследуя «Я плюю на твою могилу» , в то время как политик спонсировал Закон о видеозаписях , систему цензуры и сертификации домашнего видео в Великобритании. [ 8 ] Это привело к полному запрету многих фильмов с брызгами, которые были названы « видео-отвратительными в британской прессе ».
Некоторые режиссеры сплэттеров стали создавать популярные хиты. Питер Джексон начал свою карьеру в Новой Зеландии , сняв фильмы « Плохой вкус » (1987) и «Мертвый мозг» (1992). В этих фильмах было столько жестокости, что это стало комедийным приемом . Эти комедийные кровавые фильмы получили название «сплатстик», то есть физическая комедия, предполагающая расчленение. Splatstick, кажется, более распространен в Японии, например, Robogeisha , Tokyo Gore Police и Machine Girl . [ 1 ]

Фильмы о брызгах стали пионерами в технологиях, используемых в других жанрах. Например, популярный фильм 1999 года «Проект ведьмы из Блэр» похож на фильм 1980 года «Каннибал Холокост» . [ 9 ] История « Холокоста каннибалов» рассказана на кадрах, снятых группой людей, снимающих документальный фильм об части Амазонки, которая, как говорят, населена каннибалами. Хотя режиссеры « Ведьмы из Блэр» не видели «Холокост каннибалов» на момент съемок, этот формат « псевдодокументального фильма » позже был использован в их фильме.
Одним из последних примеров фильма с брызгами является «Ужас» (2016) и его продолжение «Ужас 2» (2022). Оба фильма печально известны своей жестокостью, два основных примера - убийство Доун ножовкой в «Ужасе» , где клоун Арт распиливает Рассвет пополам, и убийство Элли в спальне в «Ужасе 2» , где Арт театрально калечит Элли до смерти. Говорят, что «Ужас 2» был настолько кровавым и жестоким, что зрители сообщали, что у них была рвота и обмороки . [ 10 ] [ 11 ]
Возрождение и лейбл «порно с пытками»
[ редактировать ]В 2000-е годы, особенно в 2003–2009 годах, было снято множество фильмов, сочетающих в себе элементы жанров сплэттер и слэшер . [ 12 ] окрестили эти фильмы « порно пыток ». Критики и недоброжелатели, в первую очередь Дэвид Эдельштейн , [ 13 ] который, как полагают, придумал этот термин. [ 12 ] Как и их предшественники, порнофильмы о пытках, по общему мнению, делают упор на изображениях насилия , запекшейся крови, наготы , пыток , нанесения увечий и садизма . Как и в случае с фильмами о брызгах, вопрос о том, насколько порно пыток соответствует своей сенсационной репутации, вызывает споры. [ 14 ]
» кинорежиссера Эли Рота « Хостел (2005), выпущенный в январе 2006 года, был первым фильмом, названным критиком Эдельштейном порнографией с пытками, но с тех пор эта классификация была применена к «Пиле» и ее продолжениям (хотя ее создатели не согласны с этой классификацией). [ 15 ] «Изгнанные дьяволом» (2005), «Волчий ручей» (2005) и более ранние фильмы «Байсэ-мои» (2000) и «Ичи-убийца» (2001). [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ] Разница между этой группой фильмов и более ранними фильмами с брызгами заключается в том, что они часто представляют собой массовые голливудские фильмы, которые получают широкий прокат и имеют сравнительно высокую производственную ценность. [ 16 ]
Поджанр порно с пытками оказался очень прибыльным: «Пила» , снятая за 1,2 миллиона долларов, собрала более 100 миллионов долларов по всему миру, а «Хостел» , производство которого обошлось менее чем в 5 миллионов долларов, собрало более 80 миллионов долларов. [ 18 ] Lionsgate , студия, стоящая за фильмами, значительно увеличила стоимость своих акций благодаря кассовым сборам. [ 19 ] Финансовый успех привел к выпуску подобных фильмов: «Туристас» в 2006 году, «Хостел: Часть II» , «Пограничье » и «Плен » с Элишой Катберт и Дэниелом Гиллисом в главных ролях в 2007 году. [ 18 ] [ 20 ] Действительно, в 2009 году сериал «Пила» стал самым прибыльным сериалом фильмов ужасов всех времен. [ 21 ] что привело к выпуску в том же году «Коллекционера» в главных ролях с Джошем Стюартом и Хуаном Фернандесом . Несмотря на эти финансовые успехи, порно с пытками воспринимается многими критиками прессы, режиссерами и фанатами как уничижительный ярлык. [ 12 ] Уничижительный подтекст термина "порно с пытками" был закреплен громкими непристойными рекламными кампаниями. Рекламные щиты и плакаты, используемые в маркетинге Хостела: Часть II [ 22 ] и Captivity вызвали критику за свои графические изображения, из-за чего их удалили во многих местах. [ 23 ] Режиссер Эли Рот стремился защитить этот поджанр, утверждая, что использование критиками пыточной порнографии «искренне говорит больше об ограниченном понимании критиками того, на что способны фильмы ужасов, чем о самом фильме». [ 24 ] и что «они вне связи». [ 25 ] Автор ужасов Стивен Кинг защищал «Хостел: Часть II» и пыточное порно, заявляя: «Конечно, это доставляет вам дискомфорт, но хорошее искусство должно вызывать у вас дискомфорт». [ 26 ] Влиятельный режиссер Джордж А. Ромеро заявил: «Я не понимаю порнофильмов о пытках… им не хватает метафор». [ 27 ]
Успех пыточной порнографии и ее бум в середине-конце 2000-х годов привели к переходу в жанры, отличные от ужасов. Это стало очевидным с выходом на экраны множества криминальных триллеров, в частности фильма 2007 года « Я знаю, кто меня убил» в главной роли с Линдси Лохан и фильма 2008 года «Неотслеживаемый в главных ролях » с Дайан Лейн и Билли Бёрком . [ 28 ] Британский фильм WΔZ в главных ролях со Стелланом Скарсгардом и Сельмой Блэр . [ 29 ] и его американский коллега Шрам в главных ролях с Анджелой Беттис и Беном Коттоном продолжали способствовать этой гибридной форме пыточного порно, что также, в меньшей степени, было очевидно в таких фильмах, как «Исполнение» (2007) с Джейком Джилленхолом в главных ролях , « Законопослушный гражданин» (2009). ) и «Немыслимое» (2010) с Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли . [ 30 ]
В середине 2000-х годов сплэттер-фильмы получили мощный импульс в индустрии ужасов благодаря новой волне французских фильмов, обычно называемых «Новой французской крайностью », которые стали всемирно известны своим чрезвычайно жестоким характером: «Мученики» (2008), режиссер Паскаль Ложье, [ 31 ] «Граница(и)» (2007), режиссёр Ксавье Генс, [ 32 ] и «Внутри» (2007), режиссеры Александр Бустильо и Жюльен Мори. [ 18 ] [ 33 ] Рэпер Эминем исследовал этот жанр в своем видеоклипе на сингл « 3 am » в том же году. [ 34 ] датского режиссера Ларса фон Триера » « Антихрист в главных ролях с Уиллемом Дефо и Шарлоттой Генсбур был назван критиками порнографией с пытками, когда его премьера состоялась на Каннском кинофестивале 2009 года , из-за сцен крайнего насилия, изображений секса и членовредительства на половых органах. [ 35 ] [ 36 ]
К 2009 году кассовые сборы порнофильмов о пытках в США по большей части сменились прибыльной тенденцией переделывания или перезагрузки более ранних фильмов ужасов прошлых десятилетий с модернизацией таких фильмов, как « Рассвет мертвецов» (2004), «Амитивилль». Ужасы (2005), Дом восковых фигур (2005), Черное Рождество (2006), Хэллоуин (2007), Моя кровавая валентинка 3D (2009), Пятница, 13-е (2009), «Человек-волк» (2010), «Безумцы» (2010) и «Кошмар на улице Вязов» (2010). [ 37 ] Ряд этих римейков, таких как «Техасская резня бензопилой» (2003), «У холмов есть глаза» (2006) (и его продолжение в 2007 году), «Веселые игры» (2008), «Последний дом слева» (2009) и « Я плюю ». «На твоей могиле» (2010) в обзорах прессы были названы пыточным порно. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
В конце десятилетия «Человеческая многоножка (первая часть)» (2009) и «Сербский фильм» (2010) были одними из самых заметных релизов порнографических фильмов о пытках. Хотя и не столь финансово успешен, как «Пила» или «Хостел» , [ 43 ] Сербский фильм и «Человеческая многоножка 2» (полный эпизод) (2011) привлекли внимание прессы благодаря графическим изображениям принудительного потребления фекалий и некрофилии . [ 44 ] [ 45 ] и оба фильма подверглись цензуре, чтобы выйти в прокат в Великобритании. [ 46 ] [ 47 ] Другие порнофильмы о пытках, такие как «Убийственные декорации» , «Гротеск» и «Игра в кролика», были полностью запрещены BBFC . [ 48 ] [ 49 ]
Впоследствии порно с пытками все чаще становится поджанром, ориентированным на DVD. Например, «Хостел: Часть III» (2011) был выпущен прямо на DVD, в отличие от предыдущих фильмов серии. Фильм получил меньше негативного внимания в прессе из-за его менее громкого выпуска. [ 12 ] Другие недавние порнофильмы о пытках включают «Вы бы предпочли» (2012), «Коллекция» (2012), [ 50 ] Правда или действие (2013), [ 51 ] «Кто смотрит Оливера» (2018), [ 52 ] Не нажимай (2020), [ 53 ] Ножовка (2020), [ 54 ] и Хозяин (2020). [ 55 ] Однако по мере того, как выпускается все меньше и меньше громких кинематографических порнофильмов о пытках, этот поджанр постепенно вымирает, как предполагают многие журналисты. [ 50 ]
Элементы жанра также использовались в эпизодах многих популярных американских телешоу, включая «24» канала Fox , CBS канала «Мыслить как преступник» , канала Showtime «Декстер» , CW канала «Сверхъестественное» , NBC канала «Слепое пятно» и » канала FX «Американскую историю ужасов .
Некоторые ученые опубликовали анализ порнофильмов о пытках. Например, книга, описывающая феномен пыточной порнографии и разногласия вокруг нее — « Пыточные порно Стива Джонса: Популярный ужас после пилы». [ 12 ] — опубликовано в 2013 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Маккарти, Джон (1984). Фильмы о брызгах: нарушая последнее табу экрана . Нью-Йорк , Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина.
- ^ «Джон Маккарти» .
- ^ «Брызги Джона Маккарти, фильм «Гор-Нукопия» - список фильмов» .
- ^ Баучер, Джефф (3 июня 2007 г.). «Парень, которого тошнит» . latimes.com . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б с Арнзен, Майкл (1994). «Кто сейчас смеется? ... Постмодернистский фильм о брызгах». Журнал популярного кино и телевидения . 21 (4): 176–184. дои : 10.1080/01956051.1994.9943985 .
- ^ Банкард, Боб. «Устраиваем «Кровавый пир» ». Филли Бербс .
- ^ Бриггс, Джо Боб (28 июня 2003 г.). Глубоко тревожно: шокирующие фильмы, изменившие историю . Издательство Вселенная.
- ^ Ньюман, Ким (2011). Кошмарные фильмы . Лондон: Издательство Блумсбери. , стр.276
- ^ Деодато, Руджеро. Интервью с Сейджем Сталлоне; Боб Муравски. "Cult-Con 2000", DVD с комментариями о Cannibal Holocaust , Тэрритаун, Нью-Йорк. 12 ноября 2000 г.
- ^ Полина Вильегас (15 октября 2022 г.). « Режиссер « Ужасающего 2» отреагировал на сообщения о рвоте и обмороках зрителей» . Инсайдер . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Сегарра, Эдвард. « Поклонников « Ужаса 2» тошнит. Вот почему так тяжело смотреть этот «жестокий» клоунский слэшер» . США СЕГОДНЯ . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джонс, Стив (2013). Порно с пытками: популярный хоррор после пилы . Бейзингсток: Пэлгрейв-Макмиллан.
- ^ Перейти обратно: а б Эдельштейн, Дэвид (6 февраля 2006 г.). « Сейчас играет в вашем местном мультиплексе: порно с пытками, заархивировано 11 октября 2007 г. в Wayback Machine ». Журнал Нью-Йорк . Проверено 11 июня 2007 г.
- ^ Джонс, Стив (2013) «Лексикон оскорблений: значения пыток, порнографии и «порно с пытками»», в Feona Attwood et al. (ред.) Спорные изображения: представления СМИ на грани (Бейзингсток: Пэлгрейв-Макмиллан).
- ^ Уорнер, Кара. « Пресс-конференция Saw IV. Архивировано 16 июня 2011 г. в Wayback Machine ». UGO.com .
- ^ Перейти обратно: а б Скенази, Ленор (28 мая 2007 г.). «Это пытка! Это порно! Что не нравится? На самом деле много». Рекламный век .
- ↑ 3 мая 2007 г. « Есть ли связь между« порно пытками »и настоящим сексуальным насилием? Архивировано 12 октября 2007 г. в Wayback Machine ». Хранитель . Проверено 11 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мюррей, Стив (7 июня 2007 г.). « «Порно ужасов» имело кровавый успех . Архивировано 1 октября 2007 г. в Wayback Machine ». Ассошиэйтед Пресс . Проверено 11 июня 2007 г.
- ↑ Ла Моника, Пол Р. (8 июня 2007 г.). « «Пыточное порно» взбудоражило Lionsgate. Архивировано 5 октября 2007 г. в Wayback Machine ». Проверено 14 июня 2007 г.
- ↑ Кинселла, Уоррен (7 июня 2007 г.). « Темные воды пыточного порно. Архивировано 12 октября 2007 г. в Wayback Machine ». Национальная почта . Проверено 11 июня 2007 г.
- ^ Лариам Питер (24 октября 2008 г.) « «Пила» может стать лучшей франшизой ужасов, когда-либо заархивированной 1 февраля 2009 г. на Wayback Machine ». Нью-Йорк Пост . Проверено 4 июня 2009 г.
- ↑ Проблема с порно с пытками. Архивировано 29 октября 2009 г., в Wayback Machine.
- ↑ 1 мая 2007 г. « Для вашего развлечения ». Хранитель . Проверено 11 июня 2007 г.
- ↑ 3 июня 2007 г. « Капоне и Эли Рот обсуждают фильмы ужасов, кровь, Стивена Кинга, фразу «Пыточное порно» и многое другое!!! Архивировано 5 октября 2007 г. в Wayback Machine ». Разве это не крутые новости . Проверено 11 июня 2007 г.
- ↑ Горовиц, Джош (28 марта 2007 г.) « Хелмер Эли Рот из «Хостела» говорит, что ужас не должен иметь границ: «Это все фейк». Архивировано 12 октября 2007 г. в Wayback Machine ». МТВ . Проверено 11 июня 2007 г.
- ^ Олсен, Марк. « Стивен Кинг о художественных достоинствах пыточной порнографии ». Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 июля 2007 г.
- ↑ Онстад, Катрина (10 февраля 2008 г.). « Автор ужасов незакончен с нежитью. Архивировано 29 января 2017 г. в Wayback Machine ». Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ↑ Корлисс, Ричард (25 января 2008 г.). « Скрытие от неотслеживаемых . Архивировано 28 февраля 2008 г. в Wayback Machine ». Время . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ↑ Эванс, Марк (30 августа 2008 г.). « Преступление W Delta Z / Ген убийства ». Вечерний Вестник . Проверено 12 сентября 2008 г.
- ^ Френч, Филип. « Scar 3D Cert 18». Архивировано 28 января 2017 г. в Wayback Machine (обзор), The Observer , 9 ноября 2008 г. Проверено 22 ноября 2008 г.
- ↑ Паше, Александр (30 августа 2008 г.). « Мученики: какие ограничения для французской пыточной порнографии? Архивировано 11 сентября 2008 г. в Wayback Machine ». Улица 89 . Проверено 12 сентября 2008 г.
- ↑ Гонсалес, Эд (8 мая 2008 г.). « Границы. Архивировано 1 марта 2011 г. в Wayback Machine ». Журнал «Слант» . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ↑ Огден, Брианна (18 февраля 2008 г.). « Пыточное порно говорит что-то об обществе. Архивировано 1 февраля 2013 г. на archive.today ». Роанок Таймс . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ Грэм, Марк (30 апреля 2009 г.). « Эминем воскрешает порно с пытками для видео «3 AM», заархивированного 31 мая 2009 г. на Wayback Machine ». Журнал Нью-Йорк . Проверено 4 июня 2009 г.
- ↑ Сингх, Анита (18 мая 2009 г.). « Каннский кинофестиваль 2009: фильм Ларса фон Триера «порно-пытки» «Антихрист шокирует». Архивировано 21 мая 2009 г. в Wayback Machine ». «Дейли телеграф» . Проверено 4 июня 2009 г.
- ↑ Ордонья, Майкл (1 августа 2009 г.). « Коллекционер. Архивировано 4 августа 2009 г. в Wayback Machine ». Лос-Анджелес Таймс . Проверено 1 августа 2009 г.
- ^ Боулз, Скотт (13 февраля 2009 г.), « Классические фильмы ужасов возвращаются к жизни, с прибылью заархивировано 17 сентября 2009 г. в Wayback Machine ». США сегодня . Проверено 4 июня 2009 г.
- ^ Флетчер, Фиби (2009) «Апокалиптические машины: террор и антипроизводство в фильме о брызгах после 11 сентября», в Линн Франклин и Равенел Ричардсон (редакторы) «Многие формы страха, ужаса и террора» (Оксфорд: Меж- Дисциплинарная пресса).
- ↑ Шнеллер, Джоанна (2008) «Не такая уж смешная игра торговцев пытками», The Globe and Mail , 22 марта.
- ^ Халс, Эд (2007) «Режиссура новых брендов ужасов», Видеобизнес, 12 марта.
- ^ Пуиг, Клаудия (2009) «Последний дом» заслуживает осуждения», USA Today , 13 марта.
- ↑ Фелан, Лоуренс «Новые фильмы», The Independent , 22 января.
- ^ "Дом" . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 г. Проверено 28 сентября 2013 г. Проверено 28 сентября 2013 г.
- ↑ Соболевски, Хелен (2011) «Развратный фильм ужасов запрещен» The Advertiser (Австралия), 2 декабря.
- ↑ Кермод, Марк (2010) «Конфедерация остолопов: смесь гражданской войны и комиксов Джона Хекса просто сбивает с толку», The Observer (Англия), 26 декабря.
- ^ «SRPSKI FILM — СЕРБСКИЙ ФИЛЬМ | Британский совет по классификации фильмов» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2013 г. Проверено 28 сентября 2013 г. . Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СОРОКОНОЖКА II (ПОЛНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ) | Британский совет классификации фильмов» . Архивировано из оригинала 10 октября 2013 г. Проверено 28 сентября 2013 г. . Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ «ГРОТЕСК | Британский совет классификации фильмов» . Архивировано из оригинала 25 октября 2014 г. Проверено 28 сентября 2013 г. . Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ «ИГРА ЗА КРОЛИКА | Британский совет классификации фильмов» . Архивировано из оригинала 7 июля 2014 г. Проверено 28 сентября 2013 г. Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Барнс, Брукс (2009) «Аудитория смеялась, чтобы забыть о проблемах», The New York Times , 30 декабря.
- ^ Контерио, Мартин (27 августа 2014 г.). «ПРАВДА ИЛИ ДЕЙСТВО [FRIGHTFEST 2014]» . Звездообразование . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Мур, Роджер (27 мая 2018 г.). «Обзор фильма: порно с пытками продолжает жить в фильме «Кто смотрит Оливера» » . Фильм Нация . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Ньюман, Ким (29 августа 2020 г.). «Обзор FrightFest – Не нажимайте» . Веб-сайт Кима Ньюмана . Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 г. Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ ДеФеллипо, Майкл (15 сентября 2019 г.). «Рецензия: «Ножовка» Энтони Леоне » . Общество ужасов . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Кларк, Кэт (15 апреля 2020 г.). «Обзор Ведущего – ужас по совершенно неправильным причинам» . Хранитель . Проверено 18 июня 2024 г.