Jump to content

Дромон

(Перенаправлено с Дромонов )
Иллюстрация из мадридских скилиц, показывающая византийский флот, отражающий нападение русов на Константинополь в 941 году, а также использование шпор для разбивания весел русских судов. Абордажные действия и рукопашный бой определяли исход большинства морских сражений в средние века. [ 1 ]

Дромон . (от греческого δρόμων, dromōn , букв. « бегун » ) был типом галеры и самым важным военным кораблем византийского флота с 5 по 12 века нашей эры, когда на смену им пришли галеры итальянского типа Он был разработан на основе древней либурнии , которая была основой римского флота во времена Империи . [ 2 ]

Среднеанглийский дромон и старофранцузский дромонт произошли от дромона и описывали любой особенно большой средневековый корабль. [ 3 ]

Эволюция и особенности

[ редактировать ]
Реконструкция (вверху) в масштабе 1:10 корпуса дромона в Музее древнего мореплавания , Майнц.

Внешний вид и эволюция средневековых военных кораблей являются предметом споров и предположений; до недавнего времени не было обнаружено никаких останков весельного военного корабля ни древнего, ни раннего средневековья, и информацию приходилось собирать путем анализа литературных свидетельств, грубых художественных изображений и останков нескольких торговых судов (таких как Пантано Лонгарини 7-го века). затонувший корабль с Сицилии , корабль «Ясси Ада» 7-го века и затонувший корабль «Серче Лимани» 11-го века ). Только в 2005–2006 годах археологические раскопки проекта Мармарай в гавани Феодосия (современный Еникапи) обнаружили останки более 36 византийских кораблей VI-X веков, в том числе четырех легких галер типа галеа . [ 4 ]

Принято считать, что основными событиями, которые отличали ранних дромонов от либурний и которые отныне характеризовали средиземноморские галеры, были принятие полной палубы ( катастрома ), отказ от таранов на носу в пользу надводного отрога. и постепенное введение латиновых парусов. [ 5 ] Причины отказа от тарана ( лат . rostrum , греч . ἔμβολος ) неясны. Изображения направленных вверх клювов в ватиканской рукописи Вергилия IV века вполне могут иллюстрировать тот факт, что на позднеримских галерах таран уже был заменен шпорой. [ 6 ] Византинисты Джон Прайор и Элизабет Джеффрис утверждают, что цель шпоры заключалась в том, чтобы позволить дромону подняться на веслах врага и раздавить их, лишив их движущей силы, и отмечают, что один из средневековых латинских терминов для шпоры, «калькар», происходит от глагола «топтать». [ 7 ] Одна из возможностей заключается в том, что это изменение произошло из-за постепенной эволюции древнего с пазами и шипами метода строительства корпуса , на основе которого были спроектированы тараны, в метод строительства каркаса, который позволил получить более прочный и гибкий корпус, менее уязвимый. таранить. [ 8 ] К началу VII века первоначальная функция тарана была забыта, если судить по заметкам Исидора Севильского о том, что они использовались для защиты от столкновения с подводными скалами. [ 9 ] Авторы предполагают, что он был завезен в Средиземноморье арабами, возможно, родом из Индии . Открытие новых изображений и литературных упоминаний в последние десятилетия побудило ученых отнести появление латинского паруса в Леванте к позднему эллинистическому или раннему римскому периоду. [ 10 ] [ 11 ] Были известны не только треугольные, но и четырехугольные версии, которые веками использовались (в основном на небольших судах) параллельно с квадратными парусами. [ 10 ] [ 12 ]

Вандальской Флот Велизария во время войны , как описано Прокопием Кесарийским , по-видимому, по крайней мере частично был оснащен латиновыми парусами, что делает вероятным, что к тому времени латин стал стандартным вооружением для дромона, а традиционный квадратный парус постепенно вышло из употребления в средневековом мореплавании. [ 13 ] [ 12 ] Эти дромоны VI века представляли собой однобанковые (« моноремы ») корабли, вероятно, с 50 веслами, расположенными по 25 весел с каждой стороны. [ 14 ] Опять же, в отличие от эллинистических судов , на которых использовались выносные опоры , они выходили прямо из корпуса. [ 15 ] В более поздних двухгребных (« биреме ») дромонах IX и X веков два ряда весел ( эласиай ) были разделены палубой: первый ряд весел находился внизу, а второй ряд весел — над палубой; Ожидалось, что эти гребцы будут сражаться с морской пехотой при абордаже. [ 16 ] Историк Христос Макрипулиас предлагает расположить 25 гребцов внизу и 35 на палубе по обе стороны для дромона из 120 гребцов. [ 17 ] Длина этих кораблей, вероятно, составляла около 32 метров. [ 18 ] Большинство современных судов имели одну мачту ( гистос или катартион ), более крупным биремам-дромонам, вероятно, требовалось как минимум две мачты для маневрирования, если предположить, что латиновый парус для корабля такого размера достиг бы неуправляемых размеров. [ 19 ] [ 20 ] Корабль управлялся с помощью двух рулей на корме ( prymnē ), где также располагался шатер ( skēnē ), закрывавший капитанскую койку ( krab[b]at[t]os ). [ 21 ] Носовая часть ( прура ) имела приподнятый бак ( псевдопация сифон для сброса греческого огня ), под которым выступал ; вторичные сифоны также можно было разместить на миделе корабля с любого борта. [ 22 ] [ 23 ] По бортам корабля проходила мостовая ( кастеллома ), на которую морские пехотинцы могли повесить свои щиты, обеспечивая защиту палубной команды. [ 24 ] Более крупные корабли также имели деревянные замки ( ксилокастры ) по обе стороны между мачтами, подобные тем, что засвидетельствованы у римских либурний, предоставляя лучникам приподнятые огневые платформы. [ 25 ] Носовая шпора ( перонион ) предназначалась для того, чтобы переезжать через весла вражеского корабля, ломая их и делая его беспомощным против ракетного огня и абордажа. [ 26 ]

Четыре корабля -галеая , обнаруженные при раскопках в Еникапи и датируемые X–XI веками, имеют единую конструкцию и конструкцию, что позволяет предположить централизованное производство. Они имеют длину около 30 метров (98 футов) и построены из европейской черной сосны и восточного платана . [ 27 ]

Варианты

[ редактировать ]

К X веку существовало три основных класса биремных военных кораблей общего типа дромон, как подробно описано в описях экспедиций, отправленных против Критского эмирата в 911 и 949 годах: [хеландион] усиакон ( [χελάνδιον] οὑσιακόν ), назван так потому, что в нем находилась усия из 108 человек. мужчины; [ хеландион ] памфилон ( [χελάνδιον] πάμφυλον ), с экипажем до 120–160 человек, его название либо подразумевает происхождение из региона Памфилии как транспортного корабля, либо его экипаж из «отборных экипажей» (от πᾶν+φῦλον , «все племена»); и собственно дромон с экипажем из двух усиай . [ 28 ] [ 29 ] В » Константина VII говорится «Церемониях тяжелого дромона , что у был еще больший экипаж, состоящий из 230 гребцов и 70 морских пехотинцев; военно-морской эксперт Джон Х. Прайор считает их нештатными экипажами, перевозимыми на борт, а Макрипулиас предполагает, что дополнительные люди соответствуют второму гребцу на каждом весле верхнего берега. [ 30 ] [ 31 ] Меньший однобанковый корабль, monērēs ( μονήρης , «однобанковый») или галеа ( γαλέα , от которого происходит термин «галера»), с ок. Экипаж из 60 человек использовался для разведки, а также на флангах боевой линии. [ 32 ]

Трехгранные («триремы») дромоны описаны в произведении X века, посвященном паракойменосу Василию Лакапину . Однако этот трактат, сохранившийся лишь во фрагментах, во многом опирается на ссылки на внешний вид и конструкцию классической греческой триремы , и поэтому его следует использовать с осторожностью, пытаясь применить его к военным кораблям средневизантийского периода. [ 33 ] [ 34 ] Однако существование триерных судов засвидетельствовано во флоте Фатимидов в 11 и 12 веках, а упоминания Льва VI о больших арабских кораблях 10 века также могут указывать на триремные галеры. [ 35 ]

Для перевозки грузов византийцы обычно использовали обычных торговых судов в качестве транспортных судов ( фортегой ) или судов снабжения ( скеуофора ). Судя по всему, это были в основном парусные суда, а не весельные. [ 36 ] Византийцы и арабы также использовали конные перевозки ( гиппагога ), которые представляли собой либо парусные корабли, либо галеры, причем последние, конечно, были модифицированы для размещения лошадей. [ 37 ] Учитывая, что челандия , по-видимому, изначально представляла собой вёсельную повозку, это подразумевало бы различия в конструкции между челандионом и собственно дромоном - терминами, которые в противном случае часто используются без разбора в литературных источниках. Хотя дромон разрабатывался исключительно как военная галера, челандион должен был иметь специальный отсек в средней части корабля для размещения ряда лошадей, увеличивая его ширину и глубину трюма . [ 38 ]

  1. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 144.
  2. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 123–126.
  3. ^ Краткий Оксфордский словарь английского языка , 3-е издание, «Дромонд».
  4. ^ & Дельгадо 2011 , стр. 188–191.
  5. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 127.
  6. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 138–140.
  7. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 133–144.
  8. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 145–147, 152.
  9. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 134–135.
  10. ^ Перейти обратно: а б Кассон 1995 , стр. 243–245, рис. 180–182.
  11. ^ Баш 2001 , стр. 57–64.; Кэмпбелл 1995 , стр. 8–11.; Поми 2006 , стр. 326–329.
  12. ^ Перейти обратно: а б Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 153–159.
  13. ^ Баш 2001 , с. 64.
  14. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 130–135.
  15. ^ Прайор 1995 , стр. 103–104.
  16. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 232, 255, 276.
  17. ^ Макрипулиас 1995 , стр. 164–165.
  18. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 205, 291.
  19. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 238.
  20. ^ Долли 1948 , с. 52.
  21. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 215.
  22. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 203.
  23. ^ Халдон 1999 , с. 189.
  24. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 282.
  25. ^ Прайор 1995 , с. 104.
  26. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 143–144.
  27. ^ Дельгадо 2011 , стр. 190–191.
  28. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 189–192, 372.
  29. ^ Кассон 1995 , стр. 149–150.
  30. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 261–262.
  31. ^ Макрипулиас 1995 , с. 165.
  32. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 190.
  33. ^ Прайор 2003 , с. 84.
  34. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 284–286.
  35. ^ Прайор 1995 , с. 108.
  36. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 305.
  37. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 307–308, 322–324.
  38. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 166–169, 322–325, 449.

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Арвайлер, Элен (1966), Византия и море. Военно-морской флот, политика и морские институты Византии в 7–15 веках (на французском языке), Париж: Presses Universitaires de France, ISSN   0520-0121.
  • Баш, Люсьен (2001), «Латинское мореплавание, его происхождение, его эволюция и его арабское родство», в Цаласе, Х. (редактор), Тропис VI, 6-й Международный симпозиум по судостроению в древности, материалы Ламии, 1996 г. (на французском языке). ), Афины: Греческий институт сохранения морских традиций, стр. 55–85
  • Кэмпбелл, IC (1995), «The Lateen Sail in World History» (PDF) , Journal of World History , 6 (1): 1–23, заархивировано из оригинала (PDF) 04 августа 2016 г. , получено в 2012 г. 01-25
  • Кассон, Лайонел (1995), Корабли и мореплавание в древнем мире , издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN  0-8018-5130-0
  • Кристидес, Василиос (1995), «Византийский дромон и арабские шини: развитие средних византийских и арабских военных кораблей и проблема количества и функций гребцов», Тропис III, 3-й Международный симпозиум по судостроению в древности, Афины, 1989 г. материалы (PDF) , Греческий институт сохранения морских традиций, стр. 111–122, заархивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г.
  • Дельгадо, Джеймс П. (2011), «Корабли на суше», в Катсамбисе, Алексис; Форд, Бен; Гамильтон, Донни Л. (ред.), Оксфордский справочник по морской археологии , Oxford University Press, стр. 182–191, ISBN.  978-0-19-537517-6
  • Долли, Р.Х. (1948), «Военные корабли поздней Римской империи», Журнал римских исследований , 38 , Общество содействия римским исследованиям: 47–53, doi : 10.2307/298170 , JSTOR   298170 , S2CID   162710370
  • Хэлдон, Джон (1999). Война, государство и общество в византийском мире, 565–1204 гг . Лондон: UCL Press. ISBN  1-85728-495-Х .
  • Макрипулиас, Христос Г. (1995), «Флот в творчестве Константина Багрянородного», Graeco-Arabica (6), Афины: 152–171.
  • Поми, Патрис (2006), «Корабль Келендерис: Латинский парус», Международный журнал морской археологии , 35 (2): 326–329, Бибкод : 2006IJNAr..35..326P , doi : 10.1111/j.1095 -9270.2006.00111.x , S2CID   162300888
  • Прайор, Джон Х. (2003), «Византия и море: византийские флоты и история империи в эпоху македонских императоров, ок. 900–1025 гг. Н. Э.», Хаттендорф, Джон Б .; Унгер, Ричард В. (ред.), Война на море в средние века и эпоху Возрождения , Boydell Press, стр. 83–104, ISBN  0-85115-903-6
  • Прайор, Джон Х. (1995). «От Дромона до Галеи: Средиземноморские галеры бирем 500–1300 гг. н. э.». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 101–116. ISBN  0-85177-554-3 .
  • Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006), Эпоха ΔΡΟΜΩΝ: Византийский флот ок. 500–1204 , Издательство Brill Academic, ISBN  978-90-04-15197-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd13cd74c04c87d3c6973c7471af8e65__1712086800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/65/bd13cd74c04c87d3c6973c7471af8e65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dromon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)