Теофраст
Теофраст | |
---|---|
![]() Статуя Теофраста, Ботанический сад Палермо | |
Рожденный | в. 371 г. до н.э. |
Умер | в. 287 г. до н.э. (83 или 84 года) |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | Перипатетическая школа |
Основные интересы | Этика , грамматика , история , логика , метафизика , естествознание , физика , ботаника |
Известные идеи |
Теофраст ( / ˌ θ iː . ə ˈ f r æ s t ə s / ; древнегреческий : Τεοφραστος , латинизированный : Theóphrastos , букв. «божественно сформулированный»; ок. 371 – ок. 287 до н. э. ) [ 3 ] был греческим философом и продолжателем Аристотеля в перипатетической школе . Он был уроженцем Эресоса на Лесбосе . [ 4 ] Его настоящее Туртамос ; имя было его прозвище Теофраст ( Theóphrastos ) было дано его учителем Аристотелем за его «божественный стиль выражения».
Он приехал в Афины в молодом возрасте и первоначально учился в школе Платона . После смерти Платона он примкнул к Аристотелю, который в своих сочинениях придерживался Теофраста. Когда Аристотель бежал из Афин, Теофраст занял пост главы Лицея . [ 4 ] Теофраст руководил перипатетической школой тридцать шесть лет, за это время школа процветала. Его часто считают отцом ботаники за его работы о растениях. [ 5 ] После его смерти афиняне почтили его публичными похоронами. Его преемником на посту главы школы стал Стратон из Лампсака .
Интересы Теофраста были широкими, включая биологию , физику , этику и метафизику . Две его сохранившиеся ботанические работы, «Исследование растений» (Historia Plantarum) и «О причинах возникновения растений» , оказали важное влияние на науку эпохи Возрождения . Сохранились также труды «О нравственных признаках» , «О чувственном восприятии» , «О камнях» , а также фрагменты по физике и метафизике . В философии он изучал грамматику и язык и продолжил работу Аристотеля по логике . Он также рассматривал пространство как простое расположение и положение тел, время как случайность движения, а движение как необходимое следствие всякой деятельности. [ нужна ссылка ] В этике он считал, что счастье но и от внешних влияний зависит не только от добродетели, .
Жизнь
[ редактировать ]Большую часть биографических сведений о Теофрасте предоставила Диогена Лаэртия « Жизнеописания и мнения выдающихся философов» , написанная более чем через четыреста лет после Теофраста. [ 6 ] Он был уроженцем Эресоса на Лесбосе . [ 7 ] Его звали Тиртамус ( Τύρταμος ), но позже он стал известен под прозвищем «Теофраст», данным ему, как говорят, Аристотелем , чтобы указать на благодать его разговора (от древнегреческого Θεός «бог» и φράζειν «к фраза», то есть божественное выражение). [ 8 ]

Получив на Лесбосе обучение философии у некоего Алькиппа, он переехал в Афины , где, возможно, учился у Платона . [ а ] Он подружился с Аристотелем, и когда Платон умер (348/7 г. до н.э.), Теофраст, возможно, присоединился к Аристотелю в его добровольном изгнании из Афин. Когда Аристотель переехал в Митилини на Лесбосе в 345/4 г., весьма вероятно, что он сделал это по настоянию Теофраста. [ 9 ] Кажется, именно на Лесбосе Аристотель и Теофраст начали свои исследования в области естествознания : Аристотель изучал животных, а Теофраст — растения. [ 10 ] Теофраст, вероятно, сопровождал Аристотеля в Македонию , когда Аристотель был назначен наставником Александра Великого в 343/2. [ 9 ] Около 335 г. до н. э. Теофраст переехал с Аристотелем в Афины, где Аристотель начал преподавать в Лицее . Когда после смерти Александра антимакедонские настроения вынудили Аристотеля покинуть Афины, Теофраст остался в качестве главы ( стипендиата ) перипатетической школы , [ 9 ] эту должность он продолжал занимать после смерти Аристотеля в 322/1.
Аристотель в своем завещании сделал его опекуном своих детей, в том числе Никомаха , с которым он был близок. [ б ] Аристотель также завещал ему свою библиотеку и оригиналы своих сочинений. [ с ] и назначил его своим преемником в Лицее. [ 11 ] Евдем Родосский также имел некоторые претензии на эту позицию, и говорят, что Аристоксен возмутился выбором Аристотеля. [ 12 ]
Теофраст руководил перипатетической школой в течение 35 лет. [ 13 ] и умер в возрасте 85 лет, по словам Диогена. [ 14 ] [ д ] Говорят, что он заметил: «Мы умираем тогда, когда начинаем жить». [ 15 ]
Под его руководством школа сильно процветала — в какой-то период в ней обучалось более 2000 учеников, утверждает Диоген. [ 16 ] - и после своей смерти, согласно условиям своего завещания, сохраненного Диогеном, он завещал ему свой сад с домом и колоннадами в качестве постоянного места обучения. комический поэт Менандр . Среди его учеников был [ 16 ] Его популярность проявилась в уважении, оказанное ему Филиппом , Кассандером и Птолемеем , а также в полном провале обвинений в нечестии, выдвинутых против него. [ 17 ] [ 18 ] Его удостоили публичных похорон, и «все население Афин, весьма почитая его, последовало за ним в могилу». [ 12 ] [ 19 ] На посту главы Лицея его сменил Стратон Лампсакский .
Сочинения
[ редактировать ]
Из списков Диогена, дающих 227 титулов, следует, что деятельность Теофраста распространялась на всю область современных знаний. Его сочинения, вероятно, мало отличались от трактовки тех же тем Аристотелем, хотя и дополняли детали. Как и Аристотель, большинство его сочинений являются утраченными произведениями . [ 12 ] Таким образом, Теофраст, подобно Аристотелю, составил второй Аналитики ( Ἀαναλιτικῶν первый и ὑστερον и Ἀαναλιτικζν ὑστερων ). [ 20 ] Он также написал книги по темам ( Anegmena tōpon , Topikins и Tὰ πρὸ τῶν τοπον )? [ 21 ] анализе силлогизмов » « и , , софизмах» «О « Об утверждении (отрицании». Об [ 22 ] а также о натурфилософии ( Περὶ φυσεος , Περὶ φισικζν , Τισικῶν и др.), о небесах ( Περὶ οὐρανοῦ ), и о метеорологических явлениях ( Πεταρσιολέχ ιας и Πεταρσιολογικζν ). [ 23 ]

Кроме того, Теофраст писал о холоде тепле и , [ 24 ] на Воде , ), Fire (Περὶ πυρóςОгне [ 25 ] Море Περὶ θαλάττης, [ 25 ] о и плавлении свертывании , о различных явлениях органической и духовной жизни, [ 25 ] и о Душе ( Περὶ ψυχῆς ), об Опыте ( Περὶ ἐμπειρίας ) и О чувственном восприятии (также известном как О чувствах ; Περὶ αἰσθεσων ). [ 26 ] Аналогичным образом мы находим упоминание в монографиях Теофраста о ранних греческих философах Анаксимене , Анаксагоре , Эмпедокле , Архелае , [ 27 ] Диоген Аполлонийский , Демокрит , [ 28 ] которые использовал Симплиций ; а также о Ксенократе , [ 29 ] против академиков , [ 30 ] и очерк политического учения Платона . [ 28 ]
Он изучал общую историю, как мы знаем из Ликурга житий Плутарха , Солона , Аристида , Перикла , Никия , Алкивиада , Лисандра , Агесилая и Демосфена , которые, вероятно, были заимствованы из труда о Житиях ( Περὶ βίων ). [ 20 ] Но его главные усилия заключались в продолжении трудов Аристотеля в области естествознания . Об этом свидетельствует не только ряд трактатов по отдельным предметам зоологии , от которых, кроме названий, остались лишь фрагменты, но и его книги « О камнях» , « Исследование о растениях » и «О причинах возникновения растений» (см. ниже) . ), дошедшие до нас целиком. В политике он, похоже, также пошел по стопам Аристотеля. Помимо его книг о государстве ( Πολιτικῶν и Πολιτικοῦ ), мы находим цитируемыми различные трактаты об образовании ( Περὶ παιδείας βασιλέως и Περὶ παιδείας ), [ 31 ] о (Περὶ βασιλείας, Περὶ παιδείας βασιλέως and Πρὸς Κάσανδρον περὶ βασιλείαςроялти [ 32 ] лучшем государстве» , , «О морали» политической , и особенно его работы о из которых , законах «О одна различных содержащая краткое изложение законов варварских , а также греческих государств, была задумана как дополнение к изложению «Политики» Аристотеля и должна была были похожи на это. [ 33 ] Он также писал о ораторском искусстве и поэзии . [ 34 ] Теофраст, несомненно, еще дальше отошел от Аристотеля в своих этических сочинениях. [ 35 ] а также в его метафизических исследованиях движения , души и Бога . [ 36 ]
Кроме этих сочинений, Теофраст написал несколько сборников задач, из которых по крайней мере кое-что перешло в « Задачи» , дошедшие до нас под именем Аристотеля: [ 37 ] и комментарии, [ 38 ] частично диалог , [ 39 ] к которому, вероятно, принадлежал Эротик ( Ἐρωτικός ), [ 40 ] Мегаклы Μεγακλῆς, [ 29 ] Каллисфен Καλλισθένης, [ 41 ] и Мегарикос Μεγαρικός, [ 24 ] и письма, [ 42 ] частично книги по математическим наукам и их истории. [ 43 ]
Многие из его сохранившихся работ существуют лишь во фрагментарном виде. «Стиль этих работ, как и ботанических книг, предполагает, что, как и в случае с Аристотелем, то, чем мы обладаем, состоит из конспектов лекций или конспектов лекций», — замечает его переводчик Артур Ф. Хорт. [ 6 ] «Литературного очарования нет; предложения в основном сжаты и очень эллиптичны, иногда до неясности». [ 6 ] Текст этих фрагментов и выдержек часто настолько искажен, что имеет определенное правдоподобие хорошо известная история о том, что произведениям Аристотеля и Теофраста позволили томиться в подвале Нелея Скепсисского и его потомков. [ 44 ]
О растениях
[ редактировать ]Самыми важными из его книг являются два больших ботанических трактата: «Исследование растений» ( греч известные как Historia Plantarum , и «О причинах возникновения растений». . ), широко Περὶ αἰτιῶν φυτικῶν , латынь : De causis plantarum ), составляющая важнейший вклад в ботаническую науку периода античности и средневековья, [ 12 ] первая систематизация ботанического мира; На основании этих работ некоторые, вслед за Линнеем , называют его «отцом ботаники ». [ 10 ]
Первоначально « Исследование растений» состояло из десяти книг, девять из которых сохранились. Работа организована в систему, согласно которой растения классифицируются в соответствии с способами их образования, их местоположением, их размерами и в соответствии с их практическим использованием, таким как пищевые продукты, соки, травы и т. д. [ 45 ] Первая книга посвящена частям растений; вторая книга с размножением растений, сроками и способом посева; третья, четвертая и пятая книги посвящены деревьям, их видам, местоположению и практическому применению; шестая книга посвящена кустарникам и колючим растениям; седьмая книга посвящена травам; восьмая книга посвящена растениям, дающим съедобные семена; а в девятой книге речь идет о растениях, вырабатывающих полезные соки, камедь , смолу и т. д. [ 45 ]
Первоначально «О причинах возникновения растений» было восемь книг, шесть из которых сохранились. Это касается роста растений; влияние на их плодовитость; в какое время их следует сеять и жать; способы подготовки почвы, ее удобрение и применение орудий; а также запахов, вкусов и свойств многих видов растений. [ 45 ] В работе речь идет в основном об экономном использовании растений, а не об их медицинском применении, хотя последнее иногда упоминается. [ 45 ] Книга о винах и книга о запахах растений, возможно, когда-то были частью всей работы. [ 46 ]
Хотя эти работы содержат немало абсурдных и баснословных утверждений, они содержат ценные наблюдения, касающиеся функций и свойств растений. [ 45 ] Теофраст наблюдал процесс прорастания и осознавал значение климата для растений. Большая часть информации о греческих растениях могла быть получена из его собственных наблюдений, поскольку известно, что он путешествовал по Греции и имел собственный ботанический сад; но работы также основаны на сообщениях о растениях Азии, привезенных теми, кто следовал за Александром Великим :
Сообщениям последователей Александра он был обязан своими описаниями таких растений, как хлопок , баньян , перец , корица , мирра и ладан . [ 6 ]
«Исследование Теофраста о растениях » было впервые опубликовано в латинском переводе Теодором Газой в Тревизо в 1483 году; [ и ] в оригинальном греческом языке оно впервые появилось в типографии Альда Мануция в Венеции в 1495–1498 годах из третьесортной рукописи, которая, как и большинство рукописей, отправленных в типографские мастерские в пятнадцатом и шестнадцатом веках, исчезнувший. [ ж ] Кристиан Виммер идентифицировал две рукописи высшего качества: Codex Urbinas в Библиотеке Ватикана , о которых не было известно И. Г. Шнайдеру , который сделал первое современное критическое издание (1818–1821 гг.), и выдержки из Codex Parisiensis в Национальной библиотеке де Франция .
О моральных качествах
[ редактировать ]Его книга «Характеры» ( Ἠθικοὶ χαρακτῆρες ) содержит тридцать кратких очертаний моральных типов. Это первая зарегистрированная попытка систематического написания символов . Некоторые считают книгу независимым произведением; другие склоняются к мнению, что очерки время от времени писал Теофраст, а собирал и редактировал после его смерти; другие, опять же, рассматривают « Персонажей» как часть более широкой систематической работы, но стиль книги противоречит этому. Теофраст нашел много подражателей в этом виде письма, в частности Джозефа Холла (1608 г.), сэра Томаса Овербери (1614–1616 гг.), Епископа Эрла (1628 г.) и Жана де Лабрюйера (1688 г.), которые также перевели « Персонажи» . [ 12 ] Джордж Элиот также черпал вдохновение из «Персонажей Теофраста» , особенно в ее книге карикатур « Впечатления от Теофраста Таких» . Написание «очерка персонажа» как схоластического упражнения также зародилось в типологии Теофраста. [ нужна ссылка ]
О сенсации
[ редактировать ]Трактат «О чувственном восприятии» ( Περὶ αἰσθήσεων ) и его объектах важен для знания доктрин более древнегреческих философов по этому вопросу. Перефраз и комментарий к этому произведению написал Присциан Лидийский в шестом веке. [ 45 ] С этим типом работы мы можем соединить фрагменты «Запахи» , « Усталость », « Головокружение» , « Пот» , « Обморок» , « Паралич » и « Мед» . [ 44 ]
Физика
[ редактировать ]фрагменты «Истории физики» ( Περὶ φυσικῶν ἱστοριῶν Сохранились ). К этому классу работ относятся сохранившиеся до сих пор разделы об Огне , Ветрах и знаках Вод , Ветров и Бурь . [ 48 ]
Различные более мелкие научные фрагменты были собраны в изданиях Иоганна Готтлоба Шнайдера (1818–21) и Фридриха Виммера (1842–62), а также в » Германа Узенера «Analecta Theophrastea . [ 12 ]
Метафизика
[ редактировать ]Метафизика Теофраст (анахроничное греческое название: Метафизики ), [ 49 ] в девяти главах (известных также как «О первых принципах »), считался фрагментом более крупного труда Узенера в его издании (Theophrastos, Metaphysica , Bonn, 1890), но, по мнению Росса и Фобса в их издании (Theophrastus, Metaphysica , Oxford , 1929), трактат завершен (стр. X) и это мнение теперь широко принято. Нет никаких оснований приписывать это произведение какому-то другому автору, поскольку оно не замечено у Гермиппа и Андроника , тем более что Николай Дамаскин . о нем уже упоминал [ 44 ]
На камнях
[ редактировать ]В своем трактате «О камнях» ( Περὶ λίθων ), который станет источником для других гранильщиков, по крайней мере, до эпохи Возрождения , [ 50 ] Теофраст классифицировал горные породы и драгоценные камни на основе их поведения при нагревании, далее группируя минералы по общим свойствам, такие как янтарь и магнетит , которые оба обладают силой притяжения. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Теофраст описывает различные мраморы ; упоминает уголь , который, по его словам, используется металлистами для обогрева; описывает различные металлические руды ; и знали, что пемза имеет вулканическое происхождение. Он также имеет дело с драгоценными камнями, изумрудами , аметистами , ониксом , яшмой и т. д., и описывает разновидность «сапфира», который был синим с золотыми прожилками и, таким образом, предположительно был лазуритом . [ 51 ]
Он знал, что жемчуг произошел от моллюсков , что коралл пришел из Индии, и говорит об окаменелых остатках органической жизни. [ 51 ] Он также рассматривает практическое использование различных камней, например минералов, необходимых для производства стекла; для производства различных пигментов красок, например охры ; и для производства гипса . [ 51 ]
Многие из более редких минералов были найдены в рудниках, и Теофраст упоминает знаменитые медные рудники Кипра и еще более знаменитые серебряные рудники , предположительно Лаурия близ Афин — основу богатства города, — а также ссылается на золотые прииски . Серебряные рудники Лаурия, находившиеся в собственности государства, обычно сдавались в аренду за фиксированную сумму и процент от добычи. К концу пятого века до нашей эры объем производства упал, отчасти из-за спартанской оккупации Децелеи с ок. 413 г. до н.э. Но рудники продолжали разрабатываться, хотя Страбон ( ок. 64 г. до н. э. – ок. 24 г. н. э.) отмечает, что в его время разрабатывались хвостохранилища, а Павсаний ( . 110–180 ок гг. ) говорит о рудниках как о дело прошлого. Древние выработки, состоящие из шахт и галерей для добычи руды, а также промывочных столов для извлечения металла, все еще можно увидеть. Теофраст написал отдельный труд «О горном деле» . [ 24 ] которое, как и большинство его произведений, является утерянным произведением .
Плиний Старший делает четкие ссылки на использование им « О камнях» в своей «Естественной истории» 77 г. н.э., одновременно обновляя и предоставляя много новой информации о минералах . Хотя у Плиния трактовка этого предмета более обширна, Теофраст более систематичен, а его работы сравнительно свободны от басен и магии. [ 54 ] хотя он и описал лингурий , драгоценный камень, предположительно образованный из затвердевшей мочи рыси ( лучшие из них получают от диких самцов), который использовался во многих гранильных изделиях, пока он постепенно не исчез из поля зрения в 17 веке. [ 55 ] Теофрасту ошибочно приписывается первое упоминание пироэлектричества. Заблуждение возникло вскоре после открытия пироэлектрических свойств турмалина , что заставило минералогов того времени ассоциировать с ним лингурий . [ 56 ] Лингуриум описан в работе Теофраста как аналог янтаря , способный притягивать «соломинки и деревяшки», но без указания каких-либо пироэлектрических свойств. [ 57 ]
Философия
[ редактировать ]
Степень, в которой Теофраст следовал доктринам Аристотеля, или определял их более точно, или представлял их в другой форме, и какие дополнительные структуры мысли он накладывал на них, можно лишь частично определить из-за утраты столь многих его сочинений. [ 44 ] Многие из его мнений приходится реконструировать на основе работ более поздних писателей, таких как Александр Афродисийский и Симплиций . [ 58 ]
Логика
[ редактировать ]Теофраст, по-видимому, провел еще дальше грамматическое обоснование логики и риторики , так как в своей книге об элементах речи он отличал главные части речи от придаточных, а также прямые выражения ( κυρία λέξις kuria lexis ) от метафорических. выражений и имел дело с эмоциями ( πάθη pathe ) речи. [ 59 ] Далее он различал двойное обращение речи ( σχίσις schisis ) к вещам ( πράγματα pragmata ) и к слушателям, а к последним относил поэзию и риторику. [ 60 ]
Он подробно писал о единстве суждений : [ 61 ] о различных видах отрицания, [ 62 ] и о различии между безусловной и условной необходимостью. [ 63 ] В своем учении о силлогизмах он выдвинул доказательство преобразования всеобщих утвердительных суждений, кое-где отличался от Аристотеля в установлении и расположении модусов силлогизмов, [ 64 ] отчасти в доказательстве их, [ 65 ] отчасти в учении о смешении, т. е. о влиянии модальности посылок на модальность заключения. [ 66 ] Затем в двух отдельных работах он занимался приведением аргументов к силлогистической форме и их разрешением; [ 67 ] и далее, с гипотетическими выводами. [ 68 ] Что касается доктрины доказательства , Гален цитирует вторую «Аналитику» Теофраста в сочетании с «Аналитикой» Аристотеля как лучшие трактаты по этой доктрине. [ 69 ] В различных монографиях он, кажется, пытался расширить ее до общей теории науки . К этому же, возможно, относилось и цитированное из его «Тем» положение , что начала противоположностей сами по себе противоположны и не могут быть выведены из одного и того же высшего рода. [ 70 ] В остальном же некоторые незначительные отклонения от аристотелевских определений приводятся из Топики Теофраста. [ 71 ] С этим трактатом тесно связано то, что в отношении двусмысленных слов или идей [ 72 ] » Аристотеля что, без сомнения, соответствовало книге Е « Метафизики . [ 44 ]
Физика и метафизика
[ редактировать ]Теофраст представил свою «Физику» доказательством того, что всякое естественное существование, будучи телесным и составным, требует принципов . [ 73 ] и прежде всего, движение , как основа всех изменений. [ 74 ] Отрицая субстанцию пространства , он, по-видимому, рассматривал его, в отличие от Аристотеля, как простое расположение и положение ( таксис и тезис ) тел. [ 75 ] Время он называл случайностью движения, не рассматривая его, как Аристотель, как числовой определитель движения. [ 76 ] Он подверг критике доктрину четырех классических элементов и поставил под сомнение, можно ли назвать огонь первичным элементом, когда он кажется сложным, требующим другого материала для собственного питания. [ 77 ]

Он шире отошел от Аристотеля в своем учении о движении, так как, с одной стороны, распространил его на все категории, а не ограничил его теми, которые были изложены Аристотелем. [ 78 ] Движение он рассматривал вместе с Аристотелем как деятельность, не несущую в себе своей цели ( ateles ), того, что лишь потенциально , существует [ 79 ] но он выступал против взгляда Аристотеля, что движение требует особого объяснения, и считал его чем-то свойственным как природе вообще, так и небесной системе в частности:
Ведь если жизнь у животных не нуждается в объяснении или должна быть объяснена только таким образом, то не может ли быть так, что и на небе, и в небесных телах, движение не нуждается в объяснении или должно быть объяснено? объясняется особым образом?
- Теофраст, Метафизика , 10а.16–29. [ 80 ]
Он не признавал никакой деятельности без движения, [ 81 ] и поэтому всю деятельность души относил к движению: желания и эмоции — к телесному движению, суждение ( kriseis ) и созерцание — к духовному движению. [ 82 ] Поэтому идея духа, совершенно независимого от органической деятельности, должна была показаться ему весьма сомнительной; однако он, по-видимому, довольствовался развитием своих сомнений и затруднений по этому вопросу, не отвергая его решительно. [ 83 ] Другие перипатетики, такие как Дикеарх , Аристоксен и особенно Стратон , развили далее этот натурализм в аристотелевском учении.
Теофраст, вообще говоря, там, где исследование вышло за пределы опыта, предпочитал развивать трудности, а не решать их, что особенно ясно видно в его «Метафизике» . [ 44 ] Аристотеля Он сомневался в телеологии и рекомендовал использовать такие идеи с осторожностью:
Что касается взгляда, что все вещи существуют ради цели и ничто не напрасно, то назначение целей вообще нелегко, как это обычно утверждается... мы должны установить определенные границы целесообразности и стремиться к лучшему, а не утверждать, что оно существует во всех случаях безоговорочно.
- Теофраст, Метафизика , 10а.22–24, 11а.1–3. [ 84 ]
Он не следил ни за непрекращающимися попытками Аристотеля отнести явления к их первоосновам, ни за его попытками раскрыть внутренние связи между последними, а также между ними и явлениями. [ 44 ] В древности предметом жалоб было то, что Теофраст не выражался с точностью и последовательностью в отношении Бога и понимал его то как Небо , то как (оживляющее) дыхание ( pneuma ). [ 85 ]
Этика
[ редактировать ]
Теофраст не допускал, чтобы счастье основывалось только на добродетели. [ 86 ] или, следовательно, твердо держаться безусловной ценности нравственности . Нравственные требования он подчинил выгоде хотя бы друга, [ 87 ] и допустили в процветании существование вредного для них влияния. В более поздние времена была обнаружена ошибка в его выражении в Каллисфене : «Жизнью управляет удача, а не мудрость» ( vitam regit fortuna non sapientia ). [ 88 ] На то, что и в определении удовольствия он не совпал с Аристотелем, на это, по-видимому, указывают названия двух его сочинений, одно из которых посвящено удовольствию вообще, а другое — удовольствию, как его определил Аристотель. [ 24 ] Хотя, как и его учитель, он предпочитал созерцательную (теоретическую) активной (практической) жизни, [ 89 ] он предпочитал освободить последних от ограничений семейной жизни и т. д. способом, который не одобрил бы Аристотель. [ 90 ]
Теофраст был против употребления мяса на том основании, что оно лишало животных жизни и, следовательно, было несправедливо. По его словам, животные, не являющиеся людьми, могут рассуждать, чувствовать и чувствовать так же, как и люди. [ 91 ]
«Портрет» Теофраста
[ редактировать ]Мраморную фигуру гермиона с бородатой головой философского типа, на которой имеется явная надпись, следует воспринимать как чисто условную. Неопознанные портретные головы не нашли свободного рынка в постренессансном Риме. [ г ] Этот бюст ранее находился в коллекции маркиза Пьетро Массими в Палаццо Массими и на момент создания гравюры принадлежал маркизу Л. Массими. Сейчас он находится на вилле Альбани в Риме (инв. 1034). Бюст с надписью часто изображался на гравюрах. [ 93 ] и фотографии: его фотография является фронтисписом Классической библиотеки Леба «Теофраст: Исследование растений», том. I, 1916. Андре Теве . Иллюстрация [ 94 ] в своем иконографическом сборнике Les vraies Pourtrats et vies des Hommes Illustres (Париж, 1584 г.), предполагаемый портрет, заимствованный из бюста, подтверждает его мошенничество вымышленной историей о том, что он получил его из библиотеки грека на Кипре и что он видел подтверждающий бюст в руинах Антиохии. [ 95 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]мир назван Теофрастом Firefly В графическом романе 2014 года «Безмятежность: листья на ветру» . [ нужна ссылка ]
Теодор Гейзель использовал имя «Теофраст» как имя своего псевдонима, альтер-эго, доктора Сьюза . [ 96 ]
Настольная игра под названием «Теофраст» была выпущена в 2001 году. Игроки соревнуются в серии экспериментов по алхимии , чтобы стать учениками Теофраста. [ 97 ]
Работает
[ редактировать ]
- История растений (на итальянском языке). Венеция 1549 г.
- [Опера] (на латыни). Лейден: Хенрик Лодевийсон ван Хэстенс. 1613.
- Метафизика (или О первых началах ).
- Перевод М. ван Раалте, 1993, Brill.
- О первых принципах. Перевод Дмитрия Гутаса, 2010, Brill.
- Исследование растений: Книги 1–5. Перевод А.Ф. Хорта, 1916. Классическая библиотека Леба. ISBN 0-674-99077-3 Том 1 – Том 2
- Исследование растений: книги 6–9; Трактат о запахах; О погодных знаках. Перевод А.Ф. Хорта, 1926. Классическая библиотека Леба. ISBN 0-674-99088-9
- Теофраст (1916) [4 век до н.э.]. Хорт, Артур (ред.). Περὶ φυτῶν ἴστορία: (Περὶ ὀσμῶν; De Odoribus ) [ Исследование о растениях: О запахах ]. Классическая библиотека Леба . Том. II. Лондон и Нью-Йорк: Уильям Хайнеманн и сыновья Г.П. Патнэма . стр. 324–489. ISBN 978-0-674-99077-7 . (также доступно здесь, на Пенелопе)
- Recherches sur les plantes . Переведено на французский Сюзанной Амиг. Париж, «Les Belles Lettres». 1988–2006. 5 томов. Том 1, Ливры I-II. 1988. LVIII-146 с. Том II, Ливры III-IV. 1989. 306 с. Том III, Ливры V-VI. 1993. 212 с. Том IV, Livres VII-VIII, 2003. 238 стр. Том V, Ливры IX. 2006. LXX-400 с. Первое издание на французском языке. Идентификации актуальны и тщательно проверены ботаниками. Греческие имена с идентификаторами находятся на Pl@ntUse .
- Де Каузис Плантарум . Перевод Б. Эйнарсона и Г. Линка, 1989–1990 гг. Классическая библиотека Леба. 3 тома: ISBN 0-674-99519-8 , ISBN 0-674-99523-6 , ISBN 0-674-99524-4 .
- О персонажах (на греческом языке)
- Перевод Р. К. Джебба , 1870 г.
- Перевод Дж. М. Эдмондса , 1929 г., с параллельным текстом.
- Перевод Дж. Растена, 2003. Классическая библиотека Леба. ISBN 0-674-99603-8
- О поте, головокружении и усталости. Перевод У. Фортенбо, Р. Шарплса, М. Солленбергера. Брилл 2002. ISBN 90-04-12890-5
- О знаках погоды.
- Перевод Дж. Дж. Вуда, Г. Дж. Саймонса , 1894 г.
- Под редакцией Сидера Дэвида и Бруншена Карла Вольфрама. Брилл 2007.
- На камнях
Современные издания
[ редактировать ]- Персонажи Теофраста: древний взгляд на плохое поведение Джеймса Ромма (автор), Памелы Менш (переводчик) и Андре Каррильо (иллюстратор), Callaway Arts & Entertainment, 2018.
Брилл
[ редактировать ]Международный проект «Теофраст» был начат издательством Brill Publishers в 1992 году.
- 1. Теофраст Эресский: Источники его жизни, сочинений, мыслей и влияния (два тома) под редакцией Уильяма Фортенбо и др. , Лейден: Брилл, 1992.
- 1.1. Жизнь, сочинения, различные отчеты, логика, физика, метафизика, теология, математика [Тексты 1–264].
- 1.2. Психология, физиология человека, живые существа, ботаника, этика, религия, политика, риторика и поэтика, музыка, разное [тексты 265–741].
- фф. Планируется выпуск 9 томов; опубликованные тома:
- 1. Теофраст Эресский: источники его жизни, сочинений, мыслей и влияния — комментарий , Лейден: Брилл, 1994.
- 2. Логика [Тексты 68–136], Памела Хьюби (2007); в арабский материал с вкладом Дмитрия Гутаса .
- 3.1. Источники по физике (тексты 137–223) , автор: Р.В. Шарплс (1998).
- 4. Психология (тексты 265–327) , Памела Хьюби (1999); с вкладом Дмитрия Гутаса в арабский материал.
- 5. Источники по биологии (физиология человека, живые существа, ботаника: тексты 328–435 ), Р. У. Шарплс (1994).
- 6.1. Источники по этике [тексты 436–579B], Уильям В. Фортенбо; с материалами на арабском языке Дмитрия Гутаса (2011).
- 8. Источники по риторике и поэтике (тексты 666–713) , Уильям В. Фортенбо (2005); с вкладом Дмитрия Гутаса в арабский материал.
- 9.1. Источники музыки (тексты 714–726C) , Массимо Раффа (2018).
- 9.2. Источники об открытиях и истоках, Пословицы и др. (Тексты 727–741) , Уильям В. Фортенбо (2014).
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ «Говорят, что Теофраст учился сначала в Эресе у Алькиппа, а затем в Афинах у Платона. Последнее сообщение проблематично; но если это правда, то оно объяснило бы раннюю связь с Аристотелем» ( Энциклопедия классической философии 1997 , стр. 552). ).
- ^ « Аристипп в четвертой книге своего трактата « О древней роскоши» утверждает, что он был влюблен в сына Аристотеля Никомаха» ( Лаэрций 1925 , § 38).
- ^ «Возможно, мы обязаны Теофрасту публикацией, по крайней мере, некоторых из объемных произведений его мастера» (Хорт) [ нужна полная цитата ] .
- ^ «Его действительно заставили сказать в, вероятно, фальшивом Предисловии к Персонажам , что он пишет на своем девяносто девятом году; в то время как Хроники Святого утверждают Иеронима , что он дожил до 107 лет» (Хорт) [ нужна полная цитата ] .
- ↑ Теодор Газа, беженец из Салоник , работал с утраченной греческой рукописью, отличавшейся от всех других (Хорт) [ нужна полная цитата ] .
- ↑ Оно было тщательно скопировано в типографии в Базеле в 1541 году. [ нужна ссылка ]
- ^ «Поскольку «неизвестные портреты» не ценились высоко, антиквары и коллекционеры часто добавляли опознавательные надписи к классическим портретам до того, как современная наука осудила эту практику», - отмечает Юджин Дуайер. [ 92 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «История логики: Теофраст Эресский» в Британской энциклопедии Online .
- ^ «Древняя логика: предшественники Modus Ponens и Modus Tollens » . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Доранди 1999 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б Харди, Гэвин; Тотелин, Лоуренс (2015). Древняя ботаника . Рутледж . п. 8.
- ^ Мэтью Холл, Растения как личности: философская ботаника , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Хорт 1916 , Книга I – V.
- ^ Страбон, xiii; Лаэрций 1925 , § 36 и др.
- ^ Страбон, xiii; Лаэртий 1925 , § 38
- ^ Jump up to: а б с Энциклопедия классической философии 1997 , с. 552.
- ^ Jump up to: а б Грен и Депью 2004 , с. 11.
- ^ Лаэрций 1925 , § 36; комп. Авл Геллий, xiii. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уилер 1911 год .
- ^ Лаэртий 1925 , § 36, 58.
- ^ Лаэрций 1925 , § 40.
- ^ Цицерон Tusculanae Quaestiones , iii. 28; Иероним, Письмо Непотяну ; Лаэрций 1925 , § 41.
- ^ Jump up to: а б Лаэртий 1925 , § 36, 37.
- ^ Лаэрций 1925 , § 37; комп. Элиан, Различные истории , iv. 19.
- ^ Филоник 2013 , стр. 73–74.
- ^ Лаэрций 1925 , § 41.
- ^ Jump up to: а б Лаэрций 1925 , § 42.
- ^ Лаэртий 1925 , § 42, 45, 50.
- ^ Лаэрций 1925 , § 42, 45.
- ^ Лаэртий 1925 , § 46, 50, 43, 44.
- ^ Jump up to: а б с д Лаэрций 1925 , § 44.
- ^ Jump up to: а б с Лаэрций 1925 , § 45.
- ^ Лаэрций 1925 , § 42, 46.
- ^ Лаэрций 1925 , § 42, 43.
- ^ Jump up to: а б Лаэрций 1925 , § 43.
- ^ Jump up to: а б Лаэрций 1925 , § 47.
- ^ Лаэрций 1925 , § 49.
- ^ Лаэрций 1925 , § 42, 50.
- ^ Лаэртий 1925 , § 42, 47, 45.
- ^ Цицерон, О пределах , т. 4.
- ^ Цицерон, де Инвент. . 35.
- ^ Лаэртий 1925 , § 42, 43, 44, 45, 47, 49, 50.
- ^ Лаэрций 1925 , § 48.
- ^ Лаэртий 1925 , § 45, 47, 48; комп. Плиний, HN xxviii. 6; Аристотель, Пробл. xxxiii 12.
- ^ Лаэрций 1925 , § 48, 49; комп. § 43.
- ^ Василий. Магн. Эпист. 167.
- ^ Лаэрций 1925 , § 43; Афиней, 12. 2, xiii. 2.
- ^ Лаэрций 1925 , § 44; Цицерон, Tusculanae Quaestiones , III. 10; Александр Афродизиус, О душе , II.
- ^ Лаэрций 1925 , § 46, 50.
- ^ Лаэрций 1925 , § 42, 46, 48, 50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Смит 1870 , "Теофраст"
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лонг 1842 , стр. 332–224.
- ^ Гэвин Харди и Лоуренс Тотелин, Древняя ботаника , 2015, с. 10.
- ^ Международный указатель названий растений . Теофр .
- ^ Вероятно, из четвертой книги Метеорологии ( «ἐν τετάρτῃ περὶ METARSION») Теофраста: см. Плутарх, Quaest. гр. VII.
- ^ Дмитрий Гутас (редактор), Теофраст - О первых принципах: известный как Его метафизика , Брилл, 2010, стр. 10.
- ^ Уолтон 2001 , стр. 359–364.
- ^ Jump up to: а б с д Кювье 1830 , стр. 76–83.
- ^ Ричардс и Кейли 1956 , с. 238.
- ^ Кейли 1956 .
- ^ Хили 1999 , стр. 17–7.
- ^ Уолтон 2001 , аннотация и далее.
- ^ Эрл Р. Кейли и Джон Ф.К. Ричардс, Теофраст: О камнях (Колумбус, Огайо: Университет штата Огайо, 1956), стр. 110, строка 12 комментария: «Уотсон отождествляет лингунон Теофраста с турмалином, но, очевидно, его мнение частично основано на недавно открытых притягательных свойствах нагретого турмалина. Эту идентификацию повторяют различные более поздние авторы, например Дана. утверждает, что «линкурий» — древнее название обычного турмалина. Однако отсутствие турмалина среди сохранившихся образцов древних драгоценных камней явно противоречит этой точке зрения».
- ↑ Эрл Р. Кейли и Джон Ф.К. Ричардс, Теофраст: На камнях (Колумбус, Огайо: Университет штата Огайо, 1956), стр. 51, абзац 28 оригинального текста: «Он [ смарагдос ] замечателен в своих силах, как и лингурион . [т. е. камень из рысиной мочи]… Он обладает силой притяжения, как и янтарь, и некоторые говорят, что не только притягивает соломинки и деревяшки, но также медь и железо, если куски тонкие, как объяснял Диокл».
- ^ Иеродиакону, Катерина (2020), «Теофраст» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 7 июля 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Симплиций, в Categ. 8.
- ^ Аммоний, де Интерпр. 53; Схол. в Арист. 108, 27
- ^ Александр Афродисиас, в Анале. Пр. для. 128, 124; Схол. в Арист. 184. 24. 183, р. 2; Боэций из Interpr.
- ^ Аммоний, в Arist. Интерпр. 128; Схол. в Арист. 121. 18
- ^ Александр Афродисиас, в Анале. Пр. ф. 12,6; Схол. в Арист. 149. 44.
- ^ Александр Афродисиас, в Анале. Пр. 14, 72, 73, 82. 22, б, 35; Боэций из Силла. категория. ii. 594. 5, ф. 603, 615.
- ^ Александр Афродисиас, в Анале. Пр. 39, б
- ^ Александр Афродисиас, в Анале. Пр. 39, б. и т. д. 40, 42, 56, б. 82, 64, б. 51; Джон Фил. xxxii, б. и т. д.
- ^ Александр Афродисиас, в Анале. Пр. 115.
- ^ Александр Афродисиас, в Arist. Анальный. Пр. 109, б. и т. д. 131, б.; Джон Фил. лк. и т. д. lxxv.; Боэций, де Силл. гипотеза.
- ^ Гален из Гиппокра. и Плат. Догма. ii. 2.
- ^ Симплиций, в Categ. ф. 5; Схол. п. 89,15; комп. Александр Афродисийский в Метафии. 342. 30
- ^ Александр Афродисиас, в топе. 5, 68, 72, 25, 31.
- ^ Александр Афродисиас, в топе. 83, 189.
- ^ Симплициус, в Phys. ф. 1, 6
- ^ Симплициус, в Phys. ф. 5, 6
- ^ Симплициус, в Phys. 149, б. 141
- ^ Симплициус, в Phys. ф. 87, б; Джон Фил. 213. 4.
- ^ Теофраст, В огне , 1.
- ^ Симплиций, в Categ. ; комп. Проще говоря, в физ. 94, 201, 202, 1.
- ^ Симплициус, lc и f. 94, 1
- ^ Гулд 1970 , с. 24.
- ^ Симплиций, в Categ.
- ^ Симплициус, в Phys. 225
- ^ Фемистий, в Arist. де Ан. 89, б. 91, б.
- ^ Гулд 1970b , с. 25.
- ^ Климент Александрийский, Протрепт. ; Цицерон, О природе богов , I.
- ^ Цицерон, Академика , т.е. 10, Tusculanae Quaestiones , v. 9.
- ^ Авл Геллий, i. § 23
- ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , iii. 10; комп. Александр Афродисийский, О душе , II.
- ^ Цицерон Аттику , ii. 16.
- ^ Джером, Adversus Jovinianum , я, 189.
- ^ Тейлор, Ангус. Животные и этика . Бродвью Пресс, с. 35.
- ^ Дуайер 1993 , с. 478 примечание 65...
- ^ Дуайер 1993 , с. [ нужна страница ] обратите внимание Статиус пл. xiii; Галле пл. 143; Беллори пл. 38; Гроновиус, т. 2, стр. 92; Висконти, 180–3 пл. 21, 1-2.
- ^ Тевет, гл. 31; Дуайер 1993 , с. 476 отмечает, что он был проиллюстрирован Орсини в 1569 году в «первом критическом сборнике древней портретной живописи» ( Dwyer 1993 , стр. 468).
- ^ Отмечено Дуайером 1993 , с. 478, рис. 15 и 16.
- ^ «8 вещей, которые вы не знали о докторе Сьюзе» . PBS NewsHour . 22 июля 2015 года . Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ «Теофраст» .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Кювье, Жорж (1830). «Лекция девятая – Теофраст» . Лекции барона Кювье по истории естественных наук . Том. 9. Эдинбургский новый философский журнал. стр. 76–83.
- Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 52–53 . ISBN 978-0-521-25028-3 .
- Дуайер, Юджин (сентябрь 1993 г.). «Андре Тевет и Фульвио Орсини: начало современной традиции классической портретной иконографии». Художественный вестник . 75 (3): 467–480. дои : 10.2307/3045969 . JSTOR 3045969 .
- «Теофраст». Энциклопедия классической философии . Гринвуд. 1997. с. 552.
- Филоник, Якуб (2013). «Афинские суды о нечестии: переоценка» . Дике . 16 : 73–74. дои : 10.13130/1128-8221/4290 . ISSN 1128-8221 .
- Гулд, Джозайя Б. (1970). Философия Хрисиппа: крестьяне, провинциалы и фольклор на Всемирной выставке в Париже 1937 года . Сани Пресс. п. 24 . ISBN 978-0-87395-064-0 .
- Гулд, Джозайя (1970b). Философия Хрисиппа – две традиционные характеристики . Архив Брилла. п. 25 .
- Грене, Марджори; Депью, Дэвид (2004). Философия биологии: эпизодическая история . Издательство Кембриджского университета. п. 11 . ISBN 978-0-521-64380-1 .
- Хили, Джон Ф. (1999). Плиний Старший о науке и технике . Издательство Оксфордского университета. стр. 17–7. [ нужна полная цитата ]
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:5. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 36–50.
- Ланг, Сидни Б. (август 2005 г.). «Пироэлектричество: от древнего любопытства к современному инструменту визуализации» . Физика сегодня . 58 (8): 31–36. Бибкод : 2005ФТ....58ч..31Л . дои : 10.1063/1.2062916 . S2CID 121945811 .
- Лонг, Джордж , изд. (1842). «Теофраст». Пенни-циклопедия Общества распространения полезных знаний . Том. 24. С. 332–334.
- Орсини, Фульвио (1569). Изображения и восхваления выдающихся людей . Рим
- Уолтон, ЮАР (октябрь 2001 г.). «Теофраст на Лингуриуме: средневековые и ранние современные знания из классической лапидарной традиции» . Анналы науки . 58 (4): 357–379. дои : 10.1080/000337900110041371 . ПМИД 11724065 . S2CID 8649133 .
- Вицтум, А.; Негби, М. (1991). «Первичная ксилема Scilla hyacinthoides (Liliaceae): шерстяная луковица Теофраста» . Экономическая ботаника . 45 (1): 97–102. Бибкод : 1991EcBot..45...97W . дои : 10.1007/BF02860053 . JSTOR 4255312 . S2CID 35267741 .
- Негби, Моше (май 1989 г.). «Теофраст о геофитах». Ботанический журнал Линнеевского общества . 100 (1): 15–43. дои : 10.1111/j.1095-8339.1989.tb01708.x .
Атрибуция:
- свободном доступе : Уиллер, Эммануэль (1911). « Теофраст ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 787. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). « Теофраст ». Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 3.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балтуссен, Х. 2016. Перипатетики: наследники Аристотеля, 322 г. до н.э. – 200 г. н.э. Лондон: Рутледж.
- Фортенбо, У.В., и Д. Гутас, ред. 1992. Теофраст: его психологические, доксографические и научные сочинения. Исследования Университета Рутгерса в области классических гуманитарных наук 5. Нью-Брансуик, Нью-Джерси и Лондон: Транзакционные книги.
- Мейер, Дж. 1998. «Жизнь во фрагментах: Vita Theophrasti». В Теофрасте: Переоценка источников. Под редакцией Дж. ван Офуйсена и М. ван Раалте, 1–28. Исследования Университета Рутгерса в области классических гуманитарных наук 8. Нью-Брансуик, Нью-Джерси и Лондон: Транзакционные книги.
- Перцинидис, С. 2018. Персонажи Теофраста: новое введение. Лондон: Рутледж.
- Ван Раалте, М. 1993. Метафизика Теофраста. Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл.
- Верле, Г. 2019. Теофраст Эресский. Ученый-универсал из круга Аристотеля и основоположник научной ботаники. Введение. Трир: Трирское научное издательство. ISBN 978-3-86821-796-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Теофраста в цифровой библиотеке Персея
- Теофраст (1956) [315 г. до н.э.]. Теофраст о камнях: введение, греческий текст, английский перевод и комментарии (PDF) . Перевод Ричардса, Джона Ф.; Кейли, Эрл Рэдклифф. Колумбус, Огайо: Университет штата Огайо. п. 238. HDL : 1811/32541 .
- Теофраст (январь 1956 г.). Теофраст на камнях . Перевод Кейли, Эрла Рэдклиффа. Университет штата Огайо. ISBN 978-0-8142-0033-9 .
- Теофраст (1916). Теофраст: Исследование растений . Том. 1. Перевод Хорта, А. Ф. Нью-Йорк: Классическая библиотека Леба / Сыновья Г. П. Патнэма. Книга I – V.
- «Теофраст» . Энциклопедия.com . Проверено 1 октября 2016 г.
- Страттон, Джордж Малкольм (1917). Теофраст и греческая физиологическая психология до Аристотеля . - Содержит перевод « О чувствах» Теофраста.
- Екатерина Иродиакона. «Теофраст» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Перипатетическая логика: работы Евдема Родосского и Теофраста Эресского» . Архивировано из оригинала 14 августа 2011 года . Проверено 15 августа 2010 г.
- Проект Теофраст (на греческом языке)
- Интернет-галереи, Библиотеки Университета Оклахомы. Архивировано 14 августа 2013 г. в Wayback Machine.
- Теофраст Эресский в библиотеке Эдварда Уорта, Дублин
- Теофраст, «Исследование растений», английский перевод Хорта 1916 года , в виде HTML-тегов с географическими ссылками на места, на ToposText.
- Работы Теофраста в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 370-е гг. до н. э., рождение
- Смерти 280-х гг. до н.э.
- Греческие философы IV века до нашей эры.
- Философы IV века до нашей эры
- Греческие философы III века до н.э.
- Древние эрезианцы
- Древнегреческие биологи
- Древнегреческие ботаники
- Древнегреческие специалисты по этике
- Древнегреческие логики
- Древнегреческие метафизики
- Древнегреческие физики
- Древнегреческие писатели-научные деятели
- Перипатетические философы
- Натурфилософы
- Древнегреческие грамматики
- Философы эллинистической эпохи в Афинах
- Философы-метики в классических Афинах