Антропоморфные деревянные культовые статуэтки Центральной и Северной Европы.
Антропоморфные деревянные культовые фигурки , иногда называемые полюсными богами , были найдены на многих археологических памятниках Центральной и Северной Европы . Их обычно трактуют как культовые изображения , в некоторых случаях предположительно изображающие божества, иногда имеющие либо вотивную , либо апотропную (защитную) функцию. Многие из них сохранились в торфяниках . Большинство из них представляют собой более или менее грубо обработанные шесты или раздвоенные палки; некоторые имеют форму резных досок. Они были датированы периодами от мезолита до раннего средневековья , включая римскую эпоху и эпоху переселения народов . Большинство из них были найдены в районах германских поселений, но некоторые происходят из районов кельтских поселений и из более поздней части диапазона дат, славянских поселений. Типология была разработана на основе большого количества найденных в Обердорле , Тюрингия , на жертвенном болоте, которое сейчас является Опфермур Фогтей музеем под открытым небом .
Самая старая из фигур — это мезолитическая находка из Виллемстада в Нидерландах, а самая поздняя — 13 века, но большинство датируется примерно ок. 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. Они встречаются на западе вплоть до Ирландии (хотя по крайней мере одна фигурка из Страты Флориды , найденная в Великобритании , была импортирована из Уэльса). [ нужна ссылка ] ) и на восток до Горбуновского болота в России. Безусловно, большинство из них сохранилось на каких-то водно-болотных угодьях; однако только одна фигура — из поселения позднего бронзового века в Вассербург-Бухау , недалеко от Бад-Бухау в Баден-Вюртемберге , Германия — была найдена в культуре озерных деревень в Альпах. [ 1 ]
Географическое распространение
[ редактировать ]
Места обитания антропоморфных идолов разбросаны по всему региону северо-западной и восточной Европы и представляют собой общеевропейский феномен, невзирая на культурные границы. Задокументированные места, показанные на карте, можно рассматривать как небольшую часть истинного количества столбовых идолов. Вполне вероятно, что многочисленные находки еще ждут в почве обширных, бывших болотных ландшафтов Европы (соседи по Балтийскому морю, Германия, Нидерланды, Россия и др.), если они не были уничтожены при добыче торфа (см. Разрушение дощатых настилов в Виттемуре) и т. д. .
Германоязычные регионы
[ редактировать ]Предыстория и развитие
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства существования антропоморфных деревянных культовых фигур в районах, где позже проживали германоязычные жители, относятся к бронзовому веку . Идол Бродденбьерга , итифаллическая фигура в виде раздвоенной палочки, найденная в торфяном болоте недалеко от Выборга, Дания , датируется углеродом примерно 535–520 до н.э. гг . [ 2 ] Фигурки из болота Браак , пара раздвоенных палочек мужского и женского пола, найденные в торфяном болоте в Брааке, земля Шлезвиг-Гольштейн , датируются 2-3 веками до нашей эры, но также и 4 веком. [ 3 ] [ 4 ] В районах с германоязычным населением фигуры были найдены на территории, простирающейся от земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии до Норрланда в Швеции. [ 5 ] но подавляющее большинство из них сохранилось в болотах или других влажных средах, поэтому невозможно узнать, насколько на самом деле широко распространена была эта практика. Одна фигура была найдена на суше, в комплексе рвов на склоне холма в Бад-Доберане , Мекленбург-Передняя Померания . [ 6 ] Подавляющее большинство фигурок заметно более абстрактны, чем другие художественные артефакты того времени. Сидящая фигура V-VI веков из болота Руде-Эскильструп в приходе Мунке-Бьергбю , Зеландия , Дания, необычайно детализирована: имеет тройное шейное кольцо или воротник, киртл и выраженный подбородок или бороду и напоминает бронзовую фигуру. найден в Брегнебурге на Фюне . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Было высказано предположение, что эта фигура, возможно, стояла в языческом храме и была помещена в болото во время обращения . [ 10 ] Кроме того, были обнаружены отверстия для столбов, такие как то, которое образует центральную часть «трибуны» на месте англосаксонского королевского зала 6-7 веков в Йиверинге . При длине стороны 56 сантиметров (22 дюйма) и глубине примерно 1,2 метра (3 фута 11 дюймов) это указывает на столб значительного размера, предположительно какой-то культовый столб. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Древнескандинавский . термин для обозначения бога áss (единственное число от Æsir ; происходит от общегерманского корня *ans, *ansuz, а также записан для готского языка как латинское множественное число ) имеет Anses Иорданом омоним, означающий «столб» или «балка» Джейкоб Гримм предположил, что некоторые ученые приняли это за происхождение «слова бога» и этимологию; [ 14 ] [ 15 ] можно было бы предположить, что это слово происходит от образов богов в форме полюса, но отнесение его к индийским асурам как к термину индоевропейского происхождения столь же правдоподобно. [ 16 ] Некоторые деревянные фигурки имеют форму простого шеста или столба, иногда установленных в куче камней. [ 17 ]
Литературные свидетельства
[ редактировать ]Тацит утверждает в Германии , что, хотя у германских народов были идолы, они не считали целесообразным антропоморфизировать их. Одним из примеров, которые он описывает, является ежегодное выставление напоказ изображения богини Нертус . [ 18 ] Более поздние германские народы, похоже, не испытывали этого отвращения, например, более сложные фигуры, сделанные из резных раздвоенных палочек, которые напоминают «деревянных людей» или «деревянных людей» из эддической поэмы « Хавамаль »:
|
|
Другие более или менее современные тексты также свидетельствуют о деревянных культовых фигурках в скандинавском язычестве . Христианские миссионерские сочинения пренебрежительно относятся к деревянным «идолам», таким как фигура бога Фрейра в «Гуннаре þáttr helmings» . [ 17 ] В « Саге о Рагнаре Лодброке» бог на Самсё описывается в виде 40-футового деревянного шеста, имеющего форму человека, и рассказывает, что он был установлен сыновьями Рагнара Лотброка для совершения жертвоприношений ради победы. [ 20 ] В рассказе Ибн Фадлана в начале X века о волжских викингах он пишет, что, как только они приходят в гавань, они оставляют свои корабли с едой и спиртными напитками и предлагают их на высоком куске дерева с лицом человека. высечен на нем, окруженном похожими фигурами меньшего размера. [ 21 ] Такое расположение было обнаружено в таких местах, как жертвенное болото Обердорла. [ нужна ссылка ]
Упоминания в исландских сагах об Ондвегиссулуре , на которых вырезаны изображения богов, в частности Тора и Фрейра , а также других идолов, могут быть связаны, но на них повлияли христианские концепции, поскольку саги были записаны в XII-XIV веках, спустя столетия после этого. языческий период.
Формы и материал
[ редактировать ]Гюнтер Бем-Бланке классифицировал антропоморфные фигурки на четыре группы на основе находок в Обердорле:
- Тип 1 . Шесты или столбы, иногда снабженные фаллосом , как в Обердорле; вариант формы из Поссендорфа, Веймар (ныне утерян) [ 22 ] имеет резную голову и прикрепленные к ней поднятые руки. [ 23 ]
- Тип 2 . Изготовлен из раздвоенной палки с вырезанной наверху головкой. Все найденные в Обердорле — женщины; в Северной Германии и Скандинавии итифаллические также встречаются мужские фигурки, такие как идол Бродденбьерга из недалеко от Выборга, Дания , и более художественно развитые мужские и женские фигурки из болота Браак из земли Шлезвиг-Гольштейн . [ 9 ] Размеры варьируются примерно от 1 до 3 метров (от 3 футов 3 дюймов до 9 футов 10 дюймов). [ 24 ]
- Тип 3 . Вырезанный из широкой доски силуэт с пустыми лицами, мужчины с прямоугольным телом, женщины с грудью или плечами, обозначенными наклонным разрезом, широкими бедрами и вульвой . Найденные в Обердорле и на лесной тропе Виттемур ( вельветовая дорога ) в Берне , Нижняя Саксония , они, как полагают, имели апотропное (защитное) назначение. [ 25 ] [ 26 ]
- Тип 4 . Вырезан из куска бруса прямоугольной формы с наклонной головкой и основанием, похожим на герму . Один из экземпляров этого типа был найден в Обердорле в позднем периоде Ла Тена . [ 25 ]
Большинство сохранившихся фигурок изготовлены из дуба , которому, вероятно, отдавалось предпочтение из-за его прочности в преимущественно влажных местах, где они были захоронены.
Интерпретации
[ редактировать ]Невозможно определить точное назначение фигурок или их отношение к названным германским богам и богиням, с поклонением которым они пересекаются; примеры найдены начиная с эпохи викингов . Мы не можем определить, насколько типичны те, которым удалось выжить и быть найденными, или их местонахождение; и наши сохранившиеся письменные источники информации о германском язычестве также неполны. [ 27 ] Они были интерпретированы, в частности Бем-Бланке, как место жертвоприношений плодородия на основании признаков мужских и женских половых признаков и частой ассоциации с черепками и костями животных, а в Обердорле - людей. Они могут возникнуть из культа фаллоса, хотя в германском язычестве имеется мало указаний на такой культ. С другой стороны, поскольку почитание столбов выходит за пределы германской культурной области, они могут возникать из веры в мировой столб (как это видно в саксонском Ирминсуле и древнескандинавском Иггдрасиле ) и, таким образом, происходить от архаичного культа деревьев . [ 17 ]
Хайко Штойер предположил, что в случае с мужскими и женскими фигурами Виттемура, которые стояли по обе стороны дощатой дороги через болото, возможно, в дополнение к духовному приношению удачи и защите (апотропаическому) мог существовать светский декоративный мотив. функции. [ 28 ]
Кельтскоязычные регионы
[ редактировать ]Относительно мало фигурок было найдено в районах кельтоязычных поселений, и из-за совпадения с германоязычными поселениями, особенно в регионе Северного моря , [ 29 ] иногда трудно отнести фигуру к той или иной группе людей.
Фрагмент антропоморфной фигурки из дуба, датируемой II веком до нашей эры, был найден в возможно жертвенной шахте внутри ограды Фирекшанце в районе Шмиден в Фельбахе в Баден-Вюртемберге, Германия. Первоначально на нем изображался человек, по-видимому, сидящий между двумя баранами, обхвативший их круп руками; От человеческой фигуры сохранились только руки. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
упоминается Лукана В «Фарсалии» священная роща недалеко от Массилии ( Марсель ), которая была местом человеческих жертвоприношений и имела каменные алтари и грубо отесанные деревянные идолы. [ 33 ]
В каменной копии ксоанона, найденной в Эффинье в Верхней Марне , Франция, скульптор воспроизвел отверстия для сучков в виде глазоподобных отверстий по бокам. Две колонны из кленового дерева с гривнами, найденные в культовом ограждении Либенице недалеко от Колина в Центральной Чехии , относятся к римскому периоду. Трехметровая дубовая скульптура «божества-хранителя» в капюшоне была найдена в старой гавани Женевы , Швейцария. [ 34 ] [ 35 ] А примитивно резные деревянные стелы были найдены в местах поклонения богиням водных источников, таких как так называемая Пфорцхайм- Сирона . [ 36 ] [ 37 ] Дубовая статуя, принадлежащая культуре Ла Тен, была найдена в устье реки Роны на Женевском озере , недалеко от Вильнева, Во , Швейцария. Его рост 1,25 метра (4 фута 1 дюйм), он одет в тунику. Он был датирован с помощью трех кельтских серебряных монет II века до нашей эры, которые находились в трещине в статуе и, как полагают, изображают кельтское божество конца II - середины I века, очевидно связанное с рекой или озером. [ 34 ] [ 35 ] [ 38 ] Наконец, деревянная фигура размером 58 сантиметров (23 дюйма) была найдена в Монбуи , к западу от Орлеана в центральной Франции. Предполагается, что это мужчина, а расположение находки в колодце римского храма позволяет предположить, что она служила религиозной цели; стиль фигуры напоминает стиль доримских фигур из Северной Германии. [ 39 ]
Ирландия
[ редактировать ]На сегодняшний день из Ирландии известны двадцать три антропоморфные фигуры, датируемые периодом от ранней бронзы до позднего железного века. Цифры взяты из одиннадцати водно-болотных угодий по всей Ирландии. В их число входят две фигуры, известные только по бумажным записям: одна из Золотого болота Каллен , графство Типперэри , найденная в конце-конце восемнадцатого века, и вторая из Баллибритании , графство Лондондерри , найденная в 1790-х годах. [ 40 ] В 1930 году Адольф Мар опубликовал открытие доисторической антропоморфной фигуры, найденной во время стрижки дерна на болоте в Ралагане , графство Каван , Ирландия, по имени Ралаганский Человек . У него есть генитальное отверстие, содержащее кусок белого кварца, который может представлять собой вульву или служить точкой крепления пениса. [ 41 ]
В 1934 году первая археологически раскопанная фигура была идентифицирована время раскопок в Лагоре Кранноге, графство Мит во Хью О'Нилом Хенкеном . Эта фигура является одной из двух явно антропоморфных фигур в корпусе, остальные более стилизованы. Он имеет рост 0,47 м и состоит из лица в форме сердца, квадратного туловища без рук и двух простых ног, заканчивающихся ступнями. Небольшая шишка в лобковой области интерпретируется как указание на мужские половые органы. [ 42 ] Фигура Лагора является самой ранней из найденных в Ирландии и датируется 2135–1944 гг. до нашей эры.
Последней из них является фигура Гортнакрарнны, датируемая кал. 252–413 гг. н.э. (1715±28 лет назад; UBA-43937), из болота, примыкающего к реке Оуэнур в графстве Роскоммон . [ 43 ]
Шотландия
[ редактировать ]в Шотландии была найдена женская фигура почти в натуральную величину, вырезанная из дубового бревна В 1880 году около Баллачулиша . Подчеркнуты гениталии, а в качестве глаз вставлены кусочки кварца. Фигура была помещена в ритуальном контексте вместе с другими предметами в ограждении, отмеченном плетеными ветвями, подобно культовым находкам на континенте. Радиоуглеродный анализ датировал его периодом между 700 и 500 годами до нашей эры. [ 44 ] [ 45 ]
Славяноязычные территории
[ редактировать ]Несколько деревянных антропоморфных фигур, найденных в районах западнославянских поселений вокруг Эльбы , например, храмовые находки из Гросса Радена (ныне часть Штернберга ) и Ральсвика , а также из Нойбранденбурга , все в Мекленбурге-Передней Померании, и Альтфризака (ныне часть Фербеллина). , Бранденбург ) [ 46 ] возможно, изображают божеств. Саксон Грамматик описывает храм в Арконе как огромный четырехголовый идол, намного выше человеческого роста. [ 47 ] Однако славянские антропоморфные фигуры не встречаются до X века, предположительно под влиянием соседних культур. [ 48 ]
Себастьян Братер различает идолов в форме досок и шестов. Он считает, что первое имеет преимущественно вотивную цель, [ нужна ссылка ] подобные описанным Саксоном и другими, включая Титмара Мерзебургского , но их отождествление с конкретными божествами может быть только предположением. Кроме того, как и кельтское и германское, славянское язычество не было универсально стандартизировано, но включало децентрализованные местные культовые центры и практики, частью которых должны были быть деревянные изображения. [ 49 ]
Лешек Слупецкий считает фигуру из Фишеринзеля близ Нойбранденбурга одним из самых значительных славянских идолов. Датированный XI–XII веками, он имеет форму двуглавого мужского бюста, установленного на колонне из тесаного дуба, и имеет высоту 178 сантиметров (5 футов 10 дюймов). Подчеркнуты борода, глаза и нос. [ 50 ] Это единственная многоголовая скульптура, сохранившаяся в славянском регионе, но местонахождение находки не указывает на какой-либо храм или святилище. [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]- Ксоанон , древнегреческие деревянные статуи, изображающие божеств.
- Сенот § Антропология , использование воронок на Юкатане для религиозных подношений, включающих деревянные фигурки.
- Идол Дагенхэма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франческо Менотти, Археология водно-болотных угодий и не только: теория и практика , Оксфорд: Оксфордский университет, 2012, ISBN 9780199571017 , стр. 193–94. Архивировано 9 июля 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ «Бог из Бродденбьерга». Архивировано 4 октября 2013 г. в Wayback Machine , Новое из прошлого (на датском языке).
- ^ Миранда Дж. Олдхаус Грин, Археология изображений: иконология и космология в железном веке и римской Европе , Лондон: Routledge, 2004, ISBN 9780415252539 , стр. 60. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Свенд Хансен, «Археологические находки из Германии: буклет к фотовыставке». Архивировано 8 октября 2013 г. в Wayback Machine , [Берлин]: Немецкий археологический институт, Отдел Евразии, 2010, стр. 34 (pdf)
- ^ Андреас Ольдеберг, «Некоторые деревянные идолы из доисторических и недавних времен». Архивировано 12 августа 2017 г. в Wayback Machine , Fornvännen 52 (1957) 247–58. (на шведском языке) (резюме на немецком языке)
- ^ Михаэль Мюллер-Вилле, Жертвенные культы германцев и славян , Археология в Германии , специальный выпуск, Штутгарт: Тайсс, 1999, ISBN 9783806214437 , с. 28. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Бенте Магнус, Люди, боги и маски - в искусстве скандинавского железного века , Десять тысяч лет народного искусства на Севере; Искусство 1 северного железного века, Кельн: Кениг, 2006, ISBN 9783883759852 , табличка 55.
- ^ HR Эллис Дэвидсон , Языческая Скандинавия , Древние народы и места 58, Лондон: Темза и Гудзон, 1967, OCLC 247529956 , табличка 31, с. 78 (описан на стр. 197 как Фото 32).
- ^ Перейти обратно: а б Йоханнес Марингер, «Вода в культе и верованиях доисторических людей», Anthropos 68.5/6, 1973, стр. 705–76, стр. 745. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Шарлотта Фабеч, «Центральность в древнескандинавских ментальных ландшафтах: диалог между устроенными и природными местами?», в книге « Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах: происхождение, изменения и взаимодействия» , изд. Андерс Андрен, Кристина Дженнберт и Катарина Раудвере, Вегар до Мидгорда 8, Лунд: Nordic Academic Press, 2006, ISBN 9789189116818 , стр. 26–32, стр. 30. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ RACAR 23–25 (1998) 4. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Лисбет Маргарет Томс, Поселения в Шотландии 1000 г. до н.э. – 1000 г. н.э. , Эдинбург: Эдинбургский университет, 1980, ISBN 9780852243633 , с. 48. Архивировано 1 июня 2024 г. в Wayback Machine .
- ^ Макс Адамс, Король Севера: Жизнь и времена Освальда Нортумбрии , Нью-Йорк: Глава Зевса, 2013, ISBN 9781781854174 , np. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine, предполагает франкский стаффол .
- ^ Якоб Гримм , Тевтонская мифология , тр. Джеймс Стивен Сталлибрасс, 4 тома, том 3, Лондон: Bell, 1882, переп. Нью-Йорк: Дувр, [1966], ОСЛК 378881 , с. 25.
- ^ Ян де Врис , Древнегерманская история религии , 2 тома, Том 2 Боги - Идеи о космосе - Падение язычества , Grundriß der Germanic Philologie 12.2, 2-е изд. Берлин: де Грюйтер, 1957, репр. как 3-е изд. 1970 г., OCLC 769214225 р. 9, примечание 1 (на немецком языке) содержит библиографию этой и конкурирующих этимологий.
- ^ «Асир», Рудольф Симек , Словарь северной мифологии , тр. Анджела Холл, Вудбридж, Саффолк: Брюэр, 1993, ISBN 9780859915137 , респ. 2000 р. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с «Полюсные боги», Симек, Словарь северной мифологии , с. 258.
- ^ Тацит , Германия 9.6: Более того, они не думают сдерживать богов стенами или замаскировать их в какой-либо форме человеческих уст от величия небесных существ - «Германцы, однако, не считают это совместимым с величием небесных существ. небесные существа, чтобы заключить богов в стены или уподобить их форме любого человеческого лица». Германия 40: вскоре повозка, одежды и, если хотите верить, сам бог омывается в тайном озере - «После этого машина, одежды и, если хотите верить, само божество очищаются». в тайном озере». Пер. Альфред Джон Черч и Уильям Джексон Бродрибб, Агрикола и Германия Тацита , Лондон: Макмиллан, 1868, ОСЛК 776555615
- ^ «Hávamál», стих 49, Урсула Дронке , Поэтическая Эдда , Том III Мифологические стихи II , Оксфорд: Оксфордский университет, 2011, ISBN 978-0-19-811182-5 , с. 12.
- ^ Кроуфорд, Джексон (2017). Сага о Вольсунгах: с Сагой о Рагнаре Лодброке . Индианаполис. стр. 132–133. ISBN 978-1624666339 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Джеймс Э. Монтгомери, «Ибн Фадлан и Русия». Архивировано 1 октября 2013 г. в Wayback Machine , Journal of Arab and исламские исследования 3, 2000 г.: «У этого куска дерева лицо, похожее на лицо человека, и оно окружен маленькими фигурками, за которыми лежат длинные куски дерева, вкопанные в землю».
- ^ Фигура Поссендорфа была около 90 сантиметров (35 дюймов) в высоту и, вероятно, была датирована II веком до нашей эры. Вейнанд ван дер Санден, тр. Сьюзен Дж. Меллор, Через природу к вечности: болотные тела Северо-Западной Европы , Амстердам: Батавский лев, 1996, ISBN 9789067074186 , с. 104.
- ^ Гюнтер Бем-Бланке , «Материальная и духовная культура. Племенные территории в I и II веках: культ и идеология», в книге Бруно Крюгера и др ., изд., Тевтонцы: история и культура германских племен в Центральной Европе. . Справочник в двух томах , Том 1. От истоков до II века нашей эры , издания Центрального института древней истории и археологии Академии наук ГДР 4, Берлин: Академия, 1976, OCLC 256529450 , стр. 351–71, стр. 351–71. 369 (на немецком языке)
- ^ Бем-Бланке, стр. 369–71.
- ^ Перейти обратно: а б Бем-Бланке, с. 371.
- ^ Менотти, с. 193.
- ^ Торстен Капелле и Бернхард Майер, «Идолы, идолопоклонство», в Reallexikon der Germanische Altertumskunde , 2-е изд., Том 15, Берлин / Нью-Йорк: de Gruyter, 2000, ISBN 3-11-016649-6 , стр. 325–30, стр. 330.
- ^ Хайко Штойер , «Об антропоморфных болотах доримского железного века», в «Исследованиях жизненного мира железного века: Festschrift для Розмари Мюллер» , изд. Вольф-Рюдигер Тиген, Розмари Мюллер, Розмари Корди, Олаф Дёррер и Хайко. Штойер, Reallexikon der Germanische Altertumskunde , дополнительный том 53, Берлин/Нью-Йорк: de Gruyter, 2006, ISBN 978-3-11-019010-6 (на немецком языке)
- ^ Гельмут Бирхан , Кельты. Попытка общего представления их культуры , 2-е изд. Вена: Австрийская академия наук, 1997. ISBN 9783700126096 , стр. 682. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine , 937. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Бернхард Майер , Религия кельтов: боги, мифы, мировоззрение , Мюнхен: Бек, 2001, ISBN 9783406482342 , с. 151. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Гюнтер Виланд и др ., Кельтский Viereckschanzen Фельбах-Шмидена (район Ремс-Мурр) и Энингена (район Бёблинген) , исследования и отчеты о предыстории и ранней истории в Баден-Вюртемберге 80, Штутгарт: Тайсс, 1999, ISBN 9783806214819 , с. 38. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Нико Ройманс, Племенные общества в Северной Галлии: антропологическая перспектива , Cingula 12, Амстердам: Амстердамский университет, Институт протоистории Альберта Эггеса ван Гиффена, 1990, ISBN 9789070319137 , с. 62. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Лукан, Фарсалия (также известная как «Гражданская война») Книга III «Массилия», ll. 458–61, 468–71, пер. Эдвард Ридли, 1896 г., в Библиотеке средневековой и классической литературы, Фарсалия, книга 3. Архивировано 4 мая 2018 г. в Wayback Machine , 4 мая 2018 г.:
- ... Никаких лесных нимф
- Здесь нашел дом, ни Пан, но дикие обряды
- И варварское поклонение, ужасные алтари
- На массивных камнях воздвигнутых; священный кровью
- Из людей было каждое дерево. ...
- ... изображения богов
- Грубый, едва сделанный из упавшего ствола
- Удерживал середину пространства: и, бледный от распада,
- Их гниющие формы вселяли ужас.
- ^ Перейти обратно: а б Андрес Фургер и Феликс Мюллер с Марией Анжеликой Боррелло и др ., тр. Джозеф Рафтери, Гельветское золото: кельтские сокровища из Швейцарии , каталог выставки, Швейцарский национальный музей, Цюрих: Эйдолон, 1991, ОСЛК 26452989 , с. 78. Архивировано 1 июня 2024 г. в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б ОЙ. Фрей, «Кельтская крупномасштабная скульптура», в «Настоящем лексиконе германской археологии» , 2-е изд., Том 16, Берлин / Нью-Йорк: де Грюйтер, 2000, ISBN 9783110167825 , стр. 395–407, стр. 404. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Бирхан, с. 937.
- ^ Клаус Кортюм, Портус-Пфорцхайм: Исследования по археологии и истории в римские времена , источники и исследования по истории города Пфорцхайм 3, Зигмаринген: Thorbecke, 1995, ОСЛК 35252688 , с. 202. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Майер, с. 151. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine ; см. Р. Висс, «Статуя celte де Вильнёв», Helvetia Archeologica 10 (1979) 58–67 (на французском языке).
- ^ Торстен Капелле, «Антропоморф Холзидол в Миттель- и Нордёропе». В: Скрипта минора. Королевский Humanistiska Vetenskapssamfundet i Lund, 1 (1995–96), Стокгольм: Almquist & Wiksell, 1995, ISBN 91-22-01705-4 , стр. 1–68, стр. 25, 27. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Уодделл, Джон (1998). Доисторическая археология Ирландии . Голуэй: Издательство Университета Голуэя. стр. 360–361. ISBN 1-901421-10-4 . OCLC 39155773 . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Олдхаус Грин, Миранда (30 апреля 2004 г.). Археология изображений: иконология и космология в железном веке и римской Европе . Тейлор и Фрэнсис. п. 78. ИСБН 9780203647455 .
- ^ Коулз, Бриони (1990). «Антропоморфные деревянные фигурки из Великобритании и Ирландии» . Труды Доисторического общества . 56 : 315–333. дои : 10.1017/S0079497X0000517X . ISSN 0079-497X . S2CID 164050650 . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Кэмпбелл, Ева; О Маолдуин, Рос (весна 2022 г.). «Идолы, арды и отрубленные головы: три тысячи лет захоронения в болоте Роскоммона» . ПРОШЛОЕ . 100 : 12–13. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Стюарт Пигготт и Глин Э. Дэниел , Книга с картинками древнего британского искусства , 1951, респ. Кембридж: Кембриджский университет, 2010 г., ISBN 9780521176408 , с. 7, рис. 33, с. 36. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Ян Армит, Кельтская Шотландия , Историческая Шотландия, Лондон: Бэтсфорд, 1997, ISBN 9780713475388 , стр. 87–88. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Себастьян Братер, Археология западных славян: поселение, экономика и общество в раннем и высоком средневековье в Восточной и Центральной Европе , 2-е изд., Reallexikon der Germanische Altertumskunde , дополнительный том 61, Берлин / Нью-Йорк: de Gruyter, 2008, ISBN 9783110206098 , с. 325. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Саксон Грамматик , Gesta Danorum 14.39: Норберт Райтер, Вера славян в европейской сети , Учебники по славянству NF 21, Висбаден: Харрассовиц, 2009, ISBN 9783447060943 , с. 100. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Брат, с. 320. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Лешек Слупецкий, «Храм в Ретра-Ридегосте: западнославянский языческий ритуал, описанный в начале одиннадцатого века», в книге «Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах », стр. 224–28, стр. 224. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Фотография, Герберт Шютц , Инструменты, оружие и украшения: германская материальная культура в докаролингской Центральной Европе, 400–750 , Северный мир 1, Лейден / Бостон: Брилл, 2001, ISBN 9789004122987 , табличка 50, стр. 53. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Лешек Павел Супецкий, тр. Изабела Шиманская, Славяно-языческие святилища , Варшава: Институт археологии и этнологии Польской академии наук, 1994, 1994; ISBN 9788385463276 , с. 205.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хаджо Хайен: «Деревянные культовые фигуры на Боленвеге XLII (IP) в Виттенмуре (муниципалитет Берна, район Везермарш)». Заказчик НФ 22 (1971), ISSN 0342-0736, 88-123. (на немецком языке)
- Рудольф Симек. Религия и мифология германских народов . Штутгарт: Тайсс, 2003, ISBN 9783806218213 . (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея , Кем были германцы? , Arte , 19 июля 2007 г. Изображения 4 и 5. (на немецком языке)