Jump to content

Литургические цвета

(Перенаправлено из Литургического цвета )

Облачения разных литургических цветов.

Литургические цвета — это особые цвета, используемые для облачений и драпировок в контексте христианской литургии . Символика фиолетового , синего, белого, зеленого, красного, золотого, черного, розового и других цветов может служить для подчеркивания настроения, соответствующего времени литургического года , или может подчеркнуть особое событие.

Существует различие между цветом облачений духовенства и хорового облачения , которое, за немногими исключениями, не меняется в зависимости от времени года литургического года .

Текущие рубрики

[ редактировать ]

В Римском обряде , реформированном Папой Павлом VI , используются следующие цвета, в соответствии с рубриками Общей инструкции Римского Миссала , раздел 346. [ 1 ]

Цвет Обязательное использование Необязательное использование (вместо предписанного обязательного цвета)
Зеленый
Фиолетовый
Роза
Белый
  • Заупокойные мессы и службы по умершим, если это разрешено Конференцией епископов. [ 3 ]
  • Вотивные мессы и другие мессы, где обычно используется зеленый цвет.
Красный
Черный
  • День всех душ
  • Реквиемные мессы

В более торжественные дни, т. е. праздничные, можно использовать более драгоценные священные облачения, хотя бы и не цвета дня. Такие облачения могут быть, например, изготовлены из золотой парчи или серебряной парчи . Более того, Конференция Епископов может определять и предлагать Апостольскому Престолу изменения, соответствующие потребностям и культуре народов. [ 3 ]

Ритуальные мессы совершаются в соответствующем цвете, в белом или праздничном цвете. Мессы для различных надобностей, напротив, совершаются в цвете, соответствующем дню или времени года, или фиолетовом, если они носят покаянный характер. Вотивные мессы совершаются в цвете, соответствующем самой мессе, или даже в цвете, соответствующем дню или времени года. [ 4 ]

Региональные и ситуационные исключения

[ редактировать ]

Некоторые конкретные варианты:

  • Синий , цвет, связанный с Девой Марией . Хотя синие облачения распространены в некоторых восточных церквях, в латинском обряде синий цвет облачения может использоваться только в соответствии с предоставленной особой привилегией. [ 5 ] Разрешение, иногда называемое «лазурной привилегией», бывает двух видов: одно относится к конкретным святыням Марии и определяет, когда можно носить синие облачения. Другой тип разрешения – это разрешения, предоставляемые различным странам. В Испании апостольский индульт был дан на праздник Непорочного зачатия и его октаву, а также на вотивные мессы и субботы, когда в канцелярии Непорочного зачатия. молятся [ 6 ] и на Марианских праздниках, где существует соответствующий обычай. Эта привилегия была предоставлена ​​Испании, некоторым из ее колоний и бывшим колониям в Латинской Америке указом Священной Конгрегации Обрядов от 12 февраля 1864 года. [ 5 ] Оно также распространяется на Филиппины, Гуам и Марианские острова, которые в то время еще находились под властью Испании. [ 7 ] В период Адвента также использовался синий цвет вместо фиолетового, несмотря на то, что эта практика не разрешена литургическими правилами. [ 8 ] [ 5 ]
  • Золото или серебро можно носить в более торжественных случаях в епархиях Соединенных Штатов. [ 3 ]

Рубрики 1960 года

[ редактировать ]

Правила о литургических цветах в Кодексе рубрик 1960 года , соблюдение которых до сих пор разрешено при обстоятельствах, указанных в документе Summorum Pontificum 2007 года об использовании Римского Миссала 1962 года , который их включает, [ 9 ] отличаются от текущих рубрик по следующим параметрам:

Цвет Использование 1920–1955 гг. 1956–1960 гг. Использование 1961–1969 гг. Использование
Фиолетовый
  • Эмбер дни
  • Рогационные дни
  • Бдение Рождества
  • Святые Невинные (если это выпадает на будний день)
  • Очищение (Освящение свечей и Крестный ход)
  • Семидесятые, шестидесятые и пятидесятые годы
  • Вербное воскресенье (только месса)
  • Страстная пятница (только раздача Святого Причастия )
  • Пасхальное бдение (предмессовые благословения и обряды)
  • Всенощное бдение Рождества Иоанна Предтечи
  • Бдение Успения
  • Все души (только во время «Сорока часов преданности»)
  • Таинство Крещения (Вводные обряды и экзорцизм)
  • Эмбер дни
  • Рогационные дни
  • Бдение Рождества
  • Семидесятые, шестидесятые и пятидесятые годы
  • Вербное воскресенье (только месса)
  • Страстная пятница (только раздача Святого Причастия)
  • Пасхальное бдение (предмессовые благословения и обряды)
  • Всенощное бдение Рождества Иоанна Предтечи
  • Бдение свв. Питер и Пол
  • Бдение Святого Лаврентия
  • Бдение Успения
  • Все души (только во время «Сорока часов преданности»)
  • Таинство Крещения (Вводные обряды и экзорцизм)
Роза
  • Гаудете воскресенье
  • Счастливого воскресенья
  • Гаудете воскресенье
  • Счастливого воскресенья
Белый
  • Бдение Вознесения
  • Таинство Миропомазания
  • Бдение Вознесения
  • Таинство Миропомазания
Красный
  • Вербное воскресенье (Освящение пальм и крестный ход)
  • Октава Пятидесятницы
  • Вербное воскресенье (Освящение пальм и крестный ход)
  • Октава Пятидесятницы
Черный
  • Страстная пятница (главная литургия)
  • Все души (кроме «Сорока часов преданности»)
  • Реквиемные мессы
  • Страстная пятница (главная литургия)
  • Все души (кроме «Сорока часов преданности»)
  • Реквиемные мессы

Папа Пий X повысил ранг воскресений после Крещения и Пятидесятницы, так что в тех воскресеньях, которые попадали в общие октавы, зеленый , как это было раньше правилом; вместо цвета октавы использовался [ 10 ] в воскресные дни после Пятидесятницы, попадавшие в привилегированные октавы (т. е. октавы Тела Христова и Святейшего Сердца), литургический окрас праздника сохранялся.

Правила в отношении литургических цветов до папы Пия X по существу были теми же, что указаны в издании Римского Миссала, обнародованного Папой Пием V в 1570 году, за исключением добавления праздников, не включенных в его Миссал. Цветовая схема его Миссала отражала обычаи, которые закрепились в Риме к двенадцатому веку.

Византийский обряд

[ редактировать ]

Византийский обряд , который используется всеми церквями-членами Восточной Православной Церкви , Византийских Лютеранских Церквей и Восточно-Католических Церквей Византийского Обряда, не имеет универсальной системы цветов, а только богослужебные книги византийской традиции. с указанием «светлых» или «темных» облачений. В греческой традиции бордовый или бордовый цвет , а в другое время используются самые разнообразные цвета, наиболее распространенными из которых являются золотой и белый. для торжественных праздников распространен [ 11 ]

Церкви славянского происхождения и другие церкви, находящиеся под влиянием западных традиций, приняли цикл литургических цветов. Детали могут меняться от места к месту, но в целом:

Цвет Общее использование Другое использование
Золото
  • Когда не указан другой цвет
Голубой
  • В церквях, посвященных Богородице, по умолчанию вместо золотого может использоваться голубой цвет.
  • В некоторых местах синий цвет используют и для Святого Богоявления .
  • Во многих местах для Успенского поста используется синий цвет (кроме периода от Преображения до его послепраздния (6–13 августа), когда используется либо золотой, либо белый цвет).
Фиолетовый или винно-красный
  • Во многих местах фиолетовый или темно-красный цвет носят только в будние дни Великого поста, а яркие цвета (золотой, золотой/белый) носят по субботам и воскресеньям.
Красный
  • Пасха (Афон и Иерусалим)
  • Рождество (Афон и Иерусалим)
  • Праздники Пресвятой Богородицы (Афон)
  • В некоторых местах для Успенского поста используется красный цвет (кроме периода от Преображения до его послепраздния (6–13 августа), когда используется либо золотой, либо белый цвет).
Зеленый
Черный
  • Черный цвет гораздо более распространен в славянских традициях, чем в греческих, особенно в Соединенных Штатах.
Белый
  • Похороны (В течение года, даже во время Страстной недели.)

Цвета будут меняться перед вечерней накануне дня поминовения. Во время Великих праздников цвет меняется перед вечерней службой, которая начинается в первый день предпразднства , и сохраняется до аподоса (последнего дня послепраздника ) .

Под влиянием Запада черный цвет часто используется в славянских храмах на отпеваниях, в будни Великого поста и Страстной недели как знак покаяния и траура, но во второй половине ХХ века древний белый цвет стал более распространён, как знак надежды на Воскресение.

Русские литургические цвета

[ редактировать ]

По традиции Русской Православной Церкви в течение года может использоваться до девяти различных литургических цветов. [ 12 ] Точное использование этих цветов варьируется, но наиболее распространенными являются следующие: [ 11 ]

Цвет Общее использование Необычное или другое использование
Золотой или Желтый
(желтый)
Голубой
(голубой)
  • Пятая пятница Великого поста
  • Успенский пост до Крестовоздвижения или даже Адвента (карпаторусы)
Фиолетовый или темно- красный
(фиолетовый или
темно-красный)
  • Крест Господа нашего
  • Великий и Великий Четверг
  • Выходные Великого поста
Темно -синий , Индиго
(синий, темно-синий)
  • Выходные Великого поста
Красный
(красный)
  • Праздники мучеников
  • Праздник Святых Петра и Павла
  • Адвент
  • Праздники ангелов
  • Воздвижение Креста
  • Пасха (Афон и Иерусалим)
  • Рождество (Афон и Иерусалим)
Зеленый
(зеленый)
  • Вербное воскресенье
  • Пятидесятница
  • День Святого Духа
  • Праздники монашествующих святых
  • Праздники подвижников
  • Праздники юродивых ради Христа
  • Праздники Пророков
  • Праздники ангелов
  • Пятидесятница до святых Петра и Павла (карпаторуссов)
Черный
(черный)
  • Будни Великого поста
  • Похороны, поминки и литургии в будние дни (карпато-русские)
Белый
(белый)
  • Теофания
  • Преображение
  • Пасхальный сезон
  • Похороны
  • Теофания
  • Рождество
Оранжевый или желтовато-коричневый
(оранжевый)
  • Святые Петр и Павел постятся
  • Праздник Святых Петра и Павла до Преображения Господня

Коптский обряд

[ редактировать ]

Коптская , использует только белые традиция, которой следуют Коптская православная церковь и Коптская католическая церковь облачения, а золото и серебро считаются вариациями белого цвета. [ 11 ] Единственное исключение — Страстная седмица , когда используется черный цвет. Тем не менее, на некоторых облачениях можно встретить отделку красного, золотого или синего цвета.

Эфиопский обряд

[ редактировать ]

Литургическая традиция Эфиопии, которой следуют Эфиопская православная церковь и Эфиопская католическая церковь , охватывает большое разнообразие литургических красок. В Эритрее соблюдаются подобные традиции. [ 13 ]

Лютеранские церкви

[ редактировать ]

Евангелическо -лютеранская церковь в Америке (ELCA) использует ту же цветовую схему, что и англиканцы и их скандинавские лютеранские коллеги, с использованием золота только для пасхального бдения и служб пасхального воскресенья, а также на Страстной неделе с использованием алого, а не малинового цвета. Синий используется для Адвента. Белый используется на Рождество, Крещение, Пасхальные воскресенья, Святую Троицу и Христа-Царя. Во время Великого поста используется фиолетовый цвет. Во время после Пятидесятницы и Крещения используется зеленый цвет. [ 14 ]

И Лютеранская церковь – Синод Миссури (LCMS), и Евангелическо-лютеранский синод Висконсина (WELS) используют аналогичную систему, но фиолетовый является основным цветом как для Адвента, так и для Великого поста (синий является альтернативным цветом только для Адвента), а использование золота вместо белого как на Рождество, так и на Пасху (аналогично практике католической церкви). В WELS использование красного цвета также происходит во время Периода Конца Времен , периода Церкви в отношении учений Книги Откровения, кульминацией которого является создание Нового Иерусалима (соответствует Христу Царю в ELCA). . Во всех трех церквях, включая ELCA, красный цвет также носят в последнее воскресенье октября, в честь Реформации 31 октября, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к двери замковой церкви Виттенберга.

Англиканство

[ редактировать ]
Фронтальный алтарь постного массива работы Джорджа Пейса в церкви Святого Августина, Эджбастон
Красный алтарь в Вербное воскресенье в церкви Святой Марии, Ноттингем

Большинство англиканских церквей используют цвета, установленные в Римском обряде, обычно в форме, принятой после 1969 года, за исключением синего Сарума, заменяющего фиолетовый для Адвента, но некоторые используют более раннюю форму, например, черный вместо красного в День добра. Пятница . В некоторых церквях на мессах за умерших используют черный цвет, но чаще используют белый или фиолетовый. По историческим причинам большая часть мирового англиканского сообщества заметно ориентируется на практику англиканской церкви . Начиная с «Альтернативной богослужебной книги» 1980 года , литургические цвета рекомендуются в зависимости от сезона, а более подробные советы предлагаются в рамках серии литургий «Общее богослужение », включая цвета для всех воскресений и праздников, напечатанные в «основном томе» рядом с сборниками.

Опубликованный Церковью Лекционарий теперь дает подробные предложения по литургическому цвету в течение года, что почти точно соответствует приведенной выше таблице использования Римского обряда (использование после 1969 года), за пятью незначительными исключениями и еще одним важным:

  • в англиканском словоупотреблении нет упоминания о мессах умерших пап и кардиналов;
  • вообще не предлагается никакой литургической окраски для Великой субботы (напечатаны слова «завесы сняты»);
  • рекомендация красного цвета для обрядов конфирмации распространяется и на обряды рукоположения;
  • Lenten Array (неотбеленное льняное полотно) по-прежнему считается альтернативой фиолетовому цвету во время Великого поста;
  • существует возможность использования красного вместо зеленого во время «Сезона Царства», четырех последних воскресений литургического года, кульминацией которого является Христос-Царь , как это обычно бывает в некоторых лютеранских традициях (см. Выше);
  • наконец, что более важно, положение англиканской церкви предлагает белый цвет по воскресеньям после Крещения как отдельный «сезон Крещения», при этом обычное время начинается на следующий день после Сретения .

Цветовая схема, предложенная англиканской церковью, также указывает, где следует использовать золотые облачения в тех церквях, где золото и белый являются разными цветами. Использование розовых облачений, как в приведенной выше таблице римского обряда, упоминалось как вариант в ранних изданиях Common Worship. [ 15 ] и является вариантом, включенным в ежегодный публикуемый лекционарий; однако более поздние публикации Common Worship начали называть эту практику «традиционной», что отражает ее возрождение. [ 16 ]

Сарум Ритуал

[ редактировать ]

Сарумский обряд — средневековый литургический обряд, использовавшийся в Англии до Реформации и имевший особый набор литургических цветов. После англо-католического возрождения 19 века некоторые церкви англиканской церкви начали использовать литургические цвета Сарума как попытку создать что-то, что было бы английским выражением католицизма, а не римским выражением. Одним из главных сторонников этого был Перси Дирмер . Точные цвета, используемые в средневековом обряде Сарум, являются предметом споров, но цвета, принятые современными церквями, заявляющими, что используют схему Сарум, включают, в частности, темно-синий для Адвента , который в народе можно назвать «синим Сарумом», и небеленый лен. для Великого поста . Обряд Сарум никогда не получал официального одобрения в англиканской церкви или епископальной церкви (США) , но оказал влияние на ряд соборов и приходских церквей. [ нужна ссылка ]

Методистские церкви

[ редактировать ]

Методисты используют цветовую схему, аналогичную той, которую используют лютеране и католики. Объединенная методистская церковь до начала 1990-х годов использовала красный цвет исключительно в дни Пятидесятницы, даже включая воскресенья после воскресенья Пятидесятницы, а использование зеленого было зарезервировано для сезона Прилива Царства , который обычно длился с конца августа / начала сентября до Рождества Христова. Король (последнее воскресенье в Kingdomtide). С момента публикации Книги богослужения в 1992 году UMC следует традиции ELCA носить красное только в дни Пятидесятницы, Страстной недели и Воскресенья Реформации , а зеленое — в оставшуюся часть сезона Пятидесятницы. [ 17 ]

Реформатские церкви

[ редактировать ]

Пресвитерианская церковь (США) или ее предшественники санкционировали использование литургических цветов и пропагандировали их использование в Книге поклонения 1970 года , Книге общего богослужения 1993 года и Книге общего богослужения 2018 года. Адвент и Великий пост — периоды подготовки и покаяния, они обозначены фиолетовым цветом. Синий можно использовать для Адвента вместо фиолетового. Белым цветом обозначены праздники Рождества и Святок, Крещенского воскресенья, Крещенского воскресенья, Преображенского воскресенья, Пасхального воскресенья, Троицкого воскресенья и воскресенья Христа Царя. Зеленый — цвет периодов Обычного Времени. Красный цвет соответствует воскресенью Пятидесятницы, но также может использоваться для рукоположений, церковных годовщин и поминальных служб по рукоположенному духовенству. Красный или фиолетовый подходят для Вербного воскресенья. Во время Страстной недели используется фиолетовый цвет до тех пор, пока в Чистый четверг церковь не будет обнажена; В Страстную пятницу и Великую субботу церковь остается обнаженной, хотя в некоторых местах в эти дни может использоваться черный цвет.

Точно так же Объединенная Церковь Христа включает в свой годовой календарь указания того, какой литургический цвет использовать для каждого воскресенья. Следуют общему западному образцу: для Адвента рекомендуется либо фиолетовый, либо синий цвет. [ 18 ]

  1. ^ «Учреждение Генерального миссала Рима» . ; ср. «Текст для Австралии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2008 г .; «Англия и Уэльс» (PDF) . ; «Соединенные Штаты» .
  2. ^ Необязательное использование синего цвета в качестве литургического цвета в праздники Богородицы ограничено несколькими епархиями, как объяснено ниже.
  3. ^ Jump up to: а б с Морони 2002 , с. 346.
  4. ^ Морони 2002 , с. 347.
  5. ^ Jump up to: а б с Макнамара, Эдвард (10 мая 2010 г.). «Синие богослужебные облачения» . Зенит .
  6. ^ Хойзер, Герман Йозеф, изд. (1904). Священные облачения . Том. 31. Издательство Католического университета Америки. п. 584. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  7. ^ Гир, Николаус (1902). Святое жертвоприношение мессы: объяснение догматическое, литургическое и аскетическое . Б. Гердер. п. 298. №1
  8. ^ Гэри Д. Пенкала (декабрь 2000 г.). Адвент-блюз . Публикации CanticaNOVA. редакционная статья {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  9. ^ «Римский миссал» . 1962 год
  10. ^ Церковь, католическая; Соди, Манлий; Триакка, Ахилл М. (1920). Общие рубрики Миссала: 18 – О цветах облачений . Издательство Ватикана. ISBN  88-209-2547-8 . В типичном издании Римского Миссала 1920 года была опущена фраза «за исключением воскресений, происходящих ниже октав, в которых сохраняется цвет октав», встречающаяся в более ранних изданиях, начиная с издания Папы Пия V 1570 года (страница 21 факсимиле, опубликованного Libreria). Эдитрис Ватикана в 1998 году
  11. ^ Jump up to: а б с «Почему мы это делаем? Литургические цвета» (PDF) . stnicholasoca.org . п. 2.
  12. ^ Цитируемая информация взята из перевода, опубликованного в трех выпусках:
    « [без названия] ». Посланник . Филадельфия, Пенсильвания: Русский православный собор Святого Андрея. 1990 г. [июнь, июль – август, сентябрь].
    который цитирует оригинал Nastol'naya Kniga Sviashchenno-sluzhitelia Настольная книга священнослужителя [ Справочник священнослужителя ]. Том. 4. Москва, RU. 1983. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
    Это издание 1983 года основано на третьем издании справочника 1913 года: Bulgakov, S.V., ed. (1913). "Chapter 15.5" . ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ. СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ . Киев, UA. Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (голубой), синий (синий), фиолетовый (фиолетовый), черный. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ «7.2 Цвета и их духовные значения» . Эфиопская православная церковь Тевахедо в Торонто
  14. ^ «Каково значение и использование литургических цветов?» (PDF) . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке . Проверено 27 августа 2022 г.
  15. ^ Использование розово-розовых облачений предлагается в примечаниях к литургической цветовой последовательности Общего богослужения , онлайн-версию которых можно найти здесь: «Правила организации христианского года» .
  16. ^ Например, см. «Общее поклонение | Времена и времена года» . добавлено в серию «Общее богослужение» в 2006 году, стр. 50, абзац 1: «Традиционно носят розовые облачения»
  17. ^ «Литургические цвета UMC / Цвета парамента» . Объединенная методистская церковь на Мейн-стрит . Проверено 17 апреля 2022 г.
  18. ^ «Настольный календарь и план Объединенной Церкви Христа» . 2016.

Библиография

[ редактировать ]
  • Порядок совершения мессы и оплаты богослужения по общеримскому календарю на литургический год 2020 – 2021 (на латыни). Издательство Ватикана. 2020. ISBN  978-8826604176 .
  • Морони, монсеньор. Джеймс Патрик, изд. (2002). Общая инструкция к Римскому Миссалу (3-е изд.). Международный комитет по английскому языку в литургии, Inc. Третье типичное издание
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52716c72f4cfe6ddc763b78831cbb30a__1721346960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/0a/52716c72f4cfe6ddc763b78831cbb30a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liturgical colours - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)