Jump to content

Колесо

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Колеса )

Раннее колесо из цельного куска дерева.

Колесо — это вращающийся компонент (обычно круглой формы), предназначенный для вращения осевого подшипника . Колесо является одним из ключевых компонентов колеса и оси , одной из шести простых машин . Колеса в сочетании с осями позволяют легко перемещать тяжелые предметы, облегчая перемещение или транспортировку при поддержке груза или выполнении работы в машинах. Колеса также используются для других целей, например, корабельное колесо , руль , гончарный круг и маховик .

Типичные примеры можно найти в транспортных приложениях. Колесо уменьшает трение , облегчая движение за счет качения вместе с использованием осей . Чтобы колеса вращались, к колесу вокруг его оси должен быть приложен момент либо за счет силы тяжести, либо за счет приложения другой внешней силы или крутящего момента .

Терминология

Английское слово « колесо» происходит от древнеанглийского слова hwēol , от протогерманского * hwehwlaz , от протоиндоевропейского * k. В клин В , [1] расширенная форма корня * k В el- ' вращаться, перемещаться ' . Родственные слова в индоевропейском языке включают исландское hjól « колесо, шина » , греческое κύκλος kúklos и санскритскую чакру , причем оба последних значения означают « круг » или « колесо » . [2]

История

Месопотамской цивилизации изначально приписывалось изобретение колеса в нескольких, в основном старых источниках. [3] [4] [5] Однако недавние источники и свидетельства указывают на то, Восточная Европа , а не Месопотамия, как считалось ранее. что источником колеса стала [6] [7] [8] Самые ранние свидетельства существования колеса также были найдены в Европе , что предшествовало теориям о том, когда самые ранние колеса могли появиться в Месопотамии. [9] [10] [11]

Изобретение твердого деревянного дискового колеса приходится на поздний неолит , и его можно рассматривать в сочетании с другими технологическими достижениями, которые привели к раннему бронзовому веку . Это подразумевает, что прошло несколько тысячелетий без колес даже после изобретения земледелия и гончарного дела , во время керамического неолита .

Это колесо с осью Люблянских болот — старейшее из когда-либо обнаруженных деревянных колес, относящихся к медному веку (ок.   3130 г. до н.э.).

Культуре Халаф 6500–5100 гг. до н.э. иногда приписывают самое раннее изображение колесного транспортного средства, но это сомнительно, поскольку нет никаких свидетельств того, что халафцы использовали колесные транспортные средства или даже гончарные круги. [12] Считается, что гончарные круги использовались на Ближнем Востоке в 4-м тысячелетии до нашей эры. [13] Самый старый сохранившийся образец гончарного круга, найденный на сегодняшний день, был найден в Уре (современный Ирак ) и датируется примерно 3100 годом до нашей эры. [14] Однако гончарный круг на западе Украины , культура Кукутень-Триполье , датируется серединой 5-го тысячелетия до нашей эры и является старейшим из когда-либо найденных и который в дальнейшем предшествует самому раннему использованию гончарного круга в Месопотамии. [10] Колеса неопределенной даты были также найдены в цивилизации долины Инда , цивилизации конца 4-го тысячелетия до нашей эры, охватывающей территории современной Индии и Пакистана . [15]

Древнейшие косвенные свидетельства колесного движения были найдены в виде миниатюрных глиняных колес к северу от Черного моря до 4000   г. до н.э. Начиная с середины 4-го тысячелетия до нашей эры , свидетельства концентрируются по всей Европе в виде игрушечных машинок, изображений или колей, причем самая старая находка в Северной Германии датируется примерно 3400   годом до нашей эры. [16] [17] [18] В Месопотамии изображения колесных повозок , найденные на глиняных табличек пиктограммах в районе Эанна в Уруке , в шумерской цивилизации, датируются ок.   3500–3350   гг. до н.э. [19] Во второй половине IV   тысячелетия до нашей эры свидетельства существования колесных транспортных средств появились почти одновременно на Северном ( Майкопская культура ) и Южном Кавказе и в Восточной Европе ( Кукутенско-трипольская культура ).

Изображение повозки, запряженной онагром, на шумерской панели «Война» Штандарта Ура (ок.   2500 г. до н.э.)

Изображения колесного транспортного средства появились между 3631 и 3380 годами до нашей эры в глиняном горшке Броночице , раскопанном в поселении культуры воронкообразных стаканов на юге Польши . [20] В соседней Ольшанице была построена дверь шириной 2,2   м для входа в вагон; этот сарай имел   длину 40 м и имел три двери, датированный 5000 годом до нашей эры и принадлежавший неолитической культуре линейной керамики . [ нужна ссылка ] Сохранившиеся свидетельства комбинации колеса и оси из Старе-Гмайне недалеко от Любляны в Словении ( Деревянное колесо Люблянских болот ) датируются с точностью до двух стандартных отклонений 3340–3030 гг. До н.э., а ось - 3360–3045 гг. до н.э. [21] Известны два типа европейских колес и осей раннего неолита: циркумальпийский тип конструкции повозки (колесо и ось вращаются вместе, как в Колесе Люблянских болот) и тип баденской культуры в Венгрии (ось не вращается). Оба они датированы ок.   3200–3000 гг. до н.э. [22] Некоторые историки полагают, что распространение колесных транспортных средств с Ближнего Востока в Европу произошло примерно в середине 4-го тысячелетия до нашей эры. [23]

Сплошные колеса тяжелой храмовой машины контрастируют с более легкими колесами с проволочными спицами черного велосипеда-родстера на переднем плане.

Ранние колеса представляли собой простые деревянные диски с отверстием для оси. Некоторые из самых ранних колес были сделаны из горизонтальных срезов стволов деревьев. Из-за неравномерной структуры древесины колесо, сделанное из горизонтального среза ствола дерева, будет хуже, чем колесо, сделанное из закругленных кусков продольных досок.

Колесо со спицами было изобретено совсем недавно и позволило создавать более легкие и быстрые автомобили. Самые ранние известные образцы колес с деревянными спицами относятся к синташтинской культуре и датируются ок.   2000 г. до н.э. ( озеро Кривое ). Вскоре после этого в конных культурах Кавказского региона со спицами, запряженные лошадьми использовались боевые колесницы на протяжении большей части трех столетий . Они двинулись вглубь греческого полуострова, где соединились с существующими средиземноморскими народами, чтобы в конечном итоге дать начало классической Греции после разрушения минойского господства и консолидации во главе с доклассической Спартой и Афинами . Кельтские колесницы представили железный обод вокруг колеса в I   тысячелетии до нашей эры.

В Китае следы колес, датируемые примерно 2200   годом до нашей эры, были найдены в Пинлянтай, месте культуры Луншань . [24] Подобные следы были также найдены в Янши , городе культуры Эрлитоу , датируемом примерно 1700 годом до нашей эры. Самые ранние свидетельства существования колес со спицами в Китае происходят из Цинхая и представляют собой две ступицы колес с места, датируемого между 2000 и 1500   годами до нашей эры. [25]

в Восточной Англии было обнаружено большое деревянное колесо диаметром около 1 м (3,3 фута). В Великобритании в 2016 году на территории фермы Маст Образец, датируемый 1100–800 гг. до н. э., представляет собой наиболее полный и самый ранний из его экземпляров. тип найден в Великобритании. Ступица колеса также присутствует. Найденный поблизости позвоночник лошади позволяет предположить, что колесо могло быть частью телеги, запряженной лошадьми. Колесо было найдено в поселении, построенном на сваях над заболоченной местностью, что указывает на то, что поселение имело какую-то связь с сушей. [26]

Фигурка, изображающая Нового Света независимо изобретенное колесо . Среди мест, где были найдены игрушки на колесах, Мезоамерика — единственное место, где колесо никогда не применялось в практическом использовании до XVI века.

в Америке не наблюдалось крупномасштабного использования колес Хотя до контакта с европейцами , в мексиканских археологических раскопках были найдены многочисленные небольшие артефакты с колесами, идентифицированные как детские игрушки, некоторые из которых датируются примерно 1500 годом до нашей эры. [27] Некоторые утверждают, что основным препятствием для широкомасштабного развития колеса в Америке было отсутствие одомашненных крупных животных, которых можно было бы использовать для буксировки колесных повозок. [28] Ближайший родственник крупного рогатого скота, обитавший в Америке в доколумбовые времена, американский бизон , которого трудно приручить, и он никогда не был приручен коренными американцами; несколько видов лошадей существовали примерно 12 000 лет назад, но в конечном итоге вымерли. [29] Единственное крупное животное, одомашненное в Западном полушарии, лама , вьючное животное, физически не подходящее для использования в качестве тяглового животного для буксировки колесных транспортных средств. [30] использование ламы не распространилось далеко за пределы Анд и к моменту прибытия европейцев .

С другой стороны, мезоамериканцы никогда не изобрели ни тачку , ни гончарный круг , ни какой-либо другой практический предмет с кругом или колесами. [31] [32] Хотя они присутствуют во многих игрушках, очень похожих на те, которые можно найти во всем мире и которые до сих пор производятся для детей («игрушки-тянуть»), [31] [32] колесо никогда не применялось на практике в Мезоамерике до 16 века. [31] [32] Возможно, самое близкое к утилитарному колесу майя - это веретено , и некоторые ученые полагают, что эти игрушки изначально делались с веретеном и палочками в качестве «колес» и «топоров». [32]

Австралийские аборигены традиционно использовали для тренировок по мишеням круглые диски, катящиеся по земле. [33]

Нубийцы примерно после 400   г. до н.э. использовали колеса для прядения керамики и в качестве водяных колес . [34] Считается, что нубийские водяные колеса приводились в движение волами. [35] Известно также, что нубийцы использовали завезенные из Египта колесницы, запряженные лошадьми . [36]

Начиная с 18 века в Западной Африке, колесные транспортные средства в основном использовались в церемониальных целях в таких местах, как Дагомея . [37] Колесо почти не использовалось для передвижения, за исключением Эфиопии и Сомали в Африке к югу от Сахары, вплоть до 19 века. [38] [37]

Колеса с тремя спицами на старинном трехколесном велосипеде.

Колесо со спицами продолжало использоваться без серьезных модификаций до 1870-х годов, когда колеса с проволочными спицами и пневматические шины . были изобретены [39] Пневматические шины могут значительно снизить сопротивление качению и повысить комфорт. Проволочные спицы находятся под напряжением, а не сжатием, что позволяет сделать колесо одновременно жестким и легким. Ранние проволочные колеса с радиальными спицами привели к появлению проволочных колес с тангенциальными спицами, которые широко использовались в автомобилях до конца 20 века. Литые легкосплавные диски теперь используются чаще; Кованые легкосплавные диски используются, когда вес имеет решающее значение.

Изобретение колеса также имело важное значение для технологии в целом, включая водяное колесо , зубчатое колесо (см. также антикиферский механизм ), прялку и астролябию или крутящий момент . Более современные потомки колеса включают пропеллер , реактивный двигатель , маховик ( гироскоп ) и турбину .

Механика и функции

Колесному транспортному средству для перемещения требуется гораздо меньше усилий, чем просто тащить тот же груз. Низкое сопротивление движению объясняется тем, что работа трения совершается уже не на поверхности, по которой движется транспортное средство, а в подшипниках . В самом простом и старом случае подшипник представляет собой круглое отверстие, через которое проходит ось (« подшипник скольжения »). Даже при использовании подшипника скольжения работа трения значительно снижается, поскольку:

  • Нормальная сила на скользящем интерфейсе такая же, как и при простом перетаскивании.
  • Расстояние скольжения уменьшается для заданного расстояния перемещения.
  • Коэффициент трения на границе раздела обычно ниже.

Пример:

  • Если объект массой 100 кг тащить 10 м по поверхности с коэффициентом трения ц = 0,5, нормальная сила равна 981 Н , а проделанная работа (затраченная энергия ) равна (работа = сила х расстояние) 981 × 0,5 × 10 = 4905 джоулей .
  • Теперь дайте объекту 4 колеса. Нормальная сила между четырьмя колесами и осями равна (в сумме) 981 Н. Предположим, что для дерева μ колеса = 0,25, и допустим, что диаметр составляет 1000 мм, а диаметр оси — 50 мм. Таким образом, пока объект все еще перемещается на 10 м, поверхности трения скольжения скользят друг по другу только на расстояние 0,5 м. Совершенная работа равна 981×0,25×0,5 = 123 джоуля; проделанная работа сократилась до 1/40 от работы перетаскивания.

Дополнительная энергия теряется из-за контакта колеса с дорогой. Это называется сопротивлением качению , которое представляет собой преимущественно потери на деформацию. Это зависит от характера грунта, материала колеса, его накачки в случае шины, чистого крутящего момента, создаваемого возможным двигателем, и многих других факторов.

Колесо также может дать преимущества при перемещении по неровным поверхностям, если радиус колеса достаточно велик по сравнению с неровностями.

Колесо само по себе не является машиной, но, будучи прикреплено к оси вместе с подшипником, оно образует колесо и ось , одну из простых машин . Ведомое колесо является примером колеса и оси. Колеса появились примерно на 6000 лет раньше ведомых колес, что само по себе является результатом эволюции использования круглых бревен в качестве роликов для перемещения тяжелого груза — практика, уходящая корнями в доисторическую эпоху и до сих пор не датированная.

Строительство

Рим

Колесо из алюминиевого сплава

Обод это «внешний край колеса, удерживающий шину». [40] Он представляет собой внешнюю круглую конструкцию колеса, на котором внутренний край шины установлен на транспортных средствах, таких как автомобили . Например, на велосипедном колесе обод представляет собой большой обруч, прикрепленный к внешним концам спиц колеса, который удерживает покрышку и камеру.

В I тысячелетии до нашей эры железный появился вокруг деревянных колес колесниц обод .

Центр

Ступица — это центр колеса, в ней обычно находится подшипник и место соединения спиц.

Колесо без ступицы (также известное как колесо с ободом или бесцентровое колесо) — это тип колеса без центральной ступицы . Точнее, ступица на самом деле почти такого же размера, как и само колесо. Ось полая и повторяет положение колеса с очень малыми допусками .

Спицы

Колесо со спицами на выставке в Национальном музее Ирана в Тегеране . Колесо датируется концом 2-го тысячелетия до нашей эры и было раскопано в Чока-Занбиле .

Спица это один из некоторого количества стержней, исходящих из центра колеса ( ступицы , к которой соединяется ось ), соединяющих ступицу с круглой тяговой поверхностью. Первоначально этот термин относился к частям бревна, разделенного по длине на четыре или шесть частей. Радиальные элементы телегного колеса изготавливались путем вырезания спицы (из бревна) до готовой формы. Спиц -шейв — это инструмент , изначально разработанный для этой цели. В конце концов, термин «спица» стал чаще применяться к готовому продукту работы колесного мастера , чем к используемым материалам.

Проволока

Обода проволочных колес . (или «колес со спицами») соединены со ступицами спицами проволочными Хотя эти тросы обычно более жесткие, чем обычные стальные тросы , механически они действуют так же, как и натянутые гибкие тросы, сохраняя обод в вертикальном положении и выдерживая приложенные нагрузки.

Проволочные колеса используются на большинстве велосипедов и до сих пор используются на многих мотоциклах . Они были изобретены авиационным инженером Джорджем Кэли и впервые использованы в велосипедах Джеймсом Старли . Процесс сборки проволочных колес описывается как колесостроение .

Шина/Шина

Колесо с автомобильной шиной производства BMW . компании

Шина ( американском английском и канадском английском ) или шина в некоторых странах Содружества, таких как Великобритания, Индия , Южная Африка , Австралия и Новая Зеландия ) представляет собой кольцеобразное покрытие, которое надевается на обод колеса , чтобы защитить его и улучшить качество транспортного средства. производительность за счет создания гибкой подушки, которая поглощает удары, сохраняя при этом тесный контакт колеса с землей. Само слово может происходить от слова «связь», которое относится к внешней стальной кольцевой части колеса деревянной телеги, которая связывает деревянные сегменты вместе (см. Этимологию выше).

Основными материалами современных шин являются синтетический каучук , натуральный каучук , ткань и проволока, а также другие химические соединения. Они состоят из протектора и корпуса. Протектор обеспечивает сцепление , а корпус обеспечивает поддержку. До изобретения резины первые версии шин представляли собой просто металлические ленты, которые надевались на деревянные колеса для предотвращения износа. Сегодня подавляющее большинство шин представляют собой пневматические надувные конструкции , состоящие из кордов и проводов в форме пончика, заключенных в резину и обычно заполненных сжатым воздухом для образования надувной подушки. Пневматические шины используются на многих типах транспортных средств, таких как автомобили , велосипеды , мотоциклы , грузовики , землеройные машины и самолеты .

Выступающие или закрывающие насадки

В условиях экстремального бездорожья было изобретено несколько типов колпаков колес, которые могут быть выполнены в виде съемных приспособлений или постоянных чехлов. Такие колеса больше не обязательно круглые или имеют панели, которые делают поверхность контакта с землей плоской.

Примеры включают в себя:

  • Цепи противоскольжения — специально разработанные цепные узлы, которые оборачиваются вокруг шины для обеспечения повышенного сцепления и предназначены для езды по глубокому снегу. [41]
  • Колесо дредноута — тип постоянно прикрепленных шарнирных панелей для использования в экстремальных условиях бездорожья. Они соединены не напрямую с колесами, а друг с другом.
  • Колесо Pedrail — система рельсов, на которых удерживаются панели, удерживающие транспортное средство. Они не обязательно должны быть построены в виде круга (колеса) и, таким образом, также являются формой непрерывного пути .
  • Вариант приведенных выше примеров (название автора неизвестно) широко использовался в тяжелой артиллерии во время Первой мировой войны . Конкретные примеры: Cannone da 149/35 A и « Большая Берта» . Это были панели, которые соединялись друг с другом множеством шарниров и могли устанавливаться на современное колесо.
  • Непрерывная колея — система связанных и шарнирных цепей/панелей, охватывающих несколько колес таким образом, что позволяет распределять массу транспортного средства по пространству между колесами, расположенными перед другими колесами или позади них.
  • «Туманки для шин» — сумка, предназначенная для накрытия шины для улучшения сцепления с дорогой на глубоком снегу. [42] [43]

Колеса грузовиков и автобусов могут заблокироваться (перестать вращаться) при определенных обстоятельствах, например, при отказе тормозной системы. Чтобы это обнаружить, они иногда оснащаются «индикаторами вращения колес»: цветными полосками пластика, прикрепленными к ободу и выступающими из него, так что водитель может видеть их в зеркалах бокового обзора . Эти устройства были изобретены и запатентованы в 1998 году владельцем канадского магазина грузовых автомобилей. [44]

Альтернативы

Хотя колеса очень широко используются для наземного транспорта, существуют альтернативы, некоторые из которых подходят для местности, где колеса неэффективны. Альтернативные методы наземного транспорта без колес включают:

Символизм

Колесо времени в джайнизме .

Колесо также стало мощной культурной и духовной метафорой цикла или регулярного повторения (см ., среди прочего, чакру , реинкарнацию , Инь и Ян ). По этой причине, а также из-за труднопроходимой местности, колесные транспортные средства были запрещены в старом Тибете . Колесо в древнем Китае считается символом здоровья и силы и используется в некоторых деревнях как инструмент для предсказания будущего здоровья и успеха. Диаметр . колеса – показатель будущего здоровья Калачакра или колесо времени также является предметом некоторых форм буддизма , наряду с дхармачакрой . [45] [46]

является Крылатое колесо символом прогресса, который можно увидеть во многих контекстах, включая герб Панамы , логотип дорожного патруля штата Огайо и Государственную железную дорогу Таиланда . Колесо также является выдающейся фигурой на флаге Индии . Колесо в данном случае представляет закон ( дхарму ). Он также появляется на флаге цыган , намекая на их кочевую историю и индийское происхождение.

Внедрение колес со спицами ( колесниц ) в эпоху средней бронзы, по-видимому, имело определенный престиж. Солнечный крест, по-видимому, имеет значение в религии бронзового века , заменяя более раннюю концепцию солнечной баржи более «современной» и технологически продвинутой солнечной колесницей . Колесо также было солярным символом у древних египтян . [47]

В современном понимании «изобретение колеса» можно рассматривать как символ одной из первых технологий ранней цивилизации, наряду с сельским хозяйством и металлообработкой, и, таким образом, использовать в качестве ориентира для оценки уровня социального прогресса. [ нужна ссылка ]

Некоторые неоязычники , такие как виккане, внедрили Колесо года в свою религиозную практику. [48]

«Видение колесницы» Иезекииля 1 , автор Матфей Мериан (1593-1650).

См. также

Ссылки

  1. ^ "колесо" . Интернет-словарь этимологии . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 28 марта 2007 г.
  2. ^ «Запись в словаре американского наследия: колесо» . Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
  3. ^ Транспорт . БПИ. п. 4. ISBN  9788184972436 . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 9 января 2021 г.
  4. ^ Митчелл Льюис Диткофф (май 2008 г.). Пробудитесь за рулем: воплощайте в жизнь свои великие идеи (в непростом мире) . Издательство Моргана Джеймса. п. 15. ISBN  9781600377709 .
  5. ^ YC Чиу (2010). Введение в историю управления проектами: с древнейших времен до 1900 года нашей эры . Эбурон. п. 24. ISBN  9789059724372 .
  6. ^ Шир, Вольфрам (2015). «Глава 5: Центральная и Восточная Европа» . У Фаулера, Крис; Хардинг, Ян; Хофманн, Даниэла (ред.). Оксфордский справочник по неолитической Европе . ОУП Оксфорд. п. 113. ИСБН  978-0-19-954584-1 .
  7. ^ Буллиет, Ричард В. (2016). Колесо: изобретения и переосмысления . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 6, 51–70. ISBN  978-0-231-54061-2 .
  8. ^ Хаарманн, Харальд ; Курвинен, Аули (29 марта 2024 г.). «Колесо и повозка – революционное изобретение на окраине Старой Европы» . Европейский филиал Института археомифологии – Arkeomytologinen instituutti Euroopan haara . Проверено 21 июля 2024 г.
  9. ^ Чендлер, Грэм (2017). «Зачем изобретать колесо?» . Мир Арамко . Проверено 3 июля 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б Хаарманн, Харальд (2020). Прогресс древних цивилизаций: жизнь, культура, наука и мысль . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., Издательства. п. 40. ИСБН  978-1-4766-4075-4 .
  11. ^ Стэндадж, Том (2021). Краткая история движения: от колеса к машине и к тому, что будет дальше . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери. стр. 2–5. ISBN  978-1-63557-361-9 . OCLC   1184237267 .
  12. ^ В. Гордон Чайлд (1928). Новый свет на древнейший Восток . п. 110 .
  13. ^ Ру, Валентин; де Мирошеджи, Пьер (2009). «Возвращаясь к истории гончарного круга в Южном Леванте» . Левант . 41 (2): 155–173. дои : 10.1179/007589109X12484491671095 . ISSN   0075-8914 .
  14. ^ Мури, Питер Роджер Стюарт (1999) [1994]. Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. п. 146. ИСБН  978-1-57506-042-2 . Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 26 октября 2017 г.
  15. ^ Джон Маршалл (1996). Мохенджо-Даро и цивилизация Инда: официальный отчет об археологических раскопках в Мохенджо-Даро, проведенных правительством Индии в период с 1922 по 1927 годы, Том 1 . Азиатские образовательные услуги. п. 554. ИСБН  9788120611795 .
  16. ^ «Древние следы колес в Северной Германии» . 15 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 19 октября 2022 г.
  17. ^ «Колесо, которое я никогда не делал: найдены следы древнейшей повозки каменного века в Европе» . 29 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 19 октября 2022 г.
  18. ^ Холм, Ханс JJG «Самые ранние находки колес, их археология и индоевропейская терминология во времени и пространстве, а также ранние миграции по Кавказу». Археолингва Алапитвани , Будапешт, 2019 г., ISBN   978-963-9911-34-5
  19. ^ Аттема, PAJ; Лос-Вейнс, Массачусетс; Перс, Н.Д. Маринг-Ван дер (декабрь 2006 г.). «Броносице, Флинтбек, Урук, Джебель Аруда и Арслантепе: самые ранние свидетельства существования колесных транспортных средств в Европе и на Ближнем Востоке» . Палеоистория . 47/48. Гронингенский университет : 10–28 (11). ISBN  9789077922187 . Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 1 мая 2019 г.
  20. ^ Энтони, Дэвид А. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 67. ИСБН  978-0-691-05887-0 .
  21. ^ Велушек, А.; Чуфар К. и Зупанчич М. (2009) «Доисторическое деревянное колесо с осью из столба Стара Гмайна на Люблянских болотах», стр. 197–222 и А. Велушек (ред.). Колишчарское поселение в Старой Гмайне и его козырь. Люблянские болота во 2-й половине 4 . тысячелетия до нашей эры Кр. Opera Instituti Archaeologici Словенская 16. Любляна.
  22. ^ Фаулер, Крис; Хардинг, Ян и Хофманн, Даниэла (ред.) (2015). Оксфордский справочник по неолитической Европе. Архивировано 29 декабря 2016 года в Wayback Machine OUP в Оксфорде. ISBN   0-19-166688-2 . стр. 109.
  23. ^ Аттема, PAJ; Лос-Вейнс, Массачусетс; Маринг-Ван дер Перс, Северная Дакота (декабрь 2006 г.). «Броносице, Флинтбек, Урук, Джебель Аруда и Арслантепе: самые ранние свидетельства существования колесных транспортных средств в Европе и на Ближнем Востоке» . Палеоистория . 47/48. Университет Гронингена : 10–28 (19–20). ISBN  9789077922187 . Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 1 мая 2019 г.
  24. ^ «В Центральном Китае обнаружены самые ранние колеи от колес» . Синьхуа. Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 20 января 2020 г.
  25. ^ Барбьери-Лоу, Энтони (февраль 2000 г.) «Колесные транспортные средства в китайском бронзовом веке (ок. 2000–741 гг. До н.э.)», стр. 11-12. Китайско-платонические статьи
  26. ^ «Колесо бронзового века в «Британских Помпеях» должно стать «беспрецедентной находкой» » . Би-би-си. Архивировано из оригинала 9 ноября 2018 года . Проверено 18 февраля 2016 г.
  27. ^ Экхольм, Гордон Ф. (апрель 1946 г.). «Игрушки на колесах в Мексике». Американская древность . 11 (4): 222–28. дои : 10.2307/275722 . JSTOR   275722 . S2CID   163472346 .
  28. ^ Даймонд, Джаред (1999). Оружие, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ . Нью-Йорк: Нортон. п. 237 . ISBN  978-0-393-31755-8 . Архивировано из оригинала 26 марта 2020 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
  29. ^ Певец, Бен (май 2005 г.). Краткая история лошади в Америке . Канадский географический журнал. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года.
  30. ^ Райдер, Томас (1986). Журнал Carriage Journal: Том 23, № 4, весна 1986 г. Перевозка доц. Америки. п. 209. Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 2 июня 2018 г.
  31. ^ Jump up to: а б с Часин Кальво, Шерри. «Технология инков и ацтеков» . Энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 21 августа 2021 г. Не было ни колесных повозок, ни даже тачек. Хотя игрушки и украшения на колесиках были найдены на стоянках Мезоамерики, колесо никогда не использовалось на практике.
  32. ^ Jump up to: а б с д Смит, Герман. «Настоящие умные люди, но без руля» . Выкопайте это. Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 21 августа 2021 г.
  33. ^ koorihistory.com (1 декабря 2019 г.). « Аборигены даже не изобрели колесо » . История Кури — история аборигенов Юго-Восточной Австралии . Архивировано из оригинала 19 августа 2022 года . Проверено 5 августа 2022 г.
  34. ^ «Ремесла – открытие сокровищ древней Нубии» . NYTimes.com . 27 февраля 1994 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 18 сентября 2017 г.
  35. ^ «Что ели нубийцы» . Откройте для себя журнал . Архивировано из оригинала 1 марта 2009 года . Проверено 5 февраля 2009 г.
  36. ^ Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. п. 278 . ISBN  978-0-521-21592-3 . Архивировано из оригинала 10 июня 2020 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
  37. ^ Jump up to: а б Закон, Робин С. (1980). «Колесный транспорт в доколониальной Западной Африке». Африка . 50 (3): 249–62. дои : 10.2307/1159117 . JSTOR   1159117 . S2CID   148903113 .
  38. ^ Чавес, Исайяс; Энгерман, Стэнли Л .; Робинсон, Джеймс А. (2012). Изобретение колеса заново: экономические преимущества колесного транспорта в ранней колониальной Британской Западной Африке (PDF) . Центр международных отношений Уэзерхеда . п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2014 года . Проверено 5 января 2014 г. Одна из величайших технологических загадок экономической истории стран Африки к югу от Сахары заключается в том, что до колониального периода колесный транспорт практически не использовался. Вместо этого основным методом транспортировки был носильщик.
  39. ^ bookrags.com. Архивировано 27 мая 2008 г. в Wayback Machine - Колесо и ось.
  40. ^ Джуэл, Элизабет (2006). Карманный Оксфордский словарь и тезаурус . Издательство Оксфордского университета. п. 722. ИСБН  978-0-19-530715-3 . Архивировано из оригинала 4 мая 2016 года . Проверено 4 января 2012 г.
  41. ^ «Примеры цепей противоскольжения» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
  42. ^ «Примеры «тоутов для шин» » . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
  43. ^ «Еще один пример «тоутов для шин» » . Архивировано из оригинала 3 ноября 2020 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
  44. ^ «Вот для чего нужны эти полоски, свисающие с колес грузовика» . Ялопник . Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 7 января 2022 г.
  45. ^ Джон Ньюман (1991). «Реклама/описание». В геше Лхундуб Сопа (ред.). Колесо времени: Калачакра в контексте . Шамбала . ISBN  978-1-55939-779-7 . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
  46. ^ Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел, Круг блаженства: буддийское медитативное искусство, с. 524.
  47. ^ Холл, Аделаида С. (2005). Глоссарий важных символов на иврите: языческие и христианские формы . Козимо. п. 56. ИСБН  978-1-59605-593-3 . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 года . Проверено 17 октября 2015 г.
  48. ^ Уильямс, Лиз (29 июля 2013 г.). «Язычество, часть 3: Колесо года» . Хранитель . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad038bb1ad0b07a224c81e4453d24993__1722265200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/93/ad038bb1ad0b07a224c81e4453d24993.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wheel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)