Jump to content

Святой Николай

(Перенаправлено с Самихлауса )


Николай Мирликийский
Икона в полный рост работы Ярослава Чермака , изображающая Святого Николая с нимбом , одетого в священнические одежды, держащего в левой руке книгу Священных Писаний, а показывающего крестное знамение. правой рукой
  • Защитник веры
  • Чудотворец
  • Святитель
  • Епископ Мирликийский
Рожденный Традиционно 15 марта 270 г. [1]
Патара , Ликия и Памфилия , Римская империя.
Умер Традиционно 6 декабря 343 (343-12-06) (73 года)
Мира , Азиатская епархия , Римская империя
Почитается в Все христианские конфессии, почитающие святых
Главный храм Базилика Сан-Никола , Бари, Италия
Праздник
Атрибуты Облачен епископом. В восточном христианстве ношение омофора и держание Евангелия .
Покровительство

Святой Николай Мирликийский [а] (традиционно 15 марта 270 г. - 6 декабря 343 г.), [3] [4] [б] также известный как Николай Барийский , был раннехристианским епископом греческого происхождения из морского города Патара в Анатолии (современная провинция Анталия , Турция ) во времена Римской империи . [7] [8] За многочисленные чудеса, приписываемые его заступничеству , он известен также как Николай Чудотворец . [с] Святой Николай является покровителем моряков, купцов, лучников, раскаявшихся воров, детей, пивоваров, ростовщиков, производителей игрушек, неженатых людей и студентов в различных городах и странах Европы. Его репутация развивалась среди набожных людей, как это было характерно для раннехристианских святых , а его легендарная привычка тайно дарить подарки породила фольклор о Санта-Клаусе Святом Нике ») через Синтерклааса .

Об историческом святителе Николае известно немного. Самые ранние отчеты о его жизни были написаны спустя столетия после его смерти и, вероятно, содержат легендарные подробности. Говорят, что он родился в анатолийском морском порту Патара , Ликия , в Малой Азии, в семье богатых христиан. [9] Говорят, что в одном из самых ранних и самых известных случаев из его жизни он спас трех девушек от принуждения к проституции, бросая мешок золотых монет в окно их дома каждую ночь в течение трех ночей, чтобы их отец мог заплатить. приданое для каждого из них. [10] Другие ранние истории рассказывают о том, как он успокоил шторм на море, спас трех невинных солдат от неправомерной казни и срубил дерево, одержимое демоном. Говорят, что в юности он совершил паломничество в Египет и Сирию-Палестину . Вскоре после своего возвращения он стал епископом Мирликийских . Позже он был брошен в тюрьму во время гонений Диоклетиана , но был освобожден после воцарения Константина .

Согласно раннему списку, он присутствовал на Первом Никейском соборе в 325 году, но он никогда не упоминается ни в каких сочинениях людей, присутствовавших на совете. Поздние, ничем не подтвержденные легенды утверждают, что он был временно лишен сана и заключен в тюрьму во время собора за пощечину еретика Ария . Другая известная поздняя легенда рассказывает, как он воскресил троих детей, которые были убиты и замаринованы в рассоле мясником, планировавшим продать их как свинину во время голода.

Менее чем через 200 лет после смерти Николая была построена Никольская церковь по приказу Феодосия II в Мирах на месте церкви, где он служил епископом, , а его останки были перенесены в саркофаг этой церкви. В 1087 году, когда греко-христианское население региона было порабощено вновь прибывшими турками-мусульманами-сельджуками , и вскоре после начала раскола между Востоком и Западом , группа купцов из итальянского города Бари удалила основные кости скелета Николая. из своего саркофага в церкви без разрешения и привез их в родной город, где они сейчас хранятся в базилике Сан-Никола . Оставшиеся фрагменты костей из саркофага позже были извлечены венецианскими моряками и вывезены в Венецию во время Первого крестового похода .

Биографические источники

[ редактировать ]

Об исторической жизни святителя Николая известно очень мало. [11] [12] Все сочинения, написанные самим Николаем, утеряны, и ни один из современных летописцев не упоминает его. [13] Это неудивительно, [14] поскольку Николай жил в неспокойное время римской истории . [14] Самые ранние упоминания о святом Николае указывают на то, что к шестому веку его последователи уже были широко распространены. [15] Менее чем через двести лет после вероятной смерти святителя Николая император Восточной Римской империи Феодосий II (годы правления 401–450) приказал построить церковь святителя Николая в Мирах , что тем самым сохраняет раннее упоминание о его имени. [16] Византийский историк Прокопий также упоминает, что император Юстиниан I (годы правления 527–565) отреставрировал церкви в Константинополе, посвященные святителям Николаю и святителю Приску , [17] [16] который, возможно, первоначально был построен еще ок. 490. [17]

Имя Николая также встречается как «Николай Мир Ликийский» в десятой строке списка участников Никейского собора, включенного Теодором Лектором в Historiae Ecclesiasticae Tripartitae Epitome , написанном где-то между 510 и 515 годами. [16] [15] Единственное, мимолетное упоминание о Николае Мирликийском встречается и в жизнеописании другого святого, святителя Николая Сиона , который, видимо, в честь него взял имя «Николай». [12] [18] В «Житии святителя Николая Сиона» , написанном примерно через 250 лет после смерти Николая Мирликийского, кратко упоминается, что Николай Сион посетил могилу Николая, чтобы воздать ему должное. [12] [18] [15] По словам Джереми Сила, тот факт, что у Николая была могила, которую можно было посетить, служит почти единственным окончательным доказательством того, что он был реальной исторической личностью. [19] [18]

В своем трактате De statu animarum post mortem (написанном около 583 г.) богослов Евстратий Константинопольский цитирует чудо трех полководцев, совершенное Святым Николаем Мирликийским, как доказательство того, что души могут действовать независимо от тела. [17] Евстратий считает утраченное Житие святителя Николая своим источником . Почти все источники, на которые ссылается Евстратий, датируются концом четвертого века - началом пятого века, что указывает на то, что Житие святого Николая, на которое он ссылается, вероятно, было написано в этот период времени, вскоре после смерти Николая. [17] [20] Самым ранним полным описанием жизни Николая, дошедшим до наших дней, является « Житие святителя Николая» , написанное в начале девятого века архимандритом Михаилом (814–842), почти через 500 лет после вероятной смерти Николая. [21]

архимандрита Михаила» ​​в значительной степени опирается на более старые письменные источники и устные предания. Житие святителя Николая Несмотря на чрезвычайно позднюю дату, считается, что « [22] [23] Однако идентичность и надежность этих источников остаются неопределенными. [23] Католический историк Д.Л. Канн и медиевист Чарльз У. Джонс архимандрита Михаила» считают «Житие ​​единственным рассказом о святом Николае, который, вероятно, содержит какую-либо историческую правду. [21] Йона Лендеринг архимандрита Михаила» , голландский историк классической античности, отмечает, что « Житие ​​не содержит « повествования об обращении », что было необычно для житий святых того периода, когда оно было написано. Поэтому он утверждает, что архимандрит Михаил, возможно, полагался на источник, написанный до того, как повествования о обращении стали популярными, что было бы положительным показателем надежности этого источника. [23] Он отмечает, что многие истории, рассказанные архимандритом Михаилом, очень напоминают истории, рассказанные о неопифагорейском философе первого века нашей эры Аполлонии Тианском в « Житии Аполлония Тианского» , восьмитомной его биографии, написанной в начале третьего века Греческий писатель Филострат . Известно, что христианские рассказчики адаптировали старые языческие легенды и приписывали их христианским святым. Поскольку родной город Аполлония, Тиана, находился недалеко от Миры, Лендеринг утверждает, что многие популярные истории об Аполлонии, возможно, были связаны со Святым Николаем. [23]

Жизнь и легенды

[ редактировать ]

Семья и происхождение

[ редактировать ]

Рассказы о жизни святителя Николая сходятся в сути его истории, но современные историки расходятся во мнениях относительно того, насколько эта история на самом деле основана на исторических фактах. [24] Традиционно Николай родился в городе Патаре ( Ликия и Памфилия ), порту на Средиземном море . [9] в Малой Азии в Римской империи, в богатой семье греческих христиан. [24] [25] [26] [27] [28] [9] По некоторым сведениям, его родителей звали Епифаний ( Ἐπιφάνιος , Епифаниос ) и Иоанна ( Ἰωάννα , Иоанна ), [29] , по мнению других но . звали Нонна Феофан и , их [9] По некоторым сведениям, дядя Николая был епископом города Миры , также в Ликии. Поняв призвание племянника, дядя Николая рукоположил его в сан священника. [30]

Щедрость и путешествия

[ редактировать ]
Приданое для трех девственниц (Джентиле да Фабриано, ок. 1425, Пинакотека Ватикана , Рим)

Говорят, что после того, как его родители умерли от эпидемии, Николай раздал их богатство бедным. [23] [30] В своем самом известном подвиге [31] архимандрита Михаила что впервые засвидетельствовано в «Житии святителя Николая» . Николай слышал о набожном человеке, который когда-то был богат, но потерял все свои деньги из-за «заговоров и зависти сатаны ». [23] [32] Мужчина не мог позволить себе достойное приданое для своих трех дочерей. [32] [23] [30] [д] Это означало, что они останутся незамужними и, вероятно, из-за отсутствия какой-либо другой возможной работы, будут вынуждены стать проститутками. [23] [30] [32] Услышав о тяжелом положении девочек, Николай решил помочь им, но, будучи слишком скромным, чтобы помочь семье публично (или избавить их от унижения принятия милостыни), под покровом ночи пошел в дом и бросил сумочку . наполненный золотыми монетами через оконный проем в дом. [23] [30] Отец тут же устроил свадьбу первой дочери, а после ее свадьбы Николай поздно ночью бросил в то же окно второй мешок с золотом. [23] [30] [34]

По рассказу архимандрита Михаила, после того, как вторая дочь вышла замуж, отец не спал не менее двух «ночей» и поймал святителя Николая в том же акте милосердия по отношению к третьей дочери. [23] [30] [35] Отец упал на колени, поблагодарив его, а Николай приказал ему никому не рассказывать о подарках. [23] [30] [35] Сцена тайного дарения Николаем - одна из самых популярных сцен христианского религиозного искусства, появляющаяся на иконах и фресках со всей Европы. Хотя изображения различаются в зависимости от времени и места, [36] Николаса часто изображают в капюшоне , а дочерей обычно изображают лежащими в постели, одетыми в ночную рубашку. Многие изображения содержат кипарис или крестообразный купол . [36]

Историчность этого инцидента оспаривается. [23] Адам К. Инглиш приводит доводы в пользу исторической основы легенды, отмечая раннее засвидетельствование этой истории, а также тот факт, что ни о каких других христианских святых не рассказывалось подобных историй. [37] Йона Лендеринг, который также выступает за подлинность этой истории, отмечает, что аналогичная история рассказана в « Жизни Аполлония Тианского» Филострата , в которой Аполлоний дает деньги обедневшему отцу, но утверждает, что рассказ архимандрита Михаила заметно отличается. [23] Филострат не упоминает о судьбе дочерей, и в его рассказе щедрость Аполлония мотивирована исключительно сочувствием к отцу; однако в рассказе архимандрита Михаила вместо этого прямо говорится, что святой Николай движим желанием спасти дочерей от продажи в проституцию. [23] Он утверждает, что это желание помочь женщинам наиболее характерно для христианства четвертого века из-за выдающейся роли, которую женщины играли в раннем христианском движении, а не в греко-римском язычестве или христианстве времен Михаила Архимандрита в девятом веке, в этот момент положение женщин резко ухудшилось. [23]

Говорят также, что Николай посетил Святую Землю . Корабль, на котором он находился, был почти разрушен ужасным штормом, но он устоял перед волнами, заставив шторм утихнуть. Таким образом, Николай стал почитаться как покровитель моряков и путешественников. [30]

Говорят , что находясь в Палестине , Николай жил в склепе недалеко от Вифлеема , где, Рождество Иисуса как полагают, произошло . Над склепом, где, как полагают, жил Николай, сейчас стоит «Церковь Святого Николая» в Бейт-Джале которого является Николай , христианском городе, покровителем . [38] [39]

Епископ Мирликийский

[ редактировать ]
Святой Николай Мирликийский спасает от смерти троих невинных (1888) Илья Репин

Посетив Святую Землю, Николай вернулся в Миры. Епископ Миры, сменивший дядю Николая, недавно умер. [30] и священники в городе решили, что первый священник, который войдет в церковь этим утром, будет поставлен епископом. Николай пошел в церковь помолиться [30] и поэтому был провозглашен новым епископом. [24] [30] [40] Говорят, что он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам во время Великого гонения при императоре Диоклетиане (правил в 284–305 гг.). [41] [42] но был освобожден по приказу императора Константина Великого (годы правления 306–337). [15] Эта история звучит правдоподобно, но она не засвидетельствована в самых ранних источниках и поэтому вряд ли может быть исторической. [43]

Одна из самых ранних засвидетельствованных историй о Святом Николае — это история, в которой он спасает от казни трех невинных людей. [33] [44] По словам архимандрита Михаила, трое невиновных людей были приговорены к смертной казни правителем Евстафием. Когда их собирались казнить, появился Николай, столкнул меч палача на землю, освободил их от цепей и гневно отчитал присяжного заседателя, принявшего взятку. [44] По словам Йоны Лендеринга, эта история прямо параллельна более ранней истории Филострата в « Жизни Аполлония Тианского» , в которой Аполлоний предотвращает казнь человека, ложно осужденного за бандитизм. [23] Архимандрит Михаил рассказывает и другую историю, в которой консул Алабий принял взятку за казнь трех знаменитых полководцев, несмотря на их фактическую невиновность. [45] Святой Николай явился Константину и Алабию во сне, сообщив Константину правду и напугав Алабия, чтобы тот освободил генералов из страха перед адом . [45]

Более поздние версии истории более сложны и переплетают две истории вместе. По одной из версий, император Константин послал трех своих самых доверенных полководцев по имени Урсос, Непотиан и Герпилион, чтобы подавить восстание во Фригии . Однако шторм заставил их укрыться в Мире. [33] Без ведома генералов, находившихся в гавани, их солдаты дальше вглубь страны сражались с местными торговцами и занимались грабежами и разрушениями. Николай выступил против генералов за то, что они позволили своим солдатам плохо себя вести, и генералы положили конец грабежам. [46] Сразу после того, как солдаты вернулись на свои корабли, Николай услышал известие о трех невиновных людях, которые собираются быть казненными, и три генерала помогли ему остановить казнь. Евстафий попытался бежать на своем коне, но Николай остановил его и отчитал за коррупцию. [47] Евстафий, под угрозой донесения непосредственно императору, раскаялся в своих коррумпированных поступках. [48] После этого генералам удалось положить конец восстанию, и Константин повысил их статус до еще более высокого статуса. [48] Однако враги полководцев оклеветали их перед консулом Алабием, заявив ему, что на самом деле они не подавили восстание, а вместо этого призвали своих солдат присоединиться к нему. Враги генералов также подкупили Алабия, и он заключил трех генералов в тюрьму. Затем Николай явился во сне, и три генерала были освобождены. [49]

Никейский совет

[ редактировать ]
Деталь греческой православной фрески позднего средневековья, изображающая Святого Николая, дающего пощечину Арию на Первом Никейском соборе.

Говорят, что в 325 году Николай присутствовал на Первом Никейском соборе . [15] [23] [50] где он, как говорят, был стойким противником арианства и преданным сторонником тринитаризма , [51] и один из епископов, подписавших Никейский Символ веры . [52] Присутствие Николая на Никейском соборе ранее засвидетельствовано списком участников Феодора Чтителя, в котором он записан как 151-й участник. [15] [16] Однако примечательно, что он никогда не упоминается Афанасием Александрийским , главным защитником тринитаризма на соборе, который знал всех известных епископов того периода. [53] не упоминает его и историк Евсевий , также присутствовавший на соборе. [13] Адам К. Инглиш отмечает, что списки участников Никеи значительно различаются: более короткие списки включают только примерно 200 имен, а более длинные списки включают около 300. Имя Святого Николая появляется только в более длинных списках, а не в коротких. [37] Имя Николая появляется в общей сложности в трех ранних списках, один из которых, Феодор Лектор, обычно считается наиболее точным. По словам Йоны Лендеринг, есть две основные возможности:

  1. Николай не присутствовал на Никейском соборе, но кто-то вначале был озадачен тем, что его имя не было указано, и поэтому добавил его в список. [23] Многие учёные склоняются к такому объяснению. [54] [55]
  2. Николай действительно присутствовал на Никейском соборе, но вскоре кто-то решил вычеркнуть его имя из списка, видимо решив, что будет лучше, если никто не вспомнит, что он там был. [23]

Более поздняя легенда, впервые засвидетельствованная в четырнадцатом веке, более чем через 1000 лет после смерти Николая, гласит, что во время Никейского собора Николай вышел из себя и ударил «некоего арианина» по лицу. В связи с этим Константин отозвал у Николая митру и паллий . [55] Стивен Д. Грейданус заключает, что из-за позднего засвидетельствования этой истории она «не имеет исторической ценности». [55] Йона Лендеринг, однако, защищает правдивость и историчность этого инцидента, утверждая, что, поскольку он был смущающим и плохо отражался на репутации Николая, необъяснимо, почему более поздние агиографы выдумали это. [23] Более поздние версии легенды приукрашивают ее, делая еретика Ария самого [55] [56] и заставить Николаса ударить его, а не просто дать пощечину открытой рукой. В этих версиях истории Николай также заключен в тюрьму. [55] [56] но в его келье ему являются Христос и Дева Мария. [55] [56] Он говорит им, что заключен в тюрьму «за любовь к вам», и они освобождают его от цепей и восстанавливают его одежды. [55] [56] Сцена, когда Николай дает пощечину Арию, отмечена на восточно-православных иконах. [55] и эпизоды святого Николая в Никее показаны в серии картин 1660-х годов в базилике Сан-Никола в Бари . [54]

Другие известные чудеса

[ редактировать ]
Иллюстрация Святого Николая, воскрешающего троих зарезанных детей из Grandes Heures d'Anne de Bretagne (создана между 1503 и 1508 годами)

Одна история рассказывает, как во время страшного голода злостный мясник заманил троих маленьких детей в свой дом, где убил их, поместив их останки в бочку для лечения, планируя продать их как ветчину. [30] [57] Николай, посетивший этот регион для ухода за голодающими, разглядел ложь мясника и воскресил маринованных детей, перекрестив их . [30] [58] Йона Лендеринг полагает, что эта история «не имеет никакой исторической ценности». [43] Адам К. Инглиш отмечает, что история воскрешения маринованных детей является позднесредневековым дополнением к легендарной биографии святого Николая и что она не встречается ни в одном из его ранних житий . [37] Хотя эта история кажется современной публике странной и ужасающей, она была чрезвычайно популярна в период позднего средневековья и раннего Нового времени и широко нравилась простым людям. [58] [30] [43] Он изображен на витражах, деревянных панно, гобеленах и фресках. Со временем эта сцена стала настолько широко воспроизводиться, что вместо того, чтобы показывать всю сцену, художники стали просто изображать святителя Николая с тремя обнаженными детьми и деревянной бочкой у его ног. [58]

По мнению Инглиша, со временем люди, которые забыли или никогда не знали эту историю, начали неверно истолковывать ее представления. Тот факт, что святой Николай был показан с детьми, заставил людей сделать вывод, что он был покровителем детей; между тем тот факт, что его показали с бочкой, привел людей к выводу, что он был покровителем пивоваров. [59]

По другой версии, во время великого голода, который Мира пережила в 311–312 годах, в порту стоял на якоре корабль, груженный пшеницей для императора в Константинополе. Николай предложил матросам выгрузить часть пшеницы, чтобы помочь в трудную минуту. Морякам эта просьба сначала не понравилась, ведь пшеницу нужно было точно взвесить и доставить императору. Только когда Николай пообещал им, что они не понесут никаких потерь за свое внимание, моряки согласились. Прибыв позже в столицу, они сделали удивительную находку: вес груза не изменился, хотя вывезенной в Мире пшеницы хватило на два полных года и ее можно было даже использовать для посева. [60]

Реликвии

[ редактировать ]
Руины церкви четвертого века на острове Гемиле , где, по мнению некоторых ученых, изначально был погребен святой Николай. [61]

Долгое время традиционно считалось, что святитель Николай первоначально был похоронен в своем родном городе Миры, где, как позже известно, хранились его мощи. [43] [61] но некоторые недавние археологические данные указывают на то, что святой Николай, возможно, первоначально был погребен в высеченной в скале церкви, расположенной на самой высокой точке небольшого турецкого острова Гемиле , всего в двадцати милях от места его рождения, Патара. Имя Николая написано на части разрушенного здания. В древности остров был известен как «Остров Святого Николая». [61] и сегодня он известен на турецком языке как Гемилер Адаси, что означает «Остров лодок», в связи с традиционной ролью Святого Николая как покровителя мореплавателей. [61]

Церковь была построена в четвертом веке, примерно во время смерти Николая. [61] и типичен для святынь того времени. Николай был единственным крупным святым, связанным с этой частью Турции. Церковь, в которой, по мнению историков, он был первоначально погребен, находится в западном конце великого пути процессий. [61]

Оскверненный саркофаг в церкви Святого Николая в Демре , где до 1087 года хранились кости святителя Николая. [62]

В середине VII века Гемиле был уязвим для атак арабского флота, поэтому останки Николая, похоже, были перенесены с острова в город Мира, где Николай служил епископом большую часть своей жизни. Мира расположена примерно в 40 км (25 миль) к востоку от Гемиля, а ее расположение дальше вглубь страны сделало ее более безопасной от морских арабских войск. [61]

Говорят, что в Мирах мощи святителя Николая каждый год источали прозрачную водянистую жидкость с запахом розовой воды, называемую манной или миррой , которая, как верили верующие, обладала чудодейственной силой. [63] Поскольку было широко известно, что все мощи Николая находились в Мирах в запечатанном саркофаге, в этот период фальсификаторы мощей редко заявляли, что обладают мощами святителя Николая. [64]

Торжественная бронзовая статуя святого работы российского скульптора Григория Потоцкого была подарена российским правительством в 2000 году и заняла видное место на площади перед средневековой церковью Святого Николая. В 2005 году мэр Сулейман Топчу заменил статую пластиковой статуей Санта-Клауса в красном костюме, потому что он хотел, чтобы изображение было более узнаваемым для иностранных гостей. Протесты российского правительства против этого увенчались успехом, и бронзовую статую вернули (правда, без первоначального высокого постамента) в угол ближе к церкви. [65]

28 декабря 2009 года турецкое правительство объявило, что оно будет официально требовать от итальянского правительства возвращения останков Святого Николая в Турцию. [66] [67]

Турецкие власти утверждали, что сам Николай желал быть похороненным в своем епископском городе и что его останки были незаконно вывезены с родины. Сообщалось, что в 2017 году в ходе археологических раскопок в церкви Святого Николая Демре обнаружил храм под современной церковью, и предстоит провести раскопки, которые позволят исследователям определить, хранит ли он все еще тело Николая. [68]

Они были

[ редактировать ]
Базилика Сан-Никола в Бари большая часть мощей Святого Николая. , Италия, где сегодня хранится [69]

После битвы при Манцикерте в 1071 году Византийская империя временно потеряла контроль над большей частью Малой Азии из-за вторгшихся турок-сельджуков , и поэтому греческие христиане Миры стали подданными турок. [62] [70] В то же время Католическая церковь на Западе заявила (в 1054 году нашей эры), что Греческая церковь , официальная церковь Византийской империи, находится в расколе . Из-за множества войн в регионе некоторые христиане были обеспокоены тем, что доступ к гробнице может стать затрудненным. [62]

Воспользовавшись замешательством и потерей греко-христианской общиной Миры ее византийской императорской защиты, весной 1087 года итальянские моряки из Бари в Апулии захватили часть останков святого из его погребальной церкви в Мирах, над возражения греческих православных монахов в церкви. [62] [71] [72] [73]

Адам К. Инглиш описывает вынос мощей из Майры как «по сути священное ограбление» и отмечает, что воры боялись не только того, что их поймают или преследуют местные жители, но и силы самого святителя Николая. [74] Вернувшись в Бари, они привезли останки с собой и позаботились о них. Останки прибыли 9 мая 1087 года. [62] [43] Два года спустя Папа Урбан II открыл новую церковь, Базилику Сан-Никола, в честь Святого Николая в Бари. Сам Папа лично поместил мощи Николая в гробницу под алтарем новой церкви. [43] Вынос мощей святителя Николая из Миры и прибытие их в Бари достоверно зафиксировано многими летописцами, в том числе Ордериком Виталисом. [75] [43] а 9 мая по-прежнему ежегодно отмечается западными христианами как день «перевода» Николая. [43] Православные христиане и турки уже давно считают несанкционированное вынос мощей из Миры вопиющей кражей. [62] [76] но жители Бари вместо этого утверждали, что это была спасательная операция по спасению костей от турецких захватчиков. [62] [77] Легенда, изображенная на потолке базилики Сан-Никола, гласит, что Николай однажды посетил Бари и предсказал, что однажды его кости останутся там. [76]

Статуя Николая в Бари .

До перенесения мощей Николая в Бари его последователи были известны в Западной Европе, но не пользовались особой популярностью. [43] Осенью 1096 года нормандские и франкские солдаты собрались в Бари для подготовки к Первому крестовому походу . Хотя крестоносцы в целом отдавали предпочтение святым воинам, в отличие от святого Николая, присутствие его мощей в Бари сделало его материально доступным. [78] Связь Николая с помощью путешественникам и мореплавателям также сделала его популярным объектом почитания. Почитание Николая крестоносцами помогло распространить его последователей по всей Западной Европе. [79]

После того как мощи были привезены в Бари, они продолжали миротворить, к радости своих новых владельцев. Чаши с миром из его мощей веками развозились по всему миру, и их до сих пор можно получить в его церкви в Бари. святителя Даже по сей день каждый год 6 декабря ( день памяти ) духовенство базилики извлекает из гроба святителя Николая сосуд с манной. Мирра собирается из саркофага, который находится в хранилище базилики и может быть получена в магазине неподалеку. Жидкость постепенно просачивается из гробницы, но неясно, происходит ли она из тела внутри гробницы или из самого мрамора; Поскольку город Бари является гаванью, а гробница находится ниже уровня моря , было предложено несколько естественных объяснений манной жидкости, включая перенос морской воды в гробницу за счет капиллярного действия . [ нужна ссылка ]

В 1966 году свод в склепе под базиликой Сан-Никола был посвящен в качестве православной часовни с иконостасом в память о недавнем снятии анафем, которые Римско-католическая и Восточно-православная церкви наложили друг на друга во время Великого раскола в 1054 году. . [80]

В мае 2017 года по итогам переговоров Папы Франциска и Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла часть мощей святителя Николая в Бари была отправлена ​​взаймы в Москву. Реликвия была выставлена ​​для поклонения в храме Христа Спасителя, а затем в середине июня ее перевезли в Санкт-Петербург, а затем вернули в Бари. [81] Более миллиона человек выстроились в Москве в очередь, чтобы на мгновение увидеть позолоченный ковчег, в котором находится одно из ребер святого. [82]

Церковь Сан-Николо-аль-Лидо в Венеции, которая утверждает, что хранит около 500 фрагментов костей скелета Николая. [83] [69]

Моряки из Бари вывезли только основные кости скелета Николая, оставив в могиле все мелкие фрагменты. [84] Город Венеция был заинтересован в получении оставшихся фрагментов его скелета. В 1044 году ему посвятили базилику монастыря Сан-Николо-аль-Лидо на северной оконечности Лидо -ди-Венеция . [85] Согласно единственной хронике, написанной анонимным монахом этого монастыря, в 1100 году флот венецианских кораблей в сопровождении епископа Анри проплыл мимо Миры по пути в Палестину для Первого крестового похода. Епископ Анри настоял на том, чтобы флот повернул назад и стал на якорь в Мире. [86] Венецианцы забрали оставшиеся кости святителя Николая, а также кости нескольких других епископов Миры из церкви, которую охраняли только четыре православных монаха, и привезли их в Венецию , где поместили их в церкви Сан-Николо-аль. Лидо. [87] Эта традиция была подтверждена двумя научными исследованиями реликвий в Бари и Венеции, которые подтвердили, что реликвии в двух городах анатомически совместимы и могут принадлежать одному и тому же человеку. [88] [89] [83] Говорят, что кто-то умирает каждый раз, когда потревожат кости святителя Николая в Венеции. Последний раз кости исследовали в июле 1992 года. [75]

Другие локации

[ редактировать ]
Могила Святого Николая недалеко от Томастауна, Ирландия

Из-за длительного заключения скелета Николая в Майре, после того как его привезли в Бари, спрос на его части возрос. Мелкие кости быстро начали распространяться по Западной Европе. [90] Моряки, перевезшие кости, передали норманнскому рыцарю Вильгельму Пантульфу один зуб и два фрагмента, отколовшиеся от саркофага Николая . Пантульф отвез эти мощи в свой родной город Норон в Нормандии, где в июне 1092 года они были помещены в местную церковь Святого Петра. [84] В 1096 году герцог Апулии подарил графу Фландрскому несколько костей святого Николая , которые затем поместил в аббатство Ваттен . [84] По преданию, в 1101 году святой Николай явился в видении французскому чиновнику, посещавшему святыню в Бари, и велел ему взять с собой одну из своих костей в свой родной город Порт , недалеко от Нанси . Писарь взял с собой кость пальца обратно в Порт, где была построена часовня в честь святителя Николая. [91] Порт стал важным центром поклонения после Николая, и в пятнадцатом веке там была построена церковь, известная как Базилика Святого Николая, посвященная ему. [91] Сам город теперь известен как «Сен-Николя де Порт» в честь Николая. [43]

Духовенство в Бари стратегически раздало образцы костей Николая, чтобы популяризировать его и повысить его престиж. Многие из этих костей первоначально хранились в Константинополе. [91] но после разграбления Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода эти фрагменты были разбросаны по Западной Европе. Рука, которая, как утверждается, принадлежала святому Николаю, хранилась в церкви Сан-Никола-ин-Карцере в Риме. [91] Эта церковь, название которой означает «Святой Николай в цепях», построена на месте бывшей городской тюрьмы. Вскоре появились слухи о том, что сам Николай содержался в этой тюрьме. [92] Матери приходили в церковь, чтобы помолиться Святителю Николаю об освобождении своих заключенных сыновей, а раскаявшиеся преступники приносили жертвы . в церковь [92] В результате этого Николай стал покровителем заключенных и ложно обвиненных в преступлениях. [92] Указательный палец, принадлежавший, как утверждается, святому Николаю, хранился в часовне на Остианской дороге в Риме. Еще один палец был задержан в Вентимилье в Лигурии . [91] Сегодня многие церкви в Европе, России и США заявляют, что обладают небольшими реликвиями, такими как зуб или кость пальца. [93] [69]

Ирландская традиция гласит, что мощи святого Николая, как полагают, также были украдены из Майры местными нормандскими рыцарями-крестоносцами в двенадцатом веке и похоронены недалеко от Томастауна , графство Килкенни , где каменная плита отмечает место, которое местные жители считают его могилой. [94] По мнению ирландского антиквара Джона Ханта , могила, вероятно, на самом деле принадлежит местному священнику из аббатства Джерпойнт . [95]

Научный анализ

[ редактировать ]
XVIII века Русская икона в Кижском монастыре , Карелия.

В то время как религиозное значение мощей и экономические соображения, связанные с паломничеством, привели к тому, что останки большинства святых были разделены и разбросаны по многочисленным церквям в нескольких странах, святой Николай необычен тем, что большая часть его костей сохранилась в одном месте: в его могиле. склеп в Бари. Несмотря на якобы продолжающееся чудо манны, архиепархия Бари разрешила провести одно научное исследование костей. [96] В конце 1950-х годов, когда склеп подвергался столь необходимой реставрации, кости из него были извлечены впервые с момента их погребения в 1089 году. Специальная Папская комиссия разрешила Луиджи Мартино, профессору анатомии человека в Университете Бари , исследовать кости под наблюдением комиссии. [42] Мартино сделал тысячи измерений, подробные научные рисунки, фотографии и рентгеновские снимки. [42] В результате обследования выяснилось, что святой умер в возрасте старше семидесяти лет, имел средний рост и телосложение от среднего до худощавого. Он также страдал от тяжелого хронического артрита позвоночника и таза. [42]

В 2004 году в Манчестерском университете исследователи Кэролайн Уилкинсон и Фрако Интрона реконструировали лицо святого на основе обследования Мартино. [42] Анализ данных показал, что исторический Святой Николай имел рост 5 футов 6 дюймов (1,68 м) и имел сломанный нос, который частично зажил, что свидетельствует о том, что травма была получена прижизненно . [97] [98] Сломанный нос, по-видимому, соответствовал агиографическим сообщениям о том, что святитель Николай был избит и подвергнут пыткам во время гонений Диоклетиана . [42] Реконструкция лица была произведена Кэролайн Уилкинсон из Манчестерского университета и показана в телепрограмме BBC2 « Настоящее лицо Санты» . [97] [98] В 2014 году Лаборатория лица Ливерпульского университета Джона Мурса подготовила обновленную реконструкцию лица Святого Николая. [42]

В 2017 году два исследователя из Оксфордского университета , профессор Том Хайэм и доктор Жорж Казан, радиоуглеродом датировали фрагмент таза, предположительно принадлежавшего Святому Николаю. Фрагмент первоначально был найден в церкви в Лионе, Франция. [83] [99] [69] и на момент тестирования находился во владении отца Денниса О'Нила, священника из церкви Святой Марты Вифании в Иллинойсе. [83] [99] [69] Результаты радиоуглеродного датирования подтвердили, что таз датируется четвертым веком нашей эры, примерно в то же время, когда умер святой Николай, и не является средневековой подделкой. [83] [99] [69] Эта кость была одной из старейших, когда-либо исследованных оксфордской командой.

По словам профессора Хайэма, большинство реликвий, которые исследовала команда, оказались слишком недавними, чтобы на самом деле принадлежать святому, которому их приписывают, но он утверждает: «Этот фрагмент кости, напротив, предполагает, что мы могли бы быть рассматриваю останки самого святителя Николая». [83] В Казани полагают, что фрагмент таза может принадлежать тому же человеку, что и скелет, разделенный между церквями Бари и Венеции. [83] [99] [69] поскольку кость, которую они исследовали, взята из левой лобковой кости , а единственная кость таза в коллекции в Бари - это левая подвздошная кость . [83] Однако из-за отсутствия анализа ДНК пока невозможно точно узнать, принадлежит ли таз одному и тому же мужчине. [99] [69]

Почитание и торжества

[ редактировать ]

Среди греков и итальянцев он любимец моряков, рыбаков , кораблей и парусного спорта. В результате со временем он стал покровителем нескольких городов, имеющих гавани . На протяжении столетий греческого фольклора Николай считался «Владыкой моря», которого современные греческие ученые часто описывают как своего рода христианизированную версию Посейдона . В современной Греции он по-прежнему входит в число самых узнаваемых святых, и 6 декабря многие города отмечают своего святого покровителя. Он также является покровителем всей Греции и особенно греческого военно-морского флота . [100]

Восточно-православный собор Святого Николая в Куопио, Финляндия

В Восточной Православной Церкви память святителя Николая празднуется почти каждый четверг года (вместе с Апостолами ) особыми гимнами ему, которые можно найти в литургической книге, известной как Октоих . [101] Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир в Бари восточнославянский вариант его жития и рассказ о перенесении его мощей. современником этого события был написан [102]

В его честь составлены благочестивые акафисты и каноны , которые часто поют верующие, прося его заступничества . Он упоминается в Приготовительной литургии во время Божественной литургии (Восточно-православной Евхаристии ) и во время Всенощного бдения . будет иметься во многих православных храмах Его икона , даже если они не названы в его честь. В восточном православии Коптская церковь отмечает Отъезд Святого Николая 10 Кяхка или 10 Ташаса в Эфиопии, что соответствует 6 декабря по юлианскому календарю и 19 декабря по григорианскому календарю. [103] [104]

Николай имел репутацию человека, который тайно дарил подарки, например, клал монеты в обувь тех, кто оставлял их ему, - практика, отмечавшаяся в его праздник , 6 декабря. Для тех, кто все еще соблюдает юлианский календарь, празднование в настоящее время происходит на тринадцать дней позже, чем в григорианском календаре и пересмотренном юлианском календаре . [105]

В Сербии самой распространенной Славой (ежегодной церемонией и почитанием покровителя семьи) является день Святого Николая, отмечаемый 19 декабря.

В Монако собор Непорочной Богоматери построен с 1874 года на месте церкви Святого Николая, заложенной в 1252 году. 6 декабря в соборе до сих пор проводится детская месса.

XIV века. Святой Николай изображен в английском часослове

В позднесредневековой Англии в приходах в День Святого Николая устраивались празднования Рождества « мальчика-епископа ». В рамках этого торжества молодые люди выполняли функции священников и епископов, а также управляли старшими. Сегодня святителя Николая по-прежнему почитают как великого дарителя в ряде стран Западной и Центральной Европы. В средние века христианские монахини в Бельгии и Франции начали анонимно оставлять корзины с едой и одеждой у порогов нуждающихся, что породило практику дарения подарков в День Святого Николая. [106] Согласно другому источнику, 6 декабря каждый моряк или бывший моряк Нидерландов ( которые в то время составляли практически все мужское население) спускался в портовые города, чтобы принять участие в церковном праздновании в честь своего святого покровителя. На обратном пути они останавливались на одной из николаевских ярмарок, чтобы купить какие-нибудь труднодоступные товары, подарки близким и обязательно какие-нибудь подарочки детям. Если настоящие подарки дарили только на Рождество, то маленькие подарки детям дарили сразу, благодаря Святому Николаю. Это, а также чудо воскрешения трех зарезанных детей сделало святителя Николая покровителем детей, а затем и студентов. [107] Обычай дарить подарки в День Святого Николая популярен в различных частях христианского мира, причем популярная традиция заключается в том, что дети ставят свою обувь в фойе , чтобы Святой Николай доставил туда подарки. [108]

Санта-Клаус произошел от голландских традиций относительно Святого Николая ( Синтерклааса ). Когда голландцы основали колонию Новый Амстердам , они принесли с собой легенды и традиции Синтерклааса. [109] Говард Г. Хагеман из Духовной семинарии Нью-Брансуика утверждает, что традиция празднования Синтерклааса в Нью-Йорке существовала в первых поселениях долины Гудзона , хотя к началу девятнадцатого века она, кстати, исчезла. [110] Парк Святого Николая , расположенный на пересечении проспекта Святого Николая и 127-й улицы, на территории, первоначально заселенной голландскими фермерами, назван в честь Святого Николая Мирликийского. [111]

Николая почитают в святцах святых Лютеранских Церквей , а также в англиканской церкви и в епископальной церкви 6 декабря. [112] [113] [114]

Православные праздники святителя Николая Мирликийского в Ликии

[ редактировать ]
  • 9 мая – Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мирликий в Бари, 1087 год. [115]
  • 10 мая – Прохождение мощей ( пребывание) 1087 года святителя Николая Чудотворца через остров Закинф на пути в Бари . [116]
  • 20 мая – Прибытие мощей в Бари. [117] [118]
  • 29 июля – Рождество святителя Николая Чудотворца. [119]
  • Переходящий праздник в воскресенье с 16 по 22 августа – Собор Всех Святых Лефкадоса. [120]
  • 22 сентября – Собор Всех Святых Тулы (память защиты Тулы от нашествия крымского хана Девлет-Гирея в 1552 году). [121]
  • 6 декабря – День памяти его смерти. [122]

Иконография

[ редактировать ]
Большая икона Святого Николая, написанная в 1294 году для Липненской церкви.

Святой Николай — популярный персонаж, изображаемый на восточно-православных иконах , особенно русских и сербских . Он изображен в виде православного епископа в омофоре и с Евангелием в руках . Иногда его изображают с восточно-православной митрой, иногда с непокрытой головой. Иконографически Николай изображен пожилым человеком с короткой, густой, белой, пушистой бородой и лысеющей головой. В память о чуде, приписываемом ему по преданию на Никейском соборе, его иногда изображают с Христом на левом плече, протягивающим ему Евангелие, и с Богородицей на правом плече, держащей омофор. Из-за его покровительства морякам иногда святого Николая изображают стоящим в лодке или спасающим тонущих моряков; Средневековые песнопения и полифония, изображение на обложке Часослова герцога Беррийского, 1410 г. [123]

XV ​​века Икона святителя Николая Чудотворца , Григориевский монастырь , Афон.

На изображениях святителя Николая из Бари он обычно изображается темнокожим , вероятно, чтобы подчеркнуть свое иностранное происхождение. [124] Акцент на его иностранности, возможно, был направлен на то, чтобы повысить репутацию Бари, продемонстрировав, что он привлек покровительство святого из далекой страны. [124] В римско-католической иконографии святитель Николай изображается в виде епископа, носящего знаки этого сана: архиерейское облачение , митру и посох . Эпизод с тремя придаными отмечен тем, что он держит в руке три кошелька, три монеты или три золотых шара. В зависимости от того, изображается ли он покровителем детей или моряков, его изображения будут завершаться фоном, изображающим корабли, детей или три фигуры, вылезающие из деревянной бочки (троих зарезанных им детей). [125]

Как ни странно, три золотых шара, относящиеся к делу о приданом, иногда метафорически интерпретируются как апельсины или другие фрукты. Поскольку в средние века в Нидерландах апельсины чаще всего привозились из Испании, это привело к поверью, что Святой живет в Испании и каждую зиму приезжает в гости, принося им апельсины, другие «зимние» фрукты и сказки о волшебных существах. [125]

В 1948 году Бенджамин Бриттен завершил кантату « Святой Николай» на текст Эрика Крозье , в которой рассказывается о легендарной жизни святого в драматической последовательности событий. Солист -тенор выступает в роли Святого Николая со смешанным хором, мальчиками-певцами, струнными, фортепианным дуэтом, органом и ударными. [126]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Греческий : Агиос Николаос , Айос Николаос ; Латынь : Санктус Николаус.
  2. Дата его рождения и год смерти являются спорными. [5] но 6 декабря уже давно установлено как традиционная дата его смерти. [5] Джереми Сил замечает: «Как вампиры избегают дневного света, так и святые отличаются от обычных смертных тем, какие годовщины они отмечают. Отмечается дата их смерти, а не рождения». [6]
  3. ^ Николаос хо Тауматургос , Николаос хо Тауматургос
  4. Джо Л. Уиллер и Джона Лендеринг отмечают, что легенды о Святом Николае наполнены наборами из трех человек, что может быть символом яростной защиты Николасом Святой Троицы . [33] [23]
  1. ^ Книга мучеников . Католическое книжное издательство. 1948 год.
  2. ^ «Сербия» . Центр Святого Николая. Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
  3. ^ «Кто такой святой Николай?» . Центр Святого Николая. Архивировано из оригинала 10 октября 2010 года . Проверено 7 декабря 2010 г.
  4. ^ «Святой Николай» . Православная Америка. Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 года . Проверено 7 декабря 2010 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Печать 2005 , с. 2.
  6. ^ Печать 2005 , стр. 2–3.
  7. ^ Ллойд, Джон; Митчинсон, Джон (декабрь 2008 г.). Книга общего невежества (заметно более толстая ред.). Фабер и Фабер. п. 318. ИСБН  978-0-571-24692-2 .
  8. ^ Каннингем, Лоуренс (2005). Краткая история святых . Уайли-Блэквелл. п. 33. ISBN  978-1-4051-1402-8 . Святой Николай Мирликийский, греческая Анатолия (на территории современной Турции), живший в четвертом веке, распространился в Европу через портовый город Бари на юге Италии... Преданность святому в странах Нидерландов смешалась с скандинавскими народными сказками, изменив Греческий православный епископ в рождественскую икону Санта-Клауса.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Коллинз, Эйс (2009). Истории о людях веры . Зондерван. п. 121. ИСБН  9780310564560 . Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2015 г. Николай родился в греческом городе Патаре около 270 года нашей эры. Сын бизнесмена по имени Феофан и его жена Нонна, первые годы ребенка прошли в Мире… Будучи портом на Средиземном море, посреди морских путей, соединявших Египет, Грецию и Рим, Мира была местом назначения для торговцы, рыбаки и моряки-торговцы. Порожденные духом греческого наследия города и правящего римского правительства, культурные начинания, такие как искусство, драматургия и музыка, были основой повседневной жизни.
  10. ^ Инглиш, Адам С. (2012). Святой, который хотел бы стать Санта-Клаусом: истинная жизнь и испытания Николая Мирликийского . Уэйко, Техас: Издательство Университета Бэйлора. стр. 57–63. ISBN  978-1-60258-636-9 .
  11. ^ Wheeler 2010 , стр. vii–x.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Сил 2005 , стр. 14–15.
  13. ^ Перейти обратно: а б Печать 2005 , с. 14.
  14. ^ Перейти обратно: а б Уиллер 2010 , стр. vii-viii.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Блэкер, Берджесс и Огден, 2013 , с. 250.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Уиллер 2010 , с. ix.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Блэкер, Берджесс и Огден, 2013 , с. 251.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Уиллер 2010 , с. х.
  19. ^ Печать 2005 , с. 15.
  20. ^ Чиоффари, Херардо (1987). «Святой Николай в литературных источниках V-VIII веков». Святой Николай: великолепие искусства Востока и Запада Святой Николай в критической истории : 44–45.
  21. ^ Перейти обратно: а б Уиллер 2010 , с. xi.
  22. Введение в архимандрита Михаила житие святителя Николая . Архивировано 3 июля 2018 г. в Wayback Machine.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Кредитование 2006 , с. Николай Мирликийский.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Блэкер, Берджесс и Огден, 2013 , с. 249.
  25. ^ Доменико, Рой Палмер (2002). Регионы Италии: Справочник по истории и культуре . Издательская группа Гринвуд. п. 21 . ISBN  0-313-30733-4 . Святой Николай (епископ Мирликийский) сменил Сабино в качестве покровителя города… Грек из нынешней Турции, он жил в начале четвертого века.
  26. ^ Бурман, Эдвард (1991). Император императору: Италия до Возрождения . Констебль. п. 126. ИСБН  0-09-469490-7 . Несмотря на то, что Николай Мирликийский является покровителем России и образцом северного изобретения, такого как Санта-Клаус, он был греком.
  27. ^ Ингрэм, В. Скотт; Ингрэм, Ашер, Скотт; Роберт (2004). Греческие иммигранты . Издательство информационной базы. п. 24. ISBN  9780816056897 . Первоначальный Санта-Клаус, Святой Николай, был греком, родившимся в Малой Азии (ныне современная Турция) в четвертом веке. Он был очень религиозен с раннего возраста и посвятил свою жизнь христианству. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  28. ^ Ланци, Джоя (2004). Святые и их символы: узнавание святых в искусстве и народных образах . Литургическая пресса. п. 111. ИСБН  0-8146-2970-9 . Николай родился около 270 года нашей эры в Патаре, на побережье современной западной Турции.
  29. ^ Ланци, Джоя (2004). Святые и их символы: узнавание святых в искусстве и народных образах . Литургическая пресса. п. 111. ИСБН  0-8146-2970-9 . Николай родился около 270 г. н. э. в Патаре, на побережье нынешней западной Турции; его родителями были Епифаний и Иоанна.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фергюсон 1976 , с. 136.
  31. ^ Беннетт, Уильям Дж. (2009). Истинный Святой Николай: почему он важен для Рождества . Книги Говарда. стр. 14–17. ISBN  978-1-4165-6746-2 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с Архимандрит Михаил, Житие святителя Николая. Архивировано 3 июля 2018 года в Wayback Machine. Главы 10–11.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Уиллер 2010 , с. 38.
  34. ^ Архимандрит Михаил, Житие святителя Николая. Архивировано 3 июля 2018 года в Wayback Machine (главы 12–18).
  35. ^ Перейти обратно: а б Архимандрит Михаил, Житие святителя Николая. Архивировано 3 июля 2018 года в Wayback Machine (главы 16–18).
  36. ^ Перейти обратно: а б Печать 2005 , с. 1.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Английский и Крамм 2012 .
  38. ^ «Истории из Бейт Джалы» . Центр Святого Николая . Проверено 26 августа 2023 г.
  39. ^ «Церковь Святого Николая – Бейт Джала» .
  40. ^ Фабер, Пол (2006). Синтерклаас за границей: приключения странствующего святого . Издательство КИТ. п. 7. ISBN  9789068324372 . Историческая фигура, послужившая образцом для голландца Синтерклааса, родилась около 270 года нашей эры в порту Патара греческой провинции Ликия в Малой Азии (современная Турция). Его греческое имя Николаос означает что-то вроде «победителя народа».
  41. ^ Блэкер, Берджесс и Огден, 2013 , стр. 249–250.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уилкинсон 2018 , с. 163.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кредитование 2006 , с. Средневековый святой.
  44. ^ Перейти обратно: а б Архимандрит Михаил, Житие святителя Николая. Архивировано 3 июля 2018 года в Wayback Machine (глава 31).
  45. ^ Перейти обратно: а б Архимандрит Михаил, Житие святителя Николая. Архивировано 3 июля 2018 года в Wayback Machine (глава 33).
  46. ^ Уиллер 2010 , стр. 38–39.
  47. ^ Уиллер 2010 , стр. 39–40.
  48. ^ Перейти обратно: а б Уиллер 2010 , с. 40.
  49. ^ Уилер 2010 , стр. 40–41.
  50. ^ Уилер и Розенталь, «Святой Николай: более пристальный взгляд на Рождество», (Глава 1), Nelson Reference & Electronic, 2005 г.
  51. ^ Федерер, Уильям Дж. (2002). Дед Мороз действительно существует – история святителя Николая и традиции рождественских праздников . Amerisearch, Inc. с. 26. ISBN  978-0965355742 .
  52. ^ Дэвис, Лео Дональд (1990). Первые семь Вселенских соборов (325–787 гг.). Их история и богословие . Литургическая пресса. п. 58 . ISBN  0-8146-5616-1 .
  53. ^ Уиллер 2010 , с. xii.
  54. ^ Перейти обратно: а б Печать 2005 , с. 93.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Грейданус 2016 .
  56. ^ Перейти обратно: а б с д Уиллер 2010 , с. 35.
  57. ^ «Центр Святого Николая: Святой Николай» . stnicholascenter.org . Архивировано из оригинала 5 декабря 2009 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Английский 2016 , с. 132.
  59. ^ Английский 2016 , стр. 132–133.
  60. ^ Ле Со, Франсуаза Хейзел Мари (2005). Спутник Уэйса . Д.С. Брюэр. ISBN  978-1-84384-043-5 .
  61. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ключи 1993 года .
  62. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джонс 1978 , стр. 176–193.
  63. ^ Де Челья, Франческо Паоло: «Наука о Санта-Клаусе: дискуссии о манне Николая Мирликийского в современную эпоху». В Нунциусе – 27 (2012) 2, стр. 241–269.
  64. ^ Печать 2005 , стр. 135–136.
  65. ^ «Святой Николай» . Приход Святого Иоанна Кантия . Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 25 августа 2016 г.
  66. ^ «Турки хотят вернуть кости Санты» . Новости Би-би-си . 28 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 22 января 2010 г. Проверено 23 мая 2010 г.
  67. ^ «Кости Деда Мороза необходимо привезти обратно в Турцию из Италии» . Todayszaman.com . 28 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 г. Проверено 12 декабря 2013 г.
  68. ^ «Могила святителя Николая, возможно, была обнаружена в Турции» . ir.ishtimes.com. 4 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года . Проверено 7 октября 2017 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Каллен 2017 .
  70. ^ Печать 2005 , с. 101.
  71. ^ Отт, Майкл (1907). «Николай Мирликийский». Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  72. ^ Батлер, Альбин (1860). Жития святых . Том. 2.
  73. ^ Уилер, Джо Л.; Розенталь, Джим (2005). «Глава 1». Святой Николай: взгляд на Рождество . Томас Нельсон. ISBN  9781418504076 .
  74. ^ Медрано 2017 .
  75. ^ Перейти обратно: а б Печать 2005 , с. 131.
  76. ^ Перейти обратно: а б Сил 2005 , стр. 93–94.
  77. ^ Печать 2005 , стр. 100–102.
  78. ^ Печать 2005 , стр. 114–115.
  79. ^ Печать 2005 , стр. 114–116.
  80. ^ Печать 2005 , с. 117.
  81. ^ « Главные мощи святителя Николая посещают Россию», Радио Ватикана, 21 мая 2017 г.» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
  82. ^ «Филипов, Дэвид. «Почему более миллиона россиян выстроились в очередь, чтобы увидеть кусок ребра святителя Николая», The Washington Post , 29 июня 2017 г.» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
  83. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Оксфордский университет 2017 .
  84. ^ Перейти обратно: а б с Печать 2005 , с. 136.
  85. ^ Печать 2005 , стр. 125–127.
  86. ^ Печать 2005 , с. 127.
  87. ^ Печать 2005 , стр. 127–136.
  88. ^ «Ci ​​sono ossa di San Nicola anche a Venezia?» [В Венеции тоже есть кости святителя Николая?]. enec.it (на итальянском языке). Европа – Ближневосточный центр. Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 2 марта 2017 г.
  89. ^ «Ma le ossa sono tutte a Bari?» [Все кости в Бари?]. enec.it (на итальянском языке). Европа – Ближневосточный центр. Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года . Проверено 2 марта 2017 г.
  90. ^ Печать 2005 , стр. 135–137.
  91. ^ Перейти обратно: а б с д и Печать 2005 , с. 137.
  92. ^ Перейти обратно: а б с Английский 2016 , с. 133.
  93. ^ «Мощи святителя Николая – где они?» . Центр Святого Николая. Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 11 февраля 2014 г.
  94. ^ «План сохранения наследия: округ Ньютаун Джерпойнт, Килкенни» (PDF) . An Chomhairle Oidhreachta/Совет по наследию. 2007. с. 81. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2016 года . Проверено 2 марта 2017 г.
  95. ^ Хант 1974 .
  96. ^ «Анатомическое исследование барийских реликвий» . Центр Святого Николая. Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 года . Проверено 6 декабря 2013 г.
  97. ^ Перейти обратно: а б «Истинное лицо святителя Николая» . Центр Святого Николая . Архивировано из оригинала 4 декабря 2016 года . Проверено 15 декабря 2016 г.
  98. ^ Перейти обратно: а б «Настоящее лицо Санты» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 12 ноября 2014 г. (перейдите к 4-му из 4 изображений)
  99. ^ Перейти обратно: а б с д и Кофлан 2017 .
  100. ^ «Греция» . Центр Святого Николая. Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
  101. ^ Горошкова Наталья. «ОБ ОСОБЫХ ПОСВЯЩЕНИЯХ СЕМЬ ДНЕЙ НЕДЕЛИ: КОГДА И КОМУ МОЛИТЬСЯ» . Православие . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  102. ^ «Праздники и святые, память 9 мая» . Православная Церковь в Америке. Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
  103. ^ «Святитель Николай Чудотворец» . Синаксариум (Жития святых) . Сеть Коптской православной церкви. Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 13 декабря 2013 г.
  104. ^ «Памятники Киаку 10» . Сеть Коптской православной церкви. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 13 декабря 2013 г.
  105. ^ Карус, Луиза (1 октября 2002 г.). Настоящий Сент-Луис. Николас Книги квестов. п. 2. ISBN  9780835608138 . В Мире традиционный праздник Святого Николая до сих пор отмечается 6 декабря, который многие считают годовщиной смерти святителя Николая. Этот день чтят во всем западном христианском мире, на землях, состоящих как из католических, так и из протестантских общин (в Восточной Православной Церкви дата праздника святого — 19 декабря). 5 декабря, накануне Дня Святого Николая, некоторые американские мальчики и девочки выставляют обувь за дверь своей спальни и оставляют небольшой подарок в надежде, что Святой Николай скоро появится там.
  106. ^ ДиЭнн, Мандрык (15 сентября 2013 г.). Канадские рождественские традиции: праздничные рецепты и истории от побережья до побережья . Джеймс Лоример и компания. п. 237. ИСБН  978-1-4594-0560-8 .
  107. ^ Макнайт, Джордж Х. (1917). Святой Николай: его легенда и роль в праздновании Рождества и других народных обычаях . Нью-Йорк: Патнэм. стр. 37–52. ISBN  978-1115125055 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2009 года . Проверено 25 августа 2016 г.
  108. ^ Сэндфорд, Джон (3 апреля 2013 г.). Энциклопедия современной немецкой культуры . Рутледж. ISBN  978-1-136-81610-9 .
  109. ^ Джо Уиллер и Джим Розенталь, «Святой Николай: более пристальный взгляд на Рождество», (глава 8), Nelson Reference & Electronic, 2005.
  110. ^ Обзор богословия Хагеман, Ховард Г., 1979. «Обзор святого Николая Мирликийского, Бари и Манхэттена: биография легенды », Theology Today , Принстон. Принстонская духовная семинария. том. 36, выпуск 3. Архивировано 7 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
  111. ^ « Св. Николас Парк», Департамент парков и отдыха Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
  112. ^ «Празднование дня Святого Николая дома» . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке . 3 декабря 2020 г. Проверено 22 декабря 2022 г.
  113. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  114. ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN  978-1-64065-235-4 .
  115. ^ «Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мирликий в Бари» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 24 июля 2023 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  116. ^ «Перенесение святой мощи святителя Николая Чудотворца с острова Закинф» . Синаксаристис (по-гречески). Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  117. ^ Служба Утрени в субботу, 20 мая 2023 г. (PDF) (на греческом и английском языках). Цифровой стенд для песнопений Греческой православной архиепархии Америки. п. 7. Архивировано (PDF) из оригинала 24 июля 2023 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  118. ^ «Перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца» . Синаксаристис (по-гречески). Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  119. ^ «Рождество святителя Николая Чудотворца» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 24 июля 2023 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  120. ^ «Собор Всех Святых Лефкадоса» . Православное христианство тогда и сейчас . Архивировано из оригинала 9 декабря 2022 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  121. ^ «Собор святых Тульских» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 24 июля 2023 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  122. ^ «Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 21 ноября 2020 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  123. ^ Уилер, Розенталь, «Святой Николай: более пристальный взгляд на Рождество», с. 96, Nelson Reference & Electronic, 2005.
  124. ^ Перейти обратно: а б Печать 2005 , с. 111.
  125. ^ Перейти обратно: а б «Святой Николай» . Приход Святого Иоанна Кантия . Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 25 августа 2016 г.
  126. ^ «Святой Николай / соч. 42. Кантата для тенора соло, хора (SATB), полухора (SA), четырех мальчиков-певцов и струнного оркестра, фортепианного дуэта, ударных и органа» . Фонд Бриттен-Пирс. 1948. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 декабря 2018 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Асано, Казу, изд. (2010). Остров Святого Николая. Раскопки и исследования района острова Гемилер, Ликия, Турция . Осака: Издательство Университета Осаки.
  • Уиллер, Джо Л. и Розенталь, Джим (2006). Святой Николай: взгляд на Рождество . Нэшвилл, Теннесси: Nelson Reference & Electronic. ISBN  9781418504076 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53cf3e40eb4c3174f2aa5c29631eec12__1722902340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/12/53cf3e40eb4c3174f2aa5c29631eec12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saint Nicholas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)