Jump to content

Площадь Сатор

(Перенаправлено из Sator Arepo Tenet Opera Rotas )

Площадь Сатора (в формате SATOR), выгравированная на стене в средневековом городе-крепости Оппед-ле-Вье , Франция.

Квадрат Сатора (или квадрат Ротас-Сатора или магический квадрат тамплиеров ) — это двумерный акростих класса словесных квадратов, из пяти слов содержащий латинский палиндром . [1] Самые ранние квадраты были найдены на стоянках римской эпохи, все в форме ROTAS (где верхняя строка — «ROTAS», а не «SATOR»), причем самое раннее открытие было в Помпеях (и, вероятно, также до 62 г. н.э.). [а] Самая ранняя площадь с христианскими изображениями датируется шестым веком. [б] К Средним векам квадраты Сатора были обнаружены по всей Европе , Малой Азии и Северной Африке . [1] [2] В 2022 году Британская энциклопедия назвала его «самым знакомым квадратом с буквами в западном мире». [3]

На площади был опубликован значительный объем научных исследований, но спустя более века до сих пор нет единого мнения о ее происхождении и значении. [1] [4] [5] Открытие «теории Патерностера» в 1926 году привело к краткому консенсусу среди ученых о том, что квадрат был создан ранними христианами, но последующие открытия в Помпеях заставили многих ученых поверить, что квадрат, скорее всего, был создан как римская словесная головоломка ( согласно головоломке «Рома-Амор» ), которая позже была принята христианами. Однако эта теория происхождения не может объяснить, как римская словесная головоломка стала таким мощным религиозным и магическим средневековым символом. Вместо этого утверждалось, что квадрат был создан в форме ROTAS как еврейский символ, наполненный загадочной религиозной символикой, которая позже была принята христианами в форме SATOR. [1] [2] [6] Существует множество других, менее поддерживаемых академических теорий происхождения, таких как пифагорейская или стоическая головоломка, гностический , орфический или итальянский языческий амулет , загадочный митраистский или семитский нумерологический амулет или что это было просто устройство для определения направления ветра. [1]

На протяжении всей своей истории (и даже до XIX века в Северной и Южной Америке) квадрат ассоциировался с магическими силами, включая предполагаемую способность тушить пожары, особенно в Германии. Квадрат появляется в медицинских учебниках раннего и позднего средневековья, таких как « Тротула» , и использовался в качестве средневекового лекарства от многих недугов, особенно от укусов собак и бешенства , а также от безумия и облегчения во время родов. [1] [2]

Он представлен в самых разных произведениях современного искусства, включая художественные книги, картины, партитуры и фильмы. [5] и особенно в фильме Кристофера Нолана » 2020 года « Довод . [7] В 2020 году The Daily Telegraph назвала это «одной из вещей, которые в классическом мире больше всего напоминают мем » . [8]

Описание и наименование

[ редактировать ]
Площадь Сатора (в форме ROTAS) на фасаде восьмивекового аббатства Св. Петра и Ораториума в Италии.

Квадрат Сатора представляет собой сетку 5 × 5, состоящую из пяти 5-буквенных слов, всего 25 символов. В нем используются 8 различных латинских букв: 5 согласных (S, T, R, P, N) и 3 гласных (A, E, O). В некоторых версиях также рисуются вертикальные и горизонтальные линии сетки, но во многих случаях такие линии отсутствуют. Квадрат описывается как двумерный палиндром или словесный квадрат , который представляет собой особый класс двойного акростиха . [3] [9]

Квадрат бывает двух форм: ROTAS (слева внизу) и SATOR (справа внизу): [2] [6]

РОТАС
ОПЕРА
ДОГМАТ
АРЕПО
САТОР

САТОР
АРЕПО
ДОГМАТ
ОПЕРА
РОТАС

Самые ранние версии квадрата римской эпохи имеют слово ROTAS в верхней строке (так называемый квадрат в форме ROTAS, слева вверху), но перевернутая версия с SATOR в верхней строке стала более доминирующей со времен раннего средневековья (так называемая SATOR). -форма квадрата, прямо вверху). [1] Некоторые ученые называют ее площадью Ротас-Сатор. [2] [6] и некоторые из них называют объект ребусом , [1] [10] или магический квадрат . [2] Со времен средневековья он также был известен как Магическая площадь тамплиеров. [1] [11]

Открытие и знакомства

[ редактировать ]
Один из четырех квадратов Сатора (все в форме ROTAS), найденных в Дура-Европосе , Сирия , около 200 г. н.э.
Самая старая известная площадь. Найденный в 1936 году на колонне в Палестре Гранде [ it ] (CIL 8623), сейчас он хранится в Музее Помпеи. [12]

Существование площади было давно признано с раннего средневековья, и различные примеры были найдены в Европе, Малой Азии , Северной Африке (в основном в коптских поселениях) и Америке. [1] [10] Средневековых примеров площади в форме SATOR имеется множество, в том числе самый ранний французский пример в Каролингской Библии 822 года нашей эры в монастыре Сен-Жермен-де-Пре . Многие средневековые европейские церкви и замки имеют надписи на площади Сатор. [1] [10]

Первым признанным серьезным академическим исследованием площади стала публикация в 1881 году исторического обзора Райнхольда Келера [ de ] в Zeitschrift für Ethnologie [ de ] под названием «Sator-Arepo-Formel», и впоследствии на нем был опубликован значительный объем академических исследований. смысл квадрата. [1] [10]

Вплоть до 1930-х годов самой ранней версией считался коптский папирус с квадратом в форме ROTAS, датируемый четвертым или пятым веком нашей эры. [б] [10] [13] В 1889 году британский историк древности Фрэнсис Хаверфилд определил, что обнаруженный в 1868 году квадрат Сатора, найденный в форме ROTAS, процарапанный на оштукатуренной стене в римском поселении Кориниум в Сайренчестере , имеет римское происхождение, однако его утверждение в то время не принималось во внимание большинство ученых считали площадь «очарованием раннего средневековья». [1] [14]

В конечном итоге правота Хаверфилда была доказана раскопками 1931–32 годов в Дура-Европос в Сирии , в ходе которых были обнаружены три отдельные квадратные надписи Сатора, все в форме ROTAS, на внутренних стенах римского военного офиса (и четвертая год спустя), которые были датируется примерно 200 годом нашей эры. [1] [15]

Пять лет спустя, в 1936 году, итальянский археолог Маттео Делла Корте [ it ] обнаружил квадрат Сатора, также в форме ROTAS, начертанный на колонне в Палестра Гранде [ it ] (гимназий) возле амфитеатра Помпеи ( CIL IV 8623 ). . [16] Это открытие побудило Делла Корте пересмотреть фрагмент квадрата, опять же в форме ROTAS, который он сделал в 1925 году в доме Публия Пакиуса Прокула, также в Помпеях ( CIL IV 8123 ). Площадь у дома Публия Пакия Прокула датируется периодом между 50 и 79 годами нашей эры (судя по декоративному стилю интерьера), а находка на площади Палестра датируется до 62 года нашей эры (и, следовательно, землетрясение 62 года нашей эры ). [а] что делает это старейшим известным открытием площади Сатор на сегодняшний день. [1] [10]

Отдельные слова

[ редактировать ]

Слова написаны на латыни, и ученым известны следующие переводы: [2] [6]

КРОТ
(именительный падеж существительного; от serere , «сеять») сеятель, плантатор, основатель, прародитель ( обычно божественный ); создатель; буквально «сеялка». [2] [6]
АРЕПО
неизвестное слово, возможно, имя собственное, либо придуманное для завершения палиндрома, либо нелатинского происхождения (см. § Интерпретации Арепо ). [2] [6]
ДОГМАТ
(глагол; от tenere , «держать») он/она/оно держит, хранит, постигает, владеет, овладевает, сохраняет, поддерживает. [2] [6]
ОПЕРА
(аблатив [см. оперу ] существительное единственного числа) служение, боли, труд; забота, усилия, внимание. [2] [6]
МАРШРУТЫ
( ротос , винительный падеж множественного числа от рота ) колеса. [2] [6]

Построение предложения

[ редактировать ]
Форма Сатора квадрата на двери в Гренобле , Франция

Самый прямой перевод предложения: «Сеятель (или земледелец) Арепо бережно держит колеса (или бережно — колеса)». [1] [10] [14] [4] [17] Подобные переводы включают: «Фермер Арепо работает на колесах», [18] или «Арепо-сеятель (сатор) умело направляет (тенет) колесо (ротас) (опера)». [19]

Некоторые ученые, такие как французский историк Жюль Кишера , [10] считаю, что квадрат следует читать в стиле бустрофедона (т.е. в чередующихся направлениях). [20] Стиль бустрофедон, что в переводе с греческого означает «как пашет бык», подчеркивает сельскохозяйственный аспект площади. [1] Такое прочтение, примененное к квадрату в форме САТОР, и повторение центрального слова TENET дает SATOR OPERA TENET – TENET OPERA SATOR, что очень широко интерпретируется как: «что посеешь, то и пожнешь». [10] в то время как некоторые считают, что квадрат следует читать всего лишь как три слова – SATOR OPERA TENET, что они вольно переводят как: «Творец (автор всего сущего) поддерживает свои произведения»; оба из которых могут подразумевать греко-римское стоическое и/или пифагорейское происхождение. [1] [5]

Британский академик Дункан Фишвик отмечает, что перевод подхода бустрофедона не работает при применении к квадрату в форме ROTAS: [10] однако бельгийский ученый Поль Грожан изменил правило бустрофедона в форме ROTAS (т.е. начиная с правой стороны вместо левой), чтобы получить SAT ORARE POTEN, что в общих чертах переводится как еврейский призыв к молитве: «Можете ли вы достаточно молиться?». [1] [10]

Интерпретации Арепо

[ редактировать ]

Слово AREPO является hapax legomenon (т.е. оно больше нигде не встречается в латинской литературе). Некоторые ученые полагают, что это, скорее всего, имя собственное или, возможно, теофорное имя , которое было адаптировано из нелатинского слова или было изобретено специально для площади Сатора. [10] Французский историк Жером Каркопино полагал, что это слово произошло от галльского слова, обозначающего «плуг», однако другие ученые не приняли это во внимание. [с] [10] Американский историк древнего права Дэвид Добе полагал, что AREPO представляет собой еврейскую или арамейскую интерпретацию древнегреческого слова «альфа» ( Ἄλφα ) и «омега» ( ω ), давая концепцию « Альфа-Омега » (ср. Исия 44.6 и Откровение 1:8 ). из раннего иудео-христианства. [1] Дж. Гвин Гриффитс утверждал, что термин AREPO произошел через Александрию от засвидетельствованного египетского имени «Hr-Hp» ( ḥr ḥp ), которое, по его мнению, означало «лицо Аписа ». [1] [21] В 1983 году сербско-американский ученый Мирослав Маркович предложил термин AREPO как латинизированную аббревиатуру Гарпократа (или « Гора -ребенка»), бога восходящего солнца, также называемого Γεωργός `Aρπον , что, по мнению Марковича, соответствует SATOR AREPO. Это можно было бы перевести как: «Сеятель Гор/Гарпократ держит под контролем труды и пытки». [1] [22] [5]

Дункан Фишвик, среди других ученых, считал, что AREPO было просто остаточным словом, которое требовалось для завершения сложного и изощренного палиндрома (который, по мнению Фишвика, был заложен скрытой еврейской символикой, согласно теории происхождения «еврейского символа», приведенной ниже), и ожидать большего от этого слова было неразумно от его вероятных еврейских создателей. [2]

Дальнейшие анаграммы

[ редактировать ]

Предпринимались попытки обнаружить «скрытые смыслы» анаграмматическим методом перестановки букв, из которых составлен квадрат. [1]

  • В 1883 году немецкий историк Густав Фрич исправил письма и обнаружил обращение к сатане: [1] [10]
    САТАНА, ОРО ТЕ, ПРО АРТЕ А ТЕ СПЕРО
    САТАНА, ТЕР ОРО ТЕ, ОПЕРА ПРЕСТО
    САТАНА, TER ORO TE, REPARATO OPES
  • Французский историк Гийом де Жерфанион каталогизировал примеры известных формул экзорцизма, такие как: [10]
    РЕТРО САТАНА, ТОТО ОПЕРА АСПЕР и молитвы
    Я ЗОЛОТО ТЕБЕ, ПАТЕР, Я ЗОЛОТО ТЕБЕ, ПАТЕР, ЗДОРОВЫЙ
    О ОТЕЦ, ГУБЫ ДЛЯ НАШЕГО ВЕКА
    ТЕПЕРЬ, ДЕЙСТВУЙТЕ, ПОКАЗЫВАЙТЕСЬ, ПАСТОР
  • В 1887 году польский этнограф Оскар Кольберг внес поправки в строгий анаграмматический подход, используя сокращения, и таким образом вывел из 25 букв площади Сатора 36 букв монашеского устава: SAT ORARE POTEN (TER) ET OPERA(RE) R(ATI)OT (У)АС(ИТ), [10] которое он считал древним правилом бенедиктинцев; Французский историк Гастон Летоннелье в 1952 году применил аналогичный подход, чтобы получить христианскую молитву: SAT ORARE POTEN(TIA) ET OPER(A) A ROTA S(ERVANT), что переводится как: «Молитва — это наша сила, и она спасет нас от колеса». (судьбы?)». [1]
  • В 1935 году немецкий историк искусства Куно фон Харденберг [ де ] считал, что он обнаружил облегчение, которое Роза Сарона дала Святому Петру за грех его отречения от Христа, с анаграммой PETRO ET REO PATET ROSA SARONA, которая переводится как «Для Петра». даже виновному роза Сарона открыта»; ученые опровергли его интерпретацию. [1] [10]
  • В 2003 году американский историк Роуз Мэри Шелдон перечислила некоторые из множества разнообразных предложений, которые можно составить из анаграмм квадрата, включая ее любимое: APATOR NERO EST, что можно перевести как утверждение о том, что римский император Нерон был результатом непорочного зачатия. [1]

Происхождение и значение

[ редактировать ]

Происхождение и значение квадрата ускользнули от окончательного академического консенсуса даже после более чем столетия исследований. [6] [4] [5] В 1938 году британский историк-классик Дональд Аткинсон заявил, что площадь занимает «таинственный регион, где встречаются религия, суеверия и магия, где, как полагают, слова, цифры и буквы, если их правильно объединить, обладают властью над природными процессами… ". [13] Даже к 2003 году американский академик Роуз Мэри Шелдон назвала это «одной из старейших неразгаданных словесных головоломок в мире». [1] В 2018 году американский историк античности Меган О'Дональд все же отметила, что «большинство интерпретаций площади ROTAS не смогли достичь консенсуса из-за ошибок», и, в частности, согласования археологических свидетельств с более поздним принятием площади в качестве религиозного и магического объекта. объект. [23]

Христианский символ

[ редактировать ]

Принятие христианами

[ редактировать ]

Независимо от теории его происхождения, свидетельства того, что квадрат Сатора, особенно в его форме САТОР, стал частью христианских образов, не оспариваются учеными. [1] [2] Академики отмечают неоднократную ассоциацию Христа с «сеятелем» (или САТОРом), [1] и слова о площади Сатора были обнаружены в христианской среде даже в очень раннем средневековье, в том числе:

Площадь Сатора появляется в различных христианских общинах, например, в Абиссинии , где в Эфиопской Книге Мертвых отдельные гвозди креста Христа назывались: Садор, Аладор, Данет, Адера, Родас. [1] Вероятно, они заимствованы из еще более ранних коптских христианских произведений, в которых ранам Христа и гвоздям креста также приписываются имена, напоминающие пять слов из квадрата. [1]

Хотя у ученых мало сомнений в том, что христиане приняли квадрат, неясно, были ли они авторами этого символа. [1] [14]

Теория патерностера

[ редактировать ]
Анаграмма Молитвы Господней из 25 букв квадрата, включая расположение Альфы и Омеги остаточных А и О. букв [2] [24] Предлагается альтернативная компоновка, в которой буквы A и O расположены на крайних концах креста Патерностера. [5] [25] и еврейский вариант с буквами, расположенными в форме буквы Х (т.е. тау). [2]

В 1924–1926 годах три человека по отдельности обнаружили: [д] или заново открыли, что на квадрате можно написать название Молитвы Господней , «Патерностер», дважды пересекаясь в крестообразной форме (см. изображение напротив). Остальные оставшиеся буквы (две А и две О ) могли бы быть помещены в четыре квадранта креста и представляли бы Альфу и Омегу , устоявшиеся в христианской символике . [2] [18] Расположение букв A и O было дополнительно подтверждено тем фактом, что положение букв T в квадрате Сатора образовывало точки креста - в Послании Варнавы есть неясные ссылки на то, что T является символом креста. – и что А и О также лежат в четырех квадрантах этого креста. [10] На момент этого открытия самая ранняя известная площадь Сатора датировалась четвертым веком. [б] [1] дальнейшее подтверждение датировки христианской символики, присущей теории Патерностера. [2] Академики считали, что христианское происхождение площади во многом решено. [1] [14] [2] [6] [15]

С последующим открытием площадей Сатора в Помпеях, датируемых периодом до 79 г. н.э., [а] Теория Патерностера начала терять поддержку даже среди таких известных сторонников, как французский историк Гийом де Жерфанион . [10] [15] Иерфанион отмечал: что (1) маловероятно, чтобы в Помпеях присутствовало много христиан, что (2) христиане первого века писали бы квадрат по-гречески, а не по-латыни, что (3) христианские понятия Альфы и Омеги только появляются после первого века, что (4) символ креста появляется только примерно в 130–131 годах нашей эры и что (5) загадочные христианские символы появились только во время гонений третьего века . [1] [10] [15]

Жером Каркопино утверждал, что площади Помпеи были построены позднее мародерами. Однако отсутствие каких-либо нарушений вулканических отложений в Палестре означало, что это маловероятно. [10] [14] [15] а теория Патерностера как доказательство христианского происхождения потеряла большую часть своей академической поддержки. [1] [10] [6] [15] [24]

Независимо от христианского происхождения, многие ученые считали открытие Патерностера случайным явлением, математически невозможным. [13] Некоторые исследовали эту математическую вероятность, в том числе немецкий историк Фридрих Фокке [ де ] и британский историк Хью Ласт , но не пришли к какому-либо выводу. [1] Компьютерный анализ 1987 года, проведенный Уильямом Бейнсом, вывел из квадрата ряд «псевдохристианских формул», но Бейнс пришел к выводу, что это ничего не доказывает. [6]

Римская головоломка со словами

[ редактировать ]

Существует значительная современная академическая поддержка теории о том, что квадрат возник как словесная головоломка римской эпохи. [1] [6] [23] Итальянский историк Арсенио Фругони нашел эту надпись на полях Carme delle scolte modenesi рядом с палиндромом Рома-Амор. [1] и итальянский классик Маргарита Гуардуччи отметила, что это похоже на двумерную словесную головоломку-акростих ROMA OLIM MILO AMOR, которая также была найдена в Помпеях ( см. в Викисловаре ), а также в Остии и Болонии. подробную информацию о помпейских граффито [1] Точно так же еще один квадрат в форме ROTAS, выцарапанный на стене римской эпохи в подвале базилики Санта-Мария-Маджоре , был найден рядом с палиндромами Рома-Амор и Рома-Суммус-Амор. [26] Дункан Фишвик отметил, что «составление палиндромов на самом деле было развлечением римского землевладельца». [10] Американский классический эпиграфист Ребекка Бенефиел отметила, что к 2012 году в Помпеях было обнаружено более 13 000 отдельных надписей и что в доме Публия Пакия Прокула (где был найден квадрат) только насчитывалось более 70 граффити. [4]

Компьютерное исследование 1969 года, проведенное Чарльзом Дугласом Ганном, началось с квадрата Рома-Амор и выявило 2264 лучших версии, из которых он считал квадрат Сатора лучшим. [1] Происхождение квадрата как словесной головоломки решило проблему AREPO (слова, которое больше нигде не встречается в классической письменности) как необходимого компонента для завершения палиндрома. [23]

Фишвик по-прежнему считал эту интерпретацию недоказанной и пояснил, что очевидное открытие палиндрома Рома-Амор, написанное рядом с открытием квадрата на плитке в Аквинкуме в 1954 году, было переведено неправильно (во всяком случае, оно поддерживало квадрат как амулет). [10] Фишвик и другие считают, что ключевым недостатком римской теории происхождения головоломок является отсутствие какого-либо объяснения того, почему квадрат позже стал так прочно ассоциироваться с христианством и со средневековым очарованием. [10] [23] [15] Некоторые утверждают, что это можно преодолеть, если рассматривать это как создание пифагорейско - стоической головоломки. [1] [5]

В 2018 году Меган О'Доннелл утверждала, что квадрат — это не просто словесная головоломка, а скорее часть латинско-римского граффито , которое следует читать образно как колесо (т. е. ROTAS), и что текстуально-визуальное взаимодействие имело параллели с в Помпеях найдены и другие формы граффито, некоторые из которых позже стали использоваться в качестве амулетов. [23]

Еврейский символ

[ редактировать ]
Центральный крест, созданный вертикальными и горизонтальными словами TENET, имеет как христианскую, так и еврейскую символику (например, « крест тау » или еврейский символ тау «+»). [2] [5] Он также параллелен римской системе Кардо и Декуманус , поскольку является центральным перекрестком дорог через города. [5]

Некоторые выдающиеся учёные, в том числе британско-канадский учёный Древнего Рима Дункан Фишвик, [2] Американский историк древнего права Дэвид Добе , [1] и британский историк древности Мэри Бирд , [27] считают, что площадь, вероятно, имеет еврейское происхождение. [1]

Фишвик отмечает, что недостатки теории Патерностера (см. выше) устраняются, если посмотреть на нее с еврейской точки зрения. [2] В Помпеях проживало большое количество латиноязычных евреев, и их склонность к загадочным и мистическим словесным символам была хорошо известна. [2] [10] Концепция Альфа и Омега появляется в иудаизме гораздо раньше (Исх. 3.14; Ис. 41.4 и 44.6 ), а буквы « алеф » и « тау » используются в Талмуде как символы целостности. [2] [10] Буквы Т в TENET можно объяснить не как христианские кресты, а как латинскую форму еврейского символа спасения «тау» (от Иезекииля), и его архаичная форма (+ или X) регулярно появляется в оссуариях как эллинистического , так и раннеримского периода. раз. [2] [10] Фишвик подчеркивает центральное положение буквы N , поскольку евреи придавали значение произнесению «Имени» (или номена). [2] [10]

Кроме того, Фишвик считает, что еврейское происхождение дает удовлетворительное объяснение кресту Патерностера (или X), поскольку его конфигурация представляет собой архаичное еврейское «тау» (+ или X). [2] [10] Слово «Патерностер» не уникально для христианства, оно также имеет корни в иудаизме, где в нескольких молитвах говорится «Отче наш». [2] [10] Фишвик заключает, что переводы слов ROTAS OPERA TENET AREPO SATOR не имеют значения, за исключением той степени, в которой они имеют некоторый смысл и тем самым скрывают еврейское загадочное очарование, и требовать от них большего значения - значит «ожидать невозможного». [2] [10] Мотивом создания квадрата творения могли быть еврейские погромы 19 или 49 года нашей эры, однако он вышел из употребления только для того, чтобы позже быть возрожден христианами, столкнувшимися с собственными гонениями и ценившими его скрытый символизм Патерностера, Альфы и Омеги, но который сосредоточился на форме САТОР (которая делала акцент на «сеятеле», который ассоциировался с Христом). [2]

Исследование, проведенное в 2006 году французским ученым-классиком Николя Винелем, опираясь на недавние открытия в области математики древних магических квадратов, предположило, что квадрат был «еврейской криптограммой, использующей пифагорейскую арифметику». [25] Винель расшифровал несколько еврейских понятий на квадрате, в том числе причину создания AREPO, и смог объяснить слово SAUTRAN, которое появляется рядом с квадратом, обнаруженным на колонне Палестра в Помпеях. [25] Винель выступил с критикой теории еврейского происхождения: почему евреи тогда отказались от этого символа? – отметив греческие тексты, от которых они также отказались (например, Септуагинту ) в пользу еврейских версий. [25]

Другие теории

[ редактировать ]

Объем научных исследований, опубликованных на площади Ротас-Сатор, считается значительным (и даже описывается одним источником как «огромным»); [4] Американский академик Роуз Мэри Шелдон попыталась каталогизировать и сделать обзор наиболее выдающихся работ в статье 2003 года, опубликованной в Cryptologia . [1] Среди более разнообразных, но менее поддерживаемых теорий, записанных Шелдоном, были:

  • Несколько немецких ученых писали о связях квадрата с пифагореизмом и стоицизмом , в том числе филолог Хильдебрехт Хоммель [ де ] , историк Вольфганг Кристиан Шнайдер [ де ] и Хайнц Хоффман и другие. [1] [2] Шнайдер считал, что площадь является важным связующим звеном между этрусской религией и академической философией стоиков. Хоммель считал, что в стоической традиции эфесское слово AREPO будет отброшено, а квадрат будет читаться в стиле бустрофедона как SATOR OPERA TENET, TENET OPERA SATOR, что переводится как «Творец сохраняет свои произведения». [1] [5] Немецкий ученый Ульрих Эрнст [ де ], написавший статью о площади Сатор в «Энциклопедии христианства», нашел эту теорию убедительной: [5] но Мирослав Маркович опроверг перевод. [22]
  • Некоторые ученые связывают площадь с гностическим происхождением, например, Жан Дуаньон, Густав Мареш, Адольфо Омодео и Хильдебрехт Хоммель [ де ] . Английский египтоголист Дж. Гвин Гриффитс объясняет AREPO как личное имя, происходящее от египетского имени «Hr-Hp», и относит квадрат к александрийскому происхождению, где гностическая традиция использовала акростихи. [1] [5]
  • Некоторые ученые связывают площадь с орфическими культами , в том числе сербский историк Милан Будимир, который связал греческую форму AREPO с именем Орфей. [1] [2]
  • Итальянский академик Адольфо Омодео связал квадрат с митраистским происхождением, поскольку открытия римской эпохи были сделаны в военных местах, среди которых он был популярен, в то время как академический историк Уолтер О. Мёллер пытался вывести митраистскую связь, используя предполагаемые математические закономерности в квадрате, но его аргументы не были признаны убедительными другими учеными. [1] [2] [28] [29]
  • Норвежский филолог Самсон Эйтрем занял последнюю половину квадрата, начиная с N, чтобы получить: «net Opera rotans», что переводится как «Она прядет свои произведения», интерпретируя это как существо женского пола (то есть Гекату ), демона или даже сам квадрат вращается на своих спицах TENET, тем самым давая крестьянину итальянское языческое происхождение с квадратом как индикатором ветра. [1] [2]
  • Некоторые ученые, такие как швейцарский археолог Вальдемар Деонна [ фр ] предположили, что это числовой квадрат, что также предполагает семитское происхождение. [1] Существенной проблемой является то, что квадрат написан на латыни, а у римлян не было зашифрованной системы счисления, как у греков или семитов. Однако если буквы транслитерировать на греческий язык, а затем присвоить им зашифрованные числа, слово ТЕНЕТ можно перевести как 666, число зверя . [1] Уолтер О. Мёллер проанализировал полученные числовые комбинации и установил, что квадрат был создан митраистскими нумерологами. [1] [28]
  • В 1925 году Зацман интерпретировал квадрат как еврейскую или арамейскую апотропную формулу против дьявола и перевел квадрат следующим образом: «Сатана Адама Табат Амада Натас». [1]
  • В 1958 году французский историк Поль-Луи Кушу предложил новую интерпретацию квадрата как устройства для определения направления ветра. [1]

Магические и медицинские ассоциации

[ редактировать ]

В 2003 году Роуз Мэри Шелдон отметила: «Еще долго после падения Рима и еще долго после того, как широкая публика забыла о классических играх в слова, квадрат выжил среди людей, которые, возможно, даже не читали по-латыни. Они продолжали использовать его как оберег против болезни, зло и невезение. К концу Средневековья «профилактическая магия» квадрата прочно вошла в суеверия Италии, Сербии, Германии и Исландии и со временем даже перешла в Северную Америку». [1] Квадрат появляется в версиях нескольких популярных магических рукописей из магических текстов раннего и позднего средневековья, таких как Tabula Smaragdina и Clavicula Salomonis . [30]

Средневековые немецкие квадратные огненные диски Сатор
Государственная и городская библиотека, Аугсбург

В средневековой Германии квадрат записывали на дисках, которые затем бросали в костры для их тушения. [1] Указ 1743 года герцога Эрнеста Огюста Саксен-Веймар-Эйзенахского требовал от всех поселений изготовления квадратных дисков Сатора для борьбы с пожарами. [1] К пятнадцатому веку площадь использовалась как пробный камень против пожара в замках Шинон и Шато де Жарнак [ фр ] во Франции. [10]

Квадрат появляется как средство во время родов в латинском медицинском тексте XII века « Тротула» . [31] и широко упоминался как лекарство от укусов собак и бешенства в средневековой Европе; [1] в обоих случаях лекарство/излечение осуществляется путем употребления в пищу хлеба, на котором написаны слова квадрата. [1] [31] К шестнадцатому веку использование квадрата для лечения безумия и лихорадки было задокументировано в таких книгах, как De Varia Quercus Historia (1555) Жана дю Шуля и De Rerum Varietate (1557) Джероламо Кардано . Жан дю Шуль описывает случай, когда житель Лиона выздоровел от безумия после того, как съел три корочки хлеба, на которых был написан квадрат. [10] После еды человек произносил пять патерностеров, обозначающих пять ран Христа, что было связано с христианскими образами, которые, как считалось, закодированы в квадрате. [10]

Давно потерянный друг (1820) [32]

Ученые нашли средневековые заклинания, средства и лекарства на основе Сатора для самых разных применений: от родов до зубной боли, любовных зелий, способов защиты от злых чар и даже для определения того, был ли кто-то ведьмой. [1] Ричард Кавендиш отмечает, что в средневековом манускрипте в Бодлеанском языке говорится: «Напишите эти [пять саторов] слов на пергаменте кровью Калвера [голубя], держите его в левой руке и просите, чего пожелаете, и вы это получите. ." [33] Другие примеры включают Боснию, где квадрат использовался как средство от аквафобии , а в Исландии его выгравировали на ногтях для лечения желтухи . [1]

Есть примеры из девятнадцатого века в Южной Америке, где площадь Сатора использовалась как лекарство от укусов собак и змей в Бразилии. [1] и в анклавах немецких поселенцев (или горных белых ) в горах Аллегейни, которые использовали площадь для предотвращения пожаров, прекращения припадков и предотвращения выкидышей. [1] Площадь Сатора фигурирует в книгах восемнадцатого века о народной медицине пау-вау , голландцев Пенсильвании таких как «Давно потерянный друг» (см. Изображение). [32]

Яркие примеры

[ редактировать ]
  • Самая старая площадь Сатора была найдена в ноябре 1936 года в форме ROTAS, выгравирована на колонне номер LXI в Палестра-Гранде [ it ] недалеко от амфитеатра Помпеи ( CIL IV 8623 ). Граффити, связанные с конкретными колоннами, появились еще до землетрясения в Помпеях в 62 году нашей эры . [а] [14] [15] что делает его самой старой известной площадью. Чуть ниже него также есть дополнительные граффити со словами SAUTRAN и VALE ( CIL IV 8622a-b ). [1] [10]
  • Другой квадрат Сатора был также найден в октябре 1925 года в форме ROTAS, выгравирован на стене в ванной комнате дома Публия Пакия Прокула (Reg I, Ins 7, 1), также в Помпеях ( CIL IV 8123 ). Стиль дома, связанный с правлением Нерона , датирует площадь периодом между 50 и 79 годами нашей эры (разрушение города). [1] [10] [15]
  • Квадрат Сатора был найден в 1954 году в форме ROTAS, выгравирован на черепице дома римского имперского губернатора Нижней Паннонии второго века в Аквинкуме , недалеко от Будапешта , Венгрия. Были споры о том, является ли вторая частичная надпись, найденная рядом с квадратом, частью палиндрома Рома-Амор (подтверждая тем самым теорию происхождения римской головоломки), но это кажется маловероятным. [10] [15]
Римские квадраты II века в форме ROTAS
Манчестер , Англия
Конимбрига Португалия
  • Квадрат Сатора был найден в 1978 году в форме ROTAS, выгравирован на фрагменте римской керамики на римском памятнике в Манчестере , датированном примерно 1978 годом. 185 год нашей эры. [14]
  • Четыре квадрата Сатора были найдены в 1931–1932 годах, все в форме ROTAS, выгравированы на стенах военных зданий в Дура-Европос в Сирии , датированные ок. 200 год нашей эры. [1] [10] [14] [15]
  • Квадрат Сатора был найден в 1868 году в форме ROTAS, нацарапанным на оштукатуренной стене в римско-британском поселении Кориниум Добуннорум в Сайренчестере . [14] [15]
  • Квадрат Сатора был найден в 1971 году в форме ROTAS, выгравирован на необожженном кирпиче в римском городе Конимбрига в Португалии и датирован вторым веком. [15]
  • Квадрат Сатора был найден в 1966–71 годах в форме ROTAS, выцарапанным на стене римской эпохи во время раскопок базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме (вместе с палиндромами Roma-Amor и Rome Summus Amor). [26]

Раннее средневековье

[ редактировать ]
Примеры коптских квадратных амулетов Сатора, Музей папируса, Вена.
  • Самой ранней площадью Сатора в постримские времена было открытие в 1899 году квадрата в форме ROTAS, начертанного на коптском папирусе немецкими историками Адольфом Эрманом и Фрицем Кребсом в коллекциях египетских папирусов Берлинских государственных музеев (тогда Koniglischen Museen); в нем нет других явных христианских образов. [1] [13]
  • Самый ранний квадрат Сатора с явными дополнительными христианскими изображениями — это бронзовый амулет шестого века из Малой Азии, на котором с одной стороны изображены две рыбы, повернутые друг к другу, а с другой стороны — квадрат Сатора, написанный греческими буквами в шахматном порядке. Над квадратом написано слово «ИХТУС», что напрямую переводится как термин, обозначающий Христа . Он также находится в Государственных музеях Берлина. [б] [1]
  • Одним из самых ранних примеров площади Сатора в христианской церкви является мраморный квадрат формы САТОР на фасаде церкви ок. 752 год нашей эры. Бенедиктинское аббатство Святого Петра-ад-Оратория , недалеко от Капестрано , в Италии . [1]
  • Самым ранним примером из Франции является квадрат в форме SATOR, найденный в Каролингской Библии 822 года нашей эры в монастыре Сен-Жермен-де-Пре . [1] [10] есть примеры девятого-десятого веков В Кодексе 384 из Монте-Кассино , а на полях работы под названием Versus de Cavenda Venere et Vino Found , которая является частью Кодекса 1.4 Капитоларе ди Модена, был найден квадрат, написанный на полях. [1]
  • Один из самых ранних примеров применения квадрата к медицинским верованиям содержится в латинских медицинских учебниках двенадцатого века « Тротула» , где в переведенном тексте говорится: «[98] Или пусть эти имена будут написаны на сыре и масле: + sa. е. op. ab. z. po. c. y. e pe. pu c. [31] В том же духе есть пергамент тринадцатого века из Орийака , в котором предлагается квадратное пение Сатора для рожениц. [10]

Позднее средневековье

[ редактировать ]
Самсон и Лев . Мозаика двенадцатого века со словами «квадрат в круге», Соборная церковь Святого Урса , Аоста , Италия.
[ редактировать ]
Филиппо Бальби (ок. 1860 г.)

Площадь Сатора вдохновила множество произведений искусства, в том числе некоторых классических и современных композиторов, таких как произведения австрийского композитора Антона Веберна и итальянского композитора Фабио Менгоцци . [37] писатели, такие как бразильский писатель Осман Линс (чей роман «Аваловара» (1973) повторяет структуру площади), и такие художники, как американский художник Дик Хиггинс с «Меланколией» (1983), [5] и американский художник Гэри Стефан с Sator Arepo Tenet Opera Rotas (1982). [38]

Фильм британо-американского режиссера Кристофера Нолана » 2020 года «Довод включает в себя все пять имен с площади Сатор: [7]

  • Главного антагониста зовут Сатор. [7]
  • Художника, создавшего кованые рисунки Гойи, звали «Арепо». [7]
  • Тенет — это название фильма, а также название секретной организации, которая работает над спасением мира. [7]
  • Первая сцена происходит в оперном театре . [7]
  • Сатору принадлежит строительная компания «Ротас». [7]

Американский писатель Лоуренс Уотт-Эванс отмечает, что сэр Терри Пратчетт назвал главную площадь вымышленного города Анк-Морпорк в своей серии книг «Плоский мир » «Площадь Сатора», намеренно отсылая к этому символу. Уотт-Эванс отмечает, что серия «Плоский мир» полна других случайных отсылок к необычным символам и концепциям. [39]

Песня Tenet скандинавской нео-фолк-группы Heilung основана на площади Сатор. Все его отдельные музыкальные партии, мелодии и инструменты (а иногда и тексты песен) воспроизводятся одинаково как вперед, так и назад. [40]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Работа итальянского археолога Амедео Майури в 1938 году показала, что граффито на квадратной колонне Помпеи Палестра, связанной с площадью Ротас, были связаны с граффито, которые могли появиться до землетрясения 62 года нашей эры ; позже это было подтверждено немецким филологом-классиком Фридрихом Фокке [ де ] в 1948 году на основе анализа лепнины конкретных квадратных колонн Палестры. [14] [15]
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Коптский папирус четвертого или пятого века с квадратом Сатора не имел никаких свидетельств каких-либо христианских ассоциаций или христианских образов. Не прошло и двух столетий, как появились первые квадраты Сатора с дополнительными христианскими изображениями, которые окончательно связывали бы их с христианством. [1]
  3. ^ Дункан Фишвик показал, что этот перевод на плуг был основан на «неверном знании латыни, если не греческого языка», [10] и точка зрения Фишвика была поддержана французским историком Робером Этьеном . [15]
  4. Самым известным и влиятельным из этих троих был немецкий священник Феликс Гроссер, опубликовавший в 1926 году; [2] Немецкий историк Кристиан Франк [ де ] опубликовал в 1924 году, а шведский историк Сигурд Агрелль опубликовал в 1927 году. [1]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Шелдон, Роуз Мэри (2003). «Ребус Сатора: неразгаданная криптограмма?» . Криптология . 27 (3): 233–287. дои : 10.1080/0161-110391891919 . S2CID   218542154 . Проверено 10 сентября 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Фишвик, Дункан (1954). «О происхождении площади Ротас-Сатор» . Гарвардское богословское обозрение . 57 (1). Издательство Кембриджского университета : 39–53. дои : 10.1017/S0017816000024858 . JSTOR   1508695 . S2CID   162908002 . Проверено 10 сентября 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Площадь Сатор» . Британская энциклопедия . Проверено 17 сентября 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Бенефиел, Ребекка Р. (2012). «Волшебные квадраты, алфавитные путаницы, загадки и многое другое: культура словесных игр среди граффити Помпеи». Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии . Де Грюйтер . стр. 65–79. дои : 10.1515/9783110270617.65 . ISBN  978-3-11-027000-6 . Проверено 15 сентября 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Эрвин Фальбуш; Ян Лохман; Джон Мбити; Ярослав Пеликан; Лукас Вишер (февраль 2008 г.). Энциклопедия христианства Том. 5. Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . стр. 100-1 755–757. ISBN  978-0802880055 . Проверено 16 сентября 2022 г. Вход: «Квадрат слов» Ульриха Эрнста.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Бейнс, Уильям (июль 1987 г.). «Площадь Ротас-Сатор: новое расследование» . Исследования Нового Завета . 33 (3). Издательство Кембриджского университета : 469–476. дои : 10.1017/S0028688500014405 . S2CID   170226416 . Проверено 10 сентября 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уилкинсон, Алисса (4 сентября 2020 г.). «Древний палиндром, объясняющий принцип Кристофера Нолана» . Вокс . Проверено 13 октября 2021 г.
  8. ^ Лейт, Сэм (30 августа 2020 г.). «Как Тенет был вдохновлен палиндромами, мемами древнего мира» . «Дейли телеграф» . Проверено 20 сентября 2022 г.
  9. ^ Гриффитс, Дж. Гвин (март 1971 г.). « Арепо» на Волшебной площади «Сатор». Классический обзор . Новая серия. 21 (1): 6–8. дои : 10.1017/S0009840X00262999 . S2CID   161291159 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В Фишвик, Дункан (1959). «Раннехристианская криптограмма?» . КЧА . 26 . Университет Манитобы : 29–41. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 13 октября 2021 г.
  11. ^ Пиковер, Клиффорд А. (июнь 2002 г.). «Краткая история магических квадратов: Магический квадрат тамплиеров» . Дзен магических квадратов, кругов и звезд: выставка удивительных структур разных измерений . Издательство Принстонского университета . стр. 23–25. ISBN  978-0691115979 . Проверено 20 сентября 2022 г.
  12. ^ «Площадь Сатора из Большого спортзала» . Археологический парк Помпеи . 2023 . Проверено 14 июня 2023 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Аткинсон, Дональд (1938). «Формула Сатора и начало христианства» (PDF) . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 22 (2): 419–434. дои : 10.7227/BJRL.22.2.6 . Проверено 10 сентября 2022 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хемер, Колин Дж. «Площадь Ротас-Сатор в Манчестере» (PDF) . Вера и мысль . 105 :36–40 . Проверено 12 сентября 2022 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Этьен, Робер (1978). «Le «Carre Magique» в Конимбриге (Португалия), «Волшебная площадь» в Конимбриге (Португалия)». Конимбрига . Скрипта Антиква. Том. XVII. Университет Коимбры . стр. 15–34. ISBN  9782356132987 . Проверено 13 сентября 2022 г.
  16. ^ «Площадь Сатор со стороны Палестры Гранде» . Археологический парк Помпеи . 2023.
  17. ^ Добе, Дэвид (2011). Новый Завет и раввинистический иудаизм . Випф и Сток . п. 403. ИСБН  978-1610975100 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Свайр, Элли (19 ноября 2019 г.). «Площади Сатора» . Библиотеки колледжа Магдалины . Проверено 13 октября 2021 г.
  19. ^ Уилкс, Изобель (19 июля 2021 г.). «Площадь САТОР» . Музей Кориниум . Проверено 13 сентября 2022 г.
  20. ^ Керам, CW (1958). Марш археологии . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 30. ISBN  0-3944-3528-1 . LCCN   58-10977 .
  21. ^ Гриффит, Дж. Гвин (1971). « Арепо» на Волшебной площади «Сатор». Классический обзор . 21 (1). Издательство Кембриджского университета (CUP): 6–8. дои : 10.1017/s0009840x00262999 . ISSN   0009-840X . S2CID   161291159 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Маркович, Мирослав (1983). «SATOR AREPO = ΓΕΩΡΓΟΣ ̔ΑΡΠΟΝ(ΚΝΟΥΦΙ) ΑΡΠΩΣ ( geōrgos arpon [ knouphi ] arpōs ), arpo(cra), harpo(ящики)». Журнал папирологии и эпиграфики . 50 : 155-171. JSTOR   20183770 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и О'Дональд, Меган (2018). «Колесо ROTAS: форма и содержание в помпейском граффито» . Журнал папирологии и эпиграфики . 205 : 77–91. JSTOR   26603971 . Проверено 10 сентября 2022 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Фергюсон, Эверетт (1999). Энциклопедия раннего христианства (2-е изд.). Рутледж . п. 1002. ИСБН  978-0815333197 . Проверено 16 сентября 2022 г. Ротас Сатор (первый век): Хотя результат поразителен, интерпретация основана на маловероятных предположениях, и более вероятен нехристианский смысл.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Винель, Николя (апрель 2006 г.). «Скрытый иудаизм на площади Сатор в Помпеях» . Ревю истории религий . 223 (2): 3. дои : 10.4000/rhr.5136 . S2CID   170115926 . Проверено 16 сентября 2022 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Волхвы, Филиппо (1972). «Календарь, написанный под церковью Санта Мария Маджоре». Искусство и археология . 16 . Книжный магазин издательства Ватикана . ISBN  9788820943790 .
  27. ^ Борода, Мэри (30 ноября 2012 г.). «Были ли в Помпеях христиане? Слово-квадрат свидетельство сатора» . Проверено 12 сентября 2022 г. Гораздо более вероятно, что здесь мы имеем дело с латиноязычным еврейским лозунгом, и существует множество свидетельств существования евреев в городах Везувия (включая кошерную версию гарума, римского основного продукта тухлого рыбного соуса). «Альфа» и «Омега» хорошо известны в еврейской литературе, а «Отец наш» прекрасно совместим с еврейским культурным прошлым (и встречается в еврейских молитвах).
  28. ^ Перейти обратно: а б Мёллер, Уолтер (декабрь 1973 г.). Митраистское происхождение и значение квадрата Ротас-Сатор . Издательство «Брилл» . ISBN  978-90-04-03751-9 .
  29. ^ Фергюсон, Эверетт (2003). Предпосылки раннего христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 590–. ISBN  978-0-8028-2221-5 .
  30. ^ Отто, Бернд-Кристиан; Беллинградт, Даниэль (декабрь 2017 г.). «Приложение А». Магические рукописи в Европе раннего Нового времени: тайная торговля нелегальными книжными коллекциями . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 134–135. дои : 10.1007/978-3-319-59525-2 . ISBN  978-3-319-59524-5 . Проверено 10 мая 2023 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Бонд, Сара Э. (4 января 2016 г.). «Сила палиндрома: письмо, чтение и игра слов (Часть II)» . Университет Айовы . Проверено 13 сентября 2022 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Липскомб, Сюзанна (август 2020 г.). История магии, колдовства и оккультизма . ДК . ISBN  978-1465494290 . Проверено 26 сентября 2022 г. Амулет «Квадрат Сатора». Этот раннехристианский магический инструмент под названием «Квадрат Сатора» показывает слова, которые можно прочитать назад или вперед. В своей книге о пау-вау Иоганн Джордж Хоман заявил, что площадь Сатор обладает свойствами, которые могут тушить пожары с такой же легкостью, как и защищать коров от ведьм.
  33. ^ Кавендиш, Ричард (1983). Черные искусства: краткая история колдовства, демонологии, астрологии (40-е изд.). ТарчерПеригей . п. 130. ИСБН  978-0399500350 . Проверено 17 сентября 2022 г.
  34. ^ Роулинсон, Джон (март 1981 г.). О Ривингтоне (3-е изд.). Братья Нельсон. п. 42. ИСБН  978-0950061528 .
  35. ^ Перейти обратно: а б «amnordisk runtextdatabas» . Ранфорум Уппсала. 20 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2012 года . Проверено 13 февраля 2014 г.
  36. ^ Уайльд, Джейн (1888). «Дурной глаз». Древние легенды, мистические чары и суеверия Ирландии . Национальная библиотека Ирландии . стр. 18–23. ISBN  9783849673604 . Проверено 16 сентября 2022 г.
  37. ^ «Мировая премьера нот из Асти аплодировала в Афинах» . Ла Стампа (на итальянском языке). 27 февраля 2020 г. Проверено 13 октября 2021 г.
  38. ^ «Sator Arepo Tenet Opera Rotas (1982) Гэри Стефана» . Метрополитен-музей . Проверено 17 сентября 2022 г.
  39. ^ Уотт-Эванс, Лоуренс (июль 2008 г.). Черепаха движется!: Несанкционированная история Плоского мира . Книги БенБеллы . п. 44. ИСБН  978-1933771465 . Проверено 29 сентября 2022 г.
  40. ^ «Палиндромы исцеления, Тенет» . Спутник Музыка.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df65d98980b84adf465f939b7996a0dd__1720289460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/dd/df65d98980b84adf465f939b7996a0dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sator Square - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)