Дева в скалах
Парижская версия | |
---|---|
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | 1483–1486 |
Тип | Масло , панель ( переведена на холст ) |
Размеры | 199 см × 122 см (78,3 × 48,0 дюйма) |
Расположение | Лувр , Париж |
Лондонская версия | |
---|---|
Художник | Леонардо да Винчи и другие |
Год | 1495–1508 |
Середина | Масло на панели |
Размеры | 189,5 см × 120 см (74,6 × 47,25 дюйма) |
Расположение | Национальная галерея , Лондон |
Богоматерь в скалах ( итал . Vergine delle rocce ), иногда Мадонна в скалах — название двух картин эпохи Возрождения итальянского художника Леонардо да Винчи на одну и ту же тему, с идентичной композицией, за исключением нескольких существенных моментов. подробности. Версия, которая обычно считается основной , более ранняя из двух, не реставрирована и висит в Лувре в Париже. Другая, отреставрированная в период с 2008 по 2010 год, висит в Национальной галерее в Лондоне. Работы часто называют « Луврская Дева в скалах» и «Лондонская Дева в скалах» соответственно. Обе картины имеют высоту почти 2 метра (более 6 футов) и написаны маслом. Обе картины изначально были написаны на деревянных панелях, но версия Лувра была перенесена на холст . [1]
На обеих картинах изображены Дева Мария и младенец Иисус с младенцем Иоанном Крестителем и ангелом Уриэлем на скалистом фоне, что и дало картинам их обычное название. Существенные композиционные различия заключаются во взгляде и правой руке ангела. Работы отличаются по многим незначительным признакам, включая цвета, освещение, флору и способ сфумато использования . Хотя дата создания соответствующей комиссии задокументирована, полная история двух картин неизвестна, что приводит к предположениям о том, какая из двух картин написана раньше.
С комиссией связаны еще две картины: боковые панели, на каждой из которых изображен ангел, играющий на музыкальном инструменте, выполненные сотрудниками Леонардо. Обе находятся в Национальной галерее в Лондоне.
Картины
[ редактировать ]Версия Лувра
[ редактировать ]годами . Большинство историков искусства считает, что Богоматерь в скалах в Лувре является более ранней из двух и датируется примерно 1483–1486 Большинство авторитетов сходятся во мнении, что эта работа полностью принадлежит Леонардо. [2] Он примерно на 8 см (3 дюйма) выше лондонской версии. Первое достоверное упоминание об этой картине датируется 1625 годом, когда она находилась во французской королевской коллекции. Принято считать, что эта картина была написана по заказу 1483 года в Милане. Предполагается, что эта картина была продана Леонардо в частном порядке и что лондонская версия была написана позже для выполнения заказа. [2] Существует ряд других теорий, объясняющих существование двух картин. [3] [4] Эта картина считается прекрасным примером техники « сфумато » Леонардо.
Лондонская версия
[ редактировать ]Очень похожая картина в Национальной галерее в Лондоне также приписывается Леонардо да Винчи и датируется периодом до 1508 года. [5] Первоначально предполагалось, что она была частично написана помощниками Леонардо, но тщательный осмотр картины во время недавней реставрации между 2008 и 2010 годами привел реставраторов Национальной галереи к выводу, что большая часть работы написана рукой Леонардо. [6] но дебаты продолжаются. [7] Части картины, в частности цветы, указывают на сотрудничество и привели к предположению, что работа полностью написана другими руками. [8] возможно, помощник Леонардо Джованни Амброджо де Предис и, возможно, Евангелиста . [9]
Она была написана для капеллы Братства Непорочного Зачатия в церкви Сан-Франческо Маджоре в Милане . Он был продан церковью, скорее всего, в 1781 году и, конечно же, в 1785 году, когда его купил Гэвин Гамильтон , который увез его в Англию. Пройдя через различные коллекции, в 1880 году она была куплена Национальной галереей. [2]
Ангелы
[ редактировать ]Считается, что две картины ангелов, играющих на музыкальных инструментах, были частью композиции, помещенной в алтарный образ. Считается, что эти две картины, находящиеся сейчас в Национальной галерее в Лондоне, были завершены между 1490 и 1495 годами. Одна из них, «Ангел в красном», считается работой Амброджо де Предиса, а ангел в зеленом — работа другого помощника Леонардо, возможно, Франческо Наполетано. [10]
История
[ редактировать ]Часовня Непорочного Зачатия
[ редактировать ]Часовня Непорочного Зачатия была основана до 1335 года Беатрис д'Эсте , женой Джана Галеаццо Висконти , герцога Миланского . Часовня была пристроена к церкви Сан Франческо Гранде в Милане. [11]
В 1479 году Братство Непорочного Зачатия заключило контракт с Франческо Заваттари и Джорджо делла Кьеза на украшение свода часовни. [11] В 1480 году Братство Непорочного Зачатия заключило контракт с Джакомо дель Майно на создание большого деревянного алтаря с местами для картин, резьбой и украшениями, который будет помещен над алтарем часовни. Окончательный платеж должен был быть произведен 7 августа 1482 года. [11]
Комиссия за картину
[ редактировать ]25 апреля 1483 года приор Бартоломео Скорлионе и Братство заключили контракт с Леонардо да Винчи и братьями Амброджо и Евангелистой де Предис на поставку расписных панелей для алтаря. [11] В контракте не было четко указано, что должен был делать каждый артист. Леонардо упоминался в контракте как «Мастер». Амброджо де Предис также был художником. [11] Предполагается, что Евангелиста де Предис была позолотчиком и помогала в подготовке красок.
Детали росписи, окраски и золочения оговорены в договоре. [12] Центральной панелью должна была стать картина, изображающая Деву Марию и младенца Христа, а также двух пророков, вероятно, Давида и Исайю, в окружении ангелов. Над ними должен был быть люнет с рельефной панелью с изображением Бога и Девы Марии, под которым находилась панель с изображением кроватки. Рельефные фигуры должны были быть ярко раскрашены и позолочены. По обе стороны от центральной картины должны были быть нарисованы панели с изображением четырех ангелов-музыкантов с одной стороны и четырех поющих ангелов с другой. Ряд скульптурных рельефных панно должен был изображать жизнь Девы Марии. Детали цвета и позолоты основных деталей были указаны в контракте. [12]
Срок установки был 8 декабря 1483 года, в праздник Непорочного зачатия, то есть на ее завершение ушло семь месяцев. [11]
Оплата
[ редактировать ]1 мая 1483 г. был произведен первоначальный взнос в размере 100 лир. За этим последовали выплаты в размере 40 лир в месяц с июля 1483 года по февраль 1485 года на общую сумму 800 лир. [11] Окончательный платеж должен был быть согласован после завершения и сдачи работ в декабре 1483 года. [11]
Между 1490 и 1495 годами Амброджо и Леонардо написали Братству письмо, в котором сообщили, что центральное украшение обошлось всего в 800 лир, и попросили еще 1200 лир, согласно контракту. В результате петиции Братство предложило им всего 100 лир. [11] Затем Леонардо и Амброджо попросили Людовико Сфорца , герцога Миланского, вмешаться от их имени. Было предложено, чтобы алтарь был оценен экспертами и оценен для окончательной оплаты. Художники также предложили убрать произведения искусства, если соглашение о цене не будет достигнуто. [11]
В 1503 году Амброджо снова потребовал выплаты от своего имени и от имени наследников своего ныне покойного брата Евангелисты. [11] 9 марта 1503 года Людовик XII Французский, вторгшийся в Ломбардию в 1499 году, написал командующему Милана с просьбой вмешаться от имени художников. [11] 23 июня 1503 года Братство издало акт, оспаривающий просьбу де Преди об оценке или возврате картины. [11] 27 апреля 1506 г. была произведена оценка. Было решено, что работа еще не завершена. Леонардо попросили закончить его, но его все еще не было в Милане. [11]
18 августа 1508 года картина была доставлена и поставлена на место. [11] 7 августа 1507 г. и 23 октября 1508 г. Амброджо получил два платежа на общую сумму 200 лир. Получение этого платежа подтверждено Леонардо в переписке. [11]
1524–2011
[ редактировать ]Национальная галерея живописи
[ редактировать ]В 1524 и 1576 годах против чумы призывали Богородицу в скалах в часовне Непорочного зачатия (предположительно лондонскую версию). [13] В 1576 году из часовни был снят алтарь, который был снесен. [11] В середине 1785 года Гэвин Гамильтон , шотландский художник и торговец, заплатил 1582 лиры за покупку Девы в скалах у Алессандро, графа Чиконья, администратора религиозной организации, пришедшей на смену Братству Непорочного Зачатия. [14] Наследники Гамильтона продали картину лорду Лэнсдауну . [11] у которого накопились значительные долги. После его смерти в 1805 году его сын Джон был вынужден продать почти все коллекции своего отца. [15] и картину купил 15-й граф Саффолк . В 1880 году картина была продана 18-м графом Саффолком Национальной галерее за 9000 гиней. В то время сообщалось, что он находился в плохом состоянии, и некоторые критики приписывали его Леонардо, а другие - Бернардино Луини . [11]
В июне 2005 года картину исследовали с помощью инфракрасной рефлектограммы. Это изображение показало черновик другой картины под видимой. На эскизе изображена женщина, вероятно, стоящая на коленях, с протянутой правой рукой и прижатой к сердцу левой. [16] [17] Некоторые исследователи полагают, что первоначальным замыслом художника было изобразить поклонение младенцу Иисусу. [18] В 2021 году компания Oxia Palus, занимающаяся искусственным интеллектом и специализирующаяся на реконструкции утраченных произведений искусства, применила методы машинного обучения, чтобы реконструировать это пентименто, используя все творчество Леонардески . [19] Многие другие пентименти видны при рентгеновском или инфракрасном исследовании. [16]
В 2009/2010 году картина прошла чистку и консервацию. [6] возвращение к выставке в июле 2010 года. Национальная галерея в предварительном объявлении о результатах работы заявила, что выяснилось, что картина была в значительной степени, а возможно, и полностью написана Леонардо и частично незакончена. Полная публикация результатов была выпущена позже в 2010 году. [20]
Луврская живопись
[ редактировать ]В 1625 году Богоматерь в скалах, Кассиано даль Поццо увидел в Фонтенбло которая сейчас находится в Лувре. В 1806 году французский реставратор отец Аккен перенес « Богоматерь в скалах» из Лувра с панели на холст. [11] На короткое время в 2011–2012 годах он висел вместе с лондонской картиной в рамках выставки в Национальной галерее, посвященной деятельности Леонардо как художника при дворе Людовико Сфорца. [21]
Боковые панели
[ редактировать ]Две панели завершенного алтаря с фигурами ангелов, играющих на музыкальных инструментах, были приобретены Национальной галереей в Лондоне в 1898 году. [10]
Предмет
[ редактировать ]Сюжетом двух картин является поклонение младенцу Христу младенца Иоанна Крестителя . Эта тема связана с небиблейским событием, которое стало частью средневековой традиции о святого семейства путешествии в Египет . В Евангелии от Матфея рассказывается, что Иосиф, муж Марии , был предупрежден во сне, что царь Ирод попытается убить ребенка Иисуса и что он должен взять ребенка и его мать и бежать в безопасное место. [22] Существует ряд небиблейских повествований, касающихся путешествия в Египет . Одно из них касается двоюродного брата Иисуса , Иоанна Крестителя, чья семья, как и семья Иисуса, проживала в городе Вифлееме, где резня невинных должна была произойти . По преданию, Иоанна сопровождал в Египет архангел Уриил , и по дороге он встретил святое семейство. [23] На сайте Лувра ангел на картине называется « Гавриил » (но в описании картины в Лувре все еще упоминается Уриэль). Это согласуется с апокрифическим евангелием Иоанна Крестителя, в котором описывается его переселение из Вифлеема Гавриилом, а не Уриэлем, и не упоминается встреча на пути в Египет. [1]
Сюжет Девы Марии с младенцем Христом, которому поклоняется Иоанн Креститель, был распространен в искусстве Флоренции эпохи Возрождения. Иоанн Креститель является покровителем Флоренции и часто изображался в искусстве этого города. [24] Среди тех, кто рисовал и лепил образ Марии с младенцем и святым Иоанном, были фра Филиппо Липпи , Рафаэль и Микеланджело . [25] [26] [27]
На обеих картинах сцена изображена происходящей на фоне скальных образований. Хотя сцены Рождества иногда изображались происходящими в пещере, и Кеннет Кларк указывает на существование более раннего скалистого пейзажа в поклонении, написанном для семьи Медичи фра Филиппо Липпи , [28] обстановка была беспрецедентной [1] и дала картинам их обычное имя «Богоматерь в скалах» .
Описание
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Две картины «Мадонна в скалах» , которые сейчас принадлежат Национальной галерее в Лондоне, и картина, принадлежащая Лувру в Париже, одинаковы по тематике и общей композиции, что указывает на то, что одна является производной от другой. Две картины различаются композиционными деталями, цветом, освещением и подачей краски.
На обеих картинах изображена группа из четырех фигур: Девы Марии, младенца Христа, младенца Иоанна Крестителя и ангела, образующих треугольную композицию внутри картины на фоне скал, а также далекий пейзаж гор и воды. На обеих картинах Мария образует вершину пирамидальной группы фигур, протягивая одну руку, чтобы охватить Иоанна, а другую поднимая над головой младенца Христа в благословении. Иоанн становится на колени, глядя на младенца Христа, сложив руки в молитвенной позе. Младенец Христос сидит в передней части картины, поддерживаемый ангелом, и поднимает правую руку в знак благословения коленопреклоненному Иоанну.
Различия
[ редактировать ]Композиционно все фигуры на лондонской картине несколько крупнее, чем на картине Лувра. [3] Основное композиционное различие между двумя картинами состоит в том, что если на лондонской картине правая рука ангела лежит на колене, то на картине Лувра рука поднята, указательный палец направлен на Иоанна. На лондонской картине глаза ангела созерцательно повернуты вниз, а на картине в Лувре обращены в общем направлении зрителя. [29]
В лондонской живописи все формы более определены, в том числе и телесные формы одетых фигур. [3] Скалы прописаны до мельчайших деталей, а формы фона на картине в Лувре все более размыты. [3] Контраст света и тени на фигурах и лицах на лондонской картине гораздо резче. [29] Лица и формы на картине Лувра более деликатно прописаны и тонко размыты сфумато . Освещение на картине Лувра мягче и кажется теплее, но это может быть результатом тона лака на поверхности. В соответствии с консервативным подходом к работам Леонардо, версия Лувра не подвергалась значительной реставрации или чистке. [30] Картина Лувра остается такой же, какой она была в 1939 году, когда Кеннет Кларк посетовал: «Мы не можем составить реального представления о цвете, оттенках или общем тоне оригинала, скрытого под слоем за слоем густого желтого лака. В темноте из-за смеси битума поверхность затвердела и потрескалась, как грязь, и по всей картине бесчисленные пятна старой краски. Все это необходимо иметь в виду, прежде чем сказать, что в то время Леонардо был темным художником. неинтересный колорист». [31]
Еще одно отличие заключается в окраске одежд, особенно ангельских. В лондонской картине нет красного цвета, в то время как на картине в Лувре ангел одет в ярко-красный и зеленый цвета, причем одежды расположены иначе, чем у ангела в Лондоне. [3] Лондонская версия содержит традиционные атрибуты, отсутствующие в версии Лувра, а именно нимбы и традиционный крестообразный тростниковый посох Иоанна. Дэвис говорит, что «не уверен», являются ли эти детали, нарисованные золотом, современниками картины или были добавлены более поздним художником. [2] Детали цветов на двух картинах также сильно различаются: на картине Лувра они точны с ботанической точки зрения, а на картине в Лондоне представляют собой причудливые творения. [32]
Ангелы-музыканты
[ редактировать ]Две картины ангелов, связанные с Девой в скалах и находящиеся в Национальной галерее, не соответствуют первоначальному заказу на две панели, каждая из которых изображает четырех ангелов, поющих с одной стороны и играющих на музыкальных инструментах с другой. Музыкантов всего два, оба повернулись в одну сторону и оба играют на музыкальных инструментах. Один, в зеленом, играет на виелле, а другой, в красном, на лютне. Положения ножек и драпировки схожи, что указывает на то, что для обоих частично использовался один и тот же дизайн. Считается, что ангел в красном — работа Амброджо де Предиса. [33] Ангел в зеленом — работа неизвестного соратника Леонардо. Национальная галерея предполагает, что это может быть работа Франческо Наполетано. [33]
В обоих случаях ангел стоит в нише, окрашенной в серый цвет. Рефлектограмма Ангела в зеленом с Виеллей раскрывала часть нарисованного пейзажа. [33] Фон красного Ангела с лютней определить не удалось, так как серая краска на этой картине густая и непрозрачная. Хотя обычно считается, что две панели с ангелами изначально были размещены по обе стороны от центральной панели, статья, опубликованная Национальной галереей, предполагает, что они были размещены выше на алтаре. [33]
Интерпретация
[ редактировать ]Отношения между двумя картинами «по-прежнему остаются спорными». [34] Спорными являются даты создания двух картин, их авторство и характер символики. В течение нескольких месяцев 2011 и 2012 годов две картины были собраны вместе, возможно, впервые, в одном зале на выставке в Национальной галерее. [21]
Даты
[ редактировать ]Историки искусства общепринято считать, что версия из Лувра является более ранней работой. Мартин Дэвис , бывший директор Национальной галереи, описал картину в Лувре как стилистически близкую к более ранним работам Леонардо, а лондонскую картину, более напоминающую его более зрелый стиль, и, следовательно, более позднюю из двух и производную от картины Лувра. [2] Большинство авторов сходятся во мнении, что картина Лувра была написана по заказу 1483 года. [35]
Некоторые писатели, в том числе Мартин Дэвис, считают, что 1483 год — слишком поздняя дата для луврской версии, и предполагают, что работа над картиной уже была начата и, возможно, завершена во Флоренции до заказа. Вассерман, Оттино делла Кьеза и другие отметили, что размеры обеих картин совместимы с алтарем, и что маловероятно, что Леонардо написал картину, соответствующую размерам, за время до заказа. [3] Вассерман предполагает, что, возможно, картина Лувра была расширена, чтобы соответствовать арочной форме, и что стык больше не виден, поскольку картина была перенесена на холст в 19 веке. [36] Дэвис предполагает, что Леонардо нарисовал вторую версию в 1480-х годах, чтобы выполнить заказ, и основал ее на более ранней работе. [2] Кеннет Кларк соглашается с этой интерпретацией, относя картину Лувра до 1481 года, а картину Лондона - 1483 года. [37]
Теория, которая чаще всего используется для объяснения существования этих двух картин, заключается в том, что Леонардо написал Луврскую «Мадонну в скалах», чтобы выполнить заказ, дав ей 1483 год, а затем продал ее другому клиенту и нарисовал Лондонская версия в качестве замены. В соответствии с этой теорией предполагается, что картина Лувра была продана в конце 1480-х годов после некоторого торга по поводу окончательного платежа. Работа над лондонской картиной была начата примерно в 1486 году как замена «оригинальной» версии Лувра и не была готова к установке до 1508 года, после длительных разногласий и переговоров. Это объяснение, которое делла Кьеза приписывает Вентури и Поджи, [38] получила широкое признание и представляет собой версию событий, описанную на веб-сайтах Национальной галереи и Лувра. [1] [39] [40] Мартин Кемп датирует картину Лувра 1483–1490 годами, а картину Лондона – 1495–1508 годами. [5]
Не все авторы согласны ни с датировкой, ни с теорией о том, что картина из Лувра была более ранней, была продана, а лондонская картина была сделана вместо нее. Тейлор утверждает, что лондонская картина стилистически является более ранней из двух, будучи более тщательной, в соответствии с продуктом флорентийского обучения Леонардо, в то время как картина Лувра имеет больше общего с « Тайной вечерей» и «Мадонной с младенцем и Святой Анной» , в том числе деликатное использование сфумато . [4] Тейлор утверждает, что лондонская картина соответствует требованиям комиссии 1483 года с точки зрения иконографии, и что иконография картины Лувра указывает на то, что она была написана для совершенно другой клиентуры, и датирует ее 1490-ми годами. [41]
Авторство
[ редактировать ]Всегда считалось, что Луврская Богоматерь в скалах полностью создана рукой Леонардо да Винчи. помощниками . Считается, что «Мадонна в скалах» в Лондоне была спроектирована Леонардо и исполнена с его [39] Веб-сайт Лувра и различные авторы предполагают, что вся картина написана Амброджо де Преди и написана под руководством Леонардо между 1485 и 1508 годами, или, возможно, в основном это работа де Преди с незначительным вмешательством Леонардо. [1] [42]
После недавней уборки куратор Национальной галереи Люк Сайсон заявил, что обнаруженное качество указывает на то, что работа в основном принадлежит руке Леонардо, и что участие членов мастерской Леонардо почти наверняка было меньшим, чем предполагалось ранее. [6]
Геолог Энн К. Пиццоруссо утверждает, что в лондонской версии, в отличие от луврской версии, есть геологические неточности, а это означает, что она вряд ли была создана рукой Леонардо. [43] Тейлор оспаривает это, обращая внимание на тот факт, что на момент написания Пиццоруссо явно не видела ледниковых озер, о которых она говорила, и приняла комки мха за валуны из песчаника. [44]
Копии и производные
[ редактировать ]Одна из самых ранних известных прямых копий луврской версии на самом деле представляет собой алтарную ткань под названием Палиотто Леонардеско (ок. 1487–1490 гг.). [45] хранится в Музее Бароффио , а другая представляет собой картину (ок. 1494–1498 гг.), Находящуюся в коллекции Керами, которая, по мнению Карло Педретти, была создана собственной рукой Леонардо. [46] В своей книге 1967 года (опубликованной на английском языке в 1985 году) Анджела Оттино делла Кьеза выделяет четыре картины, в некоторой степени заимствованные из «Мадонны в скалах» : « Святое семейство» и «Святой Иоанн» Бернардино Луини в Музее Прадо в Мадриде, « Мадонна Туэлин». Марко д'Оджионо из коллекции Туэлина в Париже и « Объятия святых младенцев» Йоса ван Клеве в музее Каподимонте в Неаполе. Это изображение часто копировали фламандские художники, в том числе Йоос ван Клив и Квентин Матсис - в Чатсуорте есть небольшая картина последнего. Существует также уменьшенная копия «Мадонны в скалах» (дерево, масло), возможно, работы Йоса ван Клеве или его окружения (частная коллекция в Берлине).
есть копия XVI века В Королевской коллекции , подаренная на день рождения королеве Виктории в 1847 году ее мужем принцем Альбертом . [47]
В популярной культуре в 1968 году в американском телесериале « Это нужен вор » в основу эпизода «Ангел-незаконник» легла история кражи вымышленной картины Леонардо под названием «Скорбный ангел » , которая на самом деле представляет собой крупный план лица ангела справа от него. Дева в скалах . Сюжет эпизода повествует о том, что фальсификатору произведений искусства приходится сделать копию « Скорбного ангела» в рамках плана по ловле преступника, обманом заставив его думать, что он купил настоящего Леонардо.
См. также
[ редактировать ]- Список работ Леонардо да Винчи
- Алтарь в часовне Непорочного Зачатия
- Голова ребенка на три четверти вправо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лабори, Северин. «Богоматерь в скалах» . Лувр.fr. Музей Лувр . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дэвис, Мартин (1961). Ранние итальянские школы . Отдел публикаций Национальной галереи . ISBN 9780901791290 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Анджела Оттино из Церкви, с. 94
- ^ Jump up to: а б Тэмсин Тейлор, Леонардо да Винчи и «Дева в скалах». Архивировано 3 июля 2018 г. в Wayback Machine и Сравнение стилей. Архивировано 24 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Кемп, стр. 250–251.
- ^ Jump up to: а б с «Мадонна в скалах: расшифровка да Винчи» , Джонатан Джонс , The Guardian , 13 июля 2010 г.
- ^ «Код нарциссов: сомнения возродились по поводу «Мадонны в скалах» Леонардо в Лондоне» , Даля Альберге, The Guardian , 9 декабря 2014 г.
- ^ Альберге, Даля (9 декабря 2014 г.). «Код нарциссов: возродились сомнения по поводу «Мадонны в скалах» Леонардо в Лондоне» . Хранитель . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Веццози (16 апреля 2010 г.). Леонард де Винчи . дои : 10.14375/np.9782070348800 . ISBN 9782070348800 .
- ^ Jump up to: а б «Алтарь Сан Франческо» . Национальная галерея.org.uk. Архивировано из оригинала 23 июня 2013 г. Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Анжела Оттино делла Кьеза, Полное собрание картин Леонардо да Винчи, стр. 93–95
- ^ Jump up to: а б Анджела Оттино из Церкви, с. 93
- ^ Вассерман, стр. 110.
- ^ Коллекция Винчи в Историческом архиве муниципалитета Милана (на итальянском языке). Милан. 1905. с. 82 . Проверено 27 августа 2020 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Семья Лэнсдаун | Маркиз Лэнсдаун | Дом Бовуд» . Бовудский дом . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Скрытый Леонардо» . Nationalgallery.org.uk . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Уайт, Сьюзен Д. (2006). Рисуйте как да Винчи . Лондон: Cassell Illustrated. ISBN 9781844034444 . п. 137.
- ^ «Обнаружена новая картина Леонардо» . Новости Би-би-си . 1 июля 2005 г.
- ^ Канн, Джордж; Бурач, Энтони; Гриффитс, Райан-Рис; Сторк, Дэвид (30 января 2021 г.). «Повышение разрешения при восстановлении чертежей посредством передачи стиля с помощью генеративно-состязательных глубоких нейронных сетей». arXiv : 2102.00209 [ cs.CV ].
- ^ « Дева в скалах» Леонардо снова на выставке » . Национальная галерея.org.uk. 09.11.2011. Архивировано из оригинала 15 января 2018 г. Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б « Картины Леонардо «Дева в скалах» объединились » . Национальная галерея.org.uk. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 г. Проверено 17 июля 2013 г.
- ↑ Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 13–15.
- ^ Грэм-Диксон, Эндрю (23 октября 2011 г.). «Тайна двух Мадонн Леонардо» . www.telegraph.co.uk . Проверено 30 ноября 2019 г.
Более поздняя картина более идеализирована, и ангел Уриил больше не указывает на Святого Иоанна. Но почему?
- ^ Паолетти и Радке, с. 79
- ^ Паолетти и Радке, с. 261
- ^ Дэвид Томпсон, Рафаэль, жизнь и наследие , BBC, (1983), ISBN 0-563-20149-5
- ^ Людвиг Гольдшайдер, Микеланджело: картины, скульптуры, архитектура , Файдон, (!964)
- ^ Кларк, с. 51
- ^ Jump up to: а б Джек Вассерман, стр. 108–118.
- ^ Грэм-Диксон, Эндрю (23 октября 2011 г.). «Тайна двух Мадонн» . Воскресный телеграф .
- ^ Леонардо да Винчи: Отчет о его развитии как художника
- ↑ Люк Сайсон дал интервью Алистеру Суку, сравнение «Девственницы в скалах» , по состоянию на 12 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Billinge, Syson и Spring, Altered Angels , доступ 6 февраля 2012 г.
- ^ Паолетти и Радке, с. 362
- ^ Кемп, Цёлльнер и другие
- ^ Вассерман, с. 108
- ^ Кларк, стр. 49–53.
- ^ Анжела Оттино делла Кьеза, с. 95
- ^ Jump up to: а б Национальная галерея , Дева в скалах
- ^ Зёлльнер Ф, Леонардо да Винчи , Ташен , (2003) с. 223
- ^ Тэмсин Тейлор, Краткое изложение дела. Архивировано 24 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Вассерман, с. 114; Марко Росчи, с. 55
- ^ Пиццоруссо, Энн. Геология Леонардо: подлинность «Девы в скалах» , стр. 197–200.
- ^ Т. Тейлор, Леонардо и «Дева в скалах» , «Геология». Архивировано 6 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Марани, ПК (2010). Леонардиана: исследования и очерки Леонардо да Винчи. Италия: Скира.
- ^ Педретти, К. (2017). Леонардо да Винчи: «Дева в скалах» в версии Черами: ее история и критическая судьба. Италия: CB edizioni.
- ^ "По мотивам Леонардо да Винчи, Мадонна в скалах , ок.1508-160 ".
Библиография
[ редактировать ]- Официальный сайт Лувра, Дева в скалах , по состоянию на 11 декабря 2011 г.
- Национальная галерея, веб-сайт Лондона, Virgin of the Rocks , по состоянию на 6 февраля 2012 г.
- Дэниел Арасс (1997). Леонардо да Винчи . Конеки и Конеки. ISBN 978-1-56852-198-5 .
- Лучано Берти (1971). Уффици . Лестница.
- Рэйчел Биллиндж, Люк Сайсон и Марика Спринг, «Измененные ангелы: две панели из алтаря Непорочного зачатия однажды в Сан-Франческо-Гранде, Милан» , по состоянию на 5 января 2012 г.
- Анжела Оттино делла Кьеза (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Серия Penguin Classics of World Art. ISBN 978-0-14-008649-2 .
- Мартин Дэвис (1961). Каталог ранних итальянских школ . Каталоги Национальной галереи, Лондон. ISBN 978-0-901791-29-0 .
- Фредерик Хартт (1970). История итальянского искусства Возрождения . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-23136-4 .
- Мартин Кемп (2004). Леонардо . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280644-4 .
- Пиццоруссо, Энн, Геология Леонардо: подлинность «Девы в скалах» , Леонардо , Том 29, № 3 (1996), стр. 197–200, The MIT Press, JSTOR
- А.Э. Пофам (1946). Рисунки Леонардо да Винчи . Джонатан Кейп. ISBN 978-0-224-60462-8 .
- Марко Росчи (1977). Леонардо . Bay Books Pty Ltd. ISBN 978-0-85835-176-9 .
- Тэмсин Тейлор, (2011) Леонардо да Винчи и «Дева в скалах». Архивировано 3 июля 2018 г. в Wayback Machine , по состоянию на 6 февраля 2012 г.
- Джек Вассерман (1975). Леонардо да Винчи . Абрамс. ISBN 978-0-8109-0262-6 .
- Фрэнк Золлнер (2003). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков . Сумки. ISBN 978-3-8228-1734-6 . [Глава «Графические работы» написана Фрэнком Цоллнером и Йоханнесом Натаном].
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Богоматерь Леонардо в скалах , Smarthistory , Академия Хана |
- Официальная страница Национальной галереи.
- Официальная страница Лувра
- Леонардо да Винчи и Богоматерь в скалах . Что раньше? Другая точка зрения. Архивировано 3 июля 2018 г. на Wayback Machine.
- Иллюстрации парижской и лондонской версий
- геологический анализ двух картин Анны Пиццоруссо
- Боковые панели, Национальная галерея, нажмите ссылку, чтобы перейти на другую.
- Леонардо да Винчи: анатомические рисунки из Королевской библиотеки Виндзорского замка , полностью онлайн-каталог выставки в формате PDF из Метрополитен-музея, который содержит материалы о Деве в скалах (см. Индекс)
- CNN: «Эскизы, спрятанные под «Девой в скалах» Леонардо, раскрыты спустя 500 лет»
- Национальная галерея представляет изображения «брошенного» ангела и Христа под Богоматерью в скалах
- Картины в Национальной галерее, Лондон.
- Картины Леонардо да Винчи
- Картины итальянских художников в Лувре
- Картины Мадонны с Младенцем Леонардо да Винчи
- Картины Иоанна Крестителя
- Ангелы в искусстве
- картины 1480-х годов
- картины 1490-х годов
- картины 1500-х годов
- Музыкальные инструменты в искусстве
- Алтари
- Уриэль
- Ню арт