Архитектура мечети в Индонезии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |

Архитектура мечетей в Индонезии относится к архитектурным традициям мечетей, построенных на архипелаге Индонезия . Первоначальные формы мечети , например, были преимущественно построены в народном индонезийском архитектурном стиле, смешанном с индуистскими , буддистскими или китайскими архитектурными элементами , и, в частности, не имели ортодоксальных форм исламских архитектурных элементов, таких как купол и минарет . Народный архитектурный стиль варьируется в зависимости от острова и региона.
С 19-го века мечети начали включать в себя более ортодоксальные стили, которые были импортированы в голландскую колониальную эпоху . Архитектурный стиль этой эпохи характеризуется архитектурными элементами индо-исламского или мавританского возрождения с луковичным куполом и арочным сводом. Минарет не был введен в полном объеме до 19 века, и его появление сопровождалось импортом архитектурных стилей персидского и османского происхождения с заметным использованием каллиграфии и геометрических узоров . За это время многие старые мечети, построенные в традиционном стиле, были отремонтированы, а к их квадратным шатровым крышам были добавлены небольшие купола.
История
[ редактировать ]Ислам постепенно распространялся в Индонезии, начиная с 12 века, и особенно в 14 и 15 веках. Приход ислама не привел к введению новой строительной традиции, но привел к присвоению существующих архитектурных форм, которые были переосмыслены в соответствии с мусульманскими требованиями.
Ранняя исламская архитектура
[ редактировать ]
Хотя многие из самых ранних исламских построек на Яве и почти все на Суматре не сохранились, [1] в первую очередь из-за воздействия климата на разлагающиеся строительные материалы, постоянное сооружение не считалось приоритетом для мусульманской молитвы, поскольку любое чистое и открытое пространство могло вместить совместные молитвы. [2]
Большинство ранних исламских мечетей все еще можно найти на Яве, а архитектурный стиль соответствует существующей строительной традиции Явы . Характерной чертой яванской исламской архитектуры являются многоярусные крыши, церемониальные ворота, четыре центральных столба, поддерживающие парящую пирамидальную крышу, а также множество декоративных элементов, таких как сложные глиняные навершия на вершинах крыш. Многоярусные крыши произошли от многоярусной крыши меру, найденной в балийском храме . Некоторые ранние яванские исламские архитектуры напоминают Маджапахита или ворота эпохи канди . [1]
Самые старые из сохранившихся индонезийских мечетей довольно велики и в большинстве случаев были тесно связаны с дворцами. [3] Самая старая сохранившаяся мечеть в Индонезии — Великая мечеть Демак , королевская мечеть Султаната Демак , хотя это не самое старое исламское сооружение. Старейшими исламскими сооружениями в Индонезии являются части королевского дворца в султанате Чиребон , Чиребон . Дворцовый комплекс содержит хронограмму , которую можно считать сакским эквивалентом 1454 года нашей эры. Ранние исламские дворцы сохраняют многие черты доисламской архитектуры, которые проявляются в воротах и барабанных башнях. Дворец Касепухан , вероятно, был заложен в конце доисламского периода и продолжал расти в переходный период от индуизма к исламу. Комплекс содержит подсказки об этапах процесса постепенных изменений по мере того, как ислам становится частью индонезийской архитектуры. Двумя индуистскими чертами, принятыми во дворце в исламе, являются два типа ворот: разделенный портал ( канди бентар ), который обеспечивает доступ к павильону для публики, и ворота с перемычкой ( падуракса ), ведущие во двор. [ нужна ссылка ]
Минареты изначально не были неотъемлемой частью индонезийской мечети. [1] Башня мечети Менара Кудус построена в стиле яванского индуистского кирпичного храма . [4] Эта башня используется не как минарет, а как место для бедуга , огромного барабана, в который бьют в знак призыва к молитве в Индонезии. Эта башня похожа на Барабанные башни индуистских балийских храмов, называемые кул-кул . Это предполагает продолжение более раннего индуистско-буддийского периода в исламскую эпоху в Индонезии. [1]
Традиционно создание мечети в Индонезии начиналось с открытия или покупки земли для мечети. Далее следует первое строительство мечети, часто с использованием традиционных материалов, таких как бамбук и соломенная крыша. Со временем мечеть будет преобразована в постоянную мечеть, а затем постепенно расширена для размещения растущего населения. [ нужна ссылка ]
- Некоторые примеры доколониальных мечетей в Индонезии
- Мечеть Туо Кайю Джао на Западной Суматре (16 век).
- Мечеть Менара Кудус на Центральной Яве была построена в 16 веке в индуистско-буддийском стиле эпохи Маджапахита .
- Ворота мечети Панембахан Сенапати в Котагеде , Джокьякарта .
- Мечеть султана Тернате в Северном Малуку (17 век).
Колониальный период
[ редактировать ]Купола и остроконечные арки , известные особенности Центральной, Южной и Юго-Западной Азии, не появлялись в Индонезии до 19 века, когда они были введены голландским влиянием на местных правителей. Индонезийские ученые познакомились с влиянием Ближнего Востока , когда начали посещать исламские центры в Египте и Индии . [5]
Купола в Индонезии повторяют форму индийского и персидского луковичного купола. Эти купола впервые появляются на Суматре. Большая мечеть султаната Риау на острове Пеньенгат — старейшая сохранившаяся мечеть в Индонезии с куполом. Есть признаки того, что в ранней конструкции мечети Рао Рао на Западной Суматре использовался купол. [6] Внедрение куполов в мечетях на Яве шло медленнее, чем на Суматре. [6] Самой старой купольной мечетью на Яве, вероятно, является мечеть Джами в Тубане (1928 г.), за которой следуют Великая мечеть Кедири и мечеть Аль-Макмур в Танах Абанге в Джакарте. [6]
- Некоторые примеры мечетей колониальной эпохи в Индонезии
- Большая мечеть Манонджая в Тасикмалая , около 1890 г.
- Великая мечеть Бантен , около 1857–1872 гг.
- Большая мечеть Байтуррахман в Ачехе , около 1910–1930 гг.
- Большая мечеть Медана , построенная в 1909 году.
Пост-независимость
[ редактировать ]После образования Республики Индонезия многие старые мечети, построенные в традиционном стиле, были отремонтированы, и к их квадратным шатровым крышам были добавлены небольшие купола. Вероятно, она была построена в подражание аналогичным перестройкам главной мечети областной столицы неподалеку. [5]
С 1970-х годов уместность традиционных зданий была признана политически, и некоторые многослойные шатровые формы были восстановлены. Президент Сухарто способствовал этой тенденции в 1980-х годах, инициировав создание Мусульманского фонда Амаль Бакти Панчасила, который субсидировал строительство небольших мечетей в менее благополучных общинах. Стандартный дизайн этих мечетей включает три шатровых крыши над квадратным молитвенным залом, напоминающим Великую мечеть Демака . [5]
Сегодня архитектура мечетей в Индонезии отходит от многоярусных традиций традиционных яванских мечетей. Большинство мечетей в Индонезии сегодня следуют ближневосточному влиянию, например, персидского , арабского или османского стиля. архитектуре [ нужна ссылка ]
- Некоторые примеры мечетей эпохи независимости в Индонезии
- Большая мечеть Аль-Азхар (1958 г.) в Кебайоран-Бару , Джакарта, находится под влиянием Ближнего Востока сильнее, чем на народный стиль.
- Великая мечеть Центральной Явы , построенная в 2006 году, представляет собой эклектичную смесь яванских, европейских и ближневосточных архитектурных традиций. [7]
- Мечеть Аль-Акбар с куполом в форме полуяйца, Сурабая , построенная в 2000 году.
- Большая мечеть Западной Суматры , завершена в 2014 году.
По регионам
[ редактировать ]Ява
[ редактировать ]
Самые ранние мечети на Яве были построены в середине 15 века, хотя есть более ранние упоминания о мечетях в столице Маджапахита 14 века . [ нужна ссылка ]
Большинство самых ранних мечетей на Яве обычно имеют многоярусные крыши. Серамби (крытое крыльцо) , пристроенное к фасаду мечети. Минимальное количество уровней — два, максимальное — пять. Верх крыши украшен глиняным украшением, называемым мустоко или мемоло . Иногда ярусы крыши представляют собой разделение на отдельные этажи, каждый из которых используется для разных функций: нижний этаж для молитвы, средний этаж для учебы и верхний этаж для призыва к молитве. [8] Минареты появились на Яве только в 19 веке, так что в одноэтажной мечети призыв к молитве производится с прикрепленного серамби . Самый высокий ярус крыши поддерживается четырьмя основными колоннами, называемыми соко гуру . В нескольких старейших мечетях одна из этих колонн сделана из деревянных обломков, скрепленных металлическими полосами (значение которых неизвестно). [ нужна ссылка ]
Внутри мечети есть михраб в стене киблы и деревянный минбар . Ниша михраба сделана из кирпича и богато украшена глубокой резьбой по дереву, заимствованной из доисламского искусства этой местности. [8] Стены ограждения довольно низкие и украшены вставками из чаш и тарелок из Китая, Вьетнама и других стран. В центре восточной стороны находятся монументальные ворота. Некоторые мечети, такие как мечеть в Джокьякарте, дополнительно огорожены рвом. [8]
Другими характеристиками этих ранних мечетей являются перистиль, внутренний двор и ворота. [9]
Суматра
[ редактировать ]
Подобно мечетям Явы, суматранские мечети имеют атрибуты яванской мечети. Некоторые антропологи считают, что ни одно из самых ранних исламских построек на Суматре не сохранилось. [1]
В Ачехе королевская мечеть была центром вооруженного сопротивления голландцам в 1870-х годах и поэтому была разрушена в бою. Ранние гравюры показывают его как строение с широкошатровыми крышами, подобное крышам мечети, до сих пор стоящей в цитадели султана Искандара Муды 17-го века . [ нужна ссылка ]
На Западной Суматре мечети, известные как сурау , соответствуют местному стилю с такими же трех- или пятиъярусными крышами, как яванская мечеть, но с характерным «рогатым» профилем крыши Минангкабау . Крыша поддерживается рядами концентрических колонн, часто с акцентом на возвышающуюся центральную опору, достигающую вершины здания. Некоторые мечети построены на островах в искусственных водоемах. На фасаде может быть использована традиционная резьба по дереву Минангкабау. [5]
Многие мечети в Пеканбару и Риау имеют трех- или пятиъярусные крыши, аналогичные Западной Суматре, но без заметного «рогатого» профиля крыши. Это создает вид мечети в яванском стиле, но с более высоким профилем. [ нужна ссылка ]
Калимантан
[ редактировать ]
Королевство Банджар в Южном Калимантане было первым индуистским королевством на Борнео, принявшим ислам после получения влияния султаната Демак на Яве. Архитектурный стиль банджаресской мечети имеет сходство с мечетями султанатов Демака, особенно с Великой мечетью Демака . На протяжении истории Банджар развивал свой собственный архитектурный стиль. Одной из основных характеристик мечети Банджар является трех- или пятиъярусная крыша с крутой вершиной по сравнению с относительно пологой крышей яванской мечети. Еще одной особенностью является отсутствие серамби (крытого крыльца) в банджарских мечетях, традиционной особенности яванских мечетей. Стиль банджарских мечетей похож на мечети Западной Суматры и, возможно, связан с другими образцами из полуостровной Малайзии. [5]
Другими характеристиками являются использование свай в некоторых мечетях, отдельная крыша михраба , вершины крыши украшены навершиями, называемыми патака ( мустоко/мемоло султанатов Демак), сделанными из железного дерева Борнео , орнаментами на углах крыш. называется джаманг , а заборы по периметру территории мечети называются канданг раси . Еще одно отличие от мечетей Явы заключается в том, что в банджарских мечетях нет серамби (крытой веранды), традиционной особенности яванских мечетей. [ нужна ссылка ]
Мечети в стиле Банджара можно найти в Банджармасине и Понтианаке . Мечеть Масджид Тингги в Баган Серае , Малайзия , представляет собой мечеть в стиле Банджара. [ нужна ссылка ]
Сулавеси
[ редактировать ]Мечети в Сулавеси следуют архитектурному стилю яванских мечетей с несколькими (обычно трех) ярусными крышами. [ нужна ссылка ]
Малуку и Папуа
[ редактировать ]
Ислам пришел в Малуку в конце 15 века через Яву, причем наиболее сильное влияние ощущалось на островах пряностей Тернате и Тидоре . Особенности самой старой мечети на островах, такой как султанская мечеть Тернате, имитируют черты самых старых яванских мечетей. [5] Однако мечети в Малуку лишены перистиля, террасы, внутреннего двора и ворот, но сохраняют многоярусную крышу и централизованный план яванских мечетей. [1] В регионе Папуа мало значительных мечетей, поскольку этот регион в основном христианский.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Гунаван Тджаджоно (1998). Индонезийское наследие-архитектура . Сингапур: Archipelago Press. стр. 88–89 . ISBN 981-3018-30-5 .
- ^ Вирьомартоно, 2009 , с. 34.
- ^ Гунаван Тджаджоно (1998). Индонезийское наследие-архитектура . Сингапур: Archipelago Press. стр. 94–95 . ISBN 981-3018-30-5 .
- ^ Гунаван Тджаджоно (1998). Индонезийское наследие-архитектура . Сингапур: Archipelago Press. стр. 86–87 . ISBN 981-3018-30-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гунаван Тджаджоно (1998). Индонезийское наследие-архитектура . Сингапур: Archipelago Press. стр. 96–97 . ISBN 981-3018-30-5 .
- ^ Jump up to: а б с Мухлис ПаЭни (2009). История индонезийской культуры: архитектура (на индонезийском языке). Джакарта: Раджа Графиндо Персада. стр. 251–255. ISBN 9789797692704 .
- ^ Вирьомартоно, 2009 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Петерсен, Эндрю (2002). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 131–134. ISBN 9780203203873 . Проверено 6 января 2013 г.
- ^ Микшич, Джон (1996). Древняя история . Сингапур: Archipelago Press. стр. 126–127. ISBN 981-3018-26-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Багоэс Вирьомартоно (2009): Исторический взгляд на архитектуру мечетей в Индонезии, Азиатско-Тихоокеанский журнал антропологии , 10:1, 33-45