Sanskrit prosody
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Санскритская просодия или Чанды относится к одной из шести Веданг , или частей ведического изучения. [1] Это изучение поэтических размеров и стихов на санскрите . [1] Эта область исследования занимала центральное место в составлении Вед , священных канонов индуизма ; на самом деле, настолько важно, что в некоторых более поздних индуистских и буддийских текстах Веды называются Чандами . [1] [2]
Чанды, разработанные ведическими школами, были организованы вокруг семи основных размеров, каждый из которых имел свой собственный ритм, движения и эстетику. Санскритские метры включают те, которые основаны на фиксированном количестве слогов в стихе, и те, которые основаны на фиксированном количестве мор в стихе. [3]
Сохранившиеся древние руководства по Чандам включают Пингалы » « Чанда Сутру , а примером средневекового санскритского руководства по просодии является «Вриттаратнакара » Кедары Бхатты . [4] [примечание 1] Наиболее полные сборники санскритской просодии описывают длину более 600 метров. [7] Это существенно больший репертуар, чем в любой другой метрической традиции. [8]
Этимология
[ редактировать ]Термин Чандас ( санскрит : छन्दः/छन्दस् chandaḥ/chandas (единственное число)) означает «приятный, манящий, прекрасный, восхитительный или очаровательный» и основан на корне чад , который означает «уважать, чтобы доставлять удовольствие, казаться хорошим, чувствовать себя приятным и /или что-то, что питает, доставляет удовольствие или празднуется». [9] Этот термин также относится к «любой метрической части Вед или другой композиции». [9]
История
[ редактировать ]Гимны Ригведы включают названия размеров, что означает, что дисциплина Чандас (санскритская просодия) возникла во 2-м тысячелетии до нашей эры. [3] [примечание 2] Слой Брахманов в ведической литературе, составленный между 900 и 700 годами до нашей эры, содержит полное выражение Чанд . [12] Трактат Панини по грамматике санскрита отличает Чанды как стихи, составляющие Веды, от Бхаши (санскрит: भाषा), языка, на котором люди говорят для повседневного общения. [13]
В ведических санскритских текстах используется пятнадцать метров. Семь являются общими, а наиболее частыми являются три строки из 8, 11 и 12 слогов. [14] Постведические тексты, такие как эпосы, а также другая классическая литература индуизма, используют как линейные, так и нелинейные метры, многие из которых основаны на слогах, а другие — на повторяющемся количестве морэ (матра на фут). [14] Известно около 150 трактатов по санскритской просодии классической эпохи, в которых около 850 метров были определены и изучены древними и средневековыми индуистскими учеными. [14]
Древняя Чандахсутра Пингалы , , также называемая Пингала-сутрами является старейшим санскритским просодическим текстом, дошедшим до наших дней, и датируется периодом между 600 и 200 годами до нашей эры. [15] [16] Как и все сутры , текст Пингалы представляет собой очищенную информацию в форме афоризмов, которые широко комментировались в традиции бхашья индуизма. Из различных комментариев широко изучены три текста VI века — Джаядеваччандас , Джанашрайи-Чандовичити и Ратнаманджуша , [17] комментарий 10-го века ученого-просодиста из Карнатаки Халаюдхи, который также является автором грамматических Шастракавья и Кавирахасья (буквально « Тайна поэта »). [15] Другие важные исторические комментарии включают комментарии Ядавапракаши 11-го века и Бхаскарачарьи 12-го века, а также «Чандонушасана » Джаякрити и «Чандоманджари» Гангадаса. [15] [17]
Нет слова без метра,
и нет метра без слов.
— Натья Шастра [18]
Основные энциклопедические и связанные с искусством индуистские тексты 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры содержат разделы, посвященные Чандасу . Например, главы с 328 по 335 Агни Пураны . [19] [20] Глава 15 Натья Шастры , глава 104 Брихат Самхиты , раздел Прамодаджанака Манасолласы содержат встроенные трактаты по Чандам . [21] [22] [23]
Элементы
[ редактировать ]Классификация
[ редактировать ]Размеры классической санскритской поэзии делятся на три вида. [24]
- Силлабический стих ( акшаравритта или акшаравритта): метры зависят от количества слогов в стихе, при относительной свободе в распределении легких и тяжелых слогов. Этот стиль происходит от более старых ведических форм и встречается в великих эпосах « Махабхарата» и « Рамаяна» .
- Силлабо-количественный стих ( варнавритта или варнавритта ): метры зависят от количества слогов, но легкие тяжелые узоры фиксированы.
- Количественный стих ( матравритта или матравритта ): метры зависят от продолжительности, при этом каждая строка стиха имеет фиксированное количество мор , обычно сгруппированных в наборы по четыре.
Легкие и тяжелые слоги.
[ редактировать ]Большая часть санскритской поэзии состоит из стихов по четыре строки каждый. Каждая четверть стиха называется пада (буквально «ступня»). Метры одинаковой длины отличаются рисунком слогов лагху («легкий») и гуру («тяжелый») в паде . Правила различения слогов лагху и гуру такие же, как и для неметрической прозы, и они указаны в ведических шикшских текстах, изучающих принципы и структуру звука, таких как Пратишакхья . Некоторые из важных правил: [25] [26]
Метр – настоящий корабль,
для тех, кто хочет пойти,
через огромный океан поэзии.
— Дандин , 7 век. [27]
- Слог называется лагу только в том случае, если его гласная — храсва («короткая») и за ней следует не более одной согласной, прежде чем встречается другая гласная.
- Слог с анусварой («ṃ») или висаргой («ḥ») всегда означает гуру .
- Все остальные слоги являются гуру , либо потому, что гласная — диргха («долгая»), либо потому, что за гласной храсва следует группа согласных.
- Гласные . храсвы представляют собой короткие монофтонги: «а», «и», «у», «ṛ» и «ḷ»
- Все остальные гласные — дирга : «а», «и», «у», «р», «е», «ай», «о» и «ау». правила сандхи на санскрите.) (Обратите внимание, что морфологически последние четыре гласные на самом деле представляют собой дифтонги «ай», «ай», «ау» и «ау», как ясно показывают [28]
- Гангадаса Пандит утверждает, что последний слог в каждой паде может считаться гуру , но гуру в конце пады никогда не считается лагху . [примечание 3] [ нужен лучший источник ]
При измерении матрой (мораэ) слоги лаху считаются за одну единицу, а слоги гуру — за две единицы. [29]
Исключения
[ редактировать ]В индийских трактатах по просодии созданы исключения из этих правил, основанные на изучении звука, которые применяются в просодии на санскрите и пракрите. Например, последняя гласная стиха, независимо от ее естественной длины, может считаться короткой или длинной в зависимости от требования размера. [30] Исключения также касаются особых звуков типа प्र, ह्र, ब्र и क्र. [30]
Стансы
[ редактировать ]Строфа ( шлока ) определяется в санскритской просодии как группа из четырех четвертей ( пада с). [30] Индийские исследования просодии выделяют два типа строф. Вритта- строфы — это строфы, состоящие из точного количества слогов, тогда как джати -строфы — это строфы, основанные на слоговой продолжительности (мораэ, матра ) и могут содержать различное количество слогов. [30]
Вритта [примечание 4] строфы имеют три формы: Самавритта , где четыре четверти схожи по образцу, Ардхасамавритта , где альтернативные стихи имеют схожую слоговую структуру, и Вишамавритта, где все четыре четверти различны. [30] Обычная Вритта определяется как та, в которой общее количество слогов в каждой строке меньше или равно 26 слогам, а нерегулярные содержат больше. [30] Когда размер основан на море ( матре ), короткий слог считается за одну мору, а длинный слог — за две моры. [30]
Гана
[ редактировать ]Гана ( санскрит , «группа») — технический термин, обозначающий сочетание легких и тяжелых слогов в последовательности из трех. Он используется в трактатах по санскритской просодии для описания размеров в соответствии с методом, впервые предложенным в « Пингалы » Чандахсутре . Пингала организует счетчики с использованием двух единиц: [32]
- l : «легкий» слог (L), называемый лагху.
- g : «тяжелый» слог (H), называемый гуру .
Двусложные слова | |
---|---|
◡ ◡ | пиррихий , дибрах |
◡ – | ямб |
– ◡ | хорей , хорей |
– – | спондей |
Трехсложные слова | |
◡ ◡ ◡ | трегер |
– ◡ ◡ | дактиль |
◡ – ◡ | амфибрахия |
◡ ◡ – | анапаест , антидактиль |
◡ – – | Вакх |
– ◡ – | кретик , амфицер |
– – ◡ | антибахий |
– – – | молосс |
см . в основной статье . Подробности о тетраслогах | |
Метод Пингалы описывал любой размер как последовательность ганы или тройки слогов (трехсложные стопы), а также лишние, если таковые имеются, как отдельные единицы. Имея восемь возможных моделей легких и тяжелых слогов в последовательности из трех, Пингала связал букву, что позволило компактно описать размер как аббревиатуру . [33] У каждого из них есть греческий просодический эквивалент, указанный ниже.
санскрит просодия | Масса | Символ | Стиль | Греческий эквивалент | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Выговор | LLL | ооо |
| Трегер | |||
Ма-гана | ХХХ | — — — |
| Молосс | |||
Джа-гана | ЛХЛ | в — в |
| Амфибрахия | |||
Ра-гана | HLH | - в - |
| критический | |||
Бха-гана | ХЛЛ | - Эм-м-м |
| Дактиль | |||
Са-гана | ЛЛХ | Эм-м-м - |
| Анапест | |||
Я-гана | ЛХХ | в - - |
| Бахус | |||
Та-гана | ХХЛ | - - в |
| Антибакхий |
Порядок ганы Пингалы, а именно. myrstj-bh-n соответствует стандартному перечислению в двоичном формате , когда три слога в каждой гане читаются справа налево с H=0 и L=1.
Мнемоника
[ редактировать ]Слово yamatārājabhānasalagāḥ (или yamātārājabhānasalagaṃ ) представляет собой мнемонику ганы Пингалы, разработанную древними комментаторами с использованием гласных «а» и «а» для легких и тяжелых слогов соответственно с буквами его схемы. В форме без грамматического окончания яматараджабханасалага является самоописательной, где структура каждой ганы показана ее собственным слогом и двумя следующими за ним: [36]
- йа-гана : йа-ма-та = ЛХХ
- ма-гана : ма-та-ра = ХХХ
- та-гана : та-ра-джа = HHL
- ра-гау : ра-джа-х = HLH
- джа-гана : джа-бха-на = LHL
- бха-гана : бха-на-са = HLL
- на-гана : на-са-ла = LLL
- са-гана : са-ла-га = LLH
Мнемоника также кодирует легкие «ла» и тяжелые «га» слоги полной схемы.
Усеченная версия, полученная путем отбрасывания двух последних слогов, а именно. yamatārājabhanasa можно читать циклически (т. е. переходя вперед). Это пример последовательности Де Брейна . [37]
Сравнение с греческой и латинской просодией
[ редактировать ]Санскритская просодия имеет сходство с греческой и латинской просодией. Например, во всех трех ритм определяется по количеству времени, необходимому для произнесения слога, а не по ударению (количественному размеру). [38] [39] Каждая восьмисложная строка, например, в Ригведе, примерно эквивалентна греческому диметру ямба. [31] Священный размер Гаятри индусов состоит из трёх таких диметрических линий ямба, и один только этот встроенный размер составляет сердцевину примерно 25% всей Ригведы. [31]
Однако ганы — это не то же самое, что стопа в греческой просодии. Метрической единицей в санскритской просодии является стих (строка, пада ), а в греческой просодии — стопа. [40] Санскритская просодия обеспечивает гибкость, подобную латинским стихам Сатурна , что необычно для греческой просодии. [40] Принципы как санскритской, так и греческой просодии, вероятно, восходят к протоиндоевропейским временам, поскольку аналогичные принципы встречаются в древних персидских, итальянских, кельтских и славянских ветвях индоевропейского языка. [41]
Семь птиц: основные санскритские метры
[ редактировать ]Просодия ведического санскрита включала как линейные, так и нелинейные системы. [42] Поле Чандаса было организовано вокруг семи основных метров, по утверждениям Аннетт Уилк и Оливера Мобуса, названных «семью птицами» или «семью ртами Брихаспати». [примечание 5] и у каждого был свой ритм, движения и эстетика. Система преобразовала нелинейную структуру (апериодичность) в полиморфную линейную последовательность из четырех стихов. [42]
Семью основными древними санскритскими размерами являются три восьмисложных Гаятри, четыре восьмисложных Анустубха, четыре одиннадцатисложных Тристубха, четыре двенадцатисложных Джагати и смешанные пада- метры, называемые Ушних, Брихати и Панкти.
Гаятри, солнце, солнце, Сама Веда и Трайштубха — это две Веды.
Семь голосов измеряются речью двуногого четырехногого слога.
гаятрена прати мимитэ аркам
аркена сама траиштубхена вакам
вакена вакам двипада чатушпада
акшарена мимате сапта ва́них
С помощью Гаятри он отмеривает песню; с песней – распевка; с Тристубхом – читаемая строфа;
Со строфой в две стопы и в четыре стопы – гимн; слогом измеряют семь голосов. 24 ॥- Ригведа 1.164.24, Перевод Татьяны Дж. Елизаренковой. [44]
Метр | Структура | Нанесено на карту Последовательность [45] | Разновидности [47] | Использование [48] |
---|---|---|---|---|
Гаятри | 24 слога; 3 стиха по 8 слогов. | 6x4 | 11 | Часто встречается в ведических текстах Пример: Ригведа 7.1.1-30, 8.2.14. [49] |
Ушних | 28 слогов; 2 стиха из 8; 1 из 12 слогов | 7х4 | 8 | Веды, не распространенные Пример: Ригведа 1.8.23-26. [50] |
Ануштубх | 32 слога; 4 стиха по 8 слогов. | 8х4 | 12 | Чаще всего встречается в постведической санскритской метрической литературе; заложен в Бхагавад Гите , Махабхарате , Рамаяне , Пуранах , Смрити и научных трактатах. Пример: Ригведа 8.69.7-16, 10.136.7. [51] |
Бэтмен | 36 слогов; 2 стиха из 8; 1 стих из 12; 1 стих из 8 слогов | 9x4 | 12 | Веды, редкие Пример: Ригведа 5.1.36, 3.9.1-8. [52] |
Панкти | 40 слогов; 5 стихов по 8 слогов. | 10х4 | 14 | Необычно, встречается у Тристубха. Пример: Ригведа 1.191.10-12. [53] |
Тристубх | 44 слога; 4 стиха по 11 слогов. | 11x4 | 22 | Второй по частоте в постведической санскритской метрической литературе, драмах, пьесах, частях Махабхараты, основных кавьях первого тысячелетия. Пример: Ригведа 4.50.4, 7.3.1-12. [54] |
Это было разделено | 48 слогов; 4 стиха по 12 слогов. | 12x4 | 30 | Третий по распространенности, обычно чередуется с Тристубхом в том же тексте, также встречается в отдельных песнях. Пример: Ригведа 1.51.13, 9.110.4-12. [55] |
Другие слоговые метры
[ редактировать ]Помимо этих семи метров, ученые-санскритологи древности и средневековья разработали множество других размеров, основанных на слогах ( Акшара-чандас ). Примеры включают Атиджагати (13x4, в 16 вариантах), Шаквари (14x4, в 20 вариантах), Атишаквари (15x4, в 18 вариантах), Ашти (16x4, в 12 вариантах), Атьашти (17x4, в 17 вариантах), Дхрити (18x4). , в 17 разновидностях), Атидхрити (19х4, в 13 разновидностях), Крити (20х4, в 4 разновидностях) и так далее. [56] [57]
Счетчики на основе Мораэ
[ редактировать ]В дополнение к слоговым размерам индуистские ученые в своих исследованиях просодии разработали Гана-чанды или Гана-вритта , то есть метры, основанные на матрах (мораэ, мгновениях). [58] [57] [59] Метрическая ступня в них состоит из лагу (коротких) мораэ или их эквивалентов. В санскритской просодии перечислено шестнадцать классов этих мгновенных размеров, каждый класс имеет шестнадцать подвидов. Примеры включают Арью , Удгити , Упагити , Гити и Арьягити . [60] Этот стиль композиции менее распространен, чем слоговые метрические тексты, но встречается в важных текстах индуистской философии , драматургии, лирических произведениях и поэзии Пракрита. [14] [61] Весь санкхьякарика текст школы индуистской философии санкхья составлен в арья-метре, как и многие главы математических трактатов Арьябхаты и некоторые тексты Калидаса . [60] [62]
Гибридные счетчики
[ редактировать ]Индийские учёные также разработали гибридный класс санскритских размеров, который объединил в себе особенности слоговых и морных размеров. [63] [57] Их называли Матра-чандами . Примеры этой группы метров включают Ваиталию , Матрасамаку и Гитьярью . [64] индуистские тексты «Киратарджуния» и «Наишадха Чарита» Например, содержат полные песни, полностью написанные на метре Ваиталия . [63] [65]
Метры как инструменты литературной архитектуры
[ редактировать ]Ведические тексты, а позже и санскритская литература, были составлены таким образом, что изменение размеров было встроенным кодом, информирующим чтеца и аудиторию о том, что это означает конец раздела или главы. [46] В каждом разделе или главе этих текстов используются одинаковые метры, ритмично излагающие свои идеи и облегчающие запоминание, припоминание и проверку точности. [46]
Точно так же авторы санскритских гимнов использовали метры как инструменты литературной архитектуры, при этом они кодировали конец гимна, часто используя стих метра, отличный от того, который использовался в основной части гимна. [46] Однако они никогда не использовали размер Гаятри для завершения гимна или композиции, возможно, потому, что он пользовался особым уважением в индуистских текстах. [46] В целом все размеры были священными, и ведические песнопения и гимны приписывали совершенство и красоту размеров божественному происхождению, называя их мифологическими персонажами или эквивалентами богов. [46]
Использование счетчика для выявления поврежденных текстов
[ редактировать ]Совершенство стиха в ведических текстах, стихах Упанишад. [примечание 6] и тексты смрити побудили некоторых индологов, начиная с XIX века, идентифицировать подозрительные части текстов, в которых строка или разделы выходят за рамки ожидаемого метра. [66] [67]
Некоторые редакторы неоднозначно использовали этот принцип metri causa для исправления санскритских стихов, полагая, что их творческое предположительное переписывание словами со схожим звучанием восстановит размер. [66] Эта практика подвергалась критике, утверждает Патрик Оливель , потому что такие современные исправления могут изменять значение, усиливать искажение и навязывать современное произношение слов древним временам, когда один и тот же слог или мора могли произноситься по-разному. [66] [67]
Большие и значительные изменения размера, когда размер последующих разделов возвращается к более ранним разделам, иногда считаются указанием на более поздние интерполяции и вставки текста в санскритскую рукопись или на то, что текст представляет собой компиляцию произведений разных авторов и периоды времени. [68] [69] [70] Однако некоторые метры легко сохранить, и последовательность метра не означает подлинную рукопись. Эта практика также подвергалась сомнению при применении к определенным текстам, таким как буддийские рукописи древних и средневековых эпох, поскольку это может отражать универсальность автора или изменение стилей в течение жизни автора. [71]
Тексты
[ редактировать ]Чанда Сутра
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
При уменьшении пополам (запишите) два.
Когда единица (вычитается, записывается) шунья .
Когда шунья, (умножить на) два.
При уменьшении пополам умножьте (на) само себя (в квадрате).
Чанда Сутра также известна как Чанда Шастра или Пингала Сутра в честь ее автора Пингалы . Это старейший индуистский трактат по просодии, дошедший до наших дней. [15] [16] Этот текст состоит из 8 книг, в общей сложности 310 сутр. [74] Это сборник афоризмов, преимущественно посвященных искусству поэтических размеров, и представляющий собой некоторую математику на службе музыки. [72] [75]
Бхашьи
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
На протяжении веков существовало множество бхашьй (комментариев) к Чанда-шастре. Это:
Чандоратнакара: 11-го века Бхашья на Чанда Сутру Пингалы Ратнакарашанти , названная Чандоратнакара , добавила новые идеи в поэзию Пракрита, и это оказало влияние на просодию в Непале , а также на буддийскую просодическую культуру в Тибете , где эта область также была известна как чандас или сдеб сбёр . [43]
Чандахсутрабхасьараджа: к Чандра-шастре XVIII века комментарий Бхаскарарайи .
Использование
[ редактировать ]Постведическая поэзия, эпос
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
Индуистские эпосы и постведическая классическая санскритская поэзия обычно структурированы как четверостишия из четырех пад (строк) с полностью определенной метрической структурой каждой пады . случаях пары пад могут сканироваться вместе как полустихи двустишия В некоторых . [76] Это типично для шлоки , используемой в эпосе. Тогда вполне нормально, что пады, составляющие пару, имеют разную структуру и эстетически дополняют друг друга. В других размерах четыре пада строфы имеют одинаковую структуру.
Ведический размер Ануштубха стал самым популярным в классических и постклассических санскритских произведениях. [48] Он восьмисложный, как и священный для индусов размер Гаятри. Ануштубх присутствует в ведических текстах, но его присутствие незначительно, а, например, в Ригведе доминируют метры Триштубха и Гаятри. [77] Преобладающее присутствие метра Ануштубха в тексте является признаком того, что текст, вероятно, является постведическим. [78]
Махабхарата большая , например, содержит в своих главах множество стихотворных размеров, но подавляющая часть строф, 95% — это , а шлоки типа анистубх часть остальных — тристубхи . [79]
Чанды и математика
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
Попытка определить наиболее приятные звуки и совершенные композиции побудила древнеиндийских учёных изучить перестановки и комбинаторные методы подсчёта музыкальных размеров. [72] Пингала -сутры включают обсуждение правил двоичной системы для расчета перестановок ведических размеров. [75] [80] [81] Пингала и, в частности, ученые периода классической санскритской просодии развили искусство Матрамеру , которое представляет собой область счета последовательностей, таких как 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8 и так далее ( числа Фибоначчи ), в их просодические исследования. [75] [80] [82]
Комментарий Халаюдхи X века к Пингала-сутрам разработал мерупрастару , которая отражает треугольник Паскаля на западе и теперь также называется треугольником Халаюдхи в книгах по математике. [75] [83] » Ратнакарашанти XI века «Чандоратнакара описывает алгоритмы для подсчета биномиальных комбинаций метров через пратьяю . Для данного класса (длины) шестью пратьяями были: [84]
- прастара , «таблица расположения»: процедура подсчета (упорядочения в таблице) всех метров заданной длины,
- наста : процедура нахождения счетчика по его положению в таблице (без построения всей таблицы),
- уддишта : процедура нахождения положения в таблице данного метра (без построения всей таблицы),
- лагхукрия или лагакрия : расчет количества метров в таблице, содержащей заданное количество слогов лагху (или гуру ),
- санкхья : расчет общего количества метров в таблице,
- адхван : расчет места, необходимого для записи таблицы прастара данного класса (длины).
Некоторые авторы также учитывали для данного размера (A) количество слогов гуру , (B) количество слогов лагху , (C) общее количество слогов и (D) общее количество матр, давая выражения для каждый из них относительно любых двух из трех других. (Основные отношения заключаются в том, что C=A+B и D=2A+B.) [85]
Влияние
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
В Индии
[ редактировать ]Песня и язык
Дети понимают песню,
звери тоже, и даже змеи.
Но сладость литературы,
действительно ли понимает сам Великий Бог.
——Раджатарангини [86]
Чанды . считаются одной из пяти категорий литературных знаний в индуистских традициях Остальные четыре, по мнению Шелдона Поллока, — это Гуны или формы выражения, Рити, Марга или способы или стили письма, Аланкара или тропология и Раса, Бхава или эстетические настроения и чувства. [86]
Чанды почитаются в индуистских текстах за их совершенство и резонанс, при этом размер Гаятри считается наиболее изысканным и священным и продолжает оставаться частью современной индуистской культуры как часть йоги и гимнов медитации на восходе солнца. [87]
За пределами Индии
[ редактировать ]Санскрит Чанда оказал влияние на просодию и поэзию Юго-Восточной Азии, такие как Тай Чан ( тайский : ฉันท์ ). [88] Считается , что его влияние, о чем свидетельствуют тайские тексты XIV века, такие как Махачат Кхам Луанг , пришло либо через Камбоджу , либо через Шри-Ланку . [88] Свидетельства влияния санскритской просодии на китайскую литературу VI века можно найти в произведениях Шэнь Юэ и его последователей, вероятно, представленных через буддийских монахов, посетивших Индию. [89]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обзор других санскритских просодических текстов см. в «Истории индийской литературы» Морица Винтерница , [5] » HD Velankar и «Джаядаман . [6]
- ^ См., например, гимны Ригведы 1.164, 2.4, 4.58, 5.29, 8.38, 9.102 и 9.103; [10] и 10.130 [11]
- ^ Согласная, долгая гласная и согласная должны быть тяжелыми. Символу может предшествовать комбинация или стоять в конце стопы.
- ^ Vritta, буквально «поворот», уходит корнями в vrit , латинский vert-ere , тем самым этимологически противопоставляя латынь и «стихи» индоевропейских языков. [31]
- ^ Эти семь метров также являются именами семи лошадей индуистского бога Солнца (Адитьи или Сурьи ), мифически символизирующих устранение тьмы и принесение света знания. [43] Они упоминаются в стихах Сурья Ашвини Шастры части Айтарейя Брахмана .
- ^ Кена, Катха, Иша, Шветашватара и Мундака Упанишады являются примерами древних Упанишад в стихотворном стиле.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), «Чандас» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 140
- ^ Мориц Винтерниц (1988). История индийской литературы: буддийская литература и джайнская литература . Мотилал Банарсидасс. п. 577. ИСБН 978-81-208-0265-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Питер Шарф (2013). Кейт Аллан (ред.). Оксфордский справочник по истории лингвистики . Издательство Оксфордского университета. стр. 228–234. ISBN 978-0-19-164344-6 .
- ^ Deo 2007 , стр. 6-7, раздел 2.2.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 1–301, особенно 5–35.
- ^ HD Веланкар (1949), Джаядаман (сборник древних текстов по санскритской просодии и классифицированный список санскритских размеров с алфавитным указателем), OCLC 174178314 , Харитоша;
HD Веланкар (1949), Просодиальная практика санскритских поэтов, Журнал Королевского азиатского общества, том 24–25, страницы 49–92. - ^ Deo 2007 , стр. 3, 6, раздел 2.2.
- ^ Deo 2007 , стр. 3-4, раздел 1.3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 332.
- ^ Происхождение и развитие санскритских метрик , Арати Митра (1989), Азиатское общество, страницы 4-6 со сносками.
- ^ Уильям К. Махони (1998). Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 110–111. ISBN 978-0-7914-3579-3 .
- ^ Гай Л. Бек 1995 , стр. 40–41.
- ^ Шелдон Поллок 2006 , стр. 46, 268–269.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Алекс Премингер; Фрэнк Дж. Варнке; О.Б. Хардисон младший (2015). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Издательство Принстонского университета. стр. 394–395. ISBN 978-1-4008-7293-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шелдон Поллок 2006 , с. 370.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Б. А. Пингл, 1898 г. , стр. 238–241.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрю Оллетт (2013). Нина Мирниг; Питер-Даниэль Санто; Майкл Уильямс (ред.). Пуспика: Древняя Индия через тексты и традиции . Книги Оксбоу. стр. 331–334. ISBN 978-1-84217-385-5 .
- ^ Хар Датт Шарма (1951). «Сувриттатилака» . Пуна-востоковед: Ежеквартальный журнал, посвященный востоковедению . XVII : 84.
- ^ Роше 1986 , с. 135.
- ^ М. Н. Датт, Агни Пурана, том 2 , страницы 1219–1233 (Примечание: рукопись Датта состоит из 365 глав и имеет другую нумерацию)
- ^ Шелдон Поллок 2006 , стр. 184–188.
- ^ Т. Нанджундайя Шрикантайя (2001). Индийская поэтика . Сахитья Академия. стр. 10–12. ISBN 978-81-260-0807-0 .
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 8–9, 31–34.
- ^ Део 2007 , с. 5.
- ^ Коулсон, стр.21
- ^ Мюллер и Макдонелл, Приложение II.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 13.
- ^ Коулсон, стр.6
- ^ Мюллер и Макдонелл, loc.cit.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лакшман Р. Вайдья, Санскритская просодия - Приложение I , в санскритско-английском словаре , Sagoon Press, Архив Гарвардского университета, страницы 843-856; Архив 2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с История санскритской литературы , Артур МакДонелл, Oxford University Press/Appleton & Co, стр. 56
- ^ Пингала CS 1.9-10, по порядку.
- ^ Пингала, чандахшастра , 1.1-10.
- ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , стр. 415–416.
- ^ Пингала CS, 1.1-8, по порядку.
- ^ Коулсон, стр.253 и далее.
- ^ Стейн, Шерман К. (1963), «Yamátárájabhánasalagám», Рукотворная Вселенная: введение в дух математики , стр. 110–118 . Перепечатано в Wardhaugh, Benjamin, изд. (2012), Богатство чисел: антология популярных произведений по математике за 500 лет , Princeton Univ. Пресс, стр. 139–144.
- ^ Барбара Столер Миллер (2013). Фантазии любовного похитителя: Чаурапанчасика, приписываемая Билхане . Издательство Колумбийского университета. стр. 2, сноска 2. ISBN 978-0-231-51544-3 .
- ^ Алекс Премингер; Фрэнк Дж. Варнке; О.Б. Хардисон младший (2015). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Издательство Принстонского университета. п. 498. ИСБН 978-1-4008-7293-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б История санскритской литературы , Артур МакДонелл, Oxford University Press/Appleton & Co, стр. 55
- ^ Стивен Добинс (2011). Следующее слово, лучшее слово: мастерство написания стихов . Макмиллан. стр. 248–249. ISBN 978-0-230-62180-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус, 2011 г. , стр. 391–392 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джамгон Конгтрул Лодро Тайе; Кон-спрул Бло-грос-мта'-йас; Гюрме Дордже (2012). Сокровищница знаний: индо-тибетское классическое учение и буддийская феноменология. Книга шестая, части первая и вторая . Публикации Шамбалы. стр. 26–28. ISBN 978-1-55939-389-8 .
- ^ Елизаренкова Татьяна Юрьевна (1995). Язык и стиль ведических риши . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 113–114. ISBN 978-0-7914-1668-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , с. 392.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Елизаренкова Татьяна Юрьевна (1995). Язык и стиль ведических риши . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 111–121. ISBN 978-0-7914-1668-6 .
- ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , стр. 418–421.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гораций Хейман Уилсон, 1841 г. , стр. 418–422.
- ^ Арнольд 1905 , стр. 10, 48.
- ^ Арнольд 1905 , с. 48.
- ^ Арнольд 1905 , с. 11, 50 с примечанием ii(a).
- ^ Арнольд 1905 , с. 48, 66 с примечанием 110(i).
- ^ Арнольд 1905 , с. 55 с примечанием IV, 172 с примечанием VIII.
- ^ Арнольд 1905 , стр. 48 с таблицей 91, 13 с примечанием 48, 279 с таблицей Мандалы VII.
- ^ Арнольд 1905 , стр. 12 с примечанием 46, 13 с примечанием 48, 241-242 с примечанием 251.
- ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , стр. 422–426.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хопкинс 1901 , с. 193.
- ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , с. 427.
- ^ Эндрю Оллетт (2013). Нина Мирниг; Питер-Даниэль Санто; Майкл Уильямс (ред.). Пуспика: Древняя Индия через тексты и традиции . Книги Оксбоу. стр. 331–358. ISBN 978-1-84217-385-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гораций Хейман Уилсон, 1841 г. , стр. 427–428.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 106–108, 135.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 230–232 со сносками 472–473.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гораций Хейман Уилсон, 1841 г. , стр. 429–430.
- ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , стр. 429–432.
- ^ Калидаса; Хэнк Хейфец (1990). Происхождение Молодого Бога: Кумарасамбхава Калидаса . Мотилал Банарсидас. стр. 153–154. ISBN 978-81-208-0754-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Патрик Оливель (1998). Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод . Издательство Оксфордского университета. стр. xvi – xviii, xxxvii. ISBN 978-0-19-535242-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Патрик Оливель (2008). Сборник очерков: язык, тексты и общество . Издательство Флорентийского университета. стр. 293–295. ISBN 978-88-8453-729-4 .
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 3-4 со сносками.
- ^ Патрик Оливель (2008). Сборник очерков: язык, тексты и общество . Издательство Флорентийского университета. стр. 264–265. ISBN 978-88-8453-729-4 .
- ^ Альф Хилтебейтель (2000), Обзор: Джон Брокингтон, Санскритские эпопеи, Индо-иранский журнал, Том 43, Выпуск 2, страницы 161-169
- ^ Джон Бро (1954), Язык буддийских санскритских текстов, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том 16, номер 2, страницы 351-375
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ким Плофкер (2009). Математика в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 53–57 . ISBN 978-0-691-12067-6 .
- ^ Беттина Боймер; Капила Вацяян (январь 1992 г.). Калататтвакоша: Лексикон фундаментальных понятий индийского искусства . Мотилал Банарсидасс. п. 401. ИСБН 978-81-208-1044-0 .
- ^ Нутен, Б. Ван (1993). «Двоичные числа в индийской древности». Дж. Индийский философ . 21 (1). Springer Science $\mathplus$ Business Media: 31–32. дои : 10.1007/bf01092744 . S2CID 171039636 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нутен, Б. Ван (1993). «Двоичные числа в индийской древности». Дж. Индийский философ . 21 (1). Springer Science $\mathplus$ Business Media: 31–50. дои : 10.1007/bf01092744 . S2CID 171039636 .
- ^ Хопкинс, стр.194.
- ^ Крит Джоши (1991). Веды и индийская культура: вводное эссе . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 101–102. ISBN 978-81-208-0889-8 .
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1860). История древней санскритской литературы . Уильямс и Норгейт. стр. 67–70 .
- ^ Хопкинс, стр.192.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сузанта Гунатилаке (1998). На пути к глобальной науке . Издательство Университета Индианы. п. 126 . ISBN 978-0-253-33388-9 .
- ^ Алексей Петрович Стахов (2009). Математика гармонии: от Евклида к современной математике и информатике . Всемирная научная. стр. 426–427. ISBN 978-981-277-583-2 .
- ^ Кейт Девлин (2012). Человек чисел: арифметическая революция Фибоначчи . Академик Блумсбери. п. 145. ИСБН 978-1-4088-2248-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Александр Завайра; Гэвин Хичкок (2008). Букварь для математических соревнований . Издательство Оксфордского университета. п. 237. ИСБН 978-0-19-156170-2 .
- ^ Хан, с. 4
- ^ Хан, стр. 15–18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шелдон Поллок 2006 , с. 188.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 393–394.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Би Джей Тервиль (1996). Ян Э.М. Хубен (ред.). Идеология и статус санскрита: вклад в историю санскритского языка . БРИЛЛ. стр. 307–323. ISBN 90-04-10613-8 .
- ^ Би Джей Тервиль (1996). Ян Э.М. Хубен (ред.). Идеология и статус санскрита: вклад в историю санскритского языка . БРИЛЛ. стр. 319–320 со сносками. ISBN 90-04-10613-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, Эдвард Вернон (1905). Ведическая метра в ее историческом развитии . Издательство Кембриджского университета (перепечатка 2009 г.). ISBN 978-1113224446 .
- Гай Л. Бек (1995). Звуковая теология: индуизм и священный звук . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1261-1 .
- Браун, Чарльз Филип (1869). Объяснение санскритской просодии и числовых символов . Лондон: Трюбнер и Ко.
- Део, Ашвини. С (2007). «Метрическая организация стихов на классическом санскрите (Примечание: страницы в URL и журнале нумеруются по-разному; версия в журнале начинается со страницы 63)» (PDF) . Журнал лингвистики . 43 (1). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/s0022226706004452 . S2CID 143757247 .
- Коулбрук, ХТ (1873 г.). «О санскрите и пракритской поэзии». Разные эссе . Том. 2. Лондон: Трюбнер и Ко, стр. 57–146.
- Коулсон, Майкл (1976). Изучите сами санскрит . Книги «Учитесь сами». Ходдер и Стоутон.
- Хан, Майкл (1982). Чандоратнакара Ратнакарасанти . Катманду: Непальский исследовательский центр.
- Хопкинс, EW (1901). «Эпическое стихосложение». Великий эпос Индии . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. LCCN
- Фридрих Макс Мюллер ; Артур Энтони Макдонелл (1886). Грамматика санскрита для начинающих (2-е изд.). Лонгманс, Грин. п. 178 . PDF
- Патвардхан, М. (1937). Чандоракана . Бомбей: Издательство Карнатака.
- Б. А. Пингл (1898). Индийская музыка . Пресса Образовательного общества.
- Шелдон Поллок (2006). Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-93202-9 .
- Роше, Людо (1986), Пураны , Издательство Отто Харрасовица, ISBN 978-3447025225
- Веланкар, HD (1949). Джаядаман: собрание древних текстов по санскритской просодии и классический список санскритских размеров с алфавитным указателем . Бомбей: Харитошамала.
- Вебер, Альбрехт (1863). Индийские исследования . Том 8. Лейпциг.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Аннетт Уилке; Оливер Мобус (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-018159-3 .
- Гораций Хейман Уилсон (1841). Введение в грамматику санскрита . Мэдден.
- Морис Винтерниц (1963). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0056-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Просодия (чандахшастра) , глава XV Натьяшастры
- Чандойнанам, санкритская система идентификации и использования просодического метра.
- Рукописи Пингала Сутры, Вритта Ратнакары и Шрутабодхи , Университет Кентукки (2004 г.), включают отмеченные поэтическим метром разделы Будды Чариты.
- Вриттаратнакара Кедары Бхатты и Чандоманджари Пандита Гангадаса , Рукописи по санскритской просодии, составленные с комментариями Видьясагары (1887), Архив Гарвардского университета / Hathi Trust, Архив Университета Висконсина (санскрит) , Только Вриттаратнакара (хинди) , Только Вриттаратнакара (тамильский) ) )
- Объяснение санскритской просодии и числовых символов , Чарльз П. Браун, Trubner & Co.
- Список из более чем 1300 метров постклассической санскритской просодии , Университет Гейдельберга, Германия.
- Распознаватель санскритского метра (это неполная тестовая версия).
- Записи декламации: Х.В. Нагараджа Рао (ORI, Майсур) , Ашвини Део , Рам Каран Шарма , Арвинд Колхаткар
- Серия примеров чтения различных санскритских размеров доктора Р. Ганеша.
- Интенсивный курс санскритской просодии, проведенный Шринандом Л. Бапатом в CEAS, Бухарест [1]
- Введение в санскритскую просодию LearnSanskrit.Org
- Майкл Хан : «Краткое введение в индийскую метрическую систему для использования студентами» (pdf)