Бреслов
Основатель | |
---|---|
Ребе Нахман из Бреслова | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль , США , Западная Европа | |
Религии | |
Хасидский иудаизм |
Бреслов (также Брацлав , также пишется Бреслев ) — ветвь хасидского иудаизма, основанная Ребе Нахманом из Бреслова (1772–1810), правнуком Баал Шем Това , основателя хасидизма. Его приверженцы стремятся развивать интенсивные, радостные отношения с Богом и получают руководство к этой цели из учения Ребе Нахмана.
За последние 200 лет у движения не было центрального живого лидера, поскольку Ребе Нахман не назначил преемника. Таким образом, их иногда называют טויטע חסידים («Мертвые хасиды»), поскольку после смерти Нахмана у них никогда не было другого официального Ребе. Однако некоторые группы и общины под знаменем Бреслова называют своих лидеров «Ребе».
Движение выдержало сильное сопротивление со стороны практически всех других хасидских движений в Украине на протяжении 19 века, но в то же время росло число последователей из Украины, Белоруссии , Литвы и Польши . К Первой мировой войне в тех местах находились тысячи бресловских хасидов. После революции большевистской репрессивные меры со стороны коммунистов вынудили движение в подполье в России. Тысячи хасидов были заключены в тюрьмы или казнены во время сталинской Великой чистки 1930-х годов и убиты нацистами , вторгшимися в Советский Союз в 1941 году. Движение возродилось в Великобритании , США и Израиле теми, кто большое количество йеменских евреев и других мизрахимов бежал, и к секте присоединилось .
История
[ редактировать ]
«Бреслов» — это название, используемое в настоящее время последователями Бреслова для города Брацлав , где Ребе Нахман прожил последние восемь лет своей жизни, прежде чем переехать в Умань, где и умер. Брацлав расположен на реке Буг в Украине (48,82 широты, 28,95 восточной долготы), на полпути между Тульчином на юге и Немировым на севере - в 9 милях (14 километрах) от каждого. Брацлав не следует путать с Вроцлавом , городом, ныне расположенным в Польше, называемым по-немецки «Бреслау», а также произносимым «Бреслов» на идише, который сам по себе был известным еврейским центром. [ 1 ]
До своего прибытия в Бреслов в 1802 году Ребе Нахман жил и преподавал в других городах Российской империи, таких как Осатин, Медведевка , Златополь и Одесса . Но по прибытии в Бреслов он заявил: «Сегодня мы привили имя бреславских хасидов. Это имя никогда не исчезнет, потому что моих последователей всегда будут называть в честь города Бреслов». [ 2 ]
Позже последователи заявили, что название города соответствует учению Ребе. Он призвал евреев устранить барьеры, которые стояли между ними и более близкими отношениями с Богом. Они отметили, что еврейские буквы слова Бреслов (ברסלב) можно переставить так, чтобы получилось лев базар (לב בשר — звуки «ס» и «ש» взаимозаменяемы), «сердце из плоти», что перекликается с пророчеством в Иезекииль (36:26): «Я [Бог] возьму у тебя сердце каменное и дам тебе сердце плотяное». (По этой причине некоторые приверженцы пишут имя хасидута «Бреслев», делая ударение на « лев» (сердце). [ 3 ] Бреслова раввин Шмуэль Моше Крамер из Иерусалима также отметил, что гематрия («числовое значение») еврейских букв Бреслова Современный учитель (ברסלב) равна 294, как и еврейское написание Нахмана бен Файги (נחמן בגאא(Нахман) сын или] Файга), имена Ребе Нахмана и его матери. [ нужна ссылка ]
Религиозный подход
[ редактировать ]
Бресловский подход уделяет большое внимание служению Богу через искренность сердца, с большой радостью и максимально интенсивной жизнью. В учениях Бреслова особое внимание уделяется эмуне (вере) и тшуве (покаянию), а также тому, что от каждого еврея на любом уровне богослужения требуется постоянно стремиться вернуться к Богу, независимо от того, насколько высоко или низко он или она находится на духовном уровне.
Бреславские хасиды рассматривают изучение и исполнение жизни Торы как средство к радостному существованию, и их подход к поклонению очень персонализирован и эмоционален, с большим количеством аплодисментов, пения и танцев. Рабби Нахман сказал: «Это великая мицва [заповедь или доброе дело] – всегда быть счастливым». [ 4 ] В этом же уроке он отмечает, что даже ведущие интеллектуалы в области медицины подтвердят, что депрессия и горечь являются основными причинами большинства психических и физических недугов.
По словам Ребе Нахмана и Ребе Носона, в учениях Бреслова подчеркивается важность привлечения людей к «истинному цадику» как к ключу к исправлению мира, преодолению зла и приближению людей к Богу. [ 5 ] По мнению Бреслова, «истинный цадик» — это сам Ребе Нахман.
Ребе Нахман также уделял большое внимание еврейской молитве . Помимо регулярных ежедневных служб в синагоге , Ребе Нахман советовал своим последователям заниматься хитбодедутом (буквально «самоуединением»). [ 6 ] ежедневно. Ребе Нахман утверждал, что каждый истинный цадик достиг своего высокого духовного уровня почти исключительно благодаря хитбодедуту . [ 7 ] Ребе объяснил, что хитбодедут – это высшая форма богослужения, и что без этой практики практически невозможно быть хорошим евреем. Во время хитбодедута человек изливает свои мысли и заботы Богу на своем родном языке, как будто разговаривает с близким другом. Цель – установить полное единение с Богом и более ясное понимание своих личных мотивов и целей.
Подгруппа секты Бреслова, в просторечии известная как На Нахс , использует мантру На Нах Нахма Нахман Меуман , которая основана на перестановке еврейских букв имени Ребе Нахмана. Эту мантру не использовал сам Ребе Нахман, но ее преподавал в 20 веке раввин Исроэль Бер Одессер . Однако движение НаНах вызывает большие споры среди более широкого бреславского хасидизма, поскольку они уделяют меньше внимания изучению традиционных еврейских текстов, таких как Талмуд , и своим диким танцам на улицах.
Рабби Нахман всегда утверждал, что его высокий духовный уровень был обусловлен его собственными усилиями, а не его знаменитым происхождением или какими-либо другими обстоятельствами его рождения. Он неоднократно настаивал на том, что все евреи могут достичь того же уровня, что и он, и не соглашался с теми, кто считал, что главной причиной величия Ребе является высший уровень его души. [ 8 ]
Кибуц Рош ха-Шана
[ редактировать ]Еще одна специфическая для Бреслова практика — это ежегодный кибуц Рош ха-Шана , большое собрание у могилы раввина Нахмана в Умани, Украина , в еврейский Новый год . Сам рабби Нахман сказал:
Мой Рош ха-Шана превыше всего. Я не могу понять, как это получается, что если мои последователи действительно верят в меня, они не все щепетильны в том, чтобы быть со мной на Рош ха-Шана. Никто не должен пропасть! Рош ха-Шана – это вся моя миссия. [ 9 ]
При его жизни вместе с ним провели праздник сотни последователей; после его смерти его ближайший ученик Натан Бресловский («Реб Носон») организовал ежегодное паломничество к его могиле, начиная с Рош ха-Шана 1811 года, через год после смерти Ребе Нахмана. До Первой мировой войны тысячи хасидов из Украины , Белоруссии , Литвы и Польши присоединялись к праздничному молитвенному собранию. Кибуц Рош ха-Шана действовал тайно и в меньших масштабах при коммунизме , когда публичные молитвенные собрания были запрещены. Паломничество было официально возобновлено после падения коммунизма в 1989 году и продолжается по сей день: каждый Рош ха-Шана со всего мира прибывает более 70 000 мужчин и мальчиков.
Бреславцы также совершают индивидуальное паломничество к могиле своего Ребе и в другое время года. Посещение могилы в любое время считается полезным, потому что Ребе Нахман сказал:
Кто придет на мою могилу и прочитает Десять псалмов «Тиккун ха-Клали» («Общее лекарство») и отдаст хотя бы копейку на благотворительность ради меня, то, какими бы серьезными ни были его грехи, я сделаю все в моей власти – охватывающей всю длину и ширину Творения – очистить и защитить его. Одним его пайотом («бакенбардами») я вытащу его из Гееннома [чистилища]! [ 10 ]
Важные книги
[ редактировать ]Основные хасидские тексты, почитаемые и изучаемые бреславскими хасидами, — это тексты, написанные Ребе Нахманом и Ребом Носоном. Все учения Ребе Нахмана были записаны Ребе Носоном. Кроме того, Реб Носон написал несколько своих собственных произведений.
Отметим, что при этом бреславцы не ограничиваются комментариями раввина Нахмана к Торе, но изучают и многие классические тексты, в том числе Танах, Талмуд, Мидраш и многие другие. Они также могут изучать труды Ребе из других династий. Фактически, рабби Нахман утверждал, что, хотя даже полный простак может стать чистым и праведным евреем, идеальный график обучения чрезвычайно ученого хасида должен включать Танах (еврейскую Библию) с ее комментариями, весь Талмуд с его комментариями, всю Шулхан Арух (свод законов), все мидраши, Зоар и Тиккуней Зоар, учение Аризала и другие каббалистические труды, на протяжении всего один год. [ 11 ] Сегодня многие бресловские хасиды практикуют ежедневное повторение Шулхан Аруха . [ 12 ]
Ребе Нахмана Величайшим произведением является двухтомный «Ликутей Моаран» («Сборник [уроков] нашего учителя и раввина Нахмана»), сборник из 411 уроков, демонстрирующий глубокое знакомство и понимание многих явных и эзотерических концепций, заложенных в Танахе , Талмуде , Мидраш , Зоар и Каббала . Во вступительном разделе некоторых изданий «Ликутей Моаран» книга сравнивается с самим Зоаром, а Ребе Нахман сравнивается с автором Зоара, раввином Шимоном бар Йохаем . Это основано на цитировании многочисленных параллелей между жизнью двух мудрецов, а также на том факте, что имена «Нахман бен Симха» (Симха — имя отца Ребе Нахмана) и «Шимон бен Йохай» имеют одну и ту же гематрию (числовое число) . значение) 501.
По указанию Ребе Ребе Носон собрал все практические учения и советы, содержащиеся в « Ликутей Моаран» , и опубликовал их в:
- Ликутей Эйцот (Сборник советов)
- Кицур Ликутей Мохаран (Сокращенный Ликутей Мохаран)
Среди других работ Ребе Нахмана:
- Сефер ха-Миддот ( «Книга качеств ») — сборник афоризмов о различных чертах характера; также опубликовано на английском языке как Книга Алеф-Бет.
- Сипурей Маасийот (Истории-рассказы) – 13 мистических притч, также опубликованных на английском языке как « Истории раввина Нахмана» , «13 сказок раввина Нахмана» , «Сказки древних времен» .
- Тиккун ха-Клали (Общее средство) – особый порядок из 10 псалмов , который лечит п'гам хабрит кодеш (порок знака святого Завета, т. е. органа деторождения) и все грехи в целом.
После смерти Ребе Ребе Носон записал все разговоры, фрагменты уроков и общения, которые он и другие имели с Ребе. Он опубликовал их в следующих сборниках:
- Шевачей ха-Ран (Похвала рава Нахмана) и Сихот ха-Ран (Беседы рава Нахмана) - опубликованы на английском языке как « Мудрость раввина Нахмана».
- Чайей Мохаран (Жизнь Ребе) - опубликовано на английском языке как «Жизнь раввина Нахмана».
Реб Носон также является автором следующих комментариев и новелл:
- Ликутей Галахот (Собрание законов) – 8-томный хасидский комментарий к Шулхан Аруху , в котором показана взаимосвязь между каждой галахой и уроками Ребе Нахмана в Ликутей Моаран .
- Ликутей Тфиллот (Сборник молитв) – 210 прямых и сердечных молитв, основанных на концепциях Ликутей Моаран .
- Йемей Мохаранат (Дни нашего учителя и раввина Носона) - автобиография
- Алим ЛеТеруфа (Листья исцеления) - собрание писем Реба Носона
- Шмот ха-Цаддиким (Имена цадиков) - список цадиков Танаха, Талмуда, Мидраша, Каббалы и Хасидута, а также геонимов Торы в целом. Рабби Нахман сказал по этому поводу, что произнесение имен праведников в каждом поколении является великой добродетелью. и может изменить природу в пользу того, кто произнес имена праведников.
Ученики Ребе Носона, их ученики и ученики их учеников дополнили бресловскую литературу дополнительными комментариями к учениям Ребе, а также оригинальными произведениями. См., например, § Публикации Нахмана Гольдштейна .
Начиная с 1970-х годов работы Бреслова на английском языке начали появляться раввина Арье Каплана » , в первую очередь «Жемчужины раввина Нахмана . Бресловский научно-исследовательский институт , основанный в Иерусалиме в 1979 году, публикует авторитетные переводы, комментарии и общие работы по бресловским хасидутам на основных языках, на которых говорят современные еврейские общины: английском, иврите, испанском и русском.
Бресловский Сидур , опубликованный в твердом переплете в 2014 году (объемом 828 страниц), является одним из немногих хасидских сиддуримов, доступных в переводе на английский язык (и содержит оригинальный текст). Перевод Авраама Саттона и Хаима Крамера. [ 13 ]
Сегодня
[ редактировать ]
Сегодня общины Бресловера существуют в нескольких местах Израиля, а также в крупных городах мира с большим еврейским населением, включая Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Монреаль и Лейквуд-Тауншип, штат Нью-Джерси. Хотя точных статистических данных нет, по данным Бресловского научно-исследовательского института, число основных приверженцев в Иерусалиме и Бней-Браке составляет несколько тысяч семей, а в Цфате - несколько десятков. [ 14 ]
Первоначальная иерусалимская община была основана эмигрантами из Украины в конце 19 века, к ней присоединились потомки общины Йерушами ишув ха-Яшан ( Старый ишув в Иерусалиме). Он построен вокруг Бресловской ешивы в Меа-Шеариме , основанной раввином Элияху Хаимом Розеном в 1953 году и называемой синагогой. Он связан с Эдой ха-Хареидис и возглавляется раввином Яаковом Меиром Шехтером и раввином Шмуэлем Моше Крамером . [ нужна ссылка ]
Охват и рост
[ редактировать ]-
Раввин Леви Ицхок Бендер
-
Раввин Элиэзер Шломо Шик
-
Раввин Элиэзер Берланд и раввин Офер Эрез
-
Раввин Шалом Аруш , лидер группы сефардских последователей бресловских хасидов в Израиле
Первую крупномасштабную информационно-просветительскую деятельность в Бреслове провел раввин Леви Ицхок Бендер тысячи последователей баал тшува , который привлек в бресловское движение в 1970-х и 1980-х годах.
Одновременно раввин Элиэзер Шломо Шик начал публиковать свои почти 1000 брошюр, в которых излагаются учения Ребе Нахмана из Бреслова, и распространять их среди мировой аудитории. [ 15 ] Шик основал бресловскую общину «Хейхал ха-Кодеш», состоящую в основном из баалей тшува , в галилейском городе Явнеэль , Израиль, в 1985 году. По состоянию на 2015 год в этой общине насчитывалось около 400 семей, что составляло 30 процентов населения города. [ 16 ]
Раввин Элиэзер Берланд , рош-ешива иешивы Боним в мусульманском квартале Старого города Иерусалима Шуву , также приблизил тысячи евреев светского происхождения к ортодоксальному иудаизму и Бреслову. [ 17 ] Один из учеников Берланда, раввин Шалом Аруш , основал в Иерусалиме институты «Хут Шел Чесед» . Аруш возглавляет группу, включающую сефардских последователей бресловских хасидов, которые в основном возникли из движения баал тшува .
Раввин Цви Арье Розенфельд представил бресловский хасидизм в Соединенных Штатах с 1960-х годов. Он также организовал первый английский перевод двух ключевых бресловских текстов: «Шивчей ха-Ран» и «Сихот ха-Ран». Хейхал ха-Кодеш , Бресловская ешива в Вильямсбурге , [ 18 ] была основана здесь раввином Элиэзером Шломо Шиком. В 1979 году, через год после смерти раввина Розенфельда, его зять, раввин Хаим Крамер, основал Бресловский научно-исследовательский институт , чтобы продолжить работу по публикации Бресловского учения на английском языке.
Среди других бресловских раввинов, занимающихся информационно-пропагандистской деятельностью, - Исраэль Исаак Безансон , раввин общины Шир Чадаш в Тель-Авиве, и Шалом Сабаг . Группа «На Нах» , которая следует учению раввина Исроэля Бер Одессера , проводит пропагандистскую работу на улицах с помощью передвижных музыкальных фургонов и танцоров, а также распространяет на тротуарах бресловские тексты. [ 19 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Ребе Нахман из Бреслова
- Натан Бресловский
- Yisroel Ber Odesser
- Элиэзер Берланд
- Шалом Аруш
- Яаков Меир Шехтер
- Леви Ицхок Бендер
- Элиэзер Шломо Шик
- Цви Арье Розенфельд
- Авраам Хазан
- Элияху Хаим Розен
- Нахман Чазан
- Старый Теплице
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Украине
- Список хасидских династий
- Бресловский научно-исследовательский институт
- Хасидская философия
- Элазар Мордехай Кениг
- Ади Ран
- Счастье в иудаизме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См Еврейскую теологическую семинарию в Бреслау . . , например,
- ^ Цадик № 115.
- ^ «Добро пожаловать в Бреслев, Израиль» . breslev.co.il . Проверено 20 апреля 2010 г.
- ^ Ликкутей Мохаран II, 24.
- ^ Ликкутей Мохаран II, 8, 66-67; Ликутей Галахот, Шаббат 5:9-10; там же, Хашкамат ха-Бокер 5:1-3; там же, Толаим 4:4; и многие другие места.
- ^ См. Ликкутей Мохаран I, 52 года; II, 25 и др.
- ^ Сихот ха-Ран № 229.
- ^ Шевачей хаРан № 26.
- ^ Цадик № 403.
- ^ Мудрость раввина Нахмана № 141.
- ^ Сихот ха-Ран № 76.
- ^ «Один день из жизни бреславца»; #11: Шулхан Арух , breslov.org
- ^ Обновления Сидура и Умама ISBN 978-1928822-83-7
- ^ Вопросы и ответы. Архивировано 10 октября 2009 г. в Бресловском научно-исследовательском институте Wayback Machine .
- ^ Персико, Томер (зима 2014 г.). «Хитбодедут для нового века: адаптация практик среди последователей раввина Нахмана из Брацлава». Обзор израильских исследований . 29 (2): 99–117. дои : 10.3167/isr.2014.290207 .
- ^ "Харав Элиэзер Шломо Шик, зт"л, из Явнеэля", Хамодия , Новости Израиля, 12 февраля 2015 г., стр. 9.
- ^ «О ешиве» . shuvubonim.org. 2001 . Проверено 20 апреля 2010 г.
- ^ Святой зал Вильямсбурга , breslevcity.co.il
- ^ Мольнер, Адам (25 мая 2008 г.). «В гостях у На Нахов, самой энергичной и новейшей хасидской секты» . Гаарец . Архивировано из оригинала 8 марта 2010 года . Проверено 22 мая 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Гринбаум, Авраам (1987). Цадик . Иерусалим/Нью-Йорк: Бресловский исследовательский институт . ISBN 0-930213-17-3 .
- Крамер, Хаим (1989). Переход через Узкий мост . Приложение B: Бресловские книги. Иерусалим/Нью-Йорк: Исследовательский институт Бреслова. ISBN 0-930213-40-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

Издательства и библиотеки
[ редактировать ]- Бресловский научно-исследовательский институт
- breslev.org. Архивировано 21 июня 2014 г. в виртуальной библиотеке Wayback Machine с основной бресловской литературой на иврите.
- BreslovBook.com - Большой выбор бесплатных загрузок и некоммерческой продажи книг. Архивировано 28 мая 2013 г. на Wayback Machine.
- Keren Rabbi Yisroel Dov Odesser
- Виртуальная библиотека основной бреславской литературы на иврите и английском языке (тексты на иврите)
Информация, новости, информационно-просветительская деятельность и средства массовой информации
[ редактировать ]- Английский новостной сайт Бреслова
- Веб-сайт Бреслова в Израиле для людей, интересующихся иудаизмом
- Бреслов — иудаизм с сердцем Веб-сайт Бресловского научно-исследовательского института , издателя многих бресловских работ на английском языке.
- Сайт Кирув для евреев, интересующихся бреславским иудаизмом
- Oxford Bibliographies Online Новая аннотированная библиография по литературе и истории Бреслева
- Информационный сайт NaNach.org
- Сайт новостей, музыки и СМИ NaNach.net. Архивировано 11 декабря 2008 г. на Wayback Machine.
- Вопросы и ответы о Бреслове Часто задаваемые вопросы о движении
- Веб-сайт «Ешиват Тикун Хамидот» в Бреслове на английском и иврите, на котором представлены исторические факты, информация, фотографии, видео и лекции.
- Канал Эмуна Бреслов, учения о хитбодедуте, эмуне и битахоне на основе книги Ребе Нахмана «Ликутей Моаран» рава Дрора Моше Кассуто