Майсит
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
Тора , различает два типа соблазнителей к идолопоклонству: месит ( иврит : מסית ) (Втор. 13:7) — это еврей соблазняющий человека к идолопоклонству , тогда как мадиах (מדיח) (Втор. 13:14) — это тот, кто публично соблазняет многих в идолопоклонство. Побудителем идолопоклонства может быть и то, и другое. [ 1 ] [ 2 ] Склонение к идолопоклонству в иудаизме карается смертной казнью по Закону Моисея .
Библейский источник
[ редактировать ]Втор. 13:7-9 гласит:
13:7 Если брат твой, или сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена лона твоего, или друг твой, то есть как душа твоя, соблазнит тебя [йеСИТиха — корень слова МЕСИТ ] тайно, говоря: «Пойдем и будем служить другим богам», которых не знал ни ты, ни отцы твои;
- Брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на груди твоей, или сосед твой, который по сердцу твоему, тайно сказал: «Мы пойдем и будем служить другим богам, которых ты и ваши отцы не знали.
13:8 богов народов, которые вокруг тебя, близко к тебе или далеко от тебя, от одного конца земли до другого конца земли;
- От богов народов, которые вокруг тебя, рядом с тобой или далеко от тебя, от края земли до края земли
13:9 Не соглашайся с ним и не слушай его; и не пожалеешь его глаз твой, и не пощадишь, и не укроешь его;
- Не возненавидишь его и не послушаешь его, и не пожалеешь на него глаз твоих, и не пожалеешь его, и не покроешь его.
Закон Моисея применяет сильный и бессострадательный подход к соблазнителю из-за оскорбительного служения идолопоклонству, к которому соблазнитель стремится привлечь поклонников.
Раввинистическая интерпретация
[ редактировать ]Преступление соблазнителя идолопоклонства было настолько серьезным и опасным, что в некоторых случаях некоторые юридические ( галахические ) требования надлежащей правовой процедуры могли быть смягчены, чтобы поймать соблазнителя в ловушку. [ 3 ] Галахот , касающийся месита и мадиаха, можно найти в Маймонида » « Мишне Тора : Сефер хаМада: Аводат Кохавим (Идолопоклонство): Глава пятая. [ 4 ] Пять негативных заповедей, касающихся месита , взяты всего из одного стиха, Втор. 13:9 (цитировано выше); они есть: [ 5 ] [ 6 ]
- Не любить месит
- Не уменьшать свою ненависть к нему
- Не для того, чтобы спасти ему жизнь
- Не выдвигать никаких аргументов в свою пользу
- Не скрывать информацию, которая приведет к его осуждению
Человек является мезитом , если он, например, говорит коллеге: «Я буду поклоняться ложному божеству. (Следуй за мной;) Я пойду поклоняться...» или «Пойдем поклоняться...» То есть, он соблазняет своего товарища в единственном или множественном числе. Когда он обращает в свою веру двух человек, они могут выступать против него свидетелями. Они должны вызвать его в суд и дать против него показания, рассказав то, что он им сказал, и месита побьют камнями. [ 4 ]
Учитывая крайнюю позицию Второзакония 13 в отношении соблазна к идолопоклонству, Хазал [ ВОЗ? ] перечислить многочисленные детали, отражающие уникальные методы борьбы с соблазнителем;
- Даже если соблазнитель не поклонялся идолопоклонству в действии, соблазнитель все равно подлежит смерти.
- Соблазнитель подлежит смерти даже без обычного предупреждения (ивр. хатраа ).
- Свидетели имеют право скрываться, наблюдая за соблазнителем в действии.
- Сокрытие свидетельских материалов, которые потенциально могут спасти соблазнителя, является законным.
- Соблазняемый обязан сам доставить соблазнителя к побивания камнями . месту
- Требуется публичное объявление о предстоящей казни соблазнителя.
Хотя первоначальным контекстом Второзакония является язычество, в некоторых более поздних раввинистических интерпретациях отрывок о «соблазнителе» также применялся к христианскому прозелитизму. [ 7 ] [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Шафер Иисус в Талмуде - Страница 68 2009 «Месит - это тот, кто соблазняет человека к идолопоклонству,27 тогда как мадиах понимается как тот, кто публично вовлекает многих в идолопоклонство.28 Иисус, как говорит нам Талмуд, был и тем, и другим: он соблазнил не только одного человека, но и всех»
- ^ Ястроу фр.—Исп. Подстрекатель или зачинщик (со ссылкой на Втор. XIII, 7, кв.) тот, кто возбуждает людей к поклонению идолам. Снх. VII, 10. Й.иб. 1. в. ВОЗ. ...высоким тоном и что массит говорит громким голосом, маддия
- ^ Марианна Савицкий - Пересечение Галилеи: Архитектура контакта на оккупированной земле Иисуса, 2000 г. - стр. 167 «Но преступление соблазнителя (ивр. mesit) было настолько серьезным и опасным, что некоторые юридические требования надлежащей правовой процедуры можно было смягчить, чтобы чтобы позволить властям поймать преступника, Месит был как соль в почве».
- ^ Перейти обратно: а б «Аводат Кохавим – Глава пятая – Chabad.org» . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Аводат Кохавим – Глава первая – Chabad.org» . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Моисей Маймонид, Книга знаний: из Мишне Торы Маймонида Хелен М. Рассел, 1981 г. - страница 70 «Трактат 4 ИДОПОЛЯТИЕ». Здесь перечислены пятьдесят одна заповедь, две положительные и сорок девять отрицательных. Это: 1. . .. 14. Не любить соблазнителя. 15. Не переставать ненавидеть идолопоклонника. 16. Не любить. спасти его 17. Не просить за него».
- ^ Дэвид Бергер (профессор) еврейской истории и еврейской памяти: очерки в честь Йосефа Хаима Йерушалми , изд. Элишева Карлебах, Джон М. Эфрон – 1998 – Страница 26 «Средневековое еврейство было наследником двух наборов внутренних источников об Иисусе: нескольких разрозненных замечаний в раввинистических текстах и различных версий контревангелия, известного как Толедот Йешу.1 Там мало что можно сказать об образе соблазнителя и подлеца-колдуна, повешенного на кочерыжке капусты2».
- ^ Джошуа Шварц, Марсель Поортуис Святые и образцы для подражания в иудаизме и христианстве , 2004 г. Страница 292 «... повествования Бена Стады в раввинистической литературе и традиции, касающиеся месита или соблазнителя, могут быть применены к апостолу Петру, ср.»