Jump to content

Sanskrit prosody

(Перенаправлено с Чхандаса )

Санскритская просодия или Чанды относится к одной из шести Веданг , или частей ведического изучения. [1] Это изучение поэтических размеров и стихов на санскрите . [1] Эта область исследования занимала центральное место в составлении Вед , священных канонов индуизма ; на самом деле, настолько важно, что в некоторых более поздних индуистских и буддийских текстах Веды называются Чандами . [1] [2]

Чанды, разработанные ведическими школами, были организованы вокруг семи основных размеров, каждый из которых имел свой собственный ритм, движения и эстетику. Санскритские метры включают те, которые основаны на фиксированном количестве слогов в стихе, и те, которые основаны на фиксированном количестве мор в стихе. [3]

Сохранившиеся древние руководства по Чандам включают Пингалы » « Чанда Сутру , а примером средневекового санскритского руководства по просодии является «Вриттаратнакара » Кедары Бхатты . [4] [примечание 1] Наиболее полные сборники санскритской просодии описывают длину более 600 метров. [7] Это существенно больший репертуар, чем в любой другой метрической традиции. [8]

Этимология

[ редактировать ]

Термин Чандас ( санскрит : छन्दः/छन्दस् chandaḥ/chandas (единственное число)) означает «приятный, манящий, прекрасный, восхитительный или очаровательный» и основан на корне чад , который означает «уважать, чтобы доставлять удовольствие, казаться хорошим, чувствовать себя приятным и /или что-то, что питает, доставляет удовольствие или празднуется». [9] Этот термин также относится к «любой метрической части Вед или другой композиции». [9]

Гимны Ригведы включают названия размеров, что означает, что дисциплина Чандас (санскритская просодия) возникла во 2-м тысячелетии до нашей эры. [3] [примечание 2] Слой Брахманов в ведической литературе, составленный между 900 и 700 годами до нашей эры, содержит полное выражение Чанд . [12] Трактат Панини по грамматике санскрита отличает Чанды как стихи, составляющие Веды, от Бхаши (санскрит: भाषा), языка, на котором люди говорят для повседневного общения. [13]

В ведических санскритских текстах используется пятнадцать метров. Семь являются общими, а наиболее частыми являются три строки из 8, 11 и 12 слогов. [14] Постведические тексты, такие как эпосы, а также другая классическая литература индуизма, используют как линейные, так и нелинейные метры, многие из которых основаны на слогах, а другие — на повторяющемся количестве морэ (матра на фут). [14] Известно около 150 трактатов по санскритской просодии классической эпохи, в которых около 850 метров были определены и изучены древними и средневековыми индуистскими учеными. [14]

Древняя Чандахсутра Пингалы , , также называемая Пингала-сутрами является старейшим санскритским просодическим текстом, дошедшим до наших дней, и датируется периодом между 600 и 200 годами до нашей эры. [15] [16] Как и все сутры , текст Пингалы представляет собой очищенную информацию в форме афоризмов, которые широко комментировались в традиции бхашья индуизма. Из различных комментариев широко изучены три текста VI века — Джаядеваччандас , Джанашрайи-Чандовичити и Ратнаманджуша , [17] комментарий 10-го века ученого-просодиста из Карнатаки Халаюдхи, который также является автором грамматических Шастракавья и Кавирахасья (буквально « Тайна поэта »). [15] Другие важные исторические комментарии включают комментарии Ядавапракаши 11-го века и Бхаскарачарьи 12-го века, а также «Чандонушасана » Джаякрити и «Чандоманджари» Гангадаса. [15] [17]

Нет слова без метра,
и нет метра без слов.

Натья Шастра [18]

Основные энциклопедические и связанные с искусством индуистские тексты 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры содержат разделы, посвященные Чандасу . Например, главы с 328 по 335 Агни Пураны . [19] [20] Глава 15 Натья Шастры , глава 104 Брихат Самхиты , раздел Прамодаджанака Манасолласы содержат встроенные трактаты по Чандам . [21] [22] [23]

Элементы

[ редактировать ]

Классификация

[ редактировать ]

Размеры классической санскритской поэзии делятся на три вида. [24]

  1. Силлабический стих ( акшаравритта или акшаравритта): метры зависят от количества слогов в стихе, при относительной свободе в распределении легких и тяжелых слогов. Этот стиль происходит от более старых ведических форм и встречается в великих эпосах « Махабхарата» и « Рамаяна» .
  2. Силлабо-количественный стих ( варнавритта или варнавритта ): метры зависят от количества слогов, но легкие тяжелые узоры фиксированы.
  3. Количественный стих ( матравритта или матравритта ): метры зависят от продолжительности, при этом каждая строка стиха имеет фиксированное количество мор , обычно сгруппированных в наборы по четыре.

Легкие и тяжелые слоги.

[ редактировать ]

Большая часть санскритской поэзии состоит из стихов по четыре строки каждый. Каждая четверть стиха называется пада (буквально «ступня»). Метры одинаковой длины отличаются рисунком слогов лагху («легкий») и гуру («тяжелый») в паде . Правила различения слогов лагху и гуру такие же, как и для неметрической прозы, и они указаны в ведических шикшских текстах, изучающих принципы и структуру звука, таких как Пратишакхья . Некоторые из важных правил: [25] [26]

Метр – настоящий корабль,
для тех, кто хочет пойти,
через огромный океан поэзии.

Дандин , 7 век. [27]

  1. Слог называется лагу только в том случае, если его гласная — храсва («короткая») и за ней следует не более одной согласной, прежде чем встречается другая гласная.
  2. Слог с анусварой («ṃ») или висаргой («ḥ») всегда означает гуру .
  3. Все остальные слоги являются гуру , либо потому, что гласная — диргха («долгая»), либо потому, что за гласной храсва следует группа согласных.
  4. Гласные . храсвы представляют собой короткие монофтонги: «а», «и», «у», «ṛ» и «ḷ»
  5. Все остальные гласные — дирга : «а», «и», «у», «р», «е», «ай», «о» и «ау». правила сандхи на санскрите.) (Обратите внимание, что морфологически последние четыре гласные на самом деле представляют собой дифтонги «ай», «ай», «ау» и «ау», как ясно показывают [28]
  6. Гангадаса Пандит утверждает, что последний слог в каждой паде может считаться гуру , но гуру в конце пады никогда не считается лагху . [примечание 3] [ нужен лучший источник ]

При измерении матрой (мораэ) слоги лаху считаются за одну единицу, а слоги гуру — за две единицы. [29]

Исключения

[ редактировать ]

В индийских трактатах по просодии созданы исключения из этих правил, основанные на изучении звука, которые применяются в просодии на санскрите и пракрите. Например, последняя гласная стиха, независимо от ее естественной длины, может считаться короткой или длинной в зависимости от требования размера. [30] Исключения также касаются особых звуков типа प्र, ह्र, ब्र и क्र. [30]

Строфа ( шлока ) определяется в санскритской просодии как группа из четырех четвертей ( пада с). [30] Индийские исследования просодии выделяют два типа строф. Вритта- строфы — это строфы, состоящие из точного количества слогов, тогда как джати -строфы — это строфы, основанные на слоговой продолжительности (мораэ, матра ) и могут содержать различное количество слогов. [30]

Вритта [примечание 4] строфы имеют три формы: Самавритта , где четыре четверти схожи по образцу, Ардхасамавритта , где альтернативные стихи имеют схожую слоговую структуру, и Вишамавритта, где все четыре четверти различны. [30] Обычная Вритта определяется как та, в которой общее количество слогов в каждой строке меньше или равно 26 слогам, а нерегулярные содержат больше. [30] Когда размер основан на море ( матре ), короткий слог считается за одну мору, а длинный слог — за две моры. [30]

Гана ( санскрит , «группа») — технический термин, обозначающий сочетание легких и тяжелых слогов в последовательности из трех. Он используется в трактатах по санскритской просодии для описания размеров в соответствии с методом, впервые предложенным в « Пингалы » Чандахсутре . Пингала организует счетчики с использованием двух единиц: [32]

  • l : «легкий» слог (L), называемый лагху.
  • g : «тяжелый» слог (H), называемый гуру .
Метрические ножки и акценты
Двусложные слова
◡ ◡ пиррихий , дибрах
◡ – ямб
– ◡ хорей , хорей
– – спондей
Трехсложные слова
◡ ◡ ◡ трегер
– ◡ ◡ дактиль
◡ – ◡ амфибрахия
◡ ◡ – анапаест , антидактиль
◡ – – Вакх
– ◡ – кретик , амфицер
– – ◡ антибахий
– – – молосс
см . в основной статье . Подробности о тетраслогах

Метод Пингалы описывал любой размер как последовательность ганы или тройки слогов (трехсложные стопы), а также лишние, если таковые имеются, как отдельные единицы. Имея восемь возможных моделей легких и тяжелых слогов в последовательности из трех, Пингала связал букву, что позволило компактно описать размер как аббревиатуру . [33] У каждого из них есть греческий просодический эквивалент, указанный ниже.

Ганы (गण, класс) [34] [35]
санскрит
просодия
Масса Символ Стиль Греческий
эквивалент
Выговор LLL ооо
и и и
Трегер
Ма-гана ХХХ — — —
ПОКА ПОКА ПОКА
Молосс
Джа-гана ЛХЛ в — в
и ПОКА и
Амфибрахия
Ра-гана HLH - в -
ПОКА и ПОКА
критический
Бха-гана ХЛЛ - Эм-м-м
ПОКА и и
Дактиль
Са-гана ЛЛХ Эм-м-м -
и и ПОКА
Анапест
Я-гана ЛХХ в - -
и ПОКА ПОКА
Бахус
Та-гана ХХЛ - - в
ПОКА ПОКА и
Антибакхий

Порядок ганы Пингалы, а именно. myrstj-bh-n соответствует стандартному перечислению в двоичном формате , когда три слога в каждой гане читаются справа налево с H=0 и L=1.

Мнемоника

[ редактировать ]

Слово yamatārājabhānasalagāḥ (или yamātārājabhānasalagaṃ ) представляет собой мнемонику ганы Пингалы, разработанную древними комментаторами с использованием гласных «а» и «а» для легких и тяжелых слогов соответственно с буквами его схемы. В форме без грамматического окончания яматараджабханасалага является самоописательной, где структура каждой ганы показана ее собственным слогом и двумя следующими за ним: [36]

  • йа-гана : йа-ма-та = ЛХХ
  • ма-гана : ма-та-ра = ХХХ
  • та-гана : та-ра-джа = HHL
  • ра-гау : ра-джа-х = HLH
  • джа-гана : джа-бха-на = LHL
  • бха-гана : бха-на-са = HLL
  • на-гана : на-са-ла = LLL
  • са-гана : са-ла-га = LLH

Мнемоника также кодирует легкие «ла» и тяжелые «га» слоги полной схемы.

Усеченная версия, полученная путем отбрасывания двух последних слогов, а именно. yamatārājabhanasa можно читать циклически (т. е. переходя вперед). Это пример последовательности Де Брейна . [37]

Сравнение с греческой и латинской просодией

[ редактировать ]

Санскритская просодия имеет сходство с греческой и латинской просодией. Например, во всех трех ритм определяется по количеству времени, необходимому для произнесения слога, а не по ударению (количественному размеру). [38] [39] Каждая восьмисложная строка, например, в Ригведе, примерно эквивалентна греческому диметру ямба. [31] Священный размер Гаятри индусов состоит из трёх таких диметрических линий ямба, и один только этот встроенный размер составляет сердцевину примерно 25% всей Ригведы. [31]

Однако ганы — это не то же самое, что стопа в греческой просодии. Метрической единицей в санскритской просодии является стих (строка, пада ), а в греческой просодии — стопа. [40] Санскритская просодия обеспечивает гибкость, подобную латинским стихам Сатурна , что необычно для греческой просодии. [40] Принципы как санскритской, так и греческой просодии, вероятно, восходят к протоиндоевропейским временам, поскольку аналогичные принципы встречаются в древних персидских, итальянских, кельтских и славянских ветвях индоевропейского языка. [41]

Семь птиц: основные санскритские метры

[ редактировать ]

Просодия ведического санскрита включала как линейные, так и нелинейные системы. [42] Поле Чандаса было организовано вокруг семи основных метров, по утверждениям Аннетт Уилк и Оливера Мобуса, названных «семью птицами» или «семью ртами Брихаспати». [примечание 5] и у каждого был свой ритм, движения и эстетика. Система преобразовала нелинейную структуру (апериодичность) в полиморфную линейную последовательность из четырех стихов. [42]

Семью основными древними санскритскими размерами являются три восьмисложных Гаятри, четыре восьмисложных Анустубха, четыре одиннадцатисложных Тристубха, четыре двенадцатисложных Джагати и смешанные пада- метры, называемые Ушних, Брихати и Панкти.

Гаятри, солнце, солнце, Сама Веда и Трайштубха — это две Веды.
Семь голосов измеряются речью двуногого четырехногого слога.

гаятрена прати мимитэ аркам
аркена сама траиштубхена вакам
вакена вакам двипада чатушпада
акшарена мимате сапта ва́них

С помощью Гаятри он отмеривает песню; с песней – распевка; с Тристубхом – читаемая строфа;
Со строфой в две стопы и в четыре стопы – гимн; слогом измеряют семь голосов. 24 ॥

- Ригведа 1.164.24, Перевод Татьяны Дж. Елизаренковой. [44]
Основные древние метры санскритской просодии. [45] [46]
Метр Структура Нанесено на карту
Последовательность [45]
Разновидности [47] Использование [48]
Гаятри 24 слога;
3 стиха по 8 слогов.
6x4 11 Часто встречается в ведических текстах
Пример: Ригведа 7.1.1-30, 8.2.14. [49]
Ушних 28 слогов;
2 стиха из 8;
1 из 12 слогов
7х4 8 Веды, не распространенные
Пример: Ригведа 1.8.23-26. [50]
Ануштубх 32 слога;
4 стиха по 8 слогов.
8х4 12 Чаще всего встречается в постведической санскритской метрической литературе; заложен в Бхагавад Гите , Махабхарате , Рамаяне , Пуранах , Смрити и научных трактатах.
Пример: Ригведа 8.69.7-16, 10.136.7. [51]
Бэтмен 36 слогов;
2 стиха из 8;
1 стих из 12;
1 стих из 8 слогов
9x4 12 Веды, редкие
Пример: Ригведа 5.1.36, 3.9.1-8. [52]
Панкти 40 слогов;
5 стихов по 8 слогов.
10х4 14 Необычно, встречается у Тристубха.
Пример: Ригведа 1.191.10-12. [53]
Тристубх 44 слога;
4 стиха по 11 слогов.
11x4 22 Второй по частоте в постведической санскритской метрической литературе, драмах, пьесах, частях Махабхараты, основных кавьях первого тысячелетия.
Пример: Ригведа 4.50.4, 7.3.1-12. [54]
Это было разделено 48 слогов;
4 стиха по 12 слогов.
12x4 30 Третий по распространенности, обычно чередуется с Тристубхом в том же тексте, также встречается в отдельных песнях.
Пример: Ригведа 1.51.13, 9.110.4-12. [55]

Другие слоговые метры

[ редактировать ]

Помимо этих семи метров, ученые-санскритологи древности и средневековья разработали множество других размеров, основанных на слогах ( Акшара-чандас ). Примеры включают Атиджагати (13x4, в 16 вариантах), Шаквари (14x4, в 20 вариантах), Атишаквари (15x4, в 18 вариантах), Ашти (16x4, в 12 вариантах), Атьашти (17x4, в 17 вариантах), Дхрити (18x4). , в 17 разновидностях), Атидхрити (19х4, в 13 разновидностях), Крити (20х4, в 4 разновидностях) и так далее. [56] [57]

Счетчики на основе Мораэ

[ редактировать ]

В дополнение к слоговым размерам индуистские ученые в своих исследованиях просодии разработали Гана-чанды или Гана-вритта , то есть метры, основанные на матрах (мораэ, мгновениях). [58] [57] [59] Метрическая ступня в них состоит из лагу (коротких) мораэ или их эквивалентов. В санскритской просодии перечислено шестнадцать классов этих мгновенных размеров, каждый класс имеет шестнадцать подвидов. Примеры включают Арью , Удгити , Упагити , Гити и Арьягити . [60] Этот стиль композиции менее распространен, чем слоговые метрические тексты, но встречается в важных текстах индуистской философии , драматургии, лирических произведениях и поэзии Пракрита. [14] [61] Весь санкхьякарика текст школы индуистской философии санкхья составлен в арья-метре, как и многие главы математических трактатов Арьябхаты и некоторые тексты Калидаса . [60] [62]

Гибридные счетчики

[ редактировать ]

Индийские учёные также разработали гибридный класс санскритских размеров, который объединил в себе особенности слоговых и морных размеров. [63] [57] Их называли Матра-чандами . Примеры этой группы метров включают Ваиталию , Матрасамаку и Гитьярью . [64] индуистские тексты «Киратарджуния» и «Наишадха Чарита» Например, содержат полные песни, полностью написанные на метре Ваиталия . [63] [65]

Метры как инструменты литературной архитектуры

[ редактировать ]

Ведические тексты, а позже и санскритская литература, были составлены таким образом, что изменение размеров было встроенным кодом, информирующим чтеца и аудиторию о том, что это означает конец раздела или главы. [46] В каждом разделе или главе этих текстов используются одинаковые метры, ритмично излагающие свои идеи и облегчающие запоминание, припоминание и проверку точности. [46]

Точно так же авторы санскритских гимнов использовали метры как инструменты литературной архитектуры, при этом они кодировали конец гимна, часто используя стих метра, отличный от того, который использовался в основной части гимна. [46] Однако они никогда не использовали размер Гаятри для завершения гимна или композиции, возможно, потому, что он пользовался особым уважением в индуистских текстах. [46] В целом все размеры были священными, и ведические песнопения и гимны приписывали совершенство и красоту размеров божественному происхождению, называя их мифологическими персонажами или эквивалентами богов. [46]

Использование счетчика для выявления поврежденных текстов

[ редактировать ]

Совершенство стиха в ведических текстах, стихах Упанишад. [примечание 6] и тексты смрити побудили некоторых индологов, начиная с XIX века, идентифицировать подозрительные части текстов, в которых строка или разделы выходят за рамки ожидаемого метра. [66] [67]

Некоторые редакторы неоднозначно использовали этот принцип metri causa для исправления санскритских стихов, полагая, что их творческое предположительное переписывание словами со схожим звучанием восстановит размер. [66] Эта практика подвергалась критике, утверждает Патрик Оливель , потому что такие современные исправления могут изменять значение, усиливать искажение и навязывать современное произношение слов древним временам, когда один и тот же слог или мора могли произноситься по-разному. [66] [67]

Большие и значительные изменения размера, когда размер последующих разделов возвращается к более ранним разделам, иногда считаются указанием на более поздние интерполяции и вставки текста в санскритскую рукопись или на то, что текст представляет собой компиляцию произведений разных авторов и периоды времени. [68] [69] [70] Однако некоторые метры легко сохранить, и последовательность метра не означает подлинную рукопись. Эта практика также подвергалась сомнению при применении к определенным текстам, таким как буддийские рукописи древних и средневековых эпох, поскольку это может отражать универсальность автора или изменение стилей в течение жизни автора. [71]

Чанда Сутра

[ редактировать ]

При уменьшении пополам (запишите) два.
Когда единица (вычитается, записывается) шунья .
Когда шунья, (умножить на) два.
При уменьшении пополам умножьте (на) само себя (в квадрате).

- Чанда Сутра 8.28-31
VI-II века до н.э. [72] [73]

Чанда Сутра также известна как Чанда Шастра или Пингала Сутра в честь ее автора Пингалы . Это старейший индуистский трактат по просодии, дошедший до наших дней. [15] [16] Этот текст состоит из 8 книг, в общей сложности 310 сутр. [74] Это сборник афоризмов, преимущественно посвященных искусству поэтических размеров, и представляющий собой некоторую математику на службе музыки. [72] [75]

На протяжении веков существовало множество бхашьй (комментариев) к Чанда-шастре. Это:

Чандоратнакара: 11-го века Бхашья на Чанда Сутру Пингалы Ратнакарашанти , названная Чандоратнакара , добавила новые идеи в поэзию Пракрита, и это оказало влияние на просодию в Непале , а также на буддийскую просодическую культуру в Тибете , где эта область также была известна как чандас или сдеб сбёр . [43]

Чандахсутрабхасьараджа: к Чандра-шастре XVIII века комментарий Бхаскарарайи .

Использование

[ редактировать ]

Постведическая поэзия, эпос

[ редактировать ]

Индуистские эпосы и постведическая классическая санскритская поэзия обычно структурированы как четверостишия из четырех пад (строк) с полностью определенной метрической структурой каждой пады . случаях пары пад могут сканироваться вместе как полустихи двустишия В некоторых . [76] Это типично для шлоки , используемой в эпосе. Тогда вполне нормально, что пады, составляющие пару, имеют разную структуру и эстетически дополняют друг друга. В других размерах четыре пада строфы имеют одинаковую структуру.

Ведический размер Ануштубха стал самым популярным в классических и постклассических санскритских произведениях. [48] Он восьмисложный, как и священный для индусов размер Гаятри. Ануштубх присутствует в ведических текстах, но его присутствие незначительно, а, например, в Ригведе доминируют метры Триштубха и Гаятри. [77] Преобладающее присутствие метра Ануштубха в тексте является признаком того, что текст, вероятно, является постведическим. [78]

Махабхарата большая , например, содержит в своих главах множество стихотворных размеров, но подавляющая часть строф, 95% — это , а шлоки типа анистубх часть остальных — тристубхи . [79]

Чанды и математика

[ редактировать ]

Попытка определить наиболее приятные звуки и совершенные композиции побудила древнеиндийских учёных изучить перестановки и комбинаторные методы подсчёта музыкальных размеров. [72] Пингала -сутры включают обсуждение правил двоичной системы для расчета перестановок ведических размеров. [75] [80] [81] Пингала и, в частности, ученые периода классической санскритской просодии развили искусство Матрамеру , которое представляет собой область счета последовательностей, таких как 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8 и так далее ( числа Фибоначчи ), в их просодические исследования. [75] [80] [82]

Первые пять рядов треугольника Паскаля, также называемого треугольником Халаюдхи. [83] Халаюдха обсуждает это и многое другое в своей санскритской просодической бхашье о Пингале.

Комментарий Халаюдхи X века к Пингала-сутрам разработал мерупрастару , которая отражает треугольник Паскаля на западе и теперь также называется треугольником Халаюдхи в книгах по математике. [75] [83] » Ратнакарашанти XI века «Чандоратнакара описывает алгоритмы для подсчета биномиальных комбинаций метров через пратьяю . Для данного класса (длины) шестью пратьяями были: [84]

  • прастара , «таблица расположения»: процедура подсчета (упорядочения в таблице) всех метров заданной длины,
  • наста : процедура нахождения счетчика по его положению в таблице (без построения всей таблицы),
  • уддишта : процедура нахождения положения в таблице данного метра (без построения всей таблицы),
  • лагхукрия или лагакрия : расчет количества метров в таблице, содержащей заданное количество слогов лагху (или гуру ),
  • санкхья : расчет общего количества метров в таблице,
  • адхван : расчет места, необходимого для записи таблицы прастара данного класса (длины).

Некоторые авторы также учитывали для данного размера (A) количество слогов гуру , (B) количество слогов лагху , (C) общее количество слогов и (D) общее количество матр, давая выражения для каждый из них относительно любых двух из трех других. (Основные отношения заключаются в том, что C=A+B и D=2A+B.) [85]

Песня и язык

Дети понимают песню,
звери тоже, и даже змеи.
Но сладость литературы,
действительно ли понимает сам Великий Бог.

—Раджатарангини [86]

Чанды . считаются одной из пяти категорий литературных знаний в индуистских традициях Остальные четыре, по мнению Шелдона Поллока, — это Гуны или формы выражения, Рити, Марга или способы или стили письма, Аланкара или тропология и Раса, Бхава или эстетические настроения и чувства. [86]

Чанды почитаются в индуистских текстах за их совершенство и резонанс, при этом размер Гаятри считается наиболее изысканным и священным и продолжает оставаться частью современной индуистской культуры как часть йоги и гимнов медитации на восходе солнца. [87]

За пределами Индии

[ редактировать ]

Санскрит Чанда оказал влияние на просодию и поэзию Юго-Восточной Азии, такие как Тай Чан ( тайский : ฉันท์ ). [88] Считается , что его влияние, о чем свидетельствуют тайские тексты XIV века, такие как Махачат Кхам Луанг , пришло либо через Камбоджу , либо через Шри-Ланку . [88] Свидетельства влияния санскритской просодии на китайскую литературу VI века можно найти в произведениях Шэнь Юэ и его последователей, вероятно, представленных через буддийских монахов, посетивших Индию. [89]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Обзор других санскритских просодических текстов см. в «Истории индийской литературы» Морица Винтерница , [5] » HD Velankar и «Джаядаман . [6]
  2. ^ См., например, гимны Ригведы 1.164, 2.4, 4.58, 5.29, 8.38, 9.102 и 9.103; [10] и 10.130 [11]
  3. ^ Согласная, долгая гласная и согласная должны быть тяжелыми. Символу может предшествовать комбинация или стоять в конце стопы.
  4. ^ Vritta, буквально «поворот», уходит корнями в vrit , латинский vert-ere , тем самым этимологически противопоставляя латынь и «стихи» индоевропейских языков. [31]
  5. ^ Эти семь метров также являются именами семи лошадей индуистского бога Солнца (Адитьи или Сурьи ), мифически символизирующих устранение тьмы и принесение света знания. [43] Они упоминаются в стихах Сурья Ашвини Шастры части Айтарейя Брахмана .
  6. ^ Кена, Катха, Иша, Шветашватара и Мундака Упанишады являются примерами древних Упанишад в стихотворном стиле.
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), «Чандас» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   0-8239-2287-1 , стр. 140
  2. ^ Мориц Винтерниц (1988). История индийской литературы: буддийская литература и джайнская литература . Мотилал Банарсидасс. п. 577. ИСБН  978-81-208-0265-0 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Питер Шарф (2013). Кейт Аллан (ред.). Оксфордский справочник по истории лингвистики . Издательство Оксфордского университета. стр. 228–234. ISBN  978-0-19-164344-6 .
  4. ^ Deo 2007 , стр. 6-7, раздел 2.2.
  5. ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 1–301, особенно 5–35.
  6. ^ HD Веланкар (1949), Джаядаман (сборник древних текстов по санскритской просодии и классифицированный список санскритских размеров с алфавитным указателем), OCLC   174178314 , Харитоша;
    HD Веланкар (1949), Просодиальная практика санскритских поэтов, Журнал Королевского азиатского общества, том 24–25, страницы 49–92.
  7. ^ Deo 2007 , стр. 3, 6, раздел 2.2.
  8. ^ Deo 2007 , стр. 3-4, раздел 1.3.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 332.
  10. ^ Происхождение и развитие санскритских метрик , Арати Митра (1989), Азиатское общество, страницы 4-6 со сносками.
  11. ^ Уильям К. Махони (1998). Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 110–111. ISBN  978-0-7914-3579-3 .
  12. ^ Гай Л. Бек 1995 , стр. 40–41.
  13. ^ Шелдон Поллок 2006 , стр. 46, 268–269.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Алекс Премингер; Фрэнк Дж. Варнке; О.Б. Хардисон младший (2015). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Издательство Принстонского университета. стр. 394–395. ISBN  978-1-4008-7293-0 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шелдон Поллок 2006 , с. 370.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Б. А. Пингл, 1898 г. , стр. 238–241.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрю Оллетт (2013). Нина Мирниг; Питер-Даниэль Санто; Майкл Уильямс (ред.). Пуспика: Древняя Индия через тексты и традиции . Книги Оксбоу. стр. 331–334. ISBN  978-1-84217-385-5 .
  18. ^ Хар Датт Шарма (1951). «Сувриттатилака» . Пуна-востоковед: Ежеквартальный журнал, посвященный востоковедению . XVII : 84.
  19. ^ Роше 1986 , с. 135.
  20. ^ М. Н. Датт, Агни Пурана, том 2 , страницы 1219–1233 (Примечание: рукопись Датта состоит из 365 глав и имеет другую нумерацию)
  21. ^ Шелдон Поллок 2006 , стр. 184–188.
  22. ^ Т. Нанджундайя Шрикантайя (2001). Индийская поэтика . Сахитья Академия. стр. 10–12. ISBN  978-81-260-0807-0 .
  23. ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 8–9, 31–34.
  24. ^ Део 2007 , с. 5.
  25. ^ Коулсон, стр.21
  26. ^ Мюллер и Макдонелл, Приложение II.
  27. ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 13.
  28. ^ Коулсон, стр.6
  29. ^ Мюллер и Макдонелл, loc.cit.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лакшман Р. Вайдья, Санскритская просодия - Приложение I , в санскритско-английском словаре , Sagoon Press, Архив Гарвардского университета, страницы 843-856; Архив 2
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с История санскритской литературы , Артур МакДонелл, Oxford University Press/Appleton & Co, стр. 56
  32. ^ Пингала CS 1.9-10, по порядку.
  33. ^ Пингала, чандахшастра , 1.1-10.
  34. ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , стр. 415–416.
  35. ^ Пингала CS, 1.1-8, по порядку.
  36. ^ Коулсон, стр.253 и далее.
  37. ^ Стейн, Шерман К. (1963), «Yamátárájabhánasalagám», Рукотворная Вселенная: введение в дух математики , стр. 110–118 . Перепечатано в Wardhaugh, Benjamin, изд. (2012), Богатство чисел: антология популярных произведений по математике за 500 лет , Princeton Univ. Пресс, стр. 139–144.
  38. ^ Барбара Столер Миллер (2013). Фантазии любовного похитителя: Чаурапанчасика, приписываемая Билхане . Издательство Колумбийского университета. стр. 2, сноска 2. ISBN  978-0-231-51544-3 .
  39. ^ Алекс Премингер; Фрэнк Дж. Варнке; О.Б. Хардисон младший (2015). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Издательство Принстонского университета. п. 498. ИСБН  978-1-4008-7293-0 .
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б История санскритской литературы , Артур МакДонелл, Oxford University Press/Appleton & Co, стр. 55
  41. ^ Стивен Добинс (2011). Следующее слово, лучшее слово: мастерство написания стихов . Макмиллан. стр. 248–249. ISBN  978-0-230-62180-0 .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус, 2011 г. , стр. 391–392 со сносками.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джамгон Конгтрул Лодро Тайе; Кон-спрул Бло-грос-мта'-йас; Гюрме Дордже (2012). Сокровищница знаний: индо-тибетское классическое учение и буддийская феноменология. Книга шестая, части первая и вторая . Публикации Шамбалы. стр. 26–28. ISBN  978-1-55939-389-8 .
  44. ^ Елизаренкова Татьяна Юрьевна (1995). Язык и стиль ведических риши . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 113–114. ISBN  978-0-7914-1668-6 .
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , с. 392.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Елизаренкова Татьяна Юрьевна (1995). Язык и стиль ведических риши . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 111–121. ISBN  978-0-7914-1668-6 .
  47. ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , стр. 418–421.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гораций Хейман Уилсон, 1841 г. , стр. 418–422.
  49. ^ Арнольд 1905 , стр. 10, 48.
  50. ^ Арнольд 1905 , с. 48.
  51. ^ Арнольд 1905 , с. 11, 50 с примечанием ii(a).
  52. ^ Арнольд 1905 , с. 48, 66 с примечанием 110(i).
  53. ^ Арнольд 1905 , с. 55 с примечанием IV, 172 с примечанием VIII.
  54. ^ Арнольд 1905 , стр. 48 с таблицей 91, 13 с примечанием 48, 279 с таблицей Мандалы VII.
  55. ^ Арнольд 1905 , стр. 12 с примечанием 46, 13 с примечанием 48, 241-242 с примечанием 251.
  56. ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , стр. 422–426.
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хопкинс 1901 , с. 193.
  58. ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , с. 427.
  59. ^ Эндрю Оллетт (2013). Нина Мирниг; Питер-Даниэль Санто; Майкл Уильямс (ред.). Пуспика: Древняя Индия через тексты и традиции . Книги Оксбоу. стр. 331–358. ISBN  978-1-84217-385-5 .
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гораций Хейман Уилсон, 1841 г. , стр. 427–428.
  61. ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 106–108, 135.
  62. ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 230–232 со сносками 472–473.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гораций Хейман Уилсон, 1841 г. , стр. 429–430.
  64. ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , стр. 429–432.
  65. ^ Калидаса; Хэнк Хейфец (1990). Происхождение Молодого Бога: Кумарасамбхава Калидаса . Мотилал Банарсидас. стр. 153–154. ISBN  978-81-208-0754-9 .
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Патрик Оливель (1998). Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод . Издательство Оксфордского университета. стр. xvi – xviii, xxxvii. ISBN  978-0-19-535242-9 .
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Патрик Оливель (2008). Сборник очерков: язык, тексты и общество . Издательство Флорентийского университета. стр. 293–295. ISBN  978-88-8453-729-4 .
  68. ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 3-4 со сносками.
  69. ^ Патрик Оливель (2008). Сборник очерков: язык, тексты и общество . Издательство Флорентийского университета. стр. 264–265. ISBN  978-88-8453-729-4 .
  70. ^ Альф Хилтебейтель (2000), Обзор: Джон Брокингтон, Санскритские эпопеи, Индо-иранский журнал, Том 43, Выпуск 2, страницы 161-169
  71. ^ Джон Бро (1954), Язык буддийских санскритских текстов, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том 16, номер 2, страницы 351-375
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ким Плофкер (2009). Математика в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 53–57 . ISBN  978-0-691-12067-6 .
  73. ^ Беттина Боймер; Капила Вацяян (январь 1992 г.). Калататтвакоша: Лексикон фундаментальных понятий индийского искусства . Мотилал Банарсидасс. п. 401. ИСБН  978-81-208-1044-0 .
  74. ^ Нутен, Б. Ван (1993). «Двоичные числа в индийской древности». Дж. Индийский философ . 21 (1). Springer Science $\mathplus$ Business Media: 31–32. дои : 10.1007/bf01092744 . S2CID   171039636 .
  75. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нутен, Б. Ван (1993). «Двоичные числа в индийской древности». Дж. Индийский философ . 21 (1). Springer Science $\mathplus$ Business Media: 31–50. дои : 10.1007/bf01092744 . S2CID   171039636 .
  76. ^ Хопкинс, стр.194.
  77. ^ Крит Джоши (1991). Веды и индийская культура: вводное эссе . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 101–102. ISBN  978-81-208-0889-8 .
  78. ^ Фридрих Макс Мюллер (1860). История древней санскритской литературы . Уильямс и Норгейт. стр. 67–70 .
  79. ^ Хопкинс, стр.192.
  80. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сузанта Гунатилаке (1998). На пути к глобальной науке . Издательство Университета Индианы. п. 126 . ISBN  978-0-253-33388-9 .
  81. ^ Алексей Петрович Стахов (2009). Математика гармонии: от Евклида к современной математике и информатике . Всемирная научная. стр. 426–427. ISBN  978-981-277-583-2 .
  82. ^ Кейт Девлин (2012). Человек чисел: арифметическая революция Фибоначчи . Академик Блумсбери. п. 145. ИСБН  978-1-4088-2248-7 .
  83. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Александр Завайра; Гэвин Хичкок (2008). Букварь для математических соревнований . Издательство Оксфордского университета. п. 237. ИСБН  978-0-19-156170-2 .
  84. ^ Хан, с. 4
  85. ^ Хан, стр. 15–18.
  86. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шелдон Поллок 2006 , с. 188.
  87. ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 393–394.
  88. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Би Джей Тервиль (1996). Ян Э.М. Хубен (ред.). Идеология и статус санскрита: вклад в историю санскритского языка . БРИЛЛ. стр. 307–323. ISBN  90-04-10613-8 .
  89. ^ Би Джей Тервиль (1996). Ян Э.М. Хубен (ред.). Идеология и статус санскрита: вклад в историю санскритского языка . БРИЛЛ. стр. 319–320 со сносками. ISBN  90-04-10613-8 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3145fb2fc59ff56d5ae925eb7486b415__1720019280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/15/3145fb2fc59ff56d5ae925eb7486b415.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sanskrit prosody - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)