Курдский национализм
![]() |


Курдский ( курдиш : کوردایەتی , романизированный курдайт , лит . : национализм
Ранний курдский национализм имел свои корни в Османской империи , в которой курды были значительной этнической группой. С распределением Османской империи , ее территории курдского большинства были разделены между вновь сформированными государствами Турции, Ирака и Сирии, что делает курдов значительным этническим меньшинством в каждом штате. Курдские националистические движения давно подавляются Турцией и в штатах Иран, Ирак и Сирия, все из которых боятся потенциального независимого Курдистана. [ Цитация необходима ]
С 1970 -х годов иракские курды преследовали цель большей автономии и даже откровенной независимости против иракских националистических режимов партийных режимов, которые отвечали жестокими репрессиями, включая резню в 182 000 курдов в геноциде ANFAL . Курдский и туркиский конфликт , где курдские вооруженные группы боролись против государства, продолжается с 1984 года. После восстаний 1991 года в Ираке не приведет к приведению иракских безумных зон в соответствии с разрешением 688, которое включало в себя большую часть иракского курдистана, способ Автономия и самоуправление вне контроля над иракским правительством. После вторжения в Ирак в 2003 году , которое вытеснило Саддама Хусейна, было создано региональное правительство Курдистана , которое пользовалось большой мерой самоуправления, но остановившись без полной независимости.
История
[ редактировать ]
Опустошение от войны, а также «разграбление и разрушение сельскохозяйственных культур российскими, османскими и британскими [войсками] ... вызвало сильный голод в этом районе». В таких ужасных условиях это было центральное внимание всех лидеров племен Восстановите их деревню/племенную инфраструктуру, чтобы обеспечить своего народа. Основные националистические или политические движения не были главными в их умах; Выживание было необходимостью. [ 1 ]
Единственным шансом, что курдское государство будет сформировано, было восстание против недавно появившейся турецкой республики , было Скех Убидулла , но это было недолго, потому что восстание никогда не было стратегическим и не единым в чувствах Курдистана. [ 2 ]
Курдская националистическая борьба впервые появилась в конце 19 -го века, когда объединенное движение потребовало установление курдского государства. Восстания произошли спорадически, но всего через десятилетия после начала Османской централистической политики 19 -го века появилось первое современное курдское националистическое движение с восстанием во главе с курдским землевладельцем и главой мощной семьи Шемдинанской семьи, шейха Убейдуллы . «В 1880 году Ubeydullah потребовал политической автономии или откровенной независимости для курдов и признания государства Курдистана без вмешательства со стороны турецких или персидских властей». [ 3 ] Восстание против Каджарской Персии и Османской империи было в конечном итоге подавлено османами, а Убидулла, наряду с другими известными, был изгнан в Стамбул. Курдское националистическое движение, которое появилось после Первой мировой войны (1914-1918) и конец Османской империи в 1922 году, в значительной степени реагировал на изменения, происходящие в основной индейке, в первую очередь, радикальная секуляризация (которые сильно мусульманские курды), централизация (что угрожало силе местных вождей и курдской автономии), и безудержный этнонационализм Turk в новой турецкой республике (которая, очевидно, угрожала маргинализировать курдов). [ 4 ] Западные державы (особенно Великобритания ), борьба с турками, обещали курдам, что они будут действовать в качестве гарантов для курдской свободы, [ 5 ] обещание они впоследствии сломались. Одна конкретная организация, Общество возвышения Курдистана (Kürdistan Teali Cemiyeti), было центральным в коровьях отдельной курдской идентичности. Он воспользовался периодом политической либерализации в вторую конституционную эру (1908–1920) Турции, чтобы преобразовать обновленный интерес к курдской культуре и языку в политическое националистическое движение, основанное на этнической принадлежности. [ 4 ] Примерно в начале 20 -го века российские антропологи поощряли этот акцент на курдах как отдельную этническую принадлежность, предполагая, что курды были европейской расой (по сравнению с азиатскими турками), основанные на физических характеристиках и курдском языке (который формирует часть инди. -Европейская языковая группа). [ 6 ] В то время как у этих исследователей были скрытые политические мотивы (чтобы сеять инакомыслие в Османской империи), их выводы были приняты и все еще приняты сегодня многими. [ Цитация необходима ]
Османская империя
[ редактировать ]

В рамках системы проса основной формой идентификации курдов была религиозной, так как суннитский ислам был вершиной в иерархии (Millet-I Hakimiye). [ 7 ] В то время как Османская империя начала кампанию по модернизации и централизации, известную как Танзимат (1829–1879), курдские регионы сохранили большую часть своей власти своей автономии и племен. Субливый порт сделал небольшую попытку изменить традиционную структуру власти «сегментированных, аграрных курдских обществ» - Ага , Бег , шейх и вождя племен . Из -за географического положения курдов на южной и восточной части империи и гористой топографии их территории, в дополнение к ограниченной системе транспортировки и коммуникации, агенты государства имели небольшой доступ к курдским провинциям и были вынуждены сделать неофициальные соглашения с племенными вождями. Это укрепило власть и автономию курдов; Например, османская кади и муфтия в результате не имели юрисдикции по поводу религиозного права в большинстве курдов. [ 8 ] В 1908 году молодые турки приходят к власти, утверждая радикальную форму турецкой этнической идентичности и закрытых османских ассоциаций и не турецких школ. Они начали кампанию политического угнетения и переселения против этнических меньшинств - курдов, людей Лаз и армян , но в контексте военного времени они не могли позволить себе слишком много противодействовать этническим меньшинствам. [ 9 ] В конце Первой мировой войны курды все еще имели законное право вести свои дела на курдском языке, праздновать уникальные традиции и идентифицировать себя как отдельную этническую группу. [ 10 ] подписанный Согласный договор, 1920 году, «предложил» независимое курдское и армянское государство, но после установления Турционной республики туркским этнонационалистским правительством, в которое не упоминалось о курдах. Когда -то политически объединенный Османский Курдистан был затем разделен на различные административные и политические системы в Ираке, Турции и Сирии. [ 11 ]
Парижская мирная конференция и договор Севреса
[ редактировать ]Первая курдская политическая партия возникла в курдской диаспоре, а не из Курдистана . Организация, известная как Хойбун или в курдском Xoybûn (также известная как курдская лига), или «независимость», была основана группой курдских интеллектуалов в Париже в 1918 году. Эти интеллектуалы видели период после первой мировой войны как зрелости для организации Движение, направленное на получение курдского национального государства от руин недавно побежденной Османской империи . [ 12 ]
После Катаклизма Первой мировой войны Парижская мирная конференция предоставила возможность для нового мира. Оптимизм и идеализм, продвигаемый президентом США Вудро Вильсоном, нацелены на длительный мир, подкрепленный международной рамками и братской государств. Принцип самооценки из-за двенадцати пунктов из четырнадцати пунктов Уилсона привил ложную уверенность в популяциях меньшинств Османской империи, что вскоре они смогут выбрать свои собственные пути в качестве независимых национальных государств. [ 13 ]
Британцы нашли османский театр войны гораздо сложнее, чем они себе представляли. В конце войны англичанам было трудно поддерживать концентрации войск в Османской империи. Стоимость войны была огромной, и политики и население в Британии стремились ускорить возвращение войск домой. Планы союзников по вызову Османской империи были одинаково сложными для выполнения, потому что разные народы империи искали свое собственное будущее, а не оставляли посторонних или своих старых повелителей, чтобы решить для них. [ 10 ]
Во время войны армянам было уделено больше внимания, чем курдам. Вероятно, это было потому, что армяне были в первую очередь христианскими, и тем самым более склонны идентифицировать себя с Западом и наоборот. Курды считались замешанными в зверствах, совершенных против армян в Османской империи на ранних стадиях войны. Курдистану было уделено мало внимания до войны, когда преобладающая мысль была перестройкой османских территорий вдоль европейской модели национальных государств, в которой османские меньшинства каждый управлял своим собственным народом на своих собственных территориях. Британские иностранные офисные документы того времени указывают на уверенность в будущем армянском государстве, но пропускают другие стороны, такие как курды и ассирийцы. Эскиз о драфте мира между Турцией и союзными правительствами посредством ближневосточной политической секции британской делегации и карты «предлагаемого урегулирования Турции в Азии» изображают различные границы для Армении, но не упоминают Курдистан. [ Цитация необходима ]
Президент США Вудро Уилсон зашел так далеко, что заказал проект границ для армянского государства. Это была атмосфера, которая была в конце войны и на мирную конференцию. Ужасы войны подтолкнули идеализм к его крайности в сознании некоторых переговорщиков и некоторых глав государств, в то время как реальность на местах резко отличалась от их великих видений нового мира. Другие государственные деятели, особенно Ллойд-Джордж и Клеменсо, имели в виду имперские интересы, а не международное мир и примирение, которые, как заявил Уилсон. [ Цитация необходима ]
После сдачи Османской империи и закрытия Первой мировой войны были согласованы планы по землям, ресурсам и людям в рамках бывшей османской юрисдикции. В то время как Великобритания и Франция рисовали свои линии на карте Ближнего Востока, американцы, которых они пригласили взять мандаты в Армении и Курдистане, отказались участвовать на земле. Внешняя политика США казалась нерешительной, потому что политики опасались, что США запутались в схеме колониального стиля, которая противоречит нам идеалам и налогоплательщикам. По словам Теджирианца, «Интернационализм 1910-х годов, последовавший за первыми приобретениями« Американской империи »после испано-американской войны и привел к тому, что мы вступили в Первую мировую войну, последовал изоляционизм 1920-х годов, подчеркнул наиболее драматичный Нами отказ присоединиться к Лиге Наций ". Отсутствие международного спонсорства было проблемой, которая изгибала бы курдов. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Департамент политической разведки иностранных дел вручил британским переговорам тщательно изучить земли и народы Османской империи, прежде чем они посетили переговоры в Париже. Этот документ уделял упор на Армению и обязательства по французам и арабам. Ситуация Курдистана была рассмотрена с заявлением: «Таким образом, мы привержены разделению Курдистана на три секции, в двух крупнейших из которых определенные права защищены для нас, французов и арабов, но никто для курдов. " Исследование отметило стратегическую ценность Курдистана таким образом:
Первостительная власть в этой стране будет командовать стратегическими подходами к Месопотамии и контролировать водоснабжение восточных пристановков Тигриса, от которой в значительной степени зависит ирригация мезопотамии. Поэтому важно, чтобы первостепенная сила в Курдистане и Месопотамии была такой же; Другими словами, что Великобритания должна иметь исключительную позицию в Курдистане, в отличие от любой другой внешней власти. В то же время аргументы против аннексии применяются даже к Курдистану, чем к Месопотамии. Желательно, чтобы округ (sic) должен был сформировать независимую конфедерацию племен и городов, и что правительство Его Величества должно считать функционирование промежуточных между административной помощью, что составляет направлять ответственность за поведение правительства, которое они намерены провести в Месопотамии и простой контроль внешних отношений, которым они предлагают ограничить себя в случае независимых правителей Аравийского полуострова. На холмах британский контроль должен быть осуществлен с наименьшим прямым вмешательством. В низменных районах, граничащих с Месопотамией, где существуют важные нефтяники и другие природные ресурсы, ему может придется приблизиться к мезопотамскому моделю. [ 16 ]
Курдским представителем на Парижской мирной конференции был генерал Мухаммед Шариф Паша. После того, как Молодая Турк Революция свергла султана Абдулхамида II и приговорил Шарифа Пашу к смерти, он бежал из Османской империи. Шариф Паша предложил свои услуги англичанам в начале войны, но его предложение было отказано, потому что англичане не ожидали, что они взаимодействуют с операциями в Курдистане. Он провел военные годы в Монте -Карло в ожидании другой возможности. Несмотря на его разочарование с британцами, Шариф Паша восстановил свой контакт с англичанами в конце войны. В 1918 году он начал общаться с сэром Перси Коксом, главой британских сил в Месопотамии , чтобы обсудить установление британской защиты от автономного Курдистана. Он выступал за аналогичные меры в Месопотамии и в других местах, описывая что -то похожее на систему мандатов. Он также выступал за британский спонсируемый комитет, нацеленный на примирение отношений между курдами и армянами. Курдские националистические организации назначили Шарифа Пашу своим представителем на Парижской мирной конференции из -за его стратегических взглядов и контактов высокого уровня в британском правительстве. [ 10 ]
В Париже Шариф -Паша тщательно выложил курдские заявления на территорию и создал аргумент в пользу независимости курдского языка. Его претензии были основаны на областях, где курды составляли доминирующее население. Он включил курдские территории Персидской империи в дополнение к османским землям. Его включение персидских курдских земель заключалось в том, чтобы просто подчеркнуть, что курды были крупной нацией, охватывающей большую территорию, достойной тем самым родиной, свободной от внешнего вмешательства, которая часто мучила Курдистан. [ Цитация необходима ]
Делегаты, представляющие курдов, армян и ассирийцев, представляли претензии на территорию и независимость. Бугхос Нубар , главный армянский делегат, доверился сэру Луи Маллету из британской делегации, опасается, что союзники «отказываются от Армении ее судьбе». Он беспокоился о французских амбициях в Армении и стремился к признанию британцев и США за независимость Армена. [ Цитация необходима ]
Шариф Паша и Бугхос Нубар согласились поддержать предложение друг друга на независимость, даже если были разногласия относительно подробностей территории. Эти два представляли перекрывающиеся претензии и критиковали требования друг друга, но схема сработала. Участники переговоров были убеждены, что и курды, и армяне заслуживают родины на новом Ближнем Востоке и предоставили положения о государственности и самоопределении в результирующем договоре о Севре. [ Цитация необходима ]
Шариф Паша разочаровался союзниками из -за его отслеживания в переговорах и с курдской лигой из -за его соглашения с армянами и в конечном итоге подал в отставку. После его маргинализации Шариф произвел брошюру с изложением оправдания территорий Курдистана. Он начал с исторических претензий на земли, отметив много академических работ по географии Курдистана и заботится о различении курдских и армянских земель. Его аргумент против армянских претензий в Курдистане заключается в том, что Большая Армения не является «этнической колыбелью их расы». В необычном повороте в его случае Шариф утверждает, что армяне в Курдистане стали эмигрантами, отказавшись от сельского хозяйства в Армении для городской жизни в Курдистане. Шариф также обвиняет европейские державы и индейку заговора против курдов, изобретая историю армян в курдских землях. Он, вероятно, сделал это последнее заявление из -за гнева от того, чтобы быть отстраненным на конференции. Тем не менее, Шариф Паша изменил в том, что его дело о курдской родине было написано в мирном договоре. «Курдистан», указанный в договоре, не включал все курдские территории, но в нем была большая часть османского Курдистана. [ 17 ]
Некоторые группы, ранее находящиеся под османским доминированием, желали вовлечения земель, которые они воспринимали как свои собственные. Греческий ирредентизм получил поддержку англичан, что позволило им приземлиться в греческие силы в Измире . Тем не менее, греки стали слишком жадными по отношению к туркам и оказались на отступлении перед тем, как турецкое возмездие возле плато Анкара . Турки нашли нового националистического лидера. Падение Османской империи и ее султаната были уверены. [ 18 ]
Курды в Турции (север)
[ редактировать ]Договор Севре представлен туркам. В этом новом договоре не было прямого упоминания о курдах или Курдистане, скорее османский Курдистан был разделен между Турцией и двумя арабскими штатами на юге, Ираке и Сирии, которые находились под британскими и французскими мандатами соответственно. Следующие разделы представляют собой краткий взгляд на деятельность курдов в Турции и Ираке после разделения территорий между двумя штатами. [ Цитация необходима ]
При соблюдении законов, таких как Статья 57 Конституции Турции 1982 года , в которых «запрещается" любая деятельность, наносимая национальному единству и территориальной целостности турецкой республики », курдские гражданские права могут быть ограничены в контексте конституции, гарантирующей равенство без признания их как отдельная группа. [ 19 ] Турции Равные права гражданства были закреплены в предварительной конституции 1920 года . Статья 8 утверждала, что страна состояла из турок и курдов, но в соответствии с законом они будут рассматриваться как обычные граждане. [ 20 ] Тем не менее, формирование Республики Турции в 1923 году ознаменовало начало продолжающегося периода сокращения гражданских прав для курдов. Халифат . был отменен год спустя, а также все публичные выражения и институты курдской идентичности Курдские медресе , газеты, религиозные братские организации и ассоциации были закрыты. [ 21 ]
Чтобы привести пример отношения раннего республиканского правительства к правам гражданства курдов, закон № 1850 был введен после популярных восстаний, давая после себя юридическую санкцию гражданским лицам и военнослужащим, которые убили курдов во время восстания. [ Цитация необходима ]
Курдские регионы были размещены в рамках военного положения, а использование курдского языка, платья, фольклора и имен запрещены. Именно эти продолжающиеся репрессии привели к возрождению курдского национализма в 1960 -х и 1970 -х годах. [ 22 ] В течение этого периода основной целью движения было разрешить свои жалобы с правительством Турции по законным каналам. Эти попытки были сильно подавлены. [ 22 ]

Гражданские права были временно улучшены с турецкой конституцией 1961 года, что позволило свободу выражения мнений, прессы и ассоциации курдов. Закон о политических партиях 1964 года криминализировал курдские политические партии и признание существования различных языков и рас в Турции. Закон ассоциации 1972 года дополнительно ограничил права на ассоциацию и политическую организацию. [ Цитация необходима ]
Неспособность рассмотреть курдские жалобы в течение 1960 -х и 1970 -х годов привела к альтернативным направлениям разрешения. [ 22 ] В 1984 году Рабочая партия Курдистана (РПК) начала партизанскую мятеж против Турецкой Республики. Повдание PKKS продолжала оставаться насильственным мятежом до длительного прекращения огня в 1999 году. На протяжении всего этого периода была значительная потеря жизни в дополнение ко многим социальным и политическим изменениям. [ 23 ]
В 1991 году закон 2932 был отменен, а курдский язык был разрешен для неформальной речи и музыки, но не для политических или образовательных целей или в средствах массовой информации . [ 24 ] В том же году был принят новый законопроект о борьбе с террористом, который определил терроризм как «любые действия с целью изменения характеристик республики» по существу криминализации курдской политической активности и многих основных форм выражения. [ 25 ] В 2004 году законы были дополнительно либерализованы, позволяющие курдскому языку трансляции и другие ограничения, включая предоставление курдских имен младенцам. [ 26 ]
Курды в Ираке (Башур)
[ редактировать ]
Британский мандат после Первой мировой войны
[ редактировать ]После Первой мировой войны Ирак попал под британский мандат. Многие курды пытались установить независимое курдское государство, но они потерпели неудачу, объявив королевство Курдистан . Чтобы избежать беспорядков, британцы предоставили северному курдскому региону значительную автономию и признали их националистические претензии. Они даже пытались институционализировать курдскую этническую идентичность в временной конституции Ирака 1921 года, в которой говорилось, что Ирак состоит из двух этнических групп с равными правами, арабами и курдами, и закрепляет равный юридический статус курдского языка с арабским языком . Правительство мандата разделило страну на два отдельных региона, один араб, один курдский в административной политике и практике. [ 27 ] Появились две политики в отношении курдов в Ираке: одна для непредных городских жителей и одна для сельского племенного населения, предназначенного для препятствий в городской миграции. Правительственные институционализированные преимущества для сельских курдов - племена имели особую юридическую юрисдикцию , налоговые льготы и неформально гарантированные места в парламенте. Кроме того, они были освобождены от двух самых сильных аспектов современного государства; У них были свои школы, и они находились за пределами юрисдикции национальных судов. Эта привилегированная позиция длилась до 1950 -х годов. [ 27 ] Курдские права были дополнительно укоренились в 1932 году Законом о местных языках, условие Лиги Наций (несомненно, под британским влиянием), заключалось в том, что для присоединения Ирак должен был принять конституционную защиту курдов. [ 28 ] Политические права были довольно открыты в межвоенные годы, так как продолжающееся британское внутреннее вмешательство и серия слабых правительств помешали любому одному движению доминировать национальной политике, предотвратив создание формального исключительного гражданства. центрального правительства, Однако позже стратегия национального строительства сосредоточенная на светской концепции национальной идентичности, основанной на настроении иракского единства (аль-Вадха аль-Иракия) с правительством, в котором преобладают арабисты суннитов . [ 27 ] В рамках этой новой структуры, как неарам, курды будут испытывать нежелательные изменения в статусе. [ 27 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]1950 -е, 1960 и 1970 -е годы продемонстрировали образец. Новый арабский лидер утвердил бы свою веру в курдов как отдельную и равную этническую группу в Ираке с политическими правами. Например, Конституция 1960 года претензий «Курды и арабы являются партнерами в этой стране. Конституция гарантирует их права в рамках иракской республики». После успеха в консолидировании своей власти они подавят курдские политические права, милитаризируют курдские регионы, запрещают националистические политические партии, уничтожали курдские деревни и насильно навязывали переселение (особенно в богатых нефтью областях). [ 29 ] В результате с конца 1961 года в Иракском Курдистане была почти постоянная раздора. [ 28 ] Было сделано крупное развитие, когда иракское правительство и курдские лидеры подписали мирное соглашение 1970 года. Он пообещал курдскому самоуправлению, признанию двухнационального характера Ирака, политического представительства в центральном правительстве, обширных официальных языковых прав, свободы ассоциации и организации, а также несколько других уступок, направленных на восстановление полных гражданских прав на курдское население Полем [ 30 ] Это должно было вступить в силу в течение четырех лет.
После войны в Персидском заливе
[ редактировать ]
После войны в Персидском заливе в Северном Ираке была создана автономная «безопасная убежища» под ООН в ООН с ВВС США и Британской авиационной защитой Королевских воздушных сил . В рамках демократически избранного Курдистанского региона граждане испытывали гражданские права ранее никогда не пользовались. Студенческие профсоюзы , неправительственные организации и женские организации стали силами в новом гражданском обществе и институционализировали терпимость к собственным этническим, религиозным и языковым меньшинствам, например, иракским туркменом . С момента вторжения в Ирак в 2003 году и падения Саддама Хусейна , курдское население оказалось, что он обратился в Ирак с обещаниями автономии и гражданства, основанной на федеральной, этнически инклюзивной модели с сильными правами меньшинства и гарантиями против дискриминации. [ 31 ] После референдума о независимости в регионе Курдистана в 2005 году проголосовал на 98,98% в пользу независимости, новая иракская конституция, принятая в 2005 году, предоставляет правительственную автономию в Курдистан -регион , устанавливает курдский язык как официальный язык вместе с арабскими, признает национальные права курдиша и и обещает равенство граждан независимо от расы или религии. [ Цитация необходима ] Курдские военные вынуждены помогли победить ИГИЛ во время гражданской войны в Ираке (2014–2017) и приобрели территорию, включая Киркук и окружающие нефтяные месторождения. [ Цитация необходима ] 25 сентября проходил референдум за независимость в регионе Курдистана в 2017 году , причем 92,73% проголосовали за независимость. Это вызвало военную операцию , в ходе которой иракское правительство отозвало контроль над Киркуком и прилегающими районами и заставило КРГ аннулировать референдум. [ Цитация необходима ]
Современная история
[ редактировать ]Курды представляют меньшинство народа Ирака, с языком, культурой и идентичностью, отличными и отделенными от арабского большинства. В течение большей части прошлого столетия эти традиции были маргинализованы, а интересы курдов были отстранены. [ Цитация необходима ]
В годы Саддама произошел преднамеренный процесс преследований и « арабизацию » курдских районов, кульминацией которого стал в конце 1980 -х годов кампанией ANFAL , которая уничтожила тысячи деревень и убила огромное количество гражданских лиц. В марте 1988 года нападение химического оружия на Халабджу погибло до 5000 в день. [ Цитация необходима ]
В последние годы угроза, представленная ИГИЛ , и важная роль, которую играют курдские солдаты пешмерги в наземных операциях, помогая коалиции против исламистских экстремистов. [ Цитация необходима ]
В 1974 году более слабый закон автономии в районе Курдистана был фактически реализован с гораздо более слабой защитой гражданства, и вскоре возобновился конфликт. 1980 -е годы, особенно во время войны в Иране и Ираке , были особенно низкой точкой для курдских прав в Ираке. Приблизительно 500 000 курдских гражданских лиц были отправлены в лагеря для содержания под стражей на юге и восточном Ираке, а вооруженные силы Ирака разрушили деревни и деревни в районе битвы и вблизи. И именно в это время иракские военные использовали химическое оружие в курдских городах. [ 32 ]
Курды в Сирии (Роява)
[ редактировать ]Многие курды считают, что курдские регионы в северной и северо-восточной Сирии являются западным Курдистаном ( Курдиш : Роджавайский Курдистане ) и ищут политическую автономию в Сирии (сродни к Иракскому Курдистану в Ираке ) или не независимой независимости . [ 33 ] [ 34 ]

После неудавшегося шейха сказал восстание , тысячи северных курдов бежали из своих домов, чтобы жить среди сирийских курдов Западного Курдистана во французском мандате Сирии . [ 35 ] Под мандатом курды и другие меньшинства пользовались привилегиями, отказавшимися в большинстве суннитных арабских. Французские власти способствовали движениям независимости меньшинства, а также набирали и обучали меньшинства для его местных ополченцев в рамках стратегии разделения и правления . [ 36 ] Репрессии курдских гражданских прав начались с независимости Сирийской Арабской Республики в 1946 году. Она обострилась с недолгим объединением Сирии и Египта как Объединенной Арабской Республики в 1958 году, отчасти в ответ на более громкие курдские требования к демократии, признание, признание, признание, признание, признание, признание, признание, признание, признание. Как этническая группа и жалобы на то, что государственная полиция и военные академии были закрыты для курдов. [ 36 ] 120 000 курдов (40% населения сирийского курда) были лишены их гражданства в переписи 1962 года, когда правительство утверждало, что они фактически являются турками и иракцами, незаконно проживающими в стране. [ 37 ] Унившив их национальности, в настоящее время курды без гражданства все еще оказались подчиненными своим обязательствам посредством призыва в армию . Курдский язык и культурные выражения были запрещены. В 1962 году правительство Сирии объявило о своем плане арабского пояса (позже переименованного в «План создания модельных современных ферм»), предназначенного для насильственного изгнания курдского населения с 350 км длиной от 10 до 15 км земли вдоль северо -восточной границы Сирии и заменил их арабскими поселенцами, и который был частично реализован. [ 37 ] Не было никаких изменений в политике в соответствии с новым режимом Баатиста после 1963 года. Он отказался реализовать свою программу земельных реформ, которые приносили пользу арабским крестьянам в районах, которые курды в основном получали бы выгоду до 1971 года. [ 38 ] С 1970 -х годов было расслабление официального обращения с курдами, но в конце 1980 -х годов возобновилось широко распространенное отрицание статуса сирийского гражданства сирийским курдам, особенно в отказе от документов национальной идентификации, таких как паспорта. [ 39 ]
С начала Сирийской гражданской войны сирийские правительственные силы отказались от многих курдских районов, оставив курдов, чтобы заполнить вакуум власти и управлять этими районами автономно. [ 40 ] В то время как автономное управление Северной и Восточной Сирии (AANES) первоначально основывалось в преимущественно курдских районах, оно охватило большую часть арабистана на юге. AANES дезавуирует национализм в поисках федерализации Сирии . Наиболее влиятельной курдской националистической группой в Сирии является курдский национальный совет , который связан с Курдистанской демократической партией в Иракском Курдистане. [ Цитация необходима ]
Курды в Иране (Ройхалат)
[ редактировать ]Сходство между курдским и персидским языком и культурой по сравнению с турками и арабом, более равный баланс населения между этническими персами большинства и этническими меньшинствами, такими как курды, привело к несколько инициальному опыту гражданства для иранских курдов, как таковой чем независимость. [ 41 ]
Под империей Каджар
[ редактировать ]Идентификация и социального порядка иранской группы были основаны на религиозной идентификации с исламом , в частности шиитского ислама , доминирующей секты. В то время как большинство курдов являются суннитами, в Иране они были примерно равномерно распределены между суннитами, шиитскими и шиитскими сплюсными группами, такими как суфии . Из -за этой озабоченности религией по этнической принадлежности на практике курды рассматривались как часть большинства и пользуются обширными правами гражданства. В отличие от Османской империи, этот социальный порядок поддерживался, в то время как имперская система отказалась, а современная иранская идентичность была создана реформ в конце 19 -го века в интересах курдов. [ Цитация необходима ]
В соответствии с этим режимом суннитские и шиитские курды занимали привилегированную должность в качестве мусульман. В отличие от других меньшинств, христианских армян, евреев , зороастрийцев и других, они имели право работать в производстве продуктов питания и покупать землю короны . Туяла, Они также извлекли выгоду из системы земель которая предпочитала мусульман. Это преимущество позволило курдам установить сильный контроль над производством продуктов питания и землей. [ 42 ] Примечательное отсутствие этнических ограничений на владение государственным управлением позволило курдским лидерам племен и знаменитости приобретать должность и установить сильное курдское присутствие в иранской политике без необходимости культурно ассимилировать или отрицание этнической принадлежности. Это политическое присутствие было поддержано, потому что Каджары назначили многих вождей племен на правительственные должности в обмен на обеспечения внутренней безопасности. [ 43 ] В рамках этой системы многие курды достигли выдающихся военных, политических и дипломатических должностей. [ 44 ] Исключительным в Иране в 19-м веке и начале 20-го числа было то, что националистическое движение реформ не развило радикальную, исключительную, этническую концепцию национальности, но развила иранскую идентичность, которая не определяла себя как этнически персидскую . [ 13 ]
Конституционная монархия
[ редактировать ]Существующая полезная социальная структура изменилась с созданием конституционной монархии Резы Шаха в 1925 году. Подобно другим государствам, он пытался создать национальную строительство, создавая исключительную национальность, основанную на светской, этнической персидской иранской идентичности и подавляют культурные выражения и и Равный статус этнических меньшинств. Эти меньшинства, в том числе курды, были принуждены принимать персидскую культуру, и многие были арестованы за то, что вы говорили на курдском языке. [ 45 ] Тем не менее, курдам была предоставлена особая позиция в официальном государственном национализме, основанном на этническом базе из-за их культурного сходства с персами и их этнической принадлежностью, не являющейся арабской. Кроме того, распределение мест в Маджлисе (парламент) было основано на религии, а не на этнической принадлежности, курды смогли осуществлять большую политическую власть, чем немусульманские меньшинства, такие как армян и евреи. [ 46 ] Государственная система военного призыва и централизованного образования служила для интеграции населения городских курдцев, но большинство оставалось сельским. [ 47 ] После Второй мировой войны с советским выводом из курдских регионов (где они поощряли автономное курдское правительство как Махабад -Республики ), шах запретил некоторые курдские политические партии, выражения культурной идентичности положило конец открытой системе политической партии и управляли Фирменом. [ 48 ] В 1958 году была заметная либерализация, которая позволила деятельности курдских культурных организаций и студенческих ассоциаций, но все еще ограниченных политических партий. [ 49 ] В отличие от других стран, курды были свободны публиковать культурную и историческую информацию на своем собственном языке. [ 50 ] Однако с огромной инвестиционной и военной помощью из западного мира в 1950 -х и 1960 -х годах Иран стал полицейским государством , которое сократило многие гражданские права. [ 51 ]
Пост-революционный Иран
[ редактировать ]После иранской революции некоторые курдские группы (в основном Демократическая партия Иранового Курдистана ) объединялись с иранскими левыми и коммунистическими группами против аятоллы Хомейни правительства . Курдское восстание автономии в 1979 году было насильственно подавлено Тегераном, когда в результате были убиты тысячи курдских повстанцев и гражданских лиц. [ Цитация необходима ]
Новое теократическое правительство разработало новую исключительную концепцию национализма, основанную на очень консервативном шиитском исламе. Как только Хомейни консолидированная власть он изгнал суннитских курдов из правительственного офиса, наложил ограничения на свободу выражения мнений и военизированные курдские регионы в рамках войны с Ираком. [ 52 ] По -прежнему по сравнению с другими странами курдам по -прежнему были разрешены ограниченные публикации, чтобы отпраздновать праздники, носить традиционные платья и использовать курдского (за исключением языка обучения). Значительные улучшения были сделаны в 1997 году, в результате чего правительство разрешило множество курдских языков в средствах массовой информации, хотя некоторые из этих публикаций были впоследствии ограничены. [ 53 ]
PJAK восстание
[ редактировать ]Правительство Ирана столкнулось с партизанской войной на низком уровне против этнической сепаратистской курдской партизанской партии на свободную жизнь в Курдистане воинственной группой. (PJAK) с 2004 года. Pjak тесно связан с рабочей рабочей рабочей в Курдистане Курдийской Турция . [ 54 ]
Женщины и национализм
[ редактировать ]Курдские женщины были в авангарде сопротивления, участвовали в вооруженной борьбе, массовой организации и инициативах гражданского общества. Их вклад сыграл важную роль в создании сплоченного и инклюзивного националистического движения, которое признает межсекции борьбы и признает необходимость в справедливом обществе. Женщины активно участвуют в националистической борьбе, требуя не только курдских прав, но и оспаривая патриархальные структуры в их собственных общинах. Курдские женщины постоянно выступают за гендерное равенство, подчеркивая необходимость одновременного устранения как национальных, так и на основе гендерных угнетений. Их активность изменила понимание национализма, переплетение его с феминистскими взглядами и подчеркивая важность инклюзивности и расширения прав и возможностей для всех. [ 55 ]
Исторический фон
[ редактировать ]Западными путешественниками и историками документировали, что курдские женщины исторически испытывали большие свободы, чем другие женщины на Ближнем Востоке. Курдские женщины катались на лошадях, обладали мечами, носили красочную одежду, обнаруживали волосы и танцевали руку с мужчинами. [ 55 ] Курдское общество было в основном патриархальным до конца 20 -го века, однако многие случаи, когда женщины поднимаются до известности, и власти, которые были связаны с их относительной свободой и респектабельностью в обществе. [ 55 ]
Некоторые примеры женщин, находящихся на позициях власти, включают Асенат -Барзани, Ханзаде султан, черную леди Фатиму, Перихан Хатун и Адела Ханим. [ 56 ] Асенат Барзани была первой женщиной-раввином в домодернистской еврейской истории, которая стала первой женщиной-руководителем Йешивы. [ 56 ] Ханзаде Султан командовал армией от сорока до пятидесяти тысяч в 17 веке. [ 56 ] Черная леди Фатима , в качестве вождя своего племени, приказала своим четырем тысячам всадников войной на ее арабских чистокровных в 1850 -х годах. [ 55 ] [ 56 ] Перихан Хатун был известным вождем комманского племени, чей сын Эмин, который также был вождем, был известен по имени его матери как Эмин Перихан (Эмин Перихана), а не имя своего отца. [ 56 ] Адела Ханум была правителем Халабджи, и вождем племени Джафф, одним из самых могущественных курдских племен в начале 20 -го века. Даже Осман Паша Джафф был назван мужем Адела Ханима. У нее много вклада в Халабджу, а также в иностранную дипломатию, которую она помнила. Мало того, что она оживила Халабджа экономически и установила право и порядок, но также известна как «Принцесса Храброго» британцами за принятие британских пленников в качестве беженцев в своем доме. Адела Ханим была безрассудной до ее смерти. [ 55 ] [ 56 ] В некоторых районах Курдистана женщинам было довольно часто править, до такой степени, что это было явно упомянуто в записях Османского обычного права. [ 56 ] Историческая открытость для женщин -лидеров в курдских обществах была приписана катализером для современного положения курдских женщин как равных в обществе и их феминистской революции. [ 55 ]
20 -й век
[ редактировать ]В течение 20 -го века курдские женщины активно участвовали в националистических движениях, выступая за права и признание курдского народа. Они играли жизненно важную роль в различных аспектах против государственного угнетения, включая военные и партизанские движения, сохранение культуры, социальную мобилизацию и политическую активность.
В течение 20 -го века курдские женщины активно участвовали в культурных и общественных организациях, направленных на содействие курдской идентичности и национализму. Примерами являются «Общество развития курдских женщин, которое было сформировано в 1919 году в Стамбуле и была первой организацией, созданной курдскими женщинами. [ 57 ] Или в контексте Республики Махабад недолгое курдское государство, созданное в Иране в 1946 году, где женщинам было поощрено участвовать в общественной жизни. Республика продвигала активное участие женщин в политической деятельности и образовании, способствуя большему гендерному равенству в курдском националистическом движении. [ 58 ] [ 59 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]
В современном курдском национализме женщины занимают влиятельные должности как в политике, так и в военных. Они выступают против гендерных стереотипов и способствуют гендерному равенству. Женщины играют ключевую роль и составляют значительную долю РПК и курдских политических организаций благодаря их принятию инклюзивной политики. Курдские женщины активно участвуют в политике, служат в вооруженных силах и борются за прогрессивные законы в таких местах, как Рожава (Сирия). Их участие представляет собой фундаментальный сдвиг в общественных отношениях, а также постоянную битву за права женщин в движении курдского национализма. [ 60 ] [ 55 ] Согласно ежегодному отчету Amnesty International о правах человека, устойчивая проблема распространенной дискриминации, с которой сталкиваются иранские этнические меньшинства, в том числе курды, ограничивает их возможности для образования, занятости и адекватного жилья. По этой причине курдская идентичность и права женщин стали центральными для сопротивления движения, когда курдские женщины в Иране смело бросают вызов репрессивным условиям, насилию государства и правилам хиджаба. Они требуют свободы от репрессий, патриархата и права определять свой собственный выбор. В протестах представлены такие песнопения, как «Женщины, жизнь и свобода» («Джин Цзян Азади»), повторяющие призыв курдского движения за свободу к освобождению женщин. [ 61 ] [ 62 ]
Примечательные курдские династии и страны
[ редактировать ]В сфере курдского национализма термин «Курдистан» относится к хроникам Сельджука 11-го века. [ 63 ] Появилось различные эпохи, множество влиятельных курдских династий, эмиратов, княжеств, вождей и регионов, связанных с курдским государством , формируя повествование о курдском национализме.
Рано
[ редактировать ]- Династия Айюбидов (1171-1341) [ 64 ]
20-й-21 век
[ редактировать ]- Курдский государство (1918–1919)
- Королевство Курдистан (1921–1924 и 1925)
- Курдистанский Уэзд "Красный Курдистан" (1923–1929)
- Республика Арарат (1927–1931)
- Республика Махабад (1946–1947)
Курды в диаспоре
[ редактировать ]Академический источник, опубликованный Кембриджским университетом, заявил: «Курдские националисты в диаспоре, как националистические субъекты, сыграли решающую роль в развитии курдского национализма как внутри, так и за пределами региона. Курдская идентичность и содействовать территориальности этой объединенной нации. Ученые, журналисты и международные СМИ воспринимают их дело и действия своих родных государств. [ 65 ]
Курдское население
[ редактировать ]Точные показатели населения для курдов трудно установить по нескольким причинам: несколько стран в регионе не разбивают курдское население в своих переписи; Конкурирующие политические программы стремятся либо максимизировать, либо минимизировать размер курдского населения; Различные методы подсчета могут включать или исключать такие группы, как Zazas ; И Ирак, и Сирия перенесли войну и гражданские беспорядки в последние годы; А высокий рост населения среди курдских общин означает, что цифры быстро устарели. [ Цитация необходима ]
Рисунки ниже являются лучшими недавними оценками, доступными из, по -видимому, независимых источников.
- Турция: Исследования в 2010 году показали, что население составляет 13,26 млн. Курдов, проживающих в Турции, 18,3% от общего числа населения 72,553 млн. [ 66 ]
- Иран: примерно 6,7–8,2 млн. Курдов живут в Иране. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
- Ирак: 5,6–8,5 млн [ 70 ]
- Сирия: 1,6 миллиона-2,5 миллиона [ 71 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Армяне смогли получить собственное государство . США: Чалянист. 1930.
- ^ Шейх, Убидулла. Перспективы независимого курдского государства .
- ^ Озоглу, Хакан. Курдские знаменитые и Османское государство: развивающиеся идентичности, конкурирующие лояльности и смещающие границы. Февраль 2004 г. ISBN 978-0-7914-5993-5 . PG 75.
- ^ Jump up to: а беременный Натали , Дениз (2004). «Османские курды и возникающий курдский национализм». Критика: Критические исследования Ближнего Востока . 13 (3): 383–387. doi : 10.1080/1066992042000300701 . S2CID 220375529 .
- ^ Докстадер, Джейсон; Мапперы, Роджин (2022). «Курдская свобода» . Философия и социальная критика . 48 (8): 1174-1196. Doi : 10.1177 / 01914537211040250 .
- ^ Ласинер, Бал; Бал, ihsan. «Идеологические и исторические корни курдистских движений в Турции: демография этнической принадлежности, политика» . Национализм и этническая политика . 10 (3): 473–504. doi : 10.1080/13537110490518282 . S2CID 144607707 . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Получено 19 октября 2007 года .
- ^ Натал 2005 , с. 2
- ^ Натал 2005 , с. 6
- ^ Натал 2005 , с. 9. "
- ^ Jump up to: а беременный в Натальцы 2005 , с. 14 -е.
- ^ Натал 2005 , с. 26
- ^ "Курдистан" . Dictionary.com . Получено 21 октября 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный Натальцы 2005 , с. 21!
- ^ «Иранские курды маршируют в поддержку голосования за независимость в северном Ираке» . Рейтер . 26 сентября 2017 года.
- ^ "Кто такие курды?" Полем BBC News . 14 марта 2016 года . Получено 9 ноября 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Дарем, Уитни (2010). «Договор Севреса 1920 года и борьба за курдскую родину в Ираке и Турции между мировыми войнами» (PDF) .
- ^ [1] Курд
- ^ «Курды: крупнейшая в мире страна без гражданства» . Франция 24 . 30 июля 2015 года.
- ^ Short & McDermott 1981 , p. 7
- ^ Натал 2005 , с. 73?
- ^ McDowall 1992 , p. 36
- ^ Jump up to: а беременный в Gunes. 2012. "Курдское национальное движение в Турции: от протеста к сопротивлению". Routledge: Taylor & Francis Group. Печать 2012. С. 1
- ^ Gunes. 2012. "Курдское национальное движение в Турции: от протеста к сопротивлению". Routledge: Taylor & Francis Group. Печать 2012. Глава 7
- ^ Натал 2005 , стр. 52-53
- ^ Натал 2005 , с. 53
- ^ «Часто задаваемые вопросы процедурам рождения» . nvi.gov.tr. Архивировано из оригинала 26 февраля 2008 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Натальцы 2005 , с. 28 -й Imright
- ^ Jump up to: а беременный Short & McDermott 1981 , p. 9
- ^ Натал 2005 , стр. 57-58
- ^ Short & McDermott 1981 , p. 21
- ^ Натал 2005 , с. 60
- ^ McDowall 1992 , p. 119
- ^ «Анкара встревожена автономией сирийских курдов» . Wall Street Journal . Получено 16 августа 2012 года .
- ^ «Сирийские курды больше шансов, чем вызов Турции, если…» . Аль-арабия. Архивировано из оригинала 15 мая 2013 года . Получено 16 августа 2012 года .
- ^ Chatty, Dawn , 2010. Смещение и лишение отказа на современном Ближнем Востоке . Издательство Кембриджского университета. С. 230–231.
- ^ Jump up to: а беременный McDowall 1992 , p. 122
- ^ Jump up to: а беременный Short & McDermott 1981 , p. 13
- ^ McDowall 1992 , p. 123
- ^ McDowall 1992 , p. 125
- ^ «Курды стремятся к автономии в демократической Сирии» . BBC News . Получено 16 августа 2012 года .
- ^ McDowall 1992 , p. 65
- ^ Натал 2005 , с. 16 -й.
- ^ Натал 2005 , стр. 18-19
- ^ Натал 2005 , с. 19 -е.
- ^ McDowall 1992 , p. 120
- ^ Натал 2005 , с. 125
- ^ Натал 2005 , с. 123.?
- ^ McDowall 1992 , p. 70,
Натальцы 2005 , с. 130 - ^ Натал 2005 , с. 132.
- ^ Натал 2005 , с. 133.
- ^ Натал 2005 , с. 134.
- ^ Натал 2005 , с. 149
- ^ Натал 2005 , с. 157
- ^ "Bbcpersian.com" . Bbc.co.uk. Получено 10 ноября 2008 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Бенгио, Офра (15 января 2016 г.). «Размеры игры: курдские женщины в мире и войне». Ближний Восток Журнал . 70 (1): 30–46. doi : 10.3751/70.1.12 . ISSN 0026-3141 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Bruinessen, Martin Van (1 января 2001 г.). «От Аделы Ханун до Лейла Зана: женщины как политические лидеры в истории курдской истории» . В: Шахрзад Мохаб (ред.), Женщины негосударственной нации: Курды, Коста Меса, Калифорния: Mazda Publishers, Inc., 2001, с. 95-112 .
- ^ «Картирование Курдистана женщин» , курдское женское движение , Плуто Пресс, с. 19–24, 20 июля 2022 года , извлеченные 18 мая 2023 года.
- ^ Ахмадзаде, Хашим (март 2006 г.). « Женщины негосударственной нации: Курды , Шахрзад Мохаб, изд., Курдская серия исследований, № 3, Коста Меса и Калифорния: Mazda Publishers, 2001, ISBN 1-56859-093-8, 263 pp». Иранские исследования . 39 (1): 118–121. doi : 10.1017/s0021086200022763 . ISSN 0021-0862 .
- ^ Вали, Аббас (2014). Курды и государство в Иране: создание курдской идентичности (новое изд.). Лондон; Нью -Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-85773-331-3 .
- ^ Ханер, Мурат; Каллен, Фрэнсис Т.; Бенсон, Майкл Л. (13 февраля 2019 г.). «Женщины и РПК: идеология, пол и терроризм». Международное обзор уголовного правосудия . 30 (3): 279–301. doi : 10.1177/10575677719826632 . ISSN 1057-5677 .
- ^ «Что мы знаем о протестах в Курдистане-Иране?» Полем Хенгау (на курдском (арабский сценарий)) . Получено 18 мая 2023 года .
- ^ Баджек, Алессандра (6 октября 2022 г.). «Двойная дискриминация, с которой сталкиваются курдские женщины в Иране» . Новый араб . Получено 18 мая 2023 года .
- ^ Гронь, Рисард (15 декабря 2011 г.). «Оксфордский словарь средневековья, изд. Роберт Э. Бьорк, том 1-4, Оксфорд-Нью-Йорк 2010, издательство Оксфордского университета» . Вокс Патрум . 56 : 673–675. doi : 10.31743/vp.4256 . ISSN 2719-3586 .
- ^ "Айюбиды" . Энциклопедия Ираника онлайн . Получено 18 мая 2023 года .
- ^ Кая, Зейнеп Н. (2020). Картирование Курдистана: территория, самоопределение и национализм . Издательство Кембриджского университета. п. 183. ISBN 978-1-108-47469-6 .
- ^ Kürt Meselesini Yeniden Düşenmek (PDF) (на турецком), Конда, архивирована из оригинала (PDF) 22 января 2016 года , полученная 15 июня 2016 года
- ^ «Иранские провинции» . statoids.com .
- ^ Хоаре, Бен; Пэрриш, Маргарет, ред. (1 марта 2010 г.). «Страновые факты - Иран». Атлас A - Z (четвертое изд.). Лондон: Dorling Kindersley Publishing. п. 238. ISBN 978-0-7566-5862-5 Полем
Население: 74,2 миллиона; Религии: мусульманин шиитов 93%, суннит -мусульманин 6%, другие 1%; Этническая смесь: персидский 50%, азари 24%, другие 10%, курд 8%, lur и bahtiari 8%
- ^ World Factbook (онлайн изд.). Лэнгли, Вирджиния: Центральное разведывательное агентство США . 2015. ISSN 1553-8133 . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Получено 2 августа 2015 года . Грубая оценка в этом издании составляет 14,3 млн. В Турции, 8,2 млн. В Иране, от 5,6 до 7,4 млн. В Ираке и менее 2 миллионов в Сирии, что составляет приблизительно 28–30 миллионов курдов в Курдистане или приспособленных регионах. Полем Оценки ЦРУ по состоянию на август 2015 года [update] - Турция: курдский 18%, составляет 81,6 миллиона; Иран: курд 10%, составляет 81,82 миллиона; Ирак: курдский 15%-20%, 37,01 миллиона, Сирия: курды, армяне и другие 9,7%, 17,01 млн.
- ^ "Мировой факт" . Гид SHAFR онлайн . Получено 18 мая 2023 года .
- ^ «Центральное разведывательное агентство World Factbook Сравнения страны» , Sage Encyclopedia of World Boadery , 2455 Teller Road, Thousk Oaks California 91320: Sage Publications, Inc, 2015 , извлечен 18 мая 2023 года.
{{citation}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Арин, Кубилай Ядо, Турция и курды - от войны до примирения? UC Berkeley Center для исследования правого крыла, 26 марта 2015 года .
- Берендт, Гюнтер Макс (1993). Национализм в Курдистане . Гамбург, ISBN 3-89173-029-2 .
- Гюрби, Гюлистан (1996). «Развитие курдского движения национализма в Турции» . В Роберте В. Олсон (ред.). Курдское националистическое движение в 1990 -х годах: его влияние на Турцию и Ближний Восток . Университетская пресса Кентукки. С. 9–37 . ISBN 0-8131-0896-9 .
- McDowall, David (1992). Курды: нация отрицала . Лондон: публикации по правам меньшинств.
- Натали, Дениз (2005). Курды и государство: развитие национальной идентичности в Ираке, Турции и Иране . Нью -Йорк: издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-3084-5 .
- Короткий, м.; McDermott, A. (1981). Курды . Группа по правам меньшинства.