Анатолийский рок
Анатолийский рок | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1950-х – начало 1980-х годов, Турция. |
Другие темы | |
Музыка Турции |
Анатолийский рок ( турецкий : Anadolu rock ), или турецкий психоделический рок , представляет собой сплав турецкой народной музыки и рока . Он возник в середине 1960-х годов, вскоре после того, как рок-группы стали популярны в Турции . Наиболее известные представители этого жанра включают турецких музыкантов, таких как Барыш Манчо , Джем Караджа , Эркин Корай , Сельда Багджан , Фикрет Кызылок , а также такие группы, как Moğollar , Kurtalan Ekspres , 3 Hürel и Altın Gün .
История и развитие
[ редактировать ]Предыстория (1930-1960-е гг.)
[ редактировать ]Анатолийский рок имеет долгую историю, которая началась несколько десятилетий назад с момента основания Турецкой Республики . Ататюрк с начала 1930-х годов добился масштабных изменений для создания национальной формы музыки. Он считал, что изменения в музыке должны основываться на национальных и современных основах, а музыканты должны работать над турецкими мелодиями и делать их полифоническими по правилам западной гармонической музыки. [ 1 ] В результате анатолийская народная музыка начала распространяться, и люди начали слушать анатолийские народные мелодии вместо османской музыки . [ 2 ]
В 1960-е годы рок-н-ролл, стал играть и такие рок-группы, как The Beatles , The Rolling Stones , Led Zeppelin , Yes , Status Quo и Omega, стали особенно популярны в Стамбуле . Оно начало распространяться и стало популярным среди элитной молодежи города. В Стамбуле старшеклассники и студенты университетов начали формировать свои собственные группы и исполнять каверы на рок-н-ролл и твист в 1957 году. Студенты, которые позже станут известными певцами, такие как Барыш Манчо из средней школы Галатасарай и Эркин Корай из немецкой средней школы. В школе они оба выступили на организованном ими самодеятельном концерте, известном как первый рок-н-ролльный концерт Турции. [ 3 ] Турецкие певцы, такие как Эрол Бююкбурч, начали выпускать англоязычные кавер-версии американских песен, а также свои собственные песни. [ 4 ]
Золотой век анатолийского рока и турецкого психоделического рока (1960-1980-е годы)
[ редактировать ]В 1957 году турецкие радиостанции крутили серф-рок группы The Tornados или The Ventures , а в турецких кинотеатрах демонстрировались фильмы с Элвисом Пресли и Биллом Хейли. [ 5 ] Это вдохновило таких музыкантов, как Эркин Корай, начать уже в 1957 году с кавер-версий рок-н-ролльных мелодий, используя новую электрогитару. [ 6 ] К началу 1960-х годов турецкие группы начали исполнять инструментальные композиции, например группы The Shadows и The Ventures. Хотя эти турецкие группы часто выступали местными популярными исполнителями, их записывали редко. Первой оригинальной поп-песней на турецком языке была «Ayrılanlar İçin», выпущенная в 1964 году Тимуром Сельчуком . Появились и другие певцы, в том числе Барыш Манчо , который впервые записался в начале 1960-х, а затем возглавил рост турецкой рок-музыки в 1970-х с такими альбомами, как 2023 (1975), и стал «отцом анатолийского рока». [ 7 ] [ 8 ] В то же время турецкое общество начало претерпевать значительные культурные изменения, включая рост многопартийной демократии . [ 9 ]
Внутренняя рок-сцена в Турции быстро расширялась в середине и конце 1960-х годов. В 1963 году гитарист Эркин Корай опубликовал «Одну сентябрьскую ночь» ( Bir Eylül Akşamı ), которая считается первой рок-н-ролльной песней на турецком языке и открыла новую эру турецкого психоделического рока . С 1968 по 1975 год в Турции стал популярен психоделический рок, особенно творчество Корая. [ 10 ] считается «чрезвычайно влиятельной фигурой на музыкальной сцене Стамбула». [ 7 ] Группе Moğollar приписывают «изменение ландшафта турецкого рока путем включения элементов анатолийской народной музыки», и после записи во Франции как Les Mogols, они назвали свой музыкальный жанр Anadolu Pop . Другой пионер, Фикрет Кызылок , объединил стиль Anadolu Pop с откровенно политической лирикой и экспериментами с электронной музыкой. [ 7 ]
Турецкие музыканты также регулярно выступали на конкурсных европейских музыкальных фестивалях . В 1964 году Тюлай Герман исполнила песню «Burçak Tarlası» на Балканском музыкальном фестивале в стиле босса-нова и сразу же стала популярной. В результате газета Hürriyet организовала конкурс « Золотой микрофон » ( Altin Mikrofon ). [ 11 ] поощрять разработку новых песен на турецком языке, сочетающих народные мелодии и западный стиль. Это помогло выявить новое поколение музыкантов, в том числе группы Mavi Işıklar , Silüetler , а также музыкантов Джема Караджа, Эдипа Акбайрама, Сельчука Алагез и его сестру Рану Алагез . [ 7 ] Финалистам была предоставлена возможность записать диск на 45 оборотов в минуту и совершить тур по стране. В результате это привело к тому, что люди за пределами больших городов познакомились с этим жанром.
Конец эпохи анатолийского рока (1980)
[ редактировать ]Анатолийский рок оставался популярным до конца 1970-х годов. В это время некоторые музыканты выступили в поддержку простых людей. Одним из таких людей была Сельда Багджан . Для молодежи популярная музыка стала синонимом левого мышления, протестов за большее равенство, свободу и права трудящихся. Левые взгляды этих художников не расположили к ним власть. К 1970-м годам по всей Турции начался экономический спад и социальные волнения, а 12 сентября 1980 года военный переворот положил конец анатолийскому рок-жанру. Левые рокеры столкнулись с репрессиями, а мрачная политическая атмосфера способствовала росту популярности меланхоличного жанра «Арабески» в 80-е годы. [ 12 ]
После переворота рок-музыкантам запретили выступать, многим артистам пришлось бежать за границу, например, Джему Карадже. [ 13 ] и некоторые были заключены в тюрьму.
Эра турецкого рока (После 1990-х)
[ редактировать ]По мере того, как другие рок-жанры приобретали популярность в Турции, анатолийский рок также начал диверсифицироваться, и турецкий рок , вышедший из этого периода, был далек от своих традиционных корней, анатолийского стиля, и не имел никакой связи с народной музыкой.
В последние десятилетия наблюдается рост числа турецких рок-групп, таких как Duman , Mor ve Ötesi , Gece Yolcuları , Almora , Kurban , Kargo , Vega , Çilekeş , Redd , Gripin и maNga , последняя из которых получила награду «Лучшая рок-группа». награда почти во всех опросах 2005 года. [ 14 ] Кроме того, из-за турецкой миграции в Германию , несколько групп с турецкими корнями также возникли в Германии - например, в 1980-х годах как альтернативные группы: Ünlü (с 1981 года, вначале называвшаяся Fahrstuhl) и The Trial (с 1985 года). [ 15 ] [ 16 ] Влияние, действующее на все эти группы, распространяется на широкий спектр жанров: от Seattle Sound до хэви- метала или дум-метала и рэпкора . Таким образом, анатолийский рок представляет собой сочетание широкого спектра поджанров западного рока либо с традиционным турецким звучанием, либо даже с рок-музыкой с турецкой лирикой. Такое культурное слияние привело к рок-музыки развитию в Турции.
Есть также отдельные рок -исполнители, добившиеся успеха, такие как Айна , Мурат Гёгебакан , Халук Левент , Шебнем Ферах , Барыш Акарсу , Огюн Санлысой, Демир Демиркан , Хайко Чепкин , Аслы Гекёкуш , Нев, Айлин Аслим , Эмре Айдын , Кырач , Озлем Те. родственник и Теоман . К концу 1980-х годов в Турции сформировалось несколько металлических групп, таких как Mezarkabul (Пентаграмма) и Diken . [ 17 ]

2010-е годы
[ редактировать ]В конце 2010-х годов появились некоторые рок-музыканты и группы, которые гармонизируют народные мелодии с роком, такие как певица Гайе Су Акёл , а также такие группы, как Palmiyeler , Ayyuka , Makas , голландская анатолийская рок-группа Altın Gün и британская анатолийская рок-группа Kit Sebastian. В 2014 году стартовал проект «Возрождение анатолийского рока» с целью сохранить культуру анатолийского рока и передать ее будущим поколениям.
Связанные музыканты и группы
[ редактировать ]Ключевыми представителями анатолийского рока являются Барыш Манчо , Джем Караджа , Эркин Корай , Сельда Багджан , Фикрет Кызылок , Сельчук Алагез , Эдип Акбайрам , Эрол Бююкбурч , Эрдоган , Зафер Дилек , Тюлай Герман , Бюлент Ортачгил , Алпай , Эркут Оздемир Тач. Кын, Джахит Обен , Эрсен Динлетен и большинство известные группы: Moğollar , Kardaşlar , Apaşlar , Kaygısızlar , Ersen ve Dadaşlar , Haramiler , Harmoniler , Mavi Işıklar , Silüetler , Mazhar ve Fuat , 3 Hürel , Kurtalan Ekspres , Hardal , Grup Çağırışım и Modern Folk Trio .
См. также
[ редактировать ]Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ «Atatürk'ün Musıki Anlayışı (Понимание музыки Ататюрком)» . Министерство культуры и туризма . Архивировано из оригинала 29 июня 2021 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Мумку, Барыш (12 июля 2020 г.). «Крестные отцы турецкого психоделического рока» . Т-Вайн . Архивировано из оригинала 14 июля 2020 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Яман, Илькер (17 августа 2016 г.). «Турецкая рок-история №1: анатолийское рок-наслаждение» . Мы любим Стамбул . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Сойлемез, Сечкин (9 апреля 2022 г.). «Звуки протеста – развитие политической музыки в Турции между гибридизацией и культурным наследием» . Взаимодействие . 5 (9): 170–192. дои : 10.32739/etkilesim.2022.5.9.160 . S2CID 248190621 – через парк Дерги.
- ^ Деде, Эсенур (4 мая 2021 г.). «Анатолийский рок или турецкая психоделическая музыка: краткая история» . Мозарские культуры . Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Лунд, Хольгер (20 октября 2020 г.). «Анатолийский рок: явления гибридизации» . Нориент . Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шиптон, Дуг (май 2020 г.). «Как собрать турецкий психопат, рок и поп». Коллекционер пластинок №505 . Лондон: Издательство Diamond Publishing. стр. 52–58.
- ^ «Вспоминая Бариса Манко: отца анатолийского рока» . ТРТ Мир . 1 февраля 2021 г. Архивировано из оригинала 01 февраля 2021 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ «Турецкая прогрессивная музыка шестидесятых и семидесятых годов» . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Ялав-Хекерот, Фериде. «Краткая история анатолийского рока» . Культурное путешествие . Проверено 11 сентября 2017 г.
- ^ «Анатолийский рок: корни и новое открытие» . DJ-трансляция . Архивировано из оригинала 1 января 2022 г.
- ^ Шарп, Кенан Бехзат (4 декабря 2018 г.). «Может ли турецкая психоделическая музыка стать глобальной?» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Зонтур, Эрдоган Чагатай (8 февраля 2020 г.). «Джем Караджа: Бард анатолийского рока» . Анадолу Ажансы . Архивировано из оригинала 09 февраля 2020 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ «Биография» . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Статья в турецкой Википедии (турецкий)
- ^ Суд. «Процесс – Биография» . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Интервью с Тарканом Гезюбуюком и Метином Тюркджаном (МЕЗАРКАБУЛ)» . Метал Шок Финляндия (World Assault) . 29 июля 2013 г. Проверено 11 сентября 2017 г.