Железная дорога стандартной колеи
Ширина колеи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По виду транспорта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По размеру ( список ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смена калибра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По местоположению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Железная дорога стандартной колеи — это железная дорога с колеей 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ). Стандартную колею также называют колеей Стивенсона (в честь Джорджа Стивенсона ), международной колеей , колеей UIC , единой колеей , нормальной колеей в Европе, [1] [2] [3] [4] [5] и СГР в Восточной Африке. Это наиболее широко используемая ширина колеи в мире: ее используют около 55% линий в мире.
Все высокоскоростные железнодорожные линии используют стандартную колею, за исключением России , Финляндии и Узбекистана . Расстояние между внутренними краями рельсов определяется как 1435 мм, за исключением Соединенных Штатов, Канады и некоторых традиционных британских линий, где оно определяется в США обычных / имперских единицах как ровно «четыре фута восемь с половиной дюймов». ", [6] что эквивалентно 1435,1 мм.
История
[ редактировать ]По мере развития и расширения железных дорог одним из ключевых вопросов стала ширина колеи (расстояние или ширина между внутренними сторонами рельсов), которая должна была использоваться. На разных железных дорогах использовалась разная колея, и там, где сходились рельсы разной колеи - « разрыв колеи » - грузы приходилось выгружать из одного состава вагонов и перегружать в другой, а это трудоемкий и дорогостоящий процесс. Результатом стало принятие на большей части мира «стандартной колеи» 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ), обеспечивающие межсетевое взаимодействие и совместимость.
Происхождение
[ редактировать ]Популярная легенда, ходившая как минимум с 1937 года. [7] прослеживается происхождение 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ дюйма ) колеи даже дальше, чем угольные месторождения северной Англии, что указывает на свидетельства изрезанных дорог, отмеченных колесами колесниц времен Римской империи . [а] [8] Сноупс отнес эту легенду к категории «ложных», но отметил, что «возможно, правильнее было бы назвать ее «частично правдивой, но по тривиальным и ничем не примечательным причинам . » [9] Историческая тенденция размещать колеса конных повозок на расстоянии около 5 футов ( 1524 мм ) друг от друга, вероятно, связана с шириной, необходимой для размещения тележки между оглоблями. [9] Однако были предприняты исследования, подтверждающие гипотезу о том, что «происхождение стандартной колеи железной дороги может быть результатом промежутка колейных колей доисторических древних вагонов». [10] [ нужен лучший источник ]
Кроме того, хотя транспортные средства, передвигающиеся по дорогам, обычно измеряются от крайних частей ободов колес, стало очевидно, что для транспортных средств, передвигающихся по рельсам, лучше иметь фланцы основных колес , которые входят в рельсы, поэтому минимальное расстояние между колесами ( и, как следствие, внутренние поверхности головок рельсов ) были важными.
Стандартной колеи для конных железных дорог никогда не существовало, но использовались приблизительные группировки; на севере Англии ни один из них не был ниже 4 футов ( 1219 мм ). [11] Уайлам Система шахты , построенная до 1763 года, имела высоту 5 футов ( 1524 мм ), как и Джона Бленкинсопа Миддлтонская железная дорога ; старая платформа шириной 4 фута ( 1219 мм ) была заменена на 5 футов ( 1524 мм ), чтобы можно было использовать двигатель Бленкинсопа. [11] Другие были 4 фута 4 дюйма ( 1321 мм ) (в Бимише ) или 4 фута 7 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1410 мм ) (в Биггс-Мейн (в Уоллсенде ), Кентоне и Кокслодже ). [11] [12]
Пионер английского железнодорожного транспорта Джордж Стефенсон провел большую часть своей ранней инженерной карьеры, работая на угольных шахтах графства Дарем . Он отдавал предпочтение 4 футам 8 дюймов ( 1422 мм ) для вагонов в Нортумберленде и Дареме и использовал его на своей Киллингворта . линии [11] Вагоны Хеттона Спрингвелла и также использовали эту колею.
(S&DR) Стивенсона Железная дорога Стоктон-Дарлингтон была построена в первую очередь для транспортировки угля с шахт возле Шилдона в порт Стоктон-он-Тис . Открывшаяся в 1825 году первоначальная колея в 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм ) была установлена для того, чтобы вместить существующую колею сотен конных повозок-чалдронов. [13] которые уже использовались на вагонах в шахтах. Железная дорога использовала эту колею в течение 15 лет изменение , прежде чем около 1850 года было внесено на 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма . Калибр [11] [14] [ нужна страница ] Историческая зубчатая железная дорога Маунт-Вашингтон , первая в мире альпинизма для зубчатая железная дорога , все еще работает в 21 веке, и 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм с момента ее открытия в 1868 году использовалась более ранняя колея ).
Джордж Стефенсон представил 1435 мм ( Колея 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма (включая запоздалую дополнительную 1 ⁄ дюйма (13 мм) для уменьшения заеданий на поворотах. Свободное движение [15] ) для Ливерпульско-Манчестерской железной дороги , разрешенной в 1826 году и открытой 30 сентября 1830 года. Дополнительные полдюйма поначалу не считались очень значительными, и некоторые ранние поезда ежедневно курсировали по обеим колеям без ущерба для безопасности. [16]
Успех этого проекта привел к тому, что Стивенсон и его сын Роберт были наняты для проектирования нескольких других крупных железнодорожных проектов. Таким образом, Колея 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) стала широко распространенной и доминирующей в Великобритании. Сообщается, что Роберт сказал, что если бы у него была вторая возможность выбрать калибр, он бы выбрал тот, который шире, чем фута 8 + 1 ⁄ дюйма 4 ( 1435 мм ). [17] [18] «Я бы взял на несколько дюймов больше, но очень немного». [19]
Во время « войны колеи » с Великой Западной железной дорогой стандартная колея называлась «узкой колеей», в отличие от колеи Грейт Вестерн. футов дюйма ( 1/4 7 2140 мм ) Широкая колея . Современное использование термина «узкая колея» для колеи меньше стандартной не возникало в течение многих лет, пока не была построена первая такая пассажирская железная дорога с локомотивной тягой, Ffestiniog Railway . [ нужна ссылка ]
Принятие
[ редактировать ]В 1845 году в Соединенном Королевстве Великобритании и Ирландии Королевская комиссия по железнодорожным колеям высказалась в пользу стандартной колеи. Последующий Закон о колеи постановил, что новые пассажирские железные дороги в Великобритании должны строиться по стандартной колеи. 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ), а в Ирландии - до новой стандартной ширины 5 футов 3 дюйма ( 1600 мм ). В Великобритании колея Стивенсона была выбрана на том основании, что существующие линии этой колеи были в восемь раз длиннее, чем у конкурирующей 7 футов или 2134 мм (позже 7 футов 1 ⁄ дюйма Колея или 2140 мм , принятая в основном на Великой Западной железной дороге. Это позволило компаниям широкой колеи в Великобритании продолжать свою деятельность и расширять свои сети в рамках «пределов отклонения» и исключений, определенных в Законе.
После промежуточного периода эксплуатации смешанной колеи пути были проложены с тремя рельсами) Великая Западная железная дорога наконец завершила перевод своей сети на стандартную колею в 1892 году . ( были 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм ), тогда как в Шотландии некоторые ранние линии имели длину 4 фута 6 дюймов ( 1372 мм ). Британские шкалы сблизились, начиная с 1846 года, когда преимущества обмена оборудованием становились все более очевидными. К 1890-м годам вся сеть была переведена на стандартную колею.
Королевская комиссия не сделала никаких комментариев по поводу небольших линий, уже стандартной колеи (которые будут называться «узкоколейными»), таких как железная дорога Фестиниог . Таким образом, это позволило в будущем создать в Великобритании множество узких колей. Он также не сделал никаких комментариев по поводу будущих датчиков в британских колониях, что позволило применять различные датчики во всех колониях.
В некоторых частях Соединенных Штатов, в основном на северо-востоке, использовалась та же колея, поскольку некоторые первые поезда были закуплены в Великобритании. Американские оценки сблизились, поскольку преимущества обмена оборудованием становились все более очевидными. Примечательно, что все 5 футов ( 1524 мм ) пути шириной на юге были преобразованы в «почти стандартную» колею 4 фута 9 дюймов ( 1448 мм ) в течение двух дней, начиная с 31 мая 1886 года. [20] См. раздел Ширина колеи в США .
В континентальной Европе Франция и Бельгия приняли на вооружение калибр 1500 мм ( колеи 4 фута 11 + 1 ⁄ дюйма Ширина (измеряется между серединами профиля каждого рельса ) для первых железных дорог. [21] Ширина колеи между внутренними краями рельсов (размер, принятый с 1844 г.) несколько различалась между странами и даже между сетями внутри страны (например, 1440 мм или 4 футов 8 + 11 ⁄ 16 дюймов до От 1445 мм или 4 фута 8 + 7 ⁄ 8 дюймов во Франции). Первые пути в Австрии и Нидерландах имели другую колею ( 1000 мм или 1000 мм). 3 фута 3 + 3 ⁄ дюйма в Австрии для линии Донау-Молдау и 1945 мм или 6 футов 4 + 9 ⁄ 16 дюйма в Нидерландах для линии Hollandsche IJzeren Spoorweg-Maatschappij ), но по соображениям совместимости (первое железнодорожное сообщение между Парижем и Берлином началось в 1849 году, первое расписание Ше) Германия приняла стандартную колею, как и большинство других стран. Европейские страны.
Современный метод измерения колеи был согласован на первой Бернской железнодорожной конвенции 1886 года. [22]
Ранние железные дороги по колеи
[ редактировать ]Нестандартный калибр
[ редактировать ]Имя | Авторизованный | Открыто | Измерять |
---|---|---|---|
Железная дорога Монкленд и Киркинтиллох | 1824 | 1825 | 4 фута 6 дюймов ( 1372 мм ) |
Железная дорога Данди и Ньютайл | 1829 | 1831 | фута 6 + 1 ⁄ дюйма 4 ( 1384 мм ) |
Железная дорога восточных графств | 4 июля 1836 г. | 5 футов ( 1524 мм ) [23] | |
Лондон и Блэкволлская железная дорога | 28 июля 1836 г. | 5 футов 1 ⁄ 2 дюйма ( 1537 мм ) [24] [25] [26] | |
Железная дорога Данди и Арброт | 19 мая 1836 г. включен | Октябрь 1838 г. | 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ) До стандартизации в 1847 году. |
Арброт и Форфарская железная дорога | 19 мая 1836 г. включен | ноябрь 1838 г. | 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ) |
Северная и Восточная железная дорога | 4 июля 1836 г. | 5 футов ( 1524 мм ) [27] | |
Абердинская железная дорога | 1845 | 1848 | 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ) До стандартизации |
Великая Западная железная дорога | 1835 | 1838 | 7 футов 1 ⁄ дюйма ) ( 2140 мм До стандартизации |
Ольстерская железная дорога | 1836 | 1839 | 6 футов 2 дюйма ( 1880 мм ) До 5 футов 3 дюймов |
Почти стандартный калибр
[ редактировать ]- Трамваи Huddersfield Corporation , бывшие в употреблении фута 7 + 3 ⁄ дюйма ( 4 1416 мм )
- Легкая железная дорога Портсдаун и Хорндин , бывшая в употреблении фута 7 + 3 ⁄ дюйма ( 4 1416 мм )
- Транспорт Портсмутской корпорации , подержанный фута 7 + 3 ⁄ дюйма ( 4 1416 мм )
- Угольная железная дорога Киллингворта , длина 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм ). [28]
- На шахтной железной дороге Хеттона , открытой в 1822 году, использовалась длина 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм ). [28]
- Железная дорога Стоктона и Дарлингтона , разрешенная в 1821 году, открытая в 1825 году, использовала длину 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм ).
- Железная дорога Нового Орлеана и Кэрроллтона использовала 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм ).
- Железная дорога Пончартрейн использовала 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм ).
- Трамваи в Нюрнберге номинально использовали 1432 мм ( 4 фута 8 + 3 ⁄ 8 дюймов ) на протяжении большей части их существования, но с тех пор были преобразованы в стандартную колею как по названию, так и по факту.
Стандартный калибр
[ редактировать ]Имя | Авторизованный | Открыто | Примечания |
---|---|---|---|
Железная дорога Балтимора и Огайо | Начало 1827 г. | 1830 | |
Ливерпуль и Манчестерская железная дорога | 1824 | 1830 | |
Железная дорога Сент-Этьен – Лион | 1826 | 1833 | Все первые французские железные дороги (включая Сент-Этьен-Андрезье, разрешенные в 1823 году, открытые в 1827 году) имели французскую колею 1500 мм ( 4 фута 11 + 1 ⁄ 16 дюйма ) от оси рельса до оси рельса, совместимо с ранними стандартными допусками ширины колеи ) |
Дублин и Кингстаунская железная дорога | 1831 | 1834 Для пассажирских перевозок | преобразован в 5 футов 3 дюйма |
Ньюкасл и Карлайл Железная дорога | 1829 | 1834 | Изолирован от LMR |
Железная дорога Гранд-Джанкшен | 1833 | 1837 | Подключено к ЛМР |
Лондон и Бирмингемская железная дорога | 1833 | 1838 | Подключено к ЛМР |
Манчестер и Бирмингемская железная дорога | 1837 | 1840 | Подключено к ЛМР |
Бирмингемско-Глостерская железная дорога | 1836 | 1840 | Подключено к ЛМР |
Лондон и Саутгемптонская железная дорога | 1834 | 1840 | |
Лондон и Брайтон железная дорога | 1837 | 1841 | |
Юго-Восточная железная дорога | 1836 | 1844 |
Небольшие отклонения от стандартного размера
[ редактировать ]- Железная дорога Манчестера и Лидса , утвержденная 4 июля 1836 года, использовала длину 4 фута 9 дюймов ( 1448 мм ). [29]
- Железные дороги длиной 4 фута 9 дюймов ( 1448 мм ) предназначались для перевозки 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма с колеей ( 1435 мм Транспортные средства ) и допускают (секундный) допуск на пробег .
- Железная дорога Честер и Биркенхед , утвержденная 12 июля 1837 года, использовала длину 4 фута 9 дюймов ( 1448 мм ). [30]
- Лондонско -Брайтонская железная дорога , утвержденная 15 июля 1837 года, использовала длину 4 фута 9 дюймов ( 1448 мм ). [31]
- Манчестерско -Бирмингемская железная дорога , утвержденная 30 июня 1837 года, использовала длину 4 фута 9 дюймов ( 1448 мм ). [32]
- Пенсильванская железная дорога первоначально использовала 4 фута 9 дюймов ( 1448 мм ).
- Трамваи в Дрездене , разрешенные в 1872 году как конные , использовали 1440 мм ( Транспортные средства с колеей 4 фута 8 + 11 ⁄ 16 дюймов ). В 1893 году они были преобразованы в электрические трамваи постоянного тока с напряжением 600 В и теперь используют 1450 мм ( 4 фута 9 + 3 ⁄ 32 дюйма ); оба манометра находятся в пределах допуска стандартного манометра.
- Колея Огайо составляет 4 фута 10 дюймов ( 1473 мм ).
Двойной датчик
[ редактировать ]- Железная дорога Челтенхэма и Грейт-Вестерн Юнион , разрешена в 1836 г., открыта в 1840 г., с двойной колеей в 1843 г. 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) Стандартная колея и футов 1 ⁄ дюйма 7 ( 2140 мм ).
Изначально стандартный калибр
[ редактировать ]Несколько линий изначально были построены со стандартной колеей, но позже были преобразованы в другую колею из соображений экономии или по соображениям совместимости. [ нужна ссылка ]
- Южная Африка стала 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ).
- Таиланд стал 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов )
- Индонезия стала 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ).
- Ирландия стала 1600 мм ( 5 футов 3 дюйма ) - Дублинская и Кингстаунская железная дорога.
- Австралия стала 1600 мм ( 5 футов 3 дюйма ) - Виктория и Южная Австралия - частично преобразована в 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма )
- Индия стала 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) - первые грузовые линии.
- некоторые частные японские железные дороги
Современные железные дороги почти стандартной колеи
[ редактировать ]- Торонто Транзитная комиссия использует Торонто шкалу 4 фута 10 + 7 ⁄ 8 дюймов ( 1495 мм ) на линиях трамвая и тяжелорельсового метро , что на самом деле было ближе к 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма Калибр .
- Комиссии по транзиту Торонто Линии легкого метро и линии легкорельсового транспорта (существующие, строящиеся или планируемые) используют стандартную колею.
- Трамваи в Лейпциге , Германия, используют 1458 мм ( 4 фута 9 + 13 ⁄ 32 дюйма ).
- Трамваи в Дрездене , Германия, используют 1450 мм ( 4 фута 9 + 3 ⁄ 32 дюйма ).
- 1445 мм ( Колея 4 фута 8 + 7 ⁄ 8 дюймов используется в нескольких системах городского железнодорожного транспорта в Европе:
- Трамваи в Италии
- Мадридское метро (только система метро. В системе легкорельсового транспорта используется стандартная колея.)
- ССО мм в Гонконге использует 1432 ( Колея 4 фута 8 + 3/8 дюйма , на линиях принадлежащих MTR Corporation . Однако линии, ранее принадлежавшие (но продолжающие принадлежать) железнодорожной корпорации Коулун-Кантон , включая сеть легкорельсового транспорта , используют 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма Калибр . На новых линиях и удлинениях MTR после 2014 года используется 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма Колея ), включая линию Южного острова , продолжение линии Квун Тонг и линию Западного острова .
- В метро Бухареста используется 1432 мм ( Калибр 4 фута 8 + 3 ⁄ 8 дюйма .
- Вашингтонское метро использует фута 8 + 1 ⁄ дюйма ( 4 1429 мм ) , На 1 ⁄ дюйма (6 мм) уже стандартного калибра.
- Зубчатая железная дорога на горе Вашингтон , старейшая в мире альпинистская зубчатая железная дорога , имеет колею 4 фута 8 дюймов ( 1422 мм ).
железные дороги
[ редактировать ]Страна/территория | железная дорога | Примечания |
---|---|---|
Албания | Национальная железнодорожная сеть | 677 км (421 миль) [33] [34] |
Алжир | 3973 км (2469 миль) [35] | |
Ангола | 80 км (50 миль) | |
Аргентина |
| Другие основные линии в основном имеют 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) широкую колею , за исключением линии шириной 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюйма Колея ) метра Железная дорога Генерала Бельграно . |
Австралия |
| 2295 км (1426 миль) Виктория построила первые железные дороги ирландской широкой колеи 5 футов 3 дюйма ( 1600 мм ). Новый Южный Уэльс тогда строился по стандартной колеи, поэтому поездам приходилось останавливаться на границе, а пассажиры пересаживались, что было исправлено только в 1960-х годах. существует линия стандартной колеи В Квинсленде по-прежнему используется узкая колея, но от Нового Южного Уэльса до Брисбена . |
Австрия | Австрийские федеральные железные дороги | 4859 км (3019 миль) Земмерингская железная дорога имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО . |
Бангладеш | Железная дорога метро Дакки | 20,1 км (12,5 миль) |
Бельгия | NMBS/SNCB , Брюсселя метро и трамвай | NMBS / SNCB 3619 км (2249 миль) [36] Метро Брюсселя 40 км (25 миль) Трамваи в Брюсселе 140 км (87 миль) |
Боливия | Мой поезд | 42 км (26,1 миль) |
Босния и Герцеговина | 1032 км (641 миль) | |
Бразилия | Амапа железная дорога ; [37] от Уругвайаны до границы с Аргентиной и от Сантана-ду-Ливраменто до границы с Уругваем (обе смешанная колея 1435 мм и 1000 мм или 3 фута + 3/8 дюйма ( 3 колея ) ; оставшиеся пути в Жагуарао, Риу-Гранди-ду-Сул (в настоящее время неработоспособны); Легкорельсовый транспорт Рио-де-Жанейро ; метро Сан-Паулу Линии 4 и 5 ; Метро Сальвадора Baixada Santista Легкорельсовый транспорт | 205,5 км (127,7 миль) |
Болгария |
| |
Канада | Национальная железнодорожная сеть (включая операторов пригородных поездов, таких как GO Transit , West Coast Express , Exo и Union Pearson Express ). | 49 422 км (30 709 миль) Торонто Транзитная комиссия использует Колея 4 футов 10 + 7 ⁄ 8 дюймов ( 1495 мм ) на линиях трамвая и метро. |
Китай | Национальная железнодорожная сеть | 103,144 км (64,091 миль) |
Чили | Метро Сантьяго | 140,8 км (87 миль) |
Хорватия | Хорватские железные дороги | |
Колумбия | Метро Медельин , поезд Серрехон , метро Богота | |
Куба | Кубинские железные дороги | 4266 км (2651 миль) |
Чешская Республика |
| 9478 км (5889 миль) |
Дания | Банеданмарк и метро Копенгагена | |
Джибути | Железная дорога Аддис-Абеба-Джибути | 100 км (62 мили) |
Египет | Египетские национальные железные дороги | |
Эстония | Рейл Балтика | Железная дорога Rail Baltica со стандартной колеей находится в стадии строительства, и ее планируется завершить к 2026 году. Были проведены исследования затрат на потенциальный капитальный ремонт всей железнодорожной сети до стандартной колеи. [40] |
Эфиопия | железная дорога Аддис-Абеба-Джибути ; Легкорельсовый транспорт Аддис-Абебы | 659 км (409 миль) Другие линии стандартной колеи находятся в стадии строительства. |
Финляндия |
| |
Франция | SNCF , RATP (на линиях RER) | |
Габон | Трансгабонская железная дорога | 669 км (416 миль) |
Германия | Deutsche Bahn , многочисленные местные поставщики общественного транспорта | 43 468 км (27 010 миль) |
Грузия | Грузинская железная дорога 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ дюйма . Ахалкалаки Стандартная колея построена между и Карстахи для железной дороги Баку-Тбилиси-Карс | 26 142 км (16 244 миль) |
Гана | Железнодорожная линия Тема-Мпакадан Маршрут Такоради — Секонди в настоящее время обслуживается компанией Ghana Railway Company Limited . Железнодорожная линия Кожокром-Секонди (Линия Кожокром-Секонди — это ветка , которая соединяется с Западной железнодорожной линией в Кожокроме ) | Строятся новые и расширенные SGR, в некоторых случаях с двойной колеей. |
Греция | Организация Греческих железных дорог (управляется TrainOSE ) | Все современные греческие сети, кроме Пелопоннеса. |
Святой Престол | 1 км (0,62 мили) | |
Гонконг | MTR (бывшая KCR сеть - линия Восточной железной дороги , линия Западной железной дороги , линия Туен Ма , линия легкорельсового транспорта ) | На других линиях MTR используется длина 1432 мм (4 фута). 8 + 3 ⁄ 8 дюймов) вместо 4 футов 8 + 1 ⁄ 2 дюйма [41] [42] [43] |
Венгрия |
| |
Индия | Используется только для скоростного транспорта и трамвая, метро Бангалора , метро Ченнаи , метро Дели (этап 2 и далее), быстрое метро Гургаон , метро Хайдарабад , метро Джайпур , метро Кочи , метро Калькутта ( линия 2 и далее), метро Лакхнау , метро Мумбаи , Нагпур. Метро , метро Нави Мумбаи , метро Пуны и трамваи в Калькутте . Строящийся высокоскоростной железнодорожный коридор Мумбаи-Ахмадабад на базе Синкансэна также использует стандартную колею. Все строящиеся и будущие системы скоростного транспорта будут иметь стандартную колею. Региональная система быстрого транзита Дели – Меерут | 128,305 км (79,725 миль) Индийская общенациональная железнодорожная система ( Indian Railways ) использует широкую колею 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ). 96% сети широкой колеи электрифицировано. |
Индонезия | Jakarta LRT , Jabodebek LRT , Транссулавесская железная дорога (в стадии строительства), линия MRT Джакарты Запад-Восток (планируется) и высокоскоростные сети Джакарта-Бандунг | Самая первая железнодорожная линия в Индонезии, соединяющая Семаранг с Тангунгом, которая позже простиралась до Джокьякарты, была проложена со стандартной колеей. [44] в 1943 году ее толщина была увеличена до 1067 мм/3 футов 6 дюймов Открытая в 1867 году, во время японской оккупации , а короткая линия в гавани Семаранг просуществовала до 1945 года. [45] Железнодорожные линии стандартной колеи вернулись в 2014 году на экспериментальную железнодорожную линию в Ачехе. На железнодорожных путях Явы и Суматры используется 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ). |
Иран | Железные дороги Исламской Республики Иран | 12 998 км (8 077 миль) |
Ирак | Железные дороги Иракской Республики | 485 км (301 миль) |
Ирландия | Транспортная инфраструктура Ирландии | Луас в Дублине |
Израиль | ||
Италия | Государственные железные дороги | 16723 км (10391 миль) |
Япония | Синкансэн , JR Хоккайдо завод Наэбо (см. «Поезд на поезде» ), метро Сендай ( линия Тодзай ), метро Токио ( линии Гиндза и Маруноути ), метро Тоэй ( линии Асакуса и Оэдо ), муниципальное метро Иокогамы ( синяя и зеленая линии), муниципальное метро Нагоя. Метро ( линии Хигасияма , Мэйдзё и Мейко ), муниципальное метро Киото , метро Осаки , муниципальное метро Кобе , метро города Фукуока ( линия Нанакума ), электрическая железная дорога Кэйсэй (включая Хокусо и Син-Кейсэй линии ), линия Кэйкю , железная дорога Кинтэцу ( Осака) , Нара , Нагоя , Ямада , Киото и линии Кейханна и связанные с ними ответвления), железная дорога Кейхан , железная дорога Ханкю , железная дорога Кита-Осака Кюко , электрическая железная дорога Нос , железная дорога Хансин , электрическая железная дорога Саньо , электрическая железная дорога Такамацу-Котохира , Ниси-Ниппон Железная дорога ( Тенджин Омута , Дадзайфу и Амаги линии ) | 4251 км (2641 миль), все электрифицированы |
Кения | Железная дорога стандартной колеи Момбаса-Найроби | расширение от Найроби до Найваши 485 км (301 миль) Открыт 31 мая 2017 года . В стадии строительства находится дальнейшее расширение на восток до границы с Угандой . Планируется . |
Лаос | железная дорога Ботен-Вьентьян | 414 км (257 миль), официальное открытие 3 декабря 2021 года. |
Латвия | Рейл Балтика | Железная дорога стандартной колеи Rail Baltica находится в стадии строительства, ее завершение планируется к 2026 году. |
Ливан | Все линии выведены из строя и практически демонтированы. | |
Ливия | Сеть в стадии строительства | |
Литва | Рейл Балтика | Первый этап — от Каунаса до польской границы — завершен в 2015 году. Второй этап — от Каунаса на север до Таллинна и от Каунаса до Вильнюса — находится на стадии проектирования и строительства и должен быть завершен к 2026 году. |
Люксембург | Национальная железнодорожная компания Люксембурга | |
Малайзия |
| 998 км (620 миль) |
Мексика [46] | 24740 км (15370 миль) | |
Монако | ||
Черногория | Железные дороги Черногории | 3 |
Марокко | Железнодорожный транспорт в Марокко | 2067 км (1284 миль) |
Непал | Непальские железные дороги (все пути, кроме путей, пересекающих границу с Индией, имеют стандартную колею) | В разработке |
Нидерланды | Голландские железные дороги и региональные железные дороги. | |
Нигерия | Железная дорога стандартной колеи Лагос-Кано ; Железнодорожный транспорт Лагоса | В разработке; Участок от Абуджи до Кадуны работает. |
Северная Корея | Железные дороги КНДР . | |
Северная Македония | Македонские железные дороги | |
Норвегия | Норвежская национальная железнодорожная администрация , Железнодорожный транспорт в Норвегии | 4087 км (2540 миль) |
Пакистан | Используется только для системы скоростного транспорта метро Лахора. [47] | Национальная железнодорожная система Пакистана ( Пакистанские железные дороги ) использует широкую колею 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ). Любые будущие дополнения к этой системе также будут широкомасштабными. |
Панама | Панамская железная дорога ; Панамское метро | Высота изменена с 5 футов ( 1524 мм ) в 2001 году. |
Парагвай | Ferrocarril Presidente Don Carlos Antonio López, ныне Ferrocarril de Paraguay SA (FEPASA) | 36 км от Асунсьона (используется в качестве туристического парохода), плюс 5 км от Энкарнасьона до границы с Аргентиной, перевозя в основном экспортируемую сою; остальная часть линии протяженностью 441 км ждет своей участи, а планы реконструкции появляются и исчезают с регулярностью. Участок от запада Энкарнасьона до севера Сан-Сальвадора, а также вся ветка Сан-Сальвадор-Абай были демонтированы самой железной дорогой и проданы на металлолом для сбора средств. |
Перу | Корпорация развития железных дорог , [48] Ferrocarril Central Andino (линии Кальяо – Лима – Ла Ороя – Уанкайо и Ла Ороя – Серро дель Паско), Ferrocarril del sur de Peru (обслуживается Peru Rail) Матарани – Арекипа – Пуно и Пуно – Куско, горнодобывающая железная дорога Ило – Мокегуа, Такна – Международная линия Арика (Чили) (управляется провинцией Такна), пригородная электрическая железная дорога Лимы. | 1603 км (996 миль) |
Филиппины | В рабочем состоянии: LRT 1 , LRT 2 и MRT 3 . В стадии строительства: MRT 7 , MRT 4 , LRT 1 South/Cavite Extension , MMS , PNR SLH , PNR NSCR и железная дорога Минданао, этап 1 . Все актуально по состоянию на март 2022 года. | 54,15 км (33,65 миль) в эксплуатации, 899,6 км (559,0 миль) в стадии строительства, все электрифицированы по состоянию на март 2022 года. |
Сеть Филиппинских национальных железных дорог , будущие линии LRT и MRT (предлагается) | в. 4600 км (2900 миль), 1159 км (720 миль) будут электрифицированы. [49] [б] | |
Польша | Польские государственные железные дороги , Варшавское метро , большинство трамвайных систем по всей стране. | |
Португалия | Браги и Порту ( Guindais ) Фуникулеры , метро Лиссабона , метро Порту (частично адаптировано из прежних 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 / 8 дюйма ) метра ; пути), транспорт Metro Transportes do Sul легкорельсовый в Алмаде . | На всех остальных железных дорогах используется 1668 мм ( 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма ) ( широкая колея ); некоторые используют 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 / 8 дюйма ) метра ; Дековиль использует 500 мм ( 19 + 3 ⁄ дюйма Калибр . Планируются и строятся высокоскоростные железные дороги с использованием 1668 мм ( 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма ) для обеспечения совместимости с остальной сетью. |
Румыния |
| |
Россия | Ростова-на-Дону Трамвай , линии, соединяющие Калининград с Польшей. | |
Руанда | Железная дорога стандартной колеи Исака – Кигали | протяженностью 150 км (93 мили) новую железную дорогу между Кигали и танзанийским городом Исака Планируется построить . |
Саудовская Аравия | Железнодорожный транспорт в Саудовской Аравии | |
Сенегал |
| |
Сербия | Сербские железные дороги | |
Сингапур | Массовый скоростной транспорт | 203 км (126 миль) |
Словакия | Железные дороги Словацкой Республики , Кошице трамвайная система | |
Словения | Словенские железные дороги | |
ЮАР | Гаутрен в провинции Гаутенг . В остальной части страны используется 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ). | 80 км (50 миль) |
Южная Корея | КРНА | |
Испания | линии AVE Высокоскоростные железнодорожные из Мадрида в Севилью, Малагу, Аликанте, Сарагосу, Барселону (-Пертус), Оренсе, Толедо, Уэску, Леон и Вальядолид, метро Барселоны ( линии L2 , L3 , L4 и L2, L3, L4 и L5 L5 ), FGC Барселоны (линии ). линии L6 и L7 ) и Metro Vallès (линии S1 , S2 , S5 и S55 ) На всех остальных железных дорогах используется 1668 мм ( 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма ) ( широкая колея ) и/или 1000 мм ( 3 футов 3 + 3 ⁄ 8 Калибр ) дюймов . | 3622 км (2251 миль) |
Швеция | Транспортная администрация Швеции , Lokaltrafik Большого Стокгольма ( метро Стокгольма , пригородные линии и линии легкорельсового транспорта ), трамвайные сети в Гетеборге , Лунде и Норчёпинге. | |
Швейцария | Швейцарские федеральные железные дороги , БЛС , Ригиские железные дороги (зубчатая железная дорога) | 3134 км шв. франков по стандартной колеи и по метровой колеи 98 км. [58] 449 км [ нужны разъяснения ] |
Сирия | Сирийские железные дороги | 2052 км (1275 миль) |
Тайвань | 604,64 км (376 миль) | |
Танзания | Железная дорога стандартной колеи Танзании | Линия длиной 300 км (186 миль) от Дар-эс-Салама до Морогоро была завершена в апреле 2022 года и в настоящее время находится на этапе живых испытаний. [59] Контракт заключен в 2019 году на расширение протяженностью 422 км (262 мили) от Морогоро до Макутупоры. |
Таиланд |
| 80 км (50 миль) |
Тунис | Северная часть сети | 471 км (293 миль) |
Турция | Турецкие государственные железные дороги (также управляет Мармарай ), сети метро и трамвайные сети. | В некоторых трамвайных сетях используется ширина 1000 мм ( 3 футов 3 + 3 ⁄ 8 Калибр ) дюймов . |
Уганда | Железная дорога стандартной колеи Уганды | Планируется строительство железнодорожной линии от Кампалы до границы с Кенией. |
Объединенные Арабские Эмираты | Железнодорожный транспорт в Объединенных Арабских Эмиратах | |
Великобритания (Великобритания) | Вся железнодорожная сеть Великобритании (но не Ирландии) после стандартизации Законом о регулировании ширины колеи железных дорог 1846 г. | Также используется во всех системах метро и трамваях, за исключением автономного метро Глазго , длина которого составляет 4 фута ( 1219 мм ). |
Соединенные Штаты |
| 129 774 км (80 638 миль) |
Уругвай | Национальная железнодорожная сеть | 2900 км (1800 миль) |
Вьетнам | К северу от Ханоя [60] | 178 км (111 миль). Включает двойную колею (стандартная/метровая) до границы с Китаем. |
Нерельсовое использование
[ редактировать ]В нескольких штатах США действовали законы, требующие, чтобы дорожные транспортные средства имели постоянную колею , позволяющую им двигаться по колеям на дороге. Эти колеи были похожи на стандартную железнодорожную колею. [61]
См. также
[ редактировать ]- Стандартная колея (игрушечные поезда)
- Список колеи § Стандартная колея
- Список трамвайных систем по колеи и электрификации
- Ширина колеи
- Закон о регулировании колеи железных дорог 1846 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пробелы в пешеходных переходах в Помпеях могут подтвердить или опровергнуть это утверждение, но, похоже, никаких соответствующих исследований не проводилось.
- ^ Для Филиппинских национальных железных дорог: 2278 км (1415 миль) для железной дороги Минданао, 296 км (184 миль) для пригородной железной дороги Север-Юг (NSCR), [50] 298 км (185 миль) для расширений NSCR, [51] 92 км (57 миль) по северо-восточной пригородной линии до Кабанатуана , [52] [53] От 581 до 639 км (от 361 до 397 миль) для восстановления Южной главной линии, 71 км (44 мили) для железной дороги Субик – Кларк, 244 км (152 мили) для линии Сан-Хосе – Тугегарао , [54] и 175 км (109 миль) для линии Тарлак – Сан-Фернандо. [55] Предлагаемые линии MRT имеют общую длину 370 км (230 миль), не считая линии монорельсовой дороги 4 . Продление линии 1 LRT составляет 26 км (16 миль), [56] в то время как общая предлагаемая длина пути линии 6 LRT составляет 169 км (105 миль). [57] Все упомянутые цифры обозначают длину пути, а не длину линии или системы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фалько, Франческо (31 декабря 2012 г.). "2007-е-27010-с" . Исполнительное агентство ТЭН-Т . Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ «Япония» . Speedrail.ru . 1 октября 1964 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2012 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ Фалько, Франческо (23 января 2013 г.). «Поддержка ЕС поможет перевести железнодорожную сеть порта Барселоны на колею UIC» . Исполнительное агентство ТЭН-Т . Архивировано из оригинала 11 февраля 2013 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ «Испания: открытие первого трансграничного коридора стандартной колеи UIC между Испанией и Францией» . МСЖД Коммуникации . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ «Перемещаемая подвижная тележка для железнодорожного транспорта» . IP.com . Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ [1] Тридцать седьмая сессия Конгресса III, глава CXII, 3 марта 1863 г. Проверено 8 января 2019 г.
- ^ «Стандартная железнодорожная колея» . Таунсвиллский бюллетень . 5 октября 1937 г. с. 12 . Проверено 3 июня 2011 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Стандартная железнодорожная колея, установленная старыми повозками с волами» . Рабочий . Том. 58, нет. 3122. Брисбен, Квинсленд. 19 мая 1947 г. с. 17 . Проверено 13 апреля 2016 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б Миккельсон, Дэвид (16 апреля 2001 г.). «Являются ли железнодорожные колеи США основанными на римских колесницах?» . Сноупс .
- ^ Огата, Масанори; Цуцуми, Ичиро; Симоцума, Ёрикацу; Сиоцу, Нобуко (6 декабря 2006 г.). Зарождение стандартной в мире колеи железных дорог находится в промежутке колеи древних вагонов . Международная конференция по бизнесу и трансферу технологий. п. 98. дои : 10.1299/jsmeicbtt.2006.3.0_98 . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бакстер 1966 , с. 56.
- ^ «Тайн-энд-Уир HER (1128): Главный вагон Биггса - Подробности» . Линии сайта . Сотрудник археологии Тайн-энд-Уира. Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ^ «Вагоны» . ДРКМ . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Воган 1997 .
- ^ Воган 1997 , с. 19.
- ^ Томлинсон, Уильям Уивер (1915). Северо-Восточная железная дорога: ее возникновение и развитие . Ньюкасл-апон-Тайн; Лондон: Эндрю Рид; Лонгманс, Грин. п. 81 . Проверено 20 марта 2023 г.
Я [Джон Диксон] могу засвидетельствовать тот факт, что существует разница в полдюйма в колеи Великой Северной железной дороги Англии и Стоктон-Дарлингтонской железной дороги, и что паровозы и вагоны ежедневно передвигаются по каждой линии взаимно без опасности или подозрения. по этой причине: действительно, факт этого различия не является общеизвестным.
- ^ «Транс-Австралийская железная дорога. Законопроект, представленный Сенату» . Western Mail (Западная Австралия) . Перт. 2 декабря 1911 г. с. 17 . Проверено 15 марта 2013 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «Народно-либеральная партия» . Рекламодатель Бендиго . 27 февраля 1912 г. с. 5 . Проверено 21 ноября 2013 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Джонс (2009) , стр. 64–65.
- ^ «Дни, когда они изменили колею» . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Огюст Пердонне, мемуары о колеях, 1830 г.
- ^ General Railway Review, июль 1928 г.
- ^ Уишоу (1842) , с. 91.
- ^ «Общественный транспорт по приходу и окрестностям» . Церковь Святого Георгия на Востоке . Лондон. Лондон и Блэкволлская железная дорога; Лондон, Тилбери и Саутендская железная дорога.
- ^ «Доклендский легкорельсовый транспорт: ворота башни на набережную Вест-Индии» (PDF) . Мерник . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Уишоу (1842) , с. 260.
- ^ Уишоу (1842) , с. 363.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс (2013) , с. 33.
- ^ Уишоу (1842) , с. 319.
- ^ Уишоу (1842) , с. 54.
- ^ Уишоу (1842) , с. 273.
- ^ Уишоу (1842) , с. 303.
- ^ «Албания» . Всемирная книга фактов . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Данные ЦРУ» . Архивировано из оригинала 11 января 2019 года.
- ^ «Алжир» . Всемирная книга фактов . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Infrabel OpenData — Километры железнодорожных линий по регионам» . 21 апреля 2023 г.
- ^ Сетти (2008) , с. 25.
- ^ «Митрополит София» . Метрополитен.бг . Архивировано из оригинала 18 августа 2009 года . Проверено 7 декабря 2011 г.
- ^ «Софийская компания общественного транспорта» . Архивировано из оригинала 10 августа 2006 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ "Переход на европейскую колею обойдется в 8,7 миллиарда евро" . 5 сентября 2022 г.
- ^ «MTR» 2427junction.com , 15 февраля 2006 г. , дата обращения 20 августа 2013 г.
- ^ «Система ССО Гонконга» . Крыша и Фасад . 12 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2013 г. . Проверено 7 декабря 2011 г.
- ^ Аллен (1987) . [ нужна страница ]
- ^ «История железных дорог Индонезии» . kretapi.tripod.com . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ «Голландско-Индийская железнодорожная компания» . searail.malayanrailways.com . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ «Мекслист» . 2007 . Проверено 29 ноября 2007 г.
- ^ «РАЗДЕЛ – 3 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА» (PDF) . ОВОС проекта строительства поезда метро Оранжевой линии Лахора (город Али – Дера Гуджран) . Департамент охраны окружающей среды . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Феррокаррил Сентрал Андино» . Корпорация развития железных дорог . 2007 . Проверено 29 ноября 2007 г.
- ^ «Филиппины утверждают стандартную колею для всех новых линий» . 10 августа 2016 г. Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Бизнес-сектор призывает правительство сделать приоритетом железнодорожную систему Минданао» . Филиппинское информационное агентство . 27 ноября 2018 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Дела Пас, Криси (13 сентября 2017 г.). «Совет NEDA одобряет метрополитен Манилы» . Рэплер . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Технический отчет № 3: Состояние городского/транспортного развития на прилегающих территориях (PDF) . Исследование интеграции городского транспорта метро Манилы (отчет). Японское агентство международного сотрудничества . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Вильянуэва, Джоан (22 января 2019 г.). «PNR запрашивает возможность строительства линии Кабанатуан-Макати» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «CEZA реализует скоростные и железнодорожные проекты в Кагаяне» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «Тендерная документация – предварительные работы по проекту железной дороги Субик-Кларк» (PDF) . Управление по конверсии и развитию баз . Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2020 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Кордеро, Тед (4 июля 2018 г.). «Тугаде сообщает, что расширение LRT1 Cavite будет завершено в 2021 году» . Новости GMA онлайн . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ «Описание проекта для определения объема (строки 6A и 6B/C)» (PDF) . Бюро экологического менеджмента, Департамент окружающей среды и природных ресурсов . 31 января 2019 года . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ «Инфраструктуры» . СББ/КФФ/ФФС . 2018 . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ «Мванзо | ТРК» . www.trc.co.tz. Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ «Железнодорожная инфраструктура» . Вьетнамские железные дороги . 2005. Архивировано из оригинала 18 апреля 2010 года . Проверено 29 ноября 2007 г.
- ^ «Узкий вопрос» . Аргус . Мельбурн. 2 октября 1872 года . Проверено 14 апреля 2012 г. - через Trove.nla.gov.au.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Джеффри Фриман (1987). Мировые железные дороги Джейн, 1987–88 . Информация Джейн. ISBN 978-0-71060848-2 .
- Бакстер, Бертран (1966). Каменные блоки и железные рельсы (трамвайные дороги) . Промышленная археология Британских островов. Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз . ISBN 978-0-715340-04-2 . OCLC 643482298 .
- Джонс, Робин (2013). Люди-ракеты . Мортонс Медиа. ISBN 978-1-90912827-9 .
- Джонс, Стивен К. (2009). Брюнель в Южном Уэльсе . Том. II: Связь и уголь. Страуд: Историческая пресса. стр. 64–65. ISBN 978-0-75244912-8 .
- Огата, Масанори; Цуцуми, Ичиро (2006). «Происхождение всемирной стандартной колеи железных дорог находится в промежутке колеи древних вагонов» . Международная конференция по бизнесу и трансферу технологий . 2006 (3): 98–103. дои : 10.1299/jsmeicbtt.2006.3.0_98 . Проверено 23 июня 2020 г.
- Померанц, Кеннет; Топик, Стивен (1999). Мир, который создал торговля: общество, культура и мировая экономика, с 1400 года по настоящее время . Армонк, Нью-Йорк : М. Е. Шарп. ISBN 978-0-7656-0250-3 .
- Пафферт, Дуглас Дж (2009). Пути через континенты, пути через историю: экономическая динамика стандартизации железнодорожной колеи . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-68509-0 .
- Сетти, Жоау Боско (2008). Бразильские железные дороги . Рио-де-Жанейро: Память о поезде. ISBN 978-85-8609409-5 – через Google Книги.
- Воган, А. (1997). Железнодорожники, политика и деньги . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5150-5 .
- Уишоу, Фрэнсис (1969) [1842, Джон Уил]. Железные дороги Великобритании и Ирландии: практически описано и проиллюстрировано . Лондон: Дэвид и Чарльз ; перепечатки: Ньютон Эббот. ISBN 978-0-7153-4786-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Сидней Морнинг Геральд» . Сидней Морнинг Геральд . 23 мая 1892 г. с. 4 . Проверено 14 августа 2011 г. - из Национальной библиотеки Австралии. , обсуждение калибра в Австралии c. 1892 г.
- «Стандартная железнодорожная колея» . Таунсвиллский бюллетень . 5 октября 1937 г. с. 12 . Проверено 19 марта 2014 г. - из Национальной библиотеки Австралии. , обсуждение теории происхождения римской калибровки.