Открытое общество
Часть серии о |
Либерализм |
---|
Открытое общество ( фр . société ouverte ) — термин, придуманный французским философом Анри Бергсоном в 1932 году. [ 1 ] [ 2 ] и описывает динамическую систему, склонную к моральному универсализму . [ 3 ] Бергсон противопоставлял открытое общество тому, что он называл закрытым обществом , закрытой системой права, морали или религии. Бергсон предполагает, что если бы все следы цивилизации исчезли, инстинкты закрытого общества по включению или исключению других остались бы. [ 4 ]
Идея открытого общества получила дальнейшее развитие во время Второй мировой войны британского философа австрийского происхождения Карла Поппера . [ 5 ] [ 6 ] Поппер рассматривал его как часть исторического континуума, простирающегося от органического , племенного или закрытого общества через открытое общество (отмеченное критическим отношением к традиции) к абстрактному или обезличенному обществу, в котором отсутствуют все транзакции личного взаимодействия . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Поппер считал, что классические греки инициировали медленный переход от трайбализма к открытому обществу и впервые столкнулись с напряжением, вызванным менее личными групповыми отношениями, вызванными этим. [ 8 ]
В то время как трайбалистические и коллективистские общества не делают различия между естественными законами и социальными обычаями, так что люди вряд ли будут бросать вызов традициям, которые, по их мнению, имеют священную или магическую основу, зарождение открытого общества отмечено различием между естественными и созданными руками человека. закон, а также повышение личной ответственности и ответственности за моральный выбор (не несовместимый с религиозными убеждениями). [ 9 ]
Поппер утверждал, что идеи индивидуальности, критики и гуманизма не могут быть подавлены, как только люди осознают их, и, следовательно, невозможно вернуться в закрытое общество. [ 10 ] но в то же время признал продолжающееся эмоциональное притяжение того, что он назвал «утраченным групповым духом трайбализма», как это проявилось, например, в тоталитаризме 20-го века. [ 11 ]
Хотя период, прошедший после исследования Поппера, несомненно, был отмечен распространением открытого общества, это можно объяснить не столько пропагандой Поппера, сколько ролью экономических достижений поздней современности . [ 12 ] Индустриальные общества, основанные на экономическом росте, требуют от своих членов грамотности, анонимности и социальной мобильности. [ 13 ] — элементы, несовместимые с большей частью поведения, основанного на традициях, но требующие все более широкого распространения абстрактных социальных отношений, которые Георг Зиммель считал характеризующими ментальную позицию метрополии. [ 14 ]
Определение
[ редактировать ]Карл Поппер определил открытое общество как общество, «в котором человек сталкивается с личными решениями», в отличие от «магического, племенного или коллективистского общества». [ 15 ]
Он считал, что только демократия обеспечивает институциональный механизм реформ и смены руководства без необходимости кровопролития, революции или государственного переворота . [ 16 ]
Критические знания
[ редактировать ]Концепция открытого общества Поппера носит скорее эпистемологический, чем политический характер. [ 17 ] Когда Поппер написал «Открытое общество и его враги» , он считал, что социальные науки не смогли понять значение и природу фашизма и коммунизма , потому что эти науки были основаны на том, что он считал ошибочной эпистемологией . [ 18 ] Тоталитаризм заставил знания стать политическими, что сделало невозможным критическое мышление и привело к уничтожению знаний в тоталитарных странах. [ 18 ]
Теория Поппера о том, что знания временны и подвержены ошибкам, подразумевает, что общество должно быть открыто для альтернативных точек зрения. Открытое общество ассоциируется с культурным и религиозным плюрализмом ; оно всегда открыто для совершенствования, поскольку знание никогда не является завершенным, но всегда продолжается: «если мы хотим остаться людьми, то есть только один путь — путь в открытое общество… в неизвестное, неопределенное и небезопасное». [ 19 ]
В закрытом обществе претензии на определенное знание и высшую истину приводят к попыткам навязывания одной версии реальности. Такое общество закрыто для свободы мысли . Напротив, в открытом обществе каждый гражданин должен заниматься критическим мышлением , что требует свободы мысли и выражения, а также культурных и правовых институтов, которые могут этому способствовать. [ 17 ]
Дополнительные характеристики
[ редактировать ]Гуманитаризм , равенство и политическая свобода в идеале являются фундаментальными характеристиками открытого общества. Это было признано Периклом , государственным деятелем афинской демократии , в его хвалебной надгробной речи: «продвижение в общественной жизни зависит от репутации способного человека, классовые соображения не могут мешать заслугам; и бедность снова не преграждает путь, если человек способен служить государству, ему не мешает неясность его положения. Свобода, которой мы наслаждаемся в нашем правительстве, распространяется и на нашу обычную жизнь». [ 20 ]
Однако, возможно, именно напряжение между традиционным обществом и новым, более открытым пространством формирующегося полиса наиболее полно характеризовало классические Афины. [ 21 ] и Поппер прекрасно осознавал продолжающуюся эмоциональную привлекательность того, что он называл «холизмом… тоской по утраченному единству племенной жизни». [ 22 ] в современный мир.
Предостережения
[ редактировать ]Инвестор и филантроп Джордж Сорос , называющий себя последователем Карла Поппера, [ 23 ] утверждал, что изощренное использование мощных методов тонкого обмана, заимствованных из современной рекламы и когнитивной науки, консервативными политическими деятелями, такими как Фрэнк Лунц и Карл Роув, ставит под сомнение взгляд Поппера на открытое общество. [ 24 ] Поскольку восприятием реальности электората можно легко манипулировать, демократический политический дискурс не обязательно ведет к лучшему пониманию реальности. [ 24 ] Сорос утверждает, что помимо необходимости разделения властей , свободы слова и свободных выборов , обязательным является явное стремление к достижению истины. [ 24 ] «Политики будут уважать реальность, а не манипулировать ею, только если общественность будет заботиться об истине и наказывать политиков, когда уличает их в преднамеренном обмане». [ 24 ]
Поппер, однако, отождествлял открытое общество ни с демократией, ни с капитализмом , ни с экономикой невмешательства , а скорее с критическим настроем личности по отношению к коллективному мышлению любого рода. [ 25 ] Важным аспектом мышления Поппера является представление о том, что истина может быть потеряна. Критическое отношение не означает, что истина найдена.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ • Анри Бергсон ([1932] 1937). Два источника морали и религии , гл. я, стр. 1–103 и гл. IV, стр. 287–343 . Феликс Алькан.
• Переведено как ([1935] 1977), Интернет-архив «Два источника морали и религии» (кнопки со стрелками влево или вправо позволяют выбрать последующие страницы), стр. 18–27, 45–65, 229–234, пер., Р. А. Одра. и К. Бреретон при содействии У. Х. Картера. Пресса Macmillan, Нотр-Дам. - ^ Лешек Колаковский , Современность в бесконечном испытании (1997), с. 162
- ^ Томас Маутнер (2005), 2-е изд. Философский словарь Penguin [статья «Открытое общество», с. 443.
- ^ Анри Бергсон, Два источника морали и религии , Macmillan, 1935, стр. 20–21 .
- ^ К. Р. Поппер, Открытое общество и его враги , 2 тома. ([1945] 1966), 5-е изд.
- ^ А. Н. Уилсон , Наши времена (2008), стр. 17–18.
- ^ К.Р. Поппер, Открытое общество и его враги, том первый (1945), 1 и 174–175.
- ^ КР Поппер, 1945: 175–176.
- ^ Поппер, К., Открытое общество и его враги, том первый (Routledge, 1945, переиздание 2006 г.), глава 5, часть III.
- ^ Поппер, К., Открытое общество и его враги, том первый (Routledge, 1945, переиздание 2006 г.), глава 10, часть VIII.
- ^ КР Поппер, 1945: 199–200.
- ^ Уилсон, с. 403
- ^ Эрнест Геллнер , Национализм (1997), стр. 25–29.
- ^ М. Хардт/К. Уикс, The Jameson Reader (2000), стр. 260–266.
- ^ Поппер, К., Открытое общество и его враги, том первый (Routledge, 1945, переиздание 2006 г.), глава 10, часть I.
- ^ КР Поппер, 1945: 4
- ^ Перейти обратно: а б Сорос, Джордж, «Эпоха ошибочности», Связи с общественностью (2006).
- ^ Перейти обратно: а б Поппер, К., Открытое общество и его враги, том второй (Routledge, 1945, переиздание 2006 г.), главы 23 и 24.
- ^ КР Поппер, 1945:201
- ^ Фукидид, История Пелопоннесской войны , Книга II: Надгробная речь Перикла .
- ^ Дж. Бордман и др. , Оксфордская история классического мира (1991), с. 232
- ^ КР Поппер, 1945:80
- ^ Сорос, Джордж, Сорос о Соросе (Джон Уайли и сыновья, 1995), стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сорос, Джордж, «От Карла Поппера до Карла Роува – и обратно» , Project Syndicate (8 ноября 2007 г.).
- ^ IC Джарви и др. ред., Открытое общество Поппера спустя пятьдесят лет (1999), стр. 43–46.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Р.Б. Левинсон, В защиту Платона (1953)
- Либерализм как угроза открытому обществу: Чарльз Артур Уиллард . Либерализм и проблема знаний: новая риторика современной демократии , University of Chicago Press, 1996.
- Морис Корнфорт : Открытая философия и открытое общество: ответ на опровержения марксизма доктора Карла Поппера . Нью-Йорк: Международные издатели (1968).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Открытым обществом, на Викискладе?