Jump to content

Боинг 747-400

(Перенаправлено с Боинга 747-400F )

Боинг 747-400
Большой бело-красный четырехмоторный реактивный авиалайнер с соединительным хвостовым килем и выдвинутым шасси.
Боинг 747-400ER компании Qantas , замеченный в аэропорту Мельбурна в 2011 году.
Роль Широкофюзеляжный авиалайнер
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Боинг
Первый полет 29 апреля 1988 г.
Введение 9 февраля 1989 г., авиакомпания Northwest Airlines.
Статус В ограниченном пассажирском сообщении, в грузовом сообщении
Основные пользователи Атлас Эйр
Произведено
  • Пассажирские версии: 1988–2005 гг. [ 1 ]
  • Грузовые версии: 1993–2009 гг.
  • Комби-версии: 1989–2002 гг.
Количество построенных 694 [ 2 ]
Разработано на основе Боинг 747-300
Варианты
Развитый в Боинг 747-8

Boeing 747-400 — большой дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер производства компании Boeing Commercial Airplanes , усовершенствованный вариант первоначального Boeing 747 . О «Advanced Series 300» было объявлено на авиашоу в Фарнборо в сентябре 1984 года , целью которого было снижение затрат на 10% за счет более эффективных двигателей и в 1000 морских миль дополнительной дальности полета [миль] (1900 км; 1200 миль). Northwest Airlines стала первым заказчиком, получившим заказ на 10 самолетов 22 октября 1985 года. Первый Боинг 747-400 был вывезен 26 января 1988 года и совершил свой первый полет 29 апреля 1988 года. Сертификат типа был получен 9 января. , 1989 г., поступил на вооружение NWA 9 февраля 1989 г.

747 Он сохранил планер , включая удлиненную верхнюю палубу 747-300 с крылышками длиной 6 футов (1,8 м) . Для 747-400 предлагается выбор улучшенных ТРДД: Pratt & Whitney PW4000 , General Electric CF6-80C2 или Rolls-Royce RB211-524G /H. для двух членов экипажа Стеклянная кабина исключает необходимость в бортинженере . Обычно он вмещает 416 пассажиров в трехклассной компоновке на дальность полета 7 285 морских миль (13 492 км; 8 383 мили) с максимальной взлетной массой (MTOW) 875 000 фунтов (397 т).

Первый комби -400М был выпущен в июне 1989 года. Самолет -400D Domestic для японского рынка без законцовок крыла поступил в эксплуатацию 22 октября 1991 года. Грузовой вариант -400F без удлиненной верхней палубы впервые был поставлен в мае 1993 года. Версия с увеличенной взлетной массой до 910 000 фунтов (410 т) поступила на вооружение в октябре 2002 года как грузовое судно -400ERF, а в следующем месяце - пассажирская версия -400ER. Несколько самолетов 747-400 были переоборудованы в грузовые или другие модификации для использования в качестве транспортных средств глав государств , испытательного стенда для лазеров YAL-1 , испытательного стенда для двигателей или воздушной пусковой установки «Дух Мохаве» . Dreamlifter компонентов — это переоборудованный негабаритный грузовой автомобиль, предназначенный для перемещения Dreamliner .

За 20 лет с 1989 по 2009 год было доставлено 694 штуки. [ 3 ] это был самый продаваемый вариант Боинга 747. Его ближайшими конкурентами были меньший по размеру трехдвигательный самолет McDonnell Douglas MD-11 и четырехдвигательный самолет Airbus A340 . На смену ему пришел удлиненный и улучшенный Boeing 747-8 , представленный в октябре 2011 года. С конца 2010-х годов авиакомпании начали постепенно вытеснять пассажирские самолеты 747-400 в пользу дальнемагистральных широкофюзеляжных двухдвигательных самолетов, таких как Боинг 777 и Аэробус А350 .

Разработка

[ редактировать ]
Трехвидовая схема Боинга 747-400
Боинг 747-400 сохранил общую конфигурацию Боинга 747 с удлиненной верхней палубой и дополнительными винглетами от 747-300.

После своего появления в 1969 году Боинг 747 имел большой успех среди авиакомпаний и пассажиров. [ 4 ] Будучи первым в мире широкофюзеляжным реактивным лайнером, Боинг 747 произвел революцию в авиаперевозках и укрепил доминирование своего производителя на рынке пассажирских самолетов. [ 5 ] В 1980 году компания Boeing анонсировала 747-300, свой последний вариант 747 с большей пассажировместимостью. Это стало возможным благодаря тому, что удлиненная верхняя палуба (SUD), которая ранее была опцией для 747-200, стала стандартной функцией. [ 6 ] SUD был почти вдвое длиннее верхней палубы оригинального Боинга 747. Помимо увеличения вместимости, Боинг 747-300 не предлагал никакого увеличения дальности полета, а также не включал улучшений в технологии кабины экипажа или конструкционных материалах. [ 7 ] В то же время эксплуатация Боингов 747 становилась все более дорогостоящей из-за ряда факторов, в частности, традиционных систем управления полетом, летного экипажа из трех человек и затрат на топливо. [ 4 ]

стеклянную кабину для двух членов экипажа, новые двигатели и современные материалы В 1982 году компания Boeing представила на своих двухдвигательных самолетах 757 и 767 . [ 7 ] В то же время совокупные продажи моделей 747-100, -200, -300 и 747SP (вместе именуемых 747 «Классика») превысили 700, но количество новых заказов резко замедлилось. [ 8 ] Появление 747-300 мало что сделало, чтобы остановить спад, и само по себе столкнулось с потенциальной конкуренцией со стороны более современных моделей. В результате компания Boeing начала рассматривать возможность более существенной модернизации своего крупнейшего пассажирского самолета. [ 7 ]

К началу 1984 года официальные лица компании определили пять целей разработки последней модернизации 747: новые технологии, улучшенный интерьер, увеличение дальности полета на 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль), более эффективные двигатели и 10-процентное снижение эксплуатационных расходов. . [ 7 ] компания Boeing объявила о разработке новейшей модификации 747, Advanced Series 300 В сентябре 1984 года на авиашоу в Фарнборо . [ 7 ] 22 октября 1985 года этот тип был официально запущен в эксплуатацию, когда Northwest Airlines стала первым заказчиком 747-400 с заказом на 10 самолетов. [ 9 ] Cathay Pacific , KLM , Lufthansa , Singapore Airlines и British Airways также объявили о заказах несколько месяцев спустя, за ними последовали United Airlines , Air France , Malaysia Airlines и Japan Airlines . [ 9 ]

Проектные усилия

[ редактировать ]
Кабина современного реактивного авиалайнера с цифровыми дисплеями и приборами. Свет проникает через лобовое стекло.
Компьютеризированная стеклянная кабина Боинга 747-400ER.

Семь первых клиентов, а именно British Airways, Cathay Pacific, KLM, Lufthansa, Northwest, Qantas и Singapore Airlines, сформировали консультативную группу для консультирования Boeing по процессу проектирования 747-400. [ 10 ] Хотя самолет планировался как модернизация с использованием новых технологий, компания Boeing изначально предложила минимальные изменения в конструкции, чтобы снизить стоимость разработки и сохранить общность с существующими моделями. [ 10 ] Консультативная группа авиакомпании предложила внести более продвинутые изменения, в том числе стеклянную кабину для двух членов экипажа . По инициативе авиакомпаний в новой цифровой конструкции кабины 747-400 использовались технологии дисплея с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ), впервые использованные на 757 и 767. Автопилот также был заменен на автопилот 757 и 767; на 747-400 было добавлено обновление программного обеспечения, позволяющее использовать режим «высотного вмешательства». [ 11 ] : 145 

Добавлено скошенное крылышко.

Размах крыльев 747-400 был увеличен на 17 футов (5,2 м) по сравнению с Classic 747 за счет удлинения законцовок крыла. Для уменьшения аэродинамического сопротивления крылья были оснащены винглетами высотой 6 футов (1,8 метра) . [ 12 ] Несмотря на увеличенную длину, крылья стали на 6000 фунтов (2700 кг) легче благодаря использованию новых алюминиевых сплавов. [ 12 ] Горизонтальное оперение также было переработано, чтобы вместить топливный бак емкостью 3300 галлонов США (12 000 л), что привело к увеличению дальности полета на 350 морских миль (650 км; 400 миль), а ход руля направления был увеличен до 30 градусов. [ 12 ] Шасси было изменено: колеса большего размера и карбоновые тормоза. [ 12 ] Внутренние изменения также включали обновленную кабину с новыми материалами и обновленной фурнитурой. [ 13 ]

Новые двигатели, предлагаемые на 747-400, включали Pratt & Whitney PW4056 , General Electric CF6-80C2B1F и Rolls-Royce RB211-524G/H . [ 12 ] Двигатели обеспечивали более низкий расход топлива и большую тягу, а также полное цифровое управление двигателем ( FADEC ), которое регулировало характеристики двигателя для повышения эффективности по сравнению с классическими 747-ми. [ 12 ] Для обеспечения питания самолета 747-400 на земле также была выбрана новая вспомогательная силовая установка (ВСУ), произведенная Pratt & Whitney Canada , с 40-процентным снижением расхода топлива по сравнению с предыдущими конструкциями ВСУ. [ 12 ]

Производство и тестирование

[ редактировать ]

Окончательная сборка первых 747-400 началась на заводе Boeing в Эверетте , где долгое время производилось 747, в сентябре 1987 года. [ 13 ] Более пятидесяти процентов самолетов было произведено субподрядчиками, при этом основные конструкции, гондолы двигателей и узлы были поставлены компанией Northrop , а шпангоуты фюзеляжа верхней палубы - компанией Daewoo . [ 14 ] Все компоненты были интегрированы в процессе окончательной сборки на заводе в Эверетте. Первый самолет, оснащенный двигателями PW4056, был построен в зимние месяцы в конце 1987 года. [ 13 ] 26 января 1988 года первый Боинг 747-400 выкатился на заводе в Эверетте, а первый Боинг 737-400 выкатился на заводе Boeing в Рентоне в тот же день, что стало первым выпуском двухместного реактивного лайнера в истории производителя. [ 13 ] К моменту запуска программа 747-400 собрала более 100 заказов. [ 13 ]

Вид сверху на заводской комплекс.
Вид с воздуха на Боинг-Филд , одну из площадок, используемых для летных испытаний 747-400.

Боинг 747-400 впервые поднялся в воздух 29 апреля 1988 года под командованием летчика-испытателя Джеймса Леша и второго пилота Кеннета Хиггинса. [ 15 ] Первый полет отстал от графика на шесть недель из-за задержек субподрядчика с поставкой компонентов и дополнительных работ по устранению неполадок в электронных системах самолета. [ 13 ] Первый полет вылетел из Пейн-Филд , на территории завода в Эверетте, и приземлился в Боинг-Филд , к югу от Сиэтла, спустя 2 часа и 26 минут без происшествий. [ 15 ] В программе летных испытаний 747-400 использовались первые четыре построенных самолета, что на один больше минимального количества, необходимого для сертификации трех вариантов двигателей самолета. [ 15 ] По одному испытательному самолету были установлены двигатели CF6-80C2B1F и RB211-524G/H, на двух других - двигатели PW4056, а четвертый самолет служил резервным. [ 15 ] Сертификат Федерального авиационного управления (FAA) был получен 9 января 1989 г. для двигателей Pratt & Whitney PW4000 , 18 мая 1989 г. для двигателей General Electric CF6 -80C2 и 8 июня 1989 г. для двигателей Rolls-Royce RB211 -524G.

В ходе программы летных испытаний компания Boeing столкнулась с проблемами в процессе производства 747-400, в результате чего компания сообщила о задержке поставок первых 20 построенных самолетов на срок до одного месяца. [ 13 ] Основной причиной задержек была беспрецедентная сложность конфигураций интерьера, предлагаемых авиакомпаниям, которые варьировались от туалетов и камбуза до цветовых оттенков предупреждающих надписей в салоне . [ 13 ] В сочетании с новыми, относительно неопытными рабочими, нехваткой опытных технических специалистов, внутренней конфигурацией, требующей дорогостоящей переделки, и нарастающими проблемами с интеграцией электроники в усовершенствованной кабине экипажа, производство Боингов 747-400 отставало от графика. [ 13 ] Компании удалось решить ранние производственные проблемы к середине 1989 года: первые образцы планеров всех трех вариантов двигателей были доставлены с разницей в четыре месяца, а общие задержки не превышали нескольких недель. [ 13 ]

Вход в сервис и операции

[ редактировать ]
Вид сбоку на четырехмоторный реактивный самолет, поднимающийся в небо.
Northwest Airlines приняла Боинг 747-400 в эксплуатацию в феврале 1989 года. Этот самолет является прототипом Боинга 747-400.

Первый Боинг 747-400 ( N661US ) был доставлен стартовому заказчику Northwest Airlines . [ 16 ] Этот самолет стал известен благодаря инциденту на рейсе 85 компании Northwest, вызванному перекосом руля направления. [ 17 ] N661US позже был продан Delta Airlines после слияния с ней Northwest. N661US позже был сохранен в Музее полетов Дельты. Это была двадцатая годовщина первого полета Боинга 747-100. 31 мая 1989 года компания Singapore Airlines выполнила первую международную услугу на самолете Боинг 747-400 по маршруту Сингапур-Лондон. [ 18 ]

В мае 1989 года, за неделю до первой поставки Боингов 747-400 первому европейскому заказчику, авиакомпании KLM, Объединенное авиационное управление (JAA) шокировало Boeing, отказавшись выдать нормативный сертификат на самолет, сославшись на устойчивость пола салона верхней палубы к обрушению. случае внезапной декомпрессии . [ 13 ] Хотя производитель утверждал, что пол салона 747-400 ничем не отличался от уже сертифицированного и находящегося в эксплуатации 747-300, JAA утверждало, что срок службы новой модели будет истекать до 2020 года и далее, и поэтому на нее распространяются новые правила. , более строгий стандарт, который был обновлен с учетом риска, связанного с взрывными устройствами . [ 19 ] За несколько дней до первой поставки KLM переговоры между Boeing, FAA и JAA привели к компромиссу: на Боинг 747-400 будет выдан временный эксплуатационный сертификат при условии, что производитель разработает структурную модернизацию самолета. самолет в течение двух лет. [ 19 ] Сделка, заключенная в последнюю минуту, позволила KLM и Lufthansa получить свои Боинги 747-400 без дальнейших задержек. [ 19 ]

После первых поставок 747-400 компания Boeing начала производство новых вариантов самолета. Первый 747-400 Combi, способный перевозить как пассажиров, так и грузы, был выпущен в июне 1989 года. [ 19 ] Боинг 747-400 Domestic, ближнемагистральный вариант самолета, предназначенный для внутриостровных перевозок в Японии, совершил первый полет 18 марта 1991 года и поступил на вооружение авиакомпании Japan Airlines 22 октября 1991 года. Грузовой вариант - 747-400F. , впервые был поставлен в мае 1993 года компании Cargolux . [ 19 ] К концу 1990-х годов компания Boeing производила четыре версии Боинга 747-400.

Дальнейшие разработки

[ редактировать ]
Вид сбоку на четырехмоторный реактивный самолет, поднимающийся в небо.
Qantas ввела в эксплуатацию Boeing 747-400ER в ноябре 2002 года.
Qantas также раскрасила один из своих самолетов 747-400ER в ливрею Wunala Dreaming.

Грузовой самолет с увеличенной дальностью полета (ERF) поступил в эксплуатацию в октябре 2002 года. В следующем месяце пассажирская версия с увеличенной дальностью полета (ER) поступила в эксплуатацию у Qantas , единственной авиакомпании, когда-либо заказавшей пассажирскую версию 747-400ER. Первоначально Qantas использовала 747-400ER для маршрутов из Мельбурна в Лос-Анджелес и из Далласа в Сидней, что позволило выполнить рейс с полной пассажирской загрузкой и грузом. До появления 747-400ER Qantas выполняла такие рейсы, блокируя зону «E» салона и ограничивая количество пассажиров и груза. 747-400ER отличался фирменным интерьером Boeing , который позже стал доступен на 747-400 (либо в виде модернизации существующих 747-400, либо в виде заводской установки на новых рамах).

В 747-400ER также были внесены некоторые усовершенствования в кабину экипажа, в том числе жидкокристаллические дисплеи (ЖК-дисплеи), которые заменили шесть дисплеев с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ), установленных на Боинге 747-400. Позже ЖК-дисплеи стали стандартными и для 747-400, и их можно было установить на более ранние самолеты. Три резервных полетных дисплея, установленные на 747-400, также были заменены одним комбинированным ЖК-дисплеем, интегрированным резервным полетным дисплеем (ISFD), который также стал стандартным для 747-400 в конце 2003 года. [ 20 ]

В 2000-х годах в рамках усилий по содействию разработке экологически чистых и альтернативных видов топлива, а также снижению выбросов несколько операторов самолетов 747-400 изучали использование масла, полученного из растения ятрофы . Air New Zealand выполнила первый коммерческий рейс с использованием масла ятрофы в качестве топлива; В одном из двигателей самолета 747-400 авиакомпании работала смесь, состоящая из 50% масла ятрофы и 50% реактивного топлива, в течение двух часов во время полета, пока инженеры собирали данные. Continental Airlines испытала масло ятрофы на одном из своих авиалайнеров 7 января 2009 года. Ятрофу легко выращивать, она требует мало удобрений и воды, и из нее получаются богатые маслом растения. [ 21 ]

Производство пассажирской версии 747-400 официально прекратилось 15 марта 2007 года. [ 1 ] Последние четыре заказанных самолета -400 были отменены компанией Philippine Airlines (которая перешла на 777-300ER ). Последним заказчиком Боинг-400 была компания China Airlines в ноябре 2002 года, а последний пассажирский Боинг 747-400 был построен в 2005 году и доставлен в апреле того же года. [ 1 ] Это был 1358-й Боинг 747 (MSN33737/B-18215). [ 22 ] Последним Боингом 747-400 был -400ERF, доставленный 22 декабря 2009 года компании Kalitta Air. [ 3 ]

Выход на пенсию и экономическая ценность

[ редактировать ]

Стоимость аренды, перепродажи и утилизации Боинга 747-400 резко упала, поскольку его эксплуатация относительно дорога. Поскольку большинству самолетов Боингов 747-400 уже более 20 лет, авиакомпании начинают их заменять. Авиакомпании, использующие Боинг 747-400, снимают эту модель с производства, заменяя ее более экономичными самолетами. Основной привлекательностью 747-400, как и его предшественников, была его дальность полета, а не вместимость, и в большинстве случаев он был заменен широкофюзеляжными двухмоторными самолетами аналогичной дальности полета, такими как Boeing 777 и Boeing 787 Dreamliner . Смена акцента с узловых операций на прямые рейсы также снизила потребность в гигантских реактивных самолетах. [ 23 ] Такие авиакомпании, как British Airways и Qantas, которые планируют сохранить прежнюю пропускную способность на маршрутах, которые в настоящее время обслуживаются самолетами 747-400, заказали Airbus A380, а не обновленный 747-8 . [ нужна ссылка ]

Например, компания Delta Air Lines сократила количество выполняемых ею рейсов из США в международный аэропорт Нарита , предназначенных для перевозки пассажиров в другие пункты назначения в Азии, перейдя на двухмоторные широкофюзеляжные самолеты, выполняющие рейсы из расширенного хаба в международном аэропорту Сиэтл-Такома. Аэропорт . [ 24 ] Общая мощность была сокращена, но коэффициент загрузки улучшился. В апреле 2015 года компания Delta объявила, что ускорит вывод из эксплуатации своих самолетов 747-400 и заменит их самолетами Airbus A330 или Airbus A350 (оба являются двухдвигательными). Delta не смогла бы обеспечить заполнение 747-х без существенного снижения цен на билеты; Скидки и повышенное техническое обслуживание четырехмоторного самолета привели к снижению прибыли. [ нужна ссылка ]

Поскольку стоимость замены 747-400 высока (авиакомпания должна приобрести или взять в аренду еще один широкофюзеляжный самолет), некоторые эксплуатанты предпочитают эксплуатировать 747-400 до истечения установленного срока его службы, а затем списать его. Текущая стоимость перепродажи запчастей для этого самолета снижена до его двигателей. Когда 26-летний Боинг 747-400, принадлежавший компании Delta, попал в сильный ливень с градом, компания заявила, что, скорее всего, самолет будет списан. Джордж Димитрофф, руководитель отдела оценки FlightGlobal, оценил стоимость самолета до инцидента примерно в 8 миллионов долларов. Он отметил, что это не то же самое, что его страховая стоимость. [ 25 ] [ 26 ] Как обсуждалось в разделе о переоборудованных грузовых самолетах 747-400, жизнеспособной экономической модели преобразования снятых с эксплуатации пассажирских самолетов 747-400 в специализированные грузовые самолеты больше не существует, поэтому большая часть снятых с эксплуатации пассажирских самолетов, скорее всего, будет списана. [ нужна ссылка ]

Несколько авиакомпаний сняли свои Боинги 747-400 с транстихоокеанского рынка. В число остальных операторов в 2014 году входили EVA Air, Qantas, Virgin Atlantic , British Airways и United Airlines. [ нужна ссылка ] Развертывание их «Юнайтед» также отразило изменение акцента с азиатских узлов на внутренние. [ 27 ] 11 января 2017 года United объявила, что начнет поэтапный вывод из эксплуатации самолетов 747-400, и свой последний рейс 747 совершила 7 ноября того же года. [ 28 ] [ 29 ] Delta Airlines была последней американской авиакомпанией, которая эксплуатировала Boeing 747, выведя из эксплуатации последний парк самолетов 747-400, унаследованный от Northwest Airlines, в декабре 2017 года. [ 30 ]

Влияние пандемии COVID-19

[ редактировать ]

До появления COVID-19 компания British Airways , крупнейший на тот момент оператор пассажирских самолетов 747-400, объявила, что в феврале 2024 года они свернут свой парк самолетов 747-400, заменив его Airbus A350-1000. Lufthansa должна была вывести из эксплуатации свой парк самолетов 747-400 в 2025 году, поскольку их должны были заменить Boeing 777x и Boeing 747-8i. KLM планировала вывести из эксплуатации свой парк самолетов 747-400 Combi и пассажирских самолетов в 2020 году, поскольку их заменяют Boeing 777-300ER, Boeing 787-10 и Airbus A350-900. Однако KLM объявила, что планирует вывести из эксплуатации свой последний Boeing 747-400 к 1 января 2021 года, а не к 2020 году из-за задержек поставок новых широкофюзеляжных двухместных самолетов. [ нужна ссылка ]

Глобальная пандемия COVID-19 ускорила вывод из эксплуатации многих оставшихся пассажирских самолетов Boeing 747-400 из-за резкого сокращения пассажиропотока. [ 31 ] Например, компания KLM вывела из эксплуатации свой парк самолетов Boeing 747-400 Combi и пассажирских самолетов в марте 2020 года. Qantas объявила о выводе из эксплуатации своего парка самолетов 747-400 и 747-400ER к концу 2020 года, и его место займет Boeing 787-9 Dreamliner. China Airlines также объявила, что к концу 2020 года они снимут с эксплуатации оставшиеся четыре пассажирских самолета Boeing 747-400 из-за пандемии COVID-19 (которые были поставлены в период с 2004 по 2005 год и выполняли рейсы по Азии) на Airbus A350-900. и Boeing 777-300ER, обслуживающий все высокообъемные маршруты и все международные азиатские маршруты. Однако China Airlines списала свой последний пассажирский Боинг 747-400 только в феврале 2021 года. British Airways списала с эксплуатации оставшийся 31 Боинг 747-400 на 4 года раньше первоначального крайнего срока в феврале 2024 года. [ 32 ] Virgin Atlantic также списала свой оставшийся прогулочный флот 747-400 в мае 2020 года, сославшись на пандемию COVID-19 - парк должен был выйти из эксплуатации в 2021 году. [ 33 ] По состоянию на сентябрь 2021 года в эксплуатации находилось всего 42 пассажирских самолета Боинг 747-400 (10 активно летающих, 32 на хранении) у 10 перевозчиков по всему миру. Lufthansa и Air China планировали возобновить полеты некоторых из своих самолетов к октябрю 2021 года. [ нужна ссылка ]

29 апреля 2022 года Air India списала оставшиеся в своем парке самолеты 747-400 после того, как Главное управление гражданской авиации отменило их регистрацию. [ нужна ссылка ] В марте 2024 года Asiana Airlines объявила о прекращении использования своего единственного оставшегося самолета 747-400, в результате чего Air China останется последним регулярным пассажирским оператором в Азии. [ 34 ]

Крыло аналогично предыдущим вариантам, удлиненное и с законцовками.
задней кромки с тремя прорезями Закрылки

Планер 747-400 имеет удлиненные и более легкие крылья, чем у предыдущих 747, с винглетами. Винглеты приводят к увеличению дальнего крейсерского полета на 3 процента, улучшению взлетных характеристик и увеличению крейсерской высоты. [ 12 ] Увеличенный размах крыла также получил дополнительную секцию закрылка на передней кромке . [ 12 ] Без мебели базовый фюзеляж 747-400 легче, чем предыдущие модели, но без мебели он тяжелее и прочнее, чем предыдущие модели. [ 35 ] Шасси имеет ту же конфигурацию, что и предыдущие 747, но с карбоновыми тормозами, заменяющими предыдущие стальные, а общая экономия веса составила 1800 фунтов (820 кг). [ 35 ]

Стеклянная кабина 747-400 оснащена ЭЛТ-дисплеями, на которых отображаются летные приборы, а также индикация двигателя и диагностика системы оповещения экипажа (EICAS). [ 10 ] Пост бортинженера на предыдущих 747-х больше не устанавливается, а новые дисплеи и упрощенная компоновка приводят к сокращению количества переключателей, фонарей и приборов на две трети по сравнению с Classic 747. [ 10 ] Другие новые системы включают усовершенствованный компьютер управления полетом Honeywell (FMC), который помогает пилотам рассчитывать оптимальные высоты и маршруты, а также центральный компьютер технического обслуживания (CMC) Rockwell-Collins, который автоматизирует задачи по устранению неполадок. [ 10 ]

Обновленный интерьер 747-400 включает новые боковые стенки кабины, термостойкое фенольное стекло и панели из углеродного композита, а также увеличенные отсеки для хранения вещей. [ 13 ] Усовершенствованная система развлечений в полете, названная Advanced Cabin Entertainment/Service System (ACESS), дебютировала на 747-400 и включает в себя 18-канальную аудиосистему, зоны внутренней связи для четырех пассажиров, межкабинные телефоны и освещение для пассажиров. в центральную систему. [ 36 ] Над кормовой каютой установлено восьмиместное место для отдыха экипажа, а вторая зона отдыха для экипажа расположена на верхней палубе за кабиной и предназначена для использования летным экипажем. [ 36 ]

Последние несколько поставленных самолетов 747-400 оснащены интерьером Boeing Signature, заимствованным у Boeing 777. [ 37 ]

Варианты

[ редактировать ]
Бывший Боинг 747-400 компании KLM (2006 г.).

Первоначальный вариант модернизированного 747, 747-400, дебютировал с увеличенным размахом крыльев, законцовками крыла , модернизированными двигателями и стеклянной кабиной , которая устранила необходимость в бортинженере. Этот тип также отличался удлиненной верхней палубой (SUD), представленной в 747-300. Пассажирские модели составили большую часть проданных самолетов 747-400, всего было построено 442 экземпляра.

В 1989 году самолет Qantas 747-400 VH-OJA совершил беспосадочный перелет из лондонского аэропорта Хитроу в Сидней на расстояние 18 001 км (11 185 миль) за 20 часов и 9 минут, установив мировой рекорд дальности полета для коммерческих самолетов. [ 38 ] [ 39 ] По состоянию на 2014 год , это самый быстрый рейс тяжеловеса между Лондоном и Сиднеем. [ 40 ] Это был доставочный рейс без коммерческих пассажиров и грузов на борту. Во время испытаний первый построенный Боинг 747-400 также установил мировой рекорд по взлету самого тяжелого авиалайнера 27 июня 1988 года в полете, имитирующем сваливание тяжелого веса. [ 15 ] Самолет имел взлетную массу 892 450 фунтов (404 810 кг) и, чтобы соответствовать правилам Международной авиационной федерации , поднялся на высоту 6 562 фута (2 000 м). [ 15 ] 9 февраля 2020 года Боинг 747-400 компании British Airways побил рекорд скорости дозвукового авиалайнера Нью-Йорк-Лондон за 4 часа 56 минут, чему способствовал мощный реактивный самолет Jetstream, связанный со Storm Ciara . [ 41 ]

Боинг 747-400F компании Turkish Cargo

747-400F (Freighter) — грузовая версия 747-400. Несмотря на использование обновленных систем и конструкции крыла пассажирских версий, он имеет оригинальную короткую верхнюю палубу, присущую классическим Боингам 747, для снижения веса. Боинг 747-400F имеет максимальную взлетную массу 875 000 фунтов (397 000 кг) и максимальную полезную нагрузку 274 100 фунтов (124 000 кг). -400Ф легко отличить от пассажирского -400 по более короткому горку верхней палубы и отсутствию окон вдоль главной палубы. [ нужна ссылка ]

Первый полет модели состоялся 4 мая 1993 года, и она поступила в эксплуатацию в Cargolux 17 ноября 1993 года. Другими крупными клиентами были Atlas Air , China Airlines , Korean Air , Nippon Cargo Airlines и Singapore Airlines . [ нужна ссылка ]

Боинг 747-400F имеет носовую дверь главной палубы и механизированную систему погрузки-разгрузки. Носовая дверь поднимается вверх, что позволяет загружать поддоны или контейнеры длиной до 40 футов (12 м) прямо на ролики с приводом от двигателя. Дополнительная грузовая дверь на главной палубе (как у 747-400M Combi) позволяет загружать более высокие грузовые модули. Боковая дверь нижней палубы («брюшная») позволяет загружать устройства единичной загрузки (УЛД) высотой до 163 см. По состоянию на ноябрь 2009 г. компания Boeing поставила 126 самолетов Boeing 747-400F, невыполненных заказов не было. . [ 2 ] Последний -400F был доставлен Nippon Cargo Airlines 2 августа 2008 года. [ нужна ссылка ]

Air China 747-400М «Комби» 2011 г. с кормовой грузовой дверью

Боинг 747-400M (пассажирский/грузовой вариант или вариант «Комби», первоначально обозначенный как 747-400BC) впервые поднялся в воздух 30 июня 1989 года и поступил на вооружение KLM 12 сентября 1989 года. Основан на успешных версиях Combi классических самолетов 747. Боинг 747-400М имеет большую грузовую дверь, установленную в задней части фюзеляжа для погрузки груза в кормовой грузовой отсек главной палубы. Запирающаяся перегородка отделяет грузовой отсек от носовой пассажирской кабины, а самолет -400М также имеет дополнительную противопожарную защиту, усиленный пол главной палубы, роликовую конвейерную систему и оборудование для переоборудования пассажиров в груз. [ 42 ] Последний Боинг 747-400М был доставлен KLM 10 апреля 2002 года. [ 43 ] Boeing продал 61 самолет 747-400M, который был аналогичен более ранним версиям 747 Combi (78 747-200M, 21 747-300M).

KLM была последним коммерческим эксплуатантом Боингов 747-400М. Первоначально KLM планировала вывести из эксплуатации свои 747-400M к 1 января 2021 года, однако вместо этого Boeing 747-400M был выведен из эксплуатации к 27 марта 2020 года, поскольку в начале марта 2020 года Air France-KLM объявила о выводе из эксплуатации всех оставшихся пассажирских самолетов Boeing 747-400. KLM (включая все самолеты KLM Boeing 747-400M) немедленно из-за снижения спроса на авиаперевозки, вызванного пандемией COVID-19 , хотя из-за глобальной нехватки грузовых авиаперевозок три самолета KLM 747-400M были временно возобновлены всего через неделю. для выполнения грузовых рейсов в Азию. [ нужна ссылка ] По состоянию на 2024 год Air Atlanta Zealandic эксплуатирует один Боинг 747-400М. исландская грузовая и чартерная пассажирская авиакомпания [ нужна ссылка ]

в ливрее Боинг 747-400D (внутренние рейсы) All Nippon Airways без винглетов . покемонов

Боинг 747-400D (Внутренний) — это модель с высокой плотностью сидения, разработанная для ближнемагистральных и крупномасштабных внутренних японских рейсов и выполняющая ту же роль, что и предыдущая отечественная модель Boeing 747SR . Эта модель способна вместить максимум 568 пассажиров в двухклассной конфигурации или 660 пассажиров в одноклассной конфигурации. [ 44 ]

У -400D отсутствуют удлинители законцовок крыла и винглеты, которые есть в других вариантах. Винглеты дадут минимальные преимущества на маршрутах ближнего следования, одновременно увеличивая вес и стоимость. При необходимости -400D может быть преобразован в версию дальнего действия. Боинг 747-400D можно отличить от внешне похожего Боинга 747-300 по дополнительным окнам на верхней палубе. Это позволяет разместить дополнительные места в задней части верхней палубы, где на более длинных рейсах обычно располагается камбуз. Всего было построено 19 самолетов этого типа, последний экземпляр был доставлен All Nippon Airways 11 февраля 1996 года. [ 43 ] Этот вариант был снят с производства, когда 31 марта 2014 года компания ANA сняла с производства свой последний самолет 747-400D. [ 45 ]

Боинг 747-400ER (расширенная дальность полета) находится в эксплуатации у стартового заказчика Qantas.

Боинг 747-400ER (Extended Range) был запущен 28 ноября 2000 года после заказа Qantas на шесть самолетов. [ 43 ] Модель обычно называли «910k», что означало ее максимальный вес, достигнутый за счет структурных модификаций и модифицированного шасси. 747-400ER включал в себя возможность установки одного или двух дополнительных кузовных топливных баков емкостью 3240 галлонов США (12 300 л) в переднем грузовом отсеке, но Qantas заказала только конфигурацию с одинарным баком, и ни один самолет не поставлялся с двумя корпусными топливными баками. В баках, изготовленных компанией Marshall Aerospace , использовалась технология сотового соединения металла с металлом для достижения высокого соотношения объема топлива к сухому весу. Баки имели двойные стенки и интегрированную систему вентиляции, а контроль топлива обеспечивался с помощью модифицированной карты управления топливной системой (FSMC), которая оптимизировала подачу топлива в центральный бак крыла (CWT) в полете, а также подачу топлива из бака горизонтального стабилизатора. (ХСТ). Резервуар снимался с помощью инструментов, сопряженных с системой погрузки груза. Подобная технология использовалась Marshall при разработке корпусных топливных баков для Boeing 777-200LR. и Боинг P-8A Посейдон . Другие изменения в 747-400ER включали перемещение компонентов кислородной системы, а также баков и насосов системы питьевой воды , поскольку топливные баки в кузове препятствуют доступу к стандартным местам. [ 46 ] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]

Первый 747-400ER использовался в качестве испытательного летного самолета и был окрашен в цвета Boeing с регистрационным номером N747ER. Qantas получила первую партию самолета 747-400ER с регистрацией VH-OEF 31 октября 2002 года, хотя это был второй построенный самолет. Летно-испытательный самолет позже был отремонтирован, перекрашен в стандартную окраску QANTAS и зарегистрирован как VH-OEE. Qantas была единственным заказчиком пассажирской версии 747-400ER, выбранной авиакомпанией для обеспечения полной загрузки между Мельбурном и Лос-Анджелесом, особенно в западном направлении. 747-400ER мог летать на 500 миль (800 км) дальше или нести на 15 000 фунтов (6 800 кг) больше полезной нагрузки, чем -400. [ 46 ] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]

В мае 2018 года Qantas объявила, что к 2020 году выведет из эксплуатации весь свой парк самолетов 747, включая все самолеты 747-400ER. [ 47 ]

Грузовой грузовой самолет увеличенной дальности полета Boeing 747-400ERF

747-400ERF (Extended Range Freighter) — грузовая версия самолета -400ER, спущенная на воду 30 апреля 2001 года. [ 43 ] 747-400ERF аналогичен 747-400F, за исключением увеличенной полной массы, что позволяет ему перевозить больше полезной нагрузки. В отличие от 747-400ER, ни один клиент не заказал дополнительные топливные баки в кузове (грузовом отсеке), что отражает желание перевозить больше груза, а не топлива, в связи с улучшенной грузоподъемностью. Боинг 747-400ERF имеет максимальную взлетную массу 910 000 фунтов (412 769 кг) и максимальную полезную нагрузку 248 600 фунтов (112 760 кг). Он предлагает грузовым авиакомпаниям выбор: либо добавить на 22 000 фунтов (10 000 кг) больше полезной нагрузки, чем у других вариантов грузовых самолетов 747-400, либо добавить 525 морских миль (972 км; 604 мили) к максимальной дальности полета. [ 48 ]

-400ERF имеет дальность полета 5700 миль (9200 км) с максимальной полезной нагрузкой, что примерно на 326 миль (525 км) дальше, чем у стандартного грузового самолета 747-400, и имеет усиленный фюзеляж, шасси и части крыла, а также новые шины большего размера. Первый самолет -400ERF был доставлен Air France (через ILFC ) 17 октября 2002 года. Компания Boeing поставила 40 самолетов Boeing 747-400ERF без каких-либо невыполненных заказов. [ 2 ] Новый 747-8 Freighter имеет большую грузоподъемность, но меньшую дальность полета, чем 747-400ERF, когда оба имеют максимальную взлетную массу . [ 49 ]

Преобразование грузовых судов

[ редактировать ]
Боинг 747-400BCF авиакомпании National Airlines. Этот самолет разбился в Афганистане в 2013 году, выполняя рейс 102 National Airlines .

747-400BCF (Boeing Converted Freighter), ранее известный как 747-400SF (Special Freighter), представляет собой программу конверсии стандартных пассажирских самолетов 747-400. Проект был запущен в 2004 году с переоборудования утвержденными подрядчиками, такими как HAECO , KAL Aerospace и SIA Engineering Company . Первый Boeing 747-400BCF был передан Cathay Pacific Cargo и введен в эксплуатацию 20 декабря 2005 года. [ 50 ] Cathay списала 747-400BCF в 2017 году после 11 лет службы.

747-400BDSF (BeDek Special Freighter) — еще одно переоборудование пассажирского самолета в грузовое, осуществленное компанией Israel Aerospace Industries (IAI). Первый Боинг 747-400BDSF был передан Air China Cargo в августе 2006 года. [ 51 ] Несколько «комби» самолетов Boeing 747-400M, эксплуатируемых EVA Air, также были переоборудованы IAI в чисто грузовые самолеты. [ 52 ]

Ни у 747-400BCF, ни у 747-400BDSF нет носовой грузовой двери; Груз можно загружать только через боковую грузовую дверь.

Спрос на переоборудованные грузовые самолеты 747-400 снизился в начале 2010-х годов из-за наличия грузовой емкости на более эффективных пассажирских широкофюзеляжных двухдвигательных самолетах, а также новых заказов на грузовые самолеты Boeing 747-8F и 777F. До закрытия программ было переоборудовано около 79 самолетов 747-400; 50 из этих самолетов были переоборудованы по программе BCF, а остальные 29 - по программе BDSF. Boeing объявил о завершении программы BCF для 747-400 в 2016 году, хотя переоборудование прекратилось несколькими годами ранее, а заказов после 2012 года не было. [ 53 ]

747 Большой грузовой корабль

[ редактировать ]
Вид сбоку на четырехмоторный реактивный самолет, поднимающийся в небо.
Боинг Дримлифтер

В октябре 2003 года компания Boeing объявила, что из-за большого количества времени, затрачиваемого на морские перевозки будет воздушный транспорт , основным методом транспортировки деталей для Boeing 787 Dreamliner . Подержанные пассажирские самолеты 747-400 были преобразованы в негабаритную конфигурацию «большого грузового грузового самолета» (LCF) для перевозки узлов в Эверетт, штат Вашингтон, для окончательной сборки. [ 54 ] LCF имеет выпуклый фюзеляж, похожий на фюзеляж грузовых самолетов Aero Spacelines Super Guppy или Airbus Beluga .

Конверсия, разработанная инженерами Boeing из Пьюджет-Саунд , Москва и Канога-Парк, Калифорния. и Gamesa Aeronáutica в Испании, [ 55 ] была осуществлена ​​на Тайване дочерней компанией Evergreen Group . [ 56 ] Boeing приобрел четыре подержанных самолета и все их переоборудовал; [ 57 ] четвертый и последний LCF совершил свой первый полет в январе 2010 года.

Время доставки на самолете 747 LCF составляет всего один день по сравнению с 30 днями при доставке на корабле. [ 57 ] LCF может вместить в три раза больше грузового самолета 747-400F и имел самый большой грузовой отсек среди всех самолетов, пока его не превзошел Airbus BelugaXL . [ 55 ] [ 58 ] LCF не является серийной моделью Boeing и не предлагался для продажи каким-либо клиентам. LCF предназначены исключительно для использования компанией Boeing.

Правительственный, военный и другие варианты

[ редактировать ]

Операторы

[ редактировать ]

Текущие операторы

[ редактировать ]

По состоянию на март 2024 г. Всего в мире эксплуатировалось 19 пассажирских и 213 грузовых версий Боинга 747-400. [ 66 ] [ нужен лучший источник ] Пассажирскими операторами являются Lufthansa (8), авиакомпания «Россия» (5), Air China (3), Saudia (2) и Mahan Air (1). [ 66 ] По состоянию на август 2018 года крупнейшими операторами грузовых вариантов были Atlas Air (35), Kalitta Air (24) и Cargolux (16). [ 67 ] [ не удалось пройти проверку ] [ нужно обновить ]

Поставки

[ редактировать ]
Тип Общий 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989
747-400 442 2 3 6 5 19 9 34 43 30 18 16 32 42 47 48 54 34
747-400Д 19 2 1 6 8 2
747-400ЭР 6 3 3
747-400ЭРФ 40 6 6 8 6 2 5 4 3
747-400Ф 126 2 8 8 8 9 7 6 15 12 15 10 8 4 3 5 4 2
747-400М 61 1 1 3 2 5 5 2 3 6 6 12 8 7
Общий 694 8 14 16 14 13 15 19 27 31 25 47 53 39 26 25 40 56 61 62 62 41

Инциденты и несчастные случаи

[ редактировать ]

Первая потеря корпуса Боинга 747-400 произошла 4 ноября 1993 года, когда рейс 605 авиакомпании China Airlines , выполнявший рейс из Тайбэя в гонконгский аэропорт Кай Так , приземлился на высоте более 2100 футов (640 м) за смещенным порогом взлетно-посадочной полосы в течение 20-ти лет. узловой (порывы до 38 узлов) боковой ветер. В сочетании с отключением автоматических тормозов и убранными скоростными тормозами ручного торможения и реверса тяги было недостаточно, чтобы предотвратить скольжение самолета в гавань Виктория . Никто серьезно не пострадал, но самолет списали. [ 68 ] Вторая потеря корпуса этого типа произошла 31 октября 2000 года, когда рейс 006 Singapore Airlines , Боинг 747-400, летевший из Сингапура в Лос-Анджелес через Тайбэй , врезался в строительную технику при попытке взлететь с закрытой взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Чан Кайши. Аэропорт во время тайфуна Ксансане . Самолет загорелся и был уничтожен, в результате чего погибли 79 пассажиров и четыре члена экипажа. [ 69 ] Причина была связана с тем, что летный экипаж вылетел не на ту взлетно-посадочную полосу. [ 69 ]

На самолете 747-400F зарегистрировано пять аварий с потерей корпуса. 3 сентября 2010 года рейс 6 авиакомпании UPS Airlines, следовавший из международного аэропорта Дубая в аэропорт Кельн-Бонн, разбился примерно через 25 минут после взлета. Экипаж Boeing 747-400F объявил чрезвычайную ситуацию из-за пожара в полете и попытался вернуться в Дубай. Однако в результате пожара были повреждены органы управления полетом и подача кислорода, в результате чего первый офицер потерял контроль над самолетом, а капитан потерял сознание. Во время второй попытки приземления самолет на высокой скорости врезался в землю, в результате чего погибли оба члена экипажа. Последующее расследование установило, что причиной возгорания стали литий-ионные батареи в грузовом отсеке. [ 70 ] [ 71 ] 28 июля 2011 года рейс 991 авиакомпании Asiana Airlines , Боинг 747-400F, летевший из аэропорта Инчхон в аэропорт Шанхая Пудун , упал в Тихий океан у острова Чеджу, Южная Корея , после того, как, как сообщается, у него возникли механические проблемы из-за возможного возгорания на борту. . Два члена экипажа на борту погибли. [ 72 ] Боинг 747-400BCF, выполнявший рейс 102 компании National Airlines , разбился 29 апреля 2013 года (25-я годовщина первого полета этого типа) на авиабазе Баграм в Афганистане, в результате чего погибли 7 членов экипажа. Крушение было объяснено смещением груза военной техники в заднюю часть трюма во время взлета. [ 73 ] 16 января 2017 года рейс 6491 авиакомпании Turkish Airlines , самолет 747-400F авиакомпании ACT Airlines , не смог достичь взлетно-посадочной полосы при посадке в густом тумане в международном аэропорту «Манас» в Бишкеке , Кыргызстан , врезался в жилой район и загорелся. Погибли 39 человек, включая всех четырех членов экипажа, и 35 человек на земле. [ 74 ] 7 ноября 2018 года грузовой рейс Sky Lease 4854 , Боинг 747-400F, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в международном аэропорту Галифакс-Стэнфилд в Новой Шотландии , Канада , и разбился на две части, в результате чего 3 из 4 человек на борту получили ранения, без смертельных исходов. [ 75 ]

Другие инциденты с участием Боинга 747-400 не привели к непоправимым повреждениям самолета. 15 декабря 1989 года рейс 867 авиакомпании KLM , Боинг 747-400M, следовавший в токийский международный аэропорт Нарита из амстердамского международного аэропорта Схипхол через международный аэропорт Анкориджа , пролетел сквозь густое облако вулканического пепла, причинив серьезный ущерб авиалайнеру. самолета и замена всех четырех двигателей. [ 76 ] 23 июля 1999 года мужчина убил пилота рейса 61 All Nippon Airways , самолета 747-400D, направлявшегося в новый аэропорт Титосэ недалеко от Саппоро , Хоккайдо, из международного аэропорта Токио (Ханэда), во время попытки угона самолета, и был задержан другим экипажем. члены; самолет благополучно приземлился. [ 77 ] 23 сентября 1999 года рейс 1 Qantas , летевший из Сиднея в Лондон через Бангкок , вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы после приземления на высоте более 1000 метров (3300 футов) от порога во время шторма с проливным дождем, что привело к повреждению самолета и легким травмам пассажиров. . [ 78 ] 31 января 2001 года пилот рейса 907 Japan Airlines , самолета 747-400D, направлявшегося в международный аэропорт Наха из аэропорта Токио Ханэда , совершил экстренное пикирование, чтобы избежать столкновения с самолетом Japan Airlines DC-10-40 из-за противоречивых инструкций от управление воздушным движением; несколько человек на 747-400 получили травмы во время маневров уклонения, а самолет получил некоторые внутренние повреждения. [ 79 ]

9 октября 2002 года рейс 85 авиакомпании Northwest Airlines , самолет Боинг 747-400, зарегистрированный как N661US, следовавший из аэропорта Детройт Метрополитен округа Уэйн в международный аэропорт Нарита , совершил вынужденную посадку в международном аэропорту Анкориджа после внезапного перекоса нижнего руля направления. [ 17 ] 25 июля 2008 года рейс 30 компании Qantas , следовавший в аэропорт Мельбурна из международного аэропорта Гонконга , совершил вынужденную посадку в международном аэропорту имени Ниноя Акино с зияющей дырой в нижней части носовой части фюзеляжа; никто не пострадал, и власти установили, что наиболее вероятной причиной был взорвавшийся баллон для аварийной подачи кислорода. [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ]

Однако некоторые инциденты привели к непоправимому ущербу, и эти планеры были списаны. 4 сентября 2009 года у рейса 829 авиакомпании Air India случился пожар в двигателе в Мумбаи , самолета 747-437 (зарегистрированный VT-ESM), незадолго до взлета . Никто из 213 пассажиров и 16 членов экипажа не пострадал и не погиб, но из-за серьезного ущерба от пожара самолет был списан и отправлен на слом в мае 2011 года. [ 83 ] 17 июня 2015 года рейс 159 авиакомпании Delta Air Lines , Боинг 747-451 (зарегистрированный N664US), выполнявший рейс Детройт Сеул-Инчхон , получил существенные повреждения салона, носового обтекателя, двигателей и предкрылков после перелета через серьезную аварию. град над Китаем. 26-летний Боинг 747 был переправлен из Сеула в Марану, штат Аризона, на хранение. В 2021 году двигатель грузового самолета Boeing 747 загорелся , и несколько частей оторвались, в результате чего два человека получили ранения на земле. Самолет благополучно приземлился и был возвращен в строй. [ 84 ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
N661US, первый построенный Боинг 747-400, хранится на выставке «747 Experience» в Музее полетов Дельты .

После постепенного вывода из пассажирских перевозок старых экземпляров этого типа с начала 2010-х годов относительно большое количество самолетов Boeing 747-400 было введено в консервацию после вывода из эксплуатации.

  • Бывший самолет Qantas 747-400, ранее зарегистрированный VH-OJA и названный City of Canberra , первый самолет 747-400, поставленный авиакомпании, выставлен в музее Общества восстановления исторической авиации в региональном аэропорту Иллаварры к югу от Вуллонгонга , Новый Южный Уэльс, Австралия. . Это первый сохранившийся Боинг 747-400, а также рекордсмен по самому продолжительному беспосадочному перелету коммерческого самолета из Лондона в Сидней за 20 часов 9 минут и 5 секунд - рекорд, который он удерживает с 1989 года. . [ 85 ]
  • N661US , бывший экземпляр Delta Air Lines , выставлен в Музее полетов Delta в международном аэропорту Хартсфилд-Джексон Атланта в Атланте, штат Джорджия. [ 16 ] [ 86 ] Этот самолет был первым построенным самолетом серии -400 и служил прототипом (тогда зарегистрированным как N401PW) перед поставкой компании Northwest Airlines в декабре 1989 года. Это также самолет, который участвовал в рейсе 85 Northwest Airlines . [ 16 ] [ 17 ]
  • В феврале 2019 года бывший самолет KLM 747-400 с регистрацией PH-BFB и названием City of Bangkok был перевезен на гигантском трейлере из аэропорта Схипхол через поля, главные дороги и луга в отель Corendon Village в Бадхеведорпе , где его перекрасили в цвет Corendon . ливрея заранее. Чтобы сделать этот транспорт возможным, автомагистраль А9 была закрыта в ночь с пятницы 8 февраля на субботу 9 февраля. [ 87 ] Самолет протащили в общей сложности 12,5 километров по полям и дорогам, чтобы добраться до своего нового дома в отеле. [ 88 ] По прибытии в отель самолет был установлен на территории гостиничного комплекса. [ 89 ]
  • PK-LHF, последний раз эксплуатировавшийся компанией Lion Air, был переоборудован для использования в качестве ресторана Steak 21 в Суммарекон-Бекаси , Индонезия . Первоначально самолет эксплуатировался авиакомпанией Singapore Airlines под номером 9V-SMC. [ 90 ] [ 91 ]
  • British Airways сохранила пять из своих Боингов 747-400 после вывода парка из эксплуатации во время пандемии COVID-19, хотя сейчас осталось только четыре. [ нужна ссылка ]
    • G-BYGC, первый из трех ретроджетов British Airways, украшенный ливреей British Overseas Airways Corporation , был выставлен на аэродроме Бро-Татан , в бизнес-парке Бро-Татан в Сент-Атане , долина Гламорган , Уэльс . [ 92 ] [ 93 ] G-BYGC прибыл в Бро-Татан на консервацию 11 декабря 2020 года. [ 94 ] Однако к маю 2023 года самолету грозила сдача на слом. [ 95 ] К августу 2023 года утилизация самолета была подтверждена. [ 96 ]
    • G-BNLY City of Swansea , второй из трех ретроджетов British Airways, носящий классическую ливрею Landor Associates, использовавшуюся с 1980-х по конец 1990-х годов, выставлен на аэродроме Дансфолд вместе с 747-400 G-CIVW и 747-200 G- BDXJ как место съемок. Объявление о его сохранении было сделано одновременно с объявлением G-BYGC, а это означает, что по состоянию на декабрь 2020 года все три самолета 747 BA в традиционной ливрее были сохранены. [ 97 ] G-BNLY прибыл в Дансфолд 5 декабря 2020 года после перелета из Кардиффа. [ 98 ]
    • G-CIVB, третий из трех ретроджетов 747-400 , ранее эксплуатировавшихся British Airways, выставлен в аэропорту Котсуолд в Кембле , Глостершир , Великобритания. Самолет, который был последним из самолетов 747-400 BA, вылетевшим из лондонского аэропорта Хитроу вместе с G-CIVY, прибыл в Кембл 8 октября 2020 года. G-CIVB украшен ливреей Negus, которая использовалась авиакомпанией в 1970-х и начале 1980-х годов. и был модифицирован для использования в качестве центра мероприятий. [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]
    • G-CIVW, бывший самолет British Airways 747-400, прибыл на аэродром Дансфолд , графство Суррей , Великобритания, 22 октября 2020 года для консервации после последнего рейса на пароме из Кардиффа. Самолет в ливрее Chattam Dockyard присоединяется к аэродромному Boeing 747-200 G-BDXJ и используется в качестве места съемок и учебно-тренировочного самолета. [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ]
    • G-BYGA, один из последних самолетов British Airways, использовавшихся для полетов, был выведен из эксплуатации 8 сентября 2020 года. [ 105 ] В августе 2022 года кабина и часть верхней палубы были преобразованы в пространство для проведения мероприятий и симулятор полета в аэропорту Бартон-Сити, известном как «Палуба». [ нужна ссылка ]
  • HS-STA. Бывший Боинг 747-400 компании Orient Thai был переоборудован в кафе и ресторан в районе Лат Крабанг в Бангкоке. [ 106 ] Самолет изначально принадлежал United Airlines , зарегистрированный N187UA. [ 107 ]
  • HS-STB, Фюзеляж бывшего самолета Orient Thai Boeing 747-400 без крыла сохранился в ресторане Flight of Happiness в районе Гуаньинь , Таоюань , Тайвань. [ 108 ]
  • HS-TGR Сириваттхана, бывший самолет Thai Airways 747-400, был куплен тайским бизнесменом по имени Сомчай Пхукиоу в июле 2018 года и отправлен ему домой в провинции Чайнат , Таиланд. [ 109 ] С самолета сняли двигатели и закрасили названия, но в остальном он не изменился со времени эксплуатации.
  • HS-TGT Watthanothai, бывший самолет Thai Airways 747-400, был выставлен на статической выставке на рынке Chic Chic Market в Нонгкхае , Таиланд, рядом с бывшим N388LS компании Las Vegas Sands самолетом Lockheed L-1011 TriStar . [ 110 ]

Технические характеристики

[ редактировать ]
  1. ^ 550 главных палуб, 660 вместе взятых главной и верхних палуб.
  2. ^ SL, 86 ° F (30 ° C), МВМ.
  3. ^ Перейти обратно: а б Двигатели PW, 416 чел.
  4. ^ макс. полезная нагрузка, макс. TOW, двигатели GE
  5. ^ макс. полезная нагрузка, макс. TOW, двигатели PW

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Перейти обратно: а б с «Пассажирского самолета 747-400 больше нет» . Сиэтлский пост-разведчик . 17 марта 2007 г. Проверено 9 сентября 2011 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Данные о заказах и поставках моделей 747. Архивировано 28 сентября 2018 г. на Wayback Machine . Боинг, ноябрь 2009 г. Дата обращения: 22 декабря 2009 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Кингсли-Джонс, Макс. «Глава завершается тем, что Boeing наконец-то поставил последний из оригинальных самолетов 747». Архивировано 22 декабря 2015 года в Wayback Machine . Flight International , 22 декабря 2009 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Дорр 2002 , с. 23.
  5. ^ Норрис и Вагнер 1999 , стр. 16–17.
  6. Боинг 747-300. Архивировано 2 сентября 2017 г. в Wayback Machine . Авиалайнеры.нет
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Норрис и Вагнер 1999 , с. 74.
  8. ^ Дорр 2002 , с. 24.
  9. ^ Перейти обратно: а б Дорр 2002 , с. 25.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Норрис и Вагнер 1999 , стр. 79–81.
  11. ^ Боуман, Мартин В. (2000). Боинг 747 . Мальборо: Кровуд. ISBN  1-86126-242-6 . OCLC   42912717 . Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Проверено 22 мая 2020 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Норрис и Вагнер 1999 , стр. 75–77.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Норрис и Вагнер 1999 , стр. 81–85.
  14. ^ Дорр 2002 , стр. 35–36.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дорр 2002 , стр. 26–27.
  16. ^ Перейти обратно: а б с «Боинг 747-400» . www.deltamuseum.org . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г. «Регистрационный номер: N401PW как испытательный самолет Boeing; изменен на N661US для доставки на Северо-Запад».
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Окончательный отчет об авиационном происшествии» . app.ntsb.gov . Национальный совет по безопасности на транспорте . 29 июня 2004 г. ANC03IA001. Архивировано из оригинала 15 сентября 2020 года . Проверено 12 ноября 2019 г. Первоначально получено 23 декабря 2012 года. «Регистрация: N661US … капитан сообщил, что самолет находился на крейсерской высоте 35 000 футов с включенным автопилотом, когда он резко перевернулся в левый крен под углом 30–40 градусов».
  18. ^ Дорр 2002 , с. 20
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Норрис и Вагнер 1999 , стр. 85–87.
  20. ^ «Представляем 747ER и 747» (PDF) . Журнал Боинг Аэро. Январь 2003 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 января 2016 г. Проверено 31 мая 2018 г.
  21. ^ Вассенер, Беттина (30 декабря 2008 г.). «Авиакомпания испытывает реактивное топливо, изготовленное из растительного масла» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 октября 2016 года . Проверено 21 февраля 2017 г.
  22. Flight International , 27 марта — 2 апреля 2007 г.
  23. ^ «Боинг 747 уходит в отставку» . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
  24. ^ Шофилд, Адриан и др., Джамбос уходит, Aviation Week and Space Technology, 15 сентября 2014 г., стр. 21-22.
  25. ^ Компарт, Эндрю, Янг частично, Aviation Week and Space Technology, 15 апреля 2013 г., стр. 44-46.
  26. ^ Хаммеранд, Джим (30 июня 2015 г.). «Град обрушился на Боинг 747 N664US компании Delta; «Дух Пекина» NWA может оказаться на свалке (фотографии) – Миннеаполис / St. Paul Business Journal» . www.bizjournals.com/ . Американские городские деловые журналы. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 28 июля 2015 г.
  27. ^ Адриан Шофилд, Мадху Унникришнан и Шон Бродерик. « Авиакомпании вырезают 747 из азиатско-тихоокеанских сетей » Aviation Week & Space Technology , 16 сентября 2014 г. Доступ: 17 сентября 2014 г. Архивировано 17 сентября 2014 г.
  28. ^ Лейро, Роберто (11 января 2017 г.). «United Airlines намерена продлить срок вывода из эксплуатации Boeing 747 до 2017 года» . Эйруэйз Интернешнл . Архивировано из оригинала 12 января 2017 года . Проверено 19 января 2017 г.
  29. ^ Рассел, Эдвард (8 ноября 2017 г.). «Юнайтед» завершает 47-летие полетов Боингов 747 . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 8 ноября 2017 года . Проверено 8 ноября 2017 г.
  30. ^ Островер, Джон (19 февраля 2018 г.). «Выход на пенсию Boeing 747: прощание с «Королевой неба» » . Новости CNN . Кабельная новостная сеть. Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
  31. ^ Паллини, Томас. «Еще больше знаковых самолетов исчезают с неба раньше, чем планировалось, поскольку коронавирус продолжает сеять хаос в авиакомпаниях» . www.businessinsider.com . Бизнес-инсайдер. Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 16 мая 2021 г.
  32. ^ Хардинг, Ник (16 июля 2020 г.). «British Airways подтверждает списание Boeing 747» . Новости авиации Великобритании . Архивировано из оригинала 16 июля 2020 года . Проверено 16 июля 2020 г.
  33. ^ «Пять вещей, которые вы не знали о Боингах 747 авиакомпании Virgin Atlantic | Virgin» .
  34. ^ flugrevue.de - «Азиана отправит свой единственный Боинг 747» (немецкий) 2 марта 2024 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Дорр 2002 , стр. 45–47.
  36. ^ Перейти обратно: а б Дорр 2002 , стр. 14–16.
  37. ^ «Семейство Boeing 747-400: правильный выбор для большого рынка самолетов» . Боинг.com. Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 8 декабря 2014 г.
  38. ^ «Самолеты Boeing продвигают Qantas дальше». Архивировано 5 октября 2012 года в Wayback Machine . Кантас . Дата доступа: 11 ноября 2013 г.
  39. ^ « Идентификатор записи FAI № 2201 — Расстояние. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine » Международная авиационная федерация (FAI). Проверено: 17 сентября 2014 г.
  40. ^ « Идентификатор рекорда FAI № 2202 — Скорость по признанной трассе. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine » Международная авиационная федерация (FAI). Проверено: 17 сентября 2014 г.
  41. ^ «British Airways установила новый рекорд скорости трансатлантических рейсов» . Флайтрадар24 . 9 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2020 года . Проверено 10 февраля 2020 г.
  42. ^ Дорр 2002 , стр. 55–57.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д «Боинг: Коммерческие самолеты — 747 — О семействе 747» . Архивировано из оригинала 15 июня 2006 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
  44. ^ «Профиль Boeing 747-400 в flugzeuginfo» . flugzeuginfo.net. Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
  45. ^ «ANA снимает с эксплуатации свой последний Боинг 747» . Журнал «Авиакомпании» . 31 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б Данные по внедрению полевого обслуживания Boeing, 2012 г.
  47. ^ «Qantas заказывает Dreamliners на 2 миллиарда долларов, останавливая свои последние 747 самолетов» . 2 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2018 г. Проверено 2 мая 2018 г.
  48. Boeing и Cathay Pacific Airways празднуют первую поставку 747-400ERF. Архивировано 30 июня 2008 г., в Wayback Machine.
  49. ^ «8 характеристик Boeing 747 — современные авиалайнеры» . Modernairliners.com . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
  50. ^ Саттон, Ричард (7 июля 2017 г.). «Новая жизнь старым Jumbo: 747-400BCF и BDSF» . Вчерашние авиалинии . Проверено 7 сентября 2021 г.
  51. ^ Покок, Крис (14 декабря 2006 г.). «Бедек увеличил число конверсий 747 грузовых самолетов» . AINonline . Компания новостей Конвенции. Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
  52. ^ Харрис, Дэвид (25 января 2011 г.). «Ева Эйр 747-400 BDSF» . Факты о грузе . Роял Медиа. Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
  53. ^ Нетц, Джейкоб. «Преобразование пассажирских судов в грузовые» . ЭйрКаргоПедия . Американская корпорация дружбы World Air Cargo . Проверено 7 сентября 2021 г.
  54. ^ Лансфорд, Дж. Л. «Ужасно в воздухе: новый самолет Boeing вызывает взгляды и взгляды». Архивировано 17 мая 2013 г., в Wayback Machine . Уолл Стрит Джорнал . 8 января 2007 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б « План разработки большого грузового грузового самолета Boeing 747. Архивировано 27 мая 2006 года в Wayback Machine ». Пресс-релиз компании Boeing Commercial Airplanes . 22 февраля 2005 г.
  56. ^ « Boeing выбирает EGAT для модификаций большого грузового самолета 747. Архивировано 5 марта 2008 г. в Wayback Machine ». Пресс-релиз компании Boeing Commercial Airplanes . 18 февраля 2005 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б Информационный бюллетень о 747 Dreamlifter. Архивировано 18 февраля 2013 г. в Wayback Machine . Боинг.com.
  58. ^ « Боинг 7E7 будет использовать воздушный транспорт для доставки компонентов . Архивировано 5 марта 2008 г. в Wayback Machine ». Пресс-релиз компании Boeing Commercial Airplanes . 13 октября 2003 г.
  59. Тирпак, Джон А. «Воздушный транспорт движется вверх и вниз». Архивировано 9 февраля 2011 г., в Wayback Machine . Журнал ВВС , февраль 1996 г.
  60. ^ «KC-33A: устранение пробелов в дозаправке в воздухе и стратегической воздушной мобильности (PDF)». Анализ Air Power Australia APA-2005-02 , 16 апреля 2005 г. Дата обращения: 17 декабря 2007 г.
  61. ^ «Бортовой лазер Boeing YAL1 — полетный образ дня» . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 13 августа 2013 г.
  62. ^ Рандл, Майкл. «Как Virgin Galactic будет запускать спутники со старого Боинга 747» . Проводная Великобритания . Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 24 августа 2017 г.
  63. ^ Jumbo для Virgin Galactic Airliner World , февраль 2016 г., стр. 10
  64. ^ Кларк, Крис (12 августа 2016 г.). «Каково это — летать на пожарном Боинге 747» . Популярная механика. Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 14 августа 2016 г.
  65. ^ «Дух Джона Мьюира глобального супертанкера разрешен к полету» . 12 сентября 2016. Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б «Операторы Боинга 747» . 2 марта 2024 г.
  67. ^ Тисделл, Дэн; Моррис, Роб (21 августа 2018 г.). «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Флайтглобал .
  68. ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 747-409 B-165 в международном аэропорту Гонконг-Кай Так (HKG)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 14 мая 2010 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б « Отчет об авиационном происшествии ASC-AAR-02-04-001 [узурпировал] : Разбился на частично закрытой взлетно-посадочной полосе во время взлета, рейс 006 авиакомпании Singapore Airlines, Боинг 747-400, 9V-SPK CKS, аэропорт Таоюань, Тайвань, 31 октября 2000 г.», Совет по авиационной безопасности, Тайвань, Китайская Республика.
  70. UPS называет двоих погибших в результате катастрофы в Дубае – СЕГОДНЯ Новости – TODAYshow.com
  71. ^ «N571UP Описание аварии» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 14 января 2012 года . Проверено 3 сентября 2010 г.
  72. ^ «Грузовой самолет Asiana Airlines разбился над Чеджу» (на корейском языке). Новости Йонхап. 28 июля 2011. Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
  73. ^ «Видеорегистратор запечатлел шокирующую катастрофу Боинга 747 в Афганистане [графика] — Carscoops» . 30 апреля 2013. Архивировано из оригинала 2 мая 2013 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
  74. ^ Берлингер, Джошуа; Островер, Джон (16 января 2017 г.). «Авиакатастрофа в Киргизии: десятки погибших при ударе Боинга 747 в деревню» . CNN . Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 16 января 2017 г.
  75. ^ «СитиНьюс» . Торонто.citynews.ca . 7 ноября 2018 г. Проверено 16 апреля 2024 г.
  76. ^ Рейс 867 авиакомпании KLM
  77. ^ « Мир: Японский угонщик из Азиатско-Тихоокеанского региона убивает пилота». Архивировано 23 февраля 2006 года в Wayback Machine . Би-би-си
  78. Итоговый отчет ATSB о рейсе 1 Qantas. Архивировано 23 июня 2011 года в Wayback Machine . АТСБ , 26 апреля 2001 г.
  79. ^ « Расследование несчастного случая, связанного с столкновением в воздухе. Архивировано 10 декабря 2015 года в Wayback Machine ». asasi.org
  80. ^ Джонстон, Тим (28 июля 2008 г.). «Чиновники просят Qantas проверить кислородные баллоны» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 августа 2017 года . Проверено 21 февраля 2017 г.
  81. ^ Уолл, Роберт. «Qantas 747 приземлился после отсоединения части фюзеляжа» [ постоянная мертвая ссылка ] , Неделя авиации, 25 июля 2008 г.
  82. ^ Бюро австралийской транспортной безопасности. «Расследование: AO-2008-053 — Отказ кислородного баллона и разгерметизация — Боинг 747-438, VH-OJK, 475 км к северо-западу от Манилы, Филиппины, 25 июля 2008 г.» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2009 года . Проверено 12 сентября 2009 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  83. ^ «Авиационная катастрофа ASN Boeing 747-437 VT-ESM в международном аэропорту Мумбаи-Чхатрапати Шиваджи Махарадж (BOM)» . Aviation-safety.net . Проверено 25 января 2020 г.
  84. ^ «Рейс 159 Дельта — Сеть авиационной безопасности» .
  85. ^ «Боинг 747-438 Лонгрич, Канберра, HARS» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
  86. ^ «Почему исторический Боинг 747 перешёл дорогу?» . CNN . 2 мая 2016 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2016 года . Проверено 3 мая 2016 г.
  87. ^ «Корендон | Боинг 747 из KLM в отель Corendon Village» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
  88. ^ Моррис, Хью (14 февраля 2019 г.). «Отель Corendon с самолетом Боинг 747: гигантский самолет пролетел через поле, дороги станут новой достопримечательностью» . ПутешественникAU . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 27 марта 2019 г.
  89. ^ «Боинг 747» . Отель Корендон Виллидж Амстердам . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 24 октября 2020 г.
  90. ^ Макки, Сапфир. «ФОТО: Сборка подержанных самолетов в классные рестораны — Фото 2» . образ жизни (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 9 сентября 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
  91. ^ «Lion Air PK-LHF (Boeing 747 — MSN 24063) (Ex 3B-SMC 9V-SMC B-LFA TF-AMA) | Авиация воздушного флота» . www.airfleets.net . Архивировано из оригинала 15 сентября 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
  92. ^ Купер, Джон (1 декабря 2020 г.). « Боинг 747 города Суонси скоро завершит свой последний полет» . УэльсОнлайн . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
  93. ^ Ноэт, Барт (1 декабря 2020 г.). «Постоянные дома для двух последних Боингов 747 British Airways в ретро-ливре» . Aviation24.be . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
  94. ^ Эйрвэйз, британцы. «Боинг 747 FINAL BRITISH AIRWAYS ПРИБЫТ В НОВЫЙ ДОМ В УЭЛЬСЕ» . mediacentre.britishairways.com . Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Проверено 13 декабря 2020 г.
  95. ^ Берджесс, Роб (13 мая 2023 г.). «Спасенный» Boeing 747 British Airways в ливрее BOAC может быть списан» . Направляйтесь за очками . Великобритания . Проверено 10 июня 2023 г.
  96. ^ Макланахан (18 августа 2023 г.). «Ретро B747 British Airways списан» . www.scramble.nl . Проверено 18 августа 2023 г.
  97. ^ Эйрвэйз, британцы. «КОРОЛЕВ НЕБА» BRITISH AIRWAYS СОХРАНЕНЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ» . mediacentre.britishairways.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
  98. ^ Флеминг, Элеонора (5 декабря 2020 г.). «Знаменитый самолет BA летает из Кардиффа в Крэнли — обновления в реальном времени» . СуррейLive . Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 5 декабря 2020 г.
  99. ^ Ричардс, Мадлен (26 октября 2020 г.). «British Airways спасает культовый Боинг 747 со свалки» . Глостершир Live . Архивировано из оригинала 31 октября 2020 года . Проверено 26 октября 2020 г.
  100. ^ Камински-Морроу, Дэвид (26 октября 2020 г.). «Боинг 747-400 в наследии BA станет местом проведения кинотеатров и конференций» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 26 октября 2020 г.
  101. ^ «Списанный Боинг 747 превратился в место для вечеринок» . Новости Би-би-си . 25 января 2022 г. . Проверено 7 марта 2022 г.
  102. ^ Брэдли, Уильям (22 октября 2020 г.). «На снимках: Боинг 747 G-CIVW компании British Airways приземляется в Суррее» . СуррейLive . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
  103. ^ Камински-Морроу, Дэвид (22 октября 2020 г.). «Боинг 747-400 бывшего British Airways будет сохранен как съемочная площадка Великобритании» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
  104. ^ Брэдли, Уильям (22 октября 2020 г.). «Так случилось: культовый самолет «Королева небес» направляется в Суррей» . СуррейLive . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
  105. ^ «Выход на пенсию самолета 747 British Airways» (пресс-релиз). Великобритания: Британские авиалинии . Проверено 9 февраля 2024 г.
  106. ^ кокосы в Бангкоке (5 марта 2021 г.). «Списанный Боинг 747 получает вторую жизнь в качестве бангкокского кафе | Coconuts Bangkok» . Кокосы . Проверено 13 июня 2021 г.
  107. ^ «Orient Thai Airlines HS-STA (Boeing 747 — MSN 26876) (Ex N187UA) | Авиация воздушного флота» . www.airfleets.net . Проверено 13 июня 2021 г.
  108. ^ «HS-STB ORIENT THAI AIRLINES BOEING 747-441» . www.planespotters.net . 29 сентября 2021 г. . Проверено 11 января 2023 г.
  109. ^ Шнайдер, Кейт (10 июля 2018 г.). «Озадаченные местные жители находят брошенный самолет Боинг 747» . News.com.au. Архивировано из оригинала 12 декабря 2018 года . Проверено 12 декабря 2018 г.
  110. ^ «HS-TGT Thai Airways International Боинг 747-400» . www.planespotters.net . Проверено 13 июня 2022 г.
  111. ^ Перейти обратно: а б «747-400/-400ЭР» (PDF) . Запускать . Боинг. Май 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 5 ноября 2016 г. Проверено 30 июля 2016 г.
  112. ^ Перейти обратно: а б «747-400/-400ER Freighters» (PDF) . Запускать . Боинг. Май 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2018 г. . Проверено 30 июля 2016 г.
  113. ^ Перейти обратно: а б «Паспорт типа сертификата № A20WE» (PDF) . ФАУ. 27 февраля 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2016 г. . Проверено 7 декабря 2016 г.
  114. ^ «Премьера Боинга 747-8 Интерконтиненталь» . Люфтганза. 13 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2012 г.
  115. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 27 июля 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]
  • Дорр, Роберт Ф. (2002). Серия Airliner Tech: Боинг 747-400 . Северный филиал, Миннесота: Издательства специализированной прессы. ISBN  1-58007-055-8 .
  • Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). «747: Продвижение легенды». Современные реактивные лайнеры Боинг . Оцеола, Висконсин: Zenith Imprint. ISBN  0-7603-0717-2 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Боингом 747-400 , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f5beb152d526e4eade97b93cbcbec50__1723151880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/50/8f5beb152d526e4eade97b93cbcbec50.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boeing 747-400 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)