Пуруша
Пуруша ( санскрит : पुरुष , IAST : Пуруша ) — сложное понятие. [ 1 ] значение которого развивалось во времена Вед и Упанишад . В зависимости от источника и исторической временной шкалы это означает космическое существо или «я» , осознание и универсальный принцип. [ 2 ] [ 1 ] [ 3 ]
В ранних Ведах Пуруша был космическим существом, жертвоприношение которого богам создало всю жизнь. [ 4 ] Это был один из многих мифов о творении, обсуждаемых в Ведах. В Упанишадах концепция Пуруши относится к абстрактной сущности Я, Духа и Универсального Принципа, который вечен, неразрушим, не имеет формы и всепроникающ. [ 4 ]
В философии санкхьи Пуруша — это множественный неподвижный космический принцип, чистое сознание, непривязанное и не связанное ни с чем, которое «неактивно, неизменно, вечно и чисто». [ 5 ] Пуруша , соединяясь с Пракрити (материей), порождает жизнь.
В кашмирском шиваизме Пуруша окутан пятью оболочками времени ( кала ), желания ( рага ), ограничения ( нияти ), знания ( видья ) и обособленности ( кала ); это универсальное «Я» ( параматман ), ограниченное многими индивидуальными «Я» ( дживатман ). [ 6 ]
Определение и общий смысл
[ редактировать ]Среди школ индуизма нет единого мнения относительно определения Пуруши , и каждая школа и каждый человек могут сделать свои собственные выводы. Например, одна из многих теистических традиций, такая как «Капиласурисамвада», приписываемая другому древнему индуистскому философу по имени Капила, сначала описывает Пурушу в манере, аналогичной школам санкхья-йоги, но затем переходит к описанию буддхи (интеллекта) как второго Пуруши и ахамкары. (эгоизм) как третий Пуруша . Такой плюрализм и разнообразие мыслей в индуизме [ 7 ] подразумевает, что термин Пуруша — сложный термин с разнообразными значениями.
Оживляющие причины, поля и принципы природы — это Пуруша в индуистской философии. Индуизм называет Пурушу душой вселенной , универсальным духом, присутствующим везде, во всем и в каждом, всегда. Пуруша — это Универсальный Принцип, который вечен, неразрушим, не имеет формы и всепроникающ. Это Пуруша в форме законов и принципов природы, которые действуют на заднем плане, регулируя, направляя и направляя изменения, эволюцию, причины и следствия. [ 3 ] Именно Пуруша , в индуистской концепции существования, вдыхает жизнь в материю, является источником всего сознания. [ 1 ] тот, кто создает единство во всех формах жизни, во всем человечестве и сущности Самости. Согласно индуизму, именно Пуруша вселенная действует, динамична и развивается, а не статична. [ 8 ]
Веды
[ редактировать ]В ведический период концепция Пуруши была одной из нескольких мифов, предложенных для создания вселенной. [ а ] Пуруша в Ригведе описывался как существо, которое становится жертвой богов и чья жертва создает все формы жизни, включая людей. [ 4 ]
В Ригведе « [этот] Пуруша — это все, что еще было, и все, что должно быть» (Пуруша — это все, что еще было, и все, что должно быть). [ 9 ]
Система оповещения
[ редактировать ]В Пуруша-сукте , 90-м гимне 10-й книги Ригведы , варна изображается как результат человеческого существа, созданного из разных частей тела божества Пуруши . Этот стих Пуруша-сукты является спорным и, по мнению многих ученых, таких как Макс Мюллер , является искажением и вставкой средневековой или современной эпохи в Веды. [ 10 ] [ 11 ] потому что в отличие от всех других основных концепций Вед, включая концепции Пуруши , [ 12 ] четыре варны больше нигде не упоминаются ни в одной из Вед, а также потому, что этот стих отсутствует в некоторых рукописных отпечатках, найденных в разных частях Индии.
Этот замечательный гимн (Пуруша-сукта) по языку, размеру и стилю сильно отличается от остальных молитв, с которыми он связан. Он имеет явно более современный тон и, должно быть, был написан после усовершенствования санскрита.
Например, не может быть никаких сомнений в том, что 90-й гимн 10-й книги (Пуруша-сукта) современен как по своему характеру, так и по своему выражению. (...) Здесь упоминаются три времени года в порядке Васанта, весна; Гришма, лето; и Сарад – осень; он содержит единственный отрывок в Ригведе, где перечисляются четыре касты. Доказательства языка современной даты этого сочинения столь же сильны. Гришма, например, название жаркого сезона, не встречается ни в одном другом гимне Ригведы; и Васанта также не принадлежит к самому раннему словарю ведических поэтов.
— Макс Мюллер , [ 14 ]
Пуруша-сукта — это более поздняя интерполяция в Ригведе. (...) Стихи в форме вопросов о разделении Пуруши и происхождении варн являются обманной поправкой оригинала.
Упанишады
[ редактировать ]Абстрактная идея Пуруши широко обсуждается в различных Упанишадах и называется Параматманом и Брахманом (не путать с Брахманом). [ 1 ] В Упанишадах и более поздних текстах индуистской философии концепция Пуруши отошла от ведического определения Пуруши и больше не была личностью, космическим человеком или сущностью. Вместо этого концепция превратилась в более сложную абстракцию: [ 16 ]
Великолепен и не имеет телесной формы, этот Пуруша , снаружи и внутри, нерожденный, без жизненного дыхания и без ума, выше высшего элемента. От него рождается дыхание жизни и разум. Он — душа всех существ.
- Мундука Упанишад (перевод Клауса Клостермайра) [ 17 ]
В Упанишадах концепция Пуруши относится к абстрактной сущности Я, Духа и Универсального Принципа, который вечен, неразрушим, не имеет формы и всепроникающ. [ 4 ] Концепция Пуруши объясняется концепцией Пракрити в Упанишадах. Вселенная представлена в этих древних санскритских текстах как комбинация воспринимаемой материальной реальности и невоспринимаемых, нематериальных законов и принципов природы. [ 3 ] [ 8 ] Материальная реальность (или Пракрити ) — это все, что изменилось, может измениться и подвержено причинам и следствиям. Пуруша — это универсальный принцип, неизменный, беспричинный, но присутствующий повсюду, и причина, по которой Пракрити постоянно меняется, трансформируется и превосходит, и именно поэтому существует причина и следствие. [ 8 ]
Риши Ангирас из Атма-упанишады, принадлежащей Атхарваведе, объясняет, что Пуруша , обитатель тела, тройственен: Бахятман (Внешний Атман), который рождается и умирает; Антаратман (Внутренний Атман), который охватывает весь спектр материальных явлений, грубых и тонких, которыми занимается Джива , и Параматман, который всепроникающ, немыслим, неописуем, не имеет действия и не имеет самскар . [ 18 ]
В санкхье и йоге
[ редактировать ]И санкхья, школа индуистской философии, которая рассматривает разум, в отличие от ньяя логики школы или традиции школы мимамсы , как надлежащий источник знаний, и философия йоги утверждают, что существуют две высшие реальности, взаимодействие которых объясняет весь опыт и вселенную, а именно Пурушу. (дух) и Пракрити (материя). [ 3 ] [ 19 ] Вселенная рассматривается как сочетание воспринимаемой материальной реальности и невоспринимаемых, нематериальных законов и принципов природы. Материальная реальность, или Пракрити , — это все, что изменилось, может измениться и подвержено причинам и следствиям. Универсальный принцип, или Пуруша , — это то, что неизменно ( акшара ). [ 1 ] и является беспричинным.
Пуруша — это трансцендентное «я», или чистое сознание. Она абсолютна, независима, свободна, неощутима, непознаваема другими факторами, находится над любым опытом ума или чувств и за пределами любых слов и объяснений. Оно остается чистым, «неатрибутивным сознанием». Пуруша не производится и не производит. Считается, что в отличие от Адвайта Веданты и Пурва-Мимамсы , санкхья верит в множественность пуруш. [ 20 ]
Философия йоги утверждает, что помимо пуруши каждого человека существует особый пуруша, называемый Ишвара , свободный от всех клеш и кармы. [ 21 ]
И школа санкхьи, и школа йоги считают, что путь к мокше (освобождению, самореализации) включает в себя реализацию Пуруши . [ 22 ]
Пураны
[ редактировать ]В Пуранах « Бхагавата-пурана и Махабхарата смело провозглашают Вишну высшим Пурушой, описанным в молитве Пуруша-сукта », тогда как Шива описывается как высший Пуруша (космический мужчина) в Шива-пуране . [ 23 ] По словам индолога У. Нормана Брауна , «стихи Пуруша Сукты определенно относятся к Вишну , который посредством своих трех шагов является всепроникающим (т.е. он распространяется во всех направлениях)». [ 23 ]
Бхагавата-пурана объясняет происхождение четырех варн из тела Пуруши, идентифицируемого как Вишну: [ 24 ]
О, лидер Куруса! Из уст Пуруши вышел Брахман (Веда) и класс Брахманов, подобно слогам, исходящим изо рта (головы). Таким образом, Брахман-Варна стала первой среди Варн.
Из его рук исходила сила защиты и класс кшатриев, который следует этому обету, а именно. обязанность защищать мир. Этот класс, рожденный от Пуруши (Господа Вишну), защищает классы людей от ран (т.е. травм или неприятностей), причиненных шипами (в виде злодеев).
Из бедер этого Всепроникающего Господа родились такие профессии, как сельское хозяйство, которые обеспечивают средства к существованию общества. Класс вайшьев, рожденный из одной и той же части тела, занимается ремеслом и сельским хозяйством для поддержания людей.
Из ног Господа было рождено служение для достижения религии. Раньше класс шудр возник ради служения, доставляющего удовольствие Хари.
- Бхагавата-пурана , книга 3, глава 6.
Веданта
[ редактировать ]Бхагавад Гита
[ редактировать ]В -гите Бхагавад слово «пуруша» используется для обозначения Высшего Существа в нескольких случаях:
Это Верховное Существо (пуруша), Партха, достигается безраздельной преданностью. Живые существа находятся внутри него, и он пронизывает весь этот мир.
- Бхагавад-гита, глава 8, стих 22. [ 25 ]
Арджуна называет Кришну пурушей . в нескольких стихах, таких как глава 10, стих 12, глава 11, стих 18, глава 11, стих 38 [ 26 ]
Ты Верховный Брахман, высшая обитель и высший очиститель. Ты — вечный божественный пуруша , изначальное Божество, нерожденное и всепроникающее.
- Бхагавад-гита, глава 10, стих 12. [ 27 ]
В стихе 16 главы 15 Кришна обращается к двум типам пуруш : кшара (тленное), акшара (нетленное). В стихе 17 он называет себя «высшим пурушей » ( параматманом ), превосходящим как кшару , так и акшару . [ 28 ]
Брахма Сутры
[ редактировать ]Брахма Сутра 1.2.13 ссылается на Чандогья Упанишад 4.15.1, в которой описывается пуруша, видимый в глазах:
Учитель сказал: «Человек, видимый в глазах, — это Высшее Я. Он бессмертен и бесстрашен. Это Брахман. Вот почему, если кто-то капнет топленое масло или воду в глаза, оно попадет в уголки глаз». [ 29 ]
- Чандогья Упанишада 4.15.1
Брахма Сутра 1.2.13 разъясняет, что этот человек является высшим Я, Брахманом:
(Человек) внутри глаза (является высшим Я) по причине соответствия. [ 30 ]
— Брахма Сутра 1.2.13
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Примером альтернативной мифологии является Насадия Сукта, последняя книга Вед, в которой говорится, что великое тепло создало вселенную из пустоты. См.: Клаус К. Клостермайр (2007), Обзор индуизма, 3-е издание, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7081-7 , стр. 88.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Анжелика Малинар, «Индуистские космологии», в книге Джессики Фрейзер (редактор), «Постоянный спутник индуистских исследований» , ISBN 978-0-8264-9966-0 , с. 67
- ^ Пуруши (2013) Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с д Карл Поттер, «Предпосылки индийской философии», Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0779-0 , стр. 105–109.
- ^ Jump up to: а б с д Клаус К. Клостермайр (2007), Обзор индуизма, 3-е издание, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7081-7 , стр. 87.
- ^ Граймс 1996 , с. 250-251.
- ^ Граймс 1996 , с. 251.
- ^ Анжелика Малинар, «Индуистские космологии», в книге Джессики Фрейзер (ред.) A Continuum Companion to Hindu Studies , p. 80. ISBN 978-0-8264-9966-0
- ^ Jump up to: а б с Теос Бернард (1947), Индуистская философия , Философская библиотека, Нью-Йорк, стр. 69–72.
- ^ «Ригведа: Риг-Веда, Книга 10: ГИМН XC. Пуруша» .
- ^ Дэвид Кин (2007), Дискриминация по кастовому признаку в международном праве прав человека, ISBN 978-0754671725 , стр. 26–27.
- ^ Рагван (2009), Открытие Ригведы, бодрящий текст для нашего времени, ISBN 978-8178357782 , стр. 77–88.
- ^ Ригведа 10/81 и Яджурведа 17/19/20, 25.
- ^ Колбрук, Разные эссе, том 1, WH Allen & Co, Лондон, см. сноску на странице 309.
- ^ Мюллер (1859), История древней санскритской литературы , Уильямс и Норгейт, Лондон, стр. 570–571.
- ^ Н. Джаббар (2011), Историография и письменность постколониальной Индии, Routledge, ISBN 978-0415672269 , стр. 149–150.
- ^ Клаус К. Клостермайр (2007), Обзор индуизма , 3-е издание, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7081-7 , стр. 167–169
- ^ Клаус К. Клостермайр (2007), Обзор индуизма , 3-е издание, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7081-7 , стр. 170–171.
- ^ Свами Мадхавананда . Малые Упанишады . Адвайта Ашрам . п. 11.
- ^ Джессика Фрейзер, постоянный спутник индуистских исследований, ISBN 978-0-8264-9966-0 , стр. 24–25, 78.
- ^ Шарма 1997 , стр. 155–7.
- ^ Йога-сутры II.24
- ^ Анжелика Малинар, Индуистские космологии, в книге Джессики Фрейзер (ред.), A Continuum Companion to Hindu Studies , ISBN 978-0-8264-9966-0 , стр. 78–79
- ^ Jump up to: а б Розен 2006 , с. 57.
- ^ www.wisdomlib.org (24 июля 2022 г.). «Космология: Сотворение Вселенной [Глава 6]» . www.wisdomlib.org . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Саттон 2016 , с. 133.
- ^ Саттон 2016 , с. 157, 169, 174.
- ^ Саттон 2016 , с. 157.
- ^ Саттон 2016 , с. 225.
- ^ www.wisdomlib.org (04.01.2019). «Чандогья Упанишада, стих 4.15.1 (английский и санскрит)» . www.wisdomlib.org . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Бадараяна; Рамануджа (1890–1904). Веданта-сутры... в переводе Жоржа Тибо . Перевод Тибо, Джорджа Фредерика Уильяма. Робартс – Университет Торонто. Оксфорд Кларендон Пресс.
Источники
[ редактировать ]- Розен, Стивен (2006), «Основной индуизм» , издательская группа Greenwood, ISBN 978-0275990060
- Шарма, К. (1997), Критический обзор индийской философии , Нью-Дели: Motilal Banarsidass Publ, ISBN 81-208-0365-5
- Саттон, Николас (2016). Бхагавад-Гита . Оксфордский центр индуистских исследований. ISBN 978-1-366-61059-1 .
- Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0791430677 .