Фэн-шуй
Фэн-шуй | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Фэн Шуй | ||
Упрощенный китайский | Фэн Шуй | ||
Буквальный смысл | "ветер-вода" | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | фэн-шуй | ||
Китайские иероглифы | Фэн Шуй | ||
Тайское имя | |||
тайский | Фен Шуй (Хуан Чуй) | ||
корейское имя | |||
хангыль | фэн-шуй | ||
Ханджа | Фэн Шуй | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Фэн Шуй | ||
Хирагана | Фуусуи | ||
| |||
Кхмерское имя | |||
кхмерский | Фэн Шуй |
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Фэн-шуй ( / ˈ f ʌ ŋ ˌ ʃ uː i / [2] или / ˌ f ŋ ʌ ˈ ʃ w eɪ / [3] ), иногда называемая китайской геомантией , представляет собой традиционную практику, зародившуюся в Древнем Китае и утверждающую использование энергетических сил для гармонизации людей с окружающей средой. Термин фэн-шуй буквально означает «ветер-вода» (то есть жидкость). С древних времен считалось, что ландшафты и водоемы направляют поток универсальной Ци – «космического потока» или энергии – через места и сооружения. В более широком смысле фэн-шуй включает в себя астрономические , астрологические , архитектурные , космологические , географические и топографические измерения. [4] [5]
Исторически, как и во многих частях современного китайского мира, фэн-шуй использовался для выбора ориентации зданий, жилищ и духовно значимых сооружений, таких как гробницы . Однако один ученый пишет, что в современных западных обществах «фэн-шуй имеет тенденцию сводиться к дизайну интерьера для здоровья и богатства. Он становится все более заметным благодаря «консультантам по фэн-шуй» и корпоративным архитекторам, которые берут большие суммы денег за свой анализ. консультации и дизайн». [5]
считали фэн-шуй одновременно ненаучным и псевдонаучным . Ученые и философы [6] и это было описано как парадигматический пример лженауки. [7] Он демонстрирует ряд классических псевдонаучных аспектов, таких как утверждения о функционировании мира, которые не поддаются проверке научным методом . [8]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Культуры Яншао и Хуншань предоставляют самые ранние известные свидетельства использования фэн-шуй. До изобретения магнитного компаса фэн-шуй полагался на астрономию для поиска корреляций между людьми и Вселенной. [9] В 4000 году до нашей эры двери жилищ в Банпо были выровнены по астеризму Инши сразу после зимнего солнцестояния — это позволило разместить дома для получения солнечной энергии . [10] в Чжоу эпоху Инши был известен как Дин и использовался для обозначения подходящего времени для строительства столицы Согласно Шицзин , . Поздний памятник Яншао в Дадиване (ок. 3500–3000 до н. э.) включает в себя дворцовое здание (F901) в центре. Здание выходит на юг и граничит с большой площадью. Он стоит на оси север-юг вместе с еще одним зданием, в котором, по-видимому, проводились общественные мероприятия. Региональные сообщества, возможно, использовали комплекс. [11]
Могила в Пуяне (около 4000 г. до н.э.), содержащая мозаику — китайскую звездную карту астеризмов Дракона и Тигра и Бэйдоу ( Большой Ковш, Ковш или Бушель ) — ориентирована по оси север-юг. [12] Присутствие как круглых, так и квадратных форм в гробнице Пуян, в церемониальных центрах Хуншань и в позднем поселении Луншань в Лутайгане, [13] позволяет предположить, что гаитианская космография (небо-круглое, земля-квадрат) существовала в китайском обществе задолго до ее появления в Чжоуби Суаньцзин . [14]
Космография , имеющая сходство с современными устройствами и формулами фэн-шуй, изображена на куске нефрита, раскопанном в Ханьшане и датированном примерно 3000 годом до нашей эры. Археолог Ли Сюэцинь связывает этот дизайн с люжэнь астролябией , жинань чжэнь и луопань . [15]
Начиная с дворцовых построек в Эрлиту , [16] все столицы Китая следовали правилам фэн-шуй в своем дизайне и планировке. В эпоху Чжоу эти правила были систематизированы в Каогонг цзи ( китайский : 考工記 ; «Руководство по ремеслам»). Руководство плотника Лу Бань Цзин ( 魯班經 ; «Рукопись Лу Баня») сводило правила для строителей. Могилы и гробницы также соответствовали правилам фэн-шуй от Пуяна до Мавандуя и за его пределами. Судя по самым ранним записям, структура могил и жилищ, похоже, подчинялась одним и тем же правилам. [ нужна ссылка ]
Ранние инструменты и методы
[ редактировать ]Некоторые основы фэн-шуй насчитывают более 3500 лет. [17] до изобретения магнитного компаса. Оно зародилось в китайской астрономии . [18] Некоторые современные методы можно проследить до неолитического Китая. [19] в то время как другие были добавлены позже (особенно династия Хань , Тан , Сун и Мин ). [20]
Астрономическая история фэн-шуй проявляется в развитии инструментов и техник. Согласно Чжоули , первоначальный инструмент фэн-шуй мог быть гномоном . Китайцы использовали околополярные звезды для определения оси поселений с севера на юг. Этот метод объясняет, почему дворцы Шан в Сяотуне расположены в 10 ° к востоку от строгого севера. В некоторых случаях, как заметил Пол Уитли , они делили угол между направлениями восходящего и заходящего солнца пополам, чтобы найти север. [21] Этот метод обеспечил более точное выравнивание стен Шан в Яньши и Чжэнчжоу . Ритуалы использования инструмента фэн-шуй требовали от прорицателя изучить текущие явления неба, чтобы установить устройство и отрегулировать свое положение по отношению к устройству. [22]
Старейшими примерами инструментов, используемых в фэн-шуй, являются астролябии люжэнь , также известные как ши . Они состоят из лакированной двусторонней доски с астрономическими линиями обзора. Самые ранние образцы астролябий лиурен были обнаружены в гробницах, датируемых периодом между 278 и 209 годами до нашей эры. Вместе с гаданием на Да Лю Рена [23] доски обычно использовались для обозначения движения Тайи (Полярной звезды) через девять дворцов. [24] [25] Маркировка люжэня /ши и первых магнитных компасов практически идентична. [26]
Магнитный компас использовался в фэн-шуй с момента его изобретения. [27] Традиционные инструменты фэн-шуй состоят из Луопаня или более ранней ложки, указывающей на юг ( 指南針 жинань чжэнь ), хотя обычного компаса может быть достаточно, если понимать различия. Не путать с колесницей, указывающей на юг , которая использовалась для навигации. Также можно использовать линейку фэн-шуй (более позднее изобретение). [ нужна ссылка ]
Более поздняя история
[ редактировать ]После династии Сун гадание как политический институт начало приходить в упадок и вместо этого стало все более частным делом. Многие эксперты и прорицатели фэн-шуй продавали свои услуги на открытом рынке, что позволило фэн-шуй быстро набрать популярность. [4]
Во времена поздней династии Цин фэн-шуй стал чрезвычайно популярен. Повсеместная нищета и растущий государственный деспотизм привели к тому, что фэн-шуй стал более широко практиковаться в сельской местности. Династия Цин попыталась подавить инакомыслие после восстания Белого Лотоса и восстания тайпинов , но децентрализация фэн-шуй затруднила подавление в народных и элитных кругах. [4] [28]
Китая В эпоху унижения фэн-шуй начал получать неявную поддержку правительства как метод колониального сопротивления. Посредством милитаризации сельской местности местное дворянство использовало фэн-шуй для оправдания и поощрения народных нападений на миссионеров и колониальную инфраструктуру. Это позволило местным элитам и правительственным чиновникам обойти иностранную экстерриториальность и сохранить местный суверенитет. Это, в дополнение к культурным аспектам фэн-шуй, сделало эту практику мощным выражением разграничения между иностранной и китайской идентичностью. [4]
После подъема коммунистического Китая религия и традиционная космология подавлялись более чем когда-либо во имя идеологической чистоты. Децентрализованные инакомыслия, такие как фэн-шуй, лучше всего пережили этот период. В результате фэн-шуй стал одной из немногих альтернативных форм мышления в сельской местности Китая. [4] Эксперты фэн-шуй оставались очень востребованными, несмотря на многочисленные кампании по подавлению этой практики. [29]
Китая И только после реформ и открытости фэн-шуй полностью возродился. Поскольку экономическая либерализация способствовала социальной конкуренции и индивидуализму, фэн-шуй смог найти новую основу благодаря своему фокусу на индивидуализме и аморальном оправдании социальных различий. [29]
Основополагающие концепции
[ редактировать ]Определение и классификация
[ редактировать ]Фэн-шуй рассматривает удачу и неудачу как материальные элементы, которыми можно управлять с помощью предсказуемых и последовательных правил. [30] Это предполагает управление ци, воображаемой формой космической «энергии». Располагая местную среду так, чтобы максимизировать хорошую ци , можно оптимизировать свою удачу. [4] [30] Фэн-шуй утверждает, что внешняя среда человека может влиять на его внутреннее состояние. [31] Цель практики — достичь «идеального места», местоположения и оси во времени. [32] [1] это может помочь человеку достичь состояния шу фу ( 舒服 ) или гармонии со вселенной. [30]
Традиционный фэн-шуй по своей сути является формой поклонения предкам . Популярный в фермерских сообществах на протяжении веков, он был основан на идее, что призраки предков и другие независимые, нематериальные силы, как личные, так и безличные, влияют на материальный мир и что эти силы необходимо успокаивать посредством обрядов и подходящих мест захоронения. За определенную плату практикующий фэн-шуй определял подходящие места для живых и мертвых для достижения шу-фу . [30] Главной основополагающей ценностью был материальный успех для живущих. [33]
По словам Стюарта Вайса , фэн-шуй — «очень популярное суеверие». [34] Правительство КНР также назвало это суеверием. [35] Фэн-шуй классифицируется как лженаука, поскольку он демонстрирует ряд классических псевдонаучных аспектов, таких как утверждения о функционировании мира, которые не поддаются проверке научным методом . [8] Ученые и философы назвали его одновременно ненаучным и псевдонаучным. [6] и был описан как парадигматический пример лженауки. [7]
Ци ( ци )
[ редактировать ]Ци ( 气 , произносится как «чи») — это подвижная положительная или отрицательная жизненная сила, которая играет важную роль в фэн-шуй. В «Книге погребений» говорится, что при погребении используется «жизненная ци ». Цель фэн-шуй — использовать жизненную ци путем правильного расположения могил и построек. [1]
Полярность
[ редактировать ]Полярность выражается в фэн-шуй как теория инь и ян . То есть он состоит из двух частей: одна создает напряжение, а другая принимает это напряжение. Развитие этой теории и ее следствия, пятифазной теории (теории пяти элементов) , также было связано с астрономическими наблюдениями солнечных пятен . [37]
Пять элементов или сил ( у син ), которыми, по мнению китайцев, являются металл, земля, огонь, вода и дерево, впервые упоминаются в китайской литературе в главе классической Книги Истории . Они играют очень важную роль в китайской мысли: «элементы» обычно означают не столько сами вещества, сколько силы, необходимые для человеческой жизни. [38] Земля — это буфер или равновесие, достигаемое, когда полярности компенсируют друг друга. [ нужна ссылка ] В то время как цель китайской медицины состоит в том, чтобы сбалансировать Инь и Ян в организме, цель фэн-шуй описывается как выравнивание города, участка, здания или объекта с силовыми полями Инь-Ян. [39]
Багуа (восемь триграмм)
[ редактировать ]Восемь диаграмм, известных как багуа, имеют большое значение в фэн-шуй, и обе они появились раньше, чем их упоминания в « И Цзин» . [40] Карта Ло (Река) была разработана первой. [41] и иногда ассоциируется с Поздних Небес аранжировкой багуа . Это и Карта Желтой реки ( Хэту , иногда связанная с Багуа Раннего Неба ) связаны с астрономическими событиями шестого тысячелетия до нашей эры и с Черепаховым календарем времен Яо. [42] Черепаховый календарь Яо (найденный в Яодянь разделе Шаншу или Книги документов ) датируется 2300 годом до нашей эры, плюс-минус 250 лет. [43]
В Яодяне стороны света определяются звездами-маркерами мегасозвездий, известных как Четыре Небесных Зверя: [43]
- Восток: Лазурный Дракон (Весеннее равноденствие) — Няо (Птица 鳥 ), α Скорпиона.
- Юг: Алая птица (летнее солнцестояние) — Хо (Огонь 火 ), α Гидры.
- Запад: Белый Тигр (осеннее равноденствие) — Муо (Волосы 毛 ), η Тельца ( Плеяды ).
- Север: Черная черепаха (зимнее солнцестояние) — Сюй (Пустота, Пустота 虛 ), α Водолея , β Водолея.
Диаграммы также связаны с сифанг методом гадания (четыре направления), используемым во времядинастия Шан. [44] Однако сифанг намного старше. Он использовался в Нюхэляне и занимал важное место в культуры Хуншань астрономии . И именно эта область Китая связана с Желтым императором (Хуанди), который якобы изобрел ложку, указывающую на юг (см. Компас ). [45]
Традиционный фэншуй
[ редактировать ]Традиционный фэн-шуй — древняя система, основанная на наблюдении небесного времени и земного пространства. Литература, а также археологические данные дают некоторое представление о происхождении и природе техник фэн-шуй. Помимо книг, существует также сильная устная история. Во многих случаях мастера передавали свои техники только избранным ученикам или родственникам. [46] Современные практикующие фэн-шуй используют в своей практике несколько направлений.
Форма филиала
[ редактировать ]Ветка Форм – старейшая ветвь фэн-шуй. Цин Уцзы из династии Хань описывает это в Книге гробниц. [47] а Го Пу из династии Цзинь продолжает более полное описание в «Книге погребений» . [ нужна ссылка ]
Ветка Форм изначально занималась расположением и ориентацией гробниц ( фэн-шуй Дома Инь ), что имело большое значение. [32] Затем филиал перешел к рассмотрению домов и других построек ( Дом Ян по фэн-шуй ).
«Форма» в ветке «Форма» относится к форме окружающей среды, такой как горы, реки, плато, здания и общее окружение. В нем рассматриваются пять небесных животных (красный феникс, лазурный дракон, белый тигр, черная черепаха и желтая змея), концепция инь-ян и традиционные пять элементов ( У Син : дерево, огонь, земля, металл и вода). . [ нужна ссылка ]
Ветка Формы анализирует форму земли, потоки ветра и воды, чтобы найти место с идеальной ци . [48] Также учитывается время важных событий, таких как рождение жителя и строительство сооружения.
Компас Филиал
[ редактировать ]Ветка «Компас» представляет собой собрание новейших техник фэн-шуй, основанных на восьми направлениях, каждое из которых, как говорят, обладает уникальной ци. Он использует Луопан , диск, отмеченный формулами в концентрических кольцах вокруг магнитного компаса. [49]
Ветка «Компас» включает в себя такие техники, как «Летящая звезда» и «Восемь особняков» . [ нужна ссылка ]
Западные формы фэн-шуй
[ редактировать ]Более поздние формы фэн-шуй упрощают принципы, заимствованные из традиционных ветвей, и сосредотачиваются главным образом на использовании багуа . [ нужна ссылка ]
Метод стремлений
[ редактировать ]Стиль « Восемь жизненных стремлений » фэн-шуй представляет собой простую систему, которая координирует каждое из восьми основных направлений с конкретным жизненным стремлением или положением, таким как семья, богатство, слава и т. д., которые исходят от правительства восьми стремлений Багуа . В остальном Жизненные Устремления не являются геомантической системой. [ нужна ссылка ]
Список конкретных ветвей фэн-шуй
[ редактировать ]Ти Ли (Формальный филиал)
[ редактировать ]Популярные « форм » Синши Пай методы
[ редактировать ]- Луан Тоу Пай, 巒頭派 , Пиньинь: luán tou pài (анализ окружающей среды без использования компаса)
- Син Сян Пай, Изображение или образы , Пиньинь: xíng xiàng pài, (формы изображений)
- Синфа Пай, Синфа Пай , Пиньинь: xíng fώ pài
Лици Пай (Ветка компаса)
[ редактировать ]Лици Пай « Компас » Популярные методы
[ редактировать ]Метод Сан Юань , Школа Саньюань (пиньинь: сан юань пай)
- Построение Восемь Врат Дракона , 龙门八法 (пиньинь: lóng mén bā fǎ)
- Сюань Конг , Сюань Конг (методы времени и пространства)
- Сюань Конг Фэй СинСюаньконг Фейсин (методы времени и направления летящих звезд)
- Сюань Конг Да Гуа , Сюань Конг Да Гуа («Тайный указ» или 64 отношения гуа)
- Сюань Конг Ми Цзы , указ Таинственный космический секретный
- Сюань Конг Лю Фа , Шесть техник таинственного пространства
- Цзы Бай Цзюэ, Пурпурно- белый свиток
Метод Сан Хэ , Школа Санхэ (анализ окружающей среды с использованием компаса)
- Доступ к методам Дракона
- Ба Чжай , 八宅 (Восемь особняков)
- Ян Гун Фэн Шуй , Ян Гун Фэн Шуй
- Водные методы , Водный метод Хелуо
- Местное объятие
Другие
- Дом Инь по фен-шуй , Дом Инь по фен-шуй (Фэн-шуй умершего)
- Четыре Столпа Судьбы , гемерологии. форма
- Цзы Вэй Доу Шу , Астрология Пурпурной Звезды
- И-Цзин , Перемен Книга
- Ци Мэнь Дунь Цзя , таинственной двери Техники выхода из
- Да Лю Жэнь , 大六嬣 (Гадание: Большая Шестерка Небесной Ян Водной Ци)
- Тай И Шэнь Шу , Гадание : Метод магического расчета Тай И
- Выбор даты , 擇日 (Выбор благоприятных дат и времени для важных событий)
- Китайская хиромантия , 掌相學 (предсказание судьбы по хиромантии)
- Китайское чтение по лицу , 面相學 (Чтение судьбы по чтению по лицу)
- Большие и малые блуждающие звезды (созвездия)
- Пять фаз , 五行 (взаимосвязь пяти фаз или усин )
- BTB Black (Hat) Тантрическая буддийская секта (западные или современные методы, не основанные на классических учениях)
- Символический фэн-шуй ( методы фэн-шуй нового века , которые пропагандируют замену символическими (духовными, соответствующим представлением пяти элементов) объектами, если природная среда или объект/ы недоступны или нежизнеспособны)
- Метод Пирса в фэн-шуй (иногда произносится: фон Швей) Практика сочетания ударов с успокаивающей расстановкой мебели для содействия миру и процветанию.
Традиционное использование фэн-шуй
[ редактировать ]Экологический менеджмент
[ редактировать ]Традиционный фэн-шуй представлял собой систему, призванную помочь сельским деревням защититься от последствий погоды и стихийных бедствий. [50] Как набор последовательных правил, фэн-шуй может способствовать коллективному консенсусу в отношении развития без необходимости централизованного руководства. Понимая, что чьи-то действия могут нанести ущерб фэн-шуй и судьбе всей деревни, люди были заинтересованы в том, чтобы знать эти правила и тщательно управлять развитием своей земли и ресурсов. Это послужило предотвращению трагедии общин . Когда конфликт все же вспыхивал во время развития, эксперты фэн-шуй играли важную роль в балансировании интересов и обеспечении упорядоченного развития. [30]
Различные ветви фэн-шуй были разработаны и приняты в ответ на различия в местной географии. [50] На юге Китая это часто приводило к тому, что деревни располагались на высоких холмах, защищенных от наводнений и эрозии, с объединяющимися ручьями, которые облегчали орошение и дренаж, полями ниже по течению, удобряемыми нечистотами, а могилы располагались на самых высоких холмах вдали от воды и на бесценных в других отношениях местах. сельскохозяйственные угодья. [30] В этой степени фэн-шуй может помочь сообществам управлять своим пространством так, чтобы оно соответствовало их физическим, экологическим и эстетическим потребностям. [50]
Разрешение конфликтов
[ редактировать ]Ключевым аспектом фэн-шуй является понимание полярности. В отличие от западного дуализма , в котором концепции совершенно противоположны и непримиримы, китайская полярность рассматривает противоположные концепции как постоянно меняющиеся и неразделимые. Результатом является упор на постоянный компромисс и баланс для поддержания гармонии. [31]
Было замечено, что фэн-шуй играет важную роль в урегулировании сельских конфликтов. Посредством аморального объяснения различий в судьбах фэн-шуй предоставляет универсальный набор космических правил, которые сообщества стремятся соблюдать. Это может способствовать единству сообщества, а также создавать многочисленные точки поляризации. Благодаря найму специалистов фэн-шуй споры между жителями деревни могут быть решены мирным путем, не теряя при этом лица. [30] Кроме того, эти безличные космические правила помогают регулировать местную ревность по поводу богатства и престижа. [4]
Мобилизация сообщества и политический протест
[ редактировать ]Еще во времена династии Тан китайское государство признавало разрушительную силу популярных выражений фэн-шуй над государственной властью. [29] На уровне сообщества фэн-шуй может сыграть важную роль в мобилизации сообщества и политическом протесте. [30] Подняв космологические объяснения событий, фэн-шуй позволил выражать недопустимые в противном случае политические взгляды. [28]
Во время Боксерского восстания фэн-шуй использовался для оправдания нападений на западных миссионеров и колониальную инфраструктуру. Полагая, что эти инфраструктурные проекты и группы создавали плохой фэн-шуй, повстанцы смогли спровоцировать свои местные сообщества на восстание против иностранного влияния. [4]
В более цивилизованной степени фэн-шуй может облегчить общественные переговоры. Во время строительства водохранилища Шек Пик фэн-шуй использовался, чтобы сплотить сообщество против водохранилища и помешать строительству. И только после нескольких месяцев трудных переговоров, гарантированный местный надзор, компенсация и переселение, строительство могло пойти гладко. [51] Для многих сообществ фэн-шуй является методом получения должного уважения и компенсации от правительства. [30]
Выражение идентичности
[ редактировать ]Фэн-шуй называют эгоцентричной традицией. [4] Из-за природы удачи один человек получает выгоду за счет другого. Таким образом, по сравнению с более коллективистскими традициями конфуцианства , фэн-шуй способствует социальной конкуренции и атомизации семейной структуры . [29] Эта дифференциация особенно выражается в удачном расположении и строительстве больших домов, которые могут изменить местный баланс фэн-шуй. [30] [29]
Фэн-шуй также помогает продвигать этническую дифференциацию. В Южном Китае разные народные традиции и верования определяют разные интерпретации фэн-шуй. [28] Благодаря конфликтам из-за мест захоронений эти противоположные интерпретации фэн-шуй выступают в качестве важного средства разрешения межэтнических споров и определения местной динамики. [30]
Современное использование фэн-шуй
[ редактировать ]После визита Ричарда Никсона в Китайскую Народную Республику в 1972 году практика фэн-шуй стала популярной в Соединенных Штатах. Критики предупреждают, что претензии на научную обоснованность оказались ложными, а подобная практика является псевдонаучной . Другие утверждают, что его заново изобрели и коммерциализировали предприниматели Нью-Эйджа. [52] или обеспокоены тем, что большая часть традиционной теории была потеряна при переводе, не получила должного внимания, не одобрялась или презиралась. [53]
Тем не менее, фэн-шуй нашел множество применений. Ландшафтные экологи часто считают традиционный фэн-шуй интересным исследованием. [54] Во многих случаях единственными оставшимися участками старого азиатского леса являются «леса фэн-шуй». [55] связаны с культурным наследием, исторической преемственностью и сохранением различных видов флоры и фауны. [56] Некоторые исследователи интерпретируют наличие этих лесов как индикатор того, что «здоровые дома» [57] устойчивость [58] и экологические компоненты традиционного фэн-шуй не следует легко сбрасывать со счетов. [56] [59] Ученые-экологи и ландшафтные архитекторы исследовали традиционный фэн-шуй и его методики. [60] [61] [62] Архитекторы изучают фэн-шуй как азиатскую архитектурную традицию. [63] [64] [65] [66] Географы проанализировали приемы и методы, помогающие найти исторические места в Виктории, Британская Колумбия, Канада. [67] и археологические памятники на юго-западе Америки, сделав вывод, что коренные американцы также учитывали астрономию и особенности ландшафта. [68]
Верующие используют его в лечебных целях, для ведения своего бизнеса или для создания мирной атмосферы в своих домах, хотя эмпирических доказательств его эффективности нет. [69] В частности, они используют фэн-шуй в спальне, где считается, что ряд техник, включающих цвета и расположение, способствуют комфорту и спокойному сну. [ нужна ссылка ] Некоторые пользователи фэн-шуй, возможно, пытаются обрести чувство безопасности или контроля, например, выбирая благоприятные номера для своих телефонов или удачное расположение дома. Их мотивация аналогична причинам, по которым некоторые люди обращаются к гадалкам . [70] [71]
В 2005 году Гонконгский Диснейленд признал фэн-шуй важной частью китайской культуры, сместив главные ворота на двенадцать градусов в своих планах строительства. Это было среди действий, предложенных планировщиком архитектуры и дизайна Walt Disney Imagineering Вин Чао . [72] В Сингапурском политехническом институте и других учебных заведениях профессионалы, в том числе инженеры, архитекторы, агенты по недвижимости и дизайнеры интерьеров, ежегодно проходят курсы по фэн-шуй и гаданию, некоторые из которых становятся консультантами по фэн-шуй на неполный или полный рабочий день. [73]
Критика
[ редактировать ]Традиционный фэншуй
[ редактировать ]Маттео Риччи (1552–1610), один из отцов-основателей иезуитских миссий в Китае , возможно, был первым европейцем, написавшим о практиках фэн-шуй. Его отчет в экспедиции De Christiana apud Sinas. [74] рассказывает о мастерах фэн-шуй ( геологах на латыни), изучающих предполагаемые строительные площадки или места захоронений «с точки зрения головы, хвоста и ног конкретных драконов, которые, как предполагается, обитают под этим местом». Будучи католическим миссионером, Риччи резко критиковал «непонятную науку» геомантии наряду с астрологией как еще одно суеверие язычников абсурдно : «Что может быть абсурднее, чем их представление о том, что безопасность семьи, почести и все их существование должны быть зависят ли такие мелочи, как открытая дверь с той или иной стороны, дождь, падающий во двор справа или слева, окно, открытое здесь или там, или одна крыша выше другой?" [75]
Комментаторы фэн-шуй викторианской эпохи в целом были этноцентричными и поэтому скептически и уничижительно относились к тому, что они знали о фэн-шуй. [76] В 1896 году на собрании Образовательной ассоциации Китая преподобный П. У. Питчер ругал «гнилость всей схемы китайской архитектуры» и призывал коллег-миссионеров «беззастенчиво возводить западные многоэтажные здания с высокими шпилями, чтобы уничтожить чушь о . фунг-шуе [ sic ]» [77]
После основания Китайской Народной Республики в 1949 году фэн-шуй официально считался «феодальной суеверной практикой» и «социальным злом» согласно государственной идеологии и не поощрялся, а иногда даже полностью запрещался. [78] Фэн-шуй оставался популярным в Гонконге, а также в Китайской Республике (Тайвань) , где традиционная культура не подавлялась. [79]
Во время Культурной революции (1966–1976) фэн-шуй был классифицирован как один из так называемых четырех старых традиций , которые должны были быть уничтожены. избивали и оскорбляли практикующих фэн-шуй Красные гвардейцы , а их работы сжигали. После смерти Мао Цзэдуна и окончания Культурной революции официальное отношение стало более терпимым, но ограничения на практику фэн-шуй все еще действуют в сегодняшнем Китае. Сегодня в КНР незаконно регистрировать консультации по фэн-шуй как бизнес, а реклама практики фэн-шуй запрещена. Часто происходили репрессии против практикующих фэн-шуй на основании «пропаганды феодальных суеверий», как, например, в Циндао в начале 2006 года, когда городское управление бизнеса и промышленности закрыло художественную галерею, превращенную в практику фэн-шуй. Некоторые чиновники, которые консультировались по фэн-шуй, были уволены и исключены из Коммунистической партии. [80]
В материковом Китае XXI века менее трети населения верят в фэн-шуй, а доля верующих среди молодых городских китайцев, как говорят, еще ниже. [81] Китайские ученые, которым разрешено исследовать фэн-шуй, по профессии являются антропологами или архитекторами, изучающими историю фэн-шуй или исторические теории фэн-шуй, лежащие в основе проектирования исторических зданий. В их число входит Цай Дафэн , вице-президент Фуданьского университета . [82] Обучение с целью практики фэн-шуй до сих пор считается табу. Тем не менее, согласно комментарию BBC в китайских новостях в 2006 году, сообщается, что фэн-шуй приобрел приверженцев среди чиновников Коммунистической партии: [83] и с началом китайских экономических реформ число практикующих фэн-шуй увеличивается.
Современный фэн-шуй
[ редактировать ]Один критик назвал ситуацию с фэн-шуй в современном мире «смехотворной и запутанной», спросив: «Действительно ли мы верим, что зеркала и флейты смогут изменить тенденции людей каким-либо прочным и значимым образом?» Он призвал к дальнейшим исследованиям, иначе «мы все упадем в трубу из-за нашей неспособности сопоставить наши преувеличенные заявления с долгосрочными изменениями». [52] Роберт Т. Кэрролл резюмирует обвинения:
...фэн-шуй стал аспектом внутренней отделки в западном мире, и предполагаемые мастера фэн-шуй теперь нанимаются за огромные суммы, чтобы указывать таким людям, как Дональд Трамп, в каком направлении должны висеть его двери и другие вещи. Фэн-шуй также стал еще одним «энергетическим» мошенничеством Нью-Эйдж с множеством метафизических продуктов... выставленных на продажу, чтобы помочь вам улучшить свое здоровье, максимизировать свой потенциал и гарантировать выполнение некоторых философий печенья с предсказаниями. [84]
Скептики утверждают, что доказательства его эффективности основаны в первую очередь на анекдотах, и пользователям часто предлагаются противоречивые советы от разных практиков, хотя практикующие фэн-шуй используют эти различия как свидетельство различий в практике или разных отраслях мысли. Критический аналитик пришел к выводу, что «фэн-шуй всегда основывался на простых догадках». [53] Еще одно возражение было против компаса — традиционного инструмента для выбора благоприятных мест для хранения вещей или захоронений. [85] [86] Критики отмечают, что градусы компаса часто бывают неточными, поскольку солнечные ветры нарушают электромагнитное поле Земли. [87] Магнитный север на компасе будет неточным, поскольку истинный магнитный север колеблется. [88]
Американские фокусники Пенн и Теллер посвятили серию своей чуши! телешоу, критикующее признание фэн-шуй в западном мире как науку. Они разработали тест, в ходе которого одно и то же жилище посетили пять разных консультантов по фэн-шуй: каждый из них высказал свое мнение о жилище, что показало отсутствие последовательности в профессиональной практике фэн-шуй. [89]
Фэн-шуй подвергается критике со стороны христиан всего мира. [90] Некоторые утверждают, что «совершенно несовместимо с христианством верить в то, что гармония и баланс возникают в результате манипулирования и направления нефизических сил или энергий или что это может быть достигнуто посредством правильного размещения физических объектов. Фактически такие методы , принадлежат миру колдовства». [91]
Практикующие фэн-шуй в Китае обнаружили, что чиновники, которых считают суеверными и коррумпированными, легко интересуются, несмотря на официальное неодобрение. В одном случае, в 2009 году, чиновники округа Ганьсу по совету практикующих фэн-шуй потратили 732 000 долларов на то, чтобы доставить 369-тонный «камень духа» в административный центр округа, чтобы отвести «невезение». [92] Фэн-шуй может потребовать социального влияния или денег, потому что меняются эксперты, архитектура или дизайн, а переезд с места на место обходится дорого. Менее влиятельные или менее богатые люди теряют веру в фэн-шуй, говоря, что это игра только для богатых. [93] Другие, однако, практикуют менее дорогие формы фэн-шуй, в том числе вешают в дверных проемах специальные (но дешевые) зеркала, вилки или воки, чтобы отводить негативную энергию. [94]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Беннетт 1978 .
- ^ «фэн-шуй» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OED/1095858841 . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Уэллс, Джон К. (2000). Словарь произношения Лонгмана (2-е изд.). Лонгман. п. 288. ИСБН 0-582-36467-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Браун, Оле (2011). Фэншуй в Китае: геомантическое гадание между государством, православием и народной религией (2-е изд.). НИАС Пресс. ISBN 978-87-91114-79-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Комджати (2012) , с. 395.
- ^ Перейти обратно: а б Фернандес-Беанато, Дамиан (23 августа 2021 г.). «Фэн-шуй и проект демаркации» . Наука и образование . 30 (6). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1333–1351. Бибкод : 2021Sc&Ed..30.1333F . дои : 10.1007/s11191-021-00240-z . ISSN 0926-7220 . S2CID 238736339 .
- ^ Перейти обратно: а б Маккейн, К.; Кампуракис, К. (2019). Что такое научное знание?: Введение в современную эпистемологию науки . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-33660-4 . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз 2018 .
- ^ Сунь Сяочунь 2000 .
- ^ Панкеньер 1995 .
- ^ Лю 2004 , стр. 85–88.
- ^ Сюй и др. 2000
- ^ Лю 2004 , стр. 248–249.
- ^ Нельсон и др. 2006 , с. 2.
- ^ Чэнь Цзюджин 1989 .
- ^ Лю 2004 , стр. 230–37.
- ^ Деньги 2000 , с. 55.
- ^ Фэн, Ши (1990). «Чжунго zaoqi xingxiangtu yanjiu» Ziran kexueshi yanjiu [ Исследование по истории естествознания ] (2).
- ^ Деньги 2000 , стр. 54–55.
- ^ Ченг и др. 1998 , с. 21.
- ^ Уитли 1971 , с. 46.
- ^ Льюис 2006 , с. 275.
- ^ Калиновский 1996 .
- ^ Инь Дифей 1978 .
- ^ Ян Дуньцзе 1978 .
- ^ Калиновский 1998 .
- ^ Кэмпбелл 2001 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Уэсли-Смит, Питер (1994). «Идентичность, земля, фэн-шуй и закон в традиционном Гонконге» . Австралийский журнал права и общества . 10 : 213–240 – через Hein Online.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Брюун, Оле (1996). «Возрождение фэншуй в Китае: конфликт космологий между государством и крестьянством» . Китайский журнал . 36 (36): 47–65. дои : 10.2307/2950372 . ISSN 1324-9347 . JSTOR 2950372 . S2CID 145614349 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Андерсон, EN; Андерсон, Марья Л. (1973). Горы и вода: очерки культурной экологии южного прибрежного Китая . Монографии азиатского фольклора и общественной жизни. Том. 54. Культурная служба Востока. стр. 127–146.
- ^ Перейти обратно: а б Гао, Саймон; Хэндли-Шахлер, Моррисон (2003). «Влияние конфуцианства, фэн-шуй и буддизма в истории бухгалтерского учета Китая» . Бухгалтерский учет, бизнес и финансовая история . 13 (1): 41–68. дои : 10.1080/09585200210164566d . ISSN 0958-5206 . S2CID 154227509 .
- ^ Перейти обратно: а б Поле 1998 года .
- ^ Брюн (2008) , с. 49-52.
- ^ Вайс 2020b .
- ^ Вайс, Стюарт (23 января 2020 г.). Суеверие: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-255131-3 .
- ^ деГрут 1892 , с. III, 941–42.
- ^ Аллан 1991 , с. 31-32.
- ^ Вернер 1922 , с. 84.
- ^ Светц 2002 , стр. 31, 58.
- ^ Пуро 2002 , с. 108–112.
- ^ Светц 2002 , стр. 36–37.
- ^ Портер 1996 , с. 35-38.
- ^ Перейти обратно: а б Сунь Сяочунь 1997 , стр. 15-18.
- ^ Деньги 2000 , стр. 107–128.
- ^ Нельсон и др. 2006 год .
- ^ Чунг Нгам Фунг 2007 .
- ^ В 2004 г. , с. 75.
- ^ Моран и др. 2002 .
- ^ Ченг и др. 1998 , с. 46–47.
- ^ Перейти обратно: а б с Он, Сяосинь; Ло, Цзюнь (2000). «Фэншуй и окружающая среда Юго-Восточного Китая» . Мировоззрения . 4 (3): 213–234. дои : 10.1163/156853500507834 . ISSN 1363-5247 . JSTOR 43809172 .
- ^ Хейс, Джеймс (1996). Друзья и учителя: Гонконг и его жители, 1953–87 . Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-962-209-396-6 . JSTOR j.ctt2jc7j3 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б Вьерра, 1997 год .
- ^ Ван 2006 .
- ^ Чэнь Бися 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Добро пожаловать в 2003 год .
- ^ Чэнь Цигао 1997 .
- ^ Сиу-Ю Лау и др. 2005 .
- ^ Чжуан 1997 .
- ^ Чен и Накама 2004 .
- ^ Сюй, июнь 2003 г.
- ^ Лу Хуэй-Чен 2002 .
- ^ Парк и др. 1996 год .
- ^ Сюй Пин 1998 .
- ^ Хванбо 2002 .
- ^ Лу и др. 2000
- ^ К 1974 году .
- ^ Сюй Пин 1997 .
- ^ Эммонс 1992 , с. 48.
- ^ Чжан 2020 .
- ^ Цанг 2013 .
- ^ Нью-Йорк Таймс 2005 .
- ^ Азияоне 2009 .
- ^ Риччи 1617 , с. 103-104.
- ^ Галлахер 1953 , Книга I, гл. 9, стр. 84–85.
- ^ Март 1968 года .
- ^ Коди 1996 .
- ^ Чанг Лян 2005 .
- ^ Мур 2010 .
- ^ Новости BBC 2001 .
- ^ «Мысли о дебатах по фэн-шуй между Сыма Наном и Цзюй Тяньчжуном в Цилутае» [Мысли о дебатах по фэн-шуй между Сыма Наном и Цзюй Тяньчжуном в Цилутае]. Архивировано из оригинала 15 февраля 2008 г.
- ^ Фудань 2012 .
- ^ Цзян Сюнь 2006 .
- ^ Кэрролл/Фэн-шуй .
- ^ Скиннер 2008 .
- ^ Нгуен 2008 , с. 185.
- ^ Ланг 2011 , с. 102.
- ^ НАСА 2003 .
- ^ Пенн и Теллер 2003 .
- ^ Это 2004 год .
- ^ Черногория 2003 .
- ^ Нью-Йорк Таймс 2013 .
- ^ Эммонс 1992 , с. 42.
- ^ Эммонс 1992 , с. 46.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Аллан, Сара (1991). Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-9449-3 .
- Браун, Оле (2011). Фэншуй в Китае: геомантическое гадание между государственным православием и народной религией (2-е изд.). НИАС Пресс. ISBN 978-87-91114-79-3 .
- Браун, Оле (2008). Введение в фэн-шуй . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521863520 .
- Кэмпбелл, Уоллес Х. (7 февраля 2001 г.). Земной магнетизм: экскурсия по магнитным полям . Эльзевир. п. 2. ISBN 978-0-08-050490-2 .
Письменные записи показывают, что китайский компас Си Нань уже был изготовлен между 300 и 200 годами до нашей эры и использовался для выравнивания конструкций, чтобы они были магически гармоничны с природными силами Земли.
- Ченг, Цзянь Цзюнь; Фернандес-Гонсалвес, Адриана (1998). Китайский компас фэн-шуй: пошаговое руководство .
- де Гроот, Ян Якоб Мария (1892). Религиозная система Китая . Э. Дж. Брилл. , разные годы, том I-II-III-IV-V-VI
- Го Пу. « Цаншу, или Книга погребений » . Ворота Фэншуй профессора Филда . Перевод Филда, Стивена Л. Архивировано с оригинала 21 мая 2020 г. .
- Ланг, Кеннет Р. (2011). Кембриджский путеводитель по Солнечной системе (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-139-49417-5 .
- Льюис, Марк Эдвард (июнь 2006 г.). Строительство космоса в раннем Китае . Сани Пресс. ISBN 978-0-7914-6608-7 .
- Лю, Ли (2004). Китайский неолит: пути к ранним государствам . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81184-2 .
- Лу, Хуэй-Чен (2002). Сравнительный анализ западного экологического дизайна и фэн-шуй для жилых участков . OCLC 49999768 .
- Магли, Джулио (2020). Священные ландшафты императорского Китая: астрономия, фэн-шуй и небесный мандат . Спрингер Природа. ISBN 978-3-030-49324-0 .
- Майкл Р. Мэтьюз (2019). Фэн-шуй: учение о науке и лженауке . Чам: Спрингер Природа . дои : 10.1007/978-3-030-18822-1 . ISBN 978-3-030-18822-1 . Викиданные Q116742539 .
- Моран, Элизабет; Джозеф Ю; Вал Бикташев (2002). Полное руководство идиота по фэн-шуй . Образование Пирсона . Проверено 21 июня 2021 г.
- Нгуен, Фил Н. (2008). Фэн-шуй для любознательных и серьезных . Том. 1. Корпорация Xlibris . ISBN 978-1-4691-1882-6 .
- Патон, Майкл Джон (2013). Пять классических произведений фэншуй: китайская духовная география в исторической и экологической перспективе . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-24986-8 . . Включает переводы классической погребальной архетипической книги Цин Ву ; Внутренняя глава Книги погребений уходит корнями в древность ; Классическое расположение дома желтого императора ; Двадцать четыре трудные задачи ; Тайно переданная классика водяного дракона .
- Портер, Дебора Линн (январь 1996 г.). От потопа к дискурсу: миф, история и создание китайской художественной литературы . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-3033-0 .
- Пуро, Джон (2002). «Фэн Шуй» . В Шермере, Майкл (ред.). Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-653-8 .
- Риччи, Маттео; Николя Триго (1953). Китай в шестнадцатом веке: Журналы Мэтью Риччи, 1583-1610 гг . Перевод Луи Джозефа Галлахера. Случайный дом. , длина=616 страниц ## 71
- Маттео Риччи (1617). Николя Триго (ред.). О христианской кампании в Китае . Уолтер
- Санг, Ларри (2004). Фэн-шуй: факты и мифы . Перевод Сильвии Лам. Американский институт фэн-шуй (www.amfengshui.com). п. 75. ИСБН 978-0-9644583-4-5 . , длина=150 страниц
- Скиннер, Стивен (2008). Путеводитель по компасу фэн-шуй: сборник классического фэн-шуй . Золотой клад . ISBN 978-0-9547639-9-2 .
- Сунь, Сяочунь; Кистемакер, Джейкоб (1997). Китайское небо в эпоху Хань: созвездия звезд и общество . БРИЛЛ. стр. 15–18. ISBN 978-90-04-10737-3 .
- Сунь, Сяочунь (2000). «Пересекая границы между небом и человеком: астрономия в Древнем Китае». Астрономия в разных культурах . Наука в разных культурах: история незападной науки. Том. 1. С. 423–454. дои : 10.1007/978-94-011-4179-6_15 . ISBN 978-94-010-5820-9 .
- Свец, Фрэнк Дж. (2002). Наследие Луошу: 4000-летние поиски значения магического квадрата третьего порядка . Открытый суд. ISBN 978-0-8126-9448-2 .
- Цанг, А. Катат (2013). «Проблема перевода». Учимся менять жизнь: стратегии и подход к обучению и развитию навыков . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4426-1401-7 . JSTOR 10.3138/j.ctt2ttqpq .
- Вайс, Стюарт (23 января 2020 г.). Суеверие: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 86. ИСБН 978-0-19-255131-3 .
- Ван, Айхе (2000). Космология и политическая культура в раннем Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02749-6 .
- Вернер, ETC (1922). Мифы и легенды Китая . George G. Harrap & Co. Ltd. в Дувре 0-486-28092-6 Лондон Бомбей Сидней: перепечатка ISBN
- Уитли, Пол (1971). Ось четырех четвертей: предварительное исследование происхождения и характера древнего китайского города . Издательство Альдин. п. 46. ИСБН 978-0-85224-174-5 .
- Сюй, Чжэньоао; В. Панкеньер; Яотяо Цзян (2000). Восточноазиатская археоастрономия: исторические записи астрономических наблюдений Китая, Японии и Кореи . Серия книг Института космоса Земли. ЦРК Пресс. ISBN 978-90-5699-302-3 . , длина=440, Обзор= https://physicalstoday.scitation.org/doi/full/10.1063/1.1445553
- Чжан, Ли (2020). «Культивируя счастье». Тревожный Китай: внутренняя революция и политика психотерапии (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.2307/j.ctv125js0p . ISBN 978-0-520-34418-1 . JSTOR j.ctv125js0p . S2CID 242967723 .
Тезисы
[ редактировать ]- Чен, Бися (14 марта 2008 г.). Сравнительное исследование деревенского ландшафта фэн-шуй и деревьев фэн-шуй в Восточной Азии (Диссертация). hdl : 10232/4817 .
- Сюй, июнь (30 сентября 2003 г.). Основа анализа объекта с акцентом на фэн-шуй и принципы современного дизайна окружающей среды (Диссертация). hdl : 10919/29291 .
Статьи и главы
[ редактировать ]- Бургиньон, Эрика (2005). «Геомантия» В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия Том. 5. Детройт, Мичиган: Справочник Macmillan USA. стр. 100-1 3437–3438.
- Беннетт, Стивен Дж. (1978). «Образцы неба и земли: китайская наука прикладной космологии». Китайская наука . 3 : 1–26. JSTOR 43896378 .
- Чен, Британская Колумбия; Накама, Ю. (2004). «Краткий обзор истории исследований китайского фэн-шуй и применения принципов фэн-шуй к проблемам окружающей среды» (PDF) . Кюсю Дж. Фор. Рез . 57 : 297–301.
- Чен, Цигао; Фэн, Я; Ван, Гонглу (май 1997 г.). «Здоровые постройки существовали в Китае с древних времен». Внутренняя и искусственная среда . 6 (3): 179–187. дои : 10.1177/1420326X9700600309 . S2CID 109578261 .
- Коди, Джеффри В. (1996). «Набрав гармоничный аккорд: иностранные миссионеры и здания в китайском стиле, 1911–1949». Архитроник . 5 (3): 1–30. OCLC 888791587 .
- Эммонс, Чарльз Ф. (июнь 1992 г.). «Фэн-шуй Гонконга: популярная магия в современной городской среде». Журнал популярной культуры . 26 (1): 39–50. дои : 10.1111/j.0022-3840.1992.00039.x .
- Хендерсон, Джон Б. (1994). «Китайская космографическая мысль: высокая интеллектуальная традиция» (PDF) . В Вудворде, Дж.Б.; Харли, Дэвид (ред.). История картографии: картография в традиционных обществах Восточной и Юго-Восточной Азии . Том. 2. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 203–27.
- Хванбо, Альфред Б. (2002). «Альтернативная традиция в архитектуре: концепции фэн-шуй и ЕГО непрерывная традиция». Журнал архитектурных и планировочных исследований . 19 (2): 110–130. JSTOR 43030604 .
- Джонсон, Марк (весна 1997 г.). «Проверка реальности в фэн-шуй» . Ци Журнал . 7 (1).
- Калиновский, Марк (1996). «Использование двадцати восьми сю для счета дней в раннем Китае». Китайская наука (13): 55–81. JSTOR 43290380 .
- Калиновский, Марк; Брукс, Филлис (1998). «Тексты Синдэ из Мавандуя». Ранний Китай . 23 : 125–202. дои : 10.1017/S0362502800000973 . S2CID 163626838 .
- Комджати, Луи (2012). «Фэн Шуй (Геомантия)». В Юргенсмайере, Марк; Крыша, Уэйд Кларк (ред.). Энциклопедия мировой религии . Том. 1. Лос-Анджелес, Калифорния: Справочник SAGE. стр. 395–396.
- Лай, Чуэн-Ян Давид (декабрь 1974 г.). «Модель фэн-шуй как указатель местоположения». Анналы Ассоциации американских географов . 64 (4): 506–513. дои : 10.1111/j.1467-8306.1974.tb00999.x .
- Лу, Су-Джу; Джонс, Питер Бланделл (январь 2000 г.). «Дизайн дома по фамилии по фен-шуй». Журнал архитектуры . 5 (4): 355–367. дои : 10.1080/13602360050214386 . S2CID 145206158 .
- Лау, Стивен Сиу-Ю; Гарсия, Ренато; Оу, Ин-Цин; Квок, Ман-Мо; Чжан, Ин; Цзе Шен, Шао; Намба, Хитоми (декабрь 2005 г.). «Экологичный дизайн в самой простой форме: уроки живых деревень провинции Фуцзянь, дома из утрамбованной земли». Структурное обследование . 23 (5): 371–385. дои : 10.1108/02630800510635119 .
- Ма, Йеу Б. (2004). «Жизнь в гармонии с окружающей средой: христианский ответ на фэн-шуй» . Азиатский богословский журнал . 18 (2): 340–361.
- Марафа, Лаваль (декабрь 2003 г.). «Интеграция природного и культурного наследия: преимущество ландшафтных ресурсов фэн-шуй». Международный журнал исследований наследия . 9 (4): 307–323. дои : 10.1080/1352725022000155054 . S2CID 145221348 .
- Марш, Эндрю Л. (1968). «Признание китайской геомантии» . Журнал азиатских исследований . 27 (2): 253–267. дои : 10.2307/2051750 . JSTOR 2051750 . S2CID 144873575 .
- Мэтьюз, Майкл Р. (2018). «Фэн-шуй: образовательные обязанности и возможности» . В Мэтьюзе, Майкл Р. (ред.). Преподавание истории, философии и естественных наук: новые перспективы . Наука: философия, история и образование. Чам, Швейцария: Springer. п. 31. ISBN 978-3-319-62616-1 .
- Черногория, Марсия (2003). «Фэн-шуй: новые измерения в дизайне». Христианский исследовательский журнал . 26 (1).
- Нельсон, Сара М.; Мэтсон, Рэйчел А.; Робертс, Рэйчел М.; Рок, Крис; Стенсель, Роберт Э. (2006). «Археоастрономические свидетельства вуизма на стоянке Хуншань в Нюхэляне» . Журнал восточноазиатской материальной культуры . S2CID 6794721 .
- Панкеньер, Дэвид В. (1995). «Космополитическая подоплека Небесного мандата». Ранний Китай . 20 : 121–176. дои : 10.1017/S0362502800004466 . S2CID 157710102 .
- Парк, CP.; Фурукава, Н.; Ямада, М. (1996). «Исследование пространственной композиции народных домов и деревень на Тайване для геомантии (фэн-шуй)» . Журнал Архитектурного института Кореи . 12 : 129–140.
- Смит, Ричард Дж. (2019). «Транснациональные путешествия геомантии по досовременной Восточной Азии, ок. 1600–1901 гг., часть I» . Транснациональная Азия . 2 (1). Университет Райса: 1–112. doi : 10.25613/uxwv-zpzd .
- ——— (2019а). «Транснациональные путешествия геомантии по досовременной Восточной Азии, ок. 1600–1900 гг.: Часть II» . Транснациональная Азия . 2 (1). Университет Райса. дои : 10.25613/i5m7-5d0i .
- Ванг, Бо-Чул; Ли, Мён У (13 ноября 2006 г.). «Принципы планирования экологии ландшафта в корейском фэн-шуй, лесах и прудах Би-бо». Ландшафтная и экологическая инженерия . 2 (2): 147–162. дои : 10.1007/s11355-006-0014-8 . S2CID 31234343 .
- Уилкинсон, Эндимион (2018). «Фэншуй». История Китая: новое руководство . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 463. ИСБН 9780998888309 .
- Сюй, Пин (1998). « Модели «фэн-шуй» структурировали традиционные дома во дворе Пекина» . Журнал архитектурных и планировочных исследований . 15 (4): 271–282. JSTOR 43030469 .
- Сюй, Пин (21 сентября 1997 г.). «Фэн-шуй как подсказка: выявление закономерностей доисторических ландшафтов на юго-западе Америки». Пейзажный журнал . 16 (2): 174–190. дои : 10.3368/lj.16.2.174 . S2CID 109321682 .
- Чжуан, Сюэ Ин; Горлетт, Ричард Т. (1997). «Леса и последовательность лесов в Гонконге, Китай». Журнал тропической экологии . 13 (6): 857–866. дои : 10.1017/S0266467400011032 . hdl : 10722/42380 . JSTOR 2560242 . S2CID 83846505 .
Блоги и онлайн
[ редактировать ]- Кэрролл, Роберт Т. «Фэн-шуй» . Словарь скептика . Проверено 14 мая 2012 г.
- Вьерра, Монти (март 1997 г.). «Преследуемые «Геллионами» на Тайване» . Скептический исследователь .
- Вайс, Стюарт (май 2020 г.). «Суеверия и недвижимость» . Скептический исследователь .
Интернет
[ редактировать ]- Брандмайер, Вернер. «Фэн Шуй» . Институт Фэн Шуй . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 9 июля 2021 г. практик, занялся биолокацией.
- Чунг Нгам Фунг, Джеки (2007). «История фэн-шуй» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. на самом деле не в архиве. Более того, приговор, подлежащий доказыванию, довольно недействителен.
- Филд, Стивен Л. (1998). «Циманси: китайское гадание по Ци» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 г.
- Пенн; Теллер (7 марта 2003 г.). «Фэн-шуй/вода в бутылках» . IMDB . Чушь собачья! . Проверено 11 ноября 2021 г.
- «Чан Лян (псевдоним), 14 января 2005 г., Что раскрывает суеверная вера в «фэн-шуй» среди школьников? » . Zjc.zjol.com.cn. 31 января 2005 г. Архивировано из оригинала 06 марта 2012 г. Проверено 14 мая 2012 г.
- «Непостоянное магнитное поле Земли» . Наука НАСА. 29 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2023 г. Проверено 6 февраля 2012 года .
- «蔡达峰 – Цао Дафэн» . Fudan.edu.cn. Архивировано из оригинала 9 мая 2012 г. Проверено 14 мая 2012 г.
- «Курс фэн-шуй набирает популярность» . Asiaone.com. 6 февраля 2009 г. Проверено 14 мая 2012 г.
Разнообразный
[ редактировать ]Традиционный Китай
[ редактировать ]- юпянь таксио шикао» [Предварительный анализ иконографии в фрагментах нефрита из раскопок в Вэньу [ Культурные реликвии, Пекин ] . Чэнь Цзюджин; Чжан Цзинго (1989). « Ханьшань чуту
- Инь Дифэй (май 1978 г.) «Гадальные доски и астрономический инструмент из гробницы маркиза (Си-Хань Жуиньхоу му чуту де жаньпань хэ тянвэнь йики)» [Гадальные доски и астрономический инструмент из гробницы маркиза Жуйина). Западная Хань]. Археология (Каогу) [ Археология, Пекин 12 : 338–343].
- Ян Дуньцзе (май 1978 г.) «О космических досках и гадальных досках раннего периода Западной Хань». Археология (Каогу) [ Археология, Пекин ]. 12 : 334–337.
- «Правда о том, что У Цзэтянь копает могилы и сжигает трупы: суеверный фэн-шуй подавляет мятежных министров» [Правда о том, что У Цзэтянь копает могилы и сжигает трупы]. Глобальная сеть Синг Тао, культура и история [ Глобальная сеть Синг Тао, культура и история ] Архивировано из оригинала 23 декабря 2009 г. Проверено 12 декабря 2013 г.
- «Шесть редких случаев унижения в истории Китая» [Шесть редких случаев унижения в истории Китая. Архивировано из оригинала 17 августа 2007 г. Проверено 12 декабря 2013 г.) .
- Ни Фанлю (октябрь 2009 г.). История китайских грабителей гробниц (Раскопки грабителей гробниц, спрятанных в официальной истории) [ История китайских грабителей гробниц ]. Издательство Shanghai Jinxiu Articles . 978-7-5452-0319-6 . . Раздел «Мин Сыцзун ограбил родовую могилу Ли Цзычэна» можно прочитать на сайте ifeng.com канал чтения . ifeng.com . Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 г. Проверено 12 декабря 2013 г.
- « Тайна Форум китайской нумерологии Чан Кайши, раскапывающего могилу предка Мао Цзэдуна» [ и фэншуй ]. Архивировано из оригинала 20 июня 2010 г.
Китай после 1949 года
[ редактировать ]- 2001 «Суеверия фэн-шуй беспокоят китайские власти» [Суеверия фэн-шуй беспокоят китайские власти]. BBC News , 9 марта 2001 г .. Проверено 14 мая 2012 г. .
- 2006 Цзян Сюнь (11 апреля 2006 г.). « В центре внимания Китай: от кукол вуду до суеверий фэн-шуй» (на китайском языке), дата обращения 14 мая 2012 г. .
- 2010 Мур, Малькольм (16 декабря 2010 г.). «Правительство Гонконга тратит миллионы на фэн-шуй» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 11 января 2022 г.
- 2013 Левин, Дэн (10 мая 2013 г.). «Китайские чиновники ищут кратчайший путь к карьере с помощью фэн-шуй» . Нью-Йорк Таймс .
США
[ редактировать ]- 2005 Холсон, Лаура М. (25 апреля 2005 г.). «Королевство фэн-шуй» . Нью-Йорк Таймс . .