Культура Албании

This article is part of a series in |
Culture of Albania |
---|
![]() |
![]() ![]() |
![]() | этой статьи Ведущий раздел может быть слишком длинным . ( Сентябрь 2024 г. ) |
Албанская культура или культура албанцев ( Албанца : Культура ШКИПТАРЕ [kultuˈɾa ʃcipˈtaɾɛ] ) - это термин, который воплощает художественные , кулинарные , литературные , музыкальные , политические и социальные элементы , которые являются репрезентативными этнических албанцев , которые подразумевают не только албании страны Албании, но также албанцы из Косово, Северная Македония и Черногория, где этнические албанцы являются коренным населением. Албанская культура была значительно сформирована географией и историей Албании , Косово , частей Черногории , частей Северной Македонии и некоторых частей Северной Греции , традиционной родины албанцев. Он вырос из культур палео-балкан , в том числе протоалбанский , иллирийский , фракийский , дацианский , с их языческими верованиями и конкретным образом жизни в лесистых районах крайней южной Европы . Албанская культура также находилась под влиянием древних греков , римлян , византийцев и османов .
Название «албанский», полученное из иллирийского племени Албаной , и их столицы в Альбанополе которое было отмечено Птолемеем в древние времена . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Previously, Albanians called their country Arbëri or Arbëni and referred to themselves as Arbëreshë or Arbëneshë until the sixteenth century as the toponym Shqipëria or Shqypnia and the endonym Shqiptarë or Shqyptarë gradually replaced Arbëria and Arbëresh.[6][7][8][9] Термины Shqipëria и Shqiptarë широко интерпретируются соответственно как «земля орлов» и «дети орлов» / «Орел-люди».
Medieval Latin name of the country called by its inhabitants Shqipëri (literally "land of eagles", from shqiponje "eagle") is also believed to come from Medieval Greek 'Albania', possibly stemming from a pre-IE word *alb "hill" (also proposed as the source of Alps) or from the PIE root *albho- "white".[10]
Therefore, the lands of the Albanians might be named after the hills or mountains, or white snow-peaked mountains.
Another connection between the etymology of 'Albanian' and the word "white" might be found in 'alb', one of the liturgical vestments of the Roman Catholic, Anglican, Lutheran, Methodist, Presbyterian/ Reformed and Congregational churches, an ample white garment coming down to the ankles and is usually girdled with a cincture (a type of belt, sometimes of rope similar to the type used with a monastic habit, such as by Franciscans and Capuchins), from the Latin albus, meaning white. It is simply the long, white linen tunic used by the ancient Romans. As a simple derivative of ordinary first-century clothing, the alb was adopted very early by Christians, and especially by the clergy for the Eucharistic liturgy. In early Medieval Europe it was also normally worn by secular clergy in non-liturgical contexts. Nowadays, the alb is the common vestment for all ministers at Mass, both clerics and laypersons, and is worn over the cassock, but underneath any other special vestments, such as the stole, dalmatic or chasuble.[10]
The most dominant traditional Albanian folk costumes and dresses are indeed white with black vertical lines, same colors as the liturgical Christian vestment, the 'alb', which might be what the people whose traditional fold costumes resemble the 'alb' were named after.
In addition to the connotations to 'white' color in garments, costumes and dresses, the word 'white' is found in traditional Albanian phraseology (traditional phrases like "Fat bardhë", "faqe bardhë", "ardhshit të bardhë", etc. ) and Albanian oral traditions and mythology ("Bardha", figure of Albanian mythology similar to Zana, white maidens or spirits of the mist).
The word 'white', both in its figurative meanings and the white color in traditional Albanian costumess, dresses and clothing are certainly one of the recognisable element of traditional Albanian culture.
Двойной орел -это национальный и этнический символ всех албанскоязычных людей. Символ появляется в каменной резьбе, датируемой десятым веком, как было создано княжество Арбанина . Он также использовался в качестве геральдического символа многочисленными благородными семьями в Албании в то время. Двойной орел появляется как символ храбрости, доблести, свободы и героизма. Символ в настоящее время обычно отображается на ювелирных изделиях среди албанской диаспоры.
Албанцы могут быть культурно и лингвистически разделены на две группы, такие как Северные Гегс и Южные Тоски . [ 11 ] [ 12 ] Линия разграничения между обеими группами, основанная на диалекте, - это река Шкумбин , которая пересекает Албанию с востока на запад. [ 13 ] За пределами Албании Гег в основном говорит албанцы Косово , северо -западная северная Македония , Черногория и Хорватия ( Арбанаси ). С другой стороны, на Тоске говорится албанцы Греции ( Арваниты , Чамс ), юго -западная северная Македония и Южная Италия ( Арбереш ). Разнообразие между Гегсом и Тоскими может быть существенным, обе стороны сильно идентифицируют общую национальную и этническую культуру.
Дом мусульман и христиан , религиозная терпимость является одной из самых важных ценностей традиции албанского народа . Широко признано, что албанцы хорошо известны об этих ценностях, о мирном сосуществовании среди верующих различных религиозных общин в стране. [ 14 ] [ 15 ]
Благодаря своей долгой Албания является домом для многих ценных памятников, таких как другие останки Бутринта , средневековые города Берат и Гирокастр , римский амфитеатр Дуррэ истории , Иллирийские Могилы и Крепость Баштова . Другие примеры важного вклада в архитектуру могут быть найдены в Аполлонии , Байллисе , Амантии , Фонице , Шкодере и многих других. [ 16 ]
Несмотря на то, что в Албании есть три участка в ЮНЕСКО списке сайтов Всемирного наследия и один культурного наследия нематериальный элемент . Кодексы Берата в высшей степени важны для глобального сообщества, а также для развития древней библейской , литургической и агиографической литературы. [ 17 ] Таким образом, он был вписан в о память ЮНЕСКО Всемирном реестре в 2005 году.
Образ жизни
[ редактировать ]Закон
[ редактировать ]
Канун в , всеобъемлющая компиляция албанских традиционных обычаев и культурных практик, была кодифицирована Лекэ Дукагжини средние века . Ученые предположили, что Канун мог бы получить от иллирийских племенных законов, в то время как другие предположили, что он сохранил элементы от индоевропейских доисторических эпох. [ 18 ] [ 19 ] Канун заметно отражает историческое развитие албанцев посредством ее бурной истории и охватывает в реальном законе, регулирующем различные аспекты жизни, включая обычаи, традиции и мудрость в Албании. [ 20 ]
Беса , «чтобы сохранить обещание», является албанским кодексом чести и основным компонентом албанской культуры. [ 21 ] Это одна из самых высоких и наиболее важных концепций Кануна с моральным и этическим коннотацией. Термин содержит данное слово или соблюдение обещания или обязательства и гарантированное соглашение между почетными людьми.
В частности, Беса означает заботу о нуждающихся и быть гостеприимными для каждого человека. Албания спасла и защитила почти 2000 еврейских народа во время Холокоста . Вместо того, чтобы скрывать евреев на чердаке или лесах, албанцы давали им одежду, давали им албанские имена и относились к ним как к часть семьи.
Нет никаких следов какой -либо дискриминации в отношении евреев в Албании , потому что Албания оказалась одной из редких земель в Европе сегодня, где религиозные предрассудки и ненависть не существуют, даже если сами албанцев разделены на три конфессии . [ 22 ] - Герман Бернштейн
FIS (клан)
[ редактировать ]Традиционная албанская социальная структура основана на кланах ( албанский : физ ), характеризующийся общей культурой , часто общим происхождением и общими социальными связями . В прошлые времена большинство из них защищали свою территорию и интересы против других кланов и внешних сил. [ 23 ]
Албанское племенное общество явно кристаллизовалось в горах Северной Албании и прилегающих районов Черногории , и оно также присутствовало в менее развитой системе на юге Албании . [ 24 ] Одним из самых конкретных элементов албанской племенной структуры является его зависимость от Кануна Лекэ Дукагжини . [ 25 ]
Эта социальная структура была унаследована от древних иллирийцев , [ 26 ] [ 27 ] процветал до первых лет 20 -го века и оставался в значительной степени нетронутым до роста власти коммунистического режима в 1944 году. [ 24 ]
Ода
[ редактировать ]ODA - это типичная большая комната в албанском традиционном доме, используемом хозяином для получения и развлечения гостей. [ 28 ] [ 29 ] Традиционно, хозяин и гости в ODA - старики и женатые мужчины. До конца 20 -го века женщинам и молодым мальчикам не разрешалось войти в комнату. В ODA мужчины говорят, принимают политические дискуссии и петь эпические песни до позднего часа. Во время «сессии ODA » исторические события и традиции передаются устно через дискуссии и песни. [ 30 ]
Праздники
[ редактировать ]
Принимая во внимание долгую и насыщенную историю Албании , есть несколько культурных и религиозных праздников по всей стране. Албанцы , либо в Албании, Косово и других странах , празднуют свой день независимости и флага 28 ноября. Различные церемонии, фестивали и концерты проводятся для празднования исторического дня в крупных городах среди них в Тиране и Приштине , проводя праздничные и военные парады.
Рождество отмечается теми, кто следит за религией христианства . Баджрам считается мусульманами как праздник прощения, моральной победы и мира, общения и единства. Они жертвуют овцами за этот праздник, давая мясо своей семье, друзьям и бедным людям.
Еще один языческий праздник - летний день , особенно популярный в Эльбасане и Гжирокастра . [ 32 ] Он отмечается 14 марта и предназначен для ознакомления с концом зимы, возрождения природы и омоложения духа среди албанцев. Ритуал дня начинается в предыдущий день с приготовления сладостей, таких как Ballokume, приготовленные в деревянной духовке. В течение вечера Ballokume, сушеные инжир , грецкие орехи , ноги индейки, вареные яйца и симить распределены среди членов семьи.
Dita E MousueSit отмечается 7 марта с 1887 года, и многие албанцы считают одним из самых важных праздников страны. Это чтит открытие первой школы, которая преподавала уроки в албанском языке в Корче .
Кухня
[ редактировать ]
Албанская кухня , представитель средиземноморской кухни , развивалась на протяжении веков социальных и экономических изменений и, что более важно, относятся к различным факторам, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом, такие как небольшая и горная территория страны с девственными лесами, Узкие долины, обширные равнины и благоприятный климат , который предлагает отличные условия роста для различных овощей , трав и фруктов .
Еда для албанцев является важным компонентом их культуры и глубоко укоренилась в истории , традициях и ценностях страны. Традиции приготовления пищи албанского народа разнообразны, и, тем не менее, оливковое масло является наиболее часто используемым растительным жиром в албанской кулинарии, который производился со времен древности по всей стране, особенно вдоль берегов. [ 34 ]
Албанская кухня использует различные ингредиенты, которые включают в себя более широкую доступность овощей, таких как цуккини , баклажаны , перец , помидоры , огурцы , картофель , капуста и шпинат , а также хлопья, такие как пшеница , сладкий , ячмень и рий . Травы и специи включают орегано , мяту , чеснок , лук и базилик . Широко используемые сорта мяса - это ягненка , коза , говядина , теляга , курица и другая птица . Учитывая прямую близость к морю, специальности морепродуктов особенно популярны вдоль албанской адриатической и ионической морской побережья .
Гостеприимство - это фундаментальный обычай албанского общества, а обслуживание продуктов питания является неотъемлемой частью размещения гостей и посетителей. Посетителям нередко приглашается есть и пить с местными жителями. Средневековый албанский кодекс чести , называемый Беса , привел к присмотру гостей и незнакомцев как акт признания и благодарности. [ 21 ]
Религия
[ редактировать ]
Христианство , ислам и иудаизм являются традиционными религиями Албании. Конституция . распространяет свободу религии всем гражданам и правительству, как правило, уважает это право на практике Албания всегда считалась уникальной страной с точки зрения религии, а религиозная терпимость - одна из главных характеристик албанцев .
Христианство имеет долгую и насыщенную историю в стране, в которой оно принадлежит одной из самых древних стран христианства. Считается, что в Дуррхе было около семидесяти христианских семей еще во времена апостолов . Павел Апостол был основателем архиепископства Даррэса, когда он проповедовал в Иллирии и Эпирусе . [ 36 ] [ 37 ] В одиннадцатом веке албанцы впервые появились в византийских источниках, и в этот момент они уже были полностью христианизированы. Первым известным епископом Албании был епископ Скутари, основанный в 387 году в Шкодере . В конце семнадцатого века папа Климент XI служил папой с 1700 по 1721 год. Он родился у албанского отца, произошедшего от благородной семьи Албани из региона Малеси и Мадхе в Албании.

История иудаизма в стране можно проследить до классической эры . Еврейская миграция из Римской империи считается наиболее вероятным источником первых евреев на территории страны. Возможно, он впервые прибыл в Албанию в первом веке до нашей эры. [ 38 ] Они строят первую синагогу в Саранде в начале пятого века. В шестнадцатом веке были еврейские поселения в большинстве крупных городов, таких как Берат , Эльбасан , Врео , Дуррэс , а также в Косово регионе .
Албания была единственной страной во время Холокоста в Европе, где еврейское население пережило рост. [ 39 ] После массовой эмиграции в Израиль после падения коммунистического режима сегодня в стране осталось только 200 албанских евреев. [ 40 ] [ 41 ] В 2010 году новая синагога "Hechal Shlomo" начала предоставлять услуги для еврейской общины в Тиране .
Ислам впервые прибыл в девятом веке в регион, когда мусульманские арабы совершили налет на восточное Адриатическое море . [ 42 ] В пятнадцатом веке ислам стал религией большинства в течение веков османского правления, хотя осталось значительное христианское меньшинство. После декларации независимости 28 ноября 1912 года Албанский республиканец, монархический, а затем коммунистические режимы следовали систематической политике отделения религии от официальных функций и культурной жизни. У Албании никогда не было официальной государственной религии ни в качестве республики, ни как королевства.
Искусство
[ редактировать ]Рисование
[ редактировать ]
Искусство Албании имеет долгую и запоминающуюся историю, представленную во многих формах, таких как живопись , скульптура , мозаика и архитектура . Это показывает большое разнообразие в стиле, в разных регионах и периодах. Тем не менее, страна также имеет терпимое наследие в изобразительном искусстве , особенно в фресках , фресках и значках , которые часто можно увидеть во многих старых структурах страны. [ Цитация необходима ]
Выжившие памятники иллирийского , древнегреческого и римского искусства известны традиции, концентрирующейся на человеческой фигуре и украшениях. Благодаря многим археологическим открытиям, в разных областях Албании было найдено многочисленные гончарные , терракоты и металлообработки, принадлежащие к иллирийцам , и нескольким скульптурам и мозаикам, принадлежащим к древним грекам и римлянам.
Албанское средневековое искусство началось с Византийской империи , которая управляла подавляющим большинством Албании и Балканского полуострова . Первыми картинами были иконы и фрески с замечательным использованием цвета и золота . [ Цитация необходима ] Самым известным представителем албанского средневекового искусства был Онуфри , который отличался своим богатым использованием цветов и декоративных оттенков с некоторыми этнографическими национальными элементами, которые более заметны с его преемниками Дэвидом Селенией , Костандином Шпатараку и братьями -зографи . [ 43 ]
Освещенные рукописи были еще одной важной особенностью албанского средневекового искусства. Кодексы Берата - это два древних Евангелия из Берата , которые датируются шестым и девятым веками. Они представляют собой одно из самых ценных сокровищ албанского культурного наследия, которое было написано в в ЮНЕСКО память о Всемирном реестре 2005 году.

В пятнадцатом веке во время османского вторжения многие албанцы мигрировали из района, чтобы избежать различных социально-политических и экономических трудностей. Среди них средневековые художники Марко Басаити и Виктор Карпачи , скульптор и архитектор Андреа Николл Алекси и коллекционер искусств Алессандро Албани из семьи Албани . [ 44 ] [ 45 ]
Османская империя управляла страной и большинством Балкан в течение почти пяти веков. Это влияние было поглощено и переосмыслено с обширным строительством мечетей , которая открыла новый раздел в албанском искусстве, исламском искусстве . [ 46 ]
В девятнадцатом веке начинается значительная эра албанского искусства. Великие акты освобождения, начиная с Лиги Призрена в 1878 году, которые привели к независимости в 1912 году, установили климат для нового художественного движения , которое будет отражать жизнь и историю более реалистично, а импрессионизм и реализм стали доминировать. [ 47 ] [ 43 ]
Современные албанские произведения искусства отражают борьбу повседневных албанцев , однако новые артисты используют различные художественные стили, чтобы передать это послание. Албанские художники продолжают двигаться вперед, в то время как их искусство все еще остается явно албанским по содержанию. Хотя среди албанского художника постмодернизм был довольно недавно введен, существует ряд художников и произведений, известных на международном уровне.
Архитектура
[ редактировать ]
страны Архитектура отражает богатое разнообразие архитектурных стилей и основана на своей истории , культуре и религии . Влияние отдаленных социальных, религиозных и экзотических сообществ способствовало разнообразию архитектурного ландшафта в Албании, который богато раскрывается археологическими обнаружениями , которые, тем не менее, сохраняют определенное количество преемственности по всей истории.
Некоторые из самых ранних постановок, особенно от иллирийцев , древних греков и римлян , найдены разбросанными по всей стране. Лучшая коллекция древней архитектуры можно найти в Бутринте на юго -западе, Аполлонии , Дурре и Байллисе на Западе, а также Амантия и Фонис на юге. Религия и царствование, похоже, не сыграли важную роль в планировании этих городов в то время.
В средние века разнообразные стили архитектуры, разработанные в форме жилища, обороны, поклонения и инженерных сооружений. Консолидация албанских принципов породила вароша или районы за пределами городских стен. Примеры таких событий сосредоточены на Петле , Крудже , Тепелене и Лече, происходящем из феодального замка. Некоторые унаследованные исторические сооружения были повреждены вторжением османских сил. Важно отметить, что Али Паше Тепелена начал крупную кампанию по строительству замка по всему Эпирусу.
Гораздо раньше введение христианства принесло церкви и монастыри, которые иначе стали центром большинства городов и поселков страны. Византийские церкви и османские мечети также находятся на лучших примерах и наследии византийцев и османов, которые специально иллюстрируются в Берат , Гирокастр и Корш регионе .
В восемнадцатом и девятнадцатом веках албанские средневековые города претерпели городские трансформации различными австро-венгерскими и итальянскими архитекторами, что дало им появление западных европейских городов. Это может быть особенно видно в Тиране и Корш . Они ввели архитектурные стили , такие как историзм , искусство , нео-распаковка и неоклассицизм .
Одежда
[ редактировать ]
Традиционная албанская одежда развилась в результате длинных процессов, которые отличали страну от других стран. Его записанная история одежды восходит к классическим временам . [ 49 ] Он включает в себя более двухсот различных форм одежды во всей Албании и соседних странах , которые, без ограничения, в Косово , Западной Северной Македонии , Южной Черногории , Италии и Греции .
Не что иное, как каждый культурный и географический регион Албании имеет свое собственное разнообразие одежды, особенно красочная и богатая в деталях. Костюмы часто украшены языческими символическими элементами иллирийцев среди других солнц, орлов, лун, звезд и змей, но преимущественно зигзагообразных и концентрических кругов, обнаруженных в древние времена по всему балканам, но также в национальных костюмах других балканов Полем [ 50 ]
Эта одежда чаще всего носит с особыми мероприятиями и праздниками, в основном на этнических фестивалях, религиозных праздниках , свадьбах и танцевальными группами. Некоторые консервативные старики и женщины в основном с высоких северных и южных земель носят эту традиционную одежду в своей повседневной жизни.
Они были изготовлены в основном из продуктов из местного сельского хозяйства и скота, таких как кожа, шерсть, льня, конопляное волокно и шелк. В настоящее время текстиль все еще вышит в очень сложных древних моделях. Среди наиболее важных частей одежды входят келеше , или также известный как Плис , Албанская шляпа , Цилафэ, Фустанелла , Xhubleta , Xhamadan , Brez , The Chorape , Opinga и многие другие.
Одним из очевидных общих культурных признаков Гег, Тоск и Чам -Албанцев является преобладание белого цвета в их национальном платье/костюме, с вариациями в формах и замыслах (ггег -албанцы традиционно носили белые брюки, в то время как Тоск и Албанцы традиционно носили белые килты). Полем Белый цвет, кажется, занимает особое место в албанской культуре, так как многие фразы включают термин «белый» (альб. Удача »,« Faqe Bardh » - Lit.« Белое »лицо - рис. горы »и т. Д.). Белая албанская кепка Scull, широко известная как келеш или плис , этимологически связанная с греческим пилосом или Coolus Cap, является одним из известных албанских культурных брендов.
Музыка
[ редактировать ]
Албанская музыка очень разнообразна и исходит от его коренных звуков и наследия. Народная музыка является выдающейся частью национальной идентичности с серьезными стилистическими различиями между традиционной музыкой северных Гегс и южных лабораторий и тоск . Северные и южные традиции контрастируют с бурным и героическим тоном севера и расслабленной формой юга. Албанская народная музыка оказала влияние в соседних районах, таких как Косово, Греция, Болгария и Турция, и все они находятся в значительном количестве албанцев . [ 51 ] [ 52 ]
Гегски . известны отличительным разнообразием пели эпической поэзии Многие из песен о древней истории страны и постоянных албанских тем чести, гостеприимства, предательства и мести. Напротив, музыка Tosk мягкая и нежная, а полифоническая природа. Примечательно, что албанская изолифония с юга была объявлена ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием . [ 53 ]
Наряду с DEF, çifteli и Sharki используются на севере в стиле танцевальных и пастырских песен. Домашние ветровые инструменты традиционно используются пастухами в северной Албании; К ним относятся Зумарэ и Лахута . Южные люди известны ансамблями, состоящими из скрипков , кларнетов , Лахуты и DEF .
Музыка в Албании распространяется на древнюю Иллирию и Грецию , влияя на римскую , византийскую и османскую империю . [ 54 ] Это очевидно в археологических результатах, таких как арены, одоны , театральные здания и амфитеатр, по всей Албании. Остатки храмов, библиотек, скульптур и картин древних танцоров, певцов и музыкальных инструментов были найдены на территориях, населенных древними илирийцами и древними греками. [ 54 ]
Традиция церковного пения проводилась в течение среднего века на территории страны хорами или солистами в церковных центрах, таких как Берат , Дуршс и Шкод . [ 55 ] Средневековья в Албании включали хорошую музыку и традиционную музыку . [ 55 ] Шон Ян Кукузели , певец, композитор и музыкальный новатор албанского происхождения, является одним из самых ранних известных музыкантов. [ 56 ]
Албания испытала еще одну волну западного культурного влияния, что привело к развитию многих ранее неизвестных явлений. Самый яркий пример - албанский рок, хип -хоп и поп -музыка: некоторые исполнители получают международное признание албанского происхождения из Албании , Косово или Албанской диаспоры , такие как Action Bronson , Ava Max , Bebe Rexha , Dua Lipa , Era Istrefi , Elvana Gjata , Dafina Zeqiri , Albert Stanaj, G4shi , Ermal Meta , Enca , Noizy и Rita Ora .
Классическая музыка стала чрезвычайно популярной в девятнадцатом и двадцатом веках и была известна даже в самых сельских участках страны. Это было определено напряженностью между классическим композитором Мартином Гьокой вместе с фанатом Ноли и Микелем Колики , которые приняли национальную идентичность и добавили религиозные и народные элементы к своим композициям. [ 57 ] Наиболее известные албанские сопрано и тензоры получили также международное признание, одни из самых известных - Ана Мула , Мари Краджа , Саимир Пиргу и Эрмонела Джахо .
Танец
[ редактировать ]есть У албанцев богатая традиция танцев с большим разнообразием хореографии и стилей, варьирующихся в регионе, в основном из -за того, что Албания - это страна с разнообразной топографией, таким образом, различные разновидности танца развивались. Пара танцев древние и в некоторой степени сохраняются в настоящее время. [ 58 ] Танцы албанцев, специально предназначенных от Гегса с севера, имеют больше сольного характера, чем танцы из южных тоск , которые имеют больше социального характера, выраженные в танцах в линии и полукружных танцах.
Язык
[ редактировать ]
Албанский является наиболее широко распространенным языком в Албании . Он имеет два основных различных диалектов: Тоск , на юге, и Гег, произнесенные на севере. Географическая разделительная линия между этими диалектами, по -видимому, является рекой Шкубин . Более того, албанские диалекты являются традиционными местными сортами и прослежены до различных албанских племен.
Албанский является индоевропейским языком и занимает независимую филиал в этой семье. Ученые и лингвисты утверждают, что албанский вытекает из древнего иллирийского языка , на котором говорили в западной части Балканского полуострова иллирийскими племенами . [ 59 ]
Сегодня на языке говорят в основном в Косово , Северной Македонии , Греции и Черногории . [ 60 ] Из-за большой албанской диаспоры по всему миру многовековые общины, говорящие на албанских диалектах, могут быть особенно найдены в Греции ( Арванитика , Чам ), Италии ( Арбереш ), Южной Сербии и в Хорватии ( Арбанаси ). Тем не менее, общее количество ораторов намного выше, чем носители местных жителей Южной Европы . Четыре диалекта включают Тоск Албанца , Гег Албанский , Арбреш и Арванитика . [ 61 ]
Большинство албанцев многоязычны, говорят на многих региональных и иностранных языках, таких как греческий , итальянский , сербо-хорватский , английский язык и другие.
Мифология
[ редактировать ]Мифология Албании состоят из мифов , легенд , фольклора , сказки и богов албанского народа . Многие персонажи в ее мифологии включены в песни пограничных воинов ( Албанца : Кенге Крешникэш или Чикли и Крешникэв). Он разделен на две основные группы, такие как легенды о метаморфозе и исторические легенды. Албанская мифология имеет свое происхождение для древних иллирийцев , которые населяли современный район Албании в классическое время . [ 62 ] Некоторые из легенд, песни и персонажи включают белых , Балоз , красоту земли , прекрасное небеса, эн , Бог , Пренде , Томр и Зана Мали .
Литература
[ редактировать ]Культурный ренессанс был первым выраженным благодаря развитию албанца в районе церковных текстов и публикаций, главным образом католического региона на севере, а также восточной православной церкви на юге. Протестантские Гджон реформы усугубляют надежды на развитие местного языка и литературной традиции, когда священнослужитель Бузуку перевел католическую литургию в албанцу, пытаясь сделать для албанцев, что Лютер сделал для немецкого языка.

Мешари . ( Миссал ) Гьон Бузуку, опубликованный в 1555 году, считается одним из первых литературных произведений письменного албанца Рафинированный уровень языка и стабилизированная орфография должны быть результатом более ранней традиции письменного албанца, традиции, которая не совсем понятна. Тем не менее, есть некоторые фрагментированные доказательства, предварительно датирующие Бузуку, что указывает на то, что албанский был написан по крайней мере с 14-го века.
Самые ранние доказательства датируются 1332 году нашей эры с латинским докладом французского доминиканского Гиллельмуса Адаэ, архиепископа Антивари , который писал, что албанцы использовали латинские письма в своих книгах , хотя их язык сильно отличался от латинского. Другие важные примеры включают в себя: формулу крещения ( Unte Paghesont Premenit Atit et Birit et Spertit Senit ) из 1462 года, написанного на албанском языке в латинском тексте епископом Дурреса , Пал Энгели ; Глоссарий албанских слов 1497 года Арнольдом фон Харффом, немецким, который путешествовал по Албании, и фрагмент Библии 15-го века из Евангелия от Матфея , также в албанском языке, но написанный греческими буквами.
Албанские сочинения из этих веков, должно быть, не были только религиозными текстами, а историческими хрониками тоже. Они упоминаются гуманистической Мариной Барлити , которая в своей книге «Рретими I Шкодрес» (осада Шкодэра) (1504) подтверждает, что он прошел через такие хроники, написанные на языке народа ( в лингве Вернакула ), а также в его Биография Skanderbeg Historia de Vita et gestis Scanderbegi Epirotarum Принцип (История Скандербега) (1508). История Скандербега по-прежнему является основой исследований Скандербега и считается албанским культурным сокровищем, жизненно важным для формирования национального самосознания Албанского.
В течение 16 -го и 17 -го веков катехизизм Embësuame Krishterë ( христианские учения ) от Лекэ Матренги в 1592 году, Доктрина Е. Криштере (христианская доктрина) в 1618 году и , первого автора первоначального Альбанского Проса и Румана в 1621 году, первым автором первоначального Альбанского Проса и Румыма в 1621 году, первым автором первоначального Альбанского Проса и Румана ритуал Руманум в 1621 году Пьетери в 1621 году , первым автором первоначального Альбанского Проса и Румыма в 1621 году. Поэзия, извинения Джорджа Кастриота в 1636 году Франгом Бардхи , который также опубликовал словарь и фольклорные творения, богословский философский договор Cuneus Prophetarum ( группа пророков ) в 1685 году Пьетэр Богдани , самый универсальный личность Албанских средних веков , средние веки Албанских, средние веки, средние веки Албанских, средние веки, средние веки Албанского, средние веки, средние веки Албанских, средние веки Албанского, средние веки Албанского, средние веки Албанского, средние веки Албанских, средние веки Албанских, средние веки Албанских, средние веки Албанского, средние веки Албанских, средне. были опубликованы на албании .

Сегодня самым известным современным писателем Албании является Исмаил Кадаре (1936–2024), романы которых были переведены на 45 языков. [ 63 ] С его романами Генерал мертвой армии (1963), осада (1970), Chronicle in Stone (1971), Трех-арх-мост (1978), разбитый апрель (1980), Файл на H. (1981), Дворец снов (1981), Пирамида (1992); и преемник (2002), Кадаре принес албанскую литературу в основную часть современной европейской литературы.
Центральной темой произведений Кадаре является тоталитаризм и его механизмы. [ 64 ] Его работа представляет собой художественную энциклопедию албанской жизни. Философия, убеждения, драмы и исторические и культурные традиции Албании, отфильтрованные через мастерство писателя, в работе Кадара выражают жизнеспособность духовной культуры албанского народа. Kadare создает современную прозу, используя исторические аналогии , притчи и ассоциации, албанские легенды и мифологию. Начиная с эпического мира средневековых легенд и баллад , проза Кадаре приносит древние народные традиции «актуально», показывая свое отношение к современному миру.
В 1992 году Kadare был награжден Prix Mondial Cino Del Duca ; В 1998 году приз на гердере ; В 2005 году вступительный международный приз для мужчины Букера ; В 2009 году награда «Принц Астурийской искусства»; А в 2015 году, Иерусалимская премия . Он был удостоен премии Парк Кён-Ни в 2019 году и Международной премии Neustadt за литературу в 2020 году. [ 65 ] В 1996 году Франция сделала его иностранным партнером академии наук Моралес и Политики Франции, а в 2016 году он был командиром де -ла -легиона д'оннера . Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе 15 раз. С 1990 -х годов кадар просил обе крупные политические партии в Албании стать президентом по согласованию Албании , но снизился.
Его назначающий присяжный на премию Нойстадта написал: «Кадаре является преемником Франца Кафки . Никто, поскольку Кафка не углубился в адский механизм тоталитарной силы и ее влияние на человеческую душу на столь же гипнотической глубине, как Кадаре». Его сочинение также сравнивалось с написанием Николай Гогола , Джорджа Оруэлла , Габриэля Гарсии Марка , Милана Кундера и Бальзака . Жизнь в Албании во время строгой цензуры, Кадаре разработал хитрые стратагемы для перехитривания коммунистических цензоров, которые запретили три его книги, используя такие устройства, как притча, миф, басня, народная история, аллегория и легенда, разбры , аллюзия, инсинуация, сатира и кодированные сообщения. В 1990 году, чтобы избежать коммунистического режима и его Сигурими тайной полиции , он перешел в Париж. «Нью -Йорк Таймс» писал, что он был национальной фигурой в Албании, сравнимой в популярности, возможно, для Марка Твена в Соединенных Штатах, и что «вряд ли есть албанский домохозяйство без книги Кадара». Кадаре считается одним из величайших писателей и интеллектуалов 20 -го и 21 -го веков. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Свадебные традиции
[ редактировать ]
Платье мусульманской невесты характеризуется ее элегантностью и прозрачностью, в платье католика можно увидеть полные цвета. Платье католической невесты характеризуется его живописными эффектами и гармонией. Есть два типа мусульманских свадебных платьев. Один из них работает над «Шаджаком» (большой кусок шерсти) и с цветочными мотивами, работающими с «Гаджтаном» (своего рода веревка) черного хлопка, иногда смешанный с зеленым. Другой работает в том же материале, но с красным цветом. В отличие от первого здесь, мотивы обогащены полными цветами. Разница между этими двумя платьями, которые в первом платье мотивы занимают всю область, во второй он занимает небольшую часть спереди и сзади. Эти платья имеют ремень, работающий с золотой и зерновыми ожерельями в красном, розах, апельсиновой, создавая все вместе теплой поверхности. Здесь мотивы очень маленькие.
- Платье католической невесты Шкодрана
Платье отрывается от прозрачного белого, блестящего, мягкого, которое распространяется по всему телу и предназначено для того, чтобы предположить спокойствие и теплую чистоту. Эта концепция традиции достигается через белый цвет базового материала и золотую нить. Это платье состоит из «Барнавеке»: некоторых очень длинных брюк, которые кажутся юбкой.
- Солома
Ритуальные песни называют различные элементы, которые содержат «Paja» (произносится в Paya ) девушки, которая является товаром, которые родители дают дочери, чтобы носить, чтобы предоставить дом, подарки для своего мужа и близких двоюродных братьев. Элементы обычно производятся путем ткачества с использованием ткацких станков . Подготовка «пижа» для родителей невесты - это удовольствие, что также означает выполнение обязательств перед дочерью.
- награда
«Дунти» в Шкодре означает подарки, которые жених готовит к невесте во время помолвки, в основном одежды, украшения, золотые украшения и уловки, которые отправляются ей за несколько дней до свадьбы. В дополнение к тем, кто получил семью его отца, невеста берет много подарков у жениха и его семьи. «Дхунтия», которая имела значительную денежную ценность, была с большой заботой семьей мальчика, потому что каким -то образом воплощала уважение и любовь к своей молодой невесте, которой были сделаны эти подарки, любовь к своему сыну, что он женился В то же время было также представлением семьи в ее экономической и эстетической. В «Дунти» было достаточно одежды и предметов для использования в любое время, в радости и печали, что выразило особое внимание на роль женщин.
Спорт
[ редактировать ]Sport является популярной культурой в Албании и действительно популярна среди населения. Албанский участвует в нескольких спортивных мероприятиях и с 19 -го века.
Футбол
[ редактировать ]Футбол ассоциации - самый популярный вид спорта в Албании. Это восходит к началу 20 -го века.
Футбольная ассоциация Албании была основана в июне 1930 года. Она была принята в качестве члена FIFA в 1932 году и был членом -основателем UEFA в 1954 году.
Смотрите также
[ редактировать ]
- История Албании
- География Албании
- Национальные символы Албании
- Албанизация
- Албанский язык
- Иллирийский язык
- Мессапиский язык
- Кофейная культура
- Хлеб и соль
- Албанофилия
- Культурное наследие Албании
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Lloshi 1999, p. 277. «Сегодняшние албанцы называют себя Shqiptarë, их стране Shqipëri и их языковой шкрипей. Эти термины вступили в использование между концом 17 -го и началом 18 -го веков. Иностранцы называют их Албанези (итальянским), Албанер (немецкий). Албанцы (английский), Альванос (греческий) и Арбанаси (старый серб), страна Албания, Албани, Албаниен, Альвания и Албания, а также язык Албанес, Албаниш, Албания, Альваника и Арбанашка соответственно. Полученный от имени Албануи иллирийского племени и их центра Албанополя, отмеченный астрономом Александрии, Птолемей, во втором веке нашей эры.
- ^ Малкольм 1998, с. 29. «Не существует никакой загадки о происхождении этого имени. Во втором веке Птолемей упоминал племя под названием« Албаной », и обнаружил их город« Альбанополис », где -то к востоку от Дарреса».
- ^ Moniku & Campos 2012, с. 2. «Албанский-это индоевропейский язык, но, как и современный греческий и армянский Shqip. Албанский в Греции говорил как Арванитика. из этой области называли Arbanori или Albanon.
- ^ Рамадан Мармуллаку - 1975, Албания и Албанцы - Стр. 5
- ^ Земля Орлов: езда по забытой европейской стране (Робин Хэнбери-Тенсон изд.). Ibtauris. 30 июня 2014 г. с. 17. ISBN 9781780765020 .
- ^ "www.pinocacozza.it" . www.pinocacozza.it .
- ^ Казанова. «Радио-арберш.eu» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 года . Получено 13 сентября 2014 года .
- ^ Христос Ферашери. История Албании (краткий обзор ) Тирана,
- ^ Ллоши, XHEVAT. «Албанский язык» (PDF) . Программа развития Организации Объединенных Наций. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2011 года . Получено 9 ноября 2010 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Альб | Этимология, происхождение и значение Альба по этимонлайн» .
- ^ Племена Албании: История, общество и культура (Роберт Элси Эд.). Ibtauris, 2015. 24 апреля 2015 г. с. 2. ISBN 9780857739322 .
- ^ Элси, Роберт. «Географическое местоположение» . Albanianlanguage .
- ^ Мат Капови, Анна Джайкалон Рамат, Паоло Рамат (20 января 2017 г.). Индоевропейские языки- Routledge Language Family Series Taylor & Francis, 2017. с. 552. ISBN 9781317391531 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ ЮНЕСКО. «Остров мира: документальный фильм о религиозном сосуществовании в Албании» . unesco.org . п. 1 Получено 22 июля 2011 года .
- ^ Би -би -си. «Страна, которая славится терпимостью» . BBC.com . п. 1
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. "Butrint" . Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО .
- ^ ЮНЕСКО . «Память о мировом реестре номинации формирует кодекс Beratinus 1 и 2» (PDF) . unesco.org .
- ^ Dukagjini, L., Gjecov, S., Fox, L. Canon of Lek Dukagjini . Gjonlekaj Publishing Co., 1989. P. XVI.
- ^ Канцик, Хьюберт; Schneider, Helmuth (2002). Новая энциклопедия Брилла в древнем мире. Классическая традиция . Брилль п. 92. ISBN 90-04-14221-5 .
- ^ Мальмё Университет «Энгос Лекэ Герцог, мы косоваалбананы в Швеции» (PDF) . muep.mau.se Мальмё.
- ^ Jump up to: а беременный Садикус, Мирджона (10 июля 2014 г.). Это (PDF) (PDF) . социальных наук Обзор 3 : 11–14.
- ^ Всемирный центр памяти Холокоста. «Беса: Кодекс чести - мусульманские албанцы, которые спасли евреев во время Холокоста» . yadvashem.org .
- ^ Элси, Роберт (2015). Племена Албании: история, общество и культура . Ib tauris. п. 1. ISBN 978-1-78453-401-1 .
- ^ Jump up to: а беременный Элси 2015 , с. 1.
- ^ Галати, Майкл Л. (2002). «Моделирование формирования и эволюции иллирийской племенной системы: этнографические и археологические аналоги». В Паркинсоне, Уильям А. (ред.). Археология племенных обществ . Berghahn Books. С. 109–121. ISBN 1789201713 .
- ^ Galaty 2002 , с. 109–121.
- ^ Вильяр, Франциско (1996). Индо -европейский и происхождение Европы (на испанском). Мадрид: Гредос. п. 316. ISBN 84-249-1787-1 .
- ^ Костовикова, Дениса (2005). Косово: Политика идентичности и пространства . Routledge. С. 113–114. ISBN 0-415-34806-4 . .
- ^ Lanzinger, Margareth (2006). Женские движения: сети и дебаты в посткоммунистических странах в 19-м и 20-м веках . Böhlau Verlag Cologne, Веймар, Вена. п. 244. ISBN 3-412-32205-9 . .
- ^ Lanzinger 2006 , с. 244.
- ^ «Косово празднует сегодня День независимости Албании» . gazetaexpress.com . Пристина. 28 ноября 2016 года. Архивировано с оригинала 12 февраля 2018 года . Получено 11 февраля 2018 года .
- ^ «Летний день, празднования начались до Христа » . Shqiptarja.com (на албании). 14 марта 2012 года. Архивировано с оригинала 12 февраля 2018 года . Получено 11 февраля 2018 года .
- ^ «Цепочка создания стоимости оливкового и оливкового масла в Албании» (PDF) . Eastagri.org . С. 38–39.
- ^ С. Вело; D. Топи. «Производственный потенциал оливкового масла от местных сортов в Албании» (PDF) . ijoer.com . Тирана.
{{cite web}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кэннон, Мэй Элиз (25 января 2013 г.). Просто духовность: как вера практикует социальные действия . Intervarsity Press. п. 19. ISBN 978-0-8308-3775-5 Полем Получено 3 сентября 2016 года .
Когда ее спросили о ее личной истории, мать Тереза сказала: «Кровью я албанский. Гражданством, индейца. Верой я католическая монахиня. Что касается моего призвания, я принадлежу к миру. Что касается моего сердца, я полностью принадлежу к сердцу Иисуса.
- ^ Тонн, Бернхард. «Религиозное преследование в Албании» (PDF) . Biblicalstudies.org.uk .
- ^ «Раннее христианство - Албания - Реформационные христианские министерства - Албания и Косово» . Reformation.edu . Архивировано из оригинала 2020-09-18 . Получено 2017-07-02 .
- ^ Еврейская виртуальная библиотека. «Албания» . Виртуальный еврейский исторический тур: Албания . Еврейская виртуальная библиотека . Получено 27 августа 2012 года .
- ^ Samer, Haroey (1997), «Спасение в Албании: сто процентов евреев в Албании, спасенных от Холокоста», евреи Албании, Калифорния: Brunswick Press, архивировав с первоначального в 2008-05-10, извлеченные 21 октября 2012 г.
- ^ «1 -й главный раввин, открытый в Албании - еврейская сцена Израиля, Ynetnews» . Ynetnews . Ynetnews.com. 17 декабря 2010 г. Получено 15 февраля 2014 года .
- ^ Шейб, Ариэль. «Виртуальный еврейский тур Албании» . Еврейская виртуальная библиотека . Получено 15 февраля 2014 года .
- ^ Нильсен, Джёрген; Акгёнюль, Самим; Алибашич, Ахмет; Racius, Egduna (2013). «Албания» . Ответственность за мусульман в Европе Тол. 5. Слева, Бостон, Нью -Йорк: Брилл. п. 23. ISBN 9789004255869 Полем Получено 12 марта 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Роберт Элси: Арти Шкфиптар» . www.albanianart.net . Получено 22 ноября 2015 года .
- ^ Уокерская художественная галерея. Годовой отчет и бюллетень Художественной галереи Уокера, Ливерпуль .
Андреа Алесси, архитектор и скульптор, была уроженцем Дураццо в Албании и, возможно, местного, а не итальянского происхождения.
- ^ Бабингер, Франц (1962). «Албанское происхождение художника Марко Басати (ок. 1470 - ок. 1530)». Деяние Венето Институт наук, писем и искусств, класс моральных наук и писем . CXX: 497–500.
- ^ Эдмонд Манахаса, ̇lknur Aktug Kolay. «Наблюдения за существующими османскими мечетями в Албании» (PDF) . az.itu.edu.tr. Архивировано из оригинала (PDF) 2020-09-27 . Получено 2018-02-17 .
- ^ Ноултон, Мэрили (2005). Албания - группа 23 фон культуры мира . Маршалл Кавендиш, 2004. С. 102–103. ISBN 9780761418528 .
- ^ ЮНЕСКО . "Butrint" . whc.unesco.org .
- ^ «Албания» , Энциклопедия национального платья: традиционная одежда по всему миру , ABC-Clio, 2013, с. 16, ISBN 9780313376368
- ^ Belkaid, Leyla (2013), «Албания» , в Конре, Джилл (ред.), Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда во всем мире , вып. Я, ABC-Clio, p. 16, ISBN 9780313376368
- ^ Би -би -си (4 августа 2016 г.). «Обнаружение увлечения народной музыкой Албании» . bbc.co.uk.
- ^ «История музыки в Турции» . Les Arts Turcs . 1 мая 1999 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Получено 11 февраля 2018 года .
- ^ ЮНЕСКО . «Албанская народная изосолифония» . ich.unesco.org .
- ^ Jump up to: а беременный Махони, Маринела. «Исследование полифонической народной музыки Албании» (PDF) . Repository.up.ac.za . п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 2017-08-16 . Получено 2018-02-17 .
- ^ Jump up to: а беременный Университет Чарльза . «Припевная музыка в Албании» . is.cuni.cz. Архивировано из оригинала (PDF) 2017-12-26 . Получено 2018-02-17 .
- ^ Элси, Роберт (19 марта 2010 г.). Мои книги Мои курсы книги о Google играют исторический словарь Албании . Пресса ScareCrow, 2010. P. 252. ISBN 9780810873803 .
- ^ «Традиция классической музыки в Албании» . Frosina.org . 8 декабря 2008 г.
- ^ Когло, Ино (27 февраля 2015 г.). Путешествие вокального ISO (n ) Cambridge Scholars Publishing, 2015. P. 16. ISBN 9781443875783 .
- ^ Энциклопедия индоевропейской культуры JP Mallory, Douglas Q. Adams Edition: Иллюстрированное опубликовано Taylor & Francis, 1997 ISBN 978-1-884964-98-5 , ISBN 978-1-884964-98-5 ( «Хотя существуют некоторые лексические предметы, которые, по-видимому, разделяются между румынским (и по расширению дациан) и албанцами, на сегодняшний день можно спорить между албанским и иллирийским». Страница 11. ) Краткая энциклопедия языков мира Кейт Браун, участник Сары Огилви Кит Браун, издание Сары Огилви: Иллюстрированное опубликовано Elsevier, 2008 ISBN 978-08-087774-7 , ISBN 978-0-08-087774-7 ( «Албанский представляет собой единую ветвь индоевропейской семьи языков. Он часто считается, что он связан с иллирийцем, плохо достойным языком, на котором говорят на западных балках в классические времена» . 22)
- ^ Эромозаичный проект (2006). «Арван/албанский в Греции» (по -французски). Брюссель: Европейская комиссия Получено 2009-03-1
- ^ Mejdini, Fatjona (2013-05-03). «Албания стремится зарегистрировать свою огромную диаспору» . Балканское понимание . Получено 2017-01-17 .
- ^ Боннефой, Ив (1993). Американские, африканские и старые европейские мифологии . Университет Чикагской Прессы . п. 253 . ISBN 0-226-06457-3 .
- ^ «Кадаре празднует свой день рождения, 60 лет творчества переведены на 45 языков по всему миру - Mapo Gazette» . Mapo.al. Архивировано с оригинала 29 сентября 2017 года . Получено 29 сентября 2017 года .
- ^ Фонд Принцессы Астурии (24 июня 2009 г.). Литература » Фонд Принцессы Астурии Получено 25 марта
- ^ Семени, Ллазар (5 октября 2020 г.). «Писатель Албании Исмаил Кадаре присудил премию Нойустадта» . AP News .
- ^ «Исмаил Кадаре - лауреаты - премия« Принцесса Астурии »за литературу 2009» . Фонд принцессы Астурии .
- ^ Литература » Принцесса Фонд Астурии. июня 24 Получено 12 марта
- ^ (2018). Исмаил Кадаре: великая стратегия (на испанском). Барселона: издания Subsol. стр. 317–318. ISBN 978-84-947802-0-2 Полем
И что эта книга является началом целой серии эссе, которые могут приготовить, чтобы изобилуть и углубиться в работу писателя, которую я считаю наиболее важным из 21 -го века, и одной из самых важных из второй половины двадцатый век.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Министерство культуры Албании
- Национальная библиотека Албании
- 48 албанских пословиц
- Книги об Албании и албанском народе (scribd.com) ссылка на книги (и некоторые журнальные статьи) об Албании и албанском народе; Их история, язык, происхождение, культура, литература и т. Д.