Jump to content

Антиязыческая политика ранней Византийской империи

Голова Афродиты , I век н.э. Копия с оригинала Праксителя . Христианский крест, портящий подбородок и лоб. Найден на Агоре в Афинах . Национальный археологический музей в Афинах .

Антиязыческая политика ранней Византийской империи варьировалась от 395 до 567 гг. Антиязыческие законы были приняты византийскими императорами Аркадием , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Гонорий , [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Феодосий II [ 9 ] [ 10 ] Маркиан [ 11 ] и Лев I Фракиец . Они повторили предыдущие юридические запреты, особенно на языческие религиозные обряды и жертвоприношения , и ужесточили наказания за их совершение. У языческих религий по-прежнему было много последователей, но им все чаще приходилось скрываться, чтобы формально соблюдать указы. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Значительная поддержка язычества присутствовала среди римской знати. [ 15 ] сенаторы, судьи, [ 16 ] офицеры императорского дворца, [ 17 ] и другие должностные лица. [ 16 ]

Многие христиане притворялись таковыми, продолжая при этом языческие обычаи. [ 18 ] и многие снова обратились в язычество; многочисленные законы против отступничества , а наказания ужесточались. Со времен Грациана и Феодосия постоянно издавались [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] язычники открыто выражали свое негодование в исторических трудах, таких как сочинения Евнапия и Олимпиодора , а также в книгах, обвиняющих христианскую гегемонию в разграблении Рима в 410 году . Христиане уничтожали почти всю подобную языческую политическую литературу и угрожали переписчикам отрубанием рук. [ 23 ] [ 24 ]

Законы гласили, что здания, принадлежащие известным язычникам и еретикам, должны быть присвоены церквям. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Святой Августин призывал свою паству в Карфагене разбить все осязаемые символы язычества, до которых они могли дотянуться. [ 26 ]

Преследование несколько ослабло в некоторые периоды под влиянием высокопоставленного полководца Стилихона. [ 12 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] и при « узурпаторе » Иоанне Примицерии ; [ 31 ] попытку возрождения предпринял Анфемий в 467 году. [ 32 ] [ 33 ]

Наследие Феодосия I

[ редактировать ]

По словам христианского историка, «язычество с Феодосием умирает и никогда больше не восстанет». [ 34 ] убежденные язычники продолжали, где это возможно, исповедовать свою веру тайно или под прикрытием общих праздников и соблюдая букву закона, если не его дух, [ 12 ] чаще в сельской местности, поэтому их называют «деревенцами-язычниками».

После смерти Феодосия в 395 году Империя была разделена между двумя его недееспособными сыновьями. Последовал политический кризис; в течение следующих нескольких десятилетий оборона Империи постепенно рухнула . Во время этой продолжительной катастрофы некоторые христиане стали менее уверены в своей религии и вернулись к старой религии. Язычники обвиняли христиан в бедствиях, постигших империю. [ 35 ]

Несмотря на призывы многих язычников к терпимости, Гонорий и Аркадий продолжили дело своего отца, приняв еще больше антиязыческих законов, чтобы остановить любое возрождение язычества. Тот факт, что им приходилось повторять свои угрозы путем принятия многочисленных законов против язычества, указывает на то, что их усилия не увенчались успехом в искоренении старой религии, которая продолжала исповедоваться тайно. [ 7 ] [ 8 ] [ 19 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 36 ]

В начале правления Гонория Стилихон мог осуществлять неограниченную власть над Западом. Стилихон проявлял умеренность в своей религиозной политике и принимал законы, благоприятные для язычников. Следовательно, за время правления Стилихона язычники получили краткую передышку от преследований.

Законы Аркадия, 395 г.

[ редактировать ]

3 июля 395 г. Аркадий заявил, что торжественные дни язычников больше не включаются в число праздников. [ 1 ] Но праздник Навигия Исида и другие языческие праздники пережили этот закон. [ 37 ]

В том же году Аркадием был издан еще один закон, запрещавший кому бы то ни было ходить в языческое святилище или храм или совершать какие-либо языческие жертвоприношения. [ 2 ] Этот закон, похоже, был нацелен на тех христиан, которые снова обратились в язычество, поскольку в нем конкретно упоминаются «тех, кто пытается отступить от догмы католической веры». В 396 году были официально отменены привилегии языческих жрецов и других священнослужителей. [ 3 ] В том же году Аркадий приказал без беспорядков и бунтов разрушить стоявшие в стране языческие храмы, чтобы их нельзя было использовать для языческих религиозных обрядов вдали от взора властей. [ 4 ] Большое количество язычников на востоке, по-видимому, также вынудило Аркадия разрешить продолжать древние фестивали и публичные игры, но без религиозных обрядов, которые составляли важную часть старой религии. [ 5 ]

Законы Стилихона, 399 г.

[ редактировать ]

В 399 году на западе под влиянием Стилихона были приняты три закона , относительно благоприятные для язычников. Из-за бунтов, вызванных христианами при попытках разрушить храмы, первый из этих законов защищал языческие храмы от разрушения ревностными христианами, которые утверждали, что правительство уполномочило их разрушить. [ 28 ] Второй из этих законов признавал право людей продолжать участвовать в традиционных банкетах, представлениях, собраниях и развлечениях, когда-то связанных со старыми языческими обычаями; однако он запрещал публичное проведение любых языческих религиозных обрядов или жертвоприношений, что является неотъемлемой частью религии, поддерживаемой обычаями, а не аргументами. [ 12 ] [ 29 ] Третий закон запрещал разрушение языческих храмов, очищенных от запрещенных вещей, и предписывал содержать их в хорошем состоянии, даже несмотря на то, что цель, ради которой они были построены, теперь была запрещена. [ 30 ]

Разрушения святого Августина

[ редактировать ]

На рубеже веков святой Августин призывал свою паству в Карфагене разбить все осязаемые символы язычества, до которых они могли дотянуться, «ибо уничтожить все суеверия язычников и язычников — это то, чего хочет Бог, Бог повелевает, Бог провозглашает! " – слова, произнесенные под бурные аплодисменты и, возможно, ставшие причиной религиозных беспорядков, повлекших за собой шестьдесят смертей. Подсчитано, что язычники по-прежнему составляли половину населения Империи. [ 26 ]

Законы Гонория о преследованиях с 407 г.

[ редактировать ]

В 407 году к западу от Рима был издан указ: «Если какие-либо изображения будут стоять даже теперь в храмах и святилищах… они должны быть вырваны из своих оснований… Храмы, расположенные в городах или поселках, должны быть разрушены». Алтари, изъятые для общественного пользования, должны быть уничтожены во всех местах». [ 26 ] После смерти Стилихона в 408 году Гонорий и его партия в государстве получат контроль и вновь примут суровые законы против язычников.

В 408 году Гонорий издал новый закон, согласно которому все статуи и алтари в храмах должны были быть удалены, а храмовые здания и доходы от них должны были быть присвоены правительству. [ 8 ] Этот закон также запрещал проведение каких-либо банкетов или торжеств вблизи храмов, которые использовались язычниками в сельской местности как предлог и прикрытие для религиозных торжеств. [ 6 ] Исполнение этого закона было передано в руки епископов. Два других закона предписывали церквям присваивать здания, принадлежавшие известным язычникам и еретикам. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

Аркадий умер в 408 году, и его восьмилетний сын Феодосий II был провозглашен императором Востока. В том же году Гонорий издал закон, запрещавший всем, кто не был католиком, нести императорскую службу во дворце. [ 7 ] Зосим сообщает, что Гонорий был вынужден отменить этот закон после того, как один из его лучших офицеров, который был язычником, в знак протеста подал в отставку. [ 7 ] [ 17 ] В начале 409 года Гонорий издал закон, который наказывал судей и чиновников, не обеспечивающих соблюдение законов против язычников. [ 16 ] Этот закон наказывал даже высокопоставленных людей, которые просто хранили молчание о любом языческом обряде, совершаемом в их городе или округе.

Разграбление Рима Аларихом I, 410 г.

[ редактировать ]

Надежды язычников возродились с возвышением Приска Аттала в Риме в 409 году. Однако Аларих I вскоре устал от своей марионетки, и Аттал был свергнут летом 410 года, когда Гонорий пообещал заключить мирный договор.

Когда эти переговоры провалились, Аларих взял и разграбил город Рим . Эта катастрофа потрясла весь римский мир. Вскоре после запрета старой религии язычники начали обвинять христианство и пренебрежение традиционными обрядами в том, что до сих пор считалось невозможным. В этой накаленной атмосфере Гонорий еще раз подтвердил свое антиязыческое законодательство. [ 19 ]

Нападение на языческую литературу

[ редактировать ]

Августина «Город Божий» — это ответ на обвинения в том, что христианство и его гонения на язычество были ответственны за ранее невообразимое разграбление Рима. [ 38 ] Из этого класса литературы, написанной с языческой точки зрения, сохранилось немногое, что произошло из-за того, что христиане уничтожили эти политические произведения, которые, по их мнению, противоречили их религиозным убеждениям, и угрожали переписчикам отрезанием рук; [ 23 ] Путь передачи всей такой литературы был описан как «мембрана с дифференциальной проницаемостью», которая «пропускала писания христианства, но не врагов христианства». «Наш единственный экземпляр единственной работы о политическом здравом смысле, написанной человеком Цицерон, возможно, лучше всего донесший до нас это из классической античности, — пишет Рамзи МакМаллен , — был вытерт губкой из пергамента, чтобы освободить место для сотой копии размышлений Августина о псалмах». [ 39 ]

Единственные фрагменты «Против галилеян» Юлиана, уцелевшие после христианской цензуры, появляются в опровержении епископа Александрийского Кирилла. [ 24 ] К тому времени, когда Августин опубликовал первые книги, составляющие «Город Божий», он описывает, как языческие авторы в Северной Африке считали слишком опасным публиковать свои опровержения, и Августин не написал ничего, что могло бы убедить их в этой угрозе. [ 40 ] Сохранились многочисленные фрагменты нескольких языческих исторических сочинений, таких как сочинения Евнапия и Олимпиодора , которые указывают на то, что язычники открыто выражали свое негодование в письменной форме.

Больше антиязыческих законов с 415 г.

[ редактировать ]

Некоторые язычники, похоже, продолжали исповедовать свою веру, когда позволяли обстоятельства, поскольку императоры продолжали издавать законы. В 415 году Гонорий издал еще один закон, присваивавший языческие капища, хотя они уже не использовались по прямому назначению, и повелел убрать из общественных мест все предметы, освященные в прошлом для языческих жертвоприношений. . [ 41 ]

В 416 году Гонорий и Феодосий II постановили, что язычники больше не будут допущены к императорской службе и им не будет разрешено получать звание администратора или судьи. [ 42 ] В 423 году Феодосий II повторил предыдущие законы против язычников и заявил, что у всех язычников, пойманных за выполнением древних обрядов, теперь будет конфисковано все их имущество и сослано, но в то же время, по-видимому, указывая на то, что язычников осталось мало: [ 43 ] [ нужна цитата для проверки ] «Язычники остались, хотя мы считаем, что их нет». [ 44 ]

Джон Примицериус

[ редактировать ]

В августе 423 года Гонорий умер, и власть на западе захватил Иоанн , занимавший должность Primicerius Notariorum . Похоже, что Иоанн положил начало периоду религиозной терпимости . Иоанн, похоже, пытался ограничить власть духовенства и привилегии церкви, пытаясь относиться ко всем людям одинаково. [ 31 ] В 423 году Феодосий II издал закон, который требовал от христиан (будь они действительно таковыми или притворялись таковыми) не беспокоить язычников, живших мирно и не делавших ничего противозаконного. [ 18 ]

В 425 году Феодосий II сопровождал экспедицию на запад, чтобы свергнуть Иоанна и сделать Валентиниана III императором Запада. После того как Иоанн был схвачен и казнен, Валентиниан III был провозглашен императором в городе Риме.

Антиязыческие законы Феодосия II с 425 г.

[ редактировать ]

В 425 году Феодосий II издал два антиязыческих закона. Первый из них предусматривал искоренение всех языческих суеверий. [ 9 ] Второй закон запрещал язычникам выступать в суде, а также лишал их права служить в солдатах. [ 10 ] Затем Феодосий II покинул Валентиниана III, чтобы править западом, и вернулся в Константинополь.

Многочисленные законы против язычников, похоже, имели лишь ограниченный непосредственный эффект в искоренении старой религии. Многие люди просто внешне подчинялись правилам и притворялись, что стали христианами, но тайно продолжали исповедовать свои убеждения. Многочисленные законы против отступничества , непрерывно издававшиеся со времен Грациана и Феодосия, свидетельствуют о том, что императорам было трудно даже удержать христиан от заблуждения. [ 20 ] [ 21 ]

В 426 году Феодосий II запретил христианам- отступникам переход в старую религию, а также запретил тем, кто притворялся христианином, но продолжал приносить языческие жертвоприношения. [ 13 ] Он счел необходимым еще раз подтвердить свой запрет языческих обрядов и жертвоприношений в 435 году, на этот раз ужесточив наказание до смертной казни. [ 22 ] Этот закон также предписывал магистратам разрушить все еще существовавшие языческие святыни, храмы и святилища. Мировым судьям, не выполнившим этот приказ, было приказано наказать смертной казнью. В 438 году Феодосий снова издал закон, снова запретив языческие жертвоприношения. [ 45 ] Феодосий, кажется, признает, что языческие жертвоприношения, по-видимому, все еще местами совершались открыто. Там написано: [ 45 ]

Отсюда наше милосердие осознает необходимость наблюдения за язычниками и их языческими безобразиями, так как по природной испорченности и упорному беззаконию они оставляют путь истинной религии. Они презирают каким-либо образом совершать гнусные обряды жертвоприношения и ложные заблуждения своих пагубных суеверий тем или иным способом в скрытом уединении, если только их преступления не будут обнародованы путем признания своих преступлений, чтобы оскорбить божественное величие и выказать презрение. до нашего возраста. Ни тысячи ужасов уже обнародованных законов, ни наказание изгнанием, объявленное им, не удерживают этих людей, посредством чего, если они не могут исправиться, то, по крайней мере, они могли бы научиться воздерживаться от массы своих преступлений и множества своих жертв. Но их безумная смелость постоянно преступает; наше терпение истощено их злым поведением, так что, если бы мы захотели забыть их, мы не могли бы игнорировать их.

Феодосий II женился на Евдокии , дочери языческого софиста по имени Леонтий , который сам покровительствовал различным язычникам, включая Кира Панопольского и поэта Нонна .

Антиязыческие законы Маркиана (450–457 гг.)

[ редактировать ]

Продолжающаяся жизнеспособность язычников побудила Маркиана , ставшего императором Востока в 450 году после смерти Феодосия II, повторить прежние запреты на языческие обряды. В 451 году Маркиан постановил, что те, кто продолжит совершать языческие обряды, будут подвергнуты конфискации своего имущества и приговорены к смерти. Маркиан также запретил любые попытки вновь открыть храмы и приказал, чтобы они оставались закрытыми. Вдобавок к этому, чтобы стимулировать строгое соблюдение закона, на любого судью или губернатора, а также на его подчиненных, которые не обеспечивали соблюдение этого закона, налагался штраф в пятьдесят фунтов золота. [ 11 ] Однако даже этот поступок Маркиана не возымел желаемого эффекта, поскольку его преемнику Льву I Фракийцу придется в 472 году издать новый антиязыческий закон. [ 14 ]

Еще два закона против язычества, которые, возможно, относятся к этому периоду, сохранились в Кодексе Юстиниана . [ 46 ] После свержения Авита , правившего императором Запада с 455 по 456 год, среди римской знати, по-видимому, возник заговор с целью посадить языческого полководца Марцеллина на трон с целью восстановления язычества; но это ни к чему не привело. [ 15 ]

Попытка языческого возрождения Антемия

[ редактировать ]

Анфемий , один из последних римских императоров Запада, правивший с 467 по 472 год, похоже, планировал языческое возрождение в Риме. [ 32 ] Он был потомком Прокопия , родственника Юлиана . Антемий передал Мессию Фебу Северу , языческому философу, который был его близким другом, важные должности префекта городского округа Рима, консула и патриция . Антемий поместил на своих монетах изображение Геракла , побеждающего Немейского льва . Убийство Антемия (Рицимером ) разрушило надежды тех язычников, которые верили, что традиционные обряды теперь будут восстановлены. [ 33 ]

Антиязыческие законы Льва I (457–474 гг.)

[ редактировать ]

В 457 году Лев I Фракиец сменил Маркиана и стал первым императором, коронованным константинопольским патриархом .

В 472 году Лев I опубликовал новый закон 472 года, который налагал суровые наказания на владельца любой собственности, знавшего, что на его собственности проводились языческие обряды. Если владелец собственности имел высокое звание, он наказывался лишением звания или должности и конфискацией имущества. Если бы владелец собственности имел более низкий статус, его бы подвергли физическим пыткам, а затем приговорили к работе в шахтах до конца жизни. [ 14 ]

Восстание Иллюзии (484–488)

[ редактировать ]

В 484 году языческая оппозиция поддержала восстание Илла и Леонтия (узурпатора) в попытке положить конец преследованиям, но его поддерживаемое язычниками восстание было подавлено Зеноном (императором) в 488 году, что означало последнее организованное языческое сопротивление в Византийской империи. . [ 47 ] В 491 году Анастасий I Дикор стал первым императором, присягнувшим на христианскую веру перед восхождением на престол.

Антиязыческие законы Юстиниана I (527–565 гг.)

[ редактировать ]

В 527 году император Юстиниан I запретил всем язычникам занимать государственные должности и приказал конфисковать их имущество. [ 48 ]

По словам историка VI века Прокопия , храм Исиды в Филах в Византийском Египте был официально закрыт в 537 году нашей эры местным полководцем Нарсесом Персармяном в соответствии с приказом византийского императора Юстиниана I. [ 49 ] Это событие традиционно считается концом древнеегипетской религии . [ 50 ] Некоторая приверженность традиционной религии, похоже, сохранилась и в шестом веке, о чем свидетельствует прошение Диоскора Афродиты правителю Фиваиды, датированное 567 годом. [ 51 ] [ 52 ] В письме предупреждается о неназванном человеке (в тексте он назван «едоком сырого мяса»), который, помимо грабежа домов и кражи налоговых поступлений, якобы восстановил язычество в «святилищах», возможно, имея в виду храмы в Филах. . [ 51 ] [ 52 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 2.8.22
  2. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.10.13
  3. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.10.14.
  4. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.10.16, 15.1.36.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 15.6.1, 15.6.2
  6. ^ Перейти обратно: а б Гиббон, Эдвард «Упадок и падение Римской империи» , глава 28, примечание 54.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Кодекс Феодосия 16.5.42
  8. ^ Перейти обратно: а б с Кодекс Феодосия 16.10.19.
  9. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.5.63
  10. ^ Перейти обратно: а б Сирмондианские конституции 6
  11. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Юстиниана 1.11.7
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Гиббон, Эдвард Упадок и падение Римской империи , глава 28
  13. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.7.7
  14. ^ Перейти обратно: а б с Кодекс Юстиниана 1.11.8
  15. ^ Перейти обратно: а б Послание Сидона 1.11.6
  16. ^ Перейти обратно: а б с Кодекс Феодосия 16.5.46
  17. ^ Перейти обратно: а б Зосима 5.46
  18. ^ Перейти обратно: а б Этот закон (Кодекс Феодосия 16.10.24) интересен тем, что официально признает факт существования множества людей, которые только притворялись христианами.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Кодекс Феодосия 16.5.51
  20. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.7.1, 16.7.2, 16.7.3, 16.7.4, 16.7.5, 16.7.6
  21. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Юстиниана 1.7.2.
  22. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.10.25.
  23. ^ Перейти обратно: а б МакМаллен, Рамзи (1986) «Христианство и язычество в четвертом-восьмом веках» , издательство Йельского университета, стр. 4, цитата: «Нехристианские писания подвергались такому же обращению, то есть разрушению в огромных кострах в центре городской площади. Переписчикам отговаривали заменить их угрозой отсечения рук.
  24. ^ Перейти обратно: а б Кирш, Р. (1997) Бог против богов , стр.279, Викинг и компас
  25. ^ Перейти обратно: а б Сирмондианские конституции 12.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и МакМаллен, Р. Христианизация Римской империи, 100–400 гг. н.э. , издательство Йельского университета, 1984, ISBN   0-300-03642-6
  27. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.5.43
  28. ^ Перейти обратно: а б с Кодекс Феодосия 16.10.15.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Кодекс Феодосия 16.10.17.
  30. ^ Перейти обратно: а б Кодекс Феодосия 16.10.18.
  31. ^ Перейти обратно: а б Закон в Кодексе Феодосия (16.2.47) относится к тирану , издававшему указы против церкви. Этого тирана (т.е. узурпатора), скорее всего, можно отождествить с Иоанном Примицерием.
  32. ^ Перейти обратно: а б Фотий Библиотека трески. 242
  33. ^ Перейти обратно: а б Марцеллинские хроники, 468 г.
  34. ^ «История церкви», Филип Хьюз, Sheed & Ward, редакция 1949 г., том I, глава 6. [1]
  35. ^ Евнапий отражает некоторые языческие настроения этого периода в своих произведениях.
  36. ^ Кодекс Феодосия 16.5.41
  37. ^ Альфельди (1937) стр.47
  38. ^ Доддс, Маркус (1890) Предисловие к «Городу Бога» , WM. Издательская компания Б. Эрдманс
  39. ^ МакМаллен, Рамзи (1997) Христианство и язычество в четвертом-восьмом веках , Викинг и Компас. п. 4.
  40. Августин Гиппопотамский, «Город Божий», Книга 5, глава 26.
  41. Кодекс Феодосия 16.10.20.
  42. Кодекс Феодосия 16.10.21.
  43. Эдвард Гиббон, Упадок и падение Римской империи , глава 28, примечание 67.
  44. Кодекс Феодосия 16.10.22, 16.10.23, 16.8.26.
  45. ^ Перейти обратно: а б Свод законов романов Феодосия 2.3
  46. ^ В этих законах (Кодекс Юстиниана 1.11.9, 1.11.10) не указана дата и не упоминаются императоры, которые их обнародовали.
  47. ^ Габриэле Мараско: Греческая и римская историография в поздней античности: с четвертого по шестой век нашей эры , с. 215
  48. ^ (Кодекс Юстиниана 1.5.12)
  49. ^ Прокопий Белл. Перс. 1.19.37
  50. ^ Джоан Флетчер (2016). Удивительная история Египта (MP3) (подкаст). Исторический журнал BBC. Событие происходит в 53:46 . Проверено 17 января 2016 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б Дейкстра, Джитсе ХФ (2004). «Культ Исиды в Филах после Юстиниана? Переосмысление «П. Каир. Масп». Я 67004". Журнал папирологии и эпиграфики . 146 : 137–154. JSTOR   20191757 .
  52. ^ Перейти обратно: а б Моавад, Самуэль (2013). «Христианство на Филах». В Габре, Гавдат ; Такла, Хани Н. (ред.). Христианство и монашество в Асуане и Нубии . Христианство и монашество в Египте. Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 27–38. ISBN  978-977-416-561-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfe807e7b6f555dedfa273c2e9d53e92__1704085620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/92/bfe807e7b6f555dedfa273c2e9d53e92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anti-paganism policies of the early Byzantine Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)