Lockheed T-33
Т-33 Стреляющая звезда | |
---|---|
![]() Демонстрационный T-33 в полете в 2016 году | |
Общая информация | |
Тип | Обучение самолета |
Производитель | Lockheed |
Дизайнер | |
Основные пользователи | ВВС США |
Номер построен | 6,557 |
История | |
Производится | 1948–1959 |
Первый полет | 22 марта 1948 года |
Ушедший на пенсию | 31 июля 2017 г. ( Боливийские ВВС ) |
Разработан из | Lockheed P-80 Стреляющая звезда |
Варианты | Lockheed T2V Seastar Canadair T-33an/CT-133 Silver Star |
Превратился в | Lockheed F-94 Starfire Boeing Skyfox |
Стреляющая звезда Lockheed T-33 (или T-Bird ) является американским дозвуковым джет-тренером . Он был произведен Lockheed и совершил свой первый полет в 1948 году. T-33 был разработан из Lockheed P-80/F-80, начиная с разработки TP-80C/TF-80C, а затем обозначен T-33A . Первоначально он использовался ВМС США в качестве до 2 , затем TV-2 и после 1962 года, T-33B . Последний оператор T-33, боливийских ВВС, ушел в отставку в июле 2017 года, после 44 лет службы. [ 1 ]
Дизайн и разработка
[ редактировать ]T-33 был разработан из Lockheed P-80/F-80 путем удлинения фюзеляжа чуть более 3 футов (1 м) и добавив второе место, инструментальные приборы и управление полетом. Первоначально он был обозначен как вариант P-80 / F-80, TP-80C / TF-80C . [ 2 ]
Проектные работы на Lockheed P-80 начались в 1943 году, с первого рейса 8 января 1944 года. Следуя на Bell P-59 , P-80 стал первым реактивным истребителем, который вступил в службу полной эскадрильи в ВВС армии Соединенных Штатов. Полем Когда F-80 взял на себя более продвинутые самолеты, F-80 взял на себя другую роль-подготовку пилотов-реактивных пилотов. Двухместный Jet T-33 был разработан для обучения пилотов, уже квалифицированных для летания самолетов, управляемых пропеллером.
Первоначально обозначенный TF-80C, T-33 совершил свой первый рейс 22 марта 1948 года с пилотом-тестированием Lockheed Тони Леевье в элементах «Управление». Производство в Локхиде проходило с 1948 по 1959 год. Военно-морской флот США использовал T-33 в качестве сухопутного тренера, начиная с 1949 года. Он был обозначен TV -2 , но был переименован в T-33B в 1962 году. Военно-морской флот эксплуатировал некоторый Ex -УСАФ P-80CS как TO-1 , сменился на TV-1 примерно через год. Локхид , впоследствии разработанный Lockheed, была впоследствии разработана версия семейства P-80/T-33, что в конечном итоге привело к концу 1950-х годов T2V-1/T-1A Seastar . Два прототипа TF-80C были изменены в качестве прототипов для всепогодного двухместного истребителя, который стал звездным огнем F-94 . В общей сложности было получено 6557 T-33S: 5691 из них Lockheed, 210 от Kawasaki, и 656 Canadair.
Оперативная история
[ редактировать ]ВВС США и ВМС США
[ редактировать ]Двухместный T-33 оказался подходящим в качестве продвинутого тренера, и он использовался для таких задач, как директор Drone и Target Towing. Была также произведена разведка версия, известная как RT-33A с камерой, установленной в носу и дополнительного оборудования в задней кабине. в основном предназначены для экспорта, Несмотря на то, что военно -воздушные силы США использовали один пример типа для секретных переводов Южного Вьетнама и Лаоса с 1961 года, с этими полетами под кодовым названием полевых целей. Это продолжалось до тех пор, пока самолет не был заменен более способным McDonnell RF-101 Voodoo в этой роли. [ 3 ]
ВВС США начали побаловать T-33 из-за тренировок на переднем крае в команде Air Training в начале 1960-х годов, так как твит Cessna T-37 и самолет T-38 Northrop T-38 начали заменить его для обучения в бакалавриате (Upt ) Программа. T-33 использовался для обучения курсантов из академии ВВС на поле Peterson Field (теперь база ВВС Петерсон в Колорадо-Спрингс). T-37 заменил T-33 для обучения в академии в 1975 году. Последний T-33, использованный при передовой подготовке, был заменен 8 февраля 1967 года в Крейг АФБ , штат Алабама. [ 4 ] Аналогичная замена также произошла в военно-морском флоте США с TV-1 (также переименованным в T-33 в 1962 году), так как в северо-североамериканском T-2 и Douglas TA-4 Skyhawk II появились более продвинутые самолеты. Версии ВВС США и USN T-33, выплаченные в 1970-х и 1980-х годах, с ВВС США и USN в качестве тренеров самолетов и усовершенствования, причем некоторые из бывших самолетов USN тратятся в качестве полномасштабных воздушных целей для испытаний на воздушные ракеты Из военно-морских самолетов и ракетных испытаний поверхности-воздух из военно-морских судов.
Несколько T-33 были назначены USAF McDonnell F-101 Voodoo , Delta Dert Darta Dart Convair F-102 , а также подразделения Delta Dart Dart F-106 , чтобы включить аналогично оборудованные подразделения Национальной гвардии воздуха , командования аэрокосмической обороны в качестве тренеров и практики. Bogey »самолеты. Другие позже отправились в Tactical Air Command , и TAC приобрел подразделения Air National Guard F-106 и McDonnell-Douglas F-4 Phantom II подразделения в аналогичной роли до тех пор, пока они не были выхода на пенсию, а последний был вариант NT-33 в апреле 1997 года. Полем
Военное использование других стран
[ редактировать ]T-33 служил с более чем 30 странами и продолжает работать в качестве тренера в небольших воздушных силах . Canadair построил 656 T-33 на лицензии на обслуживание в RCAF- канадских войсках в качестве Серебряной звезды CT-133 , в то время как Kawasaki производила 210 в Японии . Другими операторами были Бразилия , Турция и Таиланд , которые широко использовали Т-33.
Некоторые T-33 сохранили два пулемета для обучения стрельбе, и в некоторых странах T-33 даже использовался в бою: кубинские ВВС использовали их во время вторжения залива свиней , забив несколько убийств, включая тонут два транспортных корабля.
В версии RT -33A , самолете разведывания, производимого в основном для использования зарубежными странами, в носу установлена камера и дополнительное оборудование в задней части кабины. T-33S продолжал летать в качестве валютных тренеров, буксировки беспилотников, боевого и тактического симуляционного обучения, самолетов «взломать», электронные контрмеры, а также тренировки военных и тестовых платформ прямо в 1980-е годы.


В 1980-х годах была предпринята попытка изменить и модернизировать T-33 как Boeing Skyfox , но отсутствие заказов привело к отмене проекта. Около 70% планера T-33 было сохранено в Skyfox, но он был приведен в действие два двигателя Garrett Airesearch TFE731-3A турбовентирующих .
В конце 1990-х годов 18 T-33 MK-III и T-33 SF-SC из боливийских ВВС отправились в Канаду, чтобы быть модернизируемыми на полете Келоуна. Была установлена новая авионика, и была выполнена подробная проверка и обновление фюзеляжа и крыльев. Большая часть самолетов вернулась в начале 2001 года и оставалась в эксплуатации до тех пор, пока тип не был официально вышел на пенсию 31 июля 2017 года. [ 5 ]
21 июня 1996 года 1 T-33A-5-LO (Trainer TR-602) из эллинских ВВС, пилотируемые лидером эскадрильи Иоаннис Коуратзоглу, успешно перехватил турецкий F-16C, нарушающий Афинс, участвуя в маневрах с низкой высокой высокой высоты G Полем [ 6 ]
Гражданское использование
[ редактировать ]Ограниченное количество Т-33 принадлежало в частном порядке, два использовались Boeing в качестве самолета Chase. В 2010 году один T-33, принадлежащий Boeing, использовался в качестве самолета Chase во время первого полета Boeing 787 . [ 7 ] Первый рейс Boeing 737 Max-7 16 марта 2018 года также показал самолет погони T-33. [ 8 ] Девочный рейс Boeing 777-9 25 января 2020 года также включал самолет погони T-33, который вылетел из KBFI и встретил 777-9 в KPAE , он остановился в KMWH , и он снова взлетел, чтобы преследовать 777 -9 возвращаются в KBFI, летят по горе Ренье перед их приземлением. [ 9 ] 4 декабря 2020 года Boeing вышел на пенсию на свои самолеты T-33 после 66 лет службы. [ 10 ] Оба T-33, эксплуатируемые Boeing, были заменены одним T-38 Talon . [ 11 ] Актер и пилот Майкл Дорн владел T-33, который он в шутку называл своим «звездным кораблем». [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]- TP-80C
- Первоначальное военное обозначение Соединенных Штатов для двухместного тренера Model 580 для военно-воздушных сил армии Соединенных Штатов . Обозначение изменилось на TF-80C 11 июня 1948 года после создания ВВС США в качестве отдельной военной службы в 1947 году, а затем в T-33A 5 мая 1949 года; 20 построено.
- T-33A
- Самолеты двухместных реактивных тренажеров для ВВС США и доставки иностранным ВВС в рамках программы военной помощи , 5871, включая 699, отведенных на военно-морской флот Соединенных Штатов в качестве TV-2.
- AT-33A
- Преобразования T-33A для экспорта в качестве варианта тесной поддержки, оснащенного пилонами под переплетением и жесткими точками для бомб и ракет. Также используется в оригинальной программе Fighter Lead-In в Cannon AFB , NM, приблизительно 1972-1975 гг.
- DT-33A
- Это обозначение было предоставлено ряду T-33AS, преобразованных в директоров беспилотников.
- NT-33A
- Это обозначение было предоставлено ряду T-33AS, преобразованных в специальные испытательные самолеты.
- QT-33A
- Это обозначение было дано количеством T-33AS, преобразованных в аэрофотосипные беспилотники для ВМС США .
- RT-33A
- T-33A модифицирован перед доставкой в виде одноэтажного разведывательного варианта; 85 построено, в основном для экспорта в рамках программы военной помощи .
- Т-33b
- Перезагрузка ВМС США TV-2 в 1962 году.
- DT-33B
- Повторное назначение директора беспилотников ВМС США TV-2D в 1962 году.
- DT-33C
- Повторное назначение мишени ВМС США ТВ-2 кД в 1962 году
- До-1/TV-1
- военно-морского флота США P-80C, 50, переведенное в USN в 1949 году в качестве тренировочных тренеров (не технически T-33 Shooting Star) Обозначение
- До 2
- Обозначение военно-морского флота США для 649 T-33AS отведено от производства ВВС США. Двухместный самолет для тренировок на наземном стиле для военно-морского флота США. Первые 28 были доставлены до 2s, прежде чем военно-морской флот изменил обозначение на TV-2 . Выжившие самолеты морской пехоты Соединенных Штатов и корпуса морской пехоты Соединенных Штатов были переизведены T-33B 18 сентября 1962 года. [ 13 ]
- ТВ-2
- Повторное назначение TO-2 после первых 28 были построены.
- ТВ-2д
- TV-2S, модифицированный как директора беспилотников, позже перепроизводившийся DT-33B.
- ТВ-2 кд
- TV-2S, модифицированные как радио-контролируемые цели, можно было бы летать как одноместный для парома, а затем переизданный DT-33C.
Канада
[ редактировать ]- Серебряная звезда MK 1
- Канадское обозначение для T-33A, 20 доставлено.
- Серебряная звезда MK 2
- Канадское обозначение для T-33A, которое стало прототипом Silver Star MK 3.
- T-33AN/CT-133 Silver Star MK 3
- T-33AN-это вариант Rolls-Royce Nene, способный T-33A для Королевских канадских ВВС ; 656 Построен Canadair с обозначением компании CL-30. Канадское военное обозначение было позже изменено с T-33AN на CT-133.
Другой
[ редактировать ]- L-245
- Один принадлежащий Lockheed Prototype с более мощным двигателем. Позже был разработан в Seastar T2V . [ 14 ]
- Пегас аэрокосмическая промышленность
- Canadair T-33an был изменен Aérospatiale с участком крыла толщины S17A 17%. [ 15 ]
- Boeing Skyfox
- Комплексный проект обновления и реинжинирования, работающий на 2 Garrett TFE-731 турбовени. Единственный прототип остается припаркованным без двигателей в Rogue Valley International (MFR) в Медфорде, штат Орегон .
Ходкар
Иранское обращение T-33A в беспилотник. [ 16 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]









Для операторов канадского самолета см. Canadair CT-133 Silver Star .
- ВВС Бангладеш (1 × RT-33, работающие с 1972 года. Остаток ВВС Пакистана после Бангладешской освободительной войны .)
- Бельгийские ВВС (38 × T-33A, 1 × RT-33A, работающий с 1952 года)
- Боливийские ВВС -Боливия приобрела 15 T-33AN из Канады в 1973–74 годах, купив еще 5 в Канаде в 1977 году и 18 T-33SF из Франции в 1985 году. [ 17 ] 18 были обновлены до стандарта T-33-2000 в 2000–2001 годах. [ 18 ] В отставке в 2017 году. [ 19 ]
- Бирманские ВВС-15 x AT-33A для использования в качестве тренеров и закрытия воздушной поддержки . [ 20 ]
- Королевские канадские ВВС
- Королевский канадский флот
- VU-32 Утилита эскадрилья
- Канадские силы
- Национальный исследовательский совет
- Доминиканские ВВС -AT-33A
- Эквадорские ВВС -AT-33A
- Французские ВВС -163 X T-33A и RT-33A (также 61 канадский T-33AN)
- Немецкие ВВС 192 X T-33A
- Эллинские воздушные силы -T-33A, RT-33A и канадский AT-33ANS
- Гондуранские ВВС -T-33A и RT-33A
- Индонезийские ВВС -T-33A
- Итальянские ВВС управляли 60 Lockheed T-33A и 14 Lockheed RT-33A с 1952 по 1982 год [ 23 ]
Япония (все на пенсии)
- Японская воздушная самооборота T-33A-собрано и позже изготовлена Kawasaki Heavy Industries Aerospace Company с 1956 года. [ 24 ]
- Tactical Fighter Training Group (1981–1992)
- 3 -я тактическая истребительная эскадрилья (1956–1992)
- 6 -я тактическая истребительная эскадрилья (1959–1992)
- 8 -я тактическая истребительная эскадрилья (1959–1992)
- 201 -й тактическая истребительная эскадрилья (1963–1974, 1986–1994)
- 202 -я тактическая истребительная эскадрилья (1964–1992)
- 203 -я тактическая истребительная эскадрилья (1964–1992)
- 204 -я тактическая истребительная эскадрилья (1964–1993)
- 301 -я тактическая истребительная эскадрилья (1973–1993)
- 302 -я тактическая истребительная эскадрилья (1974–1994)
- 303 -я тактическая истребительная эскадрилья (1976–1994)
- 304 -я тактическая истребительная эскадрилья (1977–1993)
- 305 -я тактическая истребительная эскадрилья (1978–1993)
- 306 -я тактическая истребительная эскадрилья (1981–1994)
- Королевские ливийские ВВС -Два T-33AS, пожертвованные Соединенными Штатами. [ 25 ]
- Мексиканские ВВС -50 единиц AT-33A

- ВВС Королевских Нидерландов -60 × T-33A, 3 × RT-33A
- Поклонник ВВС Никарагуан получил доставку четырех самолетов AT-33A от правительства США после вторжения в залив свиньи в 1961 году. Ушел из службы в 1979 году.
- Пакистанские ВВС -T-33A, RT-33A
- Парагвайские ВВС управляли шестью AT-33A, пожертвованными Тайваном в 1990 году. В нем принадлежали Grupo Aerotáctico (GAT) 2-й. Истребительская эскадрилья под названием «Индио». Они были отозваны из использования в 1998 году.
- Перуанские ВВС управляли в общей сложности 27 T-33A, доставленных в период с 1955 по 1964 год, и все они ранее работали ВВС США . Они были отозваны из использования в 1981 году после замены Aermacchi MB-339 . Один T-33A-1-LO, серийный 455 (C/N 580-9889) сохранен в Parque Del Aire.
- Португальские ВВС T-33A и один RT-33A (все в отставке)
- Республика Сингапурские ВВС : 12 X бывших французских ВВС T-33A, поставленные в 1980 году, за которым последовали еще 8 в 1982 году. [ 27 ]
- Республика Корея ВВС : T-33A-это первое время введения: август 1955 года. Она также служила в команде Rokaf Black Eagles Aerobatic
- Испанские ВВС -60 × Т-33A
- Турецкие ВВС -T-33A и RT-33A [ 28 ]
- Коммерческие самолеты Boeing (два Canadair CT-133 Silver Stars, N109X и N416X) [ 29 ]
- ВВС США
- ВМС США
- Корпус морской пехоты США [ 13 ]
- Уругвайские ВВС управляли 13 AT-33A-1S с 1956 по 1997 год. [ 30 ]
- Yugoslav Air Force -управляли 125 стрельбы в четырех вариантах: 25 T-33A, 22 RT-33A, 70 TV-2 и 8 TT-33A [ 31 ] [ ненадежный источник? ]
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]Многочисленные T-33 были сохранены в качестве музея и памятных демонстраций.
Примечательные несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]28 января 1951 года : WW2 Ace Dominic Salvatore Gentile был убит, когда он потерпел крушение в стрельбе T-33A-1-LO Shooting Star Trainer, AF Ser. № 49-0905, в Форествилле, штат Мэриленд. Джентиле приписывали 20 воздушных убийств во время его боевых туров.
- 4 августа 1955 года
- Первые лейтенант Элмер С. Биби (из Walden Co) и второй лейтенант Конрад Дж. Зубалик (из Гринсбург Пенсильвания), ВВС США, летали на T-33 на тренировочной сорти с базы ВВС Перрина (Шерман) Когда крыло отрезалось во время поворота. Самолет разбился возле плотины озера Грейпесина к северу от аэропорта Даллас-Фат. Оба пилотных стажера погибли в аварии. [ 32 ] [ Лучший источник необходим ]
- 4 июня 1957 года
- Майор Терухико Кобаяши, летающий туз имперских японских ВВС, летал на T-33 на учебной вылечке из Хамамацу, когда возникла техническая проблема вскоре после взлета. Он приказал своему спутнику в самолете с ним изгнать. После того, как его спутник сделал это, он попытался взять под контроль самолет и попытался усадить его от любых населенных пунктов, но вскоре после этого разбился. [ Цитация необходима ]
- 23 декабря 1957 года
- 1 US T-33, которому летал майором Говардом Дж. Курран, вошел в Албанское воздушное пространство, утверждая, что у него было вмешательство, требующее от него полета в воздушном пространстве Албанского. Он был вынужден приземлиться в аэропорту Ринаса 2 албанскими МиГ-15, которые были пролечены Анастас Нгела и Махмут Хиса. Мейджор Говард Дж. Курран был позже освобожден, но его T-33 был помещен в музей замка Гжирокастра, где он все еще находится сегодня. [ 33 ]
- 24 марта 1958 года
- Полковник Джейкоб Э. Манч, член Doolittle Raiders во время Второй мировой войны , был убит в результате несчастного случая T-33 Jet Trainer за пределами Лас-Вегаса, штат Нью-Йорк. Он приказал второму члену экипажа выручить и направить свой бессильный самолет по окрестностям, который включал начальную школу, избегая потенциальных жертв на земле. Когда он, наконец, выбросил, у его парашюта не было достаточно времени для правильной работы, и он умер, когда он упал на землю. [ 34 ]
- 20 мая 1958 года
- Национальная гвардия Air Lockheed T-33A была вовлечена в столкновение в воздухе с Airlines Flight 300 , виконтом Vickers , над Брансуиком, штат Мэриленд .
- 19 сентября 1968 года
- Чилийские ВВС T-33A экипаж подзаголовок Хорхе Эмберг и второй лейтенант Рене Каталан разбился вскоре после взлета с авиабазы Эль-Боски из-за сбоя двигателя. [ 35 ] Эмберг удалось безопасно изгнать, но Каталан и шесть человек на земле погибли, когда самолет потерпел крушение по району Санта -Эрны. [ 36 ]
- 20 августа 1971 года
- 20 августа 1971 года пилотный офицер Рашид Минхас должен был вылететь в карачи в Карачи в Карачи . Бир Шрешто Матиур Рахман , пилот -инструктор, [ 37 ] Видел, что Минхас собирается взлететь и присоединился к нему через место инструктора. [ 38 ] Затем Рахман попытался захватить T-33 в воздухе, намереваясь летать на самолете в Индию, дефект, присоединиться к Бангладешской освободительной войне и бороться за его родину. Минхас послал сообщение «Контрольной башне», что он был похищен, прежде чем его сбили без сознания. Теперь предупрежденные пакистанские воздушные силы скремпезировали саб-джеты F-86, но не смогли найти T-33. Тем временем Рашид восстановил сознание, и между двумя пилотами была борьба, а самолет потерпел крушение в Пакистане, в 40 километрах от индийской границы, убив обоих пилотов; Точная причина аварии неизвестна. [ 39 ]
Технические характеристики (T-33A)
[ редактировать ]
Данные с самолета Lockheed с 1913 года [ 40 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 37 футов 9 в (11,51 м)
- Размах крыльев: 38 футов 10,5 дюймов (11,849 м)
- Высота: 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
- Область крыла: 234,8 кв. Фута (21,81 м. 2 )
- Аэродинамическая профиль : NACA 65-213 [ 41 ]
- Пустой вес: 8 365 фунтов (3794 кг)
- Вес валового веса: 12 071 фунт (5475 кг)
- Максимальный вес взлета: 15 061 фунт (6832 кг)
- Силовая установка: 1 × Allison J33-A-35 Центробежный Турбоэлектор Турбоятный двигатель, 5400 фунтов (24 кН) для взлета с инъекцией воды
- 4600 фунтов (20 461,82 н) максимально непрерывная, сухой
Производительность
- Максимальная скорость: 600 миль в час (970 км/ч, 520 кН) на уровне моря
- Скорость круиза: 455 миль в час (732 км/ч, 395 кН)
- Диапазон: 1,275 миль (2,052 км, 1,108 нми)
- Потолок обслуживания: 48 000 футов (15 000 м)
- Уровень подъема: 4870 футов/мин (24,7 м/с)
Вооружение
- Жесткие точки: 2 с мощностью 2000 фунтов (907 кг) бомб или ракеты ( AT-33 )
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
- Boeing Skyfox
- Canadair CT-133 Silver Star
- Lockheed F-94 Starfire
- Lockheed P-80 Стреляющая звезда
- Lockheed T2V/T-1a Seastar
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ВВС деактивирует четыре тренировочных и атакующих самолета T-33-Diario Pagina Seven» (на испанском языке). Арчндд из оригинала 2017-08-01 . Получено 2017-07-31 .
- ^ Lockheed P-80/F-80 Архивировал 2007-12-19 на машине Wayback
- ^ «Ранняя разведка ВВС США в Юго -Восточной Азии» . Национальный музей ВВС США . Получено 2023-08-10 .
- ^ Scholin, Allan R., «Aeroscace World», ВВС и Space Digest , Ассоциация ВВС, Вашингтон, округ Колумбия, март 1967 г., том 50, номер 3, стр. 38.
- ^ «Fab T-33 тренировочные самолеты перестают работать в Боливии» (по-испански). Причина. 31 июля 2017 года . Получено 31 июля 2017 года .
- ^ Flower & Space (2019-03-18). «Греческий T-33 против турецкого F-16 и это не видеоигра » . Полет и в греческом . Получено 2019-06-26 .
- ^ "787 Первый рейс с самолета Чейза". Wired.com . Получено: 22 апреля 2010 года.
- ^ «Фотографии: самый маленький современный 737 Боинг 737, Max 7, совершает свой первый полет» . Airlinereporter. 21 марта 2018 года . Получено 2018-10-02 .
- ^ «N109X Live Flight Lailing and History (T33, принадлежащий Boeing Logistics Spares Inc) ✈ 25-января-2020 ✈ км . Flightaware . 25 января 2019 года . Получено 2020-01-27 .
- ^ Хеммердингер, Джон (4 декабря 2020 г.). «Boeing выходит на пенсию Vintage T-33 Chase Jets» . Полет Global . Получено 2020-12-11 .
- ^ «N38TZ (1965 Northrop T-38A, принадлежащий регистрации самолетов Boeing Co)» . Flightaware .
- ^ Freeze, di (июнь 2008 г.). «Майкл Дорн: поход стоит запоминать» . AirportJournals.com . Журналы аэропорта . Получено 13 июня 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный Янсен, Клэй. «US Marine Corps Lockheed T-33 Стреляющая звезда». Cloud 9 Photography, октябрь 1961 года. Получено: 6 августа 2013 года.
- ^ Бек, Саймон. «Серия стрельбы Lockheed Star» Архивировала 2011-05-21 на машине Wayback . US Warplanes.net . Получено: 21 октября 2011 года.
- ^ Gaillard, Pierre (1991). Французские самолеты 1965 г. 1990 (на французском языке). Париж: издания EPA. ISBN 2-85120-392-4 .
- ^ «Иран представляет первый домашний беспилотник с широким телом« Ходкар » . Агентство MEHR . 2019-01-31 . Получено 2024-03-29 .
- ^ Siegrist 1987, p. 175.
- ^ Международный обзор Air Power Summer 2001, p. 28
- ^ Вассер, Даниэль; Олгин, Джонатан Р. (1 августа 2017 г.). «Боливия выходит на пенсию последнего тренера/самолета T-33S, объявляет о замене» . IHS Джейн 360 . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Получено 1 августа 2017 года .
- ^ Andrade 1982, p. 35
- ^ Schrøder, Hans (1991). Королевская датская воздушная сила . Клятва. Кей С. Нильсен. Tøjhusmuseet, 1991, с. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ «Эфиопия расширяет воздушный флот с грузовым самолетом C-130» . Форум обороны Африки. 29 января 2019 года.
- ^ "Lockheed RT 33" . Aeronautica Militare . Получено 29 мая 2019 года .
- ^ «История аэрокосмической дивизии Кавасаки». Архив 2010-08-03 в Machine Wayback Kawasaki Heavy Industries, Ltd. Получено: 21 марта 2010 года.
- ^ Cooper, Grandolini & Delarlande 2015 , с. 8
- ^ Купер 2017 , с. 14
- ^ Pocock 1986, p. 92
- ^ «www.tayyareci.com T-33 Tayyaresi, T-33, T-33MKIII, RT-33A, Silverstar. 1951-2006 г. Самолет TUAF 1951-2006 Dönemi Turk Hvkk Ucaklari» . www.tayyareci.com . Получено 2021-04-04 .
- ^ «Авиационное расследование: N109X» Архивировал 2016-10-09 на машине Wayback . ФАА реестр. Получено: 11 марта 2012 года.
- ^ «Воспоминания о времени полета» . www.pilotoviejo.com .
- ^ «Letelice Lockheed T-33A, RT-33A I TV-2 U JRV I NJIHOVE SUDBINE» (на хорватском). Paluba.info . Получено 23 декабря 2014 года .
- ^ Некролог Конрада Зубалика, похороненного на католическом кладбище Гринсбурга, Пенсильвания.
- ^ "Дом дома" . 13 августа 2019 года.
- ^ Школьная история . OCLC 1021804936 .
- ^ Полем 26 Там 2010. . 26 May 2010.
- ^ «История права № 17 298» .
- ^ «20 августа отмечается годовщина смерти Рашида Минхаса» . Нация . 20 августа 2014 года . Получено 19 июня 2015 года .
- ^ «42-й годовщина годовщины, Рашид Минхас Шахид [Нишан-и-Хидер.]-SFP News» . www.shaheedfoundation.org . Получено 3 января 2016 года .
- ^ «Рашид Минхас 39 -я годовщина смерти наблюдалась сегодня» . AAJ News . ПРИЛОЖЕНИЕ. Архивировано с оригинала 10 августа 2019 года . Получено 3 января 2016 года .
- ^ Francillon 1982, стр. 287, 293.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
Библиография
[ редактировать ]- Боугер, Джо. "Lockheed P-80/F-80". ВВС США истребители . Получено: 11 июня 2011 года.
- Купер, Том (2017). Горячее небо над Йеменом, том 1: воздушная война над Южно-Аравийским полуостровами, 1962-1994 . Солихалл, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Купер, Том; Грандлини, Альберт; Делаланде, Арно (2015). Ливийские воздушные войны, часть 1: 1973-1985 . Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-909982-39-0 .
- Дэвис, Ларри. P-80 Стреляющая звезда. T-33/F-94 в действии. Кэрроллтон, Техас: эскадрилья/сигнальные публикации, 1980. ISBN 0-89747-099-0 .
- Дорр, Роберт Ф. "P-80 Shooting Star Variants". Крылья славы Vol. 11. Лондон: Aerospace Publishing Ltd., 1998. ISBN 1-86184-017-9 .
- Фрэнсильон, Рене Дж. Локхид самолет с 1913 года . Лондон: Путнэм, 1982. ISBN 0-370-30329-6 .
- «Фуерза Аереа Боливиана». International Air Power Review . Том 1, лето 2001. С. 28–31. ISSN 1473-9917 .
- Gaillard, Pierre (1991). Французские самолеты 1965 г. 1990 . Париж: издания EPA. ISBN 2-85120-392-4 .
- Халлион, Ричард П. (апрель -июль 1980 г.). «T-33 и F-94 ... больше звезд в галактике Lockheed». Энтузиаст воздуха . № 12. С. 11–23. ISSN 0143-5450 .
- Хильтерманн, GIJS. Lockheed T-33 (полет в Нидерландах 3) (на голландском языке). Eindhoven, Нидерланды: Flash Aviation , 1988. ISBN 978-90-71553-04-2 .
- Хойл, Крейг. «Всемирные воздушные силы 2015». Flight International , 8–14 декабря 2015 г., вып. 188, № 5517. С. 26–53. ISSN 0015-3710 .
- Темп, Стив. Локхид Скунс работает . Сент -Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1992. ISBN 0-87938-632-0 .
- Покок, Крис. "Сингапур Стинг". Air International , Vol. 31, № 2. С. 59–64, 90–92.
- Зигрист, Мартин. «Боливийская воздушная сила - семьдесят лет». Air International , Vol. 33, № 4, октябрь 1987 года. С. 170–176, 194. ISSN 0306-5634 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]