Jump to content

Фэн-шуй

(Перенаправлено с китайской геомантии )

Фэн-шуй анализ участка Гуйшаньдинсян [ нужны разъяснения ] , с благоприятным кругом [1]
Фэн-шуй
Китайское имя
Традиционный китайский Фэн Шуй
Упрощенный китайский Фэн Шуй
Буквальный смысл "ветер-вода"
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinfēngshuǐ
Bopomofoㄈㄥ   ㄕㄨㄟˇ
Wade–Gilesfêng1-shui3
Tongyong Pinyinfongshuěi
Yale Romanizationfēngshwěi
IPA[fə́ŋ.ʂwèɪ]
Wu
Romanizationfon sy
Gan
RomanizationFung1 sui3
Hakka
Romanizationfung24 sui31
Yue: Cantonese
Yale Romanizationfùngséui or fūngséui
Jyutpingfung1seoi2
IPA[fʊŋ˥˧.sɵɥ˧˥] or [fʊŋ˥.sɵɥ˧˥]
Southern Min
Hokkien POJhong-suí
Eastern Min
Fuzhou BUChŭng-cūi
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит фэн-шуй
Китайские иероглифы Фэн Шуй
Тайское имя
тайский Фен Шуй (Хуан Чуй)
корейское имя
хангыль фэн-шуй
Ханджа Фэн Шуй
Транскрипции
Revised Romanizationpungsu
McCune–Reischauerp'ungsu
Японское имя
Кандзи Фэн Шуй
Хирагана Фуусуи
Транскрипции
Revised Hepburnfūsui
Kunrei-shikihûsui
Кхмерское имя
кхмерский Фэн Шуй

Фэн-шуй ( / ˈ f ʌ ŋ ˌ ʃ i / [2] или / ˌ f ŋ ʌ ˈ ʃ w / [3] ), иногда называемая китайской геомантией , представляет собой традиционную практику, зародившуюся в Древнем Китае и утверждающую использование энергетических сил для гармонизации людей с окружающей средой. Термин фэн-шуй буквально означает «ветер-вода» (то есть жидкость). С древних времен считалось, что ландшафты и водоемы направляют поток универсальной Ци – «космического потока» или энергии – через места и сооружения. В более широком смысле фэн-шуй включает в себя астрономические , астрологические , архитектурные , космологические , географические и топографические измерения. [4] [5]

Исторически, как и во многих частях современного китайского мира, фэн-шуй использовался для выбора ориентации зданий, жилищ и духовно значимых сооружений, таких как гробницы . Однако один ученый пишет, что в современных западных обществах «фэн-шуй имеет тенденцию сводиться к дизайну интерьера для здоровья и богатства. Он становится все более заметным благодаря «консультантам по фэн-шуй» и корпоративным архитекторам, которые берут большие суммы денег за свой анализ. консультации и дизайн». [5]

считали фэн-шуй одновременно ненаучным и псевдонаучным . Ученые и философы [6] и это было описано как парадигматический пример лженауки. [7] Он демонстрирует ряд классических псевдонаучных аспектов, таких как утверждения о функционировании мира, которые не поддаются проверке научным методом . [8]

Происхождение

[ редактировать ]

Культуры Яншао и Хуншань предоставляют самые ранние известные свидетельства использования фэн-шуй. До изобретения магнитного компаса фэн-шуй полагался на астрономию для поиска корреляций между людьми и Вселенной. [9] В 4000 году до нашей эры двери жилищ в Банпо были выровнены по астеризму Инши сразу после зимнего солнцестояния — это позволило разместить дома для получения солнечной энергии . [10] в Чжоу эпоху Инши был известен как Дин и использовался для обозначения подходящего времени для строительства столицы Согласно Шицзин , . Поздний памятник Яншао в Дадиване (ок. 3500–3000 до н. э.) включает в себя дворцовое здание (F901) в центре. Здание выходит на юг и граничит с большой площадью. Он стоит на оси север-юг вместе с еще одним зданием, в котором, по-видимому, проводились общественные мероприятия. Региональные сообщества, возможно, использовали комплекс. [11]

Могила в Пуяне (около 4000 г. до н.э.), содержащая мозаику — китайскую звездную карту астеризмов Дракона и Тигра и Бэйдоу ( Большой Ковш, Ковш или Бушель ) — ориентирована по оси север-юг. [12] Присутствие как круглых, так и квадратных форм в гробнице Пуян, в церемониальных центрах Хуншань и в позднем поселении Луншань в Лутайгане, [13] позволяет предположить, что гаитианская космография (небо-круглое, земля-квадрат) существовала в китайском обществе задолго до ее появления в Чжоуби Суаньцзин . [14]

Космография , имеющая сходство с современными устройствами и формулами фэн-шуй, изображена на куске нефрита, раскопанном в Ханьшане и датированном примерно 3000 годом до нашей эры. Археолог Ли Сюэцинь связывает этот дизайн с люжэнь астролябией , жинань чжэнь и луопань . [15]

Начиная с дворцовых построек в Эрлиту , [16] все столицы Китая следовали правилам фэн-шуй в своем дизайне и планировке. В эпоху Чжоу эти правила были систематизированы в Каогонг цзи ( китайский : 考工記 ; «Руководство по ремеслам»). Руководство плотника Лу Бань Цзин ( 魯班經 ; «Рукопись Лу Баня») сводило правила для строителей. Могилы и гробницы также соответствовали правилам фэн-шуй от Пуяна до Мавандуя и за его пределами. Судя по самым ранним записям, структура могил и жилищ, похоже, подчинялась одним и тем же правилам. [ нужна ссылка ]

Ранние инструменты и методы

[ редактировать ]
фэн-шуй Спираль на станции Чайнатаун ​​(метро Лос-Анджелеса)

Некоторые основы фэн-шуй насчитывают более 3500 лет. [17] до изобретения магнитного компаса. Оно зародилось в китайской астрономии . [18] Некоторые современные методы можно проследить до неолитического Китая. [19] в то время как другие были добавлены позже (особенно династия Хань , Тан , Сун и Мин ). [20]

Астрономическая история фэн-шуй проявляется в развитии инструментов и техник. Согласно Чжоули , первоначальный инструмент фэн-шуй мог быть гномоном . Китайцы использовали околополярные звезды для определения оси поселений с севера на юг. Этот метод объясняет, почему дворцы Шан в Сяотуне расположены в 10 ° к востоку от строгого севера. В некоторых случаях, как заметил Пол Уитли , они делили угол между направлениями восходящего и заходящего солнца пополам, чтобы найти север. [21] Этот метод обеспечил более точное выравнивание стен Шан в Яньши и Чжэнчжоу . Ритуалы использования инструмента фэн-шуй требовали от прорицателя изучить текущие явления неба, чтобы установить устройство и отрегулировать свое положение по отношению к устройству. [22]

Старейшими примерами инструментов, используемых в фэн-шуй, являются астролябии люжэнь , также известные как ши . Они состоят из лакированной двусторонней доски с астрономическими линиями обзора. Самые ранние образцы астролябий лиурен были обнаружены в гробницах, датируемых периодом между 278 и 209 годами до нашей эры. Вместе с гаданием на Да Лю Рена [23] доски обычно использовались для обозначения движения Тайи (Полярной звезды) через девять дворцов. [24] [25] Маркировка люжэня /ши и первых магнитных компасов практически идентична. [26]

Магнитный компас использовался в фэн-шуй с момента его изобретения. [27] Традиционные инструменты фэн-шуй состоят из Луопаня или более ранней ложки, указывающей на юг ( 指南針 жинань чжэнь ), хотя обычного компаса может быть достаточно, если понимать различия. Не путать с колесницей, указывающей на юг , которая использовалась для навигации. Также можно использовать линейку фэн-шуй (более позднее изобретение). [ нужна ссылка ]

Более поздняя история

[ редактировать ]

После династии Сун гадание как политический институт начало приходить в упадок и вместо этого стало все более частным делом. Многие эксперты и прорицатели фэн-шуй продавали свои услуги на открытом рынке, что позволило фэн-шуй быстро набрать популярность. [4]

Во времена поздней династии Цин фэн-шуй стал чрезвычайно популярен. Повсеместная нищета и растущий государственный деспотизм привели к тому, что фэн-шуй стал более широко практиковаться в сельской местности. Династия Цин попыталась подавить инакомыслие после восстания Белого Лотоса и восстания тайпинов , но децентрализация фэн-шуй затруднила подавление в народных и элитных кругах. [4] [28]

Китая В эпоху унижения фэн-шуй начал получать неявную поддержку правительства как метод колониального сопротивления. Посредством милитаризации сельской местности местное дворянство использовало фэн-шуй для оправдания и поощрения народных нападений на миссионеров и колониальную инфраструктуру. Это позволило местным элитам и правительственным чиновникам обойти иностранную экстерриториальность и сохранить местный суверенитет. Это, в дополнение к культурным аспектам фэн-шуй, сделало эту практику мощным выражением разграничения между иностранной и китайской идентичностью. [4]

После подъема коммунистического Китая религия и традиционная космология подавлялись более чем когда-либо во имя идеологической чистоты. Децентрализованные инакомыслия, такие как фэн-шуй, лучше всего пережили этот период. В результате фэн-шуй стал одной из немногих альтернативных форм мышления в сельской местности Китая. [4] Эксперты фэн-шуй оставались очень востребованными, несмотря на многочисленные кампании по подавлению этой практики. [29]

Китая И только после реформ и открытости фэн-шуй полностью возродился. Поскольку экономическая либерализация способствовала социальной конкуренции и индивидуализму, фэн-шуй смог найти новую основу благодаря своему фокусу на индивидуализме и аморальном оправдании социальных различий. [29]

Основополагающие концепции

[ редактировать ]

Определение и классификация

[ редактировать ]

Фэн-шуй рассматривает удачу и неудачу как материальные элементы, которыми можно управлять с помощью предсказуемых и последовательных правил. [30] Это предполагает управление ци, воображаемой формой космической «энергии». Располагая местную среду так, чтобы максимизировать хорошую ци , можно оптимизировать свою удачу. [4] [30] Фэн-шуй утверждает, что внешняя среда человека может влиять на его внутреннее состояние. [31] Цель практики — достичь «идеального места», местоположения и оси во времени. [32] [1] это может помочь человеку достичь состояния шу фу ( 舒服 ) или гармонии со вселенной. [30]

Традиционный фэн-шуй по своей сути является формой поклонения предкам . Популярный в фермерских сообществах на протяжении веков, он был основан на идее, что призраки предков и другие независимые, нематериальные силы, как личные, так и безличные, влияют на материальный мир и что эти силы необходимо успокаивать посредством обрядов и подходящих мест захоронения. За определенную плату практикующий фэн-шуй определял подходящие места для живых и мертвых для достижения шу-фу . [30] Главной основополагающей ценностью был материальный успех для живущих. [33]

По словам Стюарта Вайса , фэн-шуй — «очень популярное суеверие». [34] Правительство КНР также назвало это суеверием. [35] Фэн-шуй классифицируется как лженаука, поскольку он демонстрирует ряд классических псевдонаучных аспектов, таких как утверждения о функционировании мира, которые не поддаются проверке научным методом . [8] Ученые и философы назвали его одновременно ненаучным и псевдонаучным. [6] и был описан как парадигматический пример лженауки. [7]

Традиционная гробница с черепаховой спиной на юге провинции Фуцзянь , окруженная хребтом в форме омеги , защищающим ее от «ядовитых ветров» с трех сторон. [36]

Ци ( , произносится как «чи») — это подвижная положительная или отрицательная жизненная сила, которая играет важную роль в фэн-шуй. В «Книге погребений» говорится, что при погребении используется «жизненная ци ». Цель фэн-шуй — использовать жизненную ци путем правильного расположения могил и построек. [1]

Полярность

[ редактировать ]

Полярность выражается в фэн-шуй как теория инь и ян . То есть он состоит из двух частей: одна создает напряжение, а другая принимает это напряжение. Развитие этой теории и ее следствия, пятифазной теории (теории пяти элементов) , также было связано с астрономическими наблюдениями солнечных пятен . [37]

Пять элементов или сил ( у син ), которыми, по мнению китайцев, являются металл, земля, огонь, вода и дерево, впервые упоминаются в китайской литературе в главе классической Книги Истории . Они играют очень важную роль в китайской мысли: «элементы» обычно означают не столько сами вещества, сколько силы, необходимые для человеческой жизни. [38] Земля — это буфер или равновесие, достигаемое, когда полярности компенсируют друг друга. [ нужна ссылка ] В то время как цель китайской медицины состоит в том, чтобы сбалансировать Инь и Ян в организме, цель фэн-шуй описывается как выравнивание города, участка, здания или объекта с силовыми полями Инь-Ян. [39]

Багуа (восемь триграмм)

[ редактировать ]

Восемь диаграмм, известных как багуа, имеют большое значение в фэн-шуй, и обе они появились раньше, чем их упоминания в « И Цзин» . [40] Карта Ло (Река) была разработана первой. [41] и иногда ассоциируется с Поздних Небес аранжировкой багуа . Это и Карта Желтой реки ( Хэту , иногда связанная с Багуа Раннего Неба ) связаны с астрономическими событиями шестого тысячелетия до нашей эры и с Черепаховым календарем времен Яо. [42] Черепаховый календарь Яо (найденный в Яодянь разделе Шаншу или Книги документов ) датируется 2300 годом до нашей эры, плюс-минус 250 лет. [43]

В Яодяне стороны света определяются звездами-маркерами мегасозвездий, известных как Четыре Небесных Зверя: [43]

Диаграммы также связаны с сифанг методом гадания (четыре направления), используемым во времядинастия Шан. [44] Однако сифанг намного старше. Он использовался в Нюхэляне и занимал важное место в культуры Хуншань астрономии . И именно эта область Китая связана с Желтым императором (Хуанди), который якобы изобрел ложку, указывающую на юг (см. Компас ). [45]

Традиционный фэншуй

[ редактировать ]

Традиционный фэн-шуй — древняя система, основанная на наблюдении небесного времени и земного пространства. Литература, а также археологические данные дают некоторое представление о происхождении и природе техник фэн-шуй. Помимо книг, существует также сильная устная история. Во многих случаях мастера передавали свои техники только избранным ученикам или родственникам. [46] Современные практикующие фэн-шуй используют в своей практике несколько направлений.

Форма филиала

[ редактировать ]

Ветка Форм – старейшая ветвь фэн-шуй. Цин Уцзы из династии Хань описывает это в Книге гробниц. [47] а Го Пу из династии Цзинь продолжает более полное описание в «Книге погребений» . [ нужна ссылка ]

Ветка Форм изначально занималась расположением и ориентацией гробниц ( фэн-шуй Дома Инь ), что имело большое значение. [32] Затем филиал перешел к рассмотрению домов и других построек ( Дом Ян по фэн-шуй ).

«Форма» в ветке «Форма» относится к форме окружающей среды, такой как горы, реки, плато, здания и общее окружение. В нем рассматриваются пять небесных животных (красный феникс, лазурный дракон, белый тигр, черная черепаха и желтая змея), концепция инь-ян и традиционные пять элементов ( У Син : дерево, огонь, земля, металл и вода). . [ нужна ссылка ]

Ветка Формы анализирует форму земли, потоки ветра и воды, чтобы найти место с идеальной ци . [48] Также учитывается время важных событий, таких как рождение жителя и строительство сооружения.

Компас Филиал

[ редактировать ]

Ветка «Компас» представляет собой собрание новейших техник фэн-шуй, основанных на восьми направлениях, каждое из которых, как говорят, обладает уникальной ци. Он использует Луопан , диск, отмеченный формулами в концентрических кольцах вокруг магнитного компаса. [49]

Ветка «Компас» включает в себя такие техники, как «Летящая звезда» и «Восемь особняков» . [ нужна ссылка ]

Западные формы фэн-шуй

[ редактировать ]

Более поздние формы фэн-шуй упрощают принципы, заимствованные из традиционных ветвей, и сосредотачиваются главным образом на использовании багуа . [ нужна ссылка ]

Метод стремлений

[ редактировать ]

Стиль « Восемь жизненных стремлений » фэн-шуй представляет собой простую систему, которая координирует каждое из восьми основных направлений с конкретным жизненным стремлением или положением, таким как семья, богатство, слава и т. д., которые исходят от правительства восьми стремлений Багуа . В остальном Жизненные Устремления не являются геомантической системой. [ нужна ссылка ]

Список конкретных ветвей фэн-шуй

[ редактировать ]

Ти Ли (Формальный филиал)

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Луан Тоу Пай, 巒頭派 , Пиньинь: luán tou pài (анализ окружающей среды без использования компаса)
  • Син Сян Пай, Изображение или образы , Пиньинь: xíng xiàng pài, (формы изображений)
  • Синфа Пай, Синфа Пай , Пиньинь: xíng fώ pài

Лици Пай (Ветка компаса)

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Метод Сан Юань , Школа Саньюань (пиньинь: сан юань пай)

Метод Сан Хэ , Школа Санхэ (анализ окружающей среды с использованием компаса)

Другие

Традиционное использование фэн-шуй

[ редактировать ]

Экологический менеджмент

[ редактировать ]

Традиционный фэн-шуй представлял собой систему, призванную помочь сельским деревням защититься от последствий погоды и стихийных бедствий. [50] Как набор последовательных правил, фэн-шуй может способствовать коллективному консенсусу в отношении развития без необходимости централизованного руководства. Понимая, что чьи-то действия могут нанести ущерб фэн-шуй и судьбе всей деревни, люди были заинтересованы в том, чтобы знать эти правила и тщательно управлять развитием своей земли и ресурсов. Это послужило предотвращению трагедии общин . Когда конфликт все же вспыхивал во время развития, эксперты фэн-шуй играли важную роль в балансировании интересов и обеспечении упорядоченного развития. [30]

Различные ветви фэн-шуй были разработаны и приняты в ответ на различия в местной географии. [50] На юге Китая это часто приводило к тому, что деревни располагались на высоких холмах, защищенных от наводнений и эрозии, с объединяющимися ручьями, которые облегчали орошение и дренаж, полями ниже по течению, удобряемыми нечистотами, а могилы располагались на самых высоких холмах вдали от воды и на бесценных в других отношениях местах. сельскохозяйственные угодья. [30] В этой степени фэн-шуй может помочь сообществам управлять своим пространством так, чтобы оно соответствовало их физическим, экологическим и эстетическим потребностям. [50]

Разрешение конфликтов

[ редактировать ]

Ключевым аспектом фэн-шуй является понимание полярности. В отличие от западного дуализма , в котором концепции совершенно противоположны и непримиримы, китайская полярность рассматривает противоположные концепции как постоянно меняющиеся и неразделимые. Результатом является упор на постоянный компромисс и баланс для поддержания гармонии. [31]

Было замечено, что фэн-шуй играет важную роль в урегулировании сельских конфликтов. Посредством аморального объяснения различий в судьбах фэн-шуй предоставляет универсальный набор космических правил, которые сообщества стремятся соблюдать. Это может способствовать единству сообщества, а также создавать многочисленные точки поляризации. Благодаря найму специалистов фэн-шуй споры между жителями деревни могут быть решены мирным путем, не теряя при этом лица. [30] Кроме того, эти безличные космические правила помогают регулировать местную ревность по поводу богатства и престижа. [4]

Мобилизация сообщества и политический протест

[ редактировать ]

Еще во времена династии Тан китайское государство признавало разрушительную силу популярных выражений фэн-шуй над государственной властью. [29] На уровне сообщества фэн-шуй может сыграть важную роль в мобилизации сообщества и политическом протесте. [30] Подняв космологические объяснения событий, фэн-шуй позволил выражать недопустимые в противном случае политические взгляды. [28]

Во время Боксерского восстания фэн-шуй использовался для оправдания нападений на западных миссионеров и колониальную инфраструктуру. Полагая, что эти инфраструктурные проекты и группы создавали плохой фэн-шуй, повстанцы смогли спровоцировать свои местные сообщества на восстание против иностранного влияния. [4]

В более цивилизованной степени фэн-шуй может облегчить общественные переговоры. Во время строительства водохранилища Шек Пик фэн-шуй использовался, чтобы сплотить сообщество против водохранилища и помешать строительству. И только после нескольких месяцев трудных переговоров, гарантированный местный надзор, компенсация и переселение, строительство могло пойти гладко. [51] Для многих сообществ фэн-шуй является методом получения должного уважения и компенсации от правительства. [30]

Выражение идентичности

[ редактировать ]

Фэн-шуй называют эгоцентричной традицией. [4] Из-за природы удачи один человек получает выгоду за счет другого. Таким образом, по сравнению с более коллективистскими традициями конфуцианства , фэн-шуй способствует социальной конкуренции и атомизации семейной структуры . [29] Эта дифференциация особенно выражается в удачном расположении и строительстве больших домов, которые могут изменить местный баланс фэн-шуй. [30] [29]

Фэн-шуй также помогает продвигать этническую дифференциацию. В Южном Китае разные народные традиции и верования определяют разные интерпретации фэн-шуй. [28] Благодаря конфликтам из-за мест захоронений эти противоположные интерпретации фэн-шуй выступают в качестве важного средства разрешения межэтнических споров и определения местной динамики. [30]

Современное использование фэн-шуй

[ редактировать ]
Современный «фонтан фэн-шуй» в Тайбэе 101 , Тайвань.

После визита Ричарда Никсона в Китайскую Народную Республику в 1972 году практика фэн-шуй стала популярной в Соединенных Штатах. Критики предупреждают, что претензии на научную обоснованность оказались ложными, а подобная практика является псевдонаучной . Другие утверждают, что его заново изобрели и коммерциализировали предприниматели Нью-Эйджа. [52] или обеспокоены тем, что большая часть традиционной теории была потеряна при переводе, не получила должного внимания, не одобрялась или презиралась. [53]

Тем не менее, фэн-шуй нашел множество применений. Ландшафтные экологи часто считают традиционный фэн-шуй интересным исследованием. [54] Во многих случаях единственными оставшимися участками старого азиатского леса являются «леса фэн-шуй». [55] связаны с культурным наследием, исторической преемственностью и сохранением различных видов флоры и фауны. [56] Некоторые исследователи интерпретируют наличие этих лесов как индикатор того, что «здоровые дома» [57] устойчивость [58] и экологические компоненты традиционного фэн-шуй не следует легко сбрасывать со счетов. [56] [59] Ученые-экологи и ландшафтные архитекторы исследовали традиционный фэн-шуй и его методики. [60] [61] [62] Архитекторы изучают фэн-шуй как азиатскую архитектурную традицию. [63] [64] [65] [66] Географы проанализировали приемы и методы, помогающие найти исторические места в Виктории, Британская Колумбия, Канада. [67] и археологические памятники на юго-западе Америки, сделав вывод, что коренные американцы также учитывали астрономию и особенности ландшафта. [68]

Верующие используют его в лечебных целях, для ведения своего бизнеса или для создания мирной атмосферы в своих домах, хотя эмпирических доказательств его эффективности нет. [69] В частности, они используют фэн-шуй в спальне, где считается, что ряд техник, включающих цвета и расположение, способствуют комфорту и спокойному сну. [ нужна ссылка ] Некоторые пользователи фэн-шуй, возможно, пытаются обрести чувство безопасности или контроля, например, выбирая благоприятные номера для своих телефонов или удачное расположение дома. Их мотивация аналогична причинам, по которым некоторые люди обращаются к гадалкам . [70] [71]

В 2005 году Гонконгский Диснейленд признал фэн-шуй важной частью китайской культуры, сместив главные ворота на двенадцать градусов в своих планах строительства. Это было среди действий, предложенных планировщиком архитектуры и дизайна Walt Disney Imagineering Вин Чао . [72] В Сингапурском политехническом институте и других учебных заведениях профессионалы, в том числе инженеры, архитекторы, агенты по недвижимости и дизайнеры интерьеров, ежегодно проходят курсы по фэн-шуй и гаданию, некоторые из которых становятся консультантами по фэн-шуй на неполный или полный рабочий день. [73]

Традиционный фэншуй

[ редактировать ]

Маттео Риччи (1552–1610), один из отцов-основателей иезуитских миссий в Китае , возможно, был первым европейцем, написавшим о практиках фэн-шуй. Его отчет в экспедиции De Christiana apud Sinas. [74] рассказывает о мастерах фэн-шуй ( геологах на латыни), изучающих предполагаемые строительные площадки или места захоронений «с точки зрения головы, хвоста и ног конкретных драконов, которые, как предполагается, обитают под этим местом». Будучи католическим миссионером, Риччи резко критиковал «непонятную науку» геомантии наряду с астрологией как еще одно суеверие язычников абсурдно : «Что может быть абсурднее, чем их представление о том, что безопасность семьи, почести и все их существование должны быть зависят ли такие мелочи, как открытая дверь с той или иной стороны, дождь, падающий во двор справа или слева, окно, открытое здесь или там, или одна крыша выше другой?" [75]

Комментаторы фэн-шуй викторианской эпохи в целом были этноцентричными и поэтому скептически и уничижительно относились к тому, что они знали о фэн-шуй. [76] В 1896 году на собрании Образовательной ассоциации Китая преподобный П. У. Питчер ругал «гнилость всей схемы китайской архитектуры» и призывал коллег-миссионеров «беззастенчиво возводить западные многоэтажные здания с высокими шпилями, чтобы уничтожить чушь о . фунг-шуе [ sic [77]

Sycee, в форме Благовония используемые в фэн-шуй.

После основания Китайской Народной Республики в 1949 году фэн-шуй официально считался «феодальной суеверной практикой» и «социальным злом» согласно государственной идеологии и не поощрялся, а иногда даже полностью запрещался. [78] Фэн-шуй оставался популярным в Гонконге, а также в Китайской Республике (Тайвань) , где традиционная культура не подавлялась. [79]

Во время Культурной революции (1966–1976) фэн-шуй был классифицирован как один из так называемых четырех старых традиций , которые должны были быть уничтожены. избивали и оскорбляли практикующих фэн-шуй Красные гвардейцы , а их работы сжигали. После смерти Мао Цзэдуна и окончания Культурной революции официальное отношение стало более терпимым, но ограничения на практику фэн-шуй все еще действуют в сегодняшнем Китае. Сегодня в КНР незаконно регистрировать консультации по фэн-шуй как бизнес, а реклама практики фэн-шуй запрещена. Часто происходили репрессии против практикующих фэн-шуй на основании «пропаганды феодальных суеверий», как, например, в Циндао в начале 2006 года, когда городское управление бизнеса и промышленности закрыло художественную галерею, превращенную в практику фэн-шуй. Некоторые чиновники, которые консультировались по фэн-шуй, были уволены и исключены из Коммунистической партии. [80]

В материковом Китае XXI века менее трети населения верят в фэн-шуй, а доля верующих среди молодых городских китайцев, как говорят, еще ниже. [81] Китайские ученые, которым разрешено исследовать фэн-шуй, по профессии являются антропологами или архитекторами, изучающими историю фэн-шуй или исторические теории фэн-шуй, лежащие в основе проектирования исторических зданий. В их число входит Цай Дафэн , вице-президент Фуданьского университета . [82] Обучение с целью практики фэн-шуй до сих пор считается табу. Тем не менее, согласно комментарию BBC в китайских новостях в 2006 году, сообщается, что фэн-шуй приобрел приверженцев среди чиновников Коммунистической партии: [83] и с началом китайских экономических реформ число практикующих фэн-шуй увеличивается.

Современный фэн-шуй

[ редактировать ]

Один критик назвал ситуацию с фэн-шуй в современном мире «смехотворной и запутанной», спросив: «Действительно ли мы верим, что зеркала и флейты смогут изменить тенденции людей каким-либо прочным и значимым образом?» Он призвал к дальнейшим исследованиям, иначе «мы все упадем в трубу из-за нашей неспособности сопоставить наши преувеличенные заявления с долгосрочными изменениями». [52] Роберт Т. Кэрролл резюмирует обвинения:

...фэн-шуй стал аспектом внутренней отделки в западном мире, и предполагаемые мастера фэн-шуй теперь нанимаются за огромные суммы, чтобы указывать таким людям, как Дональд Трамп, в каком направлении должны висеть его двери и другие вещи. Фэн-шуй также стал еще одним «энергетическим» мошенничеством Нью-Эйдж с множеством метафизических продуктов... выставленных на продажу, чтобы помочь вам улучшить свое здоровье, максимизировать свой потенциал и гарантировать выполнение некоторых философий печенья с предсказаниями. [84]

Скептики утверждают, что доказательства его эффективности основаны в первую очередь на анекдотах, и пользователям часто предлагаются противоречивые советы от разных практиков, хотя практикующие фэн-шуй используют эти различия как свидетельство различий в практике или разных отраслях мысли. Критический аналитик пришел к выводу, что «фэн-шуй всегда основывался на простых догадках». [53] Еще одно возражение было против компаса — традиционного инструмента для выбора благоприятных мест для хранения вещей или захоронений. [85] [86] Критики отмечают, что градусы компаса часто бывают неточными, поскольку солнечные ветры нарушают электромагнитное поле Земли. [87] Магнитный север на компасе будет неточным, поскольку истинный магнитный север колеблется. [88]

Американские фокусники Пенн и Теллер посвятили серию своей чуши! телешоу, критикующее признание фэн-шуй в западном мире как науку. Они разработали тест, в ходе которого одно и то же жилище посетили пять разных консультантов по фэн-шуй: каждый из них высказал свое мнение о жилище, что показало отсутствие последовательности в профессиональной практике фэн-шуй. [89]

Фэн-шуй подвергается критике со стороны христиан всего мира. [90] Некоторые утверждают, что «совершенно несовместимо с христианством верить в то, что гармония и баланс возникают в результате манипулирования и направления нефизических сил или энергий или что это может быть достигнуто посредством правильного размещения физических объектов. Фактически такие методы , принадлежат миру колдовства». [91]

Практикующие фэн-шуй в Китае обнаружили, что чиновники, которых считают суеверными и коррумпированными, легко интересуются, несмотря на официальное неодобрение. В одном случае, в 2009 году, чиновники округа Ганьсу по совету практикующих фэн-шуй потратили 732 000 долларов на то, чтобы доставить 369-тонный «камень духа» в административный центр округа, чтобы отвести «невезение». [92] Фэн-шуй может потребовать социального влияния или денег, потому что меняются эксперты, архитектура или дизайн, а переезд с места на место обходится дорого. Менее влиятельные или менее богатые люди теряют веру в фэн-шуй, говоря, что это игра только для богатых. [93] Другие, однако, практикуют менее дорогие формы фэн-шуй, в том числе вешают в дверных проемах специальные (но дешевые) зеркала, вилки или воки, чтобы отводить негативную энергию. [94]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Беннетт 1978 .
  2. ^ «фэн-шуй» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OED/1095858841 . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  3. ^ Уэллс, Джон К. (2000). Словарь произношения Лонгмана (2-е изд.). Лонгман. п. 288. ИСБН  0-582-36467-1 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Браун, Оле (2011). Фэншуй в Китае: геомантическое гадание между государством, православием и народной религией (2-е изд.). НИАС Пресс. ISBN  978-87-91114-79-3 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Комджати (2012) , с. 395.
  6. ^ Перейти обратно: а б Фернандес-Беанато, Дамиан (23 августа 2021 г.). «Фэн-шуй и проект демаркации» . Наука и образование . 30 (6). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1333–1351. Бибкод : 2021Sc&Ed..30.1333F . дои : 10.1007/s11191-021-00240-z . ISSN   0926-7220 . S2CID   238736339 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Маккейн, К.; Кампуракис, К. (2019). Что такое научное знание?: Введение в современную эпистемологию науки . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-351-33660-4 . Проверено 18 декабря 2021 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз 2018 .
  9. ^ Сунь Сяочунь 2000 .
  10. ^ Панкеньер 1995 .
  11. ^ Лю 2004 , стр. 85–88.
  12. ^ Сюй и др. 2000
  13. ^ Лю 2004 , стр. 248–249.
  14. ^ Нельсон и др. 2006 , с. 2.
  15. ^ Чэнь Цзюджин 1989 .
  16. ^ Лю 2004 , стр. 230–37.
  17. ^ Деньги 2000 , с. 55.
  18. ^ Фэн, Ши (1990). «Чжунго zaoqi xingxiangtu yanjiu» Ziran kexueshi yanjiu [ Исследование по истории естествознания ] (2).
  19. ^ Деньги 2000 , стр. 54–55.
  20. ^ Ченг и др. 1998 , с. 21.
  21. ^ Уитли 1971 , с. 46.
  22. ^ Льюис 2006 , с. 275.
  23. ^ Калиновский 1996 .
  24. ^ Инь Дифей 1978 .
  25. ^ Ян Дуньцзе 1978 .
  26. ^ Калиновский 1998 .
  27. ^ Кэмпбелл 2001 , с. 2.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Уэсли-Смит, Питер (1994). «Идентичность, земля, фэн-шуй и закон в традиционном Гонконге» . Австралийский журнал права и общества . 10 : 213–240 – через Hein Online.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Брюун, Оле (1996). «Возрождение фэншуй в Китае: конфликт космологий между государством и крестьянством» . Китайский журнал . 36 (36): 47–65. дои : 10.2307/2950372 . ISSN   1324-9347 . JSTOR   2950372 . S2CID   145614349 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Андерсон, EN; Андерсон, Марья Л. (1973). Горы и вода: очерки культурной экологии южного прибрежного Китая . Монографии азиатского фольклора и общественной жизни. Том. 54. Культурная служба Востока. стр. 127–146.
  31. ^ Перейти обратно: а б Гао, Саймон; Хэндли-Шахлер, Моррисон (2003). «Влияние конфуцианства, фэн-шуй и буддизма в истории бухгалтерского учета Китая» . Бухгалтерский учет, бизнес и финансовая история . 13 (1): 41–68. дои : 10.1080/09585200210164566d . ISSN   0958-5206 . S2CID   154227509 .
  32. ^ Перейти обратно: а б Поле 1998 года .
  33. ^ Брюн (2008) , с. 49-52.
  34. ^ Вайс 2020b .
  35. ^ Вайс, Стюарт (23 января 2020 г.). Суеверие: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-255131-3 .
  36. ^ деГрут 1892 , с. III, 941–42.
  37. ^ Аллан 1991 , с. 31-32.
  38. ^ Вернер 1922 , с. 84.
  39. ^ Светц 2002 , стр. 31, 58.
  40. ^ Пуро 2002 , с. 108–112.
  41. ^ Светц 2002 , стр. 36–37.
  42. ^ Портер 1996 , с. 35-38.
  43. ^ Перейти обратно: а б Сунь Сяочунь 1997 , стр. 15-18.
  44. ^ Деньги 2000 , стр. 107–128.
  45. ^ Нельсон и др. 2006 год .
  46. ^ Чунг Нгам Фунг 2007 .
  47. ^ В 2004 г. , с. 75.
  48. ^ Моран и др. 2002 .
  49. ^ Ченг и др. 1998 , с. 46–47.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Он, Сяосинь; Ло, Цзюнь (2000). «Фэншуй и окружающая среда Юго-Восточного Китая» . Мировоззрения . 4 (3): 213–234. дои : 10.1163/156853500507834 . ISSN   1363-5247 . JSTOR   43809172 .
  51. ^ Хейс, Джеймс (1996). Друзья и учителя: Гонконг и его жители, 1953–87 . Издательство Гонконгского университета. ISBN  978-962-209-396-6 . JSTOR   j.ctt2jc7j3 .
  52. ^ Перейти обратно: а б Джонсон 1997 .
  53. ^ Перейти обратно: а б Вьерра, 1997 год .
  54. ^ Ван 2006 .
  55. ^ Чэнь Бися 2008 .
  56. ^ Перейти обратно: а б Добро пожаловать в 2003 год .
  57. ^ Чэнь Цигао 1997 .
  58. ^ Сиу-Ю Лау и др. 2005 .
  59. ^ Чжуан 1997 .
  60. ^ Чен и Накама 2004 .
  61. ^ Сюй, июнь 2003 г.
  62. ^ Лу Хуэй-Чен 2002 .
  63. ^ Парк и др. 1996 год .
  64. ^ Сюй Пин 1998 .
  65. ^ Хванбо 2002 .
  66. ^ Лу и др. 2000
  67. ^ К 1974 году .
  68. ^ Сюй Пин 1997 .
  69. ^ Эммонс 1992 , с. 48.
  70. ^ Чжан 2020 .
  71. ^ Цанг 2013 .
  72. ^ Нью-Йорк Таймс 2005 .
  73. ^ Азияоне 2009 .
  74. ^ Риччи 1617 , с. 103-104.
  75. ^ Галлахер 1953 , Книга I, гл. 9, стр. 84–85.
  76. ^ Март 1968 года .
  77. ^ Коди 1996 .
  78. ^ Чанг Лян 2005 .
  79. ^ Мур 2010 .
  80. ^ Новости BBC 2001 .
  81. ^ «Мысли о дебатах по фэн-шуй между Сыма Наном и Цзюй Тяньчжуном в Цилутае» [Мысли о дебатах по фэн-шуй между Сыма Наном и Цзюй Тяньчжуном в Цилутае]. Архивировано из оригинала 15 февраля 2008 г.
  82. ^ Фудань 2012 .
  83. ^ Цзян Сюнь 2006 .
  84. ^ Кэрролл/Фэн-шуй .
  85. ^ Скиннер 2008 .
  86. ^ Нгуен 2008 , с. 185.
  87. ^ Ланг 2011 , с. 102.
  88. ^ НАСА 2003 .
  89. ^ Пенн и Теллер 2003 .
  90. ^ Это 2004 год .
  91. ^ Черногория 2003 .
  92. ^ Нью-Йорк Таймс 2013 .
  93. ^ Эммонс 1992 , с. 42.
  94. ^ Эммонс 1992 , с. 46.

Источники

[ редактировать ]
  • Чен, Бися (14 марта 2008 г.). Сравнительное исследование деревенского ландшафта фэн-шуй и деревьев фэн-шуй в Восточной Азии (Диссертация). hdl : 10232/4817 .
  • Сюй, июнь (30 сентября 2003 г.). Основа анализа объекта с акцентом на фэн-шуй и принципы современного дизайна окружающей среды (Диссертация). hdl : 10919/29291 .

Статьи и главы

[ редактировать ]

Блоги и онлайн

[ редактировать ]

Интернет

[ редактировать ]

Разнообразный

[ редактировать ]

Традиционный Китай

[ редактировать ]
  • юпянь таксио шикао» [Предварительный анализ иконографии в фрагментах нефрита из раскопок в Вэньу [ Культурные реликвии, Пекин ] . Чэнь Цзюджин; Чжан Цзинго (1989). « Ханьшань чуту
  • Инь Дифэй (май 1978 г.) «Гадальные доски и астрономический инструмент из гробницы маркиза (Си-Хань Жуиньхоу му чуту де жаньпань хэ тянвэнь йики)» [Гадальные доски и астрономический инструмент из гробницы маркиза Жуйина). Западная Хань]. Археология (Каогу) [ Археология, Пекин 12 : 338–343].
  • Ян Дуньцзе (май 1978 г.) «О космических досках и гадальных досках раннего периода Западной Хань». Археология (Каогу) [ Археология, Пекин ]. 12 : 334–337.
  • «Правда о том, что У Цзэтянь копает могилы и сжигает трупы: суеверный фэн-шуй подавляет мятежных министров» [Правда о том, что У Цзэтянь копает могилы и сжигает трупы]. Глобальная сеть Синг Тао, культура и история [ Глобальная сеть Синг Тао, культура и история ] Архивировано из оригинала 23 декабря 2009 г. Проверено 12 декабря 2013 г.
  • «Шесть редких случаев унижения в истории Китая» [Шесть редких случаев унижения в истории Китая. Архивировано из оригинала 17 августа 2007 г. Проверено 12 декабря 2013 г.) .
  • Ни Фанлю (октябрь 2009 г.). История китайских грабителей гробниц (Раскопки грабителей гробниц, спрятанных в официальной истории) [ История китайских грабителей гробниц ]. Издательство Shanghai Jinxiu Articles .  978-7-5452-0319-6 . . Раздел «Мин Сыцзун ограбил родовую могилу Ли Цзычэна» можно прочитать на сайте ifeng.com канал чтения . ifeng.com . Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 г. Проверено 12 декабря 2013 г.
  • « Тайна Форум китайской нумерологии Чан Кайши, раскапывающего могилу предка Мао Цзэдуна» [ и фэншуй ]. Архивировано из оригинала 20 июня 2010 г.


Китай после 1949 года

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22c75453c0e7d9981d3749f997a83c30__1720939560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/30/22c75453c0e7d9981d3749f997a83c30.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feng shui - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)