Jump to content

Египетская мифология

Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлено из Космического порядка )

Нун , воплощение первозданных вод, поднимает в небо ладью бога Солнца Ра в момент творения.

Египетская мифология — сборник мифов Древнего Египта , описывающих действия египетских богов как средство познания окружающего мира. Верования, которые выражают эти мифы, являются важной частью древнеегипетской религии . Мифы часто появляются в египетских писаниях и искусстве , особенно в рассказах и религиозных материалах, таких как гимны , ритуальные тексты, погребальные тексты и украшения храмов . Эти источники редко содержат полное описание мифа и часто описывают лишь краткие фрагменты.

Вдохновленные природными циклами, египтяне видели время в настоящем как серию повторяющихся закономерностей, тогда как самые ранние периоды времени были линейными. Мифы возникают в эти ранние времена, и миф устанавливает образец циклов настоящего. Нынешние события повторяют события мифа и тем самым обновляют маат , фундаментальный порядок вселенной. Среди наиболее важных эпизодов мифического прошлого — мифы о сотворении мира , в которых боги формируют вселенную из первобытного хаоса; истории правления бога Солнца Ра на земле; и миф об Осирисе , касающийся борьбы богов Осириса , Исиды и Гора против разрушительного бога Сета . События настоящего, которые можно рассматривать как мифы, включают ежедневное путешествие Ра по миру и его потусторонний аналог, Дуат . Повторяющиеся темы в этих мифических эпизодах включают конфликт между сторонниками Маат и силами беспорядка, важность фараона в поддержании Маат , а также постоянную смерть и возрождение богов.

Детали этих священных событий сильно различаются в разных текстах и ​​часто кажутся противоречивыми. Египетские мифы в первую очередь метафоричны, переводя сущность и поведение божеств в термины, понятные людям. Каждый вариант мифа представляет собой свою символическую точку зрения, обогащая понимание египтян богов и мира.

Мифология оказала глубокое влияние на египетскую культуру. Он вдохновил или повлиял на многие религиозные ритуалы и обеспечил идеологическую основу королевской власти. Сцены и символы из мифов появлялись в искусстве в гробницах, храмах и амулетах . В литературе мифы или их элементы использовались в историях, от юмора до аллегорий, демонстрируя, что египтяне адаптировали мифологию для самых разных целей.

Происхождение

[ редактировать ]

Развитие египетского мифа проследить сложно. Египтологи должны сделать обоснованные предположения о его самых ранних этапах, основываясь на письменных источниках, появившихся гораздо позже. [ 1 ] Одним из очевидных факторов влияния на миф является природное окружение египтян . Каждый день солнце всходило и садилось, принося свет на землю и регулируя деятельность человека; каждый год Нил разливался , возобновляя плодородие почвы и позволяя вести высокопродуктивное сельское хозяйство, которое поддерживало египетскую цивилизацию. Таким образом, египтяне считали воду и солнце символами жизни и думали о времени как о серии природных циклов. Этот упорядоченный порядок находился под постоянным риском нарушения: необычно низкие наводнения приводили к голоду , а сильные наводнения уничтожали посевы и здания. [ 2 ] Гостеприимную долину Нила окружала суровая пустыня, населенная народами, которых египтяне считали нецивилизованными врагами порядка. [ 3 ] По этим причинам египтяне рассматривали свою землю как изолированное место стабильности, или маат , окруженное и находящееся под угрозой хаоса. Эти темы – порядок, хаос и обновление – неоднократно появляются в египетской религиозной мысли. [ 4 ]

Другим возможным источником мифологии являются ритуалы. Многие ритуалы ссылаются на мифы и иногда основаны непосредственно на них. [ 5 ] Но трудно определить, возникли ли мифы культуры до ритуалов или наоборот. [ 6 ] Вопросы об этой взаимосвязи между мифом и ритуалом вызвали много дискуссий среди египтологов и исследователей сравнительного религиоведения в целом. В Древнем Египте самые ранние свидетельства религиозных практик предшествовали письменным мифам. [ 5 ] Ритуалы ранней египетской истории включали лишь несколько мотивов из мифов. По этим причинам некоторые ученые утверждают, что в Египте ритуалы возникли раньше мифов. [ 6 ] Но поскольку ранние свидетельства настолько скудны, вопрос, возможно, никогда не будет решен наверняка. [ 5 ]

В частных ритуалах, которые часто называют «магическими», миф и ритуал связаны особенно тесно. Многие из мифоподобных историй, фигурирующих в текстах ритуалов, не встречаются в других источниках. Даже широко распространенный мотив богини Исиды, спасающей своего отравленного сына Гора, появляется только в текстах этого типа. Египтолог Дэвид Франкфуртер утверждает, что эти ритуалы адаптируют основные мифические традиции к конкретному ритуалу, создавая сложные новые истории (так называемые «историолы» ), основанные на мифах. [ 7 ] Напротив, Дж. Ф. Боргоутс говорит о магических текстах, что «не существует ни малейшего доказательства того, что для этого жанра был придуман особый вид «неортодоксальной» мифологии». [ 8 ]

Большая часть египетской мифологии состоит из мифов о происхождении , объясняющих возникновение различных элементов мира, включая человеческие институты и природные явления. Царская власть возникла среди богов в начале времен и позже перешла к человеческим фараонам ; Война возникает, когда люди начинают сражаться друг с другом после ухода бога Солнца на небо. [ 9 ] Мифы также описывают предполагаемое начало менее фундаментальных традиций. В небольшом мифическом эпизоде ​​Гор злится на свою мать Исиду и отрубает ей голову. Исида заменяет свою потерянную голову коровьей. Это событие объясняет, почему Исиду иногда изображали с коровьими рогами как частью головного убора. [ 10 ]

Некоторые мифы могли быть основаны на исторических событиях. Объединение Египта под властью фараонов в конце додинастического периода около 3100 г. до н. э. сделало царя центром египетской религии, и, таким образом, идеология царской власти стала важной частью мифологии. [ 11 ] В результате объединения боги, которые когда-то были местными божествами-покровителями, приобрели национальное значение, сформировав новые отношения, которые связали местных божеств в единую национальную традицию. Джеральдин Пинч предполагает, что ранние мифы могли возникнуть из этих отношений. [ 12 ] Египетские источники связывают мифическую борьбу между богами Гором и Сетом с конфликтом между областями Верхнего и Нижнего Египта , который, возможно, произошел в позднедодинастическую эпоху или в раннединастический период . [ 13 ] [ Примечание 1 ]

После этих ранних времен большинство изменений в мифологии развивали и адаптировали ранее существовавшие концепции, а не создавали новые, хотя были и исключения. [ 14 ] Многие ученые предполагают, что миф о боге Солнца, уходящем в небо, оставляющем людей сражаться между собой, был вдохновлен распадом королевской власти и национального единства в конце Древнего царства ( ок. 2686 г. до н.э. - 2181 г. до н.э.). . [ 15 ] В Новом царстве (ок. 1550–1070 гг. до н. э.) вокруг таких божеств, как Ям и Анат , заимствованных из ханаанской религии , развивались второстепенные мифы . Напротив, в греческую и римскую эпохи (332 г. до н.э. – 641 г. н.э.) греко-римская культура имела мало влияния на египетскую мифологию. [ 16 ]

Определение и сфера применения

[ редактировать ]

Ученым трудно определить, какие древнеегипетские верования являются мифами . Основное определение мифа, предложенное египтологом Джоном Бейнсом, — это «священное или центральное в культуре повествование ». В Египте повествования, занимающие центральное место в культуре и религии, почти полностью посвящены событиям среди богов . [ 17 ] Реальные повествования о действиях богов редки в египетских текстах, особенно ранних периодов, и большинство упоминаний о таких событиях представляют собой простые упоминания или намеки. Некоторые египтологи, такие как Бэйнс, утверждают, что повествования, достаточно полные, чтобы их можно было назвать «мифами», существовали во все периоды, но египетская традиция не одобряла их запись. Другие, такие как Ян Ассманн , говорили, что настоящие мифы были редкостью в Египте и, возможно, возникли только в середине его истории, развиваясь из фрагментов повествований, которые появляются в самых ранних писаниях. [ 18 ] Однако недавно Винсент Арье Тобин [ 19 ] и Сюзанна Бикель предположили, что в египетской мифологии не было необходимости в длинном повествовании из-за ее сложной и гибкой природы. [ 20 ] Тобин утверждает, что нарратив даже чужд мифу, потому что нарративы имеют тенденцию формировать простой и фиксированный взгляд на события, которые они описывают. Если для мифа не требуется повествование, любое высказывание, передающее представление о природе или действиях бога, можно назвать «мифическим». [ 19 ]

Содержание и смысл

[ редактировать ]

Подобно мифам многих других культур, египетские мифы служат оправданию человеческих традиций и решению фундаментальных вопросов мира. [ 21 ] такие как природа беспорядка и окончательная судьба вселенной . [ 20 ] Египтяне объясняли эти глубокие вопросы через высказывания о богах. [ 20 ]

Египетские божества представляют собой природные явления, от физических объектов, таких как земля или солнце, до абстрактных сил, таких как знание и творчество. Египтяне считали, что действия и взаимодействия богов управляют поведением всех этих сил и элементов. [ 22 ] По большей части египтяне не описывали эти загадочные процессы в явных богословских трудах. Вместо этого отношения и взаимодействия богов косвенно иллюстрировали такие процессы. [ 23 ]

Большинство богов Египта, в том числе многие из главных, не играют значительной роли ни в каких мифических повествованиях. [ 24 ] хотя их природа и отношения с другими божествами часто устанавливаются в списках или голых утверждениях без повествования. [ 25 ] Для богов, глубоко вовлеченных в повествования, мифические события являются очень важным выражением их роли в космосе. Следовательно, если мифами являются только повествования, то мифология является основным элементом египетского религиозного понимания, но не таким важным, как во многих других культурах. [ 26 ]

Небо изображалось в виде богини-коровы, поддерживаемой другими божествами. В этом образе сочетаются несколько сосуществующих представлений неба: как крыши, как морской поверхности, как коровы и как богини в человеческом обличье. [ 27 ]

Истинное царство богов загадочно и недоступно для человека. Мифологические истории используют символику, чтобы сделать события в этой сфере понятными. [ 28 ] Не каждая деталь мифического повествования имеет символическое значение. Некоторые образы и события, даже в религиозных текстах, подразумеваются просто как визуальные или драматические украшения более широких и значимых мифов. [ 29 ] [ 30 ]

В египетских мифологических источниках встречается несколько полных историй. Эти источники часто содержат не что иное, как намеки на события, к которым они относятся, а тексты, содержащие реальные повествования, рассказывают лишь части более широкой истории. Таким образом, для любого конкретного мифа египтяне могли иметь только общие контуры истории, из которой были взяты фрагменты, описывающие отдельные события. [ 24 ] Более того, боги не являются четко определенными персонажами, и редко приводятся мотивы их порой непоследовательных действий. [ 31 ] Таким образом, египетские мифы не являются полностью развитыми сказками. Их важность заключалась в их основном значении, а не в их характеристиках как историй. Вместо того, чтобы слиться в длинные, фиксированные повествования, они остались очень гибкими и недогматичными . [ 28 ]

Египетские мифы были настолько гибкими, что, казалось бы, могли конфликтовать друг с другом. В египетских текстах встречается множество описаний сотворения мира и движения солнца, некоторые из которых сильно отличаются друг от друга. [ 32 ] Отношения между богами были подвижными, так что, например, богиню Хатор можно было назвать матерью, женой или дочерью бога солнца Ра . [ 33 ] Отдельные божества могли даже быть синкретизированы или связаны в единое существо. Таким образом, бог-творец Атум объединился с Ра, образовав Ра-Атум. [ 34 ]

Одна из часто предполагаемых причин несоответствий в мифах заключается в том, что религиозные идеи различались с течением времени и в разных регионах. [ 35 ] Местные культы различных божеств разработали теологию, основанную на своих собственных богах-покровителях. [ 36 ] По мере того как влияние различных культов менялось, некоторые мифологические системы достигли национального доминирования. В Древнем царстве (ок. 2686–2181 до н. э.) наиболее важной из этих систем были культы Ра и Атума с центром в Гелиополе . Они образовали мифическую семью Эннеаду , которая, как говорили, создала мир. В него входили самые важные божества того времени, но первенство отдавалось Атуму и Ра. [ 37 ] Египтяне также наложили на старые религиозные идеи новые. Например, бог Птах , чей культ был сосредоточен в Мемфисе , также считался создателем мира. Миф о сотворении Птаха включает в себя более старые мифы, утверждая, что именно Эннеада выполняет творческие команды Птаха. [ 38 ] Таким образом, миф делает Птаха старше и величественнее Эннеады. Многие ученые рассматривают этот миф как политическую попытку утвердить превосходство бога Мемфиса над богами Гелиополя. [ 39 ] Объединив концепции таким образом, египтяне создали чрезвычайно сложный набор божеств и мифов. [ 40 ]

Египтологи начала двадцатого века считали, что подобные политически мотивированные изменения были основной причиной противоречивых образов египетского мифа. Однако в 1940-х годах Анри Франкфорт , осознавая символическую природу египетской мифологии, утверждал, что явно противоречивые идеи являются частью «множественности подходов», которые египтяне использовали для понимания божественного царства. Аргументы Франкфорта являются основой для большей части недавнего анализа египетских верований. [ 41 ] Политические изменения повлияли на верования египтян, но идеи, возникшие в результате этих изменений, также имеют более глубокое значение. Множественные версии одного и того же мифа выражают разные аспекты одного и того же явления; разные боги, ведущие себя сходным образом, отражают тесную связь между силами природы. Различные символы египетской мифологии выражают идеи, слишком сложные, чтобы их можно было рассматривать через одну призму. [ 28 ]

Источники

[ редактировать ]

Доступные источники варьируются от торжественных гимнов до занимательных историй. Не имея единой канонической версии какого-либо мифа, египтяне адаптировали широкую мифологическую традицию к различным целям своих писаний. [ 42 ] Большинство египтян были неграмотны и поэтому, возможно, имели сложную устную традицию , которая передавала мифы посредством устных рассказов. Сюзанна Бикель предполагает, что существование этой традиции помогает объяснить, почему во многих текстах, связанных с мифами, мало подробностей: мифы уже были известны каждому египтянину. [ 43 ] Сохранилось очень мало свидетельств этой устной традиции, а современные знания о египетских мифах основаны на письменных и графических источниках. До настоящего времени сохранилась лишь небольшая часть этих источников, поэтому большая часть мифологической информации, которая когда-то была записана, утеряна. [ 25 ] Эта информация не одинаково богата во все периоды, поэтому верования, которых придерживались египтяне в некоторые эпохи своей истории, изучены хуже, чем верования в более документированные времена. [ 44 ]

Религиозные источники

[ редактировать ]

Многие боги появляются в произведениях искусства раннединастического периода истории Египта (ок. 3100–2686 до н.э.), но из этих источников мало что можно почерпнуть о действиях богов, поскольку они содержат минимальное количество письменности. Египтяне начали более широко использовать письменность в Древнем царстве, где появился первый крупный источник египетской мифологии: Тексты пирамид . Эти тексты представляют собой собрание из нескольких сотен заклинаний, начертанных в интерьерах пирамид, начиная с 24 века до нашей эры. Это были первые египетские погребальные тексты , призванные гарантировать, что цари, похороненные в пирамиде, благополучно пройдут через загробную жизнь. Многие из заклинаний отсылают к мифам, связанным с загробной жизнью, включая мифы о сотворении мира и миф об Осирисе . Многие из текстов, вероятно, намного старше своих первых известных письменных копий, и поэтому они дают ключ к разгадке ранних этапов египетской религиозной веры. [ 45 ]

В течение Первого промежуточного периода (ок. 2181–2055 гг. до н.э.) «Тексты пирамид» превратились в « Тексты гробов» , которые содержат аналогичный материал и были доступны нечленам королевской семьи. Последующие погребальные тексты, такие как « Книга мертвых в Новом царстве» и « Книги дыхания» позднего периода (664–323 гг. До н.э.) и позже, возникли на основе этих более ранних коллекций. В Новом Королевстве также появился другой тип погребального текста, содержащий подробные и связные описания ночного путешествия бога Солнца. Тексты этого типа включают Амдуат , Книгу Врат и Книгу Пещер . [ 42 ]

Украшение храма в Дендере , изображающее богинь Исиду и Нефтиду, наблюдающих за трупом своего брата Осириса.

Храмы , чьи сохранившиеся остатки датируются в основном эпохой Нового царства и позже, являются еще одним важным источником мифов. Во многих храмах были пер-анкхи , или храмовые библиотеки, где хранились папирусы для ритуалов и других целей. Некоторые из этих папирусов содержат гимны, которые, восхваляя бога за его действия, часто ссылаются на мифы, определяющие эти действия. Другие храмовые папирусы описывают ритуалы, многие из которых частично основаны на мифах. [ 46 ] Разрозненные остатки этих коллекций папирусов сохранились до наших дней. Возможно, в сборниках были более систематические записи мифов, но никаких свидетельств существования таких текстов не сохранилось. [ 25 ] Мифологические тексты и иллюстрации, аналогичные тем, что есть на храмовых папирусах, также присутствуют в убранстве храмовых построек. Искусно украшенные и хорошо сохранившиеся храмы периода Птолемеев и Рима (305 г. до н. э. – 380 г. н. э.) являются особенно богатым источником мифов. [ 47 ]

Египтяне также проводили ритуалы для личных целей, таких как защита от болезней или исцеление. Эти ритуалы часто называют «магическими», а не религиозными, но считалось, что они действуют по тем же принципам, что и храмовые церемонии, используя мифические события в качестве основы для ритуала. [ 48 ]

Информация из религиозных источников ограничена системой традиционных ограничений на то, что они могут описывать и изображать. убийство бога Осириса никогда подробно не описывается в египетских писаниях. Например, [ 25 ] Египтяне верили, что слова и образы могут влиять на реальность, поэтому избегали риска воплотить такие негативные события в реальность. [ 49 ] Традиции египетского искусства также плохо подходили для изображения целых повествований, поэтому большинство произведений искусства, связанных с мифами, состоят из редких отдельных сцен. [ 25 ]

Другие источники

[ редактировать ]

Ссылки на миф появляются и в нерелигиозной египетской литературе , начиная со Среднего царства. Многие из этих упоминаний являются лишь намеками на мифические мотивы, но некоторые истории полностью основаны на мифических повествованиях. Эти более прямые интерпретации мифов особенно распространены в позднем и греко-римском периодах, когда, по мнению таких ученых, как Хайке Штернберг, египетские мифы достигли своего наиболее развитого состояния. [ 50 ]

Отношение к мифу в нерелигиозных египетских текстах сильно различается. Некоторые истории напоминают повествования из магических текстов, другие скорее носят развлекательный характер и даже содержат юмористические эпизоды. [ 50 ]

Последним источником египетских мифов являются сочинения греческих и римских писателей, таких как Геродот и Диодор Сицилийский , которые описали египетскую религию в последние столетия ее существования. Среди этих писателей выдающимся является Плутарх , чья работа «De Iside et Osiride» содержит, среди прочего, самый длинный древний рассказ о мифе об Осирисе. [ 51 ] Знания этих авторов о египетской религии были ограничены, поскольку они были исключены из многих религиозных практик, а на их заявления о египетских верованиях повлияли их предубеждения относительно египетской культуры. [ 25 ]

Космология

[ редактировать ]

Египетская космология аналогична древней ближневосточной космологии, ранней греческой космологии и другим космологическим системам, которые можно в совокупности обозначить как придерживающиеся модели «колыбельной космологии», поскольку они имеют ряд общих черт, включая плоскую Землю, на поверхности которой находится твердый небосвод , первозданный водный хаос, космический центр, вращающееся небо над землей, Океан, расположенный на краях земли и окружающий ее. [ 52 ] Однако изучение египетской космологии осуществляется с некоторыми ограничениями. В древнеегипетской литературе нет систематических описаний творения, поэтому космологические взгляды собраны воедино из множества кратких ссылок в разных текстах, а также некоторых графических свидетельств. [ 53 ] Вторая проблема заключается в том, что взгляды на египетскую космологию развивались на протяжении длительного периода истории Египта, и в разных регионах также существовали разные космологические системы: хотя всегда существует один самопорожденный бог-творец, который появляется из вечной водной тьмы Нун , например, Бог-творец в разные времена и в разных местах идентифицировался отдельно как Птах , Ра , Амон , Атум или Хнум . [ 54 ]

Размер (космический порядок)

[ редактировать ]

Египетское слово, написанное m3ˁt, часто переводимое как маат или маат, в египетской вере относится к фундаментальному порядку Вселенной. Созданный при сотворении мира, Маат отличает мир от хаоса , который ему предшествовал и окружал. Маат включает в себя как правильное поведение людей, так и нормальное функционирование сил природы, которые делают жизнь и счастье возможными. Поскольку действия богов управляют природными силами, а мифы отражают эти действия, египетская мифология представляет правильное функционирование мира и поддержание самой жизни. [ 55 ]

Для египтян самым важным хранителем маат является фараон . В мифах фараон — сын множества божеств. Таким образом, он является их назначенным представителем, обязанным поддерживать порядок в человеческом обществе так же, как они это делают в природе, и продолжать ритуалы, которые поддерживают их и их деятельность. [ 56 ]

Вселенная

[ редактировать ]
Бог воздуха Шу, которому помогают другие боги, поддерживает Нут, небо, а Геб, землю, лежит внизу.

По верованиям египтян, уже существовал бесконечный и хаотичный первобытный океан, который предшествовал созданию упорядоченного мира. Этот космический океан олицетворял бог Нун . Земля, олицетворяемая богом Гебом , плоская , а также покрыта плоским небом/ твердом (небом), который выгибается над ней и отделяет землю от окружающего космического океана. Небо для египтян обычно представлялось Нут , богиней неба. Земля также отделена от небесного свода атмосферой, олицетворяемой богом Шу . [ 57 ] [ 58 ] Поэтому египтяне представляли обитаемый мир как пузырь воздуха, конечный и сухой, окруженный универсальным и бесконечным, темным, бесформенным и инертным океаном. [ 59 ]

Небесный свод и ход Солнца

[ редактировать ]

Говорят, что бог солнца Ра путешествует по небу, по телу Нут, оживляя мир своим светом. Ночью Ра уходит за западный горизонт в Дуат , загадочную область, граничащую с бесформенностью Нун. На рассвете он появляется из Дуата на восточном горизонте. [ 57 ]

Природа неба и местонахождение Дуата неизвестны. Египетские тексты по-разному описывают ночное солнце, путешествующее под землей и внутри тела Нут. Египтолог Джеймс П. Аллен считает, что эти объяснения движения Солнца представляют собой разные, но сосуществующие идеи. По мнению Аллена, Нут представляет собой видимую поверхность вод Нуна со звездами, плавающими на этой поверхности. Поэтому солнце плывет по воде по кругу, каждую ночь уходя за горизонт и достигая небес, которые выгибаются под перевернутой землей Дуата. [ 60 ] Леонард Х. Леско , однако, считает, что египтяне видели небо как сплошной навес и описывали солнце, путешествующее через Дуат над поверхностью неба, с запада на восток, в течение ночи. [ 61 ] Джоан Конман, модифицируя модель Леско, утверждает, что это твердое небо представляет собой движущийся вогнутый купол, нависающий над глубоко выпуклой землей. Солнце и звезды движутся вместе с этим куполом, а их проход за горизонт — это просто их движение над участками земли, которые египтяне не могли видеть. Эти регионы тогда станут Дуатом. [ 62 ]

Космический центр

[ редактировать ]

Плодородные земли долины Нила ( Верхний Египет ) и Дельты ( Нижний Египет ) лежат в центре мира в египетской космологии. За их пределами — бесплодные пустыни, которые ассоциируются с хаосом, лежащим за пределами мира. [ 63 ] Где-то за ними находится горизонт, ахет . Там две горы, на востоке и западе, отмечают места, где солнце входит в Дуат и выходит из него. [ 64 ]

Иностранные страны

[ редактировать ]

Иностранные народы в египетской идеологии ассоциируются с враждебными пустынями. Иностранцев, как правило, причисляют к « девяти лукам », людям, которые угрожают правлению фараонов и стабильности Маат , хотя к народам, связанным с Египтом или подчиняющимся ему, можно относиться более позитивно. [ 65 ] По этим причинам события египетской мифологии редко происходят за границей. Хотя некоторые истории относятся к небу или Дуату, сам Египет обычно является ареной действий богов. Зачастую даже мифы, действие которых происходит в Египте, кажутся происходящими на плане существования, отдельном от того, населенном живыми людьми, хотя в других историях люди и боги взаимодействуют. В любом случае египетские боги глубоко привязаны к своей родине. [ 63 ]

На представление времени египтян повлияла их окружающая среда. Каждый день солнце всходило и садилось, принося свет на землю и регулируя деятельность человека; каждый год Нил разливался , возобновляя плодородие почвы и позволяя вести высокопродуктивное сельское хозяйство, которое поддерживало египетскую цивилизацию. Эти периодические события вдохновили египтян рассматривать все время как серию повторяющихся закономерностей, регулируемых Маат , обновляющих богов и вселенную. [ 2 ] Хотя египтяне признавали, что разные исторические эпохи различаются по своим особенностям, в египетском восприятии истории доминируют мифические модели. [ 66 ]

Многие египетские истории о богах характеризуются как происходящие в первобытные времена, когда боги проявлялись на земле и правили ею. После этого времени, считали египтяне, власть на земле перешла к фараонам-людям. [ 67 ] Эта первобытная эпоха, кажется, предшествует началу путешествия Солнца и повторяющимся закономерностям нынешнего мира. На другом конце времени — конец циклов и растворение мира. Поскольку эти отдаленные периоды лучше подходят для линейного повествования, чем циклы настоящего, Джон Бейнс считает их единственными периодами, в которых происходят настоящие мифы. [ 68 ] Тем не менее, в некоторой степени циклический аспект времени присутствовал и в мифическом прошлом. Египтяне считали даже истории, созданные в то время, неизменно правдивыми. Мифы становились реальностью каждый раз, когда происходили события, с которыми они были связаны. Эти события отмечались ритуалами, часто вызывавшими мифы. [ 69 ] Ритуал позволял времени периодически возвращаться в мифическое прошлое и возобновлять жизнь во Вселенной. [ 70 ]

Основные мифы

[ редактировать ]

Некоторые из наиболее важных категорий мифов описаны ниже. Из-за фрагментарности египетских мифов в египетских источниках мало указаний на хронологическую последовательность мифических событий. [ 71 ] Тем не менее, категории расположены в очень свободном хронологическом порядке.

Создание

[ редактировать ]

Среди наиболее важных мифов были мифы, описывающие сотворение мира. Египтяне разработали множество версий сотворения мира, которые сильно различаются по описываемым событиям. В частности, божества, которым приписывают создание мира, различаются в каждом рассказе. Эта разница частично отражает желание египетских городов и жрецов превозносить своих собственных богов-покровителей, приписывая им творение. Тем не менее, разные версии не считались противоречивыми; вместо этого египтяне считали, что процесс творения имеет множество аспектов и включает в себя множество божественных сил. [ 72 ]

Солнце поднимается над круглым холмом творения, когда богини изливают вокруг него первобытные воды.

Одной общей чертой мифов является возникновение мира из окружающих его вод хаоса. Это событие символизирует установление Маата и зарождение жизни. Одна фрагментарная традиция сосредоточена на восьми богах Огдоады , которые представляют характеристики самой первобытной воды. Их действия порождают солнце (представленное в мифах о творении различными богами, особенно Ра), рождение которого образует пространство света и сухости внутри темной воды. [ 73 ] Солнце поднимается над первым холмом суши, еще одним распространенным мотивом в мифах о сотворении мира, который, вероятно, был вдохновлен видом холмов земли, появляющихся после отступления разлива Нила. С появлением бога Солнца, создателя Маата , у мира появился первый правитель. [ 74 ] Сообщения первого тысячелетия до нашей эры сосредоточены на действиях бога-творца по подчинению сил хаоса, угрожающих новому упорядоченному миру. [ 14 ]

Атум , бог, тесно связанный с солнцем и первобытным курганом, находится в центре мифа о сотворении мира, восходящего, по крайней мере, к Древнему царству. Атум, вобравший в себя все элементы мира, существует в водах как потенциальное существо. Во время творения он появляется, чтобы создать других богов, в результате чего появляется набор из девяти божеств, Эннеада , в которую входят Геб, Нут и другие ключевые элементы мира. Эннеада может, в более широком смысле, обозначать всех богов, поэтому ее создание представляет собой дифференциацию единого потенциального существа Атума на множество элементов, присутствующих в мире. [ 75 ]

Со временем египтяне разработали более абстрактные взгляды на процесс творения. Ко времени создания « Текстов гробов » они описывали формирование мира как реализацию концепции, впервые разработанной в разуме бога-творца. Сила хека , или магии, которая связывает вещи в божественном царстве и вещи в физическом мире, — это сила, которая связывает первоначальную концепцию создателя с ее физической реализацией. Саму Геку можно персонифицировать как бога, но этот интеллектуальный процесс творения связан не только с этим богом. Надпись Третьего промежуточного периода (ок. 1070–664 гг. до н.э.), текст которой может быть намного старше, подробно описывает этот процесс и приписывает его богу Птаху , чья тесная связь с мастерами делает его подходящим божеством для создания физического тела. форму к первоначальному творческому замыслу. Гимны Нового царства описывают бога Амона , таинственную силу, которая стоит даже за другими богами, как высший источник этого творческого видения. [ 76 ]

Происхождение людей не является главной особенностью египетских историй о сотворении мира. В некоторых текстах первые люди возникают из слез, которые Ра-Атум или его женский аспект, Око Ра , проливают в момент слабости и страдания, предвещая порочную природу людей и печальную жизнь. Другие говорят, что людей вылепил из глины бог Хнум . Но в целом в центре внимания мифов о сотворении мира лежит установление космического порядка, а не особое место человека в нем. [ 77 ]

Царствование бога Солнца

[ редактировать ]

В период мифического прошлого после сотворения мира Ра обитает на земле как царь богов и людей. Этот период наиболее близок к золотому веку египетской традиции, периоду стабильности, который египтяне постоянно стремились пробудить и подражать. Тем не менее, истории о правлении Ра сосредоточены на конфликтах между ним и силами, которые нарушают его правление, отражая роль царя в египетской идеологии как проводника Маат . [ 78 ]

В эпизоде, известном в разных версиях из храмовых текстов, некоторые боги бросают вызов власти Ра, и он уничтожает их с помощью и советами других богов, таких как Тот и Гор Старший . [ 79 ] [ Примечание 2 ] В какой-то момент он сталкивается с инакомыслием даже со стороны своего продолжения, Ока Ра, которое может действовать независимо от него в форме богини. Богиня Ока злится на Ра и убегает от него, скитаясь дико и опасно по землям за пределами Египта, обычно по Нубии . Ослабленный ее отсутствием, Ра посылает одного из других богов — Шу, Тота или Анхура , по разным версиям, — чтобы вернуть ее силой или убеждением. Поскольку Око Ра связано со звездой Сотис , гелиакический восход которой сигнализировал о начале разлива Нила, возвращение Ока богини в Египет совпадает с животворящим наводнением. По возвращении богиня становится супругой Ра или бога, который ее вернул. Ее умиротворение восстанавливает порядок и обновляет жизнь. [ 81 ]

По мере того как Ра становится старше и слабее, человечество тоже восстает против него. В эпизоде, часто называемом «Уничтожение человечества», описанном в «Книге Небесной Коровы» , Ра обнаруживает, что человечество замышляет восстание против него, и посылает свое Око, чтобы наказать их. Она убивает множество людей, но Ра, видимо, решает, что не хочет, чтобы она уничтожила все человечество. Он красит пиво в красный цвет, чтобы оно напоминало кровь, и разливает его по полю. Богиня Глаз выпивает пиво, напивается и прекращает неистовство. Затем Ра уходит в небо, уставший от правления на земле, и начинает свое ежедневное путешествие по небесам и Дуату. Выжившие люди встревожены и нападают на тех, кто среди них замышлял заговор против Ра. Это событие является источником войн, смерти и постоянной борьбы людей за защиту Маат от разрушительных действий других людей. [ 82 ]

В «Книге Небесной Коровы » результаты уничтожения человечества, кажется, знаменуют конец прямого правления богов и линейного времени мифа. Начало путешествия Ра – это начало циклического времени настоящего. [ 68 ] Однако в других источниках мифическое время продолжается и после этого изменения. В египетских источниках приводятся последовательности божественных правителей, которые заняли место бога Солнца как царя на земле, и каждый из них правил на протяжении многих тысяч лет. [ 83 ] Хотя мнения относительно того, какие боги правили и в каком порядке, различаются, преемственность от Ра-Атума к его потомкам Шу и Гебу, при которой царствование переходит к мужчине в каждом поколении Эннеады, является обычным явлением. Оба они сталкиваются с восстаниями, аналогичными восстаниям во времена правления бога Солнца, но наибольшее внимание в египетских источниках уделяется восстанию, произошедшему во время правления наследника Геба Осириса . [ 84 ]

Миф об Осирисе

[ редактировать ]

Сборник эпизодов, связанных со смертью и преемственностью Осириса , является наиболее сложным из всех египетских мифов и оказал самое широкое влияние на египетскую культуру. [ 85 ] В первой части мифа Осирис, который ассоциируется как с плодородием, так и с царской властью, убит, а его положение узурпировано его братом Сетом . В некоторых версиях мифа Осириса фактически расчленили, а куски его трупа разбросаны по Египту. Сестра и жена Осириса Исида находит тело своего мужа и восстанавливает его целостность. [ 86 ] Ей помогают погребальные божества, такие как Нефтида и Анубис , а процесс восстановления Осириса отражает египетские традиции бальзамирования и захоронения . Затем Исида ненадолго воскрешает Осириса, чтобы зачать от него наследника: бога Гора . [ 87 ]

Статуи Осириса и Исиды, кормящих младенца Гора.

Следующая часть мифа касается рождения и детства Гора. Исида рожает и воспитывает сына в укромном месте, скрытом от угрозы Сета. Эпизоды этой фазы мифа касаются усилий Исиды защитить своего сына от Сета или других враждебных существ или исцелить его от болезней или травм. В этих эпизодах Исида является воплощением материнской преданности и могущественным практиком целительной магии. [ 88 ]

На третьем этапе истории Хорус соревнуется с Сетом за царствование. Их борьба охватывает множество отдельных эпизодов и варьируется по своему характеру от жестокого конфликта до судебного решения собравшихся богов. [ 89 ] В одном важном эпизоде ​​Сет вырывает один или оба глаза Гора, которые позже восстанавливаются благодаря исцеляющим усилиям Тота или Хатор. По этой причине Глаз Гора является выдающимся символом жизни и благополучия в египетской иконографии. Поскольку Гор — бог неба, у которого один глаз приравнивается к солнцу, а другой — к луне, разрушение и восстановление единственного глаза объясняет, почему луна менее яркая, чем солнце. [ 90 ]

Тексты представляют два разных решения божественной борьбы: одно, в котором Египет делится между двумя претендентами, и другое, в котором Гор становится единоличным правителем. В последней версии вознесение Гора, законного наследника Осириса, символизирует восстановление Маат после неправедного правления Сета. После восстановления порядка Хорус может совершить погребальные обряды для своего отца, которые являются его долгом как сына и наследника. Благодаря этой службе Осирис получает новую жизнь в Дуате, правителем которого он становится. Отношения между Осирисом как царем мертвых и Гором как царем живых символизируют отношения между каждым царем и его умершими предшественниками. Между тем Осирис олицетворяет возрождение жизни. На земле ему приписывают ежегодный прирост урожая, а в Дуате он участвует в возрождении солнца и умерших человеческих душ. [ 91 ]

Хотя Гор в некоторой степени представляет собой любого живого фараона, он не является концом линии правящих богов. Ему наследуют сначала боги, а затем духи, олицетворяющие смутные воспоминания о додинастических правителях Египта, души Нехена и Пе . Они связывают полностью мифических правителей с последней частью последовательности — родословной исторических царей Египта. [ 67 ]

Рождение королевского ребенка

[ редактировать ]

Несколько разрозненных египетских текстов посвящены одной и той же теме: рождению ребенка, зачатого Богом, который является наследником царской власти. Самое раннее известное появление такой истории, по-видимому, не миф, а занимательная народная сказка, найденная в папирусе Весткара Среднего царства , о рождении первых трех царей Пятой династии Египта . В этой истории три короля — потомки Ра и человеческой женщины. Та же тема появляется в строго религиозном контексте в Новом царстве, когда правители Хатшепсут , Аменхотеп III и Рамсес II изобразили в храмовых рельефах свое собственное зачатие и рождение, в котором бог Амон является отцом, а историческая царица — матерью. Утверждая, что король возник среди богов и был намеренно создан самым важным богом того периода, эта история придает мифическую подоплеку коронации короля, которая появляется рядом с историей рождения. Божественная связь узаконивает правление короля и дает обоснование его роли посредника между богами и людьми. [ 92 ]

Подобные сцены появляются во многих храмах после Нового Царства, но на этот раз в изображаемых ими событиях участвуют только боги. В этот период большинство храмов было посвящено мифической семье божеств, обычно отцу, матери и сыну. В этих версиях истории в каждой триаде рождается сын. [ 93 ] Каждый из этих детей-богов является наследником престола, который восстановит стабильность в стране. Этот сдвиг акцента с человеческого царя на связанных с ним богов отражает снижение статуса фараона на поздних этапах египетской истории. [ 92 ]

Путешествие Солнца

[ редактировать ]

Движения Ра по небу и Дуату не полностью описаны в египетских источниках. [ 94 ] хотя погребальные тексты, такие как « Амдуат» , «Книга врат» и «Книга пещер» , описывают ночную половину путешествия в виде последовательности виньеток. [ 95 ] Это путешествие является ключом к познанию природы Ра и к поддержанию всего живого. [ 30 ]

Ра на солнечной барке, украшенной солнечным диском

Путешествуя по небу, Ра приносит свет на землю, поддерживая все, что там живет. Он достигает пика своей силы в полдень, а затем стареет и слабеет по мере приближения к закату. Вечером Ра принимает форму Атума, бога-творца, старейшего из всех существ в мире. Согласно ранним египетским текстам, в конце дня он выплевывает всех остальных божеств, которых пожирает на восходе солнца. Здесь они представляют собой звезды, и история объясняет, почему звезды видны ночью и кажутся отсутствующими днем. [ 96 ]

Ра (в центре) путешествует по небу на своей барке в сопровождении других богов. [ 97 ]

На закате Ра проходит через Ахет , горизонт, на западе. Иногда горизонт описывается как ворота или дверь, ведущие в Дуат. В других источниках говорится, что богиня неба Нут проглотила бога Солнца, так что его путешествие через Дуат сравнивается с путешествием по ее телу. [ 98 ] В погребальных текстах Дуат и божества в нем изображаются в сложных, подробных и самых разнообразных образах. Эти изображения символизируют удивительную и загадочную природу Дуата, где и боги, и мертвые обновляются благодаря контакту с первоначальными силами творения. Действительно, хотя египетские тексты избегают говорить об этом прямо, вход Ра в Дуат рассматривается как его смерть. [ 99 ]

Месектет Барк с Ра в роли Сета копит Апофиса в подземном мире ( Египетский музей , Каир )

Определенные темы неоднократно появляются в описаниях путешествия. Ра преодолевает многочисленные препятствия на своем пути, демонстрируя усилия, необходимые для поддержания Маат . Самой большой проблемой является противостояние Апепа , бога-змея, который представляет собой разрушительный аспект беспорядка и угрожает уничтожить бога Солнца и погрузить мироздание в хаос. [ 100 ] Во многих текстах Ра преодолевает эти препятствия с помощью других божеств, путешествующих вместе с ним; они символизируют различные силы, необходимые для поддержания власти Ра. [ 101 ] В своем проходе Ра также приносит свет в Дуат, оживляя обитающих там благословенных мертвецов. Напротив, его враги — люди, подкопавшие Маат , — подвергаются пыткам и бросаются в темные ямы или огненные озера. [ 102 ]

Ключевое событие в путешествии – встреча Ра и Осириса. В Новом царстве это событие превратилось в сложный символ египетской концепции жизни и времени. Осирис, отправленный в Дуат, подобен мумифицированному телу в своей гробнице. Бесконечно движущийся Ра подобен ба , или душе умершего человека, которая может путешествовать в течение дня, но должна возвращаться в свое тело каждую ночь. Когда Ра и Осирис встречаются, они сливаются в единое существо. Их сочетание отражает египетское видение времени как непрерывно повторяющегося шаблона, в котором один член (Осирис) всегда статичен, а другой (Ра) живет в постоянном цикле. Объединившись с регенеративной силой Осириса, Ра продолжает свое путешествие с обновленной жизненной силой. [ 70 ] Это обновление делает возможным появление Ра на рассвете, которое рассматривается как возрождение солнца, выраженное метафорой, в которой Нут рождает Ра после того, как она его проглотила, и повторение первого восхода солнца в момент творения. В этот момент бог восходящего солнца снова поглощает звезды, поглощая их силу. [ 96 ] В этом оживленном состоянии Ра изображается как ребенок или как жука-скарабея бог Хепри , оба из которых представляют собой возрождение в египетской иконографии. [ 103 ]

Конец вселенной

[ редактировать ]

Египетские тексты обычно рассматривают распад мира как возможность, которой следует избегать, и по этой причине они не часто описывают его подробно. Однако многие тексты намекают на идею, что миру после бесчисленных циклов обновления суждено закончиться. Этот конец описан в отрывке из « Текстов гроба» и более подробно в « Книге мёртвых» , где Атум говорит, что однажды он разрушит упорядоченный мир и вернётся в своё первобытное, инертное состояние в водах хаоса. Все вещи, кроме создателя, перестанут существовать, кроме Осириса, который выживет вместе с ним. [ 104 ] Подробности этой эсхатологической перспективы остаются неясными, в том числе и судьба умерших, связанных с Осирисом. [ 105 ] Тем не менее, когда бог-творец и бог обновления вместе находятся в водах, породивших упорядоченный мир, существует вероятность того, что новое творение возникнет таким же образом, как и старое. [ 106 ]

Влияние на египетскую культуру

[ редактировать ]

В религии

[ редактировать ]
Сет и Гор поддерживают фараона. Примирившиеся соперничающие боги часто выступают за единство Египта под властью его царя. [ 107 ]

Поскольку египтяне редко открыто описывали богословские идеи, скрытые идеи мифологии составляли большую часть основы египетской религии. Целью египетской религии было поддержание маат , а концепции, выражаемые мифами, считались существенными для маат . Ритуалы египетской религии были призваны сделать мифические события и концепции, которые они представляли, еще раз реальными, тем самым обновив Маат . [ 69 ] Считалось, что ритуалы достигают этого эффекта за счет силы хека , той же связи между физическим и божественным мирами, которая способствовала первоначальному творению. [ 108 ]

По этой причине египетские ритуалы часто включали действия, символизирующие мифические события. [ 69 ] Храмовые обряды включали уничтожение моделей, изображающих злых богов, таких как Сет или Апофис, частные магические заклинания, призывающие Исиду исцелять больных, как она это делала для Гора. [ 109 ] и погребальные обряды, такие как церемония открытия уст. [ 110 ] а ритуальные подношения мертвым вызвали миф о воскресении Осириса. [ 111 ] Однако ритуалы редко, если вообще когда-либо, включали драматическое воспроизведение мифов. Существуют пограничные случаи, такие как церемония, отсылающая к мифу об Осирисе, в которой две женщины взяли на себя роли Исиды и Нефтиды, но ученые расходятся во мнениях относительно того, сформировали ли эти представления последовательность событий. [ 112 ] Большая часть египетских ритуалов была сосредоточена на более простых действиях, таких как подношение богам, при этом мифические темы служили идеологической основой, а не центром обряда. [ 113 ] Тем не менее миф и ритуал сильно влияли друг на друга. Мифы могли вдохновить ритуалы, такие как церемония с Исидой и Нефтидой; а ритуалы, которые изначально не имели мифического значения, могли быть переосмыслены как имеющие таковое, как в случае с церемониями подношения, в которых еда и другие предметы, подаваемые богам или мертвым, приравнивались к Оку Гора. [ 114 ]

Царство было ключевым элементом египетской религии, поскольку царь играл роль связующего звена между человечеством и богами. Мифы объясняют причину этой связи между королевской властью и божественностью. Мифы об Эннеаде считают царя наследником рода правителей, восходящего к создателю; миф о божественном рождении утверждает, что король — сын и наследник бога; а мифы об Осирисе и Горе подчеркивают, что законное наследование престола необходимо для поддержания маат . Таким образом, мифология послужила обоснованием самой природы египетского правительства. [ 115 ]

В искусстве

[ редактировать ]
Погребальный амулет в виде скарабея

Иллюстрации богов и мифических событий широко встречаются наряду с религиозными письменами в гробницах, храмах и погребальных текстах. [ 42 ] Мифологические сцены в египетских произведениях искусства редко располагаются последовательно в виде повествования, но отдельные сцены, особенно изображающие воскрешение Осириса, иногда появляются в религиозных произведениях искусства. [ 116 ]

Аллюзии на миф были очень распространены в египетском искусстве и архитектуре. В конструкции храма центральный путь оси храма уподоблялся пути бога Солнца по небу, а святилище в конце пути представляло место творения, из которого он восстал. Убранство храма было наполнено солнечными эмблемами, подчеркивавшими эту связь. Точно так же коридоры гробниц были связаны с путешествием бога через Дуат, а погребальная камера — с гробницей Осириса. [ 117 ] Пирамида , самая известная из всех египетских архитектурных форм, возможно, была вдохновлена ​​мифической символикой, поскольку она представляла собой курган творения и первоначальный восход солнца, подходящие для памятника, призванного гарантировать возрождение владельца после смерти. [ 118 ] Символы в египетской традиции часто интерпретировались по-новому, так что значения мифических символов могли меняться и умножаться с течением времени, как и сами мифы. [ 119 ]

Более обычные произведения искусства также были созданы, чтобы пробудить мифические темы, например, амулеты , которые египтяне обычно носили, чтобы вызвать божественные силы. защитных амулетов Например, Глаз Гора был очень распространенной формой , поскольку он символизировал благополучие Гора после восстановления его утраченного глаза. [ 120 ] Амулеты в форме скарабея символизировали возрождение жизни, имея в виду бога Хепри , форму, которую, как говорили, бог солнца принимал на рассвете. [ 121 ]

В литературе

[ редактировать ]

Темы и мотивы мифологии часто появляются в египетской литературе, даже за пределами религиозных произведений. Ранний текст инструкций , « Учение короля Мерикары » из Среднего царства, содержит краткую ссылку на какой-то миф, возможно, об Уничтожении Человечества; Самый ранний известный египетский рассказ « Сказка о моряке, потерпев кораблекрушение », объединяет идеи о богах и возможном распаде мира в историю, действие которой происходит в прошлом. Некоторые более поздние истории во многом заимствовали сюжет из мифических событий: « Сказка о двух братьях » адаптирует части мифа об Осирисе в фантастическую историю об обычных людях, а « Ослепление истины ложью » превращает конфликт между Гором и Сетом в аллегория. [ 122 ]

К Среднему царству относится фрагмент текста о действиях Гора и Сета, позволяющий предположить, что рассказы о богах возникли именно в ту эпоху. Несколько текстов этого типа известны из Нового царства, и многие другие были написаны в позднем и греко-римском периодах. Хотя эти тексты более явно основаны на мифах, чем упомянутые выше, они все же адаптируют мифы для нерелигиозных целей. « Спор Гора и Сета » из Нового царства рассказывает историю конфликта между двумя богами, часто в юмористическом и, казалось бы, непочтительном тоне. «Миф о солнечном глазе» римской эпохи включает басни в обрамляющую историю, взятую из мифа. Цели художественной литературы также могут влиять на повествования в магических текстах, как в случае с историей Нового Царства « Исида, сын богатой женщины и жена рыбака », которая передает моральное послание, не связанное с ее магической целью. Разнообразие способов обращения с мифологией в этих историях демонстрирует широкий спектр целей, которым миф мог служить в египетской культуре. [ 123 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гор и Сет, изображаемые вместе, часто обозначают пару Верхнего и Нижнего Египта, хотя любой бог может обозначать любой регион. Оба они были покровителями городов в обеих половинах страны. Конфликт между двумя божествами может отсылать к предполагаемому конфликту, который предшествовал объединению Верхнего и Нижнего Египта в начале египетской истории, или он может быть связан с очевидным конфликтом между поклонниками Гора и Сета в конце Второй династии. . [ 13 ]
  2. ^ Гора Старшего часто рассматривают как отдельное божество от Гора, ребенка, рожденного Исидой. [ 80 ]
  1. ^ Антес 1961 , стр. 29–30.
  2. ^ Перейти обратно: а б Дэвид 2002 , стр. 1–2.
  3. ^ О'Коннор 2003 , стр. 155, 178–179.
  4. ^ Тобин 1989 , стр. 10–11.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Моренц 1973 , стр. 81–84.
  6. ^ Перейти обратно: а б Бейнс 1991 , с. 83.
  7. ^ Франкфуртер 1995 , стр. 472–474.
  8. ^ Пинч 2002 , с. 17.
  9. ^ Ассманн 2001 , стр. 113, 115, 119–122.
  10. ^ Гриффитс 2001 , стр. 188–190.
  11. ^ Антес 1961 , стр. 33–36.
  12. ^ Пинч 2002 , стр. 6–7.
  13. ^ Перейти обратно: а б Мельцер 2001 , стр. 119–122.
  14. ^ Перейти обратно: а б Бикель 2004 , с. 580.
  15. ^ Ассманн 2001 , с. 116.
  16. ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , стр. 49–51.
  17. ^ Бейнс 1996 , с. 361.
  18. ^ Бейнс 1991 , стр. 81–85, 104.
  19. ^ Перейти обратно: а б Тобин 2001 , стр. 464–468.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Бикель 2004 , с. 578.
  21. ^ Пинч 2002 , стр. 1–2.
  22. ^ Ассманн 2001 , стр. 80–81.
  23. ^ Ассманн 2001 , стр. 107–112.
  24. ^ Перейти обратно: а б Тобин 1989 , стр. 38–39.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бейнс 1991 , стр. 100–104.
  26. ^ Бейнс 1991 , стр. 104–105.
  27. ^ Антес 1961 , стр. 18–20.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Тобин 1989 , стр. 18, 23–26.
  29. ^ Ассманн 2001 , с. 117.
  30. ^ Перейти обратно: а б Тобин 1989 , стр. 48–49.
  31. ^ Ассманн 2001 , с. 112.
  32. ^ Хорнунг 1992 , стр. 41–45, 96.
  33. ^ Вищак 2001 , стр. 82–85.
  34. ^ Антес 1961 , стр. 24–25.
  35. ^ Аллен 1988 , стр. 62–63.
  36. ^ Траунекер 2001 , стр. 101–103.
  37. ^ Дэвид 2002 , стр. 28, 84–85.
  38. ^ Антес 1961 , стр. 62–63.
  39. ^ Аллен 1988 , стр. 45–46.
  40. ^ Тобин 1989 , стр. 16–17.
  41. ^ Траунекер 2001 , стр. 10–11.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Траунекер 2001 , стр. 1–5.
  43. ^ Бикель 2004 , с. 379.
  44. ^ Бейнс 1991 , стр. 84, 90.
  45. ^ Пинч 2002 , стр. 6–11.
  46. ^ Моренц 1973 , стр. 218–219.
  47. ^ Пинч 2002 , стр. 37–38.
  48. ^ Ритнер 1993 , стр. 243–249.
  49. ^ Пинч 2002 , с. 6.
  50. ^ Перейти обратно: а б Бейнс 1996 , стр. 365–376.
  51. ^ Пинч 2002 , стр. 35, 39–42.
  52. ^ Кейзер 2020 , с. 18–19.
  53. ^ Чемберс 2021 , с. 19.
  54. ^ Чемберс 2021 , с. 20.
  55. ^ Тобин 1989 , стр. 79–82, 197–199.
  56. ^ Пинч 2002 , с. 156.
  57. ^ Перейти обратно: а б Аллен 1988 , стр. 3–7.
  58. ^ Кейзер 2020 , с. 7–9.
  59. ^ Аллен 2014 .
  60. ^ Аллен 2003 , стр. 25–29.
  61. ^ Леско 1991 , стр. 117–120.
  62. ^ Конман 2003 , стр. 33–37.
  63. ^ Перейти обратно: а б Микс и Фавард-Микс 1996 , стр. 82–88, 91.
  64. ^ Люркер 1980 , стр. 64–65, 82.
  65. ^ О'Коннор 2003 , стр. 155–156, 169–171.
  66. ^ Хорнунг 1992 , стр. 151–154.
  67. ^ Перейти обратно: а б Пинч 2002 , с. 85.
  68. ^ Перейти обратно: а б Бейнс 1996 , стр. 364–365.
  69. ^ Перейти обратно: а б с Тобин 1989 , стр. 27–31.
  70. ^ Перейти обратно: а б Ассманн 2001 , стр. 77–80.
  71. ^ Пинч 2002 , с. 57.
  72. ^ Дэвид 2002 , стр. 81, 89.
  73. ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2004 , стр. 45–50.
  74. ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , стр. 19–21.
  75. ^ Аллен 1988 , стр. 8–11.
  76. ^ Аллен 1988 , стр. 36–42, 60.
  77. ^ Пинч 2002 , стр. 66–68.
  78. ^ Пинч 2002 , с. 69.
  79. ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , стр. 22–25.
  80. ^ Пинч 2002 , с. 143.
  81. ^ Пинч 2002 , стр. 71–74.
  82. ^ Ассманн 2001 , стр. 113–116.
  83. ^ Uphill 2003 , стр. 17–26.
  84. ^ Пинч 2002 , стр. 76–78.
  85. ^ Ассманн 2001 , с. 124.
  86. ^ Харт 1990 , стр. 30–33.
  87. ^ Пинч 2002 , стр. 79–80.
  88. ^ Ассманн 2001 , стр. 131–134.
  89. ^ Харт 1990 , стр. 36–38.
  90. ^ Капер 2001 , стр. 480–482.
  91. ^ Ассманн 2001 , стр. 129, 141–145.
  92. ^ Перейти обратно: а б Ассманн 2001 , стр. 116–119.
  93. ^ Фейхт 2001 , с. 193.
  94. ^ Бейнс 1996 , с. 364.
  95. ^ Хорнунг 1992 , с. 96.
  96. ^ Перейти обратно: а б Пинч 2002 , стр. 91–92.
  97. ^ Пинч 2002 , стр. 183–184.
  98. ^ Хорнунг 1992 , стр. 96–97, 113.
  99. ^ Тобин 1989 , стр. 49, 136–138.
  100. ^ Харт 1990 , стр. 52–54.
  101. ^ Квирк 2001 , стр. 45–46.
  102. ^ Хорнунг 1992 , стр. 95, 99–101.
  103. ^ Харт 1990 , стр. 57, 61.
  104. ^ Хорнунг 1982 , стр. 162–165.
  105. ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2004 , стр. 67–68.
  106. ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , стр. 18–19.
  107. ^ те Вельде 2001 , стр. 269–270.
  108. ^ Ритнер 1993 , стр. 246–249.
  109. ^ Ритнер 1993 , с. 150.
  110. ^ Рот 2001 , стр. 605–608.
  111. ^ Ассманн 2001 , стр. 49–51.
  112. ^ О'Рурк 2001 , стр. 407–409.
  113. ^ Бейнс 1991 , с. 101.
  114. ^ Моренц 1973 , с. 84.
  115. ^ Тобин 1989 , стр. 90–95.
  116. ^ Бейнс 1991 , с. 103.
  117. ^ Уилкинсон 1993 , стр. 27–29, 69–70.
  118. ^ Квирк 2001 , с. 115.
  119. ^ Уилкинсон 1993 , стр. 11–12.
  120. ^ Эндрюс 2001 , стр. 75–82.
  121. ^ Люркер 1980 , стр. 74, 104–105.
  122. ^ Бейнс 1996 , стр. 367–369, 373–374.
  123. ^ Бейнс 1996 , стр. 366, 371–373, 377.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Аллен, Джеймс П. (1988). Бытие в Египте: философия древнеегипетских отчетов о сотворении мира . Йельский египтологический семинар. ISBN  0-912532-14-9 .
  • Аллен, Джеймс П. (2003). «Египетская концепция мира» . В О'Конноре, Дэвид; Квирк, Стивен (ред.). Таинственные земли . УКЛ Пресс. стр. 23–30 . ISBN  1-84472-004-7 .
  • Аллен, Джеймс П. (2014). «Египетская космология и космогония» . В Ruggles, Клайв Л.Н. (ред.). Справочник по археоастрономии и этноастрономии . Спрингер. стр. 1471–1475. дои : 10.1007/978-1-4614-6141-8_147 . ISBN  978-1-4614-6140-1 .
  • Эндрюс, Кэрол А.Р. (2001). «Амулеты». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 75–82. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Антес, Рудольф (1961). «Мифология Древнего Египта». В Крамере, Сэмюэл Ной (ред.). Мифологии Древнего мира . Якорные книги. стр. 16–92.
  • Ассманн, Ян (2001) [немецкое издание 1984 г.]. Поиски Бога в Древнем Египте . Перевод Дэвида Лортона. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-3786-5 .
  • Бейнс, Джон (апрель 1991 г.). «Египетский миф и дискурс: миф, боги и ранние письменные и иконографические записи». Журнал ближневосточных исследований . 50 (2): 81–105. дои : 10.1086/373483 . JSTOR   545669 . S2CID   162233011 .
  • Бейнс, Джон (1996). «Миф и литература». В Лоприено, Антонио (ред.). Древнеегипетская литература: история и формы . Издательство Корнельского университета. стр. 361–377. ISBN  90-04-09925-5 .
  • Бикель, Сюзанна (2004). «Мифы и священные повествования: Египет». В Джонстоне, Сара Айлс (ред.). Религии Древнего мира: Путеводитель . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета. стр. 578–580. ISBN  0-674-01517-7 .
  • Чемберс, Натан Дж. (2021). Переосмысление сотворения из ничего в Бытие 1 . Издательство Пенсильванского государственного университета.
  • Конман, Джоанна (2003). «Пришло время: древнеегипетская космология». Исследования древнеегипетской культуры . 31 .
  • Дэвид, Розали (2002). Религия и магия в Древнем Египте . Пингвин. ISBN  0-14-026252-0 .
  • Дюнан, Франсуаза ; Зиви-Кош, Кристиан (2004) [французское издание, 1991 г.]. Боги и люди в Египте: 3000 г. до н.э. – 395 г. н.э. Перевод Дэвида Лортона. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-8853-2 .
  • Фейхт, Эрика (2001). «Рождение». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 192–193. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Франкфуртер, Дэвид (1995). «Сила повествования: теория и практика магической историолы в ритуальных заклинаниях». У Мейера, Марвина; Мирецкий, Пол (ред.). Древняя магия и ритуальная сила . Э. Дж. Брилл. стр. 457–476. ISBN  0-8014-2550-6 .
  • Гриффитс, Дж. Гвин (2001). «Исида». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 188–191. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Харт, Джордж (1990). Египетские мифы . Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-72076-9 .
  • Хорнунг, Эрик (1982) [немецкое издание 1971 г.]. Представления о Боге в Египте: Один и Многие . Перевод Джона Бейнса. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-1223-4 .
  • Хорнунг, Эрик (1992). Идея в образ: Очерки древнеегипетской мысли . Перевод Элизабет Бредек. Тимкен. ISBN  0-943221-11-0 .
  • Капер, Олаф Э. (2001). «Мифы: Лунный цикл». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 480–482. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Кейзер, Пол (2020). «Уютный космос ранней космологии» . В Роллере, Дуэйн В. (ред.). Новые направления в изучении античной географии . Айзенбрауны. стр. 5–55.
  • Леско, Леонард Х. (1991). «Древнеегипетские космогонии и космология». В Шафере, Байрон Э. (ред.). Религия в Древнем Египте: боги, мифы и личная практика . Издательство Корнельского университета. стр. 89–122. ISBN  0-8014-2550-6 .
  • Люркер, Манфред (1980) [немецкое издание 1972 г.]. Иллюстрированный словарь богов и символов Древнего Египта . Перевод Барбары Каммингс. Темза и Гудзон. ISBN  0-500-27253-0 .
  • Микс, Дмитрий; Фавар-Микс, Кристина (1996) [французское издание, 1993 г.]. Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Г.М. Гошгаряна. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-8248-8 .
  • Мельцер, Эдмунд С. (2001). «Гор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 119–122. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Моренц, Зигфрид (1973) [немецкое издание 1960 г.]. Египетская религия Перевод Энн Э. Кип. Метуэн. ISBN  0-8014-8029-9 .
  • О'Коннор, Дэвид (2003). «Взгляд Египта на «других» » . В Тейт, Джон (ред.). «Никогда подобное не случалось»: взгляд Египта на свое прошлое . УКЛ Пресс. стр. 155–185 . ISBN  978-1-84472-007-1 .
  • О'Рурк, Пол Ф. (2001). «Драма». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 407–410. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Пинч, Джеральдин (2002). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-517024-5 .
  • Квирк, Стивен (2001). Культ Ра: поклонение Солнцу в Древнем Египте . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-05107-0 .
  • Ритнер, Роберт Крич (1993). Механика древнеегипетской магической практики . Восточный институт Чикагского университета. ISBN  0-918986-75-3 .
  • Рот, Энн Мэйси (2001). «Открытие рта». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 605–609. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • те Вельде, Герман (2001). «Сет». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 269–271. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Тобин, Винсент Арье (1989). Богословские основы египетской религии . П. Ланг. ISBN  0-8204-1082-9 .
  • Тобин, Винсент Арье (2001). «Мифы: Обзор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 464–469. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Траунекер, Клод (2001) [французское издание, 1992 г.]. Боги Египта . Перевод Дэвида Лортона. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-3834-9 .
  • В гору, EP (2003). «Древнеегипетский взгляд на всемирную историю» . В Тейт, Джон (ред.). «Никогда подобное не случалось»: взгляд Египта на свое прошлое . УКЛ Пресс. стр. 15–29 . ISBN  978-1-84472-007-1 .
  • Вишак, Дебора (2001). «Хатор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 82–85. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Уилкинсон, Ричард Х. (1993). Символ и магия в египетском искусстве . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-23663-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Армор, Роберт А. (2001) [1986]. Боги и мифы Древнего Египта . Американский университет в Каире Press. ISBN  977-424-669-1 .
  • Ионс, Вероника (1982) [1968]. Египетская мифология . Книги Питера Бедрика. ISBN  0-911745-07-6 .
  • Джеймс, TG H (1971). Мифы и легенды Древнего Египта . Гроссет и Данлэп. ISBN  0-448-00866-1 .
  • Шоу, Гарри Дж. (2014). Египетские мифы: Путеводитель по древним богам и легендам . Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-25198-0 .
  • Штернберг, Хайке (1985). Мифические мотивы и мифообразование в египетских храмах и папирусах греко-римского периода (на немецком языке). Харрассовиц. ISBN  3-447-02497-6 .
  • Тилдесли, Джойс (2010). Мифы и легенды Древнего Египта . Аллен Лейнс. ISBN  978-1-84614-369-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cdc8eb5f09e13734e4a253f99bf3dbe__1723885920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/be/6cdc8eb5f09e13734e4a253f99bf3dbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Egyptian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)