Гиппас
Гиппас Метапонтум ( / ˈ h ɪ p ə s ə s / ; греческий : Ἵππασος ὁ Μεταποντίνος , Гиппас ; ок. 530 – ок. 450 до н. э.) [1] был греческим философом и одним из первых последователей Пифагора . [2] [3] Мало что известно о его жизни и его убеждениях, но ему иногда приписывают открытие существования иррациональных чисел . Говорят, что открытие иррациональных чисел шокировало пифагорейцев, а Гиппас, как предполагается, утонул в море, очевидно, в наказание богов за то, что он разгласил это и приписал это себе, а не Пифагору, что было нормой в пифагорейском обществе. . Однако в немногих древних источниках, описывающих эту историю, Гиппас не упоминается по имени (например, Папп). [4] [ нужна полная цитата ] или, альтернативно, сказать, что Гиппас утонул, потому что открыл, как построить додекаэдр внутри сферы . [ нужна ссылка ] Открытие иррациональности не приписывалось Гиппасу ни одним древним писателем.
Жизнь [ править ]
О жизни Гиппаса известно немного. Возможно, он жил в конце V века до нашей эры, примерно через столетие после времен Пифагора . Метапонтум в Великой Греции . Местом его рождения обычно называют [5] [6] [7] [8] [9] хотя, согласно Ямвлиху (3 век нашей эры), некоторые утверждают, что местом его рождения является Метапонтум, а другие - близлежащий город Кротон . [10] Гиппас записан под городом Сибарис в списке пифагорейцев каждого города Ямвлиха. [11] Он также утверждает, что Гиппас был основателем секты пифагорейцев, называемой математиками ( ματηματικοί ) в оппозиции к акусматикам ( ἀκουσματικοι ); [12] но в другом месте он делает его основателем Acusmatici в противоположность Mathematici . [13]
Ямвлих говорит о смерти Гиппаса:
- О Гиппасе рассказывают, что он был пифагорейцем и что, поскольку он первым опубликовал и описал сферу из двенадцати пятиугольников , он погиб в море за свое нечестие, но получил признание за это открытие, хотя на самом деле это было все принадлежало ЕМУ (ибо так называют Пифагора, а не называют его по имени). [14]
Согласно « Жизнеописанию Пифагора» Ямвлиха , [15]
- Существовали также две формы философии для двух родов ее последователей: Acusmatici и Mathematici . Остальные признаются пифагорейцами, но математики не признают, что акусматики получили свои наставления от Пифагора, а от Гиппаса. Философия Acusmatici заключалась в прослушиваниях без демонстраций и процесса рассуждений; потому что он просто приказывал, чтобы что-то делалось определенным образом, и что они должны стараться сохранить другие вещи, которые были им сказаны, как божественные догмы. Память была самой ценной способностью. Все эти прослушивания были трех видов; некоторые обозначают, что такое вещь; другие, что именно это такое, третьи, что следует или не следует делать. (стр. 61)
Доктрины [ править ]
Аристотель говорит о Гиппасе как о том, что элемент огня является причиной всех вещей; [16] и Секст Эмпирик противопоставляет его пифагорейцам в том отношении, что он считал архе материальным, тогда как они считали его бестелесным, а именно числом. [17] Диоген Лаэртий сообщает нам, что Гиппас считал, что «существует определенное время, необходимое для завершения изменений во Вселенной, и что Вселенная ограничена и всегда находится в движении». [6] Согласно одному утверждению, Гиппас не оставил никаких записей. [6] по другой версии, он был автором « Мистических бесед» , написанных с целью Пифагора . дискредитировать [18]
В схолии по Платона » « Федону он упоминается как один из первых экспериментаторов в области теории музыки , утверждая, что он использовал бронзовые диски, чтобы открыть фундаментальные музыкальные соотношения: 4:3, 3:2 и 2:1. [19]
Иррациональные числа [ править ]
Гиппасу иногда приписывают открытие существования иррациональных чисел , после чего он был утоплен в море. Пифагорейцы проповедовали, что все числа могут быть выражены как отношения целых чисел, и, как говорят, открытие иррациональных чисел шокировало их. Однако доказательства, связывающие это открытие с Гиппасом, неясны.
Папп (4 век нашей эры) просто говорит, что знание иррациональных чисел зародилось в пифагорейской школе и что тот, кто первым раскрыл секрет, утонул. [20] Ямвлих (3 век нашей эры) дает ряд противоречивых сообщений. В одной истории он объясняет, как пифагорейца просто исключили за разглашение природы иррационального; но затем он цитирует легенду о Пифагорейце, который утонул в море за то, что сообщил о конструкции правильного додекаэдра в сфере . [21] В другом рассказе он рассказывает, как именно Гиппас утонул в море за то, что предал конструкцию додекаэдра и взял на себя ответственность за это строительство; [22] но в другой истории такое же наказание постигло пифагорейца, разгласившего знание иррационального. [23] Ямвлих ясно утверждает, что утопление в море было наказанием богов за нечестивое поведение. [21]
Эти истории обычно объединяются, чтобы приписать открытие иррационального Гиппасу, но неизвестно, сделал ли он это или нет. [24] В принципе, истории можно комбинировать, поскольку при построении додекаэдров можно обнаружить иррациональные числа. Иррациональность, посредством бесконечного взаимного вычитания, можно легко увидеть в золотом сечении правильного пятиугольника . [25]
Некоторые ученые начала 20 века приписывали Гиппасу открытие иррациональности , квадратный корень из 2 . Платон в своем «Теэтете » [26] описывает, как Феодор Киренский (ок. 400 г. до н. э.) доказал иррациональность , и т. д. до , что означает, что более ранний математик уже доказал иррациональность . [27] Аристотель ссылался на метод доказательства иррациональности , [28] и полное доказательство в том же духе изложено в утверждении, вставленном в конец Книги X Евклида : [29] что предполагает, что доказательство определенно было древним. [30] Метод представляет собой доказательство от противного, или доведение до абсурда диагональ квадрата соизмерима , которое показывает, что если предположить, что со стороной, то одно и то же число должно быть как нечетным, так и четным. [30]
В руках современных писателей это сочетание расплывчатых древних сообщений и современных догадок иногда превращалось в гораздо более выразительный и красочный рассказ. У некоторых писателей Гиппас сделал свое открытие на борту корабля, в результате чего товарищи-пифагорейцы выбросили его за борт; [31] в то время как у одного писателя даже сам Пифагор «к своему вечному стыду» приговорил Гиппаса к смерти через утопление за то, что он «показал, что это иррациональное число». [32]
Ссылки [ править ]
- ^ Хаффман, Карл А. (1993). Филолай Кротонский: пифагорейский и досократический . Издательство Кембриджского университета. п. 8.
- ^ «Гиппас Метапонтум | Греческий философ» . Британская энциклопедия . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Ямвлих (1918). Жизнь Пифагора (изд. перевода 1918 г.). п. 327.
- ^ Уильям Томпсон. Комментарий Паппа к X книге «Начал» Евклида (PDF) .
- ^ Аристотель, Метафизика I.3: 984a7.
- ^ Перейти обратно: а б с Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов VIII, 84.
- ^ Симплиций , Физика 23.33
- ^ Аэций I.5.5 (Док. 292)
- ^ Климент Александрийский , Протрептик 64.2
- ^ Ямвлих, Пифагорейская жизнь , 18 (81)
- ^ Ямвлих, Пифагорейская жизнь, 34 (267)
- ^ Ямвлих, Об общей математической науке , 76.
- ^ Ямвлих, Пифагорейская жизнь , 18 (81); ср. Ямвлих, В Ник. 10.20; На душе ап. Стобей , i.49.32
- ^ Ямвлих, Томас, изд. (1939). «18». О жизни Пифагора . п. 88.
- ^ Ямвлих (1918). Жизнь Пифагора . Перевод Томаса Тейлора .
- ^ Аристотель, Метафизика (перевод на английский)
- ^ Секст Эмпирик, к Phys. я. 361
- ^ Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов, viii. 7
- ↑ Платона Схолий к «Федону» , 108d.
- ^ Папп, Комментарий к книге X «Начал» Евклида . Похожая история приводится в греческом схолии к десятой книге.
- ^ Перейти обратно: а б Ямвлих, Пифагорейское житие , 34 (246).
- ^ Ямвлих, Пифагорейская жизнь , 18 (88), De Common Mathematical Science , 25.
- ^ Ямвлих, Пифагорейская жизнь , 34 (247).
- ^ Уилбур Ричард Норр (1975), Эволюция евклидовых элементов: исследование теории несоизмеримых величин и ее значения для ранней греческой геометрии , страницы 21–22, 50–51. Спрингер.
- ^ Уолтер Буркерт (1972), Знания и наука в древнем пифагорействе , стр. 459. Издательство Гарвардского университета.
- ^ Платон, Теэтет , 147d и сл.
- ^ Томас Хит (1921) История греческой математики, Том 1, От Фалеса до Евклида , с. 155.
- ^ Аристотель, Предварительная аналитика , I-23.
- ^ Томас Хит (1921) История греческой математики, Том 1, От Фалеса до Евклида , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Томас Хит (1921) История греческой математики, Том 1, От Фалеса до Евклида , с. 168.
- ^ Моррис Клайн (1990), Математическая мысль от древних до наших дней , стр. 32. Oxford University Press.
- ^ Саймон Сингх (1998), Загадка Ферма , стр. 50.
Внешние ссылки [ править ]
- Гиппас Метапонтум на scienceworld.wolfram.com
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:8. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.