Jump to content

Канонизация исламских писаний

Канонизированные исламские писания — это тексты, которые, по мнению мусульман , были ниспосланы Богом через различных пророков на протяжении всей истории человечества, в частности, Коран и хадисы . Мусульмане верят, что Коран является окончательным откровением Бога человечеству, а также завершением и подтверждением предыдущих писаний, открытых Мухаммеду между 610 и 632 годами нашей эры и канонизированных около 650 года Рашидунов лидером Усманом . [ 1 ]

Хадис (запись слов, действий и молчаливого одобрения Мухаммеда) [ 2 ] Многие также считают, что это божественное откровение, направляющее мусульман к более широкому кругу правил, чем Коран, включая правила шариата (исламского закона). [ 3 ] Основные компиляции, особенно Шесть книг , в основном были созданы в девятом веке, а их канонизация произошла позже. Двумя наиболее важными сборниками (« Сахихайн ») являются «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» . Они были канонизированы шафиитами в 10 веке нашей эры, школами Маликитов и Ханбалитов фикха в 12 веке нашей эры и ханафитами в 14 веке. [ 4 ] Различные сборники хадисов стали различать разные ветви исламской веры. [ 5 ]

Канонизация Османа

[ редактировать ]

Коран . был канонизирован только после смерти Мухаммеда в 632 году нашей эры Согласно исламской традиции, третий халиф Усман ибн Аффан (годы правления 23/644–35 г.х./655 г. н.э.) основал канонический Коран, начав этот процесс, как сообщается, в 644 г. н.э. [ 6 ] и завершение работы около 650 г. н.э. (точная дата ранними арабскими летописцами не зафиксирована). [ 7 ] Принято считать, что текст Усмана включает все 114 сур (глав Корана) в известном сегодня порядке. [ 8 ]

Канон Корана — это форма Корана, читаемая и написанная, в которой он является религиозно обязательным для мусульманского сообщества. Этот канонический корпус является закрытым и фиксированным в том смысле, что ничто в Коране не может быть изменено или модифицировано. [ 8 ]

Согласно традиционному исламскому повествованию, ко времени халифата Усмана возникла ощущаемая потребность в разъяснении чтения Корана. Священная книга часто передавалась другим устно мусульманами, выучившими Коран наизусть ( хуффаз ), но теперь в чтении книги среди мусульман появилось «резкое расхождение». [ 7 ] Считается, что генерал Хузайфа ибн аль-Яман сообщил об этой проблеме халифу и попросил его создать единый текст. Согласно истории ат-Табари , во время экспедиции по завоеванию Армении и Азербайджана было 10 000 воинов-куфанов-мусульман, 6 000 в Азербайджане и 4 000 в Рае, [ 9 ] и большое количество этих солдат не согласились с тем, как правильно читать Коран. [ 10 ]

Более того, многие хуффазы умирали. 70 человек погибли в битве при Ямаме . [ 11 ] Исламская империя также значительно выросла, распространившись на Ирак, Сирию, Египет и Иран, привлекая в лоно ислама множество новообращенных из разных культур с разной степенью изоляции. [ 12 ] Эти новообращенные говорили на разных языках, но плохо владели арабским, поэтому Усман считал важным стандартизировать письменный текст Корана на одном конкретном арабском диалекте.

Усман получил письменные «листы» или части Корана от Хафсы , одной из вдов Мухаммеда. Другие части, собранные у сподвижников, были «записаны на пергаменте, камне, пальмовых листьях и лопатках верблюдов». [ 13 ] Он назначил комиссию, состоящую из писца Мухаммеда, Зайда ибн Сабита и трех видных мекканцев, и поручил им переписать листы в несколько томов на основе диалекта курайшитов племени Мухаммеда и главного племени Мекки. [ 14 ]

Реакция Усмана в 653 году записана в следующем хадисе из Сахих аль-Бухари , 6:61:510 :

«Итак, Усман отправил Хафсе сообщение со словами: «Пришлите нам рукописи Корана, чтобы мы могли собрать материалы Корана в идеальных копиях и вернуть рукописи вам». Хафса отправил его Усману. Затем Усман приказал Заиду бин Сабиту : Абдулла бин Аз Зубайр, Саид бин Аль-Ас и Абдур Рахман бин Харит бин Хишам переписали рукописи в идеальных копиях. сказал трем мужчинам-курайшитам: «Если вы не согласны с Заидом бин Сабитом по какому-либо пункту Корана, то напишите это на диалекте курайшитов, Коран был ниспослан на их языке. Они так и сделали, и когда они написали». много копий, 'Усман вернул Хафсе оригинальные рукописи. 'Усман разослал в каждую мусульманскую провинцию по одной копии того, что они скопировали, и приказал, чтобы все остальные коранические материалы, написанные как в виде фрагментарных рукописей, так и в целых копиях, были переписаны. Зайд бин Сабит добавил: «Я пропустил стих из суры Ахзаб, когда мы переписывали Коран, и я слышал, как Посланник Аллаха декламировал его. Итак, мы искали его и нашли его вместе с Хузаймой бин Сабитом Аль-Ансари. [Этот стих был]: «Среди верующих есть люди, которые были верны в своем завете с Аллахом».

Когда задача была завершена, Усман оставил одну копию в Медине, а другие отправил в Куфу , Басру , Дамаск и, по некоторым сведениям, в Мекку, а также приказал уничтожить все другие варианты копий Корана. Считается, что некоторые неосманские Кораны сохранились в Куфе , где Абдулла ибн Масуд и его последователи, как сообщается, отказались. [ 14 ]

Это один из наиболее спорных вопросов и область, в которой часто сталкиваются многие немусульманские и мусульманские ученые. [ 8 ]

Семь аруфов

[ редактировать ]

Согласно исламской традиции, Коран был ниспослан Мухаммеду в семь ахруфов (переводится по-разному как «стили», «формы» или «модусы»). [ 15 ] единственное число харф ). Однако Усман канонизировал только одного из харфов (по традиции). [ 16 ] Согласно исламской традиции, остальные ахруфы были уничтожены, потому что после смерти Мухаммеда между некоторыми арабскими племенами стало развиваться соперничество по поводу предполагаемого превосходства их ахруфов . Кроме того, некоторые новообращенные в ислам по незнанию начали смешивать различные формы декламации. [ 16 ] [ 17 ] Следовательно, в рамках канонизации Корана халиф Усман остальную часть ахруфа . приказал уничтожить

Это не означает, что канонизировано только одно «чтение» Корана. Единственный харф, канонизированный Усманом, не включал гласные или диакритические знаки для некоторых согласных, что допускало различные прочтения. Семь чтений, известных как Кираат , были отмечены ученым Абу Бакром ибн Муджахидом и канонизированы в 8 веке нашей эры. [ 18 ] Более поздние ученые, такие как Ибн аль-Джазари, добавили трех других чтецов (Абу Джафара из Медины, Якуба из Басры и Халафа из Куфы), чтобы сформировать канонический список из десяти Кираатов . [ 19 ] [ 20 ]

Из десяти один кират стал настолько популярен, что (согласно одному источнику) «для всех практических целей» это единственная версия Корана, которая сегодня «общеупотребительна» в мусульманском мире. [ 21 ] [ Примечание 1 ] - Хафс ан Асим , а именно стандартное египетское издание Корана, впервые опубликованное 10 июля 1924 года в Каире. массовое производство печатных станков мусхаф (письменные копии Корана) сузило разнообразие кирата. Считается, что [ 24 ]

Шиитская вера

[ редактировать ]

Широко распространено мнение, что Али , четвертый халиф Рашидун ( годы правления 656–661 ) и первый шиитский имам , составил свою собственную расшифровку Корана. [ 25 ] [ 26 ] В частности, имеются сообщения о том, что Али и некоторые другие сподвижники Мухаммеда собирали аяты Корана еще при жизни пророка. [ 27 ] в то время как в других сообщениях подчеркивается, что Али подготовил свой кодекс сразу после смерти Мухаммеда в 632 году нашей эры. [ 28 ] [ 29 ] Эта последняя группа отчетов могла быть сфабрикована, чтобы подразумевать консенсус по поводу халифата Абу Бакра, то есть озабоченность Али своим кодексом в этих отчетах призвана оправдать его широко распространенное отсутствие на собрании Сакифы , на котором был избран Абу Бакр. халиф после смерти Мухаммеда. [ 28 ]

В своем кодексе Али, возможно, расположил стихи в том порядке, в котором они были ниспосланы Мухаммеду: [ 30 ] [ 31 ] хотя это утверждение было оспорено. [ 31 ] Кодекс Али, возможно, также включал дополнительную информацию об отмененных стихах Корана. [ 31 ] По некоторым шиитским сообщениям, Али предложил свой кодекс для официального использования после смерти Мухаммеда, но некоторые из его сподвижников отказались. [ 31 ] В качестве альтернативы Али мог предложить свой кодекс для официального использования Усману во время его халифата, но халиф отклонил его в пользу других доступных ему вариантов. [ 32 ] верят Что касается его судьбы, то шииты-двунадесятники , что кодекс Али передавался от каждого имама к его преемнику как часть эзотерического знания, доступного Двенадцати имамам . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] По мнению двунадесятников, кодекс сейчас находится во владении их последнего имама Мухаммада аль-Махди . [ 36 ] который скрыт от публики божественной волей с 874 года, до его нового появления в конце времен, чтобы искоренить несправедливость и зло. [ 37 ]

Различия с кодексом Усманидов

[ редактировать ]

В некоторых суннитских сообщениях утверждается, что официальный кодекс Корана Усманидов неполн. [ 38 ] как подробно описано в Фадаил аль-Коране суннитского экзегета Абу Убайда аль-Касима бин Салама ( ум. 838 ) и других. [ 39 ] Поддерживая право Али на халифат после Мухаммеда, шиитские полемисты охотно цитировали такие сообщения, утверждая, что явные ссылки на Али были удалены старшими товарищами по политическим причинам. [ 40 ] Однако обвинение в том, что некоторые слова и стихи были изменены или опущены в кодексе Усманидов, встречается и в шиитской традиции. [ 41 ] [ 34 ] [ 42 ] Среди прочего, подобные сообщения можно найти в «Китаб аль-Кираат» шиитского экзегета девятого века Ахмада ибн Мухаммада аль-Сайяри: [ 38 ] [ 43 ] хотя его широко обвиняли в связях с Гулатами ( букв. « преувеличители » или « экстремисты » ). [ 44 ] [ 45 ] Таким образом, кодекс Али, являющийся точной редакцией Корана, считается длиннее официального и содержит явные ссылки на Али. [ 34 ] Эта точка зрения, по-видимому, была популярна среди шиитских ученых до династии Буидов ( годы правления 934–1062 ). [ 46 ] Напротив, любые различия между двумя кодексами отвергаются суннитами, поскольку Али не навязывал свою редакцию во время своего халифата, в то время как шиитский контраргумент состоит в том, что Али намеренно хранил молчание по этому вызывающему разногласия вопросу. [ 47 ] Опасаясь преследований для себя и своих последователей, более поздние имамы-двунадесятники, возможно, также приняли религиозное притворство ( такия ) по этому вопросу. [ 48 ]

Альтернативно, редакция Али могла соответствовать Кодексу Османа, за исключением порядка его содержания: [ 36 ] но оно было отклонено по политическим причинам, поскольку оно также включало партийный комментарий Али, [ 49 ] которого часто считают одним из выдающихся толкователей Корана. [ 50 ] Утверждение, что кодекс Усманидов верен, было преобладающей точкой зрения шиитов еще со времен Буидов. [ 51 ] Таким образом, некоторые шиитские ученые поставили под сомнение подлинность тех традиций, которые утверждают текстовые различия с Кодексом Усманидов, прослеживая их до Гулата. [ 52 ] [ 53 ] или ранним суннитским традициям, [ 53 ] в то время как сунниты, в свою очередь, обвиняют шиитов в выдвижении обвинений в фальсификации и обвиняют их в поддержке таких взглядов, часто без разбора. [ 53 ] [ 54 ] Другие шиитские ученые дали новую интерпретацию традиций, которые могут предполагать изменение Корана. [ 55 ] Например, традиция, приписываемая Али, предполагает, что четверть Корана посвящена Дому Мухаммеда, или Ахль аль-Байт , а еще четверть — их врагам. Кодекс Османа, конечно, не соответствует этому описанию, но это несоответствие можно объяснить другой шиитской традицией, которая утверждает, что аяты Корана о добродетельных направлены в первую очередь на Ахль аль-Байт, а аяты о злодеях направлены в первую очередь. на своих врагов. [ 56 ]

Уступая только Корану по авторитету как источнику религиозного права и морального руководства в исламе, [ 2 ] Хадисы — это запись того, что мусульмане считают словами, действиями и молчаливым одобрением Мухаммеда . Хотя количество аятов, относящихся к закону, в Коране относительно невелико, хадисы дают указания по всему, начиная с деталей религиозных обязанностей (таких как гусль или вуду , омовения и т. д.). [ 57 ] для намаза ), к правильным формам приветствий [ 58 ] и важность доброжелательности к рабам. [ 59 ] Таким образом, «большая часть» правил шариата (исламского закона) основана на хадисах, а не на Коране.) [ 3 ] Библейский авторитет хадисов исходит из Корана, который предписывает мусульманам подражать Мухаммеду и подчиняться его суждениям (в таких стихах, как 24:54 , 33:21 ).

приложили немало усилий, Поскольку существовало большое количество ложных хадисов, ученые в области, известной как изучение хадисов, чтобы отсеять и оценить хадисы по шкале достоверности. В суннитском исламе существует шесть основных достоверных сборников хадисов, известных как Кутуб ас-Ситта (шесть книг). [ 60 ] или ас-Сихах ас-Ситта (истинные шесть). Два «самых известных» «достоверных» ( сахиха ) сборника хадисов — это сборники «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслима» , известные как сахихайн (два сахиха). Эти работы вышли более чем через два столетия после Кодекса Османа (сборники хадисов не имеют первоначальных дат публикации, но даты смерти авторов варьируются от 870 до 915 г. н.э.).

Каллиграфическое расположение восьми хадисов, датированных 1205 годом хиджры (1790-91 годы нашей эры)

Поскольку сборники хадисов Кутуб ас-Ситта, используемые мусульманами-суннитами, были основаны на рассказчиках и передатчиках, которые, по мнению шиитского ислама, относились к Али несправедливо и поэтому не заслуживали доверия, шииты следуют различным сборникам хадисов. Самая известная из них — « Четыре книги », составленные тремя авторами, известными как «Три Мухаммеда». [ 61 ] Четыре книги: «Китаб аль-Кафи» Мухаммада ибн Якуба аль-Кулайни ар-Рази (329 г. хиджры ), «Человек, прогресс аль-Факиха» Мухаммада ибн Бабуя , а «Аль-Тахдиб» и «Аль-Истибсар также » шейха Мухаммада Туси. . Шиитские священнослужители также используют обширные сборники и комментарии более поздних авторов.

Мало того, что сборники хадисов были составлены спустя столетия после Корана, их канонизация произошла гораздо позже. Ученый Джонатан А.С. Браун изучил процесс канонизации двух «самых известных» сборников хадисов — «Сахихайн» аль-Бухари и Муслима, — которые на протяжении веков прошли путь от «спорных до незаменимых». [ 4 ]

С самого своего создания они подвергались резкой критике и неприятию: Муслим был вынужден утверждать, что его книга была просто задумана как «частная коллекция» (94), а аль-Бухари был обвинен в плагиате (95). 4/10 и 5/11 века не были более добрыми, поскольку в то время как шафииты [школа права фикха] защищали Сахихайн, Маликиты изначально были очарованы своими собственными текстами и «относящимися к сети Сахихайн» (37), в то время как Ханбалиты ; были открыто критичны только в середине V/XI веков эти школы пришли к молчаливому соглашению о статусе « канона Сахихайн как меры аутентичности в полемике и изложении доктрин их школ» (222) Пройдет еще три столетия, прежде чем ханафиты присоединятся к ним в этой оценке. [ Примечание 2 ] [ 62 ]

Браун пишет, что книги приобрели культовый статус в мусульманском сообществе суннитов, так что в 790 г.х./1388 г. н. э. в Каире их публично читали с целью предотвратить чуму, а марокканский государственный деятель Маулай Исмаил (ум. 1727) «назвал его особым войска «рабов аль-Бухари»». [ 63 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Некоторые другие версии с небольшими расхождениями, а именно версии Варша (ум. 197/812) ....циркулируют в северо-западных регионах Африки. [ 22 ] [ 23 ]
  2. ^ цитата взята из рецензии Джонатана Брокоппа, а не автора книги Джонатана Брауна.
  1. ^ Краткая энциклопедия ислама , Сирил Гласс, Священные книги
  2. ^ Перейти обратно: а б «Хадис» . Британская энциклопедия . Проверено 31 июля 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Форте, Дэвид Ф. (1978). «Исламское право; влияние Йозефа Шахта» (PDF) . Лойола из Лос-Анджелесского обзора международного и сравнительного права . 1 :2 . Проверено 19 апреля 2018 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Канонизация аль-Бухари и Муслима» . Брилл . Проверено 31 июля 2020 г.
  5. ^ JAC Brown, Неверное цитирование Мухаммеда , 2014 : стр.8
  6. ^ Шумейкер, Томас. «Развитие канонического Корана» . mesacc.edu/ . Архивировано из оригинала 4 марта 2021 года . Проверено 30 июля 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Кук, Коран , 2000 : стр.119.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Лиман, Оливер (2006). «Канон» . Коран: Энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 136–139 . ISBN  0-415-32639-7 .
  9. ^ Аль-Табари (1990). Ихсан Аббас; CE Босворт; Франц Розенталь; Эхсан Яр-Шартер (ред.). История ат-Табари: кризис раннего халифата . Стивен Хамфрис (пер.). Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 8. ISBN  0-7914-0154-5 .
  10. ^ аль-Табари (1990). Ихсан Аббас; CE Босворт; Франц Розенталь; Эхсан Яр-Шартер (ред.). История ат-Табари: кризис раннего халифата . Р. Хамфрис (пер.). Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 42. ИСБН  0-7914-0154-5 .
  11. ^ ЭКИНДЖИ, ЭКРЕМ БУГРА (2 июня 2017 г.). «История составления Корана» . Ежедневный Сабах . Проверено 30 июля 2020 г.
  12. ^ Аль-Табари (1989). Ихсан Аббас; CE Босворт; Джейкоб Ласснер; Франц Розенталь; Эхсан Яр-Шатер (ред.). История ат-Табари: завоевание Ирака, Юго-Западной Персии и Египта . Готье Х. А. Жюнболь (пер.). Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 2–6. ISBN  0-88706-876-6 .
  13. ^ КАЛАМУР, КРИШНАДЕВ (22 июля 2015 г.). «Университет в Великобритании обнаружил среди своего имущества страницы Корана времен Мухаммеда» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 30 июля 2020 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Пирсон, доктор медицинских наук; Парет, Р.; Уэлч, AT (2012). «Аль-Коран» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Брилл.
  15. ^ Абу Амина Билал Филипс, Тафсир Сура Аль-Худжураат , 1990, Tawheed Publications, Эр-Рияд, стр. 29–30.
  16. ^ Перейти обратно: а б Абу Амина Билал Филипс, Тафсир Сура Аль-Худжураат , 1990, Tawheed Publications, Эр-Рияд, стр. 28-29
  17. ^ «Версии Корана?» . Исламское сознание . 15 января 2002 года . Проверено 16 июля 2020 г.
  18. ^ Шади Хекмат Насер, Ибн Муджахид и канонизация семи чтений , с. 129. Взято из «Передачи вариантов чтения Корана: проблема Таваатура и появление Шаваза» . Лейден : Издательство Brill , 2012. ISBN   9789004240810
  19. ^ Аджаджа, Абдурраззак. «Чтения: Чтения » .
  20. ^ Хан, Назир; Хатиб, Аммар. «Происхождение вариантов чтения Корана» . Институт Якин . Проверено 30 марта 2020 г.
  21. ^ Бёверинг, «Недавние исследования построения Корана», 2008 : стр.74.
  22. ^ ОК. Уэлч, Куран , EI2 5, 409
  23. ^ Бёверинг, «Недавние исследования построения Корана», 2008 : стр.84.
  24. ^ Мэттсон, Ингрид (2013). История Корана: его история и место в мусульманской жизни . Джон Уайли и сыновья. п. 129. ИСБН  9780470673492 . Проверено 11 апреля 2020 г.
  25. ^ Строка 2006 , стр. 30–31.
  26. ^ Эсак 2005 , с. 89.
  27. ^ Модарресси 1993 , с. 16–17.
  28. ^ Перейти обратно: а б Модарресси 1993 , стр. 17–18.
  29. ^ Амир-Моэцци 2009 , с. 14.
  30. ^ Строка 2006 , с. 30.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Модарресси 2003 , с. 2.
  32. ^ Модарресси 1993 , с. 14.
  33. ^ Момент 1985 , с. 150.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Амир-Моэцци 2009 , с. 24.
  35. ^ Амир-Моэцци 2009 , стр. 29–30.
  36. ^ Перейти обратно: а б Амир-Моэцци 1994 , с. 89.
  37. ^ Амир-Моэцци 1998 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Модарресси 1993 , стр. 22, 25–26.
  39. ^ Амир-Моэцци 2009 , с. 16.
  40. ^ Модарресси 1993 , с. 23.
  41. ^ Бар-Ашер .
  42. ^ Момент 1985 , стр. 172–173.
  43. ^ Кольберг 2009 , стр. 31–32.
  44. ^ Кольберг 2009 , стр. 32–33.
  45. ^ Модарресси 1993 , с. 32.
  46. ^ Амир-Моэцци 2009 , с. 26.
  47. ^ Эсак 2005 , с. 90.
  48. ^ Амир-Моэцци 1994 , стр. 88–89, 204n455.
  49. ^ Амир-Моэцци 2009 , с. 25.
  50. ^ Строка 2006 , с. 29.
  51. ^ Момент 1985 , стр. 77, 81.
  52. ^ Амир-Моэцци 2009 , с. 28.
  53. ^ Перейти обратно: а б с Модарресси 1993 , стр. 36–39.
  54. ^ Момент 1985 , с. 74.
  55. ^ Аюб 1988 , с. 191.
  56. ^ Модарресси 1993 , с. 29.
  57. ^ Ан-Навави, Эр-Рияд Ас-Салихин , 1975 : стр.203
  58. ^ Ан-Навави, Эр-Рияд Ас-Салихин , 1975 : стр.168.
  59. ^ Ан-Навави, Эр-Рияд Ас-Салихин , 1975 : стр.229
  60. ^ «Сахих Муслим (Сет из 7 томов)» . Исламский книжный магазин Дар-ус-Салам (запись в каталоге книжного интернет-магазина). Архивировано из оригинала 1 июня 2009 года . Проверено 5 сентября 2015 г.
  61. ^ Момен, Муджан, Введение в шиитский ислам , издательство Йельского университета, 1985, стр.174.
  62. ^ Брокопп, Джонатан Э. (2010). «Рецензируемая работа: Канонизация аль-Бухари и Муслима. Формирование и функция суннитского хадисного канона Джонатана А.С. Брауна» . Исламское право и общество . 17 (2): 280. дои : 10.1163/092893810X502968 . JSTOR   25704011 . Проверено 31 июля 2020 г.
  63. ^ Брокопп, Джонатан Э. (2010). «Рецензируемая работа: Канонизация аль-Бухари и Муслима. Формирование и функция суннитского хадисного канона Джонатана А.С. Брауна» . Исламское право и общество . 17 (2): 281. дои : 10.1163/092893810X502968 . JSTOR   25704011 . Проверено 31 июля 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bef8f677b06d9a672eb219efb791e684__1723325040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/84/bef8f677b06d9a672eb219efb791e684.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canonization of Islamic scripture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)