Отношения Соединенного Королевства с Европейским Союзом после Брексита
![]() | |
![]() Евросоюз |
![]() Великобритания |
---|---|
Дипломатическая миссия | |
Делегация Европейского Союза, Лондон | Миссия Соединенного Королевства, Брюссель |
посланник | |
Посол Жоау Вале ди Алмейда | Посол Линдсей Кройсдейл-Эпплби |

Часть серии статей о |
Брексит |
---|
![]() |
Выход Соединенного Королевства из Европейского Союза Глоссарий терминов |
Часть серии статей о |
Членство в Великобритании Европейского Союза (1973–2020) |
---|
![]() |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Политика Соединенного Королевства |
---|
![]() |
![]() |
Эта статья является частью серии, посвященной |
![]() |
---|
![]() |
Отношения Соединенного Королевства после Брексита с Европейским Союзом и его членами регулируются Соглашением о выходе из Брексита и Соглашением о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией . Последний был согласован в 2020 году и применяется с января 2021 года.
После выхода Великобритании из ЕС 31 января 2020 г. [ а ] Великобритания продолжала соблюдать правила ЕС и участвовать в Таможенном союзе ЕС во время « переходного периода Брексита », который начался 1 февраля 2020 года и завершился 31 декабря 2020 года. Это позволило в течение определенного периода времени вести переговоры по двустороннему торговому соглашению. между Великобританией и ЕС.
События
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]- 23 января 2023 г.: Теневой министр иностранных дел Дэвид Ламми в своем выступлении в Чатем-Хаусе объявил, что в случае избрания следующее лейбористское правительство будет использовать следующий запланированный пересмотр TCA для расширения сотрудничества с ЕС. [ 1 ]
- 11 февраля 2023 г.: Появились сообщения о секретной межпартийной встрече высокопоставленных нынешних и бывших политиков Консервативной партии , включая министра кабинета Майкла Гоува , и Лейбористской партии для устранения недостатков в отношениях Великобритании и ЕС в соответствии с Соглашением о торговле и сотрудничестве . [ 2 ]
- 27 февраля 2023 г.: министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли и вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович договариваются и подписывают Виндзорские рамки для решения вопросов, связанных с выполнением Североирландского протокола .
Опрос общественного мнения в Великобритании
[ редактировать ]С мая 2022 года опросы общественного мнения показали устойчивый рост числа британцев, стремящихся воссоединиться с Европейским Союзом, при этом число опрошенных, предпочитающих остаться за пределами ЕС, сокращается.
В ноябре 2022 года 53% опрошенных британцев предпочли бы вернуться в ЕС, если бы был проведен еще один референдум, а 34% предпочли бы остаться в стороне (14% не уверены). [ 3 ]
Торговля
[ редактировать ]Великобритания решила выйти из единого рынка – Таможенного союза . Кроме того, во всех международных соглашениях, заключенных ЕС, с 1 января 2021 года участие ЕС не включает Великобританию. [ 4 ]
эти окончательные изменения могут создать трудности, которые можно недооценивать По словам Мишеля Барнье, : [ 4 ]
- повторное введение таможенных формальностей, как это было до членства Великобритании, для каждого продукта, импортируемого и экспортируемого в/из ЕС и Великобритании.
- прекращение прав на получение финансовых паспортов для сектора услуг Великобритании
- конец предпочтения Сообщества всем товарам, торговле и людям из Великобритании в государствах-членах ЕС
- Сертификация продукции Великобритании больше не будет признаваться в ЕС
- введение нетарифных барьеров в торговле , таких как возможность длительных задержек на границе, импортные квоты и иммиграционные ограничения в результате потери гражданства ЕС для британских рабочих
По словам Мишеля Барнье, переговоры после Брексита пытались заключить амбициозный пакт между Великобританией и ЕС, чтобы избежать срывов, насколько это возможно. [ 4 ]
Членство Великобритании в Европейской экономической зоне
[ редактировать ]Великобритания могла бы продолжать оставаться членом Европейской экономической зоны , возможно, в качестве члена ЕАСТ . В январе 2017 года Тереза Мэй , премьер-министр Великобритании , объявила план целей переговоров из 12 пунктов и заявила, что правительство Великобритании не будет стремиться к дальнейшему членству в едином рынке . [ 5 ] [ 6 ]
вариант ВТО
[ редактировать ]без соглашения Вариант ВТО предполагает, что Великобритания завершит переходный период без какого-либо торгового соглашения и будет полагаться на правила торговли наибольшего благоприятствования, установленные Всемирной торговой организацией . [ 7 ] Конфедерация британской промышленности заявила, что такой план станет «кувалдой для нашей экономики». [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] и Национальный союз фермеров также подверг резкой критике. [ 11 ] Положительные прогнозы последствий Брексита ВТО для Великобритании ссылаются на существующую торговлю других стран ВТО с ЕС и преимущества восстановления полных прав на рыболовство для морского островного государства. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Люди
[ редактировать ]Иммиграция
[ редактировать ]Соглашение о ЕЭЗ и соглашение со Швейцарией охватывают свободное перемещение товаров и свободное передвижение людей . [ 15 ] [ 16 ] Многие сторонники Брексита хотят ограничить свободу передвижения; [ 17 ] Премьер-министр исключил продолжение свободного передвижения в январе 2017 года. [ 6 ]
В 2023 году французское правительство предложило закон, позволяющий британцам, владеющим домом во Франции, оставаться там без ограничений, но Конституционный суд отклонил его как неконституционный. Поэтому, как и другие безвизовые граждане, они могут оставаться во Франции максимум 90 дней в течение 180-дневного периода, если не получат вид на жительство. [ 18 ]
Из 1 218 000 иммигрантов, приехавших в Великобританию в 2023 году, только 126 000 были гражданами ЕС. [ 19 ] BBC сообщила, что «за 12 месяцев до июня 2023 года чистая миграция в ЕС составила -86 000, то есть больше граждан ЕС покинули Великобританию, чем прибыли». [ 19 ] Граждане ЕС, работающие в сфере здравоохранения и социальной защиты, были заменены мигрантами из стран, не входящих в ЕС, таких как Индия и Нигерия . [ 20 ] [ 21 ] После Брексита число граждан ЕС, которым было отказано во въезде в Великобританию, увеличилось в пять раз. [ 22 ]
Юридические вопросы
[ редактировать ]После Брексита решения Европейского суда и других правовых механизмов ЕС по-прежнему применяются к Великобритании и внутри нее. В течение четырех лет после переходного периода Брексита , согласно статье 87 соглашения о выходе , Европейская комиссия может возбудить против Великобритании иски о нарушении за несоблюдение требований. [ 23 ] Кроме того, статья 158 соглашения о выходе позволяет британским судам, рассматривающим споры относительно прав граждан ЕС, проживающих в Великобритании, как указано в Части второй соглашения о выходе, подавать предварительные справки в Европейский суд. [ 23 ] Предварительные решения этой процедуры будут иметь полную юридическую силу в Великобритании, как и любое другое предварительное решение в государстве-члене ЕС . [ 24 ]
Ярким примером дела после Брексита с участием Великобритании в Европейском суде стал иск о нарушении прав, возбужденный Комиссией ( Комиссия против Соединенного Королевства , дело C-516/22). Комиссия попыталась отменить решение Верховного суда Великобритании по делу Микула против Румынии . Иоан и Виорел Микула были двумя шведскими инвесторами, которые инвестировали в Румынию до того, как страна присоединилась к ЕС. [ 25 ] В рамках схемы привлечения инвестиций инвесторам, таким как Микула, были обещаны стимулы. Однако после того, как Румыния присоединилась к Европейскому Союзу, эти государственные стимулы были признаны противоречащими законодательству ЕС . [ 26 ] Микулаши потребовали компенсации в соответствии с Конвенцией МЦУИС , поскольку Румыния отказалась от выплаты этих льгот. Они подали иски одновременно в государствах-членах ЕС и Великобритании. В 2014 году Комиссия вынесла решение (C(2014) 3192), которое сочло этот вид компенсации противоречащим законодательству ЕС. [ 26 ] Однако в феврале 2020 года Верховный суд Великобритании постановил, что Микула имеют право на компенсацию. [ 27 ] Однако Верховный суд Великобритании не направил предварительное обращение в Европейский суд для принятия решения о совместимости его решения с законодательством ЕС, поскольку это дело также рассматривалось в правовой системе ЕС. [ 27 ] Неспособность Верховного суда Великобритании представить предварительную справку побудила Комиссию подать в суд на Великобританию за нарушение прав. [ 25 ] В марте 2024 года Европейский суд постановил, что Великобритания «не выполнила свои обязательства» как государство-член при присуждении компенсации по этому делу. [ 28 ] [ 26 ] Хотя это решение является обязательным в соответствии со статьей 89 соглашения о выходе, еще неизвестно, как и если Великобритания выполнит это решение, особенно учитывая современное враждебное отношение к Европейскому суду в британской политике. [ 23 ] [ 29 ]
Наука и технологии
[ редактировать ]Научные исследования
[ редактировать ]В сентябре 2023 года Великобритания и ЕС пришли к соглашению о том, что Соединенное Королевство снова присоединится к программе Европейского Союза по финансированию научных исследований Horizon Europe . [ 30 ]
Северная Ирландия
[ редактировать ]Одним из аспектов окончательного соглашения о выходе является особый или уникальный статус Северной Ирландии . [ 31 ] , Североирландский протокол являющийся частью соглашения, предусматривает (в частности)
- Северная Ирландия юридически остается на таможенной территории Великобритании и может быть частью любых будущих торговых сделок Великобритании, если это соответствует Протоколу. В результате де-юре . образуется таможенная граница на острове Ирландия между Северной Ирландией и Ирландской Республикой [ 32 ] [ 33 ]
- Великобритания больше не состоит в таможенном союзе с Европейским Союзом. Северная Ирландия также больше не является юридическим членом Таможенного союза ЕС, но остается точкой входа в него, создавая де-факто таможенную границу по Ирландскому морю . [ 34 ] [ 32 ] [ 33 ]
- Положения о равных правилах игры, применимые к Великобритании, были перенесены в необязательную Политическую декларацию, хотя они все еще присутствуют в протоколе для Северной Ирландии.
- Великобритании необходимо следовать (в отношении Северной Ирландии) правилам ЕС в отношении торговли товарами и вносить будущие изменения в эти правила;
- Суд обладает юрисдикцией в отношении несоблюдения Великобританией частей протокола, а также применения регулирования торговли товарами. Что касается применения этих правил, суды могут (а иногда и должны) в отношении Северной Ирландии предварительно обратиться к СЕС .
- ЕС Тарифы (которые зависят от торгового соглашения между Великобританией и ЕС ), взимаемые Великобританией от имени ЕС, будут взиматься с товаров, идущих из Великобритании в Северную Ирландию, которые будут «под угрозой» при транспортировке. ввезены и проданы в Ирландской Республике; если в конечном итоге это не так, то фирмы в Северной Ирландии смогут требовать скидки на товары, тарифы на которые в Великобритании ниже, чем в ЕС. Совместный комитет ЕС и Великобритании будет решать, какие товары считаются «подверженными риску». [ 34 ] [ 33 ]
- Механизм одностороннего выхода, с помощью которого Северная Ирландия может выйти из протокола: Ассамблея Северной Ирландии будет голосовать каждые четыре года о том, следует ли продолжать эти договоренности, для чего требуется простое большинство. Если собрание в это время будет приостановлено, будут приняты меры, чтобы члены законодательного собрания могли голосовать. Если Ассамблея выразит поддержку всего сообщества в одном из этих периодических голосований, то протокол будет применяться в течение следующих восьми лет вместо обычных четырех. Если Ассамблея проголосует против продолжения этих договоренностей, то Великобритании и ЕС потребуется двухлетний период для согласования новых договоренностей с рекомендациями, сделанными совместным комитетом Великобритании и ЕС. [ 34 ] [ 33 ] Вместо того, чтобы быть запасной позицией, как предполагалось , этот новый протокол станет исходной позицией Северной Ирландии, по крайней мере, в течение первых четырех лет после окончания переходного периода в декабре 2020 года. [ 31 ]
По словам Мишеля Барнье, это может вызвать проблемы у североирландских компаний, которым необходимо, чтобы Великобритания внесла ясность по этой теме. [ 4 ]
Совместный комитет ЕС и Великобритании, возглавляемый Майклом Гоувом , [ 35 ] министр кабинета министров и Марош Шефчович , вице-президент Европейской комиссии , [ 4 ] контролирует работу объекта.
Примечания
[ редактировать ]- ^ GMT , 1 февраля по центральноевропейскому времени.
См. также
[ редактировать ]- Отношения Соединенного Королевства и Европейского Союза
- Членство Соединенного Королевства в Европейской экономической зоне
- Опрос общественного мнения о воссоединении Соединенного Королевства с Европейским Союзом (с 2020 г. по настоящее время)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винтур, Патрик (23 января 2023 г.). «Лейбористы воссоединят «запятнанную Великобританию» с европейскими союзниками, - говорит Ламми» . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Хелм, Тоби (11 февраля 2023 г.). «Раскрыто: секретный межпартийный саммит, призванный противостоять неудачам Брексита» . Хранитель . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Намерение голосования VI-10, Omnisis Ltd» . Омнисис . 18 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Пресс-уголок» . Европейская Комиссия - Европейская Комиссия .
- ^ Уилкинсон, Майкл (17 января 2017 г.). «Тереза Мэй подтверждает, что Великобритания покинет единый рынок, поскольку она излагает план Брексита из 12 пунктов» . «Дейли телеграф» . Проверено 18 января 2017 г. (стена оплаты)
- ^ Jump up to: а б «Переговорные цели правительства по выходу из ЕС: речь премьер-министра» . gov.uk. 17 января 2017 года . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Покинуть штаб. «Что не так с вариантом ВТО?» . Leavehq.com .
- ^ О'Кэрролл, Лиза; Боффи, Дэниел (13 марта 2019 г.). «В случае Брекзита без соглашения Великобритания снизит большинство тарифов до нуля» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 марта 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ Глейз, Бен; Блум, Дэн; Оуэн, Кэти (13 марта 2019 г.). «Цены на автомобили вырастут на 1500 фунтов стерлингов, поскольку будут объявлены тарифы без сделки» . Уэльсонлайн . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Тарифный режим без соглашения станет «кувалдой» для экономики Великобритании, предупреждает CBI» . Aol.co.uk. Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Вот почему фермеры внезапно стали очень обеспокоены Брекзитом без соглашения» . Независимый . 13 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2019 г. . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Прорисовываются линии борьбы за права на рыболовство» . Новости Би-би-си . 27 февраля 2020 г.
- ^ «Преимущества сделки ВТО» . Брифинги для Британии . 10 января 2019 г.
- ^ Дэвис, Шарлотта (25 января 2019 г.). « Нет проблем с ВТО!» Сторонники Брексита МАСТЕРСТВЕННО разоблачают страшилки о Брексите без сделки» . Express.co.uk .
- ^ «Свободное движение капитала» , EFTA.int Проверено 24 июня 2016 г.
- ^ «Свободное передвижение людей» , EFTA.int, дата обращения 24 июня 2016 г.
- ^ Гроуз, Томас. «Гнев по поводу иммиграции подпитывает британское движение за Брексит» , US News & World Report , Вашингтон, округ Колумбия, 16 июня 2016 г. Проверено 24 июня 2016 г.
- ^ Шабани, Арбери (26 января 2024 г.). «Нет «длительного пребывания» во Франции для британских владельцев второго жилья, постановил Высокий суд» . SchengenVisaInfo.com . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Миграция: сколько людей приезжает в Великобританию и как меняются правила заработной платы?» . Новости Би-би-си . 23 мая 2024 г.
- ^ «Чистая миграция упала до 685 000 после достижения рекордного уровня, поскольку в прошлом году в Великобританию прибыло даже больше, чем предполагалось ранее» . ЛБК . 23 мая 2024 г.
- ^ « Европейцы почти больше не приезжают в Великобританию» » . Аль Джазира . 9 июня 2023 г.
- ^ «После Брексита число граждан ЕС, которым отказали во въезде в Великобританию, выросло в пять раз» . Хранитель . 25 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Соглашение о выходе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии из Европейского Союза и Европейского сообщества по атомной энергии2019/C 384 I/01 , vol. 384I, 12 ноября 2019 г. , дата обращения 13 мая 2024 г.
- ^ Брэдли, Киран (сентябрь 2020 г.). «Соглашаться с несогласием: Европейский Союз и Соединенное Королевство после Брексита» . Обзор европейского конституционного права . 16 (3): 379–416. дои : 10.1017/S1574019620000231 . hdl : 1814/68960 . ISSN 1574-0196 .
- ^ Jump up to: а б «Брюссель возбуждает первое судебное дело против Великобритании после Брексита» . www.ft.com . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Дело C-516/22: Решение Суда (Пятая палата) от 14 марта 2024 г. – Европейская комиссия против Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии , 14 марта 2024 г. , получено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Микула и Орс против Румынии [2020] UKSC 5 , 19 февраля 2020 г. , дата обращения 13 мая 2024 г.
- ^ Соединенное Королевство нарушило законодательство ЕС в результате решения Верховного суда (пресс-релиз CJEU).
- ^ «Брексит: почему разгорелся спор вокруг Европейского суда?» . 12 октября 2021 г. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Великобритания наконец-то вновь присоединилась к схеме финансирования исследований Horizon Europe» . Science.org . 7 сентября 2023 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лиза О'Кэрролл (17 октября 2019 г.). «Чем соглашение Бориса Джонсона по Брекситу отличается от соглашения Терезы Мэй?» . Хранитель . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Брексит: ЕС и Великобритания достигли соглашения, но DUP отказывается от поддержки» . Новости Би-би-си . 17 октября 2019 г. Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Паркер, Джордж; Брансден, Джим (11 октября 2019 г.). «Как Борис Джонсон пытался выйти из тупика Брексита» . Файнэншл Таймс . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Брексит: что в новом соглашении Бориса Джонсона с ЕС?» . Новости Би-би-си . 21 октября 2019 года . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Премьер-министр подтверждает министерское руководство Совместным комитетом Великобритании и ЕС по соглашению о выходе» . GOV.UK. 1 марта 2020 г. Проверено 4 апреля 2020 г.