Jump to content

Свободная импровизация

Свободная импровизация или свободная музыка — это импровизированная музыка без каких-либо общих правил, которая следует интуиции исполнителей. Этот термин может относиться как к технике, используемой любым музыкантом в любом жанре, так и к узнаваемому жанру экспериментальной музыки сам по себе.

Свободная импровизация как музыкальный жанр развивалась в основном в Великобритании, а также в США и Европе в середине-конце 1960-х годов, в основном как результат развития фри-джаза и современной классической музыки . К представителям свободной импровизированной музыки относятся саксофонисты Эван Паркер , Энтони Брэкстон , Питер Броцманн и Джон Цорн , композитор Полин Оливерос , тромбонист Джордж Э. Льюис , гитаристы Дерек Бэйли , Генри Кайзер и Фред Фрит , басисты Дэймон Смит и Джейр-Ром Паркер Уэллс и импровизационные группы Sponthan Music Ensemble и АММ .

Характеристики

[ редактировать ]

В контексте теории музыки свободная импровизация означает переход от акцента на гармонии и структуре к другим измерениям музыки, таким как тембр , текстура , мелодические интервалы, ритм и спонтанные музыкальные взаимодействия между исполнителями. Это может придать свободной импровизационной музыке абстрактные и невзрачные качества. [ 1 ] Хотя отдельные исполнители могут выбирать игру в определенном стиле, тональности или в определенном темпе , такие соглашения, как структура песен, встречаются крайне редко; больше внимания обычно уделяется настроению музыки или исполнительским жестам, чем заранее заданным формам мелодии , гармонии или ритма . Эти элементы импровизируются по желанию по мере развития музыки, и исполнители часто интуитивно реагируют друг на друга в зависимости от элементов своего исполнения.

Английский гитарист Дерек Бэйли описал свободную импровизацию как «игру без памяти». [ 2 ] В своей книге «Импровизация » Бейли писал, что свободная импровизация «не имеет стилистической или идиоматической обязательности. У нее нет предписанного идиоматического звучания. Характеристики свободно импровизированной музыки устанавливаются только звуково-музыкальной идентичностью человека или лиц, ее играющих». [ 3 ]

Исполнители свободной музыки, принадлежащие к самым разным слоям общества, часто музыкально взаимодействуют с другими жанрами . Например, итальянский композитор Эннио Морриконе был участником группы свободной импровизации Nuova Consonanza. Энтони Брэкстон написал оперу , а Джон Зорн написал известные оркестровые пьесы.

Хотя существует множество важных прецедентов и разработок, свободная импровизация развивалась постепенно, поэтому трудно определить конкретный момент, когда зародился этот стиль. Свободная импровизация в первую очередь происходит от движения неопределенности и фри-джаза .

Гитарист Дерек Бэйли утверждает, что свободная импровизация, должно быть, была самым ранним музыкальным стилем, потому что «первое музыкальное исполнение человечества не могло быть ничем иным, как свободной импровизацией». Точно так же Кейт Роу заявил: «Другие музыканты начали играть свободно, задолго до AMM , задолго до Дерека [Бейли]! Кто знает, когда началась свободная игра? Вы можете себе представить, как лютнисты в 1500-х годах напивались и импровизировали для людей перед дрова... шум, стук, должно быть, был огромен. Вы читали совершенно невероятные описания этого. Я не могу поверить, что музыканты тогда не уплыли в свободную игру . Монтеверди [ так в оригинале ] должен исходить из этого, но все это было в контексте репертуара». [ 4 ]

Классические прецеденты

[ редактировать ]

К середине 20-го века такие композиторы, как Генри Коуэлл , Эрл Браун , Дэвид Тюдор , Ла Монте Янг , Джексон Мак Лоу , Мортон Фельдман , Сильвано Буссотти , Карлхайнц Штокхаузен и Джордж Крамб , вновь представили импровизацию в европейской художественной музыке. , с композициями, которые позволяли или даже требовали от музыкантов импровизации. Одним из ярких примеров этого является » Корнелиуса Кардью : «Трактат графическая партитура без каких-либо традиционных обозначений, которую музыкантам было предложено интерпретировать.

Некоторые органисты до сих пор широко практикуют импровизацию на концертах или церковных службах, а курсы импровизации (включая бесплатную импровизацию) являются частью многих программ высшего образования для церковных музыкантов. [ 5 ]

Международная свободная импровизация

[ редактировать ]

С 2002 года новозеландский коллектив «Vitamin S» еженедельно проводит импровизации, основанные на случайно выбранных триох. Витамин S выходит за рамки музыки и включает в себя импровизаторов из других форм, таких как танец, театр и кукольное представление. [ 6 ]

С 2006 года импровизационная музыка во многих формах поддерживается и продвигается ISIM, Международным обществом импровизационной музыки. В состав ISIM входят около 300 артистов-исполнителей и ученых со всего мира, в том числе Полин Оливерос , Роберт Дик , Джейн Айра Блум , Роман Столяр , Марк Дрессер и многие другие.

Основанная в 2007 году в Манчестере, Англия, группа Noise Uphairs была учреждением, занимающимся практикой импровизационной музыки. [ 7 ] проведение регулярных концертов и творческих мастер-классов, на которых они продвигают международных и британских артистов, таких как Кен Вандермарк , [ 8 ] Ле Куан Нинь , Ингрид Лауброк и Юрий Ландман . Помимо этих мероприятий, Noise Upsteads ежемесячно проводит вечера джема. [ 9 ]

В Берлине, Германия, начиная с 1990-х годов возникла школа свободной импровизации, известная как echtzeitmusik («музыка в реальном времени» или «мгновенная музыка»). Этому способствуют такие организации, как Ausland , Anorak Club, Labor Sonor и другие. [ 10 ]

Сцена в центре города

[ редактировать ]

В конце 1970-х годов в Нью-Йорке собралась группа музыкантов, которые разделяли интерес к свободной импровизации, а также к року, джазу, современной классике, мировой музыке и поп-музыке. Они выступали на лофтах, квартирах, подвалах и площадках, расположенных преимущественно в центре Нью-Йорка ( 8BC , Pyramid Club , Environ, Roulette , The Knitting Factory и Tonic ), а также проводили регулярные концерты свободной импровизации, в которых участвовали многие выдающиеся деятели сцены. в том числе Джон Зорн , Билл Ласвелл , Джордж Э. Льюис , Фред Фрит , Том Кора , Тошинори Кондо , Уэйн Хорвиц , Юджин Чедборн , Зина Паркинс , Энтони Коулман , Полли Брэдфилд , Икуэ Мори , Роберт Дик , Нед Ротенберг , Боб Остертаг , Кристиан Марклей , Дэвид Мосс , Крамер и многие другие. Они работали друг с другом, независимо и со многими ведущими европейскими импровизаторами того времени, включая Дерека Бэйли , Эвана Паркера , Хана Беннинка , Мишу Менгельберга , Питера Брецмана и других. Многие из этих музыкантов продолжают использовать импровизацию в той или иной форме в своем творчестве.

Электронная свободная импровизация.

[ редактировать ]

Электронные устройства, такие как генераторы, эхо, фильтры и будильники, были неотъемлемой частью свободных импровизационных выступлений таких групп, как Kluster, на андеграундной сцене клуба Zodiac в Берлине в конце 1960-х годов. [ 11 ] Для джаз-рок записи концерта Agharta - в 1975 году Майлз Дэвис и его группа использовали свободную импровизацию и электронику. [ 12 ] особенно гитарист Пит Коузи , который импровизировал звуки, пропуская свою гитару через кольцевой модулятор и EMS Synthi A. [ 13 ]

Но лишь позже традиционные инструменты были полностью упразднены в пользу чистой электронной свободной импровизации. В 1984 году швейцарский дуэт импровизаторов Voice Crack начал использовать строго «взломанную повседневную электронику». [ 14 ]

Электроакустическая импровизация

[ редактировать ]

Последняя ветвь импровизационной музыки характеризуется тихими, медленными, минималистичными текстурами и часто использует портативные компьютеры или неортодоксальные формы электроники.

Развивавшийся во всем мире в середине-конце 1990-х годов с центрами в Нью-Йорке, Токио и Австрии, этот стиль получил название строчной музыки или EAI ( электроакустическая импровизация ) и представлен, например, американским звукозаписывающим лейблом Erstbeing Records и австрийский лейбл Mego .

EAI часто радикально отличается даже от устоявшейся свободной импровизации. Эйлс пишет: «Одна из проблем описания этой музыки состоит в том, что она требует нового словарного запаса и способов передачи ее звука и воздействия; такого словаря еще не существует – как вы описываете тонкие различия между различными типами контролируемой обратной связи ? Я еще не видел, чтобы кто-нибудь делал это убедительно – отсюда и использование таких слов, как «форма» и «текстура»!» [ 15 ]

Свободная импровизация на радио.

[ редактировать ]

Расположенная в Лондоне независимая радиостанция Resonance 104.4FM , основанная Лондонским коллективом музыкантов , часто транслирует экспериментальные и бесплатные импровизированные исполнительские произведения. WNUR 89.3 FM («Чикагский звуковой эксперимент») - еще один источник бесплатной импровизированной музыки на радио. Трансляция «Часа свободного джаза» Тарана на Radio-G 101.5 FM, Анже и Euradio [ fr ] 101.3 FM, Нант полностью посвящена фри-джазу и другой свободно импровизированной музыке. Импровист, [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Скотт ДеВо и Гэри Гиддинс (2009). Джаз (первое изд.). WW Norton & Company, Inc.
  2. ^ Эйлс, Джон (10 августа 2005 г.). «Свободная импровизация» . Все о джазе . Проверено 4 апреля 2008 г.
  3. ^ Бэйли, Дерек . «Свободная импровизация» . Кортикальный фонд. Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года . Проверено 4 апреля 2008 г.
  4. ^ Уорбертон, Дэн (январь 2001 г.). «Кит Роу» . Парижский трансатлантический журнал . Проверено 4 апреля 2008 г.
  5. ^ «HMTM Ганновер: Церковная музыка (B.Mus.)» . Hmtm-hannover.de. 30 декабря 2011 года . Проверено 3 августа 2012 г.
  6. ^ «Внутри трека 2008: Эпизод 4» . 95bFM . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года.
  7. ^ «Шум наверху – О» . thenoiseupstages.com . Проверено 4 апреля 2018 г.
  8. ^ «Все вещи с тегами: Трио Кена Вандермарка» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
  9. ^ «Представления – Шум наверху» . thenoiseupstages.com . Проверено 4 апреля 2018 г.
  10. ^ «Ресурсный чат с Грегором Хотцем, Австралия» (PDF) . Ресурс . трансмедиальный.
  11. ^ Алан и Стивен Фриман: Трещина в космическом яйце, Audion Publications, 1996, ISBN   0-9529506-0-X
  12. ^ Бэйлс, Марта (13 мая 2001 г.). «Майлз Дэвис: крутой хамелеон; новатор с дуэльными амбициями». Нью-Йорк Таймс . п. 19.
  13. ^ Тшасковский, Анджей (1976). «Агарта». Джазовый форум . № 40. Варшава. п. 74.
  14. ^ "о poire_z_fr" . For4ears.com. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 3 августа 2012 г.
  15. ^ Эйлс, Джон (21 июня 2006 г.). «4g: облако» . Все о джазе . Проверено 4 апреля 2008 г.
  16. ^ «Неожиданно – Пол Роджерс, контрабас. Концерт записан на Радио Франции 14 января – France Musique» . Сайты.radiofrance.fr. 28 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года . Проверено 3 августа 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dba0d7f44af4afbd2e23d3a96454027b__1723306680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/7b/dba0d7f44af4afbd2e23d3a96454027b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Free improvisation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)