Кшиштоф Пендерецкий
Кшиштоф Пендерецкий | |
---|---|
![]() Пендерецкий в 2008 году | |
Рожденный | Кшиштоф Евгениуш Пендерецкий 23 ноября 1933 г. |
Умер | 29 марта 2020 г. Краков , Польша | ( 86 лет
Работает | Список композиций |
Подпись | |
![]() |
Кшиштоф Евгениуш Пендерецкий (англ. Польский: [ˈkʂɨʂtòf Hangˈret͡skji] ; 23 ноября 1933 — 29 марта 2020) — польский композитор и дирижер. его самых известных работ Среди — «Плач жертвам Хиросимы» , [1] Симфония № 3 , его «Страсти по Луке» , «Польский реквием» , «Анакласис» и «Утреня» . Его творчество включает четыре оперы, восемь симфоний и других оркестровых произведений, множество инструментальных концертов, хоровые постановки преимущественно религиозных текстов, а также камерные и инструментальные произведения. [1] [ нужен лучший источник ]
родился в Дембице Пендерецкий и изучал музыку в Ягеллонском университете и Музыкальной академии в Кракове . Окончив академию, он стал там преподавателем и начал карьеру композитора в 1959 году во время фестиваля « Варшавская осень» . его «Плач жертвам Хиросимы» для струнного оркестра и хоровое произведение « Страсти по Луке» Популярное признание получили . Его первая опера «Дьяволы Лудена » не имела сразу успеха. В середине 1970-х Пендерецкий стал профессором Йельской музыкальной школы . [2] С середины 1970-х годов его композиторский стиль изменился: его первый скрипичный концерт сосредоточился на полутонах и тритонах . Его хоровое произведение «Польский реквием» было написано в 1980-х годах и дополнено в 1993 и 2005 годах.
Пендерецкий завоевал множество престижных наград, в том числе Приз Италии в 1967 и 1968 годах; премия Вихури Сибелиуса 1983 года; четыре премии «Грэмми» в 1987, 1998 (дважды) и 2017 годах; премия Вольфа в области искусств в 1987 году; и Премия Университета Луисвилля Гравемейера за музыкальную композицию в 1992 году. [3] В 2012 году Шон Майклс из The Guardian назвал его «возможно, величайшим из ныне живущих композиторов Польши». [4] В 2020 году Альма-матер композитора – Музыкальная академия в Кракове – получила имя Кшиштофа Пендерецкого. [5]
Карьера
[ редактировать ]1933–1958: первые годы
[ редактировать ]Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в Дембице в семье Зофии и юриста Тадеуша Пендерецкого. Дед Пендерецкого, Роберт Бергер, на момент рождения Пендерецкого был очень талантливым художником и директором местного банка; Отец Роберта, Иоганн, немецкий протестант , переехал в Дембицу из Бреслау (ныне Вроцлав ) в середине 19 века. Из любви к жене он впоследствии принял католицизм . [6] [7] Бабушка Пендерецкого Стефания была армянкой. [8] от Станислава в Австро-Венгрии (современный Ивано-Франковск на западе Украины ). [6] Пендерецкий ходил с ней в Армянскую церковь в Кракове. [9] Он был младшим из трех братьев и сестер; его сестра Барбара была замужем за горным инженером, а его старший брат Януш на момент своего рождения изучал право и медицину. Тадеуш был скрипачом, а также играл на фортепиано. [7]
Вторая мировая война разразилась в 1939 году; Семья Пендерецкого съехала из своей квартиры, поскольку там должно было работать Министерство продовольствия. После войны Пендерецкий начал посещать гимназию в 1946 году. Он начал учиться игре на скрипке у Станислава Дарлака, военного капельмейстера Дембицы, который после войны организовал оркестр для местного музыкального общества. Окончив гимназию, Пендерецкий в 1951 году переехал в Краков, где поступил в Ягеллонский университет . [10]
Он изучал игру на скрипке у Станислава Таврошевича и теорию музыки у Францишека Сколышевского. В 1954 году Пендерецкий поступил в Музыкальную академию в Кракове и, закончив обучение по классу скрипки после первого курса, полностью сосредоточился на композиции. Главным учителем Пендерецкого там был Артур Малавский, композитор, известный своими хоровыми и оркестровыми произведениями, а также камерной музыкой и песнями. После смерти Малавского в 1957 году Пендерецкий брал дальнейшие уроки у Станислава Веховича , композитора, прежде всего известного своими хоровыми произведениями. [11] В то время свержение сталинизма в Польше в 1956 году сняло строгую культурную цензуру и открыло двери для волны творчества. [12]
1958–1962: первые композиции.
[ редактировать ]После окончания Музыкальной академии в Кракове в 1958 году Пендерецкий занял преподавательскую должность в академии. В его ранних работах видно влияние Антона Веберна и Пьера Булеза (Пендерецкий находился также под влиянием Игоря Стравинского ). Международное признание Пендерецкого началось в 1959 году на «Варшавской осени» с премьерами произведений «Строфен» , «Псалмы Давида» и «Эманации» , но по-настоящему международное внимание к нему привлекло произведение «Плач жертвам Хиросимы» (см. «Плач и атомная бомбардировка Хиросимы»). ), написанный в 1960 году для 52 струнных инструментов . В ней он использует расширенные инструментальные приемы (например, игра за мостиком, смычок на струнодержателе). В работе много новых текстур, в которых широко используются кластеры тонов . Первоначально он назвал работу «8 футов 37 дюймов» , но решил посвятить ее жертвам Хиросимы. [13]
Флуоресценции последовали год спустя; он увеличивает оркестровую плотность за счет большего количества духовых и духовых инструментов, а также огромной ударной секции из 32 инструментов для шести игроков, включая мексиканский гуиро, пишущие машинки, гонги и другие необычные инструменты. Произведение было написано для Донауэшингенского фестиваля современной музыки 1962 года, и его исполнение было признано провокационным и противоречивым. Даже партитура казалась революционной; форма графической записи , которую разработал Пендерецкий, отвергла привычный вид нот на нотном стане, вместо этого представляя музыку как изменяющиеся звуки. [12] Его намерения на этом этапе были вполне кейджовскими : «Все, что меня интересует, — это освобождение звука за пределами всех традиций». [14]
Еще одна примечательная вещь этого периода — «Канон» на 52 струны и 2 кассеты. Это похоже на другие произведения конца 1950-х годов в использовании звуковых масс, резко контрастирующих с традиционными средствами, хотя использование стандартных техник или идиом часто замаскировано или искажается. Действительно, «Канон» напоминает хоровую традицию, и композитор действительно заставляет исполнителей петь, хотя и с указанием исполнения bocca chiusa (с закрытым ртом) в различных местах; тем не менее, Пендерецкий использует 52 «голоса» струнного оркестра, чтобы время от времени играть в массированных глиссанди и гармониках - затем это записывается на одну из кассет для последующего воспроизведения в произведении. Песня была исполнена на Варшавском осеннем фестивале в 1962 году и вызвала беспорядки, хотя, как ни странно, бунтовщиками были молодые студенты-музыканты, а не любители концертов старшего возраста. [15]
В это же время он начал сочинять музыку для театра и кино. Первым театральным спектаклем на музыку Пендерецкого стал Золотой « ключик » Екатерины Борисовой в постановке Владислава Яремы (премьера состоялась 12 мая 1957 года в Кракове в Театре кукол «Гротеска»). В 1959 году на студии мультфильмов в Бельско-Бялой он написал музыку к первому анимационному фильму Буландра « Шахтер и Дьявол » режиссеров Ежи Зицмана и Лехослава Маршалека . [16]
В 1959 году он написал музыку к Яна Ломницкого « первому короткометражному игровому фильму Nie ma końca wielkiej wojny» ( «Великой войне нет конца» , WFDiF Warszawa). В последующие годы он создал более двадцати оригинальных музыкальных постановок для драматических и более 40 кукольных спектаклей, сочинил оригинальную музыку как минимум к одиннадцати документальным и художественным фильмам, а также к двадцати пяти анимационным фильмам для взрослых и детей. [17]
Страсти по Луке
[ редактировать ]Год | Название песни | Работа | Инструментарий |
---|---|---|---|
1968: | «Помилуй меня, Боже» | Страсти по святому Луке | Хор |
Масштабные « Страсти по Луке» (1963–66) принесли Пендерецкому дальнейшее признание публики, не в последнюю очередь потому, что они были искренне религиозными, но написаны авангардным музыкальным языком и написаны в коммунистической Восточной Европе. В произведении можно увидеть различные музыкальные стили. Экспериментальные текстуры, подобные тем, что были использованы в « Тренодии» , уравновешены формой произведения в стиле барокко и редким использованием более традиционных гармонических и мелодичных произведений. Пендерецкий использует в этом произведении сериализм , и один из тоновых рядов, которые он использует, включает мотив BACH , который действует как мост между традиционными и более экспериментальными элементами. Часть Stabat Mater ближе к концу пьесы завершается простым аккордом ре мажор, и этот жест повторяется в самом конце произведения, которое завершается торжествующим аккордом ми мажор. Это единственные тональные гармонии в произведении, и обе становятся неожиданностью для слушателя; Использование Пендерецким тональных трезвучий, подобных этим, остается спорным аспектом работы. [18]
Пендерецкий продолжал писать духовную музыку. В начале 1970-х годов он написал Dies irae , Magnificat и Canticum Canticorum Salomonis ( «Песнь песней ») для хора и оркестра. [14]
De Natura Sonoris и другие произведения 1960-х - начала 1970-х годов.
[ редактировать ]
Озабоченность Пендерецкого звуком достигла кульминации в альбоме De Natura Sonoris I (1966), который часто призывает оркестр использовать нестандартные техники игры для создания оригинальных звуков и цветов. Продолжение, De Natura Sonoris II , было написано в 1971 году: с более ограниченным оркестром оно включает в себя больше элементов постромантизма, чем его предшественник. Это предвещало отказ Пендерецкого от авангарда в середине 1970-х годов, хотя в обоих произведениях присутствуют драматические глиссандо , плотные кластеры, использование гармоник и необычных инструментов ( музыкальная пила во втором произведении присутствует ).
В 1968 году Пендерецкий получил Государственную премию 1-й степени. [19] В период юбилея Польской Народной Республики награжден Командорским крестом (1974 г.). [20] и Рыцарский крест ордена Polonia Restituta (1964 г.). [21]
К концу десятилетия Пендерецкий получил заказ написать письмо к двадцать пятой годовщине основания Организации Объединенных Наций. Результатом стала «Космогония» , двадцатиминутное произведение для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), смешанного хора и оркестра. Зубина Мехты Премьера произведения состоялась 24 октября 1970 года в филармонии Лос-Анджелеса под управлением в качестве дирижера и Роберта Надя в роли тенора. В произведении используются тексты древних писателей Софокла и Овидия, а также современные высказывания советских и американских астронавтов, музыкально исследующие идею космоса . [22]
1970–2020: последующие годы
[ редактировать ]
В середине 1970-х годов, когда он был профессором Йельской музыкальной школы , [23] Стиль Пендерецкого начал меняться. Концерт для скрипки № 1 в значительной степени оставляет позади плотные группы тонов, с которыми он был связан, и вместо этого фокусируется на двух мелодических интервалах: полутоне и тритоне . Это направление продолжилось Симфонией № 2 (1980), которая с гармонической и мелодической точки зрения довольно проста; симфонию иногда называют «Рождественской симфонией» из-за того, что вступительная фраза рождественского гимна « Тихая ночь» появляется трижды во время произведения. [24]
Пендерецкий объяснил этот сдвиг, заявив, что он почувствовал, что экспериментирование авангарда зашло слишком далеко от выразительных, неформальных качеств западной музыки: «Авангард давал иллюзию универсализма. Музыкальный мир Штокхаузена , Ноно , Булеза и Кейджа был для нас, молодых, окруженных эстетикой соцреализма, тогдашнего официального канона в нашей стране, освобождением... Однако я быстро понял, что эта новинка , это экспериментирование и формальные спекуляции скорее деструктивны, чем конструктивны; Я осознал утопичность его прометеева тона». Пендерецкий пришел к выводу, что его «спасло от авангардной ловушки формализма возвращение к традиции». [14] Пендерецкий писал относительно мало камерной музыки. Однако композиции для небольших ансамблей различаются по дате от начала его карьеры до конца, что отражает изменения, которые претерпел его стиль письма. [25]

В 1975 году Лирическая опера Чикаго попросила его написать произведение в ознаменование двухсотлетия США в 1976 году; это стала опера «Потерянный рай» . Однако из-за задержек с проектом премьера состоялась только в 1978 году. Музыка продолжала иллюстрировать отход Пендерецкого от авангардных техник. Это тональная музыка, и композитор объяснил: «Это не музыка того злого молодого человека, каким я был раньше». [26]
поручила Пендерецкому В 1980 году «Солидарность» сочинение произведения, сопровождающего открытие статуи на гданьских верфях в память о погибших в антиправительственных беспорядках 1970 года. Пендерецкий ответил на это произведением «Лакримоза» , которое он позже превратил в одно из лучших произведений. -известные произведения его позднего периода « Польский реквием» (1980–84, 1993, 2005). Позже он склонялся к более традиционно задуманным тональным конструкциям, которые можно услышать в таких произведениях, как Концерт для виолончели № 2 и Кредо , получивший премию Грэмми за лучшее хоровое исполнение для мировой премьеры записи, сделанной на Фестивале Баха в Орегоне . заказал произведение. В том же году Пендерецкий был награжден Премией принца Астурийского в Испании, одной из высших наград, вручаемых в Испании отдельным лицам, организациям, организациям и другим лицам со всего мира, добившимся выдающихся достижений в области науки, искусства, гуманитарных наук или общественных дел. . По приглашению Уолтера Финка он стал одиннадцатым композитором, представленным на ежегодном конкурсе. Komponistenporträt музыкального фестиваля в Рейнгау в 2001 году. Он дирижировал Credo по случаю 70-летия Хельмута Риллинга 29 мая 2003 года. [27] Пендерецкий получил степень почетного доктора Сеульского национального университета (Корея) в 2005 году и Мюнстерского университета (Германия) в 2006 году. Среди его известных студентов Честер Бискарди и Уолтер Мейс.
На праздновании своего 75-летия он дирижировал тремя своими произведениями на музыкальном фестивале в Рейнгау в 2008 году, в том числе «Чаккона» из « Польского реквиема» . [28]
В 2010 году он работал над оперой по мотивам «Федры» 2014 Расина года, которая так и не была реализована. [29] и выразил желание написать 9-ю симфонию. [30] В 2014 году занимался созданием хорового произведения, приуроченного к столетию Геноцида армян . [9] В 2018 году дирижировал «Кредо» в Киеве на 29-м фестивале «Kyiv Music Fest» , посвященном столетию независимости Польши. [31]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Пендерецкого было трое детей: первая дочь Беата от пианистки Барбары Пендерецкой ( урожденной Граца), на которой он женился в 1954 году; позже они развелись. [32] Затем у него были сын Лукаш (1966 г.р.) и дочь Доминика (1971 г.р.) от второй жены Эльжбеты Пендерецкой ( урожденной Солецкой), на которой он женился 19 декабря 1965 года. [33] Он жил в пригороде Кракова Воле Юстовской . Он также был заядлым садовником и основал дендрарий площадью 16 гектаров недалеко от своего усадебного дома в Луславицах . [34] [35]
Пендерецкий умер в своем доме в Кракове, Польша, 29 марта 2020 года после продолжительной болезни. [36] Он был похоронен в Национальном пантеоне в Кракове 29 марта 2022 года. [37]
Наследие и влияние
[ редактировать ]
был открыт бронзовый бюст художника Мариана Конечного В 1979 году в Галерее портретов композиторов Поморской филармонии в Быдгоще в честь Пендерецкого . [38] Его памятник расположен на Аллее Знаменитостей на Скаутской площади ( Skwer Harcerski ) в Кельце . [39]
Гитарист группы Led Zeppelin и один из основателей Джимми Пейдж был поклонником новаторской работы композитора «Плач к жертвам Хиросимы» в подростковом возрасте . Позже это отразится в использовании Пейджем скрипичного смычка на своей гитаре. [40]
Композитор и Radiohead гитарист Джонни Гринвуд назвал Пендерецкого главным источником влияния. [41] Для альбома Radiohead 1997 года «OK Computer» Гринвуд написал партию для 16 струнных инструментов, играющих с разницей в четверти тона , вдохновленный Пендерецким. [42] Гринвуд посетил Пендерецкого в 2012 году и написал произведение для струнных « 48 ответов на полиморфию» , которое Пендерецкий дирижировал в различных выступлениях по всей Европе. [41] Пендерецкий выразил благодарность Гринвуду за то, что он представил свою музыку новому поколению. [41]
Работает
[ редактировать ]Сочинения Пендерецкого включают оперы, симфонии, хоровые произведения, а также камерную и инструментальную музыку.
Музыка из кино и телевидения
[ редактировать ]В период с 1959 по 1968 год Кшиштоф Пендерецкий написал оригинальную музыку как минимум к одиннадцати документальным и художественным фильмам, а также к двадцати пяти анимационным фильмам для взрослых и детей. [43]
Часть музыки Пендерецкого была адаптирована для саундтреков к фильмам. В «Экзорцисте» (1973) представлены его струнный квартет и «Канон для оркестра и ленты» ; фрагменты Концерта для виолончели и «Дьяволов Лудена» . Рассказывая об «Экзорцисте» , кинокритик The New Republic написал, что «даже музыка безупречна, большая часть написана Кшиштофом Пендерецким, который наконец-то оказался там, где ему место». [44] Стэнли Кубрика В фильме «Сияние» (1980) представлены шесть музыкальных произведений Пендерецкого: [1] Утреня II: Евангелия , Утреня II: Канон Пасчи , Пробуждение Иакова , Природа звука No. 1. . О природе звука 2 и Полиморфия . [45] Дэвид Линч использовал музыку Пендерецкого в саундтреках к фильмам «Дикие сердцем» (1990), «Внутренняя империя» (2006) и сериалу « Твин Пикс» (2017). В фильме «Бесстрашный» (1993) Питера Вейра пьеса «Полиморфия» снова использовалась для сцены интенсивной авиакатастрофы, увиденной с точки зрения пассажира, которого сыграл Джефф Бриджес . Пендерецкого «Плач по жертвам Хиросимы» также использовался в одном из заключительных эпизодов фильма « Дети человеческие» (2006). [1] Пендерецкий написал музыку для фильма Анджея Вайды », номинированного на премию «Оскар» в 2007 году « Катынь , а в Мартина Скорсезе фильме « Остров проклятых » (2010) были представлены его «Симфония № 3» и «Флуоресценции» .
Почести и награды
[ редактировать ]
- 1959: 2-й конкурс молодых польских композиторов в Варшаве, организованный Союзом композиторов. Пендерецкий получил три высшие премии за анонимно представленные им произведения: «Стансы» , «Эманации » и «Псалмы Давида »; [46]
- 1961: Премия ЮНЕСКО Международной трибуны композиторов в Париже за «Тренодию» ; [47]
- 1966: Большая художественная премия земли Северный Рейн-Вестфалия за «Страсти по Луке» ; [48]
- 1967: Приз Италии за Страсти по Луке ; [48] Золотая медаль Сибелиуса; [46]
- 1968: Приз Италии за Dies Irae в память жертв Освенцима ; [48] Премия Grammy Trustees Award за значительный вклад, помимо исполнения, в область звукозаписи; [49]
- 1972: Премия города Кракова ; [46]
- 1977: Премия Гердера (Германия/Австрия) [50]
- 1978: Приз Артура Онеггера за Magnificat (Франция). [48]
- 1983: Премия Вихури Сибелиуса (Финляндия); [51] Польская национальная премия [52]
- 1985: Премия Лоренцо Магнифико (Италия) [48] [52]
- 1987: Премия Вольфа в области искусств (Израиль); [52] Грэмми за лучшую современную композицию [53]
- 1990: Большой крест ордена « За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» ; [48] [52] Рыцарь Святого Георгия; [46]
- 1992: Университета Луисвилля Премия Гравемейера за музыкальную композицию для Адажио - 4 симфонии ; [54] Австрийская медаль за науку и искусство ; [46]
- 1993: стипендия выдающегося гражданина Института перспективных исследований Университета Индианы , Блумингтон, премия Международного музыкального совета / ЮНЕСКО в области музыки; [52] Культурная заслуга Княжества Монако [52]
- 1995: Член Ирландской королевской музыкальной академии (Дублин); [46] почетный гражданин Страсбурга ; [46] Премия Primetime Emmy Академии телевизионных искусств и наук; [46] Премия Про Балтика [50]
- 1996: Премия Primetime Emmy Академии телевизионных искусств и наук , кавалер Ордена искусств и литературы (Франция). [50]
- 1998: Грэмми за лучшее инструментальное исполнение солиста; [53] Композиционная премия за содействие развитию европейской экономики, иностранный почетный член Американской академии искусств и литературы ; [46] член-корреспондент Баварской академии изящных искусств , Мюнхен; [46] Орден Великого князя литовского Гедиминаса (Литва) [46]
- 1999: Музыкальная премия города Дуйсбурга (Германия); [46] Почетный совет Вильнюсского фестиваля '99. [46]
- 2000: Каннская премия классической музыки как «Живой композитор года»; [46] почетный член Общества друзей музыки в Вене ; [55] Кавалер Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» ; [46]
- 2001: Премия принца Астурийского в области искусства (Испания); [56] «Грэмми» за лучшее хоровое исполнение «Кредо»; [46] Почетный профессор Гонконгской академии исполнительских искусств. [46]
- 2002: Государственная премия земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия), Романо Гвардини. премия [57]
- 2003: Большая золотая награда за заслуги перед Австрийской Республикой ; [58] Премия Европейской церковной музыки (Германия), Свобода Дембицы, Медаль Эдуардо М. Торнера Консерватории музыки принципа Астурии в Овьедо , Испания; почетный руководитель хора Фонда принца Астурийского, почетный президент мюзикла Apayo a la Creación , медаль Фонда иудаики;
- 2004: Praemium Imperiale - Музыка (Япония) [50]
- 2005: Орден Белого Орла (Польша) ; [59] Золотая медаль за заслуги перед культурой – Глория Артис [60]
- 2006: Орден Трех Звезд (Латвия). [61]
- 2008: Премия Польской академии за лучшую музыку к фильму « Катынь» , кавалер ордена Трех звезд (Латвия), ордена Бернардо О'Хиггинса (Чили), Золотая медаль министра культуры (Армения), кавалер ордена Лев Финляндии ; [62] Торуниевая медаль [63]
- 2009: Орден «За заслуги» Великого Герцогства Люксембург ; [64] Заслуги Армении [46]
- 2011: Премия Виадрина за вклад в польско-германское сотрудничество ( Европейский университет Виадрина , Франкфурт ); [65] [66] Большой крест ордена за заслуги перед Мелитенси (Мальта) [48]
- 2012: Премия «Паспорт Политики» [67]
- 2014: Орден Креста Терра Марианы I степени (Эстония). [68]
- 2015: Медаль «Через искусство к Богу» [69]
- 2017: Грэмми за лучшее хоровое исполнение; [53] Премия «Новая культура новой Европы» на Экономическом форуме в Крынице . [70]
Пендерецкий был почетным доктором и почетным профессором ряда университетов: Джорджтаунского университета , Вашингтона, округа Колумбия, Университета Глазго , Московской консерватории имени Чайковского , Музыкальной академии имени Фридерика Шопена в Варшаве, Сеульского национального университета , университетов Рочестера , Бордо , Левена , Белграда , Мадрида , Познань и колледж Св. Олафа ( Нортфилд, Миннесота ), Университет Дюкен , Папский католический университет Перу , Университет Питтсбурга (Пенсильвания), Университет Санкт-Петербурга , Пекинская консерватория , Йельский университет и Вестфальский университет Вильгельма в Мюнстере (Вестфалия) ( 2006 Факультет искусств). [71]
Он был почетным членом следующих академий и музыкальных компаний: Королевская музыкальная академия (Лондон), Национальная академия Санта-Чечилия (Рим), Шведская королевская музыкальная академия (Стокгольм), Академия искусств (Лондон) , Национальная академия изящных искусств. Artes (Буэнос-Айрес), Общество друзей музыки в Вене, Академия искусств в Берлине , Международная академия философии и искусства в Берне и Национальная академия наук, изящной словесности и искусств в Бордо. [52] В 2009 году стал почётным гражданином города Быдгощ . [72]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Левенсон, Эрик (29 марта 2020 г.). «Кшиштоф Пендерецкий, автор произведений к фильмам «Изгоняющий дьявола» и «Сияние», умирает в возрасте 86 лет» . CNN . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ "Чем уникальна краковская музыкальная академия и кто такой Криштоф Пендерецкий – krakow1.one" . 28 ноября 2022.
- ^ «1992 – Кшиштоф Пендерецкий – Премии Гравемейера» . Grawemeyer.org . 20 июля 1992 года.
- ^ Майклс, Шон (23 января 2012 г.). «Джонни Гринвуд раскрывает подробности сотрудничества Кшиштофа Пендерецкого» . Хранитель .
- ^ «Изменение названия Музыкальной академии в Кракове» . Юридический журнал (на польском языке). 16 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Лех, Филип (18 ноября 2018 г.). «Мастер» . Впрост (на польском языке) . Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Швингер, с. 16.
- ^ «Пендерецкий о «стремлении к недостижимому» » . Dw.com .
- ^ Jump up to: а б «Кшиштоф Пендерецкий занимается созданием хорового произведения, посвященного столетию Геноцида армян» . Арменпресс.am . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Швингер, с. 17.
- ^ Швингер, стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Монастра, Пегги. «Полиморфия и флуоресценция Кшиштофа Пендерецкого» (PDF) . Архивы Молденхауэра, Библиотека Конгресса . Проверено 19 марта 2012 г.
- ^ Томас (2008), с. 165
- ^ Jump up to: а б с Томашевский, Мечислав (2000). «Оркестровые произведения, том 1. Примечания к вкладышу» . Амазонка .
- ^ Якельский, Лиза (2017). Создание новой музыки в Польше времен холодной войны: Варшавский осенний фестиваль, 1956–1968 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 80–83. ISBN 978-0-520-29254-3 .
- ^ «Буландра и диабел» . telemagazyn.pl (на польском языке) . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ «О проекте – Музыкальный Слад Кракова» (на польском языке) . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Уолтер, Мейнрад (2002). «Авангард с человеческим лицом» . Переписка Гердера (на немецком языке). 2002 (10): 507–512 . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Дзенник Польский , XXIV год, № 172 (7599), стр. 6.
- ^ Dziennik Polski , XXX год, № 175 (9456), стр. 2.
- ^ Dziennik Polski , XX год, № 171 (6363), стр. 6.
- ^ «Пендерецкий исторически: от рождения мира до Всемирного торгового центра» . Culture.pl (на польском языке) . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ «Биография о Кракове 2000» . Biurofestivalowe.pl . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 30 апреля 2007 г.
- ^ «Кшиштоф Пендерецкий, «Вторая симфония» и Иоанна Бруздович, «Концерты» (Олимпия)» . культура.пл . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ «Кшиштоф Пендерецкий - Биография, альбомы, изображения – Классическая музыка Наксоса» . Наксос.com . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ Хьюм, Пол (1 декабря 1978 г.). « Потерянный рай», долгожданная опера Кшиштофа Пендерецкого «Потерянный рай»: мировая премьераМузыка живого воображения знаменует собой долгожданную оперу Кшиштофа Пендерецкого» . Вашингтон Пост . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Риллинг, Хельмут (2003). "29 мая 2003 г. • 70. geburtstag" . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 9 марта 2023 г.
- ↑ Увертюра 2008. Архивировано 10 августа 2011 года на музыкальном фестивале Wayback Machine в Рейнгау, стр. 17, 11 июля 2008 г.
- ^ «Пендерецкий отменяет «Федру» для Вены» . Пиццикато (на немецком языке). Люксембург. 9 марта 2018 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Композитор на все времена» . Ирландские Таймс . 8 сентября 2010 г. Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ "Известный польский композитор отмечает столетие Польши в Киеве" . польша.com . 30 сентября 2018 года . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ «Записки о Пендерецком» . Проверено 30 августа 2016 г. «Стремление к недостижимому» . Dw.com . Проверено 30 августа 2016 г.
- ^ «Лабиринты, заметки и Дали: Необыкновенная жизнь Кшиштофа Пендерецкого» . Культура.пл .
- ^ « Здесь я пишу разную музыку…» Вспоминая Пендерецкого, по его саду…» . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ «Сад Пендерецкого» . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^
- «Кшиштоф Пендерецкий - Культура - Радио Краков мертво» . radiokrakow.pl (на польском языке) . Проверено 29 марта 2020 г.
- «Кшиштоф Пендерецкий умер. Выдающемуся польскому композитору и дирижеру было 86 лет» (на польском языке). Газета.pl. 29 марта 2020 г. . Проверено 29 марта 2020 г.
- Льюис, Дэниел (29 марта 2020 г.). «Кшиштоф Пендерецкий, польский композитор с кинематографическим талантом, умер в возрасте 86 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 марта 2020 г.
- Поттер, Кейт (29 марта 2020 г.). «Некролог Кшиштофа Пендерецкого» . Хранитель . Лондон . Проверено 29 марта 2020 г.
- Шисловска, Моника (30 марта 2020 г.). «Музыка польского дирижера в фильмах, на концертах по всему миру» . Государственный деятель Айдахо . Бойсе, ID. АП. п. А7 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Кшиштоф Пендерецкий отдыхал в Национальном Пантеоне» (на польском языке) . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Марьян Конечный» . Desa.pl. Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Алея Слав» . Um.kielce.pl . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Фил Александр (29 марта 2020 г.). «Кшиштоф Пендерецкий, атональный композитор, оказавший влияние на некоторых из самых тяжелых исполнителей рока, умер в 86 лет» . kerrang.com . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Сервис, Том (23 февраля 2012 г.). «Когда сталкиваются поляки: сотрудничество Джонни Гринвуда с Кшиштофом Пендерецким» . Хранитель . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «Странный фрукт: творческий вклад Джонни Гринвуда в« Изгибы » » . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 18 мая 2017 года . Проверено 23 июня 2016 г.
- ^ «Кшиштоф Пендерецкий» . IMDB . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ↑ Примечания к фильму «Экзорцист: оригинальный саундтрек к фильму» , Warner Bros. 16177-00-CD, 1998.
- ^ Бархэм, Дж. М. (2009). «Включение монстров: музыка как контекст, характер и конструкция в фильме Кубрика « Сияние » (PDF) . Следы террора: музыка и звук в кино ужасов . Лондон, Великобритания: Equinox Press. стр. 137–170. ISBN 978-1-84553-202-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Кшиштоф Пендерецкий (Хронология и профиль)» . Шотт Музыка . 2020 . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Хименц, Джек (27 февраля 1977 г.). «Композитор восхваляет Бога как Живущего во тьме» . Нью-Йорк Таймс . Том. 126, нет. 43499.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Призы и награды» . Krzysztofpenderecki.eu . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Премия попечителя Грэмми» . www.grammy.com . Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Кшиштоф Пендерецкий» . Культура.пл . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Премия Вихури Сибелиуса» . Wihuriprizes.fi . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Кшиштоф Пендерецкий» . usc.edu . Польский музыкальный центр Университета Южной Калифорнии . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кшиштоф Пендерецкий» . Грэмми.com . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Музыкальная композиция» . Grawemeyer.org . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Сальза, Петр. «Пендерецкий, Кшиштоф» . Австрийский музыкальный лексикон онлайн (на немецком языке). Австрийский центр цифровых гуманитарных наук и культурного наследия, факультет музыковедения . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «ПРЕМИЯ ПРИНЦА АСТУРИЙСКОГО В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ 2001» . Fpa.es . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Премия Гуардини Кшиштофа Пендерецкого» . Wiener Zeitung (на немецком языке). Вена. 5 июля 2002 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 1584 . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «МП 2006 № 2 поз. 20» . Prawo.sejm.gov.pl . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Варшава. «Глория Артис» награждена золотой медалью » . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Реестр лиц, награжденных орденом Трех звезд в порядке награждения с 1 октября 2004 года» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Награда кавалера ордена Льва Финляндии Кшиштофу Пендерецкому» . Mkidn.gov.pl . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Городские награды и отличия» . Торунь.пл . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Почетная награда польскому композитору Кшиштофу Пендерецкому» . varsovie.mae.lu (на французском языке). Люксембург: Посольство Люксембурга в Польше. 19 сентября 2009 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Опперманн, Андреас (29 марта 2020 г.). «Умер лауреат премии «Виадрина» Кшиштоф Пендерецкий» . rbb24.de (на немецком языке). Радиовещание Берлин-Бранденбург . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Пендерецкий получил премию «Виадрина»» . Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «ПАСПОРТ 2012: кто победитель?» . Политика.пл . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Кавалеры орденов» . Президент.ee . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Медаль Per Artem ad Deum Кшиштофу Пендерецкому, Винцети Кучме и издательству Herder» . Perartemaddeum.com . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Премия Экономического форума» . Форум-экономик.pl . Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ «Почетная докторская степень» . Архив.md . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Скончался Кшиштоф Пендерецкий, почетный гражданин Быдгощи» . bydgoszcz.pl . Быдгощ. 29 марта 2020 г. . Проверено 29 марта 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Швингер, Вольфрам; пер. Уильям Манн (1989). Кшиштоф Пендерецкий: Его жизнь и творчество – встречи, биография и музыкальные комментарии . Лондон, Англия: Шотт. ISBN 978-0-946535-11-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Байландер, Синди (2004). Кшиштоф Пендерецкий: биобиблиография . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-313256-58-5 . OCLC 56104435 .
- Кроан, Роберт (7 октября 1988 г.). «Композитор искусный дирижер» . Питтсбург Пост-Газетт . Питтсбург, Пенсильвания. п. 43 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Кроан, Роберт (7 октября 1988 г.). «Пендерецкий дебютирует в Питтсбурге» . Питтсбург Пост-Газетт . Питтсбург, Пенсильвания. п. 43 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Диль, Джексон (10 июля 1988 г.). «Пендерецкий не позволяет марксизму ограничивать стиль» . Звездная Трибьюн . Миннеаполис, Миннесота. стр. 73, 74 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com . продолжение на странице 74
- Геррьери, Мэтью (29 октября 2013 г.). «Бесконечный путь» . Бостон Глобус . Бостон. п. Г6, Г7 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com . продолжение на странице G7
- Хинсон, Марк (8 октября 2004 г.). «Мастер выполняет свою шедевральную работу» . Таллахасси, демократ . Таллахасси, Флорида. п. 50 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Джонсон, Кристофер (7 апреля 1985 г.). «Кшиштоф Пендерецкий — композитор, попавший под перекрестный огонь критиков» . Тампа Бэй Таймс . Санкт-Петербург, Флорида. п. 73 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Мациевский, Б.М. (1976). Двенадцать польских композиторов . Лондон, Англия: Аллегро Пресс. ISBN 978-0-950561-90-5 . ОСЛК 3650196 .
- Миллер, Марго (19 января 1986 г.). «Пендерецкий дирижирует Реквием» . Бостон Глобус . Бостон. п. 121 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Робинсон, Рэй (1983). Кшиштоф Пендерецкий: путеводитель по его произведениям . Принстон, Нью-Джерси: Престижные публикации. ISBN 978-0-911009-02-6 . ОСЛК 9541916 .
- Розенберг, Дональд (24 ноября 1983 г.). «Музыка польского композитора вызывает бурную реакцию» . Журнал Akron Beacon Journal . Акрон, Огайо. п. 75 . Проверено 25 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- Томас, Адриан (1992). «Пендерецкий, Кшиштоф». В Сэди, Стэнли (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Лондон, Англия. ISBN 978-0-333-73432-2 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Томас, Адриан (2008). Польская музыка времен Шимановского . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-44118-6 .
- «Выступление: Акт траура по Кшиштофу Пендерецкому» . Федеральный президент (на немецком языке). 22 марта 2022 г. . Проверено 1 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Скрипичная революция Пендерецкого в Польше». Архивировано 9 августа 2012 года в Wayback Machine (Drowned In Sound, 2012).
- Интервью Кшиштофа Пендерецкого Брюсу Даффи (март 2000 г.)
- Интервью Галины Жуковой с Кшиштофом Пендерецким (2011), Журнал reMusik , Санкт-Петербургский Центр Современной Музыки.
- «Кшиштоф Пендерецкий: Превращение истории в авангард». Видеоинтервью каналу Louisiana Channel , Дания, 2013 г.
- «Кшиштоф Пендерецкий (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Кшиштоф Пендерецкий , Culture.pl
- Биография Кшиштофа Пендерецкого на сайте Cdmc
- Кшиштоф Пендерецкий на IMDb
- Кшиштофа Пендерецкого Дискография на Discogs
- Не только «Сияние»: 13 саундтреков с участием Кшиштофа Пендерецкого на Culture.pl
- Мюзикл Музыка для кино и театра Трейса Пендерецкого (только на польском языке)
- Сад Пендерецкого , цифровой сад Института Адама Мицкевича, открытый 29 марта 2021 года к годовщине его смерти.
- 1933 рождения
- 2020 смертей
- Люди из Дембицы
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Микротональные композиторы
- Польские композиторы-классики
- Польские дирижеры (музыка)
- Польские мужчины-дирижеры (музыка)
- Польские оперные композиторы
- Польские оперные композиторы-мужчины
- Поляки армянского происхождения
- Поляки немецкого происхождения
- Факультет Йельской школы музыки
- Лауреаты премии Грэмми
- Члены Европейской академии наук и искусств
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Выпускники Музыкальной академии в Кракове
- Академический состав Музыкальной академии в Кракове
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Победители Приза Италии
- Лауреаты премии Вольфа в области искусств
- Кавалеры ордена Polonia Restituta (1944–1989).
- Лауреаты австрийской награды за науку и искусство
- Кавалеры Ордена «За заслуги» Великого Герцогства Люксембург.
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Лауреаты Большой награды за заслуги перед Австрийской Республикой.
- Кавалеры Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
- Члены Американской академии искусств и литературы
- Артисты EMI Classics и Virgin Classics
- Лауреаты премии «Эмми»
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Люди, связанные с Дублинским городским университетом
- Кавалеры ордена Креста Терра Марианы I степени.
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Лауреаты премии Гердера
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Дирижеры XXI века (музыка)
- Академический состав Университета искусств Фолькванг
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины 21 века
- Лауреаты Государственной награды (Польша)
- Кавалеры Ордена Белого Орла (Польша).
- Люди из Быдгощи