Jump to content

Дева в скалах

(Перенаправлено из Девы в скалах )
Парижская версия
Художник Леонардо да Винчи
Год 1483–1486
Тип Масло , панель ( переведена на холст )
Размеры 199 см × 122 см (78,3 × 48,0 дюйма)
Расположение Лувр , Париж
Лондонская версия
Художник Леонардо да Винчи и другие
Год 1495–1508
Середина Масло на панели
Размеры 189,5 см × 120 см (74,6 × 47,25 дюйма)
Расположение Национальная галерея , Лондон

Богоматерь в скалах ( итал . Vergine delle rocce ), иногда Мадонна в скалах — название двух картин эпохи Возрождения итальянского художника Леонардо да Винчи на одну и ту же тему, с идентичной композицией, за исключением нескольких существенных моментов. подробности. Версия, которая обычно считается основной , более ранняя из двух, не реставрирована и висит в Лувре в Париже. Другая, отреставрированная в период с 2008 по 2010 год, висит в Национальной галерее в Лондоне. Работы часто называют « Луврская Дева в скалах» и «Лондонская Дева в скалах» соответственно. Обе картины имеют высоту почти 2 метра (более 6 футов) и написаны маслом. Обе картины изначально были написаны на деревянных панелях, но версия Лувра была перенесена на холст . [1]

На обеих картинах изображены Дева Мария и младенец Иисус с младенцем Иоанном Крестителем и ангелом Уриэлем на скалистом фоне, что и дало картинам их обычное название. Существенные композиционные различия заключаются во взгляде и правой руке ангела. Работы отличаются по многим незначительным признакам, включая цвета, освещение, флору и способ сфумато использования . Хотя дата создания соответствующей комиссии задокументирована, полная история двух картин неизвестна, что приводит к предположениям о том, какая из двух картин написана раньше.

С комиссией связаны еще две картины: боковые панели, на каждой из которых изображен ангел, играющий на музыкальном инструменте, выполненные сотрудниками Леонардо. Обе находятся в Национальной галерее в Лондоне.

Версия Лувра

[ редактировать ]

годами . Большинство историков искусства считает, что Богоматерь в скалах в Лувре является более ранней из двух и датируется примерно 1483–1486 Большинство авторитетов сходятся во мнении, что эта работа полностью принадлежит Леонардо. [2] Он примерно на 8 см (3 дюйма) выше лондонской версии. Первое достоверное упоминание об этой картине датируется 1625 годом, когда она находилась во французской королевской коллекции. Принято считать, что эта картина была написана по заказу 1483 года в Милане. Предполагается, что эта картина была продана Леонардо в частном порядке и что лондонская версия была написана позже для выполнения заказа. [2] Существует ряд других теорий, объясняющих существование двух картин. [3] [4] Эта картина считается прекрасным примером техники « сфумато » Леонардо.

Лондонская версия

[ редактировать ]

Очень похожая картина в Национальной галерее в Лондоне также приписывается Леонардо да Винчи и датируется периодом до 1508 года. [5] Первоначально предполагалось, что она была частично написана помощниками Леонардо, но тщательный осмотр картины во время недавней реставрации между 2008 и 2010 годами привел реставраторов Национальной галереи к выводу, что большая часть работы написана рукой Леонардо. [6] но дебаты продолжаются. [7] Части картины, в частности цветы, указывают на сотрудничество и привели к предположению, что работа полностью написана другими руками. [8] возможно, помощник Леонардо Джованни Амброджо де Предис и, возможно, Евангелиста . [9]

Она была написана для капеллы Братства Непорочного Зачатия в церкви Сан-Франческо Маджоре в Милане . Он был продан церковью, скорее всего, в 1781 году и, конечно же, в 1785 году, когда его купил Гэвин Гамильтон , который увез его в Англию. Пройдя через различные коллекции, в 1880 году она была куплена Национальной галереей. [2]

Считается, что две картины ангелов, играющих на музыкальных инструментах, были частью композиции, помещенной в алтарный образ. Считается, что эти две картины, находящиеся сейчас в Национальной галерее в Лондоне, были завершены между 1490 и 1495 годами. Одна из них, «Ангел в красном», считается работой Амброджо де Предиса, а ангел в зеленом — работа другого помощника Леонардо, возможно, Франческо Наполетано. [10]

Часовня Непорочного Зачатия

[ редактировать ]

Часовня Непорочного Зачатия была основана до 1335 года Беатрис д'Эсте , женой Джана Галеаццо Висконти , герцога Миланского . Часовня была пристроена к церкви Сан Франческо Гранде в Милане. [11]

В 1479 году Братство Непорочного Зачатия заключило контракт с Франческо Заваттари и Джорджо делла Кьеза на украшение свода часовни. [11] В 1480 году Братство Непорочного Зачатия заключило контракт с Джакомо дель Майно на создание большого деревянного алтаря с местами для картин, резьбой и украшениями, который будет помещен над алтарем часовни. Окончательный платеж должен был быть произведен 7 августа 1482 года. [11]

Комиссия за картину

[ редактировать ]

25 апреля 1483 года приор Бартоломео Скорлионе и Братство заключили контракт с Леонардо да Винчи и братьями Амброджо и Евангелистой де Предис на поставку расписных панелей для алтаря. [11] В контракте не было четко указано, что должен был делать каждый артист. Леонардо упоминался в контракте как «Мастер». Амброджо де Предис также был художником. [11] Предполагается, что Евангелиста де Предис был позолотчиком и помогал в подготовке красок.

Детали росписи, окраски и золочения оговорены в договоре. [12] Центральной панелью должна была стать картина, изображающая Деву Марию и младенца Христа, а также двух пророков, вероятно, Давида и Исайю, в окружении ангелов. Над ними должен был быть люнет с рельефной панелью с изображением Бога и Девы Марии, под которым находилась панель с изображением кроватки. Рельефные фигуры должны были быть ярко раскрашены и позолочены. По обе стороны от центральной картины должны были быть нарисованы панели с изображением четырех ангелов-музыкантов с одной стороны и четырех поющих ангелов с другой. Ряд скульптурных рельефных панно должен был изображать жизнь Девы Марии. Детали цвета и позолоты основных деталей были указаны в контракте. [12]

Срок установки был 8 декабря 1483 года, в праздник Непорочного Зачатия, то есть на ее завершение ушло семь месяцев. [11]

Ангел работы неизвестного художника, возможно, Бернардино Луини или Франческо Наполетано.
Ангел, вероятно, Амброджо де Предис.

1 мая 1483 года был произведен первоначальный платеж в размере 100 лир. За этим последовали выплаты в размере 40 лир в месяц с июля 1483 года по февраль 1485 года на общую сумму 800 лир. [11] Окончательный платеж должен был быть согласован после завершения и сдачи работ в декабре 1483 года. [11]

Между 1490 и 1495 годами Амброджо и Леонардо написали Братству письмо, в котором сообщили, что центральное украшение обошлось всего в 800 лир, и попросили еще 1200 лир, согласно контракту. В результате петиции Братство предложило им всего 100 лир. [11] Затем Леонардо и Амброджо попросили Людовико Сфорца , герцога Миланского, вмешаться от их имени. Было предложено, чтобы алтарь был оценен экспертами и оценен для окончательной оплаты. Художники также предложили убрать произведения искусства, если соглашение о цене не будет достигнуто. [11]

В 1503 году Амброджо снова потребовал выплаты от своего имени и от имени наследников своего ныне покойного брата Евангелисты. [11] 9 марта 1503 года Людовик XII Французский, вторгшийся в Ломбардию в 1499 году, написал командующему Милана с просьбой вмешаться от имени художников. [11] 23 июня 1503 года Братство издало акт, оспаривающий просьбу де Преди об оценке или возврате картины. [11] 27 апреля 1506 г. была произведена оценка. Было решено, что работа еще не завершена. Леонардо попросили закончить его, но его все еще не было в Милане. [11]

18 августа 1508 года картина была доставлена ​​и поставлена ​​на место. [11] 7 августа 1507 г. и 23 октября 1508 г. Амброджо получил два платежа на общую сумму 200 лир. Получение этого платежа подтверждено Леонардо в переписке. [11]

[ редактировать ]

В 1524 и 1576 годах против чумы призывали Богородицу в скалах в часовне Непорочного зачатия (предположительно лондонскую версию). [13] В 1576 году из часовни был снят алтарь, который был снесен. [11] В середине 1785 года Гэвин Гамильтон , шотландский художник и торговец, заплатил 1582 лиры за покупку Девы в скалах у Алессандро, графа Чиконья, администратора религиозной организации, пришедшей на смену Братству Непорочного Зачатия. [14] Наследники Гамильтона продали картину лорду Лэнсдауну . [11] у которого накопились значительные долги. После его смерти в 1805 году его сын Джон был вынужден продать почти все коллекции своего отца. [15] и картину купил 15-й граф Саффолк . В 1880 году картина была продана 18-м графом Саффолком Национальной галерее за 9000 гиней. В то время сообщалось, что он находился в плохом состоянии, и некоторые критики приписывали его Леонардо, а другие - Бернардино Луини . [11]

В июне 2005 года картину исследовали с помощью инфракрасной рефлектограммы. Это изображение показало черновик другой картины под видимой. На эскизе изображена женщина, вероятно, стоящая на коленях, с протянутой правой рукой и прижатой к сердцу левой. [16] [17] Некоторые исследователи полагают, что первоначальным замыслом художника было изобразить поклонение младенцу Иисусу. [18] В 2021 году компания Oxia Palus, занимающаяся искусственным интеллектом и специализирующаяся на реконструкции утраченных произведений искусства, применила методы машинного обучения, чтобы реконструировать это пентименто, используя все творчество Леонардески . [19] Многие другие пентименти видны при рентгеновском или инфракрасном исследовании. [16]

В 2009/2010 году картина прошла чистку и консервацию. [6] возвращение к выставке в июле 2010 года. Национальная галерея в предварительном объявлении о результатах работы заявила, что выяснилось, что картина была в значительной степени, а возможно, и полностью написана Леонардо и частично незакончена. Полная публикация результатов была выпущена позже в 2010 году. [20]

Луврская живопись

[ редактировать ]

В 1625 году Богоматерь в скалах, Кассиано даль Поццо увидел в Фонтенбло которая сейчас находится в Лувре. В 1806 году французский реставратор отец Аккен перенес « Богоматерь в скалах» из Лувра с панели на холст. [11] На короткое время в 2011–2012 годах он висел вместе с лондонской картиной в рамках выставки в Национальной галерее, посвященной деятельности Леонардо как художника при дворе Людовико Сфорца. [21]

Боковые панели

[ редактировать ]

Две панели завершенного алтаря с фигурами ангелов, играющих на музыкальных инструментах, были приобретены Национальной галереей в Лондоне в 1898 году. [10]

Деталь Младенца Христа и ангела, Лувр
Этюд женской головы работы Леонардо для « Мадонны в скалах» , Королевская библиотека Турина.

Сюжетом двух картин является поклонение младенцу Христу младенца Иоанна Крестителя . Эта тема связана с небиблейским событием, которое стало частью средневековой традиции о святого семейства путешествии в Египет . В Евангелии от Матфея рассказывается, что Иосиф, муж Марии , был предупрежден во сне, что царь Ирод попытается убить ребенка Иисуса и что он должен взять ребенка и его мать и бежать в безопасное место. [22] Существует ряд небиблейских повествований, касающихся путешествия в Египет . Одно из них касается двоюродного брата Иисуса , Иоанна Крестителя, чья семья, как и семья Иисуса, проживала в городе Вифлееме, где резня невинных должна была произойти . По преданию, Иоанна сопровождал в Египет архангел Уриил , и по дороге он встретил святое семейство. [23] На сайте Лувра ангел на картине называется « Гавриил » (но в описании картины в Лувре все еще упоминается Уриэль). Это согласуется с апокрифическим евангелием Иоанна Крестителя, в котором описывается его переселение из Вифлеема Гавриилом, а не Уриэлем, и не упоминается встреча на пути в Египет. [1]

Сюжет Девы Марии с младенцем Христом, которому поклоняется Иоанн Креститель, был распространен в искусстве Флоренции эпохи Возрождения. Иоанн Креститель является покровителем Флоренции и часто изображался в искусстве этого города. [24] Среди тех, кто рисовал и лепил образ Марии с младенцем и святым Иоанном, были фра Филиппо Липпи , Рафаэль и Микеланджело . [25] [26] [27]

На обеих картинах сцена изображена происходящей на фоне скальных образований. Хотя сцены Рождества иногда изображались происходящими в пещере, и Кеннет Кларк указывает на существование более раннего скалистого пейзажа в поклонении, написанном для семьи Медичи фра Филиппо Липпи , [28] обстановка была беспрецедентной [1] и дала картинам их обычное имя «Богоматерь в скалах» .

Описание

[ редактировать ]

Две картины «Мадонна в скалах» , которые сейчас принадлежат Национальной галерее в Лондоне, и картина, принадлежащая Лувру в Париже, одинаковы по тематике и общей композиции, что указывает на то, что одна является производной от другой. Две картины различаются композиционными деталями, цветом, освещением и подачей краски.

На обеих картинах изображена группа из четырех фигур: Девы Марии, младенца Христа, младенца Иоанна Крестителя и ангела, образующих треугольную композицию внутри картины на фоне скал, а также далекий пейзаж гор и воды. На обеих картинах Мария образует вершину пирамидальной группы фигур, протягивая одну руку, чтобы охватить Иоанна, а другую поднимая над головой младенца Христа в благословении. Иоанн становится на колени, глядя на младенца Христа, сложив руки в молитвенной позе. Младенец Христос сидит в передней части картины, поддерживаемый ангелом, и поднимает правую руку в знак благословения коленопреклоненному Иоанну.

Различия

[ редактировать ]

Композиционно все фигуры на лондонской картине несколько крупнее, чем на картине Лувра. [3] Основное композиционное различие между двумя картинами заключается в том, что если на лондонской картине правая рука ангела лежит на колене, то на картине Лувра рука поднята, указательный палец направлен на Иоанна. На лондонской картине глаза ангела созерцательно повернуты вниз, а на картине в Лувре обращены в сторону зрителя. [29]

В лондонской живописи все формы более определены, в том числе и телесные формы одетых фигур. [3] Скалы прорисованы до мельчайших деталей, а формы фона на картине в Лувре все более туманны. [3] Контраст света и тени на фигурах и лицах на лондонской картине гораздо резче. [29] Лица и формы на картине Лувра более деликатно прописаны и тонко размыты сфумато . Освещение на картине Лувра мягче и кажется теплее, но это может быть результатом тона лака на поверхности. В соответствии с консервативным подходом к работам Леонардо, версия Лувра не подвергалась значительной реставрации или чистке. [30] Картина Лувра остается такой же, какой она была в 1939 году, когда Кеннет Кларк посетовал: «Мы не можем составить реального представления о цвете, оттенках или общем тоне оригинала, скрытого под слоем за слоем густого желтого лака. В темноте из-за смеси битума поверхность затвердела и потрескалась, как грязь, и по всей картине бесчисленные пятна старой краски. Все это необходимо иметь в виду, прежде чем сказать, что в то время Леонардо был темным художником. неинтересный колорист». [31]

Деталь зеленого ангела

Еще одно отличие заключается в окраске одежд, особенно ангельских. В лондонской картине нет красного цвета, в то время как на картине в Лувре ангел одет в ярко-красный и зеленый цвета, причем одежды расположены иначе, чем у ангела в Лондоне. [3] Лондонская версия содержит традиционные атрибуты, отсутствующие в версии Лувра, а именно нимбы и традиционный крестообразный тростниковый посох Иоанна. Дэвис говорит, что «не уверен», являются ли эти детали, нарисованные золотом, современниками картины или были добавлены более поздним художником. [2] Детали цветов на двух картинах также сильно различаются: на картине Лувра они точны с ботанической точки зрения, а на картине в Лондоне представляют собой причудливые творения. [32]

Ангелы-музыканты

[ редактировать ]

Две картины ангелов, связанные с Девой в скалах и находящиеся в Национальной галерее, не соответствуют первоначальному заказу на две панели, каждая из которых изображает четырех ангелов, поющих с одной стороны и играющих на музыкальных инструментах с другой. Музыкантов всего два, оба повернулись в одну сторону и оба играют на музыкальных инструментах. Один, в зеленом, играет на виелле, а другой, в красном, на лютне. Положения ножек и драпировки схожи, что указывает на то, что для обоих частично использовался один и тот же дизайн. Считается, что ангел в красном — работа Амброджо де Предиса. [33] Ангел в зеленом — работа неизвестного соратника Леонардо. Национальная галерея предполагает, что это может быть работа Франческо Наполетано. [33]

В обоих случаях ангел стоит в нише, окрашенной в серый цвет. Рефлектограмма Ангела в зеленом с Виеллей раскрывала часть нарисованного пейзажа. [33] Фон красного Ангела с лютней определить не удалось, так как серая краска на этой картине густая и непрозрачная. Хотя принято считать, что две панели с ангелами изначально были размещены по обе стороны от центральной панели, статья, опубликованная Национальной галереей, предполагает, что они были размещены выше на алтаре. [33]

Интерпретация

[ редактировать ]
Деталь, Лондон

Отношения между двумя картинами «по-прежнему остаются спорными». [34] Спорными являются даты создания двух картин, их авторство и характер символики. В течение нескольких месяцев 2011 и 2012 годов две картины были собраны вместе, возможно, впервые, в одном зале на выставке в Национальной галерее. [21]

Историки искусства общепринято считать, что версия из Лувра является более ранней работой. Мартин Дэвис , бывший директор Национальной галереи, описал картину в Лувре как стилистически близкую к более ранним работам Леонардо, а лондонскую картину, более напоминающую его более зрелый стиль, и, следовательно, более позднюю из двух и производную от картины Лувра. [2] Большинство авторов сходятся во мнении, что картина Лувра была написана по заказу 1483 года. [35]

Некоторые писатели, в том числе Мартин Дэвис, считают, что 1483 год — слишком поздняя дата для луврской версии, и предполагают, что работа над картиной уже была начата и, возможно, завершена во Флоренции до заказа. Вассерман, Оттино делла Кьеза и другие отметили, что размеры обеих картин совместимы с алтарем, и что маловероятно, что Леонардо написал картину, соответствующую размерам, за время до заказа. [3] Вассерман предполагает, что, возможно, картина Лувра была расширена, чтобы соответствовать арочной форме, и что стык больше не виден, поскольку картина была перенесена на холст в 19 веке. [36] Дэвис предполагает, что Леонардо нарисовал вторую версию в 1480-х годах, чтобы выполнить заказ, и основал ее на более ранней работе. [2] Кеннет Кларк соглашается с этой интерпретацией, относя картину Лувра до 1481 года, а картину Лондона - 1483 года. [37]

Теория, которая чаще всего используется для объяснения существования этих двух картин, заключается в том, что Леонардо написал Луврскую «Мадонну в скалах», чтобы выполнить заказ, дав ей 1483 год, а затем продал ее другому клиенту и нарисовал Лондонская версия в качестве замены. В соответствии с этой теорией предполагается, что картина Лувра была продана в конце 1480-х годов после некоторого торга по поводу окончательного платежа. Работа над лондонской картиной была начата примерно в 1486 году как замена «оригинальной» версии Лувра и не была готова к установке до 1508 года, после длительных разногласий и переговоров. Это объяснение, которое делла Кьеза приписывает Вентури и Поджи, [38] получила широкое признание и представляет собой версию событий, описанную на веб-сайтах Национальной галереи и Лувра. [1] [39] [40] Мартин Кемп датирует картину Лувра 1483–1490 годами, а картину Лондона – 1495–1508 годами. [5]

Не все авторы согласны ни с датировкой, ни с теорией о том, что картина из Лувра была более ранней, была продана, а лондонская картина была сделана вместо нее. Тейлор утверждает, что лондонская картина стилистически является более ранней из двух, будучи более тщательной, в соответствии с продуктом флорентийского обучения Леонардо, в то время как картина Лувра имеет больше общего с « Тайной вечерей» и «Мадонной с младенцем и Святой Анной» , в том числе деликатное использование сфумато . [4] Тейлор утверждает, что лондонская картина соответствует требованиям комиссии 1483 года с точки зрения иконографии, и что иконография картины Лувра указывает на то, что она была написана для совершенно другой клиентуры, и датирует ее 1490-ми годами. [41]

Авторство

[ редактировать ]
Бернардино Луини , Святое семейство со святым Иоанном . Музей Прадо, Мадрид

Всегда считалось, что Луврская Богоматерь в скалах полностью создана рукой Леонардо да Винчи. помощниками . Считается, что «Мадонна в скалах» в Лондоне была спроектирована Леонардо и исполнена с его [39] Веб-сайт Лувра и различные авторы предполагают, что вся картина написана Амброджо де Преди и написана под руководством Леонардо между 1485 и 1508 годами, или, возможно, в основном это работа де Преди с незначительным вмешательством Леонардо. [1] [42]

После недавней уборки куратор Национальной галереи Люк Сайсон заявил, что обнаруженное качество указывает на то, что работа в основном принадлежит руке Леонардо, и что участие членов мастерской Леонардо почти наверняка было меньшим, чем предполагалось ранее. [6]

Геолог Энн К. Пиццоруссо утверждает, что в лондонской версии, в отличие от луврской версии, есть геологические неточности, а это означает, что она вряд ли была создана рукой Леонардо. [43] Тейлор оспаривает это, обращая внимание на тот факт, что на момент написания Пиццоруссо явно не видела ледниковых озер, о которых она говорила, и приняла комки мха за валуны из песчаника. [44]

Копии и производные

[ редактировать ]

Одна из самых ранних известных прямых копий луврской версии на самом деле представляет собой алтарную ткань под названием Палиотто Леонардеско (ок. 1487–1490 гг.). [45] хранится в Музее Бароффио , а другая представляет собой картину (ок. 1494–1498 гг.), Находящуюся в коллекции Керами, которая, по мнению Карло Педретти, была создана собственной рукой Леонардо. [46] В своей книге 1967 года (опубликованной на английском языке в 1985 году) Анджела Оттино делла Кьеза выделяет четыре картины, в некоторой степени заимствованные из «Мадонны в скалах» : « Святое семейство» и «Святой Иоанн» Бернардино Луини в Музее Прадо в Мадриде, « Мадонна Туэлин». Марко д'Оджионо в коллекции Туэлина в Париже и « Объятия святых младенцев» Йоса ван Клеве в музее Каподимонте в Неаполе. Это изображение часто копировали фламандские художники, в том числе Йоос ван Клив и Квентин Матсис - в Чатсуорте есть небольшая картина последнего. Существует также уменьшенная копия «Мадонны в скалах» (дерево, масло), возможно, работы Йоса ван Клеве или его окружения (частная коллекция в Берлине).

есть копия XVI века В Королевской коллекции , подаренная на день рождения королеве Виктории в 1847 году ее мужем принцем Альбертом . [47]

В популярной культуре в 1968 году в американском телесериале « Это нужен вор » в основу эпизода «Ангел-незаконник» легла история кражи вымышленной картины Леонардо под названием «Скорбный ангел » , которая на самом деле представляет собой крупный план лица ангела справа от него. Дева в скалах . Сюжет эпизода повествует о том, что фальсификатору произведений искусства приходится сделать копию « Скорбного ангела» в рамках плана по ловле преступника, обманом заставив его думать, что он купил настоящего Леонардо.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Лабори, Северин. «Богоматерь в скалах» . Лувр.fr. ​Музей Лувр . Проверено 17 июля 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дэвис, Мартин (1961). Ранние итальянские школы . Отдел публикаций Национальной галереи . ISBN  9780901791290 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Анджела Оттино из Церкви, с. 94
  4. ^ Перейти обратно: а б Тэмсин Тейлор, Леонардо да Винчи и «Дева в скалах». Архивировано 3 июля 2018 г. в Wayback Machine и Сравнение стилей. Архивировано 24 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кемп, стр. 250–251.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Мадонна в скалах: расшифровка да Винчи» , Джонатан Джонс , The Guardian , 13 июля 2010 г.
  7. ^ «Код нарциссов: сомнения возродились по поводу «Мадонны в скалах» Леонардо в Лондоне» , Даля Альберге, The Guardian , 9 декабря 2014 г.
  8. ^ Альберге, Даля (9 декабря 2014 г.). «Код нарциссов: возродились сомнения по поводу «Мадонны в скалах» Леонардо в Лондоне» . Хранитель . Проверено 17 июня 2018 г.
  9. ^ Веццози (16 апреля 2010 г.). Леонард де Винчи . дои : 10.14375/np.9782070348800 . ISBN  9782070348800 .
  10. ^ Перейти обратно: а б «Алтарь Сан Франческо» . Национальная галерея.org.uk. Архивировано из оригинала 23 июня 2013 г. Проверено 17 июля 2013 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Анжела Оттино делла Кьеза, Полное собрание картин Леонардо да Винчи, стр. 93–95
  12. ^ Перейти обратно: а б Анджела Оттино из Церкви, с. 93
  13. ^ Вассерман, стр. 110.
  14. ^ Коллекция Винчи в Историческом архиве муниципалитета Милана (на итальянском языке). Милан. 1905. с. 82 . Проверено 27 августа 2020 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ «Семья Лэнсдаун | Маркиз Лэнсдаун | Дом Бовуд» . Бовудский дом . Проверено 27 августа 2020 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Скрытый Леонардо» . Nationalgallery.org.uk . Проверено 17 июля 2013 г.
  17. ^ Уайт, Сьюзен Д. (2006). Рисуйте как да Винчи . Лондон: Cassell Illustrated. ISBN   9781844034444 . п. 137.
  18. ^ «Обнаружена новая картина Леонардо» . Новости Би-би-си . 1 июля 2005 г.
  19. ^ Канн, Джордж; Бурач, Энтони; Гриффитс, Райан-Рис; Сторк, Дэвид (30 января 2021 г.). «Повышение разрешения при восстановлении чертежей посредством передачи стиля с помощью генеративно-состязательных глубоких нейронных сетей». arXiv : 2102.00209 [ cs.CV ].
  20. ^ « Дева в скалах» Леонардо снова на выставке » . Национальная галерея.org.uk. 09.11.2011. Архивировано из оригинала 15 января 2018 г. Проверено 17 июля 2013 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б « Картины Леонардо «Дева в скалах» объединились » . Национальная галерея.org.uk. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 г. Проверено 17 июля 2013 г.
  22. Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 13–15.
  23. ^ Грэм-Диксон, Эндрю (23 октября 2011 г.). «Тайна двух Мадонн Леонардо» . www.telegraph.co.uk . Проверено 30 ноября 2019 г. Более поздняя картина более идеализирована, и ангел Уриил больше не указывает на Святого Иоанна. Но почему?
  24. ^ Паолетти и Радке, с. 79
  25. ^ Паолетти и Радке, с. 261
  26. ^ Дэвид Томпсон, Рафаэль, жизнь и наследие , BBC, (1983), ISBN   0-563-20149-5
  27. ^ Людвиг Гольдшайдер, Микеланджело: картины, скульптуры, архитектура , Файдон, (!964)
  28. ^ Кларк, с. 51
  29. ^ Перейти обратно: а б Джек Вассерман, стр. 108–118.
  30. ^ Грэм-Диксон, Эндрю (23 октября 2011 г.). «Тайна двух Мадонн» . Воскресный телеграф .
  31. ^ Леонардо да Винчи: Отчет о его развитии как художника
  32. Люк Сайсон дал интервью Алистеру Суку, сравнение «Девственницы в скалах» , по состоянию на 12 декабря 2011 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Billinge, Syson и Spring, Altered Angels , доступ 6 февраля 2012 г.
  34. ^ Паолетти и Радке, с. 362
  35. ^ Кемп, Цёлльнер и другие
  36. ^ Вассерман, с. 108
  37. ^ Кларк, стр. 49–53.
  38. ^ Анжела Оттино делла Кьеза, с. 95
  39. ^ Перейти обратно: а б Национальная галерея , Дева в скалах
  40. ^ Зёлльнер Ф, Леонардо да Винчи , Ташен , (2003) с. 223
  41. ^ Тэмсин Тейлор, Краткое изложение дела. Архивировано 24 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
  42. ^ Вассерман, с. 114; Марко Росчи, с. 55
  43. ^ Пиццоруссо, Энн. Геология Леонардо: подлинность «Девы в скалах» , стр. 197–200.
  44. ^ Т. Тейлор, Леонардо и «Дева в скалах» , «Геология». Архивировано 6 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
  45. ^ Марани, ПК (2010). Леонардиана: исследования и очерки Леонардо да Винчи. Италия: Скира.
  46. ^ Педретти, К. (2017). Леонардо да Винчи: «Дева в скалах» в версии Черами: ее история и критическая судьба. Италия: CB edizioni.
  47. ^ "По мотивам Леонардо да Винчи, Мадонна в скалах , ок.1508-160 ".

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Богоматерь Леонардо в скалах , Smarthistory , Академия Хана
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07deea3f01cc7e49d3177eb1a4d843ed__1716631560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/ed/07deea3f01cc7e49d3177eb1a4d843ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Virgin of the Rocks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)