Археологическая культура
Археологическая культура – это повторяющаяся совокупность типов артефактов , зданий и памятников определенного периода и региона, которые могут составлять остатки материальной культуры определенного прошлого человеческого общества . Связь между этими типами является эмпирическим наблюдением . Их интерпретация с точки зрения этнических или политических групп основана на понимании археологов. Однако этот вопрос часто является предметом длительных неразрешенных дебатов. Понятие археологической культуры является основополагающим для культурно-исторической археологии .
Концепция
[ редактировать ]У разных культурных групп есть предметы материальной культуры , которые различаются как функционально, так и эстетически из-за различий в культурных и социальных практиках. Это понятие очевидно верно в самых широких масштабах. Например, оборудование для заваривания чая сильно различается в разных странах мира. Социальные отношения к материальной культуре часто включают понятия идентичности и статуса . [ нужна ссылка ]
Сторонники культурно-исторической археологии используют это понятие, чтобы доказать, что комплексы материальной культуры можно использовать для отслеживания древних групп людей, которые были либо самоидентифицирующими обществами , либо этническими группами . Археологическая культура — это классифицирующий механизм для упорядочения археологических данных, ориентированный на артефакты как выражение культуры, а не людей. [ 1 ] Классическое определение этой идеи дал Гордон Чайлд : [ 2 ]
Мы находим определенные типы останков – горшки, орудия труда, украшения, погребальные обряды и формы домов – постоянно повторяющиеся вместе. Такой комплекс связанных признаков мы будем называть «культурной группой» или просто «культурой». Мы предполагаем, что такой комплекс является материальным выражением того, что сегодня мы бы назвали «народом».
— Childe 1929 , pp. v–vi
Концепция археологической культуры имела решающее значение для связи типологического анализа археологических свидетельств с механизмами, которые пытались объяснить, почему они меняются с течением времени. Ключевыми объяснениями, предпочитаемыми историками культуры, были диффузия форм от одной группы к другой или миграция самих народов. Упрощенным примером этого процесса может быть то, что если бы у одного типа керамики были ручки, очень похожие на ручки соседнего типа, но украшение, похожее на другой соседний тип, идея этих двух особенностей могла бы распространиться от соседей. И наоборот, если один тип керамики внезапно заменяет большое разнообразие типов керамики во всем регионе, это можно интерпретировать как новую группу, мигрирующую с этим новым стилем. [ нужна ссылка ]
Эта идея культуры известна как нормативная культура . Он основан на предположении, существующем с точки зрения археологической культуры, что найденные артефакты являются «выражением культурных норм» и что эти нормы определяют культуру. [ 2 ] Эта точка зрения также должна быть политетической : необходимо найти несколько артефактов, чтобы место было отнесено к определенной археологической культуре. Одна черта сама по себе не приводит к созданию культуры, скорее, требуется комбинация черт. [ 2 ]
Эта культура взглядов дает жизнь самим артефактам. «Как только «культуры» рассматриваются как вещи, становится возможным приписывать им поведение и говорить о них, как если бы они были живыми организмами». [ 3 ]
Археологические культуры обычно приравнивались к отдельным «народам» (этническим группам или расам ), что в некоторых случаях приводило к отдельным националистическим археологиям. [ нужна ссылка ]
Большинство археологических культур названы в честь типового артефакта или типового места, определяющего культуру. Например, культуры могут быть названы в честь типов керамики, таких как культура линейной керамики или культура воронкообразных стаканов . Чаще всего их называют в честь места, где культура была впервые определена, например, Гальштатская культура или культура Хлодвига . [ нужна ссылка ]
Поскольку термин «культура» имеет много разных значений, ученые также ввели более конкретный термин «палеокультура» как конкретное обозначение доисторических культур. [ 4 ] Критики утверждают, что культурной таксономии не хватает твердого консенсуса относительно эпистемологических целей культурной таксономии. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Разработка
[ редактировать ]Использование термина « культура XIX века » вошло в археологию через немецкую этнографию , где Kultur сельских крестьян отличался от цивилизации урбанизированных племенных групп и народов. В отличие от более широкого использования этого слова, которое было введено в англоязычную антропологию Эдвардом Бёрнеттом Тайлором , «Культур» использовался немецкими этнологами для описания своеобразного образа жизни конкретного народа или народа , в этом смысле эквивалентного французской цивилизации. . Работы Kulturgeschichte (истории культуры) были созданы рядом немецких ученых, в частности Густавом Клеммом , начиная с 1780 года, что отражает растущий интерес к этнической принадлежности в Европе XIX века. [ 9 ]
Первое использование слова «культура» в археологическом контексте было в работе Кристиана Томсена 1836 года «Ledetraad til Nordisk Oldkyndighed» ( норвежский : Путеводитель по северной древности ). Во второй половине XIX века археологи в Скандинавии и Центральной Европе все чаще использовали немецкую концепцию культуры для описания различных групп, которые они выделяли в археологических записях конкретных мест и регионов, часто рядом и как синоним «цивилизации». . [ 9 ] Лишь в 20 веке и в работах немецкого доисторика и ярого националиста Густава Коссинны идея археологических культур стала центральной в этой дисциплине. Косинна рассматривал археологические данные как мозаику четко определенных культур (или Kultur-Gruppen , культурных групп), которые были тесно связаны с расой . Его особенно интересовала реконструкция движений тех, кого он считал прямыми доисторическими предками германцев, славян, кельтов и других крупных индоевропейских этнических групп, чтобы проследить арийскую расу до ее родины или Urheimat . [ 10 ]
Явный расистский характер работы Коссинны означал, что она не имела большого прямого влияния за пределами Германии в то время ( нацистская партия с энтузиазмом поддержала его теории) или вообще после Второй мировой войны. Однако более общий подход « культурно-исторической » археологии, который он начал, действительно заменил социальный эволюционизм как доминирующую парадигму на протяжении большей части 20-го века. Основная концепция археологической культуры Коссинны, лишенная расовых аспектов, была принята Вером Гордоном Чайлдом и Францем Боасом , в то время самыми влиятельными археологами в Британии и Америке соответственно. Чайльд, в частности, был ответственным за формулировку определения археологической культуры, которое в значительной степени применимо и сегодня. Он определил археологическую культуру как артефакты и останки, которые постоянно встречаются вместе. Это привело к «новому и дискретному использованию этого термина, которое значительно отличалось от нынешнего антропологического использования». Его определение, в частности, было чисто классифицирующим устройством для упорядочивания археологических данных. [ 1 ]
Хотя он скептически относился к определению конкретных этнических групп в археологических данных и гораздо больше склонялся к диффузионизму, чем к миграционной теории, для объяснения культурных изменений, Чайлд и более поздние культурно-исторические археологи, такие как Косинна, по-прежнему приравнивали отдельные археологические культуры к отдельным «народам». [ 11 ] Позже археологи [ ВОЗ? ] поставили под сомнение прямую связь между материальной культурой и человеческим обществом. Определение археологических культур и их отношений с людьми прошлого стало менее ясным; в некоторых случаях то, что считалось монолитной культурой, как показывает дальнейшее исследование, представляет собой дискретные общества. Например, культура Уиндмилл-Хилл теперь служит общим названием для нескольких различных групп, населявших юг Великобритании в эпоху неолита . [ нужна ссылка ] И наоборот, некоторые археологи утверждают, что некоторые предположительно самобытные культуры являются проявлениями более широкой культуры, но они демонстрируют местные различия, основанные на факторах окружающей среды, например, тех, которые связаны с клактонским человеком. [ нужна ссылка ] И наоборот, археологи могут проводить различие между материальными культурами, которые на самом деле принадлежали к одной культурной группе. Было подчеркнуто, [ ВОЗ? ] например, что деревенские и кочевые арабы- бедуины имеют радикально разные материальные культуры, хотя в других отношениях они очень похожи. В прошлом такие синхронные результаты часто интерпретировались как свидетельство вторжения со стороны других групп. [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]Концепция археологических культур сама по себе является предметом разногласий в археологической области. Когда археологическая культура впервые возникла, она рассматривалась как отражение реальной человеческой культуры. [ 1 ]
...с традиционной точки зрения мы переводим настоящее в прошлое, собирая артефакты в группы и называя эти группы археологическими культурами. Затем мы приравниваем археологическую и человеческую культуру, делая предположение, что артефакты являются выражением культурных идей или норм. (...) Этот подход (...) многие (...) называли «историей культуры».
- Мэтью Джонсон, Археологическая теория: введение , с. 19–20
Такой взгляд на культуру был бы «вполне удовлетворительным, если бы целью археологии было исключительно определение и описание этих сущностей». [ 12 ] Однако по мере того, как наступали 1960-е годы и археология стремилась стать более научной, археологи захотели делать больше, чем просто описывать артефакты и найденную археологическую культуру. [ 2 ]
Прозвучали обвинения в том, что археологическая культура была «идеалистической», поскольку она предполагает, что нормы и идеи считаются «важными для определения культурной идентичности». В нем подчеркивается особенность культур: «Почему и чем они отличаются от соседней группы». Процессуалисты и другие впоследствии критики культурно-исторической археологии утверждали, что археологическая культура рассматривала культуру как «просто кучку идей». [ 13 ]
Археологическая культура в настоящее время полезна для сортировки и сборки артефактов, особенно в европейской археологии, которая часто скатывается к культурно-исторической археологии. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Археологическая ассоциация – Глоссарий археологических терминов.
- Закон суперпозиции . В недеформированных стратиграфических последовательностях самые старые пласты будут находиться в нижней части последовательности.
- Относительная датировка (археология) - Определение относительного порядка археологических слоев и артефактов.
- Последовательность (археология) - стратиграфия археологических находок, используемая как часть метода относительного датирования «серийность».
- Сериация (археология) - археологический метод относительной датировки.
- Последовательное датирование - археологический метод относительного датирования, основанный на привязке стилей керамики к периодам времени.
- Стратиграфия (археология) - Исследование археологических отложений для целей датирования.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Макнейрн (1980). п. 48.
- ^ Jump up to: а б с д Джонсон 2019 , с. 19.
- ^ Шеннан (2021, стр. 114).
- ^ Поломе 1982 , стр. 287.
- ^ Рейнольдс и Риде (2019).
- ^ Марвик (2019).
- ^ Ши (2019).
- ^ Скерри (2019).
- ^ Jump up to: а б Триггер 2006 , стр. 232–235.
- ^ Триггер 2006 , стр. 235–241.
- ^ Триггер 2006 , стр. 241–248.
- ^ Шеннан (2021, стр. 113).
- ^ Джонсон 2019 , с. 75–76.
- ^ Джонсон 2019 , с. 226.
Источники
[ редактировать ]- Чайлд, В. Гордон (1929). Дунай в предыстории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Джонсон, Мэтью (2019). Археологическая теория: Введение. Третье издание . Уайли-Блэквелл . п. 400. ИСБН 9781118475027 .
- Марвик, Бен (15 октября 2019 г.). «Галисонианские логические устройства и доступность данных: возрождение культурной таксономии верхнего палеолита» . Античность . 93 (371): 1365–1367. дои : 10.15184/aqy.2019.131 . S2CID 211672039 .
- Макнейрн, Барбара (1980). Метод и теория В. Гордона Чайлда . Издательство Эдинбургского университета. п. 48. ИСБН 0852243898 .
- Поломе, Эдгар Чарльз (1982). Язык, общество и палеокультура . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804711494 .
- Рейнольдс, Наташа; Риде, Феликс (15 октября 2019 г.). «Карточный домик: культурная систематика и изучение европейского верхнего палеолита» . Античность . 93 (371): 1350–1358. дои : 10.15184/aqy.2019.49 .
- Шерри, Элеонора М.Л. (15 октября 2019 г.). «Культурная систематика европейского верхнего палеолита: широкомасштабная проблема». Античность . 93 (371): 1362–1364. дои : 10.15184/aqy.2019.135 . S2CID 211661048 .
- Ши, Джон Дж. (15 октября 2019 г.). «Европейские культурные таксоны верхнего палеолита: лучше без них?». Античность . 93 (371): 1359–1361. дои : 10.15184/aqy.2019.117 . S2CID 211663912 .
- Шеннан, SJ (1978). Ходдер, И. (ред.). Археологические культуры: эмпирическое исследование . Лондон: Дакворт . Проверено 30 мая 2021 г.
- Триггер, Брюс Г. (2006). История археологической мысли (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-60049-1 .