Jump to content

Североамериканский Сабрелинер

Сабрелинер
ВМС США CT-39E VR-30 в 1980 году
Общая информация
Тип Тренер самолет
Бизнес -самолет
Производитель Североамериканская авиация
Rockwell International
Статус В активном обслуживании
Основные пользователи ВВС США
Номер построен 800+ [ 1 ]
История
Производится 1959 1982
Дата введения 1962
Первый полет 16 сентября 1958 года [ 2 ]
BAE Systems Flight Systems T-39A Летные испытания самолетов в аэропорту Мохаве
NA-265-60 Series 60 Sabreliner в NTPS, Mojave

Североамериканский Сабрелинер , позже проданный как Rockwell Sabreliner , является американским бизнес-реактивным самолетом среднего размера, разработанной Североамериканской авиацией . Он был предложена ВВС США (ВВС США) в ответ на свою экспериментальную программу для тренера (UTX). Он был назван «Sabreliner» из-за сходства крыла и хвоста с североамериканским F-86 Sabre Jet Fighter. [ 2 ] Военные варианты, назначенные T-39 Sabreliner , использовались ВВС США, ВМС США (USN) и корпусом морской пехоты США (USMC) после того, как ВВС США разместили первоначальный приказ в 1959 году . [ 3 ] Сабрелинер также был превращен в коммерческий вариант.

Дизайн и разработка

[ редактировать ]

Североамериканская авиация начала развитие Саблинера в качестве внутреннего проекта, и в ответ на запрос UTX о предложениях предложил военную версию ВВС США. UTX объединил две разные роли: кадровый транспорт и обучение готовности к бою в один и тот же самолет. [ 1 ]

Прототип гражданской версии, которая несла номер модели NA-265 , совершил свой первый полет 16 сентября 1958 года. Он был приведен в действие с двумя General Electric YJ85 турбоевскими двигателями . Тип получил федерального авиационного администрирования (FAA) сертификат типа в апреле 1963 года. Кандидат UTX, назначенный T-39A , был идентичен на конфигурации NA-265, но когда был заключен контракт и T-39A вступил в производство, Он был оснащен двумя турбоджевыми двигателями Pratt & Whitney JT12A-8 . [ 1 ]

Гражданская производственная версия, или серия 40 , была слегка утончена по прототипу, с большей скоростью и более просторной кабиной. Затем Североамериканский растянул дизайн на 3 фута 2 дюйма (0,97 м), обеспечивая большую кабину, и продал его как серия 60 , которая была сертифицирована в апреле 1967 года. Кабина была сделана выше для серии 70 и General Electric CF700 турбофунов. были установлены для серии 75A (также фирменные как серия 80 ). [ 4 ]

К 1973 году Северная Америка объединилась со стандартом Rockwell под названием Rockwell International . В 1976 году Роквелл заключил контракт с Raisbeck Engineering , чтобы перепроектировать крыло серии Sabreliner. [ 5 ] Получившиеся крыло Raisbeck Mark V было первым суперкритическим крылом на службе в Соединенных Штатах. [ 6 ] Крыло Mark V было объединено с двигателями Garrett TFE731 турбовентивными , чтобы создать серию 65 . [ 7 ] Модели Sabreliner 60 и 80 были модернизированы с помощью крыла Mark V в качестве серии 60A (STC SA687NW) и серии 80A (STC SA847NW).

Производство Sabreliner подошла к концу в 1981 году. [ 2 ]

Оперативная история

[ редактировать ]
Тренер T-39D эскадры VT-86 ВМС США в Pensacola NAS в 1975 году

Было произведено более 800 сабрелинеров, из которых 200 были T-39. [ 1 ] Ряд военных Т-39 в отставке также вошел в гражданский мир, поскольку военные версии также проводят сертификацию типа ФАА. По состоянию на май 2007 г. , 56 примеров были потеряны в несчастных случаях. [ 8 ] Серия 65 была последней серией, и 76 из них были произведены, в основном для частного рынка. Monsanto имеет самую старую непрерывно операционную компанию Corporate Jet Division, начиная с покупки Sabreliner 40. [ 9 ]

Т-39 использовались в поддержку боевых операций в Юго-Восточной Азии во время войны во Вьетнаме . В конце 1965 года T-39s заменил Канберрас Мартина B-57 на рейсах для транспортировки высокоприоритетных грузов, таких как обнаженная пленка из миссий по фотореквеннам , от отдаленных баз до Сайгона. [ 10 ]

Оригинальная версия Navy, T3J-1 , переименованная в T-39D после модернизации самолета USN/USMC/USCG в 1962 году , была первоначально оснащена радиолокационной системой из McDonnell F3H-1 всепогодно-борца и использован в качестве радарного тренера Для пилотов этого самолета. Самолет T-39D был впоследствии введен в программу «Основной военно-морской авиационный наблюдатель» (NAO), более позднюю студенческую военно-морскую программу (SNFO). Три версии T-39D были использованы в течение 1960-х, 70-х и 80-х: одна без радара для тренировок на навигации по навигации на высоких приборах и навигационной навигационной навигационной навигации в промежуточной программе SNFO; Второй вариант, оснащенный радаром APQ-126 из LTV A-7 Corsair II для обучения, прежде всего, бомбардировщиков/навигаторов, навигаторов разведывательных атак и офицеров электронных контрмеров в атакующих самолетах; и третий вариант с радаром APQ-94 для обучающих пилотов крестоносца Vought F-8 .

T-39N и T-39G в настоящее время используются в программах NFO Strike and Strike Fighter по обучению USN и USMC студенческих военно-морских работников , а также различных студенческих навигателей NATO /Coalition /Coalition. Иностранные студенты также тренируются в T-39 вместо Beechcraft T-1 Jayhawk во время программы промежуточного реактивного самолета.

Сабелинер требует минимальной экипажа из двух, и, в зависимости от конфигурации кабины, может нести до семи пассажиров (NA-265 через NA-265-40) или десять пассажиров (NA-265-60 и последующие модели). Как летный самолет военно -морского флота, он обычно летит с пилотом, одним или двумя инструкторами NFO и двумя -тремя студенческими NFO или студенческими навигаторами/ОГО. [ 1 ]

Будучи полученным из F-86 , Sabreliner является единственным бизнес-реактивным самолетом, уполномоченным для аэробалогии и используется двумя калифорнийскими компаниями: Flight Research Inc. и командой Patriots Jet , для расстройства для расстроения, для сокращения убыточного контроля , вовлеченного в Полные киоски , полностью перевернутый полет и спуска 20-40 ° в оболочке 2,8 г, в пределах его рейтинга 3G. [ 11 ]

Использование аль-Каиды

[ редактировать ]

В период с 1993 по 1994 год Усама бен Ладен, по сообщениям, владел и использовал бывший ВВС T-39A, который был преобразован в гражданское использование и отремонтировано в аэропорту Ван-Найс . Египетский пилот и прокси-сервер бен Ладена, Эссам аль-Риди , законно приобрели самолеты у американского брокера в Калифорнии в 1992 году, утверждая, что представляет богатых египтян. Аль-Риди, сообщив, что лично доставил самолет Бен Ладена, который тогда был изгнан в Хартуме , Судан , в январе 1993 года. Там, как сообщается, самолет использовался для перевозки пяти из Аль-Каиды оперативников в Кению для агитации повстанцев племен против мирных войск США в соседнем Сомали ; Один из пассажиров был предположительно старшим заместителем бен Ладена Мохаммеда Атефа . [ 12 ]

Более года спустя, примерно в октябре 1994 года, самолет переполнил взлетно -посадочную полосу в аэропорту Хартума и врезался в песчаную дюну. [ 13 ] Самолет был сильно поврежден и впоследствии заброшен из -за высоких ожидаемых затрат на ремонт; оба аль -Риди [ 12 ] И обучающийся в «Аль-Каиде» пилот Ихаб Мохаммед Али [ 14 ] Отдельно утверждается, что он был в управлении (самолет оснащен двойным элементом управления). В последующие годы Али показал, что в 1995 году бен Ладен попросил его пробить самолет против самолета президента Египта Хосни Мубарака , [ 14 ] Несмотря на то, что самолет никогда не был отремонтирован после аварии Хартума.

Варианты

[ редактировать ]

Гражданское лицо

[ редактировать ]
Сабрелинер
(NA-265 или NA-246) Прототип, основанный на двух турбовых двигателях General Electric J85-GE-X , один из них построил иногда неофициально называемый XT-39.
Sabreliner 75, демонстрируя более высокую крышу кабины, чем более ранние варианты
Сабрелинер 40
(NA-265-40 или NA-282) Гражданское производственное вариант для 11 пассажиров, работающих на двух двигателях Pratt & Whitney JT12A -6A или -8, по двум окнам боли с каждой стороны; 65 построено.
Sabreliner 40a
Маркетинговая версия Sabreliner Sabre 40 с более легкой авионикой, похожей на Aero Commander, также продюсированная Rockwell International в то время. В дополнение к более легкой пакете авионики, интерьер был переработан для более легкой конструкции.
Сабрелинер 50
(NA-265-50 или NA-287) Один из них, построенный в 1964 году как модель 60 с двигателями Pratt & Whitney JT12A , экспериментальной платформой для капоты с родовым носом.
Сабрелинер 60
(NA-265-60 или NA-306). Растянутая модель 40 для 12 пассажиров с двумя двигателями Pratt & Whitney JT12A -8, пять окнов салона с каждой стороны, 130 построено.
Сабрелинер 60а
Серия 60 с Mark v Super-Critical Wing.
Сабрелинер 65
(NA-265-65 или NA-465) на основе серии 60 с двигателями Garrett Airesearch TFE731-3R-1D и новым Mark v Super-Critical Wing , 76 построено.
Sabreliner 75
(NA-265-70 или NA-370) Серия 60A с поднятой крышей для большей салона, двух двигателей Pratt & Whitney JT12A -8; Девять построены.
Sabreliner 75a (Sabreliner 80)
(NA-265-80 или NA-380) Sabreliner 75, оснащенные двумя общими электрическими двигателями CF700, 66 построены.
Sabreliner 80a
Серия 80 с Mark v Supercritical Wing .
ВВС США T-39A
Т-39а
Тренер по мастерству пилота и коммунальный транспорт для ВВС США, основанный на прототипе Sabreliner, но приводил в действие два двигателя Pratt & Whitney J60-P3 3000 фунтов (13 кН) , 143 построена. [ 15 ]
CT-39A
T-39A модифицирован как грузовой и кадровый транспорт, двигатели Pratt & Whitney J60-P3/-3a.
NT-39A
Один T-39A модифицирован для тестирования электронных систем.
Т-39b
Тренер Radar Systems для ВВС США, оснащенный авионикой республики F-105D бомбардировщика истребителя Thunderchief (включая основной радар R-14 NASARR и APN-131 Doppler Radar) и с станциями для трех стажеров, шесть построенных. [ 16 ]
T-39c
Предложенный тренер с радиолокационными системами для ВВС США, оснащенный авионикой McDonnell F-101b Voodoo Allweather Interceptor. Несчастный. [ 17 ]
T3J-1
Предварительное обозначение для T-39D. [ 18 ]
Т-39d
Тренер Radar Systems для USN, 1962 г. Редактирование двигателей T3J-1, Pratt & Whitney J60-P3, 42 доставлено с 1963 года, [ 18 ] Оснащен радар /APQ-94 для обучения офицеров радара и радаром AN/APQ-126 для обучения Bombardier/Navigator. [ Цитация необходима ]
CT-39E
USN Cargo/Transport Version, с двигателями JT12A-8, первоначально обозначенной VT-39E, семи подержанных самолетов.
T-39F
Электронная война экипаж преобразование T-39A для обучения USAF F-105G экипажа « дикая ласка ». [ 19 ]
CT-39G
Версия USN Cargo/Transport на основе растянутого фюзеляжа Sabreliner 60, Pratt & Whitney JT12A двигателей, оснащенных реверсами, 13 купленными.
T-39G
CT-39G, модифицированный для программы обучения офицеров по рейтингу бакалавриата. Производное NA-265-60. [ 20 ]
Военно-морской флот T-39N в Centennial of Naval Aviation Схема памятной краски в 2011 году.
T-39N
Тренер ВМФ для программы обучения офицеров бакалавриата. Производное NA-265-40. [ 20 ]

Операторы

[ редактировать ]
Аргентина
Боливия
  • Боливийские ВВС (One Series 65 FAB-005 Используется в качестве военного и президентского транспорта)
Эквадор
Мексика
Шведские ВВС Сабрелинер 40 в RAF Northolt в 2013 году
Швеция
Соединенные Штаты

Несчастные случаи и инциденты

[ редактировать ]

По состоянию на декабрь 2019 года было зарегистрировано 62 зарегистрированных инцидентов и несчастных случаев с участием Сабелинера, что привело к 153 смерти. [ 21 ] Ниже перечислены несколько из самых заметных.

Самолеты на дисплее

[ редактировать ]
T-39D демонстрирует в музее военно-морского воздуха Патуксент Ривер
Sabreliner выставлен в Национальном музее электроники, используемый в качестве испытательного стенда для разработки радаров

Спецификации (T3J-1/T-39D)

[ редактировать ]
Три вида версии T-39N военно-морского флота

Данные от T-39 Sabreliner на сайте истории Boeing [ 2 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: четыре - пять
  • Вместимость: пять -семь пассажиров
  • Длина: 44 фута 0 в (13,41 м)
  • Размах крыльев: 44 фута 6 в (13,56 м)
  • Высота: 16 футов 0 в (4,88 м)
  • Область крыла: 342,1 кв. Фута (31,79 м. 2 )
  • Пустой вес: 9 257 фунтов (4199 кг)
  • Максимальный вес взлета: 17 760 фунтов (8056 кг)
  • Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney J60-P-3 Turbojet , 3000 фунтов (13 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 478 кН (550 миль в час, 885 км/ч)
  • Скорость круиза: 435 кН (500 миль в час, 800 км/ч)
  • Диапазон: 2170 нм (2500 миль, 4,020 км)
  • Потолок обслуживания: 40 000 футов (12 200 м)
  • Тяга/вес : 0,338

Смотрите также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания
  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "Airliners.net" . Airliners.net . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Получено 30 апреля 2018 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Boeing: Исторический снимок: T-39 Sabreliner Trainer/Transport» . Boeing.com . Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Получено 30 апреля 2018 года .
  3. ^ " Североамериканский T-39A Сабелинер Архивировал 2016-10-22 на машине Wayback ". Национальный музей ВВС США .
  4. ^ «Руководство по ремонту структурного ремонта Sabreliner-все модели NA-265 самолетов», Отчет № NA-66-1032 Ревизия 10, 16 марта 1990 года.
  5. ^ Компания Bio Arackived 2014-10-06 на машине Wayback, полученной 18 августа 2014 года.
  6. ^ Timmons, Lawrence M. «Улучшение эффективности бизнес -реактивного самолета - The Mark v Sabreliner», SAE 790582, представлено на собрании и экспозиции Business Aircraft Century II, Wichita Kansas, апрель 1976 г.
  7. ^ Mathwing, George E., «Тематическое исследование Rockwell International Sabreliner 65 в дизайне самолетов»
  8. ^ « Роквелл Сабрелинер Архивировал 2011-02-23 в Wikiwix. 56 Accurances Hull-Loss, последний обновлен 5 мая 2007 года». Авиационная сеть безопасности .
  9. ^ Джереми Р.К. Кокс, Музей авиации и космоса Сент -Луис. Сент -Луис Авиация .
  10. ^ Харви 1966, с. 69
  11. ^ Уильям Гарви (29 марта 2019). «Одна из исторических все еще релевантных ролей Сабелинера» . Авиационная неделя и космическая технология .
  12. ^ Jump up to: а беременный Браун, Стивен; Пастернак, Джуди (18 ноября 2001 г.). «Задолго до 11 сентября самолет бен Ладена летел под радаром» . Los Angeles Times . Получено 9 марта 2020 года .
  13. ^ «ASN Aircraft Applaice Североамериканский T-39A Сабрелинер N7143N Аэропорт Хартума-Кавиль (KRT)» .
  14. ^ Jump up to: а беременный «Бен Ладен хотел, чтобы Мубарак убил в авиакатастрофе, сообщает американский мужчина» . Аль -Аравия . Ассошиэйтед Пресс . 15 февраля 2015 года . Получено 9 марта 2020 года .
  15. ^ Air International июль 1976, с. 8–9.
  16. ^ Air International июль 1976, с. 9–10.
  17. ^ Air International июль 1976, с. 10
  18. ^ Jump up to: а беременный Сванборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (2 -е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. п. 457. ISBN  0-87021-968-5 .
  19. ^ Air International июль 1976, с. 10, 12.
  20. ^ Jump up to: а беременный «T-39N/G Sabreliner Training Aircraft» . ВМС США . 18 февраля 2009 г. Получено 16 июля 2023 года .
  21. ^ «Архив аварии» . Бюро авиационных происшествий архивы . Получено 16 декабря 2019 года .
  22. ^ Рантер, Харро. «ASN Aircraft Applaice Североамериканская CT-39A Sabreliner 62-4448 Village, Thüringen» . Aviation-sfeepety.net . Архивировано из оригинала 3 октября 2014 года . Получено 30 апреля 2018 года .
  23. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2015-02-20 . Получено 2015-02-20 . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  24. ^ Описание аварии авиационной безопасности.
  25. ^ Описание аварии авиационной безопасности.
  26. ^ Кейси, Алоизиус Г.; Кейси, Патрик А. (2007). Скорость: скорость с направлением: профессиональная карьера генерала Джерома Ф. О'Мэлли . Maxwell ВВС -база, AL: Air University Press. С. 247–253. ISBN  978-1585661695 .
  27. ^ Рантер, Харро. «ASN Aircraft Applaice Североамериканский CT-39A-1-NO Sabreliner 62-4496 Международный аэропорт Уилкс-Барре, Пенсильвания (AVP)» . Aviation-sfeepety.net . Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года . Получено 30 апреля 2018 года .
  28. ^ «Тормоза ошибочны в аварии на реактивном самолете» . New York Times . Ассошиэйтед Пресс. 22 июня 1985 года . Получено 16 декабря 2019 года .
  29. ^ «ASN Aircraft Applaice Североамериканский CT-39A Сабрелинер XA-TFL Culiacán-Fedl de Bachigualato (CUL)» . Aviation-sfeepety.net . Получено 12 декабря 2020 года .
  30. ^ Перри, Тони (16 августа 2015 г.). «Два самолета сталкиваются возле коричневого поля Сан -Диего; 3 мертвых» . Los Angeles Times . Получено 16 августа 2015 года .
  31. ^ «Власти: 5 мертвых в столкновении с небольшими самолетами в округе Сан -Диего» . Ассошиэйтед Пресс . 16 августа 2015 года. Архивировано с оригинала 18 августа 2015 года . Получено 16 августа 2015 года .
  32. ^ «Обучение контролеров на двух столкновениях в воздухе» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте. 14 ноября 2016 года. Архивировал (PDF) с оригинала 19 ноября 2016 года . Получено 19 ноября 2016 года .
  33. ^ "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 2013-10-07 . Получено 2014-08-21 . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  34. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2013-02-21 . Получено 2014-08-22 . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  35. ^ "61-0650 | Североамериканский CT-39A Sabreliner | Частный | Tomasz Kozakowski" . Jetphotos . Получено 2020-04-27 .
  36. ^ "Сабелинер" . Pimaair.org . Архивировано из оригинала 7 мая 2015 года . Получено 30 апреля 2018 года .
  37. ^ «Музейный дом» . Архивировано из оригинала 2015-01-20 . Получено 2014-08-22 .
  38. ^ "CT-39A? Sabreliner?" Полем Архивировано из оригинала 2013-11-09 . Получено 2014-08-21 .
  39. ^ «CT -39A Sabreliner, Северная Америка - Мартовский полевой музей полета в Риверсайде, Калифорния» . Архивировано из оригинала 2014-04-21 . Получено 2014-08-22 .
  40. ^ "Североамериканский T-39A Sabreliner". Архивированный 2016-10-22 в Национальном музее ВВС США. Получено: 13 сентября 2015 года.
  41. ^ "T-39A" Sabreliner "-стратегический аэрокосмический и аэрокосмический музей» . sacmuseum.org . Получено 2023-12-27 .
  42. ^ "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 2014-08-21 . Получено 2014-08-21 . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  43. ^ T -39d Sabreliner - Бирмингем, Ал. - Waymarking.com
  44. ^ «Фотографическое изображение самолета» . Airclassicsmuseum.org . Архивировано из оригинала (JPG) 8 февраля 2017 года . Получено 26 августа 2018 года .
  45. ^ «Предмет - Национальный музей военно -морской авиации» . Navalaviationmuseum.org . Получено 30 апреля 2018 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
  46. ^ [Достопримечательности Архивировали 2008-03-22 на машине Wayback .. Городской музей. Получено на 2010-11-03.]
  47. ^ «Североамериканский Habreliner Tail #N168W, пожертвованный в Национальный музей электроники» . 5 сентября 2018 года.
  48. ^ «Rockwell Collins жертвует самолеты полета в музей Aviation & Space Evergreen» » . Industrial-wansroom.com . Архивировано из оригинала 26 августа 2018 года . Получено 26 августа 2018 года .
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ce0b9acecc6bf77a2d7ec5f367bf3ba__1725966960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/ba/7ce0b9acecc6bf77a2d7ec5f367bf3ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North American Sabreliner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)