Jump to content

Кшиштоф Пендерецкий

(Перенаправлено с Кшижтофа Пендерецкого )

Кшиштоф Пендерецкий
Пендерецкий в 2008 году
Рожденный
Кшиштоф Евгениуш Пендерецкий

( 1933-11-23 ) 23 ноября 1933 г.
Умер 29 марта 2020 г. ) ( 2020-03-29 ) ( 86 лет
Краков , Польша
Работает Список композиций
Подпись
подпись Пендерецкого

Кшиштоф Евгениуш Пендерецкий (англ. Польский: [ˈkʂɨʂtòf Hangˈret͡skji] ; 23 ноября 1933 — 29 марта 2020) — польский композитор и дирижер. его самых известных работ Среди — «Плач жертвам Хиросимы» , [1] Симфония № 3 , его «Страсти по Луке» , «Польский реквием» , «Анакласис» и «Утреня» . Его творчество включает четыре оперы, восемь симфоний и других оркестровых произведений, множество инструментальных концертов, хоровые постановки преимущественно религиозных текстов, а также камерные и инструментальные произведения. [1] [ нужен лучший источник ]

родился в Дембице Пендерецкий и изучал музыку в Ягеллонском университете и Музыкальной академии в Кракове . Окончив академию, он стал там преподавателем и начал карьеру композитора в 1959 году во время фестиваля « Варшавская осень» . его «Плач жертвам Хиросимы» для струнного оркестра и хоровое произведение « Страсти по Луке» Популярное признание получили . Его первая опера «Дьяволы Лудена » не имела сразу успеха. В середине 1970-х Пендерецкий стал профессором Йельской музыкальной школы . [2] С середины 1970-х годов его композиторский стиль изменился: его первый скрипичный концерт сосредоточился на полутонах и тритонах . Его хоровое произведение «Польский реквием» было написано в 1980-х годах и дополнено в 1993 и 2005 годах.

Пендерецкий завоевал множество престижных наград, в том числе Приз Италии в 1967 и 1968 годах; премия Вихури Сибелиуса 1983 года; четыре премии «Грэмми» в 1987, 1998 (дважды) и 2017 годах; премия Вольфа в области искусств в 1987 году; и премия Университета Луисвилля Гравемейера за музыкальную композицию в 1992 году. [3] В 2012 году Шон Майклс из The Guardian назвал его «возможно, величайшим из ныне живущих композиторов Польши». [4] В 2020 году Альма-матер композитора – Музыкальная академия в Кракове – получила имя Кшиштофа Пендерецкого. [5]

1933–1958: первые годы

[ редактировать ]

Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в Дембице в семье Зофии и юриста Тадеуша Пендерецкого. Дед Пендерецкого, Роберт Бергер, на момент рождения Пендерецкого был очень талантливым художником и директором местного банка; Отец Роберта, Иоганн, немецкий протестант , переехал в Дембицу из Бреслау (ныне Вроцлав ) в середине 19 века. Из любви к жене он впоследствии принял католицизм . [6] [7] Бабушка Пендерецкого Стефания была армянкой. [8] от Станислава в Австро-Венгрии (современный Ивано-Франковск на западе Украины ). [6] Пендерецкий ходил с ней в Армянскую церковь в Кракове. [9] Он был младшим из трех братьев и сестер; его сестра Барбара была замужем за горным инженером, а его старший брат Януш на момент своего рождения изучал право и медицину. Тадеуш был скрипачом, а также играл на фортепиано. [7]

Вторая мировая война разразилась в 1939 году; Семья Пендерецкого съехала из своей квартиры, поскольку там должно было работать Министерство продовольствия. После войны Пендерецкий начал посещать гимназию в 1946 году. Он начал учиться игре на скрипке у Станислава Дарлака, военного капельмейстера Дембицы, который после войны организовал оркестр для местного музыкального общества. Окончив гимназию, Пендерецкий в 1951 году переехал в Краков, где поступил в Ягеллонский университет . [10]

Он изучал игру на скрипке у Станислава Таврошевича и теорию музыки у Францишека Сколышевского. В 1954 году Пендерецкий поступил в Музыкальную академию в Кракове и, закончив обучение по классу скрипки после первого курса, полностью сосредоточился на композиции. Главным учителем Пендерецкого там был Артур Малавский, композитор, известный своими хоровыми и оркестровыми произведениями, а также камерной музыкой и песнями. После смерти Малавского в 1957 году Пендерецкий брал дальнейшие уроки у Станислава Веховича , композитора, прежде всего известного своими хоровыми произведениями. [11] В то время свержение сталинизма в Польше в 1956 году сняло строгую культурную цензуру и открыло двери для волны творчества. [12]

1958–1962: первые композиции.

[ редактировать ]

После окончания Музыкальной академии в Кракове в 1958 году Пендерецкий занял преподавательскую должность в академии. В его ранних работах видно влияние Антона Веберна и Пьера Булеза (на Пендерецкого также повлиял Игорь Стравинский ). Международное признание Пендерецкого началось в 1959 году на «Варшавской осени» с премьерами произведений «Строфен» , «Псалмы Давида» и «Эманации» , но по-настоящему международное внимание к нему привлекло произведение «Плач жертвам Хиросимы» (см. «Плач и атомная бомбардировка Хиросимы»). ), написанный в 1960 году для 52 струнных инструментов . В ней он использует расширенные инструментальные приемы (например, игра за мостом, смычок на струнодержателе). В работе много новых текстур, в которых широко используются кластеры тонов . Первоначально он назвал работу «8 футов 37 дюймов» , но решил посвятить ее жертвам Хиросимы. [13]

Флуоресценции последовали год спустя; он увеличивает оркестровую плотность за счет большего количества духовых и духовых инструментов, а также огромной ударной секции из 32 инструментов для шести игроков, включая мексиканский гуиро, пишущие машинки, гонги и другие необычные инструменты. Произведение было написано для Донауэшингенского фестиваля современной музыки 1962 года, и его исполнение было признано провокационным и противоречивым. Даже партитура казалась революционной; форма графической записи , которую разработал Пендерецкий, отвергла привычный вид нот на нотном стане, вместо этого представляя музыку как изменяющиеся звуки. [12] Его намерения на этом этапе были вполне кейджовскими : «Все, что меня интересует, — это освобождение звука за пределами всех традиций». [14]

Еще одна примечательная вещь этого периода — «Канон» на 52 струны и 2 кассеты. Это похоже на другие произведения конца 1950-х годов в использовании звуковых масс, резко контрастирующих с традиционными средствами, хотя использование стандартных техник или идиом часто замаскировано или искажается. Действительно, «Канон» напоминает хоровую традицию, и композитор действительно заставляет исполнителей петь, хотя и с указанием исполнения bocca chiusa (с закрытым ртом) в различных местах; тем не менее, Пендерецкий использует 52 «голоса» струнного оркестра, чтобы время от времени играть в массированных глиссанди и гармониках - затем это записывается на одну из кассет для последующего воспроизведения в произведении. Песня была исполнена на Варшавском осеннем фестивале в 1962 году и вызвала беспорядки, хотя, как ни странно, бунтовщиками были молодые студенты-музыканты, а не любители концертов старшего возраста. [15]

В это же время он начал сочинять музыку для театра и кино. Первым театральным спектаклем на музыку Пендерецкого стал Золотой « ключик » Екатерины Борисовой в постановке Владислава Яремы (премьера состоялась 12 мая 1957 года в Кракове в Театре кукол «Гротеска»). В 1959 году на студии мультфильмов в Бельско-Бялой он написал музыку к первому анимационному фильму Буландра « Шахтер и Дьявол » режиссеров Ежи Зицмана и Лехослава Маршалека . [16]

В 1959 году он написал музыку к Яна Ломницкого « первому короткометражному игровому фильму Nie ma końca wielkiej wojny» ( «Великой войне нет конца» , WFDiF Warszawa). В последующие годы он создал более двадцати оригинальных музыкальных постановок для драматических и более 40 кукольных спектаклей, сочинил оригинальную музыку как минимум к одиннадцати документальным и художественным фильмам, а также к двадцати пяти анимационным фильмам для взрослых и детей. [17]

Страсти по Луке

[ редактировать ]
Год Название песни Работа Инструментарий
1968: «Помилуй меня, Боже»
Слушать
Страсти по святому Луке Хор

Масштабные « Страсти по Луке» (1963–66) принесли Пендерецкому дальнейшее признание публики, не в последнюю очередь потому, что они были искренне религиозными, но написаны авангардным музыкальным языком и написаны в коммунистической Восточной Европе. В произведении можно увидеть различные музыкальные стили. Экспериментальные текстуры, подобные тем, что были использованы в « Тренодии» , уравновешены формой произведения в стиле барокко и редким использованием более традиционных гармонических и мелодичных произведений. Пендерецкий использует в этом произведении сериализм , и один из тоновых рядов, которые он использует, включает мотив BACH , который действует как мост между традиционными и более экспериментальными элементами. Часть Stabat Mater ближе к концу пьесы завершается простым аккордом ре мажор, и этот жест повторяется в самом конце произведения, которое завершается торжествующим аккордом ми мажор. Это единственные тональные гармонии в произведении, и обе становятся неожиданностью для слушателя; Использование Пендерецким тональных трезвучий, подобных этим, остается спорным аспектом работы. [18]

Пендерецкий продолжал писать духовную музыку. В начале 1970-х годов он написал Dies irae , Magnificat и Canticum Canticorum Salomonis ( «Песнь песней ») для хора и оркестра. [14]

De Natura Sonoris и другие произведения 1960-х - начала 1970-х годов.

[ редактировать ]
Пендерецкий между 1980 и 1990 годами.

Озабоченность Пендерецкого звуком достигла кульминации в альбоме De Natura Sonoris I (1966), который часто призывает оркестр использовать нестандартные техники игры для создания оригинальных звуков и цветов. Продолжение, De Natura Sonoris II , было написано в 1971 году: с более ограниченным оркестром оно включает в себя больше элементов постромантизма, чем его предшественник. Это предвещало отказ Пендерецкого от авангарда в середине 1970-х годов, хотя в обоих произведениях присутствуют драматические глиссандо , плотные кластеры, использование гармоник и необычных инструментов ( музыкальная пила во втором произведении присутствует ).

В 1968 году Пендерецкий получил Государственную премию 1-й степени. [19] В период юбилея Польской Народной Республики награжден Командорским крестом (1974 г.). [20] и Рыцарский крест ордена Polonia Restituta (1964 г.). [21]

К концу десятилетия Пендерецкий получил заказ написать письмо к двадцать пятой годовщине основания Организации Объединенных Наций. Результатом стала «Космогония» , двадцатиминутное произведение для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), смешанного хора и оркестра. Зубина Мехты Премьера произведения состоялась 24 октября 1970 года в филармонии Лос-Анджелеса под управлением в качестве дирижера и Роберта Надя в роли тенора. В произведении используются тексты древних писателей Софокла и Овидия, а также современные высказывания советских и американских астронавтов, музыкально исследующие идею космоса . [22]

1970–2020: последующие годы

[ редактировать ]
Кшиштоф Пендерецкий и Владислав Бартошевский в 2011 году.

В середине 1970-х годов, когда он был профессором Йельской музыкальной школы , [23] Стиль Пендерецкого начал меняться. Концерт для скрипки № 1 в значительной степени оставляет позади плотные группы тонов, с которыми он был связан, и вместо этого фокусируется на двух мелодических интервалах: полутоне и тритоне . Это направление продолжилось Симфонией № 2 (1980), которая с гармонической и мелодической точки зрения довольно проста; симфонию иногда называют «Рождественской симфонией» из-за того, что вступительная фраза рождественского гимна « Тихая ночь» появляется трижды во время произведения. [24]

Пендерецкий объяснил этот сдвиг, заявив, что он почувствовал, что экспериментирование авангарда зашло слишком далеко от выразительных, неформальных качеств западной музыки: «Авангард давал иллюзию универсализма. Музыкальный мир Штокхаузена , Ноно , Булеза и Кейджа был для нас, молодых, окруженных эстетикой соцреализма, тогдашнего официального канона в нашей стране, освобождением... Однако я быстро понял, что эта новинка , это экспериментирование и формальные спекуляции скорее деструктивны, чем конструктивны; Я осознал утопичность его прометеева тона». Пендерецкий пришел к выводу, что его «спасло от авангардной ловушки формализма возвращение к традиции». [14] Пендерецкий писал относительно мало камерной музыки. Однако композиции для небольших ансамблей различаются по дате от начала его карьеры до конца, что отражает изменения, которые претерпел его стиль письма. [25]

Кшиштоф Пендерецкий дирижирует Аргентинским национальным симфоническим оркестром , 2015 г.

В 1975 году Лирическая опера Чикаго попросила его написать произведение в ознаменование двухсотлетия США в 1976 году; это стала опера «Потерянный рай» . Однако из-за задержек с проектом премьера состоялась только в 1978 году. Музыка продолжала иллюстрировать отход Пендерецкого от авангардных техник. Это тональная музыка, и композитор объяснил: «Это не музыка того злого молодого человека, каким я был раньше». [26]

поручила Пендерецкому В 1980 году «Солидарность» сочинение произведения, сопровождающего открытие статуи на гданьских верфях в память о погибших в антиправительственных беспорядках в 1970 году. Пендерецкий ответил «Лакримозой» , которую он позже превратил в одну из лучших работ. -известные произведения его позднего периода « Польский реквием» (1980–84, 1993, 2005). Позже он склонялся к более традиционно задуманным тональным конструкциям, которые можно услышать в таких произведениях, как Концерт для виолончели № 2 и Кредо , получивший премию Грэмми за лучшее хоровое исполнение для мировой премьеры записи, сделанной на Фестивале Баха в Орегоне . заказал произведение. В том же году Пендерецкий был награжден премией принца Астурийского в Испании - одной из высших наград, вручаемых в Испании частным лицам, организациям, организациям и другим лицам со всего мира, добившимся выдающихся достижений в области науки, искусства, гуманитарных наук или общественных дел. . По приглашению Уолтера Финка он стал одиннадцатым композитором, представленным на ежегодном конкурсе. Komponistenporträt музыкального фестиваля в Рейнгау в 2001 году. Он дирижировал Credo по случаю 70-летия Хельмута Риллинга 29 мая 2003 года. [27] Пендерецкий получил степень почетного доктора Сеульского национального университета (Корея) в 2005 году и Мюнстерского университета (Германия) в 2006 году. Среди его известных студентов Честер Бискарди и Уолтер Мейс.

На праздновании своего 75-летия он дирижировал тремя своими произведениями на музыкальном фестивале в Рейнгау в 2008 году, в том числе «Чаккона» из « Польского реквиема» . [28]

В 2010 году он работал над оперой по мотивам «Федры» 2014 Расина года, которая так и не была реализована. [29] и выразил желание написать 9-ю симфонию. [30] В 2014 году занимался созданием хорового произведения, приуроченного к столетию Геноцида армян . [9] В 2018 году дирижировал «Кредо» в Киеве на 29-м фестивале «Kyiv Music Fest» , посвященном столетию независимости Польши. [31]

Личная жизнь

[ редактировать ]

У Пендерецкого было трое детей: первая дочь Беата от пианистки Барбары Пендерецкой ( урожденной Граца), на которой он женился в 1954 году; позже они развелись. [32] Затем у него были сын Лукаш (1966 г.р.) и дочь Доминика (1971 г.р.) от второй жены Эльжбеты Пендерецкой ( урожденной Солецкой), на которой он женился 19 декабря 1965 года. [33] Он жил в пригороде Кракова Воле Юстовской . Он также был заядлым садовником и основал дендрарий площадью 16 гектаров недалеко от своего усадебного дома в Луславицах . [34] [35]

Пендерецкий умер в своем доме в Кракове, Польша, 29 марта 2020 года после продолжительной болезни. [36] Он был похоронен в Национальном Пантеоне в Кракове 29 марта 2022 года. [37]

Наследие и влияние

[ редактировать ]
Бюст Кшиштофа Пендерецкого на Аллее знаменитостей в Кельце

был открыт бронзовый бюст художника Мариана Конечного В 1979 году в Галерее портретов композиторов Поморской филармонии в Быдгоще в честь Пендерецкого . [38] Его памятник расположен на Аллее Знаменитостей на Скаутской площади ( Skwer Harcerski ) в Кельце . [39]

Гитарист группы Led Zeppelin и один из основателей Джимми Пейдж был поклонником новаторской работы композитора «Плач к жертвам Хиросимы» в подростковом возрасте . Позже это отразится в использовании Пейджем скрипичного смычка на своей гитаре. [40]

Композитор и Radiohead гитарист Джонни Гринвуд назвал Пендерецкого главным источником влияния. [41] Для альбома Radiohead 1997 года «OK Computer» Гринвуд написал партию для 16 струнных инструментов, играющих с разницей в четверти тона , вдохновленный Пендерецким. [42] Гринвуд посетил Пендерецкого в 2012 году и написал произведение для струнных « 48 ответов на полиморфию» , которое Пендерецкий дирижировал в различных выступлениях по всей Европе. [41] Пендерецкий выразил благодарность Гринвуду за то, что он представил свою музыку новому поколению. [41]

Работает

[ редактировать ]

Сочинения Пендерецкого включают оперы, симфонии, хоровые произведения, а также камерную и инструментальную музыку.

Музыка из кино и телевидения

[ редактировать ]

В период с 1959 по 1968 год Кшиштоф Пендерецкий написал оригинальную музыку как минимум к одиннадцати документальным и художественным фильмам, а также к двадцати пяти анимационным фильмам для взрослых и детей. [43]

Часть музыки Пендерецкого была адаптирована для саундтреков к фильмам. В «Экзорцисте» (1973) представлены его струнный квартет и «Канон для оркестра и ленты» ; фрагменты Концерта для виолончели и «Дьяволов Лудена» . Рассказывая об «Экзорцисте» , кинокритик The New Republic написал, что «даже музыка безупречна, большая часть написана Кшиштофом Пендерецким, который наконец-то оказался там, где ему место». [44] Стэнли Кубрика В фильме «Сияние» (1980) представлены шесть музыкальных произведений Пендерецкого: [1] Утреня II: Евангелия , Утреня II: Канон Пасчи , Пробуждение Иакова , Природа звука No. 1. . О природе звука 2 и Полиморфия . [45] Дэвид Линч использовал музыку Пендерецкого в саундтреках к фильмам «Дикие сердцем» (1990), «Внутренняя империя» (2006) и сериалу « Твин Пикс» (2017). В фильме «Бесстрашный» (1993) Питера Вейра пьеса «Полиморфия» снова использовалась для сцены интенсивной авиакатастрофы, увиденной с точки зрения пассажира, которого сыграл Джефф Бриджес . «Плач Пендерецкого по жертвам Хиросимы» также использовался в одной из заключительных сцен фильма « Дети человеческие» (2006). [1] Пендерецкий написал музыку для фильма Анджея Вайды », номинированного на премию «Оскар» в 2007 году « Катынь , а в Мартина Скорсезе фильме « Остров проклятых » (2010) были представлены его «Симфония № 3» и «Флуоресценции» .

Почести и награды

[ редактировать ]
Пендерецкий дирижирует Sinfonia Varsovia во время репетиции, Рудольфинум , Международный музыкальный фестиваль «Пражская осень» , 2008 г.
Пендерецкий (справа) на медали Per Artem ad Deum . церемонии вручения

Пендерецкий был почетным доктором и почетным профессором ряда университетов: Джорджтаунского университета , Вашингтона, округа Колумбия, Университета Глазго , Московской консерватории имени Чайковского , Музыкальной академии имени Фридерика Шопена в Варшаве, Сеульского национального университета , университетов Рочестера , Бордо , Левена , Белграда , Мадрида , Познань и колледж Св. Олафа ( Нортфилд, Миннесота ), Университет Дюкен , Папский католический университет Перу , Университет Питтсбурга (Пенсильвания), Университет Санкт-Петербурга , Пекинская консерватория , Йельский университет и Вестфальский университет Вильгельма в Мюнстере (Вестфалия) ( 2006 Факультет искусств). [71]

Он был почетным членом следующих академий и музыкальных компаний: Королевская музыкальная академия (Лондон), Национальная академия Санта-Чечилия (Рим), Шведская королевская музыкальная академия (Стокгольм), Академия искусств (Лондон) , Национальная академия изящных искусств. Artes (Буэнос-Айрес), Общество друзей музыки в Вене, Академия искусств в Берлине , Международная академия философии и искусства в Берне и Национальная академия наук, изящной словесности и искусств в Бордо. [52] В 2009 году стал почётным гражданином города Быдгощ . [72]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Левенсон, Эрик (29 марта 2020 г.). «Кшиштоф Пендерецкий, автор произведений к фильмам «Изгоняющий дьявола» и «Сияние», умирает в возрасте 86 лет» . CNN . Проверено 2 июля 2023 г.
  2. ^ "Чем уникальна краковская музыкальная академия и кто такой Криштоф Пендерецкий – krakow1.one" . 28 ноября 2022.
  3. ^ «1992 – Кшиштоф Пендерецкий – Премии Гравемейера» . Grawemeyer.org . 20 июля 1992 года.
  4. ^ Майклс, Шон (23 января 2012 г.). «Джонни Гринвуд раскрывает подробности сотрудничества Кшиштофа Пендерецкого» . Хранитель .
  5. ^ «Изменение названия Музыкальной Академии в Кракове» . Юридический журнал (на польском языке). 16 декабря 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Лех, Филип (18 ноября 2018 г.). «Мастер» . Впрост (на польском языке) . Проверено 9 марта 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Швингер, с. 16.
  8. ^ «Пендерецкий о «стремлении к недостижимому» » . Dw.com .
  9. ^ Перейти обратно: а б «Кшиштоф Пендерецкий занимается созданием хорового произведения к столетию Геноцида армян» . Арменпресс.am . Проверено 27 ноября 2022 г.
  10. ^ Швингер, с. 17.
  11. ^ Швингер, стр. 18–19.
  12. ^ Перейти обратно: а б Монастра, Пегги. «Полиморфия и флуоресценция Кшиштофа Пендерецкого» (PDF) . Архивы Молденхауэра, Библиотека Конгресса . Проверено 19 марта 2012 г.
  13. ^ Томас (2008), с. 165
  14. ^ Перейти обратно: а б с Томашевский, Мечислав (2000). «Оркестровые произведения, том 1. Примечания к вкладышу» . Амазонка .
  15. ^ Якельский, Лиза (2017). Создание новой музыки в Польше времен холодной войны: Варшавский осенний фестиваль, 1956–1968 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 80–83. ISBN  978-0-520-29254-3 .
  16. ^ «Буландра и диабел» . telemagazyn.pl (на польском языке) . Проверено 31 января 2023 г.
  17. ^ «О проекте – Музыкальный Слад Кракова» (на польском языке) . Проверено 17 декабря 2020 г.
  18. ^ Уолтер, Мейнрад (2002). «Авангард с человеческим лицом» . Переписка Гердера (на немецком языке). 2002 (10): 507–512 . Проверено 29 марта 2020 г.
  19. ^ Дзенник Польский , XXIV год, № 172 (7599), стр. 6.
  20. ^ Dziennik Polski , XXX год, № 175 (9456), стр. 2.
  21. ^ Dziennik Polski , XX год, № 171 (6363), стр. 6.
  22. ^ «Пендерецкий исторически: от рождения мира до Всемирного торгового центра» . Culture.pl (на польском языке) . Проверено 31 января 2023 г.
  23. ^ «Биография о Кракове 2000» . Biurofestivalowe.pl . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 30 апреля 2007 г.
  24. ^ «Кшиштоф Пендерецкий, «Вторая симфония» и Иоанна Бруздович, «Концерты» (Олимпия)» . культура.пл . Проверено 31 января 2023 г.
  25. ^ «Кшиштоф Пендерецкий - Биография, альбомы, изображения – Классическая музыка Наксоса» . Наксос.com . Проверено 22 января 2020 г.
  26. ^ Хьюм, Пол (1 декабря 1978 г.). « Потерянный рай», долгожданная опера Кшиштофа Пендерецкого «Потерянный рай»: мировая премьераМузыка живого воображения знаменует собой долгожданную оперу Кшиштофа Пендерецкого» . Вашингтон Пост . Проверено 7 июня 2020 г.
  27. ^ Риллинг, Хельмут (2003). "29 мая 2003 г. • 70. geburtstag" . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 9 марта 2023 г.
  28. Увертюра 2008. Архивировано 10 августа 2011 года на музыкальном фестивале Wayback Machine в Рейнгау, стр. 17, 11 июля 2008 г.
  29. ^ «Пендерецкий отменяет «Федру» для Вены» . Пиццикато (на немецком языке). Люксембург. 9 марта 2018 года . Проверено 29 марта 2020 г.
  30. ^ «Композитор на все времена» . Ирландские Таймс . 8 сентября 2010 г. Проверено 29 марта 2020 г.
  31. ^ "Известный польский композитор отмечает столетие Польши в Киеве" . польша.com . 30 сентября 2018 года . Проверено 31 марта 2020 г.
  32. ^ «Записки о Пендерецком» . Проверено 30 августа 2016 г. «Стремление к недостижимому» . Dw.com . Проверено 30 августа 2016 г.
  33. ^ «Лабиринты, заметки и Дали: Необыкновенная жизнь Кшиштофа Пендерецкого» . Культура.пл .
  34. ^ « Здесь я пишу разную музыку…» Вспоминая Пендерецкого, по его саду…» . Проверено 30 марта 2021 г.
  35. ^ «Сад Пендерецкого» . Проверено 30 марта 2021 г.
  36. ^
  37. ^ «Кшиштоф Пендерецкий отдыхал в Национальном Пантеоне» (на польском языке) . Проверено 30 марта 2022 г.
  38. ^ «Марьян Конечный» . Desa.pl. ​Проверено 3 ноября 2019 г.
  39. ^ «Алея Слав» . Um.kielce.pl . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
  40. ^ Фил Александр (29 марта 2020 г.). «Кшиштоф Пендерецкий, атональный композитор, оказавший влияние на некоторых из самых тяжелых исполнителей рока, умер в возрасте 86 лет» . kerrang.com . Проверено 31 января 2023 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Сервис, Том (23 февраля 2012 г.). «Когда сталкиваются поляки: сотрудничество Джонни Гринвуда с Кшиштофом Пендерецким» . Хранитель . Проверено 7 июня 2020 г.
  42. ^ «Странный фрукт: творческий вклад Джонни Гринвуда в« Изгибы » » . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 18 мая 2017 года . Проверено 23 июня 2016 г.
  43. ^ «Кшиштоф Пендерецкий» . IMDB . Проверено 17 декабря 2020 г.
  44. Примечания к фильму «Экзорцист: оригинальный саундтрек к фильму» , Warner Bros. 16177-00-CD, 1998.
  45. ^ Бархэм, Дж. М. (2009). «Включение монстров: музыка как контекст, характер и конструкция в фильме Кубрика «Сияние » (PDF) . Следы террора: музыка и звук в кино ужасов . Лондон, Великобритания: Equinox Press. стр. 137–170. ISBN  978-1-84553-202-4 . Значок открытого доступа
  46. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Кшиштоф Пендерецкий (Хронология и профиль)» . Шотт Музыка . 2020 . Проверено 29 марта 2020 г.
  47. ^ Хименц, Джек (27 февраля 1977 г.). «Композитор восхваляет Бога как Живущего во тьме» . Нью-Йорк Таймс . Том. 126, нет. 43499.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Призы и награды» . Krzysztofpenderecki.eu . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
  49. ^ «Премия попечителя Грэмми» . www.grammy.com . Проверено 9 марта 2023 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д «Кшиштоф Пендерецкий» . Культура.пл . Проверено 3 ноября 2019 г.
  51. ^ «Премия Вихури Сибелиуса» . Wihuriprizes.fi . Проверено 3 ноября 2019 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Кшиштоф Пендерецкий» . usc.edu . Польский музыкальный центр Университета Южной Калифорнии . Проверено 7 марта 2020 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б с «Кшиштоф Пендерецкий» . Грэмми.com . Проверено 3 ноября 2019 г.
  54. ^ «Музыкальная композиция» . Grawemeyer.org . Проверено 3 ноября 2019 г.
  55. ^ Сальза, Петр. «Пендерецкий, Кшиштоф» . Австрийский музыкальный лексикон онлайн (на немецком языке). Австрийский центр цифровых гуманитарных наук и культурного наследия, факультет музыковедения . Проверено 29 марта 2020 г.
  56. ^ «ПРЕМИЯ ПРИНЦА АСТУРИЙСКОГО В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ 2001» . Fpa.es . Проверено 3 ноября 2019 г.
  57. ^ «Премия Гуардини Кшиштофа Пендерецкого» . Wiener Zeitung (на немецком языке). Вена. 5 июля 2002 года . Проверено 29 марта 2020 г.
  58. ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 1584 . Проверено 21 ноября 2012 г.
  59. ^ «МП 2006 № 2 поз. 20» . Prawo.sejm.gov.pl . Проверено 3 ноября 2019 г.
  60. ^ «Варшава. «Глория Артис» награждена золотой медалью » . Проверено 3 ноября 2019 г.
  61. ^ «Реестр лиц, награжденных орденом Трех звезд в порядке награждения, начиная с 1 октября 2004 года» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
  62. ^ «Награда кавалера ордена Льва Финляндии Кшиштофу Пендерецкому» . Mkidn.gov.pl . Проверено 3 ноября 2019 г.
  63. ^ «Городские награды и отличия» . Торунь.пл . Проверено 3 ноября 2019 г.
  64. ^ «Почетная награда польскому композитору Кшиштофу Пендерецкому» . varsovie.mae.lu (на французском языке). Люксембург: Посольство Люксембурга в Польше. 19 сентября 2009 года . Проверено 29 марта 2020 г.
  65. ^ Опперманн, Андреас (29 марта 2020 г.). «Умер лауреат премии «Виадрина» Кшиштоф Пендерецкий» . rbb24.de (на немецком языке). Радиовещание Берлин-Бранденбург . Проверено 29 марта 2020 г.
  66. ^ «Пендерецкий получил премию «Виадрина»» . Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
  67. ^ «ПАСПОРТ 2012: кто победитель?» . Политика.пл . Проверено 3 ноября 2019 г.
  68. ^ «Кавалеры орденов» . Президент.ee . Проверено 3 ноября 2019 г.
  69. ^ «Медаль Per Artem ad Deum Кшиштофу Пендерецкому, Винцети Кучме и издательству Herder» . Perartemaddeum.com . Проверено 3 ноября 2019 г.
  70. ^ «Премия Экономического форума» . Форум-экономик.pl . Проверено 28 февраля 2020 г.
  71. ^ «Почетная докторская степень» . Архив.md . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
  72. ^ «Скончался Кшиштоф Пендерецкий, почетный гражданин Быдгощи» . bydgoszcz.pl . Быдгощ. 29 марта 2020 г. Проверено 29 марта 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Швингер, Вольфрам; пер. Уильям Манн (1989). Кшиштоф Пендерецкий: Его жизнь и творчество – встречи, биография и музыкальные комментарии . Лондон, Англия: Шотт. ISBN  978-0-946535-11-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3225a6eae4c23be891d68e51676378b__1714666320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/8b/d3225a6eae4c23be891d68e51676378b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Krzysztof Penderecki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)