Прогресс
Часть серии о |
Прогрессизм |
---|
Прогресс – это движение к усовершенствованному, улучшенному или желаемому состоянию. [1] [2] [3] Это занимает центральное место в философии прогрессизма , которая интерпретирует прогресс как набор достижений в области технологий , науки и эффективности социальной организации – последняя обычно достигается посредством прямых общественных действий, таких как социальное предпринимательство или активизм , но также достижима через естественная социокультурная эволюция – к которой, по мнению прогрессизма, должны стремиться все человеческие общества.
Концепция прогресса была введена в социальных теориях начала 19-го века , особенно в социальной эволюции , описанной Огюстом Контом и Гербертом Спенсером . Оно присутствовало в Просвещения истории философии . В качестве цели социальный прогресс отстаивался представителями различных сфер политических идеологий с разными теориями о том, как его достичь.
Измерение прогресса
[ редактировать ]Конкретные показатели для измерения прогресса могут варьироваться от экономических данных, технических инноваций, изменений в политической или правовой системе до вопросов, касающихся индивидуальных жизненных шансов, таких как ожидаемая продолжительность жизни и риск заболеваний и инвалидности.
Рост ВВП стал ключевым направлением политики и часто рассматривается как ключевой показатель для оценки деятельности политика. Однако у ВВП есть ряд недостатков, которые делают его плохим показателем прогресса, особенно для развитых стран. Например, не принимается во внимание экологический ущерб и устойчивость экономической деятельности. Wikiprogress был создан для обмена информацией об оценке общественного прогресса. Его цель – облегчить обмен идеями, инициативами и знаниями. HumanProgress.org — еще один онлайн-ресурс, целью которого является сбор данных о различных показателях общественного прогресса.
Наш мир в данных — это научное онлайн-издание , базирующееся в Оксфордском университете , в котором изучаются способы достижения прогресса в решении крупных глобальных проблем, таких как бедность, болезни, голод, изменение климата, войны, экзистенциальные риски и неравенство. [4] Миссия «Нашего мира в данных» — представить «исследования и данные, необходимые для достижения прогресса в решении крупнейших мировых проблем». [5]
Индекс социального прогресса — это инструмент, разработанный Международной организацией «Императивный социальный прогресс», который измеряет степень, в которой страны удовлетворяют социальные и экологические потребности своих граждан. Существует пятьдесят два показателя в трех областях или измерениях: основные человеческие потребности и основы благополучия и возможностей, которые показывают относительную эффективность стран.
Индексы, которые можно использовать для измерения прогресса, включают:
- Широкие показатели экономического прогресса
- Год жизни с поправкой на инвалидность
- Зеленый национальный продукт
- Индекс гендерного развития
- Подлинный индикатор прогресса
- Валовое национальное счастье
- Валовое национальное благосостояние
- Индекс счастливой планеты
- Индекс человеческого развития
- Индекс процветания наследия
- Индекс социального прогресса
- Индекс лучшей жизни ОЭСР
- Субъективная удовлетворенность жизнью
- Индекс места рождения
- Википрогресс
- Всемирный доклад о счастье
- Мировое исследование ценностей
Научный прогресс
[ редактировать ]объема научных знаний . Научный прогресс – это идея о том, что научное сообщество со временем узнает больше, что приводит к накоплению [6] Химики XIX века знали о химии меньше, чем химики XX века, а они, в свою очередь, знали меньше, чем химики XXI века. Заглядывая в будущее, современные химики разумно ожидают, что химики будущих столетий будут знать больше, чем они. [6]
С XVIII до конца XX века историю науки, особенно физических и биологических наук, часто представляли как прогрессивное накопление знаний, в котором истинные теории заменяли ложные убеждения. [7] Некоторые более поздние исторические интерпретации, такие как интерпретации Томаса Куна , имеют тенденцию изображать историю науки с точки зрения конкурирующих парадигм или концептуальных систем в более широкой матрице интеллектуальных, культурных, экономических и политических тенденций. Эти интерпретации, однако, встретили сопротивление, поскольку они также изображают историю науки как бессвязную систему несоизмеримых парадигм, ведущую не к какому-либо научному прогрессу, а лишь к иллюзии прогресса. [8]
Достигают ли другие интеллектуальные дисциплины прогресса так же, как науки, является предметом споров. Например, можно было бы ожидать, что сегодняшние историки знают о мировой истории больше, чем их древние коллеги (возьмем, к примеру, истории Геродота ). Однако с течением времени знания могут быть утрачены, а критерии оценки того, что стоит знать, могут измениться. Точно так же существуют значительные разногласия по поводу того, добиваются ли прогресса такие области, как философия, или даже направлены ли они на накопление знаний таким же образом, как и науки. [9]
Социальный прогресс
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2018 г. ) |
Аспекты социального прогресса, как описал Кондорсе , включали исчезновение рабства , рост грамотности , уменьшение неравенства между полами, реформы суровых тюрем и снижение бедности . [10] Социальный прогресс общества можно измерить на основе таких факторов, как его способность удовлетворять фундаментальные потребности человека , помогать гражданам улучшать качество жизни и предоставлять гражданам возможности для достижения успеха. [11]
Социальный прогресс часто ускоряется за счет увеличения ВВП, хотя и другие факторы также имеют значение. Дисбаланс между экономическим и социальным прогрессом препятствует дальнейшему экономическому прогрессу и может привести к политической нестабильности. [11] Там, где существует дисбаланс между экономическим ростом и социальным прогрессом, часто возникают политическая нестабильность и волнения. Отставание социального прогресса также сдерживает экономический рост в этих и других странах, которые не способны удовлетворить потребности людей, нарастить социальный капитал и создать возможности для своих граждан. [11]
Статус женщин
[ редактировать ]То, как прогресс улучшил положение женщин в традиционном обществе, было главной темой историков, начиная с эпохи Просвещения и продолжая по сей день. [12] Британские теоретики Уильям Робертсон (1721–1793) и Эдмунд Берк (1729–1797), как и многие их современники, оставались приверженцами христианских и республиканских концепций добродетели, работая в рамках новой парадигмы Просвещения. Политическая повестка дня связывала красоту, вкус и мораль с императивами и потребностями современных обществ высокого уровня сложности и дифференциации. Две темы в работах Робертсона и Берка — природа женщин в «диких» и «цивилизованных» обществах и «красота в беде» — показывают, насколько давние убеждения о характере женщин, особенно в отношении их способностей и прав, появились в общественном достоянии, были модифицированы и адаптированы к идее прогресса и стали центральными в современной европейской цивилизации. [13]
Эксперты-классики изучили положение женщин в древнем мире и пришли к выводу, что в Римской империи с ее более высокой социальной организацией, внутренним миром и верховенством закона женщины имели несколько лучшее положение, чем в Древней Греции, где женщины были явно уступает. [14] Низший статус женщин в традиционном Китае поднял вопрос о том, требует ли идея прогресса решительного отказа от традиционализма – убеждения, которого придерживались многие китайские реформаторы в начале 20-го века. [15]
Историки Лео Маркс и Брюс Мазлиш на вопрос, «должны ли мы действительно отказаться от идеи прогресса как взгляда на прошлое», отвечают, что нет никаких сомнений в том, «что положение женщин заметно улучшилось» в культурах, принявших идею Просвещения. прогресса. [16]
Модернизация
[ редактировать ]Модернизацию продвигали классические либералы в 19 и 20 веках, которые призывали к быстрой модернизации экономики и общества, чтобы устранить традиционные препятствия на пути свободного рынка и свободного передвижения людей. [17] В эпоху Просвещения в Европе социальные комментаторы и философы начали осознавать, что люди сами могут изменить общество и изменить свой образ жизни. Вместо того, чтобы быть полностью созданными богами, все больше распространялось мнение о том, что люди сами создают свое собственное общество – и не только это, как Джамбаттиста Вико утверждал , поскольку люди создают свое собственное общество, они также могут полностью его понять. Это породило новые науки, или протонауки , которые утверждали, что предоставляют новые научные знания о том, каким было общество и как можно изменить его к лучшему. [18]
В свою очередь, это породило прогрессивное мнение, в отличие от консервативного мнения. Сторонники социальных консерваций скептически относились к панацеям от социальных болезней. По мнению консерваторов, попытки радикально переделать общество обычно ухудшают ситуацию. Эдмунд Берк был ведущим сторонником этого подхода, хотя более поздние либералы, такие как Фридрих Хайек, придерживались аналогичных взглядов. Они утверждают, что общество меняется органично и естественно, и что грандиозные планы по переустройству общества, такие как Французская революция , национал-социализм и коммунизм, наносят вред обществу, устраняя традиционные ограничения на осуществление власти.
Научные достижения XVI и XVII веков легли в основу Фрэнсиса Бэкона книги « Новая Атлантида» . В 17 веке Бернар ле Бовье де Фонтенель описал прогресс в отношении искусств и наук, заявив, что каждая эпоха имеет то преимущество, что ей не нужно заново открывать то, что было достигнуто в предыдущие эпохи. Эпистемология Джона Локка оказала дальнейшую поддержку и была популяризирована энциклопедистами Дидро , Гольбахом и Кондорсе . Локк оказал мощное влияние на американских отцов-основателей . [19] Первое полное заявление о прогрессе принадлежит Тюрго в его «Философском обзоре последовательных достижений человеческого разума» (1750). Для Тюрго прогресс охватывает не только искусства и науки, но и, на их основе, всю культуру — нравы, нравы, институты, правовые кодексы, экономику и общество. Кондорсе предсказал исчезновение рабства, рост грамотности, уменьшение неравенства между полами, реформу суровых тюрем и снижение бедности. [10]
Этическая и политическая мысль Джона Стюарта Милля (1806–1873) продемонстрировала веру в силу идей и интеллектуального образования для улучшения человеческой природы или поведения. Для тех, кто не разделяет этой веры, идея прогресса становится сомнительной. [20]
Альфред Маршалл (1842–1924), британский экономист начала 20 века, был сторонником классического либерализма. В своих весьма влиятельных «Принципах экономики» (1890 г.) он глубоко интересовался человеческим прогрессом и тем, что сейчас называется устойчивым развитием. Для Маршалла важность богатства заключалась в его способности способствовать физическому, психическому и моральному здоровью населения в целом. [21] После Второй мировой войны программы модернизации и развития, предпринятые в странах третьего мира, обычно основывались на идее прогресса. [22]
В Россию понятие прогресса впервые было импортировано с Запада Петром Великим (1672–1725). Будучи абсолютным правителем, он использовал эту концепцию для модернизации России и легитимизации своей монархии (в отличие от ее использования в Западной Европе, где она в первую очередь ассоциировалась с политической оппозицией). К началу XIX века идея прогресса была подхвачена русской интеллигенцией и больше не воспринималась царями как легитимная. В России XIX века возникли четыре школы мысли о прогрессе: консервативная (реакционная), религиозная, либеральная и социалистическая, причем последняя победила в форме большевистского материализма. [23]
Интеллектуальные лидеры американской революции, такие как Бенджамин Франклин , Томас Пейн , Томас Джефферсон и Джон Адамс , были погружены в мысли Просвещения и считали, что идея прогресса означает, что они могут реорганизовать политическую систему на благо человеческого существования; как для американцев, так и, как выразился Джефферсон, для « Империи свободы », которая принесет пользу всему человечеству. [24] В частности, Адамс писал: «Я должен изучать политику и войну, чтобы наши сыновья могли свободно изучать математику и философию. Наши сыновья должны изучать математику и философию, географию, естествознание и военно-морскую архитектуру, мореплавание, торговлю и сельское хозяйство, чтобы дать своим детям право изучать живопись, поэзию, музыку, архитектуру, скульптуру, гобелены и фарфор». [ нужна ссылка ]
Хуан Баутиста Альберди (1810–1884) был одним из самых влиятельных политических теоретиков Аргентины. Экономический либерализм был ключом к его идее прогресса. Он пропагандировал веру в прогресс, одновременно упрекая латиноамериканцев в слепом копировании моделей США и Европы. Он надеялся на прогресс посредством продвижения иммиграции, образования и умеренного типа федерализма и республиканизма, которые могли бы послужить переходу Аргентины к истинной демократии. [25]
В Мексике Хосе Мария Луис Мора (1794–1850) был лидером классического либерализма в первом поколении после обретения независимости, возглавив битву против консервативной троицы армии, церкви и хасендадо . Он рассматривал прогресс как процесс человеческого развития посредством поиска философской истины и как начало эры материального процветания благодаря технологическому прогрессу. Его план мексиканской реформы требовал республиканского правительства, подкрепленного широким народным образованием, свободным от клерикального контроля, конфискации и продажи церковных земель как средства перераспределения доходов и погашения государственных долгов, а также эффективного контроля со стороны правительства над сокращенными вооруженными силами. Мора также потребовал установления юридического равенства между коренными мексиканцами и иностранцами. Его программа, не опробованная при его жизни, стала ключевым элементом мексиканской конституции 1857 года. [26]
В Италии идея о том, что прогресс науки и техники приведет к решению человеческих проблем, была связана с национализмом, объединившим страну в 1860 году. Премьер-министр Пьемонта Камилло Кавур рассматривал железные дороги как главный фактор модернизации и объединения Италии. Итальянский полуостров. Новое Королевство Италии, образованное в 1861 году, стремилось ускорить процессы модернизации и индустриализации, которые начались на севере, но медленно достигали Папской области и центральной Италии и нигде не были видны в «Меццоджорно». (то есть Южная Италия и Сицилия). Правительство стремилось бороться с отсталостью более бедных регионов на юге и работать над увеличением размера и качества вновь созданной итальянской армии, чтобы она могла конкурировать на равных с могущественными странами Европы. В тот же период правительство принимало законы в пользу государственного образования для борьбы с серьезной проблемой неграмотности, модернизации учебных классов, улучшения существующих школ и обеспечения средств, необходимых для социальной гигиены и ухода за телом как факторов физического и физического здоровья. моральное возрождение расы. [27]
В Китае в 20-м веке Гоминьдан или Националистическая партия, правившая с 1920-х по 1940-е годы, выступала за прогресс. Коммунисты под руководством Мао Цзэдуна приняли разные модели, и их разрушительные проекты вызвали массовый голод . Однако после смерти Мао новый режим во главе с Дэн Сяопином (1904–1997) и его преемниками агрессивно продвигал модернизацию экономики, используя капиталистические модели и импортируя западные технологии. [28] На Западе это назвали «Открытием Китая», и в более широком смысле оно охватывает китайскую экономическую реформу .
Среди защитников окружающей среды существует континуум между двумя противоположными полюсами. Один полюс оптимистичен, прогрессивен и ориентирован на бизнес и поддерживает классическую идею прогресса. Например, ярко-зеленый энвайронментализм поддерживает идею о том, что новые проекты, социальные инновации и зеленые технологии могут решить важнейшие экологические проблемы. Другой пессимистичен в отношении технологических решений, [29] предупреждает о надвигающемся глобальном кризисе ( из-за изменения климата или пика добычи нефти ) и имеет тенденцию отвергать саму идею современности и миф о прогрессе, который так важен для модернизационного мышления. например, [30] Точно так же Киркпатрик Сейл писал о прогрессе как о мифе, приносящем пользу немногим, и о надвигающемся экологическом конце света для всех. [31] Примером может служить философия глубинной экологии .
Философия
[ редактировать ]Социолог Роберт Нисбет сказал, что «ни одна идея не была более важной, чем… идея прогресса в западной цивилизации на протяжении трех тысяч лет». [32] и определяет пять «ключевых предпосылок» идеи прогресса:
- ценность прошлого
- дворянство западной цивилизации
- стоимость экономического/технологического роста
- вера в разум и научные/научные знания, полученные посредством разума
- внутренняя важность и ценность жизни на Земле
Социолог П. А. Сорокин говорил: «Древние китайцы, вавилоняне, индуисты, греки, римляне и большинство средневековых мыслителей, поддерживающих теории ритмических, циклических или бестенденческих движений социальных процессов, были гораздо ближе к реальности, чем нынешние сторонники линейного взгляда. " [33] В отличие от конфуцианства и, в некоторой степени, даосизма, которые ищут идеальное прошлое, иудео-христианско-исламская традиция верит в завершение истории, которое трансформировалось в идею прогресса в современную эпоху. Поэтому китайские сторонники модернизации обратились к западным моделям. поздней династии Цин По словам Томпсона, реформатор Кан Ювэй считал, что он нашел модель реформ и «модернизации» в древнекитайской классике. [34]
Философ Карл Поппер сказал, что прогресс не вполне достаточен для научного объяснения социальных явлений. [35] Совсем недавно Киркпатрик Сейл , самопровозглашенный автор -неолуддит , написал исключительно о прогрессе как мифе в эссе, озаглавленном «Пять граней мифа». [36]
Иггерс (1965) говорит, что сторонники прогресса недооценили степень деструктивности и иррациональности человека, в то время как критики неправильно понимают роль рациональности и нравственности в человеческом поведении. [37]
В 1946 году психоаналитик Шарль Бодуэн заявил, что современность сохранила «следствие» мифа о прогрессе, идею о том, что настоящее превосходит прошлое, и в то же время настаивает на том, что оно свободно от мифа:
Последние два столетия были знакомы с мифом о прогрессе. Наш век принял миф современности. Один миф сменил другой.
Мужчины перестали верить в прогресс; но только для того, чтобы связать свою веру с более осязаемыми реалиями, единственное первоначальное значение которых заключалось в том, что они были инструментами прогресса.
Это превознесение настоящего... является следствием той самой веры в прогресс, от которой, как утверждают люди, отказались. Настоящее превосходит прошлое по определению только в мифологии прогресса. Таким образом, мы сохраняем следствие, отвергая принцип. Есть только один способ сохранить позицию, нестабильность которой осознается. Надо просто воздерживаться от размышлений. [38]
Циклическая теория истории была принята Освальдом Шпенглером (1880–1936), немецким историком, написавшим «Закат Запада» в 1920 году. Первая мировая война , Вторая мировая война и подъем тоталитаризма продемонстрировали, что прогресс не был автоматическим и что технический прогресс не обязательно гарантировал демократию и моральный прогресс. Британский историк Арнольд Дж. Тойнби (1889–1975) считал, что христианство поможет современной цивилизации преодолеть свои проблемы. [39]
Джефферсонианцы говорили, что история не исчерпана, но что человек может начать заново в новом мире. Помимо отказа от уроков прошлого, они американизировали идею прогресса, демократизировав и вульгаризировав ее, включив в нее благосостояние простого человека как форму республиканизма . Будучи романтиками, глубоко озабоченными прошлым, собирающими исходные материалы и основывающими исторические общества, отцы-основатели были вдохновлены ясными принципами. Они видели, что человек контролирует свою судьбу, считали добродетель отличительной чертой республики и заботились о счастье, прогрессе и процветании. Томас Пейн , сочетая дух рационализма и романтизма, изобразил время, когда невиновность Америки будет звучать как романтика, и пришел к выводу, что падение Америки может ознаменовать конец «самого благородного произведения человеческой мудрости». [24]
Историк Дж. Б. Бери писал в 1920 году: [40]
По мнению большинства людей, желательным результатом человеческого развития было бы такое состояние общества, при котором все жители планеты могли бы наслаждаться совершенно счастливым существованием. ... Невозможно доказать, что неизвестная цель, к которой движется человек, желательна. Движение может быть Прогрессом, а может быть в нежелательном направлении и, следовательно, не Прогрессом. ...Прогресс человечества принадлежит к тому же порядку идей, что и Провидение или личное бессмертие. Оно истинно или ложно, и, подобно им, его нельзя доказать ни истинно, ни ложно. Вера в это является актом веры.
В постмодернистской мысли, неуклонно набирающей силу с 1980-х годов, грандиозные претензии модернизаторов неуклонно размываются, а сама концепция социального прогресса снова подвергается сомнению и тщательному изучению. В новом видении радикальные модернизаторы, такие как Иосиф Сталин и Мао Цзэдун, предстают тоталитарными деспотами, чье видение социального прогресса считается полностью деформированным. Постмодернисты подвергают сомнению обоснованность представлений о прогрессе XIX и XX веков — как с капиталистической, так и с марксистской стороны спектра. Они утверждают, что и капитализм, и марксизм переоценивают технологические достижения и материальное процветание, игнорируя при этом ценность внутреннего счастья и душевного спокойствия. Постмодернизм утверждает, что и антиутопия, и утопия — это одно и то же, всеобъемлющие грандиозные повествования с невозможными выводами.
Некоторые авторы 20-го века ссылаются на «миф о прогрессе», имея в виду идею о том, что условия жизни человека неизбежно улучшатся. В 1932 году английский врач Монтегю Дэвид Эдер писал: «Миф о прогрессе гласит, что цивилизация двигалась, движется и будет двигаться в желательном направлении. Прогресс неизбежен... Философы, люди науки и политики приняли идею неизбежность прогресса». [41] Эдер утверждает, что развитие цивилизации ведет к еще большему несчастью и потере контроля над окружающей средой. Самые ярые критики идеи прогресса жалуются, что она остается доминирующей идеей в 21 веке и не демонстрирует никаких признаков ослабления влияния. Один яростный критик, британский историк Джон Грей (р. 1948), заключает: [42]
Вера в освобождающую силу знания зашифрована в современной жизни. Опираясь на некоторые из самых древних традиций Европы и ежедневно подкрепляясь ускоряющимся развитием науки, от нее нельзя отказаться волевым актом. Взаимодействие ускоряющегося научного прогресса с неизменными человеческими потребностями — это судьба, которую мы, возможно, можем смягчить, но не можем преодолеть… Тем, кто верит в возможность прогресса, не следует бояться. Иллюзия о том, что с помощью науки люди могут переделать мир, является неотъемлемой частью современного состояния. Обновляя эсхатологические надежды прошлого, прогресс есть иллюзия с будущим.
В последнее время идея прогресса была обобщена на психологию, будучи связана с понятием цели, т. е. прогресс понимается как «то, что считается средством продвижения к конечному результату данной определенной цели». [ нужна ссылка ]
Античность
[ редактировать ]Историк Дж. Б. Бери сказал, что в древней Греции доминировала теория мировых циклов или доктрина вечного возвращения, и она была пропитана верой, параллельной иудейскому « падению человека », но скорее пришедшей к предшествующему « Золотому веку ». невинности и простоты. Время обычно рассматривалось как враг человечества, обесценивающий ценность мира. Он считает, что эпикурейцы имели потенциал привести к созданию основы теории прогресса благодаря их материалистическому принятию атомизма Демокрита как объяснения мира без вмешательства божества .
Для них первобытное состояние людей напоминало состояние животных, и из этого примитивного и жалкого состояния они с трудом достигли существующего состояния цивилизации, не внешним руководством или вследствие какого-то первоначального замысла, а просто благодаря использованию человеческих способностей. интеллект в течение длительного периода. [ нужна ссылка ]
Роберт Нисбет и Гертруда Химмельфарб приписывали понятие прогресса другим грекам. Ксенофан сказал: «Боги не открыли людям всего вначале, но люди посредством своих собственных поисков с течением времени находят то, что лучше».
Ренессанс
[ редактировать ]В период Средневековья наука в значительной степени основывалась на схоластических (метод мышления и обучения средневековья ) интерпретациях работ Аристотеля . Эпоха Возрождения изменила образ мышления в Европе, что вызвало революцию в любопытстве к природе в целом и научный прогресс, который открыл ворота для технического и экономического прогресса. Более того, индивидуальный потенциал рассматривался как нескончаемый поиск богоподобия, открывающий путь к взгляду на человека, основанному на безграничном совершенстве и прогрессе. [43]
Эпоха Просвещения (1650–1800 гг.)
[ редактировать ]В эпоху Просвещения французский историк и философ Вольтер (1694–1778) был главным сторонником прогресса. [ нужна ссылка ] Сначала мысль Вольтера основывалась на идее прогресса в сочетании с рационализмом. Его последующее представление об исторической идее прогресса рассматривало науку и разум как движущие силы общественного прогресса.
Иммануил Кант (1724–1804) утверждал, что прогресс не является ни автоматическим, ни непрерывным и не измеряет знания или богатство, а представляет собой болезненный и во многом непреднамеренный переход от варварства через цивилизацию к просвещенной культуре и отмене войны. Кант призывал к образованию, рассматривая образование человечества как медленный процесс, посредством которого мировая история продвигает человечество к миру через войны, международную торговлю и просвещенный эгоизм . [44]
Шотландский теоретик Адам Фергюсон (1723–1816) определял человеческий прогресс как реализацию божественного плана, хотя и отвергал предопределение. Трудности и опасности жизни дали необходимые стимулы для человеческого развития, а уникальная человеческая способность оценивать привела к амбициям и сознательному стремлению к совершенству. Но он никогда адекватно не анализировал конкурентные и агрессивные последствия, вытекающие из его акцента на амбициях, хотя и представлял судьбу человека как вечное стремление без какой-либо земной кульминации. Человек нашел свое счастье только в усилиях. [45]
Некоторые ученые рассматривают идею прогресса, утвержденную в эпоху Просвещения, как секуляризацию идей раннего христианства и переработку идей Древней Греции . [46] [47] [48]
Романтизм и 19 век.
[ редактировать ]В 19 веке критики-романтики утверждали, что прогресс не улучшает положение человека автоматически, а в некотором смысле может его ухудшить. [49] Томас Мальтус (1766–1834) выступил против концепции прогресса, изложенной Уильямом Годвином и Кондорсе, потому что он считал, что неравенство условий - это «лучшее (состояние), рассчитанное на развитие энергии и способностей человека». Он сказал: «Если бы население и пища увеличились в одинаковом соотношении, вполне вероятно, что человек никогда бы не вышел из дикого состояния». Он утверждал, что способность человека к совершенствованию демонстрируется ростом его интеллекта, формой прогресса, которая компенсирует бедствия, порожденные законом народонаселения. [50]
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900) критиковал идею прогресса как «доктрину оптимизма слабаков» и выступал за подрыв таких концепций, как вера в прогресс, чтобы позволить сильному человеку стоять над плебейскими массами. Важная часть его размышлений состоит из попытки использовать классическую модель «вечного повторения одного и того же», чтобы вытеснить идею прогресса. [51]
Иггерс (1965) утверждает, что в конце XIX века существовало общее мнение о том, что устойчивое накопление знаний и постепенная замена предположительных, то есть теологических или метафизических, представлений научными были тем, что создало прогресс. Большинство ученых пришли к выводу, что этот рост научных знаний и методов привел к росту промышленности и трансформации воинственных обществ в индустриальные и миролюбивые. Они также согласились с тем, что в правительстве наблюдается систематическое снижение принуждения и возрастающая роль свободы и правления по согласию. Больше внимания уделялось безличным социальным и историческим силам; прогресс все чаще рассматривался как результат внутренней логики общества. [52]
Марксистская теория (конец 19 века)
[ редактировать ]Маркс разработал теорию исторического материализма . он описывает ситуацию середины XIX века В «Манифесте Коммунистической партии» следующим образом:
Буржуазия не может существовать без постоянного революционизирования орудий производства, а тем самым и производственных отношений, а вместе с ними и всех общественных отношений. Напротив, сохранение старых способов производства в неизменном виде было первым условием существования всех прежних промышленных классов. Постоянная революционизация производства, непрерывное нарушение всех общественных условий, вечная неопределенность и агитация отличают буржуазную эпоху от всех предшествующих. Все устоявшиеся, быстро застывшие отношения с их вереницей древних и почтенных предрассудков и мнений сметаются, все вновь возникшие устаревают, не успев закостенеть. Все твердое растворяется в воздухе, все святое оскверняется, и человек вынужден, наконец, трезво взглянуть в глаза своему реальному состоянию жизни и своим отношениям с себе подобными. [53]
Далее Маркс описывал процесс общественного прогресса, который, по его мнению, основан на взаимодействии производительных сил и производственных отношений:
Ни один социальный порядок не разрушается до тех пор, пока не будут развиты все производительные силы, для которых его достаточно, и новые высшие производственные отношения никогда не заменяют старые до тех пор, пока не созреют материальные условия для их существования в рамках старого общества. [54]
Капитализм мыслится Марксом как процесс непрерывных изменений, в котором рост рынков разрушает все неподвижности в человеческой жизни, и Маркс утверждает, что капитализм прогрессивен и нереакционен . [ нужна ссылка ] Марксизм далее утверждает, что капитализм в своем стремлении к более высоким прибылям и новым рынкам неизбежно посеет семена своего собственного разрушения. Марксисты верят, что в будущем капитализм будет заменен социализмом и, в конечном итоге, коммунизмом.
Многие защитники капитализма, такие как Шумпетер, согласились с анализом Маркса капитализма как процесса постоянных изменений посредством созидательного разрушения , но, в отличие от Маркса, верили и надеялись, что капитализм, по сути, может существовать вечно.
Таким образом, к началу 20-го века две противоположные школы мысли — марксизм и либерализм — верили в возможность и желательность постоянных изменений и улучшений. Марксисты решительно выступали против капитализма, а либералы решительно его поддерживали, но единственной концепцией, с которой они оба могли согласиться, была концепция прогресса, которая подтверждает способность людей создавать, улучшать и изменять свое общество с помощью научных знаний, технологий и практических экспериментов. . Современность означает культуры, которые принимают эту концепцию прогресса. (Это не то же самое, что модернизм , который был художественным и философским ответом на современность, некоторые из которых охватывали технологии, отвергая индивидуализм, но большая часть полностью отвергала современность.)
См. также
[ редактировать ]- Ускорение перемен
- Конституционная экономика
- Фронтиризм
- Фордизм
- Глобальный исследовательский проект социальных изменений
- Экономика счастья
- Высшее благо
- Высокий модернизм
- Удовлетворение от отдыха
- Манифест судьбы
- Моральный прогресс
- Новый рубеж
- Теория прогрессивного использования
- Психометрия
- Социальное развитие
- Социальные изменения
- Социальная справедливость
- Социальный заказ
- Социальный регресс
- Социокультурная эволюция
- Сциентизм
- Техноцентризм
- Технический прогресс
- Технопрогрессивизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение и значение прогресса | Словарь английского языка Коллинза» .
- ^ «Прогресс | Значение прогресса по лексике» . Архивировано из оригинала 16 октября 2018 года.
- ^ Значение «PROGRESS | в Кембриджском словаре английского языка» .
- ^ "О" . Наш мир в данных . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ «Наш мир в данных» . Наш мир в данных . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Весселинг, Хенк (август 1998 г.). «История: наука или искусство?» . Европейский обзор . 6 (3): 265–267. дои : 10.1017/S106279870000329X . ISSN 1474-0575 .
- ^ Голинский, Ян (2001). Создание естественных знаний: конструктивизм и история науки (переиздание). Издательство Чикагского университета. п. 2. ISBN 9780226302324 .
Когда [история науки] началась в восемнадцатом веке, ее практиковали ученые (или «натурфилософы»), заинтересованные в подтверждении и защите своего предприятия. Они написали истории, в которых... наука того времени была представлена как результат прогрессивного накопления человеческих знаний, которые были неотъемлемой частью морального и культурного развития.
- ^ Кун, Т., 1962, «Структура научных революций», University of Chicago Press, стр. 137: «Частично путем отбора, а частично искажая, учёные прежних эпох имплицитно представлены как работавшие над тем же набором фиксированных проблем и в соответствии с тем же набором фиксированных канонов, которые произвела самая последняя революция в научной теории и методе». кажутся научными».
- ^ Например, см. Чалмерс, Дэвид (2015). Почему в философии нет большего прогресса? Philosophy 90 (1):3–31: https://philpapers.org/rec/CHAWIT-15 или Росс, Льюис (2021), Как прогрессируют интеллектуальные сообщества, том 18, выпуск 4, стр. 738–756: https:/ /doi.org/10.1017/epi.2020.2
- ^ Jump up to: а б Нисбет, Роберт (1980). История идеи прогресса . Нью-Йорк: Основные книги, гл. 5
- ^ Jump up to: а б с Портер М. (10 апреля 2015 г.). «Почему важен социальный прогресс» . Всемирный экономический форум . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Аллен, Энн Тейлор (1999). «Феминизм, социальные науки и значения современности: дебаты о происхождении семьи в Европе и Соединенных Штатах, 1860–914», American Historical Review 104 (4): 1085–113; Нюланд, Крис (1993). «Адам Смит, сценическая теория и статус женщин», History of Political Economics 25 (4): 617–40.
- ^ Контлер, Ласло (2004). «Красавица или чудовище, или чудовищные полки? Робертсон и Берк о женщинах и общественной сцене», Modern Intellectual History 1 (3): 305–30.
- ^ Диманд, Роберт Уильям и Крис Ниланд (2003). Положение женщин в классической экономической мысли . Издательство Эдварда Элгара, с. 109; Райри, Чарльз Колдуэлл (1958). Место женщины в церкви , The Macmillan Company, Глава 1.
- ^ Вернофф, Эдвард и Питер Дж. Сейболт, (2007). Глазами китайцев: традиции, революция и трансформация , APEX Press, стр. 45 и далее.
- ^ Маркс, Лео и Брюс Мазлиш (1998). Прогресс: факт или иллюзия? . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, с. 5.
- ^ Эпплби, Джойс; Линн Хант и Маргарет Джейкоб (1995). Рассказываем правду об истории . WW Нортон, с. 78.
- ^ Следующий аннотированный список литературы содержится в Дж. Б. Бери исследовании : «Идея прогресса», опубликованном в 1920 году и полностью доступном в Интернете :
История идеи прогресса кратко и частично рассматривалась различными французскими писателями; например, Конт, Курс позитивной философии , VI. 321 кв.м.; Бюше, «Введение в науку об истории» , т. 99 кв. (изд. 2, 1842 г.); Жавари, «Идея прогресса» (1850 г.); Риго, Histoire de la querelle des Anciens et des Modernes (1856 г.); Булье, «История картезианской философии» (1854 г.); Каро, «Проблемы социальной морали» (1876 г.); Брюнетьер, « Формирование идеи прогресса », в «Критических этюдах» , 5 серия. Совсем недавно Жюль Дельвай попытался полностью проследить ее историю, вплоть до конца восемнадцатого века. Его «История идеи прогресса» (1910) запланирована на большой масштаб; он эрудирован и много читал. Но его обращению не хватает силы дискриминации. Он поражает своим стремлением привлечь в свою сеть как theoriciens du progres как можно больше выдающихся мыслителей; и поэтому, наряду со многим полезным и актуальным, мы находим в его книге и много ненужного. Он не учел ясно, что отличительная идея прогресса не была задумана ни в античности, ни в средние века, ни даже в период Возрождения; и когда он доходит до нового времени, ему не удается ясно выявить решающие шаги его роста. И он, кажется, не осознает, что человек может быть «прогрессивным», не веря в доктрину прогресса или даже не думая о ней. Леонардо да Винчи и Беркли являются примерами. В моем Древнегреческие историки (1909) Я остановился на современном происхождении идеи (с. 253 кв.). Недавно г-н Р. Х. Мюррей в научном приложении к своей книге «Эразм и Лютер » развил тезис о том, что прогресс не был постигнут в древности (хотя он делает исключение для Сенеки), что является долгожданным подтверждением.
- ^ Пэнгл, Томас Л. (1990). Дух современного республиканизма: моральное видение американских основателей и философия Локка . Издательство Чикагского университета. [ нужна страница ]
- ^ Нисбет (1980), стр. 224–29.
- ^ Калдари, Катя (2004). «Идея прогресса и устойчивого развития Альфреда Маршалла», Журнал истории экономической мысли , 26 (4): 519–36.
- ^ Арндт, HW (1989). Экономическое развитие: история идеи . Издательство Чикагского университета. [ нужна страница ]
- ^ Эллисон, Герберт Дж. (1965). «Экономическая модернизация в императорской России: цели и достижения», Журнал экономической истории 25 (4): 523–40.
- ^ Jump up to: а б Коммагер, Генри Стил (1969). «Прошлое как продолжение настоящего», Труды Американского антикварного общества , Vol. 79, № 1, стр. 17–27.
- ^ Догерти, Джон Э. (1973). «Хуан Баутиста Альберди: исследование его мысли», Americas 29 (4): 489–501.
- ^ Харт, Джон М. (1972). «Хосе Мора: его идея прогресса и истоки мексиканского либерализма», North Dakota Quarterly 40 (2): 22–29.
- ^ ДалЛаго, Энрико (2002). Юг Америки и итальянское Меццоджорно: Очерки сравнительной истории . Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Смирнов, Дмитрий (2004). «Дэн Сяопин и модернизация Китая», « Дальневосточные дела» 32 (4): 20–31.
- ^ Хуземанн, Майкл Х. и Джойс А. Хуземанн (2011). Technofix: Почему технологии не спасут нас или окружающую среду , Глава 9, « Технологический оптимизм и вера в прогресс», Издательство New Society, остров Габриола, Британская Колумбия, Канада, ISBN 0865717044 .
- ^ Джеймисон, Эндрю (2001). Создание зеленых знаний: экологическая политика и культурная трансформация . Издательство Кембриджского университета, с. 28 и след.
- ^ «Пять граней мифа» . Архивировано из оригинала 9 июля 2009 г. Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Нисбет (1980) с. 4.
- ^ П. А. Сорокин, статья 1932 г., цитируется по Фэй (1947).
- ^ Ювэй, Канг и Лоуренс Г. Томпсон (1958). Та Тун Шу: Единая мировая философия Кан Ю-вэя. Лондон: Аллен и Анвин.
- ^ Поппер (1957). Бедность историзма . Рутледж.
- ^ «Пять граней мифа» . www.hermetic.ch .
- ^ Иггерс (1965) с. 16.
- ^ Шарль Бодуэн , Миф о современности , Le Mythe du Moderne (1946), в переводе Бернара Миалла (1950), разделы 1–7.
- ^ Фарренкопф, Джон (1993). «Исторический пессимизм Шпенглера и трагедия нашего века», Теория и общество, том. 22, номер 3, стр. 391–412.
- ^ Бери (1920). Идея прогресса . Лондон: Macmillan and Co., с. 2.
- ^ Дэвид Эдер, Монтегю (1932). «Генерал: доктор Эдер. «Миф о прогрессе». Британский журнал медицинской психологии, 1932, том XII, стр. 1 . Международный журнал психоанализа . 14 : 399.
- ^ Грей, Джон (2004). «Иллюзия будущего», Дедал Том. 133(3), стр. 10+; также Грей (2004). Ереси: против прогресса и других иллюзий . Книги Гранты.
- ^ Кассирер, Эрнст; Пол Оскар Кристеллер и Джон Герман Рэндалл (ред., 1948). Ренессансная философия человека . Чикаго: Издательство Чикагского университета. [ нужна страница ]
- ^ Шулер, Жанна А. (1991). «Разумная надежда: Кант как критический теоретик», History of European Ideas , 21 (4): 527–33.
- ^ Бернштейн, Джон Эндрю (1978). «Адам Фергюсон и идея прогресса», Исследования Берка и его времени 19 (2): 99–118.
- ^ Энциклопедия политической мысли Блэквелла Дэвид Миллер, Джанет Коулман, с. 402.
- ^ Нисбет, Роберт (1980). История идеи прогресса . Нью-Йорк: Основные книги.
- ^ Людвиг Эдельштейн придерживается точки зрения меньшинства, рассматривая доказательства идеи прогресса в классической античности , Johns Hopkins Press (1967).
- ^ Мюррей, Кристофер Джон, изд. (2004). Энциклопедия эпохи романтизма, 1760–1850 гг . Фицрой Дирборн, Том. II, с. 912.
- ^ Левин, Сэмюэл М. (1966). «Мальтус и идея прогресса», Журнал истории идей 27 (1): 92–108.
- ^ Тассоне, Джузеппе (2002). Исследование идеи прогресса у Ницше, Хайдеггера и критической теории . Э. Меллен Пресс.
- ^ Иггерс, Джордж Г. (1965). «Идея прогресса: критическая переоценка», American Historical Review , Vol. 71, № 1, стр. 1–17.
- ^ Манифест Коммунистической партии: Глава 1, Маркс и Энгельс
- ^ Маркс, Карл. «Предисловие» . Критика политической экономии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Александр, Джеффри К. и Петр Штомпка (1990). Переосмысление прогресса: движения, силы и идеи в конце 20-го века . Бостон: Анвин Хайманс.
- Беккер, Карл Л. (1932). Прогресс и власть . Издательство Стэнфордского университета.
- Брюнетьер, Фердинанд (1922). «Формирование идеи прогресса». В: Критические исследования. Париж: Librairie Hachette, стр. 183–250.
- Берджесс, Ивонн (1994). Миф о прогрессе . Публикации «Дикий гусь».
- Бери, Дж. Б. (1920). Идея прогресса: исследование ее происхождения и роста ( зеркало ). Лондон: Макмиллан и компания.
- Доусон, Кристофер (1929). Прогресс и религия . Лондон: Шид и Уорд.
- Доддс, ER (1985). Древняя концепция прогресса и другие очерки греческой литературы и веры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Дорен, Чарльз Ван (1967). Идея прогресса. Нью-Йорк: Прегер.
- Фэй, Сидни Б. (1947). «Идея прогресса», American Historical Review , Vol. 52, № 2, стр. 231–46 в JSTOR , размышления после двух мировых войн.
- Хан, Льюис Эдвин и Пол Артур Шилпп (ред.) (1999). Философия Георга Хенрика фон Райта . Открытый суд.
- Иггерс, Георг Г. (1965). «Идея прогресса: критическая переоценка», American Historical Review , Vol. 71, № 1, стр. 1–17 в JSTOR , акцент на философии истории 20-го века.
- Инге, Уильям Ральф (1922). «Идея прогресса». В: Откровенные эссе , Вторая серия. Лондон: Longmans, Green & Co., стр. 158–83.
- Кауфман, Билл. (1998). С добрыми намерениями? Размышления о мифе о прогрессе в Америке . Praeger Интернет-издание , основанное на интервью в небольшом городке.
- Лэш, Кристофер (1991). Истинное и единственное небо: прогресс и его критики . WW Norton Интернет-издание
- Маккензи, Дж. С. (1899). «Идея прогресса», Международный журнал этики , Vol. IX, № 2, стр. 195–213, представитель подходов конца XIX века.
- Матиопулос, Маргарита. История и прогресс: в поисках европейского и американского разума (1989) онлайн-издание
- Мельцер, Артур М. и др. ред. История и идея прогресса (1995), Ученые обсуждают Макиавелли, Канта, Ницше, Шпенглера и других, интернет-издание
- Нисбет, Роберт (1979). «Идея прогресса», «Литература свободы » , Vol. II, № 1, стр. 7–37.
- Нисбет, Роберт (1980). История идеи прогресса . Нью-Йорк: Основные книги.
- Норберг, Йохан (2016). Прогресс: десять причин смотреть в будущее . Лондон: Публикации Oneworld ISBN 978-1-78074-951-8
- Художник Джордж С. (1922). «Идея прогресса», Американский социологический журнал , Vol. 28, № 3, стр. 257–82.
- Пинкер, Стивен (2018). Просвещение сегодня: аргументы в пользу разума, науки, гуманизма и прогресса , Penguin Books ISBN 978-0-525-42757-5
- Поллард, Сидни (1971). Идея прогресса: история и общество. Нью-Йорк: Пеликан.
- Решер, Николас; Научный прогресс (Оксфорд: Блэквеллс, 1978).
- Райан, Кристофер (2019). Цивилизованный до смерти: цена прогресса. Саймон и Шустер
- Склер, Лесли (1970). Социология прогресса . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. онлайн-издание
- Слабоч, Мэтью В. (2018). Дорога в никуда: идея прогресса и ее критики . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- Смит, Джордж Х. (2008). «Прогресс» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . стр. 396–398. ISBN 978-1412965804 .
- Спадафора, Дэвид (1990). Идея прогресса в Британии восемнадцатого века . Издательство Йельского университета.
- Сполдинг, Генри Норман, Цивилизация на Востоке и Западе: введение в изучение человеческого прогресса , Лондон, издательство Оксфордского университета, Х. Милфорд, 1939.
- Теггарт, Ф.Дж. (1949). Идея прогресса: Сборник материалов. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Тувесон, Эрнест Ли (1949). Миллениум и утопия: исследование на фоне идеи прогресса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Заранди, Мерхдад М., изд. (2004). Наука и миф о прогрессе . Книги мировой мудрости.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Прогресс
- Активизм
- Антропология
- Концепции в эстетике
- Концепции в эпистемологии
- Концепции в метафизике
- Эпистемология науки
- Этические принципы
- Этнология
- Эволюция человека
- Инновации
- Метанарративы
- Онтология
- Философские школы и традиции
- Философия культуры
- Философия истории
- Философия жизни
- Политические концепции
- Политология
- Прогрессизм
- Социальные изменения
- Социальные концепции
- Социальные науки
- Социальные теории
- Теория социокультурной эволюции
- Теории истории
- Достоинство